Сравнение и способ ее выражение. Понятие о деепричастии

Билет № 9

Понятие о деепричастии.

Признаки глагола и наречия у деепричастия.

Деепричастие - это самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом.

Деепричастия образуются от глагола, имеют с ним общее лексическое значение. Но

деепричастие имеет и признаки наречия: оно не изменяется, в предложении является

обстоятельством . Как правило, деепричастие можно заменить глаголом -

сказуемым.

Деепричастия отвечают на вопросы и др.

Деепричастия образуются от глаголов при помощи суффиксов:

-а- (-я-), -в, -вши, -ши : моргать – моргая, сидеть – сидя, поговорить – поговорив,

проснуться – проснувшись, опереться – опершись.

Деепричастие объединяет признаки глагола и наречия и показывает, каким образом, почему, когда совершается действие, названное глаголом-сказуемым. Деепричастие отвечает на вопросы что делая? что сделав? как? каким образом? почему? когда? и др.

Признаки глагола у деепричастия:

1. Деепричастия могут быть возвратными и невозвратными :

1. возвратное: имеет суффикс – сь;

2. невозвратное: не имеет суффикса – сь .

2. Деепричастия могут быть совершенного и несовершенного вида:

1. несов. в. - отвечает на вопрос что делая ?

2. сов. в. - отвечает на вопрос что сделав ?

3. Деепричастия распространяются, как глаголы :

Признаки наречия у деепричастия:

1. Деепричастия - неизменяемые слова.

2. В предложении деепричастие зависит от глагола-сказуемого

и является обстоятельством .

Правописание частицы НЕ с существительными,

Прилагательными, наречиями.

Правописание НЕ с существительными.

1.Пишутся слитно с не имена существительные, которые без не не употребляются.

2. Пишутся слитно с не имена существительные, которые в сочетании с не не .

3.Пишутся слитно с не существительные, обозначающие лиц и выражающие качественный оттенок; в сочетании с не образуются слова со значением противопоставления.

4.Раздельно пишется не с существительным в вопросительном предложении, если отрицание логически подчёркивается.

Правописание НЕ с прилагательными.

1.Пишутся слитно с не имена прилагательные, которые без не не употребляются.

2. Пишутся слитно с не имена прилагательные, которые в сочетание с не приобретают противоположное значение; обычно такие слова можно заменить синонимами без не .

3. Пишутся раздельно с не имена прилагательные, если имеется или подразумевается противопоставление.

Правописание НЕ с наречиями.

1.Пишутся слитно с не наречия, которые без не не употребляются.

2. Пишутся слитно с не наречия на , которые в сочетание с не приобретают противоположное значение; обычно такие слова можно заменить синонимами без не .

3. Пишутся раздельно с не наречия, если имеется или подразумевается противопоставление.

4. Пишутся раздельно с не наречия на , если при них в качестве пояснительного слова стоит отрицательное наречие, начинающиеся с ни, либо сочетание далеко не, вовсе не, отнюдь не.

5. Пишутся раздельно или слитно с не наречия на –о (слова категория состояния) типа нетрудно видеть- не трудно видеть; при утверждении они пишутся слитно, при отрицании – раздельно.



Название частей речи Слитно Раздельно
существительное 1) говоритьнеправду- можно заменить синонимом ложь; 2) какая неряха– не употребляется без НЕ говорить не правду, аложь -
прилагательное 1) небольшой дом - можно заменить синонимом маленький; 2) невзрачный– не употребляется без НЕ 1) не большой, а маленький дом - есть противопоставление с союзом а ; 2) вовсе не равнодушный – ; 3) не синий, не стеклянный, не труднее- ◄ с прилагательными, обозначающими цвет, ◄ относительными и притяжательными прилагательными, ◄ с прилагательными в сравнительной степени.
наречие 1) говорить негромко - можно заменить синонимом тихо , 2) писать небрежно – не употребляется без НЕ 1) говорить не громко, а тихо - есть противопоставление с союзом а; 2) ничуть не интересно - со словамивовсе не, далеко не, ничуть не, нисколько не, отнюдь не

Сравнение и способы его выражения.

Всё познаётся в сравнении.

Конфуций

Сравнить – рассмотреть одно с другим для установления сходства или различия, сопоставить, соотнести, отличить, уловить. Сравнения относят к средствам художественной изобразительности – это троп .


Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь , она завоет,
То заплачет, как дитя ,

То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый ,
К нам в окошко застучит.


Сравнения в этом тексте: “как зверь ”, “как дитя ”, “как путник запоздалый ”.

Зверь – признак ярости, озлобления, бешенства.

Дитя – признак игривости, непредсказуемости, нежности, крикливости.

Путник – признак неожиданности, внезапности появления.

Цель урока: определить роль сравнения как изобразительно-выразительного средства в русском языке.

Задачи:

  1. Изучить теоретический материал, дать определение сравнения.
  2. Проанализировать художественные тексты, определить способы выражения сравнения.
  3. Выяснить изобразительно-выразительные особенности сравнения.

Оборудование: раздаточный материал, презентация, справочная литература.

ХОД УРОКА

1. Учитель: Представьте, что вы смотрите в летнее небо и наблюдаете за проплывающими облаками. Они медленно плывут, постоянно меняя свои формы и удивляя вас своей белизной. Попробуйте назвать слово «облака» другими словами, которые в той или иной мере говорили о признаках и свойствах этого предмета. (слайд 1)

Учащиеся называют различные ассоциации, связанные с облаками.

Учитель: Скажите, чтобы так назвать облака, что вы делали? (Сравнивали, сопоставляли, находили общие черты)

2. Учитель: Я никогда не устану повторять, как богат наш русский язык, какие неисчерпаемые возможности он имеет, чтобы обычное слово зазвучало по-новому, превратилось в зрительный образ, навсегда осталось в памяти. Задание с облаками я предложила вам неслучайно и сегодня мы изучим сравнение как одно из языковых средств выразительности. (слайд № 2)
Скажите, как можно изучать? (Прочитать, спросить, наблюдать, проанализировать, сопоставить и т.д.)
Я написала на доске возможные ваши действия. Вам не кажется, что все перечисленные вами действия можно отнести к одному виду деятельности? К какому, на ваш взгляд?

3. Учитель: У каждого из вас есть карта исследования. На столах есть папки с материалами по исследовательской работе, которые вам помогут на занятии.

Карта исследования

Учитель: Мы уже не в первый раз исследуем средства выразительности, поэтому вам, думаю, не составит труда заполнить первые три позиции в карте.
Проверяем: (слайды № 3, 4)
Предположим, что сравнение имеет свои изобразительно-выразительные функции в речи (слайд № 5)
Как вы думаете, какие задачи вам нужно будет выполнить, что бы добиться цели всей исследовательской работы. (слайд № 6)

4. Работа в группах по изучению теоретического материала.

Учитель: На ваших столах лежат разные источники, из которых вы можете взять для себя необходимый теоретический материал. Работаем в группах по следующему плану (слайд № 7)

  1. Внимательно прочитайте теоретический материал
  2. Найдите в тексте ключевые слова
  3. Ответьте на вопрос: «Что называется сравнением?»
  4. Обсудите определение в группе
  5. Сделайте общий вывод (определение, схема, схематический рисунок и т.д.)

Выступление от групп (слушаем определения, схемы)

5. Учитель: А сейчас займемся анализом текстов и выясним, какие способы выражение имеет сравнение.

Работа в группах

Задание группе № 1

  1. Ответьте на вопросы:
  1. Сделайте вывод: чем может быть выражено сравнение.

1. Снежная пыль столбом стоит в воздухе.
2. Лицо у него было доброе, губы трубочкой.
3. Разноцветным коромыслом в небе радуга повисла.
4. А он всё заливался соловьём и слушать не хотел ничьих советов.
5. И далёко меж курганов
Темно-серою змеёй
До бледнеющих туманов
Пролегает путь домой.

Задание группе № 2

  1. В примерах из художественной литературы найдите те слова, при помощи которых один предмет или явление уподобляется другому.
  2. Ответьте на вопросы:

3. Сделайте вывод: чем может быть выражено сравнение.

Примеры из текстов для анализа

1. Как океан разверзлись небеса,
И спит земля – и теплится, как море…
2. С высоты мне виделась Москва, будто муравейник.
3. Горы, словно могучие великаны, окружили долину.
4. Точно старушонки, накренились избы на бок.

Задание группе № 3

1. В примерах из художественной литературы найдите те слова, при помощи которых один предмет или явление уподобляется другому.
2. Ответьте на вопрос: При помощи каких слов происходит сравнение?
3. Сделайте вывод: чем может быть выражено сравнение.

Примеры из текстов для анализа

1. Подобно ласковому зверю метель во двор к нам забралась.
2. Когда Настя плакала, она была похожа на маленького ребенка.
3. Огромные деревья похожи на лесных великанов.
4. Горный ручей весной подобен шумной реке, несущейся с заоблачных круч

Задание группе № 4

1. Изучите теоретический материал
2. Постройте схему «Основные способы выражения сравнения»
3. Оцените ответы выступающих от 1, 2, 3 группы
4. Сделайте вывод об основных способах выражения сравнения.

Текст для изучения

В русском языке насчитывается около десяти способов выражения сравнения. Эти способы относятся к лексическим, синтаксическим и морфологическим единицам. К основным, т.е. самым распространенным, принято относить три способа:

1. Творительный падеж существительного (Варька тенью бродила по опустевшему двору.)
2. Сравнительные обороты с союзами: как, будто, словно, точно (Белей, чем снеговые горы , идут на запад облака.)
3. Сравнительные конструкции со словами: подобный, похожий. (Ее любовь к сыну была подобна безумию .)

6. Выступление групп:

Выступление 1 группы (слайд № 8)

Существует мнение, что сравнение в форме творительного падежа существительного произошло из древних поверий об оборотничестве: тогда люди верили, что человек может в тех или иных условиях превращаться в зверя, птицу, дерево, т.е. "оборачиваться" им. Вспомните героя русской народной сказки, который, ударившись о землю, оборачивается серым волком. Таким образом, форма творительного падежа была рождена определенным фантастическим содержанием.
Уже в первых памятниках литературы эта форма сравнения получила довольно широкое распространение. Так, например, в «Слове о полку Игореве» мы слышим следующие строки: «Боян бо вещий, аще хотяше песнь творите, растекашился мысью по древу, серым волком по зимли, шизым селезнем под облакы…»
Сравнения в творительном падеже достаточно распространены в разговорной речи: "слезы ручьем", "волосы копной", "мелькнул молнией".
Сравнение в форме творительного падежа является характерной чертой устного народного творчества, но и в художественной литературе мы находим массу примеров использования этого средства выразительности.

Выступление 2 группы (слайд № 9)

Дополнительное сообщение учащихся:

Сравнительные обороты с союзами как, будто, словно, точно пришли в нашу речь гораздо позднее, когда сложилась определенная синтаксическая система, близкая современному русскому языку. Сравнительные обороты получили наибольшее свое распространение в художественной литературе, в частности, в поэзии.
Исследователи отмечают, что сравнительные обороты чаще всего встречаются в произведениях Лермонтова, Есенина, Блока и Цветаевой.

Выступление 3 группы (слайд № 10)

Дополнительное сообщение учащихся:

Сравнительные конструкции со словами подобный , похлжий чаще употребляются в разговорной речи, их образный характер немного снижен, так как строится на простом сопоставлении, чаще внешнем. «Гора похожа на медведя», «лает подобно собаке», «он похож на пугало».
Однако и эта форма сравнения нашла свое место в художественной литературе. Чаще всего она встречается в произведениях Тургенева и Короленко.

4 группа – группа экспертов оценит выступление первых трех групп.

6. Учитель: А теперь нам предстоит определить роль сравнений в речи и сделать основной вывод. Для этого вы должны сравнить два текста, в одном из которых убраны все сравнения.

Текст № 1. Поднявшись на вершину горы, мы увидели озеро. Его окружали скалы, поднимающиеся вверх. На берегу расстилалась буйная зелень. Солнце садилось. Его угасающие лучи падали на гладкую поверхность воды. Вечернее небо казалось еще выше и отражалось в горном озере. Редкие облака медленно проплывали над головой и растворялись, не успев скрыться из вида.

Текст № 2. Поднявшись на вершину горы, мы увидели озеро, похожее на большую серебряную чашу. Его окружали скалы, каскадами поднимающиеся вверх. Буйная зелень на берегу расстилалась изумрудным ковром. Солнце садилось. Его угасающие лучи падали на гладкую, как стекло, поверхность воды. Вечернее небо казалось еще выше и, словно в зеркале, отражалось в горном озере. Редкие облака, как заблудившиеся путники, медленно проплывали над головой и растворялись, не успев скрыться из вида.

Группы сообщают предложения к основному выводу. Выступление от групп записывают на доске:

Сравнение помогает более точно представить предмет или явление
- сравнения помогают нагляднее представить описываемые предметы
- речь становится более яркой и выразительной
- сравнения помогают увидеть в предмете новые, невидимые стороны
- сравнения чаще всего используются в художественных текстах и разговорной речи
- сравнение имеет собственные средства выражения, которыми они отличаются от других тропов.

Записываем общий вывод

7. Учитель: Я думаю, что наше сегодняшнее исследование может найти продолжение в следующих творческих работах:

  1. Сравнения в русских пословицах и поговорках.
  2. Роль сравнений в творчестве М.Ю. Лермонтова.
  3. Сравнения в разговорной речи молодежи.
  4. Развернутое сравнение, его роль в тексте. (слайд № 11)

8. Учитель: А сейчас я бы хотела подвести итог нашему занятию. Предлагаю каждой группе написать сиквейны на тему «Сравнение» (слайд №12). Слушаем сиквейны.

9. Домашнее задание :

Индивидуальное задание

1 уровень

Найдите в тексте сравнения, укажите их способ выражения.

1. Горит восток зарёю новой …
2. …И дремлет, качаясь,
И снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
3. Страсти в нем пылали подобно костру.
4. Деревья склонились над ручьем и были похожи на большой зеленый шатер.
5. Туча, словно большая черная птица, закрыла полнеба.
6. Его слова прозвучали для меня приговором.

2 уровень

Дополните текст сравнениями.

Солнце ____________________________ выкатилось из-за горизонта. На траве ____________________________ заблестели капли росы. Лес просыпался. Голоса птиц зазвенели ________________________. Вдруг слева от тропинки я увидел старое дерево. Оно было похоже на ______________
______________________.

3 уровень

Составьте текст (5-6 предложений) на тему «Зимний пейзаж», используя сравнения в разных его формах.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №49 г. Шахты Ростовская область

Конспект урока по теме: «Способы выражения сравнения» 8 класс

подготовила

учитель русского языка и литературы

Петрова Наталья Васильевна

2015 год

Цели урока.
    Создать условия для повторения и изучения способов выражения сравнения; отработки умения находить сравнения в предложении; повторения орфографии и пунктуации; умения использовать сравнения в речи; Формировать регулятивные универсальные учебные действия целеполагания, контроля, коррекции, оценивания. Развивать коммуникативные УУД.
Тип урока: изучение нового материала. Оборудование: учебник, рабочий лист. Ход урока - Современная молодежь все чаще и чаще использует в своей речи короткие однотипные предложения, похожие на смс-сообщения. Чем это грозит русскому языку? (Потере выразительности, обеднению языка, искажению информации). - Потенциал русского языка огромен. Наш язык богат средствами, позволяющими передать все оттенки чувств, эмоций, описать любой предмет, явление. Об одном таком средстве будем говорить сегодня на уроке. Узнать и изучить это средство выразительности помогут задания рабочего листа. Запишите фамилию и имя. Выполните задание №1.

Задание №1 (самостоятельно)

Обособленное определение

Проверка, взаимопроверка. Оцените работу: Допустил(а) ошибку 0 Обособленное определение

Какое предложение оказалось «лишним»? («Лишним» будет предложение №4). - Чем оно отличается от других предложений? (Отсутствуют обособления, заявленные в задании). - Какое явление отражено в предложении №4? Сформулируйте тему урока. (Сравнение и способы его выражения). - Запишите тему в рабочий лист. - Подумайте, чему вы могли бы научиться, изучая эту тему? (Находить сравнения, определять способы выражения сравнения, использовать его в речи). - Запишите цель урока в рабочий лист. Действительно, эта тема важна, потому что употребление сравнений позволяет разнообразить речь. Более того, задания на нахождения сравнения есть в итоговой аттестации. Проверим, какими знаниями вы владеете. Выполните задание №2.

Задание №2 (работа в парах)

    От злости Казбич по-волчьи оскалил зубы.

    Радость ползет улиткой.

    Правда дороже золота.

    Нашу речку , точно в сказке, за ночь вымостил мороз.

    Своим поведением он похож на ребенка .

    Стало мне вдруг хорошо на душе , как будто детство мое вернулось.

Оцените работу: Работу выполнил(а) правильно 1

Допустил(а) ошибку 0

- Что нового для себя вы узнали из учебной статьи? (Сравнение имеет большое количество способов выражения. Кроме привычного сравнительного оборота используется в речи творительное сравнение, сочетание прилагательного в форме сравнительной степени с существительным). - Примените полученные знания на практике, выполните задание № 3, работая в парах.

Задание № 3 (работа в парах) Распределите предложения по способу выражения сравнения, номер предложения запишите в таблицу. Упражнение № 527 стр. 262 (учитель может предложить свое задание). Способ выражения сравнения


Оценивание. Не понял(а) тему 0

Задание № 4 (самостоятельно)

Ответ: 3 5 6 Проверка выполнения работы. Оцените работу: Работу выполнил(а) правильно 1

Допустил(а) ошибку

Рефлексия. Как я усвоил материал?

Как я работал?

    Не справился – 1 балл.

Итоговая оценка 10 – 9 баллов – «5» 8 – 7 баллов – «4» 6-5 баллов – «3»

Домашнее задание: упр. 530.

Приложение. Рабочий лист. Ф. И____________________________________________________________ Тема урока_______________________________________________________ Цель урока_______________________________________________________ Задание №1 (самостоятельно) Определите, чем осложнено предложение. Номер предложения запишите в таблицу.

    Ранний солнечный свет, падавший на листву, казался холодным и бледным.

    Память, этот бич несчастных, оживляет даже камни прошлого.

    Журавли, друг друга окликая, осторожно тянутся гурьбой.

    Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела.

Обособленное определение
Оцените работу: Работу выполнил(а) правильно 1 Допустил(а) ошибку 0 Задание №2 (работа в парах) Прочитайте предложения, найдите сравнения, подчеркните их.

    От злости Казбич по-волчьи оскалил зубы.

    Радость ползет улиткой.

    Правда дороже золота.

    Нашу речку, точно в сказке, за ночь вымостил мороз.

    Своим поведением он похож на ребенка.

    Стало мне вдруг хорошо на душе, как будто детство мое вернулось.

Прочитайте статью в учебнике (стр.260 – 261), оцените правильность выполнения задания. Оцените работу: Работу выполнил(а) правильно 1

Допустил(а) ошибку 0

Задание № 3 (работа в парах) Распределите предложения по способу выражения сравнения, номер предложения запишите в таблицу. Упражнение № 527 стр. 262 Способ выражения сравнения Оценивание. Уверенно справился с заданием, могу объяснить однокласснику 2 Частично справился с заданием, требуется помощь 1 Не понял(а) тему 0 _______________________________________________________________________________________ Задание № 4 (самостоятельно) Запишите номера предложений с сравнением.

    Все затихло. 2. Природа дышала надвигающейся грозой. 3. По небу бежали тучи, похожие на клубы черного дыма. 4. Изредка солнечный луч подал на березы. 5. Они вспыхивали, будто золотые свечи. 6. Предгрозовой ветер завывал по-звериному.

Ответ____________________________________________________________________________ Оцените работу: Работу выполнил(а) правильно 1

Допустил(а) ошибку 0


Оцените свою работу на уроке: Как я усвоил материал?

    Получил прочные знания. Материал усвоил – 7 баллов.

    Усвоил новый материал частично - 5 баллов.

    Мало что понял. Необходимо еще работать - 3 балла.

Как я работал?

    Со всеми заданиями справился сам, оказывал помощь другим – 3 балла.

    Допустил ошибки, справился, но обращался за помощью – 2 балла.

    Не справился – 1 балл.

Итоговая оценка 10 – 9 баллов – «5» 8 – 7 баллов – «4» 6-5 баллов – «3»

Литература.

    Львова С.И. Русский язык. 8 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / С.И. Львова, В.В. Львов. – 5-е издание, стер. – Мнемозина, 2012. ГИА-9. Русский язык. Сенина Н.А. Легион, 2014.

Добрый день, коллеги, добрый день,ребята!

Меня зовут Елена Ивановна, и сегодня урок русского языка

у вас проведу я.

    Прежде чем мы начнем урок, на котором я очень надеюсь, вы будете успешны, я предлагаю вам оценивать свои успехи в дорожной карте урока/ за каждый правильный ответ, выполненное задание вы сами себе будете выставлять баллы (слайд 1)

1) Посмотрите, пожалуйста на экран и,прочитайте внимательно тексты и обратите внимание на выделенные слова и выражения. О чем может пойти речь на уроке? (выполнение заданий в группах).Докажите. Сформулируйте тему урока. Все согласны с формулировкой темы? Я правильно вас поняла, могу я, обобщая ваши слова прийти к выводу, что тема сегодняшнего урока «Сравнение и способы его выражения? Как вы считаете, права я или нет? (А я не согласна. Что надо сделать, чтобы вы, как ия понимали, что тема немного отличается от вашей формулировки? Я предложу свой вариант, а к концу урока мы докажем, права я или нет.

«Сравнения и способы их выражения»

Текст 1 Слайд 2

Откройте, пожалуйста тетради и запишите: 17 апреля, классная работа, «Сравнения и способы их выражения ».

А теперь, работая в парах, заишите в тетради, а потом скажите всё, что знаете по данной теме в любой форме (связный текст, опорные словосочетания, отдельные слова) . все ваши ассоциации. Есть у вас какие-то дополнения?

Все ли согласны с данными высказываниями? Почему? Выскажите свое мнение.

Что бы мы хотели узнать по данной теме? Что общего мы нашли?

2) Давайте подведем итоги о том, что мы знаем о сравнении и сравнительных оборотах на сегодняшний день. Пожалуйста, обобщите весь материал, в форме монологического ответа (индивидуально) отвечающие выставляют баллы)

А теперь обратим внимание на доску. Слайд №4

Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка.

Как вы думаете, из скольки частей состоит сравнение? Верно, из трех.

    Скажите, а что здесь сравнивается? Верно, воздух. А какой частью речи выражено это слово? Существительным. А что обозначает существительное как часть речи? Предмет. Так вот, то, что сравнивается , называется тоже предметом .

    А с чем сравнивается предмет «воздух» ? Верно, с «поцелуем ребенка» , и сразу мы представляем некий художественный образ. Значит, то, с чем сравнивается , называется «образ» .

    Скажите, а на основании чего одно сравнивается с другим ? Верно , на основании каких - либо признаков . ( Если не ответят, встречный вопрос, «С помощью чего дается характеристика предмета, на основании чего он будет отличаться от другого такого же предмета»)

Молодцы, ребята. Кто поможет мне повторить, из каких частей обычно состоит сравнение?

      Совершенно верно, а теперь запишите, пожалуйста это предложение в свои тетради. Каквы думаете, каким членом предложения в тексте будет сравнение? Почему вы так думаете? Как вы определяете, какое слово является является тем или иным членом предложения?(По вопросу).

      Теперь еще раз посмотрим на доску. Слайд 5

    3) Каждая группа соотносит следующие предложения, со способами выражения сравнения.

1.Правда дороже золота. (Слайд 6)

2. Нашу речку, точно в сказке, за ночь вымостил мороз.

3. Радость ползет улиткой, у горя бешеный бег.

4. Стало мне вдруг хорошо на душе, как будто детство мое вдруг вернулось.

5. Оскалить зубы по-волчьи.

6. Подобен старинной иконе...

Запишите свое предложение и подчеркните сравнение как член предложения.

    Каким членом предложения и почему является дороже в 1 предложении,...а точно в сказке во 2-м? А улиткой в 3-м, по-волчьи. -в 5-м? Какой вывод мы можем сделать?

    Каким членом предложения чаще всего является сравнение?Сделайте вывод. Оцените свой ответ.

4)А теперь, чтобы проверить наши знания, каждый из вас выберет понравившуюся картинку, постарается создать и записать предложения, используя как можно больше способов сравнения за 2 минуты. Все способы вам представлены с обратной стороны дорожной карты. Читаем получившиеся предложения. Ставим себе баллы.

Кто хочет сказать о своем результате.

Итак, о чем сегодня мы с вами говорили и чему учились? Можно ли утверждать, что полученные знания и умения вам достаточны для правильного употребления сравнений в устой и письменной речи. Как вы думаете, какие вопросы вы будете рассматривать на следующем уроке?

Дома, пожалуйста, составьте свой кластер, схему всего, что вы на сегодня знаете о сравнениях и способах его выражения, а на следующем уроке, я думаю, вы сделаете общий кластер, который сможете использовать не только вы, но и те, кто будет учиться после вас.

Способы выражения сравнения в русском языке

Не стоит сомневаться в том, что русский язык – один из самых богатых языков мира. Посредством его мы можем передать самые тонкие душевные переживания, самые многогранные чувства и эмоции. Не удивительно, что в русском языке гораздо больше средств для выражения сравнения, нежели только при помощи слова «как ».

1. Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом:

Кавказ сиял, как грань алмаза .

2. Именная часть сказуемого с частицами как, будто, словно :

Наш дом как дивный сад , усыпанный цветами.

3. Существительное с предлогом подобно, вроде :

Вы парите подобно прозрачнокрылой фее .

4. Существительное в творительном падеже:

Летает бабочкой , щебечет птичкой .

5. Придаточная сравнительная часть в сложноподчиненном предложении:

Наступило чудесное весеннее утро, как наступают самые долгожданные моменты в нашей жизни.

Многозначность и формообразование слова «колено»

Слово «колено » многозначно, но, в отличие от большинства многозначных слов, оно образует разные формы родительного падеже множественного числа – в зависимости от значения.

1. Колено – это сустав, соединяющий бедро и голень; место сгиба ноги.

колено (ед.ч. И.п.) – колени (мн.ч. И.п.) – коленей (мн.ч. Р.п.).

2. Колено – это часть ноги от сустава до таза.

Форма родительного падежа слова в этом значении будет аналогично форме первого значения: колено (ед.ч. И.п.) – колени (мн.ч. И.п.) – коленей (мн.ч. Р.п.).

3. Колено – это отдельное звено, отрезок в составе чего-либо, являющегося соединением таких отрезков.

Образуем форму родительного падежа множественного числа: колено (ед.ч. И.п.) – коленья (мн.ч. И.п.) – коленьев (мн.ч. Р.п.).

4. Колено - это изгиб чего-нибудь, идущего ломаной линией, от одного поворота до другого.

Образуем форму родительного падежа множественного числа: колено (ед.ч. И.п.) – колена (мн.ч. И.п.) – колен (мн.ч. Р.п.).

5. Колено - это отдельная, выделяющаяся чем-нибудь часть в музыкальном произведении, пении; прием, фигура в танце.

Образуем форму родительного падежа множественного числа: колено (ед.ч. И.п.) – колена (мн.ч. И.п.) – колен (мн.ч. Р.п.).

6. Колено - это разветвления рода, поколения в родословной.

Образуем форму родительного падежа множественного числа: колено (ед.ч. И.п.) – колена (мн.ч. И.п.) – колен (мн.ч. Р.п.).

Суффикс -ин- в русских словах

Суффикс -ин- в русском языке также может иметь несколько значений.

1. Лицо мужского пола: болгарин , грузин , татарин .

2. Лицо женского пола по названию лица мужского пола: графин я, шахин я.

3. Мясо животных: баранин а, белужин а, осетрин а.

4. Результат действия: зазубрин а, царапин а, отметин а.

6. Единичность: бусин а, виноградин а, соломин а.

Грамматические и лексические средства передачи в русском языке высокой степени проявления признака

Разница между «добрый » и «очень добрый » не только в "лишнем" слове, но и в значении: добрый – это неотъемлемое качество кого-то, а самый добрый – это то же самое качество, только проявляющееся в его высшей степени. Иными словами, добрый оставляет право на конкуренцию, а самый добрый – нет.

Рассмотрим способы выражения высокой степени проявления признака в русском языке.

1. Формы степеней сравнения прилагательных: добрейш ий, наидобрейш ий, добрее всех , наиболее добрый, самый добрый.

Безусловно, это один из наиболее простых способов выражения высокой степени проявления признака. Но не забывайте запомнить все формы степеней сравнения и все способы их образования.

2. Наречия степени: очень добрый, исключительно добрый.

Здесь мы не обойдемся без знания разделов наречий и признаков их классификации.

3. Суффиксы объективной оценки: добрющ ий .

Суффиксы субъективной оценки – это уникальные суффиксы. Они «берут» одну и ту же основу, но делают само значение слова совершенно иным! Добрющий – это вроде очень добрый, только с какой-то снисходительно-пренебрежительной ноткой.

4. Приставки: сверх добрый, пре добрый.

Приставки, как и суффиксы, прикрепляясь к одной и той же основе, могут значительно разнообразить значение слова: например, сверхдобрый – это очень добрый, добрее которого нет, но при этом здесь проявляется и какая-то ирония.

5. Повторы: добрый-добрый, добрый-предобрый.

Повторы не только помогают выразить желаемое значение, но и даже «усиливают» впечатление от сказанного.

6. Придаточные меры и степени: такой добрый, что …; настолько добрый, что … .

Остались вопросы? Не знаете, как передать высокую степень проявления признака?
Чтобы получить помощь репетитора – .
Первый урок – бесплатно!

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.