В каком веке произошло учреждение опричнины. Литературно-исторические заметки юного техника

Политическая ситуация накануне введения опричнины

В $1547$ году Иван IV стал первым русским царем. В $50$-е годы был проведен ряд реформ, инициированный кружком единомышленников царя – Избранной радой . Главными участниками рады были священник Сильвестр и Алексей Адашев .

В $1558$ году началась Ливонская война . Вероятно, эта война была развязана для упрочения положения России на Балтике и, как следствие этого, улучшения торговли с Западом. Военные действия шли не слишком удачно, главной ошибкой было введение перемирия в $1559$ году, поскольку затем Ливонская конфедерация прекратила свое существование, земли были поделены между соседними более сильными странами, и у России оказалось сразу несколько противников. Инициатива о перемирии исходила от Избранной рады, в частности, особо настаивал А. Адашев. По мнению Ивана Грозного, он превысил свои полномочия, царь был против остановки кампании.

После смерти жены царя Анастасии бывшие сторонники попали в опалу, Адашев умер в ссылке, вскоре был истреблен весь его род.

Концепция, согласно которой царь является Божьим помазанником, привела к тому, что психически нестабильный Иван IV развязал в стране страшный террор, называемый опричниной. Иван IV считал, что бояре – изменники, что военные деятели умышленно неудачно вели войну, и это означало с его точки зрения предательство государства и веры одновременно.

Основные события периода опричнины

Избранная рада распалась в $1560$ году. В $1563$ году умер митрополит Макарий , который после опалы Сильвестра сдерживал дурной нрав царя. Весной $1564$ года в Польшу бежал Андрей Курбский .

В декабре $1564$ года царь демонстративно покинул Москву, выехав в Александровскую слободу. В начале января он объявил об отречении, вызванном «гневом» на бояр. Испуганная реакцией народа Боярская дума вынуждена была просить царя вернуться. Приняв их просьбу, $5$ января Иван IV объявил о создании опричнины .

С $XIII$ века опричниной называли удел вдов великокняжеского рода. Иван Грозный вложил в это слово новый смысл: все государство делилось теперь на опричнину и земщину. Опричные земли управлялись непосредственно царем, для них создавалось специальное опричное войско. Земщиной управляла Боярская дума. Отметим, что в опричнину вошли лучшие земли и крупные города. Землевладельцы с территорий, включенных в опричнину, выселялись. Опричники в основном были людьми из государева двора, но среди них были и князья, и бояре. Любопытно, что Иван Грозный мыслил опричнину как подобие европейских церковных орденов, называя себя игуменом, а опричников – братией.

Замечание 1

Символом опричнины стали песья голова и метла – выметание и «выгрызание» измены.

Сразу с утверждением опричнины начались казни. Целью было ослабление Боярской думы, поэтому первые жертвы – представители знатных семейств, включая родственников царя Глинских. Особо рьяными опричниками были Малюта Скуратов-Бельский , боярин Алексей Басманов и князь А.И. Вяземский .

Дворянство и духовенство было крайне недовольно сложившейся ситуацией. В $1566$ году подавшие челобитную по поводу опричнины знатные люди были все казнены.

Но тотальный террор начался в $1568$ году с дела боярина Федорова , когда было казнено около $400$ человек, в основном боярского рода. Митрополит Филипп , выступивший против этого безумия, был арестован, а затем задушен Малютой Скуратовым.

В $1570$ году пришла очередь Новгорода. Выступив в поход, опричники разносили все, попадавшееся на пути. Разгром Новгорода длился $6$ недель, количество жертв по разным подсчетам варьирует от $5$ до $15$ тысяч человек.

Итоги

В $1571$ году крымский хан Девлет-Гирей сжег Москву. Опричное войско просто отказалось защищать город, боеспособность России была уже слабой. После этого Иван IV свернул опричнину.

Страна находилась в крайнем истощении. Экономика рухнула. Общее количество жертв равняется примерно $20$ тысячам. Образ царя потерял священность. Бегство крестьян от произвола опричников привело к введению «заповедных лет» , а затем и полному закрепощению. Идея «Москвы – третьего Рима» потеряла смысл.

Замечание 2

Кризис был всеобщим, системным и привел к Смутному времени.

Опричниной (от слова «опричь» – кроме) начали называть специально выделенный государю земельный удел, и штат царских приближенных, и особое войско. В опричные владения входили ряд городов и уездов в центре страны (Суздаль, Можайск, Вязьму), богатые земли русского Севера, некоторые уезды на южных рубежах державы. Остальная ее территория была названа «земщина».

Весь государственный аппарат делился на две части – опричный и земский. Вошедшие в опричнину феодалы (вначале их было 1000, а к 1572 г. – 6000) ходили в специальной униформе: в черном кафтане и черной же островерхой шапке. Преданность своему царю, готовность «вымести и выгрызть» изменников символизировали привязанные к шеям коней и колчанам для стрел метлы и собачьи головы.

Само слово «опричь» («опричнина») начало употребляться задолго до правления . Уже в XIV столетии опричниной называли часть наследства, которая достается вдове князя после его смерти. У нее было право получать доходы с определенной части земельных угодий, но после ее смерти все это возвращалось к старшему сыну. Вот что такое опричнина - специально выделенный в пожизненное владение удел.


У слова «опричнина» со временем появился синоним, восходящий к корню «опричь», что значит «кроме». Отсюда «опричнина» - «тьма кромешная», как ее еще временами называли, «опричник» - «кромешник». Но этот синоним употреблялся только с XVI столетия.

Причины Опричнины

В общем, все разногласия историков по поводу причин возникновения опричнины, можно свести к двум взаимоисключающим утверждениям:
Опричнина была обусловлена личными качествами Ивана Грозного и у нее не было никакого политического смысла (В.Ключевский, С.Веселовский, И.Фроянов);
Она была хорошо взвешенным политическим шагом Ивана IV и направлялась против социальных сил, противостоящих его «самовластию». Такое утверждение, в свою очередь, также «раздваивается». Одни исследователи считают, что целью опричнины было сокрушить боярско-княжеское экономическое и политическое могущество (С.Соловьев, С.Платонов, Р.Скрынников). Другие (А.Зимин и В.Кобрин) полагают, что опричнина «направлялась» в остатки удельно-княжеской старины (Старицкий князь Владимир), и еще была направлена против сепаратистских устремлений Новгорода и сопротивления церкви как мощной, противостоящей державе организации. И любое из этих положений не бесспорно, потому спор об опричнине продолжается.

1560 год — им была упразднена Избранная рада, хотя именно она смогла создать ту базу, на которой впоследствии и расцвело пышным цветом государево величие.

1558 год — началась Ливонская война. Многие представители боярской знати были против нее. Они в открытую высказывали свое недовольство. Все это способствовало накалу страстей в высших эшелонах власти. Государь усиливал давление на бояр, но те не желали покорно склонять головы перед царской волей. Некоторые князья начали уезжать за границу. К примеру, предательство в 1563 году военачальника князя Андрея Курбского, входившего в состав Избранной рады и бежавшего в враждебную Литву (после чего и без того мнительный государь стал везде видеть заговор, убедился в неверности ему бояр).

Картина Н. В. Неврева. Изображено убийство боярина И. Федорова (1568), которого Грозный, обвинив в желании захватить власть, заставил надеть царские одежды и сесть на трон, после чего зарезал.

Введение опричнины

Действия свои против бояр-княжат государь открыл невиданным поступком. В самом конце 1564 года он уехал из Москвы, не сказав куда, и остановился за Троице-Сергиевым монастырем в Александровской слободе (сейчас город Александров). Оттуда в январе 1565 года он прислал в Москву грамоту, в которой говорилось, что он оставляет свое царство из-за боярской измены. Москвичи, отправив к государю посольство с духовенством во главе, уговаривали его не покидать царства. Иван Грозный согласился остаться на царстве, только с условием, что ему не станут мешать «класть свою опалу» на изменников, а иных и казнить, а ему самому учинить себе «опричнину»: «двор ему себе и на весь свой обиход учинити особной». Так была введена знаменитая опричнина.

Цель опричнины

Когда опричнина устроилась, она стала действовать. Цель опричнины заключалась в том, чтобы забрать всякую силу и значение у той княжеской аристократии, которая образовалась в столице из потомства удельных князей и считала себя как бы соправительницей царя. Испытав на себе властолюбие своих бояр, Иван IV счел их «изменниками» и, не удовлетворившись опалами на отдельных лиц, надумал обезвредить все боярство.

Формирование опричнины

В своем новом «дворе», куда он не пускал «изменников-бояр», он получил силы и средства для действий против них. Он брал к себе в опричнину один за другим те города и уезды, в которых имелись старые удельные вотчины бояр-княжат, и применял к ним тот порядок, какой применялся Москвой в захваченных областях (Новгороде, Пскове, Рязани). Именно из взятых в опричнину уездов выводились вон все опасные и подозрительные для царя Ивана люди, как правило потомки удельных князей. Их переселяли на окраину государства, на новые земли, где не было никаких удельных воспоминаний и где эти люди не представляли из себя опасность.

Старые же их земли отбирали «на государя» и они шли «в раздачу». Вместо удаленной знати государь селил в их старых вотчинах мелких помещиков-опричников, преданных ему и которые зависели только от него. Совершая это дело разорения и изгнания старой знати, государь, по его выражению, «перебирал людишек». Он делал это до конца своей жизни, на протяжении почти 20 лет, и постепенно забрал в опричнину половину всего государства. Оставшаяся половина находилась в старом положении, управлялась боярской думой и называлась «земщиною», или «земскими» (людьми). 1575 год — над земщиною Иван Грозный поставил было особого «великого князя» в лице подчиненного ему крещеного татарского (Касимовского) царя Симеона Бекбулатовича, но вскоре свел его в Тверь.

Ход событий

Опричнина была жестокой мерой, разорившей не только княжат, но и множество других людей, - всех тех, кого насильственно переселяли с места на место, у кого забирали вотчины и хозяйство. Сама по себе опричнина должна была возбудить ненависть гонимых. Однако действия опричнины сопровождались еще жуткими зверствами. Иван Грозный не только изгонял знать из ее вотчин: он мучил и казнил неприятных ему людей. По приказу царя рубили головы «изменникам» не только десятками, но целыми сотнями. 1570 год — государь разорил целый город, именно Великий Новгород.

Заподозрив новгородцев в какой-то измене, он пошел на них войной как на настоящих врагов и губил их без всякого суда на протяжении нескольких недель.

Поход на Новгород

Иван собрал всех опричников, которые были способны носить оружие, вперед были отправлены разъезды, которые заняли все почтовые станции и городки по дороге, под предлогом борьбы с чумой въезд и выезд из Новгорода запретили – чтобы никто не мог предупредить северян о движении опричного войска.

Грабежи и убийства начались еще по дороге – в Твери и Торжке, а 2 января 1570 года передовые отряды опричников подошли к Новгороду и сразу окружили его, «дабы ни един человек из града не убежал». В Новгороде опричниками был устроена кровавая резня: «Царь и великий князь сед на судище и повеле приводити из Великаго Новагорода владычних бояр, и служилых детей боярских, и гостей, и всяких городцких и приказных людей, и жены, и дети, и повеле перед собою люте мучити».

Московский застенок времен опричнины. А. Васнецов

Несчастных жгли огнем, после привязывали к саням длинной веревкой и тащили две версты до Новгорода, где связывали (детей привязывали к матерям) и бросали с моста в реку, где другие «каты» заталкивали их под лед огромной полыньи палками. «Главу заговора», новгородского архиепископа Пимена, отправили в Москву – старика, больше 30-ти лет окормлявшего Новгород, посадили на кобылу задом наперед и приказали всю дорогу дуть в волынку – атрибут скоморохов. В столице церковный суд лишил Пимена сана, его заточили в Никольском монастыре в Веневе, где через год тот скончался.

Город полностью разграбили, на оставшихся в живых новгородцев наложили огромные штрафы, которые выбивались – в прямом смысле – кнутом на «правеже» еще много месяцев. Годы спустя царь впишет в составленный им «Синодик опальных», список убитых его волею людей, страшную в своей лаконичности фразу: «По Малютине скаске новгородцев отделал тысящу четыреста девяносто человек». И историки по сей день спорят, является ли эта цифра общим количеством погубленных в Новгороде людей или это «достижение» только отряда под началом Малюты Скуратова.

Из Новгорода опричное войско двинулось в Псков, который ожидала та же участь. Однако «пскопских» спас местный юродивый Никола, который протянул государю кусок мяса. На недоумение царя – зачем ему мясо в пост, юродивый, согласно легенде, отвечал: «Да разве Ивашка думает, что съесть постом кусок мяса какого-нибудь животного грешно, а нет греха есть столько людского мяса, сколько он уже съел?». По другой версии, юродивый потребовал: «Хватит мучить людей, уезжай в Москву, иначе лошадь, на которой ты приехал, не повезет тебя обратно». На другой же день лучший государев конь пал, и испуганный царь приказал возвращаться в столицу. Как бы там ни было, но Псков смог отделаться малой кровью – царь поверил знамению и покорился, как он считал, Божьей воле.

Псы государевы

По всему государству, много лет кряду, вламываясь в частные дома, опричники проливали кровь, насильничали, грабили и оставались безнаказанными, так как считалось, что они «выводили измену» из царства. Царь Иван, получивший имя «Грозного» за свои казни и зверства, сам доходил до неистовства и необыкновенной распущенности. Кровавые казни сменялись у него пирами, на которых тоже лилась кровь; пиры переходили в богомолья, в которых бывало и кощунство. В Александровской слободе Иваном Грозным было устроено что-то вроде монастыря, где его развратные опричники были «братиею» и носили черные рясы поверх цветного платья.

От смиренного богомолья братия переходила к вину и крови, глумясь над истинным благочестием. Московский митрополит Филипп (из рода бояр Колычевых) не смог смириться с распущенностью нового царского двора, обличал государя и опричников за что и был низложен Иваном с митрополии и сослан в Тверь (в Отрочь монастырь), где в 1570 году его задушил один из самых жестоких опричников - . Царь не постеснялся расправиться и со своим двоюродным братом князем Владимиром Андреевичем, которого подозревал в умыслах против себя еще со своей болезни 1553 года. Князя Владимира Андреевича убили без суда, так же, как мать и жену его. Не умеряя своей жестокости, государь не ограничивал никаких своих вожделений. Он предавался всяческим излишествам и порокам.

Последствия опричнины

Цель, которую поставил себе Иван IV, устраивая опричнину, была достигнута. Княжеская аристократия была разгромлена и унижена; старые удельные вотчины княжат перешли к царю и были обменены на другие земли. Опричнина, несомненно, повела к разорению державы, потому что разрушила хозяйственный порядок в центральных московских областях, где сосредоточены были княжата с их удельными вотчинами.

Когда Грозный выселял крупных вотчинников с их старых земель, оттуда уходили с ними их холопы, а потом начали уходить и крестьяне, которым невыгодно было оставаться за новыми владельцами, мелкими помещиками, не имевшими никаких земельных льгот. Народ охотно шел на окраины государства, где не было ужасов опричнины, отчего центральные области все пустели и пустели. К концу царствования Грозного они запустели до такой степени, что с них государь не получал уже ни ратных людей, ни податей. Таковы были в конце концов последствия опричнины.

Еще опричнина имела далеко идущие политические последствия. Она привела к ликвидации пережитков удельного времени и укреплению режима личной власти государя. Ее социально-экономические порядки оказались пагубными. Опричнина и затянувшаяся разорили государство. Глубокий экономический кризис, охвативший Россию в 1570–1580-е гг., современники называли «порухой». Одним из пагубных последствий внутренней политики царя Ивана стало закрепощение русского крестьянства. 1581 год — были установлены «Заповедные лета», впредь до отмены которых крестьянам было запрещено покидать своих владельцев. На деле это значило, что крестьян лишили древнего права перехода в Юрьев день к другому хозяину.

Совершенно очевидно только одно, что опричнина не была ступенью к прогрессивной форме правления и не способствовала развитию государства. Эта была кровавая разрушавшая его реформа, о чем могут свидетельствовать ее последствия, в том числе наступление « » в начале XVII века. Мечты народа и прежде всего дворянства о сильном государе, «стоящем за великую правду» воплотились в разнузданный деспотизм.

Политика опричнины , вылившаяся в массовый террор, который обрушился на различные слои русского общества, вызывала и до сих пор вызывает недоумение у многих исследователей.

Одни историки видят в опричнине проявление психической ненормальности царя, другие считают ее закономерной и прогрессивной по своему характеру. Широкое распространение получила концепция С. Ф. Платонова , определявшая опричнину как аграрный переворот, вызванный борьбой «прогрессивного поместного землевладения» с реакционным боярским. Марксистская историография развила эту точку зрения, придав ей классовую направленность. В 30-40-е гг. ХХ в. личность и деятельность Ивана IV всячески идеализировалась, т.к. служили историческим и моральным обоснованием сталинских репрессий. С середины 50-х гг. ХХ в. начинается критическое переосмысление роли личности Ивана IV и политики опричнины.

В. Б. Кобрин , развеяв миф о борьбе прогрессивного дворянства с реакционным боярством, видел в опричнине стремление царя к укреплению единоличной власти , альтернативу мирным реформам. При отсутствии достаточных предпосылок для немедленного установления самодержавной формы правления и незавершенности формирования аппарата власти, эти стремления, по его мнению, вылились в террор.

Причины перехода к опричнине:

1. Разрыв Ивана IV с политикой реформ и его стремление к неограниченному самовластию , на пути к которому стояли традиционные нормы и органы управления, остатки удельной системы, моральный авторитет церкви, слабость центрального аппарата власти и пр.

2. Ухудшение обстановки в стране в связи с Ливонской войной, требовавшей мобилизации ресурсов страны, увеличение налоговых поступлений. Однако система местного управления, сложившаяся после реформы, общая слабость центральных органов управления, не позволяли обычными методами обеспечивать военные нужды.

4. Религиозный характер опричнины. Введению опричнины способствовала социо-психологическая обстановка в стране. Иван IV все более верил в свое богоподобие и богоизбранность , а к населению относился как к холопам, которых он «волен жаловать или казнить. Эти взгляды усиливались настроениями народа, ожидавшего от царя воплощения в жизнь идеала «Святой Руси». Царь сомневался в возможности воплотить этот идеал по всей стране, разочаровавшись в значительной части населения и, в том числе, в боярстве, недостойном жить в «царстве справедливости». В результате Иван IУ решил воплотить эту мечту только для избранных, т.е. для лично ему преданных и готовых выполнить любую его волю. О религиозном характере опричнины свидетельствуют и такие факты, как организация опричников, созданная по типу монашеского братства во главе с игуменом, т.е. самим царем, театрализованные казни, напоминающие наказание грешников в аду и т.п.



5. Наконец, сказались и личные качества царя: его крайняя мнительность, жестокость, трусость и слабоволие, сочетающиеся с умом, начитанностью, самомнением и верой в божественную природу своей власти. Смерть первой жены, а затем митрополита Макария, устранение деятелей Избранной рады», т.е. людей в определенной степени сдерживающих проявление его необузданного характера, усилило влияние этих черт на сферу политики.

Непосредственному переходу к опричнине предшествовал ряд тяжелых поражений русских войск в Ливон­ской войне, а также бегство князя А. Курбского в Литву, вызванное ожиданиями опалы (апрель 1564 г.). Кроме того, страну поразил неурожай, а Москва испытала 4 пожара. Военные неудачи и бедствия воспринимались как божье наказание за грехи, в первую очередь, правящего слоя.

Для того, чтобы отделить себя от него и свалить вину на бояр, царь с семьей в декабре 1564 г. неожиданно уехал из Москвы в Александрову слободу (ныне - город Александ­ров Владимирской области). Он забрал с собой символы царской власти, наиболее ценные иконы, казну и библиотеку. Отъезд царя из столицы был его сильным политическим ходом - народу казалось, что царь покинул государство, бросил его на произвол судьбы и врагов.

В январе1565 г. Иван IV направил в Москву две грамоты . В одной - для Боярской думы - он обвинял бояр, детей бояр­ских и приказной люд в измене, казнокрадстве, насилии над на­родом. В ней он объявлял об отказе от власти. Вторая грамота была адресована посадским людям столицы. В ней царь разъяс­нял, что к ним у него претензий нет.

После многочисленных просьб о возвращении на престол царь дал согласие, но выдвинул ряд условий. Бояре, напуганные волнением народа, вынуждены были их принять.

Во-первых , Иван IV разделил государство на опричнину и земщину. Он потребовал выделить ему особый удел - опричнину (от слова «опричь», то есть «кроме»). Внее вошли наиболее развитые в хозяйственном от­ношении районы, богатые приграничные города, имевшие важ­ное стратегическое значение.

Таким образом, опричнину можно рассматривать как особую тер­риторию в составе Московского государства. Учреждая опричнину, Иван Грозный выделял самому себе удел, в котором мог быть полновластным хозяином. Аппарат управления опричниной был скопирован с земского. Как и в земщине, здесь имелись Дума и приказы.

Остальная часть территории - земщина - оставалась в ведении Боярской думы.

Во-вторых , царь настаивал на праве самодержавно (едино­лично и бесконтрольно) управлять страной, лишать имущества, «казнить и миловать» без суда и следствия всех неугодных ему людей как в опричнине, так и в земщине.

В-третьих , царь потребовал создания особого опричного вой­ска . На его организацию и содержание земщина выплачивала на­лог в 100 тыс. рублей.

Опричники, которых первоначально было около 1000 (потом до 5000) человек, формировались преимущественно из лично преданных царю худородных детей боярских, а также из княже­ских родов и бояр, служилых и посадских людей, иностранных наемников. Опричники приносили царю присягу на верность. Они носили форму черного цвета. К седлам их лошадей привязывались собачьи головы (символ преданности) и метлы (в знак готовности «вынюхивать и выметать измену государю»). Оприч­ники - особая военно-политическая сила, наделенная особыми пра­вами для защиты государя.

Опричное войско стало карательным инструментом царя. Расправы с неугодными людьми превратились в массовый тер­рор в центральных и северо-западных районах, в которых бояре имели значительные земельные владения и политическое влия­ние. Бояр переселяли из территории опричнины в земщину, вы­резали целыми семьями. Опричники громили города (Клин, Тверь, Торжок). С особой жестокостью в 1570 г. они расправи­лись с жителями Новгорода , которых во время Ливонской войны обвинили в стремлении перейти «под руку» Литвы. Летом того же года в Москве было казнено около 200 человек. Погромы городов и казни 1570 г. - кульминация политики опричнины. Опричным террором власть компенсировала свою слабость - неспособность организовать управление страной и обеспечить материальные ресурсы для ведения войны.

События 1571 г. продемонстрировали неэффективность оприч­ного войска для борьбы с внешними врагами - оно не смогло оказать отпор набегу крымского хана Девлет-Гирея, который сжег посад Москвы. В1572 г. лишь при соединении опричного и земского войск под командованием земского воеводы князя М. И. Воротынского удалось отбить новый набег татар.

В1572 г. разделение страны на две части было отменено. Зем­ли опричнины преобразованы в Государев двор, воспринявший черты дворцового ведомства. Самое слово «опричнина» запрети­ли упоминать. Однако репрессивные методы опричной полити­ки сохранялись до конца правления Ивана Грозного.

Социально-политический замысел опричнины - попытка фор­сированными и насильственными средствами установить само­державие иликвидировать остатки раздробленности.

Экономический замысел опричнины - попытка подорвать эко­номическое могущество боярства путем перераспределения зе­мельных владений. Опричники должны были получить земли на территории опричнины, а их прежние владельцы должны были переселиться в районы земщины. На практике указ царя реали­зовать не удалось из-за неспособности Поместного приказа провести такую сложную «аграрную реформу».

Политический итог опричнины - наведением ужаса на всю страну Иван Грозный, с одной стороны, способствовал укрепле­нию самодержавия, а с другой - ослабил централизацию власти и управления. Разделенная на две части страна (территория, ад­министрация, вооруженные силы) не смогла выиграть Ливон­скую войну 1558-1583 гг.

Экономический итог опричнины - хозяйственное разорение страны из-за ее искусственного разделения и опричного террора.

Социальный итог опричнины - персональная перестановка внутри правящего слоя, усиление позиций дворянства, устрашение родовитого боярства, еще большее обострение социальных противоречий и недовольства внутри страны. Массовые побеги крестьян из центральных областей, особенно страдавших от бес­чинств опричников, привели к изданию указа 1581 г., впервые и временно вводившего заповедные годы (от слова «заповедь» - запрет), в которые запрещался «выход» крестьян от владельца земли. Это был еще один шаг в процессе оформления крепостно­го права, так как временная отмена Юрьева дня скоро стала по­стоянной.

В 1575 г., демонстрируя полное самоуправство, Иван «возвел» на царский трон своего ставленника из знатного татарского рода Симеона Бекбулатовича. Сам царь, сохранив всю полноту власти, называл себя удельным князем «Иванцом Московским ». Поли­тический «спектакль» позволил Грозному обрушить репрессии на бывших своих соратников времен политики опричнины. Мни­мое отречение закончилось в 1576 г. - царь вернул себе трон.

Изначально термином «опричнина» называли наделы жен погибших дворян, вдовью землю. При Иване Грозном же смысл понятия изменился, опричниной стали именовать земли, принадлежащие царю, а также целый период в истории русского государства. Занимательным этапом в истории государства Российского является опричнина Ивана Грозного. Кратко об этом в данной статье.

Личность царя

Царь Иван Грозный (1530-1584) - это очень необычная историческая персона, один из самых запоминающихся и ярких образов в истории России. Только вот у большинства наших современников он вызывает негативные эмоции и ассоциируется с гнетом, репрессиями, ограничением человеческих прав и жестокостью. Но ведь не стоит забывать и о положительных деяниях царя, именно он первым венчан был из русских правителей на царство, а не на княжение, именно он закончил оформление абсолютизма в России, что было просто необходимо на тот момент. И это именно он способствовал значительному расширению границ страны.

Что же так испортило его репутацию среди современных обывателей? Наверное, самая главная причина тому - политика опричнины. И тут сложно не согласиться, полностью взвешенной и продуманной ее назвать нельзя. Для многих исследователей ее основной характеристикой является жестокость. Но если учесть менталитет общества России шестнадцатого века, а еще и политическую обстановку при дворе и то, что царь был юн, то все становится вполне объяснимым. Видимо, демократические меры, а именно создание Избранной Рады и созыв Земского Собора, явились неэффективными.

По сравнению с первым периодом правления, опричнина Ивана Грозного, кратко говоря, не была политикой, работающей на благо жителей страны. Многие историки задаются вопросом о том, почему царь обратился к столь жестким мерам и не была ли опричнина причиной Смуты. В любом случае, если говорить о предпосылках опричнины, то стоит учитывать не только политическую обстановку, но и личность самого Ивана Грозного.

Начало опричнины

Причины опричнины Ивана Грозного стоит искать еще в детстве царя. Хотя официально начало политики опричнины было связано с событиями 1565 года, когда государь обвинил древние боярские роды в измене и вынужден был отказаться от престола. Если разобраться, то логика этого поступка была в следующем: царь Иван Грозный согласен был вернуться в столицу на великокняжеский престол при соблюдении подданными трех условий: разрешение без суда и следствия казнить за измену; введение опричнины; обеспечение бояр земщиной. Теперь половина земельных наделов страны, при этом лучших, принадлежала царю, остальное же - Боярской думе.

Опричнина Ивана Грозного: кратко о главном

В декабре 1564 года царь совершенно неожиданно повелел собраться своим сыновьям, жене, приближенным и отправился в Александровскую слободу, забрав с собой еще и всю казну, а также многие ценные шедевры иконописи. А через месяц митрополит Афанасий получил грамоту от государя, где перечислены были все злодеяния и измены боярские. В этом документе он писал, что более не в силах терпеть сие, к простым людям же была отправлена иная грамота, где Иван Четвертый заверяет люд, что зла на них не держит, что не они явились причиной его отъезда.

Отправились тогда в слободу, где пребывал царь и бояре, и митрополит, и простые люди. Все с единой целью: призвать царя снова править. Со слезами на глазах люди молили его вернуться и просили простить. Иван Грозный на царствование вернулся, но только потребовал выполнить три условия, которые упоминались выше. Вот тогда-то и началась опричнина.

Суть явления

Самые богатые, плодородные и прибыльные земли ввел царь в свою опричнину. А также появилось новое социальное явление "опричный корпус" - тысяча молодых и сильных людей дворянского происхождения, которые стали личным войском царя, получали за свою службу, кроме жалования, еще и лучшие земельные наделы, выселяя тех, кому они по праву до этого принадлежали.

И вот здесь-то и проявился абсолютизм в полной мере, царь единолично решал все вопросы, касающиеся внутренней политики государства, о Ливонской войне должны были заботиться думные бояре. Опричники же были обязаны выполнять всего лишь две функции: охранять государя и избавляться от изменников. На вороных конях мчались они по улицам столицы с метлой и собачьей головой, прикрепленными к седлу. Это было символом того, что безжалостно они будут резать головы предателям и выметать измену из страны. Опричнина Ивана Грозного, кратко говоря, периодом была скорбным и страшным.

Репрессии

С изменами (реальными и мнимыми) и вправду боролись очень жестоко. Людей, которые были заподозрены в этом преступлении, казнили, конфисковали имущество. Через какое-то время репрессиям были подвергнуты не только отдельные граждане или же семьи, но и даже целые поселения. Более других в этом смысле пострадал Новгород, здесь единовременно были убиты три тысячи человек, а все потому, что новгородцев царь заподозрил в заговоре с Польшей.

Менялись командующие опричниками, а смысл не менялся, огнем и мечом пронесся террор по стране. Какого бы ни был человек роду-племени, хоть дворянин, хоть боярин, а хоть бы и крестьянин, угрозу ощущали на себе тогда все, и длилось это целых семь лет.

К счастью, отменить опричнину пришлось, она привела к экономическому разорению страны, а к тому же в войне российское государство проиграло, да и на Русь войной решил идти хан.

Последствия опричнины Ивана Грозного

Политика опричнины Ивана Грозного привела к весьма плачевным последствиям. Она завела страну в тяжелейший экономический кризис. Многие деревни были запущены из-за разорения дворян, бояр и крестьян, примерно девяносто процентов пахотной земли не использовалось. В социальной сфере тоже были огромные проблемы, демография страны в результате крайне неразумной и мнительной политики царя очень сильно пострадала. Погибших в эти семь лет было около пятнадцати тысяч человек.

1564 год начался для России рядом крупных военных неудач. Русские войска дважды потерпели
поражение: на реке Улле (близ Полоцка) и под Оршей. Дело осложнялось изменой видных представителей русского командования. В апреле 1564 г. с театра военных действий в Литву бежал князь Курбский.

Измена князя Курбского, договорившегося перед бегством с литовским командованием и королём Сигизмундом, обнажила противоречия между политикой Ивана IV и стремлениями крупного боярства. Даже в дни правления «избранной рады», наступившего после боярско-княжеской реакции, эти противоречия постоянно давали себя чувствовать.

Неудача попытки отменить местничество, натолкнувшейся на сопротивление бояр, провал предложения приравнять новые слободы светских феодалов в податном отношении к посадам, стремление боярства пользоваться правом отъезда в Литву - всё это говорило о наличии серьёзных расхождений, продолжавших существовать и после реформ 50-х годов XVI в. Бурные январские дни 1553 г., когда часть бояр вопреки указанию больного царя отказалась присягнуть его сыну Дмитрию и выдвинула в качестве кандидата на престол князя Владимира Старицкого, особенно ярко подчеркнули остроту этих расхождений. В начале 60-х годов эти расхождения обострились в связи с началом . Военные неудачи на Улле объяснялись если не прямой изменой, то преступной небрежностью воевод. С событиями на фронте совпали «многие неисправления и неправды» князя Владимира Старицкого, ещё в 1553 г. рассматривавшегося частью бояр в качестве кандидата на престол.

В этих условиях Иван IV поспешил с проведением задуманных мероприятий, имевших целью сломить сопротивление боярской аристократии и осуществить основные требования дворянства (в первую очередь земельные). Эти мероприятия были задуманы уже вскоре после падения правительства Адашева.

В декабре 1564 г. царь Иван IV, не чувствуя себя в безопасности в Москве, покинул столицу и направился в Александрову слободу (в нынешней Владимирской области), которая по его приказу была превращена в укреплённый лагерь. В январе 1565 г. царь послал в Москву две грамоты. В первой из них, адресованной духовенству, придворной знати и служилым людям, князья и бояре обвинялись в измене, казнокрадстве и в уклонении от военной службы. Духовенство осуждалось за пособничество боярам. Иван IV сообщал также о своём решении покинуть царский престол. В грамоте, посланной московским посадским людям, царь объявлял, что у него «гнева на них и опалы никоторые нет». Посад выступал союзником Ивана IV в борьбе с боярской оппозицией.

Под давлением московских посадских людей в Александрову слободу была направлена депутация, просившая Ивана IV о возвращении в Москву. Царь использовал эту обстановку для борьбы с оппозиционными боярскими кругами. Специальным указом Иван IV провозгласил установление опричнины. Всё государство делилось на две части: земщину - государственную территорию, и опричнину - владения, лично принадлежащие государю.

В опричнину были взяты некоторые улицы и слободы Москвы, Поморье с его богатыми торговыми городами и важным речным путём в Белое море, ряд городов и уездов в центре и на юге государства. За земщиной оставались главным образом окраинные территории на западе и северо-западе, а также на юге и юго-востоке. Таким образом, в опричнину вошли области большого торгового и промышленного значения, районы землевладения дворян, являвшихся опорой центральной власти, а также районы, где имелись старинные княжеские владения. Земли, взятые в опричнину, составляли приблизительно половину всей площади Русского государства. С территории опричнины вывели крупных землевладельцев, которые получили некоторую компенсацию землёй в других уездах. Создание опричнины привело к разгрому экономической мощи княжат и бояр, подорвав тем самым и их политическое значение. На место выведенных вотчинников в опричнине поместили «опричных служилых людей», образовавших особый корпус опричников.

Основную массу опричников составляло мелкое и среднее дворянство - главная опора Ивана IV в его антибоярской политике. Однако, кроме неродовитых людей, в опричнину входили и отдельные представители княжеско-боярских родов, преданность которых не вызывала у царя сомнений. В состав опричников нередко попадали и всякого рода авантюристы, стремившиеся под видом борьбы с боярской крамолой добиться личного обогащения самыми неблаговидными способами.

В земщине продолжал действовать прежний порядок управления. Во главе со стояли Боярская дума и московские приказы. Первоначально управление опричным двором должно было строиться по образцу дворцового ведомства. Позднее для управления перешедшими в опричнину обширными землями правительство образовало приказы - Дворцовый, Разрядный, Ямской и др., действовавшие параллельно с одноимёнными земскими приказами.

Опричнина постепенно организовывала силы, способные содействовать укреплению царской власти. Вместе с тем разделение государства на две части (опричнину и земщину) имело ряд отрицательных последствий, ибо создавало новые перегородки на пути к экономическому и политическому слиянию русских земель.

Политика царя Ивана IV, прозванного Грозным, опиравшаяся на поддержку дворянства, встретила сочувствие зажиточных кругов посада, извлекавших значительные выгоды как непосредственно из тех льгот, которые они получали, попадая в опричнину, так и от укрепления централизованного государства. Церковь и её земельные владения небыли затронуты опричной ломкой. Поэтому, следуя осифлянской традиции, она поддерживала самодержавную власть царя. Введению опричнины сопротивлялись те слои феодалов, против которых она была направлена. Выселяя с опричных территорий потомков титулованной знати, Иван Грозный с корнем вырывал остатки княжеского землевладения и удельной обособленности, подрывая землевладельческое могущество и политическое значение реакционного боярства и княжат. Однако борьба с феодальной аристократией, проводившаяся Иваном Грозным в крайне сложной внутренней и внешнеполитической обстановке террористическими средствами, сопровождалась многочисленными казнями как противников опричнины, так и многих непричастных к этой борьбе людей. При разгроме боярской вотчины нередко истреблялись и дворовые люди, и население боярского села.

Раньше других репрессиям подверглись сторонники боярской группировки, участвовавшей в событиях 1553 г. Были казнены бояре А. Горбатый-Шуйский, князь П. Горенский и близкие к ним лица. Карательные меры Ивана IV вызвали протест ряда служилых людей (во главе с князем В. Пронским), которые вскоре после земского собора 1566 г. потребовали у царя прекратить насилия опричников. Ответом были новые казни и другие кары.

Широкая сеть нового заговора охватила московское боярство, высшее духовенство и часть приказной бюрократии. Заговорщики связались с польским королём Сигизмундом Августом. Предполагалось захватить Ивана Грозного во время осеннего похода 1567 г., а на русский престол посадить князя Владимира Старицкого или даже отдать страну под власть польского короля. Правительство, однако, раскрыло заговор. Прежде всего был казнён его глава - боярин И. Фёдоров. Митрополит Филипп (происходивший из боярской семьи Колычевых) пытался выступить в защиту заговорщиков, но был осуждён, сослан, а позднее умерщвлён. В 1569 г. царь умертвил князя Владимира Старицкого и ликвидировал его княжество, являвшееся одним из последних уделов в составе Русского государства. Боярские изменники, не имевшие никакой опоры в кругах рядовых феодалов, рассчитывали на помощь извне. Они готовили сдачу ливонских и пограничных русских городов польским войскам. Поэтому в 1570 г. Иван Грозный с опричным войском двинулся к Новгороду. Население Новгорода было признано ответственным за измену бояр. Во время произведённой расправы число казнённых в Новгороде и в новгородских землях дошло до нескольких десятков тысяч. Уже одно число пострадавших показывает, что казни подвергались не только бояре, но и представители других слоёв населения.

По возвращении царя в Москву было закончено следствие о боярской измене. В числе лиц, преданных жестоким казням, оказались печатник И. Висковатый, глава Посольского приказа и некоторые другие представители приказной администрации.

Опричнина пронеслась грозой по княжеским и боярским владениям, уничтожая сотни представителей старой знати.

Тем временем шла подготовка к новому наступлению как в Прибалтике, так и против войск Великого княжества Литовского. Земский собор 1566 г. отверг предложение Литвы о заключении мирного договора на условиях передачи Русским государством Литовскому княжеству Смоленска и Полоцка и поддержал Ивана Грозного в его стремлении добиться присоединения всей Прибалтики. Крупным успехом русской дипломатии было заключение в 1567 г. договора между Иваном IV и шведским королём Эриком XIV, согласно которому Швеция обязалась снять осаду с Нарвы.