Что создали в древнем риме. Вечные изобретения древних римлян: фонтаны, дороги, право, праздники


Римская цивилизация оставила за собой огромный вклад в историю, несмотря на то, что в большинстве случаев была в тени соседей из Греции. Римляне заимствовали многие науки, а счет с использованием римских цифр и вовсе был малоприятен. Тем не менее, существует как минимум 10 технологий созданных в Риме, но используемых поныне.

В древности считалось, что для того, чтобы познать азы геометрии или философии, предпочтительно обращаться к греку. Если же необходимо построить мост, канализацию или мощное оружие, то лучше обратиться к римлянину. Действительно, непревзойденные технологические достижения выделяют эту цивилизацию среди прочих представителей своего времени. Результатом римских изобретений стал тот факт, что многие технологии используются и по сей день по всей планете. Мы расскажем о десяти наиболее известных.


10. Купол
То, что сейчас воспринимается, как должное: арки, атриумы, стеклянные стены и потолки, было немыслимо в древнем мире: прежде, чем римлянам удалось создать технологию усовершенствования зданий, самые лучшие архитекторы того времени подолгу мучались с каменными крышами. Все архитектурные произведения, созданные до расцвета римской цивилизации, такие, как пирамиды, выгляди снаружи намного более впечатляющими, чем были внутри-они представляли собой темные помещения с ограниченным пространством. Первыми в итории именно римляне сумели создать огромные открытые внутренние пространства благодаря осознанию того факта, что арку можно было вращать в трех измерениях. А для создания мощной надежной силы, позволяющей удерживать такие сооружения, было необходимо особое вещество, которым стал бетон - достижение римлян. В данном рейтинге мы еще вернемся к этому достижению цивилизации


9.Вооружение
Как и большинство технологий того времени, осадное оружие первыми создали греки, но было усовершенствовано римлянами. Благодаря захваченным образцам греческого оружия, мир увидел баллисты - арбалеты гигантского размера, легкие и точные. Использование баллист было широко направлено как против пехоты, в то время, как на их основе были созданы «двигатели осады» - мощные и маневренные мини-катапульты, которые хоть и были не такими прицельными, как баллисты, но наносили огромный урон, что позволяло успешно использовать их для осады


8. Бетон
Жидкий камень, он же бетон - одно из величайших достижений римлян. В наше время бетон является повсеместно используемым при строительстве самого разного масштаба. Античный бетон состоял из смеси вулканического пепла, пуццолана, щебня, извести и песка. Бетон позволял производить заливку любой формы, и был необычайно прочным. Изначально, римские архитекторы использовали его для отливки оснований алтарей, однако в более поздние времена проводились самые различные эксперименты с этим материалом, результатом которых стало появление таких чудес, как Пантеон - крупнейшее в мире неармированное сооружение из бетона и поныне возрастом в 2000 лет


7. Дороги
Повествуя о достижениях римской цивилизации нельзя умолчать о таком изобретении, как дороги, которые создавались настолько хорошо, что многие из них до сих пор годятся для использования. Конечно, было бы некорректно сравнивать римские дороги с современными асфальтовыми шоссе, но они действительно были прочными, и создавались на века в несколько этапов. В начале рыли огромный котлован глубиной около метра, затем на дно траншеи устанавливали широкие каменные блоки, после чего оставшееся место заполняли толстым слоем гравия. Самый верхний слой укладывали специальными плитами с выпуклостями, по которым могла стекать вода. Как известно, инженеры империи настаивали на создании исключительно прямых дорог, требовавших огромных ресурсов для очистки местности, через которую эти дороги проходили. Однако, к 200 году до нашей эры, империя римлян имела в своем активе 85000 километров дорог


6. Канализация
Монументальные коллекторы римлян стали одним из самых знаковых творений при том, что изначально строились совсем для другой цели. Первоначально «Клоака Максима» («Крупнейшая канализация» при дословном переводе), создавалась для слива части воды из местных болот. Начиная с 600 года до нашей эры и в последующие сотни лет было добавлено множество водных путей. На данный момент сложно точно определить, в какой момент клоака стала полноценной канализацией, однако по мере роста городов канализация стала проникать в них глубже и глубже, со временем полностью охватив их. Основным достижением канализации был факт неприметности и избавления общества от большинства инфекционных болезней, а Плиний старший заявил, что римская канализация является намного более сложным архитектурным сооружением, нежели египетские пирамиды


5.Пол с подогревом
Создание оптимальной температуры - сложнейшая инженерная задача, которая требует мощного научного потенциала даже в наше время, что говорить про древние времена. Однако, римляне справились с этой задачей. Они впервые применили идею, которая до сих пор используется при строительстве теплых полов - он представлял собой сооружение из глиняных полых колонн, которые встраивались под основание пола, и решал сразу несколько проблем: проблему огня и проблему дыма. Огонь в то время был основным источником тепла, однако здания имели свойства гореть, а выделяющийся при этом дым нес собой огромную опасность удушения. В римской системе подогрева пол был приподнят, что позволяло горячему воздуху из печи никогда не вступать в контакт с комнатой: он проходил через полые плитки, а на выходе из здания поглощался глиняными черепицами, что позволяло достичь необходимого эффекта


4. Акведук
Как и дороги, акведуки феноменальной длины стали визитной карточкой и настоящим инженерным чудом в жизни римлян. Одним из ограничений роста древних городов была невозможность добраться из любой его точки до питьевой воды, и эта проблема была решена. Ведь, хоть Рим и располагался на реке Тибр, она была чрезмерно загрязнена другим изобретением зодчества: канализацией. Римские акведуки представляли собой сложную систему, имеющую протяженность в более чем 400 километров, и поставляющую в город чистую питьевую воду


3. Гидроэнергия
Римляне сумели объединить воедино греческие технологии и собственное инженерное мастерство, которое позволило создать первые в мире мельницы, турбины и лесопилки на энергии воды. Также, римляне создали первое в мире колесо-перевертыш, впоследствии получившее широкое распространение во всем мире. Примечателен тот факт, что несмотря на обилие инженерных идей, в большей части империи продолжал использоваться доступный и дешевый ручной труд


2.Арка из сегментов
Хотя такое изобретение, как арка не принадлежит рукам римлян, они нашли возможность его усовершенствования. Инженерам римлян удалось постичь, что для придания конструкции прочности, арка не должна состоять из одного сегмента, когда ее можно разбить на множество мелких деталей. Это позволило создавать намного более мощные и надежные мосты


1. Понтонные мосты
Огромное количество римских дорог подразумевало под собой возможность быстрого перемещения армий, а созданный в 55 году до нашей эры Юлием Цезарем понтонный мост длиной более 400 метров позволил римлянам молниеносно пересечь Рейн, в котором древние племена немцев видели надежную защиту от вторжения. Мост через Рейн оказался чрезвычайно умным творением, ведь соорудить мост через реку, не нарушая течения - очень непростая задача, тем более в условиях военной обстановки. Инженеры работали быстро и качественно: сваи были собраны вместе в течение десяти дней, после чего был собран мост

Западная Римская империя пала более 1500 лет назад, но ее богатое наследие - технологии и инновации - можно увидеть и сегодня. Римляне были поразительными строителями и инженерами, и их процветающая цивилизация породила достижения в области технологии, культуры и архитектуры, которые сохранились на протяжении веков. Из нашего списка вы узнаете больше об инновациях, созданных в Древнем Риме.

Акведуки

Римляне использовали множество удобств, которые нам кажутся обычными, но не были распространены в то время. Среди них можно выделить фонтаны, общественные бани, подземные канализации и туалеты. Но эти водные инновации не были бы возможными без акведука. Впервые разработанное около 312 г до н. э., это инженерное чудо обеспечивало водой трубопроводы в городских центрах. Акведуки сделали римские города независимыми от водоснабжения и оказались бесценными для общественного здравоохранения и санитарии. Хотя римляне и не изобрели водопровод - примитивные каналы для орошения и транспортировки воды, которые существовали ранее в Египте, Ассирии и Вавилоне, они усовершенствовали этот процесс, используя свое мастерство в строительстве. В конечном счете по всей империи возникли сотни акведуков, и некоторые из них доставляли воду более чем на 100 километров. Но больше всего впечатляет качество строения акведуков, ведь некоторые из них используются и сегодня. Известный фонтан Треви, к примеру, питается от восстановленной версии акведука Девы, одного из 11 в Древнем Риме.

Бетон

Многие древнеримские сооружения, такие как Пантеон, Колизей и Римский форум, сохранились до сих пор благодаря тому, что для их строительства использовали цемент и бетон. Римляне впервые начали использовать бетон в строительстве водопроводов, зданий, мостов и памятников более 2100 лет назад на территории всего Средиземноморского бассейна. Римский бетон не такой прочный, как современный аналог, но он оказался на удивление устойчивым благодаря своей уникальной рецептуре. Римляне использовали гашеную известь и вулканический пепел, которые вместе создавали своего рода липкую пасту. В сочетании с вулканической породой, этот древний цемент образовал бетон, который переносил химический распад. Бетон сохранял свои свойства даже при погружении в морскую воду, что позволило использовать его для строительства сложных бань, пирсов и гаваней.

Газеты

Римляне были известны своими общественными дискуссиями. Они использовали официальные тексты, чтобы решать гражданские, правовые и военные вопросы. Известные под названием «ежедневные акты», эти ранние газеты были написаны на металле или камне, а затем распространены в таких местах, как Римский форум. Предполагают, что «акты» впервые появились в 131 году до н. э. В них, как правило, содержались подробности римских военных побед, списки игр и поединков гладиаторов, уведомления о рождении и смерти и даже интересные рассказы. Были также «сенаторские акты», в которых подробно описывалась работа римского сената. Традиционно они были закрыты для общественного доступа, пока в 59 г до н. э. Юлий Цезарь не приказал опубликовать их в рамках многих реформ, которые он проводил во время своего первого консульства.

Обеспечение

Древний Рим был источником идей для современных государственных программ, в том числе мер, направленных на субсидирование продуктов питания, образования и др. Эти программы восходят к 122 г до н. э., когда правитель Гай Гракх поручил поставлять гражданам Рима зерно по более низким ценам. Эта ранняя форма обеспечения продолжилась при Марке Траяне, который реализовал программу для детей из бедных семей: их кормили, одевали и обучали. Также был составлен список товаров, цены на которые контролировались. В него входили кукуруза, масло, вино, хлеб и свинина. Их можно было купить с помощью специальных жетонов, которые назывались мозаикой. Такие действия помогли римской власти завоевать благосклонность народа, но некоторые историки уверены, что это стало одной из причин эконмического падения Рима.

Связанные страницы

Большую часть нашей истории литература имела форму громоздких глиняных табличек и свитков. Римляне упростили их, и начали использовать стопку связанных страниц. Это изобретение считается ранней версией книги. Первые книги делали из связанных восковых табличек, но вскоре они были заменены на пергамент, который больше напоминал современные страницы. Древние историки отмечают, что первую версию такой книги создал Юлий Цезарь: сложив вместе папирус, он получил примитивную тетрадь. Однако связанные книги не были популярными в Риме вплоть до первого века. Ранние христиане одними из первых приняли новую технологию и с ее помощью начали изготавливать копии Библии.

Дороги и магистрали

Во времена своего процветания Римская империя охватывала территорию 4,4 млн квадратных километра и включала большую часть Южной Европы. Чтобы обеспечить эффективное управление такой обширной территорией, римляне построили самую сложную систему дорог в Древнем мире. Эти дороги строили из грязи, гравия и кирпича, изготовленного из гранита или закаленной вулканической лавы. При проектировании дорог следовали строгим стандартам и создавали специальные канавы, которые обеспечивали сток воды. Римляне построили более 80 тысяч километров дорог до 200 г н. э., и в первую очередь они должны были служить для военных завоеваний. Эти дороги позволили римским легионам передвигаться со скоростью 40 километров в день, а сложная сеть почтовых домов означала, что сообщения передавались с поразительной скоростью. Часто эти дороги управлялись так же, как и современные магистрали. Знаки на камнях сообщали путешественникам расстояние до места назначения, а специальные отряды солдат действовали в роли дорожной полиции.

Римские арки

Арки существовали в течение 4 тысяч лет, но древние римляне стали первыми, кто начал эффективно использовать свои знания для строительства мостов, памятников и зданий. Оригинальный дизайн арки позволил равномерно распределить вес здания по различным опорам, предотвращая разрушение массивных сооружений под собственным весом. Инженеры улучшили их, сглаживая форму, чтобы создать сегментарную арку и повторить ее с различными интервалами. Это позволило построить более крепкие опоры, которые могли охватить большие промежутки, что используются в мостах и акведуках.

Юлианский календарь

Современный григорианский календарь очень похож на свою римскую версию, которая появилась более 2 тысяч лет назад. Ранние римские календари, скорее всего, были списаны с греческих моделей, которые основывались на лунном цикле. Но поскольку для римлян четные числа были несчастливыми, они изменили свой календарь, чтобы каждый месяц имел нечетное количество дней. Так продолжалось до 46 г до н. э., когда Юлий Цезарь и астроном Сосиген решили выровнять календарь в соответствии с солнечным годом. Цезарь удлинил количество дней в году с 355 до 365, и в результате получилось 12 месяцев. Юлианский календарь был практически идеальным, но он не рассчитал солнечный год на 11 минут. Эти несколько минут, в конечном счете, отбросили календарь на несколько дней. Это привело к принятию практически идентичного григорианского календаря в 1582 году, в котором для исправления этих расхождений добавили високосный год.

Правовая система

Многие современные юридические термины происходят от правовой системы римлян, которая доминировала в течение многих столетий. Основанием для нее стали Двенадцать таблиц, которые сформировали существенную часть Конституции во время республиканской эпохи. Впервые принятые примерно в 450 до н. э., Двенадцать таблиц содержали подробные законы, которые касались собственности, религии, а также наказаний за многие проступки. Еще один документ Corpus Juris Civilis - амбициозная попытка собрать историю римского права в один документ. Основанный императором Юстинианом между 529 и 535 гг, Corpus Juris Civilis включал современные правовые понятия, к примеру то, что обвиняемый считается невиновным, пока не доказана его вина.

Полевая хирургия

В Риме было изобретено множество инструментов для хирургических операций. Римляне были первыми, кто использовал кесарево сечение, но самой ценной стала полевая медицина. Под руководством Августа был установлен военный медицинский корпус, который стал одним из первых специализированных подразделений полевой хирургии. Специально обученные медики спасли бесчисленное количество жизней за счет использования римских инноваций в медицине, таких как кровоостанавливающие бандажи и артериальные хирургические зажимы. Римские полевые врачи также проводили осмотр новобранцев и помогали остановить распространенные болезни, контролируя уровень санитарии в военных лагерях. Они были известны еще и тем, что дезинфицировали инструменты в горячей воде прежде, чем их использовать, а также новаторской формой антисептической хирургии, которая начала широко использоваться только в 19 веке. Римская военная медицина оказалась настолько успешной в лечении ран и общем оздоровлении, что солдаты, как правило, жили дольше, чем среднестатистические граждане, несмотря на опасности, с которыми постоянно сталкивались на поле боя.

Некоторые вещи, изобретенные древними римлянами, были очень хороши, и продолжают работать по сей день. Однако, с точки зрения абстрактной литературы, они всегда были в тени своих греческих соседей. Их поэзия никогда не достигала тех же высот, их философия стоицизма и эпикуреизма была заимствована, и любой, кто когда-либо использовал римские цифры, знает, как они трудны даже в применении в простой арифметике.
Если вы хотите, чтобы вам объяснили геометрию, то лучше всего было бы обратиться к греку, если же вам нужно построить наплавной мост, канализационную сеть или соорудить оружие, которое стреляет пылающими шарами из гравия и смолы на расстояние до 274 метров, то вам следовало бы взять на помощь римлянина. Блестящие архитектурные, организационные и технические подвиги римлян выделяют их, также как и греков, среди древних народов. Несмотря на то, что их знания математики были рудиментарными, они сооружали модели, экспериментировали, и строили настолько крепко, насколько это было возможно на тот момент.

В результате, их труды мы можем лицезреть и по сей день: они простираются от моста Лимура (Limyra) в Турции до стены Адриана (Hadrian"s Wall) в Шотландии. Ниже представлены самые значительные достижения древних римлян.

10. Купол
Внутреннее пространство современного мира мы принимаем как нечто само собой разумеющееся, однако, не стоит этого делать. Наши огромные сводчатые арки, большие атриумы, стеклянные стены, потолки и многое другое – все это было немыслимо в древнем мире.

Прежде, чем римляне усовершенствовали купола зданий, даже самым лучшим архитекторам тех времен приходилось долго мучиться с созданием каменных крыш. Даже величайшие архитектурные достижения, созданные до появления римской архитектуры, такие, как, к примеру, Парфенон и пирамиды, выглядели более впечатляюще снаружи, чем внутри. Внутри они были темными, и представляли собой ограниченное пространство.

Римские купола, напротив, были просторными, открытыми и создавали реальное ощущение внутреннего пространства. Впервые в истории. Исходя из понимания того, что принципы арки можно было вращать в трех измерениях, чтобы создать форму, которая обладает такой же крепкой поддерживающей силой, но "действует" на большей площади, технология куполостроения стала доступной в основном благодаря бетону, еще одному достижению древних римлян, о котором мы поговорим позже.

9. Оружие
Как и многие технологии, римское осадное оружие было изначально разработано греками, а позднее усовершенствовано римлянами. Баллист, по существу гигантский арбалет, который мог во время осады стрелять крупными камнями, был сконструирован из попавшего в руки римлян греческого оружия.

Используя сухожилия животных, баллисты работали как пружины в гигантских мышеловках, таким образом, они могли отбрасывать снаряды на расстояние до 457 метров. Поскольку оружие было легким и точным, его оснащали копьями и стрелами, тем самым оно использовалось в качестве противопехотного. Баллисты также применялись для осады небольших зданий.

Римляне изобрели свои собственные "двигатели осады", названные дикими ослами из-за мощного удара, наносимого диким ослом. Хотя в своей работе они также использовали сухожилия животных, "дикие ослы" были гораздо более мощными мини-катапультами, которые стреляли огненными шарами и целыми ведрами крупных камней. При этом, они были менее точными по сравнению с баллистами, но зато более мощными, что делало их идеальным оружием для подрыва стен и поджогов во время осад.

8. Бетон
Что касается инноваций в области строительства, то жидкий камень, который легче и прочнее обычного камня, - это величайшее творение римлян. Сегодня бетон является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, поэтому легко позабыть о том, насколько революционным когда-то было его изобретение.

Римский бетон представлял собой смесь щебня, извести, песка, пуццолана и вулканического пепла. Его можно было заливать в любую форму для построения того или иного сооружения, он был также очень крепким. Хотя первоначально он использовался римскими архитекторами для построения мощных оснований для алтарей, начиная со 2 века до н.э. римляне начали экспериментировать с бетоном для того, чтобы сооружать автономные формы. Их самая известная бетонная конструкция, Пантеон, до сих пор является крупнейшим неармированным бетонным сооружением в мире, стоящим уже более двух тысяч лет.

Как уже упоминалось ранее, это было значительное улучшение старого этрусского и греческого прямоугольного архитектурного стилей, которые требовали расположения по всему периметру любого здания колонн и тяжелых стен. Более того, бетон, как строительный материал был дешевым и пожаробезопасным. Он был также достаточно гибким, поскольку смог пережить многочисленные землетрясения, которые то и дело посещали вулканический итальянский полуостров.

7. Дороги
Невозможно, рассказывая о достижениях римской инженерии, не говорить о дорогах, которые были настолько хорошо построены, что многие из них еще вполне пригодны для использования даже сегодня. Сравнивать наши сегодняшние асфальтовые шоссе с древнеримскими дорогами все равно, что сравнивать дешевые часы со швейцарскими. Они были сильными, прочными и построены так, чтобы служить веками.

Лучшие римские дороги строились в несколько этапов. Для начала рабочие вырывали котлован, около метра глубиной на местности, где планировалось соорудить дорогу. Далее, широкие и тяжелые каменные блоки устанавливались на дно траншеи, оставшееся пространство покрывалось слоем грязи и гравия. Наконец, верхний слой был вымощен плитами с выпуклостями в центре для того, чтобы могла стекать вода. В общем, римские дороги были чрезвычайно устойчивыми к действию времени.

Согласно типичной римской моде, инженеры империи настаивали на создании и использовании прямых дорог, то есть на их проложении через любые препятствия, а не в обход им. Если на пути был лес, они вырубали его, если была гора, они сооружали туннель через нее, если болото, они высушивали его. Недостатком этого типа дорожного строительства, конечно, было огромное количество людских ресурсов, необходимых для работы, но рабочая сила (в виде тысяч рабов), - это было то, чем древние римляне владели в избытке. К 200 году до н.э. римская империя насчитывала около 85295 километров магистралей.

6. Канализация
Огромные коллекторы Римской империи являются одним из самых странных творений римлян, поскольку они были изначально построены вовсе не для того, чтобы служить канализационными системами. Клоака Максима (или Крупнейшая Канализация, если перевести дословно) была первоначально построена для того, чтобы сливать некоторую часть вод местных болот. Строительство "клоаки" началось в 600 году до н.э. и в последующие сотни лет добавлялось все больше и больше водных путей. Так как регулярно продолжали рыться каналы, то трудно сказать, когда именно клоака Максима перестала быть дренажной канавой и стала надлежащей канализацией. Будучи изначально очень примитивной системой, Клоака Максима распространилась как сорняк, растягивая свои корни все глубже и глубже в город, по мере его роста.

К сожалению, Клоака Максима имела выход прямо в Тибр, поэтому река быстро заполнилась отходами жизнедеятельности человека. Тем не менее, римлянам не приходилось использовать воду Тибра для питья или мытья. Стоит отметить, что у них даже была специальная богиня, которая следила за работой этой системы – Клоакина.

Возможно, самым важным достижением римской канализационной системы был тот факт, что она была спрятана от людских глаз, не давала распространяться никаким болезням, инфекциям, запахам и неприятным достопримечательностям. Любая цивилизация может вырыть канаву для того, чтобы справлять естественные нужды, однако, для построения и обслуживания такой грандиозной канализационной системы, необходимо было наличие серьезных инженерных умов. Система была настолько сложна в устройстве, что Плиний Старший объявил ее более грандиозным человеческим сооружением, чем строение пирамид.

5. Полы с подогревом
Эффективный контроль уровня температуры – это одна из самых сложных инженерных задач, с которыми люди имеют дело, но римлянам удалось ее решить, или, по крайней мере, почти решить.

Используя идею, которая по сей день применяется в технологии теплых полов, гипокауст представлял собой набор полых глиняных колонн, находившихся под полом, через которые горячий воздух и пар перекачивался из расположенной отдельно печи в другие комнаты.

В отличие от других, менее прогрессивных методов отопления, гипокауст аккуратно решал сразу две проблемы, которые всегда были связаны с системами отопления в древнем мире – дым и огонь. Огонь был единственным источником тепла, однако, время от времени здания загорались, и образующийся дым в замкнутом пространстве часто играл роковую роль.

Однако, поскольку в системе гипокауста пол был приподнят, горячий воздух от печи никогда не вступал в контакт с самой комнатой.

Вместо того, чтобы "находится" в комнате, нагретый воздух проходил через полые плитки в стенах. На выходе из здания, глиняные черепицы поглощали теплый воздух, в результате чего в помещение было тепло.

4. Акведук
Наряду с дорогами, акведуки стали другим чудом инженерной мысли римлян. Смысл акведуков в том, что они очень длинные, на самом деле очень длинные.

Одна из трудностей снабжения водой большого города является то, что когда город дорастает до определенных размеров, вы не можете из любой его точки получить доступ к чистой воде. И хотя Рим расположен на Тибре, эта река была очень загрязнена другим римским инженерным достижением, канализацией.

Чтобы решить данную проблему, римские инженеры построили акведуки – сеть подземных труб, надземных линий воды и мосты, разработанные с той целью, чтобы доставлять воду в город и окрестности.

Также как и дороги, римские акведуки представляли собой очень сложную систему. Хотя первый акведук, построенный примерно в 300 году до н.э., был протяженностью всего лишь 11 километров, к концу третьего века н.э. в Риме существовало 11 акведуков, общей протяженностью в 250 миль.

3. Гидроэнергия
Витрувий, крестный отец римской инженерии, описывает несколько технологий, с помощью которых римляне использовали воду. Объединив греческие технологии, такие как зубчатые створки и водяное колесо, римляне смогли разработать свои передовые лесопилки, мельницы и турбины.

Колесо-перевертыш, другое римское изобретение, вращалось под действием текущей, а не падающей воды, что сделало возможным создание плавающих водяных колес, используемых для помола зерна. Это очень пригодилось во время осады Рима в 537 году н.э. когда генерал Велизарий решил проблему осады, отрезав поставки продовольствия за счет строительства нескольких плавающих мельниц на Тибре, что, тем самым, обеспечивало людей хлебом.

Странно, но археологические данные свидетельствуют о том, что римляне обладали всеми необходимыми знаниями для создания различного рода водных устройств, но они применяли их крайне редко, предпочитая вместо этого дешевый и широко доступный рабский труд. Тем не менее, их водяная мельница была одним из крупнейших промышленных комплексов в древнем мире до промышленной революции. Мельница состояла из 16 водяных колес, которые мололи муку для соседних общин.

2. Сегментная арка
Как и почти во всех вышеперечисленных инженерных подвигах, римляне не принимали участие в изобретении арки, однако, они уверены, что усовершенствовали ее. Арки и арочные мосты существовали уже почти две тысячи лет, когда римляне взялись за них. Римские инженеры поняли, что арки не должны быть непрерывными, то есть они не должны охватывать заданный промежуток "за один прием". Вместо того, чтобы пересекать пространство за один скачок, они могут быть разбиты на несколько, более мелких деталей. Таким образом и появились сегментные арки.

У новой формы арки были два явных преимущества. Во-первых, потенциальное пространство пролетного моста могло быть увеличено в геометрической прогрессии. Во-вторых, поскольку на их изготовление требовалось меньше материала, сегментные арочные мосты были более податливыми при прохождении воды под ними. Вместо того, чтобы заставить воду протекать через одно маленькое отверстие, вода под сегментированными мостами текла свободно, тем самым снижая опасность наводнения и скорость износа опор.

1. Понтонные мосты
Римские инженерные технологии часто называют синонимом военных технологий. Всемирно известные дороги не были построены для ежедневного их использования простыми жителями, они были сооружены для того, чтобы легионы быстро добирались до места назначения и также быстро уходили оттуда. Разработанные римлянами понтонные мосты, построенные в основном в период военного времени, служили той же цели, и были детищем Юлия Цезаря. В 55 году до н.э. он построил понтонный мост, длина которого была около 400 метров, чтобы пересечь реку Рейн, которую традиционно немецкие племена считали своей защитой от римского вторжения.

Мост Цезаря через Рейн был крайне умным сооружением. Строительство моста через реку, при этом, не нарушая течения самой реки, это очень сложное мероприятие, тем более в военной обстановке, где сутки напролет стройка должна охраняться, а инженеры должны работать очень быстро и качественно. Инженеры установили опоры на дне реки под углом против течения, тем самым придав мосту дополнительную прочность. Также были установлены защитные сваи, которые ликвидировали потенциальную угрозу, которая могла плыть по реке. В итоге, все сваи были собраны вместе, и на их вершинах был построен деревянный мост. В общей сложности строительство заняло всего десять дней, при этом использовались только пиломатериалы. Таким образом, в местных племенах быстро распространилась информация о всеобъемлющей власти Рима: если Цезарь захотел пересечь Рейн, он это сделал.

Возможно, такая же апокрифическая история сопровождает и понтонный мост Калигулы, построенный через море между Байи и Пузуоли (Baiae and Puzzuoli), длиною примерно в 4 км. Предположительно, Калигула соорудил этот мост после того, как услышал от одного прорицателя, что у него есть примерно такой же шанс стать императором, как и возможность пересечь залив Байи на лошади. Калигула воспринял это как вызов, и соорудил этот самый мост.

В последнее время прогресс идет настолько стремительно, что невольно закрадывается мысль о том, что максимального развития человеческая цивилизация достигла лишь в последнее время. В то же время, многочисленные палеонтологические и археологические находки свидетельствуют о том, что человек с высоким уровнем развития существовал на планете несколько десятков тысяч лет назад. И никаких оснований говорить о том, что древний человек был в чем-то глупее человека современного, нет.

В настоящее время распространен стереотип о древнем человеке, как о полуголом, косматом дикаре, вооруженном дубиной. Но в действительности наши предки уже 15 тысяч лет назад умели не только делать, но и использовать качественные специализированные инструменты – от игл из кости до стрел и наконечников копий. Они действительно жили в пещерах, но не в мрачных и темных, а украшенных росписью, резьбой. Их кожаная одежда была практичной, удобной и не лишенной красоты. В древности люди умели строить дома из кирпича, правильной формы, с четкой планировкой дворов, улиц и площадей. Они обрабатывали металл, дерево, глину и драгоценные камни, разводили скот, обрабатывали землю. И все это примерно за 7 тысяч лет до н.э.

Верхом развития древней цивилизации можно считать Александрию. Это был крупный город (даже по современным меркам) с почти полумиллионным населением. Здесь можно было увидеть храмы с автоматическими дверями, многопалубные корабли, театры с движущимися фигурами и механическими декорациями.

Немало было сделано открытий и в Древнем Египте. Из документов, обнаруженных во время раскопок, доподлинно известно, что египтянам принадлежит немало открытий, которыми с успехом пользуется современный человек. Для своего исторического периода у египтян была довольно хорошо развита культура.

Современный человек в основном связывает Древний Египет с пирамидами и мумиями, но на самом деле египтяне придумали не только мумификацию. Так, в частности, мир обязан изобретением папируса именно египтянам. В 3000 году до н.э. они разработали технологию получения бумаги из растения папирус, росшего на берегах Нила. Для изготовления бумаги вырезали сердцевину растения и разрезали на длинные полоски. Затем их размещали по диагонали друг над другом и помещали под пресс на несколько дней. Качество папируса было отменным, о чем свидетельствуют сохранившиеся до наших дней письмена. Необходимо отметить что египтяне держали в секрете технологию изготовления папируса, поскольку он был одним из основных товаров для экспорта. Именно это позволило древним жителям Египта сохранить монополию на рынке.

После изобретения папируса египтяне задумались над тем, как на нем писать. Лист папируса был жестким и твердым. Поэтому и инструмент для писания также должен быть прочным. Так появились первые прототипы перьевых ручек. Их удалось обнаружить во время некоторых раскопок. Очевидно, что использовали их достаточно широко.

Кроме того, египтяне делали тростниковые ручки, которыми также можно было писать на папирусе.

К удивительным изобретениям древних египтян необходимо отнести и черные чернила. Для их изготовления смешивалась сажа с пчелиным воском и растительными маслами. Для получения чернил других цветов использовали органические красители, к примеру, охру. Все смеси было довольно мощными и эффективными. Поэтому египетские рукописи сохранились до нашего времени в полном или частично читаемом состоянии.

Египтяне являются изобретателями и иероглифов. Первые записи делались в виде картинок. Эта система называлась пиктограммой. Со временем добавлялись новые символы и изображения для передачи звуков и слов, еще позже – появились иероглифы для обозначения абстрактных идей и имен. При помощи иероглифов писали о политике, войне и культуре.

Для определения времени египтяне придумали водяные и солнечные часы. Солнечнее часы представляли собой обелиски, которые отбрасывали тени, по которым и определялись утро, день и вечер. Водяные часы представляли собой каменную емкость с наклонными стенками и небольшим отверстием в нижней части. Через это отверстие с постоянной скоростью капала вода. Емкость делилась на 12 колонок, а изменение уровня воды по этим меткам означало прохождение каждого часа.

Нельзя не упомянуть и о пирамидах, ставших символами гробниц фараонов. Первой была пирамида Джосера, которую построили в 2750 году до н.э. До этого фараонов хоронили в прямоугольных кирпичных могилах. Пирамиды имели духовное значение, каждая сторона представляла Бога как хранителя, творца и трансформатора.

Такое модное в наше время украшение, как парик, также происходит из Древнего Египта. Самые древние парики удалось обнаружить в древних египетских артефактах. В египетской культуре облысение не считалось эстетичным, поэтому париками пользовались и женщины, и мужчины. Помимо желания закрыть плешь, парики использовали и для защиты от Солнца. Парики изготавливали с учетом всех модных тенденций того времени, а также в соответствии с желаниями и стилем владельца. Для париков использовали человеческий волос, овечью шерсть и растительные волокна и покрывали пчелиным воском.

Примерно за 4 тысячи лет до н.э. египтяне использовали тушь для глаз. Делали ее из сажи с добавлением минерала галенита. На некоторых древних египетских картинах можно увидеть людей с зеленым макияжем глаз. Тушь такого оттенка делали из минеральных веществ, к примеру, смешивая галенит и малахит. Макияж использовали также и мужчины, и женщины. Более того, количество используемой косметики зависело от социального слоя. А еще было принято считать, что макияж защищает человека от врагов и дурного глаза.

Еще одно интересное изобретение древних египтян которое появилось примерно 3,5 тысячи лет назад – высокие каблуки. Обувь на высоких каблуках носили представители высшего класса, причем, как женщины, так и мужчины. Представители низших классов такую обувь себе позволить не могли, поэтому она приравнивалась к произведениям искусства. На каблуках вынуждены были ходить мясные торговцы и палачи, чтобы было удобно ходить по крови во время работы.

Кроме этого, древние египтяне изобрели плуг, первые презервативы, боулинг, замок для двери, а также зубную пасту. Вообще, египтян можно назвать предками технологий, поскольку они были очень изобретательными. Не отставали от них и древние римляне, которые оставили после себя мосты, дороги, памятники архитектуры, законы и обычаи.

В Древнем Риме очень ценили воду. По акведукам вода поступала по многочисленным фонтанам. В те времена, необходимо отметить, фонтаны не были украшением, а выполняли роль источников, из которых люди брали воду. В древних фонтанах вода стекала, а не била струями верх. К слову сказать, в Древнем Риме практически не было желудочных заболеваний, потому как вода проходила тройную очистку – через песчаные, угольные и травяные фильтры.

Римляне были первыми, кто начали строить дороги и мосты. Ни одна цивилизация не обходилась без дорог, но именно древние римляне начали строить дороги с твердым покрытием из камня. Первую такую дорогу построили в 312-308 году до н.э. между Римом и Капуей. Ее используют и сейчас. Более того, в некоторых местах до сих пор сохранились участки с исконным покрытием и следами колесниц. Мильные столбы помогали путникам и воинам ориентироваться в пути.

Древние римляне были первыми, кто всерьез взялся на регулирование дорожного движения. Так, Юлий Цезарь ввел строгие правила поведения на дороге. Тогда же были введены улицы с односторонним движением, чтобы избежать столкновений. Частные повозки, экипажи и колесницы не имели права перемещаться днем. Иногородние владельцы транспортных средств не имели права въезжать в город, они оставляли свой транспорт за чертой городских стен.

В Древнем Риме существовал платный общественный транспорт. Когда повозка проезжала 5 тысяч шагов, из одного в другой ящик перебрасывалось по одному камешку. По окончании поездки количество камешков подсчитывалось, после чего производился денежный расчет.

Среди изобретений римлян были и освещаемые туннели, которые прорубали в горах, чтобы сократить путь. Некоторые из них были довольно длинными – до 1,5 км. Из казны оплачивались люд, которые заправляли маслом лампы и следили за тем, чтобы в туннелях постоянно горел свет.

В Древнем Риме появились и первые средства массовой информации, прообразом которых можно считать рукописные сводки новостей. Они появились примерно в 168 году до н.э. Это была деревянная доска, на которой мелом писали о главных событиях, после чего оставляли на наиболее оживленных площадях.

Постепенно эта газета стала официальным органом, в котором сообщалось о решениях властей и народных собраний. Копии распространяли за пределами города. Более того, копии газет не уничтожались, а сдавались в архив.

Древние римляне также были основателями правовой системы, которая сохранилась и после распада этой древней цивилизации. В ней тщательно и всесторонне были разработаны идеалы правосудия и справедливости. К слову сказать, на этой системе основаны некоторые законодательства современности, в частности, французское и американское.

Кроме того, у римлян в крови была любовь к праздникам. Этому занятию древние римляне отдавались самозабвенно. Большая часть праздников имела религиозное или общественное значение, хотя игры и развлечения устраивались и в честь императора или великих побед. К примеру, в годы правления Августа в году было 115 выходных и праздничных дней. Позже это количество было увеличено до 200 празднований в год.

Все вышеперечисленные примеры лишь в небольшой степени раскрывают то огромное влияние, которое оказали египтяне и римляне на последующие исторические эпохи. Сделанные этими цивилизациями открытия находят применение и в современном мире. Так, открытия в области архитектуры применяются в современном зодчестве, принципы государственного управления стали идеалом государственного устройства в европейском обществе, а уж о косметике, высоких каблуках и париках и говорить не приходится.

Вконтакте

Римляне создали мировую империю, которая просуществовала несколько веков и оставила потомкам имперскую идею, идею особой миссии Рима, которая прошла через многие последующие цивилизации. Греки заложили основы права римляне создали систему права, которая до сих пор является стержнем правовых систем многих стран. Греки дали миру идеал гармонически развитой личности, римляне идеал гражданина и систему гражданских ценностей: virtus, ius, libertas (мужество, справедливость, свобода). Греки создали величественный мир богов. Римляне, не отказываясь от своих богов (Веста, Янус), терпимо относясь к богам Египта и других стран, приняли греческих богов без поклонения, но с почтением к ним, как к силе, способной действовать на благо Рима и римлянина. Но и здесь они пошли дальше греков, ибо одним из итогов развития Древнеримской цивилизации стало принятие и распространение христианства, новой монотеистической религии спасения, оказавшей в последующие тысячелетия столь мощное влияние на весь ход цивилизационного развития. Греки создали язык, оказавший значительное влияние на развитие национальных языков и культур многих народов. Римляне создали язык, на котором в Средние века говорила вся образованная Европа, и который лег в основу целой группы европейских языков.

Римляне, в отличие от греков, не создали новых философских школ или космогонических теорий. Они были рациональными и практичными людьми. Но именно в древнем Риме получили свое развитие те науки (астрономия, математика, агрономия и др.), которые были обращены к решению земных практических проблем будь то война, постройка храмов и дорог, возделывание полей или лечение ран и болезней. И римский Колизей поражает нас не менее, чем греческий Пантеон, а римская базилика стала архитектурной основой многих храмов последующих веков.

У римлян не было своего Фидия и Поликлета. Их более интересовал не образ бога или мифического героя (хотя они с удовольствием копировали греческие статуи), а конкретный человек. Не потому ли римляне оставили нам столько великолепных скульптурных портретов, удивляющих своей психологической глубиной и реальностью. А настенная живопись римлян и их мозаики не уступали греческим. Обращение к земному человеку, его мыслям, чувствам и поступкам было характерно и для римской литературы. Вергилий пишет Энеиду в подражание Илиаде Гомера, но она посвящена, по сути, не богам и героям древности, но дает мифическую историю Рима, возводя род вполне земного императора Августа к Энею сыну Афродиты, т.е. к олимпийским богам. И он же пишет Георгики поэму о земледелии. Гораций и Овидий создают прекрасные стихи, далекие от возвышенных страстей и деяний богов, но исполненные тонким лиризмом. И, наверное, только римлянин мог, подобно Овидию, написать изящные и насмешливые Науку любви и Лекарство от любви. А его Метаморфозы, вместе с Золотым ослом Апулея, Дафнисом и Хлоей и рядом других прозаических произведений, стали прообразом нового литературного жанра романа, который получил свое блестящее развитие века спустя.

Древнеримский цивилизации был отмерян ее исторический срок. Но, подобно грекам, римляне доказали возможность исторического бессмертия своей цивилизации. Древнеримская цивилизация жива и сегодня в конституциях и законах государств, в менталитете многих народов, в мировой культуре, и даже образы древнеримских воинов на экране телевизора для нас нередко более привлекательны, чем современные супермены. И, наверное, стоит поучиться у прагматичных римлян, для которых историческая наука была достойным занятием, а исторические труды привлекали не меньшее внимание, чем речи Цицерона. Они понимали: нет человека без его предков, как нет державы без ее истории. Мы можем добавить нет современной цивилизации вне истории всего человечества, и в этой истории Древнеримская цивилизация занимает великое место.