Боязнь повышенного внимания. Лекарственные средства для мозговой активности

Вспомни школу. Любой урок, допустим – географию. Марьиванна работает – с сосредоточенным видом повествует о чем-то важном, тыча указкой в карту на доске. А что с аудиторией? Кто-то прилежно слушает. Кто-то – смотрит в окно. А кто-то (как правило, на задней парте) – развлекается, складывая из тетрадных листов бумажные самолетики и запуская их по классу, или «незаметно» крадется через ряд, чтобы передать записку. Учитель негодует – неужели трудно послушать?

Оказывается, бывает трудно. Невозможность долго усидеть на месте или сконцентрироваться на каком-то процессе может быть признаком так называемого синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ, иногда его еще кличут синдромом рассеянного внимания). Раньше об этом говорили только как о проблеме, встречающейся у детей, как правило, не старше 16. Но в последние пару десятков лет исследователи признают: неприятность, вызывавшая проблемы в учебе в нежном возрасте, может проявляться и у взрослых, мешая им жить, работать и строить отношения.

Что это такое?

СДВГ – это неврологическо-поведенческое расстройство, с такими симптомами :

При этом интеллект может быть развит хорошо – и даже, бывает, лучше, чем у сверстников. «Клинические проявления способны протекать по трем основным сценариям: с преобладанием гиперактивности, с преобладанием невнимания и комбинация этих двух вариантов, что указывает на один и тот же диагноз», – поясняет Константин Махинов, врач-невролог медицинского центра «Столица».

Опять же традиционно считалось, что среди мальчиков СДВГ встречается в 2 раза чаще, чем у девочек. Современные изыскания показывают, что это не совсем так. Дело в том, что юные дамы, как правило, более прилежны. Они, говоря другими словами, больше стремятся быть хорошими – послушными дочками, хорошими ученицами. Поэтому кто-то из нас, возможно, пережил этот синдром в детстве, даже не подозревая об этом, – бывает, что девочки, стараясь правильно себя вести и лучше учиться, так или иначе перебарывают симптомы СДВГ. И – о чудо – трудности с концентрацией внимания могут уйти навсегда. Но в некоторых случаях – по разным данным, так бывает у 50–60% тех, кто столкнулся с синдромом в детстве, – проблемы способны напомнить о себе и когда мы становимся взрослыми.

«По статистике, частота проявления СДВГ среди школьников составляет в разных странах от 3 до 12%, во взрослой популяции – 4–5%. Известно, что за развитие синдрома отвечает как генетическая предрасположенность, так и окружающая обстановка, в которой растет и развивается ребенок. Учитывая, что подросло поколение непростых 90-х, можно предполагать рост распространенности синдрома среди взрослых , однако эпидемиологических исследований в нашей стране не проводилось», – рассказывает Константин Махинов.

«Синдром возникает из-за некоторых особенностей на уровне устройства мозга, – продолжает к. м. н., психотерапевт Европейского реестра Марк Сандомирский. – У таких детей немного иначе идет развитие согласования деятельности разных его участков: левое, «логическое», и правое, «эмоциональное», полушария недостаточно согласуются между собой, может возникнуть некоторый «перекос» в их работе. Кроме того, не полностью координируется активность коры мозга, его высших отделов (которыми мы, скажем так, думаем) и глубинных структур (ствол мозга), которые активизируют, «пробуждают» эти высшие отделы. Если такой ребенок или взрослый долго сидит на месте, сосредоточен на чем-то одном, он может просто заснуть, поэтому «будоражит» сам себя неусидчивостью или переключением внимания».

Что происходит с ребенком: он не может долго усидеть на месте, начав выполнять задание, быстро отвлекается, в разговоре – перебивает, пытается дать ответ на вопрос, не дослушав до конца, с трудом дожидается своей очереди в чем бы то ни было. А уже вышедшим из детского возраста зачастую приходится еще сложнее.

В чем минусы

«Изнутри это ощущается, как если в дождь вести машину со сломанными дворниками. Или как слушать радио, в котором одновременно транслируются все каналы», – так, например, описывают свое состояние люди с СДВГ в Сети. Потерянные или забытые где-то вещи, неоплаченные вовремя счета, хаос в доме и на рабочем столе, опоздания, несданные дела, невыполненные обещания… Плюс добавляются другого рода «взрослые» проблемы, связанные с эмоциональной неустойчивостью.


«У таких людей бывают не только резкие перепады, но и длительные периоды сниженного настроения, склонность к депрессиям», – говорит Марк Сандомирский. По словам Константина Махинова, граждане с СДВГ входят в группу риска развития различного рода зависимостей, включая алкогольную и от табака. С неврологом согласен и психотерапевт Сандомирский: «Они порой используют спиртное или другие вещества, чтобы справиться с эмоциональными трудностями. Надо иметь в виду, что это не алкоголизм или наркомания в обычном понимании, а именно попытка помочь себе». И мы уж молчим о возможных проблемах с лишним весом: усевшись на диван с большим пакетом чипсов или печенья, человек может и не заметить, как съест все до крошки, хотя вообще ничего такого не планировал.

Продолжим список – возможными трудностями в отношениях с окружающими. Так, детям обычно прощают непосредственность и эмоциональную нестабильность. Но вот малолетка выросла – и что все вокруг наблюдают? Люди с СДВГ обидчивы, конфликтны, им кажется, что их не понимают , – и порой это действительно так. Ну правда, экстравагантность поведения, неординарность мышления, перепады настроения не у всякого встречного вызовут щенячий восторг. И потом, людям вокруг невдомек, что все описанные «ужасы» поведения – это просто особенности человека, а не, грубо говоря, пофигизм и нежелание быть собранным. «Добавьте сюда непростые, по понятным причинам, отношения с самим собой – и все это приведет к проблемам с самооценкой, чаще всего – к ее занижению», – говорит Марк Сандомирский.

«Легкой» личной жизни (а точнее, поддержанию стабильных отношений) все это тоже не способствует. «Нередки «серийные браки», когда люди создают и расторгают союзы раз в несколько лет, – сообщает Марк. – Мужчины страдают от этого меньше. У женщин же самооценка падает еще сильнее . «Со мной что-то не так, я не могу создать семью», – думает дама». А что на работе? Даже будучи хорошими специалистами, люди с СДВГ часто меняют места службы. Если отношения в коллективе не складываются, коллеги не понимают и не принимают их поведения, то женщины переживают особенно сильно – для них этот микроклимат важнее, чем для мужчин.

Есть плюсы

Впрочем, не будем продолжать сгущать краски. Тем более что в этом состоянии есть и отменные плюсы. Во-первых, человек с СДВГ – это зачастую яркая, необычная личность, привлекающая (по иронии судьбы) внимание к себе. «В мозге заложены мощные механизмы компенсации, – объясняет Марк Сандомирский. – В попытке преодолеть трудности особенности становятся сильными сторонами». Такие люди часто находят себя в творческой работе или, наоборот, в сфере IT (вспомним про перекосы в сторону левого полушария). Из них получаются хорошие кризис-менеджеры или стартаперы. Выполнять рутинную, однообразную работу этим персонажам вряд ли придется по нраву, зато сделать новый проект или найти интересное решение – задача по их части. Правда, быстро (как правило) добившись успеха в очередном деле, данные граждане так же быстро охладевают к нему и стремятся на поиски неизведанного.

Как быть?

А для начала, как понять, что у тебя или кого-то из близких СДВГ? «Диагностика данного состояния строится на клинической картине (однако иногда для подтверждения диагноза требуется проведение дополнительных обследований). Недуг проявляется двумя основными симптомами: невнимание (человек легко отвлекается на посторонние стимулы, ему тяжело сконцентрироваться, он часто теряет вещи) и гиперактивность-импульсивность (болтлив, не может спокойно стоять в очереди, отвечает на вопрос, не задумываясь и не дослушав его), – разъясняет Константин Махинов. – При этом данные признаки выявляются не только в школе, на рабочем месте, но и дома». Поскольку первые симптомы возникают в возрасте до 7 лет, то специалистом, который поможет с этим разобраться, должен быть детский невролог. Для возмужавшей особы стратегия немного меняется – лучше быть под наблюдением психотерапевта/психолога и плюс того же невролога.

Во взрослом возрасте СДВГ проявляется только при условии, что он уже был в детстве – даже если тогда диагноз не поставили. Поэтому на приеме у врача придется вспоминать, были ли подобные проблемы в школе и до нее. Интересно, что их повторное появление может спровоцировать какая-то перемена в жизни: например, замужество или, наоборот, развод, переход на более ответственную должность, обзаведение потомством.

«Существует ряд подходов к лечению, включащих в себя медикаментозную, поведенческую и обучающую терапию, – говорит Константин. – Вторая обычно дополняет медикаментозную и включает в себя работу над организационными навыками. Может быть полезно и обучение пациента ряду методик, направленных на концентрацию внимания. Но порой все это – длительная работа».

Марк Сандомирский дает несколько советов.

  1. Обратить детские трудности во взрослые достоинства, развивать свои особенности.
  2. Работать с самооценкой, изживать комплекс неполноценности (ты ну совершенно не обязана быть «такой как все», каждый имеет право на индивидуальность).
  3. Бороться с перепадами настроения, развивать навыки и приемы эмоциональной саморегуляции, учиться расслабляться.
  4. Помогает возрастная регрессия. Это упражнения, при которых взрослый снова чувствует себя ребенком, заново перепроживает свои детские состояния, – работа, как правило, проводится под руководством психолога или психотерапевта.

Концентрация внимания

Эти советы врачей, психологов и людей, живущих с СДВГ, призваны помочь всем, у кого порой бывают трудности с концентрацией.

  1. Записывай
    Составляй списки всех дел, важных и неважных, срочных и не очень. При этом лучше начинать с глобальных опусов (например, на месяц), потом разбивать их на недельные, дальше – на каждый день. Список дел на завтра стоит проверять накануне вечером, а потом отмечать выполненное по пунктам. Некоторым помогает нарядная доска с листочками post-it или квадратиками бумаги, прикрепленными кнопками. Ее можно повесить перед рабочим столом или у кровати. Закончено дело – листок снят с доски.
  2. Разделяй
    Набрасываясь на каждую новую задачу, разбей ее на несколько целей попроще и определи, в каком порядке их логичнее всего выполнить. Примитивный пример – разобрать заваленный стол. Первое: отложить ненужные бумаги и мусор. Второе: собрать нужные бумажки. Третье: рассортировать последние, и так далее. Так задача, кажущаяся поначалу сложной – то есть такой, что приступать к ней вообще не хочется (и стол остается заваленным неделями), перестает выглядеть неприступной.
  3. Устраивай перерывы
    Во время работы отдыхай каждые час-полтора (кому-то нужны передышки с промежутками в 30 минут). Не для того, чтобы еще чаще отвлекаться от дел, а с целью научиться заниматься ими не когда придется, а когда это нужно. В это «свободное» время лучше отвлечься, пройтись, сделать наконец зарядку. Погружаясь в работу снова, оцени, что сделано и осталось, – это подбодрит.
  4. Напоминай себе
    Боишься покинуть свое жилище, оставив его незапертым или с невыключенным прибором? Повесь на дверь записку: «Утюг, свет, ключи, окно, вода» – и сверяйся с ней, оставляя квартиру. Главное – чтобы бумажка не промелькнула мимо глаз на выходе. И время от времени переписывай список на листке нового цвета и в новом порядке, чтобы не привыкнуть и не воспринимать действие как формальность.
  5. Прояви предусмотрительность
    Узнай (и запиши в нескольких местах) телефоны бюро находок метро и наземного транспорта. Старайся не брать с собой без необходимости документы – пользуйся копиями.
  6. Положись на окружающих
    Допустим, ты часто теряешь телефоны, кошельки, записные книжки и другую важность. Подпиши все предметы, которых ты не хотела бы лишиться. Опыт общественности показывает: в большей части случаев человек, в чьих руках окажется потерянный предмет, с радостью вернет его владельцу, если обнаружит контакт, по которому можно обратиться.
  7. Отбрось все лишнее
    Если трудно сконцентрироваться во время работы, перед тем как приступать к делу, постарайся нейтрализовать отвлекающие факторы. Закрой на компьютере вкладки с соцсетями и мессенджеры. Убери со стола ненужные книги и бумаги. Отвлекают разговоры коллег – абстрагируйся берушами. Кому-то музыка мешает еще больше, другим не прислушиваться к переговорам соседей помогает спокойная мелодия в наушниках. Установи себе определенное время, когда будешь проверять личную почту и читать френд-ленту, – скажем, трижды в день: утром, в обед и вечером.
  8. Найди выход избыточной энергии
    Это если твои навязчивые друзья – импульсивность и гиперактивность. Попробуй найти хобби, дающее энергопару выход. Это могут быть танцы, бег, другая физическая активность. Наш эксперт Марк Сандомирский советует кундалини-йогу и динамический цигун. Правда, при СДВГ, прежде чем серьезно заняться каким-то видом спорта, стоит проконсультироваться с врачом.
  9. Попроси о помощи
    Переживаешь, что забудешь важную вещь, – попроси подругу позвонить тебе в определенное время и «проследить», чтобы штука оказалась в сумке. Боишься задуматься и проехать нужную остановку – обратись с просьбой к приятному на вид соседу в транспорте, чтобы подсказал, когда тебе выходить. И при этом совсем не обязательно рассказывать всем подробности твоей тонкой душевной организации. Некоторые взрослые с СДВГ признаются, что дела, требующие особенной концентрации, лучше удаются им, когда кто-то близкий просто стоит рядом, как бы беззвучно напоминая, что не нужно отвлекаться. Но, конечно, если какое-то дело не удается раз за разом, несмотря на все приемы и уловки, стоит обратиться за консультацией к неврологу, психологу или психотерапевту.

Здравствуйте. Помогите пожалуйста определить то,что со мной происходит это результат длительных стрессов, или нечто другое.
Далее распишу объемно о том, что со мной произошло.
Довольно долгое время испытывал стресс, периодически впадая в депрессию. Началось это когда расстались родители. Причем это было не постоянно, были и светлые моменты, моменты когда депрессия пропадала и наступали моменты радости. В общем все могло закончиться благополучно, но что-то пошло не так... Последние 2 недели депрессия усилилась вследствие того,что оценки в школе были не очень хороши и под конец четверти нужно было напрячься, учить очень много. Были сильные нагрузки на мозг +переживания. Как назло в это же время случились кое-какие проблемы личностного характера из за которых появились навязчивые мысли усилилась депрессия . Напряжение нарастало и в итоге достигло пика. В воскресенье 28 числа мозг мозг просто взял и как будто отключился. Произошло это во время просмотра одного смешноготупого видео (не знаю важно ли это пишу на всякий случай). Сильно уменьшилась концентрация внимания, сильно ухудшилась память и общая способность мыслить. Перестали радовать вещи, до этого радовавшие, почти пропало чувство юмора, тело стало расслабленным, исчезла мышечная радость. После этого сильно испугался и на следующий день от всего этого чуть не впал в панику. В голове начали копошиться мысли о том, что могу стать инвалидом и тд. Исчезли эмоции. Стало просто плевать на все. Перестала нравиться музыка (для меня это важно я профессионально занимаюсь ей). В голове вообще не было мыслей. Бывало такое,что просто смотрел в одну точку и ни о чем не думал. Днем этого же дня не медля сходил к неврологу Обследовав меня она, немного подумав, сказала, что у меня паническо-фобическое расстройство (вроде так). Назначила пропивать успокоительное "атаракс" и колоть кортексин и мексидол. Она сказала,что это просто побочный эффект вследствие депрессии ,который в скором времени пройдет. Мне кажется, что это не так и тут дело в чем то другом... . Колол кортексин 2 дня. От него 0 эффекта. Колол мексидол. От него была сильная возбудимость, которая только ухудшила мое состояние."атаракс" помог. На данный момент удалось побороть депрессию . Я успокоился, но умственные способности лучше не стали.
Застронута преимущественно концентрация внимания, память и банальная способность думать. Не получается взять и например составить план чего-то. У меня именно снизился интеллект и вследствие этого притупились эмоции. Теперь доставляют радости только самые банальные вещи (вкусная еда). Мне стало сложно разговаривать с людьми. Могу сидеть и просто смотреть в одну точку при этом без мыслей в голове. Исчезло чувство юмора, которое ранее было просто превосходно. Снизилось полове влечение. И что самое важное когда пытаюсь вдуматься, "расшевелить мозги" в -передней части головы- начинается тяжесть. В моей голове как бы кирпич которые придавил все мои мысли и который я не в силах сдвинуть. На основании симптомов подготовил нескоько теорий относительно того,что со мной стало. Один раз была пульсирующая боль в левой передней части головы.
Хочется заметить, что пишу все это я интуитивно. У меня например не получается задуматься о чем то, обдумать план всего этого сочинения. Я от природы грамотный и еще сказалась хорошая подготовка по русскому языку. НИКОГДА НЕ УПОТРЕБЛЯЛ НАРКОТИКИ, НЕ ПИЛ НЕ КУРИЛ. Я веду сидячий образ жизни (знаю что плохо стараюсь искоренять в себе это) часто сижу за компом. При этом занимаюсь спортом дома. Есть спортивный инвентарь. Что касается умственной активности то она очень неравномерна. В основном бывают 2 варианта: либо я надрываюсь изо всех сил, чтобы сделать что-то, либо валяю дурака. Хочется сказать,что память и до этого становилась хуже и бывали такие моменты когда я мог смотреть в книгу и читать, при этом думая о чем то другом и не понимая того, что читаю. Есть странные привычки: мыть руки часто, крутить волосы, нюхать пальцы после того, как прикоснусь ими к чему то. ПРИСУТСТВУЕТ СМЕЩЕНИЕ ШЕЙНЫХ ПОЗВОНКОВ.
Я знаю, что возможно не туда обратился и что такими проблемами занимаются преимущественно неврологи, но на сайте неврологов модератор по непонятной мне причине отказался публиковать сообщение. К тому же невролог к которому я ходил посоветовала обратиться к психологу . Я вас прошу, пожалуйста помогите мне как сможете. Я не знаю к кому мне еще обратится. Моератор я прошу опубликуй это.
Далее я называю возможные причины этого. Можете не читать хотя я рекомендую ознакомиться.
1)У меня смещение шейных позвонков. Диагностировали уже давно. Поначалу я лечился, делал упражнения, носил корсет,но позже забыл про это. Меня беспокоили боли в районе позвоночника и шейных позвонков последнее время. Бывало такое,что вспыхивала боль, причем сильная, но она довольно быстро проходила потому я не придал этому особого значения. Возможно,что произошло что-то с сосудами голоного мозга и нарушилось кровообращение, приток крови в головной мозг. Чего только я не вычитал об этом заболевании. И с самого начала мне казалось, что это наиболее вероятное предположение.
У меня и до этого несчастного события было такое, что я мог просто смотреть в одну точку и,как бы, отключать мозг, чтобы убрать все дурные мысли. Но я не знал,что все настолько серьезно.
З.Ы Стряхнул пыль с корсета и стал снова носить. Хотя может уже и поздно.
2) Приобретенная деменция или ранняя стадия этого заболевания. У меня сильно ухудшилась конц. внимания, умств. способности и память. Тем не менее я еще способен адекватно делать все, заниматься привычными мне делами. Просто не в силах обдумывать все это как раньше.
3) Невроз. Поначалу был можно сказать уверен на 100 процент,что это он. Симптому налицо. Однако сейчас все более или менее улучшилось. Пропала депрессия. И вообще на данный момент (на данный момент. Может это лекарства подействовали) в психологическом плане все устаканилось. У меня получилось собрать в себе остатки силы воли и перестать думать о вещах которые пугают меня (а что если мозг не вернется в прежнюю норму, а что если все станет хуже и я стану инвалидом) Осталось снижение рабоспособности.

Наверняка Вы сталкивались с тем, что нужно работать, а сконцентрироваться не выходит. Мозг «отключился». Конечно, такой единичный случай говорит о том что вам стоит передохнуть. А вот повторяющийся у медиков называется когнитивным расстройством.

Когнитивная дисфункция - это состояние, связанное со сниженной концентрацией внимания и рассеянностью. В результате страдает кратковременная память.

Память и внимание – это важнейшие способности человека, которые заключаются в получении им информации и ее сохранения. Внимание отвечает за получение информации, а память – за ее сбережение. Однако нередко эти необходимые умения претерпевают изменения не в лучшую сторону. Многие взрослые люди и даже дети, периодически страдают от когнитивного расстройства. Но мы же этого так не оставим?!

А потому, чтобы понимать, как предупреждать и лечить такие состояния, стоит знать их «корни». Именно поэтому наша тема сегодня и касается столь распространенного ухудшения памяти у людей и причин по которым наблюдается снижение концентрации внимания, что делать при этом, нам конечно, тоже интересно. Вот и начнем рассмотрение.

Причины когнитивных нарушений

Память – это сохранение того, что человек когда - то испытал с помощью органов чувств: увидел, услышал или почувствовал. После того, как раздражитель исчезает, человек откладывает полученные «крупинки» информации в особые «ящики» в головном мозге, тем самым не забывая того, что с ним произошло.

Нарушение работы этого механизма происходит по самым разным причин. Способность запоминать может утрачиваться в следующих случаях:

Астенические состояния: ежедневные стрессы, переходящие в депрессию, переутомление, гиповитаминоз;
- сильные нервные всплески и переживания;
- зависимость от алкоголя, поражение структур головного мозга вследствие его употребления (плохая или нарушенная циркуляция в мозгу крови);
- воздействия лекарств;
- Отравление организма алюминием, меркурием, кадмием, пестицидами, угарным газом, сигаретным дымом;
- Восприимчивость электромагнитных полей экрана телевизора, мобильного телефона, вай-фая.
- цифровая амнезия (не желание помнить).

Почему внимательность человека снижается?

Внимание и память тесто взаимосвязаны, так как первое играет значительную роль в запоминании и воспроизведении полученных сведений и знаний. Из первого следует второе: люди, у которых снизилась способность сконцентрироваться и заметить то, что им требуется, страдают ухудшениями памяти. Человек пропускает текущие действия, слова или ощущения, и как следствие, запоминает происходящее значительно хуже.

Есть несколько видов расстройства внимания:

Недостаточная концентрация
Замедленность переключения
Снижение устойчивости

При недостаточной концентрации человек не может сосредоточиться на чем – то на длительный промежуток времени. В этой ситуации целенаправленная познавательная деятельность становится для человека очень сложной.

При замедленном переключении больному сложно перенести свое внимание с одного объекта на другой, отвлекаться от темы, распределять свое внимание между разными видами деятельности.

Неустойчивость внимания характеризуется тем, что человек не способен сосредоточиться на деле, которое требует долгосрочной перспективы или длительной концентрации. Это часто можно заметить у детей, которые отвлекаются, пытаясь выполнить домашние задание или усидеть на уроке.

Так как внимание и память тесно взаимосвязаны, то и причины их нарушения во многом схожи. Внимание также может нарушиться из – за негативных эмоций, нервных срывов, психического истощения, стрессов и переутомления. Эти изменения функциональные и проходят в короткие сроки. Лечение здесь не требуется.

Органические нарушения гораздо серьезнее. Они выражаются в поражении нервной системы и коры головного мозга различными патологиями. Это могут быть опухоли, черепно – мозговая травма, психические заболевания. Наиболее часто такое встречается у людей пожилого возраста. Это явление достаточно устойчиво.

Что делать?

При органических поражениях медлить с лечением нельзя, а потому необходимо срочно обратиться к врачу.

Со всем остальным «все просто»: достаточно больше отдыхать, употреблять алкоголь в умеренных количествах или исключить вовсе, научиться стрессоустойчивости и беречь свое здоровье, хотеть помнить. Чуть- чуть расшифрую сказанное.

Так, чтобы убрать стресс нужно все воспринимать как игру «взрослых дядь».
Для улучшения кровообращения требуется регулярная зарядка, занятия йогой.
Вам нужно обнаружить источники отравления организма, взяв в аренду на время различные дозиметры, сдать анализ крови.
От дыма сигарет соседей вас защитят очистители воздуха-ионизаторы «супер-плюс-эко-с»
Старайтесь большую часть времени держать мобильный телефон в 1.5 метрах от себя. Общаться с его использованием как можно меньше.
Промеряйте с помощью того же смартфона уровни окружающих вас вай-фай сетей дома и на работе. Определить место где сигнал минимален.
Примите во внимание исследования озвученные Юрием Наместниковым, экспертом «Лаборатории Касперского», которые отражают факт возникновения «цифровой амнезии». Опрос показал, что нынешние российские и европейские пользователи гаджетов не желают помнить информацию. Им удобнее запомнить где ее можно найти на своем «расширении мозга» (цифровом устройстве)… Вы можете самостоятельно изучить фото к статье, отображающем это исследование. Скажу лишь, что лишь 40% людей пытаются вспомнить прочитанный когда-то ответ на свой вопрос, а вот остальные сразу ищут его в Интернете, читают, делают умозаключение по ситуации и сразу забывают как что-то лишнее засоряющее мозг. Как результат такого отношения к своему мозгу, человек становится рассеянным и может забыть что – то действительно важное. С этим явлением можно бороться, но прежде следует его признать. Далее нужно найти мотивацию для себя для запоминания.

Это то что вы можете сделать в любое время.

Почему важна мотивация?

Мотивация – это важный компонент в запоминании информации. Человек понимает, что сведения, полученные им различными путями, еще понадобятся с той или иной целью, поэтому забывать их просто нельзя. В 20-х годах прошлого века это было доказано путем проведения эксперимента: группа подопытных лучше фиксировала в памяти те действия, которые еще не были завершены. Им необходимо было закончить их позже – в этом и проявлялась мотивация запомнить информацию. Если человек находится в астенических состояниях или в депрессии, то его мыслительные процессы замедляются, а мотивационный компонент практически полностью исчезает, из – за чего возникают проблемы с запоминанием и воспроизведением.

Кратковременная память

Эта часть механизма имеет небольшой объема и соответственно, способность сохранять информацию у нее тоже небольшая: самое малое - 3 секунды, максимум - три дня. Однако она гораздо уязвимей, нежели долговременная память. Причина этого в том, что ее роль - ключевая. От того, как она функционирует, будет зависеть восприятие человеком того, что происходит здесь и сейчас. Если она поражена, то человек с трудом будет выполнять повседневные дела и обучаться чему – либо.

Что делать, если внимание и память стали хуже?

Перед тем, как начать возвращать свою способность запоминать нужное и замечать все вокруг, в прежнее русло, следует выявить корень зла и уже после этого начать его искоренять. Многие заболевания и состояния являются источником дальнейших проблем, в том числе и способностей человека. Если не начать работать в этом направлении, то будет трудно добиться стойких результатов. Часть того что вы можете сделать, было сказано уже выше.

Особый режим и профилактика ухудшения внимания и памяти

Для тех, кто болен нарушениями памяти и внимания, важно вести здоровый образ жизни, чаще гулять на свежем воздухе, заниматься спортом и не забывать про посильный труд. Активные занятия способствуют кровоснабжению мозга, а также делают здоровье сильнее, что немаловажно для того, чтобы тренировать утерянные навыки.

Не стоит отгораживаться от мира и переставать общаться с людьми. Если человек будет поддерживать отношения с близкими людьми, то у него появится мотивация, потому что все, что он увидит, почувствует или услышит, будет важно для него.

Интеллектуальная активность оказывает положительное влияние на способности человека мыслить. Сюда относится решение кроссвордов, чтение, изучение компьютера и различные хобби;

Если нарушение памяти тесно связано с эмоциями, то следует изменить психологический климат в семье и на работе, стараться избегать стрессовых ситуаций и высыпаться;

Внимательно относиться к своему здоровью и ограничивать применение лекарственных препаратов.

Питание и снижение памяти (что делать для устранения когнитивной дисфункции)

Главное правило - сбалансированное питание. В организм больного должны поступать все необходимые витамины и микроэлементы, белки, жиры и углеводы. Ни в коем случае нельзя «садиться» на низкокалорийные диеты - от нехватки необходимых веществ начнется обратный процесс и добиться положительных результатов не получится.

Самыми полезными продуктами при нарушениях памяти и внимания являются те, которые содержат полинасыщенные жирные кислоты и йод. Таковыми являются:

Морская рыба (жирные сорта);
хлеб, приготовленный из зерна грубого помола;
семечки из тыквы;
брокколи;
помидоры.

Не стоит забывать про потребление воды, так как ее недостаток негативно влияет на деятельность нервной системы. Норма потребления - 2 литра в день.

Если не забывать про эти простые правила, то вам никогда не придется столкнуться с этой проблемой и обращаться к врачу. Главное - всегда помнить о здоровом образе жизни и стараться не перенапрягать нервную систему. А еще рекомендуем обратиться к эндокринологу и неврологу. Знайте, что в арсенале медиков есть транскраниальная лечебная магнитная стимуляция – метод который поможет “разбудить” неактивно работающие отделы головного мозга.

Сегодня мы поговорим о том, как развить концентрацию внимания, о методиках ее улучшения, невольно вырывается слово «оптимизация»:), но, как вы понимаете, этот пост скорее относится к психологии и лайфхаку, хотя, конечно, и затрагивает интернет-маркетинг.

А знаете ли вы, что во время чтения внимание человека достаточно сильно рассеивается и поддается внешним раздражителям. В среднем от 20% до 40% общего времени проведенного за этим действием вы витаете совершенно в другом месте.

Но если в случае поглощения информации всегда есть возможность возвратиться и перечитать упущенный материал, то в рабочем процессе негативный эффект потери фокусировки на определенной задаче куда более значителен. Как выработать концентрацию внимания, чтобы повысить свою эффективность?

Рассеянность внимания негативно сказывается на качестве работы и времени ее выполнения. Сознательно контролировать внимание на определенной цели задача довольно непростая и как показывает практика изнурительная, но зная принципы функционирования и физиологию центральной нервной системы, а в свою очередь — и концентрации, можно с легкостью справится с этой проблемой.

2 отдела мозга, ответственные за контроль внимания

Перед тем как перейти непосредственно к вопросу о том, как тренировать концентрацию внимания, к причине рассеянности и снижения способности сконцентрироваться на определенной задаче, нам стоит понять, как функционирует наш мозг. Даниэль Канман в своей книге «Думай медленно, решай быстро» разделяет головной мозг на 2 системы (условное название: Система 1 и Система 2)

Система 1— наше подсознание — безостановочно функционирует без наших усилий; реагирует на внешние и внутренние раздражители, вследствие чего и генерирует позыв или импульс к определенному действую — например, обернуться, услышав свое имя. Система 2 (сознание) представляет собой критические, рациональные и сознательные мысленные процессы и является своеобразным процессором позывов исходящих от Системы 1 — если возвратиться к примеру о реакции человека повернутся, услышав свое имя, то именно Система 2 принимает решение либо откликнуться, либо проигнорировать потенциального собеседника.

Подведем короткий итог: Система 2 отвечает за все процессы, требующие осознания и приложения усилия воли, в то время как Система 1 является рефлективной, подсознательной частью мозга, напрямую реагирующей на внешние раздражители и создающей определенные позывы к действию. На данной картинке можно довольно наглядно рассмотреть функции обеих систем.

(Система 1— красная часть мозга; Система 2 — серая часть мозга.)

Причины потери или ухудшения концентрации

Система 2 нашего мозга отвечает за мыслительные процессы, и именно при помощи нашего сознания мы концентрируемся на определенной задаче или объекте. Дело в том, что наше сознательное мышление подвергается влиянию множества внешних источников отвлечения или помех, что в свою очередь делает задачу фокусировки довольно сложной.

В своей книге «Концентрация: скрытый ингредиент превосходства» (Focus: The Hidden Power of Excellence), Даниэль Гольман (Daniel Goleman) делит источники отвлечения на 2 типа: сенсорные и эмоциональные.

Если от сенсорных раздражителей — шум, визуальные раздражители и т. д.— можно довольно легко избавится, устранив их физически, то эмоциональные причины потери концентрации, вызванные Системой 1 нашего мозга, устраняются совершенно другим путем.

Эмоциональные раздражители (внутренний диалог, поток мыслей о событиях в нашей жизни) вызваны насущными проблемами, стрессами, расстройствами и т. д. — все мы знаем, как тяжело приняться за работу, когда эмоциональный груз домашних проблем целиком и полностью занимает наш разум, и вас мучает вопрос, как повысить внимание.

Попытки волевым усилием забыть о проблемах и сконцентрироваться на поставленной задаче еще больше истощат ментальные резервы и, скорее всего, не увенчаются успехом. Помимо этого, нашему разуму присуще свойство фокусироваться именно на негативных и беспокоящих нас задачах и событиях, поскольку они чрезвычайно важны, и Система 1 стремится к их быстрейшему решению.

В данном случае не стоит пытаться блокировать источник дискомфорта — качественное восстановление и отдых являются лучшими способами регенерировать умственные способности и улучшить концентрацию.

Как восстановить концентрацию?

Вашему мозгу требуется восстановление и отдых так же, как и мышцам после изнурительной физической нагрузки; как и тело, разум не сможет полноценно функционировать, будучи перегруженным и изнуренным. Но если телу требуется определенный период времени на полноценную регенерацию, ментальные ресурсы восстанавливаются простыми, приятными и эффективными способами. Как развить концентрацию внимания?

Упражнения, описанные ниже, стоит внести в свою ежедневную рутину, и тогда вам удастся предотвратить рассеянность внимания и поддерживать здоровые функционирование Системы 2.

1. Медитация

Поскольку целью медитации является фокусировка внимания при осознании самого факта вашей рассеянности, то постоянные усилия весьма быстро положительно скажутся на качестве концентрации — скоро вам будет намного проще концентрироваться на определенной задаче и предотвращать потерю внимания. Помимо улучшения концентрации, медитация способствует снижению уровня стресса, улучшению памяти и творческих способностей, а также увеличивает количество серого вещества в мозгу — что в результате положительно влияет на эмоциональную стабильность и позитивность эмоций.

Как повысить концентрацию внимания? Эффективный совет, касающийся медитации: не стоит предполагать, что для нее требуется несколько часов провести вне мира сего — уделив медитации 10-15 минут на работе, вам удастся довольно качественно восстановить и очистить свое сознание.

2. Прогулки на природе

Автор книги «Концентрация: скрытый ингредиент превосходства» Даниэль Гольман советует проводить время на природе — прогулки способствуют восстановлению нервных процессов посредством своеобразного отключения от суеты и забот; также в ходе эксперимента было доказано, что прогулка по улицам города уступает в своей пользе времени проведенному в парке — месту, более удаленному от раздражителей, и менее стимулирующему умственную активность. Чем ближе вы к природе и чем дальше от городской суеты, тем лучше вам удастся восстановить свой «умственный резервуар».

3. С головой в любимое занятие

Как повысить уровень внимания, развлекаясь? Погрузившись в свое любимое занятие, вам с легкостью удастся восстановить ресурсы своей системы рационального мышления, в то время как ваше внимание будет сконцентрировано на простой, не требующей умственных усилий задаче. Например играя в популярное и всеми любимое приложение Angry Birds, вы полностью отдадите внимание простой и забавной игре, в то время как внутренний диалог, потребляющий умственные ресурсы, будет остановлен, что даст возможность вашему разуму восстановиться.

Вместо заключения

От нашей способности концентрироваться зависит как качество нашей работы, так и возможность ее выполнения вообще. Помимо этого, неспособность сфокусироваться и рассеянность внимания не только негативно влияют на работоспособность, но и на эмоциональное и умственное здоровье, которое еще сильней ухудшается в следствии попыток концентрации волевым усилием.

Помните о способах умственной регенерации и основных принципах работы мозга и о том, как улучшить внимание. Упражнения из этой статьи могут вам пригодиться.

Для здорового и эффективного функционирования сознания за благосостоянием ментальных ресурсов стоит следить так же внимательно и бережно, как и за телом. Поддерживайте свой разум в хорошей форме, и он отблагодарит вас эффективной работой, хорошим настроением и креативными идеями.

Нарушение внимания может наблюдаться как у детей, так и у взрослых. Зарегистрировано множество случаев развития этой проблемы в детстве с последующим углублением ее в старшем возрасте.

Специалисты характеризуют нарушение внимания, как процесс сужения количества внимания (человек отвлекается на побочные раздражения), а также понижением координации производимых действий.

Типы невнимательности

Нарушение концентрации внимательности можно разделить на 3 категории:

  1. «Порхающее внимание » или рассеянность можно охарактеризовать, как процесс неконтролируемого переключения внимания на раздражители, а также плохой концентрацией. Такой тип обычно присутствует у школьников, но может и возникать у людей старшего возраста, обычно при большой усталости.
  2. «Невнимательность ученого» — трудное переключение внимания с одного процесса на другой, в результате очень глубокой сосредоточенности на процессе или на своих мыслях. Человек с таким типом характеризуется присутствием навязчивых мыслей.
  3. «Рассеянность стариков» — состояние, которое характеризуется плохой концентрацией внимания и возможностью его переключения. Заболевание возникает в случае постоянного переутомления, кислородного голодания мозга, а также у людей, в основном преклонного возраста, которые болеют церебральным атеросклерозом.

Дефицит внимания у взрослых

Этот синдром может иметь не только ребенок, но и вполне взрослый человек.
Постоянная рассеянность, плохая самоорганизованность, забывчивость — вот к чему может это привести.

Чтобы перебороть это психологическое заболевание нужно сначала понять его первопричину.

В основном этот диагноз ставят детям еще в школьном возрасте, и потом он проявляется уже и в старшем возрасте. Но иногда впервые диагностируют симптом уже и в зрелом возрасте.

Уникальным является и процесс протекания болезни, симптоматика взрослых категорически отличается от детской.

С Викиум вы сможете организовать процесс тренировок концентрации внимания по индивидуальной программе

Болезни, при которых возникает нарушение концентрации

К списку таких болезней относятся:

  • депрессии;
  • гипопрозексии;
  • гиперпрозексии;
  • парапрозексии;
  • эпилепсии и при травмах головы.

Эпилептики и люди, страдающие депрессией, владеют так называемым тугоподвижным и «застреваемым» вниманием. В этом случае наблюдается снижение активности нервных процессов, неспособность переключать внимание.

Гипопрозексия вызывает ослабление концентрации. Ее разновидностью является апрозексия, при которой, в случае многочисленного отвлечения, концентрация и способность сосредотачиваться отсутствует совсем.

Чрезмерная концентрация человека на чем-то одном, например на одних действиях или мыслях, характерна при гиперпрозексии. Это так называемая односторонняя направленность внимания.

При парапрозексии могут возникать отклонения концентрации, которые характеризуются появлением бреда и галлюцинаций. Это возникает из-за того, что мозг человека постоянно напряжен, это и приводит к таким последствиям.

Такой эффект может наблюдаться даже у совершенно здорового человека, например у спортсменов, которые испытывают колоссальные моральные нагрузки.

Так бегун в ожидании сигнала «старт», концентрируя очень сильно внимание на этом, может услышать сигнал в голове, еще до его звучания в реальности.

Симптомы нарушения концентрации внимания

Плохая концентрация внимания у взрослых имеет разные формы:

1) Невозможность сфокусироваться на одном задании или деле. Вас легко может отвлечь какой-то предмет или звук, что приводит к переключению на другой объект или на выполнение другого задания. В данном случае наблюдается «зависание» и «блуждание» внимания. Человек не способен концентрироваться на выполнении задачи, не обращает внимания на детали, не может сфокусироваться, например, при чтении книги или в случае ведения диалога.

2) Еще одним проявлением болезни является возможность концентрироваться на чем-то одном. Примером является слушание музыки или чтение книги, при котором мы не замечаем ничего вокруг. В некоторых случаях этот недостаток можно использовать для рабочих целей, но не следует забывать, что это иногда может принести неудобства вам и окружающим.

3) Плохая самоорганизованность, а также постоянное забывание — признак плохой концентрации внимания. Последствиями чего есть:

  • постоянное откладывание рабочих задач;
  • опоздания на работу и т.д.;
  • систематические потери вещей, забывания их места нахождения;
  • плохая ориентация во времени, не способность оценить примерное время работы и т.д.

4) Импульсивность еще один признак заболевания. Это может сопровождаться не пониманием частей из разговора, переживанием собеседника. Вы способны сначала сказать или сделать, а лишь потом обдумать последствия. Склонны выполнять действия, которые могут вызвать зависимость.

5) Проблемы на эмоциональной почве могут вызывать у больных гнев и разочарование. Симптомы этой формы заболевания:

  • постоянная смена настроения;
  • невозможность мотивировать себя и сохранять мотивацию;
  • пониженная самооценка, не восприятие критики;
  • гиперактивность;
  • постоянное возникновение чувства усталости;
  • частые нервные возбуждения.

Гиперактивность у взрослых проявляется значительно реже, нежели у детей и этот симптом не всегда указывает на нарушение концентрации внимания.

В случае присутствия этих симптомов, для обследования и выяснения проблем нужно обратиться к специалисту в этой области.

Основными врачами, которые могут определить степень заболеваемости, являются невролог, психолог и психиатр.

Только после консультации врачей можно полностью определить проблематику и методы лечения, так как конкретизировать это можно лишь в индивидуальном случае.

Профилактика

В связи с озвученными выше причинами видно, что факторов, влияющих на нарушение концентрации внимания, достаточно много и они разнообразны, в связи с чем невозможно дать односложный совет, как этого избежать.

При этом профилактика — в ваших руках. Ведь мы знаем, что лучше не допускать, чем устранять последствия. На нашем ресурсе вы сможете пройти курс упражнений на концентрацию внимания, с помощью чего по возможности избежать ситуаций, требующих участия врачей.