Пике и взлёты Гризодубовой.

Валентина Степановна Гризодубова - рекордсмен дальних перелётов, участница Великой Отечественной войны, единственная женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза и Героя Социалистического Труда.

«Иного пути, кроме неба, у меня в жизни не было. Да и быть не могло». Эти слова Гризодубовой я записал в своём блокноте осенью 1988 года. Приближался полувековой юбилей знаменитого беспосадочного перелёта женского экипажа в составе: командир - В. Гризодубова, второй пилот – П. Осипенко, штурман М. Раскова на самолёте «Родина» по маршруту Москва — Дальний Восток (Керби, район Комсомольска-на-Амуре) протяжённостью 6450 км (по прямой - 5910 км). В ходе того исторического перелёта (26 часов 29 минут) был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта.

Гризодубовой меня, военного спецкора ТАСС, тогда представил полковник Михаил Ребров – редактор отдела науки, техники и космонавтики «Красной звезды». Они дружили с послевоенных времён. Как и все пилоты на свете, Валентина Степановна страдала лёгким суеверием. Поэтому села между нами, Михаилами, и сказала, что загадает желание. Заманчиво было узнать его у 78-летней легендарной женщины, но об этом не спросишь. И вообще я больше помалкивал, слушая, о чём разговаривали Гризодубова и Ребров. Тем более, что два момента меня, как бы это помягче выразиться, вообще-то ошеломили. Во-первых, Валентина Степановна, обладавшая невероятными габаритами, восседала на громадном кожаном кресле, где свободно могли бы разместиться четыре человека. Во-вторых, она так густо употребляла ненормативную лексику, что даже мне, вроде бывалому подполковнику, становилось немножко не по себе. О чём и сказал Михаилу Фёдоровичу, когда мы покинули спартанское жилище «наследницы Икара» на Ленинградском проспекте. «Да если вы подружитесь, ты перестанешь обращать внимание на её закидоны. Баба она что надо. Несмотря на то, что жизнь её потрепала изрядно…».

В справедливости слов старшего товарища я убедился, когда нанёс визит Гризодубовой уже самостоятельно. Мой материал о ней – «Главное дело жизни» - опубликовали едва ли не все республиканские, областные и краевые газеты Советского Союза, и несколько десятков я принёс Валентине Степановне. Она их внимательно просматривала, кидала на пол возле себя, потом требовала поднять ту или другую. Дивилась, словно впервые об этом узнала: «Вот сколько «правд» у нас: удмуртская, тюменская, волгоградская, «Правда Севера», «Правда Бурятии»!

Я, кстати, в Бурятии была. А где я только ни была! По миру, слава Богу, поездила, полетала, а Союз, так и весь, почитай, отутюжила. Ты не смотри, что я сейчас такая, что меня разнесло. В молодости я была, знаешь какой шустрой? И - на подьём лёгкой, хоть и руку имела тяжёлую. Не один мужик её испытал на себе. А с вашим братом нельзя иначе. Чай, кофе, коньяк – что будешь?..»

Наверное, своим подношением я как-то потрафил Валентине Степановне. О ней в те поры практически никто не вспоминал. И вдруг - такая пресса, как будто полвека назад. Если справедливо выражение «вернуться в свою молодость», то нечто подобное, видимо, тогда испытала и эта уникальная женщин. Во всяком случае, с тех пор между нами установились очень доверительные отношения…

- Какие у вас самые первые воспоминания, связанные с небом? – спросил я при встрече.

Я - привязанная у отца за спиной, и мы летим. Мне два года с хвостиком. Говорят: врешь, человек не может помнить, что было в таком возрасте. Если какая-то ерунда, отвечаю, то да. А небо помнится. И потом не забывай, что отец у меня был фанатом авиации. Мне его увлечение с молоком матери передалось. Которая, кстати, единственная батьку и поддерживала, как могла. Они вдвоём во всём себе отказывали, но самолёты строили.

- На заводе вместе трудились?

Какой завод в двенадцатом году? Отец на пустыре оборудовал себе нечто вроде ангара и там пропадал дни и ночи. Мама ему туда еду носила. А с чего всё началось? Не очень образованный человек, отец увидел в синема полёты братьев Райт. Выпросил у киномеханика пару кадров плёнки. Отпечатал фото летательного аппарата и сделал его макет-копию. Естественно, первый блин стал комом. Самолёт не поднялся. И второй – тоже. Губернатор харьковский презрительно сказал тогда: «Голытьба, а туда же, в небо прётся!» А вот третий отцовский аэроплан таки взлетел! Правда, продержался в воздухе лишь две минуты, но всё равно для бати это была невероятная победа. Он, конечно, хотел иметь пацана, поэтому и воспитывал меня соответственно. Слов «не могу» или «не хочу» не признавал. Должна, - значит, можешь. А вот слова «консоль», «фюзеляж», «мотор», «горка», «пике» были для меня такими же привычными, как «хлеб» и «вода». Ещё от отца я впервые услышала о первой русской лётчице Зверевой. Гимназисткой Лидия Виссарионовна тайком от родителей поднялась на воздушном шаре и потом, преодолев невероятные трудности, добилась, чтобы её зачислили в лётную школу. Эта энтузиастка стала для меня примером на всю жизнь. И то, чего она не могла добиться, я сделала: женщины, следуя моему примеру, массово подались в авиацию.

- Завидная у вас судьба, Валентина Степановна, и прямая, как взлёт самолёта…

Не совсем, братец, так. Я же ещё очень серьёзно музыкой занималась. Да, параллельно с общеобразовательной окончила музыкальную школу и даже была зачислена в консерваторию по классу рояля. Мать, светлая ей память, Надежда Андреевна, говорила отцу: «Стёпа, может, пусть лучше Валя наша на рояле учится играть. Всё же девочка…» - «Ничего, летая она играть будет, а только играя, никогда не полетит», - отрезал отец, и правильно. Так что, будучи студенткой Харьковского технологического института, я записалась в местный аэроклуб и окончила его за три месяца вместо года. Ничего удивительного. К тому времени за моей спиной было семь лет полётов. Поэтому оставила институт и занялась исключительно авиацией. Училась в Тульской лётно-спортивной школе Осоавиахима, в Пензенской школе лётчиков-инструкторов, занималась планерным спортом, прыгала с парашютом. Три года проработала лётчиком-инструктором в Тульском аэроклубе «Добролёт». Затем меня пригласили в агитэскадрилью имени Горького, базирующуюся на центральном столичном аэродроме. Вот где я полетала, так полетала! Побывала в городах и сёлах Украины, Белоруссии, Башкирии, Киргизии, Закавказья, летала над Памиром, Кабардино-Балкарией, Ферганской долиной.

- Неужели в те годы вами двигала исключительно жажда полёта?

В основном, да. Правильно говорят: болезнь небом неизлечима. Но я, честно говоря, готовила себя к рекордам. В них тогда виделся мне смысл жизни. Как это в песне поётся: «Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена». А тогда американки нас здорово обгоняли. Да почти по всем позициям обставляли. Меня прямо зло брало. Однако понимала: для того, чтобы сыграть Первый концерт Чайковского в си-бемоль миноре, надо руку набить. А для авиационных «аккордов» нужно опыта поднабраться. Чтобы никакая неожиданность не помешала достичь цели. Когда почувствовала в себе силы, сказала Орджоникидзе: всё, готова идти на рекорды!

- Почему Орджоникидзе? Ведь всем известно, что Сталин считал авиацию своим детищем.

Они оба так считали. Но до Бога было высоко, до Сталина - далеко, а Григорий Константинович, как бы это деликатнее тебе сказать, мне симпатизировал. Правда, ему не довелось порадоваться моим успехам. Первый рекорд я установила осенью 1937 года – наркома уже не было в живых. На спортивном самолёте я прошла 100 километров со скоростью 218 километров в час. Лучшее достижение американки Аннеты Джинсон в этом классе самолётов равнялся 199 километрам. Через два дня буквально я побила рекорд другой американки Моури. С бортмехаником Катей Слобоженко мы пролетели 100 километров скоростью 200 километров в час, превысив рекорд этого класса самолётов на 63 километра. На мне ещё бельё не просохло, как я села в одноместный гидросамолёт и «умыла» американскую рекордсменку Маргариту Тэннер. Она сотню прошла со скоростью 167 километров в час, а я – 190. Год спустя мы со штурманом Мариной Расковой дали стране не просто ещё один рекорд, преодолев за 7 часов и 23 минуты 1444 километра. Мы его превысили почти в два раза!

- Какие у вас были отношения со Сталиным?

Нормальные. Я даже с ним дважды целовалась.

…Но, разумеется, звёздным часом для Гризодубовой стал знаменитый перелёт на двухмоторном АНТ-37бис «Родина». 24 сентября 1938 года Валентина Степановна со старшим лейтенантом Полиной Осипенко и капитаном Мариной Расковой взлетела с подмосковного аэродрома и взяла курс на Дальний Восток. День выдался облачным. Долго летели вслепую по приборам. Вскоре появилось обледенение – главная опасность для супердальних перелётов. После Урала прервалась связь с землёй. Из-за этого экипаж прошёл мимо Комсомольска-на-Амуре, где планировалась посадка и соответствующие торжества. Когда бензина осталось на 25-30 минут, Гризодубова решила садиться в тайге с убранными шасси. Но перед этим приказала Расковой прыгать с парашютом. Самолёт приземлился на болота в верховьях таежной реки Амгуни. Точного места посадки никто не знал. Несколько дней велись поиски экипажа. От Байкала и до Охотского моря над тайгой, горными хребтами, непроходимыми болотами летали более сотни самолётов. Тысячи охотников и жителей глухих поселков ушли на поиски в таежную глушь. Экипаж обнаружили с воздуха. Из села Керби вышел катер "Дальневосточный". В верховьях бурной Амгуни и были подобраны исхудавшие героические женщины. Фантастически рискуя своей жизнью, они за 26 часов 29 минут беспересадочного полета преодолели расстояние в 6450 км. Мировой рекорд дальности полёта для женщин оказался перекрытым более чем на полторы тысячи километров!

- Что вам, прежде всего, приходит на ум, когда вспоминаете о том великом перелёте?

Моих подруг Полю и Маринку вспоминаю. И до смертного часа их не забуду. У той же Осипенко было амбиций не меньше моих. И четыре мировых рекорда на счету имела. Мне говорили, что она никогда не согласится на второго пилота. А Поля сказала: да хоть пятым, но на рекорд с тобой пойду. Или взять нашу красавицу Марину Раскову. Тоже ведь была рисковой бабой. Я ей почему приказала прыгать с парашютом? Да потому что она сидела впереди нас, и первое деревцо могло её убить. Беспрекословно выполнила приказ. Потом девять дней брела по тайге с пистолетом и шоколадкой, пока её не подобрали охотники. А самолёт я тогда посадила на брюхо, как ребёночка в коляску. Только чуть-чуть оконцовки лопастей погнулись. Витя потом пригнал «Родину» в Москву целёхоньким. (Лётчик-испытатель Виктор Александрович Соколов, муж Валентины Степановны, от которого она родила сына Валерия – М. З .).

После того легендарного перелёта лётчицы стали Героями Советского Союза. Полина Осипенко погибла в авиационной катастрофе, отрабатывая полёты «вслепую» вместе с начальником главной лётной инспекции ВВС РККА Анатолием Серовым. Марина Раскова благодаря личным контактам со Сталиным, добилась разрешения на формирование авиагруппы из трёх женских авиаполков. Тоже погибла в авиакатастрофе. Гризодубова с должности начальника Управления международных авиалиний Гражданского Воздушного Флота в 1942 году была назначена командиром 101-го авиаполка Авиации дальнего действия (АДД).

- Почему вы согласились командовать мужским авиаполком, а не сформировали по примеру Расковой женский?

Я не согласилась, а настояла на том, чтобы меня назначили командовать мужиками. Если честно, генерала хотела получить. И не только, чтобы удовлетворить собственное тщеславие. Славы у меня предостаточно было, есть и будет. А генералов баб в армии, как не было раньше, так и теперь нет. Хотя все талдычат: женщины у нас равны с мужчинами. Ни хрена они не равны. Во время войны женщин офицеров воевало почти миллион человек. И ни одного генерала никто не получил. Если бы я создала прецедент, всё пошло бы по-иному. А неравенство я на своей шкуре испытала...

Как бы там ни было, но полковника Гризодубову с полка сняли за год до Победы. Сразу после войны уволили в запас. Правда, наградили орденом Отечественной войны 1 степени (всего она имела семь орденов и шесть медалей).

Но о том, где и как воевала Гризодубова, нелишне сегодня напомнить. Другой авиационный маршал Евгений Савицкий на одном из юбилейных её вечеров показал присутствующим немецкий плакат с изображением горящих немецких городов и Гризодубовой, обламывающей свастику. Подпись гласила: "Бандиты эскадры Гризодубовой бомбят мирные немецкие города". За её голову была назначена крупная сумма. Полк Гризодубовой занимался бомбометанием в тылу врага. По распоряжениям Центрального Штаба партизанского движения также обеспечивал вооружением и материальными средствами отряды Сидора Ковпака, Алексея Фёдорова, Василия Бегмы. На Большую землю вывез более 4000 детей. Сама Валентина Степанова сделала 204 вылета в тыл врага (132 – ночью). С ней летали руководители партизанского движения и комсомола Белоруссии – Пётр Машеров, Михаил Зимянин. Радистом у неё некоторое время служил Василий Шауро, впоследствии заведующий отделом культуры ЦК КПСС.

Командиром полка Гризодубова была резким, жёстким, но справедливым. Лётчики относились к ней с уважением. Даже любили. И было за что. «За всё время моего командования, лишь одного пилота осудил военный трибунал за пьяный дебош. Я поехала к Берии и сказала ему: «Буду сидеть у тебя в кабинете до тех пор, пока не увижу, как мой лётчик садится в мою машину. А иначе пожалуюсь Сталину». И он струсил. Нехороший был человек. Много навредил и тому же Сталину, и нашему общему делу. Подозреваю, что его молодчики и меня «красиво» подставили. Но, как говорится, не пойман, не вор».

Из письма мужу, командиру авиационного полка Соколову: «Витя! Мне ещё так трудно никогда не было! За пять дней у меня забрали 10 летчиков и 3 вышло из строя. Самолетов достаточно, а летать на них некому. Позавчера сбили Семенова… У меня сейчас пошли летать совсем молодые и зеленые, старики устали. Сердце кровью обливается. Летаем в любую погоду. От переутомления многие теряют зрение».

Особая статья - взаимоотношения Гризодубовой и Сергея Павловича Королёва. Они познакомились в Коктебеле в 20-х годах. Валентина ездила туда с отцом, в то время председателем секции планеризма Украины. Вспоминала: «Он за мной приударял. А был в молодости красавцем и думал, что ему всё позволено. Ну и отведал моей руки. Может быть, поэтому уже в тридцатых годах выступал против моего приёма в ОСОВИАХИМ: «Баб нам не нужно!». В 1939 году Серёжку отправили в лагерный прииск Мальдяк, что под Магаданом. Тогда мы с Мишей Громовым спасли Королёва. Добились его перевода сначала в ЦКБ-29 НКВД, в Туполевскую бригаду, затем - в Казань, на должность Главного конструктора по лётным испытаниям. Летом 1944 года его досрочно освободили».

Ко всем прочим достоинствам Гризодубовой у неё ещё была заслуженная слава всесоюзной заступницы несправедливо обиженных. Всю свою жизнь Валентина Степановна получала письма с жалобами мешками.

Притом, что всего лишь два года была депутатом Верховного Совета СССР. На многих конвертах значился адрес: «Москва, Кремль, Гризодубовой». У неё всегда работал сотрудник, отвечающий за почту (я знал Надежду Виноградову). В молодости отважная лётчица слыла воинствующей атеисткой, безбожницей. На склоне лет всем своим посетителям обычно показывала бордовую папку. В ней хранились сведения о судьбах 4767 человеках, которых она восстановила в правах с 1948 по 1951 годы. При этом говорила: «В своей жизни я много нагрешила, но Бог меня простит. А эта папка – мой пропуск в рай. Ты думаешь: самое сложное дело вытащить человека из тюрьмы? Вовсе нет. Я часто обращалась за помощью к Молотову, Берии, Ворошилову, Буденному. И они шли мне навстречу. А вот устроить человеку жизнь после заключения, вернуть ему жильё, работу, вот это у меня не всегда получалось».

С 1946 года Гризодубова работала заместителем начальника НИИ-17 по лётной части. Ей подчинялась Летно-испытательная база института, расположенная в поселке Суково Московской области. Под руководством Валентины Степановны были успешно проведены лётные испытания всей самолетной аппаратуры, разработанной в институте, в том числе станций перехвата и прицеливания: «Кобальт», «Торий», «Коршун», «Изумруд», «Сокол». Кадрами и техникой лётно-испытательной базы тоже она заведовала. С 1972 года и до конца жизни являлась заместителем начальника Московского научно-исследовательского института приборостроения по лётной части. На этой должности в 1986 году ей было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Валентина Степановна стала единственной женщиной, удостоенной двух этих званий одновременно.

Гризодубова дожила до так называемых перестроечных времён. Успела хлебнуть их мутности, скудости и безнадёги.

Досадовала от того, что имя Сталина поносят все, кому не лень. Хотя, рассуждая обывательски, вроде бы должна была радоваться повсеместному «низвержению тирана». Не радовалась. Наоборот, возмущалась новыми порядками, Горбачёвым, Ельциным. Вообще, для многих эта легендарная женщина с голосом Ричарда Львиное сердца, от рыка которого приседали кони, представляла из себя, по ее собственному разумению, большой шкаф, стоящий посреди кухни. Об него все стучались. Но самую точную оценку ей дал друг и многолетний соратник по небу Михаил Громов: «Гризодубова - лучшая лётчица всех времён и народов». Это святая правда. Валентина Степановна очень редко покидала пределы своей квартиры. Руководила, в основном, по телефону. Говорила, что не хочет пугать людей своим внешним видом. Но те, кому с ней доводилось общаться – единодушны: уникальная была женщина. Светлый ум и самоирония не покидали её до последнего вздоха…

В Москве на Кутузовском проспекте установлен памятник Гризодубовой. В столичной школе № 918 действует Музей её имени. Улицы знаменитой лётчицы есть в 16 российских и 10 украинских городах. В доме № 44 по Ленинградскому проспекту установлена мемориальная доска. Такая же доска есть в Кургане. Имя Гризодубовой носит авиапредприятие в Жуковском. 103-й гвардейский Красносельский Краснознаменный военно-транспортный полк до своего расформирования в 2009 году тоже носил имя Гризодубовой. В честь 100-летия со дня рождения лётчицы выпущена почтовая марка России.

Специально для Столетия


Известная советская летчица, Герой Советского Союза (1938, первая среди женщин), Герой Социалистического Труда (1986), гвардии полковник. Дочь С. В. Гризодубова. В авиации с 1929 г. 24-25 сентября 1938 г. вместе с П. Д. Осипенко и М. М. Расковой в качестве командира экипажа совершила беспосадочный перелет Москва-Комсомольск-на-Амуре (6450 км за 26 ч. 29 мин.) на самолете АНТ-37 "Родина". Во время Великой Отечественной войны командовала 101 тап, затем 31 гв. апдд. Совершила около 200 боевых вылетов. После войны работала в гражданской авиации. Избиралась депутатом Верховного Совета СССР 1 созыва. Ее имя носит 103 гв. втап и самолет Ил-76МД в Смоленске.

Гризоду бова, Валентина Степановна

Род. 1910(11), ум. 1993. Советская летчица, в 1938 г. вместе с П. Д. Осипенко и М. М. Расковой совершила беспосадочный перелет Москва - Дальний Восток. Герой Советского Союза (1938), с 1943 г. полковник. Герой Социалистического Труда (1986). Дочь С. В. Гризодубова (см.).

Гризодубова, Валентина Степановна

(10.5.1909-28.4.1993). Советская летчица - первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза. Родилась 10 мая (27 апреля) 1909 года в Харькове (Украина) в семье известного авиаконструктора и изобретателя Степана Васильевича Гризодубова. Русская. Член КПСС с 1941 года. Окончила Пензенский аэроклуб в 1929 году. Занималась планерным спортом, работала летчиком-инструктором в Тульской авиационной школе. В 1934-1935 - летчик агитэскадрильи имени М. Горького на Центральном аэродроме. В Советской Армии с 1936 года. В 1937 на самолетах УТ-1, УТ-2 и АИР-12 установила 5 мировых авиационных рекордов высоты, скорости и дальности полета. 24-25 сентября 1938 года в качестве командира экипажа на самолете АНТ-37 "Родина" (второй пилот - П. Д. Осипенко, штурман - М. М. Раскова) совершила беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток (Керби), установив мировой женский рекорд дальности полета (за 26 часов 29 минут покрыто расстояние в 6450 км). За выполнение этого перелета и проявленные при этом мужество и героизм 2 ноября 1938 Гризодубовой Валентине Степановне присвоено звание Героя Советского Союза. С 1939 - начальник Управления международных воздушных линий СССР. Участница Великой Отечественной войны с марта 1942 года. В марте 1942 - октябре 1943 - командир 101-го транспортного авиационного полка; с октября 1943 - командир 31-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка (Авиация дальнего действия). Лично полковник Гризодубова совершила более 200 боевых вылетов, в том числе на ночные бомбардировки (132 вылета), а также доставляя за линию фронта боеприпасы и военные грузы. С 1946 - в запасе. С 1946 - заместитель начальника НИИ-17 по летной части. Лично принимала участие в испытательных полетах по испытанию и доводке разрабатываемого в НИИ-17 радиолокационного оборудования. В 1963-1972 начальник Летно-испытательного центра НИИ. С 1972 - заместитель начальника Московского научно-исследовательского института приборостроения по летной части. Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва. Звание Героя Социалистического Труда Гризодубовой В. С. присвоено 6 января 1986 за многолетний доблестный труд. Жила в Москве. Умерла 28 апреля 1993 года. Похоронена в Москве, на Новодевичьем кладбище. Награждена 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалями. Почетный гражданин Пензы. В Москве установлен памятник; на доме, где жила - мемориальная доска. В 1972 году в Харькове в квартире Гризодубовых был открыт музей истории авиации.

Примечание: Официальная дата рождения Гризодубовой 31 января 1910. Точная дата (27 апреля 1909) обнаружена директором музея Гризодубовых в Харькове В. Е. Власко.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Гризодубова Валентина Степановна (1910-1993).

Лётчица, участница одного из рекордных перелётов, первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза (02.11.1938 г.), Герой Социалистического Труда (06.01.1986 г.).

Валентина Гризодубова — дочь русского изобретателя и лётчика Степана Васильевича Гризодубова . Родилась в Харькове 10 мая (27 апреля) 1909 года (эта подлинная дата рождения установлена сотрудниками музея Гризодубовых в Харькове, официальной же датой рождения считается 31 января (18 января) 1910 года).
Уже в 2,5 года Валентина поднялась в небо на отцовском аэроплане с харьковского аэродрома, привязанная к отцу ремнями. В 14 лет она совершила первый полёт на планере в Коктебеле на слёте планеристов.
После окончания средней школы поступила в Харьковский технологический институт. Параллельно окончила музыкальное училище по классу рояля и была зачислена в консерваторию.

4 ноября 1928 года, будучи студенткой ХТИ, зачисляется в первый набор Харьковского Центрального аэроклуба. Окончила аэроклуб за три месяца. Для продолжения обучения летному мастерству в Харькове не было возможностей и Гризодубова, оставив институт, поступила в 1-ю Тульскую летно-спортивную школу ОСОАВИАХИМа.
В 1929 году поступила в Пензенскую школу лётчиков-инструкторов. Занималась планёрным спортом.
В 1930-1933 годах работала лётчиком-инструктором в Тульском аэроклубе «Добролёт», затем — инструктором лётной школы около подмосковной деревни Тушино.
В 1934-1935 годах была лётчиком агитэскадрильи имени М.Горького, базирующейся на Центральном аэродроме в Москве. Работая в эскадрилье, она облетела почти всю страну на различных типах самолетов того времени. Летала над Памиром, Кабардино-Балкарией, Ферганской долиной.
В 1939 году назначена начальником Управления международных воздушных линий СССР. Училась в Ленинградском институте инженеров Гражданского воздушного флота.
В октябре 1937 года установила 5 мировых авиационных рекордов на легкомоторных самолётах.
24-25 сентября 1938 года в качестве командира экипажа вместе с П.Д.Осипенко и M.M.Расковой на самолёте «Родина» (АНТ-37бис) совершила беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток, установив международный женский рекорд дальности полёта (за 26 часа 29 минут покрыто расстояние в 6450 км).

В.С.Гризодубова, используя свою известность и знакомства в высших кругах, неоднократно ходатайствовала в защиту людей, пострадавших от репрессий. В частности, вместе с известным лётчиком М.М.Громовым она вступилась за С.П.Королёва, будущего создателя советской космической программы, во многом благодаря их усилиям его перевели из лагеря на Колыме в ЦКБ-29.
В 1941 году вступила в ВКП(б). Возглавляла Антифашистский комитет советских женщин. Член комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков (1942 год).

Во время Великой Отечественной войны, с марта 1942 года по октябрь 1943 года, командовала 101-м авиаполком Авиации дальнего действия (АДД).
На май 1943 года лично совершила около 200 боевых вылетов (в том числе 132 — ночных) на самолёте Ли-2 на бомбардировку вражеских объектов, для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и для поддержки связи с партизанскими отрядами.
В 1943 году присвоено звание полковника.
С 1946 года полковник В.С.Гризодубова — в запасе. После демобилизации из Советской Армии работала в Гражданской авиации заместителем начальника НИИ-17 (позднее Институт приборостроения, в настоящее время Концерн радиостроения «Вега») по лётной части. Её подразделение проводило испытания радиоэлектронной аппаратуры для Военно-воздушных сил и гражданской авиации. Она лично принимала участие в испытательных полётах по испытанию и доводке разрабатываемого в НИИ-17 радиолокационного оборудования.
В 1963 году по личной инициативе Гризодубовой был создан уникальный Научно-исследовательский лётно-испытательный центр (НИЛИЦ), который она и возглавила. В 1972 году Гризодубова вернулась в Институт приборостроения на должность заместителя начальника, где проработала до 1993 года.

Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва.

Награды:
-Звание Героя Советского Союза (02.11.1938 г.) медаль «Золотая Звезда» № 104
-Звание Героя Социалистического Труда (06.01.1986 г.)
-Два Ордена Ленина (1938 г., 1986 г.)
-Два Ордена Отечественной войны 1-й степени (1945 г., 1985 г.)
-Орден Октябрьской Революции
-Орден Трудового Красного Знамени (1936 г.)
-Орден Красной Звезды (1937 г.)
Медали:
-Медаль «Партизану Отечественной войны» 1-й степени
-Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
-Юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
-Юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
-Юбилейная медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
-Почётный гражданин города Пенза (1965 г.).

Россия
-В Москве на Кутузовском проспекте у входа в Московский научно-исследовательский институт приборостроения (дом 34, ныне Концерн радиостроения «Вега») 1 сентября 2000 года установлен памятник Гризодубовой работы скульпторов Салавата Щербакова и Федора Викулова.
-В московской школе № 918 действует Музей Гризодубовой (с 2001 года).
-Улицы Гризодубовой есть во Владивостоке, Георгиевске, Екатеринбурге, Жуковском, Заволжье, Кургане, Новоалтайске, Новосибирске, Омске, Павлове, Пензе, Смоленске, Ставрополе, Сузуне, Ростове-на-Дону. Её имя носит одна из улиц Хорошёвского района столицы (с 2004 года).
-В Москве на доме 44 по Ленинградскому проспекту, где она жила, установлена мемориальная доска.
-В Кургане установлена мемориальная доска по адресу ул. Гризодубовой, 2б.
-Имя Гризодубовой носит авиапредприятие ОАО «Летные испытания и производство» (ЛИИП), расположенное в Жуковском.
-Имя Валентины Гризодубовой было присвоено 103-му гвардейскому Красносельскому Краснознаменному военно-транспортному авиационному полку, который дислоцировался в Смоленске, но в октябре 2009 года был расформирован, а боевое знамя и исторический формуляр переданы на авиационную базу в Оренбурге.
-В 2010 году в честь Гризодубовой была выпущена почтовая марка России.
-В сентябре 1973 года, когда отмечалось 35-летие беспосадочного перелёта на самолёте «Родина» по маршруту Москва - Дальний Восток, на севере Хабаровского края, у сопки Окоча, недалеко от реки Амгунь, установлен обелиск в честь экипажа - гранитное крыло, устремлённое в небо.

Украина
-Имя Гризодубовой носит Харьковский аэроклуб Общества содействия обороне Украины.
-Музей Гризодубовых расположен в Харькове в квартире на первом этаже трехэтажного дома, где они жили - ул. Мироносицкая, 54Б. При тушении пожара на чердаке дома в 2008 году помещение музея пострадало от воды, и на протяжении двух лет музей не функционировал. Тем не менее, это не помешало сотрудникам музея подготовить и провести в Харькове 22 мая 2009 года научную конференцию «Гризодубовский след в истории авиации», приуроченную к 125-летию со дня рождения С. В. Гризодубова и 100-летию со дня рождения В. С. Гризодубовой, а также издать сборник материалов этой конференции (вышел в 2010 году). В настоящее время помещение музея отремонтировано, готовится новая экспозиция.
-Улица Гризодубовой есть в Бахчисарае (Крым), Белая Церковь, Донецке,Кривом Роге, Луцке, Мелитополе, Первомайске, Снежное, Сумы, Черкассы.

Что происходит с памятью о знаменитой летчице на украине, после прихода к власти нацистов в 2014 году, неизвестно.

Казахстан
-Улица Гризодубовой есть в г. Алматы.

Маленькая Валентина в самолёте отца.

Валентина Гризодубова. 1930-е годы.

Список источников:
Гризодубова, Валентина Степановна. Cайт «Герои Страны».
Материалы сборника «Героини. Выпуск 1». Политиздат, 1969 г.
А.С.Панин. Власть высоты.

Кондратьев Максим 15.03.2019 в 18:15

В ряду Героев Советского Союза, особенно героев-женщин, имя прославленной летчицы Валентины Степановны Гризодубовой стоит особняком: она получила свою Золотую звезду первой. Уникальна и ее биография - совершила первый полет в 2,5 года, была участницей знаменитой агитэскадрильи имени Максима Горького и прошла Великую Отечественную войну. Да не просто прошла, а командовала полком бомбардировочной авиации дальнего действия и лично выполняла сложнейшие задания. Именно ее самолеты сбрасывали бомбы на тылы противника, эвакуировали детей и доставляли помощь партизанам. Есть в биографии Гризодубовой и эпизод с будущим главным конструктором космических ракет Сергеем Королевым, которого она буквально спасла. Но обо всем по порядку.

Валентина Гризодубова родилась в Харькове в ночь с 31 декабря на 1 января 1910 года. Так много лет начиналась официальная биография прославленной летчицы, однако харьковские краеведы, и в первую очередь В. Е. Власко, выяснили, что это не совсем так: на самом деле Гризодубова родилась 10 мая (по старому стилю 27 апреля) 1909 года.

То, что она стала летчицей, казалось, было предопределено заранее - ее отец, Степан Васильевич Гризодубов, был выдающимся авиаконструктором и изобретателем, который сам пилотировал построенные самолеты. Как потом напишут, Гризодубов "стоял у истоков авиастроения в России": он создал несколько типов летательных аппаратов, в том числе и двигатели к ним. Не просто придумал, а собрал их своими руками. В такой необычной семье подрастала дочь Валентина.

Свой первый полет Гризодубова совершила в… 2,5 года. Кроха была привязана к отцу за его спиной ремнями, когда аэроплан взлетел с харьковского ипподрома. Первый же собственный опыт пилотирования Валя приобрела в 14 лет, когда поднялась в воздух на планере в Коктебеле, на слете планеристов. Окончив школу, Гризодубова поступила в Харьковский технологический институт - чтобы изучить основы инженерного дела, которые просто необходимы пилоту. Однако будет неверным считать, что девушка всецело "болела небом", не имея других увлечений.

Параллельно с учебой в вузе Гризодубова окончила музыкальное училище по классу рояля и была зачислена в Харьковскую консерваторию. По отзывам преподавателей и друзей, она была прекрасной пианисткой, а впоследствии, уже в зрелом возрасте, ее таланту поразился сам директор Большого театра Муромцев - он услышал игру Гризодубовой по Интервидению. Но все же летная биография Валентины складывалась наиболее "головокружительно".

Звание пилота она получила в 1928 году, окончив за три месяца летную школу гражданской авиации Осоавиахима. Далее была Пенза, где Гризодубова закончила школу летчиков-инструкторов. Тула, где наша героиня в 21 год работала в аэроклубе, лично ставя "на крыло" молодежь… Наконец, подмосковное Тушино и Центральный аэродром в столице, где базировалась агитэскадрилья имени Максима Горького. Работая здесь, Валентина облетела почти всю страну, управляя различными типами самолетов того времени. Отец гордился своей дочерью, но главная слава Гризодубовой, ее известность на всю страну были еще впереди.

Красивая, статная девушка отважно летала на самолетах над Кабардино-Балкарией, Памиром, Ферганской долиной, прокладывая новые воздушные трассы и устанавливая мировые рекорды. Один из таких полетов прогремел на весь мир. Это был перелет через всю страну, когда самолет АНТ-37 с собственным именем "Родина" доставил Гризодубову вместе в Полиной Осипенко и Мариной Расковой из Москвы на Дальний Восток.

24-25 сентября 1938 года женский экипаж под командованием опытной летчицы Валентины Степановны Гризодубовой за 26 часов и 29 минут преодолел расстояние в 6450 километров! По возвращении в столицу отважным девушкам были присвоены звания Героев Советского Союза, а впоследствии вручены Золотые звезды.

Перед войной Гризодубова стала начальником Управления международных воздушных линий СССР, а с началом боев возглавила Антифашистский комитет советских женщин. Прославленная летчица понимала, что в тылу ей делать нечего - бесценный практический опыт пилотирования требовался на передовой. Валентина приняла командование 101-м авиаполком Авиации дальнего действия (АДД) - именно ее самолеты стали обеспечивать снабжение партизанских отрядов Ковпака, Сабурова, Федорова и громить тылы противника.

Садилась за штурвал и сама Гризодубова, которая к тому времени стала полковником, единственной в мире женщиной, командовавшей мужской гвардейской воинской частью. Управляя тяжелым транспортным "Ли-2", Валентина лично совершила около 200 боевых вылетов, в том числе 132 - ночных, с посадками на полевых партизанских аэродромах. За время таких рейсов из тыла фашистов было вывезено четыре тысячи советских детей.

После победы Гризодубова демобилизовалась. Рассказывают, что когда маршал авиации Новиков предложил ей взять дивизию, то она заявила: "Ни одного дня без войны я в армии находиться не буду". Но тихая гражданская жизнь была явно не для нее.

После войны Герой Советского Союза Гризодубова вдруг стала "закрытой" личностью, поскольку по ее инициативе и при активном участии был создан уникальный Научно-исследовательский летно-испытательный центр (НИЛИЦ), где разрабатывалась новейшая авиационная электроника. Уникальные системы потом ставились на отечественные реактивные самолеты и ракеты. За свою работу на этом поприще потом она получит вторую Звезду - теперь уже Героя Социалистического Труда. Яркая личность и без того была вхожа в кабинеты к руководству страны. Теперь же Валентина всецело использовала это для помощи нуждающимся.

Она не то чтобы забыта: ее удивительная жизнь в главных вехах известна, о ней созданы фильмы, есть немало статей в прессе. Что на самом деле утрачивается, - масштаб содержания и героизма этой жизни. Дух эпохи выветривается усилиями "борцов с коммунистическим наследием и тоталитаризмом". Молодежь, воспитываемая в пренебрежении к одному из грандиознейших и трагичнейших периодов русской истории, судя по опросам, о Гризодубовой не знает, как не знает и о многих других. И иссякает героическое в жизни поколения, восхищающегося псевдогеройством персонажей американских боевиков...
Вот уже несколько лет после ухода Валентины Степановны существует общественная Комиссия по увековечиванию ее имени. В Комиссию вошли космонавты, известные летчики, видные общественные деятели и деятели культуры. Возглавляет ее Мстислав Степанович Листов, в прошлом профессиональный военный летчик, принимавший участие в боевых действиях на Ближнем Востоке в 1973 году, позже - летчик-испытатель, карьера которого на этом поприще прервалась в связи с бездумным свертыванием работ по совершенствованию отечественного космического челнока, в результате чего мы теперь летаем на американских "Шаттлах". Кроме того, он известный журналист, автор нескольких теле- и кинофильмов и книг. Он долгие годы был рядом с Гризодубовой и бережно хранит все, что относится к ее жизни.

Валентина Степановна Гризодубова - наша национальная гордость, первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза, летчик от Бога. Ее подвиги гремели на весь мир. К тому же она была одной из обаятельнейших женщин своего времени, богато одаренной натурой, обладала великодушным и сострадательным сердцем и неизменно показывала себя - как это ни трудно порой оказывалось - человеком чести. Время уносит тех, кто был ей близок. Из ветеранов 101-го авиаполка, которым она командовала во время войны, осталось несколько человек, из самых близких - летчиков, штурманов, летавших с ней, - не осталось почти никого...
Она родилась в ночь с 31 декабря на 1 января 1910 года. Ее отец, Степан Васильевич Гризодубов, авиаконструктор, изобретатель, летчик, стоял у истоков авиастроения в России. Он создал несколько типов летательных аппаратов, причем также и моторы к ним, - строил своими руками и сам испытывал. В два с половиной года, привязанная к отцу ремнями, Валя Гризодубова впервые поднялась в небо на отцовском аэроплане с харьковского ипподрома.
Биография ее поистине головокружительна. Школа ОСОВИАХИМа, летчик-инструктор, летчица агитэскадрильи имени Максима Горького, организатор и руководитель знаменитого беспосадочного перелета Москва - Дальний Восток, установившего мировой рекорд дальности, за что и была она удостоена звания Героя Советского Союза, потом начальник Управления международных воздушных линий СССР, в войну - командир 1О1-го гвардейского авиационного бомбардировочного полка дальнего действия, первый председатель Антифашистского комитета советских женщин, гвардии полковник. Маршал Новиков после войны предлагал ей взять дивизию - она отказалась: "Ни одного дня без войны я в армии находиться не буду". Вместо этого она добилась создания уникального научно-исследовательского летно-испытательного центра (НИЛИЦ), где разрабатывалась и испытывалась новейшая авиационная электроника - по сути, закладывалась основа нашей всепогодной ракетоносной реактивной авиации. С того времени о Гризодубовой слышно мало - она стала "закрытой" личностью, хотя и оставалась неизменно во главе крупнейших дел и получила звезду Героя Социалистического Труда. Она была депутатом Верховного Совета СССР первого созыва в 1937-1946 годах и далее избиралась в местные органы власти - в частности, в Солнцево, где нынешний НПО "Взлет" и еще одна фирма - "Вега-М" - Московский институт приборостроения: на его территории сейчас стоит памятник ей, надежно скрытый от глаз москвичей (об эпопее с установкой большого памятника Гризодубовой в Москве речь пойдет ниже). Умерла Валентина Степановна 28 апреля 1993 года от внутреннего кровоизлияния (язва желудка). Могли спасти, да опоздали...
Слава Гризодубовой, кроме военной, связана в основном с легендарным беспосадочным перелетом Москва - Дальний Восток. Экипаж в составе Валентины Гризодубовой (командир), капитана Полины Осипенко и старшего лейтенанта Марины Расковой (штурман) пересек воздушное пространство страны за 26 часов 29 минут, установив, как уже сказано, мировой рекорд дальности - 6450 километров. Перелет состоялся 24-25 сентября 1938 года. Тренировки проходили на Ходынском поле, напротив которого сейчас расположен дом Гризодубовой. Летели на самолете конструкции Павла Осиповича Сухого - АНТ-37 "Родина". Это был самолет типа ДБ - дальний бомбардировщик, модернизированный, с автоматической уборкой шасси, имеющий еще ряд усовершенствований, которых не было на серийных машинах. Тренировались же на аналоге: их изготовили, кажется, три штуки. Надо сказать, кое-кому перелета не хотелось, существовал определенный настрой против самой идеи женского экипажа. Иногда летчицам, как выражалась Валентина Степановна, "подкладывали свинью" - выделяли для ночных тренировок самый большой самолет того времени ТБ-3 (они на нем никогда не летали, однако справились).
Вылетели утром 24 сентября в 8 часов 12 минут со Щелковского аэродрома. Над Уралом отказала радиосвязь. Валентина Степановна позже говорила, что это было не случайно: им неправильно дали частоты, на которых связь должна была вестись. Поскольку у Марины Расковой в астролюк вытянуло карты, при отсутствии связи сориентироваться оказалось невозможно. Гризодубова приняла единственно верное решение - взяла магнитный курс 90 и старалась никуда не отклоняться. Шли в облачности, снос определить не могли - тогдашние навигационные приборы не позволяли этого. Справа вдоль границы - Китай... Так они и летели от Байкала до Дальнего Востока. Вышли в район Шантарских островов, а не Хабаровска, как предполагалось, и только над океаном визуально определились: повернули почти на 180 градусов, пересекли линию побережья и летели до полной выработки топлива. Когда загорелась лампочка (осталось 30 минут полета), Гризодубова присмотрела место для посадки - происходило это в районе Амуро-Амгуньского междуречья. Так как Марина Раскова сидела в застекленной кабине в носовой части самолета, которая при посадке могла разбиться, Гризодубова приказала ей прыгать. Та с неохотой, но прыгнула. Раскову искали в тайге 9 суток. С запасом шоколада и с пистолетом она провела эти 9 суток в тайге, о чем есть книга "Жизненный путь Марины"... А Гризодубова с Осипенко совершили блестящую посадку на поверхность замерзшего озера, так называемую гать, без шасси, практически не повредив самолет (были только слегка погнуты законцовки винтов), так что позже муж Гризодубовой летчик-испытатель Соколов Виктор Александрович прилетел и перегнал самолет в Москву. Знаменитым летчиком-испытателем Михаилом Михайловичем Громовым показанное Гризодубовой летное мастерство было расценено как наивысшее. Он вообще очень любил Гризодубову и в приветственной телеграмме ей к 75-летию назвал ее летчицей номер один...
10 дней поисков, за которыми следил весь мир, ознаменовались драматическими событиями. Умники от демпечати, стремящиеся всемерно очернить советский период истории России, и тут не унимаются, раздувая этот драматизм, чтобы дискредитировать великое достижение отечественной авиации, обвинить Гризодубову в трагическом исходе экспедиции по спасению экипажа "Родины", хотя она к этой трагедии не имела ни малейшего отношения. Материалы, документы, полетные журналы у нас есть и вскоре будут опубликованы... Произошло же следующее. Был запрет лететь из Москвы на ТБ-3 комдиву Сорокину - тем не менее, он полетел. Не разрешали лететь Бряндинскому, бывшему штурману Коккинаки, - он полетел. И самолет Бряндинского при сближении обрубил пропеллером хвост ТБ-3, в котором летел комдив Сорокин. Оба самолета разбились. Это произошло на глазах у летчиц и, естественно, омрачило радость спасения, но при чем здесь женский экипаж? Было, увы, авиационное разгильдяйство, которое существовало всегда... Однако кому-то очень захотелось свалить все с больной головы на здоровую и тем самым представить перелет как авантюру, обошедшуюся слишком дорого. Да что говорить! Не минуло и месяца со дня смерти Валентины Степановны, как "Комсомольская правда" напечатала откровенно грязную статью о ней. Там были вот такие, например, перлы: Гризодубова, оказывается, воевала в составе Вермахта и летала бомбить мирные города Европы; Гризодубова была лучшей подругой Шуленбурга и Риббентропа...
О том, где и как воевала Гризодубова, нелишне сегодня напомнить. Маршал Савицкий на одном из юбилейных ее вечеров показывал немецкий плакат с изображением горящих немецких городов и Гризодубовой, обламывающей свастику. Подпись гласила: "Бандиты эскадры Героя Советского Союза Гризодубовой бомбят мирные немецкие города". За ее голову была назначена крупная сумма. Она, повторяю, командовала полком дальней бомбардировочной авиации. Было три женских полка: "Ночные ведьмы" - 46-й полк на ПО-2, полк истребителей майора Казариновой и полк, летавший на "Пешках". Но Гризодубова в них никогда не состояла. Здесь часто путают - и делают большую ошибку. Ее полк был чисто мужской. Он занимался бомбометанием в тыл противника и по постановлению Центрального Штаба партизанского движения осуществлял обеспечение партизанских отрядов Ковпака, Федорова, Бегмы и других и их связь с Большой землей (в частности, на Большую землю было вывезено более 4000 детей). Сталин сразу назначил командиром 101-го авиаполка Гризодубову, дав ей звание подполковника, потом полковника. С ней летали руководители партизанского движения и комсомола Белоруссии - Машеров, Зимянин и другие. Радистом у нее некоторое время летал Шауро, впоследствии заведующий отделом культуры ЦК КПСС...
Мало кто сейчас знает, что Валентина Степановна в свое время училась в Харьковской консерватории и была прекрасной пианисткой. Однажды, когда она играла по Интервидению, ее услышал директор Большого театра Муромцев - и поразился. Она любила музицировать ночью. Иногда мы с ней часа в 3-4 утра садились играть. Она играла "Лунную сонату", вальсы, "Вечернюю серенаду" Шуберта, Прелюд Рахманинова... Дома у нее бывали далеко не только летчики, инженеры и техники. Приходили артисты, певцы, чтецы, священнослужители. Но летчики - статья особая, конечно. С ней до последнего дня дружили М.М.Громов, Г.Ф.Байдуков, К.К.Арцеулов. Тогда летчиков - Героев Советского Союза, асов - можно было по пальцам пересчитать: Байдуков, Громов, Чкалов, Ляпидевский, Беляков, Гризодубова, Доронин, Слепнев, Леваневский... Какую-то касту они, конечно, составляли. Отношения складывались по-разному. Например, с Чкаловым они были непростыми. Известен характер Чкалова: не самого примерного поведения, скажем так, человек. А Валентина Степановна не терпела, когда мужчины при ней позволяли себе вольности. Однажды они ехали в ее машине по Садовому кольцу - Гризодубова, Спирин, тоже Герой Советского Союза, и Чкалов, который стал рассказывать анекдоты весьма рискованного содержания. Гризодубова их предупредила - Чкалов продолжал. Тогда она остановила машину (у нее был, как помнится, "опель-кадет"), сказала шоферу, что дальше они никуда не поедут (она говорила "шофэр"), ключ положила в карман, а Чкалова и Спирина попросила выйти. Они пустились в извинения, но Гризодубова была непреклонна. Пришлось им под проливным дождем возвращаться домой, где, как потом рассказывала жена Чкалова Ольга Эразмовна, летчики заперлись в кабинете и до утра не выходили...
Особым образом судьба свела Гризодубову и Сергея Павловича Королева. Они познакомились в Коктебеле в 20-х годах: Гризодубова ездила туда с отцом, в то время председателем секции планеризма Украины. Вспоминает: "Как дам ему (Сергею Королеву), когда он меня за косу дернул, так он в угол отлетел. Рука была тяжелая..." Потом еще несколько раз они встречались. В 30-х годах Королев был одним из руководителей кружка ОСОВИАХИМа на Ходынском поле. Речь шла о приеме в кружок Гризодубовой, и Королев, выступая, сказал нечто вроде "Баб нам не нужно". Через много-много лет Гризодубова спасла ему жизнь, вступившись за него, отправленного в 1939 году в лагерь на прииске Мальдяк под Магаданом. Именно Гризодубова и М.М.Громов спасли Королева. К ней пришла его мать, промокшая насквозь, - просить за сына, - и прожила на квартире у Гризодубовой полтора месяца, пока та воевала с высокими инстанциями. После ее (вместе с Громовым) хлопот Королева перевели в ЦКБ-29 НКВД, в Туполевскую бригаду, затем в Казань на должность Главного конструктора по летным испытаниям, а 24 июля 1944 года он был досрочно освобожден. По некоторым данным, Королева вывезли с прииска Мальдяк буквально за несколько часов до неминуемой гибели...
Вообще Гризодубова была великая заступница всех несправедливо обиженных. Она получала огромное количество писем, среди которых попадались надписанные и так: "Москва, Кремль, Сталину и Гризодубовой". К ней шли домой за помощью, и ее дверь всегда была открыта. Многие, уходя, опускались перед этой дверью на колени. Говаривали, что квартира Гризодубовой - это филиал Верховного Совета СССР. В бумагах Гризодубовой есть папка, содержащая 4767 ее ходатайств за самых разных людей только с 1948 по 1951 год - по прокурорской линии, по судебной линии, по восстановлению в правах. Она говорила: "Самое трудное - не вытащить человека из тюрьмы, а восстановить его в правах: вернуть жилье, работу..." Конечно, ее слово, ее звонок значили много. Она была вхожа в высшие государственные круги, хорошо знала Молотова, Ворошилова, Буденного - да практически всех! Бывала она и у Сталина, и впечатления от этих встреч остались у нее весьма хорошие. Виновником тогдашних злоупотреблений властью она считала Берию. Сталин к ней тоже относился хорошо, однако, борясь за своих летчиков, Гризодубова, по ее словам, никогда прямо к нему не обращалась. Был случай, когда она пригрозила Берии, что обратится к Сталину, если он не выпустит ее летчика из тюрьмы: "Пока я из вашего окна не увижу, как он садится в мою машину, - не уйду..." И угроза обратиться к Сталину подействовала...
Такой была Валентина Степановна Гризодубова. Она, без сомнения, заслужила золотой памятник еще при жизни. Тем непонятнее сегодняшняя волокита с установкой ей памятника в Москве. Постамент и памятник уже готовы и получили хорошие отзывы - летчиков, деятелей культуры и искусства, а также Министерства культуры России. Первоначально место было выбрано на безымянной площади перед Центральным аэровокзалом, где ее дом. Однако префект Северного округа столицы сказал, что здесь будет строиться бизнес-центр. Тогда решено было установить памятник в Петровском парке, который, кстати, Гризодубова в свое время спасла от вырубки. На этот счет имеется Распоряжение Правительства России. А.В.Кузьмин, нынешний главный архитектор Москвы, признал место вполне подходящим, а затем дал "задний ход"... Нашли другое. Оказалось, по словам того же Кузьмина, памятник вообще не подходит для парка, у него слишком большой постамент, нужно урезать. Как можно урезать готовое изделие, не говоря уже о том, что на это нужны дополнительные и немалые средства... "Тогда ищите место на Ленинградском проспекте". Кстати, выступая на художественном совете Москомархитектуры, я обнаружил, что многие архитекторы вообще не знают, кто такая Гризодубова. Пришлось на ходу их просветить, тогда они в один голос заявили: ну, в таком случае ставьте памятник на Ленинградском проспекте. На Ленинградском проспекте мы предложили четыре места - все были отвергнуты. В свою очередь то, что предложили нам, абсолютно неприемлемо. Если на то пошло, ставить памятник Гризодубовой надо именно на Ленинградском проспекте напротив Ходынского поля - "святого авиационного места Москвы". Этого, однако, никак не удается нам добиться. Судьба памятника русской героине, знаменитой москвичке Валентине Степановне Гризодубовой продолжает висеть в воздухе. До сих пор не названа ее именем улица или площадь в Москве и не создан мемориальный музей-квартира, что также предусмотрено правительственным Распоряжением.
Спрашивается, почему?