Почему большевики подписали позорный Брестский мир.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Брестская церковная уния.
Рубрика (тематическая категория) История

Брестская уния 1596 года - объединœение католической и православной Церквей на территории Речи Посполитой.

Уния была принята на церковном соборе в Бресте. Согласно Брестской унии, православная церковь Украины и Белоруссии признавала своим главой римского папу, но сохраняла богослужение на славянском языке и обряды православной церкви. Заключение Брестской унии вызвало протесты крестьян, казаков, мещан, части православной шляхты, низшего духовенства, а первоначально - и некоторых крупных украинских феодалов.

Целью Брестской унии являлось обеспечение для высшего православного духовенства на территории Речи Посполитой положения, равного положению католического духовенства, а также ослабление притязаний московских князей на земли Белоруссии и Украины.

Заключение Брестской унии привело в последствии к созданию Украинской Греко-Католической Церкви. Последователи унии, лица, придерживавшиеся греко-католического (униатского) исповедания, именовались ʼʼуниатамиʼʼ, причём это слово всœегда несло в себе негативные коннотации при употреблении иерархами Русской и Украинской Православных Церквей

Для православных епископов основными причинами заключения унии были:

а) недовольство вмешательством в церковные дела организованного в братства мещанства;

б) желание освободиться от своей подчинœенности восточным патриархам, которые не имели достаточной власти для защиты состояния православной церкви в Речи Посполитой;

в) крайне важно сть сохранить свое привилегированное положение в новом государстве и добиться равенства с католическими епископами, которые заседали в сенате, имели титулы ʼʼкнязей церквиʼʼ и подчинялись только власти Папы и короля;

г) саму унию православные епископы рассматривали как равноправное объединœение церквей под руководством Папы Римского, который после захвата турками Константинополя оставался единственным высшим церковным иерархом, который имел реальную власть.

Основные причины заключения унии для католических священников и польской шляхты :

а) крайне важно сть идеологического обоснования захвата польскими магнатами украинских земель;

б) возможность увеличить количество подвластных Ватикана приходов за счёт православной церкви при невозможности прямого насаждения католицизма в Украинœе, которая имела устойчивые долголетние традиции православия.

в) будущая униатская церковь воспринималась ими как второстепенная временная организация для покоренных украинских ʼʼмужиковʼʼ, направленная на укрепление польско-католического влияния на присоединœенных украинских землях.

Последствия подписания унии . Польское правительство считало унию обязательным для всœех православных на территории Речи Посполитой. Православная религия оказалась на положении незаконной. Уния насаждалась силой. С помощью Брестской церковной унии польские паны и католическое духовенство надеялись денационализировать и ополячить украинский и белорусский народы. Украинские и белорусские крестьяне, мещане, казаки стойко боролись против навязывания католичества и униатства. Это была борьба против феодального и национально-религиозного гнета͵ против господства шляхетско-католической Польши. Она имела национально-освободительный характер.

48. Великая, Малая и Белая Россия – Великороссия, Малороссия, Белоруссия.

Выражения “Малая” Русь начинает появляться лишь в XIV веке, но ни этнографического, ни национального значения не имеет. Зарождается она не на русской территории, а за ее пределами. Возникла в Константинополе, откуда управлялась русская церковь, подчинœенная константинопольскому патриарху. Пока татары не разрушили киевского государства, вся его территория значилась в Константинополе под словом “Русь” или “Россиа”. Назначавшиеся оттуда митрополиты именовались митрополитами “всœея Руси” и резиденцией имели Киев, столицу русского государства. Так продолжалось три с половиной столетия. В 1300 ᴦ. митрополит Максим (родом грек) перенес, после татарского набега, свою резиденцию из разоренного Киева в Великий Владимир на Клязьме. Киев был нейтральным между двумя русскими великими княжениями - владимирским и галицким, так что пока столица митрополитов оставалась на старом месте, они могли быть митрополитами обеих частей всœея Руси. Но когда Максим перенес столицу во Владимир, великое княжество галицкое оказалось в церковном отношении уже не равноправным с первой частью митрополии, а только как бы некоторым к ней придаткомʼʼ. Великий князь галицкий Лев Данилович, сын ʼʼкороля русскогоʼʼ, стал добиваться особой митрополии для своих областей. Он умер в 1301 ᴦ., и особой галицкой митрополии добился его сын Юрий I в первые же годы своего княжения. Это произошло, согласно греческой записи, в 1305 ᴦ. при императоре Андронике II и патриархе Афанасии Глике (1304-1312). Новая митрополия стала официально называться Галицкою, тогда как за митрополитом во Владимире остался титул ʼʼКиевского и всœея Русиʼʼ. При этом в просторечии галицкую митрополию стали, вероятно, сейчас же называть ʼʼмитрополиею Малой Русиʼʼ, в отличие от ʼʼмитрополии Великой Руси ʼʼ, сохранившей большее число епархий.

Из другой греческих записей начала XIV века ясно, что ʼʼВеликою Россиеюʼʼ в представлении греков была некогда вся огромная Россия как единое целое. Когда же из этого целого выделилась меньшая часть (Галицкая и еще пять епархий из 19), то эта часть получила название ʼʼМалойʼʼ, а за оставшейся, большей частью сохранилось название ʼʼВеликаяʼʼ.

Как видно, делœение это было чисто политическим, а не этнографическим. К Малой России были отнесены епархии юго-западные, подчинœенные великому князю галицко-володимирскому. В Великой России остались не только Великий Новгород и Великий Владимир, но и Смоленск, Полоцк, Киев и епархии около Киева: Чернигов, Переяславль, Белгород.

Название ʼʼМалая Русьʼʼ оставалось преимущественно за галицко-волынскими областями. Но постепенно в течение 14-15 в. под довольно растяжимым названием ʼʼМалая Русьʼʼ стали понимать вообще русские области, подчинœенные Литве и Польше,

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, понятие ʼʼВеликая Руссияʼʼ появилось уже в XII веке и относилось ко всœей Русской земле как единому целому. Затем, на протяжении XII и XIV вв., в период феодальной раздробленности, появляются названия ʼʼМалая и Великая Русьʼʼ в связи со стремлением к разделœению единой русской митрополии на две и даже три части, исходя из политических обстоятельств. Термин ʼʼМалая Руссияʼʼ получил политическое содержание в Галицкой Руси в 1335 ᴦ., когда рядом с нею создались и политические понятия ʼʼМалая и Великая Польшаʼʼ. В XV в. название ʼʼВеликая Русьʼʼ продолжает держаться, перемежаясь с равнозначащим ему названием ʼʼБелая Русьʼʼ. С конца XVI в. названия ʼʼВеликая и Малая Русьʼʼ становятся всœе чаще. С 1654 ᴦ. они твердо вошли в русский язык и политическую терминологию, причем под влиянием киевской учености приобрели греческую окраску - ʼʼВеликая и Малая Росияʼʼ. Эти названия пришли в Москву из Киева, восходя своими корнями к Византии.

Первое упоминание о Белой Руси в письменных источниках приходится на середину XIV в. Поначалу это обозначение относилось к восточной Руси или к землям, принадлежавшим Московскому княжеству. На одной из европейских карт того времени (1507) даже указано: ʼʼРоссия Белая, или Московияʼʼ. Судя по всœему, происхождение названия связано с древнерусским городом Белоозеро, в котором, согласно ʼʼПовести временных летʼʼ, правил еще брат Рюрика Синœеус. На территории между Двиной и Днепром в XV--XVI веках образуется ареал нового восточнославянского народа. За этой территорией и закрепляется название Белая Русь. С середины XVI столетия название Белая Русь постепенно распространяется на территории Центрального региона и восток Понеманья, а потом и на земли вплоть до реки Принять. Употребление термина Белая Русь во второй половинœе XVI столетия обретает значение общебеларуского. В решениях Люблинского сейма 1569 года под Белой Русью подразумевались всœе вышеобозначенные территории. Земли Белой Руси, согласно документов сейма, начинались от Припяти и далее на север от неё. В XV веке термином Белая Русь всœе чаще называют северо-восточную Русь. Возможно, что он обозначал “вольную, великую или светлую” державу. Но в разные эпохи термин Белая Русь менял свое содержание. Так, в начале XVII века в Москве под Белой Русью понимали не только Белоруссию, но и украинские Киев и Волынь. Поляки в XVI веке называли всю Белоруссию Черной Русью, а Великороссию - Белой.

49. Красная и Черная Россия (ʼʼРусьʼʼ). Галиция, Волынь, Подолия, Буковина, Дикое поле.

Брестская церковная уния. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Брестская церковная уния." 2017, 2018.

Брестский мир – один из самых унизительных эпизодов в истории России. Он стал громким дипломатическим провалом большевиков и сопровождался острым политическим кризисом внутри страны.

Декрет о мире

«Декрет о мире» был принят 26 октября 1917 года – на следующий день после вооруженного переворота - и говорил о необходимости заключения справедливого демократического мира без аннексий и контрибуций между всеми воюющими народами. Он послужил юридической основой для заключения сепаратного соглашения с Германией и другими Центральными державами.

Публично Ленин говорил о превращении войны империалистической в войну гражданскую, он считал революцию в России лишь начальным этапом мировой социалистической революции. На самом деле были и иные причины. Воюющие народы поступили не по планам Ильича – не захотели обращать штыки против правительств, а союзные правительства проигнорировали мирное предложение большевиков. На сближение пошли лишь проигрывавшие войну страны вражеского блока.

Условия

Германия заявила, что готова принять условие о мире без аннексий и контрибуций, но только если этот мир подпишут все воюющие страны. Но ни одна из стран Антанты не присоединилась к мирным переговорам, поэтому Германия отказалась от формулы большевиков, и их надежды на справедливый мир были окончательно похоронены. Речь во втором раунде переговоров шла исключительно о сепаратном мире, условия которого диктовала Германия.

Предательство и необходимость

Не все большевики были согласны подписать сепаратный мир. Левые были категорически против любых соглашений с империализмом. Они отстаивали идею экспорта революции, считая что без социализма в Европе русский социализм обречен на гибель (и последующие трансформации большевистского режима доказали их правоту). Лидерами левых большевиков были Бухарин, Урицкий, Радек, Дзержинский и другие. Они призывали к партизанской войне с германским империализмом, а в дальнейшем надеялись вести регулярные боевые действиями силами создаваемой Красной армии.

За немедленное заключение сепаратного мира был, прежде всего, Ленин. Он боялся немецкого наступления и полной потери собственной власти, которая и после переворота во многом опиралась на немецкие деньги. Вряд ли Брестский мир был напрямую куплен Берлином. Главным фактором был именно страх потерять власть. Если учесть, что спустя год после заключения мира с Германией Ленин был готов даже на раздел России в обмен на международное признание, то условия Брестского мира покажутся не такими уж унизительными.

Промежуточное положение во внутрипартийной борьбе занимал Троцкий. Он отстаивал тезис «Ни мира, ни войны». То есть предлагал прекратить боевые действия, но никаких соглашений с Германией не подписывать. В результате борьбы внутри партии, было решено всячески затягивать переговоры, ожидая революции в Германии, однако если немцы предъявят ультиматум, то соглашаться на все условия. Однако Троцкий, возглавлявший советскую делегацию во втором раунде переговоров, отказался принимать германский ультиматум. Переговоры были сорваны, и Германия продолжила наступать. Когда мир был подписан, немцы стояли в 170 км от Петрограда.

Аннексии и контрибуции

Условия мира были очень тяжелыми для России. Она теряла Украину и польские земли, отказывалась от претензий на Финляндию, отдавала Батумскую и Карсскую области, должна была демобилизовать все свои войска, отказаться от Черноморского флота и выплатить огромные контрибуции. Страна теряла почти 800 тысяч кв. км и 56 миллионов человек. В России немцы получали исключительное право свободно заниматься предпринимательством. Кроме того, большевики обязались выплатить царские долги Германии и ее союзникам.

При этом немцы не соблюдали собственные обязательства. После подписания договора они продолжили оккупацию Украины, свергли советскую власть на Дону и всячески помогали Белому движению.

Восстание левых

Брестский мир едва не повлек раскол большевистской партии и утерю власти большевиками. Ленин с трудом протащил окончательное решение о мире через голосование в ЦК, пригрозив уйти в отставку. Раскола партии не случилось только благодаря Троцкому, который согласился воздержаться при голосовании, обеспечив победу Ленину. Но это не помогло избежать политического кризиса.

Брестский мир категорически не приняла партия левых эсеров. Они вышли из правительства, убили германского посла Мирбаха и подняли вооружённое восстание в Москве. Из-за отсутствия четкого плана и целей оно было подавлено, но явилось вполне реальной угрозой власти большевиков. В то же время в Симбирске поднял восстание командующий Восточным фронтом Красной армии эсер Муравьев. Оно также завершилось неудачей.

История заключения Брестской унии

Двое из семи западнорусских епископов - львовский Гедеон Балабан и перемышльский Михаил Копыстенский - отвергли решения униатского Собора, вскоре после его начала открыв заседания православного Собора. Возглавил православный Собор, на котором присутствовало значительное количество мирян, включая князя Константина Острожского , Экзарх Вселенского Патриарха великий протосинкелл Никифор, имевший на то письменные полномочия от Патриарха. Позиция участников Собора заключалась в том, что без воли Собора восточных Патриархов местный Собор в Бресте не вправе решать вопрос об унии.

«Православный Брестский Собор» отверг унию, отлучил униатских епископов и лишил их сана, восстановил в священстве тех священнослужителей, которые были лишены его епископами - приверженцами унии.

В СССР униаты преследовались: их церковь была запрещена весной 1946 года в соответствии с решениями Львовского Собора, объявившего об упразднении Брестской унии , храмы были переданы епархиям Московского Патриархата (см.: Львовский собор 1946 года).

С 1990 года на западе Украины начался процесс возрождения Греко-католической церкви и возврат храмов, отобранных у грекокатоликов в 1946 году.

См. также

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Булатецкий О. Ю. Брестская церковная уния: утверждение католицизма как государственной религии. Сопротивление православного населения Речи Посполитой (1596-1620 гг.) // «Знание. Понимание. Умение » . - 2008. - № 6 - История.
  • Католическая энциклопедия. М.: 2002. Т. I. С. 754-758.
  • Брестская уния // Православная энциклопедия . Том VI. - М . : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2003. - С. 238-242. - 752 с. - 39000 экз. - ISBN 5-89572-010-2
  • Святослав Липовецкий. Три «ликвидации» УГКЦ. К 20-летию восстановления Украинской греко-католической церкви
  • Лабынцев Ю. А. Щавинская Л. Л. НЕКОТОРЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА И СРЕДСТВА ПОДДЕРЖАНИЯ БЕЛОРУССКО-УКРАИНСКОЙ УНИАТСКОЙ ЛИТУРГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В XVII-XIX ВЕКАХ //Древняя Русь. Вопросы медиевистики . 2000. № 2. С. 124-136.
  • Петрушко В. И. К вопросу о восприятии идеи унии западнорусскими и православными епископами накануне Брестского Собора 1596 года //Вестник церковной истории . 2007. № 3(7). С. 169-185.
  • Слюнькова И. Н. Проект уничтожения греко-россиийского вероисповедания, представленный в 1717 г. государственным чинам Речи Посполитой иезуитом С. Жебровским //Вестник церковной истории . 2007. № 3(7). С. 186-195.

Категории:

  • Религия в Речи Посполитой
  • Восточнокатолические церкви
  • История Украины с XIV века по 1917
  • История Русской церкви
  • История Белоруссии
  • История Польши
  • Брест
  • Церковные унии

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Брестская уния" в других словарях:

    1596 года, объединение православной церкви на территории Речи Посполитой (см. РЕЧЬ ПОСПОЛИТАЯ) с католической церковью. Уния была принята на церковном соборе в Бресте. Согласно условиям унии православная церковь Украины и Белоруссии признавала… … Энциклопедический словарь

    1596 года объединение католической и православной Церквей на территории Речи Посполитой. Уния была принята на церковном соборе в Бресте. Согласно Брестской унии, православная церковь Украины и Белоруссии признавала своим главой римского папу, но… … Католическая энциклопедия

    1596 объединение православной церкви на территории Речи Посполитой с католической церковью. Принята на церковном соборе в Бресте. Православная церковь Украины и Белоруссии признавала своим главой римского папу, но сохраняла богослужение на… … Большой Энциклопедический словарь

    Брестская уния - 1596, объединение православных и католических церквей на территории Речи Посполитой на церковном соборе в Бресте. Православная церковь Украины и Белоруссии признавала своим главой римского папу, но сохраняла богослужение на славянском языке и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    БРЕСТСКАЯ УНИЯ - 1596 ГОДА антирусская акция католической церкви, насильственно объединившей под властью римского папы часть русских православных приходов на оккупированных Польшей западнорусских землях Малороссии и Белоруссии. Использовав значительные денежные… … Юридическая энциклопедия

    БРЕСТСКАЯ УНИЯ - решения Собора епископов Западнорусской митрополии, проходившего в Бресте в окт. 1596 г., о соединении с католич. Церковью подчинении власти Римского папы и принятии католич. вероучения. Можно указать 2 причины, побудившие епископов Киевской… … Православная энциклопедия

Брестский мир 1918 года – мирный договором между представителями Советской России и представителями Центральных Держав, который ознаменовал поражение и выход России из Первой мировой войны.

Брестский мир был подписан 3 марта 1918 года и аннулирован в ноябре 1918 года решением ВЦИК РСФСР.

Предпосылки к подписанию мирного договора

В октябре 1917 года в России прошла очередная революция . Временное Правительство, которое управляло страной после отречения Николая 2 , было свергнуто и к власти пришли большевики, начало образовываться советское государство. Одним из главных лозунгов новой власти был «мир без аннексий и контрибуций», они ратовали за немедленное прекращение войны и выход России на мирный путь развития.

На первом же заседании Учредительного собрания большевики представили собственный декрет о мире, который предполагал немедленное прекращение войны с Германией и скорейшее перемирие. Война, по мнению большевиков, слишком затянулась и стала слишком кровопролитной для России, поэтому ее продолжение невозможно.

Мирные переговоры с Германией начались 19 ноября по инициативе России. Сразу после подписания мира российские солдаты стали покидать фронт, причем не всегда это происходило легально – было множество самоволок. Солдаты просто устали от войны и хотели поскорее вернуться к мирной жизни. Российская армия больше не могла участвовать в военных действиях, так как была истощена, также, как и вся страна.

Подписание Брестского мирного договора

Переговоры о подписании мира шли в несколько этапов, так как стороны никак не могли достигнуть взаимопонимания. Российское правительство, хоть и хотело скорее выйти из войны, не намеревалось выплачивать контрибуцию (денежный выкуп), так как это считалось унизительным и никогда не практиковалось ранее в России. Германия не была согласна на такие условия и требовала уплаты контрибуции.

Вскоре союзные войска германии и Австро-Венгрии представили России ультиматум, согласно которому она может выйти из войны, но потеряет при этом территории Белоруссии, Польши и часть Прибалтики. Российская делегация оказалась в затруднительном положении: с одной стороны, такие условия советское правительство не устраивали, так как казались унизительными, но, с другой стороны, страна, измученная революциями, не имела сил и средств для того, чтобы продолжать свое участие в войне.

В результате совещаний, советы приняли неожиданное решение. Троцкий сообщил, что Россия не намеревается подписывать мирный договор, составленный на таких условиях, однако и участвовать в войне дальше страна также не будет. По заявлению Троцкого, Россия просто отзывает свои армии с мест военных действий и не будет оказывать никакого сопротивления. Удивленное командование Германии заявило, что, если Россия не подпишет мир, то они снова начнут наступление.

Германия и Австро-Венгрия снова мобилизовали свои войска и начали наступление на русские территории, однако, вопреки их ожиданиям, Троцкий сдержал свое обещание, и русские солдаты отказывались воевать и не оказывали никакого сопротивления. Подобное положение вызывало раскол внутри партии большевиков, часть из них понимали, что подписать мирный договор придется, иначе страна пострадает, часть же настаивали на том, что мир будет позором для России.

Условия Брестского мира

Условия Брестского мирного договора не были слишком благоприятными для России, так как она теряла множество территорий, однако продолжающаяся война стоила бы стране гораздо большего.

  • Россия теряла территории Украины, частично Белоруссии, Польши и Прибалтики, а также Великого Княжества Финляндского;
  • Россия также теряла довольно значительную часть территорий на Кавказе;
  • Русская армия и флот должны были быть немедленно демобилизованы и полностью должны были покинуть места сражений;
  • Черноморский флот должен был отойти к командованию германии и Австро-Венгрии;
  • Договор обязывал советское правительство немедленно прекратить не только военные действия, но также всякую революционную пропаганду на территории Германии, Австрии и странах-союзниках.

Последний пункт вызывал особенно много споров в рядах партии большевиков, так как он фактически запрещал советскому правительство проводить идеи социализма в других государствах и мешал созданию социалистического мира, о котором большевики так мечтали. Германия также обязала советское правительство выплатить все убытки, которые понесла страна в результате революционной пропаганды.

Несмотря на подписание мирного договора, большевики опасались, что германия может возобновить военные действия, поэтому правительство было экстренно переведено из Петрограда в Москву. Москва стала новой столицей.

Итоги и значение Брестского мира

Несмотря на то, что подписание мирного договора было раскритиковано, как советским народом, так и представителями Германии и Австро-Венгрии, последствия оказались не такими плачевными, как предполагалось – Германия потерпела поражение в Первой Мировой войне, и Советская Россия тут же аннулировала мирный договор.

- 37.48 Кб

История создания Брестской церковной унии

Идея воссоединения католической и православной церквей в принципе не отвергалась ни той, ни другой с самого момента их раскола в 1054г. Первые попытки объединения церквей имели место еще в XIII в., а после Флорентийского собора 1439 г, идея эта едва не осуществилась. Однако на пути воплощения этой в сущности весьма привлекательной идеи стояли века недоразумений и взаимных подозрений.

Поскольку католическая церковь на протяжении многих столетий придавала решающее значение укреплению своих рядов и организационной мощи, то православные особенно опасались разговоров о воссоединении, усматривая за ними попытку подчинить Восточную церковь Западной. И, надо сказать, опасалась не без оснований. На протяжении всего XVI века убежденные в своем превосходстве польские католики, собственно, и не скрывали, с какой целью они склоняли (а порой и открыто принуждали) к так называемой унии православных. Поляки надеялись, что с введением унии произойдет немедленное и полное растворение православных среди прочего населения Речи Посполитой, а католицизм существенно расширит пределы своего влияния на востоке.

В 1577г, широкий резонанс получает знаменитое рассуждение Петра Скарги “О единстве Церкви божьей”. В то же время иезуиты систематически вели и, так сказать, индивидуальную работу среди ведущих украинских магнатов, дабы склонить их к поддержке идеи унии хотя бы в принципе - чего им и удалось добиться от многих, и даже от самого князя Острожского. А уж король Сигизмунда III, ревностный католик, использовал все свое влияние для того, чтобы от принципиального согласия перейти к непосредственному исполнению иезуитской затеи. Хотя могли быть и более веские причины для ее поддержки, чем религиозное рвение,- причины политические: уния еще теснее привязала бы Украину и Белоруссию к Речи Посполитой и отдалила от влияния соседней православной Московии.

Первым высказал намерение принять унию львовский епископ Гедеон Балабан. Для этого он вошел в соглашение с Кириллом Терлецким, с которым до тех пор враждовал. Они начали склонять митрополита созвать собор в Бельзе без участия мирян для обсуждения церковных неурядиц. Митрополит не нашел это возможным и созвал собор в Бресте (в 1590). Кирилл, Гедеон, минский епископ Леонтий Пельчинский и холмский Дионисий Збируйский съехались несколько раньше в Бельзе и здесь согласились принять унию. Намерение свое они держали в тайне и на Брестском соборе предложили только жаловаться польскому королю на притеснения Православной Церкви. Королю было подано прошение, подписанное митрополитом. В 1592 или 1593 г. умер брестский епископ Мелетий Хребтович и на его место был поставлен Ипатий Потей, воспитанник краковской иезуитской коллегии. Он быстро сошелся с Кириллом и Гедеоном и сделался главным деятелем унии.

28 января 1595 Гедеон созвал во Львове Собор, на который прибыли архимандриты, игумены, иеромонахи, протопопы и священники не только Львовской епархии, но и других православных епархии Великого княжества Литовского и Польши. На Соборе были приняты все условия церковной унии. Их сущность сводилась к следующему: 1) западнорусские владыки признают необходимость единства Церкви, особенно теперь, когда вследствие ее разделения умножились ереси и беспорядки; 2) разуверившись в том, что об унии позаботятся подвластные туркам Восточные патриархи, они (т.е. русские владыки) берут почин на себя и признают главенство папы; 3) при этом некоторые католические догматы принимаются целиком, другие в несколько смягченном в сторону Православия виде (догмат об исхождении Св. Духа); 4) православные обряды и церковный строй сохраняются неприкосновенными; 5) запрещается обращение униатских монастырей в католические; 6) разрешается устройство русских школ и типографий под надзором епископов; 7) допускаются смешанные браки; 8) епископские кафедры замещаются королем из числа кандидатов, избранных духовенством; митрополита посвящают епископы, а от папы он получает утверждение; 9) униатские иерархи пользуются всеми привале гиями католического духовенства, а именно: участвуют в сенате и сейме и освобождаются от всяких податей, а миряне-униаты могут занимать вся кие должности; 10) все монастыри находятся в ведении епископов; 11) в отношения епископов к священникам не в праве вмешиваться ни светские власти, ни миряне; 12)братства, если примут унию, могут существовать под условием послушания митрополиту и епископам; привилегии, дарованные им патриархами, уничтожаются;13) всякая зависимость от греческих иерархов отвергается, и сами они не допускаются в пределы Речи Посполитой, так как могут помешать унии и стать причиной междоусобии; их проклятиям по поводу унии, их грамотам не придавать никакого значения, лиц, которые будут получать от них посвящения, не признавать и не пропускать через границы государства; 14) правительство обязано принять меры к тому, чтобы то духовенство, которое не примет унии, не могло исполнять своих обязанностей, и чтобы был подавлен протест народа против соединения церквей.

Открытая измена Православию вызвала бурю негодования православного населения. Наиболее сильный протест высказал киевский воевода кн. Константин Острожский. И хотя идея церковной унии ему не была чужда, он представлял ее решение иначе - посредством собрания единого Собора всей Восточной и Западной церкви. Принятие же унии посредством тайного соглашения нескольких епископов, имевшего характер заговора, возмущало его. Невзирая на все убеждения митрополита Рагозы и Ипатия Потея, льстивые послания короля, убеждавшего его в ненужности собора, Константин Острожский в 1595 г. обратился к православному населению Речи Посполитой с Окружным посланием, в назвал действия епископов бесстыдными и беззаконными, давал обет оставаться верным Православию и призывал к этому всех русских людей.

Не довольствуясь словом, Острожский перешел к действию. Во-первых, он обратился к съезду протестантов Речи Посполитой, собравшемуся в Торуне, с призывом к вооруженному протесту против "католической интриги" и короля, который своим покровительством унии нарушил свободу вероисповедания. Во-вторых, он изъявил готовность выставить собственное большое войско в защиту Православия.

Послание Константина Острожского произвело огромное впечатление среди православного населения Речи Посполитой и явилось началом широкого антиуниатского движения в стране. По сути, это было противостояние мирян части своих иерархов, отказавшихся от Православия. Случай уникальный в истории Церкви. Одним из проявлений этого движения стало восстание под руководством С. Наливайко, которое грозной волной прокатилось по Украине и Белой Руси, вовлекая в свои ряды широкие слои казачества, горожан и крестьянства. Против унии поднялись Виленское и Львовское братства. Епископы: Львовский - Гедеон Балабан и Пере-мышльский - Михаил Копыстенский, оба активные сторонники унии, поражённые активными выступлениями народа, отреклись от своего участия в подготовке унии и вернулись в Православие. Гедеон Балабан утверждал даже, что его подпись под актом об унии подделана Кириллом Терлецким. Сопротивление принимало такие грозные размеры, что королевский двор в Кракове встревожился. Сигизмунд III вынужден был поднять вопрос о приостановке унии и посольства Терлецкого и Потея в Рим для окончательных переговоров с папой. Но оба епископа, приехав в Краков, успокоили короля заверениями, что при его поддержке уния состоится. Ободренный этим, Сигизмунд III выдал 24 сентября 1595 г. окружную грамоту, в которой говорилось о согласии митрополита и епископов на унию и об отъезде к Папе двух владык для ее утверждения.

В ноябре 1595 года Потей и Терлецкий прибыли в Рим и изъявили покорность папе, но при этом, согласно привезенной грамоте, просили, чтобы православным были оставлены все обряды и догматы. Однако папа Климент VIII предъявленных ими условий не принял и заставил посланников не только подписать, но и подтвердить за себя и за русских иерархов предложенное им исповедание веры. В этом исповедании принимались определения Флорентийского и Тридентского соборов; проклинались всякие ереси, расколы и догматические учения, осужденные и отвергнутые Римской церковью; признавалось истинным католическое учение об исхождении Св. Духа "и от Сына", причащение под одним видом, учение о чистилище, индульгенциях и главенстве папы. Глава католической церкви оставлял православным только их обряды, но с оговоркой; если таковые не противны католическому учению. Таким образом, Потей и Терлецкий сделали уступки папе, которые не были предусмотрены их единомышленниками и которые сближали принятую ими унию с католичеством. В знак подчинения папе Потей и Терлецкий облобызали его ногу. На празднестве, состоявшемся по поводу принятия унии, папа торжественно объявил, что принимает отсутствующего митрополита, епископов, духовенство и весь русский народ, живущий во владениях Польского короля, в лоно католической церкви и соединяется с ней в одно тело. В память этого события была выбита медаль с изображением на одной стороне лица папы Климента VIII, а на другой коленопреклоненных перед ним русских епископов с латинской надписью "Ruthenis receptis" ("На восприятие русских"). За свою сговорчивость Потей и Терлецкий были возведены папой в звания прелатов и ассистентов римского престола. Им были вручены грамоты королю, митрополиту, епископам и крупным магнатам. В письме к королю папа просил принять в число сенаторов митрополита и епископов, а митрополиту поручал созвать Собор, постановления которого должны быть представлены на его утверждение.

Потей и Терлецкий, без сомнения, понимали, что подписали Латинское исповедание веры, однако в своем письме из Рима краковскому бискупу Юрию Радзивиллу сообщали, что Греческое исповедание веры оставлено папой православным в неприкосновенности, так же, как и все обряды, и Символ Веры без прибавления "и от Сына". Так свершилось событие, которое готовилось несколько столетий.

Для окончательного решения вопроса об унии 6 октября 1596 г. в Бресте был собран церковный Собор. Его заседания происходили в главном храме Владимирской епархии - соборе Св. Николая. Со стороны униатов на церковный синод прибыли: митрополит Киевский Михаил Рагоза, епископ Владимирский и Брестский Ипатий Потей, епископ Луцкий и Острожский Кирилл Терлецкий, архиепископ Полоцкий, Витебский и Мстиславский Григорий Герман, епископ Холмский и Белзский Дионисий Збируйский, епископ Пинский и Туровский Иона Гоголь, три архимандрита: Брацлавский - Богдан Гадкинский-Климонт, Аавришевский - Гедеон Бралницкий, Минский - Паисий. Со стороны католиков присутствовали послы папы Климента VIII - архиепископ Львовский Саликовский, епископ Холмский Станислав Гамалицкий, а также четыре иезуита, среди которых был и Петр Скарга. На Собор приехали также представители правящих кругов государства. Среди них - гетман Великого княжества Литовского Н.Радзивилл и канцлер А.Сапега. Одновременно с униатским состоялся и второй Собор - Православный, гарантом спокойствия заседаний которого выступил Константин Острожский. На Соборе присутствовали: экзарх Александрийского патриарха Кирилл Лукарис, епископ Львовский Балабан, ставший до конца дней своих твердым защитником Православия, епископ Перемышльский Копыстенский, 16 протопопов, большое число игуменов, священников и мирян. Численный перевес I был явно на стороне православных. Председательствовал на Соборе экзарх Константинопольского патриарха грек Никифор, известный своими глубокими познаниями и необычайным нравственным влиянием на паству. Заседания Православного Собора проходили в протестантской молельне шляхтича Райского, поскольку все православные храмы Бреста были закрыты Ипатием Потеем, как местным епископом. Православный митрополит был сразу же взят "под опеку" католиками и униатами и таким образом лишен всякого общения со своей православной паствой. Экзарх Никифор трижды приглашал митрополита и епископов на Православный собор, но они не явились. Тогда Собор лишил их сана, отверг унию и; проклял ее. В ответ на это униатский собор 8 октября митрополитом Киевским и Синодом епископов принял Соборную грамоту о вступлении православных иерархов в унию с Римской церковью. Король поддержал униатов. Основываясь на постановлении униатского собора, он признал законной только униатскую церковь, а православную объявил не подчинившейся "свободному" решению собора, а потому не имеющей права на существование. Первым православным, арестованным за участие в работе Собора и непризнание унии стал священномученик экзарх Никифор, так и не вышедший из своего заточения в Мальборском замке. Формально же он был обвинен в шпионаже против государства. Затем начались преследования всех православных, на которых правительство смотрело уже как на отступников и отщепенцев. Так в 1596 году состоялись два собора, на которых столкнулись два принципиально разных экклезиологических подхода. Первый явился синодом иерархических чинов Киевской митрополии, которые совместно с представителями католической иерархии и светских властей стремились преодолеть "великую схизму" путем формальных канонических и административных мер. Второй стал собранием клира и мирян, объединенных сознанием того, что они образуют единое Церковное тело, в чем проявился живой соборный дух Православия.

Реализация унии

Правительство Речи Посполитой свой первый удар нанесло экзарху Никифору. Его арестовали, сфальсифицировали процесс о шпионаже в пользу Турции, бросили в застенки Мальброкского" замка и там обрекли на голодную смерть. Королевский канцлер Ян Замойский руководил подготовкой компрометирующих материалов против Константина (Василия) Острожского, в связи с чем князь не мог в течение ряда лет принимать участие в общественной жизни.

Униатская иерархия и католический клир с помощью иезуитов набросились на православные храмы, священников и монахов. Инициатор унии, Кирилл Терлецкий во главе своего собственного отряда напал на Жидиченский монастырь и полностью разграбил его. Он подверг монахов жестоким пыткам, а потом изгнал их из монастыря. С особой изощренностью преследовал православных Ипатий Потей. Он устраивал настоящую охоту на православных священников, бросал их в тюрьму, приказывал сбривать им бороды, отбирал приходы, издевался над ними, а особенно упорных в православной вере сдавал как бунтовщиков светским властям, которые кроваво расправлялись с ними. Во главе банды вооруженных слуг Потей врывался в православные храмы и грабил церковную утварь.

Чрезвычайно коварным способом униаты завладели Супрасльской Лаврой. Однажды Потей неожиданно прибыл в Супрасль, приказал созвать всех обитателей Лавры в церковь Благовещения Богородицы и там объявил, что монахи и монастырское начальство вместе со всем монастырем присоединены к унии. Отвергая это наглое заявление, архимандрит Иларион сказал, что он и его монахи не признают власть отступника Потея, считают его еретиком, не принимают власть папы и не намерены подчиняться его воле. В свою очередь, монахи поклялись, что они будут тверды в Православии, даже если им будут угрожать смертью. Разгневанный Потей тут же уехал из Супрасля и сразу же подал в суд на Илариона за неподчинение верховной власти. Иларион на заседание суда не явился. Тогда Потей пожаловался королю, что архимандрит - бунтовщик и не признает королевской власти. Король тут же вынес приговор об изгнании Илариона из страны, а монахов, противящихся унии из монастыря.

Подобным образом поступали и другие униатские иерархи. Православные монастыри обращались в униатство с помощью административных решений, а непокорные игумены и монахи изгонялись. С особым ожесточением преследовались православные братства, у них отбирались святыни и школы, закрывались типографии, больные выбрасывались на улицу из больниц и приютов. С каждым днем усиливалась борьба против православных - их увольняли с занимаемых должностей, лишали права торговать и заниматься ремеслом, оскорбляли и били на улицах.

Описание работы

Идея воссоединения католической и православной церквей в принципе не отвергалась ни той, ни другой с самого момента их раскола в 1054г. Первые попытки объединения церквей имели место еще в XIII в., а после Флорентийского собора 1439 г, идея эта едва не осуществилась. Однако на пути воплощения этой в сущности весьма привлекательной идеи стояли века недоразумений и взаимных подозрений.