Своеобразие гражданской лирики в поэзии некрасова. Народная и гражданская тема в лирике н.А

Сегодня на уроке литературы мы погрузились в мир творчества Некрасова, изучая его лирику. Благодаря изученному материалу, мы можем выделить основные темы лирики Некрасова и дать характеристику особенностям его работ.

Темы и мотивы лирики Некрасова

Предстал перед нами многогранной личностью и талантливым поэтом, чей поэтический мир был разнообразен. Некрасов был от природы трудолюбив и талантлив, и в своих стихах затрагивает разные темы и мотивы. Среди них стоит выделить тему народа и народной идеи. Не прошел Некрасов и мимо тематики , затрагивал проблемы поэта и поэзии. Изучая некрасовские стихотворения, можно выделить как гражданскую лирику, так и любовную. Давайте кратко остановимся на отдельных темах и мотивах в лирике Некрасова.

Гражданская лирика Некрасова

Рассматривая творчество поэта, мы можем с уверенностью заявить, что Некрасов был поистине гражданским писателем, который сознательно посвятил себя цели гражданского служения. Как писал Некрасов, поэтом можно и не быть, а вот гражданином должен быть каждый. И творчество писателя, словно зеркало, отображает в каждом своем стихотворении повседневную жизнь людей с ее трагизмом и весельем. Казалось бы рядовые события, будили в писателе творческое вдохновение, поэтому он тут же записывал все, прислушиваясь к боли всех обездоленных, несчастных и униженных людей. Так рождались его стихотворения гражданской лирики.

Творчество Некрасова заняло особое место в отечественной литературе, где поэта, прежде всего, видят певцом народной жизни. А все потому, что в каждом стихотворении он раскрывал проблемы, возникающие на жизненном пути простого человека. Однако поэт создавал не только стихотворения гражданской и народной тематики. Если изучить работы автора, мы заметим в его творчестве и тему любви.

Любовная лирика

Любовная лирика Некрасова, прежде всего, представлена стихами панаевского цикла. Это работы, посвященные Авдотье Панаевой, которая являлась его гражданской женой. Здесь мы видим, что любовь для поэта не возвышенное романтическое чувство, а вполне земное, со своими сложностями и противоречиями. Это постоянная борьба двух людей, которые одновременно стараются воссоединиться, и одновременно отталкивают свою половинку. При этом писатель отмечает, что невозможно жить с любимыми в постоянном согласии. В жизни разногласий не избежать, и это в порядке вещей. Как пишет поэт, в любви неизбежна проза, поэтому Некрасов рекомендует взять долю счастья с быта, и после ссоры возвращать свою любовь и участие.

Любовь это не только счастье, она может принести боль и страдания. Любовь может духовно обогатить человека, и может сделать человека слабым. Такие строки Некрасова, где он просит возлюбленную забыть падения и тоску, не помнить бурь и слез, показывают, насколько сложное чувство любви, и как много преград порой приходится преодолевать на пути к счастью. Некрасов призывает помнить только лучшее, что было между возлюбленными. Пусть любовь по мнению писателя и несет муки, ссоры, обиды, но вместе с тем она дарит смысл жизни.

Тема народа в лирике Некрасова

Несмотря на то, что темы и мотивы лирики Некрасова многогранны, основным мотивом его работ все-таки была тема народа и его горькой судьбы. Каждая строчка в стихах народной лирики — это боль, страдание и муки народа. Писатель показывает читателям, как тяжело живется простым людям, которые страдают как от природной стихии, так и от помещиков. Например, в стихотворении Забытая деревня, мы видим бесправность народа, безразличность помещиков к судьбам людей. Лейтмотивом здесь является безнаказанность и бесправие. Народная лирика Некрасова отображает и женскую судьбу, где им приходится венчаться с рабом, рожать от него детей, и рабу же покоряться. Создавая свои работы, автор преследовал одну цель, показать читателю правду, раскрыть народные страдания, осветить проблемы и чаяния народа, его надежды, при этом обличая виновников.

Сочинение

«Поэт и гражданин» - драматические раздумья Н. А. Некрасова о соотношении высокой гражданственности с поэтическим искусством. Перед нами герой, находящийся на распутье и как бы олицетворяющий разные тенденции в развитии русской поэзии тех лет, чувствующий намечающуюся дисгармонию между «гражданской поэзией» и «чистым искусством».

Чувства Поэта изменяются от иронии по отношению к Гражданину, от чувства превосходства над ним к иронии и обиде на самого себя, затем к чувству необратимой потери человеческих и творческих ценностей и далее (в последнем монологе) к угрюмому озлоблению. Движение чувств у Гражданина: от требования «громить пороки смело», обличать зло - к пониманию необходимой для настоящей поэзии активной борьбы, гражданской позиции. По существу, перед нами не поединок двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жизни. Скорее всего речь идет о столкновении разных мыслей и чувств в душе одного человека. В споре нет победителя, а есть общий, единственно верный вывод: роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений.

В литературу XIX века вошла Муза Некрасова - сестра страдающего, истерзанного, угнетенного народа («Вчерашний день, часу в шестом...»). Муза Некрасова не только сочувствует, она протестует и зовет к борьбе:

Толпе напоминать, что бедствует народ

В то время, как она ликует и поет,

К народу возбуждать вниманье сильных мира -

Чему достойнее могла служить бы лира?..

(«Элегия»)

В поисках нравственного идеала лирический герой обращается прежде всего к тем, кто нес в себе боль о человеке, боль о России («На смерть Шевченко», «Памяти Добролюбова», «Пророк»). Народный заступник - страдалец, идущий на жертву. Характерен мотив избранности, исключительности великих людей, которые проносятся «звездой падучей», но без которых «заглохла б нива жизни». В подвижническом облике «народных заступников» проявляется их глубокий демократизм, органическая связь с народной культурой.

Учил ты жить для славы, для свободы, Но более учил ты умирать. Сознательно мирские наслажденья Ты отвергал...

(«Памяти Добролюбова»)

19 век дал миру целую плеяду блестящих поэтов - Пушкина и Лермонтова, Фета и Тютчева, Боратынского и Батюшкова... Особое место в истории русской поэзии 19 века занимает поэзия Н.А. Некрасова, имя которого не затерялось среди имен его современников. Лирика Некрасова легко узнаваема по тематике произведений, особой их лиричности, характерам героев.

Мелкопоместный дворянин по происхождению, Некрасов еще в детстве видел деспотизм и крепостническое самодурство отца по отношению к крестьянам. Достоевский писал о том, что Некрасов - это “раненное в самом начале жизни сердце... Эта незаживавшая рана и была началом и источником всей страстной, страдальческой его поэзии на всю жизнь...”.

Важнейшей темой Музы Некрасова стала судьба бесправного мужика, русской женщины-крестьянки, городского нищего люда - народа.

В 1848 г. поэт написал стихотворение “Вчерашний день, часу в шестом”, в котором назвал крестьянку родной сестрой своей Музы. Сюжет прост: на Сенной площади, где производились публичные наказания, бьют женщину. За что подвергается она пытке? Неизвестно, да и не это важно. Важен сам факт чудовищного унижения, который можно считать метафорой всей поэзии Некрасова, художественным обобщением.

В стихотворении 1854 г. “Несжатая полоса” перед читателем предстает печальная картина: поздняя осень, а в поле все еще стоит несжатая крестьянская полоска. Хозяин надорвался на работе и тяжко заболел. Поэт рассказывает об этой обычной крестьянской судьбе с болью. Образ русского мужика, задавленного непосильной работой, - не только образ конкретного человека, о котором говорится в стихотворении. Это символ всей тогдашней деревни - подневольной, нищей, разоренной, темной. Несжатая полоса - не просто хлеб, не убранный хозяином вовремя, а символ народного горя, бесправия, угнетения.

Тот же образ деревенской России, щемящий, трагический, видит читатель в стихотворении “Размышления у парадного подъезда”. Сам поэт был свидетелем того, как к роскошному подъезду министра государственных имуществ М.Н. Муравьева (Некрасов напротив снимал квартиру) приходили просители. Наблюдения писателя легли в основу стихотворения огромной обличительной силы. Мужики в изображении Некрасова теряют единичность, конкретность - это весь деревенский люд, вся деревенская Русь:

Раз я видел, сюда мужики подошли,

Деревенские русские люди...

Приметы, подмеченные поэтом, - “загорелые руки, лица”, “армячишка худой на плечах, по котомке на спинах согнутых” - характеризуют всех ходоков. Ни один из группы не выделен. Мужиков несколько, но все они сливаются в образ одного человека - “русые головы”, “кровь на ногах”, “крест на шее” - крест один на всех. Крест в стихотворении - не просто деталь, он собирает группу просителей в единый символический образ страдания и подвижничества.

Не будучи допущенными к вельможе, крестьяне обращаются к Богу как к высшему принципу, к высшему судье: “Суди его Бог”. И то, что они уходят с “непокрытыми головами”, оказывается последним штрихом, который завершает образ крестьян, высокий и страдальческий.

В 1864 г. Некрасов написал стихотворение “Железная дорога”. Поэт рассказал в нем о строителях Николаевской железной дороги между Петербургом и Москвой. Мужики, на костях которых дорога сооружается, олицетворяют многомиллионную народную массу, ведь сошлись они сюда “с разных концов государства великого”. Терпеливо и безропотно несут они на себе бремя судьбы. Изможденный непосильным трудом и болезнями белорус (этот образ особенно ярко выделяет Некрасов) - типичный представитель трудовой народной массы. Некрасов уважительно, с восхищением называет строителей дороги “божьими ратниками”, “детьми труда”, привычку народа трудиться - “благородной”. Но отношение поэта к народу в стихотворении неоднозначно.

В 4 части стихотворения писатель возмущается тем, что мужики кричат “ура” и благодарят купца, который выставил им бочку вина и простил недоимку, а на самом деле обобрал, обманул их. Кажется, “роковые труды” мужиков кончены, но финальная картина, которая должна быть светлой и радостной, такого впечатления на читателя не производит. Напротив, она становится самой горькой.

Эту привычку к труду благородную

Нам бы не худо с тобой перенять...

Благослови же работу народную

И научись мужика уважать.

Да не робей за отчизну любезную...

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную -

Вынесет все, что Господь ни пошлет!

Вынесет все - и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

Жаль только - жить в эту пору прекрасную

Уж не придется - ни мне, ни тебе.

Позиция Некрасова-гражданина отличается трезвостью, определенностью: у него не было отчаяния, но не было и заблуждения относительно ближайших перспектив крестьянской революции. Он жил надеждой на лучшее будущее народа, и это особенно чувствуется в тех стихотворениях писателя, которые посвящены детям - “Крестьянские дети”, “Дедушка”, “Школьник”.

В 1843 г. Некрасов знакомится с В.Г. Белинским, начинает сотрудничать в журнале “Современник” (1847). Круг общения писателя в те годы - А.И. Герцен, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Д.В. Григорович, И.И. Панаев. В 1859 г. произошел разрыв писателей либерального образа мыслей и революционных демократов. Некрасов остался с Добролюбовым, Чернышевским, в журнале начали сотрудничать новые писатели-демократы - Успенский, Решетников, Помяловский, Слепцов, Якушкин.

Гражданский идеал, который мы видим в стихотворениях Некрасова, создан поэтом на основе личных впечатлений, личного общения поэта с этими людьми. Своим учителем Некрасов считал В.Г. Белинского, образцом гражданского, общественного служения для писателя был Добролюбов. Он умер в 1861 г. (в возрасте 25 лет), и это было настоящим горем для Некрасова. Ему посвящено стихотворение “Память Добролюбова”.

О своей гражданской позиции, о смысле творчества и всей жизни Некрасов пишет в “Элегии” (1874). Строки этого стихотворения - “Я лиру посвятил народу своему” - можно считать эпиграфом всего творчества поэта. В его поэзии много противоречий, особенно в “Последних песнях” - цикле стихов, написанных незадолго до смерти (1877). Он всю жизнь боролся - и сознавал бесплодность борьбы, свою беспомощность, переживал приступы решимости и безволия - все это отразилось в его стихах, главным достоинством которых является гуманизм.

Он понимал, что исходом этой борьбы будет его гибель, и хоть поэт не смог изменить многое в русской жизни - литературной и общественной - он многое сделал для пробуждения совести русского общества. На его поэзии воспитывалась русская интеллигенция 2 половины 19 века.

В творчестве Н.А. Некрасова обновились традиционные жанры русской поэзии - он ввел гражданские мотивы в жанр элегии, политические мотивы в романс (“Еще тройка”), социальную проблематику в балладу (“Секрет. Опыт современной баллады”). Некрасов творчески использовал русский фольклор - в его произведениях чувствуются песенные ритмы и интонации (“Мороз Красный Нос”, “Коробейники”, “Кому на Руси жить хорошо”, “Песня Еремушке”). Для его лирики характерны анафоры, параллелизмы, повторы, гиперболы - традиционные приемы устного народного творчества. В его поэзии более, чем у кого-либо, развиваются трехсложные размеры стиха - дактиль и анапест (“Еду ли ночью по улице темной”),преимущественно глагольные рифмы. Некрасов поэтически обыгрывал пословицы, широко использовал постоянные эпитеты, простую разговорную речь, народную фразеологию.

Никола́й Алексе́евич Некра́сов (1821-1877) . Его стихи были посвящены преимущественно страданиям народа, идиллии и трагедии крестьянства. Некрасов ввёл в русскую поэзию богатство народного языка и фольклора, широко используя в своих произведениях прозаизмы и речевые обороты простого народа - от бытового до публицистического, от народного просторечия до поэтической лексики, от ораторского до пародийно-сатирического стиля. Некрасов первым решился на смелое сочетание элегических, лирических и сатирических мотивов в пределах одного стихотворения, что до него не практиковалось.

В творчестве Некрасова едва ли не впервые в русской поэзии отображена жизнь рабочего класса пореформенной поры . Его стиль отличался демократизмом, умением ставить искусство на службу общественным устремлениям и реалистическим изображением действительности. Его творчество сыграло большую роль в развитии передовой русской литературы и в формировании реалистического стиля советской поэзии.

Некрасов делал в своих стихах основной упор на остросоциальное содержание и даже нередко в ущерб художественным качествам. Несмотря на то, что большинство его произведений полно печальных картин народного горя, они создают бодрящее впечатление, не оставляют равнодушным и всегда волнуют. На протяжении трёх десятилетий (1840-60-е гг.) XIX века Некрасов являлся фактически одним из руководителей прогрессивного литературного движения в России. А в годы революционной ситуации в России (1859-1861) его творчество стало оказывать заметное влияние на передовые слои общества. У поэтов революционно-демократического направления 1860-80-х годов Некрасов пользовался огромной популярностью. Они видели в нём главу новой поэтической школы. Поэзию Некрасова высоко ценил Ленин, отмечавший, что, несмотря на отдельные колебания, все симпатии Некрасова были на стороне революционной демократии.

Главные свойства поэзии Некрасова, по мнению литературного критика Владимира Жданова, это её тесная связь с национальной жизнью, близость к народу и умение говорить от его имени, а также использование реалистического художественного метода, необычайно активного вторжения в жизнь и воспроизведения жизни в искусстве . Не обошёл поэт в своём творчестве и тему любви. Ему удалось создать формулу, которую в дальнейшем использовали при оценке его «интимной» лирики, - «проза любви». Некрасовская любовь - это романтический мир «достоевских» страстей и ревности, мир самоугрызений и самоутверждений. Н. Г. Чернышевский назвал Некрасовскую «прозу любви» - «поэзией сердца». Его лирике присущ уход от социальности и биографизма, заметен переход от личного чувства к общему чувству всех мужчин, а трагедия личная перерастает в трагедию общую. Для некрасовской лирики характерны душевный диалог между мужчиной и женщиной, создание характера героини.

По мнению советского литературоведа и критика Владимира Жданова, Некрасов стал реформатором русского стиха, художником русского слова, который впитал все богатства народной речи. Он был крупнейшим выразителем национального сознания русского народа в одну из трудных эпох его развития. Будучи редактором лучших русских журналов XIX века - «Современника» и «Отечественных записок» - Николай Некрасов стоял в центре литературно-общественного движения своего времени. Как художник-новатор, который искал и предлагал новые пути в русской литературе, он поднял русскую литературу на новую ступень развития. По определению Достоевского, Некрасов как поэт «должен прямо стоять вслед за Пушкиным и Лермонтовым».

В 1856 году им было написано стихотворение «Поэт и гражданин », где Некрасов утверждает необходимость придания творчеству гражданского содержания. Стихотворение представляет собой диалог поэта и гражданина, у которых совершенно разные понимания смысла жизни, родины, отчизны. Гражданин не может понять апатии и безразличия поэта к тому, что происходит вокруг, ибо теперь просто нельзя и невозможно быть равнодушным к жизни. Быть частью общества – вот основная задача каждого человека. До Некрасова считалось, что поэзия – это способ выражения чувств, а проза – выражение мыслей. Некрасов посмотрел на это с другой стороны: «Из гармоничного сочетания прозы с поэзией и выходит настоящая поэзия». Именно этот процесс наблюдается в его лирике. Поэт считает, что любовь к родине должна проявляться не столько в чувствах, сколько в реальных действиях, поскольку бездействие не может сделать Россию лучше. Роль поэта огромна, ибо он «глашатай истин вековых», он всегда стремится к правде и не боится ее говорить. Поэт прекрасно осознает, что равнодушие является безнравственным и недостойным. Он дает объяснение такой жизненной позиции и причинам, сделавшим его таким. Лирический герой еще помнит те дни, когда он «честно ненавидел» и «искренно любил». Но в его жизни появилось столько недоброжелателей, ненависти, что пришлось многое переоценить. Окружающие воспринимали его слова, его стремление к истине как ложь и клевету. Нет, лирический герой не винит ни людей, ни судьбу. Когда-то он был молод и между молчанием и гибелью выбрал жизнь. Ведь ему было всего двадцать лет, и «лукаво жизнь вперед манила». Таким образом, автор стихотворения показывает, как общество может повлиять на сознание и мировоззрение человека, что именно общество делает нас такими, какими мы есть. Для лирического героя вся жизнь была тюрьмой, а сам он раб действительности. Поэт изломан судьбой, он так и не смог противостоять миру и не познал истинного творчества. Теперь, оглядываясь назад, лирический герой начинает понимать, что истину можно достичь только ценой страдания, противостояния и необычайной душевной силы. Только теперь понял поэт, что жизнь – это страдание и что не стоило отступаться от своих идей.

«Поэт и гражданин» воспринимается как его поэтич. манифест. Гл. мысль автора утверждается в полемике с теми, кто пытается очистить поэзию от общественно-политических тем, считая их недостойными высокого искусства. От лица гражданина он упрекает поэта в том, что тот уводит читателя от злободневных вопросов современности в мир интимных чувств и переживаний. Н. предостерегает поэта, находящегося на распутье, от опасности разделить участь либералов, "богатых словом, делом бедных", погрязших в пустых разговорах и бездействии. Взволнованный монолог гражданина призывает поэта, "избранника неба", "глашатая истин вековых", посвятить свою музу обездоленным, угнетенным массам трудящихся. Поэзия, по мнению Н., д/служить не интеллектуальной элите, а народу, в к-ром живет потребность в красоте, справедливости, вере. Т.е. Н. утверждает в стих-и гражданский хар-р поэзии, считая, что поэт "в годину горя" д/б вместе с народом.

"Песне Еремушке" (1859г) сталкиваются два мировоззрения, два возможных жизненных пути, которые ожидают пока еще несмышленого младенца. Одна судьба, которую пророчит ему в песне няня, – это путь рабской покорности, который приведет его к "привольной и праздной" жизни. Этой холопской, лакейской морали противопоставлено иное представление о счастье, которое раскрывается в песне "проезжего городского". Оно понимается как борьба за народные интересы, которая наполнит жизнь высоким смыслом, подчинит благородной цели. Автор обличает бесхребетность и покорность русского народа, фактически призывая его к бунту. Свою идею о смене строя Некрасов облекает в форму захватывающего поэтического рассказа, довольно долго подводя читателя к мысли о том, что в обществе уже назрели глобальные перемены. Себя в этом произведении поэт представляет в качестве случайного путника, который решил отдохнуть после длительной дороги во время полуденного зноя, и присел возле чужой избы на завалинку, где няня, разморенная жарой, укачивала чужого ребенка. Женщина пела малышу песню, суть которой сводилась к тому, что маленький Еремушка должен быть покорным и послушным, чтобы «на свете беспечально век прожить». Крестьянская логика оказалась довольно простой и примитивной. Если угождать тем, от кого напрямую зависит твоя судьба, то, глядишь, власть имущие помогут даже крестьянскому сыну выбиться в люди. Подобные слова возмутили автора, который попросил покачать малыша и спел ему свою колыбельную, рассказав, каким он видит его дальнейшую судьбу. Обращаясь к малышу, поэт призывает его поступать более разумно и стать, наконец, свободным. «Жизни вольным впечатлениям душу вольную отдай», - увещевает младенца автор, считая, что любой человек заслуживает того, чтобы самостоятельно определять свое будущее, поступая так, как подсказывает ему душа. Однако словам поэта так и не суждено быть услышанными, потому что очень скоро няня забирает у него малыша и заводит свою колыбельную, которая учит Еремушку гнуть спину на панов и радоваться любым их подачкам.

Это стихотворение стало знаменем демократической этики. Добролюбов писал: «Помни и люби стихи: они дидактичны, если хочешь, но идут прямо к молодому сердцу, не совсем еще погрязшему в тине пошлости». Призыв к революционному подвигу в этом стихотворении бесспорен. «Дидактизм» заключается не в поучительности стихотворения, а в его условности. В сущности, некрасовское произведение есть политическая и поэтическая прокламация. Идея высшего человеческого подвига определила весь художественный строй стихотворения. Его можно обозначить как максимализм. Значима, однако, и концовка стихотворения, игнорировавшаяся современной Некрасову разночинной молодежью, считавшей «Песню» своим гимном, но отнюдь не случайная. Некрасов осуждает в этой «Песне» «пошлый опыт» приспособленцев, ползком пробирающихся к жизненным благам, и призывает молодое поколение посвятить свою жизнь борьбе за народное счастье. Поэт еще не знает, как вывести народ из состояния духовного сна, какие колыбельные песни надо петь ему, чтобы он вырос богатырем. Ответ на эти вопросы содержится в «Песне Еремушке».В конце 50-х годов Некрасов своим стихотворением призывает проникнуться сочувствием к народу и помочь ему выйти из состояния духовного сна.

Жизненный идеал няни - привольная и праздная жизнь как награда за постоянное смирение, холопское терпение и унижение перед "хозяевами жизни". Стремления, которые проезжий человек считает человеческими - Братство, Равенство, Свобода - лозунги французской революции.

На вопрос Гражданские мотивы лирики Некрасова. какие? заданный автором Невроз лучший ответ это ...Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
Н. А. Некрасов
Гражданственность Некрасова тесно связана с его пониманием назначения поэта. Каким должен быть поэт? Какова его роль в обществе? Каковы задачи поэзии? В стихотворении "Поэт и гражданин" Некрасов изложил свою поэтическую программу, выразил взгляды на общественный долг поэта. Он писал о том, что истинный поэт не может быть равнодушен к горю и мукам "не имущих хлеба".
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденность, за любовь.. .
Иди и гибни безупречно,
Умрешь не даром - дело прочно,
Когда под ним струится кровь.
Через сердце поэта проходят "боли народные". …Некрасовская Россия - это поэтическое размышление о судьбе народа.
Муза поэта была спутницей "бедняков, рожденных для труда, страданья и оков". Она раскрывала бездны насилия и зла, призывала к борьбе.
Многие свои стихотворения поэт посвятил мужественным, сильным духом людям, которые были для него примером при жизни, чьим заветам он остался верен в своем творчестве после их смерти. Это передовые деятели своего времени, вожаки социал-демократического революционного движения: Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Писарев. Пафос гражданственности, революционный настрой - главное отличие таких стихотворений. Но также для Некрасова характерно выражение простых человеческих чувств, которые вызывают у поэта воспоминания о друзьях-революционерах. Это чувство дружеской нежности, привязанности, заботы, верности, чувство благодарности.
Стихотворение "Родина" открывает еще одну сторону личности Некрасова. Вчитаемся в строки о величественной душе терпеливой женщины, матери поэта:
Но знаю: не была душа твоя бесстрастна;
Она была горда, упорна и прекрасна,
И все, что вынести в тебе достало сил,
Предсмертный шепот твой губителю простил!. .
Милый сердцу образ матери Николай Алексеевич пронес через всю свою жизнь. …Поэт считает, что именно такие женщины должны воспитывать новое поколение русских людей, именно они способны передать детям всю свою жизненную мудрость и духовную красоту, научить их быть терпимыми и милосердными. …Недаром женщину-мать Некрасов называет "многострадальной" матерью "всевыносящего русского племени". Такая женщина в стихах Некрасова становится символом родного дома, родного края, воспоминания о котором всегда живы в сердце русского человека.
И с тем же чувством, которым проникнуты строки о святых, искренних "слезах бедных матерей", поэт будет говорить о "слезах" русской земли:
Я призван был воспеть твои страданья,
Терпеньем изумляющий народ!
И бросить хоть единый луч сознанья
На путь, которым бог тебя ведет.. .
Поэта искренне волнует судьба народа, способного изготовлять не только печные горшки, но и строить железные дороги, создавать уникальные произведения искусства. Сам поэт был величайшим Гражданином свой Отчизны. До последних дней он воспевал красоту русской земли, красоту души человеческой. Некрасов в своем творчестве продолжал развивать лучшие традиции, завещанные русской литературе Рылеевым, Пушкиным, Лермонтовым. Он верил в прекрасной будущее России.
Да не робей за Отчизну любезную.. .
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную -
Вынесет все, что господь ни пошлет!
Вынесет все - и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только жить в эту пору прекрасную
Уж не придется ни мне, ни тебе.
Некрасовская лирика является, неистощимым источником жизненной силы и мудрости.