Техника восхищение. Как создать любовь

как изменить зафиксированное состояние или отношение к кому-то

«…и восхищение настолько сильно, что одно его отсутствие позволяет продолжать существования». (Саентология 0-8, Фактор 14, Л. Рон Хаббард).

Восхищение: Существительное 1. Чувство изумления, удовольствия и одобрения. 2. Когда кто-то относится (к кому-либо, чему-либо) как к источнику наслаждения (чему-то изящному или прекрасному). (Из Всемирного Книжного Словаря)3. Высшее удовлетворение, восторг. (толковый словарь Ожегова)

Техника «Восхищение»

Если вы обнаружили, что застряли в фиксированном, неизменном состоянии, постарайтесь им восхищаться. Возможно, вам трудно будет начать это делать. Но именно поэтому данное состояние зафиксировалось и продолжает существовать – вы не могли им восхищаться.

Восхищайтесь человеком, которого не любите или ненавидите. Посылайте поток восхищения тому, с кем у вас конфликт или трудности. Ваша жизнь изменится!

УПРАЖНЕНИЕ

Шаг 1: Найдите второго человека для совместной работы.

Шаг 2: Сядьте и направляйте поток восхищения друг на друга. Это делается без слов. Продолжайте это до тех пор, пока не заметите явных изменений в отношении и вы оба не начнете чувствовать себя хорошо.

Восхищение - это просто поток, его не обязательно "озвучивать" или выражать дарением подарков и т.п. Вспомните, как вас восхитила какая-то картина, или прекрасный вид. Вы дейсвительно можете передавать это без слов. Вы можете посылать восхищение человеку, находясь с ним рядом или на большом растояни - это работает. Попробуйте - и вы увидете, как изменится и его отношение к вам.

Многие думают, что у них в жизни любовь может быть только если их полюбит кто-то другой. Но на самом деле они так никогда и не найдут любви, пока они сами не научаться любить. Как только вы научитесь любить, вы легко найдете свою любовь и отношения с подходящим для вас человеком. Даже согласно закон бумеранга надо сначала отдать любовь, запустить бумеранг, прежде чем получить ее обратно.

Но что же такое любовь? И как научиться ее создавать и не зависеть от ее случайных проявлений?

Восхищение и его роль

Словарь говорит нам, что восхищение — это наивысшее проявление радости, состояние очарованности кем-то или чем-то. Например, вы можете испытывать восхищение к фильму, к человеку, к картине или к красивому виду в лесу.

А слово сочувствие можно определить как «чувствовать ВМЕСТЕ». Чувствовать одно и тоже вместе.

Человек субъективно определяет, что его любят, когда испытывает сначала восхищение потом сочувствие, а потом восхищение, а потом сочувствие. Соединение восхищения и сочувствия дает переживаемое чувство любви.

Попробуйте, ВОСХИТИТЕСЬ каким-нибудь человеком. Или вспомните людей, которыми вы восхищаетесь. Прямо сейчас. Кем Вы восхищаетесь? Перечислите имена. Как вы теперь себя чувствуете?! Приятные эмоции?!

Человек наделяет что-то восхищением, буквально помещает восхищение во что-то или кого-то.

Например: помещает восхищение в картину или мужчину. И потом начинает восхищаться картиной или мужчиной, он может почувствовать восхищение от них.

Сначала мы наделяем что-то восхищением, а потом этим восхищаемся! И испытываем от этого море позитивных эмоций.

Получается, что мы можем по собственному решению наделять другого человека восхитительностью и потом восхищаться им. По собственному желанию мы можем восхититься любым предметом, событием! И это приведет нас в позитивное состояние.

Как это поможет нам стать счастливыми?! Давайте потренируемся !

1. Восхищайтесь событиями своей жизни. Восхищайтесь людьми вокруг вас. Восхищайтесь своими любимыми. ВСЛУХ! Возьмите и напишите вашим друзьям, знакомым, что вас восхищает в них. Сделайте это минимум 10 раз.
2. Понаблюдайте за собой. В какое расположение духа вас приводит восхищение?!
3. Там, где вы находитесь, найдите что-нибудь и, просто так, абсолютно без всякой причины, создайте у себя восхищение к этому. Сделайте это с 10 предметами. Вы можете чувствовать восхищение к чему-то просто так, совсем без повода?

Вот еще одна идея про восхищение:

Восхищение это такая насыщенная положительная эмоция, что она буквально стирает любой негатив, любую негативную эмоцию.

Вспомните о какой-нибудь неприятности. А теперь восхититесь этой неприятностью. Вслух, прямо сейчас. Вы объелись на праздниках, тяжесть в животе. Восхититесь своими ощущениями, царящими в теле, своей тяжестью в животе. Восхититесь вслух этим, продолжайте восхищаться. Восхищайтесь и начните замечать, что с вами происходит, что происходит с вашими не позитивными эмоциями. Обычно они проходят и вместо них появляется другие более положительные ощущения.

Наделяйте события своей жизни, предметы, людей восхищением, и вы будете чувствовать себя очень насыщенно, очень позитивно.

Насколько эта информация поможет нам быть счастливыми?! Давайте потренируемся! Потренируем наши навыки быть счастливыми!

1. Если хотите прийти в позитивное состояние, то начните восхищаться. Всем чем угодно. Продолжайте, переходите от предмета к предмету, от человека к человеку и восхищайтесь вслух.
2. Если вы хотите убрать какой то негатив, то восхититесь этим негативом! Наблюдайте, как по мере наделения восхищением этим негативом он преобразуется во что-то позитивное!

Поговорим о любви

Ранее мы говорили, что человек определяет любовь как соединение восхищения и сочувствия .

Про восхищение мы поговорили и уже потренировались. Теперь давайте поговорим о сочувствии.

СОЧУВСТВИЕ. Со-чувствие, то есть чувствовать ВМЕСТЕ. Чувствовать одно и тоже вместе. Это взаимопроникать друг в друга так, что чувствовать другого человека как самого себя.

Почему то в нашем мире принято, что сочувствие это когда другому человеку плохо, у него горе или еще что-то, и мы тоже начинаем чувствовать себя плохо — помогаем ему, разделяя с ним горе. А давайте посмотрим на то, каким будет сочувствие в позитивных эмоциях. Вы восхищаетесь человеком, возможно, и он восхищается вами или просто радуется вашему восхищению. Вы с ним настолько ощущаете единение, что чувствуете тоже, что и он. И он чувствует тоже, что и вы!

Прекрасные ощущения?! Вы просто купаетесь оба в восхищении, в радости — это сочувствие: вы чувствуете и свои и его чувства!

А насколько эта информация поможет нам быть счастливыми? Давайте потренируемся!

1. ВОСХИЩАЙТЕСЬ ВСЛУХ! Любимым, любимой.
2. Заметьте, что чем больше вы восхищаетесь, тем больше растет ваша единение с этим человеком. Вы начинаете его чувствовать как самого себя, а он или она тоже начинают…

Как создать любовь

Не спрашивайте у человека - любит он Вас или нет.
Если Вы не чувствуете этого в его поступках по отношению к Вам,
то, значит, ответ Вы уже знаете.

Попробуйте сделать следующее:

1. Ответьте на вопрос: Как вы понимаете, что вас любят? Отвечая, говорите о конкретных действиях. Запишите ответы.
2. Спросите своего возлюбленного или любимую: Как ты понимаешь, что тебе любят? Запишите ответы.
3. Повесьте ваши ответы на холодильник.
4. Теперь вы знаете, что нужно ДЕЛАТЬ, чтобы ваш любимый (или любимая) знал, что его любят! И ваш любимый (или любимая) знает, что нужно делать, чтобы вы знали, что вас любят! ДЕЛАЙТЕ ЭТО!
5. Наслаждайтесь гармонией в отношениях и будьте счастливы!

Различные типы любви

Ещё Древней Греции было два отличных друг от друга понятия для определения любви одного человека к другому: «Эрато»(Эрос) и «Агапе».

Эрато (лат. Eratō) — сексуальное кратковременнное влечение, преходящее. А агапе — любовь к ближнему: духовная, жертвенная, одаряющая, вечная.

Эрато без агапе — это кратковременная непрочная влюблённость. Агапе без эрато — платоническая любовь. Такой любят родных и близких. Если умеют.

Только объединение эрато и агапе — это та самая любовь.

В современном мире под любовью часто подразумевают всего лишь Эрато — сексуальное кратковременнное влечение. Этим сдобрено множество современных фильмов. Это не любовь, а секс, влечение. Это преходящее. Так что не стоит удивляться ее быстрому угасанию.

Секс и любовь

Более подробно о сексуальных отношениях описано . Но вот видео, которое демонстрирует различие в состоянии мужчины и женщины при занятии сексом в любви и без любви.

Как близко узнать друг друга? 36 вопросов

Можно ли влюбиться в совершенно незнакомого человека, задав ему определенные вопросы? Как увеличить вашу близость с понравившимся вам человеком? Давайте посмотрим что и как тут.

Одна журналистка решила проверить исследование, проведенное в 1997 году психологом Артуром Ароном, в котором близость между людьми создали в экспериментальных условиях.

Во время эксперимента незнакомых людей объединили в пары и дали им 45 минут, чтобы ответить на список из 36 вопросов. Они начинались с легких, непринужденных, двигаясь ко все более личным.

Затем парам нужно было в полной тишине, сидя друг напротив друга, смотреть друг другу в глаза в течение 15 минут.

Идея состояла в том, чтобы создать атмосферу близости, романтических отношений, которая перерастает в любовь, открыв друг другу самые сокровенные мысли. Обычно этот процесс занимает несколько месяцев.

  1. Выбирая из всех в мире, кого бы вы пригласили в гости на обед?
  2. Хотели бы вы быть знаменитым? В какой области?
  3. Прежде чем сделать телефонный звонок, вы когда-нибудь репетируете, что собираетесь сказать? Почему?
  4. Каким вы представляете идеальный день?
  5. Когда вы в последний раз пели наедине с собой? А для кого-то другого?
  6. Если бы вы могли жить до 90 и сохранить либо разум, либо тело тридцатилетнего в последние 60 лет своей жизни, что бы вы выбрали?
  7. У вас есть тайное предчувствие о том, как вы умрете?
  8. Назовите три общие черты, которые есть у вас и вашего партнера.
  9. За что в вашей жизни вы чувствуете наибольшую благодарность?
  10. Если бы вы могли изменить что-либо в процессе своего воспитания, что бы это было?
  11. За 4 минуты расскажите вашему партнеру историю своей жизни настолько подробно, насколько это возможно.
  12. Если бы вы могли проснуться завтра, приобретя качество или способность, то какое/какую?
  13. Если бы хрустальный шар мог рассказать вам правду о вас, о вашей жизни, о будущем или о чем-нибудь еще, что бы вы хотели узнать?
  14. Есть ли что-то, что вы мечтали делать в течение длительного времени? Почему вы не сделали этого?
  15. Каково наибольшее достижение вашей жизни?
  16. Что вы больше всего цените в друзьях?
  17. Каково ваше самое заветное воспоминание?
  18. Самое страшное воспоминание?
  19. Если бы вы знали, что в течение одного года вы внезапно умрете, вы бы изменили что-нибудь в вашей текущей жизни? Почему?
  20. Что значит дружба для вас?
  21. Какую роль любовь и привязанность играют в вашей жизни?
  22. По очереди назовите положительные характеристики вашего партнера. В общей сложности пять пунктов.
  23. Насколько близки члены вашей семьи? Считаете ли вы, что ваше детство было счастливее, чем у большинства других людей?
  24. Что вы думаете о ваших отношениях с матерью?
  25. Составьте по три правдивых предложения, начинающихся с «мы». Например, «Мы оба в этой комнате чувствуем…».
  26. Продолжите эту фразу: «Мне бы хотелось разделить с кем-нибудь…».
  27. Если бы вы собирались стать близким другом для вашего партнера, пожалуйста, расскажите, что, по вашему мнению, он должен о вас знать.
  28. Расскажите своему партнеру, что вам нравится в нем; будьте предельно честным, говорите то, что вы не могли бы сказать малознакомому человеку.
  29. Поделитесь с вашим партнером неприятным моментом из вашей жизни.
  30. Когда и отчего вы в последний раз плакали?
  31. Расскажите своему партнеру о том, что вам уже нравится в нем.
  32. Что слишком серьезно, о чем шутки неуместны?
  33. Если бы вы должны были умереть в этот вечер, не имея возможности общаться с кем-либо, о чем, не сказанном кому-то, вы больше всего жалели бы? Почему вы еще не сказали им этого?
  34. Ваш дом со всем вашим имуществом загорелся. После спасения близких и домашних животных у вас есть время, чтобы забежать в дом еще раз и спасти какую-то одну вещь. Что бы это могло быть? Почему?
  35. Смерть кого из членов вашей семьи задела бы вас больше всего? Почему?
  36. Поделитесь личной проблемой и посоветуйтесь с вашим партнером о том, как он или она справились бы с этим. Затем попросите партнера рассказать о том, что он думает по поводу вашего выбора проблемы.

Любите друг друга. Теперь вы знаете что-как.
Успехов и счастья в жизни!

Людям свойственно не только воспринимать окружающий мир, но каким-либо образом воздействовать на него, испытывая радость, грусть, огорчение, счастье или воодушевление. Выражать в произведениях свойственно многим талантливым художникам различных времен и народов. Кажется, сами слова - «живопись», «живописать» - располагают к этому.

Чувства человека

Все, что мы воспринимаем, в той или иной мере вызывает у нас определенные чувства. Например, наблюдая красивый закат солнца на природе или спокойное ласковое море, каждый из нас, наверное, испытывает и умиротворения. Или восхищение поступком героя, или удивление от чего-либо, ранее не виданного! Эти эмоции, проявляемые нами, и называют чувствами. Обычно, говоря о том, что кто-то бесчувственный, подразумевают его полнейшую безэмоциональность, апатию к происходящим вокруг событиям. Чувства - это высшее проявление эмоций. Наиболее сильные - радость, удивление, страх, сострадание, гнев и множество других.

Чувства в живописи

Творческие люди бывают наиболее подвержены эмоциям. Некоторые из художников предпочитают жить «широко шагая» с «открытыми настежь глазами и душой». А некоторые - успешно сублимируют в произведениях живописи. Обратимся для примера к одной из таких картин, описывающих подобные эмоции.

Пример 1. В. Васнецов, «Аленушка»

Эта русская сказка знакома многим детям с самого детства. Ослушник Иванушка испил водицы из лужицы и стал козленочком. Его сестрица Аленушка предупреждает о том, что может случиться, но брат не внемлет ей. Когда это случается с Иваном, сестра испытывает чувства горя, безысходности, отчаяния, скорби и печали. На картине она изображена у пруда на «горючем» камне. Укрывшись от людских глаз, девушка переживает сложную гамму эмоций, мастерски показанных художником.

Пример 2. К. Брюллов, «Всадница»

Чувства человека в произведениях живописи могут выражаться по-разному. изображает молодую красавицу, подъехавшую на коне к веранде дома. Ее встречают собаки и маленькая девочка. Вся картина проникнута эмоциями: чувством радости встречи, восхищения праздничным разнообразием и обожанием жизни в ее ярчайших проявлениях красоты и грации.

Пример 3. И. Айвазовский, «Девятый вал»

Чувства человека в произведениях живописи могут выражаться посредством изображения явлений природы. Так, в мы видим ощущение силы, мощи и могущества природы. В то же время приходит на ум осознание ничтожности всего человеческого перед стихией. Такую сложную бурю чувств художник воплощает в данном произведении.

Чувство восхищения

Где бы мы ни были - в городе, в деревне, на пароходе, в поезде или самолете, - всюду нам задавали один и тот же вопрос: «Почему вы посвятили свою жизнь изучению живых существ?» Признаться, нам никогда не нужно было спрашивать себя об этом.

Правда, и многое другое пленяло нас; мы достаточно часто отвлекались, чтобы знать, какое огромное удовлетворение ждет нас повсюду. Однако после каждого увлечения мы обнаруживали, что снова возвращаемся, как в родную обитель, в многообразный мир современных животных и растений, к поразительной истории происхождения человека и животных; возвращаемся к паутине изменчивых связей, объединяющих воедино эти удивительные живые существа. «Где еще, - спрашиваем мы себя, - можно встретить такую тонкую и сложную организацию, обладающую способностью к постоянным изменениям и так настоятельно требующую к себе внимания?» И каждое новое открытие усиливает это чувство восхищения.

Мы полагаем, что у поэта и ученого больше общего, чем они думают. Чувство восхищения приходит к ним обоим. Видимо, это чувство и имела в виду поэтесса Эдит Ситвел, когда писала, что каждый хороший поэт «подобно Моисею, видит Бога в горящем кусте, тогда как прищуренный или близорукий глаз обычного человека видит лишь садовника, сжигающего листья». Чувство восхищения как бы овладевает самой сокровенной частью человеческого существа, растворяется в нем, и человек уже по-другому смотрит на мир: этот мир оказывается более прекрасным, более значительным. Соблазн познать неизвестное становится таким непреодолимым, что устоять перед ним уже невозможно.

Не является ли эта способность человека удивляться и восхищаться одной из немногих черт, отличающих его от животных? Пусть же новые открытия в науке лишь усиливают чувство восхищения, испытанное нами в детстве, но не отвлекают нас, если только речь не идет о колоссальных открытиях; пусть эти новые достижения открывают перед нашим умственным взором горизонты, о которых мы раньше и мечтать не смели. В то же время мы можем приберечь свое чувство восхищения для столкновений с явлениями, которые наука еще не смогла объяснить: симметрией маргаритки или орхидеи, гладкой или бархатистой поверхностью лепестков, благоуханием дикой розы или тысячелистника, стремительным полетом стрекозы или колибри, мерцающими сигналами светлячков в темноте, веселым треском цикады или общественной организацией пчелиного улья.

Когда мы размышляем о животном царстве, то самым большим чудом в нем нам представляется адаптивное восприятие окружающего мира, свойственное его обитателям, которое связывает каждого индивидуума с соседями и может превратиться в преднамеренное общение; так создаются условия для возникновения цивилизации. Именно это чувственное восприятие, которым обладают животные, и является самой характерной чертой, отличающей их от растений. Способность животных воспринимать внешний мир представляется нам гораздо более важной, чем способность к передвижению, так как при отсутствии чувств движение чаще всего становится бессмысленным.

Но что мы должны считать чувством? Простое сочетание живой материи и управляющего механизма, будь то одна клетка или определенные части многоклеточного животного. Зрение для светлячков означает больше, чем просто видение при дневном свете. Они могут обмениваться между собой зрительной информацией по ночам, испуская и воспринимая световые сигналы; без этого светлячки были бы совершенно слепы. Вибрации для пчел - нечто большее, чем просто изменения давления или какое-либо добавочное осязание. Эти чувства стали частью выработанного эволюцией эквивалента языка. Затрачивая энергию, животные способны обогатить свое восприятие мира, расширить круг основных чувств. Это относится и к людям.

Л. Дж. Милн и М. Милн

Дурхэм, Нью Хэмпшир

Из книги ЧАВО автора Протопопов Анатолий

Почему вы так упорно путаете любовь с физиологией? Я полагаю, что любовь – это чувство, ей чужды всякие гормоны и инстинкты, об них никто не думает, когда влюбляется А собственно, никто и не спорит с тем, что любовь – это чувство. Это и для нас в первую очередь чувство!

Из книги Пути, которые мы избираем автора Поповский Александр Данилович

Почему женщинам так нравится чувство юмора у мужчин? Так называемое «чувство юмора» является одним из важных признаков высокоранговости. Выяснение ранговых отношений у всех животных так или иначе ритуализовано. У людей этот ритуал как правило начинается со «словесной

Из книги Пчелы автора

Из книги Мозг и душа [Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир] автора Фрит Крис

Чувство времени «Кто знает, быть может, пчелы будущего станут так же мало похожи на теперешних полудиких пчел, как тяжеловоз на киргизскую лошадь или кохинхинка на дикую гималайскую курицу», - говорил профессор Г. Кожевников.Он думал, как видим, только о внешних признаках

Из книги Жизнь насекомых [Рассказы энтомолога] автора Фабр Жан-Анри

Чувство деятельности Есть и еще одно чувство, более вездесущее, чем боль, но столь же личное. Это чувство того, что всё у меня под контролем, чувство, что я сам решаю сделать что-либо, а затем делаю это. Чувство того, что я деятель. Все мы деятели. Но наше чувство деятельности

Из книги Мозг, разум и поведение автора Блум Флойд Э

Неизвестное чувство Главное место в истории аммофил занимает их способ овладевания добычей и ее парализации. Именно это и привлекло к ним мое внимание. Аммофила и парализованная гусеница возле норки (x 2).Добыча аммофилы - гусеница. Ее строение совершенно иное, чем у

Из книги Происшествия под водой автора Меркульева Ксения Алексеевна

Чувство направления Среди богатств моей лаборатории на пустыре первое место занимает муравейник знаменитого рыжего муравья - муравья-амазонки, имеющего рабов. Не способный воспитать свое потомство, отыскать пищу, даже взять ее, когда она находится рядом, этот муравей

Из книги Тайна Бога и наука о мозге [Нейробиология веры и религиозного опыта] автора Ньюберг Эндрю

Стресс и чувство тревоги «Стресс» - это современное слово, которое широко используется - и часто неправильно - во многих популярных журналах и книгах. Тысячи пособий по практической психологии обещают научить, как избежать стресса или справиться с ним. Но, согласно

Из книги Пчелы [Повесть о биологии пчелиной семьи и победах науки о пчелах] автора Васильева Евгения Николаевна

Шестое чувство Каждый первоклассник твердо знает, что у человека пять органов чувств. Какие же органы чувств у рыб?О слухе рыб мы уже говорили. Несколько слов о зрении. Глаза у рыб выпуклые и расположены так, что многие видят, одинаково во все стороны. Видят почти всё, что

Из книги Эволюция человека. Книга 1. Обезьяны, кости и гены автора Марков Александр Владимирович

Чувство происходящего: оператор эмоциональной ценности Все упомянутые когнитивные операторы, работая согласованно, сообщают нам способность глубоко понимать мир, что свойственно только человеку. Благодаря им мы видим причины, количественные соотношения, порядок и

Из книги Психопаты. Достоверный рассказ о людях без жалости, без совести, без раскаяния автора Кил Кент А.

Религия и чувство контроля Достаточно очевидно, что польза веры для тела и души объясняется теми ценностями, которые религия поддерживает. Возможно, важнее всего здесь то, что религия помогает смягчить экзистенциальный стресс, поскольку она дает нам определенное

Из книги автора

Чувство времени «Кто знает, быть может, пчелы будущего станут так же мало похожи на теперешних полудиких пчел, как тяжеловоз на киргизскую лошадь или кохинхинка на дикую гималайскую курицу», - говорил профессор Г. Кожевников. Он думал, как видим, только о внешних

Из книги автора

Чувство юмора и щедрость - результаты полового отбора? Не исключено, что некоторые важные особенности человеческой психики могли возникнуть под действием полового отбора - либо как качества, обладающие непосредственной ценностью для потенциального полового партнера

Из книги автора

Чувство прекрасного: опасная иллюзия или ариаднина нить? Верно говорят (вслед за С. Я. Надсоном и Ф. Г. Раневской), что красота - это страшная сила. Ведь она воздействует на эмоции, а значит, может непосредственно влиять на мотивацию поведения, формировать потребности.

Из книги автора

2. Преувеличенное чувство собственной значимости Джон Уилкс Бут стремился идти по стопам своего знаменитого отца Джуниуса Брутуса Бута. Джуниус был звездой международного масштаба и считался одним из лучших британских трагиков, прежде чем переселился в США

Произведение искусства вызывает эмоции.

Если оно эмоций не вызывает, то это либо не искусство, либо адресовано оно не тому, кто в данный момент его воспринимает.

(С. В. ОБРАЗЦОВ)

Искусство призвано служить источником радости и вдохновения для миллионов людей, выражать их волю, чувства и мысли, служить средством удовлетворения их эстетических потребностей и нравственного воспитания.

Искусство украшает нашу жизнь, делает ее более содержательной и интересной. Оно обогащает нас информацией, которую мы воспринимаем без напряжения, с удовольствием, воспитывает в нас чувство гуманности. При этом, как писал искусствовед Е. С. Громов, «эмоциональность – одна из специфических особенностей искусства… его коренное качество, обусловленное самой природой художественного образа, который может существовать, лишь сохраняя аромат жизни, непосредственность ощущения явления, будучи согрет внутренним огнем авторского пристрастия, любви, гнева, восхищения… Чувство составляет внутренний нерв художественного образа, необходимую часть его содержания». Искусство волнует и восхищает, будит чувство гордости, демонстрируя необъятные возможности человеческого таланта.

Древние пифагорейцы видели в искусстве добрую силу, призванную побуждать и облагораживать страсти, целительное средство, с помощью которого придается благородное направление любви и ненависти, страху и вожделению, сдерживается наклонность к изнеженности или распущенности чувств. Они настолько верили в спасительную миссию искусства, что искали «целебные составы» мелодий и танцевальных движений, ритмов, способных обуздать крайность страстей, очистить их от зла… Уже в древности считали искусство необходимым человеку и видели в нем источник радости и наслаждений.

…Все, что способно доставить усладу:
Живопись, песни, стихи, ваянье искусное статуй -
Все это людям нужда указала, и разум пытливый
Этому их научил в движенье вперед постепенном.
(Лукреций)

Но искусство не только «способно доставить усладу», оно может вселять бодрость, помогать переносить трудности, добиваться успехов в решении жизненных задач, в труде, в научном поиске. Искусство может расцвечивать жизнь человека минутами и часами радости, может вызывать у него восторг, доводя его эмоциональное состояние до кульминационной точки, когда можно говорить о том, что испытываешь высшее счастье, и жизнь представляется особенно прекрасной и желанной.

«Мне лично ощущение высшего счастья дают произведения искусства. В них я черпаю такое духовное блаженство, как ни в какой другой области».

(А. ЭЙНШТЕЙН)

Художественное, эстетическое образование дает знание и развивает «вкус». Простейшая формула художественного вкуса обычно определяется словами «мне нравится» – «мне не нравится». Эта формула есть результат взаимодействия чувственного и рационального познания. Еще в XVIII в. Г. Р. Державин писал, что «„вкус“ есть сосредоточенный свет и жар, т. е. ум и чувство между холодною геометрией и пылкой музыкой». Одной из задач эстетического воспитания и самовоспитания является умение, давая оценку произведению искусства, синтезировать чувственную и рациональную стороны нашего восприятия.

Получать удовольствие, сталкиваясь с произведениями искусства, в какой-то степени могут все, так же как все, на удивление мольеровскому Журдену, способны говорить прозой. Но правильно понять и оценить произведение искусства удается не всем и не всегда. Помогает этому широта знаний, общая эрудиция и эстетическое воспитание, которое оказывается особенно плодотворным, если осуществляется с детства.

Развивать и совершенствовать художественное сознание не просто, для этого требуются определенные условия и, главное, желание. Последнее обстоятельство приводит к тому, что люди, живущие в приблизительно равных условиях и, формально говоря, получившие идентичное образование («вместе учились»), имеют не только разный запас знаний, но, возможно, и различный уровень художественного вкуса. К сожалению, еще встречаются люди, убежденные в ненужности эстетического воспитания, считающие, что искусство – не хлеб и без него прожить можно. Они прежде всего обкрадывают самих себя, сознательно ограничивая круг факторов окружающей нас действительности, способных радовать, доставлять удовольствие и счастье.

Искусство многопрофильно и многогранно – это архитектура и ваяние, живопись и графика, музыка и хореография, театр и кино. Каждый вид искусства имеет свою историю, свои традиции, свои методы. Но все они преследуют единые цели, все они служат человеку, обогащая его эмоциональный мир, расширяя его кругозор и культурный уровень.

Древние пифагорейцы видели в искусстве добрую силу, призванную побуждать и облагораживать страсти, целительное средство, с помощью которого придается благородное направление любви и ненависти, страху и вожделению, сдерживается наклонность к изнеженности или распущенности чувств.

Из всех видов искусства, пожалуй, наибольшее утилитарное значение имеет архитектура, ибо она призвана прежде всего обеспечить потребности человека в жилье и общественных производственных и офисных помещениях. Но, создавая архитектурные сооружения, человек тем самым создает как бы новую, отличную от естественной природы материальную среду, в которой протекает его жизнь и деятельность. Поэтому понятно стремление людей сделать эту среду соответствующей не только их материальным, но и духовным, эстетическим потребностям, сделать ее художественно выразительной.

Почти две тысячи лет назад римский архитектор Витрувий уже говорил о том, что произведения архитектуры должны быть не только прочны и удобны, но и красивы. М. В. Ломоносов так определял особенности зодчества: «Архитектурное искусство, напрягая сильныя плечи и обращая великие дерева и тяжкие камни, воздвигает здания, к обитанию удобныя, для зрения прекрасныя, для долговременности твердыя».

Художественную выразительность архитектурного сооружения определяют его формы, размеры, характер строительного материала, ритм линий и объемных соотношений, характер естественного (природного), сельского или урбанистического (городского) пейзажа, в который «вписывается» данное сооружение. Художественную выразительность его могут усиливать прикладное и декоративное искусство, монументальная живопись и скульптура.

Глядя на любое архитектурное произведение, мы воспринимаем его прежде всего эмоционально. Дом может быть строгим, мрачным, печальным, веселым, пышным, скромным, торжественным, величественным и т. д. Известно, как угнетают, какое чувство досады, апатии вызывают однообразные, безликие архитектурные формы и как может приятно поразить воображение, вызвать радость и восхищение оригинальное, выполненное на высоком художественном уровне архитектурное сооружение. Уже такое, казалось бы, простое произведение, как решетка садовой ограды, относящаяся к малым архитектурным формам, может радовать человека искусством и изяществом своего исполнения. Вспомните решетку Летнего сада работы Ю. М. Фельтена в Санкт-Петербурге. Проста и логична композиция ее орнамента, четок мерный ритм ее звеньев, вся она поражает своей легкостью, стройностью, изящной декоративностью, единством художественного замысла.

Создавая архитектурные сооружения, человек тем самым создает как бы новую, отличную от естественной природы материальную среду, в которой протекает его жизнь и деятельность.

И. Гёте называл архитектуру застывшей музыкой, так как, подобно музыке, она способна вызывать эмоции, обычно зависящие от того, какая идея была вложена в сооружение его создателями. При постройке египетских пирамид, храмов, соборов, церквей, мечетей, костелов, пагод и тому подобных культовых сооружений архитекторы обычно стремились к тому, чтобы их творения восхищали людей и при этом подавляли их своим величием, внушали бы каждому человеку безграничное почтение, смирение, беспрекословную покорность перед теми, кому посвящены эти каменные громады. В то же время такие грандиозные современные архитектурные сооружения, как здание Московского государственного университета имени Ломоносова поражают простотой и стройностью форм, светлой цветовой гаммой, блеском и отраженным светом огромных площадей стекла. Они величественны и одновременно приветливы, в них хочется войти, они радуют, настраивают человека на мажорный лад.

Огромную роль в удовлетворении эстетических потребностей человека играет изобразительное искусство – скульптура, живопись, графика. Эмоциональное воздействие их на людей исключительно велико, так как они представляют собой как бы застывшие сгустки мыслей и чувств ваятеля или художника.

В произведениях изобразительного искусства отражается действительность, но она не копируется, а представляется в обобщенной форме. Скульптор, художник активно вторгаются в жизнь, отбирая при этом из массы жизненных фактов и событий то, что кажется им наиболее интересным, главным, волнующим, раскрывая ее перед нами по-новому, со своих оригинальных позиций. В процессе творчества они как бы пропускают образы действительности через призму собственного сознания, по-своему одухотворяют их, подчеркивая в них то, что их самих особенно волнует. Поэтому произведения изобразительного искусства (конечно, если это действительно высокохудожественные произведения) не позволяют нам – зрителям оставаться равнодушными, будят в нас те или иные эмоции и при этом, как правило, радуют, восхищая своим замыслом, содержанием и мастерством исполнения.

Глядя на любое архитектурное произведение, мы воспринимаем его прежде всего эмоционально.

Скульптор или художник может отразить в своем произведении лишь один момент действия, и, тем не менее, скульптура или картина, как правило, динамичны и позволяют судить об изображенной модели не только в этот застывший миг, но представлять ее себе в движении. Это делает особенно ответственным выбор композиции скульптуры или картины, обусловливает поиск кульминационного момента изображаемого действия и тем самым повышает до предела эмоциональную насыщенность произведений изобразительного искусства.

«Искусство – радость для народа!» (В. Гюго). И разве можно без восхищения смотреть на прекрасный бюст Нефертити или великолепные скульптуры времен Древней Эллады! А сколько мыслей и чувств будят творения Микеланджело и Жана Гудона, Этьена Фальконе и М. М. Антокольского и О. Родена и СТ. Коненкова, А. С. Голубкиной и В. И. Мухиной и других ваятелей прошлого и современности! Каждое произведение изобразительного искусства, если в него вложена мысль, если на нем лежит печать таланта его исполнителя, чему-то учит и в то же время не оставляет места равнодушию. Да и о каком равнодушии может идти речь, если вам представится возможность увидеть до предела напряженное в мучительной борьбе со змеями могучее тело Лаокоона или идущих на смерть во имя своих убеждений, во имя сохранения родного города и счастья его жителей граждан Кале?

Искусствовед А. С. Варшавский о скульптурной группе «Граждане Кале», созданной О. Роденом, пишет следующее: «…Они прекрасны. Они движутся, несмотря на никчемный пьедестал. Они, словно ожившее видение прошлого, чем-то неуловимо напоминают – осанкой, выражением лица, манерами – статуи в нишах старинных готических соборов. Но те тяжелы и отрезаны от жизни, а эти – живые. Глядишь на них, на их угловатые жесты, на тяжелую поступь, на их лица, на которых по-разному отпечатались обуревающие их чувства и мысли, гнев, волнение, горькая тревога, скрытый и явный протест, самоотречение, на их фигуры – их облик перед тобой. Ты видишь, как спаянные единой волей, во имя долга, во имя человечности, тяжко ступая, идут они на казнь – ибо не могут иначе, не могут прятаться и молчать, когда свершается несправедливость.

Они – борцы. Борцы за правое дело. И моральный подвиг их переживет века».

О каком равнодушии может быть речь, когда видишь отражающие беспримерный героизм и самоотверженность скульптуры Е. В. Вучетича на Мамаевом кургане Волгограда. Их монументальность, величие и глубочайшая эмоциональная выразительность буквально потрясают зрителя, пробуждая великую скорбь о погибших защитниках волжской твердыни и великую гордость за свой народ, свою Родину.

Изобразительное искусство призвано будить эмоции, мысли, вызывать у людей стремление к полезным делам, возбуждать в них желание делать жизнь лучше.

«Самым задушевным из пластических искусств» называл живопись В. М. Гаршин. Многие столетия радуют и потрясают зрителей творения Леонардо да Винчи, С. Рафаэля, П. Рубенса, X. Рембрандта, В. Тициана, Ф. Гойи и Д. Веласкеса. Вспомним хотя бы картину Рембрандта «Возвращение блудного сына». Сколько размышлений, какие эмоции может вызвать это полотно великого мастера! Как выразительны лица изображенных на картине людей, и даже в фигуре стоящего спиной к зрителям возвратившегося сына можно ощутить боль и стыд, радость и раскаяние. И эта старинная картина на библейский сюжет дает толчок для размышлений о сложности взаимоотношений между людьми как в те давно минувшие времена, так и в нашу бытность.

«Человечество, – писал И. Н. Крамской, – всегда дорожило теми художественными произведениями, где с возможной полнотой выражена драма человеческого сердца, или, просто, внутренний характер человека». Глубокое понимание психологии людей, гуманность, чуткость к бедам и радостям человека свойственны таким выдающимся художникам, как И. Н. Крамской и И. Е. Репин, И. И. Левитан и В. Д. Поленов, Э. Делакруа и К. Коро, К. Моне и О. Ренуар, А. П. Сезанн и П. Пикассо, В. А. Серов и Н. А. Ярошенко, М. В. Нестеров и И. Е. Репин, А. А. Пластов и А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов и А. И. Лактионов, и многим-многим другим.

Изобразительное искусство призвано будить эмоции, мысли, вызывать у людей стремление к полезным делам, возбуждать в них желание делать жизнь лучше, приближать ее к тем идеалам, которые у них сложились под воздействием всего жизненного опыта и в какой-то степени под облагораживающим воздействием искусства.

Большой художник способен видеть и выделять главное, доносить до зрителя то, что он, наделенный тонким и самобытным чутьем, считает значительным и прекрасным. Прост, казалось бы, будничен и в то же время необычайно трогателен сюжет картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели». «Какой ее сюжет? Окраина захолустного городка… – и только, – писал И. И. Левитан. – Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко и который сумел отыскать в обыденном те интимные, глубокие, трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу». И картины самого Левитана такие, как «Вечерний звон», «Свежий ветер», «После дождя», «Над вечным покоем» и многие другие, поражают своей эмоциональной насыщенностью при, казалось бы, простом обыденном сюжете. «Никто из художников до Левитана, – сказал как-то К. Г. Паустовский, – не передавал с такой силой неизмеримые дали русского ненастья. Оно так спокойно и торжественно, что ощущается как величие». Живопись Левитана не просто знакомит нас с картинами родной природы, она представляет нам эту природу в естественном ив то же время подчас неожиданном ракурсе. Пейзажи Левитана будят в нас то щемящую грусть, то светлую улыбку, навевают мысли о печальном безмолвии величавой природы, «в которой потонули поколения и потонут еще», и о радостях бытия.

«Любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему, русскому – это было всегда единственным сюжетом моих картин», – так писал прикованный тяжкой болезнью к постели автор многих ярких, брызжущих жизнью полотен Б. М. Кустодиев, и эти слова могли бы с полным основанием повторить многие из наших лучших живописцев…

Изобразительное искусство обеспечивает осознанное счастье видеть красоту жизни. Оно «открывает это счастье не за морями и не в тридевятом царстве, а здесь же рядом, всегда и везде, кругом. Чувство прекрасного, сообщенное искусством, есть величайшая жизнеутверждающая сила» (К. Ф. Юон).

Большой художник способен видеть и выделять главное, доносить до зрителя то, что он, наделенный тонким и самобытным чутьем, считает значительным и прекрасным.

Если скульптор и художник располагают различными изобразительными средствами (материал, колорит и т. д.), то поэт и писатель в своем творчестве используют лишь слово. Однако слово, речь обладают исключительной гибкостью и безграничностью изобразительных возможностей. В связи с этим информация, переданная в художественном произведении, может быть минимальна или огромна, сюжеты могут быть простыми или многоплановыми, переносящими нас в любую эпоху, в любую страну, в любое общество, существующее либо существовавшее на самом деле или же созданное фантазией автора. Литература отражает общественно-политические взгляды, она нередко связана с философией и моралью и может черпать материал из любой отрасли знаний. Но вместе с тем каждое литературное произведение при всей своей возможной сложности или простоте должно соответствовать законам эстетики и обязательно в связи с этим воздействовать на эмоциональную сферу читателей.

Для того чтобы представить широту диапазона эмоций, вызываемых у читателя художественным произведением, вспомните хотя бы два таких известных стихотворения КМ. Симонова, как «Жди меня» и «Если дорог тебе твой дом», созданных в суровые годы Великой Отечественной войны. Первое стихотворение лирично, оно вселяет надежду, успокаивает. Второе – гневный призыв к мести, пробуждающий стенические эмоции возмущения, ненависти к фашистам и в то же время бодрость и уверенность в своих возможностях добиться победы.

В древнеиндийской легенде о создателе эпической поэмы «Рамаяна» рассказывается о том, как мудрец Вальмики, проходя однажды лесной тропою вдоль берега реки, увидел двух маленьких куликов, которые перекликались друг с другом нежно и любовно. Вдруг откуда-то появился злой охотник и неожиданно пронзил одну из птичек стрелой. Вальмики был возмущен этим до глубины души. Охваченный гневом и состраданием, он проклял охотника, и вырвавшиеся из его переполненного чувствами сердца слова сложились в стихотворную строку размером «шлока». Именно таким стихом бог Брахма повелел впоследствии Вальмики воспеть подвиги Рамы, после чего размер «шлока» стал каноническим в поэзии индусов. Эта легенда объясняет рождение стиха в результате эмоционального порыва. Она позволяет рассматривать поэзию и вообще литературу как словесное выражение эмоционального состояния писателя или поэта. И в этом есть своя правда, ибо любое художественное произведение, как и вообще каждое произведение искусства, несет в себе эмоциональный заряд. Оно призвано отражать чувства своего создателя и доносить эти чувства до читателя, слушателя, зрителя:

Хотел бы в единое слово
Я слить мою грусть и печаль
И бросить то слово на ветер,
Чтоб ветер унес его вдаль.
И пусть бы то слово печали
По ветру к тебе донеслось,
И пусть бы всегда и повсюду
Оно к тебе в сердце лилось!
(Генрих Гейне)

Но художественные произведения, особенно наиболее выдающиеся из них, передают не только личные, субъективные переживания автора; как правило, они отражают и то эмоциональное состояние, те чувства, которые были господствующими в период создания этих произведений, ибо настоящий, большой художник, как говорил A. M. Горький, есть «чувствилище своей эпохи». Художник, поэт, писатель, композитор не могут оставаться в стороне от той жизни, которой живет их народ, от тех настроений, которые доминируют в данный исторический период в передовых кругах общества.

Для русского искусства традиционен, типичен гуманизм. Вот, например, как оценивал творчество классика русской литературы И. С. Тургенева другой ее классик М. Е. Салтыков-Щедрин: «Что можно сказать обо всех вообще произведениях Тургенева? То ли что после прочтения легко дышится, легко верится, тепло чувствуется? Что ощущаешь явственно, как нравственный мир в тебе поднимается, что мысленно благословляешь и любишь автора?.. Это, именно это впечатление оставляют после себя эти прозрачные, будто сотканные из воздуха образы, это начало любви и света, во всякой строке бьющие живым ключом…» «Русское искусство, – писал A. M. Горький, – прежде всего сердечное искусство. В нем негасимо горела романтическая любовь к человеку, этим огнем любви блещет творчество наших художников и великих, и малых…» И если вам трудно, если вы вступили в полосу неудач, если вас обуяли тоска и разочарование и утомили повседневные заботы, – вспомните о любимых вами авторах! Они помогут вам обрести душевное равновесие, почувствовать прилив сил, бодрости, найти оптимальные пути к решению выдвигаемых жизнью задач.

Когда невыносима суета,
И возникает боль в душе глубоко,
И складка горькая ложится возле рта,
Я открываю том заветный Блока…
(Вл. Солоухин)

Лучшие представители отечественной литературы достойно продолжают традиции русской и мировой классики, внося своим творчеством неоценимый вклад в борьбу за гуманизм, за мир, за счастье людей.

В отличие от художественной литературы, театр, телевидение, кино имеют возможность передать людям мысли автора через игру актеров, обладающих талантом перевоплощения и сценическим мастерством. Это позволяет им подчеркнуть сильные стороны сценария и наглядно показать зрителю душевное состояние героев, созданных сценаристом, состояние и развитие их чувств и эмоций. С древних времен и до наших дней театр, а затем кино и телевидение вводят нас в духовный мир сценических героев, создавая при этом для нас возможность вслед за актерами сопереживать и при этом испытывать побуждаемые ими различные эмоции и чувства.

На сцене и на экране эмоциональность демонстрируемого драматургического материала усиливает музыкальный аккомпанемент. Музыка является также органической частью хореографии. Сочетание инструментальной музыки с певческими голосами обусловило возникновение таких музыкальных жанров, как песня, оратория, кантата, опера и др. Голос певцов, воспроизводящий тот или иной текст (текст песни, либретто оперы и т. п.), исполняет одновременно роль своеобразного музыкального инструмента, имеющего подчас огромный диапазон возможностей. Существуют и такие виды музыкального искусства, как хоровое пение a capella, где голоса певцов являются единственным источником передачи музыкальной мелодии.

Вечная тяга людей к музыке привела к созданию в течение многовековой истории человечества бесчисленного количества различных музыкальных инструментов и разнообразнейших музыкальных жанров.

Музыка оказывает мощное влияние на нашу эмоциональную сферу. Она может тонизировать человека, вызывать у него стремление к высоким идеалам, призывая на борьбу.

«Ритм и мелодия, – писал Аристотель, – содержит в себе ближе всего приближающиеся к реальной действительности отображения гнева и кротости, мужества и умеренности и всех противоположных им свойств, а также и прочих нравственных качеств. Это ясно из опыта: когда мы воспринимаем ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение. Привычка же испытывать горестное или радостное настроение при восприятии того, что подражает действительности, ведет к тому, что мы начинаем испытывать те же чувства и при столкновении с житейской правдой».

Марк Фабий Квинтилиан писал, что «некоторыми музыкальными мелодиями» войска возбуждаются к битве. Он спрашивал: «Для какой цели существуют рога и трубы в наших легионах?» – и сам же отвечал на этот вопрос: «Чем сильнее их совместные звуки, тем громче воинская слава римлян… Да, по-видимому, и сама природа, – говорил Квинтилиан о музыке, – дала ее нам как бы в дар для более легкого перенесения трудов, если музыка даже облегчает работу гребцов. И это наблюдается не только в таких видах работы, в которых усилия многих, предваряемые каким-либо приятным голосом, направляются к одной цели, но даже и утомление работающего в одиночку ослабляется благодаря хотя бы и очень нескладному пению».

Музыка оказывает мощное влияние на нашу эмоциональную сферу. Она может тонизировать человека, вызывать у него стремление к высоким идеалам, призывая на борьбу. Вселяя веру в собственные силы и возможности, она может навевать те или иные воспоминания, пробуждать грусть или радость, создавать настроение. Музыка помогает человеку в труде и в бою, способствует сближению людей и их взаимному общению, скрашивает одиночество, вдохновляет на гуманный поступок, порождает мысли и создает определенное эмоциональное состояние.

Л. Н. Толстой называл музыку «стенограммой чувств». Музыка может настраивать человека на лирический лад, помогать в труде. Неотъемлемой спутницей волжских бурлаков была знаменитая «Дубинушка». Маршевая песня помогает солдатам преодолевать усталость в походах.

Выраженность влияния музыки на состояние эмоциональной сферы человека, а через ее посредство и на ход его мыслей, и на характер поступков, дала основание использовать музыку как лечебное средство при врачевании больных различными заболеваниями и прежде всего неврозами и психическими расстройствами. Музыкотерапией занимались многие врачи древности, в том числе Гиппократ и Асклепиад. В дальнейшем этот вид лечения постоянно находил своих поклонников. Он сохранил определенную значимость до наших дней как средство лечебного воздействия и главным образом как одна из возможностей, способствующих поддержанию у больного оптимального для здоровья, ровного, стенического настроения положительного характера.

Музыкальные звуки имеют интонационную природу. Г. Спенсер считал, что источник музыки – интонации страстно возбужденной речи. Дюбо писал, что «музыкант подражает звукам интонации, вздохам, модуляции голоса, словам, всем звукам, с помощью которых в самой природе выражаются чувства и страсти». С помощью звуков, ритма и гармонии композитор создает мелодию, которая призвана прежде всего воздействовать на эмоциональную сферу слушателей и пробудить у них определенное настроение, раздумья, мысли. Вот как отзывался, например, Б. В. Асафьев о музыке П. И. Чайковского: «В мелодике Чайковского живет волнующее, притягивающее к себе тепло истинной, глубокой человечности. Основные, составляющие как бы эмоциональную ее природу интонации, то качество и тот смысл звучания, какие волнуют человеческую психику, как звук родной речи, как голос матери, речь любимого и дорогого существа, – эти носители задушевности входят всюду, во все поры и ткани, во все элементы музыки Чайковского – от простейшего лирического высказывания песни, романса, фортепианной пьески до интеллектуально сложных фактур и форм симфоний и симфонических поэм».

Выраженное влияние музыки на эмоциональное состояние человека дало основание использовать музыку как лечебное средство при лечении различных заболеваний, прежде всего неврозов и психических расстройств.

О том, как эмоционально люди воспринимают музыку и какую роль она способна играть в их жизни, можно судить хотя бы по следующим высказываниям:

Стендаль: «Слушая хорошую музыку, я сосредоточиваюсь с большей напряженностью и ясностью над тем, чем занят внутренне».

И. С. Тургенев: «Редко что меня может заставить заплакать. Еще иногда стихи Пушкина меня до слез тронут, – а от музыки часто плачу».

И. Е. Репин: «Я всегда любил музыку. Если мне подолгу не приходилось слушать ее, я тосковал».

Какую музыку следует признать наиболее активно воздействующей на сферу чувств? Вероятно, на наше эмоциональное состояние воздействует любая музыка, если она не лишена мелодии, но характер вызываемых ею эмоций и чувств различен. Современная эстрадная музыка вызывает главным образом простые эмоции, тогда как так называемая серьезная музыка призвана пробуждать сложные глубокие чувства. Но для того чтобы понять серьезную классическую музыку, надо уметь вслушаться в нее, вникнуть в ее суть, слиться с ней, настроиться на ее волну. Это требует и некоторых способностей, и некоторого умения и доступно лишь при достаточно развитой сфере чувств. В то же время понять эстрадную песню и эмоционально отреагировать на нее значительно проще. В эстрадной музыке эмоциональное содержание, если можно так сказать, лежит ближе к поверхности. Возбуждаемые ею эмоции могут быть достаточно яркими по окраске, она может даже доводить слушателей до состояния экстаза, но ведь барабан шамана также нередко вводил в экстаз.

«…У нас много хорошей музыки, которую создали гениальные люди, великие композиторы. Ее надо понимать, осваивать, надо изучать великое культурное наследие, накопленное человечеством».

(А. А. ФАДЕЕВ)

А какая музыка нужнее? Думается, разная. Как правило, мелодична и эмоционально насыщена народная музыка – то грустная, то отчаянно веселая. Бодрит и отвлекает от житейских забот джаз, рок. Но нельзя не уделять должного внимания и музыкальной классике. Она способна обогащать духовную жизнь, волновать, радовать, пробуждать широчайшую гамму чувств. В связи с этим хочется напомнить слова писателя А. А. Фадеева из статьи «О некоторых вопросах культуры нашей молодежи»: «У нашей молодежи проявляется подчас однобокий интерес к музыке. Этот интерес проявляется к определенному кругу музыкальных явлений, к определенным песням. Нередко на вечерах молодежи, в общежитиях, в красных уголках заводят в буквальном смысле одну и ту же пластинку. А ведь у нас много хорошей музыки, которую создали гениальные люди, великие композиторы. Ее надо понимать, осваивать, надо изучать великое культурное наследие, накопленное человечеством».

«В искусстве люди наслаждаются жизнью» (Б. Брехт), оно призвано удовлетворять эстетические потребности человека, которые по мере совершенствования человеческой личности имеют в его самосознании все больший и больший удельный вес. Искусство – это часть нашей жизни, это одна из лучших ее сторон, ее украшение. Оно способно заряжать нас бодростью, оптимизмом, помогает глубже познавать действительность и самих себя. Искусство делает нашу жизнь более полной, более содержательной и более счастливой.

Умудренный опытом и увенчанный славой стареющий Ч. Дарвин, подводя итог своей жизни, написал: «…Если бы мне пришлось во второй раз пережить свою жизнь, я бы поставил себе за правило хоть раз в неделю читать стихи и слушать музыку: таким образом все клеточки моего организма сохранили бы живучесть. Атрофия художественных вкусов влечет за собой утрату известной доли счастья, а может быть, и вредно отражается на умственных способностях». «Не все могут жить на Олимпе, – говорил Ромен Роллан, – но пусть люди хоть раз в году совершают туда паломничество, а когда они спустятся на равнину жизни, сердца их будут закалены для новых битв». Не забывайте же и вы об облагораживающем влиянии искусства. Стремитесь к общению с ним. Оно порадует вас, вдохнет в вас силы, бодрость, стремление к совершенствованию, а может быть, и подарит вам минуты счастья.