Для всех и обо всем. Косметика из мертвой плоти

Разница в характере и особенностях путей общественного развития. Во времена, когда в Греции Фалес смотрел на звезды, в Риме к власти приходит Тарквиний Гордый. Римский полис еще только формируется, еще нет законов XII таблиц, а Папирий, с которого начинается история римского права, даже не собрал законы царей. По мере того, как Рим достигает поры расцвета, Греция, в свою очередь, переживает кризис. Походы Александра Македонского перевернули привычное мироустройство, после его смерти Восточное Средиземноморье и Ближний Восток становятся ареной для столкновений диадохов. Греция как бы на периферии этого нового мира, хотя и ее эти войны затронули. В этот же период, в начале III века до н.э. Академию возглавляет Аркесилай, который тяготеет к скептицизму и полагает невозможным истинное суждение, но только вероятное. Его преемники, как видно, незначительны, потому что от них ничего не сохранилось. Одновременно с этим начинает процветать тяга к роскоши, которая объясняется кризисом традиционной общественной структуры и хлынувших с востока богатств. Рим же в этот период еще достаточно консервативен, образцовым считается человек, соответствующий трем критериям: гражданин - земледелец - воин. Еще и ко временам покорения Карфагена и Коринфа (146 год до н.э.) нарочитая скромность будут в чести. Показательны примеры Эмилия Павла, который ничего не взял из добычи, полученной в войне против Персея Македонского, и Муммия Ахаика, который, покорив Коринф и привезя в Рим множество статуй, ничего не взял себе лично. Однако уже во II веке до н.э. появляются люди, интересующиеся греческой ученостью - это Сципион Старший и, в большей мере, Сципион Младший, собравший вокруг себя даже ученый кружок. В целом, общество мало одобряло этот интерес к умозрительным занятиям; ярким выразителем этого взгляда был Катон. Его главный трактат - Земледелие, а философия сводится к тому, что быть vir bonus в значении хорошего хозяина. Когда в I веке до н.э. римская интеллектуальная элита все же обратилась к философским занятиям, то возникла даже языковая проблема: не было абстрактных понятий, языкового аппарата. Это интересно характеризует римлян, как людей более практичных и конкретных. Философия всегда оставалась неким занятием, увлечением. Исключением является поздний, собственно римский стоицизм, однако это не строго разработанное философская система, а по большей части размышления по этическим вопросам. Яркие представители - Сенека, Музоний Руф (сохранились лишь фрагменты его работ), Эпиктет (грек и вольноотпущенник), Марк Аврелий (писал по-гречески). Мне кажется, что философом (опять же, скорее мыслителем этического характера) до некоторой степени можно назвать Тацита, который попытался проследить динамику развития и падения общественных нравов через историю (в принципе, традиция начатая еще Саллюстием). Наконец, стоит еще принимать во внимание кризис античной культуры: ко временам расцвета Римского государства (рубеж эр) было создано уже такое количество произведений, что создавать что-то новое было сложно по причине трудностей охвата имеющегося наследия. Потому начинаются появляться компиляции, эпитомы, сборники. Яркие примеры - Historia Naturalis Плиния Старшего (энциклопедия по естественным наукам) и Noctes Atticae Авла Геллия (по сути, записная книжка, куда автор выписывал все интересное, что попадалось ему во время чтения).

1. Патриции.

2. Пролетарии.

3. Плебеи.

9. Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства – это периодизация истории:

1. Древнего Египта;
2. Древнего Рима;
3. Древней Греции;
4. Древнего Вавилона.

10. Государственный строй Спарты это:

1. военно-аристократическая республика;

2. демократическая республика;

3. монархия;

4. олигархическая республика.

11. Систему магистратуры в Риме возглавляли:

1. преторы;
2. консулы;
3. эдилы;
4. цензоры.

12. Феод – это:

1. Наследственное земельное владение, передаваемое сеньором - вассалу за службу;

2. Прижизненное, не наследуемое земельное владение, передаваемое сеньором - вассалу за службу.

3. Владелец земельного участка.

13. «Княжеский абсолютизм», сложившийся в Священной Римской империи германской нации, в XVI – XVIII вв.:

1. Характеризуется политическим и территориальным единством государства; князь является главой центрального аппарата власти;

2. Сложился в пределах отдельных княжеских владений при фактическом отсутствии централизованной имперской власти;

3. Являлся показателем высокого уровня политического и экономического развития империи.

Кто являлся главой государства в Арабском Халифате?

4. Верховный муфтий.

Согласно конституции Франции 1946г на какой срок избирался президент?

1. на 7 лет

2. на 4 года

3. на 5 лет

Вариант № 5

Задание № 1

Решите задачи:

1) Врач лечил знатного человека и его раба, от оспы. Лечение было успешным. Мушкенум заплатил врачу 4 сикля серебра. Врач подал в суд жалобу, в которой заявил, что ему не доплатили. Удовлетворит ли суд иск врача? Почему?

2) Два баирума много лет враждовали. Однажды один из них ударил палкой беременную дочь второго. У женщины случился выкидыш, ее семья подала жалобу в суд. Судья собирался вынести приговор. Какое решение он должен был принять? Но в этот момент ему сооб­щили, что несчастная умерла от горя. Каким теперь будет решение судьи по законам Хаммурапи?

3) Вайшия подал в суд жалобу на кшатрия за то, что тот дарил его жене подарки и заигрывал с ней. Какое наказание ждет кшатрия? Как ква­лифицирует его действия суд по законам Ману?

Задание № 2

Решите тест

1. Системный метод применительно к науке истории государства и права зарубежных стран:

1. Требует рассмотрения историко-правовых явлений как элементов определенной системы; функциональной характеристики элементов структуры, ее анализа и синтеза.

2. Требует использования в историко-правовом исследовании приемов статистики.



3. Требует использования в историко-правовом исследовании приемов и методов социологический науки.

2. После смерти правителя суд над ним устраивался в:

1. Древнем Вавилоне;

2. Древнем Риме;
3. Древней Греции;
4. Древнем Египте.

3. Какой титул носили царские судьи в Древнем Египте:

1. «жрецы богини истины»;

2. «жрецы богини справедливости»;

3. «жрецы бога правды»;

4. «жрецы бога мести».

4. Табу это:

1. предостережение;

3. убеждение;

4. разрешение.

5. Согласно законам вавилонского царя Хаммурапи, брак представлял собой:

1. Письменный договор, заключенный между будущим мужем и отцом невесты.

2. Устный сговор между женихом и невестой, подтвержденный родителями сторон.

3. Письменный договор между родителями жениха и невесты.

4. Письменное разрешение царя или визиря на заключение брака, без которого брак не считался действительным.

6. Для древнеиндийского государства в Магадхско-Маурийскую эпоху характерны:

1. Автономность индийской общины с ее натуральным хозяйством.

2. Варново-кастовая система в раз и навсегда определенным местом человека в ней.

3. Равенство людей перед законом, независимо от варново-кастовой принадлежности.

4. Высокий уровень развития сельского хозяйства и производства, который позволял обеспечивать население всем необходимым вне культурного и торгового обмена.

7. Согласно реформе общественного устройства, проведенной римским царем Сервием Туллием в середине V века до н.э.:

1. Плебеям были предоставлены политические права и право избирать народного трибуна.

2. Все свободное население Рима было разделено на шесть имущественных разрядов и на сотни – центурии. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек.

3. Учреждались институты патроната и клиентелы.

8. Согласно закону Луция Валерия и Марка Горация в 449 году народный трибун получил право:



1. Распускать Сенат.

2. Опротестовывать решение любого магистрата, кроме диктатора.

3. Объявлять войну и заключать мир.

Как назывались комиции (народные собрания), в компетенцию которых входило: принятие законов, избрание высших должностных лиц республики, объявление войны, рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

1. Центуриатные.

2. Трибутные.

3. Куриатные.

4. Эти полномочия составляли компетенцию Сената.

10. В состав римской семьи входили:

1. Родственники по крови или вследствие брачных связей.

2. Родственники по крови или вследствие брачных связей; вольноотпущенники, рабы, клиенты.

3. Родственники по крови или вследствие брачных связей; вольноотпущенники, рабы; клиенты в состав римской семьи не входили, поскольку являлись субъектами другой группы отношений: патроната и клиентелы.

11. Принцип «вассал моего вассала не мой вассал» означал:

1. Систему отношений в феодальном обществе, характеризующуюся равенством всех их участников;

2. Систему отношений подчиненности в феодальном обществе, в которой феодалы, стоявшие на низших ступенях феодальной лестницы, не подчинялись феодалам, вассалами которых являлись их непосредственные сеньоры.

3. Систему отношений подчиненности в феодальном обществе, в которой феодалы, стоявшие на низших ступенях феодальной лестницы, находились в политической и экономической зависимости от феодалов, вассалами которых являлись их непосредственные сеньоры.

12. Свод законов обычного права салических франков, составленный по повелению короля Хлодвига в конце V века назывался:

1. «Салическая правда».

2. «Бургунская правда».

3. «Рипуарская правда».

13. Главой государства в средневековой Англии являлся:

2. Император.

3. Король.

Обычно Древний Рим у обывателей ассоциируется с известными мифами и античной архитектурой. Героические мужчины в золотых доспехах и на колесницах, очаровательные дамы в туниках и императоры-демократы, вкушали виноград в креслах для отдыха. Но реальность в Древнем Риме, как свидетельствуют историки, была не такой радужной и гламурной. Санитария и медицина находились на зачаточном уровне, а это не могло не отражаться на быте римских граждан.

1. Полоскание рта

В Древнем Риме малая нужда было настолько развитым бизнесом, что правительство ввело специальные налоги на продажу мочи. Были люди, которые зарабатывали на жизнь только сбором мочи. Некоторые собирали ее в общественных писсуарах, а другие ходили по домам с большим чаном и просили людей заполнить его. Способы использования собранной мочи сегодня даже трудно представить себе. Например, ей чистили одежду.

Рабочие заполняли чан одеждой, после чего заливали ее мочой. После этого один человек залезал в чан и топтался по одежде, чтобы отстирать ее. Но это ничто по сравнению с тем, как римляне чистили зубы. В некоторых районах люди использовали мочу в качестве жидкости для полоскания рта. Утверждалось, что это делает зубы блестящими и белыми.

2. Общая губка

На самом деле, римляне при походе в туалет брали с собой специальные гребни, предназначенные для вычесывания вшей. А самое худшее случалось после того, как люди справляли большую нужду. В каждом общественном туалете, который обычно одновременно посещали десятки других людей, была только одна губка на палке, которую использовали для подтирания. При этом губку никогда не чистили и использовали все посетители.

3. Взрывы метана

Каждый раз, когда человек заходил в римский туалет, он рисковал умереть. Первая проблема заключалась в том, что существа, живущие в канализационной системе часто выползали наружу и кусали людей в то время, как те справляли свои потребности. Еще более худшая проблема заключалась в накоплении метана, который иногда скапливался в таких количествах, что воспламенялся и взрывался.

Туалеты были настолько опасными, что люди прибегали к магии, чтобы попытаться остаться в живых. Стены многих туалетов были испещрены магическими заклинаниями, предназначенными, чтобы отпугивать демонов. Также в в некоторых туалетах стояли статуи богини удачи Фортуны, которой при входе внутрь молились люди.

4.Кровь гладиаторов

В римской медицине было немало чудачеств. Несколько римских авторов писали о том, что после гладиаторских боев зачастую собирали кровь мертвых гладиаторов и продавали ее как лекарство. Римляне считали, что гладиаторская кровь могла вылечить эпилепсию и пили ее как лекарство.

И это был еще относительно цивилизованный пример. В других случаях и вовсе вырезали печень мертвых гладиаторов и ели ее в сыром виде. Как ни странно, некоторые римские врачи фактически сообщают, что это лечение работало. Они утверждают, что видели людей, которые пили человеческую кровь и излечивались от эпилептических припадков.

5. Косметика из мертвой плоти

В то время, как побежденные гладиаторы становились лекарством для эпилептиков, победители становились источником афродизиаков. В римские времена мыло было довольно редким явлением, поэтому спортсмены чистили себя, покрывая тела маслом и соскабливая отмершие клетки кожи, а также пот и грязь с помощью инструмента, называемого стригиль.

Как правило, эту всю грязь просто выбрасывали, но только не случае с гладиаторами. Их соскобы грязи и отмершей кожи расфасовывали в бутылки и продавали женщинам в качестве афродизиака. Также часто эту смесь добавляли в крем для лица, которым пользовались женщины в надежде, что станут неотразимыми для мужчин.

6. Эротическое искусство

Извержение вулкана, которое похоронило Помпеи, оставило этот город прекрасно сохранившимся для археологов. Когда ученые впервые начали проводить раскопки в Помпеях, они нашли вещи, которые были настолько непристойными, что их скрыли от общественности на долгие годы. Город был полон эротического искусства в самых сумасшедших формах.

К примеру, можно было увидеть статую Пана, который совокупляется с козлом. Кроме того, в городе было полным-полно проституток, что нашло отражение на... тротуарах. И сегодня можно посетить развалины Помпей и увидеть то, что римляне видели каждый день - пенисы, высеченные в дорогах, которые указывали путь к ближайшему борделю.

7. Пенисы "на удачу"

Тема пенисов была довольно популярна в Риме, в отличие от современного общества. Их изображения можно было встретить буквально везде, их даже часто носили на шее. В Риме считалось модным среди юношей носить медные пенисы на ожерелье. Считалось, что они не только модные и стильные, но и могли "предотвратить вред", который могли нанести людям, которые носили их.

Также пенисы "на удачу" рисовали в опасных местах, чтобы обезопасить путешественников. К примеру, на ветхих и шатких мостах в Риме почти везде были нарисованы изображения пенисов.

8. Обнажение ягодиц

Рим уникален в том, что в нем первый раз в истории было зафиксировано письменное свидетельство обнажения ягодиц. Еврейский священник Иосиф Флавий впервые описал демонстрацию ягодиц во время бунта в Иерусалиме. Во время Песаха римских солдат направили к стенам Иерусалима, чтобы они наблюдали, не случится ли восстания.

Один из этих солдат, по словам Иосифа Флавия, "повернулся задом к стене города, приспустил штаны, нагнулся и испустил бесстыдный звук". Евреи были в ярости. Они потребовали, чтобы солдата наказали, а затем начали бросать камни в римских солдат. Вскоре в Иерусалиме вспыхнули беспорядки, а жест так и сохранился на тысячи лет.

9. Искусственная рвота

Римляне вывели понятие избытка во всем на новый уровень. По словам Сенеки, римляне на банкетах ели до тех пор, пока в них просто "не лезло больше", а потом искусственно вызывали рвоту, чтобы продолжать есть. Некоторые люди тошнили в миски, которые они держали возле стола, но другие не "заморачивались" и рвали прямо на пол рядом со столом, после чего продолжали есть.

10. Напиток из козьего навоза

У римлян не было бинтов, но они нашли оригинальный способ останавливать кровотечение из ран. По словам Плиния Старшего, люди в Риме замазывали свои ссадины и раны козьим навозом. Плиний писал, что лучший козий помет собирали в течение весны и сушили, но в чрезвычайных ситуациях подходил и свежий козий помет. Но это далеко не самый отвратительный способ, которым римляне использовали этот "продукт".

Колесничие пили его в качестве источника энергии. Они или разводили вареный козий помет в уксусе или размешивали его в своих напитках. Причем, это делали не только бедные люди. По словам Плиния, самым большим фанатиком питья козьего помета был император Нерон.

Тема 1

1. Политическая мысль древнего мира Древний восток, древняя греция, Рим 2. Политическая мысль эпохи средневековья и эпохи Возрождения 3. Политическая мысль нового времени (Гобс, Гегель, Маркс, Фурье, Жан-Жак Руссо)

1. Политическая мысль древнего мира Древний восток, древняя греция, Рим

Политическая мысль Древнего Востока

На Востоке особо крупный вклад в развитие представлений о государстве и праве внесли Индия и Китай. При всем своеобразии их политических идей (индийская мысль за исключением трактатов об искусстве управления - артхашастр, носящих в основном светский характер, сугубо религиозна и мифологичная, а китайская мысль - рационалистична) обе системы отразили общественный и политический строй, покоящийся на так называемом азиатском способе производства. Для него характерны: верховная собственность государства на землю и эксплуатация свободных крестьян - общинников посредством налогов и общественных работ. Типичной государственной формой стала восточная деспотия. Большое распространение получили патерналистические представления о власти. Монарх был связан только обычаем, традицией. При этом подчеркивалось, что цель государства - общее благо, царь- отец подданных, которые не вправе предъявить ему какие-либо требования. Правитель ответственен перед богами, а не перед людьми. Политическая мысль Востока проникнута верой в мудрость старых установлений и традиций, в их совершенство.

Древняя Индия дала нам буддизм, самую древнюю мировую религию, проповедующую цикл перерождений души человека через страдания. Именно там возникла кастовая система деления общества (существовало 4 касты: брахманы – мудрецы и философы, кшатрии - воины, вайшьи – земледельцы и ремесленники, шудры – слуги).

В древней Индии страной правили при помощи «дхармы» и «данды». « Дхарма» – это праведное исполнение своих обязанностей (о природе и содержании «дхармы» писали дхармашастры), а «данда» – принуждение, наказание» (о ней писали артхашастры). Суть правления заключалась в том, чтобы при помощи «данды» поддерживать « дхарму». Древнеиндийский ученый Каутильи в 1У веке до нашей эры говорил, что деятельность мудрого государя заключается в умении править при помощи закона, войны и дипломатии.

1) Особое место в истории древнеиндийской политической мысли занимает трактат под названием “Артхашастра “ (“Наставление о пользе”). Его автором считается брахман Каутилья.

“Артхашастра” - это наука о том, как следует приобретать и сохранять власть, другими словами, наставление по искусству правителя. Его рассуждения о искусстве управления свободны от теологии, рационалистичны и реальны.

Цель общества заключается в благе всех живых существ. Общее благо не рассматривалось сквозь призму интересов личности, прав человека. Оно понималось как сохранение созданного божественным провидением общественного порядка, который достигается исполнением каждым человеком его дхармы. Однако дхарма не действует сама по себе без принуждения.

Царь, объявленный наместником богов, заставляет подданных подчиняться дхарме с помощью наказания- данды. Слабый царь стремится к миру, а сильный – к войне. И благо человека состоит в подчинении власти царя, это его священный долг.

2) Фундаментальную роль во всей истории этической и политической мысли Китая сыграло учение Конфуция (551-479 гг. до н.э.). Его взгляды изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и высказывания»), составленной его учениками. На протяжении многих веков эта книга оказывала значительное влияние на мировоззрение и образ жизни китайцев. Ее заучивали наизусть дети, к ее авторитету апеллировали взрослые в делах семейных и политических.

Опираясь на традиционные воззрения, Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Государство трактуется им как большая семья. Власть императора («сына неба») уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Изображаемая Конфуцием социально-политическая иерархия строится на принципе неравенства людей: «темные люди», «простолюдины», «низкие», «младшие» должны подчиняться «благородным мужам», «лучшим», «высшим», «старшим». Тем самым Конфуций выступал за аристократическую концепцию правления, поскольку простой народ полностью отстранялся от участия в управлении государством.

Против некоторых положений конфунцианства (предопределенности судьбы) выступили моисты (представитель Мо-цзы), призывавшие человека оказывать помощь другим, жить в соответствии с принципами всеобщей любви в мире без войн и насилия.

Другое направление политической мысли – легисты выступили за строгие регламенты, соблюдение законов, наказания. Их представитель Шан Ян (400 –338 годы до нашей эры) считал, что государство – это война между правителями и подданными, что людей нужно постоянно контролировать. Чиновники вынуждены были сдавать государственные экзамены, подтверждая свою компетентность. В области промышленности и торговли царила государственная монополия. Шан Ян считал, что народ – простой материал, из которого можно делать что угодно, ослабление народа ведет к усилению государства, главная его цель состояла в укреплении военной мощи государства. В конце концов, он пал жертвой собственных законов, так как хозяин постоялого двора отказал ему в ночлеге (закон запрещал ночевать на постоялом дворе незнакомым людям) и его убили разбойники.

Наконец, даосизм (представитель Лао-цзы – У1 –У века до нашей эры) говорил о том, что все подчиняется естественному закону самих вещей – дао. Человек не должен вмешиваться в этот закон и менять его, так как, в конечном счете, справедливость все равно восторжествует, и слабые со временем станут сильными. А кто попытается изменить ход событий, потерпит неудачу. Это вызвало к жизни парадоксальное утверждение – человек должен ничего не делать, ни во что не вмешиваться. Основной метод правления – недеяние, уход от политической жизни. Именно это приводит к стабильности, порядку и благополучию.

· Основой политико-правовой мысли выступало религиозно-мифологическое мировоззрение, унаследованное от родового строя. Религия отводилось ведущее место (Правили в основном жречество). Политико-правовые учения Древнего Востока оставались сугубо прикладными. Главное содержание их составляли вопросы, касающиеся искусства управления, механизма осуществления власти и правосудия.

· На формирование политико-правовой мысли Древнего Востока большое влияние оказывала мораль, поэтому многие концепции представляют собой этико-политические доктрины, а не политико-правовые концепции. (Примером может служить Конфуцианство как более этическая чем политико-правовая доктрина).

Социально-политические теории Древнего Востока являлись сложными идеологическими образованиями, состоящими из религиозных догм, моральных представлений и прикладных знаний о политике и праве.

Политическая мысль Древней Греции

1 период – IХ – XI века до нашей эры. Это эпоха становления греческой государственности. Среди ученых той поры следует назвать Гесиода, Гераклита, Пифагора, среди государственных деятелей – архонта Солона, издавшего свод первых афинских законов.

Пифагору принадлежит приоритет в разработке понятия равенства, Гераклит первый сказал: « Все течет, все изменяется и в одну реку нельзя войти дважды».

II период - X – XI века до нашей эры – это расцвет политической мысли и демократии в Древней Греции. Это время дало миру славные имена - Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Перикл.

Демокрит (460 - начало IX века до нашей эры)- выходец из фракийского города-полиса Абдеры, из богатой семьи. Демокрит остался в веках как создатель атомистической теории. Политику он рассматривал, как важнейшее искусство, задача которого – обеспечить общие интересы свободных граждан при демократии. Он был активным сторонником демократии и писал: « Бедность в демократии настолько же предпочтительнее так называемого благополучия граждан при царях, насколько свобода лучше рабства».

Сократ (469 –399 годы до нашей эры) жил между двумя войнами – Персидской и Пелопонесской. Его юность как раз совпала с поражением Афин в Пелопонесской войне против Спарты, кризисом, а затем восстановлением афинской демократии и ее расцветом. Сократу было 7 лет, когда восстановили демократию. Всю жизнь он боролся против нее и в 70 лет добровольно выпил яд по приговору афинского суда, обвинявшего его в выступлениях против демократии. Идеалом Сократа были аристократические Спарта и Крит, где соблюдались законы и правление осуществляли образованные люди. Произвол одного он называл тиранией, произвол богатых – плутократией. Недостаток демократии (власти всех) Сократ видел в некомпетентности. Он говорил, – мы же не выбираем с помощью бобов плотника или кормчего, почему же мы должны выбирать себе правителей при помощи бобов? (В Древней Греции голосовали при помощи бобов – « за» –белые бобы, «против» – черные). Свои высказывания философ не записывал, это сделали впоследствии его ученики.

Один из наиболее талантливых учеников Сократа – Платон (427 – 347 годы до нашей эры) родился в аристократической семье на острове Эгина. В области политики им было написано много исследований – «Государство», « Политик», «Законы». Несовершенными типами государств он считал тимократию (форма государственного устройства, в которой право на участие в правительственной власти распределяется сообразно с имуществом или доходом.) , олигархию, тиранию, демократию. А идеальным типом государства - компетентное правление мудрецов - философов, аристократов, в котором функции защиты выполняли бы воины, а крестьяне и ремесленники работали. Так как семья и собственность представлялись ему источником противоположных интересов, то он выступал против личной собственности, за общность жен и государственное воспитание детей.

Великий философ древности Аристотель (384 - 322 годы до нашей эры) был сыном придворного врача македонского царя Филиппа Никомаха, впоследствии стал учителем Александра Македонского. В своем труде « Политика» он первый выделил политическое знание, теоретический, эмпирический (опытный) и нормативный подходы к политике. Он сказал, что человек – животное политическое, рассмотрел развитие общества от семьи к общине, селению, а потом – к государству (городу – полису). Аристотель считал, что целое предшествует части, человек – лишь часть государства и подчинен ему. Граждане должны быть свободными, иметь частную собственность. Чем больше среднего класса, тем стабильнее общество. А причина всех переворотов – имущественное неравенство. Аристотель выделял три правильные формы правления, стремящиеся к общей пользе (монархия, аристократия и полития), и три неправильные, ориентированные на личное благо (тирания, олигархия, демократия).

III период – называется эллинский. Представители его Эпикур, Полибий и стоики проповедовали аполитичность, неучастие в общественных делах и главной целью государства ставили преодоление страха, обеспечение безопасности людей. Полибий писал о совершенстве Римского строя, сочетавшего преимущества царства (консул), аристократии (сенат) и демократии. Древняя Греция испытывает упадок и города-государства, полисы исчезают, уступив место Древнему Риму.

Политическая мысль Древнего Рима

Политико-правовая теория Древнего Рима развивалась под влиянием уже существующей теории Древней Греции (Платон, Аристотель,Сократ, эпикурейцы, стоики). Однако в данном случае нельзя говорить лишь о простом заимствовании положений своих предшественников,

так как римляне развивали свою теорию, взяв за основу все самое рациональное у древних греков.

Древний Рим в области политического оставил нам два больших достижения – это Цицерон и Римское право. Великий оратор, писатель и государственный деятель древности Марк Тулий Цицерон (106 – 43 годы до нашей эры) верил в справедливость закона, естественные права людей, свято соблюдал долг сам и призывал к этому других. Древние греки говорили о нем – он украл у нас последнее, чем могла гордиться Греция, - ораторское искусство. Лучшей формой правления Цицерон считал смешанную, которая и господствовала в Древнем Риме – власть царская, оптиматов и народная.

Выступая мыслителем-эклетиком, Цицерон попытался соединить в своей теории самые разнообразные взгляды мыслителей древности. Государство у Цицерона имеет естественное происхождение, вырастая из семьи в результате развития природных склонностей людей к

общению. Сущность такого государства сводится к охране имущественных интересов граждан. Его основополагающим принципом выступает право. Само право Цицерон выводит из непосредственного естественного закона, “ибо закон есть сила природы, он – ум и сознание умного человека, он – мерило права и бесправия”. Политический идеал Цицерон видит в смешанной форме правления: аристократической сенатской республике, соединяющей начало

монархии (консулат), аристократии (сенат) и демократии (народное собрание). Уделяя внимание рабству, Цицерон говорит о нем как о явлении,о бусловленном самой природой, которая дарует лучшим людям владычество над слабыми для их же пользы. Лицо, ведающее делами государства, должно быть мудрым, справедливым и сведущим в учениях о государстве, владеть основами права. Правовой принцип Цицерона гласит: под действие закона должны попадать все.

Если правовым документом Греции была Драконта, то созданный Цицероном правовой документ для римлян назывался “римское право”.

В составе римского права различаются три части: естественное право – право народов на брак, семью, на воспитание детей, на ряд других естественных потребностей, данных человеку самой природой; право народов – это отношение римлян к другим народам и государствам, включая военные события, международную торговлю, вопросы основания государства; право граждан, или цивильное право, – это отношение между цивильными римлянами. Кроме того, право в Древнем Риме делилось на публичное, которое относится к положению государства, и частное, относящееся к пользе частных лиц.

Римское право – основное наследие, которое оставил Дренвий Рим Европе. Оно родилось в 1 –11 веках до нашей эры. Суть римского права состояла в том, что частная собственность была объявлена священной и неприкосновенной. Частное право стало цивильным правом всего римского народа В ранний период оформления римского права большая роль в этом деле принадлежала юристу древности Гаю, составившему свои “ Институции”. В данном труде он подразделял римское право на три части: 1. Право частных лиц с точки зрения свободы, гражданства и положения в обществе. 2.Право с точки зрения человека – собственника той или иной вещи. 3. Процедура, тип действий, который осуществляется по отношению к людям-собственникам и вещам. Значение систематики Гая для римского права было очень велико, она составила структуру всего частного права. Впоследствии теория римского права была развита и усовершенствована Павлом Ульпианом и императором Юстинианом. К концу истории Древнего Рима, она состояла из следующих частей: римское право для начального обучения; дигесты – 38 отрывков из римских юристов; собрание императорских конституций.