Логопедические викторины. Логопедическая викторина для детей старшего дошкольного возраста и их родителей «Вопрос на засыпку

Логопедическая игра-викторина «Хочу всё знать!» для младших школьников

Данный материал полезен для учителей-логопедов и учителей начальных классов. Викторина поможет закрепить знания детей о звукобуквенном и слоговом анализе слов, постановке ударения, а так же узнать интересные факты из жизни животных, птиц и насекомых. Педагоги могут использовать как всю викторину, так и отдельные её вопросы частью урока.
Цель: закрепление ранее изученного материала по темам звукобуквенный и слоговой анализ слов.
Задачи:
1. Закрепить навыки звукобуквенного и слогового анализа слов.
2. Расширить знания детей о животном мире;
3. Воспитывать бережное отношение к природе;
4. Формировать умение работать в команде.
Правила проведения викторины: класс делится на две команды, вопросы командам задаются поочерёдно. Принимаются только доказательные ответы. Например: при нахождении ударного слога, слово нужно позвать и разделить на слоги и так далее.
Материалы : картинки с изображение животных, птиц и насекомых, материалы для награждения победителей медали с изображением животных.

Вопросы первой команде

1.Кто из животных впадает в спячку?
(Барсук или белка).
В слове отгадке ударный второй слог.

2.У какого насекомого кровь голубого цвета?
(Паук или муравей).

3. Какое млекопитающее спит с одним открытым глазом?
(Кошка или дельфин).
В слове отгадке звуков меньше, чем букв.

4. Какую рыбу называют лесным санитаром?
(Щука или карась).
В слове отгадке первый звук согласный мягкий.

5. Какой зверь самый чистоплотный?
(Медведь или барсук).
В слове отгадке последний звук согласный твёрдый.

6. У какого животного самый крепкий сон, его можно тормошить как угодно и он не проснётся?
(Куница или суслик).
В слове отгадке 2 слога.

7. У какой птицы нет крыльев и хвоста?
(Киви или дрозд).

8. Какая птица прилетает весной первой?
(Ласточка или грач).
Если поменять в слове первый звук, то получится название профессии.

9. Бывает, услышишь в лесу чудесный птичий голос: будто кто-то на флейте играет. И вдруг с того же дерева, откуда доносилось мелодичное пение, понесутся такие звуки, что хоть уши затыкай, - будто кошке на хвост наступили. Какая птица издаёт эти звуки?
(Иволга или сорока).
В слове отгадке спряталось название реки.

Вопросы второй команде

1. У какого насекомого ухо на ноге?
(Муха или кузнечик).
В слове отгадке ударный слог второй.

2. Какая птица символ доброты и счастья. Хозяева были счастливы, если эта птица селилась у их дома?
(Скворец или аист).
В слове отгадке все согласные глухие.

3. Самая древняя домашняя птица?
(Курица или гусь)
В слове отгадке букв больше чем звуков.

4. Какую птицу в некоторых странах охраняют за то, что она очищает пляжи от мусора?
(Чайка или фламинго).
В слове отгадке первый согласный звук мягкий.

5. У какой птицы из зоба выделяется самое настоящее птичье молоко?
(Клёст или голубь).
В слове отгадке последний звук мягкий.

6. Какая птица лесной полицейский, даёт знак лесным обитателям своим скрипучим голосом о появлении человека?
(Сойка или кукушка).
В слове отгадке 2 слога.

7. Какое животное видит всё в сером цвете, не различает другие цвета? (Кошка или собака).
В слове отгадке столько гласных, сколько и согласных.

8. Какую рыбу можно превратить в птицу?
(Карась или сазан).
Если поменять в слове первый звук, то получится название птицы.

9.Самое прожорливое насекомое?
(Муравей или стрекоза).
В слове отгадке спряталось слово, название домашнего животного.

Данные об авторе

Максимова Елена Вениаминовна

Место работы, должность:

МБОУ СОШ № 9 г. Новый Уренгой, учитель-логопед

Ямало-Ненецкий автономный округ

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Дошкольное образование

Уровни образования:

Начальное общее образование

Уровни образования:

Специальное (коррекционное) образование

Уровни образования:

Школы-интернаты, детские дома

Класс(ы):

Предмет(ы):

Логопедия

Предмет(ы):

Психология

Предмет(ы):

Русский язык

Целевая аудитория:

Педагог-психолог

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Целевая аудитория:

Тип ресурса:

Конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса:

Логопедическая викторина. "Учимся, играя". Конспект занятия и презентация к нему в прикрепленном файле.

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА

«Учимся - играя!»

Цель : обобщение полученных знаний.

Задачи:

  • совершенствовать фонематические процессы, навык звукобуквенного анализа и синтеза.
  • предупредить и преодолеть неуспеваемость учащихся, обусловленную различными нарушениями развития устной и письменной речи,
  • развивать память, внимание;
  • продолжить работу по совершенствованию навыков самоконтроля,
  • воспитывать умение работать в команде.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, раздаточный дидактический материал: кружки одного цвета для команды (по количеству участников), карточки с цепочками слов, со слогами, цветные карандаши, листы бумаги, разрезная или магнитная азбука.

Словарные слова :

Викторина - игра в ответы на вопросы.

Рожок - название различных изделий, предметов в форме рога (расширяющейся трубки).

Крона - вся разветвленная часть дерева с его листвой.

ХОД ЗАНЯТИЯ

- Ребята, вы любите играть? Сегодня, мы с вами проводим викторину. И, конечно же - будем играть!

И еще - сегодня у нас работает жюри, которое будет оценивать работу команд.

У каждого из вас в руках кружки разного цвета. Обратите внимание! Кружки непростые - на каждом лицо (эмоция - душевное переживание, чувство), которое изображает то или иное настроение. Ребята, поднимите, пожалуйста, кружочки с тем выражением лица, которое соответствует вашему настроению.

В гости к нам пришел Незнайка, он пришел не с пустыми руками - принес игры, задания, с которыми сам не может справиться.

Итак, приведем в порядок дыхание.

Здесь не море, не лесок,

Образуем мы кружок.

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем,

Потянулись! Улыбнулись!

Все понюхали цветочек, а потом еще разочек

А теперь собачкой стали, опять дружно подышали.

Вот и ежик к нам пришел, еле-еле он дошел.

Нужно снова подышать и занятие продолжать

Дыхание в норме! И мы продолжаем!

Поднимите руки «зеленые» кружки. Усаживаемся за этот стол. Кто капитан и как называется команда?

Отлично!

Аналогично - с «желтыми» и «красными»

Молодцы!

1 ЗАДАНИЕ

1 слайд

2 ЗАДАНИЕ

- А сейчас - игра-задание, которое принес нам Незнайка.

Слушаем меня внимательно! Выпишите те буквы в слове, которые я попрошу вас выделить. Нужно собрать из полученных букв слово.

Выделить 2 букву в слове:

рулет, вдруг, радуга, учеба, каша - УДАЧА

3 букву в слове:

Круг, ластик, папа, след, кухня - УСПЕХ

1 букву в слове:

Дорога, рак, узел, жук, бант, аист - ДРУЖБА

Дружба, удача и успех помогают справиться с трудностями, а умение работать в команде сплачивают вас, т.е. объединяет

3 ЗАДАНИЕ


4 ЗАДАНИЕ

Снова игра от Незнайки «Кто быстрее?»

На стульях кружки. На некоторых кружках - слоги. Надо найти все кружки со слогами, затем сложить слово.

Кто заканчивает быстрее, поднимает руку.

Каждый участник выходит, берет любой кружок, забирает с собой в команду. Затем, выходит следующий … и так - пока все кружки не закончатся.

5 ЗАДАНИЕ


6 ЗАДАНИЕ

Прочитайте слова. С помощью цифр, указывающий новый порядок букв, составьте новые слова, выложите их из букв.

1 4 3 2 1 2 3 5 4

К о н и н о с и к

4 5 1 2 3 3 2 1 4 5

К а б а н ч у л о к

3 4 1 2 4 3 2 1 5

А и с т н о р к а

Вы, ребята, молодцы! На этом наша игра закончена!

Пока жюри подсчитывают результаты, мы с вами поиграем.(загадки, кроссворд).

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Логопедическая викторина «Словесная мозаика»

С целью повышения эффективности коррекционной работы логопедические занятия можно проводить в форме игр, викторин, имитации различных телепередач и т. п. Подобные формы занятий не только повышают эмоциональный настрой детей, но и заставляют их активизировать все свои знания и возможности для достижения хороших результатов. Для подготовки к таким мероприятиям школьники получают задание предварительно. Например, придумать название командам, нарисовать эмблемы, выбрать капитана и т. д. Эта работа вызывает массу положительных эмоций, повышает мотивацию и интерес к занятиям. Так, для проведения логопедической викторины мы организовали две команды обучающихся. Каждая из них получила и время на его выполнение, по окончании которого капитан команды или кто-нибудь из участников зачитывал ответы. При подведении итогов после каждого конкурса результаты заносились в протокол. По окончании всех конкурсов были подведены итоги и награждение победителей. И, хотя предложенный вариант викторины не является основной формой логопедических занятий, данный материал будет интересен специалистам в организации нетрадиционных форм проведения занятий. Подобные мероприятия во многом повышают желание школьников посещать логопедические занятия, а также их стремление к более высоким результатам.

1. Отгадай название сказки.

Описание. На карточке последовательно расположены 6 картинок. Под каждой картинкой написана цифра. Необходимо из названия картинки выделить по порядку звук, соответствующий расположенной под ней цифрой. Из выделенных последовательно звуков составляется название сказки («Колобок», «Теремок»).

2. Зачеркни ненужную букву.

Описание. Каждой команде дается по несколько карточек со словами и вариантами написания одной из букв. Ненужную букву необходимо зачеркнуть.

АЕЕ

Например:КРОК ----- ДИЛ СВ ---- ТОФОРВЕЛОС ---- ПЕД

ОИИ

3. Найди слова.

Описание. В таблице строки заполнены буквами. Необходимо ненужные зачеркнуть, а из оставшихся получиться слово.

З Х Т А Б У Р Е Т Ц
Ф К Р Е С Л О Ш В С
М Н И В Ь С Т У Л Ъ
Д И В А Н Ж Б Ю Ч Я
И Л Ш К А Ф Т Х З Щ
М С Е Г Ф Ц С Т О Л
Р И К Р О В А Т Ь Э
Т У М Б О Ч К А Ш Ъ
Ц А К О М О Д В Ю Р
Ы М Е Б Е Л Ь Р Г Х

3. Буква потерялась.

Описание: вставьте пропущенную гласную а в слова. Записать получившиеся слова. На доске вывешивается «слова» без гласных букв.

Мы обычные слова,

Всех нас знает каждый.

Мы содержим букву А

Т рижды или дважды.

Иногда всего одну

( Только не в начале),

Но сегодня… - ну и ну!-

Все они сбежали.

БРБНКРНДШРССДСТРТМРК

ТНКСТКНСХРПРТКРВЙ

4. Аукцион.

Описание. На полу разбрасываются шарики, в которых находятся записки с буквами. Дети лопают шарики и собирают буквы, которые в дальнейшем вывешиваются на доске. Затем дети составляют из букв слова.

Вперёд

Логопедическая викторина

(итоговое занятие для 2-го класса)

С целью повышения эффективности коррекционной работы логопедические занятия можно проводить в форме игр, викторин и т.д. Подобные формы занятий не только повышают эмоциональный настрой детей, но и заставляют их активизировать все свои знания и возможности для достижения хороших результатов. Для подготовки к таким мероприятиям школьники получают задание предварительно. Например, придумать название командам, нарисовать эмблемы, выбрать капитана и т. д. Эта работа вызывает массу положительных эмоций, повышает мотивацию и интерес к занятиям. Я хотела бы предложить вариант проведения логопедической викторины с учащимися 2 классов. И хотя это не является основной формой логопедических занятий, надеюсь, что данный материал будет интересен специалистам в организации нетрадиционных форм проведения занятий.

Цель занятия : подвести итоги курса занятий (обобщить полученные знания и умения, вызвать у детей положительные эмоции и рефлексию, способствовать повышению самооценки, дать установку на дальнейшие успехи, получить обратную связь о результативности занятий).

Ход занятия:

Дети входят в зал под музыку и садятся на стулья. Логопед приветствует их, сообщает о цели данного мероприятия. Команды приветствуют друг друга. Далее логопед предлагает несколько конкурсных заданий. При подведении итогов после каждого конкурсного задания результаты заносятся в протокол.

Задание 1 . Разминка.

Оценка. За каждый правильный ответ команде засчитывается 1 очко.

    Сколько гласных звуков в русском языке? (Ответ: 6 гласных звуков.)

    Какая из букв ё, е, ю, у состоит из одного звука? (Ответ: буква У .)

    Какой из слогов фу, ну, фа, ха обозначает ноту? (Ответ: фа. )

    Назовите имя сказочного персонажа, которое начинается со слога Бу (Ответ: Буратино.)

    Назовите имя девочки, которое сложено из последних звуков названий следующих предметов: грабли, шар, астра. (Ответ: Ира.)

    Какая птица, потеряв одну букву, становится самой большой в Европе рекой?

    (Ответ: И-Волга.)

    Переставьте буквы в слове ИГРА так, чтобы получилось столица государства. (Ответ: Рига.)

    Чем кончается лето? (Ответ: буквой О.)

Задание 2 . Отгадайте ребусы.

Оценка. 1 очко за каждый правильно отгаданный ре бус .

(Ответ: весна, ведро, ветер, ветка, веник.)

Задание 3 . Совет мудрой совы.

Оценка. 1 очко за правильно составленное выражение.

На каждом колесе написано одно слово из шести букв. Прочитайте их, а затем расположите слова в таком порядке, чтобы получился совет мудрой совы.

(Ответ: Больше слушай, меньше говори.)

Задание 4. Играем в прятки.

Найдите среди строчек спрятанные названия насекомых.

Оценка. 1 очко за каждое найденное название насекомого.

Зна кома р ыбам хитрость рыболова.

Затих камы ш , мель кают в небе звезды.

(Ответ: комар, шмель)

Задание 5 . Назови одним словом. Конкурс капитанов команд.

Вопросы задаются каждому капитану по очереди.

Оценка. 1 очко за каждый правильный ответ.

    Мама приобрела за деньги настольный осветительный прибор.

(Ответ: настольная лампа.)

    Витя по небрежности лишился металлического приспособления для запирания и отпирания замка.

(Ответ: ключ)

    Мужчина преклонного возраста обнаружил под вечнозеленым колючим деревом гриб красного цвета с белыми пятнами на шляпке».

(Ответ: мухомор.)

    Стрекочущая, похожая на ворону птица села на верхушку сосны, растущей уже сто лет.

(Ответ: сорока.)

Задание 6. Аукцион «Кто больше?»

Используя слова «верблюд» и «газета» придумайте как можно больше предложений. (Например: Сколько верблюдов можно завернуть в одну газету? Верблюд сжевал газету и запил ее стаканом кока-колы.)

Оценка. 1 очко за каждое составленное предложение.

Задание 7. Буквы рассыпались.

Сложите элементы так, чтобы получились буквы.

Оценка. 1 очко за каждую правильно сложенную букву.

(Ответ: буквы К, Л,П).

Подведение итогов. Награждение участников.

Список использованной литературы

Волина В.В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 1994.

Дмитриев С.Д., Дмитриев В.С. Занимательная коррекция письменной речи. –

М.: Книголюб, 2005.

Климанова Л.Ф. Мой алфавит. – М.: Просвещение, 2001.

МБДОУ Белоярский детский сад «Теремок»

« Логопедическая викторина «Умники и умницы »»

Возрастная группа: Дети и родители старшей группы «Б» комбинированной направленности

Подготовила:

Шалгинова Мария Вячеславовна,

учитель-логопед

Белый Яр, 2016

Логопедическая викторина для детей

старшего дошкольного возраста и их родителей«Умники и умницы»

Цель: создание условий для выявления уровня ЗУН детей на начальном этапе коррекционно-образовательной работы.

Задачи.

Коррекционно-образовательная : создать условия для з акрепления приобретённых произносительных умений, знаний детей о единицах речи (звук, буква, навыков звукового анализа.

Коррекционно-развивающая : создать условия для развития навыков самоконтроля за правильным произношением звуков в собственной речи, наблюдательности, общей и мелкой моторики, ориентировки в пространстве, фонематического слуха.

Коррекционно-воспитательная : создать условия для воспитания у детей чувства ответственности и взаимопомощи.

Ход

Логопед: -Здравствуйте, уважаемые гости!

Крикните громко и хором, друзья,

Помочь откажетесь мне? (нет или да)

Деток вы любите? Да или нет?

Сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)

Я вас понимаю….

Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь откажетесь мне? (Нет)

Последнее спрошу у вас я :

Активными все будете? (нет или да)

Итак, с прекрасным настроением и энтузиазмом мы начинаем логопедическую викторину « Умники и умницы » , в которой примут участие четыре команды, состоящие из детей и их родителей .

Цель нашего мероприятия - не только желание показать кто лучше, но и продемонстрировать, чему научились ребята, как умеют работать в команде вместе с родителями , совещаться, обсуждать, находить правильное решение.

Теперь я напомню вам правила игры, состоящей из пяти раундов.

Представлю вашему вниманию членов жюри, которое подведет итоги викторины: ...

1 Раунд «Приветствие». Команды, представьтесь и назовите ваш девиз.

А) Команда «Пюсики»! Команда, каков ваш девиз?

- «Наши плюсы - малыши

Очень-очень хороши

Дружно за руки возьмемся

И с задачей разберемся!»

Б) Команда «Умники»! Команда, каков ваш девиз?

- «Один ум хорошо,

А команда умов лучше!»

В) Команда «Крепкие орешки»! Команда, каков ваш девиз?

- «Решаем все без лишней спешки,

Ведь мы - крепкие орешки!»

Г) Команда «Мыслители»! Команда, каков ваш девиз?

- «Мы будем мыслить, убеждать,

Идя к финалу - побеждать!»

2 Раунд «Разминка»

1. Из чего состоит любое сказанное слово?

2. Вопрос детям: что такое звук?

3. Вопрос детям: что такое буква?

4. Общий вопрос:что мы видим, читая книгу?

5. Общий вопрос: какие бывают звуки?

6. Какой гласный звук не может находиться в начале слова?

7. На листе изображено артикуляционное упражнение. Как оно называется?

а) «Горка»

б) «Грибок» (+)

в) «Лопаточка»

3 Раунд «Звуко - Буквоград»

1. Общее задание: у каждой команды листы, на которых изображены буквы. Ваша задача: обвести в кружок красным маркером все гласные буквы.

2. Задание для родителей: произнести представленную на доске скороговорку без запинки.

3. Задание для детей: положить в корзинку только те картинки, в начале слов которых есть звук «А».

4. Задание для родителей: Буратино загадал загадку - перепутал буквы в слове. Расставьте буквы в правильном порядке.

4 Раунд «Перемена»

Наша переменка покажет, насколько хорошо развита ваша артикуляционная моторика.

Артикуляционная сказка «У бабушки с дедушкой». Во время сказки участники должен видеть себя в зеркале.

Толстые внуки приехали в гости

С ними худые - лишь кожа да кости

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись

Поцеловать они всех потянулись

Утром проснулись - в улыбочку губы

Чистили мы свои верхние зубы

Вправо и влево, внутри и снаружи

С нижними зубками тоже мы дружим

И самоваром мы попыхтим

Блюдца поставим - положат нам блин

Блинчик жуем, завернем и прикусим

Блинчик с вареньем малиновым вкусным.

Чашки поставим, чтоб чаю налили

На нос мы подули и чай остудили.

надуваем щёки,

втягиваем щёки

губы в широкой улыбке

губы тянутся вперёд

широкая улыбка

чистим верхние зубы языком

соответствующие движения широким языком

повторение этих движений языком в позиции нижних зубов

одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы

широкий язык лежит на нижней губе

жуём распластанный язык, прикусываем его, завернув за нижние зубы

облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад

широкий язык загибаем кверху чашечкой,

подуть с «чашечки» вверх

5 Раунд.

1. Задание для родителей: продолжить рисунок по клеткам.

2. Задание для детей - на ловкость рук: на счет «три» - намотать ниточку на карандаш, перебирая пальчиками обеих рук.

Вот и подошло к концу наше мероприятие.

Сегодня мы послушали наших ребят и родителей. Увидели, как дети стараются быть активными и внимательными, выполнять правильно задания. А сейчас послушаем жюри, которое подведет итоги конкурсов.

Жюри подводит итоги конкурсов, награждает победителей и участников.