Методы криминологии. Применение в криминологии общенаучных методов познания

Методология и методики криминологии

С учетом вышеуказанных задач, целей, функций и проблем необходимо разобраться с криминологической методологией. Это - один из самых сложных вопросов.

Методология и методика любой науки имеет важное значение, так как они всегда привязываются к предмету исследования и определяют надежность и достоверность его результатов.

Методика и методология – два разных определения.

Методологическая база криминологии – это система принципов и способов организации и построения ее деятельности, которая определяет научную достоверность исследований и их результатов. Методология – это глубокое, всестороннее, верное познание социальных явлений.

Методология криминологического исследования, как и любого другого, зависит от предмета и объекта исследования, стоящих перед исследователем задач. Предмет криминологического исследования - закономерности поведения преступника, их детерминации, причинности, подверженности различным воздействиям, а объект – преступность в различных проявлениях, продуцирующих ее влияние, и влияющие на ее явления, процессы, характер воздействия на преступность и последствия такого воздействия.

Методология современной отечественной криминологии, определяющая методы криминологических исследований, общую принципиальную тенденцию в подходе к оценке тех или иных фактов социальной действительности, базируется "на материалистической сущности и диалектическом характере взаимодействия явлений".

Подметодикой понимается – совокупность конкретных приемов, способов, методов, средств (инструментов) сбора, обработки и анализа информации о преступности, ее причинах и условиях и личности преступников, а также о мерах борьбы с ней. Несмотря на их частный характер, они также имеют общенаучное значение, так как могут быть использованы в смежных с криминологией науках для изучения пограничных с криминологией проблем (например, проблемы отклоняющегося поведения и т.п.

Конечным результатом исследований должны быть практические выводы с предложениями, рекомендациями о совершенствовании практики борьбы с преступностью, улучшении деятельности правоохранительных органов и других субъектов профилактики. Поэтому в понятие методики следует включать и методы разработки таких выводов, предложений, рекомендаций.

Криминологическое исследование – это один из видов социального исследования в его широком понимании. Оно осуществляется с применением всех методов использования общественных явлений. При этом учитываются особенности предмета и содержания криминологии.

Из общенаучных методов криминология использует:

Описание,

Наблюдение,

Эксперимент,

Восхождение от абстрактного к конкретному,

Гипотеза,

Системно-структурный анализ,

Исторический метод,

Сравнение,

Динамические и статистические методы.

Описание. Это систематическое изложение сведений, характеризующих изучаемый объект в совокупности или какой-нибудь один из специально заданных его параметров. Например, описание феномена преступности несовершеннолетних, описание признаков, характеризующих преступный профессионализм и т.п.

Наблюдение. Это изучение предмета исследования непосредственно в процессе жизни. В криминологических исследованиях этот метод отличается своеобразием. Он используется при обследовании условий жизни лиц, совершивших преступления, при изучении процесса исправления и перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей, при анализе эффективности профилактических мер и т.п.

Различают три вида наблюдения: включенное, наблюдение-участие и самонаблюдение. Разница между ними состоит в степени активности наблюдающего лица.

Особенно интересен, но имеет ограниченное применение метод включенного наблюдения, при котором наблюдатель выполняет роль участника наблюдаемой группы, являясь ее полноправным членом.

Самонаблюдение может осуществляться по заданию исследователя конкретной проблемы работником правоохранительных органов, судьей, адвокатом и т.п., приглашенными к участию в исследовании этой проблемы.

Эксперимент. Планируемое в научных целях воспроизведение какого-либо явления или события применимо в криминологии в весьма ограниченных масштабах. Нельзя, например, экспериментально воспроизвести преступное деяние. В то же время иногда сама жизнь ставит эксперименты, изучить которые обязан криминолог. Например, в ряде регионов РК в настоящее время будет вводиться суд присяжных. Изучение эффективности его деятельности, воздействия его практики на состояние преступности - задача криминологии.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Научная абстракция означает отвлечение в процессе познания от несущественных сторон изучаемого явления с целью сосредоточения на его основных, существенных чертах. Научная абстракция - необходимая ступень в познании объективного мира. При этом важно и практически выявить, изучить, как научная абстракция соотносится с конкретными фактами, как она воплощается в действительности.

Гипотеза. Любому научному исследованию предшествует построение гипотезы, т.е. научно обоснованного предположения, определяющего общее направление исследования.

Системный подход. Такой подход предполагает "рассмотрение изучаемого объекта (в нашем случае преступности и общества) как определенной сложно организованной системы, имеющей определенную структуру, содержащую известное количество взаимосвязанных элементов". Использование этого метода означает, что преступность рассматривается как социальное явление, которое анализируется во взаимодействии с социальной системой и ее структурными элементами (политикой, экономикой, культурой и др.).

Исторический метод. Этот метод используется для изучения преступности в развитии, с его помощью прослеживаются особенности развития преступности за определенный период времени.

Разновидностью исторического метода является сравнительно - исторический , в ходе использования которого можно сравнить состояние преступности в целом или одних и тех же ее видов (например, корыстной, корыстно-насильственной, насильственной) в разные исторические периоды.

Динамический (длящийся, лонгитюдный) метод. Этот метод заключается в изучении одного и того же объекта в разные периоды. Временные интервалы изучения могут быть различны - 3-5, 10-15 лет и т.д., важно лишь, чтобы исследование велось по одному и тому же объекту и по одной и той же методике.

Статистический метод. Он находит широкое применение в криминологических исследованиях, что вполне понятно. Преступность - это социальное явление, которое может быть представлено через ряд количественных показателей (число зарегистрированных за год преступлений, число лиц, привлеченных к уголовной ответственности, число раскрытых преступлений всего и по отдельным видам - убийства, кражи и т.п..



Также в криминологии имеются свои собственные "инструменты" , определяемые выборочно для изучения конкретных проблем. Их, как уже было сказано ранее, называют методиками .

Для решения конкретной научной проблемы используются следующие методики конкретного криминологического исследования:

Экспертные опросы,

Анкетирование документов,

Методики психологического анализа личности и др.

Опросы. В зависимости от цели исследования могут опрашиваться представители различных групп населения - преступники (рецидивисты, несовершеннолетние и т.д.), работники правоохранительных органов и т.п. Модификации опросов - это беседы, интервью. Чаще всего опросы проводятся по заранее разработанной анкете, содержащей перечень вопросов, ответы на которые хотел бы получить исследователь.

Экспертные опросы. Такие опросы требуют для своего проведения выбора высококвалифицированной группы опрашиваемых, жизненный и профессиональный опыт которых позволяет считать их мнение своеобразным эталоном при решении тех или иных проблем. В качестве таковых обычно приглашаются работники правоохранительных органов, научные сотрудники и т.п.

Анкетирование документов. Это способ получения информации из документов. Как правило, анкетированию подвергаются уголовные дела, личные дела осужденных, содержащихся в ИУ. Однако возможно получение информации и из других документов: актов различного рода экспертиз, надзорных и наблюдательных производств и т.п. Для изучения документов целесообразно составлять анкету, программу. Это позволяет строго формализовать полученную информацию, а в дальнейшем использовать вычислительную и компьютерную технику.

Методика психологического анализа личности. Это тестирование определенного круга лиц для выявления способности к определенному виду деятельности, изучения интеллектуальных возможностей, направленности к агрессии и т.п.

Криминологическое исследование - это один из видов социального исследования в его широком понимании. Оно осуществляется с применением всех методов использования общественных явлений. При этом учитываются особенности предмета и содержания криминологии. используются следующие общенаучные методы познания:

восхождение от абстрактного к конкретному;

гипотеза;

системно-структурный анализ;

исторический метод;

сравнение;

динамический и статистический методы.

В криминологии применяется метод познания - системный подход . Этот метод предполагает рассмотрение исследуемого объекта как некоторого единства взаимодействующих элементов, а качество объекта определяется не столько набором составляющих его элементов, сколько характером взаимодействия между ними.

В криминологии применяется и другой общенаучный метод познания - структурно-функциональный анализ. Так, значение профилактики преступности может быть правильно объяснено только при том условии, что профилактика преступлений будет изучаться в ее взаимодействии с другими элементами, входящими в систему мер предупреждения преступности.

Среди конкретных методов для проведения исследований преступности используются статистические и социологические методы .

Статистические методы применяются:

1)для цифровой характеристики количественно-качественных п оказателей преступности;

2)для установления зависимости между преступностью несовершеннолетних и общей преступности и другими социальными процессами (например, между уровнем жизни и преступностью);

3)для дачи прогноза о тенденциях преступности;

4)для оценки эффективности деятельности правоохранительных органов (например, уровня раскрываем ости преступлений).

Статистическое наблюдение представляет собой сбор сведений о преступности, учтенных и зарегистрированных в документах первичного учета, которые ведутся в правоохранительных органах. Например, в МВД и прокуратуре России к документам перви чного учета, содержащим сведения о преступности, относятся:

Статистическая карточка на выявленное преступление (форма №1);

-статистическая карточка о результатах расследования преступл ения (форма №1.1);

-статистическая карточка на преступление, по которому лицо, его сове ршившее, установлено (форма №1.2);

Статистическая карточка на лицо, совершившее преступление (форма №2);

-статистическая карточка о движении уголовного дела (форма №3);

Статистическая карточка о результатах возмещения материального ущерб и изъятия предметов преступной деятельности (форма №4);



-статистическая карточка о результатах судебного рассмотрения (форма №6)

Группировка представляет собой систематизацию документов пе рвичного учета, подсчет данных, их распределение по определенным признакам.

Сводка предполагает сведение результатов обработки данных воедино и воплощение в форме, доступной для восприятия, т.е. в виде таблиц, графических изображений.

Статистический анализ представляет собой обобщение, сравнение, сопоставление полученных данных между собой.

Среди социологических (частнонаучных) методов наибольшое распространение получили такие методы как наблюдение (включенное и невключенное), экспертная оценка, социометрия, анкетный метод, анализ.

Применение конкретно-социологических методов:

изучение документов;

опросы в форме анкетирования и интервью;

наблюдение;

эксперимент;

тестирование;

интервью;

Интервью - беседа, один на участников которой задает вопросы, а другой на них отвечает. Достоинство - позволяет получить необходимую информацию быстрее и полнее. Раз-новидности интервью - свободное и стандартизированное.

Тестирование - метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи(тесты). Три этапа тестирования:выбор теста, проведение и интерпретация результатов.

Анкетный метод - это способ исследования путем оп-роса лиц или обобщения сведений, содержащихся в уголов-ных делах, по специально разработанной анкете.

Различаются анкеты закрытые и открытые, а также от-крыто-закрытые анкеты.

Преимущества метода - дает возможность: в короткий срок и при небольших затратах охватить значительную группу изучаемых лиц; быстро провести повторные опросы через определен-ный промежуток времени; достичь эффекта анонимности опрашиваемых. Недостатки метода : дает сведения о мнениях о поступках. и не о самих по-ступках; вероятна возможность ошибочных записей из-за непо-нимания характера вопроса.



Социометрия - измерение социально-психологических связей между людьми, позволяющее проследить криминоло-гические особенности взаимоотношений.

Экспертная оценка - необходима для прогнозирования тех или иных явлений. В основе результата оценки факторов, влияющих на преступность, находится мнение соответст-вующих специалистов, ответы которых обобщаются и ана-лизируются для определения их усредненного значения.

Документальный метод предполагает изучение доку-ментов, представляющих интерес в криминологических ис-следованиях; обобщение судебно-следственной практики;

опросы преступников, других лиц; проведение психологиче-ских тестов; социограммы.

Эксперимент и условия. Условия - ограниченность применения в связи с про-блемами этического характера. Возможность применения для проверки действия социально-положительных факторов, эффективности профилактической работы.

Наблюдение - процесс визуального восприятия обста-новки (ситуации). Виды наблюдения: непосредственное и включенное.

При непосредственном наблюдении обстановки (ситуации), имеющей криминологическое значение, исследо-ватель лимитирует свою деятельность созерцательным на-блюдением конкретной ситуации.

При осуществлении включенного наблюдения исследо-ватель является активным участником изучаемого процесса в коллективе (группе), где о его роли в ряде случаев может быть никому не известно.

Изложенные методы успешно применяются для разра-ботки и воплощения в жизнь комплексных программ борьбы с преступностью на общегосударственном и региональном уровнях.

Применение методов: для разра-ботки и воплощения в жизнь комплексных программ борьбы с преступностью на общегосударственном и региональном уровнях.

Криминологическое исследование – это один из видов социального исследования в его широком понимании. Оно осуществляется с использованием всех методов исследования общественных явлений. При этом учитываются особенности предмета и содержания криминологии.

Используются следующие общенаучные методы познания:

1) восхождение от абстрактного к конкретному;

2)гипотеза;

3) системно-структурный анализ;

4) исторический метод;

5) сравнение;

6) динамические и статистические методы.

1. Восхождение от абстрактного к конкретному. Этот метод познания предполагает определенный уровень теоретической подготовки исследователя, выдвижение гипотез, использование теоретических понятий и представлений, абстрактное мышление. Здесь важно иметь в виду два момента.

Первый – это то, что теоретическая, методологическая вооруженность предопределяет объем, глубину познания исследователя и его путь. Не следует каждый раз "танцевать от печки". Необходимо ознакомиться с тем, что было сделано ранее. С этой точки зрения особое значение имеет теоретическое знание о преступности, ее детерминации, эффективности тех или иных мер борьбы с ней. Не удается сформулировать научно-обоснованные положения тому, кто не овладел теорией криминологии и исходит только из обыденных представлений о преступности.

Вторая сторона проблемы – восхождения от абстрактного к конкретному – заключается в том, что следует постоянно помнить о недостаточной познанности явления "преступность" и процессов ее продуцирования. Кроме того, преступность постоянно изменяется. Поэтому в процессе исследований криминологу важно быть "открытой системой" и не стремиться "укладывать"новые данные в уже имеющиеся теоретические представления и схемы. Необходимо сопоставлять с ними, учитывать их, но надо быть готовым и обоснованно изменять эти схемы, теории. Творческое развитие всегда предполагает новые исследования, получение неизвестных ранее данных и осмысление соответствующих результатов. Без этого нет творческого развития теории.

2. Гипотеза. Она дает направление поиску, акцентирует внимание исследователя на тех или иных моментах действительности, позволяет целенаправленно вести изучение.

Гипотеза, во-первых, должна согласовываться с установленными в криминологии научно-обоснованными положениями; во-вторых, характеризоваться обоснованной вероятностью соответствующего предположения.

Отсюда следует, что не всякое предположение, строго говоря, является гипотезой. Обычно под гипотезой понимают такое предположение, которое заслуживает того, чтобы его проверили.

Выдвижение, формулирование гипотезы требуют оценки уже имеющихся теоретических и эмпирических данных, их соотнесения с предметом, объектом и задачами исследования. Эта работа проводится в процессе подготовки исследовательской программы.

Например, при изучении причин региональных различий преступности были выдвинуты следующие гипотезы:

а) различия преступности в краях, областях, республиках определяются частично разной степенью латентности преступности, т. е. ее отражением в уголовной статистике, и это заставило использовать методики выявления латентности преступности;

б) различия определяются экономическими, социально-культурными характеристиками регионов, что выявлялось путем изучения экономических, социальных, культурных условий жизни людей;

в) различия определяются характеристиками населения (в одних регионах больше, чем в других, ранее судимых, алкоголиков, социальных неудачников и т. д.), и соответственно исследовались процессы формирования населения региона, удельный вес лиц, ранее совершавших преступления, алкоголиков, не имевших постоянного источника дохода, и т. д.;

г) различия определяются состоянием социального контроля в регионах, в том числе правоохранительной деятельности. Соответственно выяснялось, как происходит процесс выявления, пресечения преступлений, привлечения к ответственности и наказания виновных, как функционируют контролирующие органы, как обеспечивается охрана общественного порядка и т.д.

3. Системный подход. Сейчас все чаще говорят о системном движении, которое включает наряду с системным подходом общую теорию систем, системный анализ, философское осмысление системности мира.

Этот метод предполагает рассмотрение изучаемого объекта (в нашем случае преступности и общества) как определенной сложно организованной системы, имеющей определенную структуру, содержащую известное количество взаимосвязанных элементов.

Известно, что автомобиль представляет собой систему, состоящую из определенным образом собранных деталей. Если его разобрать и, не убирая ни одной детали, все сложить вместе – это уже будет груда деталей, а не машина. А что такое преступность: множество преступлений или их система?

В криминологии имеет значение взаимосвязь двух аспектов применения системно-структурного метода.

Во-первых, рассмотрение преступности как множества взаимодействующих преступлений и лиц, их совершающих, обнаружение взаимодействий между ними. При этом анализируется структура преступности, характеристики различных элементов, их взаимодействие.

Во-вторых, преступность исследуется в рамках более общей системы – общества.

4. Исторический метод. Обеспечивает изучение преступности в историческом разрезе, в движении. При анализе преступности берется, как правило, длительный период, позволяющий вскрывать устойчивые характеристики и тенденции преступности, а также ее взаимосвязи с иными явлениями.

В последние годы выделяются несколько пятилетних периодов, отражающих разные этапы жизни российского общества: социалистический разных периодов (наращивания темпов экономического, социального развития и период застоя), периоды перестройки и реформ.

При изучении региональных различий преступности применяется сравнительно-исторический метод как разновидность исторического. При этом осуществляется: а) сравнение однотипных явлений на протяжении одного и того же периода (преступности несовершеннолетних, молодежи и т. д.) в разных регионах; б) сравнение одних и тех же характеристик в разные периоды в каждом из регионов.

5. Сравнительный метод используется также широко. Сравнивается преступность в разных государствах, в разных регионах государства, преступность лиц разного пола, возраста, социального положения и др. При этом появляется возможность получить новые данные о причинах преступности, ибо различия преступности накладываются на различия социально-экономических и других характеристик государств, регионов.

При использовании метода сходства устанавливаются повторяющиеся характеристики преступности и повторяющиеся условия жизни людей, совпадающие в пространственно-временном отношении с характеристиками преступности. Соответствующие совпадения служат основанием для дальнейшего исследования факта и механизма взаимосвязей этих условий и преступности.

При использовании метода различия устанавливаются те характеристики преступности, которые встречаются в одних государствах, регионах и не обнаруживаются в других. Такого рода материал также служит базой для выдвижения и проверки гипотез о причинной зависимости преступности от конкретных условий среды.

В криминологии сравнительный метод приобретает особое значение при выявлении специфики чего-либо.

6. Динамические и статистические методы широко используются в криминологических исследованиях. Особенно статистические методы, рассчитанные на исследования массовых явлений, одним из которых является преступность.

Динамические и статистические методы дают разное знание. Динамические закономерности – это закономерности развития. Их применение непосредственно ведет к обнаружению причинных зависимостей.

Например, в течение двадцати лет осуществлялось всестороннее изучение личностных характеристик и судьбы более ста сорока человек, которые в несовершеннолетнем возрасте совершили преступления. Первый этап исследования – это изучение испытуемых в возрасте 14–17 лет сразу после совершения преступления; второй – через десять лет; третий – еще через десять лет. Это позволило установить, с какими обстоятельствами было связано и как именно преступное поведение на первом этапе, рецидив преступлений в последующем у одних, исправление других, крайняя деморализация третьих.

При статистическом исследовании используются обобщающие показатели; К ним предъявляются следующие основные требования:

а) изучаемая совокупность должна быть однородной по составу. Нельзя, например, сравнивать тяжкую преступность, регистрировавшуюся до 1 июля 1994 года и после этого времени, так как резко изменился крут тех деяний, которые законодатель после 1 июля 1994 года стал относить к тяжким;

б) изучаемая совокупность должна быть достаточно массовой, иначе на результат могут повлиять случайные отклонения. Поэтому криминологи не анализируют преступность в разрезе месяцев года, по кварталам. Если им необходимо выявить сезонные колебания преступности, то берется значительное количество лет и только тогда делается вывод о закономерностях сезонных колебаний преступности.

В процессе исследований нередко применяется выборочное наблюдение, но при этом важно обеспечить получение представительных (репрезентативных) данных.

В криминологическом исследовании используются следующие общенаучные методы познания.

  • 1. Восхождение от абстрактного к конкретному. Данный метод познания предполагает определенный уровень теоретической подготовки исследователя, выдвижение гипотез, использование теоретических понятий и представлений, абстрактное мышление. Здесь важно иметь в виду два момента:
    • а) необходимо ознакомиться с тем, что было сделано ранее. Не удается сформулировать научно обоснованных положений тому, кто не овладел теорией криминологии, не ознакомился с научными данными, полученными предшественниками, и исходит только из обыденных представлений о преступности;
    • б) следует постоянно помнить о недостаточной изученности явления преступности и процессов ее продуцирования, о постоянных изменениях данного явления. Поэтому в процессе исследований криминологу важно быть открытой системой и не стремиться всеми силами укладывать новые данные в уже имеющиеся теоретические представления и схемы.
  • 2. Формулирование гипотез. Гипотеза дает направление поиску, акцентирует внимание исследователя на тех или иных моментах действительности, позволяет целенаправленно вести изучение.

Гипотеза должна согласовываться с установленными в криминологии научно обоснованными положениями; характеризоваться обоснованной вероятностью соответствующего предположения.

Не всякое предположение можно назвать гипотезой. Под гипотезой понимают такое предположение, которое заслуживает того, чтобы его проверили. Выдвижение, формулирование гипотезы требует оценки уже имеющихся теоретических и эмпирических данных, их соотнесения с объектом, предметом и задачами исследования. Эта работа проводится в процессе подготовки исследовательской программы.

3. Системно-структурный метод предполагает рассмотрение изучаемого объекта (в нашем случае преступности и общества) как определенной сложно организованной системы, имеющей определенную структуру, содержащую известное количество взаимосвязанных элементов. Имеется в виду, что преступность - это не простое множество преступлений, а их система, о чем подробнее говорится в следующих главах.

В криминологии имеет значение взаимосвязь двух аспектов применения системно-структурного метода. Во-первых, преступность рассматривается как множество взаимодействующих преступлений и лиц, их совершающих, обнаруживаются взаимодействия между ними. При этом анализируются структура преступности, характеристики различных элементов, их взаимодействие. Во-вторых, преступность исследуется в рамках более общей системы - общества и такой его подструктуры, как отрицательные девиации (отклонения). Выявляются внешние связи преступности с различными характеристиками общества и разными его составляющими, выделяются главные среди них, в том числе причинные связи, т. е. порождающие преступность.

В процессе системно-структурного анализа обычно широко используются математические методы. В криминологии их применение еще недостаточно развито. Ограниченно используются методы математического моделирования. В то же время распространена практика проведения корреляционного, кластерного анализа и применения некоторых других математических методов с использованием ЭВМ.

4. Исторический метод - изучение преступности в историческом разрезе, в движении. При анализе преступности берется, как правило, длительный период, позволяющий вскрывать устойчивые характеристики и тенденции преступности, а также ее взаимосвязи с иными явлениями.

При изучении региональных различий преступности применяется сравнительно-исторический метод. При этом осуществляется:

  • а) сравнение однотипных явлений на протяжении одного и того же периода (преступности несовершеннолетних, молодежи и т. д.) в разных регионах;
  • б) сравнение одних и тех же характеристик в разные периоды в каждом из регионов.
  • 5. Сравнительный метод. Сравнивается преступность в разных государствах, в разных регионах государства, преступность лиц разного пола, возраста, социального положения и др.

При использовании сравнительного метода устанавливаются повторяющиеся характеристики преступности и повторяющиеся условия жизни людей, совпадающие в пространственно-временном отношении с характеристиками преступности. Соответствующие совпадения служат основанием для дальнейшего исследования факта и механизма взаимосвязей этих условий и преступности. При использовании метода различия устанавливаются те характеристики преступности, которые встречаются в одних государствах, регионах и не обнаруживаются в других. Такого рода материал также служит базой для выдвижения и проверки гипотез о причинной зависимости преступности от конкретных условий среды.

6. Динамические и статистические методы широко используются в криминологических исследованиях. Особенно статистические методы, рассчитанные на исследования массовых явлений, одним из которых является преступность. Динамические и статистические методы дают разное знание.

Статистика, находя и измеряя общие свойства, устанавливает общие статистические закономерности, основанные на действии закона больших чисел. Она не объясняет внутренний механизм формирования закономерностей, не вычленяет причинные зависимости. Поиск статистических закономерностей осуществляется путем нахождения и измерения общих свойств явлений. Например, статистически было доказано, что от 60 до 80% рецидивистов совершали первые преступления в несовершеннолетнем возрасте. Но на чем основана эта статистическая закономерность? Для ответа на данный вопрос были изучены динамические закономерности поведения и проведено длящееся изучение личности преступника в ее взаимодействии с социальной средой.

Динамические закономерности - это закономерности развития. Их применение непосредственно ведет к обнаружению причинных зависимостей. В частности, в течение 20 лет осуществлялось комплексное изучение личностных характеристик и судьбы более 140 человек, которые в несовершеннолетнем возрасте совершили преступления. Первый этап исследования - изучение испытуемых в возрасте 14-17 лет сразу после совершения преступления;

второй - через 10 лет; третий - еще через 10 лет. Это позволило установить, с какими обстоятельствами было связано совершение преступлений и как именно происходил рецидив преступлений у одних, исправление других, крайняя деморализация третьих.

Таким образом, со статистическим исследованием всегда связан поиск закономерностей. Но обнаружение их характера (причинного, связи состояний или иного) требует применения комплекса методов.

При статистическом исследовании используются обобщающие показатели. К ним предъявляются следующие основные требования:

  • а) изучаемая совокупность должна быть однородной по составу. Нельзя, например, механически сравнивать преступность, регистрировавшуюся до и после 1 января 1997 г., так как с введением нового УК РФ изменились круг деяний, которые законодатель относит к числу преступлений, диспозиции статей, да и впоследствии в УК РФ неоднократно вносились изменения и дополнения;
  • б) изучаемая совокупность должна быть достаточно массовой, иначе на результат могут повлиять случайные отклонения.

В процессе исследований нередко применяется выборочное наблюдение, но при этом важно обеспечить получение представительных (репрезентативных) данных.

Читайте также:
  1. III. Степени сравнения прилагательных и наречий, порядок слов в английском предложении, типы вопросов.
  2. q]1:1: Закономерности формирования совокупного спроса и совокупного предложения на товары и факторы производства на мировом рынке являются объектом изучения
  3. А. Конец династии Рюриковичей и вопрос о престолонаследии
  4. Б) обращение с вопросом к членам Правительства Российской Федерации на заседании Государственной Думы.
  5. Б. Внутренняя политика Александра I. Вопрос о конституции. Усиление политической реакции

Цена вопроса (баллов): 1

Вариантов ответов:

1. предупреждение профилактика преступности, методика расследования преступлений, личность преступника,

личность жертвы

2. преступность, причины и условия преступности, личность преступника, предупреждение или профилактика

преступности

3. личность жертвы, личность преступника, предупреждение и профилактика преступности, преступность

4. личность преступника, преступность, личность жертвы, причины и условия преступности

Верный ответ: 1 Вариантов ответов: 4

ВОПРОС N 10. Наиболее тесно криминология связана с неюридическими науками

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

Вариантов ответов:

1. психология

2. социология

3. статистика

4. психология, социология и статистика

Верный ответ: 4 Вариантов ответов: 4

ВОПРОС N 11. Система знаний криминологии состоит из

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

Вариантов ответов:

1. четырех элементов, составляющих предмет криминологии

2. общей и особенной частей

3. методик разрабатываемых по предупреждению преступности

4. признаков характеризующих личность преступника

ВОПРОС N 12. Динамический метод в криминологии применяется для

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

Вариантов ответов:

1. философского осмысления системности мира

2. выяснения причин преступности

3. изучения закономерностей развития преступности

4. изучения личности

ВОПРОС N 13. Методика в криминологии – это

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

Вариантов ответов:

1. научное обеспечение предупреждения преступности

2. комплекс показателей, характеризующих состояние преступности

3. совокупность приемов, способов, методов, средств сбора, обработки и анализа информации о преступности,

ее причинах и условиях, о личности преступника, о мерах борьбы с преступностью

4. организация криминологических исследований и прогнозирование

Верный ответ: 3 Вариантов ответов: 4



ВОПРОС N 14. Характерная черта методики криминологии – это

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

Вариантов ответов:

1. проведение экспертиз

2. эффективность

3. субъективизм

4. междисциплинарный и комплексный характер

Верный ответ: 2 Вариантов ответов: 4