В отношениях с внешним миром. Связь человека с внешним миром

Каждый, кто более или менее серьезно интересуется «внутренними» стилями, должен четко представлять себе так называемые Пять ворот, через которые происходит взаимодействие организма с внешней средой. Хотя мы поистине купаемся в океане всевозможных энергий, как вселенских, так и порожденных другими обитателями «тварного» мира, наша Ци отнюдь не смешивается с ними свободно и хаотично, а выходит на контакт через строго определенные коммутационные пункты, обладающие пропускной способностью в обе стороны, наружу и внутрь. Их всего пять.

Голова

Имеется в виду вся голова, хотя более конкретно следует говорить о точках инь-тан (между бровей) и бай-хуэй (на самой что ни на есть макушке). Через нос и рот к нам поступают пища и воздух, принося «посленебесную» Ци, через глаза и уши идет главный поток информации, обоняние и вкусовой анализатор также вносят свою лепту. Однако не все так замечательно — органы чувств совершенно обоснованно именуют заодно «ворами», расхищающими драгоценную силу.

Глазея на что-нибудь слишком долго и внимательно, занимаясь пустой болтовней и тому подобными приятными вещами, мы неизбежно рассеиваем Ци в пространство. Вероятно, каждому знакома некоторая опустошенность, возникающая после долгого никчемного трепа с одним или несколькими прилипчивыми собеседниками. Чем интенсивнее и эмоциональнее обмен репликами, тем больший ресурс вылетает в никуда, а крики выплескивают энергию просто ведрами. Поистине, молчание — золото! В стародавние времена буддийским монахам рекомендовалось держать глаза опущенными долу, а рот, естественно, на замке, каковому правилу они следуют по сей день.

Ладони

В принципе, достаточно осознавать и мысленно контролировать ладони вообще, но собственно «вратами» считаются точки лао_гун, находящиеся почти в центре, на линии среднего пальца. Они принадлежат каналу перикарда, который начинается в четвертом межреберье и тянется по внутренней стороне рук. Если несильно сжать кулак, кончик среднего пальца упрется в эту точку.

Именно благодаря способности ладоней отдавать и забирать энергию мы наблюдаем такие феномены, как целительство, диагностика, «энергетические» удары в разных школах единоборств, перемещение предметов на расстоянии (телекинез) и прочие чудеса.

Ступни

Как и ладони, каждая ступня имеет четко обозначенный вход—выход энергии. Это точки юн-цюань, которыми начинается довольно длинный меридиан почек. Номинально — это «центр» подошвы, хотя чисто внешне точка слегка сдвинута вперед. Через юн-цюань мы взаимодействуем с земной Ци, «поднимая» ее вверх, и через них же «сбрасываем» всю энергетическую «грязь» и всяческие излишки.

Таким образом, ступни подобны заземлению, без которого любая нежная аппаратура рано или поздно сгорает как из-за собственных пробоев, так и под воздействием грубых внешних токов. Вот почему полезно ходить босиком, давая возможность матушке Земле (именно так — Земле в планетарном смысле) оттянуть на себя то, что успело налипнуть снаружи или скопиться внутри, и вот почему чрезмерное охлаждение ног грозит болезнями почек.

Издревле считается, что ежеутренний массаж юн-цюань или ступней целиком оказывает благотворное влияние на весь организм, способствуя исцелению от «ста болезней». Массировать следует не менее трех-пяти минут круговыми движениями большого пальца либо ладонью, совместив лао-гун и юн-цюань.

Документально отмечена привычка знаменитого поэта древности Су Дун-по заниматься подобным каждое утро и каждый вечер перед сном, что принесло ему завидное долголетие.

Неконтактные народы всегда завораживали представителей западной цивилизации, и этот интерес вполне оправдан – ведь в мире осталось ничтожное количество племен, живущих в полной изоляции, и их образ жизни радикально отличается от привычного нам. В редких случаях любопытство оказывается взаимным, и прежде незнакомые с цивилизацией народы идут на контакт сами. Увы, чаще всего попытки установить с ними связь приводят к настоящей трагедии.

15. Племя Акри

Около десяти лет назад представители власти в Перу наотрез отказывались верить, что неконтактные народы все еще проживают в лесах Амазонки, и даже сам президент назвал это «выдумками защитников природы», препятствующих добыче нефти. Индийскому национальному фонду Бразилии (FUNAI) пришлось отправиться к предполагаемым местам обитания племен, чтобы добыть доказательства их существования и защитить их от вторжения жадных завоевателей. Фотографии, которые сделал FUNAI в 2008 году, оказали огромное влияние на судьбу людей из племени, проживающего в тропических лесах штата Акри. Однако те об этом не подозревали, и встретили вертолет выстрелами из лука.

14. Тагаери

В 1987 году 67-летний епископ Алехандро Лабака и 50-летняя сестра Инес Аранго прибыли в национальный парк Ясуни в Эквадоре, где они надеялись проповедовать христианство изолированному народу тагаери. Несколько дней спустя за ними вернулся вертолет, но пилота ждало ужасающее зрелище: миссионеры были убиты, а их тела выставили напоказ, чтобы отпугнуть чужаков. Миссионеры были прибиты к земле 21 деревянным копьем, а на их телах насчитывалось еще 109 порезов, которые заткнули листьями, чтобы замедлить кровотечение, и тем сам продлить страдания. Считается, что эти убийства стали местью европейским нефтяным компаниям, которые исследовали этот регион. Взрывы, которые устраивали исследовательские группы в поисках нефти, доставляли тагаери огромные неудобства – они распугивали обезьян, которые служат для племени главным источником питания.

13. Биами

Знаменитый телеведущий-натуралист сэр Дэвид Фредерик Аттенборо отправлялся на первую встречу с народом биами с большой опаской – и можно ли его винить? Ведь всего пару десятилетий назад биами все еще практиковали каннибализм. С племенем, которое до этого момента считалось неконтактным, связались в 1997 году для съемок документального фильма «A Blank on the Map». Несмотря на кровожадную историю, члены племени встретили съемочную группу довольно дружелюбно, однако, по понятным причинам, насторожились, когда она попыталась проследовать за ними до дома, и вскоре вновь исчезли в дебрях леса. Недавно с кланом встретился исследователь Пирс Гиббон, и бывшие каннибалы с радостью поделились воспоминаниями о кровавом прошлом.

Самый известный неконтактный народ обитает на Северном Сентинельском острове в Индийском океане. Хотя сентинельцы определенно знают о существовании внешнего мира, они никогда не стремились стать его частью и активно избегают любых контактов. С 1967 по 1997 год люди неоднократно предпринимали попытки связаться с сентинельцами, на что те отвечали градом стрел и копий. Пострадавших от таких контактов немало: например, в 1974 году журналисту National Geographic проткнули копьем ногу, а несколько любопытных туристов были даже убиты. В связи с этим в середине 90-х правительство Индии издало указ, который запрещает приближаться к племени. Но вот подаркам от чужаков аборигены всегда рады, и однажды даже приняли в дар металлическую кухонную утварь.

11. Человек из ямы

В 1996 году среди лесорубов в бразильском штате Рондония начали распространяться слухи об отшельнике, живущем в лесу. После тщательных поисков, властям наконец-то удалось встретиться с дикарем. 30-летний мужчина не носил одежды, но зато был вооружен луком и стрелами. Он наотрез отказывался идти на контакт и стрелял из лука по каждому, кто пытался к нему приблизиться. До сих пор неизвестно, к какому племени принадлежал таинственный отшельник и на каком он говорит языке, но после того, как неподалеку были найдены развалы деревни, исследователи решили, что его племя истребили лесорубы-нелегалы в начале 1996. Отшельник получил свое прозвище за привычку выкапывать глубокие ямы, которые он предположительно использует для укрытия и охоты на животных. В 2007 правительство Бразилии оградило мужчину безопасной зоной площадью в 30 кв. миль, но в 2009 году «последний из своего племени» все равно подвергся атаке фермеров с ружьями. К счастью, дикарю удалось пережить атаку, и он жив до сих пор, хотя и влачит крайне одинокое существование.

10. Таино

12 октября 1492 года Христофор Колумб вместе со своей командой высадился на острове на Багамах и стал первым европейцем, наладившим контакт с народом таино. В своих записях Колумб отзывался о них очень высоко: «Это нежный народ, который не знает зла, они не убивают и не крадут… во всем мире не может быть людей лучше». Столь лестная характеристика не помешала Колумбу ужасно обращаться с таино: он потребовал, чтобы каждый член племени старше 14 лет каждый месяц приносил ему мешок золота, а тем, кто не справлялся, он отрубал руки и оставлял их умирать. До появления Колумба таино были матриархальной общиной, женщины племени были свободными и могущественными, но их ждала печальная судьба – испанцы насиловали их, торговали ими, как кусками мяса, и превращали их в наложниц.

9. Нукак

В 1981 году евангелисты из американской организации New Tribes Mission направились в леса колумбийского национального парка Рио-Пуре и без приглашения нагрянули в гости к племени нукак, что повлекло за собой ужасные последствия. Они подарили племени мачете и топоры, а некоторых членов даже убедили проследовать за ними в их лагерь в джунглях. Нукак из поколения в поколение жили в полной изоляции, и этот контакт вдохновил их на поиски других близлежащих общин – в результате половину племени уничтожили респираторные инфекции, многие погибли в результате конфликтов с захватчиками земель и контрабандистами. Оставшихся в живых срочно перевезли в город Сан-Хосе-дель-Гуавьяре, где им пришлось жить в отвратительных условиях. В 2006 году глава племени покончил с собой, приняв яд – он так и не смог вернуть свой народ домой в безопасности или предоставить им лучшее качество жизни.

8. Бразильское племя

В 2014 году члены прежде неконтактного бразильского племени Амазонки неожиданно наведались в деревню у реки Энрива и попросили у местных помощи – им нужны были союзники и оружие. Они объяснили встретившему их племени ашанинка, что на них напали чужаки, предположительно наркоторговцы. По словам гостей, в их племени погибло так много людей, что их всех даже не удалось похоронить. Но визит принес им еще больше неприятностей – после трех недель в компании членов FUNAI, несколько аборигенов заболели гриппом, а для изолированных племен это практически смертный приговор. Хотя FUNAI утверждает, что визитеров вылечили до полного выздоровления, есть опасение, что они передали вирус другим членам племени.

7. Рук

Война во Вьетнаме была в самом разгаре, когда, после очередной бомбежки американских войск, в одно из поселений, к большому удивлению солдат, пришли дикари из леса. «Лесной народец», как их прозвали солдаты, были очень застенчивыми, носили лишь набедренные повязки и умели лазать по деревьям и скалам не хуже диких животных. Несмотря на многочисленные попытки властей переселить племя, многие из них до сих пор живут в джунглях и используют пещерную систему протяженностью в 60 000 метров. Некоторые входы и лазейки тщательно спрятаны, и только старейшины племени знают их точное местоположение.

6. Пинтупийская девятка

В 1984 году в Западной Австралии была замечена группа аборигенов, и, несмотря на то, что неизвестные сбежали, вскоре их удалось выследить снова. Пинтупийская девятка, как их назвали позже, состояла из двух сестер и их семерых детей, у которых был общий отец. Считается, что они были последним неконтактным народом на территории Австралии. До этого контакта аборигены не знали, что европейцы высадились на континенте, и даже не подозревали о существовании машин и даже одежды. Один из них поделился детским воспоминанием о самолете: «Когда самолет пролетал над нами, мы прятались в деревьях. Мы смотрели на его крылья и страшно боялись. Мы думали, что это дьявол…». Хотя большая часть группы переехала в город, один из них решил остаться в пустыне, где живет до сих пор.

5. Племена Западного Папуа

В 2006 году документальные фильм производства BBC Four пролил свет на сомнительного туроператора, предлагающего посетить Западное Папуа, чтобы «найти» изолированные племена. После этого компания, которой управлял американец Келли Вулфорд, подверглась резкой критике в связи с неэтичностью подобных туров. Также многие эксперты указали на чересчур вычурные наряды аборигенов на фотографиях с экспедиций, и компанию обвинили в подделывании «первых контактов». Тем не менее, желающие встретиться с «неконтактным» народом находятся до сих пор, среди них и исследователь Марк Энстис, который описал «первый контакт» в статье для The Guardian: «Мы улыбнулись друг другу, присели прямо посреи грязи, обменялись табаком и попытались завести разговор. Их непринужденность меня здорово успокоила – это, и тот факт, что на них были пластиковые бусы».

4. Джарава

Народ джарава населяет тропические леса индийских островов Андаман, куда они прибыли из Африки около 50 000 лет назад. Хотя раньше они были настроены враждебно по отношению к чужакам, в 1997 году племя, которое сейчас насчитывает около 400 человек, пошло на контакт с цивилизацией добровольно. Все началось 31 октября, когда небольшая группа в 25 человек покинула лес и вышла на дорогу, которую недавно проложили через их лес. Никто не знает, почему джарава решили связаться с внешним миром, но с тех пор это доставило им немало проблем. Они пережили две эпидемии кори и стали аттракционом для туристов, которых туроператоры направляют к ним на «человеческое сафари». Контакт с внешним миром принес племени еще одну трагедию – в марте 2016 года они убили пятимесячного младенца, который появился на свет светлокожим, предположительно в результате связи женщины джарава и чужака.

3. Мастанахуа

Члены организации Christian Pioneer Mission пытались наладить контакт с коренным населением, населяющим побережье реки Пурус, еще с начала 90-х. Им наконец-то это удалось в 2006 году, когдак ним в деревню вместе с семьей пришел Шури, член племени Мастанахуа. Миссионеры заманили его при помощи подарков, которые они оставляли по следу племени. «Долгое время мы к ним даже не притрагивались», - рассказал Шури. «Когда же мы наконец решились, металлические предметы вроде мачте и ножей показались нам очень заманчивыми». Но остальное племя потребовало разорвать все связи с миссионерами, и конфликт привел к изгнанию Шури и его семьи. Они отказались поселиться в деревне вместе с миссионерами и, после долгих уговоров, те сдались и уехали, а Шури с семьей заняли теперь уже пустую деревню. Увы, история так и не получила счастливый конец – теперь семья превратилась в настоящих отшельников, отвергнутых собственным племенем, и во многом их существование зависит от жителей ближайших поселений, у которых они выпрашивают пищу. Еще один пример того, как вмешательство людей из внешнего мира наносит больше вреда, чем пользы.

2. Иши из Яхи

После массового истребления индейцев в 1860-х годах калифорнийское племя яхи считалось вымершим. И все же, четверым индейцам повезло выжить, и больше сорока лет они скрывались от людей. Но им не удалось скрываться вечно – в 1908 году на их лагерь напали, и последние представители яхи были вынуждены бежать. На место бывшего лагеря вернулся лишь один из них – мужчина средних лет, который вскоре стал известен под именем Иши. Иши провел в лагере еще три года, но недостаток еды заставил его выйти во внешний мир. В августе 1911 года его подобрала полиция, и вскоре Иши перевезли в Калифорнийский университет в Беркли, где он нашел друзей среди изучавших его профессоров. Из-за отсутствия иммунитета к современным инфекциям Иши часто болел, и в 1916 году его окончательно одолел туберкулез. Несмотря на традицию яхи, согласно которой тело покойного должно оставаться нетронутым, врачи провели вскрытие до того, как друзья Иши из университета смогли их остановить.

1. Машко-пиро

В 2014 году мир поразили фотографии прежде невиданного племени из Перу, члены которого прибыли к руслу реки у ближайшего поселения, чтобы пообщаться с местными жителями. Больше ста представителей племени машко-пиро собрались у реки всего за три дня, что всерьез напугало местных – враждебные аборигены неоднократно крали женщин и детей из других племен, и на встречу заявились с копьями, луками и стрелами. Машко-пиро потребовали бананы, веревки и мачете, после чего попытались пересечь реку, но местные рейнджеры остановили их и направили к банановому полю на их собственном берегу реки. Хотя до конца так и неясно, что спровоцировало машко-пиро, власти полагают, что племя могло разгневаться из-за незаконной рубки леса на их земле или пересекающих ее контрабандистов. В Перу действует закон, который запрещает приближаться к неконтактным народам – главным образом, чтобы уберечь их от инфекций.

Начинается все с внешнего мира. Он дает основание, исходный материал, толчок и стимул для всего творческого процесса. После этого следует идея. Далее, оформление идеи в форму, пригодную для усвоения внешним миром. Потом проверка полученного результата, на его адекватность внешнему миру. И только после этого выдача окончательного творческого результата внешнему миру. В полном объеме такая схема реализуется крайне редко, в жизни мы, как правило, имеем усеченные варианты. Однако каждый этап имеет свое значение и его отсутствие в том или ином случае приводит к ущербности всего процесса творчества. Без идеи и ее оформления в виде социально усваиваемого продукта, остальной мир никогда и не узнал бы об акте творчества. А форма этого готового продукта может быть самой различной, но обязательно удобной для общественного потребления, от просто высказанной вслух мысли в присутствии других, до более сложного объекта, как художественное полотно, литературное произведение, научная теория, оформленное изобретение и т.д.
Следующим существенным элементом творчества является проверка полученного результата на соответствие внешнему миру. Иногда, как будет показано ниже, это процесс не тривиальный, но даже в относительно простых случаях, когда это делается на основании формальной логики при помощи первого центра мышления, этому надо учиться, и далеко не каждый им владеет. Тот, кто этого не умеет, иногда может выдавать очень интересные идеи, нестандартные решения, но иногда и полнейший бред, при этом сам он, как правило, не в состоянии будет отличить одно от другого. Т.е. процесс формальной проверки не самый сложный, но необходимый элемент творчества, которым по-настоящему владеют далеко не все. В частности такой социальный феномен, который получил название "женской логики", состоит в следующем. Женская "любовь" к разговорам это физиологический продукт естественного отбора. Поэтому это достаточно любимое, а следовательно, психологически комфортное занятие, и приводит к рождению мыслей, которые тут же и высказываются. Теперь бы хорошо остановиться, проверить их корректность, совместимость одной с другой, но выясняется, что этому не совсем обучены, а к тому же очень не хочется прерывать приятный процесс говорения.
В чем-то сходная картина имеет место в областях человеческой культуры, где формальная проверка невозможна или затруднена. В первую очередь это относится к различной творческой гуманитарной работе, к примеру, искусству. Процесс творчества здесь физиологически ни чем не отличается от любого творческого процесса. А при проверке в значительной мере отсутствуют объективные критерии, и стало быть возможен полный субъективизм, приход к единому мнению затруднен, более того, он зачастую конфликтен и болезненен. Поэтому, во-первых, большая часть этого контингента не обучена проверке, во-вторых, очень неохотно ей занимается, потому как из комфортного творческого состояния приходится переходить в существенно дискомфортное, в-третьих, здесь гораздо сложнее выявлять шарлатанов. Отсюда возникает множество социальных последствий. Частые ссоры, переходящие в распад, в творческих коллективах. Сильное влияние на популярные виды искусства, моды и временных тенденций, большой процент бездарей, повышенная роль имиджмэйкеров и т.д. Достаточно высокий процент среди некоторых профессиональных творческих групп как бы расслабленных, инфантильных людей, не от мира сего, которые почти постоянно пребывают в состоянии отключенного первого центра. И это не придурь, а форма существования в процессе творчества, которая из-за отсутствия производственной необходимости возвращения в реальный мир, т.е. перехода в состояние проверки, оказывается практически постоянной. Попытки заставить таких людей тянуть рутину, примитивную однообразную или просто требующую мелочной конкретности работу, будут болезненны для них, и самое главное, абсолютно бесперспективны.
В видах деятельности, где форма изложения творческого результата более формализована, а это относится к технике и особенно к математизированым областям знания, методы проверки лучше отработаны. Творческих личностей опять же немного, как и везде, но зато квалифицированно оценить уже полученный результат, способен почти каждый, работающий здесь. И идеальным инструментом для этого является математика. Однако и здесь люди зачастую трудятся сообща, осуществляя некоторое разделение труда. Один творит, дугой за ним формализует работу, включая проверку. Безусловно первый способен выполнить и вторую часть, но если это не было бы выгодно обоим, то такие творческие коллективы не складывались бы. Для личности, способной творить, тянуть рутину - тяжкое наказание, и она охотно идет на такое разделение труда. Творческий режим существования гораздо комфортнее, нежели обыденный. Наличие отработанной культуры формального изложения результатов деятельности, хорошо приспособленной для последующей проверки и использования, приводят к существенно иной научной культуре именно в этой среде. Поэтому, в частности, есть очень серьезная доля истины в утверждении, что в любой науке, науки ровно столько, сколько в ней математики. Именно в этих областях человеческого знания и сложился в первую очередь тот подход, который я в начале книги назвал научным. Естественно, его далеко не всегда удается перенести на все области человеческого творчества, но если за какую-либо науку, в которой пока еще не очень прижился научный подход, как к примеру философия или история, берутся люди с физико-математической культурой, то вероятность научного прорыва серьезно возрастает. Именно такой результат получился у авторов Новой Хронологии. И одна из причин, кроме социальных, уже указанных выше, почему их результаты отвергаются учеными-историками, состоит в том, что основная масса этих ученых пока еще не владеет научным методом мышления, а остается на позициях догматизма. Поэтому в условиях наличия противоречащих друг другу исторических материалов, ученые-историки видимо полагают, что вопрос установления истины будет решаться голосованием в их среде. Именно по этим причинам и я адресую эту свою работу к соответствующему контингенту, который способен относительно легко воспринимать новые идеи и работать с ними, а не тем, кого целый год большая толпа хором должна уговаривать (общественный гипноз, а не логика).
Творческий процесс по реконструкции истории, в условиях, когда возможна преднамеренная фальсификация, исторические материалы разрознены, зачастую противоречивы, особое значение и наибольшая сложность ложатся на этап проверки сформулированной идеи. Если в частности говорить о Новой Хронологии, то основная концепция сформулирована. Над ее оформлением пришлось творчески основательно поработать. Но далее, когда устанавливаются детали истории, выбор вариантов в каждом конкретном случае невелик. Наиболее творческим процессом становится не высказывание идеи, а ее проверка. Проверка превращается в сложную медитацию над идеей по поводу ее совместимости со всем историческим материалом, причем с учетом возможности его искажения, т.е. учет конкретных политических интересов и технической возможности для фальсификации, учет экономики, психологии и т.д. Из-за обилия фактического материала, нехватки времени, а может быть и умения, именно это не всегда делают авторы Новой Хронологии. Отсюда и набор наших расхождений в реконструкции истории. К примеру, они считают, что Христианство в Византии возникло до Христа, Крестовые походы начались еще при его жизни. Я допускаю это как вариант, но моя реконструкция представляется более логичной с множества точек зрения. Аналогично, вероятно, используя еврейские источники, они переносят слова "иудеи" на русскую почву, что психологически очень сложно смоделировать, т.к. слово "иуда" в русском языке не могло никогда иметь положительного значения. Т.е. в процессе этой реконструкции надо было выбрать психологически и технически оптимальный вариант для фальсификации, чтобы потом правильно реконструировать историю. Я таким вариантом посчитал еврейскую фальсификацию значения одного слова, которое невозможно было выкинуть из легенды, а по версии авторов Новой Хронологии, надо пренебречь отрицательным значением в Христианстве слова "иуда" и в древние времена, и в наше, не заметить определенного родства со словом "жид", причем употреблявшегося официально в резко отрицательном смысле, и назвать словом "иудеи" очень уважаемое сословие на Руси. Естественно, исходя из экономии мышления моя версия гораздо предпочтительнее, хотя она все равно остается только версией. Вполне может быть, что откроются новые данные, которые заставят и меня пересмотреть ее.
Наиболее сложной для творчества областью знания является философия. Во-первых, здесь наивысший уровень обобщения, и потому медитация должна идти по существенно более широкому полю, чем в любой конкретной области знания. Во-вторых, определения, даваемые здесь, зачастую, являются первичными, что крайне осложняет процесс формализации, и по этому поводу приходится делать очень значительные дополнительные усилия. В-третьих, после того как некоторая формализация проведена, в части теории или хотя бы в одном определении, проверка в отличие от математизированных наук не становится формальной, а по сложности превосходит проверку при реконструкции истории. Она осуществляется опять же через медитацию по предельно широкому полю, на корректность, внутреннюю непротиворечивость, предельные переходы, контр-примеры и т.д. А это в принципе становится возможно, только если предмет размышления хорошо формализован, поэтому в этой области человеческого знания научная культура становится нужна как нигде. Т.е. существенным критерием качества философской работы является качество ее формализации, культура изложения, и следовательно доходчивость и простота. Если результат не может быть объяснен "на пальцах", то что-то не так, либо результат плох, либо тот кто излагает, недостаточно сам в нем разобрался. К философии это относится больше, чем к любой другой науке, поскольку из-за ее первичности автор работы отвечает за все. Если результат сложно понимаем, как у немецких классических философов, это значит, что первичный базис философом выбран неудачно! А из-за этого философия перестает быть массовой наукой, хотя по своей сути это самая жизненная, самая прикладная из всех наук.

Любой человек имеет от рождения «свободу воли» и вправе (если хочет) прилагать все возможные усилия для сохранения своего физического и психического здоровья.

Во время бодрствования человек обладает Сознанием и может путем размышлений анализировать всю свою жизнь. Опираясь на свой жизненный опыт и жизненный опыт близких ему людей, он прекрасно понимает, что важнейшим условием, определяющим его долгую и счастливую жизнь, является жизнь в гармонии с окружающим миром.

Если задуматься, то данное утверждение очень емкое.

Жизнь в гармонии с окружающим миром подразумевает, что:

✓ природные и жилищные факторы не опасны для человека;

✓ воздух, вода и продукты питания не вредят здоровью;

✓ мы социальны и всегда находимся в окружении людей, поэтому независимо от того, это близкие родственники или случайные знакомые, они не должны пагубно влиять на наше здоровье;

✓ одежда, обувь, необходимые для жизни вещи, украшения и т.д. должны быть приятны в использовании и не опасны (не вредны) для человека;

✓ лекарственные препараты, если их надо применять, должны помогать выздоровлению и не иметь опасных побочных эффектов;

✓ есть еще домашние растения и питомцы, и много тех предметов и факторов, жизнь в гармонии с которыми очень важна для здо-ровья человека.

– Так как же построить свою жизнь, чтобы, по возможности, минимизировать факторы внешней среды, которые могут пагубно влиять на наше здоровье?

В решении этих и многих других вопросов нам может сильно помочь радиэстезия.

Логика радиэстезической работы в быту

Как мы уже неоднократно говорили, «Вечное Высшее Я» всегда старается сохранить свой «земной дом» – тело человека – в максимально хорошей форме. Поэтому оно всегда, когда действия человека могут навредить его здоровью, сообщает человеку об этом сигналами, которые мы воспринимаем как интуитивные (см. ). Тем не менее, все мы прекрасно знаем, что понять и учесть эти «сигналы» у нас не всегда получается. Кто каким-то «непостижимым» для окружающих способом умеет это делать, тот преуспевает в жизни. Это часто вызывает зависть у окружающих, которая со временем может сильно «подорвать» здоровье «везунчика». Но это другая тема Многомерной медицины.

Вывод!

Мы не всегда «прислушиваемся» к «интуитивным телеграммам» своего ВВЯ и совершаем одно неразумное действие за другим, тем самым постепенно разрушая (теряя) свое здоровье.

– Так как же быть, если вы частично или полностью утратили природную способность расшифровывать «короткие телеграммы» своего ВВЯ в виде незаметно промелькнувших положительных или отрицательных эмоций?

В этом нет ничего удивительного, так как всех нас с детства учили жить, строго следуя сигналам от органов чувств и логически их осмысливая. Это очень даже не плохо. Раз вы можете логически мыслить, то медицинская биолокация именно для вас.

Внимание!

Освоив основы Многомерной медицины, вы сумеете сознательно ориентироваться в окружающем мире, то есть жить в гармонии с ним.

Находясь в состоянии сознания, мы можем спокойно осмысливать все события, происходящие с нами. По существу, вся наша жизнь представляет собой постоянный выбор что-то делать или не делать: «купить эти или вот эти туфли, очки, носки?..» Такие товары мы покупаем не так часто, а вот в продуктовом магазине бываем практически каждый день. От изобилия ярких упаковок можно «сойти с ума», да и повседневная навязчивая реклама часто мешает нам сделать правильный выбор.

Напомним, что все мы разные и с детства знаем: «что для русского хорошо, для немца – смерть!».

Еще мы знаем, что правильный выбор можно сделать, только «сознательно прислушавшись» к своему «подсознанию». Таким образом, наша задача – научиться осмысленно устанавливать связь своего «сознания» с «подсознанием» и получать оттуда ответы на интересующие нас вопросы.

Внимание!

Наше «Вечное Высшее Я» совместно со всеми архивами памяти можно назвать «подсознанием» человека.

Вывод!

Задача по индивидуальному выбору правильных решений в повседневной жизни – установление гармонии с окружающим миром – сводится к налаживанию устойчивого и безопасного для человека контакта его «сознания» («Земного Я») с «подсознанием» («Вечным Высшим Я»).

Сказанное выше наглядно демонстрирует рис. 2.3 . Основополагающее утверждение Л.Г. Пучко о том, что для эффективной работы по ее методике необходимо установление устойчивой связи «сознания» с «подсознанием» , представлено в левой части рисунка. Стрелки показывают, что «вопрос» от «сознания» должен беспрепятственно доходить до «подсознания», а «ответ» – обратно. Это означает, что «прямой» и «обратный» каналы связи должны быть исправны на 100%.

В центральной части рисунка показано, что «сознание» человека можно однозначно связать с его «Земным Я», а «подсознание» – с «Вечным Высшим Я» и душевным телом.

В правой части рисунка представлена схематическая картина взаимодействия «земной» и «духовной» составляющих человека. Показано, что для устойчивой радиэстезической работы важно, чтобы эти «составляющие человека» были надежно связаны с душевным телом.

Надеемся, что теперь у вас есть достаточное понимание того, что представляет собой медицинская радиэстезия, поэтому пришло время приступать к практической работе.

УДК 343.84(477)

А. В. Лысодед,

канд. юрид. наук, доцент Национальный университет «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого», г. Харьков

ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ОБЩЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ С ВНЕШНИМ МИРОМ

В статье рассматриваются основные формы отношений и общения осужденных к лишению свободы с внешним миром по действующему уголовно-исполнительному законодательству Украины. Вносятся предложения по их правовому усовершенствованию с учетом международных стандартов обращения с осужденными.

Ключевые слова: переписка осужденных, доступ осужденных к газетам, периодическим изданиям, радио, телевидению, телефонные разговоры осужденных, свидания осужденных, краткосрочные выезды осужденных, отпуска осужденных.

Одним из требований режима в учреждениях исполнения наказаний в виде лишения свободы является физическая изоляция осужденных. Она создает последним ряд существенных правоограничений, которых они не знали, находясь на свободе. Изоляция - это ограничение права человека в свободном выборе места жительства, в свободе передвижения и определения своего образа жизни, в характере и роде занятий, распоряжении своим временем, в том числе и ограничение права свободного общения и связи с внешним миром . Но такая изоляция все же является частичной, поскольку определенные формы общения с институтами гражданского общества осужденных к лишению свободы должны разрешаться государством и, естественно, поддерживаться администрацией этих учреждений. По этому поводу Минимальные стандартные правила обращения с заключенными указывают, что последним нужно давать возможность общаться с внешним миром через регулярные промежутки времени и под должным контролем - с их семьями или друзьями, которые имеют безупречную репутацию, как в порядке переписки, так и непосредственно при посещении (п. 37). До сведения заключенных следует регулярно доводить наиболее важные новости, давать им возможность читать газеты, журналы или особые тюремные издания, слушать радио и присутствовать на лекциях, или же предпринимать любые иные средства, которые допускаются и контролируются администрацией учреждения (п. 39). В отношении же осужденных Правила дополнительно добавляют, что особое внимание следует уделять поддержанию и укреплению связей осужденных с их семьями, если общение желательно и служит интересам обеих сторон. С самого начала отбывания срока наказания следует думать о будущем, которое ждет осужденного после его освобождения, а потому ему следует помогать поддерживать и укреплять связи с лицами и учреждениями, находящимися за стенами заведения, которые способны защищать интересы его семьи и способствовать включению его в жизнь общества после освобождения (п. 79, 80) .

Европейские пенитенциарные правила в редакции 2006 г. также отмечают, что осужденным надо позволять максимально часто общаться по почте, телефону или с помощью других средств общения со своими семьями, иными лицами и представителями внешних организаций, разрешается также посещение их этими лицами (п. 24.1). Осужденным желательно разрешать оставлять пенитенциарные учреждения (с сопровождением или самостоятельно) для посещения больного родственника или по другим гуманным мотивам, присутствовать на похоронах близких (п. 24.7). Они должны иметь возможность регулярно получать информацию об общественных событиях из газет, периодических изданий, иных публикаций, по радио или телевидению (п. 24.10) .

Как видим, международные документы обращения с осужденными к лишению свободы определяют такие формы их связи с внешним миром как переписка, доступ к газетам, другим периодическим изданиям, радио, телевидение, телефонные разговоры, посещение их родственниками, иными лицами, представителями государственных и негосударственных организаций, выезды осужденных за пределы учреждения при наличии та то оснований.

1. Переписка осужденных. В первоначальной редакции ст. 43 ИТК УССР осужденным, отбывавшим наказание в исправительно-трудовых и воспитательно-трудовых колониях всех видов режима, разрешалось получать и отправлять письма без ограничения их количества. В тюрьмах они могли получать их тоже без ограничений количества, а вот отправлять - по следующим нормам: на общем режиме - одно письмо в месяц, на строгом - одно в 2 месяца (это ограничение было снято только в 2001 г. ).

В соответствии с ч. 1 ст. 113 УИК Украины всем осужденным разрешается получать и отправлять письма и телеграммы без ограничения их количества. При этом существуют определенные правила: а) получение и отправка этой корреспонденции осуществляется обязательно через администрацию колонии; б) вся корреспонденция подлежит досмотру администрацией; в) переписка между осужденными, находящимися в местах лишения свободы и не являющимися родственниками, допускается только с разрешения последней; г) письма и телеграммы отправляются осужденными за свой счет (как на деньги, заработанные в колонии, так и на полученные по переводам).

По общему правилу, установленному в первоначальной редакции ч. 3 ст. 113 УИК Украины, вся корреспонденция осужденных подлежит досмотру. После принятия Закона Украины от 21 января 2010 г., № 1828-УТ она уже частично не досматривается, но это касается осужденных, отбывающих наказание в колониях минимального уровня безопасности с облегченными условиями содержания . Не подлежит досмотру также корреспонденция осужденных, адресованная прокурору, Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека, Европейскому Суду по правам человека, а также другим соответствующим органам, международным организациям, членом или участником которых является Украина, уполномоченным лицам таких международных организаций, а также защитнику по делу, который осуществляет свои полномочия согласно ст. 44 УПК Украины (части 4 и 5 ст. 113 УПК Украины).

Перечень корреспонденции осужденных, не подлежащей досмотру, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Между тем, учитывая положения международных стандартов по обращению с осужденными, не должна досматриваться корреспонденция осужденных, адресованная в суд, в вышестоящий орган управления учреждениями исполнения наказаний, в институты гражданского общества, осуществляющих контроль за соблюдением прав осужденных (в нашем законодательстве в соответствии со ст. 25 УИК Украины). Такие нормы, по нашему мнению, в дальнейшем должны найти отражение и в уголовно-исполнительном законодательстве Украины. В частности, у наших ближайших соседей такие положения в уголовно-исполнительном законодательстве существуют. Согласно ч. 2 ст. 91 УИК РФ не досматривается корреспонденция осужденных, (а) адресованная в суд и вышестоящий орган уголовно-исполнительной системы, а согласно ч. 4 ст. 13 УИК Республики Беларусь, (б) адресованная органам, осуществляющим государственный контроль и надзор за деятельностью учреждений исполнения наказаний.

2. Доступ к газетам, другим периодическим изданиям, радио, телевидению. В соответствии с п. 74 Правил внутреннего распорядка учреждений исполнения наказаний осужденным разрешается пользоваться литературой, которая есть в библиотеках учреждений, а также газетами и журналами. Их обеспечивают газетами из расчета одна газета на 50 осужденных, по одной выделяется на камеру, а если в ней содержатся более 20 осужденных, дополнительно выделяется еще одна.

Согласно п. 73 указанных Правил все жилые помещения, клубы, библиотеки, комнаты воспитательной работы в отделениях, помещения камерного типа (одиночные камеры), дисциплинарные изоляторы, карцеры, камеры для осужденных к пожизненному лишению свободы, палаты лечебных учреждений радиофицируются. В жилых помещениях исправительных и воспитательных колоний, помещениях камерного типа исправительных колоний, в камерах для осужденных к пожизненному лишению свободы могут устанавливаться телевизоры. Время радиотрансляции и просмотра телепередач определяется распорядком дня учреждения.

3. Телефонные разговоры осужденных. Возможность осуществлять телефонные разговоры из

учреждений исполнения наказаний появилась у осужденных к лишению свободы впервые в 1994 г. после принятия Закона Украины от 27 июля 1994 г., № 137/94-ВР . Этим Законом ст. 39 ИТК Украины была дополнена положением, согласно которому осужденным один раз в 3 месяца при наличии технических возможностей предоставлялось право на один платный телефонный разговор продолжительностью 15 минут под контролем администрации. Подобное положение было перенесено и в первоначальную редакцию ч. 5 ст. 110 УИК Украины, где было установлено, что осужденным предоставляется право на 4 телефонных разговора в течение года продолжительностью до 15 минут каждый под контролем администрации. Законом Украины от 21 января 2010 г., № 1828-УТ ч. 5 ст. 110 УИК

Украины была изложена в новой редакции, и осужденные к лишению свободы получили право на телефонные разговоры без ограничения их количества. Согласно п. 46 Правил внутреннего распорядка учреждений исполнения наказаний телефонные разговоры проводятся за счет осужденного и под контролем представителя администрации согласно графику в нерабочее время. Для этого используется телефон

дежурной части учреждения или устанавливается таксофон, а факт предоставления разговора осужденным регистрируется в специальном журнале.

4. Посещение осужденных родственниками, другими лицами, представителями государственных и негосударственных организаций. Наиболее распространенной формой посещения осужденных в учреждениях исполнения наказаний является свидание. В соответствии с первоначальной редакцией ст. 39 ИТК УССР осужденным предоставлялись 2 вида свиданий: краткосрочные - продолжительностью до 4-х часов, и длительные - до 3-х суток. Краткосрочные разрешались с родственниками или иными лицами в присутствии представителя учреждения, длительные - с правом совместного проживания и только с близкими родственниками. В течение года свидания предоставлялись: в (1) исправительно-трудовых колониях (а) общего режима - 3 краткосрочных и 2 длительных, (б) усиленного режима - 2 краткосрочных и 2 длительных, (в) строгого режима - 2 краткосрочных и одно длительное, (г) особого режима - одно краткосрочное и одно длительное; (2) в воспитательно-трудовых колониях (а) общего режима - 6 краткосрочных, (б) усиленного режима - 4 краткосрочных; (3) в тюрьмах на общем режиме - 2 краткосрочных; (4) в исправительно-трудовых колониях-поселениях - без ограничений.

Указом Президиума Верховного Совета Украины от 28 января 1991 г., № 662-XII количество свиданий было увеличено: (1) в исправительно-трудовых колониях общего, усиленного, строгого и особого режима и в воспитательно-трудовых колониях общего и усиленного режима разрешались длительные свидания один раз в 3 месяца, краткосрочные - один раз в месяц; (2) в тюрьмах на общем режиме краткосрочные - один раз в 6 месяцев; (3) в исправительно-трудовых колониях-поселениях - без ограничений . В 2001 г. получили право на краткосрочные свидания также осужденные, которые отбывали наказание в тюрьмах на строгом режиме .

По УИК Украины все без ограничения категории осужденных имеют право получать ежемесячно одно краткосрочное свидание и один раз в 3 месяца - длительное (статьи 138-140, ст. 143 УИК Украины), за исключением осужденных к пожизненному лишению свободы, которые получают только краткосрочные свидания и согласно последним изменениям, внесенным в ч. 5 ст. 151 УИК Украины Законом Украины от 21 января 2010 г., № 1828-VI, теперь уже один раз в 3 месяца (в первоначальной редакции ст. 151 УИК Украины они имели право на получение краткосрочного свидания один раз в 6 месяцев).

Осужденные, содержащиеся в участках социальной реабилитации, имеют право получать краткосрочные свидания без ограничения, а длительные - до 3-х суток один раз в месяц (ч. 2 ст. 99 УИК Украины). Осужденные женщины, проживающие за пределами исправительной колонии, на время освобождения от работы по беременности и родам, а также до достижения ребенком трехлетнего возраста могут иметь свидания с родственниками и иными лицами без ограничения (ч. 2 ст. 142 УИК Украины). За добросовестное поведение и примерное отношение к труду, учебе, за активное участие в работе самодеятельных организаций осужденные могут получать дополнительное краткосрочное или длительное свидание (ч. 1 ст. 130 УИК Украины).

Для получения правовой помощи по письменному заявлению самих осужденных, их близких родственников, общественных организаций осужденным разрешается также свидания с адвокатом или иным специалистом в области права, который по закону имеет право на правовую помощь осужденному лично или по поручению юридического лица (ч. 3 ст. 110 УИК Украины). Свидания предоставляются администрацией колонии при предъявлении адвокатом ордера, другим специалистом в области права, который по закону имеет право на предоставление правовой помощи лично или по поручению юридического лица, - иного соответствующего документа, а также документов, удостоверяющих их личность. Такие свидания должны предоставляться наедине, их количество и продолжительность не ограничивается, но они разрешаются в нерабочее для осужденного время.

Осужденные могут также общаться с лицами, имеющими право посещать учреждения исполнения наказаний в соответствии со статьями 24 и 25 УИК Украины.

5. Выезды осужденных за пределы учреждений исполнения наказаний. Кратковременные выезды за пределы колонии как отдельный институт впервые появился в исправительно-трудовом законодательстве УССР в 1977 г. в связи с дополнением ИТК УССР новой статьей 391, согласно которой такие выезды предоставлялись осужденным, отбывавшим наказание в исправительных колониях, общего режима, колониях-поселениях всех видов и воспитательно-трудовых колониях, при исключительных личных обстоятельств . Этот институт себя зарекомендовал весьма положительно и был сохранен в уголовно-исполнительном законодательстве Украины.

На сегодня в соответствии с ч. 1 ст. 111 УИК Украины кратковременный выезд за пределы учреждения допускается из следующих видов колоний: (1) воспитательных - всем категориям осужденных; (2) минимального уровня безопасности с облегченными и общими условиями содержания - тоже всем категориям осужденных; (3) среднего уровня безопасности - только содержащимся в участках социальной реабилитации. По правилам этой статьи разрешается также кратковременные выезды за пределы учреждений лицам, впервые осужденным к лишению свободы за преступления небольшой или средней

тяжести или тяжкие преступления, которые остались в следственном изоляторе или направлены в исправительную колонию максимального уровня безопасности для работы по хозяйственному обслуживанию (ч. 3 ст. 89 УИК Украины). Часть 1 ст. 111 УИК Украины предусматривает только 2 исключительные и личные основания для таких выездов: (а) смерть или тяжелая болезнь близкого родственника, угрожающая его жизни, и (б) стихийное бедствие, повлекшее значительный материальный ущерб осужденному или его семье. Срок такого выезда - не более 7-ми суток без включения времени, необходимого для проезда в оба конца (не более 3 -х суток). Часть 3 ст. 111 УИК Украины дополнительно устанавливает, что женщинам, имеющим детей в домах ребенка при исправительных колониях, помимо вышеуказанных оснований может быть предоставлен кратковременный выезд за пределы колонии еще по одному обстоятельству - для устройства детей у родственников, опекунов или в детский дом. Срок пребывания в таком кратковременном выезде - не более 10-ти суток, за исключением времени, необходимого для проезда, но тоже не более 3 -х суток.

С принятием Закона Украины от 21 января 2010 г., № 1828-VI у осужденных появилось еще одно основание выезда за пределы учреждений. Так, ст. 111 УИК Украины дополнена новой частью, согласно которой осужденные, работающие и находящиеся в исправительных колониях минимального уровня безопасности с облегченными условиями содержания, имеют право на ежегодный краткосрочный выезд за пределы колонии продолжительностью 14 календарных дней. По этому поводу приказом Министра юстиции Украины от 22 ноября 2011 г., № 3361/5 была утверждена Инструкция о порядке предоставления осужденным краткосрочных выездов за пределы учреждений исполнения наказаний , принятие которой в средствах массовой информации было расценено как предоставление осужденным к лишению свободы права на отпуск [См.: 3; 6; 13].

Отметим, что во многих странах Европы осужденные к лишению свободы уже давно имеют право на отпуск. По этому вопросу Комитет министров Совета Европы еще в 1982 г. принял соответствующую рекомендацию R (82) 16, в которой указал, что отпуск - это одно из средств, которое помогает социальной реинтеграции осужденных, и поэтому следует гарантировать его для мест лишения свободы по возможности на более широких социальных основаниях - медицинских, образовательных, профессиональных, семейных и пр. . В Европейских пенитенциарных правилах в редакции 1987 г. также подчеркивалось, что для содействия общению с внешним миром должна существовать система отпусков из мест лишения свободы, отвечающая целям исправительного воздействия (п. 43.2) , а в комментарии к этим Правилам указывалось, что отпуска играют важную роль в укреплении связей с семьей и в облегчении социальной реинтеграции осужденных, в достижении целей современных пенитенциарных режимов, которые должны быть прогрессивными, направленными на максимальное снижение негативных последствий пребывания в местах лишения свободы и на улучшение перспектив на дальнейшую ресоциализацию . Европейские пенитенциарные правила в редакции 2006 г. также отмечают, что неотъемлемым элементом общего режима для осужденных должна быть система отпусков из этого учреждения (п. 103.6) .

Исправительно-трудовое законодательство времен как Союза ССР, так и независимой Украины предоставление отпусков осужденным к лишению свободы не предусматривало. К сожалению, не содержат их и нормы действующего УИК Украины, хотя первые попытки внедрения института отпусков в уголовноисполнительное законодательство были сделаны еще во время разработки Основ уголовно-исполнительного законодательства Союза ССР . В дальнейшем в Модельном уголовно-исполнительном кодексе СНГ предлагалось установить 2 вида выездов осужденных за пределы учреждения исполнения наказаний: (а) краткосрочные - по тем же основаниям, что и в советскую эпоху, и для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства после освобождения, и (б) на время ежегодного трудового отпуска. Упомянутый Кодекс предусматривал, что несовершеннолетние осужденные имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 рабочих дней, другие - продолжительностью 12 рабочих дней. Такие отпуска могли предоставляться с выездом или без выезда за пределы учреждения исполнения наказаний в зависимости от характеристики личности и ее поведения в период отбывания наказания .

Положение Модельного УИК СНГ относительно отпусков в той или иной степени нашли свое отражение в уголовно-исполнительных кодексах Российской Федерации, Республики Беларусь, Казахстан, в Кодексе исполнения уголовных наказаний Республики Таджикистан, Кодексе Азербайджанской Республики об исполнении наказаний. Подобные отпуска с выездом за пределы учреждения исполнения наказаний предусмотрены также УИК Республики Молдова 1993 г. и Законом Эстонии 2000 г. об исполнения наказаний, связанных с изоляцией от общества .

Например, в РФ право на ежегодный оплачиваемый отпуск в соответствии с ч. 4 ст. 104 УИК имеют все без исключения осужденные к лишению свободы, которые работают: сроком 18 рабочих дней -отбывающие наказание в воспитательных колониях, 12 рабочих дней - отбывающие наказание в других исправительных учреждениях. Согласно ч. 5 ст. 104 УИК РФ при определенных основаниях продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска может быть увеличена до 18 рабочих дней, а несовершеннолетним - даже до 24. Предоставление таких отпусков работающим осужденным является безусловным, а уже разрешение на выезд в это время за пределы исправительных учреждений осужденные

получают с учетом характера и тяжести совершенного ими преступления, отбытого срока наказания и надлежащего поведения в колонии (ч. 5 ст. 97 УИК РФ). Указанные нормы действуют с момента вступления в силу УИК РФ, т. е. с 1 июля 1997 г. При этом, по нашему убеждению, разработчики УИК и парламент РФ руководствовались не только образцовыми положениями Модельного УИК СНГ, но и нормами ст. 37 Конституции РФ 1993 г., где говорится, что каждый имеет право на отдых, а работающим по трудовому договору гарантируются (а) установленная федеральным законом продолжительность рабочего времени, (б) выходные и праздничные дни и (в) оплачиваемый ежегодный отпуск.

Подобные положения содержит и Конституция Украины. Так, в ст. 45 Основного Закона страны четко указано, что каждый работающий имеет право на еженедельный отдых, а также на оплачиваемый ежегодный отпуск, сокращенный рабочий день для лиц отдельных профессий и производств, сокращенную продолжительность работы в ночное время. И никаких ограничений в отношении осужденных Конституция не устанавливает.

Несомненно, кратковременный выезд осужденных, как видно из юридической конструкции ч. 4 ст. 111 УИК Украины, возможен только при предоставлении им отпуска. Но почему такой выезд не называется отпуском? Почему право на такой, так сказать, «закамуфлированный отпуск» получили лишь осужденные, отбывающие наказание в исправительных колониях минимального уровня безопасности с облегченными условиями? Почему ее не имеют осужденные, которые трудятся в колониях минимального уровня безопасности с обычными условиями или в колониях среднего и максимального уровней безопасности? Почему кратковременный выезд в случае стихийного бедствия из колонии минимального уровня безопасности с обычными условиями возможен, а за добросовестный труд не предусмотрен? Вопросов напрашивается много, а вот ответов (как и логики) относительно указанных норм ст. 111 УИК Украины совсем не хватает. Вот почему в качестве варианта разрешения проблемы предлагается закрепить в отдельной статье УИК право всех работающих осужденных на отпуск, а также взвешенно отнестись к списку категорий осужденных, которым может быть разрешено проведение такого отпуска за пределами учреждений исполнения наказаний. Это все предстоит сделать, как говорится, «еще вчера», тем более что опыт, который можно позаимствовать по этому поводу в законодательстве ближайших стран, уже накоплен.

Подытоживая вышеизложенное, отметим, что международные стандарты обращения с осужденными к лишению свободы применительно к их общению с внешним миром в национальном законодательстве выполняются частично, хотя пути их дальнейшего воплощения существуют. Было бы желательно, чтобы это учла Государственная пенитенциарная служба Украины, которая в своей деятельности в сфере исполнения уголовных наказаний должна руководствоваться не какими-то надуманными собственными рассуждениями (как это делал не совсем давно Государственный департамент Украины по вопросам исполнения наказаний), а исключительно законом. Тогда, вероятно, будет и меньше нареканий на деятельность учреждений исполнения наказаний и на нарушение прав и законных интересов осужденных.

Список литературы: 1. Відомості Верховної Ради України. 2. Відомості Верховної Ради УРСР. 3. Графік відпусток для... в’язнів [Електрон. ресурс]. - Режим доступу: http://human-rights.unian.net/ukr/detail/197253. - Заголовок з екрана. 4. Європейські пенітенціарні правила: переглянутий текст Європейських мінімальних стандартних правил поводження з ув’язненими // Закон і обов’язок. - 2006. - № 32-33. - С. 5-12. 5. Засоби виправлення і ресоціалізації засуджених до позбавлення волі: моногр. / за ред. А. Х. Степанюка. - Х.: Кроссроуд, 2011. - 323 с. 6. Затверджено порядок надання засудженим короткочасних відпусток [Електрон. ресурс]. - Режим доступу: http://jeynews.com.ua/news/d0/65258. - Заголовок з екрана. 7. Защита прав человека в местах лишения свободы: сб. норм. актов и офиц. документов. - М.: Юриспруденция, 2003. - 480 с. 8. Модельный Уголовно-исполнительный кодекс: рекомендат. законодат. акт для СНГ; принят Межпарламент. Ассамблеей государств - участников СНГ постановлением от 02.11.1996 г. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.iacis.ш/html/?id=22&pag=42&шd= 1. - Заголовок с экрана. 9. Основы уголовноисполнительного законодательства Союза ССР и союзных республик (альтернативный проект). - Рязань: Рязан. ВШ МВД СССР, 1990. - 43 с. 10. Офіційний вісник України. 11. Рекомендация R (82) 16 Комитета Министров государствам-членам относительно предоставления краткосрочных отпусков заключенным [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.hri.ru/docs/?content=doc&id= 117. - Заголовок с экрана. 12. Уголовно-исполнительные кодексы. - Донецк: Донец. Мемориал, 2004. - 420 с. 13. Українських ув’язнених відправляють у відпустки [Електрон. ресурс]. - Режим доступу:

http://fakty.ictv.ua/ua/index/read-news/id/1439524#main. - Заголовок з екрана.

ПРАВОВІ ЗАСАДИ ВІДНОСИН ЗАСУДЖЕНИХ ДО ПОЗБАВЛЕННЯ ВОЛІ ІЗ ЗОВНІШНІМ

Лисодєд О. В.

У статті розглядаються основні форми відносин і спілкування засуджених до позбавлення волі із зовнішнім світом за чинним кримінально-виконавчим законодавством України. Надаються пропозиції щодо їх правового вдосконалення з урахуванням міжнародних стандартів поводження із засудженими.

Ключові слова: листування засуджених, доступ засуджених до газет, періодичних видань, радіо, телебачення, телефонні розмови засуджених, побачення засуджених, короткочасні виїзди засуджених, відпустки засуджених.

LEGAL FUNDAMENTALS OF RELATIONS OF CONVICTED PERSONS SENTENCED TO DEPRIVATION OF FREEDOM WITH OUTSIDE WORLD

In the article the main forms of relations and communication of convicts with external world sentenced to imprisonment under the current criminal executive legislation of Ukraine are examined, some proposals as to their legal improvement taking into consideration international standards of treatment of convicted persons were put forward.

Key words: correspondence of convicted persons, access of convicts to newspapers, periodicals, radio, television, telephone conversations of convicts, meetings of convicted persons, short-term departures of prisoners, home leaves of convicts.