Полезные ссылки. Этапы реализации проекта

В общеобразовательных школах уже не первый год успешно применяют такой метод преподавания, как проектирование. Но вот в дошкольных учреждениях эта практика в новинку. Какие особенности следует учитывать при организации указанной деятельности в ДОУ, а также как провести краткосрочный проект во 2 младшей группе, мы расскажем в этой статье.

Проектирование в детском саду

Для начала следует разобраться, что же представляет собой метод проектов? Детскими психологами доказано, что ребенок буквально с рождения нуждается не только в подражании взрослым, но и в проявлении собственных желаний, реализации идей. Именно работа над каким-либо проектом позволяет малышу получить необходимые новые знания для последующего самостоятельного разрешения поставленной задачи.

Классифицируют проекты по различным признакам, например:

  • по содержанию;
  • по используемому методу;
  • по характеру участия ребенка;
  • по количеству участников;
  • по возрасту детей;
  • по продолжительности.

Детский сад: краткосрочные проекты (2 младшая группа)

Непродолжительный проект занимает не более двух недель, нередко и вовсе бывает реализован в течение одного или нескольких занятий. Краткосрочное задание может иметь разное содержание, количество участников, вид. Обычно в процессе реализации такой деятельности принимают участие дети, педагог, музыкальный руководитель и учитель физической культуры, а также родители воспитанников.

В нашей статье мы подробно рассмотрим краткосрочный проект во 2 младшей группе, расскажем об особенностях проведения указанной деятельности с такими малышами.

Так, предлагаем следующие темы для проведения указанной деятельности в ДОУ:

  • «Десять пальчиков-помогайчиков».
  • «Друзья наши пушистые».
  • «Сказочные фантазии».
  • «Космические приключения».
  • «В гостях у Книги».
  • Цели краткосрочных проектов

    Проектная деятельность, которая реализовывается в течение нескольких дней, имеет конкретные четкие цели. Так, при создании коллективной работы «Новогодние украшения» задачей воспитателя будет ознакомить детей с традициями и символикой праздника. Или при создании «Весеннего календаря» целью является ознакомление малышей с изменениями в природе в это время года.

    Но отдельно можно выделить и задачи, которые не зависят от выбранной тематики или вида проекта. Они следующие:

    • учить детей самостоятельно решать трудности, проблемные ситуации;
    • развивать инициативность, нестандартное мышление;
    • воспитывать навык прислушиваться к мнению других, аргументировать собственную позицию;
    • обучать достигать поставленной цели;
    • реализовывать на практике идеи.

    Краткосрочный проект во 2 младшей группе должен иметь цели, отвечающие требованиям ФГОС и учебной программе ДОУ.

    Особенности проектов во 2 младшей группе

    Если школьники или старшие воспитанники ДОУ могут быть непосредственными исполнителями в процессе реализации проекта, то в младшей группе дети только учатся самостоятельности. Их роль будет скорее наблюдательной. Тем не менее педагогу необходимо организовать деятельность таким образом, чтобы каждый ребенок смог проявить собственное мышление, реализовать идеи, провести эксперимент. Главное в проектной деятельности — соучастие взрослого и детей. В данном случае воспитатель не должен руководить, наставлять, контролировать. Задача педагога — направить, подсказать, подать идею, участвовать в процессе на равных с детьми.

    Примерный план проекта (осенний период)

    Краткосрочные проекты по теме «Времена года» нередко реализовываются в виде тематических недель в ДОУ. В качестве примера предлагаем план мероприятий в рамках проектной деятельности «Осень золотая в гости к нам пришла» длительностью в 5 дней:

  • День наблюдений. Предлагается план проведения экскурсий, составление «дневников природы», сбор природного материала. В течение этого дня можно фиксировать осенние пейзажи, отдельные явления в природе (например, листопад) на фото или видео. Затем все собранные материалы будут использованы для проведения выставки, дидактических познавательных игр.
  • День творчества представляет собой тематические занятия по рисованию, аппликации, лепке. Благодаря творческим заданиям краткосрочный проект во 2 младшей группе «Осень золотая в гости к нам пришла» поможет закрепить знания детей по теме, научит реализовывать теоретические знания в практической деятельности.
  • Литературная гостиная. Проводится театрализация сказок, чтение литературы, обсуждения по теме.
  • Выставка. Можно провести конкурс на лучшую поделку из природного материала, тематических рисунков или фотовыставку осенних пейзажей.
  • День развлечения. Чаще всего кульминационным моментом осеннего проекта является проведение такого мероприятия, как «Праздник Осени».
  • По такому принципу можно организовать деятельность в любое время года, например, провести краткосрочный проект во 2 младшей группе «Зима снежная уж на пороге». Но ниже мы предлагаем иной вариант организации такой работы.

    Узконаправленные краткосрочные проекты

    Тематические недели несут большой объем информации и предполагают самые различные виды деятельности участников. Но в детском саду возможны и узконаправленные проекты. Например, в зимний период весьма актуальной станет помощь зимующим птицам. Предлагаем такой план проведения проекта «Поможем птицам зимой»:

  • Формирование теоретических знаний о зимующих птицах. Наиболее эффективными методами реализации поставленной задачи станут наблюдения в природе.
  • Проведение семейного конкурса на лучшую кормушку для птиц, изготовленную из подручных материалов (например, пластиковых бутылок). Важно, чтобы дети принимали непосредственное участие в изготовлении поделки, а не просто наблюдали за деятельностью взрослых.
  • Групповая работа по установке кормушки-победительницы конкурса на территории детского сада (тут также дети должны принимать активное участие).
  • Последующее кормление птиц, наблюдение за поведением и повадками пернатых. Закрепление знаний на тематических художественно-эстетических занятиях.
  • Краткосрочные проекты по изобразительной деятельности

    Рисование — это всегда радость для детей. А если это занятие еще и организовать целенаправленно, то результат превзойдет все ожидания малышей! Их деятельность окажется не только интересной для них самих, но еще и полезной для других!

    Как же провести краткосрочный проект во 2 младшей группе по ИЗО? Например, можно в рамках темы «Весенняя капель» предложить малышам украсить групповую комнату в детском саду коллективной или индивидуальными художественными работами. Так, воспитатель сначала знакомит детей с первоцветами методом наблюдения. Затем предлагает раскрасить готовые изображения цветов, применяя различные техники рисования. Таким образом можно создать в комнате целую «весеннюю клумбу».

    Как провести краткосрочные проекты в младшей группе ДОУ по теме «Фольклор»?

    Тема фольклора — широкое поле для фантазии при планировании проекта в ДОУ. Дети с удовольствием разучивают прибаутки, потешки, народные песни. Но особенностью проведения таких мероприятий в детском саду является синтез музыки и движения. Инсценизация, театрализация, игра — вот те ключики, которые смогут открыть дверцу к сердцу ребенка.

    Предлагаем такой краткосрочный проект во 2 младшей группе: «Фольклор для детей: весенние мотивы». Тут можно дать задание детям и родителям подготовить мини-выступления к празднику Весны или Масленицы. Для выполнения поставленной задачи потребуется и предварительная работа по ознакомлению с традициями нашего народа, символикой, и выбор веснянок или масленичных песен, и подготовка костюмов, реквизита, музыки. Главное, чтобы детям были поручены задания, которые нужно будет выполнить самостоятельно. Взрослым необходимо подчеркнуть важность отведенной ребенку роли, значение проделанной им работы для проекта.

    Краткосрочный проект «Моя семья»

    Еще одной интересной темой для организации краткосрочного проекта во 2 младшей группе ДОУ является «Я и моя семья». Именно в этом возрасте малыши проявляют интерес к понятию семьи и собственного я.

    Можно снова предложить тематическую неделю. Но мы рекомендуем более интересный краткосрочный проект во 2 младшей группе: «Моя семья» (создание фото или видеоальбома). В рамках этой работы необходимо собрать различный материал о членах семьи каждого малыша. Поставленное задание ребенок выполняет совместно с родителями. Затем можно провести встречи, семейные развлекательные мероприятия. Результатом всей работы должен стать эстетически оформленный альбом с накопленной информацией о родственниках ребенка. Или, если позволяет материально-техническое обеспечение, можно предложить более современный вариант — создать электронную мини-презентацию семьи.

    Краткосрочный проект во 2 младшей группе ДОУ — это занимательная познавательная деятельность детей, которая позволяет формировать задатки самостоятельности, активности, инициативности подрастающего поколения. Кроме того, в игровой исследовательской форме она помогает передавать малышам начальные знания об окружающем мире.

    "Я люблю свою маму, как дерево любит солнце и воду – она помогает мне расти, процветать и достигать больших высот"

    Т. Гуиллеметс

    Тип проекта: творческий, краткосрочный, групповой.

    Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

    Актуальность:

    Мама - это самый главный человек для ребенка. Но в последнее время всё чаще прослеживается преобладание у современных детей потребительского отношения к маме, а не духовного.

    Поэтому необходимо воспитывать у ребенка любовь к семье, маме, с первых лет жизни. Ребенок должен понимать, что все хорошее начинается с родного дома и мамы. Поэтому такой праздник, как День матери очень важен и нужен.

    Выбор проблемы

    Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к родному дому, семье, маме с первых лет жизни. Малыш должен понимать, что все хорошее начинается с родного дома и матери – хранительницы домашнего очага.

    Цель проекта.

    Социально – личностное развитие детей. Углубить знания детей о семейных традициях. Воспитывать любовь и уважение, заботливое отношение к матери.

    Задачи проекта:

    • Познакомить детей с праздником - «День Матери».
    • Способствовать сплочению детско-родительских отношений, улучшению контактов между родителями и работниками детского сада.
    • Воспитывать у детей уважение и заботливое отношение к матери, бабушке.
    • Развивать творческие способности детей через пение, танцы, театрализованную деятельность, творческую совместную деятельность детей и родителей, желание делать подарки маме.
    • Способствовать развитию детской речи через выразительное чтение стихов, пословиц, составление рассказов о маме.

    Ожидаемые результаты:

    • Расширять представления детей о роли мамы в семье.
    • Обогащение и активизация словарного запаса детей.
    • Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
    • Составление рассказов о своей матери и семье.
    • Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.

    Этапы реализации проекта:

    1. Подготовительный – сбор информации, подбор детской художественной литературы для чтения детям, заучивания, работа с методическим материалом, литературой по данной теме. Сбор фотоматериала, разработка проекта и конспектов к нему..
    2. Практический – реализация проекта.
    3. Итоговый – подведение результатов: оформление фото выставки, музыкальный концерт «Для наших милых мам и бабушек!».

    Презентация «Нет прекрасней и нежнее милой мамочки моей!»

    Основные направления реализации проекта

    Формы работы

    Взаимодействие участников

    1.Составление рассказов на тему: «С кем я живу»,

    «Какая мама», «Работа моей мамы», «Моя бабушка»,

    «Мою маму и бабушку зовут».

    Дети, родители,

    воспитатели

    2.Беседы: «Чем можно порадовать маму?», «Как я помогаю маме», «Имена, отчества, фамилия»,

    Дети, родители,

    воспитатели

    3.Чтение рассказов и стихов: «Моя бабушка» С.Капупикян,«Мама» Ю.Яковлев, «Заплатка» Н.Носов,

    «Разговор о маме» Н.Саконская, «Посидим в тишине» Елена Благинина

    Дети, родители,

    воспитатели

    4.Сюжетно- ролевые игры: «Моя семья», «Мама на работе», «Мама в магазине», «Мама парикмахер».

    Дети, родители,

    воспитатели

    5.Дидактические игры: «Мои хорошие поступки»,

    «Найди маму», «Найди цветок для мамы».

    Дети, родители,

    воспитатели

    6.Коммуникативные игры: «Назови ласково», «Как ласково дома меня называют», «Как зовут мою маму?».

    Дети, родители,

    воспитатели

    7.Худ. творческая деятельность

    Стен газета (коллективная работа) «Букет для мамы».

    Праздничная открытка

    Дети, родители,

    воспитатели

    8.Музыкальная деятельность

    Разучивание песен: О маме.

    Дети, родители,

    воспитатели,

    музыкальный руководитель

    9.Взаимодействие с родителями

    Коллаж « Мамины помощники»

    «Мамина коллекция»

    Фотовернисаж «С мамой мы похожи, как две капельки воды»

    Дети, родители,

    воспитатели, музыкальный руководитель

    10.Конкурс чтецов «Любимой маме посвящается…» (разучивание стихов)

    Дети, родители,

    Воспитатели.

    11.Выставка домашних игрушек «Во что играли наши мамы и бабушки»

    Дети, родители,

    Воспитатели.

    12.Видеоролик « Нет прекрасней и нежнее милой мамочки моей!»

    Дети, родители,

    Воспитатели.

    13.Образовательная деятельность «Я и моя мама»; «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»;

    Воспитатели.

    Результаты проектной деятельности

    1. Коллективная работа «Букет для мамы».
    2. Организация выставок совместных робот родителей и детей, наглядной информации в групповых раздевалках о семье, маме.
    3. Изготовление детьми подарков-сюрпризов(открытка) мамам
    4. Организация выставки игрушек «Во что играли наши мамы»
    5. Праздничный концерт «Самая любимая мамочка моя»
    6. Журнал «Пример матери для дочери»
    7. Фото вернисаж «С мамой мы похожи, как две капельки воды»
    8. Всероссийский конкурс рисунков «Моя мама»
    9. Презентация проекта
    10. Коллаж « Мамины помощники»
    11. Видеоролик « Нет прекрасней и нежнее милой мамочки моей!»

    Итоги проекта :

    Реализация данного проекта способствовала сближению родителей, детей и педагогов. Совместные мероприятия способствовали обогащению знаний детей о роли мамы в их жизни, формированию уважительного отношения к своим близким. Итогами нашего проекта стал концерт, в конце которого была показана презентация «Нет прекрасней и нежнее милой мамочки моей!» Презентация произвела впечатление и на мам и на детей, ведь это был сюрприз для всех от воспитателей.

    Проект «Неделя здоровья» во 2-й младшей группе

    Воспитатели: Сычева Татьяна Евгеньевна, Довженко Елена Николаевна воспитатели МБДОУ «Детский сад №7» г. Донецк

    Продолжительность проекта: краткосрочный (1 рабочая неделя)

    Тип проекта: познавательно-игровой

    Участники проекта: воспитатели, дети второй младшей группы и их родители, музыкальный руководитель, психолог.

    Основные формы реализации проекта: беседы, чтение, детское творчество, игры, спортивный праздник, музыкальное развлечение, работа с родителями.

    Возраст детей: вторая младшая группа (с 3 до 4 лет)

    Актуальность проекта: уделять особое внимание воспитателей и родителей формированию и укреплению здоровья ребенка с целью создания вокруг него потребности и привычки здорового образа жизни.

    Цель проекта: повышать уровень знаний у детей и обогащать опыт родителей о здоровом образе жизни через взаимоотношение с воспитателями группы.

    Задачи проекта:
    1) укреплять и охранять здоровье детей;
    2) формировать потребность в соблюдении навыков гигиены;
    3) дать представление о ценности здоровья, формировать желание вести здоровый образ жизни;
    4) дать представление о полезной и вредной пищи для здоровья человека, о пользе витаминов.

    Ожидаемые результаты проекта:
    1) У большинства детей сформированы основы гигиенических навыков;
    2) Дети ежедневно слышат информацию о полезной и вредной пище для здоровья человека (во время завтрака, обеда, полдника, ужина), о ценностях здоровья (подвижные игры, физкультминутки, различные виды гимнастик);

    Литература:
    1) К. Чуковский «Айболит», «Мойдодыр»
    2) Л. Воронкова «Маша растеряша»
    3) С. Могилевская «Про Машеньку и зубную щетку»
    4) Интернет - ресурсы

    Понедельник
    Путешествие в страну здоровья «Город Витаминок»
    Утро:
    1. Игра-беседа «Путешествие в страну Здоровья»

    2. Утренняя гимнастика «Веселое солнышко»
    3. Занятие по художественно-эстетическому развитию (лепка): «Витамины» (овощи и фрукты)
    4. Музыкально-эстетическое развитие. Кукольный театр «Репка» на новый лад.

    5. Подвижная игра «Волшебные купола»

    Вечер:
    1. Д.игра «Витаминная семья» (о фруктах и ягодах);
    2. Игра-конструирование «Больница для зверят»

    3. Беседа с родителями о пользе чеснока, домашнее задание изготовление медальона здоровья « Чесночок - здоровячек»

    Вторник
    Путешествие в страну здоровья «Спортландию»

    Утро :

    1. Беседа «Чесночок-здоровячек» (о пользе чеснока)
    2. Рассматривание иллюстраций «Виды спорта» (для малышей)
    3. Физкультурное занятие «В стране Спортландия»
    4. Подвижные игры: «Лиса и зайцы», «Воробушки и автомобиль», «Попади в цель».
    Вечер :
    1. Самостоятельная двигательная активность детей в уголке здоровья.
    2. Чтение сказки: С. Могилевская «Про Машеньку и зубную щетку»

    Среда
    Путешествие в страну здоровья «В гостях у доктора Айболита»
    Утро :

    1.Рассматривание иллюстраций к сказке К.Чуковского «Доктор Айболит»

    2. Занятие по ознакомлению с окружающим миром «В гостях у доктора Айболита»

    3 Занятие по художественно-эстетическому развитию «Мой друг мячик»

    4. Сюжетно-ролевая игра «Доктор»
    5. Подвижные игры: «Зайка-серенький», «Пузырь»
    Вечер :
    1. Закаливающий массаж подошв «По ровненькой дорожке»

    2. Чтение сказки К. Чуковского «Доктор Айболит»

    Четверг
    Путешествие в страну здоровья «Хорошее настроение»
    Утро :

    1.Разминка:«Можем все мы показать…»

    2. Игры и упражнения на снятие эмоциональной напряженности у детей: «Лимон», «Наши ушки»,

    3. Игры с использованием игрового пособия «Парашют»: «Карусель», «Море» с психологом.

    4.Релаксационная игра: «Волшебный сон»(с психологом)

    5.Занятие по развитию речи: "Разучивание потешки "Солнышко" Игра: "Какое это настроение"

    6.Подвижная игра: "Солнышко и дождик»

    7.Игра-развлечение: "Мыльные пузыри"
    Вечер:
    1. Чтение сказки: Л. Воронкова «Маша растеряша»

    Пятница
    Путешествие в страну здоровья «В гостях у Мойдодыра»
    Утро :
    1. Д/и «Чудесный мешочек» (предметы туалета)
    2. Занятие по художественно-эстетическому развитию (аппликация).

    Тема: "Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!"

    3. Музыкальное развлечение. "Путешествие в страну здоровья!"
    Вечер :
    1. Сюжетно-ролевая игра «Семья» (купание малышей).
    2. Чтение сказки К.Чуковского "Мойдодыр"

    Роль родителей в реализации проекта:
    1) Индивидуальная беседа с родителями «Режим для и его значение для здоровья ребенка»;
    2) Выставки детского творчества: «Витаминки» (лепка), «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое» (аппликация); «Мой друг мячик!»
    3) Консультации: «Витамины», «Солнце воздух и вода наши лучшие друзья»;
    4) Фото-выставка для родителей «Солнце воздух и вода-наши лучшие друзья»

    Реализация представлена в фотографиях:

    Купание малыша

    В гостях у доктора «Айболита»


    Лепим витаминки


    Физкультурное занятие в Спортландии

    Занятие по рисованию «Мой друг мячик»


    Релаксационная игра: «Волшебный сон»

    В результате реализации проекта:
    - у детей сформированы основы гигиенических навыков, начальное представление о здоровом образе жизни, о пользе физической культуры;
    - повышено качество работы с родителями;
    - дети познакомились с новыми подвижными играми, с новыми сюжетно-ролевыми играми.

    Оформлена фото-выставка для родителей «Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья

    Волшебница-водица.

    Волшебница-водица

    Ученица 2 В класса

    МБОУ г.Астрахани «СОШ №27»

    Руководитель Меналиева Ольга

    Александровна

    2015-2016 учебный год

    Исследовательский

    проект во 2 классе

    Вы слыхали о воде?

    Говорят, она везде:

    В луже, в море, в океане

    И в водопроводном кране,

    Как сосулька замерзает,

    В лес туманом заползает,

    На плите у нас кипит,

    Паром чайника шипит,

    Без неё нам не умыться,

    Не наесться, не напиться.

    Смею я вам доложить:

    Без неё нам не прожить!

    Объект: вода в нашей жизни.

    Гипотеза: мы предположили, что

    без воды нельзя прожить. не умыться, не напиться без воды. Листику не распуститься без воды.

    Без воды прожить не могут Птица, зверь и человек. И поэтому всегда Всем везде нужна вода.

    Цель проекта: Обобщить и расширить знания и представления детей о неживой природе – о воде.

    Задачи проекта:

    Создавать условия для формирования у детей познавательного интереса.

    Дать расширенные представления о свойствах льда, как об одном из свойств воды.

    Уточнить значение воды для всего живого

    Какими свойствами обладает вода?

    Опыты к проекту

    Опыт 1. «Вода не имеет формы»

    А)Лед не изменил формы,

    пока не растаял.

    Б) Вода принимает форму того предмета, в котором находится.

    Опыт 2. «Лед легче воды?»

    1.Положили в стакан с водой гвоздь, он утонул.

    2. Опустили в стакан, до краев наполненный водой, лёд, он плавал на поверхности.Значит, лёд легче воды. Лёд растаял, но вода не пролилась.

    Опыт 4.«Вода нужна всем»

    Вода необходима растению для роста, без воды оно не растет.

    Опыт 3.«Превращение снега в воду»

    Снег, лед, сосульки тают от тепла и превращаются в воду.

    Пусть теперь фасоль в земле растёт!

    Черенок герани в воде тоже пустил корни.

    Опыт 5.«Растения пьют воду»

    Дома завял комнатный цветок, земля была совсем сухая. Я его полила. Через некоторое время растение ожило и приняло прежний вид.

    Опыт 6.«Животворное свойство воды»

    Срезала на прогулке веточки дерева. Внимательно рассмотрела их, почек почти не было видно. Взяла банку, наклеила на неё этикетку «Живая вода» и поставила веточки в эту воду. Через некоторое время веточки ожили и на них появились листочки.

    Заключительный вывод:

    Вода- это жизнь!

    Вода – это уникальное вещество, т.к. существует одновременно в трех состояниях.

    Вода играет очень важное значение в природе и в жизни живых организмов.

    Всегда и везде- вечная слава воде!

    Спасибо за внимание!

    • Список используемой литературы:
    • 1.Николаева С.Н. Юный эколог: Программа воспитания экологической культуры детей. – М.: Новая школа, 1999г.
    • 2.Масленникова О.М., Филиппенко А.А.Экологические проекты в начальной школе..- М. 2011 г.- Волгоград, Учитель, 2010 г.
    • 3.Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми –Волгоград, Учитель, 2006 г.
    • 4.Г.А.Фадеева Экологические сказки. Пособие для учителей, Волгоград: Учитель, 2004.
    • 5.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе.- Ростов «Учитель», 2002
    • Интернет-ресурсы:1.viki.rdf.ru
    • 2.http://900igr.net/fotografii/e…
    • 3.http://festival.1september.ru/articles/529015/
    • 4.http://teacher-almaty.clan.su/publ/33-1-0-597
    • 5.http://mirgif.com/