Справочный материал для учителя. Цепь питания: растение - гусеница - кукушка. Цветы и солнышко

трудности адаптации

Ход собрания:

I. Вступительное слово классного руководителя.

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы в среднюю - это сложный и ответственный период. От того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача - разобраться в том, что происходит сейчас с ребятами, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.

Сложность этого периода заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, возрастает сложность школьной программы, появляется кабинетная система, меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе, кроме того, дети стоят на пороге подросткового возраста, ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остаётся учёба. У многих детей в этот период повышается тревожность. И именно сейчас, как ни когда им необходима помощь педагогов и родителей.

  1. Физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе.

Изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки;

Быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме;

Изменения в питании ребенка, связанные с его большей самостоятельностью.

Создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий: создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря, запись ребенка в спортивную секцию. Во время выполнения домашнего задания следить за осанкой и освещением;

Организация правильного питания: обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей;

Воспитание самостоятельности и ответственности у ребенка за свое здоровье.

  1. Психологические трудности адаптации пятиклассников к школе.

Повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе;

Повышение уровня тревожности самого ребенка;

Зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение;

Степень адаптации ребенка зависит от:

Его внутреннего состояния;

Его характера;

Его успеваемости в начальной школе;

Его физического здоровья;

От психологического климата в классном коллективе;

А также от его самооценки (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).

Первое условие школьного успеха пятиклассника - безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться;

Со стороны родителей обязательное проявление интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню, неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня;

Обязательное знакомство с его одноклассниками и предоставление возможности общения ребят после школы;

Недопустимость физических наказаний, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников);

Исключение такого наказания, как лишение удовольствий (например: запрет на пользование ПК).

Необходимо учитывать темперамент ребенка (медлительные и малообщительные дети гораздо труднее и дольше проходят период адаптации);

Обязательное предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью;

Моральное стимулирование достижений ребенка и не только за учебные успехи;

Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

Тест «Как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в школе?»

Попробуйте определить, есть ли у вашего ребенка проблемы в школе.

Если Вы согласны с утверждением, то поставьте “+”

Если утверждение к Вам не относится, то поставьте “-”

Моему ребенку нравится учиться в школе.

Я думаю, что мой ребенок охотно перешел бы в другую школу.

Если бы был выбор, он хотел бы учиться дома.

К сожалению, мой ребенок никогда не рассказывает мне и родственникам о школе с радостью.

В классе у него много друзей.

В школе мало учителей, которые нравятся.

Он активно участвует во внеклассных мероприятиях, вечерах, походах в театр, музей …

Мой ребенок не расстраивается, когда отменяют уроки (по болезни учителя или др. причине).

Мой ребенок редко делает уроки без напоминания.

Другие интересы и хобби не мешают его учебе в школе.

С ребятами также было проведено анкетирование. Сейчас я ознакомлю вас с полученными результатами.

Анализ анкет уч-ся

III. Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению.

А сейчас давайте вместе с вами рассмотрим одну жизненную ситуацию.

Ребенок - подросток приходит после уроков домой, бросает портфель и кричит:

«Не пойду я больше в эту школу!».

Как правильно отреагировать? Что сказать ребенку? Как сохранить спокойствие, особенно если вы сами в этот момент устали, раздражены, поглощены своими проблемами?

Ваши варианты(отвечают родители)

Чаще всего в этот момент приходят обычные, автоматические ответы, из которых можно составить внушительный список наших ошибок:

Приказы, команды, угрозы

«Что значит не пойду?! Ты хочешь остаться неучем? Стать дворником? Не будешь учиться - ни копейки от меня не получишь!»;

Морали, нравоучения, ведущие к так называемой «психологической глухоте», когда ребёнок просто перестаёт вас слышать;

Критика, выговоры

«У всех дети как дети, а у меня… И в кого ты такой уродился? Что ты там опять натворил?!,

«Если ты еще раз так сделаешь, то …!»;

Высмеивания, обвинения

«Ты сам виноват! Не спорь с учителем! Двоечник!» и т.д.;

- «стирание» проблемы и безоговорочное оправдание ребенка во всем без учета особенностей ситуации, позиции учителя;

А также предложения готовых решений

«Сделай так …», «Скажи завтра учителю это…», которые ведут к тому, что ребенок не учится самостоятельности, растет инфантильным.

И это далеко не полный перечень наших неправильных реакций. Возможно, мы поступаем так из лучших побуждений, желая объяснить, научить, воззвать к совести, указать на ошибки и недостатки. А на самом деле - выплёскиваем свои негативные эмоции. И, конечно, такое наше поведение не способствует установлению лучшего контакта, формированию гармоничной личности ребенка и разрешению проблемы, а только ухудшает сложившуюся конфликтную ситуацию.

Существуют ли какие-нибудь практические приёмы, позволяющие улучшить отношения в семье и достичь взаимопонимания, которыми можно воспользоваться в повседневной жизни?

Да, есть один очень важный и действенный прием – умение и желание слушать и слышать своего ребенка.

Ритм сегодняшней жизни, неумение и нежелание слушать, понять то, что происходит в детской душе, нежелание, а зачастую неумение взглянуть на проблему глазами ребенка, а чаще всего - самодовольная уверенность в своем жизненном опыте – вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и растущими детьми.

И поэтому эпиграфом сегодняшней встречи я выбрала слова Джона Уэбстера:

«Люди вместе могут совершить то, чего не могут в одиночку:

единение умов и рук, сосредоточение сил может стать почти всемогущим»

Тест «Какой вы родитель?».

Конечно, этот тест не дает 100%-го результата, но, надеюсь, он даст предпосылки к размышлению.

Тест «Какой вы родитель?».

Инструкция: Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете с детьми.

вопрос

баллы

Сколько раз тебе повторять?!

Посоветуй мне, пожалуйста.

Не знаю, чтобы я без тебя делала.

И в кого ты только такой уродился?!

Какие у тебя замечательные друзья!

Не смей этого делать!

Подумай, может быть можно поступить по-другому

Я в твое время!

Ты моя опора и помощник (ца).

О чем ты только думаешь?!

Какая ты у меня умница!

А как ты считаешь, сынок (доченька)?

У всех дети как дети, а ты…

Какой ты у меня сообразительный!

Общее количество баллов

Если вы набрали 5-6 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас, ваши отношения способствуют становлению личности.

Сумма баллов от 7 до 8 свидетельствует о намечающихся сложностях в ваших отношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки его развития на самого ребенка.

Сумма 10 баллов – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

IV. Рефлексия

Совместное формулирование общих выводов по обсуждаемой проблеме. Ответы на вопросы:

Чем помогла Вам сегодняшняя встреча?

Какая часть вызвала особый интерес?

Ваши предложения и пожелания на будущее.

В конце собрания родителям выдаются рекомендации в виде буклета.

В процессе подготовки к родительскому собранию, был проведен опрос среди учителей-предметников. Я хочу познакомить вас с результатами этого опроса.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»

(разработана доцентом А.А.Андреевым)

4- совершенно согласен,

3- согласен,

2- трудно сказать,

1- не согласен,

0- совершенно не согласен.

1. Я иду в школу с радостью

2. В школе у меня обычно хорошее настроение

3. У нас учителя хорошие

4. У меня есть любимые школьные предметы

5. Я привык к новым учителям

6. В начальной школе было лучше

7. На летних каникулах я скучал по школе

8. Продолжи предложение: мне не нравится (или нравится) в школе (что?)

Обработка результатов.

Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью «У» является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов.

Если «У» больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворенности, если «У» больше 2, но меньше 3, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Анкета «Изучение учебной мотивации и отношения учащихся к предметам»

Инструкция:

Уважаемые ребята! Выберите, пожалуйста, на каждый вопрос ответ, соответствующий вашему мнению. Вариантов ответов может быть несколько.

Утром я просыпаюсь с мыслью:

а) «ура! Сегодня будет история (математика, литература…)»

б) «сегодня можно не присутствовать на истории (математике, русском…)»

в) «я болею и не пойду в школу, а это значит, что я не получу плохую отметку по математике (истории, литературе...)».

2. Я прихожу в школу для того, чтобы...

а) узнать что-то новое, интересное;

б) заниматься такими интересными предметами, как...

в) встретиться с такими хорошими учителями, как...

г) пообщаться с друзьями;

д) весело провести время;

е) не огорчать родителей.

3. Домашнее задание я делаю так:

а) совершенно самостоятельно;

б) обращаюсь за помощью к взрослым;

в) под контролем родителей;

г) от случая к случаю;

д) не делаю никогда.

4. Для того чтобы хорошо учиться, нужно...

а) иметь интерес к предмету;

б) иметь способности к предмету;

в) хорошо работать на уроке;

г) иметь хорошие отношения с педагогом;

д) уметь списывать.

5. Когда я получаю плохую отметку, то...

а) стараюсь тут же ее исправить;

б) стараюсь исправить ее на следующем уроке;

в) стараюсь исправить в ближайшее время;

г) ничего не пытаюсь делать.

Обработка результатов. Подсчитывается количество каждого варианта ответа. Делается качественный анализ ответов учащихся.

Анкета для учителей-предметников.

______________________________________________________________________________________

(ФИО, предмет)

1. Какими особенностями обладает данный класс в целом (по сравнению с другим пятым классом)?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. С каким настроением вы идёте на урок в этот класс?

_______________________________________________________________________________________

3. Кто из учеников класса имеет наилучшую подготовку по вашему предмету?

_______________________________________________________________________________________

4. Кому из учеников нужны дополнительные занятия по вашему предмету?

_______________________________________________________________________________________

5. Какие пожелания вы хотели бы высказать родителям пятиклассников?

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

6. Какие советы вы можете дать классному руководителю?

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Спасибо за Ваши ответы!

Предварительный просмотр:

Тексты для чтения первоклассников

В этой статье освящается тема "Тексты для чтения для первоклассников" .

Говорящие книги
(компьютер показывает пиктограмму слога и может проговорить его вслух)


Спала кошка на крыше. Она сжала лапки. Села около кошки птичка. Не сиди близко, птичка. Кошки очень хитры.
18 слов (Л. Толстой)

Дедушка.
Мальчики Миша и Сережа жили у деда. Они помогали деду сушить сеть. Дедушка учил мальчиков ловить рыбу. Ребята любили работать с дедом.
(23 слова)

Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали и ничего впереди себя не видали, и в лужу упали.
31 слово (Л. Толстой)

В роще.
Дети пришли в рощу. Там весело и шумно. Пчела брала мед с цветка. Муравей тащил травинку. Голубь строил гнездо для голубят. Зайчик бежал к ручью. Ручей журчал по камням. Он работал. Ручей поил чистой водой людей и животных.
(К. Ушинский) 38 слов

Сторож.
У утки были пушистые утята. Однажды лисица утащила утку. Мы научили собаку водить к реке утят. Вот собака важно идет к реке. Утята спешат за ней. Утята ныряют в воде. Потом они гуляют на лугу. Собака сидит и зорко охраняет утят.
(А. Седугин) 41 слово

В солнечный день осенью на опушке елового леса собрались молодые разноцветные осинки, густо одна к другой, как будто им там, в еловом лесу, стало холодно. Они вышли погреться на опушку, как у нас в деревнях люди выходят на солнышко и сидят на завалинках.
(43 слова) М.Пришвин.

Галка и голуби.
Галка увидала, что голубей хорошо кормят. Она выбелилась и влетела в голубятню. Голуби подумали, что она голубь, и пустили её. Но галка забылась и закричала по-галочьи. Тогда её голуби прогнали. Галка полетела назад к галкам. Но галки испугались и тоже прогнали её.
(46 слов) Л.Толстой.

Одежда способствует поддержанию постоянной температуры тела человека, ограждает его от неблагоприятных влияний окружающей среды. В холодную погоду рациональная одежда защищает от излишней потери тепла, в жаркую - не препятствует хорошей теплоотдаче.

Сама одежда не греет, но между ней и телом, а также в порах ткани находится воздух, являющийся плохим проводником тепла. Большие или меньшие теплосохраняющие свойства одежды зависят от ее покроя, количества слоев и от качества ткани, из которой она сшита. Ткань сохраняет тепло тем лучше, чем больше воздуха заключено в ней. Высокой теплозащитной способностью обладают мягкие, рыхлые ткани: шерсть, вельвет, трикотаж, флис, синтепон. Достоинством всех этих тканей является еще и то, что все они обладают хорошей воздухопроницаемостью, обеспечивающей смену воздуха, находящегося между одеждой и теплом. Из этих тканей шьют одежду, предназначенную для холодного времени года.

Для летней одежды используют гладкие хлопчатобумажные ткани. Ценными качествами этих тканей являются их воздухопроницаемость и гигроскопичность - способность хорошо и быстро впитывать и постепенно испарять влагу. Льняное полотно, хорошо впитывая влагу, быстрее, чем другие ткани, испаряет ее. Одежда из льна особенно хороша в жаркое время, так как способствует охлаждению тела.

Детское белье - слой одежды, прилегающей непосредственно к телу, - должно быть изготовлено из натуральных материалов. Хлопчатобумажное белье не раздражает кожу, легко впитывает пот, не препятствует нормальному воздухообмену с окружающей средой.

Материалы из синтетического волокна плохо впитывают и испаряют влагу, имеют низкую воздухопроницаемость по сравнению с натуральными тканями. Поэтому для детского белья и летней одежды их не используют. Хорошие водоотталкивающие и ветрозащитные свойства синтетических тканей позволяют использовать их для изготовления верхней одежды для холодной, сырой и ветреной погоды. В теплые, сухие дни надевать такую одежду не следует, так как она, не обладая достаточной гигроскопичностью и воздухопроницаемостью, задерживает испарение влаги, способствует перегреванию тела.

Одежда должна соответствовать возрасту, полу, росту и пропорциям тела ребенка. Она не должна стеснять движений, мешать свободному дыханию, кровообращению, пищеварению, раздражать и травмировать кожные покровы. Недопустимы тугие пояса, высокие тесные воротники. Надо внимательно следить, чтобы резинка трусиков или пояс другой одежды малыша были достаточно свободными и находились точно на талии, т. е. между верхней частью бедер и нижней частью ребер. Слишком тугая и высоко расположенная резинка или пояс сжимают ребенку грудную клетку и стесняют ему дыхание.

Лето - просто замечательная пора! Везде хорошо, куда бы ни пошли: в лес, на луг, в поле, к реке или к озеру.

Кузя и Маркеша тоже решили отправиться на прогулку. Куда же пойти?

КУЗЯ. Предлагаю пойти в лес. Он так и манит своей прохладой и таинственностью. Сколько там загадок:

МАРКЕША. Тогда давай собираться.

МАРКЕША. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь много зелени - еще вырастет!

КУЗЯ. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

МАРКЕША. Наконец - то можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не мешаешь!

КУЗЯ. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

Маркеша, смотри, нас с тобой встречают стройные белоствольные красавицы.

МАРКЕША. Да ведь это самые обыкновенные березы!

КУЗЯ. Березы не зря считаются первыми красавицами наших лесов. А какие интересные народные приметы и поговорки связаны с образом березы!

  1. Из березы течет много сока - к дождливому лету.
  2. Когда береза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое, если ольха наперед - мокрое.
  3. Береза не угроза - где она стоит, там и шумит.

Особенно красивы березы во время цветения. Цветет береза в середине мая, одновременно с распусканием листьев. Наряжается березка в листву и желтые сережки.

КУЗЯ И МАРКЕША ШЛИ ПО УЗКОЙ ЛЕСНОЙ ТРОПИНКЕ.

КУЗЯ. Ну что, Маркеша, нравится в лесу? Настала пора выяснить, что ты узнал о растительности леса.

Этот кустарник - ближайший родственник садовой красавицы, царицы цветов розы. (шиповник)

Весной это дерево стоит нарядное, праздничное, будто в белой пене. И запах его цветов чувствуется издалека. Жаль только, что из-за цветов люди ломают ветки и сучки у этого дерева. (черемуха)

Если тебе когда-нибудь понадобится расколоть полено этого дерева, сделать это будет нелегко: топор увязнет в древесине. И ты поймешь, почему дерево так названо. (вяз)

Лиственные деревья зимой стоят голые, хвойные - зеленые круглый год, потому что хвоинки у них осенью не опадают. А у этого дерева хоть и хвоинки, а зимой оно стоит голое, как лиственное. (лиственница)

В народе это дерево часто называют "сладким". Нет, конфеты на нем не растут. Но посмотри, как во время цветения дерева летят к нему пчелы. И мед потом будет самый вкусный и душистый. (липа)

Дотронься летом до ствола этого дерева. Он прохладный даже на солнцепеке. Такое может быть только у одного дерева в мире: ведь это единственное дерево с белой корой, которая не нагревается на солнце. (береза)

Когда-то в русском языке было такое слово "можжа" Оно означало "узел". Посмотри, какие узловатые ветки у этого кустарника, и ты сразу догадаешься, как он называется. (можжевельник)

"Красавец" - так переводится латинское, научное название этого дерева. Но оно не только красиво: это дерево - богатырь, дерево - долгожитель. (дуб)

Ветки этого кустарника покрыты острыми и твердыми колючками. (боярышник)

Дерево с большими, красиво вырезанными листьями можно было бы назвать "музыкальным" - из его древесины изготавливают многие музыкальные инструменты. (клен)

Весной в лесу на этом дереве "загораются" маленькие синие и красные "лампочки". Это почки дерева. А под Новый год на этих деревьях вспыхивают гирлянды настоящих лампочек. (елка)

Ягоды на этом дереве могут висеть всю зиму. И чем крепче прихватит их морозец, тем слаще они будут. (рябина)

Сверху листья дерева зеленые, снизу - серебристо-серые. От малейшего ветерка листья переворачиваются, и дерево становится то зеленым, то серым - "переодевается". (осина)

Бывает - поранят дерево, сдерут кору. Ствол под корой у дерева обычно белый. А у этого он быстро начинает краснеть. (ива)

ЭТО ИНТЕРЕСНО

КОНФЕТНОЕ ДЕРЕВО

В пустынях Средней Азии растет саксаул. Это изогнутое, корявое дерево очень ценно: оно закрепляет пески, при сжигании дает тепла столько, сколько каменный уголь. Саксауловые дрова продают на вес.

Древесина саксаула настолько тяжела, что тонет в воде.

Саксаул легко сломать, даже если он толстый, но почти невозможно разрубить топором. Дерево хорошо приспособлено к жизни в пустыне. Его корни уходят в почву на глубину 18-20 м. Листья в виде маленьких чешуек помогают ему экономить влагу.

КОЛБАСНОЕ ДЕРЕВО

В лесах Уганды встречает кигелия или колбасное дерево. Своим названием она обязана плодам, по виду напоминающим колбасы. Они свисают с концов ветвей и весят до 6 кг. Из плодов дерева местные жители изготавливают чашки и желтую краску, а из коры - лекарства.

МЫЛЬНОЕ ДЕРЕВО

На полуострове Флорида растет своеобразное дерево. Если растереть его созревшие плоды, то образуется пена, которую местные жители используют вместо мыла.

ДВА ЛИСТА ЗА ВСЮ ЖИЗНЬ

В пустынях Южной Африки произрастает вельвичия. Это дерево примечательно тем, что за всю жизнь имеет всего два листа, которые обрамляют толстый низкий (до 30 см) ствол. Листья серо-зеленого цвета. От ветра они обычно разрываются на ленты. Это растение нигде больше не встречается.

МАРКЕША. А сейчас я устрою для тебя соревнование. Каждому загадаю загадки о цветах и травах леса.

КУЗЯ. Хорошо!

Этот цветок ты часто видишь на клумбах. Но если поискать - найдешь его и в лесу. Ведь именно из леса, с помощью людей, конечно, пришел он в сады и в парки. (анютины глазки)

Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветков - красная ягода. Но не бери ее в рот - она ядовитая. (ландыш)

Красивый цветок. Но ядовитый. Злой. Лютый, как говорят о нем в народе. (лютик)

Сегодня полянка золотисто-желтая от цветков, завтра - бело-пушистая. Желтые цветы превращаются в белые "головки", а с "головок" слетают легкие пушинки: (одуванчик).

Вдоль дорог, вдоль тропинок встречают это растение. Будто специально растет там, чтобы помочь, если надо, путешественнику, натершему ногу, поранившему руку. (подорожник)

Из травы смотрит веселый фиолетовый глазок. Значит, будет хорошая погода. Перед дождем этот цветок обязательно закроется. (фиалка)

Это растеньице не любит солнца - растет в затененных местах. На вкус его листочки кисленькие. Отсюда, наверное, и название растения. (кислица)

Знаменито это растение своими колючками и цепкими плодиками. Пройдет мимо человек, пробежит зверь _ уцепится плодик и путешествует. А где упадет - может вырасти. (репейник или лопух)

МАРКЕША ВНИМАТЕЛЬНО ОГЛЯДЕЛСЯ ПО СТОРОНАМ

Кузя! Вот ползет божья коровка, по тропинке бежит муравей, а на цветке сидит красивая бабочка!

КУЗЯ. Молодец! А теперь отгадаем загадки о насекомых.

Осенью в щель заберется,
А весной проснется.
(Муха)

Над цветком порхает, пляшет, веером узорным машет.
(Бабочка)

Сок из цветов она берет
И в сотах копит сладкий мед.
(Пчела)

На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскач.
(Кузнечик)

Голубой аэропланчик
Сел на желтый одуванчик.
(Стрекоза)

В лесу у пня суетня, беготня:
Народ рабочий весь день хлопочет.
(Муравьи)

Кто за печкою живет,
Спать мне ночью не дает?
(Сверчок)

ЭТО ИНТЕРЕСНО

НА БАБОЧЕК-С ЛУКОМ

Бабочки размером до 26 см встречаются на севере Австралии. Местные жители употребляют их мясо в пищу. За бабочками охотятся и стреляют в них из лука.

МАРКЕША. Кузя, послушай, как весело стрекочут кузнечики.

КУЗЯ. Значит, будет теплая погода. Давай, Маркеша, свернем вот на эту тропинку.

МАРКЕША. Кто это так чудесно поет, будто на флейте играет?

КУЗЯ. Это иволга. Иволга - одна из самых красивых птиц и одна из лучших певуний наших лесов.

МАРКЕША. А кто так противно кричит?

КУЗЯ. Поверить трудно, но и неприятные звуки издает таже птица. Недаром иволгу зовут и лесной флейтой, и лесной кошкой.

ПРОДОЛЖИ РЯД СЛОВ

Из густой кроны доносятся красивые звуки - будто кто-то играет на флейте. И вдруг - кошачий визг. Но "флейтист" и "кошка" - одна и та же птица. Кошкой она кричит, когда испугана или рассержена. (иволга)

Самые маленькие птички наших лесов никуда не улетают на зиму - морозов не боятся. Храбрые птички. И очень полезные: за день съедают вредных насекомых и их личинок столько же, сколько весят сами. (корольки)

Многие не любят эту птицу: она губит чужих птенцов. И все-таки она очень полезная - уничтожает множество опасных гусениц, даже таких, которые не едят другие птицы. (кукушка)

У этой птички два имени: одно дано ей за яркую грудку, а другое за то, что она просыпается очень рано, на утренней зорьке. (малиновка)

Птичка вспорхнула с ветки, как будто высоко подпрыгнула. И снова уселась на место. А потом - опять взлетела. И еще: Это она ловит в воздухе мух и прочих насекомых. (мухоловка)

Серый комочек упал откуда-то сверху, прилепился к стволу у самой земли и быстро побежал вверх, тоненько попискивая, будто сообщая всем о своем прибытии. За этот писк и получила птица свое имя. (пищуха)

Эта птица - настоящий акробат: только она может бегать по стволу дерева и вверх и вниз головой. (поползень)

Птица эта немаленькая, а увидеть ее нелегко: сядет на землю, прижмется - и нет ее; сядет на сук, вытягивается вдоль - и "исчезнет". Уж такая у нее "маскировочная" окраска - рябенькая. (рябчик)

Эту птицу увидишь у нас только зимой - прилетает к нам зимовать с севера. Узнаешь ее по красивому оперению, большому хохолку и резкому громкому голосу. (свиристель)

Эти птицы прилетают к нам зимой, когда выпадет снег. И на белом фоне хорошо видны красногрудые самцы и серые самочки.(снегирь)

Эта небольшая птичка скромной коричнево-серой окраски славится своим чудесным пением. (соловей)

Каких небылиц об этой птице не рассказывают! Даже считают, что она накликает беду. А на самом деле - очень полезная птица. (сова)

КУЗЯ. А ты знаешь, что одна сова спасает нам в год почти тонну хлеба. Арифметика проста. Мышь съедает в год килограмм хлеба. А сова за год уничтожает 1000 мышей. Мало кто слышал про кукушкин аппетит. Кукушка - птица насекомоядная и к тому же большая обжора. А главное - она поедает таких гусениц, которых другие птицы не едят. Ведь среди гусениц есть и волосатые, и ядовитые. А кукушка ест их всех подряд. Бывали случаи, когда всего несколько кукушек спасали большие леса от опасных вредителей.

МАРКЕША. ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ:

На шесте дворец, во дворце певец, а зовут его: (скворец)

Озорной мальчишка в сером ярмячишке по двору шныряет, крошки собирает. (воробей)

Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это: (снегири)

На скале он строит дом. Разве жить не страшно в нем? Хоть кругом и красота, но такая высота! Нет, хозяин не боится со скалы крутой скатиться - два могучих крыла у хозяина: (орла)

Черный, проворный, кричит "крак", червякам враг. (грач)

Кто на елке, на суку счет ведет "ку-ку:ку-ку"? (кукушка)

КУЗЯ. Целый день летает скворец из гнезда в сад, из сада к гнезду. Подсчитали даже, сколько он делает вылетов - около 200 за один день! И непременно притащит своим скворчатам червяка или гусеницу.

За лето ласточка успевает поймать около миллиона всяких мошек, комаров, тлей.

Если насекомых, которых съедает за лето стриж, сложить в одну линию, она растянется на целый километр!

МАРКЕША. НАЗОВИТЕ ПЕРЕЛЕТНЫХ ПТИЦ. КАКИХ ВЫ ЗНАЕТЕ ЗИМУЮЩИХ ПТИЦ?

ЭТО ИНТЕРЕСНО

ПТИЦА - КАК ШМЕЛЬ

Колибри - жительница Америки- самая маленькая птица на земле. Величиной она со шмеля и весит меньше двух граммов, откладывает яйца меньше горошины и весом 0,2 грамма. У колибри очень подвижные крылья, благодаря которым она может, не поворачивая тела, летать вверх, вниз, назад, вперед и даже останавливаться в воздухе на одном месте, высасывая при этом нектар из цветов.

"БЫВАЕТ ИЛИ НЕТ"

На дворе мороз, а в гнезде - голенькие птенчики. Бывает или нет? (клест)

Есть такие птицы, которые прилетают к нам вместе с зимой. Бывает или нет? (снегирь)

Название птице совсем не подходит. Оно связано со словом зябнуть, мерзнуть. А птица, наоборот, прилетает к нам одной из первых, когда на улице еще нередки морозы метели. Бывает или нет? (зяблик)

МАРКЕША. Еще в лесу живут разные звери, конечно, их труднее встретить, чем птиц и насекомых, но у них тоже много своих тайн. Очень хотелось бы узнать, о зайце, лисе, медведе. Уж про них - то все знают, одних только сказок сложено, что и не сосчитать.

КУЗЯ. Зайчиха приносит малышей три раза в год. Зайчат первого выводка называют "настовиками", потому что они появляются, когда на снегу образуется наст. Летних зайчат называют "колосовиками" и "травниками", а последний приплод - "листопадниками". Родился зайчонок, мать один раз накормила его и убегает. А зайчонок будет спокойно сидеть где-нибудь в укромном уголке, пока не научится бегать. У зайцев главная защита - быстрые ноги, а малыши бегать не могут. Вот матери и покидают их, чтобы своим запахом не привлечь хищников. Новорожденный зайчонок запаха не имеет. Пройдет несколько дней, и зайчонок выбежит из-под куста. Теперь он может бегать куда захочет.

Про кого говорят, что он хозяин леса, неуклюжий, неповоротливый?

МАРКЕША. Это не так. Бегает он очень быстро (со скоростью 40 - 50 км/ч), может легко догнать лошадь, хорошо плавает. Зимой в берлоге рождается 2 - 3 медвежонка, вес новорожденного "хозяина леса" не больше 500 граммов, и он такой маленький, что может свободно уместиться на ладони взрослого человека! Семейство медвежьих насчитывает несколько видов - медведь бурый, белый, черный, очковый, губач, барибал, панда, коала, малайский. Первые три вида живут в нашей стране, остальные - иностранцы.

КУЗЯ. А это лиса. Она живет в норе. Основная пища - мышевидные грызуны. Снежной зимой ловит зайцев, тетеревов, рябчиков, галок, сорок, ворон. Лисят у нее бывает много (от 4 до 13), слепых и глухих, покрытых темно-бурым пухом. Они очень похожи на волчат, но у лисят кончик хвоста белый, а волчат хвост весь черный. Только через две недели лисята начинают видеть, слышать, у них прорезываются первые зубы.

МАРКЕША. Спасибо, Кузя, это очень интересно. Как много я узнал.

КУЗЯ. Маркеша, давай устроим привал. Посмотри, какой ключ бьет из-под земли. Вода прохладная, чистая. Здесь нам будет очень удобно.

МАРКЕША. Хорошо, Кузя, устроимся вот под этой сосной. Ой, а это кто?

КУЗЯ. А это надо разгадать ребусы и мы узнаем, какие млекопитающие, земноводные и пресмыкающиеся живут в лесу.

РАЗГАДАТЬ РЕБУСЫ

ЭТО ИНТЕРЕСНО

КВАКАЮЩИЙ ВОЛ

Одна из самых крупных лягушек на земном шаре - североамериканская лягушка-вол, достигающая в длину 20 см и весящая около 600 граммов. Эту лягушку употребляют в пищу. "Весенняя песня" этих лягушек напоминает мычанье воловьего стада. Кваканье одинокой лягушки-вола можно услышать на расстоянии до 3 км.

"СТЕКЛЯННАЯ ЛЯГУШКА"

В Мексике найдена необычная лягушка. Длина ее всего 20 мм. Кожа на брюшке прозрачная. Сквозь нее отчетливо видны все внутренности. Поэтому ее и назвали "стеклянной".

КУЗЯ. Ну вы оказались настоящими знатоками леса. Порадовали меня.

МАРКЕША ЧИТАЕТ СТИХОТВОРЕНИЕ С, ПОГОРЕЛЬСКОГО.

Солнце прячется в тумане,
Лес дремучий, до свиданья!
Защитил ты нас от зноя,
Напоил живой водою,
Дал здоровья, свежих сил
И гостинцем угостил.
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем.
Добрый лес,
Могучий лес,
Полный сказок и чудес!

I. Если у человека температура поднялась до 38 градусов, его укладывают в постель. Человек не может работать.

А соловей с температурой 41–42 градуса даёт концерты, дрозд, насвистывая, штукатурит гнездо.

Мы перевариваем обед часами, а в птичьем горячем теле это происходит за несколько минут. И опять птица хочет есть.

Отсюда и птичья прожорливость. Корм, который за день съедает синица, больше весом, чем она сама.

Если бы у тебя был аппетит птенца мухоловки-пеструшки, ты бы на дню тридцать раз завтракал, пятьдесят раз обедал да ещё ужинал бы двадцать раз!

Подавая тебе завтраки, обеды и ужины, бабушка сбилась бы с ног, упала бы в обморок.

Ничего удивительного! У птиц так и бывает. Старые скворцы от усталости иной раз падают в обморок возле гнезда.

Но нас, людей, птичий аппетит только радует: меньше будет всяких вредных личинок, гусениц, мух и комаров.

Потому-то мы и хотим, чтобы птицы селились к нам поближе.

Пусть синица-садовница берёт яблоки в саду, пусть скворец-огородник наведёт порядок на грядках, пусть мухоловка-санитарка переловит всех мух на дворе!

II. Кукушку, как и дятла, если кто и не видел, то уж слышал обязательно. Наверное, всем известно, что она подкладывает яйца в чужие гнёзда и что птенцы кукушки выбрасывают из гнезда птенцов хозяев. Но, наверное, мало кто слышал про кукушкин аппетит. Благодаря своему аппетиту она полностью искупает тот вред, который наносит, губя птенцов мелких птиц. Кукушка – птица насекомоядная, и к тому же большая обжора. И главное – она поедает таких гусениц, которых не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть и волосатые, и даже ядовитые. А кукушка ест их всех подряд. Бывают случаи, когда всего несколько кукушек спасают большие участки леса от очень опасных вредителей.

Урок 40. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
(рефлексивная фаза учебного года)

Цели деятельности педагога: проверить знания учащимися основных понятий, умений самостоятельно применять знания в стандартных условиях (в измененных, нестандартных); выявить уровень овладения комплексом знаний и умений и на его основе принять определенные решения по совершенствованию учебного процесса.

Тип урока: проверка и коррекция знаний и умений.

Формы и методы обучения: индивидуальная, непродуктивный.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение проверять свои знания по предмету.

Личностные:интерес к учебному труду; умение оценивать свои знания.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: умение анализировать текст, выделять существенную информацию из текста; ориентировка на различные способы решения поставленных задач.

Регулятивные: осуществление пошагового контроля по результату выполненной учебной задачи; самостоятельная оценка правильности выполнения действий.

Коммуникативные: умение формулировать вопросы для уточнения учебной задачи, получать нужную информацию, задавая вопросы учителю.

Образовательные ресурсы: карточки с тестовыми заданиями.


Раздел 4 " ЖИВОТНЫЕ МОЕЙ МЕСТНОСТИ"

Тема : "ЖИВОТНЫЕ ЛЕСА". Урок 2. (вариант 2)

Цель : Воспитание у детей экологического мировоззрения.

Приобщение детей к познанию законов природы.

Задача : Показать взаимосвязь растительного и животного мира леса.

К уроку учитель готовит рисунок с изображением леса (без животных), большие и маленькие картинки с животными (большие - чтобы рассмотреть и описать, а маленькие - чтобы удобнее было разместить их в лесу). Стихи-загадки к уроку могут выучить дети-помошники.

Ход занятий:

На доске (или на стене) - рисунок с изображением леса.

Внимательно посмотрите на картинку.

Что хотел нарисовать художник? (Лес).

Всё ли здесь нарисовал художник? (Разные ответы детей).

Этот художник давно собирался нарисовать лес, но у него все что-то не получалось. Сначала он нарисовал только деревья, думая, что это в лесу самое главное. Деревья вдруг стали чахнуть и сохнуть. Художник нарисовал новую картину. Вместе с деревьями появились кусты, травы, цветы. Прошло время, и лес опять стал чахнуть. На другой картинке художник дорисовал грибы, ягоды. Это не помогло. Вдруг в самом углу его картины появился старичок-лесовичок и посоветовал нарисовать насекомых и...

Художник не дослушал лесовичка и бросился рисовать другую картину.

Вот на цветах, на листьях деревьев, на траве появились яркие бабочки и разноцветные жуки.

Когда художник через какое-то время снова увидел свою картину, он не поверил глазам: вместо пышного ковра трав и цветов - голая земля; деревья, даже елки стояли совершенно голые. Все на картине было покрыто несметными полчищами жуков и гусениц.

В углу картины снова сидел лесовичок и качал головой.

Ребята, как вы думаете, что не успел договорить лесовичок, когда давал совет художнику? (Нарисовать не только насекомых, но и птиц, зверей).

Давайте поможем художнику разместить на новой картинке птиц и зверей.

Для этого нужно отгадать загадки.

Как вы думаете, кого в первую очередь нужно поселить в такой переполненный насекомыми лес? (Птиц).

(В ходе урока лес постепенно заполняется).

Во время разговора о каждом новом представителе леса можно составлять цепи питания. Можно это оставить и на конец урока, как закрепление.

Сотни радостных солнечных пятен

Засверкали в лесу на заре.

В красной шапочке серый приятель

Застучал по сосновой коре.

"С добрым утром!

Я доктор древесный,

Я лесные болезни лечу.

Всем зловредным букашкам известно,

Что я тотчас же их проглочу.

Целый день я стучать не устану.

Под корой притаятся - достану!"

Кто это? (Дятел).

Детям предлагается рассмотреть увеличенный рисунок дятла - его клюв и язык, лапки с когтями...

Что знаете о дятле?

Кто может объяснить, почему дятла нужно поселить в лесу?

Дятел - птица лесная. Дятел и лес, т.е. деревья в нем, не могут друг без друга.

Дятел добывает насекомых и их личинки из-под коры и даже из глубины дерева. Очень крепким клювом он проделывает отверстие, а потом в это отверстие засовывает язык. А язык-то у дятла необыкновенный! (Показать картинку).

Во-первых, длинный, сантиметров 10-15. Во-вторых, он очень липкий. И в-третьих, имеет острые, твердые зазубринки. Его не только в пробитое отверстие, но и в ходы, которые насекомые проложили в дереве, засунуть можно! Насекомые приклеиваются к языку или накалываются на зазубринки. Он ловко цепляется за кору дерева острыми цепкими коготками и, упираясь сильным хвостом в ствол, стучит, не переставая.

Какие приспособления дятла помогают лечить лес?

Цепь питания: дерево - жук - дятел

А что это за птица?

Только и слышно: "Ку-ку! Ку-ку!"

Узнали, конечно, кукушка!

Пестреет цветами опушка,

Плывут облака налегке.

"Ку-ку!" - напевает кукушка

В зеленом лесном далеке.

"Ку-ку!" - отзываются эхом

И роща, и луг, и река.

И вешнюю песенку эту

Уносят с собой облака.

Что вы знаете о кукушке?

Говорят, что кукушка - плохая мать, подкидывает свои яйца в чужие гнезда... Все это так. Но, наверное, мало кто слышал про кукушкин аппетит.

Кукушка - птица насекомоядная и к тому же большая обжора. И главное - она поедает таких гусениц, которых не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть и волосатые, и даже ядовитые. А кукушка ест их всех подряд. Бывают случаи, когда всего несколько кукушек спасают большие участки леса от очень опасных вредителей.

Нужна ли лесу такая птица как кукушка?

Цепь питания: растение - гусеница - кукушка

Но что это лесовичок насторожился, прислушивается? Кто-то в траве зашуршал.

Он как елка,

Весь в иголках,

Ловит смело страшных змей.

И хотя он очень колкий,

Обижать его не смей.

Он в лесу живет,

Но все ж,

Отгадай, кто это?.. (Еж).

Что вы знаете про ежа?

Бежал ежик по дорожке - только пяточки мелькали. Бежал и думал: "Ножки мои быстры, колючки мои остры - шутя в лесу проживу".

Вдруг видит, улитка на листке сидит и своим шершавым языком-теркой его скребет - кушает так. Еж ей предложил: "Кто кого перегонит, тот того и съест". Глупая улитка согласилась.

Улиткина скорость известно какая - семь шагов в неделю. Ежик ее и съел. Дальше побежал - только пяточки замелькали.

Видит, лягушка-квакушка пучеглазая сидит - комаров ловит. И ей предложил еж: "Кто кого перегонит, тот того и съест". Прыг-дрыг лягушка, туп-туп-туп ежик. Лягушку догнал, за лапку схватил и съел.

Бежит дальше, видит - филин на пне сидит, с лапы на лапу переминается и клювищем щелкает. "Ничего, - думает еж, - Я улитку съел, лягушку съел - сейчас и до филина доберусь!" Почесал храбрый еж сытенькое брюшко лапкой и говорит этак небрежно: " Давай, филин, наперегонки. А коли догоню - съем!"

Филин глазищи прищурил и согласился. Не успел еж и пяточкой мелькнуть, как налетел на него филин, забил широкими крыльями и закричал дурным голосом: "Крылья мои быстрее твоих ног, когти мои длиннее твоих колючек! Сейчас целиком проглочу, да и колючки выплюну!"

Испугался еж, клубком свернулся, да и под корни старого дерева закатился - спрятался. Он даже не подозревал, что за ним не только филин охотится.

Эта рыжая плутовка

И коварна, и хитра.

Быстрых зайцев ловит ловко,

Не боится и ежа.

И мышами поживиться

Любит шустрая... (Лисица).

А лиса все это видела. Дождалась она, когда филин улетит, подошла к ежику и давай приговаривать: "Ежик, ежик, ни головы, ни ножек. Какой ты славный, круглый, румяный, как яблочко!" А еж ей: "Пуф, фыр, уходи, кума, не льсти". Лиса в ответ: "Да ты не бойся. Дай я с тобой поиграю. Покатаю тебя немножко"... "Ладно уж, - согласился еж, - покатай."..

Докатила она колючего до лужицы. Плюхнулся еж в воду и развернулся.

Что вы знаете про лису?

Лиса - хищник. Чтобы насытиться, ей надо поймать не меньше 20 мышей...

Птичку поймает, лягушку, зайчат - всех ест, если получится - и ежом полакомиться.

Вспомните, кто угрожал ежу, и составьте цепи питания.

Цепь питания:

Кого из этих животных можно назвать хищниками? (Лягушку, ежа, филина, лису).

Почему? (Они питаются другими животными).

Как вы считаете, нужны ли в лесу хищники? (Нужны).

Зачем они нужны? (Разные ответы детей).

Послушай, что случилось в одной сказке.

Надоело как-то зайцу волков бояться. Пошел он к кузнецу и попросил сковать стальные клыки и стальные когти, да такие большие, такие острые, чтобы все его боялись. Сказано - сделано.

Идет заяц по лесу, стальными зубами лязгает, рычит: "Р-р-разорву!" Все волки, лисы, филины увидели это чудо-юдо кусачее - перепугались и наутек. Совсем не осталось в лесу врагов у зайца.

Прошел год, другой, третий, развелось зайцев в лесу видимо-невидимо. Мечутся по лесу - тощие, голодные. Есть-то стало нечего: обглодали все осины, ивы, выщипали всю траву.

Придется пропадать зайцам с голоду. Выходит, если у заячьего племени не окажется врагов, косым будет не лучше, а хуже.

Каждое здоровое животное может за себя постоять и спастись от хищников, а попадаются им только больные, старые и слабые животные.

Выходит, что у природы нет никого лишнего. Все звери нужны и важны.

Цепь питания: растение - заяц - волк, филин, лиса

С чего начинаются все цепи питания? (С растений).

Что произойдет с хищниками, если пропадут все растения? (Они погибнут).

Почему? (Все хищники питаются травоядными животными, или другими, более мелкими хищниками, которые поедают травоядных животных).

Кого мы поселили в нашем лесу?

- Подумайте, кого еще можно сюда поселить?

Домашнее задание

Доказать, что они нужны лесу, а лес - им, т.е. составить цепи питания.