Действенные приемы эффективного изучения иностранного языка. Методики изучения иностранного языка

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию перевод статьи ирландского полиглота, автора уникальной методики изучения иностранных языков Бенни Льюиса (Benny Lewis).

В посте вы найдете ответы на следующие вопросы:

  • Как начать говорить на иностранном языке уже сегодня?
  • Как выдать себя за носителя языка?
  • Как за 2 года выучить несколько иностранных языков и стать полиглотом?

Статья содержит массу советов по использованию различных ресурсов и бесплатных приложений, которые помогут вам в кратчайшие сроки повысить свой уровень владения языком. Если вы уже давно находитесь в поиске результативных методов запоминания новой лексики и совершенствования своих навыков общения на иностранном языке, значит, этот пост предназначен для вас. ;)

Большинство людей уверены в том, что все, кто преуспевают в изучении иностранных языков, имеют к этому генетическую предрасположенность. Однако пример Бенни Льюиса доказывает, что это убеждение является всего лишь одной из сотен отговорок, к которым мы прибегаем, чтобы оправдать свои неудачные попытки прослыть полиглотом.

Как вспоминает Бенни, несколько лет тому назад он был абсолютно безнадежен во всем, что касалось языков: в возрасте 20 лет он мог разговаривать только на английском, был худшим в классе немецкого языка, а после 6 месяцев проживания в Испании едва ли мог набраться храбрости, чтобы спросить по-испански, где находится ванная комната.

Именно в этот период в жизни Льюиса наступил некий момент прозрения, в корне изменивший его подход к изучению языков: он не только преуспел в освоении испанского, но и получил сертификат Института Сервантеса (Instituto Cervantes), подтверждающий уровень владения языком на уровне С2 — в совершенстве. С тех самых пор Бенни начал активно изучать другие иностранные языки, и на данный момент может с легкостью вести диалог более чем на 12.

Как говорит сам Бенни Льюис: «С тех пор как я стал полиглотом — человеком, владеющим несколькими языками, — мой мир стал гораздо шире. Я познакомился с интересными людьми и побывал в таких местах, о которых раньше даже не мог подумать. Например, благодаря знанию мандаринского я завел новых друзей во время путешествия поездом “Чэнду-Шанхай”, поговорил о политике с обитателем пустыни на египетском диалекте арабского, а владение языком жестов предоставило мне возможность ознакомиться с особенностями культуры глухих.

Я танцевал с бывшим Президентом Ирландии Мэри Макэлис, а потом по-ирландски рассказывал об этом в прямом эфире на радио, брал интервью у перуанских производителей тканей, разговаривая с ними на языке кечуа о специфике их работы.... Да и вообще провел замечательные 10 лет, путешествуя по миру».

В этом посте вы найдете множество полезных советов, использование которых поможет вам в рекордные сроки повысить уровень владения иностранными языками и, вполне возможно, стать полиглотом.

Ли Куан Ю вошел в историю не только как первый министр Сингапура, но и как человек, который построил почти идеальную модель экономического устройства страны. Одно из правил его жизни, которое впоследствии стало залогом национального развития гласило: Все должны учить английский, а родной язык должен стать вторым.

Важность английского сегодня едва ли возможно переоценить. Он стал своеобразным эсперанто с национальным оттенком. Международная утопия – единый для всех язык, помогающий строить Вавилонскую башню – очень близка к тому, чтобы стать реальностью. Он почти принял на себя функцию универсального средства общения.

Хорошо это или плохо – однозначно сказать сложно. Как правило, все последствия оцениваются по прошествии десятков лет. Очевидно можно сказать лишь одно – стать настоящим гражданином мира можно только со знанием английского языка.

При всей бесспорности масштаба его значения, все знают как тяжело учить новую систему символов. Для этого требуются годы напряженного труда, сотни тысяч рублей и бесконечные поездки на родину носителей.

Однако здесь заключается первая ошибка. Для того чтобы выучить язык не понадобится много денег и сил. Важно лишь выбрать правильную методику и ответственно распределить свое время.

Целеполагание как стартовый принцип

Прежде чем переходить к изложению методов изучения английского языка, немного поговорим о целеполагании.

Приступить к покорению незнакомой грамматики без цели, если и не невозможно, то по крайне мере, очень непросто. При наличии цели, в голове будет постоянно крутиться напоминание почему Вы проводите свободные часы за учебником, а не телевизором, ответственность по отношению к занятиям станет выше. Вам не придется заставлять себя садиться за стол и приступать к зазубриванию неправильных глаголов и маркеров английских времен.

Какой может быть цель? Возможно, Вы хотите получать информацию из более широкого круга источников, или выучить Вордсворта в оригинале. А может Вам интересно путешествовать и знакомиться с людьми другого менталитета и культуры. Цель может быть разной, но ее наличие обязательно. Не приступайте к формированию расписания своего обучения прежде, чем зафиксируете ее на рабочем столе своего компьютера – пусть цель всегда будет перед Вашими глазами.

Методы изучения английского языка

Итак, после того, как Вы окончательно утвердились в мысли, что освоение лексики и грамматики новой системы словесного выражения мыслей, для вас жизненно необходимо, наступает время для определения методики, которая поможет Вам достигнуть результата в максимально короткие сроки.

По большому счету всю совокупность способов, находящихся в Вашем распоряжении, можно разделить на две большие группы:

  1. Курс, предложенный преподавателем в специализированной школе
  2. Самостоятельное изучение по одной из множества существующих программ
На первый взгляд самый простой и очевидный способ изучения языка – занятия с преподавателем в школе. Вам не придется придумывать велосипед, а строгое расписание занятий и стоимость уроков будут гарантировать ответственный подход к обучению. Преподаватель, в свою очередь, станет Вашим ментором – он направит образовательный поток и поправит, когда Вы сделаете ошибку. Но у этого замечательного метода есть всего один небольшой недостаток – психология человеческого поведения.

Если Вы всегда были прилежным учеником и бежали в школу за знаниями с расплывающейся до ушей улыбкой, Вы, скорее всего, уже хорошо знаете английский. Даже если это не так, Вам хватит собранности и самодисциплины для того, чтобы обойтись без профессиональной помощи дамы с указкой, и освоить все самостоятельно. Но если Вы представляете более типичный случай, такой же как я, и как многие другие люди, тогда всякая система контроля со временем начинает вызывать отвращение и рано или поздно превращается в обязаловку, которую приходится соблюдать не по руководству собственного желания, а по принуждению (и неважно, что договор принуждения заключался на добровольной основе).

Обучение в школе требует хорошего владения собственным расписанием – если Вы привыкли задерживаться на работе, совмещать труд с учебой будет сложно. Кроме того, занятия в группе могут оказаться неэффективными – Вы можете идти впереди товарищей и скучать на уроках в ожидании пока остальные усвоят материал, или наоборот отставать. Персональные занятия дорого стоят, требуют времени.

Что делать, если обучение в классе не подходит? Осваивать методики самостоятельного изучения английского языка!

Как выучить английский без помощи профессионалов?

Конечно самостоятельное изучение возможно только при наличии в Вас строгой самодисциплины. Только Вы контролируете процесс и отвечаете за результат перед самим собой.

Каковы основные недостатки самостоятельного изучения английского?

Как Вы заметили, мы пропустили пункт «достоинства», потому что тут и так все понятно. Это удобно, дешево, а в итоге Вы получите такой уровень знаний, на который наработали. Все предельно понятно и честно. Полезнее обратить внимание на недостатки. Если Вы будете держать их в голове, возможно Вам удастся избежать ошибок.

Минусы самостоятельного изучения английского языка

  • Отсутствие гарантии качества выбранной методологии. Уверенны ли Вы, что выбрали правильную методику, а упражнения, на которые тратите свое время не ведут к зазубриванию неправильных конструкций?
  • Неправильное планирование графика занятий. Идеально заниматься ежедневно, хотя бы по 20-30 минут. Но если Вы постоянно откладываете английский до среды, а потом субботы, то вечером в воскресенье велика вероятность многочасового свидания с учебниками, словарями, обучающими курсами и пр. Однако спешу Вас разочаровать – такой эксперимент не принесет ничего, кроме потерянного вечера выходного и потраченных денег. Только планомерное, ежедневное обучение адаптирует Вас к языку и поможет освоить его в ближайшее время.
  • Предпочтение только одному методу изучения. Комбинация упражнений по чтению, письму, грамматике может позволить Вам развить умение выражать свои мысли. Если Вы концентрируетесь на грамматике, но не уделяете время прослушиванию речи, большого толку от занятий не будет – Ваш английский останется однобоким.
  • Отсутствие самодисциплины. Более надежную методику Вам смогут посоветовать те, кто уже опробовал варианты на себе, но ответственный подход к обучению можете обеспечить только Вы сами. Но! Победив собственных демонов, через несколько месяцев Вы насладитесь свободой, дать которую может только универсальный язык.
Калейдоскоп методов может свести с ума. Но поскольку наша основная задача заключается не в написании большого теоретического трактата, а в картографировании действенных методик, которые помогут Вам освоить английский максимально качественно и при минимальных временных затратах, остановимся на нескольких из них.

Обратите внимание: приведенный ниже список не исчерпывающий, он содержит в себе только методики, которые опробовали мои знакомые или я сам.

Вариант 1: эффективные авторские методики изучения английского языка

Метод Пимслера

Этот курс изучения иностранных слов признан в мировом сообществе как один из лучших. Потенциальная аудитория учеников – современные деловые люди, которые всегда находятся в движении. Занятия разбиты на 3 курса по 30 уроков длительностью полчаса. Все уроки проводятся двумя дикторами – русским и англоговорящим. Задача ученика – внимательно слушать и выполнять все то, что говорят дикторы. Поскольку обучение сочетает аудирование и произношение, Вам легко будет научиться общаться с иностранцами. Чем хорош этот метод? Он помогает избежать ошибок неправильного произношения, и относительно легко запомнить количество слов и комбинаций фраз, достаточных для полноценной коммуникации. Это единственный запатентованный метод тренировки памяти, который способствует быстрому запоминанию информации. За образовательные промежутки в 20–30 минут методика позволяет запомнить до 100 слов. Таким образом, к концу обучения Вы должны знать от 2 000 до 3 000 слов.

Метод Ильи Франка

Илья Михайлович Франк – российский филолог, полиглот, автор ряда монографий по изучению иностранных языков. Одноименный метод изучения английского языка, направлен на расширение словарного запаса за счёт чтения художественной литературы. Это становится возможным благодаря особой конструкции расположения оригинала и перевода. Текст разбивается на небольшие отрывки, за каждым из которых следует дословный русский перевод, в случае необходимости дополненный лексико-грамматической справкой. После абзаца приводится тот же отрывок, но уже без перевода. Этот метод существенно отличается от распространённого способа параллельного перевода с размещением вариантов текста колонками или во второй половине книги. Чем он лучше?

  • Содержит лексико-грамматический комментарий с примерами употреблением слова в распространённых фразах
  • Для сложных слов прописана транскрипция
  • Читателю не приходится подолгу искать перевод нужного слова
Конечно, для того, чтобы читать на английском, нужно обладать хотя бы начальными знаниями языка. Но, в целом, метод ненавязчивый, интересный и особенно хорош для любителей книг.

Метод Александра Драгункина

Количество апологетов способов практически сопоставимо с числом критиков. Собственная логика понимания грамматики, веселые уроки – все это обеспечивает гос-н Драгункин. Он прославился тем, что предложил использование русифицированной транскрипции для запоминания английских слов. Его доводы предельно просты – акцентов и вариантов произношений так много, что Ваш английский не обязательно должен быть похож на типичный. Из преимуществ: самое понятное изложение правил, легкость запоминания. Недостатки: эффективность сложно оценить, а роль стандартного произношения нельзя недооценивать. Вы должны понимать других, а они – понимать Вас. Иначе зачем Вам именно этот язык?

Метод Дмитрия Петрова

Полиглот с голубого экрана Дмитрий Петров доказал эффективность своего метода на примере известных деятелей российской культуры. Тысячи людей вместе с писателями, актерами, режиссерами в режиме онлайн смогли опробовать его технику на себе – зачастую вполне успешно. В чем суть? До автоматизма доводится базовые алгоритмы языка, позволяющие из небольшого количества слов комбинировать фразы, достаточные для понимания и общения. Курс состоит из 16 часов видеоуроков, материалы которых изложены предельно понятно. Дополнительно доступны текстовые файлы занятий.

Вариант 2: видео с субтитрами

Фильмы, сериалы, телевизионные шоу с рядами английских и русских субтитров. Найти адаптированный записи не составит труда. Сочетая приятное с полезным, со временем Вы привыкните к звучанию иностранной речи и начнёте разделять речетатив на отдельные фразы. Если ориентироваться не только на русские, но и английские субтитры, помимо звучания Вы будете фиксировать правила письменной речи.

Для меня самым полезным ресурсом этой категории был некоммерческий проект TED TALKS. Это серия коротких выступлений людей, которые рассказывают о своём опыте, важном и полезном для мира. Смотреть записи интересно и без цели изучения языка, но когда Вы можете придумать дополнительную цель – вдвойне хорошо. Найти видео можно как в интернете на сайте проекта, так и в магазинах App Store и Google Play. Вы сможете настроить субтитры – русские или английские – и скорость воспроизведения персонально под себя.

English Club channel

Спутниковое телевидение предлагает не только развлекательный, но и полезный образовательный контент. Этот канал вещает на английском, предлагает уроки как для начинающих, так и продвинутых пользователей. Там есть много образовательных программ, фильмов с английскими субтитрами, пояснений особенности лексики и грамматике, толкование идиом. Систематическое обращение к каналу будет полезно для ученика любого возраста и круга интересов. Не поленитесь оплатить подписку – жалеть не придется.

Вариант 3: специализированные сайты

Я расскажу о двух ресурсах – busuu и duolingo – однако спешу повторить: я не пытаюсь назвать лучший метод изучения английского языка, а лишь знакомлю Вас с практикой – своей и друзей.

Duolingo

Узнав об этой системе уже после того, как потребность в обучающих курсах отпала, об эффективности системы могу судить только по отзывам ее выпускников. Если оценивать только этот показатель, методику обязательно стоит попробовать.

Проект Duolingo был запущен в США. Он построен на технике игрофикации – путь от начала до конца обучения фиксируется на игровом древе навыков. Методика большое внимание уделяет письменным урокам, диктантам. Если Вы выполняете задание достойно – Вам прибавляют очки. Невыполнение влечет потерю жизни и возврат в начало урока.

Международная социальная сеть, объединяющая людей целью изучения языка. Здесь можно общаться с его носителями, изучать грамматику, запоминать слова. Учебные материалы сайта разнообразны, правда, чтобы иметь доступ к полноценному контенту, нужно оплатить подписку. Однако оно того стоит. Учиться можно как на компьютере, так и с помощью приложений для смартфонов.

Чаты

Общение помогает не только запоминать слова и конструкции, но и думать на языке. Начав с медленной переписки с помощью переводчика, при наличии интересных собеседников уже через 2-3 месяца вы будете шустро болтать с ними по скайпу. Международных чатов, направленных на языковой тренинг много. В свое время самым популярным ресурсом в этой области был SharedTalk, но после закрытия его место распределили другие ресурсы. Лично мне нравится InterPals Penpals. Это полноценная социальная сеть, где Вы можете заводить друзей, публиковать фотографии, статусы и прочее. Приятное дополнение – функция установки фильтра. Вам не смогут писать люди из стран, которые по каким-то причинам Вам не нравятся.

Универсальный подход Entouch

Я уже говорил, что недостаток самостоятельного метода изучения английского языка – в отсутствии контроля. Минус же группового обучения в чрезмерной привязанности к кабинету. Я даже не мечтал о способе изучения языка, который нивелирует негативные стороны обоих методов. Тем не менее, он есть. Технология Еntouch – дистанционное обучение, которое легко распланировать персонально под своё расписание.

Вы можете выбрать как обучение в группе, так и индивидуальный тренинг. Поскольку Вы учитесь дома, не нужно тратить время на дорогу, а чашка любимого домашнего кофе станет приятным дополнением атмосферы независимости от учебного кабинета. Вы можете учиться в отпуске, командировке, на работе, дома. И даже если Вы пропускаете уроки, их записи можно посмотреть в удобное время. Такая система не даст отстать от группы и позволит учиться где угодно. Вот он – комфорт современных технологий.

Каждый выбирает свой метод изучения английского языка. Но я рекомендую Вам использовать их комбинацию. Чем больше времени Вы будете проводить с оригинальной речью и книгами, тем быстрее освоите принципы языка. Наличие преподавателя не необходимо, но желательно. Если Вы знаете, что самостоятельно будет тяжело или Вы плохо понимаете правила чтения и произношения, лучше оплатить хотя бы несколько занятий с профессионалом.

Английский – билет в Ваше будущее, как бы пафосно это не звучало. Чтобы не сойти с дистанции раньше времени, обязательно приобретите его!

Изучение иностранного языка – процесс комплексный и многоэтапный. Тот, кто обещает блестящие результаты за неделю-две, на самом деле лукавит. За такое время можно слегка подтянуть язык или пополнить словарный запас, но никак не выучить язык с нуля. Существует масса методик, которые помогают улучшить свой уровень владения иностранным. Среди них есть те, которые зарекомендовали себя с наилучшей стороны. Сегодня их используют для обучения языку в учебных заведениях и на профильных курсах.

Уровни владения иностранным языком

Изучение иностранного языка включает в себя нескольких этапов. Каждый из них нацелен на улучшение того или иного навыка. Уровни владения языками оцениваются таким образом:

Элементарное владение

Уровень выживания. Это и есть то самое владение языком со словарем. Минимальные навыки, которые дают возможность более-менее понять иностранца и пообщаться с ним.

Самодостаточное владение языком

Общение на большинство бытовых тем, возможность свободно высказать свое мнение по тому или иному вопросу, рассказать о своих впечатлениях, мыслях, планах на будущее. Грамотное письмо, легкое восприятие речи носителей языка.

Свободное владение языком

Уровень профессионального владения языком, знание его в совершенстве. Понимание сложных текстов разных стилей, возможность высказаться на любую тему, быстрая и технически правильная речь. Идеальное знание грамматики, большой словарный запас.

Методика изучения иностранного языка подбирается в зависимости от того, на каком уровне владения учащийся находится в данный момент и какого хочет достичь после окончания курса.

Популярные методики изучения иностранного языка

Обучаться можно разными способами: на специальных курсах, дома со словарем и даже дистанционно, например, как в онлайн-школе "English-Natali ". Изучение иностранного языка обязательно включает четыре составляющие:

  • reading – чтение;
  • grammar – грамматика;
  • speaking – общение;
  • writing – письмо.

Каждый метод изучения иностранного нацелен на решение конкретной задачи – улучшение навыков чтения, коммуникации или письма. Такая привязка дает возможность определиться с тем, какого именно результата хочется достичь, и выбрать самый оптимальный вариант обучения.

Грамматико-переводной метод

Возник данный метод еще в XVIII веке. Сегодня часто применяется в целях самостоятельного изучения иностранного языка. Суть его в следующем: выбирается последовательность изучения грамматических конструкций, соответственно этому подбираются тексты для перевода. Студенты с помощью словарей находят значение каждого неизвестного слова и запоминают новый материал. Перевод осуществляется сначала с иностранного на свой родной язык, затем в противоположном направлении.

У традиционной методики есть свои плюсы и минусы. Грамматика изучается действительно на высоком уровне, особенно хорошо усваивают материал обучающиеся с хорошо развитым логическим мышлением. В будущем они легко подставляют любые слова под знакомые конструкции. Впрочем, многие не могут улучшить из-за этого метода свой разговорный уровень, возникает языковый барьер. Начинающим такое обучение помогает наработать словарный запас и изучить основные грамматические конструкции.

Аудиолингвистический метод

Принцип аудиолингвистического метода – работа над речью. Многие лингвисты считают, что невозможно учить иностранный язык без задействования речевого аппарата, говорить надо постоянно, даже делая письменные задания (так называемая вычитка написанного текста). Преподаватель произносит каждое новое слово, ученики повторяют все за ним вслух по несколько раз.

Неотъемлемым атрибутом обучения иностранному является прослушивание аудиозаписей. Ученики развивают восприятие речи носителей языка, стараются выделить главное. После этого им предлагают сделать ряд письменных заданий, например, воссоздать некоторые предложения из прослушанного, вспомнить данные или высказать свое мнение на заданную тему. Помогает улучшить иностранный язык просмотр фильмов на языке оригинала. Таким способом пополняется словарный запас, можно улучшить произношение, научиться воспринимать на слух речь разного темпа, различать эмоции и скрытый смысл сказанного.

Метод погружения в языковую среду

Самым лучшим способом выучить язык считается общение с носителями языка. Если нет возможности переехать на некоторое время в иноязычную страну, придется создать ее кусочек у себя на родине. Как действует метод погружения в языковую среду? Чаще всего им пользуются для обучения детей с раннего возраста. Для них создают билингвальную, то есть двуязычную среду. Предметы сперва излагаются только на иностранном, учителя разговаривают тоже на чужом языке.

Метод погружения в языковую среду создает экстремальные условия, но, все же, заставляет активизироваться и приспосабливаться к новым обстоятельствам. На курсах обучения языку часто используют похожую тактику. Преподаватели предлагают выбрать себе иностранное имя, создать другую биографию, представить себя в чужой стране. Такие игры с воображением помогают лучше приспособиться к ситуации. Студенты развивают в первую очередь коммуникативные навыки, пополняют свой лексический запас.

Коммуникативный метод

Самый распространенный в современных школах и высших учебных заведениях. Он нацелен на комплексное развитие всех навыков – умения читать, писать и общаться, но больше всего внимания уделяется именно коммуникации. Постоянное взаимодействие преподавателя со студентами помогает намного лучше усвоить материал. В процессе интересных занятий идет естественное обучение. Студенты строят диалоги, с письменной подготовкой или спонтанно, создают небольшие монологи, придумывают истории на заданные темы.

Работа в парах помогает быстро ориентироваться в зависимости от ситуации. Надо отвечать собеседнику на его вопросы, на ходу придумывать свои. Часто предлагается сыграть какую-либо сценку в ролях. Активно используется метод ведения дискуссий, в которых берет участие вся аудитория обучающихся. Создается иллюзия пребывания в естественной языковой среде. Преподаватель выступает скорее в роли наставника и советчика, который аккуратно указывает на ошибки и их причину.

Коммуникативный метод эффективен благодаря своей спонтанности и целенаправленности. Обучающийся никогда не знает, как ответит его собеседник на тот или иной вопрос. Улучшается восприятие речи, активно используется словарный запас. Ученик старается заменять те или иные слова на синонимы, излагать свои мысли более понятно. Часто используется такой метод обучения, как мозговой штурм. Дается проблема, на выходе должно получиться ее решение. Обсуждение чаще всего ведется в малых группах ("жужжащих группах"). Каждый может высказать свое мнение.

Все вышеописанные методы изучения иностранного языка нацелены на решение конкретных задач. Одни из них повышают уровень грамотности, другие – развивают навыки общения с носителями языка. Для домашнего обучения самым эффективным является способ лексико-грамматический, так называемое обучение со словарем. Подтянуть произношение и восприятие речи помогает прослушивание аудиоматериалов. Навыки коммуникативного характера можно улучшить только посредством использования коммуникативного способа обучения.

Вместе с этим не стоит забывать и о письме. В процессе обучения иностранному языку необходимо обязательно обратить внимание на этот момент. Короткие эссе на заданную тематику, рецензии, статьи публицистического характера, ведение деловой документации и переписки – параллельно с занятиями по улучшению познаний грамматики и лексики, как советуют опытные преподаватели и разработчики курсов обучения, стоит браться и за такие задания.

Сушествует три подхода к обучению языку, и все методы можно условно разделить на:

Структурные (рассматривают язык как систему струткурно связанных грамматикой элементов):

  • Грамматико-переводной метод (The Grammar Translation Method) — старый-добрый метод, знакомый нам со времён советской школы, ориентирован на обучение письменному переводу и чтению. При этом обычно составляются тексты на отработку определённых грамматических правил, и далее идёи работа с этими текстами. В основе — заучивание слов, орфографии и грамматики и практика через письменный перевод грамматически насыщенных текстов. В настоящее время применяется для изучения вымерших языков.
  • Аудиолингвистический метод (Audio-lingual method) — заключается в прослушивании и повторении студентом записей, которые многократно повторяются преподавателем.— Проприоцептивный метод (Proprioceptive method) — ставит во главу угла одновременность задействования различных функций мозга (когнитивной, моторной, неврологической, слуховой). Сторонники метода утверждают, что при обучении студент должен использовать свой речевой аппарат постоянно, выполняя любые, даже письменные задания.

Функциональные (где язык — это средство выражения или реализации определенной функции):

  • Ситуационное обучение (Устный подход) (Situational language teaching (Oral Approach) — основан на структуре языка и на принципах бихевиоризма. Студент заучивает через повторение наиболее употребительные слова и конструкции языка и ту же использует их на практике. Основные идеи: устная речь доминирует над письменной, следует избегать ошибок с самого начала, использование аналогий, слова имеют смысл только в контексте.
  • Управляемая практика (Directed practice) — при этом подходе студент повторяет фразы до их механического заучивания. При этом его словарный запас и гибкость использования языка страдают, зато достигается автоматизм в использовании базовых конструкций языка.

Интерактивные (где язык — это средство создания и поддержания социальных отношений):

  • Прямой метод (The direct method) — Предполагает обучение на изучаемом языке с самого начала. Использование родного языка не разрешается. Идея заключается в «естественном» освоении материала, так, как ребёнок учит свой первый язык.
  • Метод последовательностей (The series method) — подвид прямого метода. Учебные тексты здесь — это временные последовательности, часто используются последовательности действий («Я вхожу в ванную комнату, открываю кран, чищу зубы…» и т.п. Метод подразумевает большое количество повторений изучаемого материала, разнесённых по времени для лучшего усвоения.
  • Коммуникативное обучение (Communicative language teaching) — предполагает использование изучаемого языка как в заданиях, так и для общения с преподавателем/внутри группы. Включает большое количество интерактивных упражнений — ролевые игры, опросы, работу в парах и т.п.
  • Погружение в язык (Language immersion) — метод применяется в начальной школе, провоцируя билингвизм у детей путём преподавания предметов школьной программы на неродном языке. При этом даже чтение на родном языке даётся позже чтения на изучаемом.
  • Метод молчания (Silent Way) — Учитель здесь больше слушает, чем говорит. Обучая произношению на младших уровнях, преподаватель применяет различные цветные таблицы, на которых каждый цвет или символ обозначает определенный звук. Таким образом изучаются новые слова.
  • Suggestopedia — метод использует элементы легкого гипноза. Занятия состоят из нескольких циклов, в течение некоторых из которых дается материал, а во время других происходит его закрепление через различные упражнения, как активные, так и пассивные, часто в игровом виде. Часть учёных считает метод псевдонаучным.
  • Естественный подход (Natural Approach) — Акцент делается на том, что ученик не может учить всё подряд. Каждая следующая порция материала должна обязательно базироваться на уже пройденном и при этом быть легко усваиваемой.
  • Метод физического реагирования (Total Physical Response) — Подразумевает, что студенты сначала пассивно воспринимают материал, не используя его. На следующем этапе они должны физически реагировать на некоторые слова, например, на глаголы действия. И только после прохождения первых двух этапов студенты начинают практиковать язык сами.
  • Навык преподавания посредством чтения и рассказывания историй (Teaching Proficiency through Reading and Storytelling) — метод является ответвлением метода физического реагирования. Заключается в рассказывании преподавателем коротких историй, насыщенных новыми словами и дальнейшей серии вопросов к студентам, требующих от них простых, но эмоционально окрашенных ответов.
  • Метод обучение языку Догма (Dogme language teaching) — Метод отказывается от применения учебников. Вместо этого наибольшее внимание уделяется общению преподавателя и студента. Материалы, которыми студент пользуется, должны быть написаны им самим.
  • (Pimsleur method) — основан на последовательности аудио-записей, вводящих основную разговорную лексику и требующих от учеников активного повторения материала. Использует достижения нейрофизиологии при выборе периода повторения материала.
  • Метод Мишеля Томаса (Michel Thomas Method) — серия аудио-записей занятий в классе, где учитель занимается с двумя учениками, рассказывая им основные правила грамматики, обучая лексике и давая задания. Слушатель оказывается вовлечённым в процесс, при этом создаётся ощущение занятий в группе.
  • Учение через обучение (Learning by teaching (LdL)) — педагог здесь является скорее координатором, чем наставником. Студенты обучают друг друга, осваивая материал самостоятельно. Может рассматриваться как часть коммуникативного обучения.

Данная статья является первым исследованием автора на данную тему, и почти полностью основана на статье из англоязычной википедии . В дальнейшем статья будет изменяться и дополняться. Также в планах написание статей по каждому из методов преподавания иностранного языка.

Выучить иностранный язык может любой человек, независимо от возраста, социального положения и уровня подготовки. Главное, найти "свой" способ обучения, который позволит сделать процесс учебы максимально комфортным и легким именно для вас. Мы предлагаем вам ознакомиться с наиболее популярными сегодня способами и методиками овладения иностранной речью, которые предлагает современная педагогика.

Знание иностранного языка в современном обществе – один из базовых компонентов успешной карьеры, а также надежный путь к саморазвитию и свободе путешествий. И миф о том, что изучение чужого языка возможно только в молодом возрасте, уже давно не актуален. Практика показала, что выучить иностранный язык может любой человек, независимо от возраста, социального положения и уровня подготовки.

Главное, найти "свой" способ обучения, который позволит сделать процесс учебы максимально комфортным и легким именно для вас. Мы предлагаем вам ознакомиться с наиболее популярными сегодня способами и методиками овладения иностранной речью, которые предлагает современная педагогика.

Методы изучения: ищем "свой" способ

Грамматико-переводной метод


При разработке данного курса обучения иностранному языку , за основу были взяты базовые компоненты изучение грамматики и активное изучение иностранных слов. После выбора определенных грамматических схем преподаватель подбирает под них тексты, из которых выбираются и анализируются отдельные предложения. Процесс происходит в контексте перевода со словарем. Сначала предложения переводят на иностранный язык, а затем на родной. Тексты, которые готовит преподаватель, часто лишены смысла, но их главная цель – показать грамматическое строение языка.

Преимущество грамматико-переводного метода в том, что он действительно позволяет освоить грамматику на высоком уровне. Методика идеально подходит для людей, которые отличаются хорошо развитым логическим мышлением. Но следует учитывать, что этот метод формирует некоторую зависимость от машинального построения предложений согласно заученным принципам. Вследствие этого могут возникнуть проблемы со свободным разговорным языком.

Метод молчания (Silent way)

Освоение иностранного языка построено на изучении фонетики. Преподаватель говорит очень мало, особенно на этапе презентации первых разделов. Звукосочетания и словосочетания обучающийся произносит сам, ориентируясь на таблицы и картинки, которые показывает педагог. Например, чтобы произнести звукосочетание tab, показывают картинку, где написана буква «t», затем «a», «b». Ученик, самостоятельно произнося звуки, лучше усваивает материал и понимает принципы построения словосочетаний и предложений.

Среди преимуществ данной методики отмечают свободу и легкость в изучении, а также ее высокую эффективность. Но для того, чтобы метод сработал, нужно усердие, желание работать и обязательно систематичность занятий.

Метод физического реагирования


Суть метода заключается в том, что для качественного обучения языку необходим определенный уровень знаний, который на первых порах может и не пригодиться, но сформирует базу для быстрой и легкой учебы. На первых занятиях обучающиеся практически не разговаривают, только слушают и читают. Затем идет цикл занятий «физического реагирования». То есть ученики должны понимать, анализировать слова, предложения и осуществлять действия, о которых идет речь. И только следующий этап занятий нацелен на то, чтобы развивать разговорную речь и грамматику.

Главное преимущество метода физического реагирования заключается в том, что он позволяет «пропустить» информацию через себя и в итоге сложить целостную картинку о строении иностранного языка . Следует понимать, что если какой-то блок занятий будет пропущен или недоработан, методика потеряет определенный процент эффективности.

Метод погружения

Принцип метода предполагает создание в учебной аудитории особой атмосферы – совершенно новой и специфической. Ученики придумывают себе новые биографии, нестандартные жизненные ситуации и маршруты путешествий по той стране, язык которой изучается. Таким образом, образно меняется место проведения занятий (занятия как бы переносятся далеко за пределы аудитории), что позволяет многократно увеличить эффективность занятий. Язык изучается легко и в атмосфере "живой" иностранной речи.

Аудиолингвистический метод

Аудиолингвистический метод изучения иностранного языка часто используют в качестве базы для дополнительных занятий, особенно при изучении фонетики. Ученик повторяет сказанные преподавателем или записанные на носитель звукосочетания и текст. Метод поможет сформировать чистое произношение и научиться правильно строить предложения.

Какую методику изучения иностранного языка выбрать?

Помимо описанных выше методик существует еще много самых разных методов и способов изучения иностранного языка: Callan, AJ Hoge и т.д. Однако добиться их максимальной эффективности может только преподаватель с большим опытом работы и при условии комбинации нескольких методик.


Так какой же метод лучший? Однозначного ответа нет и быть не может, так как у каждого преподавателя свое мнение на этот счет. И схемы уроков он будет строить по тем принципам, в действенности которых уверен. Но современная лингвистика считает, что наиболее эффективным методом изучения иностранного языка можно назвать коммуникативный метод, который сочетает в себе элементы нескольких методик, способов и приемов овладения чужой речью. Только путем поиска и комбинации оптимальных методов и способов для выбранной схемы обучения можно достичь успеха.

Отметим, что выучить иностранный язык можно и без преподавателя (или только прибегая к его консультациям). Конечно же, самостоятельное изучение иностранного языка потребует от вас больше усилий и временных затрат. Но для людей, которые привыкли всего добиваться сами, предстоящие трудности не могут стать преградой.

Среди самых популярных способов самостоятельного изучения иностранного языка стоит отметить:

  • самостоятельную работу с учебникам и аудиозаписями, сопровождаемую консультациями с преподавателем;
  • частое и длительное общение с человеком из иностранной среды;
  • овладение языком по спецпрограммам, записанным на диске (например, Rosetta Stone, Power English Lessons);
  • посещение языковых курсов.

Помните, изучение иностранного языка – это сложный и трудоемкий процесс. Но достичь цели возможно в любом случае! От правильности выбранного метода или способа изучения зависит эффективность занятий. Поэтому перед началом обучения обязательно проанализируйте принцип действия каждого метода и выберете один – свой и самый действенный.