Загадки и версии происхождения Жанны д'Арк. Неразгаданная тайна Жанны д’Арк

С 1337 по 1453 год во Франции «бушевала» Столетняя война между Францией и Англией. Это, конечно, не означает, что все 116 лет люди беспрестанно воевали и убивали друг друга. Какое-то время велись активные действия, затем они сходили на нет, и жители воюющих стран получали передышку на пару десятков лет.

Собственно говоря, в то время весь мир жил подобным образом. Мирная жизнь прерывалась военными столкновениями, которые постепенно переходили в тихие и спокойные времена. В наши дни ситуация практически аналогичная. Военные конфликты вспыхивают то в одном месте, то в другом. При этом гибнут и военнослужащие, и мирное население.

Так что не стоит сильно драматизировать то далёкое время, тем более, что это была династическая война, где за престол боролись различные политические силы. Но крайним, как всегда, оказался народ. За годы Столетней войны население Франции уменьшилось на две трети. Но люди в основном погибали не от рук врагов, а от эпидемий. Чего стоила только эпидемия чумы 1346-1351 годов. Она уничтожила половину французов, превратив страну в полупустыню.

В XV веке притязания англичан на французский престол так надоели жителям Франции, что война приобрела национальные черты борьбы за независимость. Люди устали от постоянных распрей и претензий на корону.

В начале второго десятилетия по стране прокатился слух, что Францию спасёт Девственница . Когда она появится, откуда - этого никто сказать не мог. Но многие служители церкви вещали пастве, что пришествие Девственницы не за горами.

Именно она положит конец распрям, убийствам и провозгласит королём Франции человека, которому трон будет принадлежать по праву. Она также разобьёт полчища англичан, и народ наконец-то получит долгожданный и вечный мир.

Тем временем жизнь шла своим чередом. Люди жили, умирали, рождались. В 1412 году в деревне Домреми, что на границе Шампани и Лотарингии, в богатой крестьянской семье родилась девочка. Назвали её Жанной. Полное же имя ребёнка звучало: , так как отцом малютки являлся Жак д’Арк (1380-1431). Матерью была Изабелла де Вутон (1385-1458), родившая кроме Жанны ещё девочку Катрин и трёх мальчиков: Пьера, Жана и Жакло.

Некоторых дотошных людей может смутить буква «д» в имени простой крестьянской девушки. Мы все привыкли считать, что такая буква (апостроф) прилагалась лишь к дворянским именам. Вспомним д’Артаньяна из «Трёх мушкетёров». Но всё дело в том, что подобная традиция возникла лишь в XVII веке. В описываемый период данная буква означали приставку «из». То есть Жанна из Арка. Такой городок существовал в XV веке. Он находился всего в нескольких километрах от города Шомон как раз в регионе Шампань. Сама же Шампань, как все мы знаем, располагается на северо-востоке Франции.

Дом, в котором прошло детство Жанны д’Арк

Жизнь в богатой крестьянской семье вовсе не предусматривала праздное времяпровождение. Жанна с самых юных лет познала тяжёлый труд. Она пасла коров, кормила свиней и кур. Девочка рано научилась ездить на лошади, как и любая другая француженка, жившая в то далёкое время. Она умело обращалась с холодным оружием. Это было необходимо для самообороны. Ведь война породила очень много разношерстной публики, болтающейся без дела по Франции.

Как гласит официальная версия, с 13 лет нашей героине стали являться видения. Она созерцала архангела Михаила, а также великомученицу Екатерину Александрийскую. Приходила к ней и святая Маргарита Антиохийская. Якобы все они указывали на то, что именно Жанна является той Девственницей, которая должна спасти Францию от захватчиков и установить на земле вечный мир и согласие. Но такое возможно совершить только силой оружия. А потому девушку наделили необходимым провидением, способным разгромить врага.

Уверовав в своё предназначение, юное создание поделилась информацией с родителями и братьями. Отец пытался отговорить дочь от святой миссии, а братья выразили готовность следовать за Жанной туда, куда она их поведёт.

Когда девушке исполнилось 17 лет, она села на коня и в сопровождении братьев Пьера и Жана поехала в город Вокулёр (Лотарингия). Прибыв на место, наша героиня явилась к командующему войсками, дислоцированными на востоке Франции, герцогу Бодрикуру. Она рассказала ему о своём даре и попросила рекомендации к дофину (наследнику престола) Карлу.

Естественно, герцог недоверчиво отнёсся к утверждению, что перед ним стоит та самая Девственница, которая должна спасти Францию. Тогда Жанна сказала: «Сегодня 10 февраля. Через два дня возле Орлеана англичане малыми силами разобьют большой французский отряд. Вы узнаете об этом утром 13 февраля, а после обеда я приду к вам». С этими словами девушка покинула удивлённого герцога.

И действительно, 12 февраля 1429 года произошла битва при Руврэ. С одной стороны в нём участвовал небольшой английский отряд, который вёз продовольствие и боеприпасы войскам, осаждающим Орлеан. С другой стороны выступало довольно сильное французское воинское подразделение. Оно напало на англичан, рассчитывая на лёгкую победу, но всё получилось наоборот. Именно французский отряд потерпел полное поражение, потеряв при этом треть личного состава.

Когда в назначенное время Жанна появилась перед герцогом, тот уже не сомневался в её миссии. Он дал нашей героине рекомендательное письмо и приставил к ней небольшой вооружённый отряд, так как дорога к дофину была трудной и опасной.

Претендент на французский престол находился в Шиноне. Это земли на северо-западе Франции. В них располагается город с одноимённым названием и крепость, также носящая название Шинон. Именно в ней и находилась резиденция дофина Карла, вступившего в противоборство с английским королём Генрихом V.

Чтобы добраться до цели своего путешествия, спасительнице Франции необходимо было большую часть пути проехать по вражеской территории. Поэтому вооружённый отряд был как нельзя кстати.

Путешествие прошло благополучно, и 7 марта девушка предстала перед дофином. Тут существует легенда. Она гласит, что Карл, прочитав рекомендательное письмо герцога Бодрикура, решил проверить сверхъестественные способности нашей героини.

Когда её пригласили в залу, где стоял трон, дофин смешался с толпой придворных, а на венценосное место уселся совсем другой человек. Но Жанна тут же распознала хитрость. Она нашла среди множества людей Карла, хотя ни разу не видела его в лицо. После этого все сомнения в её необычных способностях отпали.

Дофин уверовал, что к нему явилась та самая Девственница, которая должна спасти Францию. Он поставил её военачальником над всеми своими войсками. Люди, узнав, кто теперь будет ими руководить, преобразились. Если раньше солдаты и их командиры вели себя в боевой обстановке вяло и нерешительно, то теперь они горели желанием сразиться с врагом.

Служители церкви разрешили Жанне носить мужскую одежду. Ей изготовили специальные доспехи, так как девушка по своей комплекции, естественно, была мельче мужчин.

В конце апреля возглавляемое Жанной д’Арк войско выступило на помощь осаждённому Орлеану. При этом боевой дух солдат был невероятно высок. В английской же армии стали преобладать подавленные и панические настроения. Англичан пугала сама мысль, что они теперь будут сражаться с посланницей Бога. Этим и объясняются невероятные успехи французов, которые до этого терпели одно поражение за другим.

Жанна д’Арк въезжает в освобождённый Орлеан

Девственнице понадобилось всего 4 дня, чтобы разгромить полностью деморализованные вражеские войска, осаждающие Орлеан. После этой блестящей победы наша героиня получила прозвище - Орлеанская дева . Оно вошло в историю как символ самоотверженности и преданности своему народу.

В июне месяце Жанна д’Арк провела блестящую Луарскую операцию. Рыцарские замки, расположенные в среднем течении реки Луары, были захвачены англичанами. Французы их освобождали один за другим. Заключительным аккордом операции стали битва при Пате 18 июня 1429 года. В этом сражении английское войско потерпело сокрушительное поражение.

Авторитет Орлеанской девы достиг небывалых высот, а англичане окончательно пали духом. Такой благоприятной ситуацией грех было не воспользоваться. Наша героиня отправилась к дофину с предложением немедленно выехать в Реймс.

В этом городе, расположенном на северо-восточной оконечности Франции, короновались все монархи государства, начиная с Людовика I Благочестивого. Это историческое событие произошло в 816 году, и традиция сохранялась вплоть до 1825 года, когда на французский престол взошёл Карл X - последний представитель старшей ветви Бурбонов.

29 июня 1420 года процессия двинулась к Реймсу. Она превратилась в победный поход по израненной и уставшей от многолетней войны французской земле. При этом англичане нигде не оказывали сопротивление, а города открывали ворота один за другим и безоговорочно признавали власть Карла.

Торжественная коронация состоялась 17 июля в Реймском соборе. Дофин превратился в короля Карла VII. На этой церемонии присутствовало множество знатных вельмож, а сама Орлеанская дева находилась возле короля.

По окончанию торжественных мероприятий Жанна д’Арк предложила Карлу VII начать наступление на Париж. Но тот проявил нерешительность. Поэтому до весны 1430 года никаких военных действий практически не велось. Всё ограничивалось мелкими боевыми столкновениями с англичанами.

Пленение Жанны д’Арк

В мае наша героиня с небольшим отрядом отправилась на помощь городу Компьеню, находящемуся на севере Франции. Он был осаждён бургундцами. Бургундия - это герцогство на востоке Франции, а его жители являлись союзниками англичан. Они то и взяли город в осаду.

В результате военной стычки Жанна попала в плен. Королевские войска не пришли ей на помощь, и девушку за 10 тысяч ливров бургундцы продали англичанам. Пленницу перевезли в Руан (столицу Нормандии), а 21 февраля 1431 года над ней начался судебный процесс.

Суд над Жанной д’Арк и её казнь

Инквизиционный процесс на Орлеанской девой возглавлял епископ Пьер Кошон (1371-1442). Это был ярый приверженец англичан. И хотя процесс пытались сделать чисто церковным, но и ребёнку было понятно, что Жанну судили не за преступления перед церковью, а как врага Англии .

Какие же обвинения предъявили девушке? Самые страшные: сношение с Дьяволом и ересь. Всего состоялось 6 заседаний церковного трибунала: 21, 22, 24, 27 февраля и 1, 3 марта.

Подсудимая держалась мужественно и с негодованием отвергала все обвинения. Она напрочь отказалась признать то, что вменял ей суд. С неукротимой убеждённостью Жанна утверждал, что является посланницей Бога.

Инквизиционный трибунал поинтересовался, целовали ли ей люди одежду и руки, тем самым, подтверждая, что верят в её необычную миссию. На это девушка ответила, что многие приходили и целовали её одежду, так как она не вызывала у них чувство отторжения, а, наоборот, старалась во всём их поддерживать.

Искренность и глубокая убеждённость нашей героини в своей правоте способствовали тому, что обвинения в сношении с Дьяволом и ереси, так и не были доказаны. Но инквизиторы обвинили её в том, что она пренебрегала авторитетом Церкви и посмела надеть на себя мужскую одежду. Судьи также сошлись во мнении, что видения, посещавшие девушку, исходили не от Бога, а от Дьявола.

В то же время вызывает удивление тот факт, что инквизиторы не пытали Жанну. Для того времени это было несвойственно. Любого человека, обвинённого в церковных преступлениях, подвергали страшным истязаниям. В казематах мучили и мужчин, и стариков, и женщин, и детей. Однако ни один садист не прикоснулся к Орлеанской деве. Как такое можно объяснить?

Всё дело в том, что данный процесс носил чисто политический характер. Главный обвинитель Пьер Кошон стремился в первую очередь выставить в неприглядном свете нового короля Франции Карла VII. Если бы удалось доказать, что он получил корону при содействии посланницы Дьявола, то можно было бы объявить коронацию недействительной.

Но признание Жанны должно было быть добровольным. При этом пытки полностью исключались, чтобы у людей не возникло и доли сомнения в искренности её показаний. Однако молодая женщина твёрдо стояла на своих позициях и ни разу не дала повод инквизиторам усомниться в её искренности и убеждённой вере в Бога.

Трибуналу не удалось сломить волю гордой девушки, не удалось обвинить её в страшных грехах и злодеяниях. Единственное, что смогла сделать инквизиция, это заявить, что обвиняемая не уважает Церковь, игнорирует её нормы и правила, а также вводит людей в грех, заставляя их верить в то, что она является посланницей Бога.

Пьер Кошон посчитал, что этого вполне достаточно для вынесения смертного приговора. Жанна д’Арк была приговорена к сожжению на костре заживо . Ей отказали в апелляции к папе римскому, хотя осуждённая имела на это полное право.

30 мая 1431 года Орлеанскую деву вывели на центральную площадь в Руане. Там уже всё было готово для страшной казни. На глазах у огромной толпы осуждённую завели на помост и привязали к столбу. При этом люди прекрасно видели лицо Девственницы, которое казалось абсолютно спокойным.

Сожжение Орлеанской девы на костре

Палач надел на голову девушки колпак. На нём крупными буквами было написано на латыни: «Еретичка». Наша героиня повернула голову в ту сторону, где находился Пьер Кошон, и крикнула ему: «Епископ, я умираю по вашей воле. Мы обязательно встретимся на божьем суде!»

Как утверждали очевидцы, при этих словах епископ сильно побледнел. Он поспешно махнул рукой палачу и тот поджёг хворост. Огонь неохотно начал разгораться. Когда он охватил ноги девушки, та чистым и сильным голосом крикнула: «Иисус, я иду к тебе!»

Толпа, запрудившая площадь, услышав эту фразу, содрогнулась. Многие люди заплакали. Иные крестились и читали молитву. Костёр же тем временем ярко заполыхал, и Орлеанская дева исчезла в языках пламени. Так закончилась жизнь великой Жанны д’Арк. Но история любит иногда делать сюрпризы. Трагическая судьба Девственницы, спасшей Францию, получила своё продолжение через 5 лет после казни.

Самозванка или воскресшая из мёртвых

20 мая 1436 года в окрестностях города Меца, что в Лотарингии, появилась молодая женщина. Одета она была в потрепанную и изношенную одежду, вела под уздцы старую лошадь, а голова была непокрытая. Для той эпохи это считалось вольностью, граничащей с неприличием. К тому же дама имела короткую стрижку, что уподобляло её мужчинам. А это праведными церковниками рассматривалось как преступление.

Глядя на незнакомку, каждый встречный понимал, что по ней плачет темница. Но та не обращала никакого внимания на прохожих, а медленно шла по просёлочной дороге. Когда же вдалеке замаячили городские крепостные стены, свернула в сторону ближайшей деревни. Создавалось впечатление, что путешественница хорошо знает дорогу.

И действительно, войдя в деревню, она направилась к самому добротному дому, стоящему на пригорке. Принадлежал он Николя Луву, почтенному во всех отношениях гражданину, получившему лет 5 назад рыцарское звание.

Дальнейший ход развития событий для многих покажется невероятным. Дело же в том, что Николя Лув признал в незнакомке Жанну д’Арк. Он снабдил её деньгами, дал хорошего коня, и женщина отправилась к своим братьям. Те тоже узнали, казнённую 5 лет назад Девственницу.

После этого они все вместе посетили город Мец и произвели в нём настоящий фурор. Жители сбегались со всех концов, чтобы посмотреть на «воскресшую» Орлеанскую деву. Жанне подарили боевые доспехи и великолепного коня. Женщина уверенно оседлала его и сделала круг почёта, чем вызвала восторг горожан.

После этого Девственница отправилась в город Арлон, где её в своём замке приняла герцогиня Елизавета Люксембургская (1390-1451). Она оказала удивительным образом спасшейся девушке всяческое содействие, в том числе и финансовое. В её окружении наша героиня нашла себе жениха. Им оказался дворянин Роберт дез Армуаз. В октябре 1436 года сыграли свадьбу, и непонятным образом воскресшая героиня Франции стала именоваться Жанной дез Армуаз .

Поразительным является то, что герцогиня видела настоящую Девственницу, когда та находилась в плену. Неизвестно только, насколько хорошо она была с ней знакома. Не исключено, что великосветская особа наблюдала за арестованной издалека, что вполне можно допустить, так как разговаривать им было не о чем.

Устроив свою личную жизнь и получив большую сумму денег от герцогини, «воскресшая из мёртвых» Орлеанская дева отправилась в город Кёльн, где некоторое время гостила у графа Ульриха Вюртембергского. При этом ей оказывали поистине царские почести.

Дальнейшие 3 года своей жизни Жанна дез Армуаз жила с мужем и родила ему 2 сыновей. Но всё это время она мечтала посетить Орлеан и вела переписку с городскими властями.

Долгожданная поездка состоялась в конце июля 1439 года. Прошло 10 лет после освобождения города, но жители Орлеана хорошо помнили свою спасительницу. В честь её приезда была устроена пышная встреча, на которую собрались все граждане. Городские власти выделили Жанне огромную денежную сумму, которую та с достоинством приняла.

23 августа в Орлеан прибыл король Франции Карл VII в сопровождении Иоланды Арагонской (1379-1443) - тёщи короля. По сути, именно эта женщина и держала в руках всю государственную власть. Иоланда прекрасно знала Девственницу, так как решала с ней все материальные вопросы, касающиеся боевых действий.

Но история умалчивает, встретилась ли «воскресшая» Жанна со своей покровительницей. Если бы такая аудиенция состоялась, и искушённая в жизненных перипетиях королева признала в новоиспечённой дез Армуаз когда-то знаменитую Девственницу, то в этом щепетильном вопросе можно было бы смело ставить точку.

Однако здесь всё покрыто мраком. Известно лишь то, что наша героиня покинула Орлеан 4 сентября и прямиком направилась в Тур, а после него посетила Пуатье. В этом городе она встретилась с маршалом Жилем де Рэ (1404-1440). Это был ближайший сподвижник Орлеанской девы. Он её великолепно знал, что, впрочем, не спасло маршала от позорной казни в конце 1440 года.

Жиль де Рэ признал в женщине подлинную Девственницу. Он даже выделил в её распоряжение воинское подразделение. Столетняя война ещё не закончилась, и Жанна дез Армуаз какое-то время принимала участие в боевых действиях. Но вот как успешно она командовала - тут никакой информации не сохранилось.

В 1440 году наша героиня отправилась в Париж. Но до столицы Франции не добралась. По приказу короля она была арестована и предстала перед судом парламента. Её признали самозванкой и приговорили к «позорному столбу».

«Позорный столб» считался мягким наказанием в то далёкое время. Преступника выводили на площадь, а его голову и руки помещали в деревянные колодки. В таком состоянии он и пребывал на глазах у всех, подвергаясь насмешкам и оскорблениям. Через это прошла и Жанна дез Армуаз после того, как призналась, что являлась самозванкой. Развенчанная и опозоренная она вернулась к мужу. Тот отправил её в сумасшедший дом, где самозванка и умерла в 1446 году.

Вопросы и загадки

Однако ставить в этом деле точку рано, так как ряд критически настроенных историков считает парламентский суд не объективным. Он умышленно исказил факты. На это указывает хотя бы то, что Жанну узнали её сподвижники и близкие родственники. Но тогда возникает множество вопросов. Самый первый - как удалось Девственнице избежать смерти, если её сожгли на глазах у множества людей?

Здесь существует версия, что на костре сожгли другую женщину, а нашу героиню вывели через подземный ход из тюрьмы. Но кто её вывел и зачем? Вначале судили, а потом спасали. Логики никакой нет. К тому же лицо подлинной Жанны, стоящей на возвышении во время казни, видели тысячи людей.

Второй вопрос . Где в течении 5 лет находилась Девственница? Об этом самозванка никогда никому не рассказывала. Она ведь могла сразу после спасения появиться в лагере французов, но этого не произошло.

Третий вопрос . Как так получилось, что родные братья и все те, кто близко знал Жанну, безоговорочно опознали самозванку и признали её. Неужели люди стали жертвой массового психоза. Это маловероятно. Такое могло быть возможным лишь в том случае, если самозванка имела абсолютное сходство с нашей героиней. На этот вопрос, как ни странно, находится объяснение.

Существует мнение, что за Жанну д’Арк выдавала себя её младшая сестра Катрин . Судьба девушки неизвестна. Считается, что она умерла в раннем возрасте. Также нет никаких данных, что Катрин была похожа на свою старшую сестру.

В принципе можно допустить, что ближайшие родственники вступили в преступный сговор друг с другом и разыграли спектакль с неожиданным появлением из ниоткуда Орлеанской девы. Но, конечно, при условии, что Катрин обладала идеальным сходством с сестрой. Но одной внешности мало. Голос, походка, привычки. Всё это чисто индивидуально, и обмануть людей очень сложно. Тем более, что прошло всего 5 лет. Срок ничтожный, а человеческая память довольно совершенный механизм. Так что на 3 вопрос тоже нет чёткого и ясного ответа.

Вопрос четвёртый . Могла Жанна воскреснуть, так как являлась посланницей Бога на земле? Её видения, поразительные военные способности. Всё это указывает на необычный дар, данный свыше. Так может быть отбросим материалистические догмы и допустим невероятное: Девственница, поправ все законы мироздания, вновь появилась в мире живых.

Но тогда почему она признала себя самозванкой на парламентском суде. Перед трибуналом инквизиции стояла с гордо поднятой головой, а тут спасовала и пошла на попятную. Скорее всего, она была простой смертной, а не второй птицей Феникс, восставшей из пепла.

Вопрос пятый . Могла подлинная Жанна родить двух сыновей? В наши дни всем хорошо известен такой термин как «синдром Мориса», иначе его ещё называют тестикулярной феминизацией. Это когда у женщины мужской набор хромосом XY.

Данное заболевание характеризуется маленьким влагалищем, отсутствием матки и мужскими семенниками. При этом нет менструального цикла, а способность к деторождению отсутствует.

К больным синдромом Мориса специалисты от генетики относят королеву Англии Елизавету I, получившую прозвище «Девственница», шведскую королеву Кристину, теософа Блаватскую и нашу героиню. На это указывает множество признаков: физическая и умственная активность, эмоциональная устойчивость, воля, целеустремлённость. Обеспечивается это всё очень активной работой надпочечников. Они выделяют огромное количество гормонов, являющихся мощнейшим допингом для организма.

Стало быть, наша Жанна дез Армуаз действительно являлась самозванкой, так как родила двух сыновей, что для настоящей Девственницы было невозможно осуществить в силу её генетических особенностей.

Такой Орлеанскую деву представляют в Голливуде

Итак, как это не печально звучит, но загадка Жанны д’Арк в наши дни так и не разгадана . Впрочем, существует и множество других загадок. Есть мнение, что наша героиня имела королевское происхождение, а вся история с Девственницей была срежиссирована Иоландой Арагонской. Сделала она это для блага Франции, чтобы разбудить в людях пассионарность и вдохновить их на борьбу с англичанами.

Вначале по приказу королевы пустили слух о скором пришествии Девственницы, а затем появилась и она сама, чем вызвала необычный патриотический подъём у французов. На такую миссию искушённая в политических интригах женщина определила дочь Карла VI Безумного и его фаворитки Одетты де Шамдивер - женщины низкого происхождения. Её отцом был королевский конюший.

Девочку от этого брака звали Маргаритой. Родилась она в 1407 году. Военные навыки приобрела при дворе. Затем её поселили в семье крестьян, выждали несколько лет, и затем она под видом Девственницы явилась народу.

Всё это версии и предположения. Истина же являет собой одну из загадок истории, которых за всю историю человечества накопилось великое множество.

Во всех учебниках истории и в большинстве энциклопедических статей написано, что французская народная героиня Жанна д’Арк была простой крестьянкой, которая волею судьбы или Бога возглавила в юном возрасте армию короля Карла VII и подняла всю Францию на борьбу с английскими захватчиками.


Видение Жанны д’Арк. Жюль Бастьен-Лепаж, 1879 г.

Однако уже при первом взгляде на имя героини закрадывается смутное сомнение. Какая-то уж очень не крестьянская у нее фамилия. Ведь фамилии с частицей «де» или «д’» во все времена принадлежали во Франции дворянам. Хотя фамилия д’Арк буквально переводится «из Арка», обычно фамилии такого рода обозначали не место, откуда происходит человек, а место, которым он владеет (или которым владел когда-то его род).


Штильке Герман Антон. Явление святых Екатерины и Михаила Жанне д Арк.
(левая часть триптиха ""Жизнь Жанны д"Арк"") 1843г. Эрмитаж.

Но может быть, эту фамилию Жанна получила не при рождении, а уже потом, когда король даровал ей и ее братьям дворянство? Или даже еще позже. Ведь известно, что при жизни героиню никогда не называли Жанной д’Арк. Ее звали только Жанной Девственницей или Орлеанской Девой. А имя Жанна д’Арк впервые всплывает лишь на процессе по ее реабилитации, через много лет после смерти героини.


Laure de Chаtillon.

Но нет! Хорошо известно, как звали родителей Жанны. Ее отцом был Жак д’Арк, а матерью – Изабелла де Вутон. Обратим внимание – частица «де» встречается в обоих именах. Правда, в некоторых учебниках утверждается, будто мать Жанны звали Изабелла Роме. Но это тоже объясняется просто. Изабелла де Вутон носила прозвище Роме («римлянка»), потому что в деревне Домреми, где она жила с мужем, ходили слухи, будто набожная Изабелла совершила паломничество в Рим. Некоторые историки считают, что это действительно было так, но большинство ученых склоняется к тому, что слухи были несколько преувеличены, и в своих паломнических поездках Изабелла де Вутон посещала только французские святыни.


Дж.Э.Миллес. Жанна д’Арк. 1865г.

Что же получается? В деревне Домреми живет семья, в которой муж и жена носят дворянские фамилии, причем жена имеет возможность совершать паломничество к далеким святыням. Но и это еще не все. Если углубиться в исторические документы, то выясняется, что Жак д’Арк – не простой житель Домреми. Он – комендант крепости, командир отряда лучников, дуайен (староста) округа Вокулёр и близкий друг самого влиятельного местного феодала – Робера де Бодрикура. Больше того – известно, что у Жака д’Арка был герб, но его семья утратила право передачи герба по наследству. Именно поэтому братья Жанны впоследствии получили от короля новый герб и новую фамилию – дю Ли.


Жанна д"Арк. Миниатюра 15 века.

Причина утраты герба вполне прозрачна. Семейство д’Арк слишком обеднело и не могло исполнять один из важнейших законов феодальной службы. По этому закону каждый дворянин в случае войны должен был выставлять для войска короля так называемое «копье» – небольшой военный отряд, состоящий из самого дворянина, его оруженосца и нескольких слуг. Причем на каждого человека в этом отряде полагалось иметь как минимум одну боевую и одну запасную лошадь. Если дворянин не мог выставить такой отряд, то он лишался дворянства. Но это вовсе не делало его простым крестьянином. И утверждать, что Жанна д’Арк – бедная крестьянка, это все равно, что говорить, будто небезызвестный Шарль де Батс Кастельмор д’Артаньян – это гасконский пастух.


Штильке Герман Антон. Жанна д Арк в бою.
(центральная часть триптиха ""Жизнь Жанны д"Арк"") 1843г. Эрмитаж.

Жак д’Арк обеднел, но вовсе не утратил свои связи в кругу сильных мира сего. А о том, насколько широки эти связи, красноречиво говорит один малоизвестный, но многозначительный факт. Дело в том, что французские королевы никогда не выкармливали грудью своих детей. Это делали за них кормилицы – специально подобранные молодые дворянки. И вот удивительное совпадение! На протяжении нескольких поколений королевские кормилицы при французском дворе неизменно носили фамилию д’Арк. А женщина, вскормившая грудью дофина Шарля, ставшего затем королем Карлом VII, вообще была полной тезкой Орлеанской Девы. Эту кормилицу звали Жанна д’Арк. Во французских архивах сохранились счета на ее содержание и оплату ее услуг. В такие совпадения верится с трудом. А если родители Жанны Девственницы были в родстве с королевскими кормилицами, то все становится на свои места. И уже совсем не удивляет та легкость, с которой Жанна попала на прием к королю. На тот самый прием, который открыл героине дорогу к ее великим подвигам.


Жан Огюст Доминик Энгр "Жанна д"Арк на коронации Карла VII"

Жанна д"Арк не была сожжена на костре.

Украинский антрополог Сергей Горбенко утверждает, что Жанна д"Арк не была сожжена на костре и дожила до 57 лет. К такому выводу он пришел после исследования черепов семьи французского короля Людовика XI в базилике храма Нотр Дам де Клери вблизи Орлеана. Череп, считавшийся останками короля, по мнению исследователя, принадлежал женщине. А черепом короля оказался другой, ранее считавшийся черепом его жены Шарлотты Савойской. Позже Горбенко выяснил, что жена короля скончалась в 38 лет, а обнаруженный череп принадлежит женщине 55-57 лет.


George William.

После изучения других останков, переписки членов королевской семьи, гравюр и хроник стало ясно, что "женщина, чей череп почти 100 лет считали черепом короля Людовика XI, 600 лет тому назад была известна как Орлеанская дева - Жанна д"Арк", - рассказывает ученый. К такому выводу украинца натолкнули сомнения относительно способности 16-летней крестьянки носить рыцарские доспехи. Сохранившиеся письма д"Арк свидетельствуют о ее глубоких и обширных знаниях и, прежде всего, о том, что она не могла быть безграмотной крестьянкой из Лотарингии.


Жанна д"Арк у стен Компьена. Миниатюра 15 века.

В плен к англичанам попала и была сожжена на костре совсем другая женщина, а не Жанна д"Арк, считает Горбенко. В пользу того, что Орлеанская дева была похоронена, а не сожжена, говорят несколько фактов. В частности, во время сожжения женщины 30 мая 1431 года, исполнявшей роль д"Арк, ее лицо было закрыто. Также существует надмогильная плита, на которой четко видно герб Орлеанской девы.


Штильке Герман Антон. Жанна д"Арк на костре
(правая часть триптиха ""Жизнь Жанны д"Арк"") 1843г. Эрмитаж.

Жанна коронует Карла VII

В январе 1431 года в Руане начался суд над одной из самых известных женщин в истории человечества - Жанной д"Арк. Церковь выдвинула против нее 12 статей обвинения в ереси, но содержалась Жанна в тюрьме под охраной англичан как военнопленная. Английское правительство не скрывало своей причастности к суду над француженкой, оно взяло на себя связанные с ним немалые расходы. Процесс продолжался несколько месяцев.

По общепринятой версии, Жанна д"Арк родилась в семье деревенского старосты в селении Домреми. Ее детство пришлось на сложный для Франции период Столетней войны. Согласно договору в Труа от 21 мая 1420 года, король Англии Генрих V становился наследником французского престола и правителем Франции, а законный наследник, дофин, будущий король Карл VII от престолонаследия отстранялся. Фактически это означало присоединение Франции к Англии. Слухи обвиняли королеву Франции, Изабеллу Баварскую, в том, что она была инициатором этого договора.

По стране распространялось пророчество: "Женщина погубила Францию, дева ее спасет". В 13 лет Жанна услышала голоса святых Маргариты и Екатерины убеждавшие девушку идти к пребывавшему на незанятом англичанами юге Франции законному королю Карлу VII и спасать страну. Жанна покинула отчий дом, добилась встречи с дофином Карлом VII и стала во главе французского войска. Она освободила несколько городов, в частности Орлеан, после чего начала именоваться Орлеанской девой. Вскоре Карл VII был коронован в Реймсе, а Жанна одержала еще ряд серьезных военных побед.

23 мая 1430 года близ города Компьен отряд Жанны Жанной д, Арк был захвачен англичанами. В Руане был организован церковный суд, который обвинил Жанну д"Арк в ереси и колдовстве. Молва утверждала, что Жанну предали приближенные короля Карла VII.

Процесс

В январе 1431 года в Руане начался процесс над Жанной д"Арк. Формально ее судила церковь по обвинению в ереси, но содержалась Жанна в тюрьме под охраной англичан как военнопленная. Английское правительство не скрывало своей причастности к суду над Жанной д"Арк, оно взяло на себя связанные с ним немалые расходы. Процесс над Жанной продолжался несколько месяцев. Возглавлял его епископ Пьер Кошон, активный сторонник английских интересов во Франции. Инквизиция выдвинула 12 статей обвинения. Суд над Жанной должен был доказать, что Карла VII возвела на трон еретичка и колдунья. В это время в Париже королем французским и английским был провозглашен Генрих VI.

Однако в ходе процесса стало ясно, что обвинить Жанну будет не просто. На суде она держалась с небывалым мужеством, уверенно опровергала обвинения в ереси и сношениях с дьяволом. Не добившись от Жанны признания в ереси, суд акцентировал внимание на других фактах, например на ношении мужской одежды, пренебрежении авторитетом Церкви, а также пытался доказать, что голоса, которые слышала Жанна, исходили от дьявола. Вопреки нормам церковного суда Жанне не разрешили подать апелляцию Папе и проигнорировали благоприятные для Жанны выводы процесса в Пуатье (весна 1429 г.).

Для того, чтобы сломить волю Жанны, ее поместили в невыносимые условия. Английские стражники оскорбляли ее, трибунал угрожал ей пыткой, но Жана отказалась покориться и признать себя виновной. Епископ Кошон прекрасно сознавал, что, осудив Жанну на смерть без признания вины, он поспособствует возникновению вокруг неё ореола мученицы. 24 мая 1431 года он предпринял неожиданный ход, предъявил Жанне готовый костёр для её сожжения и уже возле костра обещал перевести её из английской в церковную тюрьму, где ей будет обеспечен хороший уход, если она подпишет бумагу об отречении от ересей и послушании Церкви. Бумага с текстом, который зачитали узнице, была подменена другой, на которой был текст о полном отречении от всех своих "заблуждений".

Не ожидая подлога, в знак согласия неграмотная Жанна поставила на бумаге крест. Разумеется, после этого ее отправили в прежнюю тюрьму. 29 мая 1431 года судьи и ассистенты, собравшиеся в архиепископской церкви, вынесли окончательное решение о том, чтобы передать осужденную в руки светских властей, но просить их действовать с максимальной мягкостью. Это означало смертный приговор, Жанну приговорили к сожжению на костре. В то время Жане был 21 год. 30 мая 1431 года приговор привели в исполнение. Дощечка на столбе, к которому привязали девушку, имела надпись: "Жанна, называющая себя Девой, вероотступница, ведьма, окаянная богохульница, кровопийца, прислужница сатаны, раскольница и еретичка". Казнь проводилась при большом стечении народа, эшафот оцепили шеренги английских солдат. "Епископ, я умираю из-за вас. Я вызываю вас на Божий суд!" - крикнула Жанна с костра и попросила дать ей крест. Палач протянул ей две скрещённые хворостины. И когда огонь охватил её, она крикнула несколько раз: "Иисус!". Почти все плакали от жалости. Пепел Жанны был рассеян над Сеной. Слухи о том, что на самом деле Жанна д"Арк не умерла на костре, а спаслась, начали ходить в народе сразу же после казни.

Реабилитация

Через 25 лет после гибели в 1455-1456 годах в Бурже прошел процесс посмертной реабилитации Жанны д"Арк. После окончания войны в Нормандии Карл VII приказал собрать документы, относящиеся к процессу над Жанной, и расследовать его законность. Следствие изучило документы процесса, опросило оставшихся в живых свидетелей и пришло к выводу о том, что в ходе процесса над Жанной допускались грубые нарушения закона. В 1455 году папа Каликст III повелел провести новый процесс и назначил трёх своих представителей для наблюдения над ним.

Суд заседал в Париже, Руане и Орлеане, также проводилось расследование в родных краях Жанны. Легаты папы и судьи допросили 115 свидетелей, в том числе и мать Жанны, её соратников, простых жителей Орлеана. 7 июля 1456 года судьи зачитали вердикт, который гласил, что каждый пункт обвинения против Жанны опровергается показаниями свидетелей. Первый процесс был объявлен недействительным, один экземпляр протоколов и обвинительного заключения был символически разорван перед толпой собравшихся. Жанна д"Арк была признана национальной героиней, ее доброе было восстановлено. В 1909 папа Пий X провозгласил Жанну блаженной, а 16 мая 1920 года папа Бенедикт XV канонизировал её.

Загадки жизни и смерти

Обстоятельства ее жизни и смерть до сих пор во многом остаются загадкой. Так, согласно одной из версий, Жанна д"Арк избежала гибели, вышла замуж за некого Робера д"Армуаза и родила двоих сыновей. Потомки д"Армуаза до сих пор считают себя родственниками Жанны. Люди, знавшие подлинную Жанну, например, ее братья из селения Домреми и воевавшие вместе с ней солдаты - были твердо убеждены, что это она. В 1436 году Жан дю Ли брат Жанны часто передавал письма своей сестре и ездил к ней в город Арлон.

В 1439 году Жанна объявилась в Орлеане. Судя по записям той же счетной книги, жители освобожденного ею города приняли Жанну д"Армуаз весьма радушно. Ее узнали, в честь Жанны знатные горожане дали торжественный обед, а в подарок преподнесли 210 ливров: "за добрую службу, оказанную ею указанному городу во время осады". После смерти Робера д"Армуаза Жанна второй раз вышла замуж, а в конце 50-х годов ей пожаловали официальное прощение за то, что она посмела называться Орлеанской девственницей. Это указывает на то, что возможно в Руане была сожжена не Жанна д"Арк. В народе вспоминали и то, что во время казни лицо осужденной было закрыто колпаком. Оцепление из 800 солдат не подпускало их к эшафоту и окна ближайших домов власти Руана приказали закрыть деревянными ставнями. Зрителям позволили увидеть тело только после того, как палач загасил огонь: оно было до неузнаваемости обгоревшим. Останки Жанны не погребли, а сбросили в реку.

По другой версии, Жанна д"Арк была незаконнорожденным ребенком королевы Изабеллы, сводной сестрой короля Карла VII, что и позволило ей выжить. Некоторым исследователям казалось странным, что Жанна обладала глубокими знаниями о политической ситуации в стране, что она с детства владела боевым копьем - исключительно рыцарским искусством, говорила на чистом французском языке без провинциального лотарингского акцента и небрежно, без должного пиетета общалась с коронованными особами.

Легенда о том, что Жанна д"Арк называлась Орлеанской девой не только из-за освобождения Орлеана, но и из-зa причастности к королевскому Орлеанскому дому, возможно, имеет под собой основание. Дело в том, что королева Изабелла в 1407 году действительно родила незаконного ребенка, который вскоре умер. Могилу и останки этого младенца, чей пол не был отражен в исторических хрониках того времени, обнаружить не удалось.

Версия третья: с емейство д"Арк не было крестьянским, это были обедневшие дворяне, временно утратившие дворянское звание, но сохранившие связь с королевским двором. Их родственница, тоже Жанна, была королевской кормилицей. Жак д"Арк, которого считают отцом Жанны, был комендантом крепости в Домреми. О дворянском происхождении этой семьи говорит и фамилия - д"Арк. Хорошо известно, что фамилии с приставкой "де" во Франции свидетельствовали о дворянстве.

То же можно сказать и об Изабелле де Вутон, которая считается матерью Жанны. Ее часто называют Изабеллой Роме, но это не фамилия, а прозвище, которое означает "Римлянка" и было дано Изабелле де Вутон после паломничества к одной из местных святынь, которую местные жители почти приравнивали к римским святыням. Это значит, что если даже Жанна и не была принцессой крови, она не была и крестьянкой. Кстати, Жанна никогда не называла себя д"Арк. Это имя применительно к ней впервые появляется только на процессе по ее оправданию после 1440 года. При жизни ее всегда звали Жанной Девственницей и Орлеанской Девой. Причем Орлеанской Девой ее начинают называть задолго до того, как она освободила Орлеан - что может свидетельствовать о ее принадлежности к Орлеанскому дому.

Версия четвертая: корсиканец, известный философ и историк Робер Каратини своей монографии "Жанна д"Арк: от Домреми до Орлеана" утверждает, всем известная история Жанны имеет мало общего с исторической правдой. По мнению французского историка, Жанна была душевнобольной девушкой, которую использовали в собственных целях политики и высшие военные чины, стремившиеся пробудить в душах французов ненависть к Англии. Все сражения, якобы выигранные французами под водительством Жанны, были мелкими стычками и, кроме того, сама дева не участвовала ни в одном из них и ни разу в жизни не обнажала меч.

В 1429 году Жанна д"Арк действительно числилась на военной службе, но, по определению Каратини, пребывала в войсках в качестве живого талисмана. Она была еще ребенком с явными признаками душевного расстройства, причиной которого стали ужасы войны, в раннем детстве чувствительной и впечатлительной девочке довелось видеть много страшных эпизодов. Именно тогда Жанна впервые задумалась о том, как положить конец междоусобице, и вскоре это стремление превратилось в навязчивую идею. Одним словом, она занималась миротворческой деятельностью, хотя и в несколько странной форме. Несомненно, ее посещали видения, и она была убеждена, что знает, как спасти Францию, поэтому, и решилась уговорить короля продолжать борьбу. Однако "голоса свыше" являлись лишь одним из проявлений все того же острого и тревожного душевного волнения.

Цитаты:

Жанна д"Арк: "Вначале я очень испугалась. Голос я услышала днем, это было летом в саду моего отца. За день до этого я постилась. Голос пришел ко мне с правой стороны, оттуда, где была церковь, и с этой же стороны шла великая святость. Этот голос всегда руководил мной. " Позднее голос стал являться Жанне каждый день и настаивал, что нужно "идти и снять осаду с города Орлеан". Голоса называли ее "Жанна де Пюселль, дщерь Бога" - помимо первого голоса, который принадлежал, как думается Жанне, архангелу Михаилу, присоединились вскоре голоса Святой Маргариты и Святой Катарины. Всем тем, кто пытался преградить ей путь, Жанна напоминала древнее пророчество, которое говорило, что "Францию погубит женщина, а спасет девственница". (Первая часть пророчества сбылась, когда Изабелла Баварская заставила своего мужа, французского короля Карла VI, объявить своего сына Карла VII незаконным, в результате чего ко времени Иоанны Карл VII был не королем, а только дофином)".

Из хроника венецианца Морозини: "Англичане сожгли Жанну по причине её успехов, ибо французы преуспевали и, казалось, будут преуспевать без конца. Англичане же говорили, что, если эта девушка погибнет, судьба не будет больше благосклонна к дофину".

Англичанин Лоуренс Трент пишет, что "многие бароны относятся к ней с почтением, равно как и простолюдины, а те, кто смеялся над ней, умерли плохой смертью. Ничто не является, однако, столь ясным, как ее бесспорная победа в диспуте с магистрами теологии, так что кажется, будто она - вторая святая Екатерина, сошедшая на землю, и многие рыцари, которые слышали, какие удивительные речи произносила она каждый день, считают это за великое чудо… Сообщают далее, что сия девица должна совершить два великих дела, а потом умереть. Да поможет ей бог…". "

1415 год. Франция переживает худший период в Столетней войне с Англией - лучники с берегов Туманного Альбиона в битве при Азенкуре уничтожают множество кавалеристов, цвет рыцарства. Годом позже бургундский герцог Иоанн Бесстрашный заключает союз с англичанами и становится хозяином Парижа. Британцам для полного завоевания Франции остается лишь захватить Орлеан, который мешал соединению оккупированной Северной Франции с Гиенью. Осада города началась в 1428 году, и, несмотря на храброе сопротивление защитников, исход ее казался предрешенным. Но 29 апреля 1429 года под стенами внезапно возникает французская армия, а в ночь с 7 на 8 мая англичане вынуждены отступить от Орлеана. Странный командир - 19-летняя девушка в идеально подогнанных латах - решила сложнейшую задачу всего за четыре дня.

Конечно, это была Жанна д’Арк…

От Домреми до Руана

Жанна родилась в 1412 году в деревне Домреми на границе Шампани и Лотарингии в семье богатых крестьян. В 13 лет девушка впервые услышала голоса святых Екатерины и Маргариты и архангела Михаила, которые поведали, что именно ей суждено снять осаду с Орлеана, возвести дофина на, трон и изгнать захватчиков из королевства. Когда будущей национальной героине исполняется 17 лет, она отправляется на встречу с дофином Карлом VII, убеждает его в своем предназначении и становится во главе французского войска. Проявив, по словам Наполеона, гениальность в военном деле, Жанна одерживает несколько важных военных побед, взяв Орлеан и разгромив английскую армию на Луаре. Однако вскоре после коронации Карла VII, во время вылазки близ города Компьен отряд Жанны пленили бургундцы, которые передали ее герцогу Люксембургскому, а тот в свою очередь, продал девушку англичанам.

В январе 1431 года в Руане инквизиция начала процесс над Орлеанской девой. Несмотря на то, что девушка держалась с потрясающим мужеством и уверенно обходила все ловушки, святые отцы все же обманом вырвали у нее отречение от своих «заблуждений» и 30 мая сожгли Жанну заживо на площади Старого Рынка в Руане. Ее последними словами были: «Епископ, я умираю из-за вас. Я вызываю вас на Божий суд!..» Почти все присутствующие плакали от жалости…

Останки Орлеанской девы найдены?

Впрочем, на этом история спасительницы Франции не закончилась. В 1452 году, после окончания войны в Нормандии, Карл VII велел изучить все документы связанные с процессом над Жанной, и определить, все ли было по закону. Следствие, опросив свидетелей и собрав необходимые бумаги, пришло к выводу, что во время процесса закон неоднократно нарушался. В 1455 году Папа Каликст III затеял повторный процесс, для чего лично назначил трех наблюдателей. Легаты и судьи заседали в Париже, Руане, Орлеане, в родных краях Жанны, опросили 115 свидетелей и изучили тонны документов. Наконец 7 июля 1456 года судьи вынесли вердикт - каждый пункт обвинения против Жанны опровергается показаниями свидетелей и соответственно первый процесс над ней объявляется недействительным. Так было восстановлено доброе имя Жанны д’Арк.

ХХ век принес воительнице еще большие почести - в 1909 году Папа Пий Х провозгласил Жанну блаженной, а 16 мая 1920 года Папа Бенедикт ХV канонизировал ее. Соответственно ее мощи признавались святыми и чудотворными. Но откуда же им взяться - ведь Орлеанскую деву сожгли на костре, а несгоревшие останки выбросили в Сену?

Однако в 1867 году на чердаке одной из парижских аптек был случайно обнаружен стеклянный сосуд с надписью: «Останки Жанны д’Арк, Орлеанской девы, найденные в костре». В сопроводительной записке пояснялось, что один из сторонников Жанны уже после казни пробрался к костру и собрал сохранившиеся там фрагменты. Таким образом, в сосуде оказались: выглядящие обугленными фрагменты человеческих костей, осколок еще одной кости, деревянная щепа и фрагменты льняной ткани. Сенсация?

Однако все оказалось не так просто. Быстрее всего идентифицировали осколок кости - она оказалась кошачьей. В принципе, в Средние века колдуний часто сжигали вместе с черными кошками, так что теоретически ее могли подложить и Жане - несмотря на то, что в показаниях свидетелей кошки не фигурируют. Остальные предметы, принадлежавшие Турской епархии хранящиеся в кладовой музея города Шинон, отдали ученым только в прошлом году. Их вердикт оказался неожиданным.

«Некоторые частицы были проверены с помощью масс-, инфракрасного и оптического спектрометров. Они подтверждают, что черное вещество, обволакивающее кости, не является продуктом горения. Кости пропитаны бальзамирующим составом, содержащим смолы, продукты растительного и минерального происхождения, - поясняет Филипп Шарлье, судебно-медицинский эксперт больницы Раймона Пуанкаре в городе Гарш. - На работе я постоянно сталкиваюсь с обгоревшими человеческими останками. Эти не имеют с ними ничего общего».

Анализ под микроскопом выявил, что полоски ткани, лежащие в сосуде, сделаны из египетского льна, причем ткань ничуть не обгорела. Также на останках в больших количествах была найдена пыльца сосны, которая в 1431 году в Нормандии еще не росла. Зато египтяне широко применяли сосновую смолу при… бальзамировании мумий. Да и радиоуглеродный анализ показал, что мощи датируются периодом между 700 и 230 годами до н.э., то есть принадлежат египетской мумии позднего периода.

Но откуда во Франции взялась мумия? Дело все в том, что еще со времен крестовых походов европейские алхимики и аптекари пристрастились изготавливать настойки и эликсиры на основе мумифицированных останков египтян - считалось, что такие жидкости чуть ли не панацея от всех болезней.

Так что останков Жанны все же не сохранилось, а жаль! Ведь их анализ мог бы многое прояснить в личности легендарной девушки. Впрочем, кое-какие диагнозы можно поставить уже сейчас, опираясь на известные факты из ее биографии. Орлеанская дева была незаурядной личностью потому, что страдала… синдромом Морриса.

Жанна или Жак?

«…Жанна имеет привлекательную внешность и мужскую осанку, говорит она мало и выказывает чудесный ум; речи она произносит приятным высоким голосом, как и подобает женщине. Она находит удовольствие в прекрасных конях и оружии. Часто глаза ее наполняются слезами, любит она и веселье. Претерпевает неслыханно тяжкие труды, а когда носит оружие, показывает такое упорство, что день и ночь в течение шести дней может непрерывно оставаться в полном вооружении». Так описывали сподвижники своего главнокомандующего. Ее оруженосец, Жан д’Олон, впоследствии заявил судьям на оправдательном процессе, что при росте 158 сантиметров и худощавой фигурке Дева была красива и обладала привлекательной для мужчин грудью. Стойкость к невзгодам Жанны также была достойна восхищения: во время штурма замка Моста ее ранили в шею, но она не легла в лазарет, а продолжала скакать верхом и командовать войсками. Все это в совокупности - необычайная для девушки ее возраста и телосложения сила и ловкость, неукротимая энергия, эмоциональная устойчивость и сильная воля - позволяет поставить Жанне диагноз тестикулярной феминизации - синдрома Морриса.

Данная наследственная аномалия характеризуется нечувствительностью периферических тканей к маскулинизирующему действию мужского гормона семенников, и в результате дородовое и послеродовое развитие организма, обладающего мужским набором хромосом (46/XY) и семенниками, идет по женскому направлению. В итоге вырастает псевдогермафродит: стройная, физически развитая женщина без матки, не способная к деторождению. Данный синдром очень редок (примерно один случай на 65 тысяч человек), но, как мы видим, именно он помог спасти Францию. Так что, окажись Жанна обычной девушкой, Карл VII остался бы без короны, а французы — без независимости…

Евгений ВАСИЛЬЕВ

No related links found

В работах современных французских историков всё чаще встречается версия, кардинально расходящаяся с традиционной биографией Жанны д’Арк: она внебрачная дочь королевы Франции Изабеллы Баварской и герцога Людовика Орлеанского, брата короля Карла VI, тайно рожденная в 1407 году и сразу отданная на достойное воспитание дворянам д’Аркам, владельцем деревни Домреми. Естественно, благородные опекуны обучили девочку королевских кровей всему, что было положено уметь знатной даме. Так как Жанна сызмальства тянулась к мальчишеским забавам, то у неё имелись все возможности познакомиться со сложным искусством владения мечом, копьем и боевым конем.

С тайной рождения Жанны тесно связана и тайна её смерти. В Средние века человеческая жизнь стоила недорого. Простолюдинов казнили с легкостью, и никакие мистические голоса, которые якобы слышали осужденные, их участь не смягчали. Наоборот, галлюцинации и видения чаще всего приписывали козням дьявола, что приводило к ужесточению следствия и пыткам. В случае с Жанной мы наблюдаем абсолютно другую картину. После пленения Девы англичанами, во время следствия в Руане в 1431 году, она содержалась в весьма комфортных условиях в замке Буврёй в комнате, где до неё останавливалась королева Англии. Судя по дошедшим до нас протоколам, вопросы ей задавались в вежливой форме, а ответы выслушивались весьма благожелательно. Мало того, епископ Кошон, председательствовавший на процессе, посылал ей блюда со своего стола (от слишком жирного карпа у подсудимой однажды приключилось расстройство желудка).

Дева Франции. Миниатюра конца 15 века

Официальное прозвище героини — Жанна Девственница или Дева Франции заставило следствие прибегнуть к экспертизе, но и она проходила весьма необычно. Обследование обвиняемой на предмет невинности проводил не палач и не какая-нибудь повивальная бабка, а специально приглашенная герцогиня Бедфордская со своим личным врачом Делашамбром. Осмотр показал, что Жанна из-за необычного строения тела была физически неспособна к половой жизни.

Интересно, что для Жанны подобное обследование было не первым. За два года до этого подобная экспертиза уже проводилась. Причем не кем-нибудь, а лично королевой Иоландой Анжуйской, тещей Карла VII. Венценосный гинеколог установила, что перед ней «подлинная и ненарушенная девственница». Похоже, при французском дворе всё же сомневались в истинной половой принадлежности излишне мужеподобной девушки.


Витраж с изображением святой Жанны

Епископ Кошон оказался перед непростым выбором. Англичане требовали казнить Жанну, причем как еретичку, ведьму и смутьянку. Однако требования были не очень настойчивыми — ведь если Жанна была членом французской королевской семьи, то она приходилась сводной сестрой английской королеве. Ох уж эти династические браки! В любом случае, в конце семидесяти обвинительных статей недвусмысленно замаячил костер. Но сжигать особ королевской крови в XV веке было как-то не принято.

В итоге 30 мая 1431 года на рыночной площади Руана состоялась странная казнь. 800 английских солдат огородили почти всю площадь. Ближайшие зрители находились минимум в тридцати метрах от костра. Повозка осужденной тоже была плотно окружена войсками. Её голову покрывал не только обычный для аутодафе бумажный колпак, но и низко надвинутый и скрывавший практически всё лицо капюшон. Столб, к которому привязали жертву, отгораживал от публики еще и огромный щит с крупно намалеванным приговором — редкость для подобных зрелищ. Его отодвинули, только когда палач багром разгрёб пылающие дрова и предъявил толпе уже обуглившееся тело. Лицо казненной рассмотреть никому не удалось.


Жанна на костре

Сразу после казни многие сомневались, что сожгли действительно Жанну. Вот свидетельства современников: «В городе Руане в Нормандии она была возведена на костер и сожжена. Так говорят, но с тех пор было доказано обратное!» (Летопись настоятеля собора св. Тибо в Меце.). «Велели ее сжечь при всем народе. Или какую-нибудь другую женщину, похожую на нее. О чем многие люди имели и все еще имеют разные мнения» (Рукопись № 11542 Британского музея в Лондоне). Странно, но в городском архиве Руана, где сохранились документы о нескольких казнях, совершенных в 1431 году (счета на дрова, расписки о вручении денег палачу и. т. д.) о сожжении Жанны Девственницы вообще не упоминается. Не сохранился и смертный приговор, который должны были вынести светские власти.

В 1436 году в Меце состоялась свадьба. Брачный договор, оригинал которого историки обнаружили в 1907 году, погиб во время артобстрела города Френ-ан-Вуавр во время Первой мировой войны. Но сохранилась летопись настоятеля собора св. Тибо в Меце: «И там был заключен брак между мессиром Робером дез Армуазом, рыцарем, и упомянутой Жанной Девственницей, а затем уехал названный господин дез Армуаз с женой своей Девственницей на проживание в Мец, в жилище упомянутого господина Робера, каковое он имел в приходе святой Сеголены». Что за Жанна Девственница? Возможно тут какая-то путаница?


Портрет Робера дез Армуаза

Но выясняется, что еще до бракосочетания личность невесты Робера дез Армуаза удостоверили братья Пьер и Жан д’Арки, выросшие вместе с Жанной в Домреми. Летопись настоятеля мецкого собора сообщает: «В сем году (1436 г.), в 20-й день мая, Девственница Жанна, каковая пребывала во Франции, прибыла в Гранж-оз-Орм подле Сен-Приве и была туда приведена, чтобы поговорить с некоторыми из вельмож Меца, и велела называть ее Клод… И в тот же день навестили ее оба брата, из коих один был рыцарем, а называть себя велел мессир Пьер, а другой, Маленький Жан, был оруженосцем. И думали они, что она была сожжена. И когда увидели они ее, они ее признали, и так же поступила она с ними».

Четырехлетнюю паузу в биографии Девственницы объясняют её заключением в замке Монротье, в Бургундии, где до сих пор показывают комнату Жанны. Добираясь из мест заточения до Лотарингии, где прошло её детство, она использовала имя «Клод». В «Дневнике парижского горожанина», сохранившемся в архиве Ватикана, есть упоминание о проповеди главного инквизитора Франции Жана Граверана: «Она отреклась от своих заблуждений и что в качестве покаяния ей было назначено четыре года тюрьмы на хлебе и воде, из которых она не отбыла ни дня… Она требовала, чтобы ей служили как знатной даме».

То, что Жанна дез Армуаз и есть Орлеанская Дева, подтвердили сотни людей, прекрасно знавших Жанну ранее. Со времен её боевых подвигов прошло менее десяти лет, и вряд ли жителей Орлеана и Тура поразил массовый склероз. В честь гостьи устраивались пышные пиры и многочисленные приемы, в которых участвовали те, кто сражался с Девой плечом к плечу, в том числе и её ближайшие сподвижники, например, маршал Жиль де Ре. Если бы хоть кто-то объявил вновь обретенную Деву самозванкой, вряд ли бы многочисленные торжества прошли столь безоблачно.


Город Мец

В конце сентября 1439 года с дамой дез Армуаз встретился и король Карл VII, на чьей коронации в 1429 году как почетная гостья присутствовала Девственница Франции и, возможно, её сводный брат. Вот что пишет об этой встрече Гийом Гуффье, сеньор де Буази и камергер короля Карла VII: «Жанна направилась прямо к королю, чем он был поражен и не сумел найти других слов, как те, что сказал ей очень ласково, поклонившись: «Девственница, душенька моя, добро пожаловать, во имя Господа нашего, ведающего тайну, которая есть между Вами и мной…».

Сторонники традиционной версии пытались и пытаются объявить Жанну дез Армуаз самозванкой, а всех, кто её узнавал — соучастниками мошенничества. Но в таком случае поведение лже-Жанны крайне странно, а её соучастниками оказывается половина Франции, включая короля. Иногда встречаются упоминания о некоем парижском процессе, который якобы разоблачил самозванку и даже выставил её у позорного столба. Однако подлинных документов процесса не сохранилось. Возможно, он и был, но осудил одну из нескольких лже-Жанн, объявлявших себя Девами безо всяких на то доказательств. Профессия «детей лейтенанта Шмидта» имеет средневековые корни.


Портрет Жанны дез Армуаз

Чтобы уличить даму дез Армуаз в самозванстве, некоторые историки пытались даже приписать ей рождение двух сыновей, что было биологически невозможно для Девы Франции, но генеалогическая история семейства дез Армуаз опровергает это утверждение — брак Жанны и Робера был бездетным. Кем бы ни была Жанна — самозванкой или Девой Франции, её земной путь закончился в 1449 году. Именно в этот год в записях о пенсионных выплатах Орлеана официальной матери его спасительницы появилось дополнительное слово — до этого получательницей значилась «мать Девы Жанны», а с 1449 — «мать покойной Девы Жанны». Совпадение?

Сомнения по поводу традиционной биографии Жанны д’Арк звучат на протяжении почти семи столетий. В XX веке историкам стало труднее: их изыскания начали противоречить канонической биографии официальной святой — в 1920 году Ватикан канонизировал Жанну. Если в житие вписаны крестьянское происхождение и смерть на костре, то доказательства противоположного являются ересью. Сторонники традиционной версии как французские, так и советские, называли своих оппонентов пошляками, любителями сенсаций, ниспровергателями основ и франкофобами. Однако обидными кличками не снять до сих пор остающиеся без ответов загадки в биографии самой знаменитой французской героини.