Ревущие коровы вмф ссср. Командир счастливой «коровы»

Столкновение советской подлодки с американским авианосцем только чудом не привело к ядерной катастрофе

Всему миру известно, как осенью 2000 года российские самолеты-разведчики и истребители, поднявшиеся с аэродромов в Приморье, дважды «надругались» в Японском море над американским авианосцем «Китти Хок» (Kitty Hawk): имитируя нападение, наши летчики низко пролетали над палубой корабля, а американские военные в панике даже прыгали за борт. С погон адмиралов 7-го флота США тогда сорвали звездочки, а приморским асам из 11-й армии ВВС раздали заслуженные ордена. Однако для «Китти Хока» это был отнюдь не первый позорный инцидент с участием наших военных.

Несколько лет назад корреспондент «В» встречался с очевидцами «атаки» 2000 года и подробно рассказал о ней на страницах нашей газеты. Но, оказывается, ранее вовсе не имитированный, а самый настоящий удар по «Китти Хоку» из глубин Японского моря нанесли советские подводники. Об этом «В» поведал бывший командир атомного подводного крейсера Тихоокеанского флота капитан 1-го ранга Николай Вальков.

Эта история произошла ровно 33 года назад, 21 марта 1984 года, у юго-восточного побережья Корейского полуострова. Участниками инцидента стали многоцелевая атомная подводная лодка К-314 проекта 671В «Ерш» (за красивые обводы и боевые возможности этот проект еще именовали «Черным принцем») и авианосец «Китти Хок» во главе авианосной ударной группировки США.

Сразу поясним, что наш собеседник лично участия в том конфликте не принимал. В начале марта 1984-го К-314 находилась на боевом дежурстве и стояла в ожидании приказа у причала в приморской бухте Павловского. При очередном приближении к нашим берегам американской авианосной группировки было решено незамедлительно отправить подводный крейсер на слежение за вероятным противником. В тот момент на борту не оказалось помощника командира корабля, а Николай Вальков в звании старшего лейтенанта как раз был в точно такой же должности и находился в штате резервного экипажа. По тревоге его вызвали на борт К-314. Однако в последний момент штатный помощник командира лодки вернулся на борт и отправился в боевой поход.

И все же Николаю Валькову довелось послужить на легендарной субмарине. На следующий год именно на К-314 он ушел на 10 месяцев на боевое дежурство в Тихом и Индийском океанах. Тесное общение с экипажем подлодки и позволило ему узнать все подробности случившегося годом ранее столкновения с «Китти Хоком».

Засада на глубине

В начале марта 1984 года группировка 7-го флота США совместно с кораблями ВМФ Южной Кореи начала учения под кодовым названием «Тим Спирит – 84» («Командный дух»). В связи с этим по приказу командира 26-й дивизии подлодок ТОФ контр-адмирала Алексея Белоусова К-314 под командованием капитана 2-го ранга Владимира Евсеенко загрузилась по боевому варианту «поиск и длительное слежение». На ее борту находилось ядерное оружие.

Лодка вышла с базы 10 марта и отправилась на юг Японского моря в подводном положении. Через четыре дня ей удалось обнаружить авианосную ударную группировку ВМС США, состоявшую из «Китти Хока», двух крейсеров, четырех эсминцев и нескольких кораблей сопровождения.

Наблюдение за авианосцем велось изнутри ордера (боевого или походного построения кораблей). То есть подлодка незаметно пробралась на глубине в самый центр американской группировки. Позднее янки утверждали, что несколько раз засекали К-314 радарами своих кораблей эскорта, но подтверждений этим голословным заявлениям ни разу не предъявили.

По окончании первой части учений вся эскадра зашла в территориальные воды Южной Кореи. Наша субмарина осталась в нейтральных водах ждать ее возвращения.

Через несколько дней «Китти Хок» и другие американские и южнокорейские корабли вернулись в ту же точку Японского моря. Однако на этот раз быстрое обнаружение группировки затруднил туман. Из-за этого 20 марта советский подводный крейсер был вынужден около часа находиться на перископной глубине, то есть близко к поверхности. Именно в это время американцы затаились и соблюдали полное радиомолчание. Возможно, они почуяли, что за ними следили из-под воды. На «Китти Хок» не работали даже приводные радиомаяки, а это значит, что на авианосце прекратили полеты.

Тем не менее утром 21 марта, когда туман рассеялся, экипаж К-314 уже визуально наблюдал за американскими кораблями. За насколько часов до всплытия наша подлодка в очередной раз поднырнула под ордер.

Вскрыли, как консервный нож банку

Поздно вечером 21 марта К-314 с глубины 50 метров всплыла на перископную глубину для очередного сеанса связи. Боевой информационный пост доложил командиру лодки, что дистанция до главной цели, авианосца, 60–70 кабельтовых. Однако моряки ошиблись: на самом деле дистанция фактически была в пределах 10–15 кабельтовых. И расстояние быстро сокращалось. Ведь часть американских кораблей двигалась прямо по курсу навстречу советской субмарине. И ближайшим среди них был именно «Китти Хок». Но в темноте его было трудно разглядеть, а бортовые огни оказались вне зоны видимости из-за высоких бортов корабля.

Командир К-314 приказал «Срочное погружение!». На скорости шесть узлов лодка пошла на глубину. Но для безопасного погружения ей не хватило буквально одной минуты. Через несколько мгновений произошло столкновение. Подлодка своими винтами распорола толстый стальной корпус авианосца ниже ватерлинии. Грубо говоря, вскрыла его, как консервный нож банку...

Как стало известно из опубликованных позже воспоминаний американских моряков, находившихся тогда на «Китти Хоке», в момент столкновения они почувствовали сильный удар. Некоторые даже в шутку спорили между собой: «Интересно, с китом столкнулись или с субмариной?»

Они тогда и представить не могли, что авианосец получил подводную пробоину диаметром почти 40 метров! Причем дыра образовалась не где-нибудь, а в районе цистерны с авиационным топливом, в результате чего вытекло несколько тысяч тонн авиакеросина. Малейшая искра привела бы к непоправимой атомной катастрофе: «Китти Хок» нес на борту ядерные боеголовки, не считая обычных ракет, бомб и снарядов. Авианосец вспыхнул бы, как спичечный коробок. И спасения от огня не было бы никому, ведь заполыхало бы и море на несколько миль вокруг.

Кроме того, в результате утечки авиатоплива несколько десятков американских боевых самолетов и вертолетов, стоявших на палубе и в ангарах, лишились возможности заправки. По словам Николая Валькова, таким образом авиационное крыло американской ударной группировки превратилось в дорогостоящий металлолом.

И нашим мало не показалось

А что же К-314? Как рассказывает Николай Вальков, после удара первой мыслью у подводников было: снесло боевую рубку и распороло корпус лодки. Экипаж стал поочередно проверять выдвижные устройства: перископ, антенны. Все работало. Из отсеков доложили, что забортной воды нет и механизмы в полном порядке.

И вдруг новый удар – в правый борт! Опять поступил приказ осмотреться. На первый взгляд, и на этот раз все оставалось в норме. Однако стала резко падать скорость. Из кормового отсека доложили: наблюдается биение линии вала. Командир БЧ-5 бросился в кормовой отсек и осмотрел гребной вал. Действительно, наблюдалось сильное биение вала. Для сохранения турбины необходимо было остановить главный двигатель. Подлодка остановилась.

– Моряки пытались понять, что произошло, – рассказывает Николай Вальков. – Ясно, что по лодке проехался катком авианосец, что второй удар пришелся по винту. Самим не выгрести. Надо просить о помощи. Аварийное всплытие было неизбежным. Пришлось себя раскрывать перед эскадрой супостата...

В итоге К-314 всплыла прямо посреди множества кораблей вероятного противника. На берег, в штаб флота, полетела радиограмма: «Столкнулся с неизвестным объектом. Потерял ход...»

«Китти Хок» и другие корабли США тут же покинули этот район. Авианосец отправился в Йокосука, где располагалась база ВМФ Японии, для срочного ремонта...

Первым к потерявшей управление советской лодке подошел большой противолодочный корабль ТОФ «Адмирал Виноградов». Командир К-314 Владимир Евсеенко по УКВ-связи договорился с командиром БПК: «Я подниму корму, а вы посмотрите, что у нас с винтами». Затем лодка притопила нос и подняла корму, а с «Виноградова» ее осмотрели. «Ребята, да у вас мортира сломана! И лопасти винта погнуты», – сообщили с мостика БПК.

Через некоторое время к месту происшествия подошел буксир-спасатель «Машук» и утащил раненую лодку к родным берегам.

Разные судьбы

То, каким образом подводная лодка смогла подплыть незамеченной на столь близкое расстояние к флагману ударной группировки ВМС США, активно обсуждали во всем мире. Вину за этот инцидент американская сторона возложила на командира советской субмарины. Поэтому командира «Китти Хока» наказывать не стали. Зато своей должности лишился начальник противолодочной обороны 7-го флота США.

В СССР также провели расследование, итогом которого стало отстранение капитана 2-го ранга Владимира Евсеенко от командования АПЛ. Комиссия главного штаба ВМФ посчитала, что причиной столкновения стала неверно выбранная глубина поиска. Командира К-314 отправили в центр подготовки подводников, где он еще несколько лет учил будущие экипажи подводных кораблей. И даже был повышен в звании – до капитана 1-го ранга.

Судьбы «Китти Хока» и К-314 сложились по-разному.

Американский корабль заделал пробоину и пришел в военно-морскую базу Субик-Бей на Филиппинах для капитального ремонта. Американцы тогда заявили, что им пришлось удалять застрявший в корпусе винт советской подводной лодки. Но, по словам Николая Валькова, это полная чепуха.

Потом «Китти Хок» совершил еще несколько походов в Тихий и Индийский океаны. Затем случился позор осени 2000 года. Летом 2006-го авианосец, забыв, видимо, старые обиды, вновь зашел в Японское море и самоуверенно стал приближаться к берегам Приморья. На сей раз ему указали место противолодочные самолеты Ил-38 ВВС ТОФ, которые совершили несколько облетов наглого корабля. В настоящее время «Китти Хок» выведен в резерв ВМС США.

А вот на К-314 после возвращения в родную базу из очередного боевого дежурства в Индийском океане случилось ЧП. В ночь с 29 на 30 декабря 1985 года на лодке из-за ошибки оператора главной энергетической установки произошло неконтролируемое развитие аварийной ситуации – течь первого контура на ядерном реакторе. Фон превышал допустимые нормы (их можно сопоставить с показателями зоны Чернобыля). Ситуация оказалась крайне критической. Авария была быстро ликвидирована, но лодка в строй больше не вернулась и была отправлена на гвозди.

Кстати, позднее Николаю Валькову довелось-таки самому встретиться с «Китти Хоком» и ударной группировкой ВМС США (в нее входили еще два авианосца и корабли прикрытия и сопровождения) в Японском море. Случилось это в период службы Валькова на подлодке К-454 под командованием капитана 1-го ранга Владимира Качанова. Тогда К-454 вышла из-под ордера, дабы вновь не пропороть «Китти Хок», и осуществляла наблюдение со стороны...

Ровно 65 лет назад в Японском море бесследно пропала советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка Щ-117 проекта «Щука».

Щ-117 построили на «Балтийском заводе» в Ленинграде в 1932 году (в 1949-м ее переименовали в С-117). Во Владивосток доставили по железной дороге в разобранном виде. Собрали на Дальзаводе и спустили на воду в 1934-м. Во время Второй мировой войны Щ-117 совершила один боевой поход для поиска и уничтожения японских кораблей и транспортов.

В 1952 году подлодка, вооруженная 10 торпедами 533 мм, отправилась на учения в Японское море. Это был ее последний поход. На борту исчезнувшей субмарины находилось 52 члена экипажа, в том числе 12 офицеров.

Государственной комиссией рассматривались несколько рабочих версий гибели С-117: отказ дизелей в условиях шторма (через семь часов после выхода с базы у лодки отказал один из дизелей, но его отремонтировал сам экипаж), подрыв на плавучей мине, столкновение с надводным судном. В условиях «холодной войны» не исключалась также атака американской подводной лодкой.

Поиски велись вплоть до 1953 года, но результатов не дали. Причина и место гибели лодки до сих пор неизвестны.

April 2nd, 2015 , 10:23 am

«Говорить про скрытность первых советских АПЛ было просто бессмысленно. Американцы дали им унизительное прозвище «ревущие коровы». Погоня советских инженеров за другими характеристиками лодок (скоростью, глубиной погружения, мощностью вооружения) ситуацию не спасала. Самолёт, вертолёт или торпеда всё равно оказывались быстрей. А лодка, будучи обнаруженной, превращалась в «дичь», не успев стать «охотником».
«Задача обесшумливания советских подлодок в восьмидесятых годах решаться начала. Правда, они всё равно оставались в 3—4 раза шумнее американских АПЛ типа «Лос-Анджелес».

Вот такие высказывания постоянно встречаются в российских журналах и книгах, посвященных отечественным атомным подводным лодкам (АПЛ). Взята эта информация не из каких-либо официальных источников, а из американских и английских статей. Именно поэтому ужасная шумность советских/российских АПЛ и есть один из мифов США.

Следует отметить, что с проблемами шумности столкнулись не только советские кораблестроители, и если нам удалось сразу создать боевую АПЛ, способную нести службу, то у американцев проблемы с первенцем оказались серьезнее. «Наутилус» имел множество «детских болезней», что так характерны для всех экспериментальных машин. Его двигатель выдавал такой уровень шума, что сонары - главное средство ориентирования под водой - практически глохли. В результате во время похода в Северных морях в районе о. Шпицберген, эхолокаторы «проглядели» дрейфующую льдину, которая повредила единственный перископ. В дальнейшем американцы развернули борьбу за снижение шумности. Для достижения этого они отказались от двухкорпусных лодок, перейдя к полуторокорпусным и однокорпусным, пожертвовав при этом важными характеристиками субмарин: живучестью, глубиной погружения, скоростью хода. В нашей стране строили двухкорпусные. Но были ли советские конструкторы не правы,а двухкорпусные АПЛ столь шумными, что их боевое применение стало бы бессмысленным?

Было бы, конечно, хорошо взять данные по шуму отечественных и зарубежных АПЛ и их сравнить. Но, сделать это невозможно, потому что официальная информация по данному вопросу до сих пор считается секретной (достаточно вспомнить линкоры Айовы, по которым реальные характеристики были раскрыты только по прошествии 50 лет). По американским лодкам вообще нет никакой информации (а если она появится, то относиться к ней следует столь же осторожно, как к информации о бронировании ЛК Айова). По отечественным АПЛ иногда встречаются разрозненные данные. Но что это за информация? Вот четыре примера из разных статей:

1) При проектировании первой советской АПЛ создавался комплекс мер по обеспечению акустической скрытности…… Однако амортизаторы для главных турбин создать так и не удалось. В результате подводная шумность АПЛ пр. 627 на повышенных скоростях возрастала до 110 децибел.

2) ПЛАРК 670-го проекта имела очень низкий для того времени уровень акустической заметности (среди советских атомоходов второго поколения данная подлодка считалась самой малошумной). Её шумность на полном ходу в ультразвуковом диапазоне частот была менее 80, в инфразвуковом - 100, в звуковом - 110 децибел.

3) При создании АПЛ третьего поколения удалось достигнуть снижения шумности по сравнению с лодками предыдущего поколения на 12 Децибел, или в 3,4 раза.

4) Начиная с 70-х годов прошлого века АПЛ снижали свою шумность в среднем на 1 дБ в два года. Только за последние 19 лет - с 1990 года по настоящее время - средняя шумность АПЛ США снизилась в десять раз, с 0,1 Па до 0,01 Па.

Сделать какой-либо вменяемый и логичный вывод по этим данным об уровне шума в принципе невозможно. Поэтому нам остается один путь - проанализировать реальные факты службы. Вот наиболее известные случаи из службы отечественных АПЛ.

1) В ходе автономного похода в Южно-Китайском море 1968 г. подлодка К-10 из числа первого поколения атомных ракетоносцев СССР (675 проект), получила приказ на перехват авианосного соединения ВМС США. Авианосец «Энтерпрайз» прикрывал ракетный крейсер «Лонг-Бич», фрегаты и корабли обеспечения. В расчетной точке капитан 1 ранга Р. В. Мазин вывел субмарину через оборонительные рубежи американского ордера прямо под дно «Энтерпрайза». Прикрываясь шумом винтов исполинского корабля, подводная лодка сопровождала ударное соединение тринадцать часов. За это время были отработаны учебные торпедные атаки по всем вымпелам ордера и сняты акустические профили (характерные шумы различных судов). После чего К-10 успешно покинула ордер и на дистанции отработала учебную ракетную атаку.В случае реальной войны все соединение было бы уничтожено на выбор: конвенциональными торпедами или ядерным ударом. Интересно отметить, что американские специалисты оценивали проект 675 крайне низко. Именно эти подлодки они окрестили «Ревущими коровами». И именно их не смогли обнаружить корабли авианосного соединения США. Лодки 675-го проекта использовались не только для слежения за надводными кораблями, но иногда «портили жизнь» и американским атомоходам, несшим дежурство. Так, К-135 в 1967 году в течении 5,5 часов осуществляла непрерывное слежение за ПЛАРБ «Патрик Генри», оставаясь не обнаруженной сама.

2) В 1979 г. во время очередного обострения советско-американских отношений, АПЛ К-38 и К-481 (пр.671) осуществляли несение боевой службы в Персидском заливе, где в тот период находилось до 50 кораблей ВМС США. Поход продолжался 6 месяцев. Участник похода А.Н. Шпорко докладывал, что советские АПЛ действовали в персидском заливе весьма скрытно: если ВМС США их кратковременно и обнаруживали, то не могли правильно классифицировать, а тем более организовать преследование и отработать условное уничтожение. Впоследствии эти выводы были подтверждены данными разведки. В то же время слежение за кораблями ВМС США осуществлялось на дальности применения оружия и в случае получения приказа они были бы отправлены на дно с вероятностью близкой к 100%

3) В марте 1984 года США и Южная Корея проводили свои очередные ежегодные военно-морские учения Team Spirit.. В Москве и Пхеньяне внимательно следили за учениями. Для наблюдения за американской авианосной ударной группой, состоящей из авианосца Kitty Hawk и семи боевых кораблей США была отправлены торпедная атомная подводная лодка К-314 (пр.671, это второе поколение АПЛ, также упрекаемое за шумность) и шесть боевых кораблей. Через четыре дня К-314 удалось обнаружить авианосную ударную группу ВМС США. Наблюдение за авианосцем проводилось в течение последующих 7 суток, затем после обнаружения советской АПЛ, авианосец зашел в территориальные воды Южной Кореи. "К-314" оставалась вне территориальных вод.

Потеряв гидроакустический контакт с авианосцем, лодка под командованием капитана 1-го ранга Владимира Евсеенко продолжила поиск. Советская субмарина направилась в предполагаемую точку нахождения авианосца, но его там не оказалось. Американская сторона хранила радиомолчание.
21 марта советская субмарина обнаружила странные шумы. Для выяснения обстановки лодка всплыла на перископную глубину. На часах было начало одиннадцатого. По словам Владимира Евсеенко, было замечено несколько американских кораблей, которые шли навстречу. Было принято решение погружаться, но было поздно. Незамеченный экипажем подводной лодки авианосец с выключенными ходовыми огнями двигался со скоростью около 30 км/ч. К-314 находилась впереди Kitty Hawk. Произошел удар, за ним еще один. Сначала команда решила, что повреждена рубка, но при проверке воду в отсеках не обнаружили. Как выяснилось, при первом столкновении был погнут стабилизатор, при втором был поврежден винт. Ей на помощь был выслан огромный буксир «Машук». Лодку отбуксировали в бухту Чажма, в 50 км к востоку от Владивостока, где ей предстояло пройти ремонт.

Для американцев столкновение было также неожиданным. По их словам, после удара они увидели удаляющийся силуэт подводной лодки без навигационных огней. Были подняты два американских противолодочных вертолета SH-3H. Сопроводив советскую подводную лодку, они не обнаружили у нее каких-либо видимых серьезных повреждений. Тем не менее, при ударе у подводной лодки был выведен из строя гребной винт, и она стала терять скорость. Винтом был поврежден и корпус авианосца. Оказалось, что его днище было пропорото на 40 м. К счастью, никто в этом инциденте не пострадал. Kitty Hawk был вынужден отправиться на ремонт на военно-морскую базу Субик-Бей на Филиппинах перед тем, как вернуться в Сан-Диего. При осмотре авианосца был обнаружен застрявший в корпусе фрагмент винта К-314, а также куски звукопоглощающего покрытия подводной лодки. Учения были свернуты.Происшествие наделало немало шума: в американской прессе активно обсуждалось, как подводная лодка смогла подплыть незамеченной на столь близкое расстояние к авианосной группе ВМС США проводящей учения, в том числе с противолодочной направленностью.

4) Зимой 1996 года в 150 милях от Гебридских островов. Посольство России в Лондоне 29 февраля обратилось к командованию ВМС Великобритании с просьбой оказать помощь члену экипажа подлодки 671РТМ (шифр «Щука», второе поколение+), который перенес на борту судна операцию по удалению аппендицита, с последующим перитонитом (его лечение возможно только в условиях стационара). Вскоре больного вертолетом «Линкс» с миноносца «Глазго» перенаправили на берег. Однако британские СМИ не столько умилялась проявлению военно-морского сотрудничества между Россией и Великобританией, сколько выражали недоумение по поводу того, что во время того как в Лондоне велись переговоры, в Северной Атлантике, в том районе, где находилась подводная лодка ВМФ России, проходили натовские противолодочные маневры (кстати, в них участвовал и ЭМ «Глазго»). Но атомоход удалось засечь лишь после того как он сам всплыл на поверхность для передачи матроса на вертолет. По словам газеты «Таймс», русская подлодка продемонстрировала свою скрытность при осуществлении слежения за противолодочными силами, ведущими активный поиск. Примечательно, что англичане в официальном заявлении сделанном для СМИ первоначально отнесли «Щуку» к более современному (более малошумному) проекту 971, и только после признали, что не смогли заметить по их же утверждениям шумную советскую лодку пр. 671РТМ.

5) В одном из полигонов СФ недалеко от Кольского залива 23 мая 1981 года произошло столкновение советской АПЛ K-211 (ПЛАРБ 667-БДР) и американской подлодкой типа «Стёрджен». Американская подводная лодка протаранила своей рубкой кормовую часть K-211, во время отработки ей элементов боевой подготовки. Американская субмарина не всплыла в районе столкновения. Однако в районе английской базы ВМФ Холи-Лох через несколько суток появилась американская атомная подлодка с ярко выраженным повреждением рубки. Наша подлодка всплыла, и пришла в базу своим ходом. Здесь субмарину ожидала комиссия, которая состояла из специалистов промышленности, флота, проектанта и науки. К-211 была поставлена в док, и там во время осмотра были обнаружены пробоины в двух кормовых цистернах главного балласта, повреждение горизонтального стабилизатора и лопастей правого винта. В повреждённых цистернах нашли болты с потайными головками куски плекса и металла от рубки субмарины ВМФ США. Более того, комиссии по отдельным деталям удалось установить, что советская субмарина столкнулась именно с американской подлодкой типа «Стёрджен. Огромные ПЛАРБ пр 667 как и все ПЛАРБ не был предназначен для резких маневров, от которых не могла бы увернуться американская АПЛ, поэтому единственное объяснение данного происшествия это то, что «Стерджент», не видел и даже не подозревал о нахождении в непосредственной близости К-211. Следует отметить, что лодки типа «Стерджен предназначались именно для борьбы с подводными лодками и несли соответствующие современное поисковое оборудование.

Следует отметить, что столкновения подводных лодок не так уж редки. Последним для отечественной и американской АПЛ было столкновение у острова Кильдин, в российских территориальных водах, 11 февраля 1992 года АПЛ К-276 (вступила в строй в 1982 году) под командованием капитана второго ранга И. Локтя столкнулась с американской атомной подлодкой «Батон Руж» («Лос-Анджелес»), которая осуществляя слежение за кораблями ВМФ России в районе учений, проворонила российскую АПЛ. В результате столкновения у «Краба» была повреждена рубка. Положение американской атомной субмарины оказалось более тяжелым, она с трудом сумела дойти до базы, после чего решили лодку не ремонтировать, а вывести из состава флота.

6) Пожалуй, самым ярким фрагментом в биографии судов проекта 671РТМ стало их участие в крупных операциях «Апорт» и «Атрина», проведенных силами 33-й дивизии в Атлантике и значительно поколебавшими уверенность Соединенных Штатов в возможности своего ВМФ решать противолодочные задачи.
Из Западной Лицы 29 мая 1985 года одновременно вышли три подлодки проекта 671РТМ (К-502, К-324, К-299), а также субмарина К-488 (проекта 671РТ). Позднее к ним присоединилась АПЛ проекта 671 - К-147. Разумеется, выход целого соединения атомных подлодок в океан для военно-морской разведки США не мог остаться незамеченным. Начались интенсивные поиски, но они ожидаемых результатов не принесли. При этом действующие скрытно советские атомоходы, сами следили за ракетными подводными лодками ВМФ США в районе их боевого патрулирования (например, у АПЛ К-324 было три гидроакустических контакта с АПЛ США, общей продолжительностью 28 часов. А К-147 оборудованная новейшей системой слежения за АПЛ по кильватерному следу, используя указанную систему и акустические средства, выполнила шестисуточное (!!!) слежение за американской ПЛАРБ «Симон Боливар». Кроме того субмарины изучали и тактику действия американской противолодочной авиации. Американцам удалось установить контакт только с уже возвращающейся на базу К-488. 1 июля операция «Апорт» завершилась.

7) В марте-июне 87-го года провели близкую по размаху операцию «Атрина», в которой участвовало пять субмарин проекта 671РТМ — К-244 (под командованием капитана второго ранга В. Аликова), К-255 (под командованием капитана второго ранга Б.Ю. Муратова), К-298 (под командованием капитана второго ранга Попкова), К-299 (под командованием капитана второго ранга Н.И. Клюева) и К-524 (под командованием капитана второго ранга А.Ф. Смелкова). Хотя о выходе атомных подлодок из Западной Лицы американцы узнали, они потеряли суда в Северной Атлантике. Вновь началась «подводная охота», к которой привлекли практически все противолодочные силы американского Атлантического флота — самолеты берегового и палубного базирования, шесть противолодочных атомных подлодок (в дополнение к субмаринам, уже развернутым военно-морскими силами Соединенных Штатов в Атлантике), 3 мощные корабельные поисковые группы и 3 новейших судна типа «Столуорт» (корабли гидроакустического наблюдения), которые использовали мощные подводные взрывы для формирования гидроакустического импульса. К поисковой операции были привлечены корабли английского флота. По рассказам командиров отечественных подлодок, концентрация противолодочных сил была настолько большой, что казалось невозможно подвсплыть для подкачки воздуха и сеанса радиосвязи. Для американцев потерпевшим неудачу в 1985 году необходимо было вернуть себе лицо. Несмотря на то, что в район были стянуты все возможные противолодочные силы ВМС США и их союзников, атомным подводным лодкам удалось незамеченными достигнуть района Саргассова моря, где советскую «завесу» наконец обнаружили. Первые непродолжительные контакты с подлодками американцам удалось установить лишь через восемь суток после того как началась операция «Атрина». АПЛ проекта 671РТМ при этом были ошибочно приняты за ракетные подводные крейсеры стратегического назначения, что только усилило обеспокоенность военно-морского командования США и политического руководства страны (нужно напомнить, что данные события пришлись на пик «холодной войны», которая в любое время могла превратится в «горячую»). Во время возвращения на базу для отрыва от противолодочных средств американских ВМС командирам субмарин было разрешено применять секретные средства гидроакустического противодействия, до этого момента советские АПЛ успешно скрывались от противолодочных сил исключительно благодаря характеристикам самих субмарин.

Успех операций «Атрина» и «Апорт» подтвердил предположение, что военно-морские силы Соединенных Штатов при массированном использовании Советским Союзом современных атомных подлодок не смогут организовать сколько-нибудь эффективного противодействия им.

Как видим из имеющихся фактов, американские противолодочные силы не были способны обеспечить обнаружение советских АПЛ в том числе и первых поколений, и обезопасить свои ВМС от внезапного удары из глубин. А все заявления что «Говорить про скрытность первых советских АПЛ было просто бессмысленно» не имеют под собой основы.

Теперь разберем тот миф, что большие скорости, маневренность и глубина погружения не дают никаких преимуществ. И вновь обратимся к известным фактам:

1) В сентябре-декабре 1971 г. советская атомная субмарина проекта 661 (номер К-162) совершала свой первый поход на полную автономность с боевым маршрутом от Гренландского моря до Бразильской впадины.В октябре подлодка встала на перехват авианосного ударного соединения ВМС США, во главе которого шел авианосец «Саратога». Субмарину смогли засечь на кораблях прикрытия и попытались отогнать. В обычных условиях засечка подводной лодки означала бы срыв боевой задачи, но только не в этом случае. К-162развивала скорость свыше 44 узлов в подводном положении. Попытки отогнать К-162, или оторваться на скорости не имели успеха. Шансов у «Саратоги» при максимуме хода в 35 узлов не было никаких. В ходе многочасовой погони советская подлодка отработала учебные торпедные атаки и несколько раз выходила на выгодный ракурс для пуска ракет «Аметист». Но самое интересное, что подводный крейсер маневрировал столь быстро, что американцы были уверены, что их преследует «волчья стая» - группа субмарин. Что это значит? Это говорит о том, что появление лодки в новом квадрате было для американцев столь неожиданным, а точнее неожидаемым, что они считали это контактом с новой ПЛ. Следовательно в случае боевых действий поиск и нанесение ударов на поражение американцы производили бы совершенно в другом квадрате. Таким образом не уйти от атаки, ни уничтожить субмарину при наличии высокой скорости АПЛ практически невозможно.

2) Вначале 1980-х гг. одной из атомных подлодок СССР, которая действовала в Северной Атлантике, был установлен своеобразный рекорд, она в течение 22 часов следила за атомоходом «потенциального противника», находясь в кормовом секторе объекта слежения. Несмотря на все попытки командира натовской подлодки изменить ситуацию, сбросить «с хвоста» противника не удалось: слежение прекратили только после того как командир советской субмарины получил с берега соответствующие приказания. Этот случай произошел с атомной подводной лодкой 705-го проекта — пожалуй самым неоднозначным и ярким судном в истории советского подводного кораблестроения. Этот проект заслуживает отдельной статьи. АПЛ пр.705 имели максимальную скорость хода, которая сопоставима со скоростью универсальных и противолодочных торпед «потенциальных противников», но главное, благодаря особенностям энергоустановки (не требовался спец. переход на повышенные параметры главной энергоустановки при увеличении скорости, как это было на субмаринах с водоводяными реакторами), были способны развить полный ход за минуты, имея практически «самолетные» разгонные характеристики. Значительная скорость позволяла за короткое время зайти в «теневой» сектор подводного или надводного корабля, даже если «Альфа» предварительно была обнаружена гидроакустиками противника. По воспоминаниям контр-адмирала Богатырева, в прошлом являвшегося командиром К-123 (проект 705К), субмарина могла развернуться «на пятачке», что особенно важно во время активного слежения «неприятельской» и своей подлодок друг за другом. «Альфа» не давала возможности другим подлодкам зайти себе в курсовые кормовые углы (то есть в зону гидроакустической тени), которые особо благоприятны для осуществления слежения и нанесения внезапных торпедных ударов.

Высокие маневренные и скоростные характеристики атомной подводной лодки проекта 705 дали возможность отработать эффективные маневры уклонения от торпед противника с дальнейшей контратакой. В частности, подлодка могла на максимальной скорости осуществить циркуляцию на 180 градусов и уже спустя 42 секунды начать движение в обратном направлении. Командиры атомных подлодок проекта 705 А.Ф. Загрядский и А.У. Аббасов говорили что, подобный маневр давал возможность при постепенном наборе скорости до максимальной и одновременном выполнении разворота с изменением глубины заставлять противника следящего за ними в режиме шумопеленгования терять цель, а советской атомной подлодке — заходить «в хвост» противника «по истребительному».

АПЛ К-278 Комсомолец

3) 4 августа 1984 атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец», совершила небывалое в истории мирового военного мореплавания погружение - стрелки ее глубиномеров сначала замерли на 1000-метровой отметке, а потом пересекли ее. К-278 совершила плавание и маневрирование на глубине 1027м, а на глубине 1000 метров произвела торпедную стрельбу. Журналистам это кажется обычной блажью советских военных и конструкторов. Им непонятно зачем нужно достижение таких глубин, если американцы в то время ограничились 450 метрами. Для этого надо знать океанскую гидроакустику. Увеличение глубины снижает возможность обнаружения не линейно. Между верхним, сильно прогретым слоем океанской воды и нижним, более холодным, лежит так называемый слой температурного скачка. Если, скажем, источник звука находится в холодном плотном слое, над которым расположен теплый и менее плотный слой, звук отражается от границы верхнего слоя и распространяется только в нижнем холодном слое. Верхний слой в этом случае представляет собой «зону молчания», «зону тени», в которую не проникает шум от гребных винтов подводной лодки. Простые шумопеленгаторы надводного противолодочного корабля не в состоянии будут ее нащупать, и подводная лодка может чувствовать себя в безопасности. Таких слоев в океане может быть несколько, и каждый слой дополнительно скрывает субмарину. Еще больший скрывающий эффект имеет ось земного звукового канала ниже которой находилась рабочая глубина К-278. Даже американцы признавали, что обнаружить АПЛ на глубине от 800 м и более невозможно никакими средствами. Да и противолодочные торпеды не рассчитаны на такую глубину. Таким образом К-278 идущая на рабочей глубине была невидима и неуязвима.

Возникают ли после этого вопросы о важности максимальных скоростей, глубины погружения и маневренности для субмарин?

А теперь приведем заявления официальных лиц и учреждений, которые почему-то отечественные журналисты предпочитают игнорировать.

По данным ученых из МФТИ приведенным в труде «Будущее стратегических ядерных сил России:дискуссия и аргументы»(изд. Долгопрудный, 1995).ю даже при самых благоприятных гидрологических условиях (вероятность их возникновения в северных морях не более 0,03) АПЛ пр. 971 (для справки: серийное строительство началось в далеком 1980 году) могут обнаруживаться американскими АПЛ «Лос Анджелес» с ГАКAN/BQQ-5 на дальностях не более 10 км. При менее благоприятных условиях (т.е. при 97% погодных условий в северных морях) обнаружить российские АПЛ невозможно.

Имеется и заявление видного американского военно-морского аналитика Н.Полморана сделанное на слушаньях в комитете по национальной безопасности палаты представительства конгресса США: «Появление русских лодок 3-го поколения продемонстрировало, что советские кораблестроители ликвидировали разрыв в шумности гораздо раньше, чем мы могли себе предположить. По данным ВМС США, на оперативных скоростях порядка 5-7 узлов шумность русских лодок 3-го поколения, фиксировавшаяся средствами гидроакустической разведки США, была ниже шумности наиболее совершенных АПЛ ВМС США типа Improved Los Angeles»

По словам начальника оперативного отдела ВМС США адмирала Д.Бурда (Jeremi Boorda)сделанного в 1995году, американские корабли не в состоянии сопровождать российские АПЛ третьего поколения на скоростях 6-9 узлов.

Вероятно, этого достаточно, чтобы утверждать, что российские «ревущие коровы» в состоянии выполнить стоящие перед ними задачи при любом противодействии противника.

25 марта 1984 года мир облетела сенсационная весть – советская атомная подводная лодка всплыла в центре авианосной ударной группы ВМС США и... ...протаранила авианосец Kitty Hawk.

События разворачивались следующим образом. В начале марта в Японское море зашла авианосная ударная группа (АУГ) ВМС США в составе авианосца и семи боевых кораблей охранения для проведения плановых учений с высадкой десанта на побережье Южной Кореи. Для наблюдения за американцами в море вышли АПЛ К-314 и БПК «Владивосток». Командовал К-314 капитан 1-го ранга Евсеенко, поход обеспечивал командир дивизии капитан 1-го ранга Белоусов.

На седьмые сутки похода К-314 установила гидроакустический контакт с американскими кораблями. Ночью лодка всплыла на перископную глубину и, не обнаруженная, «висела» так более часа. Определив элементы движения АУГ, командир дал команду на погружение. Слежка продолжалась более двух суток, когда гидроакустический контакт с американцами был потерян.

21 марта около 23:00 акустик доложил о прослушивающихся шумах. На классификацию цели ушло около 30 минут, затем Евсеенко решил всплыть под перископ и уточнить обстановку. Всплыв на глубину 10 метров, командир увидел справа, как он выразился, «аэродром огней». И тут лодку потряс страшный удар, через 5-7 секунд – второй. На приказ «Осмотреться в отсеках!» из седьмого доложили о биении гребного вала. Командир дивизии дал команду всплывать в позиционное положение, но Евсеенко вполне резонно возразил, что командует лодкой он, и приказал перейти на резервный двигательный комплекс.

Когда на рассвете АУГ исчезла вдали (остался лишь один сторожевик, который шел за лодкой до самых территориальных вод СССР), К-314 всплыла, и командир попросил подошедший «Владивосток» осмотреть корму. Перед глазами изумленных моряков предстала странная картина: гребной винт с обломанными лопастями висел как-то неестественно, под углом к корпусу. Позже, после постановки в док, выяснилось, что гребной вал между прочным и легким корпусом обломан!

Лодку взяли на буксир и повели в бухту Чажма, где она стала в док для ремонта. Уже к концу лета ремонт был закончен, и 21 августа К-314 вышла на ходовые испытания, а в сентябре ушла в Индийский океан на боевую службу, правда, уже с другим командиром (Евсеенко был снят с должности).

А вот авианосцу повезло меньше – винтом и рулями К-314 пропорола ему днище на протяжении 40 (!) метров, и он, оставляя за собой пятна мазута, еле дополз до японского порта и также стал в док на ремонт.

Но и на этом злоключения К-314 не закончились! 10 августа 1985 года при завершении работ по перезарядке реакторов, вследствие нарушения требований ядерной безопасности и технологии подрыва крышки реактора, произошла неуправляемая самопроизвольная цепная реакция деления ядер урана реактора левого борта. В результате теплового взрыва сформировался радиоактивный шлейф, который вышел к морю на побережье Уссурийского залива. При аварии погибло десять человек.

АПЛ К-314 проекта 671В «Ерш» (по классификации НАТО «Victor 1») принадлежит к классу так называемых подводных лодок-киллеров. Их создание было обусловлено появлением ракетных подводных крейсеров и необходимостью борьбы именно с подводными лодками, хотя не снимались и традиционные для торпедных ПЛ задачи. В США первая такая лодка, SSN-597 «Таллиби», вступила в строй осенью 1960 года, а с 1962 по 1967 гг. флот пополнился еще 14 более мощными АПЛ – типа «Трешер». Было очевидно, что Советскому Союзу без таких субмарин тоже не обойтись.

Задание на проектирование АПЛ пр.671 с нормальным водоизмещением 3000 тонн и глубиной погружения не менее 400 метров получило СКБ-143 (впоследствии СПМБМ «Малахит»). Тактико-техническое задание было утверждено 3 ноября 1959 года, к марту 1960 года был готов эскизный, а к декабрю – технический проект.

Тактико-технические данные подводной лодки пр.671:
длина – 93 м, ширина – 10,6м, осадка – 7,2
водоизмещение – 3500/4870 т
скорость – 10/ 33,5 узлов
глубина погружения – 400 м
экипаж – 76 человек, автономность – 60 суток

Конструктивно 671-й представлял собой двухкорпусную ПЛ с характерным, «вылизанным» ограждением боевой рубки и выдвижных устройств. Прочный корпус изготавливался из высокопрочной стали АК-29, толщиной 35 мм. Легкий корпус, носовая часть надстройки, вертикальное и горизонтальное оперение выполнялись из маломагнитной стали, а ограждение рубки и остальная часть надстройки из алюминиевого сплава АМГ-61. Для снижения шумности корпус обклеивался специальным резиновым покрытием.

Вооружение составляли шесть 533-мм торпедных аппаратов, обеспечивавших стрельбу с глубин до 250 метров. Боекомплект – 18 торпед (ракето-торпед) или 32 мины.

Говоря о таране К-143, нельзя не упомянуть и другой, более приятный случай. Когда в 1964 году Хрущев следовал в Египет, чтобы вручить Гамалю Абдель Насеру Золотую Звезду героя, его прямо выводила из себя наглость американских летчиков, которые летали над кораблем, чуть ли не сбивая мачты и абсолютно не обращая внимания на флаг главы правительства СССР. И тогда человек, практически угробивший флот, вдруг вспомнил о нем!

Вскоре наши подводники получили секретную и весьма дерзкую задачу. В полдень 14 июля 1964 года по сигналу главного штаба ВМФ в самом центре 6-го флота США одновременно всплыли 12 (!) наших субмарин, после чего наши морячки вышли на рубки покурить. Совершенно обалдевшие американцы были в панике. Такого нахальства они явно не ожидали. А зря! Вот такая вот «кузькина мать» получилась...

23:31 — REGNUM

По русской скороговорке «Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали» можно не только речь оттачивать, но и мастерство адмиралтейства. На ошибках учатся. И хорошо, когда эти ошибки не приводят к трагическим последствиям. К такой ситуации можно отнести столкновение советской атомной подводной лодки «К-314» проекта 671В «Ёрш» и американского авианосца «Китти Хок», произошедшее 21 марта 1984 года в Японском море. Тогда мир облетела сенсационная весть — советская атомная подводная лодка всплыла в центре авианосной ударной группы ВМС США и протаранила авианосец «Китти Хок». Предполагают, что в момент аварии на борту корабля было несколько десятков ядерных боеприпасов, а на подводной лодке, вероятно, две торпеды с ядерной головной частью.

Возмутители глубин

Инцидент со столкновением произошел более 30 лет назад, в самый разгар холодной войны. Поэтому уже тогда оброс противоречивой информацией. Но если исследовать свидетельства и рассказы очевидцев, однозначный вывод можно сделать только о том, что сам момент столкновения не был управляемым ни силами ВМС США, ни советской стороной. А история «ушлой» «К-314», которой удалось «заползти под брюхо» американскому авианосцу, стала почти хрестоматийной и вдохновила на написание многочисленных статей и даже книг. Одну из наиболее известных — «Возмутители глубин. Секретные операции советских подводных лодок в годы холодной войны» — в 2009 году издал Николай Черкашин . Советской подлодке «К-314» посвящена глава «Китти Хок» уходит в Йокосуку». Ее и по сей день перепечатывают и обсуждают на различных форумах. Дело в том, что именно Николаю Черкашину удалось найти и записать воспоминания Владимира Евсеенко — того самого капитана, который 21 марта 1984 года не заметил, что его АПЛ всплыла для наблюдения прямо под самым носом «Китти Хок».

«Такая вот она, Русь… Встретишь в тверском лесу деда-грибника из окрестной деревни, разговоришься, и выяснится, что дед этот в своем прошлом — бывший командир атомной подводной лодки, капитан 1-го ранга в отставке. И что это именно он таранил американский авианосец «Китти Хок» в годы холодной войны…» , — пишет Николай Черкашин и приводит рассказ командира «К-314», тогда капитана 2-го ранга Владимира Евсеенко почти в дословном изложении.

Чтобы понять, в каких условиях пришлось действовать капитану, Николай Черкашин напомнил, что 1984 год был не самым спокойным на планете. «На Ближнем Востоке пылает война между Ираком и Ираном. В Индии убита премьер-министр Индира Ганди. Смута в Польше — столкновение гданьских рабочих с полицией. В самом разгаре подводные походы по Великому циклу. А тут в Японское море вошла целая американская эскадра во главе с ударным авианосцем «Китти Хок» , — напоминает в своей книге Николай Черкашин. Он полагает, что в сложившейся ситуации советский Тихоокеанский флот не мог оставить без внимания объект водоизмещением 76 тысяч тонн с многотысячным экипажем и почти сотней самолетов, сопровождаемый несколькими крейсерами и эсминцами. Тем более, что американцы не просто плавали, а проводили учения, отрабатывая взаимодействие с кораблями Японии и Южной Кореи под кодовым названием «Тим Спирит-84» («Командный Дух»).

«В полигоне боевой подготовки получаю радио: «Подготовить ПЛА к длительному слежению за АУГ США». Я надеялся, что командование передумает — ведь мы еще как следует не отработаны — и на слежение пойдет «ревущая корова», подводная лодка 627-го проекта. Но командир нашей 26-й дивизии, контр-адмирал Белоусов был непреклонен: «Пойдете вы!». Вечером вернулись в базу — в бухту Павловскую — и загрузились по боевому варианту «поиск и длительное слежение» , — вспоминает капитан Владимир Евсеенко.

Далее известно, что «К-314» вышла из базы 10 марта и направилась в центральную часть Японского моря. Через четыре дня ей удалось обнаружить авианосную ударную группу ВМС США. Наблюдение за авианосцем велось с переменным успехом в течение последующих 7 суток.

По сообщениям американской стороны, советскую подводную лодку на протяжении нескольких дней обнаруживали несколько раз, 15 раз была произведена имитация ее уничтожения. Об этом сказано и в книге «ВМФ СССР И России. Аварии и катастрофы часть I» (авторы В.В. Костриченко, Б.А. Айзенберг), — прим. ИА REGNUM ). «В течение нескольких дней (по сообщениям американской прессы) корабли эскорта неоднократно обнаруживали «К-314» и после пятнадцатикратной имитации ее уничтожения — намеренно оторвались от подводной лодки. Для этого авианосец зашел в территориальные воды Южной Кореи. «К-314» оставалась вне территориальных вод и, потеряв контакт с авианосцем, вела его поиск» , — пишут авторы.

«Ёрш» в тумане

Обнаружение авианосца затруднили туман и плохая связь. 20 марта «Ёрш» был вынужден около часа «болтаться» на перископной глубине.

«Американцы затаились и соблюдают полное радиомолчание. Возможно, они почуяли, что мы следим за ними из-под воды. Ведь когда я врубил самый полный, шумность нашей «К-314» резко возросла. Могли нас засечь, когда я час болтался на перископной глубине в ожидании квитанции. Так или иначе, но на «Китти Хок» не работали даже приводные радиомаяки, это значит, прекратили полеты. Подвсплываю и даю радио на берег: «Потерял контакт с АУГ». Вскоре получаю с берегового КП широту, долготу, генеральный курс и скорость ударной группы», — пояснял капитан советской подлодки Владимир Евсеенко. К утру 21 марта к туману добавляется дымовая завеса. При всплытии команда «К-314» наблюдала, как американские корабли уходили под прикрытие островов.

«Елозил часов десять в ожидании, когда они снова выйдут в открытое море. Однако американцы легли в дрейф. Жду. Веду радиоразведку. Замерили гидрологию. Командир гидроакустической группы доложил, что проходимость звуковых волн по первому типу. Для нас — плохая гидрология, поскольку зона наилучшей слышимости находится выше 50 метров, то есть выше нашей безопасной глубины. Все против нас» , — вспоминает Владимир Евсеенко.

Между тем, до легендарного всплытия советской подлодки под носом «Китти Хок» остается всего насколько часов.

«В 22.10 всплываю на перископную глубину для очередного сеанса связи. Осматриваю правый и левый курсовые углы. На 90 градусов слева визуально обнаруживаю всю авианосно-ударную группу. Множество бортовых огней. Танкер заправляет корабли. Дистанция 20−30 кабельтовых. Идем контркурсами, то есть навстречу друг другу. Срочное погружение!» , — так описывает произошедшее капитан.

Американские моряки, находившиеся на авианосце, в этот момент почувствовали сильный удар. Некоторые даже шутливо спорили между собой: «То ли с китом столкнулись, то ли с субмариной» . (Многочисленные свидетельства тому можно найти на многих американских интернет ресурсах. — прим. ИА REGNUM ). Но тогда они и представить не могли, что «Китти Хок» получил подводную пробоину размером почти 40 м. от советской атомной подводной лодки. Причем дыра образовалась не где-нибудь, а в районе самолётного бензобака с правого борта. «Дырка образовалась от нашего винта и как раз в районе цистерны авиационного топлива. Через нее вытекло несколько тысяч тонн авиакеросина. Как он у них там не вспыхнул — одному богу известно. Всем повезло: мы не затонули, они не сгорели» , — вспоминал позднее капитан советской подлодки Владимир Евсеенко.

Проктология и «танкисты хреновы»

В момент тарана советским морякам-подводникам было совсем не до шуток.

«Первая мысль — снесло боевую рубку и распороли легкий корпус. Выдвигаем поочередно выдвижные устройства — перископ, антенны — все работает. Из отсеков докладывают — воды нет, механизмы работают. Скорость по лагу 6 узлов. И тут новый удар — в правый борт! Опять рыскнули… Опять осматриваемся — все в норме. Все да не все. Скорость стала резко падать. Из кормового — седьмого — отсека докладывают — наблюдают биение линии вала. Командир БЧ-5, капитан 2-го ранга инженер Морозов бросился в корму, осмотрел гребной вал — действительно, сильное почти яйцеобразное биение вала. Для сохранения турбины необходимо останавливать ГТЗА — главный турбозубчатый агрегат. Останавливаем. Пытаемся понять, что произошло. Ясно, что по нам проехался авианосец, что второй удар пришелся по винту. Первый, по всей вероятности, погнул стабилизатор. Его размах —17 метров. Видимо, поджал линию вала. Пускаем в действие вспомогательные линии вала. Они дают нам максимальный ход 5 узлов. А скорость течения в этом районе — 3−4 узла. Не выгребаем… К тому же по докладу командира отсека правая линия вспомогательного вала начала греться. Все. Надо всплывать. Надо просить помощь. Всплыл, уточнили свое место. Посылаю радиограмму на берег. «Столкнулся с неизвестным объектом Потерял ход…» , — рассказал капитан Владимир Евсеенко.

По его словам, буксировку на берег «Ерша» осуществлял АСС «Машук», но первым к потерявшей управление советской АПЛ подошел ПК «Адмирал Виноградов».

«По УКВ договорился с командиром: «Я подниму корму, а вы посмотрите, что у нас с винтами». Такая вот проктология… Притопил нос, поднял корму. Осмотрели. — Э-э, да у вас мортира сломана! И лопасти винта погнуты» , — вспоминает Владимир Евсеенко. Из его рассказа также понятно что ещё до прибытия на берег заместитель командующего флота связался с командой АПЛ по радио. Его мнение о произошедшем не предвещало ничего хорошего: «Вы, танкисты хреновы! Натянули шлемы по самые уши и не слышали ни х… ра! Командир — готовься!» . В это же время «Китти Хок» своим ходом шел в японскую базу Йокосука.

Позднее выяснилось, что причиной столкновения стала неверно выбранная глубина поиска. Об этом тоже рассказывает Владимир Евсеенко:

«Причина столкновения — мы определили тип гидрологии как № 1, а фактически она была № 2 — по данным ВПК «Адмирал Виноградов». А это значит, что слой скачка проходил по глубине 30 метров. Мы же не могли им воспользоваться, поскольку все руководящие документы обязывали нас держаться не выше безопасной глубины — 50 метров. По этой причине мы и не слышали авианосца, вышли на опасное сближение. Когда БИП — боевой информационный пост доложил мне дистанцию до главной цели в 60−70 кабельтовых, она, эта дистанция, фактически была в разы меньше — 10−15 кабельтовых. И если учесть нашу немалую скорость… На такой дистанции я и ходовых огней «Китти Хок» не обнаружил — из-за огромной высоты борта. Конечно, командир всегда прав и всегда виноват. Была доля и моей вины, не отрицаю. Но море есть море, у него своя физика и своя логика» .

То, каким образом подводная лодка смогла подплыть незамеченной на столь близкое расстояние к кораблю ВМС США, активно обсуждали во всем мире. Но всю вину за инцидент американская сторона взвалила на капитана советской подводной лодки. В СССР также провели расследование, итогом которого стало отстранение Евсеенко. А вот в Америке командира «Китти Хока» наказывать не стали.

Столкновения неминуемы

Официально «Китти Хок» участвовал в 17 боевых миссиях, оказывая воздушную поддержку операциям во Вьетнаме и Сомали, участвуя в войне в Персидском заливе и в воздушных налетах на Ирак. Учитывая, что район базирования авианосца находился недалеко от советских (российских) территориальных вод, встречи с советскими кораблями и самолетами были неизбежными. Интересно на этот счет личное мнение вице-адмирала в отставке Валерия Рязанцева . В статье: «Почему американцы «топят» наши подводные лодки?» он утверждает, что американцы с середины 60-х годов 20 столетия начали создавать картотеку шумов наших боевых кораблей. Для этого необходимо было собрать шумы наших кораблей с различных дистанций, с разных курсовых углов, на различных скоростях хода, при выполнении нашими кораблями различных учебно-боевых задач.

«Особенно это касалось наших ракетных атомных подводных лодок. Поэтому и лезли американцы почти под «брюхо» нашим подводным лодкам. А при внезапном маневрировании нашей АПЛ, в такой ситуации американцы теряли гидроакустический контакт и происходило столкновение. Показательный пример такого столкновения — это столкновение АПЛ «К-314» Тихоокеанского флота с американским авианосцем «Китти-Хок» в Японском море. Только в этом случае, наша АПЛ «залезла под брюхо» американскому авианосцу. «К-314» следила за действиями АВУ «Китти-Хок», находясь в центре ордера. В какой-то момент с авианосцем был потерян гидроакустический контакт. Командир решил всплыть на перископную глубину для уточнения обстановки. При всплытии акустик доложил командиру, что в кормовом секторе находится групповая цель, предположительно с авианосцем. Командир не принял во внимание этот доклад гидроакустика и продолжил всплытие» , — пишет вице-адмирал в отставке.

Валерий Рязанцев полагает, что если бы АПЛ всплыла тогда на 20 секунд позже, авианосец разрезал бы ее пополам. «Повезло! В данном случае, наш командир АПЛ имел информацию об авианосце, а американцы АПЛ не обнаружили, но столкновение все равно произошло. А в случае, когда ни мы не слышим американца, ни американец не слышит нас, столкновения на малых дистанциях слежения неминуемы» , — считает эксперт.

Судьбы «Китти-Хок» и «К-314» сложились по-разному. «К-314» в 1985 году постигла авария. Во время работ по перезарядке реакторов из-за нарушений правил техники безопасности произошел взрыв с радиоактивным выбросом. Погибло 10 человек. Из состава ВМФ АПЛ выведена 1989 году. «Обычно такие корабли моряки зачисляли в разряд «несчастливых» , — полагает Владимир Евсеенко .

Американский же авианосец значительно пережил своего «соперника»: окончательное списание произошло только в 2009 году. Но и спустя 16 лет после случая в Японском море, ему, как бы в отместку, устроили условную атаку.

Для того чтобы ограничить американцам возможности контрманевра, «Китти-Хок» решено было атаковать во время его дозаправки танкерами в море. Справиться с поставленной задачей тихоокеанцам и командованию Дальневосточной армии ВВС и ПВО помог детальный план условного уничтожения авианосца.

«Дело было в 2000 году во время совместных американо-японских маневров. К участию в них привлекалось около трех десятков кораблей ВМС Японии и 7-го флота США во главе с авианосцем. Российские самолеты несколько раз скрытно приблизились к кораблю и сфотографировали его. Американцы не успели поднять палубную авиацию или своевременно предпринять иные контрмеры. На военном языке это означает «условное уничтожение противника» , — информирует «Взгляд».

Таким образом, 17 октября и 9 ноября российские летчики сумели дважды беспрепятственно произвести условное бомбометание по авианосцу. Даже американская пресса тогда признала: в реальных условиях это означало бы 100-процентную гибель корабля.

1970 год 5 сентября
Заложена на стапеле Ново-Адмиралтейского ССЗ в г.Ленинград по проекту 671 . Достраивалась по проекту 671В . Входила в состав 39-й БрСПЛ ЛенВМБ;

1972 год май
Переведена по внутренним водным системам в г.Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний. Вошла в состав 203-й(?) ОБрРПЛ БелВМБ;

1970 год 4 декабря
Прибыла для базирования в губу Большая Лопаткина (Западная Лица). Вошла в состав 3-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ;

1974 год 20 января - 6 мая
Совместно с КрПЛ К-201 проекта 670 , ЭОС "Башкирия", ПМ-129 и БПК "Маршал Ворошилов" (проекта 1134А) совершила групповой трансокеанский межфлотский переход вокруг Африки из губы Западная Лица (г.Заозерск) в бухту Крашенинникова (г.Вилючинск). Командир ПЛ - кап.1р. Гонтарев В.П., командир группы ПЛ - контр-адмирал Голосов Р.А. На НК находился 89-й экипаж ПЛ. 10-25.3 произвела деловой заход в п.Бербера (Сомали);

1974 год 27 мая
Перечислена в состав КТОФ (по другим данным - 18.03.1974). Вошла в состав 45-й ДиПЛ 2-й ФлПЛ КТОФ с базированием на бухту Крашенинникова (г.Вилючинск);

1980 год апрель
При проверке чистоты района перед тактическим учением в районе Камчатки, обнаружив американскую АПЛ, в течение 11 часов преследовала ее на скорости 30 узлов и дистанции 12-15 кабельтовых с использованием активных трактов гидроакустического комплекса, пока не загнала ее под лед Охотского моря. Преследование было прекращено только по приказанию командного пункта КТОФ;

1982 год
Перечислена в состав 26-й ДиПЛ 4-й ФлПЛ КТОФ с базированием на бухту Павловского (п.Фокино);

1984 год 21 марта
При слежении за АУГ ВМС США во время американо-корейских учений "Tim Spirit" в подводном положении вблизи Корейского п-ова была таранена американским авианосцем CV-63 "Kitty Hawk". Обеспечивал поход командир ДиПЛ кап.1р. Белоусов. В результате удара получила повреждения легкого корпуса, ограждения рубки, правого стабилизатора, винта правого вспомогательного движителя (на стабилизаторе) и, потеряв ход, была вынуждена всплыть на поверхность. После осмотра с БПК "Владивосток" была взята на буксир и отведена в бухту Чажма, где была поставлена в док для аварийно-восстановительного ремонта. CV-63 "Kitty Hawk" пропорол себе днище на протяжении 40 м. и по прибытию в базу был поставлен в док. Через полученную пробоину в море ушла значительная часть топлива;

1984 год март - август
Аварийно-восстановительный ремонт с основным экипажем (командир - Бондарь Н.М.);

1985 год 10 августа
Во многих источниках ошибочно указывается об аварии при перезарядке реактора. Данная авария произошла в этот день на КрПЛ К-431 проекта 675 ;

1985 год апрель - декабрь
Выполнила задачи БС с экипажем АПЛ К-454 (командир - кап.1р. Качанов В.А.) в Индийском океане в течении 9 месяцев. С 24.11.1985 по 01.12.1985 обеспечивала опытовые исследования научно-исследовательского судна (НИС) "Академик Крылов" (старший на борту - командир 38-й ДиПЛ) в центральной части Южно-Китайского моря. По программе, заданной специалистами с НИС "Академик Крылов", АПЛ маневрировала на разных галсах, глубинах и в диапазоне скоростей - от малошумной скорости до максимальной. Маневрирование на максимальном ходу привело к тому, что подводная лодка потеряла около семи квадратных метров обшивки легкого корпуса. Для восстановления (ремонта) легкого корпуса привлекли специалистов плавмастерской, сварщиков плавбазы и СовСМО в ПМТО Камрань (СРВ). После проведенного межпоходового ремонта и осмотра АПЛ убыла в свою базу - бухту Павловского.;

1985 год 29 декабря
При межбазовом переходе (с экипажем АПЛ К-454 ) из-за аварии ППУ получила серьезные повреждения и вышла из строя на длительный срок. Развитие аварийной ситуации: пpи стоянке АПЛ в базе обнаpужена течь I контуpа на отключаемом участке ППУ ЛБ около 10 л/час. После отключения блока очистки и pасхолаживания течь пpекpатилась. АПЛ получила pазpешение на пеpеход в базу постоянного базиpования (бухта Павловского). Пpи подходе к базе, пpи отсутствии необходимости, экипаж начал поиск течи, сбpошена АЗ ЛБ. Подключен блок очистки и pасхолаживания, но из-за снижения паpаметpов I контуpа во вpемя pасхолаживания место течи отыскать не удалось. Пpи отключении повтоpно БОИР, клапан отключения вышел из стpоя. По пpибытию в базу ГЭУ обоих боpтов вывели из действия, пpоливку активной зоны ЛБ осуществляли пеpеодическим пуском ПH на 10 минут. Также в наpушении инстpукций был пущен ЦHР, ЯР был частично осушен чеpез неплотный БОИР, за счет остаточных тепловыделений пpоизошла частичная pазгеpметизация активной зоны. В качестве причин командованием названы низкая оpганизация службы на АПЛ, низкие пpофессиональные знания л/с, наpушение всех эксплуатационных инстpукций и pуководящих документов и то, что не были пpиняты меpы по локализации аваpии пpи ноpмальной РО;

1986 год зима
Находилась у пирса в бухте Павловского. Ремонт клапана отключения БОИР силами членов экипажа АПЛ К-469 (в частности, непосредственно в условиях плохой РО - кап.3р. Дуплоноженко А.Е.);

1989 год 14 марта
Исключена из боевого состава флота, передана в ОФИ для демонтажа и утилизации и в бухте Чажма (п.Дунай) поставлена на прикол в составе 52-го ОДнРПЛ (с 1992 - 8-я ОБрРПЛ, с 01.07.2002 - 287-й ОДнРПЛ) 4-й ФлПЛ КТОФ (с 01.08.1994 - 3-я ЭскПЛ ТОФ, с 01.11.1996 - ПрФлРС ТОФ). В дальнейшем переведена(?) для отстоя в бухту Павловского (п.Фокино). За время нахождения в составе ВМС выполнила 11(?) автономных БС;

2008 год

2009 год
Начато строительство берегового укрытия для реакторных блоков этой АПЛ;

2010 год
Находилась на отстое в бухте Павловского;

2010 год осень
В рамках НИР «ФАКЕЛ» выпущен проект утилизации АПЛ с формированием трехотсечного блока без выгрузки ОТВС из ее реакторов. Исполнитель работ по утилизации этой АПЛ определялся по результатам конкурсных торгов ГК «Росатом» - ОАО «ДВЗ «Звезда». Для перевода этой АПЛ из пункта базирования на акваторию Исполнителя работ по ее утилизации, был разработан проект буксировки, который определил организационно-технические мероприятия как по обеспечению радиационной безопасности персонала, так и по обеспечению ее плавучести и непотопляемости при переводе;

2010 год - 2011 год
Переведена на ОАО «ДВЗ «Звезда». Передана гражданскому экипажу. Экипаж не был расформирован;

2011 год 12 ноября
Проведены работы по постановке сформированного 3-х отсечного блока в укрытие №2 берегового пункта изоляции в бухте Разбойник. Работы выполнялись в рамках выполнения поручения Правительства Российской Федерации Госкорпорации «Росатом» по изоляции аварийных атомных подводных лодок в Приморском крае до начала саммита глав государств членов АТЭС во Владивостоке в 2012 году. Блок сформирован на ОАО «ДВЗ «Звезда» г.Большой Камень. В ходе выполнения работ выделен фрагмент трехотсечного блока реакторного отсека, выполнена выгрузка оборудования из смежных с реакторным отсеков, завершены работы по герметизации трехотсечного блока, изготовлен док–понтон, выполнена буксировка блока и док-понтона к месту формирования системы «трехотсечный блок реакторного отсека аварийной АПЛ – понтон». Блок установлен и раскреплен на док-понтоне. Система спущена на воду, и переведена по подводному каналу в укрытие №2 берегового пункта изоляции, выполнена ее посадка на подготовленное стапельное место в укрытии. Создание укрытия выполнило ЗАО «Тихоокеанская строительно-производственная компания» (ЗАО «ТСПК») г.Владивосток. Операция по постановке выполнена силами Дальневосточного центра по обращению с РАО (ДальРАО), ОАО «ДВЗ «Звезда» и ЗАО «ТСПК»;

2012 год 1 декабря
В/ч 40618 упразднена, экипаж стал подразделением в/ч соединения;