Тайм-менеджмент: управление временем. Лучшие современные технологии управления временем

Время – это основной ресурс каждого человека, и от того, как мы относимся к каждому часу и минуте своей жизни, во многом зависит наша судьба. Тайм-менеджмент, или наука управления временем, предлагает всевозможные техники и приемы, позволяющие беречь драгоценное время, распределять его более рационально и благодаря этому быстрее достигать своих целей. В книге описаны способы эффективного планирования времени на личном, командном и корпоративном уровнях, а также методы и правила достижения личной эффективности путем самомотивации и расстановки приоритетов. Вы сможете изучить понятия, суть, задачи техник тайм-менеджмента, чтобы затем применять их на практике.

Книга:

Техника «якорения»

Техника «якорения»

Эта техника известна уже давно и успела зарекомендовать себя как надежный и проверенный способ. В основе ее лежит представление о том, что любой материальный объект («якорь») связан с определенным эмоциональным состоянием и способен его вызывать. Это очень важно, так как наши чувства влияют на наши мысли и поступки, определяют наши действия. Почему бывает так трудно приступить к сложному заданию или к реализации глобального проекта, да и просто начать рабочий день? Немалую роль здесь играют наши эмоции. Вспомните, как часто утром после пробуждения, по дороге на работу или учебу мы прокручиваем в голове фразы вроде этих: «Опять на работу… Снова в этот душный офис… Вновь увижу коллегу, с которой мы вчера поругались… Опять все настроение будет испорчено… Надо наконец приступить к работе над проектной задачей, но она такая большая и трудная… Еще клиент, недовольный срывом поставок, будет нервы трепать своими требованиями и жалобами начальству… Шеф опять обозлится, накричит, как всегда… А тут еще сессия на носу, реферат не написан… Опять не сдам… Не успею…»

Ну и в каком настроении после такого утреннего «мысленного душа» вы приедете на работу? А если еще пробка на дороге, толпа в метро, оторванная в давке пуговица? Нервы на пределе, но надо начинать работать, а сил уже нет. И вы постепенно включаетесь в рабочий процесс, что затягивается, как правило, ровно до обеда: сначала просто приходите в себя, потом успокаиваетесь за разговорами с коллегами, затем пьете чашечку кофе, пытаясь собраться с мыслями, за ней – вторую, чтобы их структурировать…

Теперь представьте, что произойдет, если подобным образом будет вести себя хирург, вызванный на срочную операцию, пилот самолета или ведущий теленовостей, выступающий перед многомиллионной аудиторией в прямом эфире. Представители этих и многих других профессий не имеют возможности долго раскачиваться, постепенно втягиваясь в рабочий процесс. Актер должен уметь войти в роль в момент выхода на сцену, а не за два часа до начала спектакля и не к концу второго акта. Современный менеджер, как хороший актер, должен собраться и сконцентрироваться в тот момент, когда открывается дверь переговорной комнаты и он встречается лицом к лицу с руководителем крупного предприятия, клиентом или заказчиком, а не за три часа до начала обсуждения и уж тем более не час спустя после презентации или деловой встречи.

И если мы говорим о профессионализме, то умение быстро настроиться на рабочий лад – важное и непременное условие настоящего специалиста, в какой бы сфере деятельности он ни работал. Представьте, насколько легко и просто стало бы начинать любое дело, если бы мы имели возможность найти способ быстро переключать наши эмоции и моментально входить в ресурсное состояние – состояние настроенности на выполнение работы, дающее ощущение радости и удовольствия, силы и энергии.

Таким способом и является техника «постановки якоря» или «якорения».

«Якорь» – любой материальный объект или любой стимул (визуальный и аудиальный образ, жест, поза, движение, цвет, запах), вызывающий определенные эмоциональные состояния.

Жизнь каждого человека богата на разнообразные события и сопровождающие их эмоции, и поэтому у каждого из нас – свои «якоря» (музыка, цвет, слово, движение, жест и т. д.) на определенные действия. Чаще всего в нашей жизни присутствуют внешние «якоря»: звонок будильника по утрам – пора вставать; зеленый свет светофора – можно идти; закрытый шлагбаум на железнодорожном переезде – приближается поезд. Как правило, большинство «якорей» настолько очевидны и распространены, что мы едва их замечаем, привыкаем к ним как к само собой разумеющимся явлениям, а между тем они активно влияют на изменение нашего эмоционального состояния.

«Якоря» в нашей жизни есть везде. Отдыхаем на пляже. Обстановка на пляже настраивает на состояние отдыха… Ужин при свечах – романтическое настроение. Праздничное застолье – состояние веселья… Рабочее место (у кого компьютер, у кого гараж) – рабочий настрой. Красиво сервированный стол – состояние аппетита. За книгами в читальном зале – состояние сосредоточенного внимания.

Что же может быть «якорем»? Все, что мы видим, слышим, чувствуем. Поскольку работа за компьютером связана с тем, что я смотрю на экран, просто удобнее использовать звук. Но с тем же успехом можно повесить на монитор какой-нибудь брелок или поставить рядом с компьютером кактус, чтобы видеть его краем глаза. Любой предмет, любой звук, любой запах может быть выбран в качестве «якоря».

А. Ретунский. Создание настроя на высокую работоспособность

Существует два способа возникновения «якорей»

1. Путем многократных повторений . Когда существуют повторяющиеся случаи, закрепляющие связку «якорь – ассоциация – действие». Например, если каждое утро после звонка будильника мы поднимаемся с постели, то после нескольких повторов этот звук начинает ассоциироваться с необходимостью вставать. Этот способ установления «якоря» можно использовать сознательно, вырабатывая свои цепочки «якорь – ассоциация – действие». Особенно в том случае, если отсутствует эмоциональная вовлеченность в процесс деятельности или она есть, но довольно слабая.

2. На пике сильного эмоционального переживания . Когда нам что-то интересно, когда мы вовлечены в процесс, то восприятие, усвоение и закрепление информации происходит гораздо быстрее и легче. Вспомните, какие предметы в школе было проще всего учить и сдавать на экзамене? Те, которые вас интересовали больше всего. Какие факты быстрее и легче запоминались? Те, которые были вам интересны, а те, что оставляли равнодушными, требовали многократных повторений и заучивания. Чем слабее эмоциональная вовлеченность, тем большее количество повторений требуется.

Которую мы посвятили проблеме борьбы с ленью, я заметила, что одной из главной причиной лени является отсутствие мотивации . И действительно, если мы сами не озадачиваемся тем, чтобы разнообразить свои будни, они становятся похожими на «день сурка». Приготовить, постирать, позаниматься с детьми, некоторым дается это очень сложно. Сложно настроиться на домашнюю работу и получить от этого процесса удовольствие. Именно поэтому я решила написать о том простом приеме, который помогает мне самой настроиться на работу (причем любую, не только домашнюю)

Итак, что же может помочь вам без лишних отговорок и препирательств с самой собой приступить к делу, которое вам не очень нравиться или которое вам делать просто лень?

Психологи называют это «принцип якоря » «Якорь»- это любая материальная привязка, связанная для нас определенным эмоциональным состоянием. При необходимости настройки на определенное дело мы «включаем» нужный материальный «якорь»- и вводим себя в соответствующее эмоциональное состояние.

Якорем может быть всё что угодно: музыка, запахи, свет, ощущения, слова, ритуалы итд. Если вы знаете, что именно помогает вам настроиться на работу, вы можете осознанно использовать этот «якорь» для поднятия духа и прилива бодрости.

Конечно, одним из самых популярных «якорей» является музыка . Вспомните, какая музыка поднимает вам настроение? Под какую музыка вам хочется двигаться, танцевать, в общем, проявлять активность? Для меня это старые добрые хиты 70-80-х. Если я чувствую, что подступает лень и апатия, что мне совсем не хочется сегодня или гасить , то включаю диск с музыкой. 5-10 минут зажигательных танцев с сыном под «Увезу тебя я в тундру…» и я готова свернуть горы!

Не менее действенных являются и вкусовые «якоря» . Не ошибусь, если скажу, что добрая половина офисных работников начинает свой трудовой день с чашки кофе. Если сидя в декрете, вы хотите настроиться на рабочий лад, попробуйте выпить любимый бодрящий напиток. А вот для меня «якорем» для напряженной интеллектуальной деятельности является черешня. Да-да именно эта ягодка и это не случайно. Еще до рождения сына я работала в отделе персонала одной крупной компании, возглавляя отдел обучения персонала. Работы было просто море! Мы носились по коридорам, цокая каблуками и хлопая дверьми, как заведенные. И только одна сотрудница была всегда спокойна и полна оптимизма. Это и не удивительно, она была беременна и рядом с ней всегда стоял ящик с черешней. Она благосклонно разрешала взять нам горсточку для поднятия настроения и заглушения постоянного чувства голода. Эти суматошные и сложные дни, я вспоминаю несмотря ни на что с теплотой и радостью. С чашкой черешни я учила новый язык, готовилась к экзаменам, писала свои первые статьи. Жалко, что зимой черешня такая дорогая)

Ощущения тоже могут помочь вам настроиться на нужную волну. Я, например, по неволе начинаю расслабляться, если меня укрыть теплым шерстяным пледом. Или всегда собираюсь и настраиваюсь на работу, сев за свой рабочий стол. Многие женщины говорят, что прилив сил и уверенности в себе у них вызывает туфли на каблуках и ощущение того, что ты « при параде» отправляешься на важные переговоры.

Мне очень понравился пример «якоря», приведенные в одной из книг по тайм-менеджменту. Все мы с удовольствием и предвкушением чего-то светлого и радостного наводим порядок в доме перед Новым годом, и в большинстве случаев по телевизору показывают фильм «Ирония судьбы или с легким паром». И начиная простую уборку, герой книги всегда включал этот фильм для создания нужного эмоционального настроя, уборка проходила легко и быстро.

Нужно помнить, что «якоря» могут помочь настроиться не только на работу, но и на отдых. Не устану повторять, что мы должны заботиться о восстановлении своих сил и учиться правильно и эффективно отдыхать и здесь к нам на помощь также может прийти музыка или тишина, звуки природы или шума моря, запах и вкус чая с мятой или сладкого арбуза. Всё это может напомнить нам о лете, отпуске, тех местах, где мы были счастливы и спокойны, и поможет восстановить энергию для новых свершений.

А как вы настраиваетесь на домашнюю работу? Расскажите в комментариях о своих «якорях»!

Вам будет также интересно:

Хотите получать новости проекта "Домашние дела на лету" на свой электронный ящик? Оформите подписку, заполнив форму ниже и получите в подарок аудиокурс "5 секретов счастливой домохозяйки"

Лето закончилось, и с приходом осенних дождей на наши плечи опустилась ноша нового учебного и рабочего года. Жизнь требует от нас продуктивного труда, душа жаждет самореализации и отдыха, а уместить в нашей повседневности «должен» и «хочу» становится все труднее и труднее. Как писал Глеб Архангельский в своей книге «Тайм драйв» , потерянное время, в отличие от потерянных денег, нельзя вернуть. Время невосполнимо, и его непрерывно уменьшающийся запас важно тратить осознанно и с толком. Умение правильно распоряжаться таким ценным ресурсом возможно приобрести, познакомившись с технологией тайм менеджмента, чему и посвящена статья.

Дословный перевод «time management» с английского – «управление временем». Это явление очень старое, ещё 2000 лет назад римский философ-стоик Луций Анней Сенека размышлял над этой проблемой. Он вёл письменный учёт времени и подразделял его на потраченное с пользой и бесполезное, положив тем самым основу для возникновения понятия «личная эффективность». В XV веке итальянский ученый и писатель Леон Батиста Альберти выделил правило, которого он придерживался, чтобы управлять ресурсом времени с пользой: каждое утро он составлял список дел, размещая их по мере убывания важности. В 80-х годах XX века умение управлять своим временем стало очень актуально, и теория начала претворяться в практику .

Разберём основные принципы тайм менеджмента.

Принцип 1.

Правильно организуйте свой отдых .

Мы привыкли, что перед работой с каким-либо электронным прибором его надо зарядить. Чем качественней производилась зарядка, тем дольше и лучше будет работать гаджет. Так же и с человеком. Нашему организму тоже нужна подзарядка, работать без необходимого количества энергии очень трудно, ещё труднее это делать продуктивно. Ночной сон, как советуют врачи, должен составлять минимум 8 часов в сутки, нелишним будет завести «умный будильник». Отдых во время рабочего дня должен быть ритмичным. Каждый час по возможности делайте перерыв, но не отвлекайтесь спонтанно. Чем больше процесс отдыха отличается от процесса работы, тем лучше. Если ваша деятельность связана с работой за компьютером, предпочтите просмотру веб сайтов прогулку, легкую разминку или хотя бы подойдите к окну и полейте цветы.

«Товарищ, запомни правило простое: работаешь – сидя, отдыхай - стоя», писал Владимир Маяковский .

Не забудьте насладиться своим отдыхом, получить удовольствие, прочувствовать его.

Принцип 2.

Организуйте своё рабочее место .

Перед тем, как взяться за какое-либо дело, подготовьте место для его исполнения и создайте настрой. Уделите этому занятию хотя бы пять минут перед началом. Уберите со стола всё лишнее, оставьте только то, чем часто пользуетесь в рабочих целях. Личные вещи, такие как фотографии, декоративные фигурки или цветы, привлекают много нашего внимания и этим мешают концентрироваться. Закройте все вкладки, не связанные с делом, выйдете из социальных сетей. Ничто не должно отвлекать от выполнения поставленной задачи: при таком условии повысится продуктивность . Если ваше рабочее место уже в идеальном состоянии и нет никакой необходимости проделывать вышеперечисленные действия, достаточно будет просто заточить карандаш или поправить папку с бумагами для создания настроя на работу.

Принцип 3.

Используйте «Якоря» .

Такое понятие означает нечто, что вызывает ассоциации с определенным видом деятельности и помогает лучше настраиваться на него. Так, перед тем как приступить к решению сложных математических задач, вы можете приучить себя слушать определенную мелодию, а перед началом отдыха выпивать чашку зеленого чая. Организм скоро привыкнет к таким закономерностям, и переключение с одного вида деятельности на другой будет происходить легче и быстрее. Однако не стоит забывать о том, что пить тот же чай или слушать ту же мелодию в других ситуациях нельзя. Определенные «якоря» должны принадлежать определенным видам деятельности.

Принцип 4.

Планируйте заранее .

В начале года, месяца, недели составляйте список дел . При этом записывайте свои цели как можно более конкретно, устанавливайте дедлайны, большие цели расписывайте поэтапно. Это особенно действенно при работе с мечтами и большими задачами. Перед сном составляйте план на следующий день. Несколько минут, потраченных на планирование, сэкономит массу времени для решения поставленных задач. При появлении нового дела в течении дня вносите его в список и по выполнении – вычеркивайте. Это поднимет настроение, подарит ощущение завершенности, послужит хорошей мотивацией.

Планировать важно в «щадящем режиме», план должен быть гибким. Оставляйте между делами некоторый временной отрезок, всегда исходите из того, что можете опоздать или неверно рассчитать время, необходимое для завершения какой-либо работы. Надеясь на лучшее, предполагайте худшее, так вы избежите возможных неприятностей.

Принцип 5.

Во время составления плана расставляйте приоритеты.

В этом вам может помочь матрица дел Эйзенхауэра . Её основоположник, как понятно из названия, 34-й президент США Дуайт Дэвид Эйзенхауэр . Суть метода заключается в разделении всех дел на 4 группы: важные срочные, важные несрочные, неважные срочные, неважные несрочные. Для составления матрицы нам понадобится начертить две перпендикулярные оси, как в евклидовой системе координат, тем самым разделяя лист на 4 квадранта. Каждый из квадрантов будет умещать в себе одну из групп дел.

Расставить приоритеты с помощью данного метода намного проще, чем используя для этого только свой мозг и виртуальные списки.

Принцип 6.

Закон Парето или принцип « 20/80».

20% затраченных усилий и времени дают 80% результата, а оставшиеся 80% затрат – лишь 20% результата. Из десяти дел в вашем списке на день два окажутся важнее остальных. Умейте выявлять эти важные 20%, в этом и заключается секрет успеха.

Принцип 7.

Разрезайте слона на бифштексы .

Слон, в нашем случае, – это большое энергоемкое дело, за которое нет никакого желания браться. Бифштексы – мелкие подзадачи. Например, в написании научной работы выделите несколько этапов, таких как, скажем, подготовка титульного листа, составление списка литературы, плана работы.

Принцип 8.

Есть одна пословица : если вам предстоит съесть живую лягушку, не надо смотреть на неё слишком долго.

Американский писатель Брайан Трейси , признанный одним из лучших консультантов мира в сфере тайм менеджмента, в своей книге советует каждое утро съедать по одной лягушке . Этим словом автор обозначает неприятные, важные и трудные дела и призывает приступать к ним в самом начале рабочего дня, подготовив все для их выполнения накануне. Есть и другая трактовка. Глеб Архангельский называет лягушками дела нетрудные и не занимающие много времени, но не очень приятные. Например, непростой разговор с начальником по поводу вашего опоздания на работу накануне или звонок в учебную часть. На такие дела мы тратим около 5-10 минут, но, если не справиться с ними быстро, нас целый день будет преследовать тягостное осознание того, что груз с плеч снять нам только предстоит. Каждое утро принимайтесь за неприятное дело, это облегчит вам жизнь.

Принцип 9.

Кнут и пряник .

Приучайте себя следовать правилам тайм менеджмента с помощью известного всем метода «кнута и пряника». Съев «лягушку» или расправившись с сочным «бифштексом», наградите себя. Устройте пятиминутный перерыв на чай или прочитайте новую главу в книге, в общем, сделайте то, что доставит вам удовольствие. Так же, при проявлении слабости, лености в решении неприятной задачи лишите себя такой радости. Данный способ позволит существенно развить самоконтроль.

Принцип 10.

Не тратьте напрасно время в пути .

Очень многие из нас проводят в дороге по несколько часов в день. Драгоценное невосполнимое время уходит впустую, не принося нам почти никакой пользы. Точно так же происходит и со временем, проведённым нами, например, в очереди в поликлинике или при ожидании рейса в аэропорту. Проводите эти часы с пользой. Читайте, если вы не за рулем, слушайте аудиокниги, посвящайте свое время саморазвитию и самосовершенствованию.

Приведенные принципы – набор инструментов для овладения искусством управления своим временем.

Придерживаясь этих несложных правил, вы начнете обдуманнее распоряжаться этим ценным ресурсом, добиваясь от своей работы максимальной продуктивности за минимальные сроки и оставляя время на отдых и увлечения, вечно не вписывающиеся в наш плотный график.

Кто хочет - ищет способы.

Кто не хочет - причины.

Народная мудрость.


Как бы мы ни любили свою работу, некоторые из наших дел бывают достаточно трудны и не всегда приятны. Как «замотивировать» себя на выполнение таких дел? Как грамотно «включиться» в выполнение сложной задачи, чтобы потратить на нее меньше сил и энергии?

В России эта проблема особенно остра. Все мы воспитаны на сказках, в которых нужный результат появляется «по щучьему велению». Но, увы, одной только удачи обычно недостаточно. Для достижения успеха нужен серьезный, долгий, упорный труд.

Но долгий и упорный труд не обязан быть скучным и «невкусным». В самые сложные, неприятные и энергоемкие дела можно вдохнуть дополнительный интерес и мотивацию. Как это сделать - читайте в этой главе.


«Якоря» для эффективного включения в работу

Как втягиваться в работу, чтобы не тратить время на раскачку, разбирая мелочи и никак не находя в себе сил взяться за главное?

В психологии есть хорошее понятие «якорь». Это любая материальная привязка (музыка, цвет, слово, движение, ритуал), связанная для нас с определенным эмоциональным состоянием. При необходимости настройки на задачу мы «включаем» нужный материальный якорь - и вводим себя в соответствующее эмоциональное состояние.

Самый часто используемый на практике «якорь» - музыка. Попробуйте четко привязать различную музыку к различным типам задач. По дороге на жесткие переговоры - тяжелый рок, при настройке на интеллектуальную работу - спокойная музыка без слов, при настройке на отдых - что-то самое любимое и приятное и т. п.

Примеры «якорей» от участников открытых семинаров.

Владелец сети бензозаправок, Киев. «Сложную интеллектуальную работу я делаю под музыку Джо Дассена». Группа удивляется - военному типу личности этого бизнесмена столь лирическая музыка совершенно не соответствует. «Объясню почему: лучше всего мне работалось в студенческие годы в общежитии. Молодой, сил много, параллельно два высших образования и еще работа… А магнитофонных кассет на все общежитие было 4 штуки, и все 4 - Джо Дассен. Вот так эта музыка стала „якорем“, включающим энергетические ресурсы, как в молодости».

Коммерческий директор, Новосибирск. «Каждое утро я „курю ежедневник“. Когда я бросила курить, мне очень не хватало ежедневного утреннего настроя на работу, раньше это была первая утренняя сигарета. Тогда и родился ритуал - около 10 минут я пью кофе и продумываю распорядок сегодняшнего дня, глядя в ежедневник. Ощущения эффективной настройки такие же, как раньше при выкуривании утренней сигареты».

Финансовый директор, Нижний Новгород. «Уборку я не люблю, нужно на нее настраиваться. Поэтому, собираясь убираться в доме, всегда включаю фильм „С легким паром!“». - «А почему сложился именно такой „якорь“?» - «Ну как же, самая приятная и радостная уборка - перед Новым годом. Наряженная елка, мандарины, подарки… И в это же время обычно показывают „С легким паром!“».

Хорошим «якорем» для включения в задачу может быть любая техническая, «черновая» работа. Как говорят художники, «прежде чем делать эскиз - наточи карандаши». То есть - с помощью простого технического дела настройся на сложную работу.

Пример «якоря» от Н.В.Гоголя, который на жалобы друга, Владимира Соллогуба, «не пишется» отвечал: «А вы все-таки пишите… возьмите хорошенькое перышко, хорошенько его очините, положите перед собой лист бумаги и начните таким образом: „Мне сегодня что-то не пишется“. Напишите это много раз сряду, и вдруг вам придет хорошая мысль в голову! За ней другая, третья, ведь иначе никто не пишет, и люди, обуреваемые постоянным вдохновением, редки, Владимир Александрович!»

Будьте внимательны: если вы завели себе «якорь», лучше использовать его только по прямому назначению, старайтесь не «включать» его в других обстоятельствах. Если, например, кофе для вас является «якорем» на работу, и вдруг на отдыхе вы выпиваете чашку кофе - вы посылаете вашему подсознанию сигнал «сейчас у нас работа!». Отдых становится менее эффективным. Многие менеджеры интуитивно это чувствуют и делят, например: «на работе - только кофе, на отдыхе - только чай». А один мой клиент на работе пил только черный чай, а на отдыхе - только зеленый. Аналогично, не слушайте во время отдыха ту музыку, которая является для вас «якорем» на работу.

«Якоря» полезны для настройки не только на работу, но и на отдых. Пример музыкального «якоря» из личного опыта. В отпуске, гуляя на природе, я слушаю всегда одну и ту же музыку - Kirnberger Chorales Баха. В рабочее время мне достаточно закрыть глаза, включить один из этих хоралов - и вспомнить запах прогретого солнцем соснового леса, представить золотистые стволы и зеленые кроны, ощутить свои неспешные шаги, когда никуда не нужно торопиться… Музыкальный «якорь» включает все воспоминания и эмоции, связанные с лучшими моментами отдыха, и позволяет прекрасно восстановить энергию для новых свершений.


Раскачка при выполнении сложных задач

«Якоря» помогают легче переключиться с отдыха на работу. Следующий вопрос: как втянуться в выполнение задачи, если она достаточно сложна и энергоемка? Ведь чем сложнее выполняемая нами задача, тем более высокий уровень «включенности», вовлеченности необходим для работы над ней.

Потратить меньше времени и сил на раскачку поможет «метод швейцарского сыра». Попробуйте выполнять задачу не в логическом порядке, а в произвольном, «выгрызая» из разных мест маленькие кусочки - наиболее простые, приятные и т. д. Например, при подготовке отчета можно сначала подобрать иллюстрации, написать несколько наиболее простых и понятных для вас абзацев и т. п. Через некоторое время в вашем «сыре» образуется столько дырок, что «доесть» его будет совсем несложно.

«Завтра оформлю титульный лист докторской диссертации». Так написала одна из участниц открытого тренинга в Новосибирске в анкете обратной связи, отвечая на вопрос «Три простых шага, которые я сделаю уже в ближайшие дни». Хороший пример того, как в самом большом и сложном деле можно найти какое-то простое начало.

Еще один способ тратить меньше сил при работе над сложными задачами - «промежуточная радость». Разбейте работу на несколько этапов и за прохождение каждого этапа назначьте себе небольшую награду. Например, «за каждые 2 написанные страницы откусить кусочек шоколадки», «прочитать следующий анекдот в сегодняшнем выпуске и т. п. Эти награды и наказания могут быть совсем маленькими, но важно, чтобы они были немедленными. Как правило, «маленькие радости» за каждый сделанный шаг мотивируют лучше, чем осознание будущих долгосрочных результатов. Такие маленькие награды самому себе позволят сделать более приятной самую сложную работу и выполнить ее в более сжатые сроки.


Уничтожение мелких неприятных дел

Бывают в нашей жизни дела, требующие, может быть, совсем немного времени, но неприятные. Позвонить недружелюбному клиенту; вызвать наконец сантехника; попросить шефа о повышении зарплаты и т. п. В тайм-менеджменте такие задачи называются «лягушками».

«Лягушки» часто подолгу откладываются и грозят перерасти в большие неприятности. Обидно получается: задача, требовавшая 5 минут, откладывалась неделями и поэтому переросла в проблему, на решение которой придется потратить много часов.

У испанцев есть поговорка: «Каждое утро съедай лягушку». Действительно, начав день со съедения одной «лягушки», вы весь день ходите бодрый и радостный. Про остальных «лягушек» вы не вспоминаете - они остались на следующие дни. И наоборот, если утром «лягушку» не съесть - она будет весь день маячить где-то на горизонте и отравлять жизнь. Как пишет один ученик ТМ-школы: «Я думал, у меня стада „лягушек“, зеленые ковры вокруг меня… А когда ввел „правило ежедневной лягушки“ - они все разошлись за две недели».

Крупную неприятную задачу бывает легче решить, разбив ее на большое количество мелких «лягушек». Рассказывает один из участников ТМ-сообщества: «Мне нужно было решить достаточно неприятную проблему с налоговой. С одной стороны, проблема не срочная, можно откладывать, но с другой стороны - в итоге будет гораздо хуже. Тогда я разбил проблему на подзадачи, но не просто, а до мельчайших подробностей, до самых простых, легко исполнимых шагов. Примерно так: 1. Купить конверт. 2. Найти в справочнике адрес налоговой. 3. Надписать конверт. И т. д. Получилось около 150 пунктов. Дальше взял за правило: каждое утро вычеркивать любые 5 пунктов. Таким образом, проблема, откладывавшаяся месяцами, была достаточно быстро решена».


«Разглобализация» крупных задач

Чем менее жесткий срок исполнения у задачи и чем она при этом крупнее - тем труднее, как правило, заставить себя ее выполнить. Особенно это касается очень крупных задач, в терминологии тайм-менеджмента - «слонов». Например:

Написание диссертации;

Разработка бизнес-плана развития региона;

Ремонт в доме;

Изучение иностранного языка;

Улучшение своей физической формы.

Главная наша проблема при работе со «слонами» - склонность русского человека к глобализации, укрупнению задач.

«…Глобализировать проблему и тем ее угробить - первая и, главное, почти бессознательная реакция российского человека. Навык, культура, ритуал.

Меня такому приему обучил когда-то мой руководитель. Тогда мы были заняты внедрением компьютерного контроля в химическом производстве. Я споткнулся на аммиаке: процессы опасные, компьютеры слабые. И решил пока придержать это дело. Так и сказал на совещании: мол, рано, я против. Никто меня не понял, решили: вот молодой ретроград.

А мой руководитель отвел, помню, в сторону и прочел целую лекцию: „Вы правы, но поступили неправильно. Надо было говорить наоборот: да, товарищи, это прекрасно. Компьютеры открывают гигантские перспективы. Им скоро можно будет поручить не только контроль, но и оптимизацию, информацию, управление. Давайте же прямо сейчас примем решение заняться подготовкой этой гигантской программы… Вот если бы вы так укрупнили проблему, все были бы за и дело умерло бы само собой…“» (Юрий Лужков, «Российские законы Паркинсона» )

Единственный способ побороть эту страсть к глобализации и все-таки «съесть слона» - разрезать его на маленькие измеримые «бифштексы» и каждый день съедать один такой бифштекс. При этом важно нарезать «слона» на такие «бифштексы», каждый из которых действительно приближает вас к съедению «слона».

Например, английский язык. «Бифштексы»: в неделю выучить столько-то слов, посмотреть столько-то фильмов на языке, столько-то часов пообщаться с носителями языка на интернет-форумах. Но не «изучать грамматику» - ее можно изучать бесконечно, нисколько не улучшив при этом знание языка.

Другой пример: получение водительских прав. Эффективные «бифштексы»: «прорешать столько-то карточек»; «проездить столько-то часов». Но не «изучать правила дорожного движения» - изучать их можно до бесконечности, и в действии этом нет никакого «приближения к слону». Ведь для сдачи теоретического экзамена достаточно просто прорешать карточки, а для ориентации на дороге реально нужно помнить не все правила дорожного движения, а 3–4 ключевых принципа (типа «помеха справа») и несколько основных дорожных знаков.


Личные награды и наказания

Мало грамотно структурировать неприятные дела и разделить их на «бифштексы». Желательно создать для себя дополнительную мотивацию на ритмичное, регулярное съедение этих «бифштексов».

Первый, самый простой способ - давно известный человечеству «метод кнута и пряника». Вот несколько примеров.

Корпоративный тренинг в компании NewsOutdoorRussia. Одна из участниц рассказывает: «У меня есть достаточно напряженная программа тренировок: бассейн, фитнес и т. п. Если я ее выполняю, то в конце месяца позволяю себе шопинг на определенную сумму. Если не выполняю - позволяю себе шопинг на другую сумму, гораздо меньшую. Это и кнут, и пряник одновременно».

На корпоративном семинаре в ОАО «Сибирьтелеком» двое участников договорились совместно купить приз и провести хронометраж личного времени. Выбрали арбитра, который определит, кто провел хронометраж более тщательно. Победившему и достанется приз.

Более сложный способ - начать количественно измерять ваши результаты. Например, ежедневно отмечать количество выученных английских слов, количество сделанных приседаний-отжиманий и т. п.

Можно измерять не только результаты, но и количество времени, затраченного, например, на «слоновую задачу». В любом случае, измеряете вы результаты или время, необходимо ежедневно фиксировать этот количественный показатель на графике.


Человек устроен так, что сама фиксация количественного показателя уже подталкивает к действиям в нужном направлении. Просто начните учитывать расходы времени на неприятную задачу - и она сама начнет решаться быстрее.

Наконец, иногда полезно поместить себя в «местность смерти». Древние китайские полководцы говорили: «Чтобы гарантировать победу, помести солдат в местность смерти - сожги корабли». Например, дайте публичное обещание, как президент Франции Шарль де Голль, который вышел в приемную и во всеуслышание объявил: «С сегодняшнего дня я, генерал де Голль, бросаю курить».

«Местностью смерти» может быть, в частности, цейтнот - ситуация жесткой нехватки времени. Люди некоторых психологических типов интуитивно ощущают, что в цейтноте они более эффективны, и искусственно загоняют себя в такую ситуацию. Ничего плохого в этом нет, но для снижения ваших рисков и повышения качества результата рекомендую заменять большой цейтнот на несколько маленьких. Например, использовать не большую «местность смерти» в виде срока сдачи продукта заказчику, а маленькую - в виде совещания по проекту у гендиректора.

В докладе на Первой ТМ-конференции в 2003 г. в Москве вот что рассказал Николай Павленко, управляющий партнер компании «Георг-консалтинг»: «В нашей компании приняты два вида крайних сроков. Первый - deadline, „линия смерти“, срок сдачи продукта заказчику. Второй - redline, „красная линия“, срок сдачи продукта внутри компании. Между „красной линией“ и „линией смерти“ обязательно должен оставаться резерв. За нарушение redline предусмотрены штрафные санкции. Таким образом, мы мотивируем сотрудника, при этом не подвергая риску наши обязательства перед заказчиком».


Таблица ежедневных дел

Простой способ свести воедино всех ваших «слонов» и «лягушек», ежедневно мотивировать себя на выполнение нужных задач - завести таблицу регулярных дел. Выглядит она примерно следующим образом:

Ничего особенно страшного в прочерках нет, но как только по какой-то графе их станет слишком много - это даст вам тревожный сигнал и заставит сделать нужное.

Эту таблицу необходимо повесить на видное место над рабочим столом либо вклеить в ваш ежедневник. Важно, чтобы она попадалась вам на глаза несколько раз в день. У меня, например, таблица ежедневных дел висит на внутренней стороне дверцы шкафа с одеждой. Таким образом, я вижу таблицу как минимум два раза в день - одеваясь утром и снимая костюм вечером.

Рядом с этой таблицей полезно выписать несколько «промежуточных радостей». Например, перечислите приятные для вас несрочные покупки и договоритесь с самим собой: «за каждые следующие 15 галочек в любой графе - покупаю следующую приятную вещь». Вы будете удивлены тем, насколько быстрее стали продвигаться ваши долгосрочные дела.

На посттренинге в компании «Вимм-Билль-Данн» один из участников рассказал: «Я завел таблицу ежедневных задач для сына. Ему очень понравилось, теперь он встречает меня вечером и радуется: „Я сегодня успел не только погулять и посмотреть телевизор, но и сделать все уроки и свои дела по дому!“»


Календарик-пинарик

Самый простой способ самомотивации изобрел участник ТМ-сообщества Дмитрий Литвак. Название «календарик-пинарик» происходит от слова «пинать». Выглядит он следующим образом:


Календарик-пинарик


Над календарем изображены прожитые годы, внизу - будущие. Вы берете карандаш и с толком, с чувством, с расстановкой один за другим вычеркиваете прожитые годы. Можно - с лирическими воспоминаниями. Затем таким же способом вычеркиваете прожитые дни и месяцы текущего года. Пинарик готов к употреблению.

Каждое утро, приступая к работе, зачеркивайте половину наступившего дня. Вечером - вторую половину. Держите пинарик на видном месте, заглядывайте в него почаще. Таким образом, вы материализуете время, ежедневно чувствуете, как оно идет. Поверьте, эффект огромный. Вложения времени - 15 минут на заведение пинарика, и дальше - 30 секунд утром, 30 секунд вечером на вычеркивание дней.


Второй шаг создания личной ТМ-системы

Освойте методы настройки на выполнение сложных и неприятных задач для сокращения времени работы над ними. Краткие рекомендации:

Используйте «якоря» для настройки на различные задачи и отдых;

Применяйте «метод швейцарского сыра» при раскачке;

Ежедневно съедайте минимум одну «лягушку»;

Дробите «слонов» на «бифштексы», приближающие к достижению «слона»;

Поощряйте себя «промежуточными радостями»;

Заведите таблицу ежедневных дел, со списком наград за исполнение;

Попробуйте календарик-пинарик.

15 августа в столичной гостинце «Салют» состоялось открытие VIII Международного фестиваля социальных технологий в защиту семейных ценностей «За жизнь - 2017», приуроченного к 100-летию Февральской и Октябрьской революций, событий, подорвавших веру людей в крепкие, здоровые взаимоотношения.

Участники этого крупнейшего ежегодного форума международного русскоязычного общественного движения в защиту жизни уже много лет занимаются проблемами преодоления демографического кризиса на основе возрождения идеи многодетной семьи, оказывают всестороннюю помощь беременным женщинам и семьям с детьми.

Фестиваль завершит свою работу 17 августа. А еще до его открытия, 14 августа, его участники побывали на четырехчасовом семинаре Глеба Архангельского - ведущего российского эксперта в области тайм-менеджмента (управления временем), члена Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации, обладателя звания «Предприниматель года». Глеб руководит проектом внедрения тайм-менеджмента в крупнейших российских корпорациях и государственных органах.

Участникам фестиваля он рассказал о целеполагании, планировании и самомотивации. Первая часть семинара была посвящена теории, вторая - инструментам по эффективному управлению временем. Очень многие люди не умеют планировать свою работу и свою жизнь, жалуются, что ничего не успевают… Щедро делясь с ними своими знаниями, Глеб Архангельский объяснил, что такое стратегическая картонка и зачем ее нужно вложить в ежедневник, как его правильно вести, для чего нужно есть лягушку натощак и нарезать слона на бифштексы (лягушка - это мелкие неприятные дела, а слон - это огромные и неподъемные проблемы вроде отмены абортов), как ставить перед собой цели и пользоваться такими техниками, как «якорь», «швейцарский сыр» и «подарок» (нельзя забывать о том, что похвала и благодарность могут стать лучшей наградой, лучшим подарком для себя и для других, ведь людям очень важно, чтобы их хвалили и благодарили). По ходу дела мы узнали, что диссертация лучше пишется под струнную музыку Баха и Моцарта, что сам Глеб любит работать под музыку Вагнера и ему, отцу четверых детей, лучше всего работается не в кабинете за письменным столом, а, например, сидя на кухне.

По словам президента фестиваля Сергея Чеснокова, «эффективное использование времени - крайне важный инструмент для руководителей и сотрудников благотворительных организаций. Подавляющая часть благотворительных НКО не в состоянии платить зарплату большому штату специалистов, что приводит к сильной загруженности нескольких сотрудников. В такой ситуации умение эффективно распоряжаться временем сможет обеспечить более высокие результаты, это профилактика многих проблем, с которыми сталкивается любой руководитель».

После первой части семинара народ кинулся покупать книги Архангельского, а в конце семинара счастливые обладатели книг выстроились в очередь за автографами. Первый день фестиваля подарил защитникам жизни бур положительных эмоций и настрой на победу.

После ужина более пятисот участников фестиваля «За жизнь», приехавшие из почти трехсот городов России, ближнего и дальнего зарубежья (Беларуси, Украины, Грузии, Сербии, Литвы, Италии, Испании), обсудили предложения власть предержащим, которые призваны улучшить демографическую ситуацию в России. Все они прибыли в Москву, чтобы обсудить вопросы укрепления семейных ценностей и выработать меры, направленные на защиту человеческой жизни, укрепление демографического суверенитета и сохранение репродуктивного потенциала внутри своих стран. В рамках фестиваля пройдут презентации различных достижений участников движения. По итогам конкурсной части фестиваля победители получат награды за достижения в деле защиты жизни.

Уже в первый день фестиваля прошли дискуссии об общих целях, задачах и программе дальнейших действий в сфере защиты жизни. Представители РПЦ, деятели культуры, искусства, политики, науки и бизнеса увидят тематические выставки, оценят выступления творческих коллективов, внесут свои предложения властям, поделятся наработанным опытом. Проведено совещание окружных координаторов Общероссийского общественного движения «За жизнь!». Итогом фестиваля должно стать принятие манифеста движения «За жизнь».

В ночь с 15 на 16 августа желающие могут принять участие в ночной Божественной литургии с молитвой о прекращении абортов (часы и исповедь в 23.30 - 00.00). По окончании литургии в храме Покрова в Ясеневе (Литовский бульвар, д. 7а) желающие смогут объехать с молитвой всю Москву на автобусе. Бесплатная поездка будет длиться около девяти часов и пройдет по пятому транспортному кольцу или бетонке. Во время поездки верующие будут читать акафисты, молиться мирским чином. Для участников предусмотрено бесплатное питание в начале поездки и трапеза по прибытии в гостиницу «Салют». Молитвы верующих москвичей крайне важны, поскольку именно в столице принимаются судьбоносные для страны решения. На поездку необходимо взять благословение духовника. По вопросам участия звонить по телефону +79685032368. Фестиваль только начинается. Вход свободный! Ждём вас, друзья!

Ирина Ахундова , член Союза журналистов Москвы