Жильцы какая орфограмма на букву ы. Тема «Правописание Ы – И после Ц

Тема «Правописание Ы – И после Ц»

Цели урока:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: помочь учащимся усвоить правило «Гласные буквы и - ы после ц»; указать, что наличие звука ц также является «сигналом» орфограммы.

РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся, навык графического обозначения данной орфограммы; совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание любви к русскому языку , формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

Задачи урока:

Обеспечение формирования у школьников целостной системы ведущих -- знаний по теме «Буквы И – Ы после Ц»;

Формирование культуроведческой компетентности через содержание, методы и организацию учебного занятия.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас.
Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу: класс наш хоть куда!
Мы начнем урок, друзья.

II . Орфографическая разминка «Крестики – нолики» .

Свой урок мы начнём с орфографической разминки, которая поможет вспомнить написание слов с гласными буквами о-ё после шипящих.

- От чего зависит написание гласных букв о-ё после шипящих в корнях слов? (После шипящих в корнях слов под ударением пишется - ё, если можно подобрать однокоренное слово с –е; буква о пишется в словах-исключениях и заимствованных словах).

У детей на партах таблица, которая представляет собой квадрат. Нумерация клеток показывает ход заполнения квадрата. Учитель диктует слова, а ученики в нужной клетке таблицы ставят О или Ё. Если буквы сошлись в одном направлении – по горизонтали, вертикали или диагонали, то задание выполнено верно.

Шорох, шомпол, чёрточка, шёпот,

Шорты, крыжовник, жёлтый, изжога,

Шок, жёрдочка, шоколад, шёлк,

Чёрт, щёлкнуть, трещотка, причёска

III . Изучение нового материала

Создание проблемной ситуации (Слайд 2)

Переходим к изучению новой темы. Для этого обратимся к стихотворению. Прочитаем его выразительно и определим тему урока.

Цыпленок в цирке выступал,

Играл он на цимбалах,

На мотоцикле разъезжал,

И цифр он знал немало.

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы

И только одного не знал,

Где пишут ци , где цы .

Какие звуки слышатся во всех словах после Ц? ([цы]).

А теперь посмотрите, как написано (откры­вается материал для наблюдения) цы и ци.

Почему? Какова наша задача на уроке? (Наша задача - разобрать­ся, когда после ц нужно писать ы , а когда и ).

Сформулируйте тему урока. («Правописание ы – и после ц»).

Интересно, а вы сможете объяснить, когда пишется ы , а когда и ?

Опираясь на рифмованный алгоритм, расскажите о написании ы, и после ц .

В существительных на –ция

Мы всегда напишем –ия.

Да и в корне, посмотри,

Тоже пишем букву –и.

А в концовках –цын, - цый, - цы

Пишем только букву ы.

Исключение: цыган, на цыпочках, цыпленок, цыкнуть, цыц. (Слайд 4)

Составление таблицы

1. в оконч. 1. в корне

2. в суф. 2. в словах на - ция

3. сл-исключ.

Порядок рассуждения (Слайд 5)

1. Определить, в какой морфеме находится орфограмма.

2. Если орфограмма в корне, то установить, не входит ли слово в число исключений. Если входит, пишем букву ы , если нет, пишем букву и.

3. Если орфограмма в суффиксе или окончании, то пишем ы.

IV . Закрепление

1. Задания разноуровневого характера.

Задания первого уровня (Слайд 6)

Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму «Буквы и-ы после ц».

Цифра, ц..ркуль, ц..ферблат, ц..новка.

Сестрицын, цариц..н, улиц.., ровесниц.. .

Задания второго уровня (Слайд 7)

«Четвёртое лишнее». Спишите слова, вставьте пропущенные буквы, определите, какое слово в ряду лишнее.

1. Дисц..плина, ц..тата, редакц..я, синиц..н.

2. Ц..ркуль, ц..плята, ц..линдр, ц..клон.

3. Бойц.., огурц.., нумерац..я, птиц.. .

4. Ц..ган, ц..кнуть, на ц..почках, ц..клоп.

Задания третьего уровня (Слайд 8)

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, расставляя недостающие знаки препинания.

По двору бегали ж..лтые ц..плята. Среди них выделялся в..сёлый шустрый непоседливый ц..плёнок. Он был т..мнее остальных и получил прозвище Ц..ганёнок.

Вот хозяйка выходит на крыльцо и нараспев з..вёт своих питомцев Ц..п – ц..п – ц..п. Все гурьбой несут..ся к ней только Ц..ганёнка нет. Он будто ждёт, что к нему подкрадут..ся на ц..почках и на руках отнесут в курятник.

2. Лексико – орфографическая работа (Слайд 9)

Узнать слова по лексическому значению и записать в два столбика (и/ы).

1) Бурное движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками, сильной облачностью (циклон).

2) Плодовые деревья, к которым принадлежат лимоны, апельсины, мандарины (цитрусовые).

3) Систематическое собрание каких-либо предметов (коллекция).

4) Прикрикнуть на кого-нибудь с угрозой (цыкнуть).

5) Род перчаток с отделением только для большого пальца (рукавицы).

6) Точная выдержка из текста (цитата).

3. Словарная работа (знакомство с новым словом коллекция)

Порядок работы со словом:

1. Найти слово в орфографическом словаре.

2. Проговорить его.

3. Записать слово в словарик, поставить ударение, подчеркнуть орфограмму.

4. Записать лексическое значение слова.

5. Подобрать однокоренные слова.

Коллекция – систематическое собрание каких-либо предметов.

Коллекция – коллективный, коллекционировать, коллекционер.

Физкультминутка для глаз (Слайд 10)

4.Творческая работа в микрогруппах (Слайд 11)

Ученики получают карточки со словами. Лидер записывает задание: сочинить в течение 10 минут коллективный рассказ на тему «В цирке», с учётом того, чтобы в каждом предложении было использовано одно из слов. После завершения работы группа зачитывает рассказ.

Карточка

Цирк, арена, акробат, клоун, рукавицы, цыплята, цилиндр, овация, молодцы.

5.Тестовый контроль (Слайд 12)

1. Укажите слово, в котором после Ц пишется буква Ы:

А) ц..рк; Б) делегац..я; В) ц..ганочка; Г) ц..фра.

2. Укажите слово, в котором в корне пишем И:

А) ц..кнуть; Б) ц..новка;

В) ц..плёночек; Г) уц..питься.

3. В какой группе слов пишется И:

А) секц..я, репетиц..я, ц..нга, ц..трусовые.

Б) умельц.., ц..ганский, ц..клон, птенц.. .

V . Подведение итогов (Слайд 14)

С какой орфограммой мы познакомились на уроке?

Каков опознавательный признак изученной орфограммы?

Что нужно знать, чтобы правильно написать буквы и - ы после ц ?

VI . Домашнее задание (Слайд 15)

Уровень 1. §43. Упражнение 432.

Уровень 2. §43. Составьте текст из 7-10 предложений, в котором обязательно должны быть слова на орфограмму «Буквы и – ы после ц».

VII .Рефлексия (Слайд 16)

Я понял, что…

Было интересно…

Особенно понравилось…

Вызвало затруднение…

Нужно выучить…




Данные об авторе

Попова С.Э.

Место работы, должность:

МБОУ гимназия №8

Хабаровский край

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Класс(ы):

Предмет(ы):

Русский язык

Цель урока:

1-ый уровень- пятиклассник осуществит знакомство с правилом правописания буквы и-ы после ц и отработку умений и навыков правописания данного вида орфограммы, а также навыка правильного обозначения орфограммы.

2-ой уровень- пятиклассник может осуществить пополнение своего словарного запаса посредством введения и употребления малознакомых слов; может научиться находить орфографические ошибки и исправлять их

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории):

Используемые учебники и учебные пособия:

Использован УМК:
1. Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/
Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.- М.:
«Просвещение», 2009.
2. Г.А.Богданова «Уроки русского языка в 5 классе: к учебнику
Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др - М.:
Издательский дом «Генжер»,2006

Используемое оборудование:

Краткое описание:

Урок введения нового материала Прогнозируемый результат: предполагается умение учащимися правильно писать слова с буквами и(ы) после ц, формирование умения обозначать данную орфограмму Формы работы учащихся: - Восприятие информации в текстовой и визуальной форме - Ответы на вопросы (поиск ответа на проблемный вопрос) - Формулировка объяснений - Сравнительный (сопоставительный) анализ - Работа с разными источниками информации (учебник, справочные материалы, словари) - Закрепление по образцу, алгоритму

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент. Приветствие.(Цель этапа: включение в учебную деятельность.)

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

(Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действий)

  1. один ученику доски готовится рассказать правило и привести примеры о правописании букв О-Е после шипящих в корне слова.
  2. пока готовится ответ у доски, класс проверяет домашнее упражнение №444.

Затем все слушают монологический ответ одноклассника.

III.Формирование новых понятий и способов действий.

(Цель:Построение детьми нового способа действий и формирование способности к выполнению)

Ребята, мы приступаем к изучению новой темы. Открыли тетради, записали сегодняшнее число.Тема нашего урока«Правописание букв ы-и после ц»

Цель урока: познакомиться с правилом правописания буквы и-ы после Ц, отработать умение правописания данного вида орфограммы, а также навык правильного обозначения орфограммы. Также сегодня вы сможете пополнить свой словарный запас новыми и малознакомыми словами.

На доске вы видите эпиграф. Он довольно забавный, но отражает всю суть нашего сегодняшнего урока.

Доска: Ц_плёнок в ц_рке выступал,
Играл он на ц_мбалах,
На мотоц_кле разъезжал
И ц_фр он знал немало.

Вы видите, что в эпиграфе буквы пропущены, и чтобы вставить их, нужно разгадать тайну буквы «ц». Хотите её разгадать? Я прочитаю несколько слов, а вы меня внимательно послушайте и ответьте на вопрос: какой гласный звук вы услышали после «ц»?

(Доска сначала закрыта)

1 столбик 2 столбик

Цирк цыплёнок
Цифровой сестрицын
Лекция птицы

- Звук [ы]

Как вы думаете, какая буква пишется на месте этого звука? Ы или И? Сейчас мы проверим (открываем доску). Звук один, но пишется то «и», то «ы», и наша с вами задача- разобраться, в каких случаях после «ц» пишется «и», а где «ы».
Итак, тема урока: «Буквы ы-и после ц». (Запись на доске, в раб.тетради)

Сначала мы будем работать со словами первого столбика. Прочитайте внимательно эти слова, обратите внимание на то, в какой части слова находится орфограмма? (В корне)

А какое слово лишнее? (Если сбиваются, то нужно вывести на подобные слова с «ция»: конференция, авиация, милиция)? (В корне, лишнее слово «лекция»).

Верно. В русском языке есть слова, которые заканчиваются на -«ция», и все они пишутся с буквой «и». И в данном случае вам не обязательно определять, где находится орфограмма: достаточно подчеркнуть и написать рядом на -«ция » (пишем обозначение в столбике у слова «лекция» ). Вот вы уже и объяснили орфограмму.

Итак, буква «и» пишется после «ц» в 2-х случаях. В каких? (В корне и на -«ция».)

Теперь переходим ко 2-му столбику. В какой части слова находится орфограмма в этих 3-х словах? (В корне, в суффиксе и в окончании.)

Какое слово будет лишним (если не могут сказать, обратить внимание на 1 столбик)? («Цыплёнок», в корне).

Правильно. В слове «цыплёнок» орфограмма находится в корне и, согласно первому правилу, мы должны были написать «и», а не «ы». Но ни одно правило не обходится без исключений. В нашем случае таких слов-исключений 5: цыган, цыкать, на цыпочках, цыплёнок, цыц . Чтобы лучше запомнить эти слова, запишем их в тетрадь в виде считалки (записано на доске ):

Доска: «Цыган на цыпочках к цыплёнку подошел и цыкнул: «Цыц!»

У нас осталось ещё 2 слова. В каких частях слова находится орфограмма? (В окончании и суффиксе)

Итак, «сестрицын» - в суффиксе после «ц» пишем «ы». «Птицы» - в окончании после «ц» пишем «ы». Подытожим, в каких случаях пишем «и», в каких «ы» после «ц»?

Сверим наш ответ с учебником. Откройте учебник на странице 182, параграф 87. (Чтение правила учебника).

Вот мы и разгадали секрет буквы «ц», а чтобы его не забыть, мы потренируемся, выполняя упражнения. При выполнении наших последующих заданий нам поможет таблица. Не забывайте про неё.

IV.Применение- формирование умений и навыков

1. Первичное закрепление правила. (Цель работы: усвоение нового способа действий; отработка умения и навыка правописания данного вида орфограммы, навыка правильного обозначения орфограммы)

Давайте с вами выполним упр. 446.

Задание: записать слова, объяснить написание букв ы-и после ц, обозначить орфограмму. Цинга**, куцый**, овцы, акация**, цыплята, цирк, циркуль, секция ** , цыган, синицын, у гостиницы, циновка* (*см. толковый словарик в учебнике на стр. 309; **толковый словарь Ожегова.).

Ученики выполняют задания по цепочке и комментируют написание орфограмм, подчеркивают буквы-орфограммы двумя чертами.

**Цинга - болезнь, вызываемая недостатком витаминов в организме.

Куцый - о животном: с коротким, обрубленным или обрезанным хвостом; вперен. значении: бессодержательный, неполноценный (куцые мысли).

Акация - род деревьев и кустарников семейства мимозовых.

Секция - подразделение в составе какого-н. учреждения, организации (спортивная секция).

  1. Погружение в материал темы. Задание повышенного уровня сложности.

(Цель работы: применение нового способа действия, отработка умения видеть орфограмму, делать правильный выбор орфограммы -буквы, делать правильный выбор нужного столбика; индивидуальная рефлексия достижения цели;создание ситуаций успеха)

Распределительный диктант.

Задание: распределить слова в 2 столбика: в первый запишите слова с буквой -И, во второй с -Ы.(на интерактивной доске слайд: ц..фра, птиц.., ц..ферблат, ресниц.., синиц.., акац..я, ц..ганский, ц..кнуть, ц..трусовый, круглолиц..й, на ц..почках, демонстрац..я, ц..рковой, мотоц..кл, эвакуац..я, лисиц..н

Взаимопроверка: на доске слайд «Проверяем»; поменялись тетрадями, проверили слова в столбиках.

(Цель работы: отработка умения работать в паре, отработка орфографической зоркости, умения видеть изучаемую орфограмму, умения объективно оценивать работу одноклассника)

У кого не было ни одной ошибки? -Какие ошибки допустили? -Когда в словах после Ц пишу букву -И?

3.Погружение в материал темы. Работа на повторение пройденного и закрепление нового.

(Цель работы: закрепление умения синтаксического разбора простого предложения, работа со словами на изучаемую орфограмму в тесте предложения)

Работа с предложением. Необходимо записать предложение, выделить орфограммы, объяснить их написание. Выполнить полный синтаксический разбор. (1 ученик у доски, другие - в тетрадях).

Белолицый (оконч) цыган (искл) продавал акации (на -«ция») у центрального (центр) рынка.

Таким образом, давайте сделаем вывод. Когда пишу -И, когда -Ы в словах после Ц?

4.Физкультминутка.

(Цель работы: обеспечение психического и физического здоровья учащихся)

Учащийся проводит набор традиционных упражнений.

  • Вот помощники мои, их как хочешь поверни. Хочешь эдак, хочешь так -не обидятся никак.
  • Подними ладони выше и сомкни над головой. Что же вышло? Крыша вышла. А под крышей мы с тобой. Подними ладони выше и сомкни над головой. Что же вышло? Мостик вышел. Мостик ровный и прямой. Подними ладони выше и сомкни над головой. Что же вышло? Птички вышли. Полетели мы домой!

5.Самостоятельная работа.

(Цель работы: проверка реализации поставленных целей урока, уровня усвоения учащимися нового материала)

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму в словах на листочках для самостоятельной работы, затем заполните таблицу при помощи ручек разных цветов. Каждая клетка - пропущенная буква в слове, которое соответствует цифре данной клетки (бланк с табличкой у каждого ребенка на отдельном листе)

Буква «И» - синий цвет,
буква «Ы» - зелёный цвет,
буква «Е» - красный цвет

1. ц_нк 2. ящериц_ 3. акац_я
4. ц_плёнок 5. оц_нить 6. падчериц_н
7. ц_кл 8. на ц_почках 9. ц_фра

Ответ вывешиваю на доске, после этого дети сами ставят оценку:

0 ошибок - «5»
1 ошибка - «4»
2 ошибки - «3»
3 и более ошибок - материал не понят, смотри теорию в учебнике.

Доска (ответ в цветах):

6. Домашнее задание

Параграф 87 стр. 182, упр.449 (1 часть)

7. Рефлексия

(Цель работы: самооценка результатов деятельности;осознание метода построения, границ применения новых знаний)

Итак, какую тему мы изучали?
- Что узнали нового?

Что сегодня не получалось?
- Кто запомнил слова, значение которых пришлось смотреть в толковом словаре?

Русский язык – Російська мова
Орфография

Орфограмма

Буквы и-ы после ц

После ц в корне слов пишется и (цифра, циркуль). Исключения: цыган, цыпленок,...

на цыпочках, цыц, цыкнуть.
После ц в окончаниях и суффиксах пишется ы (молодцы, круглолицый). Исключения: слова на – ция (авиация).


(No Ratings Yet)

Related posts:

  1. УРОК № 22 Тема. Произношение чт – [шт] и [ч’т], чн – [шн] и [ч’н]. Гласные и, ы, е после ц Цель: обучать школьников орфоэпическим нормам русского языка; изучить правила написания е, и, ы после ц; развивать навыки нахождения орфограммы в слове; воспитывать наблюдательность учащихся. Ожидаемые результаты: учащиеся, следуя орфоэпическим нормам, правильно произносят сочетания [шт], […]...
  2. Русский язык – Російська мова Орфография Орфограмма Правописание суффиксов прилагательных Суффикс – к – пишется: – в качественных прилагательных, которые имеют краткую форму: ; – в относительных прилагательных после основ на к, ч, ц, (к, ч чередуются с ц): . Суффикс – ск – пишется, – если конечные гласные основы д, т, з сохраняются перед […]...
  3. Русский язык – Російська мова Орфография Орфограмма Правописание суффиксов имен существительных 1. Суффикс пишется: – после корней, оканчивающихся на д, т, з, с, ж: ; – после основ на к и ч, где происходит чередование этих согласных с т: . 2. Суффикс пишется после корней, оканчивающихся не на д, т, з, с, ж, к, ч: […]...
  4. II СЕМЕСТ Р УРОК 47 Тема. Упражнения в расположении слов в алфавитном порядке с учетом 2-й, 3-й буквы Цель: закреплять у учащихся навыки расположения слов в алфавитном порядке с учетом 2-й, 3-й буквы; обогащать словарный запас учащихся; развивать связную речь; воспитывать внимательность. Тип урока: урок развития умений и навыков. ХОД УРОКА I. Организационный момент II. […]...
  5. УРОК № 14 Тема. Согласные звуки, их произношение и обозначение на письме. Звуковое значение буквы г Цель: обучить школьников правильно произносить и передавать на письме согласные звуки; углубить знания о произношении и передаче на письме безударных гласных после твердых и мягких согласных; формировать правильное произношение согласных; воспитывать самостоятельность школьников. Ожидаемые результаты: учащиеся правильно произносят и […]...
  6. УРОК № 25 Тема. Тематическое оценивание. “Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография” (часть III) Цель: осуществить контроль знаний и умений учащихся по изученной теме. Оборудование: тестовые задания. ХОД УРОКА 1. Укажите группу слов, в которой допущены ошибки в написании: А) жюри, пошив, чайник; Б) чувство, щука, щавель; В) парашут, чящя, шырокий. Приведите два примера слов с орфограммой […]...
  7. Русский язык – Російська мова Состав слова Способы образования слов Словообразовательный разбор слова 1. Найти слово, от которого образовано данное слово, подбирая однокоренные слова. 2. Найти производящую основу. 3. Найти часть слова, с помощью которой оно образовано, отбросив производящую основу. 4. Указать способ словообразования. (приставочно-суффиксальный)...
  8. Русский язык – Російська мова Состав слова Способы образования слов 1. Приставочный (с помощью приставки): 2. Суффиксальный (с помощью суффикса): 3. Приставочно-суффиксальный (с помощью одновременного присоединения приставки и суффикса): 4. Бессуфиксный (с помощью отбрасывания суффикса): 5. Переход слов из одной части речи в другую: 6. Cложение слов, основ и их частей: 1) лесо(сложение основ); 2) […]...
  9. Русский язык – Російська мова Синтаксис и пунктуация Словосочетание Виды словосочетаний по способу выражения главного слова 1. Именные. 2. Глагольные. 3. Наречные....
  10. Русский язык – Російська мова Орфография Правописание наречий Буквы О, А в конце наречий Буква А пишется в наречиях с приставками из-, до-, с-: . Буква О пишется в наречиях с приставками в‑, на-, за-:. Правописание наречий слитно, раздельно, через дефис Слитно пишутся наречия: – с приставками не – и ни-: некуда, никуда, нимало, негде; […]...
  11. Русский язык – Російська мова Фонетика. Графика. Орфоэпия Русский алфавит Слог Слог – это звук или несколько звуков, которые произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха. В слове столько слогов, сколько гласных звуков. Существует четыре типа слогов: – ударный (ры-ба-ки, то-ва-рищ); – безударный (ры-ба-ки, то-ва-рищ); – открытый (ры-ба-ки, то-ва-ри-щи); – закрытый (боль-шой, квар-тал)....
  12. Русский язык – Російська мова Орфография Орфограмма Правописание приставок 1. Не изменяются на письме: 2. Приставки на З(С): – буква З в приставках пишется перед буквами, обозначающими звонкие согласные: – буква С в приставках пишется перед буквами, обозначающими глухие согласные: . 3. Приставки, различающиеся по значению. Приставка: – может обозначать высшую степень качества (приставка […]...
  13. Урок 12 Буква я Учимся правильно произносить слова с я в безударном слоге 84. Произнеси скороговорку как диалог: говорящий сомневается, а слушающий отвечает утвердительно. – Не хоче́т косо́й косить косо́й, говорит, коса коса? – Не хоче́т косо́й косить косо́й, говорит, коса коса! 85. Буква я в ударном слоге обозначает звук [а], а в первом предударном […]...
  14. 3. ЗВУКИ И БУКВЫ СЛОВА С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ ТВEРДЫМ ЗНАКОМ (ъ) 77 Как называются знаки ь и ъ? Что общего в их названиях и чем они отличаются? Для чего служит ь? Разделительный твердый знак (ъ) пишется после согласных, обозначающих твердые звуки, перед гласными е, е, ю, я. Например: отъезд, подъем. 78 1. Прочитай слова соединяя их […]...
  15. Русский язык – Російська мова Синтаксис и пунктуация Предложение Вводные конструкции Вводные конструкции – это специальные слова, словосочетания и предложения, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, то он сообщает. Роль вводных конструкций в предложении Вводные конструкции обозначают: 1. Различную степень уверенности. Конечно, разумеется, несомненно, бесспорно, без сомнения, безусловно, действительно и др. – […]...
  16. Русский язык – Російська мова Синтаксис и пунктуация Словосочетание Виды связи слов в словосочетаниях 1. Согласование. Зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное: 2. Управление. Зависимое слово стоит в том же падеже, которого требует главное слово: 3. Примыкание. Зависимое слово связано с главным только по смыслу (зависимое слово – […]...
  17. Русский язык – Російська мова Синтаксис и пунктуация Диалог Диалог – это беседа двух или более лиц. Каждое отдельное высказывание лиц, принимающих участие в диалоге, называется репликой. Знаки препинания при диалоге: 1. – Мы идем в музей. Хочешь с нами? – Конечно. – Собирайся быстрее! 2. “Мы идем в музей. Хочешь с нами?”.- “Конечно”.- “Собирайся […]...
  18. УРОК № 5 Тема. Понятие о фонетике. Образование звуков речи. Гласные и согласные звуки Цель: дать общее представление об образовании звуков речи; ознакомить учащихся с различиями в образовании гласных и согласных звуков; дать понятие о фонетике, звукописи; воспитывать интерес к слову, к литературе. Ожидаемые результаты: учащиеся знают, как образуются звуки речи; знают о делении звуков […]...
  19. I СЕМЕСТР УРОК 24 Тема. Деление слов на слоги. Понятие ударения. Ударный слог. Четкое выделение ударного гласного в словах. Правильное произношение слов, которые различаются местом ударения в русском и украинском языках (новый, старый) Цель: учить учащихся делить слова на слоги, четко выделять ударный слог; ввести понятия “ударение”, “ударный слог”; учить произносить слова, которые различаются местом […]...
  20. Русский язык – Російська мова Фонетика. Графика. Орфоэпия Звуки языка Звуки языка делят на гласные (,) и согласные звуки. Согласные звуки бывают твердыми и мягкими, звонкими и глухими. Твердые и мягкие согласные образуют пары. Не имеют пары мягкие звуки, и твердые звуки, . Звонкие согласные: Глухие согласные: […]...

План-конспект урока

русского языка в 5 кл.

Учитель: Захарова Н.В.

Тема: Правописание гласных И-Ы после Ц.

Цели урока:

    Помочь учащимся усвоить орфограмму “Гласные буквы и-ы после ц”.

    Указать, что наличие звука ц также является “сигналом” орфограммы.

    Развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся, навык графического обозначения данной орфограммы.

    Совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.

    Воспитывать чувство товарищества, ответственности за выполнение задания посредством работы в парах.

Оборудование: таблица, текст, карточки.

Ход урока

    Организационный момент (приветствие, запись даты в тетрадь).

    Сообщение темы урока (учащиеся самостоятельно определяют тему урока).

Обратите внимание на слова, записанные на доске:

Давайте попробуем сформулировать тему урока.

(Ученики: Правописание гласных И-Ы после Ц в разных морфемах и частях речи.)

Запишем тему: «Правописание И-Ы после Ц»

    Работа над новым материалом.

    Запишите, пожалуйста, слова в свои тетради.

    Давайте выделим в них морфемы.

Цирк, бледнолицый, улицы, лисицын, акция, администрация.

    Попробуем теперь сформулировать правило.

(Ученики: В корне слова после Ц пишется И и в словах на –ЦИЯ. В окончании и суффиксе после Ц пишем Ы.)

    Но в каждом правиле есть исключения. (Обращаю внимание детей на заранее подготовленную таблицу.)

Исключение можно запомнить так: «Цыган на цыпочках подошёл к цыплёнку и цыкнул «цыц»!»

    Закрепление материала.

Обратите внимание на текст «Цирк», в некоторых словах текста пропущены буквы. Прочитает нам его Даша Ворощук.

В цирке

Огромное здание ц_рка наполнялось народом. Ребята уселись на свои места и стали рассматривать арену.

Вот торжественно зазвенели литавры, послышалась звонкая барабанная дробь. На арене появился дрессировщик в ц_ганском костюме и с медведями. Медведи ходили по канату, качались на качелях, катались на велосипедах. Потом выступали собачки. Они прыгали, играли в футбол. А самая храбрая ч_рная собачка прыгнула с парашютом из-под самого купола.

Ещё выступали ж_нглёры, они работали чётко. А самым последним ц_рковым номером был "Шар смелости". Отважные мотоц_клисты под куполом ц_рка с большой скоростью мчались внутри громадного ц_линдра. С каждым кругом скорость возрастала.

На этом представление кончилось, и было так жалко уходить из ц_рка.

(По Н. Носову)

(103 слова)

Ребята, орфограммы на какие правила вы обнаружили?

Давайте выпишем эти слова и выделим орфограмму.

    Теперь попрошу вас открыть учебники на с. 132. Упражнение №428. Задание читает… (работаем сначала устно, затем письменно).

    Сейчас потребуется ваше внимание.

Надо заменить развёрнутые определения словом-синонимом.

(Поясняем правописание гласных)

1) Пишем после буквы «Ц» букву «И», потому что в корне слова после «Ц» пишется «И».

2) Пишем букву «И», условие то же.

3) Пишем после буквы «Ц» букву «И», потому что всё слово – корень.

4) Пишем букву «И», потому что это - слово с окончанием на –ция.

5) Пишем букву «И», условие то же.

6) В корне цитат пишем букву «И».

7) Пишем букву «И», потому что это - слово с окончанием на –ция.

Итак, по теме «Буквы И и Ы после Ц» важно запомнить правило и в соответствии с правилом уметь обосновывать свой выбор.

    Физминутка.

На полянке, на лужайке

Целый день скакали зайки. (прыгаем всеми пальцами по столу)

И катались по траве, (прокатываем ладони от основания к

От хвоста и к голове. кончикам пальцев)

Долго зайцы так скакали,

Но напрыгались, устали. («допрыгать» и лечь ладоням на стол)

Мимо змеи проползали,

«С добрым утром!» - им сказали. (ладони по очереди ползут как змеи)

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать. (ладони поочерёдно гладят стол)

    Закрепление материала (продолжаем).

Работаем под диктовку. Сейчас будем записывать словосочетания, в которых вы должны объяснять выбор гласной после Ц.

Получить консультацию, прослушать лекцию, написать цифры, вырастить цыплят, заболеть цингой (Болезнь, вызываемая недостатком витаминов в организме и выражающаяся в разрыхлении и кровоточивости дёсен.), встать на цыпочки, расположиться на циновке (Плотное плетеное изделие из соломы, камыша для подстилки на пол.), цыганская песня, любить цирк.

    Самостоятельно выполняем №431.

(Некоторые ученики получают карточки.)

Карточка № 1, списать вставить пропущенные буквы, графически обозначив орфограмму "и-ы после ц"

Ц_ган, ц_ферблат, ц_ркуль, конституц_я, делегац_я, администрац_я, ц_тата, ж_лудь, ц_кнуть, ц_трусовые, коллекц_я, ш_рох, иллюминац_я.

Карточка №2, списать вставить пропущенные буквы, графически обозначив орфограмму "и-ы после ц"

Ц_вилизац:я, ш_пот, сестриц_н, птиц_, ресниц_, троиц_н, круглолиц_й, демонстрац_я, цариц_н, авиац_я, аппликац_я, ц_плёнок, ц_нга.

    Работа в парах. (Вписывают в листочки буквы и готовятся отвечать)

Спросить у учительницы, белая акация, новый мотоцикл, красочная иллюминация (Декоративное освещение по случаю какого-л. торжества улиц, зданий и т.п.), душистый нарцисс, встать на цыпочки, черепаший панцирь, пушистый цыпленок, цирковое представление, цыганский табор, строительство гостиницы, куцый хвост, сестрицын платок, громко цыкнуть.

    Итог урока.

    С какой орфограммой познакомились на уроке?

    Что нам надо запомнить?

    Домашнее задание.

Параграф 43(теория), №432, 433.