Оформление осаго с 1 января года. Возмещение убытков деньгами положено в таких случаях


Многие уже слышали о том, что должны вступить в силу , но какие именно и чего они коснулись, знает далеко не каждый. Постараемся более подробно разобраться с ожидаемыми нововведениями, которые в принципе нельзя назвать кардинальной сменой системы, скорее они носят несущественный характер. Уже весной все изменения наберут силы, так что лучше получить информацию заранее. Одним из наиболее значимых нововведений является необходимость выдачи электронных полисов для всех страховых организаций.

Для того чтобы иметь право на эксплуатацию транспортных средств, передвигаться по дорогам города на них, каждый гражданин обязательно должен заключить соглашение по страхованию и получить полис ОСАГО. Это необходимо для того, чтобы страховая компания могла оказать посильную поддержку своего клиента в случае дорожно-транспортных происшествий, инициатором которого он являлся. Федеральное законодательство регламентирует гражданскую ответственность для всех водителей транспорта, и говорит о необходимости иметь страховку каждому из них. Но сотрудники страховых служб утверждают, что далеко не все нюансы прописаны в нормативных актах, и некоторые ситуации все еще имеют неоднозначные решения. Это и становится основанием для ежегодных корректив, которые вносят власти с целью совершенствования системы. Итак, какие же изменения ОСАГО с 1 января 2017 года ожидали нас в новом году?

Приобретение полиса через интернет.

На самом деле о такой возможности позаботились еще два года назад, ведь страховым компаниям намного проще найти клиентов через всемирную паутину, для чего большинство из них уже создали свои сайты. Но все еще оставались консервативные фирмы, которые оформляли документы только при посещении офиса. Так вот, с этого года абсолютно все фирмы, предоставляющие услуги по страхованию, должны будут поддерживать онлайн режим.

Прежде чем принимать такое решение, аналитики не раз анализировали ситуацию и отрабатывали варианты решения проблем с обслуживанием граждан в онлайн режиме, ведь многие люди жаловались на техническую оснастку системы. Были не раз замечены проблемы с функционированием интернет сервиса и изменения ОСАГО с 1 января 2017 года должны решить многие из них. Ведь теперь компания не может оставить неработающий сайт – он стал необходим по требованиям законодательства. Даже если сайт не функционирует нормально, сотрудники страховых фирм должны будут путем использования электронного почтового ящика обслуживать граждан.

Кроме этого остро стоял вопрос с получением зеленого полиса о подтверждении страховки, которую граждане приобретали в сети. Но и эти вопросы компании непременно должны решить до весны этого года. Если возникнет острая необходимость в таком полисе, то граждане смогут обращаться за бесплатным бумажным бланком в офисы компании. Есть возможность получения документа почтовым письмом, но за пересылку бумаг придется заплатить самому клиенту. Квитанция или чек об оплате услуг почты является отдельным документам, и затраты на саму страховку оформляются отдельно.

Смысл выдачи полисов заключается в стремлении минимизировать мошенничество со стороны страховых компаний, которые зачастую включают в оплату дополнительные услуги, без которых гражданин мог обойтись. Это всем известная схема, которой в прошлом году активно пользовались практически все участники страхового бизнеса. Самым распространенным оправданием необходимости внести дополнительные средства был дефицит бланков, поэтому желающие не тратить лишние деньги вынуждены были месяцами стоять в очереди, которые страховые компании создавали искусственно.


Но возможность оформить полис ОСАГО-ОНЛАЙН резко прекратила такого рода махинации. Если в прошлом году этот сервис практиковали далеко не все регионы, то с 2017 году это изменится, ведь необходимость данного вида обслуживания доказала спрос на услугу среди населения. Если только говорить о тех областях, где компании все-таки обязали организовать качественное онлайн обслуживание, то воспользовались этим сервисом десятки тысяч жителей.

Если еще тогда данная разновидность обслуживания предлагалась во внедрение на добровольных основаниях, то теперь возможность получить полис ОСАГО-ОНЛАЙН будет в каждой организации. Любая контора, которая нарушит требования государства по этому вопросу, не только столкнется со штрафными санкциями, но и рискует потерять лицензию. Так что теперь полис ОСАГО-ОНЛАЙН вам выдаст любая фирма в вашем регионе.

Замена денежной выплаты по страховке на ремонтные работы.

Теперь страховщику не будут выплачивать деньги за какие-либо страховые случаи ОСАГО – ему предложат бесплатный ремонт пострадавшего транспортного средства. Данное нововведение в принципе не стало уж слишком большим сюрпризом для автомобилистов, это довольно ожидаемые изменения, но, тем не менее, они кардинально скажутся на самом порядке сотрудничества между гражданами и страховыми фирмами. Данный закон начнет функционировать с весны этого года, а сейчас он находится на стадии прохождения первого чтения.

Данные изменения ОСАГО повлекут за собой иной принцип сотрудничества страховщиков и граждан, как уже было сказано раньше. Водитель, как и прежде, после дорожно-транспортного происшествия может обратиться к своим страховщикам, предъявив полис, после того, как все необходимые бумаги о факте происшествия будут оформлены. Но страховая компания на основании осмотра повреждений транспортного средства, вместо денег будет представлять клиенту документ, позволяющий получить бесплатные ремонтные работы.

Выбор сервиса, который будет ремонтировать транспортное средство, осуществляет фирма страховщик, а не водитель. Это позволит избавить организации по страхованию от откатов со стороны клиентов, путем использования договоренности с мастерами.

В прошлом году некоторые продавцы автомобилей предлагали внести поправку в законопроект, в которой все водители машин со сроком использования меньше трех лет, должны были бы обращаться лишь в дилерские автомобильные центры. Но эти изменения ОСАГО не были приняты и одобрены, так как такой сервис страховые компании просто не смогли бы покрыть в плане материальных расходов. Ведь известно, что ремонтные работы в сервисных центрах дилеров стоят значительно дороже.

Положительный момент в том, что замена материальных выплат ремонтными работами оплачивается страховщиками независимо от степени износа автомобиля, ведь этот ремонт является вынужденным. Это своего рода уступка страховых компаний, на которую они вынуждены были согласиться ради принятия закона.

Кроме этого, с каждым годом возрастало количество мошенников, которые перекупали долги и выполняли иные сомнительные операции. Изменение ОСАГО касательно замены выплат на ремонтные работы значительно сократит их количество, но для адвокатов по транспортным авариям появится иная ниша. Это касается жалоб по вопросам сервисного обслуживания авто, некачественных работ, морального ущерба, что, естественно, приведет к требованиям материальной компенсации.

Учитывая тот факт, что качественные работ предоставляет далеко не каждое СТО, клиентам действительно следует внимательно осматривать транспортное средство после ремонтных работ. Наверняка, страховщики будут заинтересованы в минимизации стоимости ремонта, а дешевые услуги в большинстве случаев не являются качественными. Если же будут выявлены недостатки в ремонте авто, граждане смело могут обращаться к адвокатам и требовать у компании возмещения ущерба.

На данный момент судебные споры касательно ремонтных работ, которые предоставляют страховые компании, не являлись частыми на территории нашей страны. Но это обоснованно тем, что водители сами стремятся сделать ремонт как можно дешевле, чтобы не тратить всю страховку на него, а оставить какие-то средства и на личные расходы. Поэтому некачественная починка является их прямой виной. Но так как ОСАГО с 1 января 2017 года будет гарантировать лишь проведение ремонта, а не выплату средств. то наверняка количество недовольных клиентов подскочит в разы.

Власти сейчас продолжают работать над совершенствованием законов о страховании, обсуждается ряд исключительных ситуаций, которые будут приниматься в случае замены денег на ремонтные работы. Возможно, будут внесены изменения ОСАГО , которые предполагают ряд случаев, позволяющих водителям получить-таки материальные выплаты. К ним относятся:

  • Дорожно-транспортное происшествие привело к полному уничтожению машины, и она не полежит ремонту;
  • Цена починки авто и необходимых комплектующих превышает страховую выплату, а водитель отказывается от вложения части собственных средств в ремонтные работы. Стандартная страховая выплата – четыреста тысяч, но сумма может колебаться в зависимости от договора и условий сотрудничества;
  • Когда подписывается соглашение между водителем и страховщиком, оговаривается сервисный центр, который в случае аварии будет заниматься починкой транспортного средства. Если фирма не может предоставить услуги оговоренной службы, гражданин имеет право затребовать деньги вместо ремонтных работ;
  • Банк России устанавливает определенные рамки для страховых контор касательно починки авто клиентов, и если у страховщиков нет возможности уложиться и выполнить ремонт согласно требованиям, то они могут выплатить гражданину денежную компенсацию;
  • Клиент отказался от ремонта, выбирая компенсацию, в виду каких-либо обстоятельств, и это было одобрено специальной комиссией;
  • Между водителем и фирмой было заключено письменное соглашение о сумме выплаты, которой будет достаточно на ремонтные работы самим владельцем, и он готов этим заниматься.

Данные о водителях, получивших полис ОСАГО ОНЛАЙН.

Помимо внедрения обязательного онлайн сервиса, появилась еще одна важная особенность в данной сфере обслуживания. Изменения ОСАГО позволили страховым фирмам использовать и регрессные требования с целью вернуть выплаченные клиенту материальные средства в случае предоставления им неверных сведений в момент составления соглашения об обязательном страховании. Так как ОСАГО с 1 января 2017 года любая фирма обязана выдавать через интернет, им необходимо себя обезопасить, и возмещение ущерба в случае получения от клиента ложной информации в этом поможет.

Речь идет о тех ситуациях, в которых неточная или ложная информация будет становиться причиной сокращения размеров страховых премий. Допустим, если автомобилист даст ложную информацию касательно региона проживания или технических характеристик транспортного средства. Так что после того как наступит страховой случай, сотрудники компании в первую очередь будут осуществлять проверку всех сведений, которые сообщил о себе гражданин. Если обнаружиться неточность, то страховщики в полном объеме смогут затребовать возврат материальных средств.

С одной стороны, это поможет обезопасить от мошенничества страховые конторы, но с другой – они сами могут использовать данный закон в недобросовестных целях. Изменения ОСАГО дадут возможность страховщикам намерено указывать ложный коэффициент или сведения, рассчитывая, что клиент просто не заметит неточность, а впредь на ее основании отказать в компенсации страхового случая. Так что, независимо от того, как вы оформили документы – в онлайн режиме или лично посетили контору, обязательно проверьте все сведения, которые сотрудники фирмы указали в выданном вам полисе.

Изменения ОСАГО с 1 января 2017 года коснулись и проблемы разглашения информационных данных. Именно в этом году начнет функционировать новая система по взаимодействию между ведомствами, которая станет единой. Именно здесь будут дублироваться все сведения, которые клиент страховой службы предоставит о себе сотрудникам. Естественно, граждане имеют право на извлечение этой информации, но только с целью проверки сведений, которые требует переоформление страховок. Со временем все больше предприятий и ведомственных структур будут подключены к данному сервису, поэтому гражданам следует быть готовыми к тому, что сведения о них станут менее скрытыми.

ОСАГО с 1 января 2017 года – основные вопросы граждан.

Когда страховщик оценивает повреждения?

По новым правилам, если имело место соглашение между гражданином и страховщиком, то оно по умолчанию предполагает обязательный осмотр транспортного средства сразу же после того, как произошла авария. Это позволит минимизировать право юриста на независимое оценивание и выставление счета, который не имеет подтверждения у экспертов страховой конторы. Ведь каждая такая ситуация разбирается в судебном порядке, а это лишние затраты для страховых фирм, и правительство решило поддержать их в этом направлении.

Какие скидки и надбавки ждут владельцев ОСАГО?

С первого числа этого года власти ввели новую систему по начислению надбавки и скидки владельцам полисов. Теперь коэффициент КБМ будет рассчитываться не относительно машины, а относительно только ее владельца. Применение КБМ и к машине, и к ее владельцу становилось причиной переплат практически для одной пятой граждан. Теперь для всех эти надбавки и скидки будут индивидуальными.

Как действует классификация убыточности владельцев авто?

В действие вступают тринадцать различных классов и класс М, к которому относятся граждане, вызывающие частые аварийные ситуации из-за несоблюдения правил. Этому классу присвоен коэффициент 2.45, а, значит, оформление полиса будет им стоить в два с половиной раза дороже, чем остальным владельцам машин. Если гражданин ездил десять лет за рулем и ни разу не попадал в дорожно-транспортные происшествия, то он может получить пятидесятипроцентную скидку.

Сильно ли повыситься стоимость ОСАГО в этом году?

Теперь в процессе вписывания в страховку, водители не будут терять те коэффициенты, которыми обладают, это позволит многим сэкономить от двух до пяти процентов от стоимости ОСАГО. ТО есть если гражданин вписал себя в страховые документы, ему не придется использовать среднее арифметическое значение нескольких показателей, он останется при своем КБМ. Но возрастет стоимость страховки для тех, кто захочет указать в документах несколько человек. Подорожание коснется около четырнадцати процентов водителей.

Каролина Емельянова

Москва. 1 января. сайт - С 1 января 2017 года в силу вступили поправки в закон об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО), согласно которым страховые компании обязаны обеспечить возможность заключения электронных договоров ОСАГО с каждым обратившимся лицом.

Закон был принят Госдумой 10 июня 2016 года под названием "О внесении изменений в федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

После заключения договора ОСАГО в электронном виде страховщик направляет клиенту по электронной почте страховой полис и размещает его в личном кабинете автовладельца на сайте страховой компании. Личный кабинет также может быть использован страхователем для внесения изменений в договор страхования, если в течение срока его действия изменились сведения, указанные ранее в заявлении о заключении договора.

Сам е-полис можно распечатать и возить с собой. Сотрудники ГИБДД могут удостовериться в том, что автовладелец действительно застрахован, запросив информацию по выделенному каналу или с помощью базы АИС РСА. При желании страхователь сможет получить полис на привычном ему бланке ОСАГО (бланке строгой отчетности).

Согласно указаниям ЦБ РФ, которые также вступили в силу с начала года, суммарная длительность перерыва в работе сайта страховщика не должна превышать 30 минут в сутки. При необходимости проведения плановых технических работ страховая компания обязана разместить не менее чем за сутки до их начала на главной странице своего сайта уведомление с указанием даты и времени их окончания. Такие работы страховщики смогут проводить не чаще одного раза в месяц в период с 22:00 до 8:00 по московскому времени.

В свою очередь, Российский союз автостраховщиков (РСА) обеспечит бесперебойную работу системы. Если из-за технических причин страховщик не может заключить электронный договор с клиентом, потребитель перенаправляется на сайт другого страховщика, который будет предложен случайным выбором по номеру паспорта транспортного средства (ПТС). Аналогичный порядок "взаимовыручки" применяется в настоящее время при организации системы продаж через единого агента РСА обычных бумажных полисов ОСАГО. В ротации используются полисы всех страховщиков, имеющих соответствующую лицензию. О фактах нарушения работы сайтов страховщики и РСА обязаны информировать Банк России.

Кроме того, закон ужесточает ответственность страховщиков при заключении договора обязательного автострахования и ответственность автовладельцев за предоставление страховщикам недостоверных данных. Так, если предоставление страхователем недостоверных сведений при заключении договора привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии, "страховщик имеет право предъявить регрессное требование в размере произведенной страховой выплаты к страхователю (. . .) при наступлении страхового случая, а также взыскать с него в установленном порядке денежные средства (. . .) вне зависимости от наступления страхового случая", говорится в документе.

Закон также регламентирует срок действия установленных Банком России предельных размеров базовых ставок страховых тарифов и коэффициентов страховых тарифов - срок действия "не может быть менее одного года". Также увеличивается срок повторного рассмотрения дела о выплате страховщиком возмещения - с 5 до 10 рабочих дней.

Ряд компаний уже начали продажи е-ОСАГО с 1 июля 2015 года в добровольном порядке. Так, по данным РСА, с момента старта добровольных продаж, было продано 375 тыс. е-полисов.

4 июля вступил в силу закон, который внес несколько существенных изменений, касающихся ОСАГО (Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 214-ФЗ " "; далее – Закон № 214-ФЗ). Рассмотрим эти нововведения подробнее и разберемся, могут ли у страховщиков и страхователей возникнуть какие-либо сложности в процессе реализации новых требований.

К каким переменам готовиться?

Говоря о вносимых законом изменениях, прежде всего стоит отметить обязанность, которую возложили на всех страховщиков, – начиная со следующего года они должны продавать электронные полисы каждому страхователю, выразившему такое желание (). В настоящий момент, напомним, оформлять страховые полисы ОСАГО в электронном виде – лишь .

Вместе с тем новый закон обязывает страховщиков обеспечивать бесперебойность и непрерывность функционирования их официальных сайтов (). Любой желающий должен иметь возможность зайти на сайт страховщика и оформить электронный полис ОСАГО. Обо всех рисках, которые могут нарушить функционирование сайта, страховщик обязан информировать Банк России.

О том, может ли потерпевший после получения согласованной страховой выплаты требовать от страховщика перечислить ему денежную сумму в большем размере и в каком случае, узнайте в материале "Порядок определения размера убытков, подлежащих возмещению в рамках ОСАГО в случае причинения вреда имуществу потерпевшего. Независимая техническая экспертиза и независимая экспертиза (оценка)" в Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Также был расширен перечень оснований, дающих страховщику право обратиться к страхователю с (). С 1 января 2017 года к их числу будет также относиться предоставление страхователем при заключении договора ОСАГО в электронном виде недостоверных сведений, которые позволили необоснованно снизить размер страховой премии. При этом страховщик помимо предъявления к страхователю регрессных требований в размере произведенной страховой выплаты при наступлении страхового случая также вправе взыскать с него денежные средства в размере неосновательно сбереженной суммы вне зависимости от наступления страхового случая ().

Кроме того, законом изменен порядок осуществления страховых выплат. Результаты самостоятельно организованной потерпевшим независимой технической экспертизы не будут учитываться при определении размера страховой выплаты, если он не представил свой поврежденный автомобиль для осмотра и экспертизы страховщику. В этом случае страховщик вправе вернуть представленное потерпевшим заявление о страховой выплате без рассмотрения ().

Все эти положения вступят в силу в январе следующего года.

Электронный полис и техническая экспертиза: нарушают ли нововведения в законе об ОСАГО права страхователя?

Из предусмотренных нововведений можно выделить два наиболее существенных:

  • обязательное оформление электронного полиса ОСАГО по желанию страхователя;
  • признание результатов самостоятельно проведенной потерпевшим независимой технической экспертизы автомобиля недействительными.

Каждое из этих положений вызывает немало дискуссий со стороны экспертного сообщества.

Так, продажа полисов в электронном виде оценивается как явное преимущество для страхователей. "Стоит вспомнить одни только многодневные очереди за полисами ОСАГО в регионах да еще и с навязанными страховками в придачу", – отмечает управляющий партнер компании "Антистраховщик", руководитель портала "Антистраховщик.рф" Илья Афанасьев . А вот страховщикам, по его мнению, введение такого порядка, напротив, невыгодно: "Так они не смогут поддерживать искусственный дефицит полисов ОСАГО".

Президент Всероссийского союза страховщиков и РСА Игорь Юргенс также существенную проблему, связанную с реализацией данного требования. Но связана она с другим: "Такая обязанность для компании означает, что нужно войти в систему ФМС России для того, чтобы корректно применить региональный коэффициент. А чтобы установить правильный КБМ, надо знать стаж водителя и другую информацию, которой располагает ГИБДД. К их системе тоже должно быть подключение. Нам нужна общая платформа с органами исполнительной власти, а этого нет".

При этом глава экспертного совета по страховому законодательству Госдумы, президент АНО "За справедливые выплаты" убежден, что создать условия для того, чтобы система работала беспроблемно, при желании на то самих страховщиков, вполне возможно, хотя полностью исключить фактор возникновения сбоев вряд ли удастся.

Еще одной проблемой не только для страховщиков, но и для страхователей является повышенный риск мошенничества, связанный с оформлением таких полисов. "За год было продано более 220 тыс. таких полисов. Лидерами по продажам электронных полисов стали Краснодарский край, Ростовская и Волгоградская области, регионы с самым высоким уровнем преступности. Мошенники скупают эти полисы, под различными предлогами заполняют их от имени страхователей, требуя затем передать им права требования", – возмущается Юргенс. Речь идет о лицах, которые сначала обещают помочь в заполнении электронного полиса ОСАГО, а затем настаивают на оформлении по этому договору. По словам эксперта, около 10 млрд руб. в год теряет страховой рынок от действий таких мошенников. С этой проблемой также необходимо будет разобраться до того, как оформление электронных полисов станет обязанностью страховщиков.

Вместе с тем Александр Коваль подчеркивает, что для самого страхователя возможность получить электронный полис – это право, и при желании он может затем получить полис на бланке в офисе у страховщика или по почте.

Что касается недействительности результатов проведенной потерпевшим независимой экспертизы, специалисты связывают появление этого нововведения в первую очередь со злоупотреблениями со стороны автоюристов. "Представителей страховых компаний приглашают на осмотр поврежденной машины телеграммами, и в результате страховщики не успевают приехать или, как они утверждают, приезжают на место, где вообще нет поврежденного автомобиля", – комментирует Илья Афанасьев. Солидарен с ним и Александр Коваль: "Страховщиками неоднократно приводились примеры, когда страховые компании по почте получали пакет документов на выплату, при вскрытии которого выяснялось, что в нем, например, чистые листы. Тем не менее, после факта отправки пакета, у потерпевшего и/или его юриста появлялась законная возможность подать иск в суд, так как закон требует до подачи иска обратиться с требованием о выплате к страховщику". Однако каких-либо доказательств подобных злоупотреблений и статистики, отмечают эксперты, общественности представлено не было.

С одной стороны, Коваль находит предусмотренное новым законом требование объективным – страховщик должен осмотреть поврежденный автомобиль для того, чтобы убедиться в самом факте ДТП, характере повреждений, оценить стоимость ремонта, необходимость замены деталей и т. д. Но с другой стороны, он отмечает, что такое право было у страховщика и до принятия изменений.

МНЕНИЕ

Александр Коваль, глава экспертного совета по страховому законодательству Госдумы, президент АНО "За справедливые выплаты"

"У потерпевшего было право после направления пакета документов на выплату в страховую компания подождать пять дней и самому организовать независимую экспертизу. А затем, уведомив страховщика, через пять дней направить иск в суд. Новые изменения устанавливают совершенно другой порядок, значительно усложняя его для потерпевших в ДТП автомобилистов – теперь в соответствии с принятыми изменениями потерпевшему придется направлять заявления с приложенными документами страховщику и дожидаться от него согласования даты осмотра автомобиля и/или независимой технической экспертизы. И только после этого он может попытаться получить выплату или мотивированный отказ".

В результате эксперт приходит к неутешительному выводу о том, что внесенные законом изменения направлены исключительно на защиту интересов страховщиков. "Без помощи квалифицированных юристов получение страховых выплат становится все сложнее", – заключает он.

Реализация данного требования, по убеждению Афанасьева, приведет лишь к затягиванию : "Согласование времени, места и даты осмотра для страховщиков – дело непростое и весьма ответственное, поэтому даты осмотров, я просто в этом уверен, будут назначаться на самой дальней границе временной "вилки". Тогда, когда это будет удобно страховщикам". Таким образом, ущемление прав водителей в данной ситуации, убежден эксперт, просто очевидно. "Пострадают от этого в первую очередь те водители, которым необходимо как можно скорее отремонтировать автомобиль, который, как это часто бывает, является средством заработка для семьи", – продолжает он.

Таким образом, намерения законодателя вполне можно считать благими – во-первых, представленный закон призван повысить уровень оказания страховых услуг, обеспечив возможность приобретать полисы удаленно в электронном виде, а во-вторых, он стремиться минимизировать злоупотребления со стороны недобросовестных автоюристов при проведении независимой технической экспертизы. Тем не менее успешная реализация этих нововведений зависит от целого ряда обстоятельств, среди которых налаживание взаимодействия между страховщиками и органами исполнительной власти в части создания и усовершенствования базы для выдачи электронных полисов ОСАГО, отслеживание и минимизация случаев мошенничества при оформлении полисов в электронном виде, ускорение процедуры технического осмотра поврежденного автомобиля со стороны страховых компаний и др. Как в итоге будет работать новый закон, не споткнутся ли страхователи и страховщики об обозначенные экспертами подводные камни, мы узнаем уже в следующем году.

Закон «Об ОСАГО» с 1 января 2017 года претерпит кардинальные изменения. Кратко охарактеризовать поправки можно следующим образом: государство усиливает контроль над рынком автострахования и «закручивает гайки». Это кажется правильным – коль уж российские автомобилисты вынуждены покупать страховку в обязательном порядке, нельзя допускать произвола автостраховщиков. Новый закон также считается направленным против автоюристов , которые часто играют роль антагонистов страховых компаний, но заботятся вовсе не о справедливости, а о собственном доходе.

Электронные полисы – теперь обязательны?

Весной 2016 года глава ЦБ Э. Набиуллина выступила с просьбой к депутатам Госдумы – она попросила ускорить разработку закона, обязующего страховщиков продавать электронные полисы ОСАГО . Мотивировала она статистикой: на момент её выступления было реализовано всего 190 тыс. полисов обязательного автострахования. Набиуллина утверждала, что это запредельно мало, и низкую популярность ОСАГО объясняла недоступностью продукта – мол, автомобилистам просто лень искать офис. По её мнению, если обязать страховщиков позаботиться о том, чтобы полисы можно было купить через интернет, за ОСАГО выстроятся очереди в киберпространстве.

Вообще-то аргументация довольно сомнительная. Набиуллиной стоило поискать причину в высокой стоимости топлива, в низком уровне жизни граждан, в возмутительном качестве дорог – «благодаря» описанному, граждане всё чаще отказываются от личного автотранспорта и пересаживаются на маршрутки и электрички. Даже хамство и беспринципность страховщиков выглядят более разумными причинами, почему россияне «бунтуют» против ОСАГО – ведь водитель, ставший жертвой в ДТП, не может быть уверен в получении положенных денег. Однако Набиуллина нашла проблему именно в интернете. Объяснили ли ей, что значительная доля российских водителей (особенно в возрасте за 40) – люди крайне консервативные, предпочитающие живое общение мышке и монитору?

Напротив, ей вняли. Теперь каждый автостраховщик будет обязан продавать так называемые e -полисы, и это главное изменение ОСАГО с 1 января 2017 года. Сферу электронного страхования государство взяло под жёсткий контроль – новые правила ОСАГО с 1 января 2017 года предписывают страховщикам внимательно следить за состоянием своих сайтов и в случае технических неполадок сразу направлять «весточку» в Центробанк. Надзор за реализацией электронных полисов возложен на Российский Союз Автомобилистов (РСА) – именно в эту организацию нужно жаловаться водителям, обиженным страховыми компаниями. Страховщик, который ответит отказом клиенту на требование продать полис онлайн, будет оштрафован на 300 тыс. рублей.

При этом закон не требует, чтобы у автостраховщика был электронный сервис для реализации полисов и вообще сайт. Страховщик вправе продавать ОСАГО и по электронной почте, как это делали небольшие компании в 2016-м году.

Рядовой автомобилист от такой реформы много не приобретёт, но и не потеряет ничего. Перенести расходы на создание интернет-сервисов на плечи страхователей компании не смогут – стоимость ОСАГО с 1 января 2017 года останется прежней, и устанавливает её государство. Это одна из причин, по которым сами страховщики относятся к поправкам в законе «Об ОСАГО» крайне скептически. Для них развитие Интернет-торговли – дополнительные расходы, не дающие возможности рассчитывать на прирост прибыли. На словах страховщики объясняют свой скепсис техническими затруднениями – по мнению представителей страховых компаний, на то, чтобы создать и протестировать сервис по продаже e -полисов, уйдёт несколько месяцев, и к Новому году ничего толком подготовить не удастся.

О чём говорят другие поправки?

Наделение страховщиков обязанностью продавать e -полисы – не единственная реформа в ОСАГО с 1 января 2017 года. Есть и другие.

    Приоритет ремонта перед выплатой. С 2017 года большинство водителей, попавших в ДТП, станет получать от страховой направление в СТО для восстановления автомобиля – деньги будут предлагаться только в крайнем случае. Именно эта поправка и снискала славу как направленная против деятельности автоюристов. Предоставлять авто независимому эксперту до того, как машину осмотрит страховщик, станет незаконно. Напомним, одна из самых популярных среди автоюристов схем строилась именно на том, что водитель, попавший в ДТП, сразу шёл к независимым экспертам, а затем обращался в суд и за счёт квалифицированной юридической помощи выигрывал его. Адвокатская контора, конечно же, оказывалась «в доле».

    Повышение лимита выплаты по европротоколу. Согласно поправкам в ОСАГО, с 1 января 2017 года лимит составит 100 тыс. рублей. Прежний предел – в 50 тыс. рублей – уже давно утратил актуальность.

Обратите внимание: о повышении лимита для Москвы и Петербурга (который составляет 400 тыс. рублей) речи пока не идёт.

    Регресс. В статье 14 ФЗ «Об ОСАГО» появилось любопытное дополнение. Согласно ему, предоставление страхователем недостоверных сведений, которые привели к снижению размера страховой премии – это основание для страховщика потребовать у страхователя полную стоимость ОСАГО, оформленного корректно, плюс сумму, которую страховщик уже выплатил пострадавшему в дорожной аварии.

Автомобильные эксперты прогнозируют рост злоупотреблений со стороны страховщиков в связи с этой поправкой. Действительно, чего стоит страховщику продать полис с ошибкой, а потом заставить виновника самостоятельно возместить ущерб, нанесённый пострадавшему?

    Возможность получать данные (в том числе по КБМ) напрямую из РСА. Прежде запрос можно было осуществлять только при посредничестве страховой компании.

Новые бланки ОСАГО – уже есть?

Появление новых бланков ОСАГО с 1 января 2017 года новостью не станет. На конец 2016 года они уже «в ходу», просто одномоментную замену полисов законодатели решили не производить. Те, кому «посчастливилось» приобрести ОСАГО после 1 июля 2016 года, получили бланки розового цвета, прочие автомобилисты пока ходят с зелёными. Главная цель этой реформы – борьба с мошенничеством и снижение количества поддельных полисов ОСАГО на рынке. По словам представителей РСА, чтобы подделать новый бланк страховки, мошенникам понадобится не менее 2-х лет.

Чем отличаются розовые бланки помимо цвета?

    Есть обязательное поле, в котором прописывается коэффициент бонус-малус. Раньше автомобилист указывал эту информацию в «прочих отметках».

Сотрудниками РСА отмечается, что редизайн никоим образом не повлияет на цену полисов, хотя ЦБ и имеет право повысить их стоимость с Нового года. Последний раз цена «автогражданки» пересматривалась ещё весной 2015-го.

Какие поправки не были приняты?

Изменения, вступающие в силу с 2017-го – лишь часть реформ, которые предполагалось произвести. В закон «Об ОСАГО» с 1 января 2017 года не были внесены поправки касаемо:

    Классификации полисов на три категории (от «Эконом» до «Премиум»).

    Возможности оформления долгосрочного полиса (на 3 года).

    Повышения величины штрафа за отсутствие ОСАГО (ходили слухи, что этот штраф может быть увеличен десятикратно – с 800 рублей до 8 тыс. рублей).

От описанных поправок не отказались насовсем. Велика вероятность, что со временем они также будут одобрены. В частности, введение нового, 10-го повышающего коэффициента для злостных нарушителей ПДД – инициатива Министерства финансов, которая не была принята потому, что не получила поддержки от РСА. Однако даже в самом Союзе автомобилистов отмечают, что появление этого коэффициента – лишь дело времени.

С 1 января 2017 года все страховые компании будут обязаны оформлять электронные полисы ОСАГО. При этом традиционный очный способ заключения договора также действует.
11 июня 2016 года Госдума сразу во втором и третьем чтениях приняла соответствующие поправки в закон об ОСАГО. С 1 января 2017 года электронный полис ОСАГО становится обязательным для всех страховых компаний.

В случае, если оформление электронного полиса ОСАГО будет невозможным из-за проблем с сайтом или технических неполадок (как это происходит на сегодняшний момент ), страховые компании обяжут незамедлительно информировать об этом Центробанк РФ.

Также ЦБ РФ установил штраф в размере 300 тысяч рублей для тех компаний, которые не обеспечат возможность оформить полис ОСАГО онлайн.

Но также новый закон ужесточает ответственность покупателей электронных полисов. Если по какой-то причине клиент указал неверные данные (хотя как при этом пройти проверку по базе РСА?) и стоимость страховки получилась меньше, чем положено, то страховая компания может регрессом взыскать с клиентом всю выплату пострадавшему (если был страховой случай) или разницу между «нормальной ценой» и «заниженной» (если выплат не было).

Однако, сами страховщики уже сейчас скептически относятся к этому нововведению. По их словам, с 1 января 2017 года у многих компаний система не сможет адекватно работать с большим числом заявок. На то, чтобы наладить электронный полис ОСАГО, может уйти несколько месяцев.

От себя скажем, что компаниям на сегодняшний день совсем не выгодно выписывать электронные полиса ОСАГО, т.к. они теряют возможность втюхать свои дополнительные, совсем ненужные услуги страхования.

К тому же у страховых в последние пол года появилась новая тенденция требовать автомобиль к осмотру и фотографированию при страхование ОСАГО в целях безопасности от мошенников. Все бы хорошо, но предъявить ТС к осмотру когда на автомобиле уже просрочен полис ОСАГО и нужно на нем куда то ехать без страховки что бы предъявить страховому агенту, я думаю мало кто захочет.

Интересно как они видят будущею фильтрацию страхователей. Если раньше за счет своих агентов, компании выставляли свои требования кого можно страховать, а кого нет (когда л.с. меньше 101. Страхователь или владелец из Мурманска, Иваново, Краснодара либо просто прописка не в СПб. Кбм 1,0. марка авто Российского производства) Многие же сталкивались когда им было отказано в оформлении или навешено куча доп. услуг при обращении к страховому агенту. И страхователь был вынужден обращаться в главный офис компании где можно отстоять огромную очередь что бы получить этот не дешевый полис ОСАГО.

Ну и в последнею очередь магу сказать, что у многих не честных автолюбителей все же появиться желания обмануть электронную систему оформления ради выгоды и занижения полиса либо что бы упростить себе задачу оформления когда страхователь не является владельцем, а владелец где то очень далеко.