Был ли Ленин гением? Жизнь Ленина: что мы знаем о Ленине. Штрихи к портрету

Как диаметрально ни менялось отношение к Ленину, многие по-прежнему убеждены в его гениальности, только если раньше считали его добрым гением, теперь чаще — злым. Федор Гайда, кандидат исторических наук, доцент МГУ, лауреат первой премии фонда памяти митрополита Макария (Булгакова) в номинации «История России» за 2005 год, в принципе сомневается в его гениальности.

— Еще с советских времен принято считать, что Владимир Ильич Ленин — огромная фигура не только в отечественной, но и в мировой истории. Гений! Потом эта идея в умах русской интеллигенции трансформировалась, но всё равно считается, что он гений, только теперь со знаком минус. Мне с этим сложно согласиться. Не вижу я в нем особой гениальности. Можно, конечно, сказать, что гений и злодейство несовместимы, но дело даже не в этом, а в том, что если посмотреть на современников Ленина, то они не выпячивали как-то гениальность Ильича, их привлекали (или отталкивали) другие его особенности.

Давайте разберемся. Ленин действительно благодаря определенным своим талантам и, в первую очередь, благодаря фанатизму, способности пожертвовать всем ради политической борьбы становится лидером одного из течений российской социал-демократии — большевизма. Никто его лидерство не оспаривал, не противоборствовал ему. Но что это означает?

Да, это одна из партий, которая находилась в общем подполье в России, почти всё время до 1917 года лидеры партии находились в вынужденной эмиграции. Партия эта до Февральской революции не имела никаких шансов на успех в России, это прекрасно понимали все, в том числе и лидеры большевистской партии. У них были определенные надежды во время революции 1905 года, но эти надежды быстро сошли на нет и, как известно, в начале 1917 года (за месяц до Февральской революции!) Ленин, выступая перед швейцарской социал-демократической молодежью, говорил: наше поколение до революции не доживет, мы передаем вам эстафету.

Иногда в интеллигентских кругах говорят, что Николай II был слишком либерален, пощадил Ленина, а если бы устроил спецоперацию, устранил его, всё в России было бы хорошо. Но дело в том, что российская полиция, борясь с революционными кружками, последнее, что бы сделала — это устранила Ленина. Такая задача никогда не ставилась, большевиков всегда воспринимали как силу абсолютно деструктивную в революционном движении. Если все революционеры так или иначе стремились объединиться в борьбе против самодержавия, то большевики были единственной силой, которая старалась всё движение расколоть. И у полиции были инструкции большевиков арестовывать последними, потому что они работают на раскол и тем самым становятся своеобразными союзниками полиции. Фактически они выступают как провокаторы.

Но произошла Февральская революция, и она создала совершенно новую политическую реальность. Революция произошла во время мировой войны, когда социально-экономические условия в стране, естественно, ухудшились. Сама ситуация провоцирует катастрофу, провоцирует усиление социальной конфликтности и толкает большинство населения к наиболее радикальным лозунгам. В результате власть действительно попадает в руки большевиков. Она, как тогда, в 1917 году говорили, лежит на улице, и всякий, кто решится, может взять ее в свои руки.

В той тяжелой ситуации ни одна политическая сила не хотела брать власть, то есть брать ответственность за судьбу страны. Кто смог взять? Те, кому на самом деле на страну было наплевать, для кого власть — не ответственность, Россия — не пространство, которое надо обустроить, а отправная точка, из которой возгорится пожар мировой революции. А для этого нужно было фанатично, невзирая ни на что, идти вперед.

Ленин так и поступал вплоть до 1921 года, до нэпа. Но к концу гражданской войны стало ясно, что мировой революции не получается, а страна, в которой большевики укрепились, настолько обескровлена, что прежняя политика просто невозможна. И для Ленина наступает время рационального политического выбора: что делать в этой ситуации? А в этой ситуации можно делать только одно: закрепиться и дать стране вновь подышать более-менее свободно, освободить крестьян от продразверстки, дать им спокойно работать, пусть чуть-чуть наберут жирку. А дальше будет видно, что делать.

И в 1921 году Ленин выступает за смену политического курса, но не потому, что он прозрел, что военный коммунизм перестал быть его идеалом. Он остался его идеалом, просто сейчас, в данный момент, осуществлять этот идеал нельзя. А далее проблемы ничуть не уменьшились, Ильич оказывается перед такими проблемами, решить которые он сам и не смог бы. Ведь в 1921 году государственный аппарат молодой Советской республики начинает буквально трещать по швам из-за жуткой коррупции. Те, кто в гражданскую войну махал шашками, в государственном аппарате работать не могут, они не умеют делать ничего, кроме того, что делали в гражданскую войну. То есть умеют только махать шашкой и с помощью маузера выбивать из крестьян зерно.

А кто может работать? Бывшие государственные служащие, представители интеллигенции. Но эти люди работать за идею не привыкли. Жалованье у них небольшое, а тут появились нэпманы, которые сколачивают какие-то капиталы. В результате начинается «замечательный» бартер: власть обменивается на деньги. Возникает замечательная почва для коррупции, и в 1921 году ее масштабы растут в геометрической прогрессии. Непонятно, что делать.

Ленин пытается бороться с этим своими традиционными интеллигентскими способами: создается Рабкрин (рабоче-крестьянская инспекция), которая должна осуществлять чистку государственного аппарата, привлекать в этот самый государственный аппарат сознательных рабочих для контроля над советской бюрократией. Ничего не получается, Ленин в тупике. Он больше ничего не может предложить в качестве альтернативы.

Именно в это время на первых ролях появляется Сталин. Кто такой Сталин до 1921-1922 года? Да, один из важных большевиков, еще до революции он был одним из верных ленинцев. Ленин до революции имел двух таких людей, на которых мог опираться. Один из них — Сталин, который организовывал газету «Правда», но в определенный момент оказался в ссылке и на какое-то время выбыл из политической борьбы. Вторым был Роман Малиновский, который выступал с пламенными революционными речами в Государственной Думе. Все эти речи писались в Департаменте полиции, потому что он был агентом охранного отделения. Но Ленин ему доверял стопроцентно, даже в 1917 году долго не хотел верить, что Малиновский агент. А речи писались в полиции, потому что эти речи как раз работали на раскол революционного движения. Они были совершенно не опасны.

Сталин в начале двадцатых годов начинает выдвигаться на новые роли, он, в отличие от многих большевиков, оказывается хорошим администратором. Точнее, он может курировать административную кадровую работу. Реально ее осуществлял не сам Сталин, у него были помощники: Молотов, Каганович, ряд других. Но Сталин понял, что время пламенной революционной деятельности — махания шашками, митингов — ушло. И он начинает создавать совершенно другую систему.

С 1922 года, когда Сталин становится генеральным секретарем ЦК, начинается мощная (секретная, но мощная!) деятельность по изменению облика партии, а потом и государства. Создается система, которую впоследствии назовут номенклатурной, когда с низов берутся люди, верные партии, государству, выдвигаются на определенные посты, и эту работу осуществляет секретариат ЦК и кадровые отделы на местах. Партия просто меняет свой облик. Потом старой большевистской партии вообще не станет, она, как известно, в процессе чисток будет просто уничтожена. И в этом смысле можно сказать, что коммунисты Сталина разделались с большевиками Ленина.

Таким образом, возникает государство. Не некое пространство, на котором готовится мировая революция, а государство с очень жесткой централизованной структурой, которое уже не готовится к мощному внешнему выплеску и хоть и говорит о мировой революции, но мировая революция понимается уже совсем по-другому — как расширение влияния в мире. В этом смысле при всем уголовном подходе к делу Сталин, конечно, государственник. Он, в общем, не революционер, а кадровик, администратор.

Сложно сказать, что было бы с Советской Россией, не появись такой Сталин. Скорее всего, она уже в двадцатые годы и развалилась бы. Развалилась бы из-за коррупции, неустроенности, непрофессионализма администрации. Сталин перестроил ее так, что она просуществовала еще несколько десятилетий. В этом смысле он, конечно, контрреволюционер. Сталинская контрреволюция произошла, и тут Троцкий, конечно, прав: Сталин, будучи верным учеником Ленина, в конечном счете выстроил абсолютно не ленинскую систему. И во многом благодаря этой системе Россия смогла и Вторую мировую войну выдержать. Несмотря на ее, системы, аморальный, кровавый характер.

Федор Гайда

Православие и мир

Подпишитесь на нас

22 апреля 1870 года в городе Симбирске (ныне Ульяновске) родился Владимир Ильич Ленин – создатель большевизма как течения общественно-политической мысли, организатор победоносной Коммунистической партии, возглавившей Великую Октябрьскую социалистическую революцию, основатель Советского социалистического государства, вождь и учитель трудящихся всего мира.

С юношеских лет В.И.Ленин стал убежденным марксистом. Совсем молодым В.И.Ленин написал знаменитую книгу «Что такое „друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?», в которой до конца разоблачил истинное лицо народников как фальшивых «друзей народа», идущих на деле против народа. Каждый последующий теоретический труд В.И.Ленина представлял собой целую эпоху в становлении и развитии марксизма в России и во всем мире, будь то гениальная ленинская работа «Что делать?», «Две тактики социал-демократии в демократической революции», «Империализм, как высшая стадия капитализма». В книге «Государство и революция» В. И. Ленин восстановил искаженные оппортунистами взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса на природу государства, развил учение марксизма о государстве и диктатуре пролетариата. Уже одно это выборочное перечисление показывает суть творческой работы Ленина – дать рабочему классу, партии, аргументированные ответы на самые насущные, самые злободневные вопросы, которые ставила перед марксизмом жизнь, историческое развитие.

В своих работах Ленин выдвинул идею революционного союза рабочих и крестьян как главного средства свержения царизма, помещиков, буржуазии, строительства коммунистического общества, обнажил до корней идейные истоки оппортунизма, поднял на высоту значение марксистской революционной теории, показал роль партии как революционизирующей и руководящей силы стихийного рабочего движения, обосновал коренное марксистское положение, что пролетарская партия есть соединение рабочего движения с социализмом, всесторонне развил идею гегемонии пролетариата в буржуазно-демократической революции.

Изучая империализм, В. И. Ленин открыл закон неравномерности экономического и политического развития капитализма. Исходя из этого закона, он пришёл к выводу, что формула К. Маркса и Ф. Энгельса о возможности победы социализма лишь путём одновременной победы пролетарской революции во всех или в большинстве развитых капиталистических стран уже не соответствует новой исторической обстановке. В. И. Ленин доказал, что эта формула должна быть заменена новым выводом о возможности прорыва цепи мирового фронта империализма в её наиболее слабом звене, выводом о возможности победы социализма первоначально в немногих или даже в одной, отдельно взятой, капиталистической стране. Формулировку этого гениального вывода В. И. Ленин дал в статьях «О лозунге Соединенных Штатов Европы» (1915) и «Военная программа пролетарской революции» (1916). Ленинская теория социалистической революции, теория о возможности победы социализма в одной стране обогатила марксизм и двинула его вперёд, раскрыла революционную перспективу пролетариям отдельных стран, развязала инициативу в деле натиска на свою, национальную буржуазию, укрепила их веру в победу пролетарской революции. Важнейшую роль сыграли работы В.И.Ленина: «Критические заметки по национальному вопросу» (1913), «О праве наций на самоопределение» (1914), давшие большевикам научно обоснованную революционную программу решения национального вопроса, обеспечившую после взятия большевиками власти сотрудничество и дружбу народов, их объединение в СССР.

Делом всей жизни В.И.Ленина было создание политической партии рабочего класса нового типа, опирающейся на идейные и организационные принципы большевизма, разработанные и осуществленные Лениным в тяжелейшей борьбе с идейными врагами – «экономистами», отзовистами и прочими оппортунистами. В.И. Ленин создал большевистскую партию, про которую И.В.Сталин справедливо сказал: «Мы, коммунисты, - люди особого склада. Мы скроены из особого материала. Мы – те, которые составляем армию великого пролетарского стратега, армию товарища Ленина. Нет ничего выше, как звание члена партии, основателем и руководителем которой является товарищ Ленин».

В.И.Ленин считал, что важнейшим средством идейного и организационного сплочения социал-демократов должна явиться общерусская марксистская нелегальная газета. Эту роль блестяще выполнила созданная и руководимая Лениным «Искра». На II съезде РСДРП в 1903 году было положено начало боевой, революционной марксистской партии рабочего класса, принципиально отличающейся от реформистских партий 2-го Интернационала. Борьба В. И. Ленина с оппортунистическими элементами на съезде положила водораздел между революционной частью РСДРП - большевиками, и оппортунистической - меньшевиками. Пражская конференция 1912 года, руководимая Лениным, подвела итог всей предшествующей борьбе большевиков за революционную пролетарскую партию. Конференция изгнала из РСДРП меньшевиков-ликвидаторов, положив тем самым начало окончательному оформлению большевиков в самостоятельную партию. Неутомимая борьба В. И. Ленина и объединившихся вокруг ленинского руководящего ядра большевиков за создание партии нового типа увенчалась полной победой.

Февральская революция в считанные дни радикально изменила политическую ситуацию в России. Утром 4 апреля 1917 года В.И.Ленин выступил в Таврическом дворце на собрании большевиков с докладом, в котором были изложены тезисы о задачах революционного пролетариата. Это были знаменитые Апрельские тезисы, в которых он выдвинул гениальный план борьбы партии за переход от буржуазно-демократической революции к революции социалистической, провозгласил лозунг «Вся власть Советам!», сделал великое научное открытие, придя к выводу, что наилучшей политической формой диктатуры пролетариата является республика Советов. Мгновенное схватывание существа политической ситуации, незамедлительное выдвижение адекватного плана действий – вот особенности блестящего ума В.И. Ленина как практического политика.
В середине сентября 1917 года В.И.Ленин пишет исторические письма Центральному Комитету, Петроградскому и Московскому комитетам партии: «Большевики должны взять власть» и «Марксизм и восстание». В них он показал, что создались объективные условия для проведения успешного вооружённого восстания. 10 октября состоялось историческое заседание ЦК партии большевиков, на котором была принята предложенная В. И. Лениным резолюция о вооружённом восстании. В ночь на 25 октября В. И. Ленин прибыл в Смольный для непосредственного руководства восстанием. Разработанный В. И. Лениным план восстания начал осуществляться.

Вечером 25 октября в Смольном открылся 2-й Всероссийский съезд Советов, провозгласивший переход всей власти в центре и на местах в руки Советов. 26 октября В. И. Ленин выступил на съезде с докладом и проектом декрета о мире. Вопрос о мире, говорил он, есть самый жгучий вопрос современности. Вслед за этим В. И. Ленин выступил с докладом и предложил проект декрета о земле. 2-й съезд Советов с огромным энтузиазмом принял ленинские декреты. На съезде Советов впервые в истории человечества было создано рабоче-крестьянское Советское правительство - Совет Народных Комиссаров. Председателем Совнаркома был избран В. И. Ленин.

Встав во главе Советского государства, В. И. Ленин руководил всеми сторонами жизни молодой Советской республики: он являлся инициатором и автором основных декретов Советской власти, которые играли огромную организующую и воспитательную роль. По настоянию В.И.Ленина молодая Советская республика заключила тяжелейший, «позорный» Брестский мир, который, однако, позволил вывести страну из империалистической войны, спасти революцию от разгрома, получить необходимую передышку и создать условия для социалистического строительства. Последующий ход событий полностью подтвердил правоту позиции В.И.Ленина по вопросу о Брестском мире.

Летом 1918 года началась иностранная военная интервенция и гражданская война. В. И. Ленин выдвигает лозунг: «Всё для фронта!», призывает массы напрячь все силы в борьбе против американских, англо-французских и прочих интервентов и белогвардейцев, воодушевляет рабочих и крестьян на героические подвиги на фронте и в тылу. И первый и второй и третий походы Антанты против Советской республики были разгромлены. «Никогда не победят того народа,- говорил В. И. Ленин,- в котором рабочие и крестьяне в большинстве своем узнали, почувствовали и увидели, что они отстаивают свою, Советскую власть - власть трудящихся, что отстаивают то дело, победа которого им и их детям обеспечит возможность пользоваться всеми благами культуры, всеми созданиями человеческого труда».

В январе 1919 года В.И.Ленин обратился к рабочим Европы и Америки с призывом основать 3-й Интернационал. 2 марта 1919 года в Москве открылся I конгресс Коммунистического Интернационала. Конгресс утвердил внесённые В. И. Лениным «Тезисы о буржуазной демократии и диктатуре пролетариата», которые легли в основу программы Коминтерна.

Весной 1920 года В. И. Ленин написал гениальный труд «Детская болезнь „левизны" в коммунизме». В этой работе он раскрыл международное значение Великой Октябрьской социалистической революции, обрисовал главные этапы в истории Коммунистической партии, показал, что партия выросла, окрепла и закалилась в непримиримой борьбе с врагами внутри рабочего движения - открытым оппортунизмом и мелкобуржуазной революционностью. Книга В. И. Ленина является классическим произведением по вопросам стратегии и тактики большевизма.

В марте 1921 года состоялся X съезд РКП(б). На съезде были подведены итоги дискуссии о профсоюзах, навязанной партии Троцким, «левыми коммунистами» и другими оппозиционными группами, пытавшимися подорвать единство рядов партии, разрушить союз рабочих и крестьян и погубить диктатуру пролетариата. Съезд подавляющим большинством голосов одобрил ленинскую платформу о профсоюзах, в которой определяется роль профессиональных союзов как школы управления, школы хозяйничанья, школы коммунизма. Съезд принял ленинскую резолюцию «О единстве партии», которой запрещались фракции и группировки внутри партии. Эта резолюция имела исключительное значение для разгрома антипартийных группировок и укрепления единства Коммунистической партии. Съездом была также принята предложенная В. И. Лениным резолюция «О синдикалистском и анархистском уклоне в нашей партии». В этой резолюции съезд осудил так называемую «рабочую оппозицию» и признал пропаганду её взглядов несовместимой с принадлежностью к Коммунистической партии. X съезд партии принял важнейшее решение о замене продразвёрстки продналогом, о переходе к новой экономической политике. Новая экономическая политика была рассчитана на борьбу социалистических элементов с капиталистическими, на победу социалистических элементов над капиталистическими, на построение фундамента социалистической экономики.

13 ноября 1922 года на IV конгрессе Коммунистического Интернационала В. И. Ленин выступил с докладом «Пять лет российской революции и перспективы мировой революции», в котором заявил, что рабочий класс России в союзе с трудящимся крестьянством построит социалистическое общество. 20 ноября В. И. Ленин выступил на пленуме Московского Совета. Свою речь он закончил выражением твёрдой уверенности, что «из России нэповской будет Россия социалистическая». Это было последнее выступление В. И. Ленина с речью перед страной.

21 января 1924 года в 6 часов 50 минут вечера Владимир Ильич Ленин умер. Смерть В. И. Ленина, вождя и учителя, обрушилась тяжким ударом на партию, на народные массы Советской страны и трудящихся всего мира. С глубокой скорбью трудящиеся прощались со своим учителем, лучшим другом и защитником. На смерть В.И. Ленина рабочий класс Советского Союза ответил ещё большим сплочением своих рядов вокруг Коммунистической партии. За 4 месяца около 250 тысяч рабочих вступило в ряды Коммунистической партии. В партию шли те, кто был готов отдать жизнь за дело Ленина, за социализм. Это был ленинский призыв в партию.

Всю свою жизнь В. И. Ленин отдал делу освобождения рабочих и крестьян от гнёта самодержавия, от гнета капитала, от власти капиталистов и помещиков, делу построения социализма. В. И. Ленин был гением революции, её стратегом, величайшим мастером революционного руководства. В острейших классовых битвах новой эпохи, эпохи империализма и пролетарских революций, В. И. Ленин шёл во главе народных масс, в неисчерпаемые силы которых он безгранично верил. Воспитывая массы, В. И. Ленин в то же время чутко прислушивался к голосу масс, учился у масс, с которыми он был связан тысячами нитей.

В. И. Ленин - вождь и учитель рабочего класса и всех трудящихся, руководитель нового типа - простой и скромный. Свою революционную деятельность В. И. Ленин строил на гранитном базисе марксизма. В. И. Ленин клеймил тех, кто пытался подменить марксистскую теорию буржуазными оппортунистическими идеями, беспощадно разоблачал всех, кто на словах признавал марксизм, а на деле изменял ему. В. И. Ленин защитил и восстановил подлинные взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса по многим вопросам, очистил идеи марксизма от всяческих оппортунистических извращений. Вместе с тем В. И. Ленин решительно выступал против начётнического, догматического подхода к теории, неустанно подчёркивал, что марксизм не догма, а руководство к действию, что марксистскую теорию надо двигать вперёд, развивать её во всех направлениях. В. И. Ленин - великий корифей науки - обогатил марксистскую теорию многими важными положениями и выводами. Имя В.И.Ленина было и является знаменем трудящихся всего мира в борьбе за дело мира, демократии и социализма, за светлое будущее народа.


Бесспорна уникальная роль Ленина в российской катастрофе 1917 года и в последующих глобальных катаклизмах ХХ века. Грандиозность содеянного им провоцирует на создание величественной мифологии: не случайно автора наиболее кровавой диктатуры в истории ещё недавно называли самым человечным из людей. Но и теперь нередко можно услышать, что он великий гуманист, гениальный политик, культурнейший человек.

Для реального понимания феномена Ленина необходимо, не отвлекаясь на "гуманистические" нюансы, определить то, чем никто, кроме него, не обладал. Главное в Ленине - идеологическая маниакальность, одержимость разрушением, абсолютный цинизм и беспринципность, благодаря которым он явился первым в череде кровавых диктаторов ХХ века. Все они были учениками Ленина - продолжили то, на что Ленин решился впервые в истории. Но никто не превзошел учителя, ибо некоторые деяния Ленина никто не смог повторить впоследствии.

Прежде всего, Ленин был первым партийным вождем, который строил и содержал политическую партию на деньги от кровавых грабежей (экспроприаций - "эксов") и финансовых афер; при этом и сам многие годы комфортабельно жил на награбленные средства. Ленин довел до совершенства концепцию революционного захвата власти, для чего эффективно использовал все необходимые наработки классиков социализма и марксизма и беспощадно отбросил всё "устаревшее" или слишком гуманное. На основе этого руководства к действию Ленин впервые в истории создал спаянную жёсткой дисциплиной и кровью массовую революционную партию.

Ленин разработал тактику революционного переворота, учитывающую опыт всех предшествовавших революций; её беспредельно циничный алгоритм позволяет определить слабые места свергаемой государственности, все возможные общественные опоры, а также всех реальных противников, которые подавляются или уничтожаются в упреждающем режиме. Никто до Ленина так цинично и жёстко не захватывал власть, сметая на своём пути все принципы и святыни и уничтожая всех мешающих. Затем Ленину удалось взнуздать страну до невероятно жестокой и кровопролитной Гражданской войны, жертвы которой достигают пятнадцати миллионов человек.

Для полной победы революции Ленин первым (хотя и на эффективном обобщении всего предшествующего опыта) разработал теорию и внедрил в практику систему тотального государственного террора. По сравнению с большевистским террором все предшествовавшие и последующие его виды были ограниченными в пространстве и во времени, в степени жестокости и в массовости. Ленин внедряет концлагеря (к 1920-м годам их было около 90) и регулярный массовый расстрел заложников, то есть истребление большого количества людей, ни в чём не виновных даже с точки зрения "революционной законности". Ленин впервые в истории инициировал массовый голод для расправы над непокорным населением своей страны: страшный голод 1921-1922 годов унес жизни около пяти миллионов человек.

Никто, кроме Ленина, не использовал для внутреннего террора в таком количестве интернациональный люмпен: из военнопленных австро-венгерской, немецкой, чешской, турецкой армий, из латышских стрелков, китайских волонтеров, революционеров-интернационалистов формировались ударные, заградительные, охранные и карательные отряды - "Формирование немецко-венгерской дивизии из стойких и дисциплинированных элементов крайне целесообразно" (телеграмма председателю Сибревкома).

Ленинский режим впервые в истории применил химическое оружие для истребления граждан своей страны, впоследствии на подобное решился только иракский диктатор Саддам Хусейн. По указанию Ленина были убиты без следствия и суда все члены императорской семьи, включая детей, а также многие родственники и слуги (всего более сорока человек). Кровавая расправа над свергнутым главой государства и его семьей - беспрецедентна в Новой и Новейшей истории. За сто с лишним лет до этого в годы Великой французской революции был казнён король Франции, но после Ленина ни один узурпатор и диктатор не решился на что-либо подобное.

Сталин уничтожил людей несравненно больше Ленина, но Ленин инфернальнее. Сталин как верный ученик только использовал и совершенствовал авторскую методологию Ленина. К тому же можно представить, что Ленин был бы непревзойден, если бы действовал не пятилетку, а десятилетия.

Надо сказать, что все диктаторы совершали злодеяния ради какой-то возвышенной и позитивной мифологии, выражаемой на языке своей национальной культуры. Для Гитлера заветной мечтой была "Великая Германия" как "тысячелетний рейх", он почитал германский эпос о нибелунгах и музыку Вагнера. Для Мао Цзэдуна - "Великий Китай" как "Поднебесная" с некоторыми ремарками конфуцианства. Все диктаторы либо были к чему-то или к кому-то сентиментально привязаны, либо искусственно создавали образ проявления своих человечных качеств. Ленин же и в этом беспрецедентен: он ненавидел всё в России и не признавал ценным ничего в человечестве. Даже кровавый Сталин имел детей и иногда к ним благоволил. Все ценности и святыни, виды и формы миропорядка, всех людей Ленин подвергал циничным насмешкам и грязной хуле. Бердяев называл Ленина "гением бранной речи", которой удостаивались не только враги, но и ближайшие соратники: "Всегда успеем взять говно в эксперты... Шваль и сволочь, не желающая предоставлять отчеты... Приучите этих говнюков серьезно отвечать... Идиотка... дура" (всё это - на официальных документах, последнее - о Розе Люксембург). Непрерывно матерился он на заседаниях "самого образованного" правительства. Таким образом, во всем Ленин вёл себя как человек, для которого единственной ценностью было тотальное разрушение само по себе. Ленин был первым идеологическим маньяком в истории, вполне реализовавшим свои патологические фантасмагории.

Для реализации проектов демонической одержимости необходима мощь государственной власти, сосредоточенная в одних руках и направленная на вожделённое кровопийство, то есть необходима неограниченная диктатура: "Научное понятие диктатуры означает не что иное, как ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стесненную, непосредственно на насилие опирающуюся власть". Понятно, что ни к какой науке это определение отношения не имеет, кроме науки заплечных дел, непревзойденным мастером которых и был Ильич. Но утверждение "научности понятия" нужно, чтобы создать какую-то видимость обоснованности - для жаждущих самообмана интеллектуалов. Пресловутая формула "диктатура пролетариата" означала личную диктатуру вождя в партии и в стране, что Ленин и не скрывал: "Речи о равенстве, свободе и демократии в нынешней обстановке - чепуха... Я уже в 1918 г. указывал на необходимость единоличия, необходимость признания диктаторских полномочий одного лица с точки зрения проведения советской идеи... Решительно никакого противоречия между советским (т.е. социалистическим) демократизмом и применением диктаторской власти отдельных лиц нет... Как может быть обеспечено строжайшее единство воли? Подчинением воли тысяч воле одного... Волю класса иногда осуществляет диктатор, который иногда один более сделает и часто более необходим". В этом Ленин следовал не российским традициям, а учению Маркса, который предрекал пролетариату двадцать, а при необходимости и пятьдесят лет классовых боев и гражданской войны "не только для того, чтобы изменить существующие условия, но чтобы и самим изменяться". Военный коммунизм - это "Коммунистический манифест" К. Маркса и Ф. Энгельса в действии. Но если последователи Ленина были лишь его эпигонами, то предшественники выглядят замшелыми теоретиками по сравнению с ленинским сатанинским титанизмом в действии.

О беспримерно циничной ленинской лживости писал профессор С.Г. Пушкарев: "Конечно, политика - это профессия, в которой трудно сохранять моральную чистоту. Многие политические деятели давали обещания, которых потом не исполняли, или прямо обманывали народ, но не было такого разностороннего и искусного мастера политического обмана, каким был Ленин. Все лозунги, провозглашенные им в 1917 году, все его обещания по основным вопросам внутренней и внешней политики представляли собой преднамеренный обман - в полном согласии с его моралью. Вот некоторые примеры этих ложных лозунгов и обещаний. Основной лозунг (и основная цель): "Вся власть советам рабочих и крестьянских депутатов, избранных всем трудящимся населением". Намерения: неограниченная власть ("диктатура") коммунистической партии. Лозунг: "Вся земля крестьянам"; программа: национализация земли, то есть переход её в собственность государства. Лозунг (в 1917 году): армия с выборными командирами и с правом солдат "проверять каждый шаг офицера и генерала". Реализация: строжайшая дисциплина в Красной Армии с правом назначаемых командиров применять оружие против неповинующихся солдат. Лозунг: "Всеобщий демократический мир". Намерение: организовать "революционные войны" для завоевания Европы".

Когда исполнили свою роль дооктябрьские анархо-коммунистические лозунги (власть - советам, землю - крестьянам, фабрики - рабочим), направленные на разрушение старого режима, Ленин потребовал от партии преодолеть период революционного беспорядка и мобилизоваться на создание нового, революционного порядка. Надо сказать, что Ленин никогда не менял своих стратегических целей, но он был виртуозом политической конъюнктуры, во имя захвата и удержания власти он всегда был готов сменить тактику - вплоть до противоположной. Поэтому после октябрьского переворота лозунги поменялись радикально. Иезуитская принципиальная лживость Ильича поражала даже близких соратников. Можно сказать, что Ленин был первым постмодернистом в политике.

Конечно, насаждение нового порядка не могло не вызвать сопротивления в обществе, хотя сначала оно было слабым и неорганизованным. Но главный идеолог давно предвидел, что новый строй невозможно навязать без массовых репрессий: ещё в 1914 году он требовал "превращения войны империалистической в беспощадную гражданскую войну". И большевики развязывают её в стране со всей возможной жестокостью. В результате Ленин запустил репрессивный маятник большого террора в полную силу: обман и насилие, насилие и обман поочередно и одновременно ковали нового человека и истребляли непокорных.

Известна бесчеловечная жестокость, с какой Ленин насаждал красный террор, рассылая директивы большевистским вождям: "Необходимо провести беспощадный массовый террор против кулаков, попов, белогвардейцев. Сомнительных запереть в концентрационный лагерь вне города... Надо поощрять энергию и массовидность террора... Открыто выставить принципиально и политически правдивое (а не только юридически-узкое) положение, мотивирующее суть и оправдание террора... Суд должен не устранить террор... а обосновать и узаконить его принципиально, ясно, без фальши и без прикрас". Как руководитель правительства Ленин постоянно требовал ужесточения репрессий: "Навести массовый террор, расстрелять и вывезти сотни проституток, спаивающих солдат, бывших офицеров и т. п. Ни минуты промедления" (в Нижний Новгород); "Расстрелять заговорщиков и колеблющихся, никого не спрашивая и не допуская идиотской волокиты" (в Саратов); "вешать под видом "зелёных" (мы потом на них и свалим) чиновников, богачей, попов, кулаков, помещиков. Выплачивать убийцам по 100 тысяч рублей"; "Я предлагаю назначить следствие и расстрелять виновных в ротозействе"; "Позором было колебаться и не расстреливать за неявку"; "назначить своих начальников и расстреливать заговорщиков и колеблющихся, никого не спрашивая, не допуская идиотской волокиты" (уполномоченному Наркомпрода); "Повесить (непременно повесить, дабы народ видел) не меньше ста заведомых кулаков, богатеев, кровопийц. Опубликовать их имена. Отнять у них хлеб. Назначить заложников... Сделать так, чтобы на сотни верст кругом народ видел, трепетал, знал, кричал: душат и задушат кровопийц-кулаков" (указание в Пензу). В резолюции на письме Дзержинскому о миллионе пленных казаков: "Расстрелять всех до единого".

Ленин более всех взнуздал атмосферу кровопийства, и большевистские вожди не отставали друг от друга в степени жестокости. В подписанном Свердловым документе, основные положения которого явно исходили от Ленина, "всем ответственным товарищам, работающим в казачьих районах", предписывалось: "Необходимо признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления... Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем вообще казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью".

При людоедском режиме Ленина заурядным выглядел приказ М. Тухачевского по подавлению тамбовского крестьянского восстания: "Леса, где прячутся бандиты, очистить ядовитыми газами, точно рассчитать, чтобы облако удушливых газов распространилось по всему лесу, уничтожая все, что в нём пряталось". Тухачевский приказал расстреливать всех мальчиков, которые были выше пояса мужчины. В общем, Ленин целенаправленно реализовывал на практике свою установку: "Пусть вымрет 90% русского народа, лишь бы осталось 10% к моменту всемирной революции".

Непревзойден Ленин как теоретик и практик богоборчества. Религиозная сфера была предметом его сугубой расстрельной опеки: "Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше. Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатывать и превращать в склады" (1 мая 1919 года, Дзержинскому). Религиозные праздники настолько донимали вождя, что по поводу празднования дня Николая Чудотворца 25 декабря 1919 года он указывает: "Мириться с "Николой" глупо, надо поставить на ноги всё чека, чтобы расстреливать не явившихся на работу из-за "Николы"". В знаменитом письме Молотову для членов Политбюро от 19 марта 1922 года Ленин категорически требует: "Именно теперь и только теперь, когда в голодных местах едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи, трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления... Нам во что бы то ни стало необходимо провести изъятие церковных ценностей самым решительным и самым быстрым образом, чем мы можем обеспечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей (надо вспомнить гигантские богатства некоторых монастырей и лавр)... Если необходимо для осуществления известной политической цели пойти на ряд жестокостей, то надо осуществить их самым энергичным образом и в самый короткий срок, ибо длительного применения жестокостей народные массы не вынесут... Мы должны именно теперь... дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий... Политбюро даст детальную директиву судебным властям, тоже устную, чтобы процесс против Шуйских мятежников, сопротивляющихся помощи голодающим, был проведен с максимальной быстротой и закончился не иначе, как расстрелом очень большого числа самых влиятельных и опасных черносотенцев г. Шуи, а по возможности также и не только этого города, а и Москвы и нескольких других духовных центров... Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать". В результате Ленин инициировал в России самые массовые и кровавые в истории религиозные гонения и истребление верующих, насадил режим государственного атеизма. Гнусная ругань по поводу религии и Церкви при всякой возможности, а также людоедский пафос в борьбе с духовенством и верующими говорят об одержимости Ленина манией богоборческого титанизма.

Масштабы и последствия деятельности Ленина бесспорно огромны. Но называть его на этом основании "великим политиком" и "гениальным человеком" - значит не понимать его сущность. Основным отличительным свойством Ленина была беспрецедентная кровавость его деяний: по огромности, тяжести и изощренности злодеяний он уникален. Поэтому Ленин является прежде всего величайшим в истории злодеем. А рассуждения на тему, насколько таковой может быть "гуманным", "интеллигентным", "кристально честным" и прочее, могут казаться убедительными только для людей с ущербной нравственностью или недостатком ума. Многим из тех, кто признает чудовищность содеянного Лениным, свойственна романтизация образа злодея: если человек совершил глобальные деяния, отвергнув при этом все признаки человечности, поправ все традиции, законы, нравственные повеления, святыни, пролив моря крови, то это хоть и злодей, но гений. А значит, "право имеет" и во многом оправдан. Культ Наполеона разоблачили Лев Толстой и Фёдор Достоевский, но глубоко внедренный в душевное подполье "маленького человека" синдром наполеонизма вынуждает оправдывать злодейство: чем оно масштабнее - тем легче выводится из разряда преступлений, и легитимируется в качестве гениального.

Между тем если непредвзято присмотреться к облику Ленина, то можно увидеть, что он не обладал ни одним из качеств гениальности. Сотворить то, что он натворил, ему позволили звериная жестокость и злобность, абсолютный цинизм, бешеная энергия разрушения. Средний ум и невыдающиеся способности Ленина для этого не были преградой. Напротив, неумение масштабно и универсально мыслить, отсутствие многих человеческих качеств облегчали возможность всецело сосредоточиться на главном деле жизни - тривиальных шельмованиях, переворотах, массовых убийствах. Великие мастера русского языка находили для описания Ленина беспощадно жёсткие образы, рисующие недочеловека, античеловека: "В сущности, - подумал я, - этот человек, такой простой, вежливый и здоровый, - гораздо страшнее Нерона, Тиверия, Иоанна Грозного. Те, при всем своём душевном уродстве, были всё-таки людьми, доступными капризам дня и колебаниям характера. Этот же - нечто вроде камня, вроде утеса, который оторвался от горного кряжа и стремительно катится вниз, уничтожая всё на своём пути. И при том - подумайте! - камень, в силу какого-то волшебства - мыслящий. Нет у него ни чувств, ни желаний, ни инстинктов. Одна острая, сухая непобедимая мысль: падая - уничтожаю" (А.И. Куприн). Наиболее адекватно характеризуют Ленина грубые слова Ивана Бунина: "Выродок, нравственный идиот от рождения, Ленин явил миру как раз в самый разгар своей деятельности нечто чудовищное, потрясающее; он разорил величайшую в мире страну и убил несколько миллионов человек - и всё-таки мир настолько сошел с ума, что среди бела дня спорят, благодетель он человечества или нет?". Великий Пушкин и здесь прав: действительно "гений и злодейство - две вещи несовместные".

Информационный партнер.

16 ноября 2016, 00:10 Вера в Бога это вера. Наука требует не только логики но и доказательств, более того - экспериментального подтверждения. Чем больше наука открывает, тем больше вопросов перед ней встает. В геометрической прогрессии. Атеистических народов в истории человечества никогда не было. Исключение - народ советский - генно-модифицированное сообщество. И религии (прежде всего универсальные) существуют не одну тысячу лет. Марксистский материализм сдох окончательно и бесповоротно. Что вполне естественно "воздастся каждому по вере его". Веруешь в Вечную Смерть? Воздастся. Я предпочитаю Вечную Жизнь. Это вопрос выбора. Кому что нравится.

0 0 0

Владимир Савельев ответил на Олег Модестов 16 ноября 2016, 07:28 ---"Наука требует не только логики но и доказательств, более того - экспериментального подтверждения"---

Что за масло масляное? Доказательство и есть Логическая операция (обоснование истинности). Да и сам Эксперимент может быть Доказательством, если в ходе его появляются данные, суть которых имеет логическую связь с предметом доказывания. И потом, кто тебе сказал, что "наука требует экспериментального подтверждения"? Если ты о "прикладном" - то ладно уж. Но фундаментальная наука (включая философию и. гуманитарную хрень) - прекрасно обходится без "экспериментальных" доказательств. Назови хоть один "эксперимент" в философии или истории. А "тёмную материю" и "чёрные дыры" ты когда будешь проверять "экспериментально"?- завтра, или в четверг после дождика?

---"Марксистский материализм сдох окончательно и бесповоротно"--- ?

Китай, Северная Корея и Куба не спешат почему-то соглашаться с тобою. Полтора миллиарда человек тебя закидают шапками, если ты им об этом скажешь А представь, если они пописают? - утонут все лебирасты и "демократы" не только России, но и Запада:->

0 0 0

Олег Модестов ответил на Владимир Савельев 16 ноября 2016, 15:35 В Китае полным ходом развивается капитализм. С 1979 года. На Кубе "процесс пошел". Уже несколько лет свободно ходит доллар и недавно официально разрешен мелкий и средний бизнес. А КНДР это аномалия, которая может существовать только в условиях очень жесткого Железного занавеса. Впрочем и в их занаесе уже появляются дыры и их все больше.

0 0 0

Олег Модестов ответил на Владимир Савельев 16 ноября 2016, 15:45 В 1978 г., по самым оптимистическим оценкам, подушевой ВВП КНР по паритету покупательной способности не превышал $978 (против $18 400 в США и $6600 в СССР). При этом в 1978 г. номинальная зарплата рабочего в Китае составляла менее 1% от зарплаты рабочего в США или Японии, а до 250 млн человек жили за официальной чертой бедности. Весь экспорт оценивался в $10 млрд, а валютные резервы составляли $167 млн.

Это было как раз при социализме. Так что никто шапками меня закидывать не будет. И власть КПК не вечна. В Гонконге уже усиливаются сепаратистские настроения а Тайвань как не хотел присоединяться к КНР так и не хочет.

0 0 0

Владимир Савельев ответил на Олег Модестов 16 ноября 2016, 09:07 Прошу прощения за описку, - "либерастов" нечаянно назвал "лЕбИрастами".

----"Вера в Бога это вера. Наука требует... доказательств"----?

А кто сказал, что Наука (имею в виду "фундаментальную") - не Вера? Все "доказательства" в ней ничем не лучше "доказательства" существования "Бога". В квантовой механике электроны, нуклоны, мезоны с бозонами и прочая хрень так же принимаются физиками на Веру, как у верующими - библейские Адам с Евой, а "Большой Взрыв" в космологии - имеет столько же "доказательств", сколько "воскрешение" Иисуса и "логическую связь" его с неким "Богом".

----"Веруешь в Вечную Смерть? .... Я предпочитаю Вечную Жизнь"---- ?

Лично меня вполне устраивает "вечная жизнь" в виде существования в потомстве, - из поколения в поколение моя "сущность" будет проявляться в носителях моих "генов" - детях, внуках и т.д.. Такая перспектива мне представляется более рациональной, чем мифическое "царствие небесное". "Греши" хоть каждый день - всё равно внук на тебя будет похож (это будешь всё тот же ты, пусть и "разбавленный" немножко). А вот у верующих - перспектива оказаться в "царствии небесном" в одной компании с маньяками и насильниками (самого первого их этих уродов ввёл в "Рай" за руку сам Иисус (убийцу и разбойника Руха), а вслед за ним попёрли толпой - Мурин, Варвар Луканский, целая орава князей и попов с монахами, - это всё`насильники и убийцы, объявленные Святыми, а также Чикатило (перед казнью тоже "покаялся", как и перечисленные ранее). Словом, контингент не самый приятный для общения. Так что пока не поздно - давай скорей к "материалистам" (или "нигилистам" вроде меня), - "гены" дело проверенное...:->

Сегодня, когда, сбросив овечью шкуру, на нас окрысились США и Запад в целом, когда идут злобные нападки на нашего лидера, на наших спортсменов, когда осуществляются всевозможные подлянки и гадости по отношению к России – архиважно очищать имя Ленина (и Сталина тоже) от лжи и наветов. Как бы ты не относился к Ленину, но если ты порочишь Ленина, значит льёшь воду на мельницу врага. Не понимать это могут только глупцы и политически близорукие люди – КВ

«Ленин - жил,
Ленин - жив,
Ленин - будет жить.»
В. В. Маяковский, «Комсомольская»

Каждый год, так или иначе, мы вспоминаем Владимира Ильича Ленина – выдающегося мыслителя, вдохновителя и организатора победы Великой Октябрьской социалистической революции, основателя первого в истории человечества государства рабочих и крестьян – многонационального Союза Советских Социалистических Республик, основателя Коммунистической партии.

Много сказано о Владимире Ильиче, но все же вновь и вновь, в совершенно новых условиях буржуазного общества мы обращаемся к истории его жизни и борьбы, к его теоретическому наследию и опыту практических дел. Пришедшая к власти на волне реставрации капитализма буржуазная власть делает все, чтобы имя ЛЕНИН было забыто, и иногда уже молодые люди спрашивают: «А кто такой Ленин? Кем он был?» На этот вопрос приходилось отвечать и раньше, когда народ, освобожденный от гнета капиталистов только-только выходил из темноты незнания…

Так на вопрос: «Скажи, кто такой Ленин?» С.Есенин, прибегнув к литературному приему, ответил своим землякам в поэме «Анна Снегина» кратко, емко, всеобъемлюще: «Он – вы, то есть ваши мысли, думы, чаяния, заботы, устремления. Вы за социальное равноправие? Ленин в этом – правофланговый. Вы – за землю крестьянам? Это и его позиция. Он еще и за то, чтобы фабрики и заводы принадлежали рабочим. Вы против всяких буржуев? И он за это. Да еще как! Не случайно же, люди, чтобы заострить свое возмущение чем-нибудь, восклицают: »Что ты смотришь на меня, как Ленин на буржуазию?»Вот только одна особенность: »вы в массе своей пока что мечтатели – желатели, ожидатели манны небесной. Ленин же – боец страстный, решительный, непреклонный. До полной победы».

Борьбе за освобождение людей труда от ига капитала и всевластия богатеев, избавление их от вековой эксплуатации, за построение общества социальной справедливости – социализма В.И. Ленин посвятил всю свою жизнь. От юношеских гимназистских лет до последних речей, статей и писем, вошедших в арсенал партии и народа, как политическое завещание.

Для достижения этих планетарного масштаба гуманистических целей Ленин вместе с соратниками создал первую в мире действительно революционную партию. Партию нового типа. Партию – ядро политической системы советского общества. «Мы, коммунисты, – с гордостью заявил И.В.Сталин 26 января 1924 г. на Всесоюзном съезде Советов, – люди особого склада. Мы скроены из особого материала. Мы те, которые составляем армию великого пролетарского стратега, армию товарища Ленина. Нет ничего выше чести принадлежать к этой армии. Нет ничего выше, как звание члена партии, основателем и руководителем которой является товарищ Ленин. Не всякому дано быть членом такой партии, не всякому дано выдержать невзгоды и бури, связанные с членством в такой партии».

Личность В.И.Ленина невозможно переоценить. О нем с величайшей гордостью и душевной теплотой отзывались, отзываются и всегда будут отзываться самые светлые умы человечества, трудящиеся всех наций и народностей, стран, континентов и материков.

Одним из первых величие В. И. Ленина, его дел и замыслов отметил всемирно известный английский фантаст Г.Уэллс после встречи в 1920 г. в Москве с В.И.Лениным. В своей книге «Россия во мгле», назвав Владимира Ильича Ленина «кремлевским мечтателем», он писал: «В какое бы волшебное зеркало я ни глядел, я не могу увидеть эту Россию будущего, но невысокий человек в Кремле обладал этим даром. Он видит, как вместо разрушенных железных дорог появятся новые, электрифицированные, он видит, как новые шоссейные дороги прорезают всю страну, как поднимается обновленная, индустриализированная коммунистическая держава».

«Приезжайте к нам лет через 10″, – пригласил Ленин ошеломленного его грандиозными планами фантаста. И когда в 1934 г. Г.Уэллс снова посетил Россию, она уже 12 лет была великим Советским Союзом. СССР предстал перед ним, как бескрайняя строительная площадка. Возводились, вступали в строй действующих гиганты социалистической индустрии, города, порты, железнодорожные магистрали и шоссейные дороги, ВУЗы, НИИ, школы и дошкольные детские учреждения, спортивные комплексы, стадионы и спортплощадки. И главное: строился, формировался, воспитывался новый человек – хозяин своей Родины, патриот в труде и герой в защите Отечества.

Махатма Ганди, отец нации, идеолог национально-освободительного движения Индии:

«Идеал, которому посвятили себя такие титаны духа, как Ленин, не может быть бесплодным. Благородный пример его самоотверженности, который будет прославлен в веках, сделает этот идеал еще более возвышенным и прекрасным».

«Революционный гигант, фигура которого останется в веках как вечный памятник нашей героической эпохи», - назвал В.И.Ленина его соратник, он же нередко его упрямый оппонент Н.Бухарин в 1925 г. в статье «Памяти Ильича», опубликованной в «Правде» 21 января 1925 г.

А амбициозный Л.Троцкий в статье «Ленина нет» поставил вопрос: «Как пойдем вперед?» и сам ответил: «С фонарем ленинизма в руках».

Далекий от коммунистических взглядов великий ученый А.Энштейн писал: »Я почитаю в Ленине человека, который положил все свои силы на осуществление идей социальной справедливости. Люди, такие, как он, хранители чистоты человеческой совести».

Величие Ленина вынуждены признать даже заклятые враги Советской власти. Царский генерал А.Деникин, организатор и руководитель белого движения, палач трудового народа, укрывшийся от возмездия за рубежом, на вопрос журналиста, почему его профессиональная, до зубов вооруженная и оснащенная Антантой армия потерпела полный крах от большевиков, ответил: »Потому, что у нас не было Ленина».

Главный организатор всех военных походов 14 держав с целью удушения молодой Республики Советов, ее пожизненный враг Уинстон Черчилль в своих мемуарах записал о Ленине: »Ни один великий завоеватель, ни Тамерлан, ни Чингизхан не пользовались такой славой, как он. Его оружие – логика… Его предназначение – спасти мир… Он один мог вывести Россию из трясины».

Можно и дальше приводить высказывания известных политиков, представителей науки, искусства, просвещения и медицины, рабочих и крестьян, собрать воедино все положительные эпитеты, известные в языках народов нашей Планеты, но они все равно не дадут исчерпывающей характеристики личности Ленина. Ибо он был и остается навсегда единственным и неповторимым: гением мысли, титаном духа, творцом и организатором. Такими, как В.И.Ленин, природа и история одаривают человечество раз в сотни лет. А то и реже. С ним некого сравнить даже отдаленно.

В.И.Ленин – величайший мыслитель, философ, непоколебимый марксист. Не догматик. Творец. Он развил, обогатил теорию и практику марксизма, все три его составные части: философию, политэкономию, научный коммунизм. Только один его труд «Материализм и эмпириокритицизм» стоит многих томов по философии и естествознанию. Вклад Ленина в марксизм, применительно к эпохе империализма, настолько многогранен, так глубоко охватывает все стороны жизни мирового сообщества, что учение марксизм переросло в свою высшую ступень: марксизм-ленинизм. В универсальное, идеологическое, политическое, пропагандистско-агитационное и методологическое оружие коммунистов.

Ленин – гениальный стратег-теоретик социалистической революции. К.Маркс и Ф.Энгельс утверждали, что пролетарская революция может победить только как одновременный акт во всех или большинстве развитых капиталистических стран. Ленин аргументировано, неопровержимо доказал, что в эпоху империализма победа революции возможна первоначально в немногих и даже в одной, отдельно взятой, стране. Победа Великой Октябрьской социалистической революции – яркое, неоспоримое подтверждение нового в марксизме ленинского вывода.

На обломках старой России начало строиться новое во всех отношениях государство. Ленин разработал стратегию и тактику, определил этапы этого невиданного в истории созидания: новая экономическая политика, план ГОЭЛРО, индустриализация страны, коллективизация сельского хозяйства, культурная революция. В жесткой идейной борьбе с открытыми врагами, оппозиционерами всех мастей и фракционными группировками партия отстояла ленинский план строительства социализма, подняла трудящихся на борьбу за его осуществление. Развернулась невиданная в истории, занявшая три пятилетки битва за социальное переустройство всей жизни общества, всех классов, социальных групп, каждого человека, гигантская борьба против старых сил, традиций и привычек.

Бертран Рассел, английский математик, философ, и общественный деятель.

«… Наш век войдет в историю веком Ленина и Эйнштейна, которым удалось завершить огромную работу синтеза, одному - в области мысли, другому - в действии. Ленин казался мировой буржуазии разрушителем, но не разрушение сделало его известным. Разрушить могли бы и другие, но я сомневаюсь, нашелся ли бы хотя еще один человек, который смог бы построить так хорошо заново. У него был стройный творческий ум. Он был философом, творцом системы в области практики…
Государственные деятели масштаба Ленина появляются в мире не больше, чем раз в столетие, и вряд ли многие из нас доживут до того, чтобы видеть равного ему…»

В.И.Ленин – патриот-государственник. С победой Октября на обломках Российской империи возник целый ряд Советских республик. Давали себя знать центробежные силы, разъединявшие, ослаблявшие страну.

Украина того времени – тому подтверждение. Только сплочение всех Советских республик в единое государство могло обеспечить оборону страны, позволить проводить активную внешнюю политику, выдержать давление мирового капитала.

Ленин отверг сталинский план «автономизации» – включение всех республик в состав РСФСР на правах автономии. И предложил республикам объединиться в федерацию на основе добровольности, самоопределения, с правом выхода из состава федерации.

30 декабря 1922 г. съезд представителей РСФСР, Украины, Белоруссии и ЗСФСР принял договор и Декларацию об образовании Союза Советских Социалистических Республик. На планете Земля возникло государство нового типа – Союз Советских Социалистических Республик! Государство рабочих и крестьян, государство дружбы, братского сотрудничества, взаимопомощи трудящихся более 100 наций и народностей. Создание СССР сыграло решающую роль в мирном социалистическом строительстве, которая с особой силой проявилась в годы Великой Отечественной войны. СССР спас человечество от массового уничтожения и порабощения, от чумы фашизма.

В.И. Ленин – военный стратег. В годы гражданской войны и иностранной интервенции Ленин возглавил Совет рабочей и крестьянской обороны. Тогда же Ленин разработал учение о защите социалистического Отечества. «Революция должна уметь защищаться» – это слова В.И. Ленина. В январе 1918 г. Владимир Ильич подписал декрет о создании Рабоче – Крестьянской Красной армии, в феврале – декрет о создании Рабоче -Крестьянского Красного Флота.

Ленин, стратег мирового революционного движения, был инициатором и главным организатором III Коммунистического Интернационала, созданного в 1919 году.

В.И. Ленин не рисовал радужных картин будущего социалистического общества. Но он ни на минуту не сомневался в успехе его построения. Ленин и партия непоколебимо верили в созидательные силы трудящихся, познавших радость свободного труда во имя Отчизны.

Советский народ, осуществив под руководством коммунистов социалистическую индустриализацию, превратил СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую их, в страну, оснащенную современной техникой.

Сегодня, оглядываясь на весь исторический путь, пройденный народом Украины за столение, нельзя не испытать горечи. Годы ленинского созидательного труда во имя справедливости – и годы стагнации и разрушения реставраторами буржуазного общества!

В «незалежной» Украине уже 22-й год идет процесс деиндустриализации. Промышленность дышит на ладан. Износ уцелевших от разграбления советских основных производственных фондов – более 80%. Новые не строят ни государство, ни новоявленные «эффективные собственники».

На основе ленинского кооперативного плана аграрный сектор из моря индивидуальных, раздробленных крестьянских хозяйств превратился в мощную колхозно-совхозную отрасль экономики страны, оснащенную современной техникой. Были преодолены сопротивление сельской буржуазии-кулачества, психология мелкобуржуазного индивидуализма.

Но с приходом «буржуев-реформаторов», с ликвидацией колхозов и совхозов Украина потеряла свое значение житницы великой державы, реальной стала угроза потери самого ценного – плодородных земель.

В результате культурной революции, проведенной большевиками в первые же годы советской власти, страна, 70% населения которой было неграмотным, превратилась в страну сплошной грамотности. Гражданам стали доступны научные знания, творения литературы и искусства. Все сферы жизнеустройства страны были укомплектованы профессиональными, знающими дело кадрами.

В.И.Ленин сыграл решающую роль в судьбе, становлении и перспективах развития Украины. Он с пониманием, как истинный интернационалист, относился к национальным чувствам украинского народа. Своими письмами, обращениями, документами Совнаркома РСФСР он помогал трудящимся Украины понять контрреволюционную, антинародную сущность Центральной Рады, гетманщины, Директории, уяснить необходимость конкретных преобразований всего жизнеустройства страны в интересах трудового народа, осмыслить значение Великой Октябрьской социалистической революции, политику правительства Советской России в отношении Украины.

Так, в «Манифесте к украинскому народу с ультимативными требованиями к Центральной Раде» Ленин писал, что Совет Народных Комиссаров признает Народную Украинскую Республику, ее право отделиться от России или вступить в договор с Российской Республикой в федеративные и им подобные взаимоотношения между ними.

«Логика в речах Ленина - это какие-то всесильные щупальца, которые охватывают тебя со всех сторон клещами и из объятий которых нет мочи вырваться: либо сдавайся, либо решайся на полный провал»

«Что касается Ленина и Петра Великого, то последний был каплей в море, а Ленин - целый океан»

В то же время Ленин разъяснял трудящимся и Украины и России, что только при единстве действий пролетариев великорусских и украинских свободная Украина возможна, и что без такого единства о ней не может быть и речи.

Как эти ленинские утверждения актуальны сегодня! Более 50% граждан Украины твердо высказываются за вступление страны в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана и в Единое экономическое пространство этих государств.

Высшее же олигархическое руководство Украины из кожи лезет, чтобы втолкнуть страну в Европейский союз – хотя бы бесправным ассоциированным членом, чтобы оторвать народ Украины от братских народов бывшего Советского Союза.

Ленин принимал самые энергичные меры по оказанию народу Украины посильной материальной помощи и моральной поддержки, сделал все возможное для его победы над контрреволюцией и интервентами. По его указаниям правительство Советской России направляло на Украину ответственных партийных, советских работников и военных специалистов, в том числе для создания своей Красной Армии. Советами, рекомендациями, кадрами Ленин помог украинским единомышленникам создать Коммунистическую партию.

И как бы ни изощрялись в своих измышлениях о советской «империи» иудоперевертыши-комутанты и националисты всех мастей, совершенно очевидно, что не будь В.И.Ленина и Октябрьской революции, не было бы и сегодняшней Украины.

Со времени победы Октября Украина прошла путь от цветущего взлета до трагического падения. Взлета – когда она была Советской Социалистической. Падения, системного, без малейшего просвета, пока господствует нынешний буржуазный режим.

Советская Украина была важнейшей, наряду с Москвой и Ленинградом, индустриальной кузницей СССР. Главной житницей, кормившей советский народ. По уровню жизни народа и развития инфраструктуры – самой благополучной среди всех 15 союзных республик. СССР был самой читающей страной мира. Украина – таковой в Союзе. В республике ярко, как мак весной, расцвела культура: национальная по форме, социалистическая по содержанию.

Все рухнуло с обретением Украиной так называемой незалежности, с реставрацией капитализма. В промышленности – развал советской индустрии, в сельском хозяйстве – деградация и угроза продовольственной безопасности. В культуре панствует антинародность. На телевидении – сериалы, голливудские боевики и триллеры. В литературе – напичканное матерщиной «новое слово». Поистине: советский народ творил искусство и литературу. Властвующие «демократы» вбивают в головы и тиражируют масс-культурную «жвачку».

Бернард Шоу, английский драматург:

«Если будущее будет таким, каким его предвидел Ленин, тогда мы все можем улыбаться и смотреть в будущее без страха. Однако если эксперимент его будет сорван и кончится неудачей, если мир будет упорствовать в сохранении капиталистического развития, тогда я должен с большой грустью проститься с вами, мои друзья ….

Я не сомневаюсь, что настанет день, когда в Лондоне будет воздвигнута статуя Ленина рядом со статуей Георга Вашингтона. Могу прибавить, что, хотя я никогда не упускал случая выразить перед английской публикой мое восхищение Лениным, моя популярность нисколько не пострадала от этого и я ни разу не подвергся нападкам за мои отзывы о Ленине, а между тем это, несомненно, имело бы место, если бы Ленин оценивался у нас так, как заявляют реакционеры.»

Да и сама незалежность Украины – призрачна: внутреннюю и внешнюю политику страны во многом определяет Международный валютный фонд.

Но не все потеряно безвозвратно. И в этих сложных условиях, в буржуазной Украине мы снова обращаемся к В. И. Ленину.

Компартия Украины борется, просвещает трудящихся, воспитывает их политически, открывает им глаза на пагубность дурмана потребительства, помогает освободиться от идеологического зомбирования.

Коммунистов нередко обвиняют в идолопоклонстве: мол сделали из Ленина икону и усердно отбивают ему поклоны. Такое обвинение – самая настоящая чушь, идеологическая провокация. Обвинителям-прокурорам очень хочется, чтобы у коммунистов все отношение к Ильичу свелось именно к иконам да поклонам. Не выйдет! В.И.Ленин для коммунистов – не идол, не икона. Ленин, ленинизм – это постоянный источник, бьющий мощным ключом родник познания реальной действительности, неисчерпаемый кладезь духовной, нравственной силы коммунистов, всех трудящихся.

Джавахарлал Неру, премьер-министр Индии:

Прошло немного лет после его смерти, а Ленин уже стал неотъемлемой частью не только его родной России, но и всего мира. И по мере того, как идет время, величие его растет, он теперь один из тех немногих мировых деятелей, чья слава бессмертна. … Ленин продолжает жить, причем не в памятниках и портретах, а в своих колоссальных свершениях и в сердцах сотен миллионов рабочих, которых вдохновляет его пример, вселяя надежду на лучшее будущее.

Вот почему власть предержащие всех цветов и рангов, их наемные идеологические прислужники постоянно льют на В.И.Ленина, его теорию и практику, на его жизнь и память о нем потоки грязи, лжи, подлых выдумок, небылиц, инсинуаций. Они уродуют и уничтожают памятники Ленину. Боятся даже памяти о В.И.Ленине, потому что люди труда все четче осознают, что так дальше жить нельзя. Ответ на вопрос: «Что делать?» они ищут и находят у Ленина.

К Ленину, его учению все чаще обращаются не только люди старшего поколения. Растут и ряды молодежи, берущей на вооружение вечно живой, творчески развиваемый коммунистами ленинизм.

В жизни людей труда вопреки всем преградам все громче звучит девиз Советской эпохи:
«Ленин и теперь живее всех живых – наше знание, сила и оружие».