Штурмы. Битвы — Mount & Blade

Безмолвный Вэй Несмотря на его имя, тиранический правитель безродного клана, на самом деле умеет, говорить, хотя и с хриплым, зловещим голосом. Всегда носит золотую маску, и верит в свое превосходство над другими мужчинами.

Тихий Ли Содержатель дисциплины. Как и его хозяин, он безжалостный и немногословный человек.

Коу Хай офицер связей. Является одним из немногих членов клана, который известен и уважаем посторонними. Он очень мужественный, несмотря на его кастрацию.

Чжоу Линь Заведующий вопросами внутренних дел. У него хрупкое физическое тело, хитрый ум, и порочное чувство цели.

Нэйгун

Беспощадный вампир

Клан безродных твердо верит, что кастрация освобождает от забот плоти, и делает их более целенаправленными и мощными. Беспощадный вампир является высшим выражением силы этой доктрины.

Свойство: Инь

Спецэффект Нэйгун:

Кровавый Небосвод: Жажда жизни. При каждой атаке поглощается 178 оч. здоровья, после 8 наложений требуется 25 с перезарядки.Закат на Руинах: Наперекор. Если выставлен блок, при атаке на вас восстанавливается 36 оч. энергии (при этом возрастает мощь нэйгун), после 8 наложений требуется 25 с.Нерушимый Кристалл: при атаке есть шанс отменить перезарядку "Кровавого Небосвода" и "Заката на Руинах".

Великодушие

Нерушимый Кристалл: при атаке есть шанс отменить перезарядку "Кровавого Небосвода" и "Заката на Руинах".

Стили

Нечестивость фехтования

Этот набор навыков исходил от древнего кодекса, а затем был принят домом безродных. Чтобы постичь это несравненное мастерство, нужно кастрировать себя и вступить в ряды безродных. После чего вам будут доступны дебаффы для молниеносного сокрушения противника.

Приём описание Эффект

Метеоритный Дождь
Наносит цели кратковременное головокружение и.Приносит самому воину 1 уровень статуса Хитрость: добавляет скорости передвижения и дальности действия приему, длится 15 с, может наслаиваться до 10 уровней.(Прочие уровни статуса Хитрость связаны с [Созерцанием Будды].) (Вредоносность этого приема повышается со скоростью передвижения самого воина.)(Данный стиль может использовать только евнух.)

Созерцание Будды
При успешном блоке самому воину добавляется статус Хитрость: добавляет скорости передвижения и дальности действия приему, длится 15 с, может наслаиваться до 10 уровней.(Эффект от Хитрости растет вместе с мощью самого приема.)(Стиль доступен только для евнухов.)

Счастливое Предзнаменование
Противнику наносится.Также вы получаете статус Хитрость, проникаете в тело противника и меняете статус на Вторжение Простуды: после каждого проведенного приема есть шанс запечатывания на 15 с, после распечатывания с противника снимается 1 уровень статуса.(Можно менять Хитрость на Вторжение Простуды только 4 раза.)(Повышение урона приемов зависит от повышения скорости перемещения.)(Стиль доступен только для евнухов.)

Речная флейта
Наносит целям.(Этот прием может быстро приблизить к противнику с помощью цингун.)(Повышение урона приема зависит от повышения скорости перемещения.)(Стиль доступен только для евнухов.)

Желтый Дракон
Противникам впереди наносится.При разрушении блока противника: сам воин получает 10 уровень Хитрости.(Повышение урона приема зависит от повышения скорости перемещения.)(Стиль доступен только для евнухов.)

Отступление Порока
Отступление Порока Наносит целям.Добавляет противнику статус Дурная толпа: при выполнении приема есть шанс получить головокружение (можно сбить прием), также наносится урон, длится 10 с. (Повышение урона приема зависит от повышения скорости перемещения.)(Стиль доступен только для евнухов.)

Уничтожение Бесов
Наносит целям.Повторное нажатие тратит 10 уровней статуса Хитрость, можно применить прием погони [Массовая Казнь].(Этот прием может быстро приблизить к противнику с помощью цингун.)(Если у воина нет 10 уровней Хитрости, прием погони применить невозможно.)(Повышение урона приема зависит от повышения скорости перемещения.)(Стиль доступен только для евнухов.)

Порхающая ласточка
Противникам впереди наносит.Одновременно расходуется 1 уровень статуса Хитрость: противник замирает на 2 с. (Если у воина недостаточно статуса Хитрость, дополнительных эффектов нет.)(Повышение урона приема зависит от повышения скорости перемещения.)(Стиль доступен только для евнухов.)

Массовая Казнь
Прием погони, наносит целям.(Этот прием может быстро приблизить к противнику с помощью цингун.)(Повышение урона приема зависит от повышения скорости перемещения.)(Стиль доступен только для евнухов.)

----* Как вступить в Клан безродных *----

Есть два способа, чтобы присоединиться к фракции: сюжетный квест, или случайная встреча.

Сюжетный квест

Условия для регистрации::

Основные требования

1.На сервере активны все четыре нэйгуна.
2.Вы должны играть за "бродяг" в качестве свободного духа или выше. Это означает, что вы не можете быть активным членом основной школы с хорошей репутацией. (Если вы предали свою ​​текущую школу, или же оставили ее, то вы можете присоединиться к этой фракции.)
3.Достигнуть ранга «Гроза царей».
4.Персонаж должен быть мужского пола, который готов стать кастратом. (Вы пожертвуете свой ​​орган во время ритуала.)

Особые требования

1.Канон подсолнуха 25 уровня

Случайная встреча

Вы должны соответствовать следующим условиям, чтобы активизировать случайную встречу:
1. Два нейгуна должны быть активны
2. Вы мужской персонаж, который является достаточно злым по шкале морали.
3. Вы мужской персонаж, который обладает высоким уровнем безчестия.
4. Вы мужской персонаж, и готовы стать кастратом.
(В Нанкине, посетите Шэнь Сюе (839,1532), чтобы узнать больше о клане безродных.)

----* Уход от учителя/Бросить наставника *----

【Уход от учителя】

Когда игрок достигнет титул 6 уровня, он может получить задание у НИП "Текущей Силы".
Влияние
1. После того как вы бросили наставника, вступление в другие братства осуществляется в соответствии со стандартными правилами.
2. После ухода от учителя предел нэйгуна и уровень приема снижаются до 5, приемы сохраняются, все умения и слава исчезают.

Бросившие наставника

Игрок может в любое время получить задание у НИП "Текущей Силы" .
1.Игрок может в любое время получить задание у НИП "Текущей Силы" .
2.Став мастером, можно вступить в новые силы или традиционные восемь школ или стать свободным человеком "Без школы".
1.При этом в течение 24 дней нельзя заново вступать в Текущую Силу.
2. Игроки с титулами уровней 1 и 2, бросившие наставника, полностью лишаются нэйгуна, приема и славы.

Когда на мировой карте встретятся два вражеских отряда, между ними разразится битва. Если одна из сторон - ваш союзник, а вторая - враг, вы можете присоединиться к битве и помочь своим. Также вы можете сами развязать битву, напав на врага или дождавшись нападения. После начала битвы вы сможете предпринять несколько действий, в зависимости от занятых сторон.

  • Отступить . Битвы не будет, не будет и потерь с обеих сторон. Отступить вы сможете не всегда, особенно если ваш отряд слишком медленный или если враг значительно превосходит вас числом.
  • Приказать войскам атаковать без вас . Если под вашим командованием находится несколько человек, вы можете выслать их в бой, не вступая в него самостоятельно. Однако надо проявлять осторожность - обычно ваши отряды не сражаются в полную силу без вас. Вступив в бой лично, вы уже не сможете покинуть его, пока ваши или вражеские силы не будут разбиты, а если у вас достаточно большой отряд, вы сможете просто задавить врага числом.
  • Атаковать врага . Ведите своих людей в бой. Группы, с которыми вы вступите в бой, выбираются случайным образом, но этот выбор зависит от их позиции в вашем списке: те, кто значатся первыми, имеют больше шансов появиться на поле боя, поэтому перед началом битвы рекомендуется поменять список при помощи стрелок «Вверх» и «Вниз».
  • Отступить, оставив несколько солдат прикрывать тылы . Будучи хорошим тактиком, вы можете оставить часть вашего отряда на растерзание врагу, а самому вместе с остальной частью отряда отступить с поля боя. Количество человек, прикрывающих ваш отход, зависит от навыка «тактика».

Если же вы присоединились к уже начатой битве, то будете командовать смешанным войском, состоящим как из ваших, так и из союзных солдат. Если же вам повстречалась битва между двумя нейтральными к вам сторонами, то лучше не вмешиваться. Поле боя - не лучшее место для политики и спонтанных решений.

Фазы битвы

Битва проходит несколько фаз, в зависимости от «Размера битвы», который вы определяете в настройках. От «Размера битвы» зависит, сколько групп единовременно может находиться на поле боя. Это ограничение делится между двумя сторонами в соответствии с боевым преимуществом, которое, в свою очередь, зависит от численности каждой из сторон и развитости её умений.

Воины, раненные в одной фазе, останутся ранеными до конца боя, и их уровень здоровья тоже сохранится при переходе из одной фазы в другую (хотя здоровье может отчасти восстановиться в зависимости от того, насколько хорошо у вас развито умение оказывать первую помощь). После каждой фазы у вас будет возможность покинуть поле боя, но при этом вы не сможете собрать трофеи с врагов, которых успели убить.

В течение всего времени битвы на поле будут появляться новые солдаты. После начала битвы любая сторона может получить подкрепления.

Фаза битвы оканчивается, когда войска одной из сторон, включая подкрепления, окончательно разбиты (мертвы или лежат без сознания). Также битва заканчивается, когда все воины одной стороны убиты или ранены.

Если вы находитесь на значительном расстоянии от врага после начала битвы, то можете в любой момент нажать клавишу Tab и отступить. Но так вы всё равно можете потерять людей: их могут ранить или убить и во время отступления. Уходите с поля боя только тогда, когда ситуация станет совсем безнадёжной.

Команды

Как командир отряда вы можете отдавать ему приказы в бою. Для начала выберите, кому отдать команду:

  • Клавиша 1 : всем, кто есть на поле, вне зависимости от типа войска.
  • Клавиша 2 : лучникам и всем пешим солдатам, ведущим бой на расстоянии.
  • Клавиша 3 : пехоте - пешим воинам, которые ведут ближний бой.
  • Клавиша 4 : кавалерии - конным солдатам.
  • Клавиша 5 : спутникам - любым героям, состоящим в вашем отряде.

Также вы можете скомбинировать группы для удобства управления:

  • Если вы задержите клавишу Ctrl и нажмёте клавишу с цифрой, то вы объедините выбранную группу с той, что была выбрана до этого. Например, если вы хотите отдать команду одновременно пехоте и лучникам, то сначала нажмите 3 , а потом - Ctrl + 2 .
  • Клавишей 6 можно выбрать всех солдат, не входящих в выбранную вами группу.

После выбора группы воинов можно отдать им команду:

  • Клавиша F1 - держать позицию. Приказ вашим людям оставаться рядом с тем местом, где находитесь вы. Если у них есть оружие дальнего действия, они будут стрелять из него, но не вступят в ближний бой, пока враг не подберётся слишком близко. Эта команда полезна в том случае, если вы хотите, чтобы ваши люди защищали какой-то участок земли. Например, если ваш отряд состоит в основном из пехоты, они могут встать на крутом склоне и защититься от вражеской кавалерии.
  • Клавиша F2 - следовать за мной. Приказ вашим людям идти за вами или подойти к вам и оставаться как можно ближе.
  • Клавиша F3 - в атаку! Приказ вашим людям сломать строй и преследовать врага поодиночке.
  • Клавиша F4 - спешиться/оседлать коней. Приказ вашим людям слезть с лошадей и драться на ногах, если местность не располагает к конному бою. Сесть верхом - отменить приказ спешиться и приказать вашим кавалеристам вновь забраться на коней. Если какая-то лошадь лишилась хозяина, на ней поедет тот, кто умеет ездить верхом.
  • Клавиша F5 - прекратить/открыть огонь. Приказ вашим стрелкам открыть / прекратить огонь по противнику. При приближении к противнику они автоматически перейдут в режим ближнего боя, если у них имеется соответствующее оружие.
  • Клавиша F6 - десять шагов вперёд. Приказ вашим людям сделать 10 шагов в направлении врага и остановиться.
  • Клавиша F7 - десять шагов назад. Приказ вашим людям сделать 10 шагов назад и остановиться.
  • Клавиша F8 - сомкнуть ряды. Приказ вашим людям сократить дистанцию между собой. Такая команда особенно полезна при подготовке пехоты к кавалерийской атаке.
  • Клавиша F9 - рассредоточиться. Приказ вашим людям встать подальше друг от друга. Такая команда полезна при атаке вражеских лучников или арбалетчиков.

Поражение

Иногда враг оказывается для вас слишком силён. Любое ваше поражение имеет крайне плохие для вас последствия - они могут лишь варьироваться от «катастрофических» до «неприятных». Если вы сами не пошли в бой, но выслали своих бойцов вперёд, то как только они будут разбиты, враг непременно попробует атаковать уже вас. Если вы лично возглавили свой отряд, были ранены и вышли из сражения, ваши воины могут вытащить вас из свалки и оказать первую помощь, после чего вы уже снова сможете решить,: продолжать сражение или отступить. Если же ваши войска были разгромлены, ваша лошадь убита, а сами вы получили палицей по шлему, всё ваше имущество перейдёт к победителю, ваши выжившие бойцы будут захвачены в плен, а вас лично ожидает рабство.

Победа

Если же вы одержали победу, то сможете забрать всё имущество поверженного врага. Обратите внимание на то, что вам, вероятно, придётся делиться трофеями с союзниками, в зависимости от того, насколько их силы превосходили ваши. Трофеи делятся на несколько категорий. Прежде всего это пленные. Их можно продать в рабство, а можно присоединить к своему отряду. За знатных пленников вам непременно предложат выкуп. Число захваченных живьём врагов зависит от популярности дробящего оружия в вашем отряде: активное использование палиц и дубинок изрядно повышает шансы на то, что противник будет чаще оглушаться. Также вы сможете освободить пленников вашего противника и взять их в свой отряд. Вся поклажа врага также поступает в распоряжение вашего отряда. Вы заберёте себе только часть трофеев, так как ваши бойцы имеют законную долю при дележе добычи. Самый главный трофей - это опыт. Как командир и полководец вы получаете большую часть опыта, более низкий процент получат герои у вас на службе, самую же маленькую прибавку к опытности получают наёмники.

Отряды

Ваш отряд - не единственный в мире, и за время путешествия по миру вам встретится множество других групп. Некоторые из них будут относиться к вам дружелюбно, некоторые - враждебно, а некоторым не будет до вас никакого дела. Если вместо города или другого места на карте вы щёлкнете левой кнопкой по какой-либо группе, то весь ваш отряд последует за ней.

Каждый отряд имеет свой цвет, обозначающий их фракцию. Число над группой означает, сколько в ней людей, а если рядом стоит ещё одно число (например, «+8»), то оно означает количество пленных в этом отряде. Для того чтобы получить более подробную информацию о какой-либо группе, просто задержите на ней курсор. Например, надпись «33/38 + 6» означает, что всего в группе 38 человек, из них годно к бою 33 (5 ранено), и эта группа ведёт с собой ещё шестерых пленников.

Расстояние, на котором вы будете замечать чужие группы, зависит от зоркости вашего отряда. Если это умение развито хорошо, то вы сможете заметить врага первым, что даст вам преимущество в бою. Ночью выслеживать чужие отряды труднее как вам, так и вашим врагам.

Если кто-нибудь в вашем отряде обладает навыком слежения, то на земле будут появляться цветные стрелки. Это следы, оставленные прошедшей здесь группой, а стрелки показывают направление, в котором эта группа двигалась. Цвет означает давность следа (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий), а размер стрелки соответствует размеру группы. Для получения более подробной информации наведите на след курсор, и если слежение в вашем отряде развито хорошо, вы сможете узнать, сколько людей было в прошедшей группе и даже кем они являлись.

Скорость

Скорость вашего передвижения по карте мира зависит от шести факторов:

  • Размер отряда . Чем больше в отряде людей, тем медленнее он будет передвигаться.
  • Тип бойцов в отряде . Конные воины передвигаются намного быстрее пеших, и если весь ваш отряд состоит из всадников, то и скорость у него будет выше. Обратите внимание на то, что на скорость передвижения по карте влияет не порода лошади, а только умение всадника ездить верхом. На скорость пеших воинов влияет навык атлетики, и, таким образом, элитные войска передвигаются по карте быстрее новобранцев. Скорость передвижения по карте - это средняя величина между самым медленным воином в отряде и общей скоростью отряда.
  • Вес ноши . Если вы торгуете громоздкими товарами или просто несёте много вещей, то лучше всего будет купить несколько недорогих лошадей, на которых можно навьючить поклажу. Вьючные животные увеличивают скорость вашего отряда, просто находясь в вашем инвентаре.
  • Тип местности и погода . Отряд быстрее передвигается по ровной местности в дневное время. Ночью или в лесу скорость передвижения снизится.
  • Боевой дух отряда . Чем счастливее ваши воины, тем больше они будут выкладываться во время пути.
  • Навыки . С каждым новым уровнем командного умения «Прокладывание курса» скорость передвижения вашего отряда будет возрастать на 3%.

Иногда скорость может стать вопросом жизни и смерти, но это, конечно, зависит от типа вашего отряда. Если у вас нет воинов, способных отбить вражескую атаку, то лучше передвигаться как можно быстрее. В идеале ваш отряд должен быть достаточно сильным, чтобы напасть на кого-то, и достаточно быстрым, чтобы скрыться от превосходящих сил врага.

Рисунок Родиона Китаева

Мы делаем выбор только один раз. Мы выбираем, быть воином или быть обычным человеком. Другого выбора просто не существует. Не на этой земле. – Карлос Кастанеда. «Колесо времени »

Кто такой Карлос Кастанеда?

Полумифический американский писатель Карлос Кастанеда – автор серии книг об эзотерических шаманских учениях, первую из которых («Учение дона Хуана») он написал как магистерскую диссертацию, а за третью книгу («Путешествие в Икстлан») получил степень доктора философии по антропологии. Биография Кастанеды окутана тайнами (точно не установлена даже дата его рождения), география его жизни причудлива (Буэнос-Айрес, Сан-Франциско, Милан, Лос-Анджелес), а система проповедуемых взглядов продумана не хуже любой религии.

Как появилось учение дона Хуана?

Книги Кастанеды суммируют его опыт обучения у мексиканского мага и шамана из племени яги – дона Хуана, с которым Кастанеда познакомился во время университетской антропологической практики. Он общался с доном Хуаном несколько лет, постепенно становясь адептом многослойной философии учителя. Кастанеда беседует с доном Хуаном и записывает мудрости шамана, которые в итоге формируют целую систему взглядов на жизнь – так называемый Путь воина. В первых книгах Кастанеда делает упор на необходимости сочетания эзотерических практик с приемом галлюциногенов и трав для достижения просветления, но в последующих работах концентрируется исключительно на приобретении духовного и физического опыта.

Что такое Путь воина ?

Искусство воина состоит в сохранении равновесия между ужасом быть человеком и чудом быть человеком. – «Путешествие в Икстлан »

Путь воина – способ жизнеустройства, конечная цель которого – полная свобода и бесконечное осознание. Дон Хуан, а вслед за ним и Кастанеда, предлагает схему пути, пройдя по которому от бессознательного состояния можно перейти в состояние «просветления» и «повышенной восприимчивости». Путь воина – это путь из мира привычек, навязанных ценностей, стереотипов, норм и условий в «мир полной свободы».

Набор определенных жизненных установок ведет человека («воина») по жизни («поле битвы»), помогая ему справляться с любой жизненной ситуацией («принимать уготованный ему жребий»). Воин, прошедший этот путь от и до, может стать Человеком Знания и достигнуть наивысшей степени осознанности.

Большую часть установок Пути воина Кастанеда почерпнул из нагуализма – религиозно-магического учения индейского племени тольтеков, верящих в связь человека с духами-покровителями. Основа учения тольтеков – понятие «тоналя» и «нагуаля», условных аналогов «сознательного» и «бессознательного», благодаря правильной работе с которыми можно достигнуть внутренней свободы.

Почему это важно?

«Учение дона Хуана» появилось на книжных прилавках в конце 1960-х годов, совпав по времени с ростом интереса к альтернативной философии и антропологическим исследованиям. В противовес присущему Западу рациональному восприятию мира и позитивистской культуре, Кастанеда поставил иррациональное и мистическое. Он отвергнул априорное восприятие реальности, проповедуя гибкую и лишенную всяких условий форму познания мира.

Кастанеда назвал свое учение новой когнитивной системой, радикально иначе решающей самые важные вопросы современности. Именно потому, что Кастанеда говорил на языке иррационального, ему удалось стремительно прославиться и сохранить популярность, о чем свидетельствуют миллионные тиражи книг, толпы последователей, создание целой корпорации проповедников учения дона Хуана – «Cleargreen» и даже возникновение шуточной классификации почитателей Кастанеды.

Основные принципы Пути воина

Воин должен стереть личную историю

Ложь существует только для тех, у кого есть личная история. Если у человека нет личной истории, то что бы он ни сказал, ложью не будет. – «Путешествие в Икстлан »

Сделать из себя другого человека можно только уничтожив старого – любой, вставший на путь воина, должен быть готов стереть историю своей жизни и создать себя заново. Знание о человеке формирует его социальный образ, который постепенно фиксируется и замещает реальную личность. Воин должен опустошить себя от чужих навязанных представлений о себе и собрать себя сам. Он может наполнять «пустую» личность чем угодно и когда угодно, не замыкаясь в рамках собственной биографии и с легкостью формируя новые представления о себе.

Кастанеда советовал создавать вокруг себя «туман» и сам весьма преуспел в этом: запрещал себя фотографировать и снимать на камеру, не разрешал использовать диктофоны в ходе лекций и интервью и пресекал любую фиксацию самого себя, чтобы сохранить подвижность личности, уничтожить любую определенность и остаться алертным: «Когда отсутствует какая бы то ни было определенность, мы все время алертны, мы постоянно готовы к прыжку. Гораздо интереснее не знать, за каким кустом прячется кролик, чем вести себя так, будто все известно заранее».

Воин должен научиться сдвигать «точку сборки»

Воин, чья точка сборки сдвинулась, имеет возможность выбрать один из двух вариантов: либо он признает, что болен, и начинает вести себя как сумасшедший, эмоционально реагируя на странные миры, которые воспринимает в результате сдвига; либо он бесстрастно и отрешенно ждет, зная, что рано или поздно точка сборки обязательно вернется на место.«Огонь изнутри »

Стержневое понятие учения дона Хуана – «точка сборки», определяющая процессы восприятия внешнего мира. «Сдвиг» этой точки – главная цель воина, достигнуть которую можно благодаря многолетним духовным практикам.

То, как человек ощущает мир, зависит только от положения точки сборки. Фиксированная точка сборки закрывает многообразие восприятия, подвижная точка сборки позволяет воспринимать сразу несколько миров и выходить за пределы известного. Например, рациональное мышление – лишь определенное положение точки сборки.

Для того, чтобы научиться сдвигать точку сборки, воины практикуют сталкинг, занимаясь самовыслеживанием. Сталкинг подразумевает осознанное отношение к себе и кропотливое изучение самого себя, со всеми страхами и тайными желаниями. Учась обращать внимание на ранее игнорируемые мысли и чувства, воин меняет мировоззрение и двигает точку сборки в положение повышенного осознания.

Воин должен стереть чувство собственной важности

Чувство собственной важности делает человека безнадежным: тяжёлым, неуклюжим и пустым. Быть воином означает быть легким и текучим.«Отдельная реальность »

Чувство собственной важности в интерпретации дона Хуана – главный враг любого человека. С одной стороны «это сердцевина всего лучшего, что в нас есть», а с другой «сердцевина всей нашей внутренней гнили». Именно собственная важность не позволяет человеку воспринять мир во всей его полноте, становится причиной обид и вызывает раздражение. Чувство собственной важности мешает воину принять любую жизненную ситуацию за должное и культивирует слишком серьезное отношение к своим мыслям, чувствам и поступкам. Уничтожение чувства собственной важности рушит стены между воином и внешним миром, прекращая пагубный внутренний диалог, направленный исключительно на самого себя.

Если не думать о своей смерти, то жизнь так и останется не более, чем личным хаосом. – « Отдельная реальность »

Настоящий воин должен воспринимать жизнь как ступень, связующее звено между собой и смертью. Смерть – единственный мудрый советчик воина и именно к смерти стоит обращаться за советом в любой жизненной ситуации. Только в смерти воин может быть по-настоящему уверен, потому что она всегда рядом.

Смерть в учении тольтеков подобна фильтру, который помогает оценить то, что действительно важно и имеет значение. Для воина, вступившего на поле боя, смерть – главный катализатор битвы, потому что именно она имеет какое-то значение: «Смерть ожидает нас, и то, что мы делаем в этот самый миг, вполне может стать нашей последней битвой на этой земле».

Воин должен быть безупречным

Безупречность – это делать лучшее, что можешь, во всем, во что ты вовлечен.«Сказки о силе »

Главная свобода воина состоит в его безупречности, которая учит его смотреть на себя со стороны и объективно оценивать, сделал ли он самое лучшее из всего возможного. Безупречность подразумевает безупречный контроль над самим собой и своей жизнью, и именно она питает личную силу воина. Безупречности можно достигнуть только помня о смерти, потому что действовать безупречно можно лишь чувствуя конечность времени и ответственность за каждое совершаемое действие.

Воин должен быть текучим, ему надо избавиться от привычек и распорядка

Когда видишь, мир становится иным. Это – текучий мир, в котором все непрерывно движется, изменяется, течет. – «Отдельная реальность »

Привычки формируют определенный способ восприятия жизни, что недопустимо для воина, важная черта которого – текучесть, позволяющая ему каждый раз воспринимать мир как бы с нуля. Не Вселенная подстраивается под воина, а сам воин под вызовы Вселенной и меняющиеся обстоятельства. Текучесть и отсутствие привычек открывает воину новые возможности и дарит «кубический сантиметр шанса», за который только непрерывно текучий и свободный воин может ухватиться.

ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМО ПРОКОНСУЛЬТИРОВАТЬСЯ СО СПЕЦИАЛИСТОМ.

Воин не должен разочаровываться в себе и сердиться на себя

Воин берет свою судьбу, какой бы она ни была, и принимает ее в абсолютном смирении. «Сказки о силе »

Человек, который полностью принял на себя ответственность за свой мир, не может быть разочарован в себе и недоволен своей жизнью. Любое событие для воина – это битва, которую он обязан принять, а любой выбор продиктован лишь его желаниями. Настоящий воин полностью принял себя таким, какой он есть, и поэтому он всегда готов к внешней битве. Внутренняя битва помешает выиграть внешнюю и способна поставить под сомнение безупречность воина.

У воина уже есть все необходимое для битвы

Воин должен культивировать чувство, что у него есть все необходимое для этого экстравагантного путешествия, которым является его жизнь. «Колесо времени »

Воину следует быть уверенным, что у него всегда есть все необходимое для каждой новой битвы. Дон Хуан называет жизнь «опытом всех опытов», априори дающем человеку то, что необходимо ему здесь и сейчас. Сила воина не в вещах и материальных ценностях (за которые он не должен цепляться), а в свободе и осознании самодостаточности жизни. Любая битва может быть выиграна воином, потому что настоящий воин всегда готов к той битве, на которую вызывает его жизнь.

Воин должен жить действием

Воин живет действием, а не думанием о действии или думанием о том, что он будет делать, когда закончит действовать.«Колесо времени »

Слова – не самая сильная сторона воина, его главный козырь – действие. Осведомленность воина и его знания появляются не благодаря словам, которые отражают привычный взгляд на мир, а благодаря совершенным поступкам, которые и имеют значение. Любое действие воину следует совершать не ради выгоды, а ради духа, исходя о воинском представлении о безупречности.

Воин должен постичь контролируемую глупость: для него ничто не имеет значения

При отсутствии чувства собственной важности единственный способ, позволяющий воину взаимодействовать с социальной средой, – это контролируемая глупость. – «Дар орла »

Воину нет ни до кого дела и его ничто не волнует. Любой предмет и человек для него – объект практики контролируемой глупости, которая помогает ему общаться с другими людьми. Для того, кто идет по Пути воина, все равнозначно. И сам воин так же равнозначен миллиону других людей, от которых его отличает лишь то, что он сам контролирует глупость своей жизни. Для воина не важно, имеет что-то значение или не имеет, он знает конечную точку своего пути и перед ней все меркнет, размывается и становится незначительным.

Текст: Ксения Витюк

Дон Хуан определял воина прежде всего как бойца.

Быть воином — это самый эффективный способ жить. Воин сомневается и размышляет до того, как принимает решение. Но когда оно принято, он действует, не отвлекаясь на сомнения, опасения и колебания. Впереди — еще миллионы решений, каждое из которых ждет своего часа. Это — путь воина.

Если воин что-то решил, он идет до конца, но при этом он непременно принимает на себя ответственность за то, что он делает. Что именно воин делает — значения не имеет, но он должен знать, зачем он это делает, и действовать без сомнений и сожалений.

Воин принимает ответственность за все свои действия, даже за самые пустяковые. Обычный человек занят своими мыслями и никогда не принимает ответственности за то, что он делает.

Принять на себя ответственность за свои решения — это значит быть готовым умереть за них.

Воин — это безупречный охотник, который охотится на силу; он не опьянен и не безумен, у него нет ни времени, ни желания добиваться чего-то обманом, лгать самому себе или совершать неверные действия — ставки слишком высоки. Ставками являются его безупречная и избавленная от излишеств жизнь, которую он так долго укреплял и совершенствовал.

Безупречность начинается с какого-нибудь простого действия, которое должно быть целенаправленным, точным и осуществляемым с непреклонностью. Повторяя такое действие достаточно долго, человек обретает несгибаемое намерение. А несгибаемое намерение может быть приложено к чему угодно. И как только оно достигнуто — путь свободен. Каждый шаг повлечет за собой следующий, и так будет до тех пор, пока весь потенциал воина не будет полностью реализован.

Поступки обладают силой. Особенно когда тот, кто их совершает, знает, что это — его последняя битва. В действии с полным осознанием того, что это действие может стать для тебя последней битвой на земле, есть особое всепоглощающее счастье.

То, что воин называет волей, есть сила внутри нас самих. Это не мысль, не предмет, не желание. Воля — это то, что заставляет воина побеждать, когда его рассудок говорит ему, что он повержен. Воля — это то, что делает его неуязвимым. Воля — это то, что позволяет шаману пройти сквозь стену, сквозь пространство, в бесконечность.

Тщательно следи за всем, что делаешь. В ежедневных мелочах, которыми ты занимаешься, кроется то, что поможет тебе развить волю.

Быть воином — это не значит просто желать им быть. Это, скорее, бесконечная битва, которая будет длиться до последнего момента. Никто не рождается воином, точно так же, как никто не рождается обычным человеком. Мы сами себя делаем тем или другим.

Любой путь — лишь один из миллиона возможных путей. Все пути одинаковы: они ведут в никуда. Есть ли у этого пути сердце? Если есть, то это хороший путь; если нет, то от него никакого толку. Оба пути ведут в никуда, но у одного есть сердце, а у другого — нет. Один путь делает путешествие по нему радостным: сколько ни странствуешь — ты и твой путь нераздельны. Другой путь заставит тебя проклинать свою жизнь. Один путь дает тебе силы, другой — уничтожает тебя.

Если воин хочет есть, то справится с этим, потому что не страдает от голода. Если он ранен, то справится с этим, потому что не страдает от боли. Быть голодным или страдать от боли означает, что человек — не воин, и сила голода или боли может разрушить его.

Когда воина начинают одолевать сомнения и страхи, он думает о своей смерти. Мысль о смерти — единственное, что способно закалить наш дух.

Воин живет действием, а не думанием о действии или думанием о том, что он будет думать, когда закончит действовать.

Дух воина не привязан ни к индульгированию, ни к жалобам, как не привязан он ни к победам, ни к поражениям. Единственная привязанность воина — битва, и каждая битва, которую он ведет, — его последняя битва на этой земле. Поэтому исход ее для него практически не имеет значения. В этой последней битве воин позволяет своему духу течь свободно и ясно. И когда он ведет эту битву, он знает, что воля его безупречна. И поэтому он смеется и смеется.

Люди, как правило, не отдают себе отчета в том, что в любой момент могут выбросить из своей жизни все что угодно. В любое время. Мгновенно.

Беспокойство неизбежно делает человека доступным, он непроизвольно раскрывается. Тревога заставляет его в отчаянии цепляться за что попало, а зацепившись, он уже обязан истощить либо себя, либо то, за что зацепился. Охотник-воин, с другой стороны, знает, что в его ловушки еще не раз попадет дичь, поэтому он не беспокоится. Беспокоиться — это значит становиться доступным, неосознанно доступным.

Воин должен научиться отдавать себе отчет в каждом действии, сделать каждое действие осознанным. Ведь мы пришли сюда ненадолго, и времени, которое нам отпущено, слишком мало, действительно слишком мало для того, чтобы прикоснуться ко всем чудесам этого странного мира.

«Смерть ожидает нас, и то, что мы делаем в этот самый миг, вполне может стать нашей последней битвой на этой земле. Я называю это битвой, потому что это — борьба. Подавляющее большинство людей переходит от действия к действию без борьбы и без мыслей. Воин-охотник же, наоборот, тщательно взвешивает каждый свой поступок. И поскольку он очень близко знаком со своей смертью, он действует рассудительно, так, словно каждое его действие — последняя битва. Только дурак может не заметить, насколько воин-охотник превосходит своих ближних — обычных людей. Воин-охотник с должным уважением относится к своей последней битве. И вполне естественно, что последний поступок должен быть самым лучшим. Это доставляет ему удовольствие. И притупляет страх».

Если дух человека разрушен, ему нужно просто укрепить его — очистить и сделать совершенным. Укрепление духа — единственное, ради чего действительно стоит жить. Не действовать ради укрепления духа — значит стремиться к смерти, а стремиться к смерти — значит не стремиться ни к чему вообще, потому что к ней в лапы каждый из нас попадает независимо ни от чего. Стремление к совершенствованию духа воина — единственная задача, достойная нашего времени, достойная нас как человеческих существ.

Воин — прежде всего охотник. Он учитывает все. Это называется контролем. Но, закончив свои расчеты, он действует. Он отпускает поводья рассчитанного действия, и оно совершается как бы само собой. Это — отрешенность. Воин никогда не уподобляется листу, отданному на волю ветра. Никто не может сбить его с пути. Намерение воина непоколебимо, его суждения — окончательны, и никому не под силу заставить его поступать вопреки самому себе. Воин настроен на выживание, и он выживает, выбирая наиболее оптимальный образ действия.

Воспитание не имеет никакого значения. То, что определяет наш путь, называется личной силой. Личность человека — это суммарный объем его личной силы. И только этим суммарным объемом определяется то, как он живет и как умирает.

Личная сила — это чувство. Что-то вроде ощущения удачи или счастья. Можно назвать ее настроением. Воин — это охотник за силой. На нее необходимо охотиться и накапливать ее в течение целой жизни борьбы.

Что бы мы ни делали и кем бы ни являлись — все это основывается на нашей личной силе. Если ее достаточно, то всего одно сказанное нам слово может изменить нашу жизнь. А если ее мало, то пусть даже будут раскрыты все сокровища мудрости — это ничего нам не даст.

В мире воина все зависит от личной силы, а личная сила зависит от безупречности.

Безупречность — это делать лучшее, что можешь, во всем, во что ты вовлечен.

Уверенность в себе воина и самоуверенность обычного человека — это разные вещи. Обычный человек ищет признания в глазах окружающих, называя это уверенностью в себе. Воин ищет безупречности в собственных глазах и называет это смирением. Обычный человек цепляется за окружающих, а воин рассчитывает только на себя. Смирение воина — это безупречность в поступках и чувствах.

Есть множество вещей, которые воин может делать в определенное время, из тех, которые несколько лет назад показались бы ему безумием. Сами по себе эти вещи не изменились, изменилось его представление о себе. Невозможное тогда стало вполне возможным сейчас.

Единственно возможный для воина курс — это действовать неуклонно, не оставляя места для отступления. Он достаточно знает о пути воина, чтобы поступать должным образом, но его старые привычки и повседневная рутина жизни могут препятствовать ему на его пути.

Если воин в чем-то добивается успеха, то этот успех должен приходить мягко, пусть даже с огромными усилиями, но без потрясений и навязчивых идей.

Воин берет свою судьбу, какой бы она ни была, и принимает ее в абсолютном смирении. Он в смирении принимает себя таким, каков он есть, но не как повод для сожаления, а как живой вызов.

Воин рассматривает себя как бы уже мертвым, поэтому ему нечего терять. Самое худшее с ним уже случилось, поэтому он ясен и спокоен.

Только воин может выстоять на пути знания. Воин не жалуется и ни о чем не сожалеет. Его жизнь — бесконечный вызов, а вызовы не могут быть плохими или хорошими. Вызовы — это просто вызовы.

Основное различие между воином и обычным человеком заключается в том, что воин все принимает как вызов, тогда как обычный человек принимает все как благословение или проклятие.

Для воина главнейшим правилом в жизни является выполнять свои решения столь тщательно, что ничто, случившееся в результате его действий, не может его удивить и уж тем более — истощить его силы.

Воин, как учитель, прежде всего, должен обучить своего ученика одной возможности — способности действовать, не веря, не ожидая наград. Действовать только ради самого действия.

Человек становится мужественным, когда ему нечего терять. Мы малодушны только тогда, когда есть еще что-то, за что мы можем цепляться.

У воина нет возможности отдавать что бы то ни было на волю случая. Воин реально влияет на результаты событий силой своего осознания и своего несгибаемого намерения.

Мы делаем выбор только один раз. Мы выбираем быть воином или быть обычным человеком. Другого выбора просто не существует. Не на этой земле.

Путь воина приводит человека в новую жизнь, и эта новая жизнь должна быть полностью новой. Он не может вносить в эту новую жизнь свои уродливые старые пути.

Каждый имеет достаточно личной силы для чего угодно. В случае воина фокус состоит в том, чтобы отвернуть свою личную силу от своих слабостей и направить ее к своей цели воина.

Каждый, кто хочет следовать пути воина, должен освободиться от страсти владеть и цепляться за вещи.

Ход жизни воина неизменен. Вызов в том, насколько далеко уйдет он по узкой дороге, насколько безупречным он будет в пределах этих нерушимых границ…

Действия людей не влияют на воина, потому что у него больше нет никаких ожиданий. Странный покой становится руководящей силой его жизни. Он воспринял одну из концепций жизни воина — отрешенность.

Намного легче двигаться в условиях максимального стресса, чем быть безупречным в обычных обстоятельствах.

Воин никогда не бывает осажденным. Находиться в осаде означает, что имеешь какую-то личную собственность, которую могут подвергнуть осаде. У воина же ничего в мире нет, кроме его безупречности, а безупречности ничто угрожать не может. Однако в битве за собственную жизнь воин должен стратегически использовать все допустимые средства.

Всю имеющуюся в его распоряжении сосредоточенность он применяет к решению вопроса о том, вступать или не вступать в битву, так как каждая битва является для него сражением за свою жизнь. Воин должен быть готовым и испытывать желание провести свою последнюю схватку здесь и сейчас. Однако он не делает это беспорядочно.

Воин сжимает время, даже мгновения идут в счет. В битве за собственную жизнь секунда — это вечность, которая может решить исход сражения. Воин нацелен на успех, поэтому он экономит время, не теряя ни мгновения.

Воин имеет бесконечное терпение. Он никогда не спешит и никогда не волнуется.

Чувство собственной важности — главнейший и самый могущественный из врагов человека. Его уязвляют и обижают действия либо посягательства со стороны ближних, и это делает его слабым. Чувство собственной важности заставляет человека всю его жизнь чувствовать себя кем-то или чем-то оскорбленным.

Ничто так не закаляет дух воина, как необходимость иметь дело с невыносимыми людьми, обладающими реальной властью и силой. Это — совершенный вызов. Только в таких условиях воин обретает уравновешенность и ясность, без которых невозможно выдержать натиск непознаваемого.

Страх — одна из величайших сил в жизни воинов, потому что он заставляет их учиться.

Смерть — худшее из всего, что может с нами случиться. Но поскольку смерть — наша судьба и она неизбежна, мы — свободны. Тому, кто все потерял, нечего бояться.

Хотя действия воинов и преследуют скрытую цель, но она не имеет ничего общего с личной выгодой. Обычный человек действует только тогда, когда есть возможность извлечь для себя какую-то пользу. Воины говорят, что они действуют не ради выгоды, но ради духа.

В мире повседневной жизни человек может очень легко изменить слово или решение. Единственная неотменяемая вещь в обычном мире — это смерть. С другой стороны, в мире шаманов можно отменить обычную смерть, но не слово воинов. В мире шаманов нельзя изменить или пересмотреть решения. Однажды принятые, они остаются в силе навсегда.

Все трудности для человека состоят в том, что интуитивно он осознает свои скрытые ресурсы, но не отваживается воспользоваться ими.

Воин не испытывает разочарование, когда, пытаясь измениться, терпит неудачу. Мы все проходим через одну и ту же ерунду. Единственный способ преодолеть ее — это продолжать действовать как воин. Остальное придет само собой и через себя самого.

Бесполезно сердиться или разочаровываться в самом себе. Все, что в данном случае происходит, — это то, что твой тональ ушел в свою внутреннюю битву. Битва внутри собственного тоналя — это одно из самых нежелательных состояний, какие только можно представить.

Один из принципов воина заключается в том, чтобы никому и ничему не давать воздействовать на себя, и поэтому воин может видеть хоть самого дьявола, но по нему этого никогда не скажешь. Контроль воина должен быть безупречным.

Не имеет значения, что именно кто-то говорит или делает. Ты сам должен быть безупречным человеком. Битва происходит в этой груди, прямо здесь.

В зачет идет только одно — действие. Действие, а не разговоры.

Битва происходит именно здесь, на этой земле. Мы — человеческие существа. Кто знает, что ожидает нас и какого рода силу мы можем иметь?