Биография олдоса хаксли.

Square

Некоторые интересные факты удалось найти на иностранных сайтах, так как на российских порталах биография Олдоса Хаксли представлена бледно. Автор «О дивного нового мира» — великий новатор и энтузиаст. Творчество писателя-антиутописта пронизано аллюзиями и ошеломляющими метафорами.

Хаксли приписывают первое использование слов «стервозный», «дадаист», «футурология», «нимфомания», и «задиристый»

Олдос Хаксли — внучатый племянник Мэтью Арнольда (известного английского поэта и викторианского эстета). Об этой литературной родословной стоит упомянуть в начале списка интересные фактов Олдоса Хаксли, хотя бы потому, что в те времена затмевали талант писателя именно известные семейные связи. Ведь его дедом был великий викторианский биолог Т. Гексли (тот самый, который ввел в обиход слово «агностик»).

Эти слова занесены в Оксфордский английский словарь как введенные Хаксли. Еще одним заметным окказионализмом считается sexophone (воображаемый музыкальный инструмент, который вызывает сексуальное желание). Впервые упоминается в романе «О, дивный новый мир», где поощряется рекреационный секс.

Многие читатели знают о произведении «О, дивный новый мир», но сколько людей знают продолжение»Возвращение в дивный новый мир» , опубликованное в 1958 году? Но несмотря на название, это не не совсем продолжение предыдущего романа, а скорее научно-популярная работа, в которой О. Хаксли размышляет о своих предсказаниях в романе. Его заключение печально, писатель считает, что мир катится вниз.

Олдос Хаксли — друг известных людей

А еще Хаксли был лучшим другом Лоуренса (автора известного романа «Любовник леди Чарттерлей», запрещенного по причине непристойного сюжета). В 1930 году на похоронах великого английского писателя присутствовало всего 10 человек и среди них был Хаксли. Да что уж, один гениальный писатель умер на руках другого гениального писателя.

Уолт Дисней отклонил сценарий Олдос Хаксли по книге «Алиса в Стране Чудес»

Хаксли воодушевился произведением и работал над сценарием после окончания Второй мировой войны. В итоге получилась удивительная смесь живого действия и анимации, а основной линией сюжета становится дружба Кэрролл (Чарльза Доджсона, так он был известен в университете Оксфорда, Кэрролл, конечно, был его псевдоним) и Алисы Лидделл. Уолт Дисней не принял сценарий, так как счел его слишком литературным.

Хаксли скончался 22 ноября 1963 года – в один день с писателем К. С. Льюисом и президентом Кеннеди

Хаксли умер от рака гортани в возрасте 69 лет (незадолго до смерти он принял ЛСД), в этот же день от сердечного приступа скончался Клайв Льюис (автор известного романа в стили фэнтези «Хроники Нарнии»). Но ни одна из этих смертей не получила столько внимания прессы, как совершенное в этот день убийство Джона Кеннеди в Далласе.

Позднее творчество Хаксли оказало значительное влияние на контркультуру 1960-х годов, его продолжателем исследователи называют Тимоти Лири. Многие из книг Хаксли являются аллюзией на другие литературные произведения: «Античное сено (1923)» напоминает роман Кристофера Марло «Эдуард II» , «Э ти бесплодные листья (1925)» Вордсворта, а»Дивный новый мир» отсылается на»Бурю» Шекспира.

Как по отцовской, так и по материнской линиям Хаксли принадлежал к британской культурной элите, давшей целый ряд выдающихся учёных, писателей, художников. Его отец - писатель Леонард Хаксли, дед по отцовской линии - биолог Томас Генри Хаксли (в России его имя обычно пишется как Гексли); по материнской линии Хаксли приходится правнуком историку и педагогу Томасу Арнолду и внучатым племянником писателю Мэтью Арнолду. Братья Хаксли Джулиан и Эндрю были знаменитыми биологами.

В хорошо оборудованной лаборатории отца Хаксли начал самообразование, которое потом продолжил в школе Hillside, где его первой учительницей стала его мать. Когда Олдосу было 13 лет - мать умерла.

Три года спустя, в возрасте 16 лет он перенес кератит, что привело к тому, что почти 18 месяцев он был лишен зрения. Благодаря тому, что он пользовался специальными очками и один его глаз стал видеть, Олдос мог читать, он также освоил шрифт Брайля. Несмотря на проблемы со зрением, Хаксли продолжал занятия в Оксфорде, в колледже Балиол (1913-1915), и получил степень бакалавра гуманитарных наук в 1916 году.

В связи с тем, что далее он не мог заниматься наукой или пойти на фронт - а в то время шла мировая война - Хаксли обратился к литературе. Он работал в военном министерстве в Лондоне в 1917 году, и какое-то время преподавал в Итон и Рептон колледжах.

Первый сборник стихов появился в 1916 году, за ним последовало еще два издания в 1920 году.

В 1919-1920 годах Хаксли состоит в редакции «Атенея» под началом Мидлтон Муррея, мужа Кэтрин Мэнсфилд. Он пишет биографические статьи, статьи об архитектуре и живописи, театральные, музыкальные обзоры, равно как и рецензии на художественные книги.

В 1920-21 Хаксли работал театральным критиком для «Вестминстер Газет» и библиотекарем в книжном клубе Челси. Его первый роман «Желтый Кром» - остроумная критика общества - появился в 1921 году. Стиль Хаксли, сочетающий блестящие диалоги, социальную критику и цинизм, создал ему репутацию одного из самых модных литературных деятелей десятилетия. Он был другом леди Оттолин Моррел, входил в Блумсберийский кружок, который включал таких писателей, как Вирджиния Вулф, Клив Белл, Литтон Стрэчи и Э. М. Форстер. За восемь лет он опубликовал дюжину книг, включая «Контрапункт» (1928), роман, в котором персонажи, списанные с Д. Лоренса, Муррея, Мэнсфилд и самого автора, сравниваются с инструментами оркестра, и каждый играет особую роль в жизни, как ее видит Хаксли.

Он долго подыскивал название для нового романа - имел обыкновение придумывать названия к уже законченным вещам, а не наоборот.

В 20-е годы Хаксли сдружился с Д. Г. Лоренсом, вместе они совершают путешествие по Италии и Франции. Большую часть 20- годов Хаксли провел в Италии. В 30-е годы он переезжает в Санэри, что возле Тулона, и там пишет «О дивный новый мир», мрачную картину высокотехнологичного общества будущего. В этой книге он переворачивает с ног на голову теорию научного оптимизма Герберта Уэллса. Развитие науки и культурные изменения - массовое производство, которое произвело революцию в промышленности, путешествие на самолетах, романтизированное Чарлзом Линбергом и Амелией Эрхарт, бихевиористская психология и опыты в генетике - в то время занимали умы людей и вдохновляли. Роман был своеобразным ответом широкому кругу читателей, в первый же год В Англии и США разошлось более 28 тысяч копий книги, и на протяжении всего 20 века она оставалась в лидерах по продажам.

В 30-е года Хаксли принимал активное участие в деятельности «Союза обета мира». В 1937 году, в возрасте сорока трех лет, вместе с гуру Джералдом Гердом, он переезжает в США, надеясь, что климат Калифорнии улучшит его ухудшающееся зрение. Здесь начинается философский период его творчества, для которого было было характерно более подробное рассмотрение человеческой сущности, интерес к различным мистическим учениям («The Perennial Philosophy», «Через много лет» («After Many a Summer...»), «Time must have a stop»). Хаксли знакомится в с Кришнамурти (Jiddu Krishnamurti), их (как и их жён) связывает крепкая дружба. Бывший скептик и бывший теософ верили теперь, что единственная дорога к миру и духовной истине должна быть субъективной - личностной.

Хаксли пишет множество эссе а также сценарии для фильмов в соавторстве с Кристофером Ишервудом. Некоторые из его сценариев так никогда и не были сняты. Лучшим считается сценарий для голливудского фильма «Гордость и предубеждение» (1940). Он берется написать такие сценарии как «Сага о Форсайтах», «Мадам Кюри». Вместе с Джоном Хаусманом и Робертом Стивенсоном он работает над фильмом «Джейн Эйр», главные роли в котором исполнили Орсон Уэллс и Джоан Фонтана.

В 1953 он соглашается на участие в эксперименте, проводимым Хамфри Осмондом (Humphry Osmond). Целью этого эксперимента было исследование влияния мескалина на человеческое сознание. Впоследствии в переписке с Осмондом было употреблено впервые слово «психоделика» для описания влияния мескалина. Эссе «Двери восприятия» («The Doors of Perception») и «Небо и ад» («Heaven and Hell») описывают наблюдения и ход эксперимента, который вплоть до своей смерти автор повторял около десяти раз. Эффект от действия психотропных субстанций сказывается не только на его творчестве. Так в последнем своем романе «Остров» он описал положительную утопию, которая была диаметрально противоположна его антиутопии «О дивный новый мир».

В 1961 году он знакомится с Альбертом Хоффманом - изобретателем ЛСД.

Незадолго до смерти в пожаре в его собственном доме сгорели все его рукописи. Хаксли умер в 1963 г. в Лос-Анджелесе от рака горла. Когда смерть была неизбежна, жена Олдоса сделала ему инъекцию ЛСД, которая позволила ему умереть спокойно, избежав судорог и удушья.

Олдос Хаксли ввел в обиход термин «футурология».

Английская литература

Олдос Леонард Хаксли

Биография

ХАКСЛИ (Гексли) Олдос Леонард

26 июля 1894, Годалминг, графство Суррей - 22 ноября 1963, Лос-Анджелес, английский писатель. Брат Дж. С. Хаксли. Интеллектуальные романы «Желтый Кром» (1921), «Шутовской хоровод» (1923) и «Контрапункт» (1928) - об идейном и духовном кризисе современной цивилизации. Антиутопии «О дивный новый мир» (1932), «Обезьяна и сущность» (1948) - сатира на тоталитаризм, стандартизованный образ жизни «общества потребления». Смятение и тревога за будущее общества, неверие в социальный прогресс и духовный потенциал личности (роман «Гений и богиня», 1955) привели Хаксли к мистицизму, исповеданию идей буддизма (роман «Остров», 1962).

Из семьи естествоиспытателей

Внук выдающегося биолога Т. Г. Хаксли (Гексли), питомец Итона, учился затем в Бейллиоле, одном из наиболее престижных колледжей Оксфордского университета. В отличие от своего старшего брата Джулиана, который стал видным биологом, а в 1946−48 возглавлял ЮНЕСКО, Олдос отказался от поприща естествоиспытателя, традиционного для его семьи. Однако в его произведениях постоянно возникают мотивы, родственные философской проблематике, которую сделало особенно актуальной развитие естественных наук и новых технологий в 20 в.

Плохое зрение не позволило ему принять участие в Первой мировой войне, на которую он стремился попасть добровольцем. В книгах Хаксли, появившихся по ее окончании, романах «Желтый Кром» (1921) и «Шутовской хоровод» (1923) тем не менее выразилось то же самое чувство социальной и духовной катастрофы, которое было вынесено из окопов его сверстниками, воевавшими по обе стороны фронта, и определило тональность литературы «потерянного поколения».

Своим путем

Еще в годы войны он написал стихотворение в прозе «Карусель», где главенствует метафора убыстряющегося движения по кругу, который заставляет вращаться сидящий у пульта машинист-олигофрен. Однако отчаяние и безверие, выражаемые с помощью такой символики, присущи лишь раннему творчеству Хаксли, когда он видел свое призвание в поэзии. Как прозаик он нашел себя, обратившись к поэтике трагифарса, чуждой писателям «потерянного поколения». Подобно им, глубоко пессимистически воспринимая современную историю, Хаксли воплотил свое видение в формах смехового искусства с подчеркнутыми элементами острого гротеска, памфлета, шаржа.

Позиция Хаксли типична для литературы, рожденной травмирующим опытом Первой мировой войны, но выражена художественными средствами, придающими уникальность его свидетельству о состоянии радикального кризиса веры и духовного шока, переживаемого миром в эту эпоху. Сюжеты двух его первых романов строятся на мотиве розыгрыша, который граничит с циничным и жестоким шутовством. Практически лишенные строго выстроенной фабулы, представляющие собой цепочку как бы произвольно выхваченных эпизодов будничности первых послевоенных лет, «Желтый Кром» и в особенности «Шутовской хоровод» (названный по строке из К. Марло - «шутовская процессия уродцев, схожих с козлоногими сатирами») представляют собой синтез бурлескного и драматического начала. Впоследствии он станет непременным отличительным знаком повествования Хаксли, к какой бы проблематике он ни обращался.

Сложный и беспощадный мир Хаксли

В его прозе действительность показана как амальгама самых разнородных характеристик. В сознании персонажей болезненные воспоминания о войне и ожидания новых сокрушительных потрясений смешиваются с жизнелюбием, проявляющимся в вызывающе пошлых формах, и с ничтожными карьерными амбициями. В мире, изображенном Хаксли, печаль и подавленность неотделимы от мелочности и моральной апатии, намечающиеся драмы увенчиваются развязками, достойными буффонады, а фарс пронизан мизантропическими настроениями. Внешне совершенно хаотичная картина приобретает целостность благодаря использованию поэтики монтажа. Хаксли явился одним из ее пионеров в литературе 20 века.

Она особенно виртуозно применена в романе «Контрапункт» (1928), содержащем выразительный «коллективный портрет» лондонского интеллектуального мира в послевоенную пору, показываемого с язвительностью, не пощадившей и таких близких автору людей, как Д. Г. Лоуренс. Окрепшее убеждение Хаксли в том, что его эпоха знаменует собой анемию духа, эклектику в культуре и банкротство либеральных идеалов, которым продолжают поклоняться только по инерции, передано в романе многочисленными сценами, дающими ощутить душевную опустошенность и нравственную апатию, ставшие метой времени.

В обществе, пленником которого осознает себя герой книги - писатель, задумавший роман об окружающей его среде и решивший назвать книгу «Бестиарий», преобладает страх перед горькими истинами о жизни, лишенной гармоничности и осмысленности. Понимание реальной природы вещей подменено произвольными фантазиями о мире, и эти химеры, принимаемые за истину, непоправимо деформируют сознание людей, понятия и принципы, на которых строятся их отношения. Среда, описанная Хаксли, находится во власти иллюзий и стереотипов, порождающих фантастические представления о реальности, которые приводят то к жалкому аморализму, то, напротив, к почитанию давно омертвевших этических табу. Неизбежной расплатой за этот убогий маскарад становится ощущение беспомощности в столкновениях с реальной жизнью.

Центральная коллизия романов Хаксли определяется несостоятельностью ригористичного или, наоборот, циничного сознания его персонажей, когда оно подвергнуто испытанию повседневностью, ниспровергающей - то в комических, то в жестоких формах - фикции, которыми ее пытались подменить. Композиция повествования как контрапункта, позаимствованная, по всей вероятности, из квартетов Бетховена и впоследствии с некоторыми вариациями используемая в большинстве произведений Хаксли, призвана, говоря словами героя «Контрапункта», передать «перемены настроений, резкие переходы… комическое, неожиданно проскальзывающее среди потрясающей трагической торжественности». Подобный тип повествования идеально отвечал и философским воззрениям Хаксли, для которого реальность никогда не составляла целого, но была примечательна как раз совмещенностью антагонистичных тенденций и особенностями его художественного мышления.

В жанре антиутопии

Присущий ему интерес к чисто философской и социологической проблематике наиболее последовательно воплотился в антиутопии «О дивный новый мир» (1932), насыщенной узнаваемыми звуками Шекспира («Буря») и Свифта (Академия в Лагадо из «Путешествия Гулливера»). Книга Хаксли, явившаяся прямым продолжением эксперимента Е. И. Замятина, предпринятого в романе «Мы», предстает как произведение, давшее начало жанровой традиции, которая получила большое развитие в антиутопиях Дж. Оруэлла и других прозаиков 1940−50-х годов. Под пером Хаксли возникла гнетущая картина общества восторжествовавшей технократии, для которой прогресс синонимичен полному отказу от духовного многообразия и подавлению всего индивидуального во имя социальной стабильности, материального благополучия и стандарта, несовместимого с мыслью о свободе. Действие, перенесенное на много столетий вперед, в Америку «эры Форда», насыщено прямыми отголосками тревог, вызываемых у Хаксли усиливающейся обезличенностью, которую он воспринимал как прямое порождение его эпохи с ее расшатанными этическими нормами, создающими богатую питательную среду для тоталитарных режимов.

Поздние произведения

Неприятие общества, считающего допустимым и оправданным моральный релятивизм и готового смириться с духовной нивелировкой, постоянно чувствуется и на страницах романа «Слепой в Газе» (1936), где впервые появляется тема поисков надежной этической доктрины за пределами миропонимания, типичного для европейской интеллектуальной традиции. Это важнейшая тема поздних произведений Хаксли: как беллетристических (роман «И после многих весен», 1939; утопия «Остров», 1962), так и написанных в жанре моралистического трактата («Врата восприятия», 1954). Хаксли с годами все более тяготел к учению об истинных и иллюзорных ценностях бытия, сформулированному философами Древней Индии, и к стоицизму буддийского толка. Отчетливее выявилась по преимуществу моралистическая природа его прозы, поверхностно толковавшейся как явление сатиры. Вынужденный по состоянию здоровья в 1937 навсегда покинуть Англию, переселившись в Калифорнию, где происходит действие ряда его произведений последнего периода, он под конец писательского пути и в творческом отношении оказался близок скорее эстетике интеллектуального романа французского и немецкого типа, чем классической английской традиции романа нравов и социальной среды.

Олдос Леонард Хаксли (1894−1963) – известный английский писатель, родился 26 июля в Англии, Великобритания, в семье знаменитых ученых (естествоиспытателей) и принадлежал к британской научной и культурной элите. Его отец, Леонид Хаксли, был писателем, его дед, Т. Г. Хаксли (Гексли) был выдающимся биологом, а брат Джулиан не только успешным биологом, но и возглавлял ЮНЕСКО. р>

Сам Хаксли естественными науками не увлекался, но, благодаря своим знаниям в этой области, в своих произведениях поднимал философские вопросы актуальности и развития естественных наук в двадцатом веке. р>

Детство Олдоса было омрачено ранней смертью матери. Она умерла, когда мальчику было всего13 лет. Воспаление глаз привело к практически полной потере зрения. Хаксли был освобожден от военной службы (по причине плохого зрения). Это мучило Хаксли и отразилось в его романах - «Желтый Кром», 1921 год, «Шутовской хоровод», 1923 год. От них просто веяло чувством духовной катастрофы и безысходности. р>

В поздних своих произведениях писатель обращается к обществу, которое постепенно утрачивает моральные ценности и готово смириться с духовной деградацией. Это отображено в произведениях «О дивный новый мир» (антиутопия), «Возвращение в дивный новый мир». В 1937 году, по состоянию здоровья и по политическим убеждениям, Хаксли с сыном и супругой навсегда покидает Англию и переселяется в Лос-Анджелес, в Калифорнию вместе со своим учителем и наставником Джеральдом Гердом. В 1938 году он начинает общаться с Джидду Кришнамурти и под его влиянием занимается мистикой и изучает учения мудрецов. Хотя, мистическая тема ему была близка и до этого. Вспомним, его мистические трактаты «Между миром и монастырем» 1903 года и «Тайны Царства Небесного» 1910 года. Но поздний Хаксли – это все более моралистическая нотка во всех произведениях и жажда изучить и разделить истинные и иллюзорные ценности бытия. В поиске ответов на свои вопросы он обращается к учениям философов Древней Индии, интересуется философией стоицизма. р>

В 1953 Хаксли принимает участие в эксперименте Хамфри Осмонда по изучению влияния мескалина на человеческое сознание. Под влиянием мескалина и ЛСД пишет романы "Врата восприятия" (1954) и "Небеса и преисподняя" (1956). р>

В 1956 году женился на Лоре Арчера, писательнице. Умер писатель в 1963 в Лос-Анджелесе от рака горла. р>

В семирную известность британскому писателю и философу Олдосу Хаксли (1894 - 1963) принес роман-антиутопия « ». Эта книга, в которой рассказывается история «дикаря» (обычного человека), попавшего в автоматизированный мир общества потребления - «капиталистический рай „Эры Форда“», считается одним из самых популярных произведений английской литературы XX века.

Другим знаковым сочинением автора стало эссе « ». В нем Хаксли описал воздействие психотропных веществ на сознание человека. Именно это произведение в далеких 60-х вдохновило молодых американских музыкантов назвать свою группу «The Doors».

Мы отобрали 10 цитат из книг писателя:

Человек в толпе ведет себя так, словно принял огромную дозу сильнодействующего наркотика. Он становится жертвой того, что я называю стадным ядом. « »

Затяжное самогрызение, по согласному мнению всех моралистов, является самым нежелательным. Поступив скверно, раскайся, загладь, насколько сможешь, вину и нацель себя на то, чтобы в следующий раз поступить лучше. Ни в коем случае не предавайся нескончаемой скорби над своим грехом. Барахтанье в дерьме - не лучший способ очищения. « »

Циником быть не так уж плохо, надо только знать, где остановиться. «Через много лет»

Кого Бог хочет погубить, того он лишает разума. Или, наоборот, делает слишком умным. « »

Вся беда литературы в том, что в ней слишком много смысла. В реальной жизни никакого смысла нет. « »

В натуральном виде счастье всегда выглядит убого рядом с цветистыми прикрасами несчастья. И, разумеется, стабильность куда менее колоритна, чем нестабильность. А удовлетворенность совершенно лишена романтики сражений со злым роком, нет здесь красочной борьбы с соблазном, нет ореола гибельных сомнений и страстей. Счастье лишено грандиозных эффектов. « »

Путь всякого интеллектуала, если он следует по этому пути достаточно долго и неуклонно, приводит его к той самой очевидности, от которой человек неинтеллектуальный никуда и не уходил. « »

Бегство в книги и университеты похоже на бегство в кабаки. Люди хотят забыть о том, как трудно жить по человечески в уродливом современном мире, они хотят забыть о том, какие они бездарные творцы жизни. Одни топят свою боль в алкоголе, другие (и их гораздо больше) - в книгах и художественном дилетантизме. «

Биография

Олдос Леонард Хаксли (англ. Aldous Huxley; 26 июля 1894, Годалминг, Суррей, Англия, Великобритания - 22 ноября 1963, Лос-Анджелес, США) - английский писатель. Автор известного романа-антиутопии «О дивный новый мир».

Как по отцовской, так и по материнской линиям Хаксли принадлежал к британской культурной элите, давшей целый ряд выдающихся учёных, писателей, художников. Его отец - писатель Леонард Хаксли, дед по отцовской линии - биолог Томас Генри Хаксли; по материнской линии Хаксли приходится правнуком историку и педагогу Томасу Арнолду и внучатым племянником писателю Мэтью Арнолду. Брат Хаксли Джулиан и единокровныйбрат Эндрю были знаменитыми биологами.

Мать Хаксли умерла, когда Олдосу было тринадцать лет. Три года спустя он заболел глазным воспалением, и впоследствии его зрение значительно ухудшилось. В связи с этим он был освобожден от военной службы в период Первой мировой войны. Собственный опыт исправления зрения позже он описал в брошюре «Искусство видеть» (The Art of Seeing, 1943).

В его романах речь идёт о потере человечности обществом в процессе технологического прогресса (антиутопия «О дивный новый мир»), есть ещё книга «Возвращение в прекрасный новый мир» (Brave New World Revisited, 1958), написанная через двадцать семь лет после первой, в ней Хаксли описывает противоположное первой книге состояние и развивает мысль о том, что на самом деле всё будет значительно хуже и страшнее, чем в первой). Также он затрагивал пацифистские темы.

В 1937 году Хаксли переезжает в Лос-Анджелес, штат Калифорния, вместе со своей женой Марией, сыном Мэтью и другом Джералдом Гердом, надеясь, что калифорнийский климат пойдёт на пользу его ухудшающемуся зрению. Именно здесь начинается его основной творческий период, для которого было новой чертой более подробное рассмотрение человеческой сущности. Хаксли знакомится в 1938 году с Джидду Кришнамурти. Под влиянием последнего он обращается к различным учениям мудрости и занимается мистикой.

Накопленные познания просматриваются в его последующих трудах: «Вечная философия» (The Perennial Philosophy), наиболее чётко в «Через много лет» (After Many a Summer…), а также в произведении Time must have a stop.

В 1953 он соглашается на участие в эксперименте, проводимом Хамфри Осмондом. Целью этого эксперимента было исследование влияния мескалина на человеческое сознание.

Впоследствии в переписке с Осмондом было употреблено впервые слово «психоделика» для описания влияния мескалина.

Эссе «Двери восприятия» (The Doors of Perception) и «Рай и ад» (Heaven and Hell) описывают наблюдения и ход эксперимента, который вплоть до своей смерти автор повторял около десяти раз. «Двери восприятия» стал культовым текстом для многих радикальных интеллектуалов 1960-х годов и дал название знаменитой рок-группе The Doors.

В начале 1960 года с Хаксли, в его доме в Лос-Анджелесе, длительное время встречался М. Эриксон, для совместного психологического исследования различных состояний сознания. (Эриксон М. Стратегия психотерапии = Strategy of the Psychotherapy)

Эффект от действия психотропных субстанций сказывается не только на его творчестве. Так, в своём последнем романе «Остров» (Island) он описал утопию, которая была диаметрально противоположна его антиутопии «О дивный новый мир» (Brave New World).

Хаксли умер в 1963 году в Лос-Анджелесе от рака гортани. Перед смертью он попросил сделать ему внутримышечную инъекцию ЛСД - 100 мкг. Несмотря на предостережения врачей, жена выполнила его просьбу, что позволило ему умереть спокойно, избежав судорог и удушья. В этом она призналась в интервью, которое дала в 1986 году британской телекомпании Би-би-си в рамках документального проекта LSD: The Beyond Within. Незадолго до его смерти в пожаре в собственном доме Хаксли сгорели почти все его рукописи.

Олдос Хаксли - список всех книг

Все жанры Фантастика Научно-образовательная литература Нехудожественная литература Роман Философия Самосовершенствование Реализм Антиутопия Религия и духовность Психология Постмодернизм Сказка/Притча

Год Название Рейтинг
1932 7.98 (696)
7.49 (20)
1928 7.44 (17)
1949 7.39 (15)
1941 7.36 (
1958 7.32 (
1930 6.92 (
1930 6.92 (
2010 6.92 (
1924 6.92 (
1955 6.91 (
1946 6.79 (
6.75 (
1939 6.72 (
1954 6.23 (11)

Фантастика (16.67%)

Научно-образовательная литература (11.11%)

Нехудожественная литература (11.11%)

Роман (11.11%)

Философия (11.11%)

Самосовершенствование (5.56%)

Реализм (5.56%)

Антиутопия (5.56%)

Религия и духовность (5.56%)

Психология (5.56%)

Постмодернизм (5.56%)

Сказка/Притча (5.56%)

Жизнь - штука гораздо более трудная, чем санскрит, или химия, или экономика. Интеллектуальная жизнь - это детская игра; вот почему люди интеллекта так легко становятся детьми, а потом идиотами, а в конце концов, как ясно показывает политическая и экономическая история последних столетий, - сумасшедшими, человекоубийцами и дикими зверями. Подавляемые склонности не умирают: они вырождаются, они гноятся, они возвращаются к первобытности. Но пока что быть интеллектуальным младенцем, или сумасшедшим, или зверем гораздо легче, чем гармоничным взрослым человеком. Вот почему (оставляя в стороне другие причины) так велик спрос на высшее образование. Бегство в книги и университеты похоже на бегство в кабаки. Люди хотят забыть о том, как трудно жить по-человечески в уродливом современном мире, они хотят забыть о том, какие они бездарные творцы жизни.