Ценить без оценки: искусство восхищения мужем. Правила восхищения

Какими словами можно выразить восхищение?

    Лучше мата ещ никто ничего не придумал! Перечислить?! 🙂

    Вот, где мощь всех выраженных чувств. Восхищение сильнее ничем не выразить. Мат просто универсален. Ведь можно восхищаться и красотой человека, и какими-то способностями, умениями, мудростью, его новым имиджем, навороченной машиной, Мат подходит для любых случаев!

    Но для людей, которые не матерятся, как и я, для людей интеллигентных, как и я, предлагаю другие варианты.

    Но прошу сразу заметить, восхищение не должно при этом задевать ни самого расхваливаемого человека, ни кого-то другого. Пример, Ты лучше всех! ... а что, другие, хуже?! Я от тебя этого не ожидала! ... что я настолько плох?! ...

    Варианты:

    Умница! Поздравляю! Работать с тобой - просто радость!

    ВАУ!!! Очуметь! Обалдеть! Класс! Браво! Суперкласс!

    Супер-пупер-ультра-мега-гениально! Восхитительно!

    Молодец! Именно этого я давно ждала. Так держать!

    Я горжусь, что тебе это удалось! Я сам не смог сделать лучше. Ух!!!

    Отлично! Красота! Это трогает меня до глубины души.

    Круто! Уже лучше. Как в сказке. Незабываемо!

    Удивительно! Сказано здорово - просто и ясно. Брависсимо!

    Очень ясно. Гораздо лучше, чем раньше. Остроумно.

    Потрясающе. Ярко, образно. Хорошо!

    Экстра-класс. Замечательно. Очень эффектно.

    Великолепно! Талантливо. Поразительно.

    Прекрасное начало. Прекрасно! Ты - одаренный.

    Неподражаемо. Я знал, что тебя это по силам. Грандиозно!

    Ты сегодня много сделал. Несравненно. Ты на верном пути.

    Ты мне необходим. Я тобой горжусь. Я просто счастлив.

    Ты в этом разобрался. С каждым днм у тебя получается вс лучше. Здорово!

    Тут мне без тебя не обойтись! Научи меня делать также. Ты - просто чудо! ...

    Чаще всего слова восхищения адресуются детям в качестве стимула к даьнейшему развитию и женщинам, а зная, что дамы любят ушами, то можно восхититься и в стихах. Будет очень даже круто!

    Ну а в действительности, главное, не слова, а тот эмоциональный заряд, который вы вкладываете в эти слова.

    обалдеть, супер, мне нравится, класс, офигительно, я в шоке

    Классно. Вот это да. Супер. Великолепно. Восхитительно. Нереально. Или американским словом: Вау.

    Вот первое, что пришло на ум:

    1. Поразительно.
    2. Я в восторге.
    3. Восхищаюсь этим!
    4. Это непередаваемо!
    5. Супер!
    6. Отлично.
    7. 1000 лайков (по-современному).
    8. Здорово!
    9. Замечательно.
    10. Изумительно.
    11. Шикарно.
    12. Фантастически.
    13. Роскошно!
  • Радость, которая посетила, например, в знак благодаоности, должна быть искренней, иначе, слова будут дежурными, и сие будет заметну по лицу собеседника, оно не будет выражать эмоций и из его души не будет литься живой восторг, и не наполнится тогда душа иного ответной-взаимной радостью. Посему, ежели восхищения нет, то лучше его не имитировать, так удастся избежать и лицемерия.

    Обычно, когда люди восхищаются искренне, то их глаза блестят, улыбка озоряет лик, случается, что голос дрожжит или вовсе пропадает, так как не остается слов, иногда, в глазах застывают слезы, но, как правило, они исход глубокого восторга. Тогда могут звучать такие слова:

    Как прекрасно!

    Как чудесно!

    Какая радость!

    Как трогательно!

    Как изумительно!

    Как великолепно!

    Как превосходно!

    Какое очарование!

    Как зажигательно!

    Какая неотразимость!

    Как сладостно!

    Как ярко!

    Восхищение мы обычно демонстрируем с единственной целью - показать уважение человеку и его действиям, поступкам, его мнению или его образу мыслей. Если Вы испытываете восхищение перед кем-то, проще всего передать его с помощью следующих слов: великолепно, грандиозно, супер, блестяще. Но эти слова почти всегда несут в себе оттенок некоего подхалимажа, поэтому их лучше употреблять по отношению к близким людям.

    Гораздо правильнее высказывать восхищение невербально - одна улыбка или ободряющий взгляд могут показать человеку, что его ценят, им восхищаются, с него берут пример. Это как раз тот случай, когда поступки не важнее слов.

    Восхитительно, великолепно, ошеломляюще, блестяще, потрясающе, шикарно, невероятно, колоссально, феерично, умопомрачительно, сказочно, чарующе, убийственно, отпадно, впечатляюще, роскошно, полный восторг, неповторимо

    Восхищение выражается для того, чтобы показать сво уважение человеку либо же чтобы показать свои эмоции по отношению к какому-то событию или к какой-то ситуации. Восхищение можно выразить, используя следующие слова и выражения:

    1) Это было потрясающе;

    2) Изумительно;

    3) Ошеломляющий успех;

    4) Грандиозно;

    5) Неповторимо;

    6) Вы были как всегда на высоте;

    7) Нет слов, чтобы выразить свой восторг;

    8) Вы пример для подражания;

    10) Просто роскошно;

    11) Блестяще;

    13) Лучше не бывает;

    Текст: Яна Соловьева

    «Дорогое удовольствие»

    Известно, что отношения успешнее строятся в тех парах, где мужчина и женщина ценят друг друга и умеют восхищаться своей половиной.

    Из уст современных психологов регулярно звучат слова о важности выражения восхищения и одобрения в отношениях. Нередко это похоже на некий постулат, который обязательно нужно принять к сведению, иначе с семьей рано или поздно начнет твориться что-то неладное. Допустим, муж перестанет что-либо для вас делать (его предыдущие старания не оценили); начнет пить (жена не только не восхищается им, а регулярно пилит); уйдет к коллеге (ведь она-то поняла, какой он мачо) и т. д. Нужное (точнее — ненужное) подчеркнуть! А сколько жалоб женской половины на отсутствие внимания и комплиментов со стороны мужа! И это тоже в итоге ведет к малоприятным последствиям, вплоть до отказа в близости или чего похуже (хотя что может быть хуже?). Психологи говорят, что оба пола одинаково нуждаются в восхищении со стороны второй половины.

    Все эти устрашающие картины вызывают вопрос — в самом деле, почему же так важно выражать свои позитивные эмоции для поддержания жизнеспособного союза? Этот животрепещущий вопрос мы решили задать эксперту по коммуникации Валерию Бо.

    «Ты ценен для меня» — вот что в первую очередь транслирует факт восхищения! — говорит Валерий. — Абсолютно каждому человеку очень важно понимать свою значимость для партнера, включая тех людей, которые отрицают это. Более того, согласно исследованиям, даже такая грубая вещь как лесть — работает. Причем и в тех случаях, когда человек прекрасно понимает, что это манипуляция со стороны партнера. Он все равно надеется, что в этих словах есть хотя бы доля правды».

    Принимайте и отдавайте

    И все бы хорошо, да вот только не свойственно российскому менталитету открытое выражение эмоций. Будем говорить откровенно — не очень-то мы любим хвалить и поощрять. «В нашей стране был довольно длительный промежуток коллективизма, роль индивидуальности намеренно занижалась, — говорит Валерий Бо. — Ты должен был быть частью коллектива и ни в коем случае не выделяться. Скорее, могли похвалить группу людей, чем отдельную личность».

    Есть простые вещи, которые нашей культуре куда менее свойственны, чем западной. Например, комплимент — базовый инструмент для выражения восхищения, отличное подспорье для развития и сохранения отношений. Однако у нас его часто путают с лестью, и одни люди не говорят комплиментов, так как боятся произвести обманчивое впечатление, а другие их не принимают! И то, и другое — неверный подход. Если вы не принимаете восхищение, вы убеждаете партнера в том, что действительно не обладаете теми качествами, за которые он вас похвалил. А ведь он на чем-то основывался! Так что комплименты обязательно нужно принимать, можно даже со словами: «Да, я правда классная(ый)!»

    Можно ли научиться делать хорошие и правильные комплименты? Можно и даже нужно! Вот несколько простых правил от Валерия Бо.

    1 Фактичность

    Комплимент от лести отличает тонкая грань, и она заключается в степени фактичности. Ведь лесть — это либо сильное преувеличение, либо что-то не соответствующее действительности. Не стоит делать комплимент тому качеству, которым партнер явно не обладает, ведь он об этом знает!

    2 Своевременность

    Нужно говорить комплимент именно в тот момент, когда вы восхитились партнером, позже это может быть уже неактуально! Реагируйте на свой импульс. Нужно выразить свое ощущение, а не мнение, ведь мнение — это оценка человека, а ощущение — то, что вы чувствуете.

    3 Искренность

    Тут, как говорится, без комментариев.

    Разберитесь в человеке

    Тремя правилами выражения восхищения вопрос, конечно, не исчерпывается.

    Все дело в том, что люди неодинаково воспринимают комплименты. Основное различие базируется в типе личности: есть люди внутренне референтные и внешне референтные.

    Внутренне референтные люди — это те, кто в первую очередь опирается на свои мысли и чувства и принимает решения, исходя из них. Для внешне референтных людей очень важны мнения и оценки окружающих. Конечно, в нас сочетаются оба типа, но какой-то один все же преобладает. И перед тем как делать комплименты, вам стоит разобраться, к какому типу относится ваш адресат.

    Поможет простой тест:

    ваш мужчина перед важной покупкой (например, автомобиля) сначала опросит всех друзей и со всеми посоветуется или будет упорно разбираться сам?

    Ваша жена пойдет в бутик за платьем и сама выберет то, что ей нужно, или ей обязательно понадобится подруга, а лучше — целая группа поддержки на шпильках?

    «Внешне референтным людям можно делать комплименты по любому поводу и практически в неограниченных количествах, форма тоже необязательно должна быть очень изысканной, — отмечает Валерий Бо. — Что касается внутренне референтных людей, тут все сложнее. Они не склонны воспринимать прямые комплименты, так как и сами о себе знают, что хороши. Более того, известны даже случаи конфликтов из-за неудачных комплиментов! Например, моя клиентка сказала своей свекрови, что та отлично готовит, а она ей ответила: «Я и так это знаю. А вот тебе, дорогая, кто дал право меня оценивать?»

    Тренируйтесь

    Хотите примеры удачных комплиментов для внутренне референтных людей? Пожалуйста! Допустим, ваш мужчина занимается экстремальным видом спорта. Если вы ему скажете, что он «та-а-акой крутой!», это может не произвести должного впечатления, так как он наверняка об этом догадывается. Лучше заметьте: «Это спорт настоящих мужчин!» Получается, вы не говорите ничего напрямую, но совершенно ясно даете понять, что считаете партнера настоящим мужчиной.

    Важно делать комплименты, которые относятся не к обстоятельствам, а к человеку лично. Можно сказать: «Какой классный у тебя костюм!» И выйдет, что вы восхищаетесь одеждой, а не человеком. Это распространенная ошибка! Правильнее выразиться так: «Какой у тебя все-таки отличный вкус!» Эти слова уже говорят о вашем партнере и его способностях.

    Можно использовать комплименты с «расшифровкой», т. е. с объяснением («потому что…»). «Знаешь, не каждый человек справился бы с этим бизнеспроектом, как ты! Я видел, как работали другие, и у них были совсем иные результаты!» В этом случае комплимент принимается легче и не выглядит как лесть.

    Конечно, все эти тонкости можно использовать и для комплиментов внешне референтным людям. Более того, помните: чем больших успехов вы достигнете в выражении восхищения к большинству окружающих вас людей, тем тоньше и действеннее станут ваши комплименты тем, кто вам по-настоящему дорог!

    Тренируйтесь!

    Соблюдайте меру

    И все же в восхищении, как и во всем, очень важна мера и чувство вкуса. Как любое повторяющееся действие, выражение одних и тех же эмоций со временем перестает иметь смысл и цениться. Количество хвалебных слов нужно дозировать: лучше меньше да лучше! Как понять, когда остановиться? Поскольку «степень насыщения» у каждого человека разная, то вам нужно следить за реакцией партнера на ваши слова, за его эмоциональным откликом, а не за тем, что он вам говорит.

    Полезно помнить, что восхищение — это поощрение действий другого человека. «Самые успешные отношения — это те, в которых соединяются эмоциональное и рациональное, — говорит Валерий. — Можно немного схитрить и восхищаться теми качествами или умениями партнера, которые для вас выгодны. Точнее, правильнее будет соблюдать баланс между восторгами по поводу выгодных вам моментов и восхищением бескорыстным. Тогда у партнера будет ощущение полноты его восприятия вами! Ведь если вы делаете комплименты только за его навыки и умения, он подумает, что вы цените его лишь за какие-то способности. Если наоборот — решит, что вас совершенно не заботит, чем он занимается в жизни».

    Важно искать новые формы усиления своих слов. Например, если ваш партнер — кинестетик (человек, воспринимающий информацию через ощущения), то, говоря приятные слова, можно к нему прикоснуться, погладить, обнять. Чтобы поощрить визуала (того, кто получает больше информации с помощью зрения), важно обращать внимание на то, в какой обстановке делается комплимент и как вы при этом выглядите. Что касается аудиала (человека, воспринимающего информацию через слуховой канал), то про его достоинства полезно «толкать» долгие и разнообразные речи. Если вы склонны к креативу, можете даже писать стихотворения!

    Умейте видеть хорошее

    Вы бы и рады восхищаться партнером, но вот только ваша половина чаще вызывает чувство раздражения. Знакомая ситуация?

    Что же делать?

    Разобраться с этим сложным вопросом помогает психолог Александр Кичаев. «Я часто спрашиваю моих клиентов: «Что вы можете сказать о своем партнере?» И они начинают пытаться вспоминать о своем партнере что-то плохое. А надо мыслить иначе: «Что я могу сказать о нем хорошего?» Если человек настраивает себя таким образом, он действительно начинает видеть хорошее в первую очередь! Чем больше мы замечаем положительных черт в партнере, тем лучше мы ощущаем себя сами! Нужно акцентировать внимание на тех качествах, которые вам созвучны, и поощрять то, что вам приятно».

    Восхищение — это пряник, а критика — это кнут. Как вы понимаете, если все время бить кнутом, партнер как минимум разозлится, а как максимум — сменит территорию. По законам психологии, соотношение кнута и пряника должно быть один к двум: одна критическая реплика, две — позитивных.

    «Ко мне пришел мужчина, который собрался разводиться, — рассказывает Кичаев. — Жена его не хочет! В постели она ему делает одолжение, а по жизни критикует. Когда я поговорил с женой этого человека, выяснилось, что в свое время она могла бы выйти замуж за Борю, который стал олигархом, а вышла в итоге за Федю, и он не оправдал ее надежды. Теперь у нее комплекс, что она не на того поставила. Я объяснил клиентке, что неизвестно, как бы у них с Борей все сложилось, ведь олигарх уже сменил пять жен, сейчас у него девушки на двадцать лет моложе! Вероятно, ее саму через год заменили бы на более молодую соперницу. А Федя, ее муж, много чего достиг — ведет собственный бизнес, купил дом, регулярно возит жену на дорогие курорты. Она поняла, что была неправа, перестала пилить мужа и начала говорить ему приятные вещи. В итоге, благодаря этим переменам, и Федя стал намного успешнее в бизнесе! Так что демонстрация ценности партнера для вас — вещь очень важная, и она всегда положительно работает для обеих сторон».

    Людям свойственно не только воспринимать окружающий мир, но каким-либо образом воздействовать на него, испытывая радость, грусть, огорчение, счастье или воодушевление. Выражать в произведениях свойственно многим талантливым художникам различных времен и народов. Кажется, сами слова - «живопись», «живописать» - располагают к этому.

    Чувства человека

    Все, что мы воспринимаем, в той или иной мере вызывает у нас определенные чувства. Например, наблюдая красивый закат солнца на природе или спокойное ласковое море, каждый из нас, наверное, испытывает и умиротворения. Или восхищение поступком героя, или удивление от чего-либо, ранее не виданного! Эти эмоции, проявляемые нами, и называют чувствами. Обычно, говоря о том, что кто-то бесчувственный, подразумевают его полнейшую безэмоциональность, апатию к происходящим вокруг событиям. Чувства - это высшее проявление эмоций. Наиболее сильные - радость, удивление, страх, сострадание, гнев и множество других.

    Чувства в живописи

    Творческие люди бывают наиболее подвержены эмоциям. Некоторые из художников предпочитают жить «широко шагая» с «открытыми настежь глазами и душой». А некоторые - успешно сублимируют в произведениях живописи. Обратимся для примера к одной из таких картин, описывающих подобные эмоции.

    Пример 1. В. Васнецов, «Аленушка»

    Эта русская сказка знакома многим детям с самого детства. Ослушник Иванушка испил водицы из лужицы и стал козленочком. Его сестрица Аленушка предупреждает о том, что может случиться, но брат не внемлет ей. Когда это случается с Иваном, сестра испытывает чувства горя, безысходности, отчаяния, скорби и печали. На картине она изображена у пруда на «горючем» камне. Укрывшись от людских глаз, девушка переживает сложную гамму эмоций, мастерски показанных художником.

    Пример 2. К. Брюллов, «Всадница»

    Чувства человека в произведениях живописи могут выражаться по-разному. изображает молодую красавицу, подъехавшую на коне к веранде дома. Ее встречают собаки и маленькая девочка. Вся картина проникнута эмоциями: чувством радости встречи, восхищения праздничным разнообразием и обожанием жизни в ее ярчайших проявлениях красоты и грации.

    Пример 3. И. Айвазовский, «Девятый вал»

    Чувства человека в произведениях живописи могут выражаться посредством изображения явлений природы. Так, в мы видим ощущение силы, мощи и могущества природы. В то же время приходит на ум осознание ничтожности всего человеческого перед стихией. Такую сложную бурю чувств художник воплощает в данном произведении.

    Экология сознания: Психология. Истина, ставшая прописной: чтобы человек становился лучше и достигал большего, его нужно хвалить. Муж не исключение: он тоже человек! Поэтому закон похвалы работает и в его случае.

    Искусство восхищения

    Истина, ставшая прописной: чтобы человек становился лучше и достигал большего, его нужно хвалить. Например, если хвалить ребенка, он вырастет спокойнее и по пути истреплет нервы меньшему количеству окружающих взрослых. А если хвалить сотрудника (на корпоративном сленге «давать ему положительную обратную связь» ) - он будет работать лучше, даже за меньшие деньги.

    Муж не исключение: он тоже человек! Поэтому закон похвалы работает и в его случае.

    Рискну предположить, что принять на веру этот факт удается не многим и не сразу. И не нужно: в мире достаточно научных работ на эту тему. Многочисленные и многолетние исследования – от экспериментов на полевках в Стэнфордском университете до работ известного нейроэкономиста Пола Зака – доказывают, что все наши чувства, ощущения, устремления и, как следствие, достижения во многом регулируются гормональными процессами.

    Начнем с нейрологии и физиологии

    Если говорить конкретнее, карьеру и социальные связи человека тянет вверх тройка рабочих лошадок – нейромедиаторов и гормонов: допамин, серотонин и окситоцин. От их концентрации в организме напрямую зависит наша уверенность в себе, нацеленность на результат, умение выстраивать социальные связи и не пасовать перед трудностями. Важно учитывать, что наилучшим образом они действуют именно в триаде.

    Достаточное количество допамина мотивирует человека к достижению цели, стимулирует к новым действиям и помогает приспособиться к изменяющимся условиям. Недостаток, соответственно, оборачивается нерешительностью, отсутствием энтузиазма и боязнью всего нового.

    Выделение допамина можно стимулировать, принимая витамины группы В и препараты магния и цинка. Но также хорошо он откликается на ритуалы поощрения за полученный результат. Вот почему стратегически полезно хвалить любимого человека даже за небольшие достижения, а крупные победы обязательно праздновать – хорошим вином, встречей с друзьями, путешествием или подарком. После важной победы, на пике эмоций (то есть, получив дозу допамина), нужно тут же планировать новые цели: окрыленный и поверивший в свои силы муж, не сомневайтесь, способен свернуть горы.

    Серотонин мощный стимулятор познавательной активности. Он же помогает прочувствовать собственную значимость и важность. Соответственно, стабильная самооценка помогает поднять свой авторитет в глазах окружающих. Выработка серотонина угнетается в организме при дефиците солнечного света – потому прогулка с ребенком в хорошую погоду мужу пойдет на пользу.

    Второй способ поднять уровень серотонина усилить значимость любимого человека посредством выражения благодарности и уважения. Проще говоря, вернувшегося с прогулки мужа жена, выстраивающая финансовую стратегию, обязана ободрить кратким спичем о его незаменимости и огромном вкладе в семейное счастье.

    Третий способ добиться требуемого уровня гормона – вспоминать об уже достигнутом: не зря в кабинетах успешных людей висят их дипломы и фото со значимых встреч. Так что, пока муж с ребенком осваивают детскую площадку, полезно было бы заняться оформлением мемори-стены, собрав на ней все достижения любимого человека.

    Окситоцин, или «молекула моральности», отвечает за крепость социальных связей. Он усиливает доверие, снижает тревогу и дарит ощущение безопасности в обществе себе подобных. Иными словами, окситоцин нужен нам, прежде всего, для того чтобы отношения с другими людьми были не в тягость, а в радость. Доказано, что организм продуцирует этот гормон во время секса и просто нежных объятий (но объятий должно быть не менее восьми в день). Еще один фактор, стимулирующий выброс окситоцина – получение подарка.


    Пока что все наши рассуждения немного напоминали описание приемов дрессуры, а не построения отношений с близким, любимым и самым родным человеком. Но, согласитесь, нет доказательств более убедительных, чем те, которые можно измерить в пробирках.

    Теперь, когда, я думаю несокрушимых доказательств важности похвалы достаточно, переходим к сфере более тонкой.

    Что же говорит о похвале и успехе психология?

    И в психологии исследований на эту тему много, и все они в один голос твердят одно: хвалите и не бойтесь перехвалить! Например, психологи, изучающие счастье, утверждают, что счастливы те пары, в которых партнеры часто выражают друг другу свое восхищение. Они находят тысячи поводов сделать комплимент, похвалить за удачу на работе, подчеркнуть какое-то хорошее качество характера. Все хорошее, что происходит в таких парах, – не «само собой разумеется/ну и что тут такого», а причина выразить любовь и восхищение своему партнеру. Вы не поверите, что начинается в отношениях, когда комплименты и похвала становятся их постоянными атрибутами!

    Единственное условие: делать комплименты нужно грамотно, а главное - искренне, испытывая любовь и восхищение, а не желание «переделать»:

    • Комплимент должен быть предельно конкретным. Четко представьте, что именно вас вдохновило в муже, иначе комплимент превратится в лесть. По сути, хороший комплимент - это констатация приятного факта, сделанного дела, вклада в результат.
    • Используйте словосочетание «потому что» . Оно поможет конкретизировать мысли и сосредоточиться на достоинствах человека. Например: «Мне так приятно, что ты сегодня поехал за продуктами, потому что только ты умеешь выбирать такие вкусные помидоры».
    • Избегайте концентрирования внимания на очевидном, обращайте внимание на скрытые качества . Например: «Удивительно, как тебе удалось так быстро разобраться с этой программой».

    Существует несколько «но», которые могут испортить целебность похвалы и превратить ее в яд:

    • Не используйте общие слова («всегда», «великолепно», «очень», «превосходно») и стандартные фразы. Обобщения вызывают ощущение неискренности и манипуляции. Согласитесь, любому человеку не очень приятно сознавать, что хвалят его формально и только для того, чтобы он запрыгнул на очередную ступеньку карьерной лестницы.
    • В комплименте недопустимо использовать наставления и поучения. Вы отмечаете только то, что было хорошо. Комплимент свысока, с чувством превосходства – это, скорее то, что вызовет агрессию, а не благодарность и радость. Вообще, если в ваших отношениях с мужем есть конкуренция и соперничество, любой ваш комплимент будет восприниматься как намек на ваше превосходство и его ущербность, - то есть иметь прямо противоположный эффект тому, о котором мы говорим. И не удивляйтесь тогда, что ваши «комплименты» становятся поводом для перебранок и недовольства.

    Главное в комплименте – искренние эмоции восхищения и любви, а не те слова, в которые вы их облечете:

      Не допускайте двусмысленности и иронии в комплиментах, отражайте только позитивные качества человека. Не заставляйте собеседника предполагать, что ваше высказывание имеет дополнительный подтекст.

    Ирония – это пассивная агрессия. И не удивительно, что «ироничный комплимент» воспринимается, как подтрунивание и умаление заслуг, а не как истинная похвала:

    • Говорите только о том, во что сами верите и что вам действительно нравится : фальшь всегда чувствуется. Вы, наверное, знаете, что основную информацию человек получает отнюдь не из слов, поэтому ваше истинное отношение внесет коррективы в восприятие самых прекрасных придуманных вами фраз.
    • Чередуйте комплименты: нельзя постоянно хвалить человека за одни и те же качества. Не будьте попугаем. Даже самый удачный комплимент превращается в обыденную формальность, если повторять его сто раз.

    Заключение

    Тренируйтесь говорить комплименты ежедневно: это не так легко, как кажется. Если вы не находите, за что можете похвалить своего мужа, значит:

    а) либо вы не любите мужчину, находящегося рядом;

    б) либо у вас очень плохо с важнейшим навыком счастья – умением видеть хорошее в мелочах , и его нужно срочно развивать!


    Если последний вариант ваш, не паникуйте, вы не одиноки. К сожалению, в наше воспитание была заложена «ошибочная программа» – «больше критикуй и станет лучше!». И поэтому навык покритиковать, выискивать недостатки, сказать «все хорошо, но…» - развит у нас с детства, передан по наследству и закреплен годами тренировок во всех сферах жизни.

    А вот хвалить никто не учил. Так что нужно тренироваться и сознательно это развивать. опубликовано

    Произведение искусства вызывает эмоции.

    Если оно эмоций не вызывает, то это либо не искусство, либо адресовано оно не тому, кто в данный момент его воспринимает.

    (С. В. ОБРАЗЦОВ)

    Искусство призвано служить источником радости и вдохновения для миллионов людей, выражать их волю, чувства и мысли, служить средством удовлетворения их эстетических потребностей и нравственного воспитания.

    Искусство украшает нашу жизнь, делает ее более содержательной и интересной. Оно обогащает нас информацией, которую мы воспринимаем без напряжения, с удовольствием, воспитывает в нас чувство гуманности. При этом, как писал искусствовед Е. С. Громов, «эмоциональность – одна из специфических особенностей искусства… его коренное качество, обусловленное самой природой художественного образа, который может существовать, лишь сохраняя аромат жизни, непосредственность ощущения явления, будучи согрет внутренним огнем авторского пристрастия, любви, гнева, восхищения… Чувство составляет внутренний нерв художественного образа, необходимую часть его содержания». Искусство волнует и восхищает, будит чувство гордости, демонстрируя необъятные возможности человеческого таланта.

    Древние пифагорейцы видели в искусстве добрую силу, призванную побуждать и облагораживать страсти, целительное средство, с помощью которого придается благородное направление любви и ненависти, страху и вожделению, сдерживается наклонность к изнеженности или распущенности чувств. Они настолько верили в спасительную миссию искусства, что искали «целебные составы» мелодий и танцевальных движений, ритмов, способных обуздать крайность страстей, очистить их от зла… Уже в древности считали искусство необходимым человеку и видели в нем источник радости и наслаждений.

    …Все, что способно доставить усладу:
    Живопись, песни, стихи, ваянье искусное статуй -
    Все это людям нужда указала, и разум пытливый
    Этому их научил в движенье вперед постепенном.
    (Лукреций)

    Но искусство не только «способно доставить усладу», оно может вселять бодрость, помогать переносить трудности, добиваться успехов в решении жизненных задач, в труде, в научном поиске. Искусство может расцвечивать жизнь человека минутами и часами радости, может вызывать у него восторг, доводя его эмоциональное состояние до кульминационной точки, когда можно говорить о том, что испытываешь высшее счастье, и жизнь представляется особенно прекрасной и желанной.

    «Мне лично ощущение высшего счастья дают произведения искусства. В них я черпаю такое духовное блаженство, как ни в какой другой области».

    (А. ЭЙНШТЕЙН)

    Художественное, эстетическое образование дает знание и развивает «вкус». Простейшая формула художественного вкуса обычно определяется словами «мне нравится» – «мне не нравится». Эта формула есть результат взаимодействия чувственного и рационального познания. Еще в XVIII в. Г. Р. Державин писал, что «„вкус“ есть сосредоточенный свет и жар, т. е. ум и чувство между холодною геометрией и пылкой музыкой». Одной из задач эстетического воспитания и самовоспитания является умение, давая оценку произведению искусства, синтезировать чувственную и рациональную стороны нашего восприятия.

    Получать удовольствие, сталкиваясь с произведениями искусства, в какой-то степени могут все, так же как все, на удивление мольеровскому Журдену, способны говорить прозой. Но правильно понять и оценить произведение искусства удается не всем и не всегда. Помогает этому широта знаний, общая эрудиция и эстетическое воспитание, которое оказывается особенно плодотворным, если осуществляется с детства.

    Развивать и совершенствовать художественное сознание не просто, для этого требуются определенные условия и, главное, желание. Последнее обстоятельство приводит к тому, что люди, живущие в приблизительно равных условиях и, формально говоря, получившие идентичное образование («вместе учились»), имеют не только разный запас знаний, но, возможно, и различный уровень художественного вкуса. К сожалению, еще встречаются люди, убежденные в ненужности эстетического воспитания, считающие, что искусство – не хлеб и без него прожить можно. Они прежде всего обкрадывают самих себя, сознательно ограничивая круг факторов окружающей нас действительности, способных радовать, доставлять удовольствие и счастье.

    Искусство многопрофильно и многогранно – это архитектура и ваяние, живопись и графика, музыка и хореография, театр и кино. Каждый вид искусства имеет свою историю, свои традиции, свои методы. Но все они преследуют единые цели, все они служат человеку, обогащая его эмоциональный мир, расширяя его кругозор и культурный уровень.

    Древние пифагорейцы видели в искусстве добрую силу, призванную побуждать и облагораживать страсти, целительное средство, с помощью которого придается благородное направление любви и ненависти, страху и вожделению, сдерживается наклонность к изнеженности или распущенности чувств.

    Из всех видов искусства, пожалуй, наибольшее утилитарное значение имеет архитектура, ибо она призвана прежде всего обеспечить потребности человека в жилье и общественных производственных и офисных помещениях. Но, создавая архитектурные сооружения, человек тем самым создает как бы новую, отличную от естественной природы материальную среду, в которой протекает его жизнь и деятельность. Поэтому понятно стремление людей сделать эту среду соответствующей не только их материальным, но и духовным, эстетическим потребностям, сделать ее художественно выразительной.

    Почти две тысячи лет назад римский архитектор Витрувий уже говорил о том, что произведения архитектуры должны быть не только прочны и удобны, но и красивы. М. В. Ломоносов так определял особенности зодчества: «Архитектурное искусство, напрягая сильныя плечи и обращая великие дерева и тяжкие камни, воздвигает здания, к обитанию удобныя, для зрения прекрасныя, для долговременности твердыя».

    Художественную выразительность архитектурного сооружения определяют его формы, размеры, характер строительного материала, ритм линий и объемных соотношений, характер естественного (природного), сельского или урбанистического (городского) пейзажа, в который «вписывается» данное сооружение. Художественную выразительность его могут усиливать прикладное и декоративное искусство, монументальная живопись и скульптура.

    Глядя на любое архитектурное произведение, мы воспринимаем его прежде всего эмоционально. Дом может быть строгим, мрачным, печальным, веселым, пышным, скромным, торжественным, величественным и т. д. Известно, как угнетают, какое чувство досады, апатии вызывают однообразные, безликие архитектурные формы и как может приятно поразить воображение, вызвать радость и восхищение оригинальное, выполненное на высоком художественном уровне архитектурное сооружение. Уже такое, казалось бы, простое произведение, как решетка садовой ограды, относящаяся к малым архитектурным формам, может радовать человека искусством и изяществом своего исполнения. Вспомните решетку Летнего сада работы Ю. М. Фельтена в Санкт-Петербурге. Проста и логична композиция ее орнамента, четок мерный ритм ее звеньев, вся она поражает своей легкостью, стройностью, изящной декоративностью, единством художественного замысла.

    Создавая архитектурные сооружения, человек тем самым создает как бы новую, отличную от естественной природы материальную среду, в которой протекает его жизнь и деятельность.

    И. Гёте называл архитектуру застывшей музыкой, так как, подобно музыке, она способна вызывать эмоции, обычно зависящие от того, какая идея была вложена в сооружение его создателями. При постройке египетских пирамид, храмов, соборов, церквей, мечетей, костелов, пагод и тому подобных культовых сооружений архитекторы обычно стремились к тому, чтобы их творения восхищали людей и при этом подавляли их своим величием, внушали бы каждому человеку безграничное почтение, смирение, беспрекословную покорность перед теми, кому посвящены эти каменные громады. В то же время такие грандиозные современные архитектурные сооружения, как здание Московского государственного университета имени Ломоносова поражают простотой и стройностью форм, светлой цветовой гаммой, блеском и отраженным светом огромных площадей стекла. Они величественны и одновременно приветливы, в них хочется войти, они радуют, настраивают человека на мажорный лад.

    Огромную роль в удовлетворении эстетических потребностей человека играет изобразительное искусство – скульптура, живопись, графика. Эмоциональное воздействие их на людей исключительно велико, так как они представляют собой как бы застывшие сгустки мыслей и чувств ваятеля или художника.

    В произведениях изобразительного искусства отражается действительность, но она не копируется, а представляется в обобщенной форме. Скульптор, художник активно вторгаются в жизнь, отбирая при этом из массы жизненных фактов и событий то, что кажется им наиболее интересным, главным, волнующим, раскрывая ее перед нами по-новому, со своих оригинальных позиций. В процессе творчества они как бы пропускают образы действительности через призму собственного сознания, по-своему одухотворяют их, подчеркивая в них то, что их самих особенно волнует. Поэтому произведения изобразительного искусства (конечно, если это действительно высокохудожественные произведения) не позволяют нам – зрителям оставаться равнодушными, будят в нас те или иные эмоции и при этом, как правило, радуют, восхищая своим замыслом, содержанием и мастерством исполнения.

    Глядя на любое архитектурное произведение, мы воспринимаем его прежде всего эмоционально.

    Скульптор или художник может отразить в своем произведении лишь один момент действия, и, тем не менее, скульптура или картина, как правило, динамичны и позволяют судить об изображенной модели не только в этот застывший миг, но представлять ее себе в движении. Это делает особенно ответственным выбор композиции скульптуры или картины, обусловливает поиск кульминационного момента изображаемого действия и тем самым повышает до предела эмоциональную насыщенность произведений изобразительного искусства.

    «Искусство – радость для народа!» (В. Гюго). И разве можно без восхищения смотреть на прекрасный бюст Нефертити или великолепные скульптуры времен Древней Эллады! А сколько мыслей и чувств будят творения Микеланджело и Жана Гудона, Этьена Фальконе и М. М. Антокольского и О. Родена и СТ. Коненкова, А. С. Голубкиной и В. И. Мухиной и других ваятелей прошлого и современности! Каждое произведение изобразительного искусства, если в него вложена мысль, если на нем лежит печать таланта его исполнителя, чему-то учит и в то же время не оставляет места равнодушию. Да и о каком равнодушии может идти речь, если вам представится возможность увидеть до предела напряженное в мучительной борьбе со змеями могучее тело Лаокоона или идущих на смерть во имя своих убеждений, во имя сохранения родного города и счастья его жителей граждан Кале?

    Искусствовед А. С. Варшавский о скульптурной группе «Граждане Кале», созданной О. Роденом, пишет следующее: «…Они прекрасны. Они движутся, несмотря на никчемный пьедестал. Они, словно ожившее видение прошлого, чем-то неуловимо напоминают – осанкой, выражением лица, манерами – статуи в нишах старинных готических соборов. Но те тяжелы и отрезаны от жизни, а эти – живые. Глядишь на них, на их угловатые жесты, на тяжелую поступь, на их лица, на которых по-разному отпечатались обуревающие их чувства и мысли, гнев, волнение, горькая тревога, скрытый и явный протест, самоотречение, на их фигуры – их облик перед тобой. Ты видишь, как спаянные единой волей, во имя долга, во имя человечности, тяжко ступая, идут они на казнь – ибо не могут иначе, не могут прятаться и молчать, когда свершается несправедливость.

    Они – борцы. Борцы за правое дело. И моральный подвиг их переживет века».

    О каком равнодушии может быть речь, когда видишь отражающие беспримерный героизм и самоотверженность скульптуры Е. В. Вучетича на Мамаевом кургане Волгограда. Их монументальность, величие и глубочайшая эмоциональная выразительность буквально потрясают зрителя, пробуждая великую скорбь о погибших защитниках волжской твердыни и великую гордость за свой народ, свою Родину.

    Изобразительное искусство призвано будить эмоции, мысли, вызывать у людей стремление к полезным делам, возбуждать в них желание делать жизнь лучше.

    «Самым задушевным из пластических искусств» называл живопись В. М. Гаршин. Многие столетия радуют и потрясают зрителей творения Леонардо да Винчи, С. Рафаэля, П. Рубенса, X. Рембрандта, В. Тициана, Ф. Гойи и Д. Веласкеса. Вспомним хотя бы картину Рембрандта «Возвращение блудного сына». Сколько размышлений, какие эмоции может вызвать это полотно великого мастера! Как выразительны лица изображенных на картине людей, и даже в фигуре стоящего спиной к зрителям возвратившегося сына можно ощутить боль и стыд, радость и раскаяние. И эта старинная картина на библейский сюжет дает толчок для размышлений о сложности взаимоотношений между людьми как в те давно минувшие времена, так и в нашу бытность.

    «Человечество, – писал И. Н. Крамской, – всегда дорожило теми художественными произведениями, где с возможной полнотой выражена драма человеческого сердца, или, просто, внутренний характер человека». Глубокое понимание психологии людей, гуманность, чуткость к бедам и радостям человека свойственны таким выдающимся художникам, как И. Н. Крамской и И. Е. Репин, И. И. Левитан и В. Д. Поленов, Э. Делакруа и К. Коро, К. Моне и О. Ренуар, А. П. Сезанн и П. Пикассо, В. А. Серов и Н. А. Ярошенко, М. В. Нестеров и И. Е. Репин, А. А. Пластов и А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов и А. И. Лактионов, и многим-многим другим.

    Изобразительное искусство призвано будить эмоции, мысли, вызывать у людей стремление к полезным делам, возбуждать в них желание делать жизнь лучше, приближать ее к тем идеалам, которые у них сложились под воздействием всего жизненного опыта и в какой-то степени под облагораживающим воздействием искусства.

    Большой художник способен видеть и выделять главное, доносить до зрителя то, что он, наделенный тонким и самобытным чутьем, считает значительным и прекрасным. Прост, казалось бы, будничен и в то же время необычайно трогателен сюжет картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели». «Какой ее сюжет? Окраина захолустного городка… – и только, – писал И. И. Левитан. – Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко и который сумел отыскать в обыденном те интимные, глубокие, трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу». И картины самого Левитана такие, как «Вечерний звон», «Свежий ветер», «После дождя», «Над вечным покоем» и многие другие, поражают своей эмоциональной насыщенностью при, казалось бы, простом обыденном сюжете. «Никто из художников до Левитана, – сказал как-то К. Г. Паустовский, – не передавал с такой силой неизмеримые дали русского ненастья. Оно так спокойно и торжественно, что ощущается как величие». Живопись Левитана не просто знакомит нас с картинами родной природы, она представляет нам эту природу в естественном ив то же время подчас неожиданном ракурсе. Пейзажи Левитана будят в нас то щемящую грусть, то светлую улыбку, навевают мысли о печальном безмолвии величавой природы, «в которой потонули поколения и потонут еще», и о радостях бытия.

    «Любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему, русскому – это было всегда единственным сюжетом моих картин», – так писал прикованный тяжкой болезнью к постели автор многих ярких, брызжущих жизнью полотен Б. М. Кустодиев, и эти слова могли бы с полным основанием повторить многие из наших лучших живописцев…

    Изобразительное искусство обеспечивает осознанное счастье видеть красоту жизни. Оно «открывает это счастье не за морями и не в тридевятом царстве, а здесь же рядом, всегда и везде, кругом. Чувство прекрасного, сообщенное искусством, есть величайшая жизнеутверждающая сила» (К. Ф. Юон).

    Большой художник способен видеть и выделять главное, доносить до зрителя то, что он, наделенный тонким и самобытным чутьем, считает значительным и прекрасным.

    Если скульптор и художник располагают различными изобразительными средствами (материал, колорит и т. д.), то поэт и писатель в своем творчестве используют лишь слово. Однако слово, речь обладают исключительной гибкостью и безграничностью изобразительных возможностей. В связи с этим информация, переданная в художественном произведении, может быть минимальна или огромна, сюжеты могут быть простыми или многоплановыми, переносящими нас в любую эпоху, в любую страну, в любое общество, существующее либо существовавшее на самом деле или же созданное фантазией автора. Литература отражает общественно-политические взгляды, она нередко связана с философией и моралью и может черпать материал из любой отрасли знаний. Но вместе с тем каждое литературное произведение при всей своей возможной сложности или простоте должно соответствовать законам эстетики и обязательно в связи с этим воздействовать на эмоциональную сферу читателей.

    Для того чтобы представить широту диапазона эмоций, вызываемых у читателя художественным произведением, вспомните хотя бы два таких известных стихотворения КМ. Симонова, как «Жди меня» и «Если дорог тебе твой дом», созданных в суровые годы Великой Отечественной войны. Первое стихотворение лирично, оно вселяет надежду, успокаивает. Второе – гневный призыв к мести, пробуждающий стенические эмоции возмущения, ненависти к фашистам и в то же время бодрость и уверенность в своих возможностях добиться победы.

    В древнеиндийской легенде о создателе эпической поэмы «Рамаяна» рассказывается о том, как мудрец Вальмики, проходя однажды лесной тропою вдоль берега реки, увидел двух маленьких куликов, которые перекликались друг с другом нежно и любовно. Вдруг откуда-то появился злой охотник и неожиданно пронзил одну из птичек стрелой. Вальмики был возмущен этим до глубины души. Охваченный гневом и состраданием, он проклял охотника, и вырвавшиеся из его переполненного чувствами сердца слова сложились в стихотворную строку размером «шлока». Именно таким стихом бог Брахма повелел впоследствии Вальмики воспеть подвиги Рамы, после чего размер «шлока» стал каноническим в поэзии индусов. Эта легенда объясняет рождение стиха в результате эмоционального порыва. Она позволяет рассматривать поэзию и вообще литературу как словесное выражение эмоционального состояния писателя или поэта. И в этом есть своя правда, ибо любое художественное произведение, как и вообще каждое произведение искусства, несет в себе эмоциональный заряд. Оно призвано отражать чувства своего создателя и доносить эти чувства до читателя, слушателя, зрителя:

    Хотел бы в единое слово
    Я слить мою грусть и печаль
    И бросить то слово на ветер,
    Чтоб ветер унес его вдаль.
    И пусть бы то слово печали
    По ветру к тебе донеслось,
    И пусть бы всегда и повсюду
    Оно к тебе в сердце лилось!
    (Генрих Гейне)

    Но художественные произведения, особенно наиболее выдающиеся из них, передают не только личные, субъективные переживания автора; как правило, они отражают и то эмоциональное состояние, те чувства, которые были господствующими в период создания этих произведений, ибо настоящий, большой художник, как говорил A. M. Горький, есть «чувствилище своей эпохи». Художник, поэт, писатель, композитор не могут оставаться в стороне от той жизни, которой живет их народ, от тех настроений, которые доминируют в данный исторический период в передовых кругах общества.

    Для русского искусства традиционен, типичен гуманизм. Вот, например, как оценивал творчество классика русской литературы И. С. Тургенева другой ее классик М. Е. Салтыков-Щедрин: «Что можно сказать обо всех вообще произведениях Тургенева? То ли что после прочтения легко дышится, легко верится, тепло чувствуется? Что ощущаешь явственно, как нравственный мир в тебе поднимается, что мысленно благословляешь и любишь автора?.. Это, именно это впечатление оставляют после себя эти прозрачные, будто сотканные из воздуха образы, это начало любви и света, во всякой строке бьющие живым ключом…» «Русское искусство, – писал A. M. Горький, – прежде всего сердечное искусство. В нем негасимо горела романтическая любовь к человеку, этим огнем любви блещет творчество наших художников и великих, и малых…» И если вам трудно, если вы вступили в полосу неудач, если вас обуяли тоска и разочарование и утомили повседневные заботы, – вспомните о любимых вами авторах! Они помогут вам обрести душевное равновесие, почувствовать прилив сил, бодрости, найти оптимальные пути к решению выдвигаемых жизнью задач.

    Когда невыносима суета,
    И возникает боль в душе глубоко,
    И складка горькая ложится возле рта,
    Я открываю том заветный Блока…
    (Вл. Солоухин)

    Лучшие представители отечественной литературы достойно продолжают традиции русской и мировой классики, внося своим творчеством неоценимый вклад в борьбу за гуманизм, за мир, за счастье людей.

    В отличие от художественной литературы, театр, телевидение, кино имеют возможность передать людям мысли автора через игру актеров, обладающих талантом перевоплощения и сценическим мастерством. Это позволяет им подчеркнуть сильные стороны сценария и наглядно показать зрителю душевное состояние героев, созданных сценаристом, состояние и развитие их чувств и эмоций. С древних времен и до наших дней театр, а затем кино и телевидение вводят нас в духовный мир сценических героев, создавая при этом для нас возможность вслед за актерами сопереживать и при этом испытывать побуждаемые ими различные эмоции и чувства.

    На сцене и на экране эмоциональность демонстрируемого драматургического материала усиливает музыкальный аккомпанемент. Музыка является также органической частью хореографии. Сочетание инструментальной музыки с певческими голосами обусловило возникновение таких музыкальных жанров, как песня, оратория, кантата, опера и др. Голос певцов, воспроизводящий тот или иной текст (текст песни, либретто оперы и т. п.), исполняет одновременно роль своеобразного музыкального инструмента, имеющего подчас огромный диапазон возможностей. Существуют и такие виды музыкального искусства, как хоровое пение a capella, где голоса певцов являются единственным источником передачи музыкальной мелодии.

    Вечная тяга людей к музыке привела к созданию в течение многовековой истории человечества бесчисленного количества различных музыкальных инструментов и разнообразнейших музыкальных жанров.

    Музыка оказывает мощное влияние на нашу эмоциональную сферу. Она может тонизировать человека, вызывать у него стремление к высоким идеалам, призывая на борьбу.

    «Ритм и мелодия, – писал Аристотель, – содержит в себе ближе всего приближающиеся к реальной действительности отображения гнева и кротости, мужества и умеренности и всех противоположных им свойств, а также и прочих нравственных качеств. Это ясно из опыта: когда мы воспринимаем ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение. Привычка же испытывать горестное или радостное настроение при восприятии того, что подражает действительности, ведет к тому, что мы начинаем испытывать те же чувства и при столкновении с житейской правдой».

    Марк Фабий Квинтилиан писал, что «некоторыми музыкальными мелодиями» войска возбуждаются к битве. Он спрашивал: «Для какой цели существуют рога и трубы в наших легионах?» – и сам же отвечал на этот вопрос: «Чем сильнее их совместные звуки, тем громче воинская слава римлян… Да, по-видимому, и сама природа, – говорил Квинтилиан о музыке, – дала ее нам как бы в дар для более легкого перенесения трудов, если музыка даже облегчает работу гребцов. И это наблюдается не только в таких видах работы, в которых усилия многих, предваряемые каким-либо приятным голосом, направляются к одной цели, но даже и утомление работающего в одиночку ослабляется благодаря хотя бы и очень нескладному пению».

    Музыка оказывает мощное влияние на нашу эмоциональную сферу. Она может тонизировать человека, вызывать у него стремление к высоким идеалам, призывая на борьбу. Вселяя веру в собственные силы и возможности, она может навевать те или иные воспоминания, пробуждать грусть или радость, создавать настроение. Музыка помогает человеку в труде и в бою, способствует сближению людей и их взаимному общению, скрашивает одиночество, вдохновляет на гуманный поступок, порождает мысли и создает определенное эмоциональное состояние.

    Л. Н. Толстой называл музыку «стенограммой чувств». Музыка может настраивать человека на лирический лад, помогать в труде. Неотъемлемой спутницей волжских бурлаков была знаменитая «Дубинушка». Маршевая песня помогает солдатам преодолевать усталость в походах.

    Выраженность влияния музыки на состояние эмоциональной сферы человека, а через ее посредство и на ход его мыслей, и на характер поступков, дала основание использовать музыку как лечебное средство при врачевании больных различными заболеваниями и прежде всего неврозами и психическими расстройствами. Музыкотерапией занимались многие врачи древности, в том числе Гиппократ и Асклепиад. В дальнейшем этот вид лечения постоянно находил своих поклонников. Он сохранил определенную значимость до наших дней как средство лечебного воздействия и главным образом как одна из возможностей, способствующих поддержанию у больного оптимального для здоровья, ровного, стенического настроения положительного характера.

    Музыкальные звуки имеют интонационную природу. Г. Спенсер считал, что источник музыки – интонации страстно возбужденной речи. Дюбо писал, что «музыкант подражает звукам интонации, вздохам, модуляции голоса, словам, всем звукам, с помощью которых в самой природе выражаются чувства и страсти». С помощью звуков, ритма и гармонии композитор создает мелодию, которая призвана прежде всего воздействовать на эмоциональную сферу слушателей и пробудить у них определенное настроение, раздумья, мысли. Вот как отзывался, например, Б. В. Асафьев о музыке П. И. Чайковского: «В мелодике Чайковского живет волнующее, притягивающее к себе тепло истинной, глубокой человечности. Основные, составляющие как бы эмоциональную ее природу интонации, то качество и тот смысл звучания, какие волнуют человеческую психику, как звук родной речи, как голос матери, речь любимого и дорогого существа, – эти носители задушевности входят всюду, во все поры и ткани, во все элементы музыки Чайковского – от простейшего лирического высказывания песни, романса, фортепианной пьески до интеллектуально сложных фактур и форм симфоний и симфонических поэм».

    Выраженное влияние музыки на эмоциональное состояние человека дало основание использовать музыку как лечебное средство при лечении различных заболеваний, прежде всего неврозов и психических расстройств.

    О том, как эмоционально люди воспринимают музыку и какую роль она способна играть в их жизни, можно судить хотя бы по следующим высказываниям:

    Стендаль: «Слушая хорошую музыку, я сосредоточиваюсь с большей напряженностью и ясностью над тем, чем занят внутренне».

    И. С. Тургенев: «Редко что меня может заставить заплакать. Еще иногда стихи Пушкина меня до слез тронут, – а от музыки часто плачу».

    И. Е. Репин: «Я всегда любил музыку. Если мне подолгу не приходилось слушать ее, я тосковал».

    Какую музыку следует признать наиболее активно воздействующей на сферу чувств? Вероятно, на наше эмоциональное состояние воздействует любая музыка, если она не лишена мелодии, но характер вызываемых ею эмоций и чувств различен. Современная эстрадная музыка вызывает главным образом простые эмоции, тогда как так называемая серьезная музыка призвана пробуждать сложные глубокие чувства. Но для того чтобы понять серьезную классическую музыку, надо уметь вслушаться в нее, вникнуть в ее суть, слиться с ней, настроиться на ее волну. Это требует и некоторых способностей, и некоторого умения и доступно лишь при достаточно развитой сфере чувств. В то же время понять эстрадную песню и эмоционально отреагировать на нее значительно проще. В эстрадной музыке эмоциональное содержание, если можно так сказать, лежит ближе к поверхности. Возбуждаемые ею эмоции могут быть достаточно яркими по окраске, она может даже доводить слушателей до состояния экстаза, но ведь барабан шамана также нередко вводил в экстаз.

    «…У нас много хорошей музыки, которую создали гениальные люди, великие композиторы. Ее надо понимать, осваивать, надо изучать великое культурное наследие, накопленное человечеством».

    (А. А. ФАДЕЕВ)

    А какая музыка нужнее? Думается, разная. Как правило, мелодична и эмоционально насыщена народная музыка – то грустная, то отчаянно веселая. Бодрит и отвлекает от житейских забот джаз, рок. Но нельзя не уделять должного внимания и музыкальной классике. Она способна обогащать духовную жизнь, волновать, радовать, пробуждать широчайшую гамму чувств. В связи с этим хочется напомнить слова писателя А. А. Фадеева из статьи «О некоторых вопросах культуры нашей молодежи»: «У нашей молодежи проявляется подчас однобокий интерес к музыке. Этот интерес проявляется к определенному кругу музыкальных явлений, к определенным песням. Нередко на вечерах молодежи, в общежитиях, в красных уголках заводят в буквальном смысле одну и ту же пластинку. А ведь у нас много хорошей музыки, которую создали гениальные люди, великие композиторы. Ее надо понимать, осваивать, надо изучать великое культурное наследие, накопленное человечеством».

    «В искусстве люди наслаждаются жизнью» (Б. Брехт), оно призвано удовлетворять эстетические потребности человека, которые по мере совершенствования человеческой личности имеют в его самосознании все больший и больший удельный вес. Искусство – это часть нашей жизни, это одна из лучших ее сторон, ее украшение. Оно способно заряжать нас бодростью, оптимизмом, помогает глубже познавать действительность и самих себя. Искусство делает нашу жизнь более полной, более содержательной и более счастливой.

    Умудренный опытом и увенчанный славой стареющий Ч. Дарвин, подводя итог своей жизни, написал: «…Если бы мне пришлось во второй раз пережить свою жизнь, я бы поставил себе за правило хоть раз в неделю читать стихи и слушать музыку: таким образом все клеточки моего организма сохранили бы живучесть. Атрофия художественных вкусов влечет за собой утрату известной доли счастья, а может быть, и вредно отражается на умственных способностях». «Не все могут жить на Олимпе, – говорил Ромен Роллан, – но пусть люди хоть раз в году совершают туда паломничество, а когда они спустятся на равнину жизни, сердца их будут закалены для новых битв». Не забывайте же и вы об облагораживающем влиянии искусства. Стремитесь к общению с ним. Оно порадует вас, вдохнет в вас силы, бодрость, стремление к совершенствованию, а может быть, и подарит вам минуты счастья.