Милан кундера и его романная философия.

Ми́лан Ку́ндера (чеш. Milan Kundera; р. 1 апреля 1929, Брно, Чехословакия) - современный французский писатель-прозаик чешского происхождения, с 1975 года живёт во Франции. Пишет как на чешском, так и на французском языках.

Отец Милана был пианистом, музыковедом, ректором университета в Брно. Двоюродный брат - писатель и переводчик Людвик Кундера. Во время учёбы в средней школе Милан написал первые стихи. После Второй мировой войны подрабатывал разнорабочим и джазовым музыкантом.

Милан окончил школу в 1948 году. Начал учиться на философском факультете Карлова университета (Прага), изучал там музыковедение, кино, литературу и эстетику, после двух семестров перевёлся на факультет кино Пражской академии музыкального искусства.

В 1950 году прервал обучение по политическим причинам, однако всё-таки окончил его в 1952 году. Работал ассистентом и позже профессором академии на факультете кино, преподавал мировую литературу. В то же время он вступил в редакционные советы литературных журналов «Literární noviny» и «Listy».

В Коммунистической партии Чехословакии находился с 1948 по 1950 годы. В 1950 году был исключен из КПЧ за «антипартийную деятельность и индивидуалистские тенденции». С 1956 по 1970 годы снова в КПЧ.

В 1953 году опубликовал свою первую книгу. До середины 50-х занимался переводами, эссе, драматургией. Стал известен после выпуска собрания стихов и выхода 3-х частей цикла новелл «Смешные любови», написанных и опубликованных с 1958 по 1968 годы.

В его первом романе «Шутка» (1967) речь идёт о положении чешской интеллигенции в условиях советской действительности. В этом же году Кундера принял участие в IV съезде союза писателей Чехословакии, где впервые открыто прозвучали призывы к демократизации общественной и политической жизни страны и который начал процессы, приведшие к «Пражской весне».

После оккупации Чехословакии советскими войсками в августе 1968 года Кундера принимал участие в ряде демонстраций и собраний протеста, за что был лишён возможности преподавать. Его книги были изъяты из всех библиотек Чехословакии.

В 1970 году по обвинению в соучастии в революционных событиях он был повторно исключён из партии, ему было запрещено публиковаться.

В 1970 году Кундера закончил второй роман «Жизнь не здесь», в гротескно-сюрреалистической форме повествующий о кризисе личности и творческой деградации поэта в условиях формирования социалистической Чехословакии. Главный герой романа - молодой поэт Яромил - эволюционирует от сюрреализма в духе А. Бретона к социалистическому реализму. Роман был издан в 1973 году в Париже.

Третий по счёту роман писателя - «Вальс на прощание» (1971) - изящное повествование о пребывании нескольких героев в курортном городке. Это первый роман Кундеры, посвящённый, главным образом, интимной, сексуальной тематике.

В 1975 году Кундеру пригласили профессором в Реннский университет (регион Бретань, Франция).

Четвёртый роман Кундеры «Книга смеха и забвения» (1978) по сути представляет собой цикл из нескольких историй и эссе, объединённых общими персонажами (Тамина, сам Кундера), темами и образами (смех, ангелы, Прага). За эту книгу в 1979 году чехословацкое правительство лишило писателя гражданства. Следующие за этой книгой романы были запрещены для издания в Чехословакии.

С 1981 года Кундера - французский гражданин. Роман «Бессмертие» (1990) - последний, написанный им на чешском языке.

С начала 1990-х годов Кундера пишет по-французски. Три французских романа - «Неспешность» (1993), «Подлинность» (1998), «Неведение» (2000) - более миниатюрные, камерные, нежели его чешские романы.

В октябре 2008 года сотрудник чешского Института по изучению тоталитарных режимов Адам Градилек опубликовал в еженедельнике «Respekt» статью о том, что Кундера в 1950 году донёс полиции о Мирославе Дворжачеке, который сначала бежал в ФРГ, а затем тайно вернулся в Чехословакию в качестве агента американской разведки. Дворжачек был приговорён к 22 годам заключения, из которых отбыл 14. После публикации Кундера заявил: «Я просто шокирован всей этой историей, о которой мне ничего не известно и которой вообще не было. Мне совершенно неизвестен человек, о котором идёт речь. Это ложь». Утверждения о том, что писатель якобы был доносчиком, вызвали горячие споры в Чехии, где Кундеру считают национальным героем. В ноябре того же года известные литераторы написали открытое письмо в поддержку Кундеры: они осудили СМИ, тиражировавшие информацию, которая, по их мнению, была сомнительной и при внимательном чтении оказывалась лишенной каких-либо доказательств. Среди авторов письма были Нобелевские лауреаты Габриэль Гарсиа Маркес, Дж. М. Кутзее, Орхан Памук, Надин Гордимер, а также Салман Рушди, Филип Рот, Хорхе Семпрун и другие.

В 2009 году Кундере было присвоено звание почетного гражданина его родного города Брно.

В данный момент проживает в Париже и считает Францию своей единственной родиной. Изредка Кундера ездит в Чехию встретиться со старыми друзьями, но всегда делает это инкогнито. С 1980-х категорически отказывается общаться со СМИ и ведет закрытый образ жизни.

Библиография

Романы

  • «Шутка» (чеш. Žert, 1967)
  • «Жизнь - не здесь» (чеш. Život je jinde, 1969)
  • «Вальс на прощание» (чеш. Valčík na rozloučenou, 1972)
  • «Книга смеха и забвения» (чеш. Kniha smíchu a zapomnění, 1978)
  • «Невыносимая лёгкость бытия» (чеш. Nesnesitelná lehkost bytí, 1984)
  • «Бессмертие» (чеш. Nesmrtelnost, 1990)
  • «Неспешность» (фр. La Lenteur, 1995)
  • «Подлинность» (фр. L’Identité, 1998)
  • «Неведение» (фр. L’Ignorance, 2000)
  • «Торжество незначительности» (фр. La Fête de l’insignifiance, 2014)

Сборник новелл

  • «Смешные любови» (чеш. Směšné lásky, 1969)

Пьесы

  • «Владелец ключей» (чеш. Majitelé klíčů, 1962)
  • «Промах» (чеш. Ptákovina, 1966)
  • «Две сплетни, две свадьбы» (чеш. Dvě uši, dvě svatby, 1968)
  • «Жак и его господин» (чеш. Jakub a jeho pán: Pocta Denisu Diderotovi, 1971)

Поэзия

  • «Человек - необъятный сад» (чеш. Člověk, zahrada širá, 1953)
  • «Последний май» (чеш. Poslední máj, 1954 - 1955 - 1961)
  • «Монологи» (чеш. Monology, 1957 - 1964 - 1965)

Эссе

  • О спорах наследственных (чеш. O sporech dědických, 1955)
  • Искусство романа: путь Владислава Ванчуры к великому эпосу (чеш. Umění románu: Cesta Vladislava Vančury za velkou epikou, 1960)
  • Чешское соглашение (чеш. Český úděl, 1968)
  • Радикализм и эксгибиционизм (чеш. Radikalizmus a expozice, 1969)
  • Украденный Запад, или трагедия Центральной Европы (чеш. Únos západu aneb Tragédie střední Evropy, 1983)
  • Искусство романа (фр. L"art du roman, 1986)
  • Нарушенные завещания (фр. Les testaments trahis, 1993)
  • Занавес (фр. Le rideau, 2005)
  • Встреча (фр. Une rencontre, 2009)

Постановки

  • В 1963 году по его пьесе был поставлен спектакль «Поворот ключа» в Рижском ТЮЗе.


Писатель Милан Кундера родился 1 апреля 1929 года в городе Брно в Чехословакии (в настоящее время Чехии). Он является прозаиком, новеллистом, драматургом, эссеистом и поэтом, чьи произведения сочетают эротическую комедию с политической критикой и философскими размышлениями.

Отец писателя - пианист и музыковед, Людвик Кундера (1891-1971). Он также занимал должность ректора университета в Брно. В молодости Милан Кундера изучал музыку, но постепенно начал проявлять интерес к написанию текстов. Свои первые стихи Милан написал в средней школе. После Второй мировой войны будущий писатель работал торговцем и джазовым музыкантом, еще до начала обучения в пражском Карловом университете, где он изучал музыковедение, кино, литературу и эстетику. Далее, в 1952 году он начал преподавать литературу в Академии музыки и драматического искусства в Праге. Кундера стал сначала ассистентом, а затем профессором факультета кино в этом учебном заведении. Он читал лекции по мировой литературе. За это время он опубликовал стихи, очерки и пьесы, а также зарекомендовал себя в редакциях нескольких литературных журналов. Будущий писатель опубликовал несколько сборников стихов, в том числе «Последний май» (1955), «Монологи» (1957). Большое количество любовных стихов из-за их иронического тона и нотки эротики, позже были осуждены чешской политической властью.

В начале своей карьеры он несколько раз вступал в коммунистическую партию. Впервые Кундера сделал это в 1948 году, будучи полным энтузиазма, как и многие интеллигенты того времени. Позже его исключили из партии в 1950 году и вновь приняли в 1956 году. Писатель оставался членом партии до 1970 года. В 50-е годы Кундера работал как переводчик, публицист и автор пьес. В 1953 году он опубликовал свою первую книгу. Он написал несколько томов коротких рассказов и весьма успешную одноактную пьесу («Владелец ключей», 1962). Далее последовал его первый роман и одно из его величайших произведений («Шутка», 1967). Произведения Кундеры пронизаны комизмом, ироничным взглядом на частную жизнь и судьбы чехов в годы сталинизма. Его тексты переведены на несколько языков, а сам автор достиг большого международного признания.

Его второй роман «Жизнь - не здесь» (1969) описывает историю романтично мыслящего героя, который полностью охвачен коммунистическим переворотом 1948 года. Книга была запрещена в Чехии. Кундера принимал участие в либерализации Чехословакии в 1967-68 годах (Пражская весна). После советской оккупации страны он отказался признать свои политические ошибки и, следовательно, подвергся нападению со стороны властей, которые запретили все его труды и вытеснили из коммунистической партии.

В 1975 году Кундере было разрешено эмигрировать со своей женой Верой Храбанковой из Чехословакии, чтобы преподавать в университете Ренн (1975-78) во Франции. В 1979 году правительство Чехословакии лишило его гражданства. В 1970-х и 80-х годах основная часть его романов, в том числе «Вальс на прощание» (1976 г.), «Книга смеха и забвения» (1979 г.) и «Невыносимая лёгкость бытия» (1984 г.) были опубликованы во Франции и в других странах. До 1989 года эти произведения были запрещены на его родине. «Книга смеха и забвения» - одна из его самых успешных работ, представляет собой серию иронических, остроумных историй, где высмеивается тенденция современного государства отрицать и стирать человеческую память и историческую правду. Роман «Бессмертие» (1990 г.) исследует природу художественного творчества. Кундера начинает писать на французском языке, после чего появляются романы: «Неспешность» (1994 г.), «Подлинность» (1997 г.). Также Кундера пишет произведение «Неведение» (2000 г.). Это рассказ о чешских эмигрантах, написанный на французском языке. Впервые он был опубликован на испанском языке. Становится очевидно, что Кундера получает вдохновение от работ таких писателей эпохи Ренессанса, как: Боккаччо, Рабле, Стерн, Дидро.

Милан Кундера - один из наиболее интересных и читаемых прозаиков рубежа XX-XXI вв. "Бессмертие", его самый продуманный и одновременно самый загадочный роман, стал бестселлером интеллектуальной прозы. Он завораживает читателя изысканностью стиля, сложной гаммой чувств и мыслей героев.

Милан Кундера принадлежит к числу самых популярных писателей современности. Его книги "Невыносимая легкость бытия" и "Бессмертие" буквально заворожили читателей изысканностью стиля, умелым построением сюжета, накалом чувств у героев. Каждое новое произведение писателя пополняет ряд бестселлеров интеллектуальной прозы. "Вальс на прощание" - один из самых любимых его романов.

Представляется возможным, чтобы один актер играл две роли. К примеру, в парижском спектакле в ролях комиссара и сельского старосты, матери и матери Агаты появлялись одни и те же исполнители.

Впервые на русском языке публикуется роман Милана Кундеры (знаменитого автора книг "Шутка", "Вальс на прощание", "Невыносимая легкость бытия", "Бессмертие", "Неведение", "Нарушенные завещания" и др.) "Жизнь не здесь", написанный в 1970 году и повествующий о судьбе молодого поэта в эпоху террора, когда "поэт и палач властвовали рука об руку".

"Занавес" - это новая книга Милана Кундеры, впервые переведенная на русский язык. Один из крупнейших прозаиков современности вновь погружается во вселенную романа. Автор размышляет о глубинных закономерностях этого сложнейшего жанра.

"Книга смеха и забвения" Милана Кундеры, автора романов "Невыносимая легкость бытия", "Вальс на прощание", "Бессмертие", вышла на чешском языке в 1978 году. Это следующее после романа "Шутка" (1967) обращение писателя к теме смеха. В различных сюжетах этой потрясающей книги область смешного распространяется на "серьезные материи", обнажая трагическую изнанку жизни.

"Нарушенные завещания" - это литературно-философское эссе Милана Кундеры, впервые переведенное на русский язык. Один из крупнейших прозаиков современности размышляет об истории романа, о закономерностях этого сложнейшего жанра, о его взаимоотношениях с европейской историей, о сложностях перевода, о судьбах романа и его авторов, таких как Ф. Рабле, Л. Толстой, Т. Манн, Ф. Кафка.

Милан Кундера - один из наиболее интересных и читаемых писателей рубежа ХХ-XXI веков. Роман "Неведение", опубликованный во Франции в 2003 году и встреченный с огромным интересом, впервые выходит на русском языке.
Герои романа, подобно гомеровскому Одиссею, после двух десятилетий эмиграции возвращаются на родину. Могло ли быть безоблачным это возвращение? Ведь никто не может дважды войти в ту же иоду...

"Невыносимая легкость бытия" - самый знаменитый роман Милана Кундеры, которым зачитываются все новые и новые поколения читателей, открывающие для себя вершины литературы XX века. Книга Кундеры о любви и непростых человеческих отношениях, о трагическом периоде истории и вместе с тем это глубоко философская вещь.

В романе "Неспешность" знаменитый чешский писатель Милан Кундера сравнивает различные стороны бытия современного человека, живущего в мире сверхскоростей, с "неспешностью" жизни, описанной в новелле Вивана Денона, французского автора XVIII века.

Милан Кундера - чешский писатель, с 1975 живёт во Франции.

Отец Милана был пианистом, музыковедом, ректором университета в Брно. Двоюродный брат - писатель и переводчик Людвик Кундера. Во время учёбы в средней школе Милан написал первые стихи. После Второй мировой войны подрабатывал разнорабочим и джазовым музыкантом.

Милан окончил школу в 1948. Начал учиться на философском факультете Карлова университета (Прага), изучал там музыковедение, кино, литературу и эстетику, после двух семестров перевёлся на факультет кино Пражской академии.

В 1950 прервал обучение по политическим причинам, однако всё-таки окончил его в 1952. Работал ассистентом и позже профессором академии на факультете кино, преподавал мировую литературу. В то же время он вступил в редакционные советы литературных журналов Literarni noviny и Listy.

В коммунистической партии Чехословакии состоял с 1948 по 1950. В 1950 был исключён за «антипартийную деятельность и индивидуалистские тенденции». С 1956 по 1970 снова в КПЧ.

В 1953 опубликовал свою первую книгу. До середины 50-х занимался переводами, эссе, драматургией. Стал известен после выпуска сборника стихов и выхода 3-х частей цикла новелл «Смешные любови», написанных и опубликованных с 1958 по 1968.

В его первом романе «Шутка» (1967) речь идёт о положении чешской интеллигенции в условиях советской действительности. В этом же году Кундера принял участие в IV съезде союза писателей Чехословакии, где впервые открыто прозвучали призывы к демократизации общественной и политической жизни страны и который начал процессы, приведшие к Пражской весне.

После ввода советских войск в Чехословакию в августе 1968 Кундера принимал участие в ряде демонстраций и собраний протеста, за что был лишён возможности преподавать. Его книги были изъяты из всех библиотек Чехословакии. В 1970 по обвинению в соучастии в революционных событиях он был повторно исключён из партии, ему было запрещено публиковаться.

В 1970 Кундера закончил второй роман «Жизнь не здесь», в гротескно-сюрреалистической форме повествующий о кризисе личности и творческой деградации поэта в условиях формирования социалистической Чехословакии. Главный герой романа - молодой поэт Яромил - эволюционирует от сюрреализма в духе Андре Бретона к социалистическому реализму. Роман был издан в 1973 в Париже.

Третий по счёту роман писателя - «Вальс на прощание» (1971) - изящное повествование о пребывании нескольких героев в курортном городке. Это первый роман Кундеры, посвящённый, главным образом, сексуальной тематике.

В 1975 Кундеру пригласили работать профессором в Реннский университет (регион Бретань, Франция).

Четвёртый роман Кундеры «Книга смеха и забвения» (1978) по сути представляет собой цикл из нескольких историй и эссе, объединённых общими персонажами (Тамина, сам Кундера), темами и образами (смех, ангелы, Прага). За эту книгу в 1979 чехословацкое правительство лишило писателя гражданства.

С 1981 Кундера - французский гражданин. Роман «Бессмертие» (1990) - последний, написанный им на чешском языке.

С начала 1990-х Кундера пишет по-французски. Три французских романа - «Неспешность» (1993), «Подлинность» (1998), «Неведение» (2000) - более миниатюрные, камерные, нежели его чешские романы.

В октябре 2008 сотрудник чешского Института по изучению тоталитарных режимов Адам Градилек опубликовал в еженедельнике Respekt статью о том, что Кундера в 1950 донёс полиции о Мирославе Дворжачеке, который сначала бежал в ФРГ, а затем тайно вернулся в Чехословакию в качестве агента американской разведки. Дворжачек был приговорён к 22 годам заключения, из которых отбыл 14. После публикации Кундера заявил: «Я просто шокирован всей этой историей, о которой мне ничего не известно и которой вообще не было. Мне совершенно неизвестен человек, о котором идёт речь. Это ложь». Утверждения о том, что писатель якобы был доносчиком, вызвали горячие споры в Чехии.

Интересные люди часто не любят рассказывать о себе и своей личной жизни. Порой они нелюдимы и даже закрыты. Но если перед вами писатель, то вы наверняка сможете заглянуть в его мир через литературу. Или всё-таки загадочная душа творца — всегда потёмки? Сегодня в тайны мировоззрения одного такого писателя попытается проникнуть Маргарита Взнуздаева. Она расскажет вам о современном чешском прозаике Милане Кундере, авторе «Невыносимой лёгкости бытия».

Милан Кундера родился 1 апреля 1929 года в Чехословакии в городке Брно. Его отец был известным музыковедом и талантливым пианистом. О нём Кундера будет впоследствии нежно и проникновенно писать в своих книгах: Людвик, так звали отца писателя, привил сыну страсть к Стравинскому, Бартоку, Шенбергу и Яначеку. Когда старший Кундера играл их сложнейшие музыкальные произведения в пустых концертных залах, маленький Милан искренне негодовал и даже ненавидел публику, предпочитавшую Стравинскому Моцарта и Чайковского… Свое ревностное отношение к современному искусству он сохраняет и по сей день — это и память о любимом отце, и дань сыновьего уважения к нему, как говорил писатель в одном из своих интервью New York Times.

«Я люблю музыку, но не музыкантов», — Милан Кундера


Однако несмотря на то, что Кундера был выходцем из музыкальной семьи, связать с ней свою жизнь он наотрез отказался. «Я люблю музыку, но не музыкантов», — так сформулировал своё мировоззрение будущий прозаик и пошёл по стопам своего двоюродного брата — писателя и переводчика.

Философский факультет, на который Милан поступил сразу после окончания школы, дал юноше возможность изучить и музыковедение, и кинематограф, и эстетику, и литературу. Через два семестра он перевелся в Пражскую академию музыкального искусства на факультет кино, где окунулся в изучение искусства с головой. Впоследствии он станет здесь преподавателем литературы и профессором.

«Наслаждение без счастья — не наслаждение"


В ответ на вопрос о своих пристрастиях в литературе Кундера называет прежде всего соотечественников — Франца Кафку и его «Замок», Ярослава Гашека и его «Бравого солдата Швейка», потом говорит о Рабле и Дидро, в которых особенно отмечает свободный дух и игру иронии, которой сам писатель неоднократно пользуется в своих произведениях. Среди русских классиков писатель выделяет Толстого и его мастерство передачи человеческих эмоций. Стихийность чувств и иррациональность, которые Кундера отмечает в образе Анны Карениной, характеризуют героев и его романов, в частности, персонажей «Невыносимой лёгкости бытия» и «Вальса на прощание».

Особенно сильный отпечаток на жизни писателя оставило вторжение советских войск на территорию Чехословакии в 1968 году: тогда он принял активное участие в демонстрациях и акциях протеста, за что его лишали возможности преподавать. Также из всех библиотек изымаются напечатанные к тому моменту экземпляры его первого романа «Шутка» о жизни чешской интеллигенции в советских условиях.

В 1970 году писателю и вовсе запрещают печататься: в условиях опалы Кундера пишет свои романы «Жизнь не здесь» и «Вальс на прощание». Первое произведение написано в форме гротескно-сюрреалистической, второе же, наоборот, — нежное и изящное. «Вальс на прощание» положит начало любовной теме в дальнейших произведениях автора. В 1984 году он пишет свою пронзительно-страстную «Невыносимую лёгкость бытия», экранизированную американским режиссером Филиппом Кауфманом.

В 1975 году он отправляется во Францию как приглашенный преподаватель Реннского университета: там Кундера издает свой четвертый роман, «Книгу забвения и смеха», за который его лишают чехословацкого гражданства и подвергают запрету печать его произведений на территории страны. Роман «Бессмертие» 1990 года становится последним произведением писателя на родном языке: раньше он писал на французском исключительно эссе, теперь же эта особенность переходит и к большим жанрам.


Красота — это упразднение хронологии и бунт против времени


С 1981 года Кундера становится гражданином Франции, пишет романы «Неспешность», «Подлинность» и «Неведение». Его «французские» романы отличаются от произведений «чешского периода» меньшим объемом и обращением к более узкой проблематике.

«Мы живем в век, когда понятие приватности, личной жизни разрушено. Полиция разрушила его в коммунистических странах, журналисты угрожают частной жизни в демократических странах, — и постепенно люди и сами утрачивают вкус к личной жизни, перестают её ощущать», — сказал Кундера в своей беседе с Ольгой Карлайл в 1985 году. Его бунт и протест против подобного вторжения не исчез с годами, а лишь усугубился: личное всегда должно оставаться неприкосновенным, не иначе… Кундера остается верным своим убеждениям и сейчас: он не выставляет личную жизнь напоказ, редко общается с журналистами и долгое время не печатался.

Однако в 2014 году после 13 лет творческого молчания вышел новый роман Кундеры — «Праздник незначительности». Он проникнут атмосферой несерьезности, но вновь обращается к серьезным темам. Его герои — современные жители Парижа, а вместе с ними — Сталин, Хрущев и Калинин. Роман бессюжетный и ситуативный: одни персонажи в нем становятся рассказчиками анекдотов, другие — их непосредственными участниками.

Один эпизод особенно примечателен: герой Кундеры безуспешно пытается попасть на выставку Шагала в Люксембургском саду и каждый раз отказывает от этой идеи, увидев огромную очередь впереди и не желая прикасаться к искусству вместе с толпой. И каждый новый день эта очередь становится всё длиннее, и вот он уходит вновь… Можно ли считать эту ситуацию своеобразным отображением отношения самого Кундеры к событиям вокруг? Быть может, это своеобразный манифест одиночества и сознательного выбора в пользу уединения?