Как живут люди которые отказались от цивилизации. Дауншифтинг – протест или сознательный выбор? Готовы ли вы переехать в деревню


Все больше людей решаются покинуть пыльные суетливые мегаполисы, пересмотреть образ жизни и сбавить обороты: перестать покупать то, что не нужно, почувствовать величие природы, заняться любимым делом. По каким причинам они выбирают отшельничество, и какие краски обретает их новая жизнь, когда они отстраняются от потребительского общества и карьерной истерии - в нашем материале.


Переехать на хутор, чтобы растить детей в экологичной обстановке

На первый взгляд наличие детей - фактор, не способствующий отшельничеству. Подрастающему поколению необходима социализация, спортивные секции и творческие мастерские для развития. Но семейные дауншифтеры, бросившие карьеру в крупном городе и переехавшие на хутор с детьми, имеют другое мнение.

Наиболее веские причины для переезда - это продукты сомнительного качества, предлагаемые в супермаркетах; неблагополучная экологическая обстановка, которая подрывает здоровье ребенка. И главное, от чего хотят защитить детей, - это ценности потребительского общества.

Столичную жизнь на ведение крестьянского хозяйства сменили Андрей и Алла Токаревы, когда у них появились дети. Они посчитали, что атмосфера мегаполиса пагубна для малышей.


Семья решилась на переезд, чтобы вести крестьянское хозяйство и кормить детей здоровой едой. Молодые люди не стремились к абсолютной изоляции, образ жизни сельских людей им вполне подошел бы. Но не хотелось, чтобы дети видели алкоголиков, поэтому пришлось выбрать глухой хутор.


Здесь дети дышат чистым воздухом, едят натуральные продукты, видят природу, активно двигаются, принимая участие в хозяйственных делах. Отсутствие рядом соседей позволяет не беспокоиться, что животные зайдут на чужую территорию и истопчут огород. Семья живет с реализации продуктов сыроварения, а также Алла сохранила удаленную работу.

Остается дискуссионной тема школьного образования. Среди дауншифтеров есть 2 мнения - одни считают, что учиться детям необходимо, и главная причина - возможность выбирать свою судьбу в дальнейшем. Их оппоненты подвергают сомнениям установку, будто образование стоит затраченных на него усилий и приносит пользу, так как система обучения втягивает человека в круговорот утомительной суеты и постоянного потребления, от которой дауншифтеры и бегут. В любом случае освоить школьную программу, поселившись в глухом лесу, вполне возможно. Детей младших классов учат удаленно, а старшеклассникам доступна такая форма обучения, как экстернат.

Покинуть «муравейник» из стекла и бетона, но остаться в эпицентре общения

Не всякое отшельничество предполагает отказ от социальных связей. Некоторые дауншифтеры, напротив, покидают свои офисы, чтобы расширить круг общения, познакомиться с людьми и заняться любимым вдохновляющим делом.


Таким примером служит бывший юрист Юрий Алексеев, поселившийся в землянке близ Ярославского шоссе. Здесь он читает, слушает аудиокниги, принимает гостей, занимается буккроссингом, создает контент для видеоблога.

Юрий не ставил цель отдалиться от социума - охотно принимает гостей, которые норовят выяснить, какие тяготы нужно преодолевать отшельнику. Как умываться, где брать одежду, еду, воду, как обеспечить беспроводное соединение с интернетом и зарядить ноутбк? Не охотно отвечает на технические вопросы Юрий, но не раздражается, зато с энтузиазмом говорит о политике, творческой самореализации. И без колебаний принимает подарки - кто фасоль принесет, кто печенье - все в хозяйстве пригодится. Утверждает, что человеку для жизни, полной позитивных впечатлений и полезных занятий, требуется совсем немного ресурсов. Чтобы построить землянку нужно несколько недель и немного стройматериалов из леса, а гаджеты заряжать помогают солнечные панели, выдающие 300 ватт в час.


Юрий сейчас не просто отшельник, а медийная персона с каналом на YouTube, делится лайфхаками профессионального дауншифтера и не скрывает своих оппозиционных политических взглядов.

Когда природа и приключения привлекают, а люди отталкивают

Есть среди дауншифтеров радикалы, выбирающие такие места обитания, которые жители окрестностей считают непригодными или чрезвычайно опасными. В число таких входит Михаил Фоменко - . Он не смог преодолеть жажду странствий и приключений в условиях дикой природы, даже после принудительного лечения в психиатрической клинике и реального риска погибнуть в ходе преодоления пролива Торреса на каноэ.


Этот выносливый и ловкий человек прожил в австралийских джунглях более полувека - без связи с внешним миром, друзей и семьи, без политических убеждений и гражданской позиции. Спортивные таланты Михаила отметили еще в школьные годы, когда он установил 7 новых рекордов и был признан одним из лучших атлетов Сиднея. А вот в коллективе Михаил чувствовал себя всегда чужим, поэтому предпочел жизнь в джунглях общественной. В глухих тропиках Австралии он сражался с крокодилами, преодолевал огромные расстояния, лечился природными средствами и физическими упражнениями, не зная лучшей жизни для себя.

Лишь в 85 лет Михаил Фоменко почувствовал, что у него нет сил, чтобы оставаться вне цивилизации, и поселился в доме для престарелых.

Террор в защиту природы. Как отшельник стал серийным убийцей


Американский преподаватель математики Теодор Качинский из Калифорнии (Университет Беркли) перебрался в хижину, так как считал индустриализацию и технологический прогресс процессами губительными для природы. Этот человек с детства отличался чрезвычайно высоким интеллектом, особенно легко ему давалась математика. Закончив школу экстерном в 16-летнем возрасте, он был принят в Гарвардский университет.

После завершения образования Теодор Качинский стал самым молодым преподавателем в престижном учебном заведении. К удивлению окружающих без видимых причин и предпосылок Теодор Качинский прекращает преподавательскую деятельность и селится в уединении на территории гор штата Монтана. В действительности это был протест, направленный на потребительский образ жизни и технические инновации.

Теодор прожил в изоляции без электричества, средств связи, канализации около 6 лет перед тем, как начал деятельность по защите природы.

Ученый создавал бомбы из подручных средств и отправлял в научные центры и университеты страны. Так Качинский пытался остановить прогресс. Взрывные устройства Качинского попали в Мичиганский, Йельский университеты, на борт самолета авиакомпании American Airlines, в компьютерные магазины, в кабинеты ученых и чиновников. Всего насчитывается 16 террактов, 3 погибших, 23 раненых за 25 лет жизни вне цивилизации.


Радикальный защитник природы был арестован в 1996 году, его приговорили к 4 пожизненным заключениям, но была перспектива и смертной казни. Сейчас он отбывает наказание в тюрьме особо строгого режима в Колорадо без возможности досрочного освобождения.

Бывший наркоторговец ведет уединенную монашескую жизнь на скале

Максим Кавтарадзе живет в уединении в труднодоступном месте уже более 20 лет. Место, где поселился отшельник, называется Столп Кацхи - это 40-метровая скала в Имеретии (Западная Грузия).


Прежде здесь были руины храма, но благодаря подвижничеству монаха построена действующая церковь - Максима Исповедника.

Решение о такой жизни он принял, покинув тюрьму. Молодость Максима была далекой от праведной. Злоупотребление алкоголем, реализация наркотиков привели молодого человека в тюрьму. Когда срок наказания закончился, Максим устроился работать крановщиком, но вскоре почувствовал, что хочет служить Богу. Считает, что высота приближает его к Всевышнему.

Несколько десятилетий назад мир узнал и про последнюю из рода отшельников Лыковых. Многие и сегодня в недоумении, почему Агафья отказывается переезжать из тайги к людям[ /GO].

Современный мир меняется очень быстро, однако взгляды людей на стремительный прогресс значительно различаются. Одних восхищают инновации и развитие, другие видят в них угрозу истинным ценностям и собственному будущему. Технологии, интернет, социальные сети, непрерывные потоки информации, шум больших городов – атрибуты сегодняшней жизни, которые становятся привычными для большинства, все чаще вызывают неприятие у людей, считающих подобные явления губительными для себя и своих близких. Многие готовы отказаться от комфорта и всех благ цивилизации, чтобы уйти от привычной суеты и не следовать сложившимся правилам. Ради этого они готовы на риск, смелые перемены и жизнь в самых невероятных условиях.

Возвращение к природе

Быстрый ритм современной жизни, информационный избыток, проблемы экологии и постоянный стресс делают все более привлекательной уединенную жизнь на природе. Многие люди, уставшие от напряжения, массовой культуры и преобладания материальных ценностей, решают переселиться в маленькие деревни, находящиеся далеко от городов, организуют экодеревни или даже уходят в леса и тайгу, следуя примеру знаменитой сибирской отшельницы Агафьи Лыковой, которая долгие годы избегала цивилизации. По всему миру сторонники возвращения к истокам отказываются от привычных условий и выбирают жизнь в согласии с природой. Например, в Испании есть небольшая ферма El Pardal, расположенная среди лесов и озер. Её хозяева и гости ведут хозяйство, выращивают овощи и фрукты, используют солнечную энергию и наслаждаются простой и гармоничной жизнью на свежем воздухе вдали от других поселений.

Город свободы

Желание жить по своим правилам и уйти от общепринятых норм приводит многих искателей приключений в Слэб-сити – небольшое поселение, известное как «последнее свободное место в Америке». На первый взгляд может показаться, что в этом «городе трейлеров» живут отшельники и бродяги, которым просто некуда идти, однако большинство из них остаются здесь ради своих идей и никогда не откажутся от подобного образа жизни, несмотря на суровые условия американской пустыни. В Слэб-сити нет электричества, канализации и водопровода, однако люди, называющие это место домом, не жалуются на их отсутствие: они променяли все блага цивилизации на безграничную свободу, которую смогли обрести в этом уединенном уголке мира.

Покорение вершин

К попыткам отгородиться от современного мира приводят не только желание гармоничной спокойной жизни или поиск свободы, но и стремление сохранить знания и опыт предков. Для людей, поколениями выживающих в горах американских штатов Арканзас, Северная Каролина, Монтана и Аляска, потеря связи с собственными корнями куда страшнее, чем отсутствие коммуникации с другими людьми. О смельчаках, которые ежедневно борются с суровыми условиями, телеканал HISTORY снял документальный сериал «Мужчины в горах». Пока мир технологий разрастается, затрагивая все новые территории, эти люди продолжают беречь свой уклад, несмотря на опасность и постоянный риск. Они охотятся, противостоят хищникам и спасаются от холода безжалостной горной зимой, не интересуясь прогрессом. Их удивительная жизнь в условиях дикой природы во всех подробностях показана в сериале «Мужчины в горах», который выходит на телеканале HISTORY по средам в 21:00.

Полная изоляция

Крайняя степень изоляции от современного общества – намеренное переселение на необитаемый остров, затерянный в океане. Сложно поверить, что кто-то захочет добровольно перебраться в дикие условия, где нет ни души, а природа таит множество неожиданных опасностей, однако существует несколько примеров подобных побегов от цивилизации. Например, Брендон Гримшоу более сорока лет прожил на острове Муайен в Индийском Океане. Он заботился о местной природе, спас исчезающий вид черепах, высадил тысячи деревьев и привлек на остров множество редких птиц. В итоге, благодаря его стараниям, остров приобрел звание Национального парка. А японский отшельник Масафуми Нагасаки в 1992 году бросил привычную жизнь и поселился на острове Сотопанари в Тихом океане, решив встретить старость в необычных условиях и отказавшись от общественных правил и норм.

Жизнь вне политики и религии

Отказ от общепринятых ценностей и социальных условностей может принимать по-настоящему серьезные масштабы. Так с 1968 года под эгидой ЮНЕСКО на юге Индии развивается город Ауровиль, ставший экспериментом по созданию интернационального общества без политических и религиозных предпочтений. В «городе рассвета» живут люди, стремящихся к гармонии, поддержке друг друга и отсутствию разногласий. Их главными ценностями являются единство, свобода, духовный рост и совершенствование мира. Для многих Ауровиль кажется недостижимой утопией, однако уже для более двух тысяч людей это место стало домом, где они нашли единомышленников и возможности для реализации свои идей.

Бросить все - квартиру, работу - и уехать в глушь, в деревню. Жить ради себя, любимого. Отказаться от бесконечной гонки накопления капитала и материальных благ. Просто жить, ведь, по сути, человеку для счастья не так уж и много нужно. Эта философия, называемая режущим слух словом “дауншифтинг”, набирает все большую популярность по всему миру. После “пионерских” Австралии, США и Великобритании, где сегодня около 30 процентов людей уже сделали “откат” к обычному человеческому счастью, волна “отказа от чужих целей” готова захлестнуть и нашу страну. Первые адепты “новой веры” у нас уже появились. Но так ли хороша практика, как рисует ее теория жизни в деревне?

Менеджеры любят тишину

Кирилл Забавин с супругой Аленой второй год живут в богом забытой деревушке Фольварки на дюжину домов. В Островецкий район они переехали из Минска, оставив там двухкомнатную квартиру и престижные рабочие места. Алена была нарасхват со своим талантом продаж техники. Кирилл занимался разработкой сайтов, вел крупные международные проекты в сфере ИT-технологий. Сегодня они встречают меня на пороге маленького бревенчатого домика. На руках у Алены семимесячный Михаил. Он уже полноценный сельский житель.

История ухода от благ цивилизации у семьи стандартная. Алена, сутками пропадающая на работе, эмоционально выгорела. В один момент пришло осознание: так больше продолжаться не может, если не сменить обстановку, не вырваться из улья мегаполиса, можно дождаться нервного срыва со всеми вытекающими последствиями.

Кирилла же однажды на картофельных работах у родственников посетила похожая мысль: “Если бы всю жизнь копал свой собственный огород, давно стал бы преуспевающим фермером”. В результате семья вооружилась картой и поехала колесить по стране в поисках “тихой гавани”, обязательно возле речки. Нашли такую в Фольварках, за 200 километров от дома. Официальный переезд осуществился в марте прошлого года.

Большинство людей считает, что переезд в деревню - это шаг назад. Я с этим не согласен, - говорит Кирилл, закрывая ноутбук. - Водопровод и канализацию в дом провели за 1000 долларов. Тем самым все преимущества городского жилья перед сельским свели на нет. Хотя можно было бы и к колодцу за водой ходить - руки не отвалятся.

Безвылазно в деревне семья живет уже полтора года. Может подвести промежуточные итоги. Кирилл избавился от неприязни к людям с их перфораторами за стенкой, пьянками в подъезде и цоканьем каблуков на лестнице в три часа ночи. Алена уже в состоянии спокойно реагировать на телефонные звонки.

Пара соток на еду

Получается, дауншифтинг действительно можно приравнять к лечению? В некоторых случаях - да. Однако люди бегут из городов по разным причинам. Например, в Великобритании беглецы стремятся “соскочить” с “химических” продуктов питания. Становятся адептами борьбы с мусором, употребления органических продуктов, экономии энергии. Австралийцы просто стремятся сменить место работы и проживания. В России дауншифтинг воспринимается как переселение на менее развитые, но более комфортные по некоторым параметрам территории.

Есть много дауншифтеров, у которых, как и у семьи Забавиных, в городах осталось жилье. Сдавая в аренду оставшуюся в городе квартиру, в принципе, можно жить на периферии, даже нигде постоянно не работая. Еще одна причина переселения - лень в совокупности с недальновидностью. Продав жилье, человек несколько лет живет на вырученные деньги, ни в чем себе не отказывая. Наконец, есть и некое подобие секты (без эмоционального окрашивания) приверженцев простой жизни, единения с природой, которое, по их мнению, только и возможно вдали от бетонных джунглей.

У Михаила с Еленой Юревич своя история. Они оставили родные Барановичи и перебрались в Кореличский район. “Здесь хорошие леса, сам я заядлый охотник. А еще большой любитель пчел. Завел пасеку в 50 домиков, мед сбываю знакомым. А официально работаю сторожем на местном предприятии”.

В деревне Горная Рута уже семь лет живут Никита и Наталья Цеханович. Глава семьи в прошлом преуспевающий бизнесмен, а сегодня классный печник. Они, пожалуй, классические представители философии дауншифтинга. До переезда с Горную Руту жили в самом известном в нашей стране экопоселке Росы Воложинского района.

Но, как бы то ни было, рано или поздно переселенцы с любым мировоззрением сталкиваются с реалиями жизни. Оказывается, свежим воздухом, ярким солнцем и пением птиц сыт не будешь. В глуши нужно чем-то заниматься. Растить огород. Содержать корову, кур. Работать на местном предприятии. Во-первых, нужен какой-то, хотя бы минимальный, доход. Во-вторых, жизнь в деревне без дела - верная дорога к смертельной скуке и, как правило, пьянству. Это реалии.

Не в деньгах счастье, а в возможности их потратить

Кирилл Забавин утверждает, что в деревне много денег, по сути, не нужно. Здесь их попросту некуда тратить. Вспоминает свой эксперимент из той, прошлой жизни. Взялся записывать все расходы и выяснил, что треть зарплаты тратил на кофе, фастфуд, ненужные вещи.

Много лет назад знакомый Кирилла из деревни сказал: “На земле не разбогатеешь, но и голодным не останешься”. Эти слова запомнились. Теперь в планах семейства доказать или опровергнуть их на личном опыте. Именно поэтому Алена не стремится устраиваться на работу - в ближайший магазин продавцом или на почту. Молодая женщина говорит, что постарается эти же 300-400 рублей “выжать” из собственной земли, работая на себя. В планах у нее разведение кроликов. Опытный менеджер по продажам уже изучила спрос на диетическое мясо. Дело может стать перспективным даже в рамках одного района. Кирилл же просто “снизил обороты”. Продолжает работать в сфере высоких технологий удаленно, но берет минимальную нагрузку. Доход раза в три меньше, но его с лихвой хватает.

С Кириллом, Аленой и Мишкой на руках мы обходим владения супружеской четы. На старых яблонях появились скворечники. Фасад дома прирастает модной обшивкой. В сарае построены крольчатники. В курятнике подготовлены насесты для несушек. На первый взгляд идиллия. На практике не совсем так. Вход в скворечник оказался слишком маленьким для птиц. Первых пять породистых кроликов выкосила эпидемия. Первые куры успели принести буквально пару оранжевых яиц, а потом объявилась лиса. Перед тем как продолжать ремонт дома, потребовалась замена части стен и реконструкция печки. А еще уже ближайшей весной светит тяжелая работа на участке.

Пока что ребята выглядят авантюристами. Этакими туристами, которые решили окунуться в кантри-стайл. Многие на выходные отправляются в агроусадьбу, дегустируют самогон, пробуют подоить корову и намолоть горсть муки с помощью тяжелых жерновов. Эти поступили оригинальнее и такую агроусадьбу просто купили по сходной цене. Надолго ли их хватит?

Насильно сельчанином не станешь

Заместитель генерального директора Научно-практического центра по земледелию НАН, доктор сельскохозяйственных наук Эрома Урбан полагает, что применительно к нашей стране развитие дауншифтинга - дело вполне объяснимое и даже предсказуемое. Наша страна небольшая, и у многих были (или остаются) связи с деревней:

Давайте оценим самый большой и развитый город страны - столицу. Около 70 процентов его жителей - выходцы из села. И горожане регулярно ездят проведать родственников. Мы не настолько оторваны от земли, чтобы оказаться на ней полностью беспомощными.


При наличии удаленной работы можно жить хоть на краю света.
Был бы интернет.


Иное дело, что к хорошему привыкаешь быстро. При переселении в провинцию часть этого хорошего безвозвратно теряется. Можно сделать из развалюхи-дома “конфетку”, снабдить его всеми мыслимыми и немыслимыми коммуникациями. Но вот при выходе из этого убежища, а выходить волей или неволей придется каждый день, вся романтика обязательно разобьется о реальность:

Город чем хорош? С работы пришел, обул тапочки, включил телевизор - и все. В деревне же нужно постоянно что-то делать. Хотя бы для того, чтобы перед соседями не стыдно было. Пара грядок. Фруктовый сад. Весенняя страда. Осенняя уборка. Чтобы не было как в басне про стрекозу и муравья.

- Может ли человек неподготовленный переехать в деревню и зарабатывать на своей земле, кормить себя и семью?

Теоретически 2-3 сотки земли на каждого человека хватит, чтобы получить пропитание на весь год. Но для этого нужно упорно трудиться, так, что и пение птиц не услышишь. Кто-то один раз вылечил насморк, но это вовсе не означает, что он хороший врач. Иной посадил куст картошки, но считать себя выдающимся агрономом права не имеет. Чтобы жить с земли, нужно иметь не только специальные знания, быть не только трудолюбивым. Нужно отличаться определенным складом характера. Двое моих знакомых примерно в одно и то же время решили стать фермерами. Взяли в аренду примерно одинаковые площади земель. Имели схожий стартовый капитал и багаж знаний. Сегодня один из них ворочает миллионами. Второй полностью прогорел и бросил земледелие.

Получается, планы по выращиванию экологически чистой продукции, прибыльному и в то же время необременительному животноводству, которыми грезят многие дауншифтеры, - почти всегда фикция?

Абсолютно верно. Если себя прокормить с земли еще кое-как получится, то заработать на другие нужды не так просто. Выращенная продукция стоит дешево. На одних дачников в качестве клиентов рассчитывать нельзя - сегодня они есть, а завтра уехали. Или просто отказались от молока, мяса.

- Дауншифтеры утверждают, что именно за ними будущее села. Так ли это на самом деле?

Смотря что понимать под будущим. Если цель - сохранить название деревни на карте страны, тогда да, это будущее есть, ведь деревня не умирает, пока ее не покидает последний житель. Если говорить о селе как о гармоничном организме со своей инфраструктурой, экономическими связями - дауншифтеры здесь больше похожи на туристов, дачников. Ведь подавляющее большинство из них зарабатывает деньги посредством удаленной работы, через интернет. Чтобы деревня ожила, в ней нужно работать. На ферме, трактористом, в поле. К сожалению, такой импульс развитию деревни дауншифтеры дать не в состоянии. Правда, мне видится один перспективный вариант - создание силами таких переселенцев на базе сел неких туристических объектов.

Программное переселение

Понимая всю серьезность сложившейся ситуации, государство начало оказывать всяческую поддержку тем, кто желает уехать “на целину”, перебраться из города в деревню и жить по тамошним законам. Только отдача такой помощи установлена четкая: не только жить, но и работать здесь же, в районе.

Заместитель начальника отдела организации работы государственной службы занятости населения и альтернативной службы Минтруда и соцзащиты Юлия Давиденко рассказала, что в стране существует механизм по переселению из городов на периферию. Речь в данном случае идет о тех гражданах, кто по каким-то причинам лишился работы и средств к существованию и ради хлеба насущного готов “сняться с якоря” и устремиться в неизвестность. Впрочем, неизвестность эта более чем прозрачная. Безработные, переезжающие на новое место жительства, за счет средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения могут рассчитывать на единовременную выплату в размере семикратной величины бюджета прожиточного минимума. А при переселении из города в самую что ни на есть деревню эта сумма автоматически увеличивается еще на два прожиточных минимума. Разумеется, компенсируются и затраты на переезд. А на новом месте уже ждет подписания трудовой договор или контракт.

Нельзя не признать, что программа принята не для галочки, а реально работает, отметила Юлия Давиденко:

Например, за прошлый год органы по труду, занятости и социальной защите помогли найти работу и переселиться в сельскую местность 168 семьям безработных (всего 289 человек). Причем 18 семей по селам разъехались из крупных городов, таких как Гомель, Могилев, Витебск, Гродно, Бобруйск, Барановичи. За январь - сентябрь текущего года решили с государственной помощью сменить город на деревню еще 122 семьи (280 человек).

Такие миграционные процессы, судя по всему, обещают из года в год становиться все более интенсивными. Плюсы их очевидны. Они не только помогают отдельно взятым гражданам вновь обрести работу и средства к существованию. Именно благодаря этим людям, пожелавшим работать на земле, деревня в ее классическом понимании и может оживиться. Тем более что средний возраст переселенцев - 33-34 года, у них вся жизнь впереди. Наверное, именно таких и стоит называть дауншифтерами в наших реалиях. Тех, кто бросил родное гнездо и отправился в деревню за лучшей долей.

Что же касается тех, кто гордо пытается пропагандировать “свободу от чужого мнения”, то вряд ли на них можно ориентироваться как на восстановителей деревни. Да, есть среди них люди, на самом деле нашедшие себя на новом месте. Кто-то развел коз и продает полезные молоко и сыр. У другого на подворье шикарная пасека, а за медом выстраивается очередь из друзей и знакомых. Еще одна знакомая семья завела лошадей, скоро начнет оказывать услуги по конным прогулкам. Но все они без исключения продолжают работать удаленно - в сфере высоких технологий, копирайтинга и так далее.

Поселок - своеобразная коммуна, способная функционировать и гармонично развиваться лишь общими усилиями всех ее членов. Система же отдельных, обособленных хуторов, в которую дауншифтеры волей или неволей превращают деревню, жить не может...

Подписывая командировочное удостоверение в стареньком здании Освейского сельсовета Островецкого района, я разговорился с его работниками. Они хорошо знают семью Забавиных. Те сразу после переезда развили бурную деятельность: писали письма о восстановлении дороги, организовывали уборку мусора на берегах реки. Да и просто советовались с местными властями по многим бытовым вопросам. “Не знаем, задержатся ли у нас эти горожане. На первый взгляд, они совсем не приспособлены к сельской жизни. Может быть, уедут через пару месяцев. А вдруг останутся, акклиматизируются? Время покажет”.

Когда прощались с Кириллом на пороге его “тихой гавани”, он сказал, что приехал в Фольварки надолго, скорее всего, на всю жизнь. Надеется, что удастся стать селянином. Но получится ли при таких планах остаться программистом?

За и против

Наталья Поречина, координатор проекта “Предотвращение загрязнения природных водоемов и содействие развитию органического сельского хозяйства Центра экологических решений”:

- Сегодня те, кто смотрит на переселенцев в глушь как на белых ворон и пророчит деревне скорое исчезновение, глубоко заблуждаются. История стран ЕС, США, Японии, которые являются технически наиболее развитыми, показывает: люди неизменно поворачиваются назад, к природе. Там бегством из города в село никого не удивишь. Дело в том, что на Западе все большую популярность завоевывает органическое хозяйство, выращивание экологически чистой продукции. И сегодня это самый быстроразвивающийся сегмент рынка продовольствия, ежегодный прирост которого достигает 10 процентов по росту ассортимента, продаж и в денежном выражении.

В последние годы в разы участились случаи аллергических заболеваний, связанных с употреблением перенасыщенных химическими добавками продуктов питания. И люди волей или неволей вынуждены пересматривать свои привычки, обращать внимание на здоровую продукцию. А в условиях города, в окружении промышленных предприятий, вырастить ее невозможно. Поэтому я нисколько не сомневаюсь, что адептов простой жизни в деревне будет становиться все больше.

Дмитрий Бибиков, сооснователь Минской урбанистической платформы, магистр градостроительства:

- Думаю, не только у нашей деревни, но даже у малых городов едва ли большое будущее. Связано это не только с мировыми тенденциями урбанизации и развития в первую очередь крупнейших агломераций. Проблемой периферийных поселений является в первую очередь крайне малая плотность населения. Надо понимать, что даже в среднем у нас в стране она ниже, чем в Украине, в разы меньше, чем в Польше и тем более в Западной Европе.

Надеяться на то, что люди останутся в деревнях и малых городах, - напрасное дело. В будущем продолжится тренд на депопуляцию деревни и ее старение. Возможно, будущее за хуторами, агротуристическими комплексами и даже какими-то сельскими “колониями” уставших от суеты и шума горожан. Но население таких мест будет минимальным и постоянной работы там не будет.

Я думаю, что судьба деревни и малых городов решается в Минске и других крупных городах страны, которые способны дать гражданам страны достойный уровень жизни.

Блицопрос

Готовы ли вы переехать в деревню?

Сергей Толстиков, актер Нового драматического театра:

- Мне кажется, дауншифтинг - это какое-то упрощение сложной, в общем-то, темы человеческого выбора. Вот появилось красивое слово, и все его теперь используют. Я сам живу около Стиклево, лес у меня в 20 метрах от окна, природа рядом. Так что отказываться от особых благ ради нее мне не нужно. Отшельничество, честно говоря, это не мое. Но мне кажется, каждый сам волен решать, нужен ему социум или нет. Мне нужен. Это мой театр, моя работа, мой зритель. Каждый человек, что бы он ни говорил, всегда будет искать место, где ему будет лучше.

Евгений Ершов, продюсер концертного агентства “Альфа-концерт”:

- Знаете, я сам пенсионер, поэтому к дауншифтерам отношусь с большим пониманием. Есть время разбрасывать камни и есть время их собирать. Свой бизнес, который уже давно превратился в любовь, конечно, ни в какую деревню я перенести не смог бы, я могу реализовывать его только в большом городе. Но, конечно, сейчас появляется больше возможностей - можно взять кредит, открыть свою усадьбу для отдыха в деревне и зарабатывать. Это кому что ближе.


Лариса Калиновская, специалист по маркетингу Национального академического драматического театра им. М. Горького:

- Я жила в деревне только летом, когда была школьницей, потом студенткой. Да, мозги там прочищаются. Особенно если читать классику у реки. Не зря тургеневские барышни проводили время в беседке с книжкой. Если меня мой театр окончательно разочарует, я готова уехать. Но все же не в глухую деревню, а туда, где есть горы и река или море.

В 2010 году французский фотограф Антуан Брюи начал свое длительное путешествие по Европе, без конкретной цели и маршрута. В своих странствиях он встречался с людьми, навсегда оставившими городскую жизнь ради одинокого, почти полностью изолированного существования, которое они находят гораздо более привлекательным

1. За последние тридцать лет в Европе появилась невиданная прежде тенденция: многие вполне благополучные европейцы покинули города и направились в малонаселенные районы, такие как горы Сьерра де Касорла в Испании, французские Пиренеи, отдельные незаселенные районы Швейцарии. Брюи стал встречаться с этими людьми, присоединившись в качестве волонтера к WWOOF - организации, осуществляющей ряд международных программ агротуризма, позволяющих совместить туризм с работой в органическом сельском хозяйстве.

2. Эта «усадьба» во французских Пиренеях принадлежит гражданину Германии, переехавшему сюда вместе со своей семьей двадцать пять лет назад. С тех пор он перестроил свою лачугу в абсолютно полноценный дом, обеспеченный всем необходимым для жизни. В доме отсутствует электрическое оборудование, но солнечные батареи дают достаточно энергии для его освещения.

3. Хотя впоследствии семья оставила его, этот немец продолжает жить здесь вместе с четырьмя другими людьми. Кроме того, они предоставляют временный приют еще приблизительно для двадцати странников.


4. Дом этого мальчика, точнее говоря, хижина, где он живет со своим отцом, находится неподалеку в Пиренеях. Они также ведут изолированный образ жизни в хижине, обходясь без электричества.


5. На фотографии - подсобное жилье, расположенное на той же усадьбе в Пиренеях. Оно кажется маленьким, но это только на первый взгляд. На самом деле этот вигвам - около девяти метров высотой. В нем странствующие волонтеры останавливаются в летние месяцы.

6. Этот человек постоянно живет в таком доме в течение двух последних лет.


7. Интерьер одной из подобных хижин во французских Пиренеях. Брюи нашел здесь пристанище и провел в одиночестве около трех месяцев.


8. На фотографии - человек, занимающийся вместе с женой разведением коз и овец в провинции Ардеш на юге Франции. Сейчас он занят лечением овцы, которую искусала его собака.


9. Это пастух-кочевник из Германии, путешествующий от фермы к ферме по территории Германии, Австрии и Швейцарии. Он «нанимается» к хозяевам усадеб в помощь для выпаса коров и овец.


10. Владелица этой "усадьбы” - англичанка. Двадцать лет назад ее, путешествующую на велосипеде, сбил автомобиль. Продав свое тогдашнее жилье, она приобрела участок земли в Испании и начала своими руками строить на нем усадьбу. На фотографии - экологически безопасный самодельный био-туалет.

11. На этой ферме в Испании живут три семьи, занимающиеся разведением фруктов и овощей в общественном саду. Земля принадлежит одному веб-дизайнеру, который половину своего времени занимается разработкой интернет-сайтов, а вторую проводит в своем «загородном имении».

12. Эта женщина вместе с мужем покинула Германию двадцать лет назад и отправилась в незаселенный район Швейцарии - прочь от шумной и суетной городской жизни. Теперь они вполне обеспечивают свое существование, производя всю необходимую пищу самостоятельно. До переезда в Швейцарию она была профессором и занималась вопросами литературы и философии.

13. Ее муж, прежде чем отказаться от городского образа жизни, был инженером. Большинство людей, с которыми общался Антуан Брюи, говорили ему, что покинули город по собственной воле, считая такое решение разумным и необходимым. «Многие говорили мне, что не видят никакого смысла в городской жизни. Другие рассказывали, что просто физически больше не могли ее выносить», сообщил фотограф.

Люди, о которых пойдёт речь в этой статье, умудряются игнорировать цивилизованный мир и жить так, будто на целом свете кроме них никогда никого и не было…

Племя сентинельцев обосновалось на Северном Сентинельском острове, который номинально является частью Индии. Этот народ принято называть так же, как и остров, потому что никто понятия не имеет, как эти люди именуют сами себя. По правде говоря, ничего другого про них тоже толком не известно. После того, как в 2004 году на остров обрушилось страшнейшее цунами, туда отправили несколько вертолётов, чтобы пофотографировать, и убедиться, что остров по-прежнему обитаем.

Как они умудрились так долго избегать контактов с современной цивилизацией?

Это объясняется очень просто. Взгляните на снимок, сделанный с вертолёта:


Остальные члены племени настроены также агрессивно. На контакт не идут, и чуть что – сразу хватаются за лук и стрелы.

В 2006 году лодку с двумя рыбаками отнесло течением на мелководье рядом с островом. Сентинельцы убили их и похоронили на берегу. Вертолёты определили место захоронения несчастных, но приземлиться не смогли, потому что при виде вертолёта местное население, как вы уже могли заметить, тут же «открыло огонь». Несмотря на то, что туземцы, очевидно, не имеют никакого представления, что такое вертолёт, они упорно пытались достать непонятную гигантскую железную птицу своими стрелами. Ну не любят они гостей и всё тут.

Полиция, которая по идее должна бы поехать и забрать тела несчастных рыбаков, наотрез отказывается это делать, заявляя, что как только они приблизятся к острову, их тут же закидают отравленными дротиками и стрелами – что, в общем, можно считать уважительной причиной.

Даже наши предки, которые были поотважней нас с вами, считали, что связываться с этими нелюдимами выйдет себе дороже: ещё Марко Поло описывал их как «самым жестоким и кровожадным народом, всегда готовым схватить и съесть любого, кто попадётся им в руки».

Другими словами, на протяжении сотен лет, когда весь мир был занят отвоёвыванием друг у друга земель, эти ребята заработали такую дурную репутацию, что отбили у разного рода завоевателей всякую охоту туда соваться. В конце концов, всё «прогрессивное человечество» решило оставить этих чокнутых каннибалов в покое.

2. Короваи

Это племя живёт в юго-восточном Папуа. Впервые о существовании других людей они узнали в 1970-х, когда их обнаружила группа археологов и миссионеров. В это время они ещё пользовались каменными орудиями и строили свои жилища на деревьях. Впрочем, с тех пор ничего у них, можно сказать, и не изменилось.

Всем гостям из цивилизованного мира короваи рассказывают, что если когда-нибудь хоть один из них изменит своим традициям, то вся Земля неминуемо погибнет от чудовищного землетрясения. Непонятно, либо это такая преданность традициям, либо просто способ отвязаться от умников с «большой Земли», которые вечно пытаются учить их жизни.

Как бы то ни было, сохраняться в прежнем состоянии у них получается просто превосходно. Миссионеры сунулись было пару раз со своим просветительством, но потом решили оставить их в покое. А вдруг, кто знает, с землетрясением всё-таки не совсем ерунда?

Короваи живут в такой непроходимой местности, буквально – за высокими горами и тёмными лесами, что даже их собственные деревни между собой практически не контактируют, что уж говорить про внешний мир. Когда в 2010 году племя решила навестить служба переписи, им пришлось две недели добираться пешком, потом на лодках от ближайших (а на самом деле очень даже отдалённых) деревень.

Короваи особенно не показывают виду, что не любят визитов извне. А для того, чтобы непрошеные гости поскорее убирались восвояси, они придумывают всякие хитрости. Кроме стращания ужасным-преужасным землетрясением, которое обязательно произойдёт, как только первый коровай оденет штаны, они любят пугать, рассказывая о своих кровожадных традициях.

Но самым изящным образом были одурачены австралийские ньюсмейкеры, которые сунулись к короваям в 2006-м году. Племя отрядило к назойливым чужеземцам мальчика, который рассказал репортёрам душераздирающую историю о том, как за ним гоняются каннибалы, и что на ближайшей трапезе он должен стать у племени главным блюдом.

После того, как история была записана на плёнку и съёмочная группа поспешно ретировалась, приехали следующие журналисты, для которых было устроено точно такое же представление со спасением «бедного мальчика».

Учёные, которые изучали племя, уверяют, что у этих людей просто всё в порядке с чувством юмора, что никаким каннибализмом тут не пахнет. Просто весёлые люди, которые живут на деревьях и обожают розыгрыши.

3. Самый одинокий человек на свете

Этот человек живёт в бразильском лесу в полной изоляции, по меньшей мере, пятнадцать лет. Он строит себе пальмовые хижины и роет в земле прямоугольные ямы в полтора метра глубиной. Зачем ему нужны эти ямы остаётся только гадать, потому что при любой попытке установить контакт, он бросает насиженное место и находит новое, чтобы построить точно такую же хижину и вырыть точно такую же яму. Никто в округе ничего подобного не строит, из чего учёные заключили, что это последний выживший представитель какого-то исчезнувшего племени.

Как ему удаётся так долго игнорировать современный мир?

В 1988 году новая конституция Бразилии даровала местным индейцам права на земли их исконных поселений. В теории идея казалась просто чудесной. А на практике… Когда по закону племена стало запрещено «принуждать к переселению» в другие места, их начали просто-напросто истреблять.

Видимо, именно эта участь и постигла соплеменников нашего героя: первая встреча с современным миром закончилась для него гибелью всех, кого он знал. Кто захочет идти на контакт с монстрами, которые придумали совершенные орудия для уничтожения ваших родных и близких?

4. Староверы

В 1978 году советские геологи, искавшие залежи железной руды в отдалённых уголках Сибири, наткнулись на бревенчатую хижину. Семья, которая там жила, о существовании цивилизации представления не имела, одевалась в рогожу и ела из самодельной посуды. При виде членов экспедиции, они пришли в ужас, и стали кричать что-то вроде «Это всё за наши грехи!»

Позже выяснилось, что семья Лыковых (так они себя называли) были не единственными сибирскими отшельниками. Похожая группа людей жила в тайге в полной изоляции, по крайней мере, до 1990 года.

Все эти люди оказались староверами. В XVII веке, во время раскола русской церкви, они сбежали от расправы и поселились вдали от внешнего мира. И жили так несколько веков. Сибирь слишком обширна и неприветлива – никому не пришло бы в голову прочёсывать её, чтобы найти пару десятков беглецов.

Агафья Лыкова, 2009

5. Племя Машко-Пиро


Люди из племени Машко-Пиро – полуголые и вообще похожие на переселенцев из доисторической эпохи, недавно начали появляться в районе одной из популярных у западных туристов перуанских рек. Раньше всякие попытки приблизиться к ним пресекались градом горящих стрел. Никто не знает, почему они вдруг сами решили обнаружить своё существование. По уверениям контактировавших с ними специалистов, пока их живейший интерес вызывают в основном, металлические горшки для приготовления пищи и ножи мачете.

Как им удалось так долго оставаться вдали от цивилизации?

Правительство Перу само попытались ограничить контакты с племенем и запретило туристам спускаться на берег вблизи мест обитания дикарей. Идея заключалась в том, чтобы оградить этих людей от назойливых антропологов и жадных дельцов, которые готовы делать деньги на чём угодно.

К сожалению, всё равно находились и находятся ушлые частные туристические компании, предлагающие клиентам «человеческое сафари».

6. Аборигены Пинтуби

В 1984 году небольшая группа людей из племени пинтуби встретилась в пустыне с белым человеком. В этом не было бы ничего необычного, если не принимать во внимание тот факт, что ни один человек из этого племени никогда раньше не видел ни одного белого человека, и что первые белые переселенцы появились в Австралии в 1788 году. Позже, один из пинтуби объяснил, что поначалу принял «розового человека» за злого духа. Первая встреча прошла не очень гладко, но потом аборигены смягчились, и решили что «розовые» могут быть даже полезны.

Им, что и говорить, крупно повезло найтись так поздно. Они пробродили по пустыням все те годы, когда легко было попасть в рабство или прямиком на тот свет, и встретились с западной культурой в аккурат тогда, когда она уже созрела чтобы покатать их на джипе и угостить кока-колой.

Как им удалось избегать встречи с цивилизацией так долго?

Тому есть две причины: 1) они кочевники и 2) кочуют они по пустыням Австралии, где вообще довольно сложно встретить человека.

Эту группу могли вообще никогда не обнаружить. Незадолго до первой встречи с белым человеком, пинтуби случайно встретились с «цивилизованными» аборигенами. К сожалению, внешний вид кочевников с набедренными повязками из человеческих волос и двухметровыми копьями был чересчур экзотическим даже для коренных австралийцев. Один из «цивилизованных» выстрелил в воздух и пинтуби сбежали.