Топи да болота основная мысль. Сергей Александрович Есенин

Самые проницательные и легкие стихотворные работы были написаны Сергеем Есениным в раннем периоде его творчества, когда большинство стихотворений поэт посвящал описанию пейзажей родного края и села. На тот момент автор еще не знал об ином существовании, он не имел ни малейшего представления о светской жизни, о городе, о столице. Поэтому, милые края казались ему самыми прекрасными.

К периоду раннего творчества Есенина относится стихотворная работа «Топи да болота». Перед читателем появляется яркое, сочное описание осени, которая торжествовала на тот момент в родном селе автора.

Стихотворение наполнено спокойствием. Мы наблюдаем за последними уборочными работами, которые проводятся в полях. Слышен скрип обоза. Он завершает сбор осеннего урожая.

Вчитываясь в строки стихотворения, я ощущаю, как Есенин мастерски передает читателю все увиденные события. Кроме того, поэт старается рассказать каждому из нас о тех запахах, которые преобладают в воздухе. Знойный аромат солнца постепенно переплетается с сыростью только скошенных полей и лугов. Закрывая глаза, автор сиюминутно окунался в самые милые и нежные воспоминания, связанные с детством, с самым лучшим временем в жизни каждого из нас.

Однако Есенин осознает, что с началом другой, городской жизни, все эти прекрасные моменты остаются лишь в памяти, забываются и растворяются в ежедневной суматохе. Грусть и тоска охватывает поэта. Автор находится в разногласиях с самим собой. Он сомневается, что сделал правильный выбор, став горожанином и забросив родные места. Ведь сердце поэта навсегда осталось в той непроходимой глуши, где ощущается аромат ягод и грибов. Только вот вернуться туда уже навряд ли получится, ведь выбор сделан!

Словно прощается с любимыми краями в строках своих пейзажных работ. И покоя нет его душе, ведь в яркой и светлой Москве не найти ему умиротворения. Там он чужак!

Сергей Александрович Есенин

Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.

Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.

По лугу со скрипом
Тянется обоз —
Суховатой липой
Пахнет от колес.

Слухают ракиты
Посвист ветряной…
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной!..

Пейзажную лирику Сергея Есенина можно разделить на два этапа. Первый из них приходится на 1914 - 1920 годы, когда молодой поэт пытается найти свой стиль изложения и понимает, что источником его вдохновения является родная природа. Однако в более поздних стихах Есенин все чаще и чаще критикует село, которое после жизни в столице кажется ему грязным, унылым, безрадостным и лишенным былого очарования. Поэтому неудивительно, что самые проникновенные, чистые и волнующие стихи, посвященные родным местам, Есенин пишет именно в первые годы пребывания в Москве. Он тоскует по селу Константиново, в котором прошло его детство, и с нежностью вспоминает все те мелочи, которые согревают его душу на чужбине.

К раннему периоду творчества поэта также относится стихотворение «Топи да болота», написанное в 1914 году и посвященное осени в родном селе, которую автор изображает очень ярко, красочно и непредвзято. «Синий пласт небес» в этом идиллическом пейзаже соседствует с «хвойной позолотой» осеннего леса, «теньканьем синиц» и «гомоном косарей» . Это - период спокойствия и умиротворения, когда в селах уже завершены полевые работы, и «по лугу со скрипом тянется обоз», который везет на гумно последний урожай.

Есенину удается передать не только скрип липовых колес телеги, но и запахи, витающие в прохладном осеннем воздухе , когда сырость смешивается с ароматом скошенных лугов, выжженных знойным летним солнцем, поспевающей в лесу брусники и первых грибов. Все эти запахи настолько дороги и близки поэту, что ему достаточно лишь закрыть глаза, чтобы мысленно перенестись в мир, который так дорог, близок и понятен ему с самого детства. Однако Есенин понимает, что теперь у него совсем другая жизнь, в которой нет места сельским забавам и развлечениям. Поэтому с некоторой грустью и тоской автор восклицает: «Край ты мой забытый, край ты мой родной».

Став горожанином, в душе Есенин по-прежнему остается сельским парнем, для которого нет более увлекательного занятия, чем пройтись по лесной тропинке или же вдохнуть аромат полевых цветов. Но поэт понимает, что к прошлой жизни вернуться ему уже вряд ли удастся, так как он сделал свой жизненный выбор. Но, прощаясь в стихах с родными местами и сохраняя в памяти их удивительную красоту, Есенин до конца не уверен в том, действительно ли правильно он поступил, променяв сельскую глушь, где навсегда оставил свое сердце, на блеск и суету шумной Москвы, в которой он чувствует себя чужим и неприкаянным.

С.А. Есенин называл себя «последним поэтом деревни». Он любил русскую деревню, сельский труд, природу. Природа была для поэта стимулом творчества, поэтому большинство лирических произведений Сергея Александровича посвящены родному краю, прекрасным русским просторам.

Главная тема стихотворения «Топи да болота» – любовь к родному краю. Поэт называл своей малой родиной село Константиново, где он родился и вырос, где прошли юношеские годы, где произошло взросление и становление будущего поэта России. Ключевыми словами этого произведения можно назвать последние строки, которые обобщили созданную Есениным художественную картину:

Край ты мой забытый,

Край ты мой родной!

Поэт описывает природу средней полосы России: топи да болота, синее небо, хвойный зеленый лес. Природа полна жизни, гармонична, и лирический герой упивается открывающимся перед ним пейзажем. Чтобы передать восторг лирического героя, автор использует метафоры, олицетворения: «синий плат небес», «хвойной позолотой», «меж лесных кудрей», «темным елям снится», «посвист ветряной». Стихотворение богато образными народными выражениями, которые делают лирическое произведение максимально понятным читателю: «плат небес», «тенькает синица», «гомон косарей», «слухают ракиты». Читатель слышит, как «хвойной позолотой взвенивает лес», «по лугу со скрипом тянется обоз», «посвист ветряной»; видит топи, болота, синее небо над головой, небольшой обоз; чувствует запах хвои, как «суховатой липой пахнет от колес». Родная сторона прекрасна, и хотя нет здесь у поэта описания бескрайних просторов, огромных морей, непроходимых лесов, зато есть самое дорогое – приметы родного края.

(2 вариант)

Именно в творчестве С.А. Есенина с такой силой звучит тема «малой» Родины, родной Рязани, села Константинова, подарившего нам «российского скандального пиита». Но для всех, кто любит стихи Сергея Есенина, край, который он воспел в своем творчестве, – Русь.

Топи да болота,

Синий плат небес.

Хвойной позолотой

Взвенивает лес.

Русь Есенина сказочная, как на картинах Васнецова. Перед нами как бы три пространства, три основных цвета, создающих фон описываемой картины: зеленый со всеми его оттенками, полутонами, от темно-зеленого до ярко-изумрудного – земля, трава, болота; освещенные солнцем ели под ветром «взвенивают» позолотой; над всем этим буйством зелени и золота синее небо, как платком покрывающее землю.

Представим себе эту женщину по имени Русь, одетую в темную юбку с вышитыми по подолу кустиками, веточками, лесными ягодами… Она принарядилась: кофта ее таинственно поблескивает. Голова покрыта ярким синим платом, так идущим к ее голубым глазам. Природа под волшебным прикосновением поэта оживает, встряхивает «лесными кудрями». Она еще не проснулась, только пробуждается на рассвете, но и во сне темным елям у луга снится гомон косарей.

Человек и природа настолько тесно переплелись, что грань «природного» и «человеческого» неощутима: небо сравнивается с платком, ветви деревьев – с кудрями, колеса едущего по лугу обоза пахнут липой, из которой были сделаны.

Все полно звуков и запахов: лес «взвенивает», синица «тенькает», косари во сне елей «гомонят», обоз тянется «со скрипом», ракиты прислушиваются к посвисту ветра. Способностью слышать, видеть не только явь, но и сны, переговариваться друг с другом, наделено в стихотворении Есенина все живое и неживое.

Край ты мой забытый,

Край ты мой родной!..

Родной – да, конечно, но забытый ли? Человек, который с такой любовью описывает свой край, не забыл его, он сохранил землю родную в памяти и заставил ее увидеть, услышать и даже как бы почувствовать, ощутить читателей.

Другие работы по теме:

Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким “Русь”. С. Есенин Имя Сергея Александровича Есенина хорошо известно в нашей стране. Его лирика никого не оставляет равнодушным, Она проникнута горячей любовью к Родине, русской природе. Поэт признается: “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине.

Мое любимое стихотворение. Сергея Есенина Не жалею не зову не плачу где поэт затронул вечную самую тяжелую для человека тему тему старости. Мы когда нибудь все станем бабушками и дедушками для нас наступит время когда уже не будет мо Мое любимое стихотворение.

Любовь к родному краю меня томила мучила и жгла. С. ЕсенинМоя лирика жива одной большой любовью любовью к родине. Чувство родины основное в моем творчестве говорил о себе. Сергей Есенин. Читая его стихи мы убеждаемся в этом в Край ты мой заброшенный.

М. Горький назвал С. Есенина великим национальным поэтом. Какой чистый и какой русский поэт так определил М. Горький самобытность С. Есенина. В лирике поэта нашли отражение образы родной природы черты национального характера.

Лирика замечательного русского поэта С. А. Есенина притягивает своей удивительной душевностью любовью к жизни к родине ко всему живому. Наиболее ярко все эти качества выражены в стихотворениях посвященных природе.

«Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины - основное моем творчестве». - говорил С. Есенин. Тема стихотворения С.А. Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая…» - любовь поэта к родине, что традиционно для его поэзии.

Художественно-выразительные средства делают поэтическое произведение ярким, неповторимым, образным. В своих стихотворениях С.А. Есенин использует метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения. Особая роль в лирике поэта отведена эпитету.

Сложная политическая ситуация в стране в начале ХХ века, Октябрьский переворот, гражданская война повлияли на людей, происходит формирование новых ценностей, по-новому переосмысливаются старые понятия и ценности.

Тончайший лирик, певец русской природы, большой мастер стиха Сергей Есенин занимает особое место в литературе. Его емкие и ошеломляющие свежие художественные описания - всегда настоящее открытие для читателя.

У А.С. Пушкина и С.А. Есенина исходным материалом для их произведений послужило одно историческое событиеПугачевское восстание. Но оба автора и восстание, и героя воспринимают по-разному. Конечно, различны жанры произведений: у А.С. Пушкина это исторический роман, а у С.А. Есенина – драматическая поэма.

Стихотворение Есенина Отговорила роща золотая Полтора десятилетия, что творил С.Есенин, были одной из самых сложных эпох в русской истории. Бурные события, происходившие в стране, отразились на каждом человеке, а особенно сильно на судье гениев, наделенных сверхчувствительностью. Вместе с изменением обстановки менялось мировоззрение Есенина.

Поэтическое произведения С.А. Есенина отражают трагическое мироощущение начала ХХ века. Сложная социальная ситуация в России, неразбериха – все это создает впечатление перепутья, поиска чего-то нового, стремление к настоящему. Тематика стихотворений Сергея Александровича Есенина многообразна: поэт пишет о родине, природе и любви к женщине; размышляет о сути человеческого бытия, о проблемах добра и зла.

Автор: Гаршин Всеволод. Жила на болоте лягушка. Осенью мимо болота летели на юг утки и остановились отдохнуть и поесть. Лягушка, узнав, что на юге тепло, чудесные болота и тучи комаров, попросилась лететь с ними. Она придумала, что если две утки возьмутся клювами за концы прутика, а она схватится ртом за середину, то стая, меняясь, может донести ее до юга.

Галихина Ольга 11 «А» Анализ стихотворения Есенина «Спит ковыль…» 1925. С. А Есенин является представителем имажинизма. Поэт раскрывает нам прелесть родного края через образы своих впечатлений. Данное произведение Есенина проникнуто чувством любви к Родине. Автор

Анализ стихотворения А.Блока "Ночь,улица,фонарь,аптека..." Автор: Блок А.А. "Ночь,улица,фонарь,аптека..."Сразу можно обратить внимание на настроение лирического героя,его состояние.Все стихотворение пронизано тоской,чувством безысходности

Автор: Есенин С.А. Из всей русской лирики ХХ в. более ярко выделяется поэзия С.А. Есенина. Его произведения красочные, чистые, лёгкие и наивные. Со временем Есенин стал писать стихотворения более серьёзные, наполненные размышлениями о жизни, о прожитых годах, и о том, чего он добился в жизни. Но самое главное то, что поздние стихотворения остались такими же восприимчивыми, как и ранние.

Автор: Есенин С.А. Вновь я открываю сборник стихов Есенина. Строчки, строчки быстро мелькают у меня перед глазами. О Родине, о любви, о дружбе, о том, что тревожит и радует сердце - обо всем этом писал поэт. С темой Родины мы часто встречаемся в произведениях разных авторов. В этом изобилии слов о дорогом уголке земли я останавливаю свой выбор на стихотворениях Есенина.

Анализ стихотворения И.А. Бунина "Ещё и холоден и сыр..." Автор: Бунин И.А. Стихотворение "Ещё и холоден и сыр..." написано Буниным в 1901 году. Оно относится к раннему этапу творчества писателя. В стихотворении мы видим февраль, конец зимы: "Ещё и холоден и сыр Февральский воздух...".

Главной темой лирики Есенина всегда была любовь к России. Причем не абстрактное восхищение красотами природы, свойственное городским жителям, а теплая, живая любовь к деревне, к сельской природе.

Сергей Есенин Топи да болота, Синий плат небес. Хвойной позолотой Взвенивает лес. Тенькает синица Меж лесных кудрей, Темным елям снится Гомон косарей. По лугу со скрипом Тянется обоз — Суховатой липой Пахнет от колес. Слухают ракиты Посвист ветряной… Край ты мой забытый, Край ты мой родной. Анализ стихотворения Есенина «Топи да болота» Пейзажную лирику Сергея Есенина можно разделить на два этапа. Первый из них приходится на 1914 — 1920 годы, когда молодой поэт пытается найти свой стиль изложения и понимает, что источником его вдохновения является родная природа.

Однако в более поздних стихах Есенин все чаще и чаще критикует село, которое после жизни в столице кажется ему грязным, унылым, безрадостным и лишенным былого очарования. Поэтому неудивительно, что самые проникновенные, чистые и волнующие стихи, посвященные родным местам, Есенин пишет именно в первые годы пребывания в Москве. Он тоскует по селу Константиново, в котором прошло его детство, и с нежностью вспоминает все те мелочи, которые согревают его душу на чужбине. К раннему периоду творчества поэта также относится стихотворение «Топи да болота», написанное в 1914 году и посвященное осени в родном селе, которую автор изображает очень ярко, красочно и непредвзято. «Синий пласт небес» в этом идиллическом пейзаже соседствует с «хвойной позолотой» осеннего леса, «теньканьем синиц» и «гомоном косарей» .

Это — период спокойствия и умиротворения, когда... в селах уже завершены полевые работы, и «по лугу со скрипом тянется обоз», который везет на гумно последний урожай. Есенину удается передать не только скрип липовых колес телеги, но и запахи, витающие в прохладном осеннем воздухе. когда сырость смешивается с ароматом скошенных лугов, выжженных знойным летним солнцем, поспевающей в лесу брусники и первых грибов. Все эти запахи настолько дороги и близки поэту, что ему достаточно лишь закрыть глаза, чтобы мысленно перенестись в мир, который так дорог, близок и понятен ему с самого детства. Однако Есенин понимает, что теперь у него совсем другая жизнь, в которой нет места сельским забавам и развлечениям. Поэтому с некоторой грустью и тоской автор восклицает: «Край ты мой забытый, край ты мой родной».

Став горожанином, в душе Есенин по-прежнему остается сельским парнем, для которого нет более увлекательного занятия, чем пройтись по лесной тропинке или же вдохнуть аромат полевых цветов. Но поэт понимает, что к прошлой жизни вернуться ему уже вряд ли удастся, так как он сделал свой жизненный выбор. Но, прощаясь в стихах с родными местами и сохраняя в памяти их удивительную красоту, Есенин до конца не уверен в том, действительно ли правильно он поступил, променяв сельскую глушь, где навсегда оставил свое сердце, на блеск и суету шумной Москвы, в которой он чувствует себя чужим и неприкаянным.

Оборудование урока

1. Мультимедиацентр, презентация урока на CD.

2. Аудиопроигрыватель.

3. Кассета с записью Кенни Джи «Eternal light».

4. Листы цветного (золотого и синего) картона.

5. Картины В.Поленова «Золотая осень» и М.Нестерова «Осенний пейзаж», портрет писателя.

6. Индивидуальные листы с домашним заданием.

Ход урока

Актуализация темы

Учитель: На прошлом уроке вы начали одну из красивейших тем в учебнике литературы за 7-й класс.

Чему она посвящена?

С творчеством каких поэтов вы уже познакомились?

Может быть, кому-то захотелось выучить их наизусть? Давайте послушаем!

Как вы думаете, почему практически каждый русский поэт и писатель посвящает свои произведения родной земле?

Почему же тогда сторона, которой так гордится каждый из художников слова, названа «ТИХОЙ»?

Работа с эпиграфом и портретом поэта

Учитель: Эпиграфом сегодняшнего урока станут следующие строки. Давайте их прочтем:

Много дум я в тишине

продумал,

Много песен про тебя

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал

О чем эти строки?

Чему посвящены?

Каким рисуется этот человек, каким вы его представляете?

Открывается портрет Сергея Есенина.

Учитель: «Самый русский, самый нежный, самый проникновенный и душевный, самый народный поэт Сергей Есенин!»

Что вы помните о нем? (Уроженец Рязанской губернии, крестьянский поэт, который удивлял современников тем, что выходил на природу с листком и карандашом, как художник с мольбертом, чтобы запечатлеть неповторимые, но легко узнаваемые строки, образы, темы...)

Какие произведения читали ранее?

Может быть, кто-то прочтет наизусть? Давайте послушаем!

Тема нашего урока «Мысли и чувства, рожденные стихотворением С.Есенина «Топи да болота...»

Цель: прочитаем стихотворение. Определим, каковы особенности этого поэтического текста; какие мысли и чувства автор передает нам, читателям?

Включается запись инструментальной пьесы Кенни Джи «Eternal light» (Вечный свет) (2,48 минуты). Эмоциональное прочтение стихотворения.

Учитель: Что вы испытали, слушая стихотворение поэта?

Каково настроение произведения?

Что помогло это почувствовать?

Как бы вы назвали эту есенинскую зарисовку? Свой ответ аргументируйте.

Работа над идейно-художественным своеобразием произведения.

Учитель: Определите размер стиха. (Ямб.)

Почему, по-вашему, избран именно ямб?

Какой темп он рождает?

Две трети стихотворений русской поэзии написаны ямбом - самым популярным двусложным стихотворным размером. Он помогает авторам передать спокойствие и величавость запечатленных картин, создать размеренный, неторопливый ритм, а нам - подобрать необходимую правильную интонацию.

Какова композиция стихотворения? В нем всего 4 строфы! А какой смысл!

Какие картины вы увидели?

О каком времени года идет речь? Докажите это словами Есенина.

Я полюбил это время года в Таганроге. Обожал бродить в кленовой аллее возле вокзала, подбрасывая ногами яркие листья, слушать их шорох и тишину. А что значит осень для вас?

Какие краски в стихотворении? Приведите примеры.

Это любимые есенинские тона. Что они, по-вашему, символизируют? Какие ассоциации рождают?

Если бы вы иллюстрировали это произведение, какую палитру бы использовали? Аргументируйте свой выбор.

Сравнение художественных и словесных полотен.

Учитель: Сравните картину, запечатленную Сергеем Есениным, с картинами двух русских художников - Михаила Нестерова и Василия Поленова. Что роднит эти произведения искусства?

Какая из картин понравилась больше? Почему?

Какая из картин иллюстрирует произведения поэта лучше (ведь в искусстве нет и не может быть «двойников»!)? Объясните свой ответ.

Что сильнее в картине: горизонталь или вертикаль?

Какие краски использованы в полотнах?

Какое настроение рождают эти тона?

Как художники относятся к осени?

Работа над звуковой стороной произведения.

Учитель: Какими звуками наполнена эта картина? Найдите их в тексте.

Какое слово кажется вам необычным? (Вззвенивает.) Почему? Как вы его понимаете? Что помогает понять значение слова?

(Приставка «вз» со значением движения вверх, звук, который издает лес, уходит в небеса.)

Какой это звук?

Если бы вы озвучивали эту картину, какая бы пьеса у вас получилась? Охарактеризуйте ее.

Работа над изобразительными средствами стихотворения.

ЭПИТЕТЫ: синий плат, хвойная позолота, посвист ветряной, край забытый, край родной.

Как вы понимаете эти выражения?

Из какого языка эти слова? Докажите это.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ: снится елям, слухают ракиты, лесные кудри.

Что изменилось бы в картине, убери Есенин из нее эти образы?

Какие ассоциации рождают «спящие ели», «лесные кудри»?

Объясните выражение «слухают ракиты». Что такое «ракита»? (Ива.)

Для чего, по-вашему, использована просторечная форма «слухают»?

МЕТАФОРЫ: плат небес.

Почему небо как бы в платке?

На что похоже есенинское небо?

Где чувствуется Русь острее? А в городе уместно «небо в платке»?

Какой образ вы, городские жители, использовали бы для неба?

Как же поэт относится к своей родине? Какие мысли и чувства передает с помощью этих изобразительных средств?

Работа над лексико-семантическим составом стихотворения.

Учитель: Мы узнали об образах в стихотворении. Давайте поработаем над лексическим значением некоторых слов. Объясните их значения:

Тенькает

Суховатый

Каково происхождение этих слов?

Каковы чувства поэта? Как он относится к русскому языку?

Выразительное чтение строфы.

Учитель: Перечитайте последнюю строфу стихотворения. Проинтонируйте так, чтобы стали ясны чувства Есенина.

Что помогло вам понять настроение поэта?

Что вы услышали в восклицании?

Какую роль, по-вашему, играет эта строфа в композиции стихотворения?

Какова же идея произведения?

Найдите сходства в эпиграфе и стихотворении. Отчего счастлив поэт? Какие мысли и чувства передает нам, читателям, всем своим творчеством? Как следует говорить о родине?

Домашнее задание (на выбор).

1. Если вам понравилось стихотворение С.Есенина, выучите его наизусть. Помните об интонации, ритме и мелодике стиха!

2. Сравните стихотворение «Топи да болота...» с другими стихотворениями автора. В чем сходство, а в чем различие этих произведений?

3. Передайте свои мысли, чувства в миниатюре о своем родном крае. Не забудьте про средства, делающие ваши работы красивыми и неповторимыми!

4. Передайте свои ощущения от любимого уголка природы в картине любого жанра. Помните о красках, которые передают отношение к родной стороне!

Подведение итогов урока.

Учитель: Что нового вы узнали на уроке сегодня?

Какие предложения, замечания вы хотели бы высказать?

Открылся ли для вас С.Есенин по-новому? Как именно?

Обозначьте основные темы его творчества.

Игорь АПОЛЬСКИЙ, учитель русского языка и литературы развиленской средней школы №9 Ростовской области