Афоризмы про гордость и о гордыне. Гордыня в психологии

В каждом качестве люди стараются разглядеть полезные и вредные стороны для себя. Такое качество, как гордыня, вызывает множество вопросов. Является ли оно хорошим? Почему люди должны гордиться, но когда проявляют гордость в отношении себя, это вызывает негодование? Как избавиться от гордыни?.

Существует большая разница между гордостью и гордыней. Гордость – это когда вы чрезмерно восхищаетесь собой или другим человеком. А гордыня – это мнение, что ваша жизнь самая правильная, а образы жизни окружающих неправильные.

Что такое гордыня? Это когда вы думаете, что другие люди неправильные, живут бессмысленно, мир вообще без вас не может существовать и только вы знаете, как жить со смыслом и спасти мир.

Горделивый человек воспринимает себя всезнающим, все умеющим делать, не нуждающимся в помощи, но способным спасти всех и вся. Герои, которые часто иллюстрируются в сказках и фантастических фильмах, являются горделивыми людьми. Сюжет истории разворачивается так, что герои начинают думать, будто только они способны всех спасти. Другие люди становятся слабыми, немощными, беспомощными. В реальной жизни это выражается в желании всем и везде помочь. Человек считает на подсознательном уровне, что люди без него не справятся. Вы можете попробовать отговорить его, чтобы он не помогал. Он вам ответит: «Ты ничего не понимаешь. Я вижу, что им нужно помочь. Все, я пошел им помогать!».

Горделивый человек часто идет помогать всем и вся. Абсолютно все люди кажутся в глазах такого человека нуждающимися в помощи. А это происходит за счет мыслей, что только он знает, как правильно, как нужно и как должно быть. Конечно же, горделивый человек считает себя всегда и во всем правильным. Только он живет правильно, а остальные грешат, поэтому им нужна помощь, моральные нравоучения и дополнительное образование, чтобы они поняли, как надо.

Заповедь, которую нарушают горделивые люди, звучит так: «Живи и дай жить другим!». Они сами не могут жить гармонично и счастливо и другим стараются создать такие же условия жизни.

Что такое гордыня?

Если к гордости люди относятся положительно, то гордыня воспринимается отрицательно. Что такое гордыня? Это чрезмерная гордость человека за самого себя. Она сопровождается заносчивостью, зазнайством и эгоизмом.

Горделивого человека не любят по одной веской причине – он возвышает себя над другими. Он считает себя более знающим, красивым, успешным, умелым, нежели другие люди. Он считает, что лучше разбирается в жизни, во вкусах, в одежде, в политике и т. д. Зачастую гордыня проявляется необоснованно, то есть не имея веских причин для своего существования. Человек гордится тем, чего не существует, не замечая реального положения дел. При этом он необоснованно унижает окружающих, что, естественно, не нравится.

В религии гордыню относят к одному из смертных грехов. Данное качество рассматривается как желание человека возвыситься до уровня Бога, стать превыше и важнее других людей.

Горделивый человек часто проявляет качества мании величия. К нему не хочется обращаться за помощью. Перед ним не хочется раскрываться. Ему нет желания рассказывать о своих проблемах. Все заключается в том, что горделивый человек не склонен к эмпатии. Если ему рассказать о своих проблемах, то он будет тешиться этим. Он начнет указывать, что у него все хорошо, а те, кто к нему пришел, являются лузерами, неудачниками.

С горделивым человеком неприятно общаться, поскольку он ищет любые способы, чтобы снова возвыситься за счет чужих бед.

Кто такой горделивый человек? Его обычно представляют с гордо поднятым носом и выпяченным подбородком, мол, «я всегда прав». Так оно и есть: такой человек всегда считает себя правым, поскольку думает, что все знает.

Всезнающий человек – горделивый человек. Даже духовные люди признают тот факт, что они могут чего-то не знать, хотя именно к ним обращаются окружающие, чтобы познать свою душу. Горделивый человек считает, что он все знает, соответственно, когда кто-то доказывает ему его неправоту, тот защищается. Ему трудно признать тот факт, что он чего-то может не знать. Поэтому спорить с горделивым человеком – пустая трата времени. Легче будет не спорить, чем просто испортить себе нервы и настроение.

Любимой фразой горделивых людей является: «Я же тебе говорил(-а)!». Он еще раз желает себе и окружающим доказать, что все знает. А как это еще можно лучше сделать, если не показать на примере того, что он говорил, то и сбылось. Когда горделивый человек оказывается прав, он считает это знамением: «Смотрите, я же был прав!». Когда с другими людьми происходят такие случаи, он считает это совпадением, везением или случайностью. Здесь снова прослеживается желание человека быть всегда и во всем правым, лучшим и всезнающим.

Но откуда появляется эта гордыня? Каковы коренные мотивы того, что человек становится горделивым? Все основано на простом желании быть нужным и важным для других людей. Тот, кто обладает знаниями, считается важным и нужным человеком. Вот почему горделивый человек устремляет все свои силы на то, чтобы доказать окружающим, что он все знает. Он ориентирован на статус, а именно на то, чтобы чувствовать себя важным и нужным другим людям.

Естественно, можно предположить, что горделивый человек – тот, кто в детстве прошел через этап, когда он чувствовал себя ненужным своим родителям. Пережив такое состояние, человек программирует себя на то, чтобы всегда и всем быть важным и нужным. Как он этого будет достигать? Всеми доступными способами. Он будет наблюдать за окружающими и отмечать, что людей друг в друге привлекает. После чего именно эти стороны личности он будет в себе развивать (в лучшем случае) либо просто казаться «привлекательным» человеком (то есть на самом деле не быть таковым внутри).

Гордыня и гордость – в чем разница?

Гордыня и гордость имеют однокоренные слова. Нередко из-за этого людям кажется, что это абсолютно схожие понятия. На самом деле различие между ними имеется. Статья детально рассматривает ее, чтобы люди понимали, когда они проявляют гордость (что есть хорошо), а когда гордыню (что считается смертным грехом). В чем разница?

Эмоциональный окрас является одним из характерных различий. Гордыня окрашивается в негативные эмоции, поскольку они направлены на возвышение себя за счет унижения окружающих. Проявляется ненависть, неприятие, неуважение в отношении других людей, что является отрицательными эмоциями.

Гордыня же носит положительный эмоциональный окрас, поскольку речь идет о радости за свои или чужие достижения, которые имеются в реальном мире. Человек не возвышается и не унижает, а просто радуется за достижения, которые были совершены лично им или другими людьми.

Гордые и горделивые люди отличаются между собой. Гордость заставляет проявлять чувство справедливости, сочувствия, коллективизма и патриотизма. Гордыня заставляет проявлять зависть, ненависть, неуважение и презрение, отвращение к окружающим. Гордый человек всегда ориентирован на правду и справедливость. К нему можно обратиться, чтобы он дал честный ответ. Такого не узреешь за горделивым индивидом, который ориентирован только на самого себя. Он любит только себя, при этом ненавидит окружающих.

Еще одним отличием гордости и гордыни являются достижения. Гордость проявляется у человека, который реально чего-то достиг. Он знает, на что способен, гордится своими достижениями, имеет реальный опыт положительных результатов. Гордыня же основывается на мифах и иллюзиях. Достижения, о которых говорит горделивый человек, не являются реальными. Оглядываясь в прошлое, нет реальных историй, которые бы подтверждали слова человека.

Гордость – это опора на самого себя и сила. Гордыня – это уязвимость.

Самым примечательным отличием данных качеств является ориентированность на других людей. Гордость проявляется в том, что человек готов радоваться за успехи окружающих. Он действительно счастлив, что у других людей что-то получается. Гордыня же не позволяет человеку радоваться за окружающих. Он, наоборот, завидует им, если они достигают большего, чем он.

Признаки гордыни

Можно ли распознать горделивого человека? На самом деле это не составит никакого труда. Гордыня проявляется в том, что человек считает себя единственно правым. Мнения окружающих он воспринимает как неправильные, глупые, ошибочные. Все неправы, кроме него самого. А раз так, значит, окружающие люди глупые. Он постоянно говорит людям о том, что они глупые, что является явным признаком гордыни.

В голове горделивого человека имеется иерархия, на вершине которой находится он сам. Другие люди всегда находятся ниже его. Кто на какой ступени будет находиться, зависит от тех критериев, по которым он их оценивает. Наравне с собой он никого не поставит.

Оказать помощь другим людям горделивый человек может, однако она никогда не будет бескорыстной. Если такой индивид помог, то обязательно потребует отдачу. При этом, помогая другим, он еще раз доказывает, что является важным и нужным для окружающих.

Может ли такой человек попросить о помощи? Может, но лишь в крайнем случае. Обычно он старается всего достичь сам, чтобы в случае успеха пожинать плоды единолично. Однако при неспособности обойтись без помощи людей он готов попросить о ней, переступив через себя. Сделает он это так, чтобы в итоге не остаться должным и не чувствовать, что ему помогли.

Горделивый человек считает, что мир без него рухнет, а люди без его помощи просто не выживут. Он все знает и все умеет, поэтому люди должны обращаться к нему за помощью, советом, поддержкой. Однако нередко такой индивид сам нуждается в помощи и поддержке, в чем сам никогда не признается.

Советы горделивый человек дает направо и налево, лаже когда о них не спрашивают. При этом он ждет, что другие люди стопроцентно и безоговорочно ими воспользуются. Это еще больше укрепит его авторитет и важность. Гордыня не позволяет признать тот факт, что окружающие имеют свою голову на плечах и способны иметь свое правильное мнение.

Горделивый человек отличается тем, что пытается взвалить на себя заботы и дела. Он старается везде поспеть, со всеми делами справиться, поскольку считает, что без него ничего не случится. Он надрывается, тратит все силы и время, а когда не достигает желаемых результатов или не получает одобрения со стороны окружающих, то начинает обвинять во всех бедах людей. Он все сделал со своей стороны (даже если его об этом не просили), а судьба такая неблагодарная…

Успехи горделивый человек приписывает исключительно себе, а беды, неудачи – окружающим. Он осуждает поступки других людей, которые действуют не так, как того хочет он. При этом он не способен принимать советы от людей, поскольку в таком случае начинает воспринимать их как попытку им управлять.

Горделивый человек любит вешать ярлыки на других людей, считая себя самым умным. Он полагает, что все ему должны, любые его капризы должны исполняться еще до того, как он о них заговорил.

Как избавиться от гордыни?

Замечая за собой признаки гордыни, человек уже становится на один шаг ближе к исцелению. Гордыня часто скрывается, не позволяя человеку распознать ее. Однако если каждый горделивый человек увидит, что он проявляет гордыню, он уже наполовину будет исцелен. Как избавиться от гордыни?

Немаловажной становится техника принятия окружающих такими, какие они есть. Она подходит не только горделивым людям, но и лицам с другими отрицательными качествами. Принять людей такими, какие они есть, посчитать их право быть собой, а не такими, какими их хочется видеть, осознать их правоту – все это тоже помогает в избавлении от гордыни.

Итог

Гордость и гордыня являются разными понятиями, несмотря на то, что основываются на одном чувстве. Гордость направлена на реальные достижения. Гордыня же базируется на иллюзиях в голове человека. Понимая разницу между данными понятиями, можно прийти к итогу – нужно себя менять или нет?

В гордости нет ничего плохого. Она является положительной реакцией человека на то, что были достигнуты хорошие результаты. При этом становится неважным, кто их достиг. Гордость возникает как за самого себя, так и за других людей.

Гордыня же часто сопрягается с тщеславием, когда человек старается возвыситься над окружающими, при этом редко опираясь на реальные достижения, умения и знания. Человеку кажется, что мир без него не сможет существовать, поэтому все его поступки являются навязчивыми, неприятными и отталкивающими.

Если не избавиться от гордыни, то можно остаться в одиночестве, что станет неблагоприятным прогнозом. А исцеление наступает тогда, когда человек сам признает и решает, что хочет измениться.

Психологи о гордыне

В чем проявляется гордыня?

Ниже вы можете почитать о проявлениях гордыни и возможно, узнать о себе много нового. Не думайте, что если в вас есть проявления гордыни, то вы - плохой человек. Но умение осознать ее черты в своей личности способно изменить вас.

1. Чувство собственной правоты и непогрешимости. Я прав, другие – нет. Я знаю, как должно быть и никто не имеет права мне перечить. Неумение быть гибким и нежелание ставить себя на место другого приводит нас к ссорам и взаимной вражде. Наибольшее проявление этой черты гордыни – нацистское мировоззрение. Усомнитесь в своих принципах хотя бы на мгновение. Быть может, ваш оппонент сможет показать вам мир с совершенно другой стороны.

2. Жалость к себе. Правительство меня обкрадывает, начальник недооценивает, друзья не понимают, жена постоянно ворчит, а дети – такие неблагодарные. Желание жалеть себя такое сладкое и расслабляющее, оно избавляет от ответственности за свои поступки и делает других виноватыми. Но решает ли такая позиция положение вещей? Вам достаточно взять себя в руки, пресекать желание жалеть себя и обвинять других и мир станет совершенно другим – более приветливым и поддающимся вашим желаниям.

3. Надменность. Мы используем позицию снисходительности, когда считаем кого-то ниже себя: нищего, младшего сотрудника, ребенка, более слабого, старика, менее талантливого. А имеем ли мы на это право? Должно ли крепкое дерево снисходительно относиться к ростку только потому, что тот на другой стадии развития?

4. Унижение. Унижаете ли вы себя или другого – это зависит только от роли в игре. Вы можете быть агрессором или пассивной жертвой, но гордыня от этого не становится меньше. Может показаться странным: как унижающий себя человек может быть горделив? Он это делает только потому, что не потерпит, чтобы подобным образом к нему относились другие. Вот и наносит предупреждающий удар. «Ой, я сегодня так плохо выгляжу» — унижает себя женщина. А ее подруга, даже если про себя подумала, что так оно и есть, все равно ответит: «Ну что ты, у тебя сегодня отличная прическа!». И вот гордыня уже ухмыляется…

5. Незаменимость. Бывало ли у вас когда-нибудь тайная радость от того, что у другого ничего не получается без вашей помощи? Вас увольняют, а компания после этого теряет свои позиции – ваша гордыня ликует. Мнение, что без вас нельзя обойтись, делает вас особенно горделивыми. «Незаменимых людей не бывает, но я то – не все». Такая позиция тормозит самое успешное развитие. Когда вы уходите из компании, группы, коллектива, то ваше место освобождается для другого, более подходящего человека, а для вас уже готово другое – также более подходящее для вас место. Но мы, в силу своей ограниченности, тормозим этот процесс и всеми силами стараемся все вернуть на свои места, ведь там было так стабильно. Но что, если новое место – это новая зарплата, высокое положение и лучшее развитие?

6. Зацикленность на том, что думают другие. Она смещает центр внимание и уводит вас от истинной цели. Желая быть хорошим для всех и каждого, у вас не остается сил и времени следовать своим настоящим мечтам. Вы сосредотачиваетесь только на том, что будут думать другие, забывая о том, чего же вы действительно хотите.

7. Хвастливость. Кто на свете всех милее? Королева из сказки про Спящую красавицу – это архетип, который свойственен каждому из нас, даже если закопан где-то глубоко в недрах подсознания. Хвастливость появляется от низкой самооценки. «Кто меня похвалит, если не я сам?» Именно в этом случае слова не должны иметь никакого значения, только – действия и поступки, которые будут намного красноречивее нас самих.

8. Отказ от помощи. Давать другим – это пожалуйста, брать у других – стыдно. Хотя на самом деле стыдно гордыне, ведь любой дар подразумевает взаимозависимость. Обмен составляет основу жизни общества, но горделивые люди воспринимают обмен как ярмо, кандалы, от которых поскорее хочется избавиться, или вообще избежать.

57 признаков гордыни

1. Уверенность в собственной постоянной правоте (непогрешимость).

2. Покровительственное отношение к другим, отношение свысока.

3. Чувство собственной исключительности.

4. Ощущение себя жертвой.

5. Хвастовство.

6. Приписывание себе трудов и заслуг других людей.

7. Умение поставить соперника в невыгодное положение, управление людьми для достижения желаемого.

8. Контроль над ситуацией, но без несения ответственности за ситуацию.

9. Выставление напоказ достатка, одежды и пр.
10. Не позволение другим помогать себе и неготовность работать вместе с другими.

11. Привлечение внимания к своей личности голосом, манерами, поведением.

12. Болтливость или постоянные разговоры о своих проблемах и биографии.

13. Обидчивость.

14. Излишняя впечатлительность или бесчувственность. Поспешность в выводах, или нежелание признавать факты.

15. Чрезмерная занятость своей персоной, интроверсия.

16. Сосредоточенность на том, что другие думают или говорят о тебе.

17. Использование слов, которые слушатель не понимает, и ты об этом знаешь.

18. Ощущение своей никчемности.

19. Отказ измениться или мысли о том, что у тебя это не получится.

20. Непрощение себя и других.

21. Разделение людей на иерархические уровни – кто лучше или важнее, затем поведение в соответствии с этой иерархией. Нежелание признавать старшинство.

22. Чувство, что ты становишься важным, когда делаешь конкретную работу.

23. Брать на себя непосильную работу, а также находить удовольствие в праздности.

24. Подозрительность к людям и Богу.

25. Состояние озабоченности тем, какое впечатление ты производишь на других.

26. Мысль о том, что ты выше обычного закона и выполняешь особую миссию.

27. Сотворение кумира из себя и из других.

28. Отсутствие свободного времени для самопознания и общения из-за беспокойства о деньгах.

29. Изменение манеры поведения в зависимости от того, с кем имеешь дело. Отсутствие простоты в отношениях.

30. Поверхностность в чувстве благодарности.

31. Игнорирование "малых людей". Извлечение выгоды из своего положения.

32. Невнимательность к тому, с чем соприкасаешься в данный момент.

33. Наличие раздражительного тона, нетерпимость к проявлениям ошибок и недостатков других людей.

34. Мысль о том, чтобы проучить кого-либо.

35. Не осознание предубеждений и не желание их прояснять.

36. Распространение слухов и сплетен.

37. Неподчинение воле Бога и старших, зависимость от собственных желаний.

38. Зависимость от всего того, что услаждает чувства, безумие.

39. Безрассудство, подавленное чувство меры.

40. Наличие отношения: "Моя группа самая лучшая", "Я буду слушать только своих, и служить только им".

41. Индивидуализм, нежелание быть в семье и в обществе, и нести ответственность за близких людей в молитве и практических поступках.

42. Нечестность и непорядочность в отношениях.

43. Неспособность понимать других и приходить к общим решениям.

44. Желание всегда оставлять последнее слово за собой.

46. Зависимость от советов и мнений, безответственность.

47. Нежелание делиться своими знаниями и информацией с другими для того, чтобы иметь возможность контроля над ними.

48. Невнимание к физическому телу под предлогом духовности или чрезмерное внимание к нему в ущерб душе.

49. Мысль о том, что делать это должен именно ты, т. к. никто другой не сможет сделать это лучше.

50. Указание на ошибки другого в тоне осуждения или унижения.

51. Мысль о необходимости спасать других от их проблем (и мысль, и действие).

52. Общение и поддержка других, в результате которой они попадают в интеллектуальную и эмоциональную зависимость от наставника.

53. Изменение отношения к людям в зависимости от их мнений, внешнего вида, и пр.

54. Пренебрежение внешними нормами и правилами культуры, принятыми в своем обществе и семье.

55. Ощущение права распоряжаться имуществом других, и игнорирование норм, принятых в другой семье.

56. Сарказм, цинизм и грубость в высказываниях и чувствах.

57. Отсутствие счастья.

Гордыня - враг внутри нас

Нам всем хочется развиваться, достигать успехов в жизни, да и просто, в конце концов, быть счастливыми. Но главным препятствием на пути к цели становимся мы сами. Да, именно в нас самих и скрыт главный враг. И имя ему – гордыня.

Многие люди, говоря о гордыне, подразумевают эгоизм, возвышение себя над другими. Но оказывается, этот враг за время, что живет в человеке, научился хорошо скрываться под многими другими личинами, успешно мешая нам счастливо жить и совершенствоваться. Давайте разберёмся, что же это за враг и как его распознать.

Все наши обиды являются проявлением гордыни. Нам кажется, что мы такие хорошие и с нами поступают так несправедливо. А нам просто преподают урок, но гордыня мешает нам учиться, познавать и понимать этот мир. Мы начинаем замыкаться на себе, и потом от той же гордыни у нас возникает чувство жалости к себе, мол, мы так стараемся, а у нас ничего хорошего не получается, всё с таким трудом даётся, испытание за испытанием, а другим всё дается легко и даром. Мы обижаемся за то, что нас не ценят - на работе и дома, друзья и близкие нам люди. А всё потому, что мы не можем дать себе верную оценку, выразить себя другим людям. Ведь это гордыня хочет, чтобы наши заслуги все замечали и благодарили нас за них. Нам только кажется, что нас обижают, раздражают, пользуются нами и совсем не ценят. На самом же деле это гордыня видит всё в подобном цвете. Она мешает нам строить отношения с противоположным полом, с детьми и родителями. Заставляет нас испытывать чувство ревности, мол, к тому-то относятся или относились лучше, чем к тебе. В итоге, все эти переживания лишают нас покоя. Мы страдаем, заставляем страдать других, и даже не подозреваем, что в том или ином случае проявляется наша гордыня

Как же так? Это звучит просто невероятно! Какая гордыня?! Меня просто не понимают, не могут оценить потому, что им не дано, они невежественные эгоисты! Многие так думают.

А ведь каждый может отвечать только за себя. Если кто-то действительно не понимает или не может оценить, то нужно постараться объяснить, или принять таким, каким есть. Но нам хочется переделывать всех и вся, но только не себя. Многим, наверное, даже трудно представить от скольких бы страданий они себя избавили, если бы поняли, что зачастую их реакция на те, или иные обстоятельства, такая болезненная не потому, что вокруг все плохие, а потому, что в нас глубоко сидит гордыня. И её невозможно насытить, успокоить. Ей всегда чего-то будет не хватать, для неё всегда будет что-то не так. Это то едкое чувство, когда нам всё время чего-то не хватает для полного счастья, чтобы мы не делали.

Эгоизм также является проявлением гордыни, но это не любовь к себе. Ведь, когда умеешь любить себя, умеешь любить и других, да и в жизни не достичь успеха без взаимодействия с окружающим миром. Гордыня, в первую очередь, является чувством собственной важности. Для горделивого человека важней всего собственные чувства, желания и удовлетворение их. Гордыня порождает страхи и лень, нежелание принимать новые знания и чей-то полезный опыт, препятствует избавлению от своих неосознанных привычек и ложных понятий. Мы привыкаем к определённому образу мышления и жизни, перестаём быть гибкими, отрицаем всё то, что не вписывается в картину нашего мировоззрения, а наша гордыня яростно всё это защищает. Этими щитами она прикрывает свое невежество - несостоятельность, незнание и неумение. Нам кажется, что не будь у нас на всё своего особого и непохожего мнения, мы бы уже погибли, нас раздавила бы враждебная среда. Но на самом деле мы защищаемся от самих себя. Мы лишаем себя шанса быть счастливыми. Ведь счастье - это согласие с окружающим миром, людьми, а самое главное с самим собой. Но пока в нас живет гордыня, мы не можем слышать свой дух, своё настоящее «Я», голос своего сердца.

Очень трудно человеку самому заметить в себе гордыню. В ком-то другом это сделать намного легче. Но в себе, ещё и при полном отсутствии самообладания и осознанности, заметить гордыню крайне трудно. Зачастую, даже глубокое самокопание и пересмотр жизненных обстоятельств тоже приводит к плачевному исходу, всё тем же расстройствам, всё из-за той же гордыни. Но выход есть. Постарайтесь быть для самих себя посторонним наблюдателем. Чаще ставьте себя на место других. Попробуйте в тех жизненных обстоятельствах, где вы страдаете или вас что-то задевает, дать себе совет так, как вы бы давали его кому-то другому. Прислушайтесь к окружающим, друзьям и близким. Они ваше зеркало, в них, в их поведении и отношении к вам вы многое сможете увидеть и узнать о себе. Думайте в эти мгновения не о них, а о себе. Постарайтесь понять, почему они так себя ведут с вами, что этому предшествовало с вашей стороны. Помните, что окружающие вас люди и различные обстоятельства это отражение вас самих, и они случаются для того, чтобы дать вам подсказку, урок - научить вас мудрости. И, конечно же, самое важное, примите себя такими, какими вы есть. Будьте с собой честными, цените себя, но не старайтесь казаться лучше, чем вы есть на самом деле, а стремитесь развиваться и становится действительно лучше. Не давайте гордыне шанса водить вас всё время за нос и заставлять страдать от вечной неудовлетворённости окружающим миром и жизнью в целом.

Гордыня - противоположность Ничтожества, то есть, заниженной самооценки, очередная крайность, которая не приводит ни к чему хорошему. Гордыня и Высокомерие напрямую относятся к Самооценке человека, вернее к проблемам самооценки.

Как вы думаете, почему Гордыня в Христианстве считается смертным грехом и самым тяжким из всех грехов?

Гордыня по степени тяжести приравнивается к убийству другого человека. Задумывались ли вы, сколько судеб, сколько талантливых и умных людей загубила эта спутница успеха (гордыня)? Сколько чувств и взаимоотношений разрушено из-за гордыни? Но не стоит Гордыню путать с Гордостью, это кардинально противоположные понятия.

Что такое Гордыня?

Для начала, дадим несколько раскрывающих определений. Почему несколько? Потому что гордыня - это очень сложный и многоликий недостаток и очень опасный грех.

Гордыня - это завышенная самооценка, когда человек считает себя лучше, чем он есть на самом деле, а так же, лучше, чем все остальные люди. Проблема в том, что это неадекватная оценка себя, которая ведёт к совершению роковых жизненных ошибок.
Гордыня - это неуважение к другим людям, которое проявляется как высокомерие, бахвальство, неблагодарность, невнимательность к другим и т.п.
А вот что говорит по этому поводу Википедия, определение ёмко и духовно грамотно, на наш взгляд.

Гордыня отличается от простой гордости тем, что ослепленный гордыней человек хвалится своими качествами перед Богом, забывая, что получил их от Него. Это самонадеянность человека, вера в то, что он всё может сам и всего добивается самостоятельно, а не с помощью и по воле Бога. В гордыне человек не благодарит Бога за все то, что имеет (например слух, зрение, жизнь) и получает (например пропитание, кров, детей).

Вот ещё одно определение, которое мы считаем адекватным и отражающим суть гордыни

Горды́ня (лат. superbia) или Высокомерие - желание считать себя самостоятельной и единственной причиной всего хорошего, что есть в тебе и вокруг тебя.

Гипертрофированная и разросшаяся Гордыня превращается в манию величия. Основные программы (установки) гордыни, с которыми нужно прощаться (заменять на адекватные убеждения).

Что обычно думает и говорит человек поражённый гордыней?

«Я самый лучший, самый красивый, самый умный, самый достойный, самый самый»…
«Я лучше других, умнее, сильнее, круче, и т.п.», «А это значит, что я больше других должен иметь, я имею на это право, я ведь лучше…», «А значит мне другие и весь мир должны на много больше, чем я должен им и этому миру», «А если я такой классный и мне все должны, значит не обязательно их благодарить, они ведь мне должны… не обязательно их ценить, это они должны ценить меня, я ведь на много лучше, чем все они…», и т.д.
Знакомо?

Если вы будете достаточно искренним с самим собой, то вы вспомните примеры из своей жизни, когда вы так думали, и чем это в конечном итоге заканчивалось. Вспомните примеры других людей, которые вели себя подобным образом, и какая у вас была реакция на такое их отношение и поведение.

Как обычно формируется гордыня или откуда она берётся?

1. Неправильное воспитание. Например, когда родители с детства внушают своему ребенку - «ты у нас самый лучший», «самый умный», «самый самый», «ты лучше других». Особенно плохо, когда это абсолютная неправда и не подкреплено жизнью. То есть, ребёнок ничего хорошего не сделал, а его хвалят и хвалят.

2. Когда человек не обучен работать со своей Самооценкой, не обучен работать со своими недостатками, правильно к ним относиться и устранять их. Тогда с первым же успехом, он начинает думать, что это он такой великий, а не Бог, Вселенная и Судьба ему благоприятствуют. То есть, когда человек присваивает себе все заслуги и успехи, что всё это только благодаря ему одному, его уникальности и гениальности.

Проблемы, которые порождает Гордыня

Грех Гордыни

Наверняка все для себя отмечали, что когда человека заносит Гордыня, с ним неприятно, а часто вообще невыносимо общаться и иметь дело. Правда неприятно, когда к тебе относятся с высокомерием и надменностью, как к человеку второго сорта? Всем не нравится такое отношение.

Когда человека начинает нести гордыня - с ним становится тяжело общаться, нормальные люди, уважающие себя, начинают сторониться такого человека и всячески избегать общения с ним. В конечно итоге он остаётся один, наедине со своей гордыней, недовольный всеми остальным людьми и их поведением.

Во многих Религиях говорят: Гордыня - это мать всех остальных грехов. Это действительно так и есть. Когда человека понесла гордыня, он начинает требовать незаслуженного к себе внимания - тщетной славы, а это и есть Тщеславие.

Поражённый гордыней человек, в ореоле собственного величия и уникальности - перестаёт видеть достоинства и таланты других людей, теряет ценность всего, что имеет в жизни, всего, что делают для него другие. Его поведение проявляется, как неуважение, высокомерие, надменность, в отдельных случаях, как хамство и драчливость. Такой человек становится невероятно мнительным, обидчивым и конфликтным.

Обидчивость - это качество, которое начинает расти у гордеца не по дням, а по часам. Справедливо говорят, что если человек не может спокойно выслушивать критику в свой адрес, если он при этом нервничает, дёргается и обижается - он поражён гордыней. Неспособность принимать конструктивные критические замечания - первый признак гордыни. А первая спутница гордыни - это обида, потому что для такого человека всегда и во всём будут виноваты другие, и во всех своих промахах и ошибках он обвинит других людей.

Гордыня - практически полностью останавливает развитие и личностный рост человека, он просто не может учиться. А куда ему расти, он же и так уже самый крутой и самый умный. И нет человека, который достоин быть его Учителем или наставником, он ведь выше всех остальных людей, вернее людишек. Но самое главное, неадекватность восприятия поражённого гордыней человека не позволяет ему видеть свои недостатки, а значит и исправлять свои ошибки. У него даже не хватает честности перед собой, чтобы хотя бы признать свою неправоту. А если он во всём прав и он не ошибается, то ошибаются другие, это они такие плохие, а значит не пристало ему работать над своими недостатками, нечего ему в себе менять, он и так просто супер.

По сути, Гордыня - это иллюзорное, то есть неадекватное восприятие себя, иллюзия. Эта коварная иллюзия поднимает человека настолько высоко, насколько ему позволит его воображение и растущая мания величия, а достигая своего максимума, гордыня бросает человека вниз в состояние ничтожества. Многие люди падая с высоты своей гордыни - разбиваются (рушат себя и свою судьбу) и больше никогда не поднимаются. Так что будьте осторожны!

На что заменяется Гордыня и Высокомерие?

Гордыня заменяется на - адекватное восприятие себя, уважение к себе и другим.

Адекватное восприятие себя - адекватная Самооценка: когда человек абсолютно спокойно признаёт как свои достоинства, так и свои недостатки, и работает с ними (устраняет и заменяет на достоинства).

Уважение к себе и другим - справедливое отношение: ценить не только свои достоинства и заслуги, но и достоинства и заслуги других людей. Честно и справедливо оценивать себя и других, а так же, справедливо выражать свою благодарность в словах, отношениях и делах.

Мы очень надеемся, что теперь, такой грех как Гордыня стал для вас более понятен, что непременно поможет вам уберечься от него. Ибо приходит он очень незаметно, даже с маленькими успехами и победами, а вырастает очень быстро за спиной человека, скрываясь от его глаз. А когда гордыня выросла и окрепла, что-то сделать с ней, победить её, по факту оказывается очень сложно.

«Грех Люцифера»

Нам, людям, воспитанным в советское время, с детства внушалось, что гордость – чуть ли не главная добродетель советского человека. Помните: «Человек – это звучит гордо»; «У советских собственная гордость: на буржуев смотрят свысока». И действительно, ведь в основе любого бунта лежит гордость. Гордость – грех сатаны, первая страсть, которая появилась в мире еще до сотворения людей. И первым революционером был сатана.

Когда был создан мир ангельский, небесное воинство, один самый высший и могущественный ангел, Денница, не захотел находиться в послушании и любви к Богу. Возгордился своим могуществом и силой и возжелал сам стать как Бог. Денница увлек за собой многих ангелов, и произошла на небе война. Архангел Михаил и ангелы его сражались с сатаной и победили злое воинство. Сатана-Люцифер пал как молния с небес в преисподнюю. И с тех пор преисподняя, ад – это место, где обитают темные духи, место, лишенное света и благодати Божией.

Бунтарь-революционер не может не быть гордым, он продолжатель дела Люцифера на земле.

Коммунизм – это квазирелигия, и, как любое вероучение, он имеет свой «символ веры» и свои заповеди. Свои «мощи», «иконы», хоругви – транспаранты и крестные ходы – демонстрации. Только рай большевики предполагали построить на земле, без Бога, и, конечно, всякая мысль о смирении считалась смешной и нелепой. Какое еще смирение, когда «мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем».

Однако Бог поругаем не бывает, и сама история вынесла над большевиками свой суд. Рай без Бога построить не удалось, гордые замыслы были посрамлены. Но хотя коммунизм пал, гордости не стало меньше, просто она приняла другие формы. Говорить с современным человеком о смирении тоже очень непросто. Ведь рыночное капиталистическое общество, нацеленное на успех и карьерный рост, также основано на гордыне.

Хотя часто приходится слышать на исповеди, когда задаешь вопрос о грехе гордости, и такой ответ: «Чего-чего, а гордости у меня нет». Святителю Феофану Затворнику одна женщина пишет: «Говорила с духовным своим отцом и сказывала ему о себе разное. Он прямо мне сказал, что я горда и тщеславна. Я ему ответила, что я совсем не горда, но терпеть не могу приниженности и угодничества». И вот что ответил ей святитель: «Отпели прекрасно. Вы не давайте себя им в обиду, чтоб знали, что за вас голою рукою нельзя хватать. Вишь, выдумал называть как, да еще в глаза? Теперь и я вам приговорю: на что же лучшее доказательство, что вы горды, как отповедь ваша? Она не плод смирения. И зачем вам поперечить такому приговору?.. Лучше вам, не переча, положить вникать в себя хорошенько, нет ли, в самом деле, в вас сего зелья, крайне недоброго».

Итак, что же такое гордость и как этот грех проявляется? Снова обратимся к святителю Игнатию (Брянчанинову): гордость – «презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость. Омрачение, дебелость ума и сердца. Пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Лжеименитый разум. Непокорность закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Чтение книг еретических, развратных, суетных. Неповиновение властям. Колкое насмешничество. Оставление христоподражательного смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть души».

Суд и осуждение

Святой Кассиан Римлянин говорит о гордости, что хоть она и стоит последней в списке восьми страстей, «но по началу и времени есть первая. Это самый свирепый и самый неукротимый зверь».

Гордость в череде страстей стоит после тщеславия, а значит и проистекает от этого порока, имеет в нем начало. «Блистание молнии предуказует громовой удар, а о гордости предвещает появление тщеславия», – наставляет преподобный Нил Синайский. Поиск тщетной, суетной славы, похвалы, завышенная самооценка рождает превозношение над людьми: «Я выше их, достойнее; они ниже меня». Это и есть гордость. С этим чувством связано и осуждение. Как же, если я выше всех, то значит и праведнее, все остальные грешнее меня. Завышенная самооценка не позволяет объективно судить о себе, зато помогает быть судьей других.

Гордыня, начавшись с тщеславия, может дойти до глубин адовых, ведь это грех самого сатаны. Ни одна из страстей не может вырасти до таких пределов, как гордость, в этом-то и есть ее главная опасность. Но вернемся к осуждению. Осуждать – значит судить, предвосхищать суд Божий, узурпировать Его права (в этом тоже страшная гордость!), ибо только Господь, знающий прошлое, настоящее и будущее человека, может судить о нем. Преподобный Иоанн Савваитский рассказывает следующее: «Раз пришел ко мне инок из соседнего монастыря, и я спросил его, как живут отцы. Он отвечал: “Хорошо, по молитвам вашим”. Затем я спросил об иноке, который не пользовался доброй славой, и гость сказал мне: “Нисколько он не переменился, отче!”. Услышав это, я воскликнул: “Худо!”. И только я сказал это, тотчас почувствовал себя как бы в восторге и увидел Иисуса Христа, распятого между двумя разбойниками. Я было устремился на поклонение Спасителю, как вдруг Он обратился к предстоящим ангелам и сказал им: “Изринте его вон, это антихрист, ибо осудил брата своего, прежде Моего суда”. И когда, по слову Господа, я изгонялся, в дверях осталась моя мантия, и затем я очнулся. “Горе мне, – сказал я тогда пришедшему брату, – зол сей день мне!”. ”Почему так?” – спросил тот. Тогда я рассказал ему о видении и заметил, что оставленная мной мантия означает, что я лишен покрова и помощи Божией. И с того времени семь лет провел я, блуждая по пустыням, ни хлеба не вкушая, ни под кров не заходя, ни с человеками не беседуя, пока не увидел Господа моего, возвратившего мне мантию», – повествуется в Прологе.

Вот как страшно выносить суждение о человеке. Благодать отошла от подвижника только оттого, что он сказал про поведение брата: «Худо!». Сколько же раз на дню мы в мыслях или словом даем свою беспощадную оценку ближнему! Каждый раз забывая слова Христа: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7: 1)! При этом мы в душе, конечно, говорим себе: «Уж я-то никогда не сделал бы ничего подобного!». И очень часто Господь для нашего исправления, чтобы посрамить нашу гордыню и желание осуждать других, смиряет нас.

В Иерусалиме жила одна девственница, которая шесть лет провела в своей келье, ведя жизнь подвижническую. Она носила власяницу и отреклась от всех земных удовольствий. Но потом бес тщеславия и гордости возбудил в ней желание осуждать других людей. И благодать Божия оставила ее за чрезмерную гордость, и она впала в блуд. Это случилось потому, что она подвизалась не из любви к Богу, а напоказ, ради суетной славы. Когда же она пришла в опьянение от демона гордости, святой ангел, страж целомудрия, оставил ее.

Очень часто Господь попускает нам впасть именно в те грехи, за которые мы осуждаем ближних.

Наши оценки ближнего очень неполны и субъективны, мы не только не можем заглянуть в его душу, но и часто вообще ничего не знаем о нем. Христос не осуждал явных грешников, ни блудниц, ни прелюбодеев, потому что знал, что земной путь этих людей еще не закончен, и они могут стать на путь исправления и добродетели. Только суд после смерти подводит последнюю черту всему тому, что сделал человек в жизни. Мы видим, как человек грешит, но не знаем, как он кается.

Как-то я вернулся с кладбища, куда меня пригласили отслужить панихиду, и женщина, позвавшая меня, попросила освятить ей машину. При освящении присутствовал один мой друг. Когда женщина уехала на уже освященной новенькой иномарке, он бросил фразу: «Да, не видно, чтобы она очень утруждалась, зарабатывая на эту машину». Тогда я рассказал ему, что у этой женщины большое горе, у нее не так давно убили сына… По внешности никогда нельзя судить о благополучии человеческой жизни.

Гордость и раскол

В наше время появилось немало «ругателей» (как их называет апостол Иуда), которые постоянно находят поводы для возмущения церковной иерархией. Патриарх, видите ли, слишком много общается со светской властью, епископы все сплошь заражены стяжательством и симонией, батюшки тоже думают только о доходах и разъезжают на «мерседесах». Появились особые газеты и сайты, которые специализируются на обличении епископата. Им, видимо, кажется, что сейчас наступили уже те самые времена, когда «архиереи и в воcкресение Христа верить не будут». Полный, будто бы, упадок благочестия и церковной жизни.

Что движет этими людьми? Гордыня. Кто дал им такое право обличать архиереев и священников, и что дают эти обличения? Они только сеют вражду, смуту и разделение в сердцах православных людей, которым, наоборот, нужно сейчас объединяться.

Недостойные люди среди священников и епископов были во все времена, а не только в XX или XXI веке. Обратимся к «золотому веку» Православия, веку святости и расцвета богословия. IV век дал таких столпов Церкви, как святители Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст и многие, многие другие. И вот что святитель Иоанн Златоуст пишет об этом «золотом веке»: «Что может быть беззаконнее, когда люди негодные и исполненные множества пороков получают честь за то, за что не следовало бы позволить им переступать церковного порога?.. Ныне грехами страдают начальники Церкви… Беззаконники же, обремененные тысячью преступлений, вторглись в Церковь, откупщики сделались настоятелями». Многие из святых епископов IV века, в том числе сам святитель Иоанн, были отправлены «разбойничьими соборами» иерархов в ссылку, а некоторые умерли в ней. Но никто из них никогда не призывал к расколу и разделению. Уверен, что за низложенными святителями пошли бы многие тысячи людей, если бы они захотели создать свою «альтернативную церковь». Но святые мужи знали, что грех раскола и разделения не смывается даже мученической кровью.

Не так поступают современные обличители, они предпочитают раскол подчинению священноначалию, это сразу же показывает, что ими движет все та же гордыня. Она лежит в основе любого раскола. Сколько сейчас появляется раскольничьих, катакомбных церквей, именующих себя православными! «Истинная православная церковь», «самая истинная православная церковь», «самая, самая истинная» и т.д. И каждая из этих лже-церквей считает по гордости себя лучше, чище, святее, чем все остальные. Та же страсть гордыни двигала и движет старообрядцами. Они раздробились на огромное количество старообрядческих «церквей», толков, согласий, которые не имеют общения между собой. Как писал святитель Феофан Затворник: «Сотни бестолковых толков и тысячи несогласных согласий». Это путь всех раскольников и еретиков. Кстати, все старообрядчество держится вовсе не на любви к старому обряду, а на гордыне и высоком мнении о своей исключительности и правильности и ненависти к патриарху Никону и его последователям – никонианам.

Но скажем еще немного о «ругателях», им следует вспомнить слова святителя Киприана Карфагенского: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». Церковь была, есть и будет, несмотря на недостоинство некоторых иерархов, которые были, как я уже говорил, во все века и времена. Судить их будет Бог, а не мы. Господь говорит «Мне отмщение, Аз Воздам» (Рим. 12: 19). А мы можем исправить Церковь только одним – нашим личным благочестием. Ведь мы – это тоже Церковь. «Спасись сам – и вокруг тебя спасутся тысячи», – говорил преподобный Серафим Саровский. А уж он это познал на собственном духовном опыте. Вот такие люди и являются той малой закваской, которая квасит все тесто. Небольшое количество дрожжей способно поднять целую квашню. Но, кстати, по моим собственным наблюдениям, у «ругателей» с личным благочестием и нравственностью, как правило, туго. Зато гордыни хоть отбавляй.

Прельщение

Одним из самых страшных и плохо излечимых видов гордыни является прелесть .

Прелесть – значит прельщение. Диавол прельщает человека, принимая вид ангела Света, святых, Богородицы и даже Самого Христа. Человеку прельщенному даются от сатаны величайшие духовные переживания, он может совершать подвиги, даже чудеса, но все это есть пленение бесовскими силами. А в основе этого лежит гордыня. Человек возгордился своими духовными трудами, деланием, совершал их из тщеславия, гордости, часто напоказ, без смирения, и тем самым открыл душу действию враждебных сил.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) в своем «Отечнике» приводит пример, к каким страшным последствиям может привести прелесть: «Сказывали о неком брате, что жил отшельником в пустыне и в течение многих лет был обольщаем демонами, думая, что это были ангелы. По временам приходил к нему его отец по плоти. Однажды отец, отправляясь к сыну, взял с собой топор с намерением на обратном пути нарубить себе дров. Один из демонов, предупреждая пришествие отца, явился сыну и сказал ему: “Вот диавол идет к тебе в подобии твоего отца с целью убить тебя, у него и топор с собой. Ты предупреди его, вырви топор и убей”. Отец пришел, по обычаю, и сын, схватив топор, нанес ему удар и убил его». Впавшего в прелесть очень тяжело вывести из этого состояния, но такие случаи бывали. Как, например, с преподобным Никитой Киево-Печерским. Впав в прелесть, он смог предсказать некоторые события, выучил наизусть весь Ветхий Завет. Но после усиленной молитвы преподобных Киево-Печерских старцев бес отошел от него. После этого он забыл все, что знал из книг, и отцы еле научили его грамоте.

Случаи бесовского прельщения встречаются и в наши дни. Со мной в семинарии учился молодой человек, который очень усиленно молился и постился, но, видимо, с неправильным, несмиренным расположением души. Студенты стали замечать, что он целыми днями просиживает за книгами. Все думали, что он читает святых отцов. Оказалось, что он изучал книги по исламу и оккультизму. Перестал исповедоваться и причащаться. К сожалению, его не удалось вывести из этого состояния, и вскоре его отчислили.

Грех гордости, начинаясь порой с мелкого тщеславия и гордыни, может вырасти до страшной духовной болезни. Вот почему святые отцы называли эту страсть самой опасной и наибольшей из страстей.

Брань с гордостью

Как же борются с гордыней, презрением ближних, самовозвышением? Что противопоставить этой страсти?

Святые отцы учат, что противоположная гордыне добродетель – любовь. Самая бо льшая из страстей борется наивысшей добродетелью.

Как стяжать любовь к ближнему?

Как говорится, легко любить все человечество, но очень непросто любить конкретного человека со всеми его недостатками и слабостями. Когда Господа спросили: «Какая наибольшая заповедь в законе?», Он ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 37–39).

Любовь – это великое чувство, которое роднит нас с Богом, ибо «Бог есть любовь». В любви единственное счастье, она способна помочь преодолеть нам все трудности и победить гордость и эгоизм. Но не все правильно понимают, что такое любовь. За любовь часто ошибочно принимают те приятные ощущения, которые мы получаем, когда к нам хорошо относятся, но это не любовь. «Если вы будете любить любящих вас, какая вам польза? Не то же ли делают и мытари?» (Мф. 5: 46). Очень легко и приятно любить человека, находиться рядом с ним, когда он нас только радует. Но когда общение с ближним нас чем-то не устраивает, мы тут же меняем свое отношение к нему, часто до диаметрально противоположного: «от любви до ненависти один шаг». Но это значит, что мы любили не настоящей любовь, наша любовь к ближнему была потребительской. Нам нравились те приятные ощущения, которые были связаны с ним, а когда они исчезали, исчезала и любовь. Получается, что мы любили человека как вещь, нужную нам. Даже не как вещь, а как продукт, вкусную пищу, потому что о любимой вещи мы все же заботимся, например полируем кузов любимой машины, регулярно обслуживаем ее, покупаем всякие украшения и т.д. То есть даже в вещь, если мы любим ее, мы вкладываем свою заботу и внимание. И только пищу мы любим за ее вкус, не более; когда она съедена, она больше не нужна нам. Итак, истинная любовь дает , а не требует. И в этом и есть настоящая радость любви. Радость от получения чего-то – радость материальная, потребительская, а в дарении кому-то – истинная, вечная.

Любовь – это служение. В этом дает нам великий пример Сам Господь наш Иисус Христос, когда Он умыл ноги апостолам на Тайной вечери, сказав: «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13: 14–15). И Христос любит нас ни за что-то (потому что нас не за что особенно любить), а просто потому, что мы Его дети. Пусть грешные, непослушные, духовно больные, но ведь именно больного, слабого ребенка родители любят больше всего.

Чувство любви не может существовать без наших усилий. Его нужно воспитывать в своем сердце, возгревать день за днем. Любовь – это сознательное решение: «Я хочу любить». И нужно делать все, чтобы это чувство не погасло, иначе наше чувство долго не протянет, оно станет зависеть от множества случайных причин: эмоций, нашего настроения, обстоятельств жизни, поведения ближнего и т.д. По-другому выполнить слова Христа невозможно, ведь нам заповедана любовь не только к близким – родителям, супругам, детям, но и ко всем людям. Любовь стяжается ежедневным трудом, но награда за этот труд велика, ибо ничто на земле не может быть выше этого чувства. Но в начале нам приходится буквально понуждать себя к любви. Например, пришел домой усталый, не жди пока тебе сделают приятное, сам помоги, помой, скажем, посуду. Одолело плохое настроение – понудь себя, улыбнись, скажи ласковое слово, не срывай раздражение на других. Обиделся на человека, считаешь его неправым, себя невиновным – понудь себя, прояви любовь и первым пойди примиряться. И гордость побеждена. Но тут очень важно не возгордиться уже своим «смирением». Так, воспитывая себя день за днем, человек дойдет когда-нибудь до того, что уже не сможет жить по-другому: у него будет внутренняя потребность дарить свою любовь, делиться ею.

Очень важный момент в любви – видеть ценность каждого человека, ведь в каждом есть что-то хорошее, просто нужно изменить свое часто предвзятое отношение. Только воспитывая в своем сердце любовь к ближнему, меняя свое отношение к нему, научаясь видеть в нем хорошие стороны, мы будем шаг за шагом побеждать в себе гордость и превозношение. Любовь побеждает гордость, ибо гордость есть недостаток любви к Богу и людям.

Как научиться любви к Богу? Полюбив Его творение – человека. Человек – это образ Божий, и невозможно любить Первообраз и без любви, неуважительно относиться к иконе, изображению Бога. Недаром апостол Иоанн Богослов пишет нам: «Кто говорит: “Я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4: 20).

Вместо заключения: «Царство Небесное силою берется»

Путь борьбы со страстями нелегок и тернист, мы часто изнемогаем, падаем, терпим поражение, иногда кажется, что сил больше нет, но снова встаем и начинаем бороться. Потому что путь этот единственный для православного христианина. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Мф. 6: 24). Невозможно служить Богу и оставаться рабом страстей.

Конечно, ни одно серьезное дело не делается легко и быстро. Воссоздаем ли мы храм, строим дом, воспитываем ребенка, лечим тяжелобольного человека – всегда требуются очень большие усилия. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12). А стяжание Небесного Царства невозможно без очищения себя от грехов и страстей. В славянском переводе Евангелия (всегда более точном, образном) вместо глагола «берется» употребляется слово «нудится». И действительно, духовная работа требует не просто приложения усилий, но принуждения, понуждения, преодоления себя.

Человек, ведущий борьбу со страстями и побеждающий их, венчается за это от Господа. Однажды преподобного Серафима Саровского спросили: «Кто в нашем монастыре выше всех предстоит перед Богом?». И преподобный ответил, что это повар с монастырской кухни, по происхождению из бывших солдат. Старец сказал также: «Характер у этого повара от природы огненный. Он готов в запальчивости убить человека, но его непрестанная борьба внутри души привлекает к нему великое благоволение Божие. За борьбу ему подается свыше благодатная сила Святого Духа, ибо непреложно Божие слово, которое говорит: “Побеждающему (себя) дам место сесть с Собою и облеку в белые одежды”. И, наоборот, если человек не борется с собой, то доходит до ужасного ожесточения, которое влечет к верной гибели и отчаянию».

Независимо от того, верующий человек либо нет, ни один из пороков не приведет его ни к чему хорошему. Наряду с завистью, гневом и алчностью стоит гордыня. Многие путают это понятие с гордостью, полагая, что между ними нет никаких различий. Попробуем разобраться, как и чем отличаются эти два слова, велика ли разница. Прежде всего давайте выясним, что такое гордость, как ее можно охарактеризовать.

Толкование слова

Согласно толковым словарям, гордость можно определить как:

  1. Чувство удовлетворения от какого-либо действия.
  2. высокомерие, спесь.

Как видим, с одной стороны, это - положительное чувство, которое человек испытывает по отношению к себе и окружающим. С другой - это понятие отрицательное, так как гордый человек возвышает себя, принижая этим других людей. Так что такое гордость? Хорошо это или плохо? И можно ли вообще назвать это чувство хорошим или плохим? Все зависит от того, что лежит в основе рассматриваемого понятия. Если это талант человека, его трудолюбие и успех, то чувство гордости вполне заслуженно. Оно несет радость и как самому человеку, так и окружающим. Однако часто бывает и так, что упомянутое чувство испытывается без каких-либо на то оснований. Например, красивые девушки часто возвышают себя и унижают тех, кому в этом отношении повезло меньше. Данные от природы качества не должны вызывать такое чувство, как гордость. Значение слова в этом случае будет отрицательным.

Разное понимание одного слова

Одно и то же понятие в разные времена может иметь как положительный, так и отрицательный смысл. Ярким примером этого является национальная гордость. В большинстве случаев это чувство приветствуется. Под ним понимается любовь и привязанность человека к своей стране, готовность защищать и отстаивать общие интересы. Однако история может привести и достаточно трагичные примеры использования данного понятия: Германия в 30-40-х годах (идея превосходства «высшей нации»), Британская империя в 19 веке (идея «бремени белого человека») и так далее. Что такое гордость в этом случае, как не чувство превосходства представителей одной нации, расы над другими людьми? Как показал печальный опыт прошлых поколений, оно не приносит ничего хорошего.

Гордыня и ее спутники

Значение слова гордость и гордыня похожи, но имеют и значительные отличия. В современном обществе понятие «гордыня» употребляется крайне редко. Его заменяют близкими по значению терминами: высокомерие, амбициозность, заносчивость, тщеславие, себялюбие. Таким образом, мы видим, что в значении этого слова нет ничего положительного. В отличие от гордости, оно имеет только отрицательную окраску. Среди качеств, свойственных гордыне, можно отметить: лицемерие, тщеславие, капризность, упрямство и высокомерие. А также мнительность, неуправляемость, суетливость, придирчивость, эгоизм и дерзость. Кроме того, человеку, подверженному этому смертному греху, присущи обидчивость, вспыльчивость, властолюбие, склонность к резкой критике, зависть и злопамятство. Также можно назвать такие отрицательные черты, как непримиримость и жестокость, язвительность, непринятие общепринятых норм и авторитетов.

Что такое гордость и что такое гордыня?

Эти два понятия могут иметь противоположное значение. И при этом быть одинаково отрицательными. Чтобы разобраться, необходимо знать, чем вызваны те или иные чувства и стремления:

  • самолюбие, спесь - все это говорит о том, что человек жаждет обрести власть и презирает людей, имеющих более низкое
  • Честолюбие и амбициозность являются признаками того, что человек стремится достичь большего, продвинуться по карьерной лестнице.
  • Дерзость, наглость, нахальство, эгоизм и бесцеремонность свидетельствуют о готовности человека добиваться своих интересов любой ценой, на окружающих.