Можно ли стать пассионарной личностью. Пассионарии, гармоничники и субпассионарии

Пассионарная личность

В последние годы в самых разных местах можно услышать слово «пассионарий». Количество смелых проектов, которые кажутся противоречивыми здравому смыслу, постоянно увеличивается. Все чаще можно встретить людей, которые могут взяться за некоммерческое, но хорошее, правильное и по-настоящему интересное, которые говорят что-то странное о пути, предназначении и таланте…

Это любопытно и заразительно. Каков же он – «пассионарный дух»? Понятие пассионарности в свое время предложил Лев Николаевич Гумилев. Этот термин происходит от «passio» - страсть.

Пассионарность – это способность и стремление к перемене окружения, нарушение инерции, потенциал к прогрессу и деятельности, внутреннее стремление к деятельности, направленное на реализацию супер-важной, далекой, иррациональной цели.

Пассионарная личность – личность, человек «энергоизбыточного» типа, рисковый, активный, увлеченный до степени одержимости, который способен идти на жертвы ради достижения того, что он считает ценным.

Пассионарий не может спокойно жить повседневными заботами без манящей и увлекающей цели – он геройствует и за ценой не постоит. Причем может пожертвовать не только собой и своими интересами, но и другими. Возможны «перегибы», когда пассионарность выходит из под контроля целесообразности и из созидательной силы превращается в разрушительную.

Степени пассионарности могут быть разными, но для того, чтобы она была видима в истории, нужно много пассионариев. Другими словами, это не только индивидуальный признак, но и популяционный. Люди, обладающие данным признаком, в благоприятных условиях совершают поступки, которые в сумме меняют инерцию традиции и создают новое – например, инициируют новые этносы. Поэтому есть понятие «социальной пассионарности».

Передается ли пассионарность по наследству, еще не ясно, но то, что она заразительна, известно. Обычные люди, которые находятся в близости от эпицентра, начинают вести себя, как пассионарные. При этом, если человек отдалятся на определенное расстояние, то снова ведет себя, как обычно. Такой феномен называется «пассионарная индукция» и активно используется. В военном деле, например, когда несколько пассионариев своим примером зажигают и поднимают целую армию.

Роль пассионариев в инициировании и развитии переходов и прорывов огромна, но их число в общей человеческой массе ничтожно. Они обречены, они безудержно гибнут и сгорают.

Основную социальную массу образуют люди гармоничного типа (те, у которых желание самосохранения и импульс пассионарности уравновешены) – не сверхактивные, воспроизводящие потомство, которые умножают материальные ценности по существующим образцам, улучшают качество жизни, уживчивые.

А в фазы регресса и застоя представлены в большинстве «субпассионарии» - люди с недостатком энергии (с отрицательной пассионарностью) – они инертны, лишены воображения, не способны к созиданию, но умеют служить за деньги, создавать и поддерживать правила, ограждающие их от угроз личному комфорту, «зрители цирковых представлений и получатели хлеба», те, кто проповедует жизнь для себя, безумно равнодушные и спокойные…

Согласно закону, сформулированному Гумилевым, совокупная «работа», выполненная народом (этносом), находится в прямой пропорциональной зависимости «пассионарному напряжению». Есть различные степени и стадии пассионарного напряжения. Их всего семь: первая - фаза подъема – рост пассионарного напряжения; акроматическая фаза – стабилизация уровня напряжения на самом высоком уровне; фаза надлома – начало снижения пассионарного напряжения; затем инерционная фаза – неумолимое снижение напряжения, укрепление социальных институтов и государственной власти, накопление культурных и материальных ценностей; фаза обскурации (даже деградации) – рост численности субпассионариев и падение пассионарности ниже нулевого уровня; фаза регенерации – восстановление пассионарности на короткое время за счет уцелевших пассионариев на периферии системы; реликтовая фаза – установка пассионарного напряжения на самом низком уровне и прозябание.

Однако не нужно забывать, что следствием роста пассионарности социума может явиться война или революция.

Существуют идеи о возможности создания «пассионарных реакторов» - генераторов социальной энергии, где пассионарность может расти и поддерживаться, не становясь опасной.

Пока концепцию пассионарности не приняло ни одно научное сообщество, хотя никто и не экспериментировал. Но это может быть интересно. «Пассионарные реакторы», которые работают в определенной социальной среде и трансформируются в общество – можно было бы попробовать.

Но, может быть, уже все происходит – строится инфраструктура, которая привлекает в себя пассионариев. Сообщества, бизнес-инкубаторы, сети, движения единомышленников, клубы – это все социально-энергетические сгустки. Это еще не «реактор», но уже способ аккумулирования энергии, в том числе через индукцию – заражение. Вот от сюда и появляется ощущение самого «пассионарного духа», который концентрируется в определенных местах.

Время покажет, получится ли из этого через некоторое время что-нибудь революционное или это будут просто постепенные преобразования.

Идеи теории пассионарности Л.Н.Гумилева первоначально использовались для понимания процессов развития, становления, угасания и выживания этносов, а пассионарии - как необходимый потенциал для сохранения и возрождения этнических образований. Теория пассионарности опирается на биологические феномены, которые свойственны не только людям, но и животным. Поэтому пассионарии представлены автором как особи, обладающие повышенным уровнем энергии, которая направленно используется ими для процессов выживания.

В психологии теория пассионарности рассматривается как наука, в которой описана новая категория людей, обладающая чертами героической личности. Эти черты развиваются в процессе воспитания с опорой на повышенный потенциал активности ребенка, который направляется педагогами на социально значимые цели. С психолого-педагогической точки зрения, пассионарность - это комплекс социально ценных единство которых позволяет человеку проявить свою повышенную активность в деятельности, полезной как для общества, так и для личности.

1) Волевые качества. Теория пассионарности дает характеристику пассионарной личности как человеку с «длинной волей». И хотя цель зачастую остается иллюзорной, пассионарный человек под действием неодолимого стремления к деятельности, с легкостью преодолевает любые препятствия, которые встречаются на пути к достижению задуманного, находит способы и средства, позволяющие достигать цели.

2) Адаптивность. Пассионарная теория этногенеза предполагает, что пассионарный человек способен к завоеванию новых территорий, к их освоению и использованию. Поэтому он имеет высокий уровень приспособления к новым условиям, а также способность менять условия под себя, совершенствуя новую среду. Его способность к адаптации оценивается как сверхадаптация.

3) Жертвенность. Пассионарные лидеры проживают яркую, но короткую жизнь, т.к. готовы пожертвовать собой ради блага других людей. У них зачастую диагностируется склонность к риску, низкий уровень ценности собственной жизни в сочетании с переживанием страстности и импульсивности.

4) Агрессивность. Пассионарная теория в некоторых источниках именуется теорией агрессии, т.к. связана с завоеванием территорий, с ведением войн, революций, бунтов, мятежей. Пассионарии также обладают высоким уровнем агрессивности, т.к. являются полководцами, вождями, воинами. Но агрессивность для них является только средством для изменения ситуации, преломления пути развития этноса. Конечная цель определяется как конструктивная, т.е. направленная на создание новых, более комфортных условий жизни для социума.

5) Темперамент. Пассионарии характеризуются как люди активные от рождения, темпераментные, поэтому зачастую у них диагностируется холерический или сангвинический

6) Комплиментарность. Оценивается как положительная комплиментарность, т.е. проявляется как «созвучие» со своим народом. В своем этносе пассионарный человек чувствует себя не просто «своим» человеком, но и испытывает ответственность за всех членов общества. Комплиментарность первоначально проявляется в малых коллективах и тесно связана с адаптацией, т.е. при вхождении ребенка в новый коллектив, он воспринимает его членов как «своих», что и позволяет быстро привыкнуть к новым условиям.

Теория построена на описании ярких исторических личностей, которые смогли своего этноса, вывести его на новый уровень развития. Психологическая наука, проводя биографические исследования, смогла составить портрет пассионария с опорой на личностные качества и черты характера, присущие таким людям, что позволяет узнавать и распознавать пассионариев современности и направлять их деятельность в социально значимую деятельность.

Необходимо дать некоторые пояснения по термину «пассионарий» и показать деловые качествах пассионария. Для большей наглядности сделаю это на примере статьи о боевых качествах солдат.

Некий автор в своей статье пишет: «Какой солдат сильнее: вооруженный современным оружием или допотопным ружьем? Ответ очевиден: сильнее тот, кто готов это оружие применить. И только если готовность применить оружие одинакова, то сильнее первый.»

Вопрос об эффективности бойца несколько сложнее, чем пишет этот автор. Все, так называемые «гражданские», при анализе боевых качеств солдата допускают одну и ту же ошибку - рассматривают боевую ситуацию изолированно от «жизнедеятельности солдата вчера и позавчера». Такой подход можно назвать идеальным и ситуация такая встречается только в лаборатории, на полигоне и на стрельбище. В реальной ситуации всё не так.

Расскажу об этом, как кадровый военный в прошлом, и примерно тем же языком.

В реальной ситуации, прежде чем встретить противника и применить оружие бойцы просто долго и хреново «живут» на природе - хреново спят на земле или в кузове автомобиля, пьют хреновую воду, едят хреновую сухомятку и всё это в недостаточном количестве. Зато много двигаются на хреновой жаре днем и на хреновом холоде ночью, и таскают на себе разные тяжести.

Все это сдабривается дополнительным стрессом от дистанционного огневого воздействия противника.

Через несколько дней половина солдатиков просто элементарно слабеет, начинает плохо видеть, плохо слышать, у них снижается реакция на раздражители. Появляются всякие болячки, начинаются проблемы с пищеварением. Этим солдатикам уже не до войны, не до геройства. Победа их уже не интересует, такие солдатики уже не эффективны в бою.

Но есть бойцы, которые все эти трудности переносят легко и без потери своей боевой эффективности - они живут на чае и сухарях сколь угодно долго и остаются бодрыми и работоспособными. Именно они выполняют основную боевую задачу подразделения.

Не знал я в свои военные годы, как они, такие люди, называются по-научному, и только прочитав у Гумилева про пассионариев, понял, что я их видел в реале, видел этих пассионариев в действии.

Люди такого сорта, люди такого качества и в экономике и в политике также становятся лидерами, также достигают успеха. Они КОНКУРЕНТНОСПОСОБНЫ везде!


Если элита этноса состоит из людей такого качества, то такой этнос на подъеме, такой этнос успешен. Именно этот момент этногенеза отметил и рассмотрел Гумилев в своей теории.

Интересен в этом аспекте и взгляд на, так называемую, коррупцию. Распространено мнение, что коррупция это взятки, это воровство бюджетных денег и т.д. Но это упрощенный взгляд на проблему. Основной вред коррупции в другом, основной вред коррупции состоит в негодном принципе формирования элиты. Элита страны, пораженной коррупцией, формируется не из ЛУЧШИХ представителей этноса, элита страны формируется из СВОИХ, из людей удобных, из людей послушных, из родных и близких. Деловые качества человека отходят на второй план.

В трудные моменты жизни страны такая «элита» не эффективна, такая элита не способна качественно решить задачи, стоящие перед страной и народом.

Именно застой и отсутствие настоящего обновления элиты по деловому признаку приводит страну и этнос к упадку.

Пассионарность от латинского слова «passio»- страсть.

Пассионарность - это непреодолимое внутреннее стремление к деятельности, направленное на достижение какой-либо цели. Цель эта представляется пассионарной особи ценнее собственной жизни, а тем более жизни и счастья современников и соплеменников.

Более академично о пассионариях можно сказать так:

«Пассионарии— люди, обладающие природной способностью абсорбировать из внешней среды энергии больше, чем это необходимо для личного и видового самосохранения, и выдавать эту энергию в виде целенаправленной работы по видоизменению окружающей их среды.» Пассионарии — люди с избыточной энергией. Поведения человека и его психика служат критерием для определения степени его пассионарности.

Пассионарии являются людьми нового склада мышления и поведения в популяции, и ломают старый уклад жизни. Пассионарии организуются в группы, которые, впоследствии, становятся ядрами новых этносов. Пасионарии выдвигают, развивают и внедряют новые идеологии
.

Пассионарии - это активные, предприимчивые люди, люди риска, стремящиеся к достижению своей цели и преодолевающие страх смерти.

Пассионарность имеет свойство передаваться от пассионарного человека менее пассионарному, на некоторое время пассионарный человек увлекает за собой толпу.

Примеры пассионариев:

Чингисхан, Тэмуджин, Темучин ; даты жизни неточно 1155 или 1162 - 25 августа 1227 - великий хан Монгольской империи, полководец, завоевавший Китай, Среднюю Азию, Кавказ и Восточную Европу.

Чингисхан был высок ростом, имел крепкое телосложение, широкий лоб, длинную бороду. Он имел способности выдающегося полководца, организатора, сильную волю и самообладание. Был приветлив и щедр, умел радоваться жизни. В быту был неприхотлив и дожил до преклонных лет, сохранив свои умственные способности.

Наполеон Бонапарт , даты жизни 15 августа 1769 Корсика - 5 мая 1821 остров Святой Елены - французский полководец и император французов в 1804—1815 годах.

Целеустремлен, активен, амбициозен, работоспособен, бесстрашен. Чин бригадного генерала получил в 24 года, императором Франции стал в 35 лет. Всего в жизни добился сам, своим трудом, упорством и просчитанным риском.

Пассионарии в истории:

А.Македонский, Ганнибал, Колумб, Кортес, Жанна дАрк, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Макиавелли, Меньшиков, Ньютон, Коперник, А.Суворов, М.Кутузов, Е.Пугачев, И.Сталин, С.Лем и многие другие.

В последние годы в самых разных местах можно услышать слово «пассионарий». Количество смелых проектов, которые кажутся противоречивыми здравому смыслу, постоянно увеличивается. Все чаще можно встретить людей, которые могут взяться за некоммерческое, но хорошее, правильное и по-настоящему интересное, которые говорят что-то странное о пути, предназначении и таланте…

Это любопытно и заразительно. Каков же он – «пассионарный дух»? Понятие пассионарности в свое время предложил Лев Николаевич Гумилев. Этот термин происходит от «passio» - страсть.


Пассионарность – это способность и стремление к перемене окружения, нарушение инерции, потенциал к прогрессу и деятельности, внутреннее стремление к деятельности, направленное на реализацию супер-важной, далекой, иррациональной цели.

Пассионарная личность – личность, человек «энергоизбыточного» типа, рисковый, активный, увлеченный до степени одержимости, который способен идти на жертвы ради достижения того, что он считает ценным.

Пассионарий не может спокойно жить повседневными заботами без манящей и увлекающей цели – он геройствует и за ценой не постоит. Причем может пожертвовать не только собой и своими интересами, но и другими. Возможны «перегибы», когда пассионарность выходит из под контроля целесообразности и из созидательной силы превращается в разрушительную.

Степени пассионарности могут быть разными, но для того, чтобы она была видима в истории, нужно много пассионариев. Другими словами, это не только индивидуальный признак, но и популяционный. Люди, обладающие данным признаком, в благоприятных условиях совершают поступки, которые в сумме меняют инерцию традиции и создают новое – например, инициируют новые этносы. Поэтому есть понятие «социальной пассионарности».

Передается ли пассионарность по наследству, еще не ясно, но то, что она заразительна, известно. Обычные люди, которые находятся в близости от эпицентра, начинают вести себя, как пассионарные. При этом, если человек отдалятся на определенное расстояние, то снова ведет себя, как обычно. Такой феномен называется «пассионарная индукция» и активно используется. В военном деле, например, когда несколько пассионариев своим примером зажигают и поднимают целую армию.

Роль пассионариев в инициировании и развитии переходов и прорывов огромна, но их число в общей человеческой массе ничтожно. Они обречены, они безудержно гибнут и сгорают.

Основную социальную массу образуют люди гармоничного типа (те, у которых желание самосохранения и импульс пассионарности уравновешены) – не сверхактивные, воспроизводящие потомство, которые умножают материальные ценности по существующим образцам, улучшают качество жизни, уживчивые.

А в фазы регресса и застоя представлены в большинстве «субпассионарии» - люди с недостатком энергии (с отрицательной пассионарностью) – они инертны, лишены воображения, не способны к созиданию, но умеют служить за деньги, создавать и поддерживать правила, ограждающие их от угроз личному комфорту, «зрители цирковых представлений и получатели хлеба», те, кто проповедует жизнь для себя, безумно равнодушные и спокойные…

Согласно закону, сформулированному Гумилевым, совокупная «работа», выполненная народом (этносом), находится в прямой пропорциональной зависимости «пассионарному напряжению». Есть различные степени и стадии пассионарного напряжения. Их всего семь: первая - фаза подъема – рост пассионарного напряжения; акроматическая фаза – стабилизация уровня напряжения на самом высоком уровне; фаза надлома – начало снижения пассионарного напряжения; затем инерционная фаза – неумолимое снижение напряжения, укрепление социальных институтов и государственной власти, накопление культурных и материальных ценностей; фаза обскурации (даже деградации) – рост численности субпассионариев и падение пассионарности ниже нулевого уровня; фаза регенерации – восстановление пассионарности на короткое время за счет уцелевших пассионариев на периферии системы; реликтовая фаза – установка пассионарного напряжения на самом низком уровне и прозябание.

Однако не нужно забывать, что следствием роста пассионарности социума может явиться война или революция.

Существуют идеи о возможности создания «пассионарных реакторов» - генераторов социальной энергии, где пассионарность может расти и поддерживаться, не становясь опасной.

Пока концепцию пассионарности не приняло ни одно научное сообщество, хотя никто и не экспериментировал. Но это может быть интересно. «Пассионарные реакторы», которые работают в определенной социальной среде и трансформируются в общество – можно было бы попробовать.

Но, может быть, уже все происходит – строится инфраструктура, которая привлекает в себя пассионариев. Сообщества, бизнес-инкубаторы, сети, движения единомышленников, клубы – это все социально-энергетические сгустки. Это еще не «реактор», но уже способ аккумулирования энергии, в том числе через индукцию – заражение. Вот от сюда и появляется ощущение самого «пассионарного духа», который концентрируется в определенных местах.

Время покажет, получится ли из этого через некоторое время что-нибудь революционное или это будут просто постепенные преобразования.

Что такое пассионарность? Есть ли для нее место в нашем мире? И кто они – страстные люди нашего поколения? Попробуем рассказать об этом.

Слово пассионарность образовано от французского passioner, то есть увлекаться и разжигать страсть. В английском варианте passion - страсть, пыл, энтузиазм.

Сам концепт пассионарности появился благодаря Льву Николаевичу Гумилеву, советскому историку, этнологу и писателю. Перед тем как мы перейдем к современным пассионариям, было бы благоразумно поговорить о изначальной идее. Во многом потому, что мы адаптируем ее под новые условия и введем новые значения.

Изучая вопрос развития народов, в частности вопросы переселения населения, Гумилев пришел к идее, что помимо объективных факторов вроде пищи, воды и опасностей, присутствует нечто большое. Это нечто большее было определено как некая биохимическая энергия, которая двигает человека к высоким (первоначально казалось бы недостижимым целям) через непреодолимое желание к изменениям.

Переизбыток этой энергии в сознании отдельного человека и называется пассионарностью - способность менять судьбы целых народов. Эта теория, а ее полное название “Пассионарная теория этногенеза” не нашла всеобщего признания, а самого Гумилева неоднократно подвергали жесткой критике.

Как найти пассионария в истории? Это очень просто. Вы все они слышали о них в той или иной степени:

Это Наполеон Бонапарт, основной мотив поведения которого - жажда деятельности.

Александр Македонский, очевидная иррациональность действий которого объясняется крайней степенью выраженности у него честолюбия и гордости.

Неукротимый Чингисхан.

Луций Корнелий Сулла, человек невероятно тщеславный и завистливый.

Страстно убежденные Лютер и Кальвин.

Савонарола - итальянский монах и реформатор в 1494—1498 годах.

Иоанн Лейденский (вождь мюнстерских анабаптистов) и Жанна Д’ Арк.

Неистовый протопоп Аввакум.

Идущий на крайний риск Ганнибал.

“Любовник бранной славы" Карл ХII.

Со многими вы знакомы, но постарайтесь найти время и обновить свои знания. Например, начните с потрясающей и легкой для восприятия биографии Ганнибала под авторством Ричарда А. Габриэля . Так или иначе, у нас есть идея. И мы воспользуемся ей, чтобы обозначить современные тенденции.

Не сотвори себе кумира.

Современный мир - эпоха личностей, которые транслируют свои идеи на весь мир. Наверное, никто из вас не станет искать пассионариев в политике. И вы будете правы.

Давайте представим, что существует тенденция сокращения масштабов страстности. Если представить подобное развитие событий, то вам откроется новый мир современных страстных людей.

Вам станет более понятно, если мы возьмем не рамки народа или нации. Давайте остановимся на экономике? Например, на одной из корпораций?

В начале каждой из корпораций стояла пассионарная личность. Как мы знаем, пассионарность по Л.Н. Гумилеву - это социально-историческое явление, характеризующееся появлением в ограниченном ареале большого числа людей со специфической активностью, то есть пассионариев, где пассионарность — это непреодолимое внутреннее стремление к деятельности, направленной на изменение своей жизни, окружающей обстановки,статуса-кво. Подобная деятельность расценивается пассионарной личностью ценнее собственной жизни, не говоря уже о жизни, счастье соплеменников и современников.

Пассионарность никак не связана с этикой и в равной степени приводит человека к преступлениям или подвигам, разрушению или созиданию и творчеству. Тем не менее, пассионарность полностью исключает равнодушие.

Вы никого не узнаете? Специально не будем приводить имен, чтобы вы могли подумать о каком-то своем примере. Так вам будет проще понять идею.

Они рядом с вами. Вы просто не думали о них так.

Сужая границы феномена, мы делаем картинку более четкой. Давайте будем выделять микроскопические в рамках мира контексты пассионарности, а потом найдем и самих микро-пассионариев.

Конечно, это не ваш сосед по подъезду. Но кто-то каждый день общался и общается с такими людьми. Защитник гражданских прав по имени Мартин Лютер Кинг - ярчайший пример недавнего прошлого. Его речь и жизнь - пример страсти и самопожертвования ради дела.

У меня есть мечта.

И не у Кинга одного. Посмотрите речь Кинга и речь маленькой девочки, которая, якобы, изменила сознание многих людей.

На самом деле нет. На наш скромный взгляд, такие яркие вспышки страсти и принадлежности высоким идеалам сгорают пронзительно быстро.

Микро-контекст экономики и технологии куда более живучий. Именно поэтому Элона Маска, создателя и владельца компании SpaceX, можно отнести к пассионариям.

Не к полноценным в изначальном их понимании, но как мы ранее обозначили:

Но это не делает их менее значимыми.

Состояние пассионарности инклюзивно - человек не становится героем для толпы, напротив, человек представлен как герой от толпы, поскольку большинство пассионариев находятся в составе толпы, определяя ее активность и потентность на том или ином промежутке времени и состояния развития общества.

Идея о “пассионариях” — изобретателях и творцах — более поздняя и не имеет достаточного подтверждения. Но и мы не настаиваем на ее исключительной правоте.

В своей основе, жизнь страстного человека определяет его окружение. Ему нужна поддержка неравнодушных людей, иначе он просто окажется в изоляции. Здорово, если есть поддержка близкого окружения. А что вы скажете, если его поддержкой станут 10 000 людей, которые по его просьбе поднимут руки. Или начнут повторять за ним слова. Или выполнят его просьбу?

По нашему скромному мнению, удельный вес пассионариев избыточен (что просто прекрасно) лишь в одном микроконтексте - это музыка. Одним из врожденных желаний страстного человека становится достижение гармонии. Не в том смысле, о котором вы привыкли говорить, используя это слово.

Слаженность противоположностей, единение многого и согласие несогласных звуков.

Именно музыка, по мнению пифагорейцев, несет в себе гармонию.

Вспомните себя на любом концерте. Перед вами стоит один человек, который взаимодействует с вами. Передает вам все свои идеи, а вы отвечаете ему согласием.

Если вы думали, что хоть один политик обладает подобной властью, властью, которая не принуждает, но убеждает быть подвластным, то вы ошибаетесь.Разве можно сравнить речь хоть одного политика или представителя народа с этим:

Вы можете себе представить эту безграничную власть в едином и страстном порыве быть единым целым через слова и звуки, смыслы и содержания. Кто из вас мысленно не ответил на слова "I still love you"? И все это настолько естественно, что нет сомнения в пассионарности музыки и ее величайших представителей. Оставим Меркьюри.

Приведем и другие примеры. Их не сравнить по силе проникновения и отдачи с примером выше, но все далее из разных стилей и направлений в музыке. И везде потрясающий отклик и чувство синергии. Вот, например, Джаред Лето. Пусть он не умеет петь в живую то, что написал. Но кто из вас откажет ему в пассионарности?

Вы думаете легко увлечь за собой тысячи людей каждый день?

Вот вам еще пример. Группа Alter Bridge c ее одним из самых запоминающихся выступлений. Что в нем особенного? Хотя бы то, что тысячи людей поют одновременно песню, которая была написана в честь умершей матери одного из гитаристов. Вы увидите здесь, как каждый из нас способен отдавать в единое мгновение по единой просьбе того, кому мы верим. Посмотрите на эмоции музыкантов.

Пример далее уже из области тяжелой музыки. Пропустите его, если это входит в конфликт с вашими музыкальными предпочтениями. Это совершенно опционально. Но здесь вы увидите все тоже самое, что говорит нам об отсутствии границ в музыке. Разве что к поп-культуре это не совсем относится. Нет никаких предубеждений - замечательный представитель музыкальной культуры, но он блекнет по сравнению с другими направлениями. Хотя это все субъективно.

Вы увидите искреннюю силу убеждать и слушать себя. Вы увидите пассионариев вокруг себя. Вы увидите как достаточно одного призыва, чтобы те, на кого обычно не обращают внимания, почувствовали себя живыми. Вы часто проходите мимо инвалидов в колясках. Возможно вы сопереживаете, но разве это сравнимо с тем, когда сотни людей поднимают их в колясках у себя над головами. И несут их к сцене, чтобы они смогли радоваться вместе со всеми.

Вы увидите себя более человечными, открытыми и сопереживающими.

И последний пример. Вы, наверное, помните, что в начале статьи мы приводили примеры пассионариев из истории. Многие из них были полководцами, для которых было жизненно необходимо повести людей за собой. Вдохновить их, убить страх. Теперь посмотрите видео ниже. Опять же предупредим, там будет тяжелая музыка. Вам нужен лишь один фрагмент c 4:30 по 4:55. Остальное можете не смотреть, если этот жанр не находит в вас отклика.

А теперь посмотрите любой голливудский исторический фильм. Про того же Александра. Или фильм Ридли Скотта "Гладиатор". Вы не находите разительного сходства? Давайте посмотрим отрывок из фильма "Храброе сердце":

Момент иступленных эмоций и ожиданий синергичного отклика в сердцах многих, накал всех страстей - вы просто не сможете остаться в стороне.

Насколько важно для вас это ощущение единого страстного порыва, который они создают, - решать вам. Просто вспомните об этом, когда в следующий раз что-то необъяснимое потребует у вас ответить громким криком в ответ человеку, который просто для вас поет.