Что толкин заимствовал из мифов и легенд. Толкинизм для чайников, создание средиземья и предначальная эпоха властелина колец

Роналд Толкиен - английский филолог и писатель. Великий сказочник XX века. Его роман «Властелин колец» признан лучшей книгой всех времен и народов. Подобно герою своего романа Фродо, Толкиен получил особый дар, закрыться от которого он не имел права и был вынужден сделать то, что никто другой за него не сделал бы. И по сей день не утихают споры - чем обладал Толкиен: писательским талантом или магическим прозрением. Этого человека при жизни никто и никогда не знал по фамилии. Для близких родственников он был Роналдом, для школьных друзей - Джоном Роналдом. В Оксфордском университете, где он сначала учился, а потом преподавал, звучало прозвище Толлерс. Когда он стал литературной знаменитостью, то обзавелся на американский манер инициалами: Дж.Р.Р.Т. Поклонники его творчества скрыли имя за емким словом Профессор… Теперь, когда почти 30 лет назад от нас ушел один из самых талантливых писателей и духовных наставников XX века, фамилия Толкиен сияет все ярче и ярче.

Смелости юному Толкиену было не занимать. Появившись на свет 3 января 1892 года в столице Южной Африки (в то время это был город с красивым названием Блюфонтейн), он с четырех лет отправился на битву с языками. Мать Роналда давала сыну домашние уроки латыни, греческого, французского и немецкого. Кроме того, она учила детей музыке, рисованию и каллиграфии. Семья рано потеряла отца и перебралась в пригород Бирмингема, в Англию. За год до смерти матери маленький Роналд попадает в лучшую школу, где основой образования являлись языки и гуманитарные науки. В двенадцать лет Толкиен остается без родителей. Находясь на попечении католического священника, он полностью посвящает себя учебе в школе и становится лучшим учеником. Острый интерес у Толкиена вызывали корни происхождения языков. Всю свою стипендию Роналд тратил на приобретение книг по филологии. И однажды пришел к мысли создать свой собственный язык.

Собственно говоря, такие попытки были у Толкиена и раньше: вместе со своими двоюродными сестрами он придумал «животный язык», где все слова состояли из названий животных. На этот раз Роналд подошел к делу с научной стороны. Он создал «наффарский язык» на основе испанского, но со своей фонетикой и грамматикой. Следом появился и второй язык, но уже на основе готского. Когда языки были созданы, настало время выдумать мир, где им нашлось бы место.

Выдуманный мир Толкиена, в который следом за автором позднее шагнут тысячи людей по всему свету, был предопределен тремя судьбоносными встречами.

Первая - Эдит Бретт. С ней Роналд познакомился в пансионе, где ему с братом снял комнату опекун Френсис Морган. Барышня жила этажом ниже и тоже была круглой сиротой. Она мечтала о соответствующем образовании, о карьере преподавателя или даже концертирующей пианистки. Звуки фортепиано то и дело доносились до ушей Роналда. Ему в то время было шестнадцать лет, а Эдит уже исполнилось девятнадцать. Этой девушке суждено было стать первой и единственной женой Роналда Толкиена. «Ее волосы были черными, кожа - светлой, глаза - ясными, и она могла петь и танцевать», - вспоминал Роналд. И она пела ему неземные песни и танцевала в роще. Так во Вселенной Толкиена появилась эльфийская принцесса Лучиэнь. Выдуманный мир стал обрастать своими жителями.

Вторым знаком судьбы можно назвать открытку с изображением «Горного Духа», которую Роналд приобрел во время поездки в Швейцарию. После горной экспедиции седобородый старец с репродукции картины немецкого художника Мадленера произвел на молодого студента Оксфорда поистине магическое впечатление. Так во Вселенной Толкиена появился озорной волшебник Гэндальф. Однако требовалось еще что-то. То, что способно вдохнуть жизнь в новую Вселенную. Прочтение древнего англосаксонского текста Кюневульфа «Христос» стало третьим шагом к созданию лучшей сказки во Вселенной. Толкиена поразили строки, в которых упоминался Эарендел, светлейший ангел, посланный людям в Срединные Земли. Словарь переводил слово Еarendel как «сияющий свет, луч», но для Толкиена было очевидно, что у этого слова есть и какое-то особое значение.

Одна из сказок Толкиена называется «Лист работы Мелкина». В ней рассказывается о художнике, который нарисовал древесный лист, затем само дерево, и уже только потом появился пейзаж. Таким же путем шел и Профессор.

Еще в школе вместе с тремя своими лучшими друзьями он организовал «Чайный клуб». Члены этого клуба пили чай (сперва в библиотеке, а затем в излюбленном магазине Барроу) и дискутировали на литературные темы. На заседаниях «барроуистов» Роналд впервые опробовал свои поэтические опусы. В них уже тогда стали фигурировать странные персонажи: эльфы и лесные духи.

После знакомства с поэмой «Калевала» Толкиен на основе финского разрабатывает язык Высших эльфов и сетует, что Англия не имеет своей столь масштабной мифологии.

В Оксфорде Роналд продолжает традиции «Чайного клуба» и на одной из встреч зачитывает «Путешествие Эарендела Вечерней Звезды». Эта работа, описывающая «плавание звездоносного корабля по небесному своду, пока свет утра не залил все следы», стала для будущего писателя «листом Мелкина». Отсюда берет свой отсчет мифология «Властелина колец».

* * *

С началом Первой мировой войны Толкиен поступает на офицерские курсы. Однако увлечение искусственными языками и поэзией продолжается. Язык эльфов обретает носителей, и возникает красивейшая эльфийская страна Валинор. В эту страну в результате странствий попадает Эарендел.

В 1916 году, после венчания с Эдит, Роналд отправляется на войну во Францию и участвует в кровавой битве на Сомме. Во время всей военной кампании Толкиен продолжает писать рассказы о волшебном мире. Заболев сыпным тифом, в госпитале он рассказывает их соседям по палате. Все время затяжной болезни Эдит ухаживает за своим супругом и записывает легенды, которые Толкиен сочиняет во время прогулок с любимой. Именно тогда появилась на свет одна из самых прекрасных историй о любви, ставшая центральной в «Сильмариллионе» - история о смертном человеке Берене, полюбившем бессмертную эльфийскую принцессу Лучиэнь.

В 1918 году Толкиен возвращается в Оксфорд, где начинает работать в качестве составителя словаря. Спустя семь лет Роналд получает должность преподавателя англосаксонского языка. Потеряв на войне двух из своих друзей, создателей «Чайного клуба», Толкиен образует новый кружок литераторов «Инклинги». Среди членов клуба был Клайв Льюис, будущий создатель «Космической трилогии». Он стал главным оппонентом Профессора в диспутах. «Мифы лгут», - утверждал он. Толкиен парировал: «Мы все сотворены Богом, и потому неизбежно, что мифы, которые нами плетутся, хоть и содержат ошибки, все же позволяют нам увидеть и мелкие брызги истинного света, той извечной истины, что от Бога». Большинство членов клуба обожали мифотворчество и с восторгом встретили «Хоббита», «Сильмариллион» и первые главы «Властелина колец». Сам же автор и не думал их издавать. Помог случай - одна из студенток профессора прочла рукопись «Хоббита» и, будучи связана с издательством, решила пристроить там эту вещь. Книга была принята к печати и вышла в 1938 году. Она настолько хорошо была встречена публикой, что восторженный издатель после выпуска дополнительного тиража стал умолять о продолжении - и чтоб непременно о хоббитах.

17 лет ушло на создание «Властелина колец». Первая часть книги была выпущена в 1954 году, вторая и третья - с задержками в девять месяцев. Очень скоро вышло второе издание, последовали переводы на тридцать языков мира. В 1970 году в Оксфордский словарь английского языка было внесено слово «хоббит». В 1972 году Толкиен получает почетную докторскую степень Оксфорда и титул Командора Британской Империи от самой королевы. По его книгам пишут различные исследования, толкования, вольные продолжения, повсюду образуются кружки и клубы поклонников его вселенной.

Часто произведения начинают жить собственной жизнью и уже не зависят от своего создателя. Особенно это касается гениальных произведений. История с «Властелином колец» - как раз такой случай.

Мечтая создать новую мифологию Англии, Профессор хотел, чтобы его легенды «обладали волшебной, неуловимой красотой… и чтобы при этом они были «высоки», очищены от всего грубого, вульгарного, непристойного и обращены к более зрелым умам земли, проникнутой поэзией издревле». На это ушла почти вся его жизнь. Не так уж и плохо для простого смертного.

Во «Властелине колец» колорит волшебной сказки очень интенсивен. Действие книги протекает в Средиземье. Это такой странный мир, где колдовство и магия - в порядке вещей, где понятия добро и зло - есть понятия света и тьмы. Вечная борьба представлена противоборством светлой страны эльфов Кветлориен и страны вечного мрака Мордора. Фактическим предметом борьбы становится Кольцо Всевластья. Кольцо не только дает колоссальную власть над всем сущим, но и, будучи выкованным Темным Властелином Сауроном, порабощает своего обладателя, пожирает его волю и подчиняет своей злой силе. По стечению обстоятельств кольцо оказывается у одного из хоббитов (это маленький, добродушный народ, который в разных переводах называют то «полумерками», то «полуросликами»). Имя хоббита - Фродо. Кольцо Всевластья разыскивает Властелин Темных Сил. Разыскивает, разумеется, не сам, а, как полагается, с помощью целой армии весьма мрачных и опасных персонажей. Если кольцо соединится с хозяином, вечный мрак покроет Средиземье. Юному хоббиту ничего не остается, как взять на себя всю ответственность и попытаться уничтожить зловещий аксессуар. При помощи нескольких отважных спутников он предпринимает поход в самое сердце Мордора, туда, где в кратере вулкана должен исчезнуть главный козырь злого гения…

Впрочем, всю фабулу рассказывать бессмысленно. «Властелин колец» - это не просто сказка, как может показаться из пересказа сюжета. Это целая Вселенная, выписанная с мельчайшими подробностями. Гений Толкиена сделал мир Средиземья настолько живым, что в него поверили тысячи людей. Поверили и приняли. Этот мир оказался тем, в чем остро нуждался заплутавший в философских исканиях XX век. Моральные ценности после двух мировых войн потускнели и оказались размыты. Неудивительно, что пик популярности книги совпал с волной студенческих волнении 60-х годов. Сознание ущербности и бесчеловечности современной действительности, лежавшее в основе выступлений молодежи находило параллели в картине мира, созданной Толкиеном, картине фантастической, но имевшей совершенно реальную цель - научить людей ясно видеть и отличать овец от волков. Появление книги оказалось также и очень своевременным, ибо в те же годы миру был предложен еще один путь трактования реальности - труды Карлоса Кастанеды. Те, кто не ринулся в поисках галлюциногенных кактусов в Мексику, предпочли мировоззрение Толкиена. Роман «Властелин колец» вскрыл реальность на уровне ассоциаций. В Средиземье общие законы приобрели телесные формы и индивидуальные судьбы, а физические явления - нравственный смысл.

Немыслимый успех Толкиена привлек к жанру многочисленную армию писателей. Появилась масса подражаний. Поток литературы в стиле «фэнтези» достиг гигантских цифр. Средневековая эстетика была даже перенесена в научную фантастику. Яркие примеры - «Дюна» и «Звездные войны». Оба этих романа получили культовый статус на волне популярности Толкиена.

* * *

Разумеется, как только стало ясно, что «Властелин колец» не роман-однодневка, а яркий образец новой классики, роман тут же попытались вывести за жанр литературы. Первой «драматической» интерпретацией «Властелина колец» стал радиоспектакль Би-би-си. Однако вскоре стало ясно, что читатели жаждали визуальных решений. Необычный мир Толкиена хотелось увидеть воочию. Стэнли Кубрик в 1967 году вел переговоры с Толкиеном по поводу экранизации. Видение картины знаменитого американского режиссера насторожило Профессора: Гэндальфа должен был играть Джордж Харрисон, хоббитов Фродо и Сэма - Пол Маккартни и Ринго Старр, а Джону Леннону отводилась роль Голума. Съемки не состоялись. В 1978 году в свет вышел анимационно-игровой фильм Ральфа Бакши, известного по мультсериалу «Спайдермен». Удачной эту картину назвать было трудно. Для воссоздания эпического размаха Толкиена требовались огромные деньги и какие-то иные технологии. Это ярко подтвердил неудачный опыт Рона Ховарда и Джорджа Лукаса. Решив снять фильм «Уиллоу», где главными героями должны были стать хоббиты, они пригласили на съемочную площадку карликов. Лилипуты никак не тянули на героев масштабного эпоса. Не говоря уже о самих пейзажах страны эльфов. Здесь нарисованными задниками и павильонами не отделаешься.

Состоялось несколько невнятных театральных постановок. После смерти Роналда Толкиена были предложения о создании парков развлечений на основе «Хоббитов», нечто вроде средневекового Диснейленда. Сын писателя и издатель книги «Сильмариллион» - Кристофер Толкиен раз за разом давал отказ ушлым предпринимателям.

Желание поучаствовать в борьбе между добром и злом привело к созданию толкиновских ролевых игр. Сотни людей облачались в самодельные средневековые доспехи, вооружались деревянными мечами и разрабатывали сценарии игр на основе сюжетов Толкиена.

История российских толкинистов начинается с издания в России в 1976 году книги «Хоббит». Тираж был небольшой, и книга ходила по стране в самописном варианте. Первыми толкинистами можно назвать членов Клубов фантастики, которым уже не хватало Стругацких. На Западе в то время увлечение хоббитами было повальным, о чем свидетельствует заявление Рейгана, что Советский Союз - это Мордор. Информация мало-помалу просачивалась через «железный занавес», и, как гласит легенда, в августе 1990 года на реке Мане, под городом Красноярском, состоялись первые в нашей стране хоббитские игрища (ХИ или еще - хишки). Проходили они под эгидой Всесоюзного совета клубов любителей фантастики. Первые игры были странным гибридом «Зарницы» и сюжетно-ролевых игр для детей и юношества. Тем не менее Красноярский край и Новосибирск мсжно считать отправными точками развития русского толкинизма: сибирская тайга - тот самый лес, в котором легко оживали сказочные персонажи Толкиена. Сто тридцать апостолов, принимавших участие в этих играх, разъехались по домам и с энтузиазмом начали проповедовать новое учение. Новые хоббитские игрища состоялись в 1991 году в Подмосковье и были значительно лучше по организации.

Стык тысячелетий принес новую пищу для размышлений как поклонникам творчества великого писателя, так и тем, кто никогда ничего не слышал о «Властелине колец». Современные технологии, против которых так активно протестовал Профессор (в книге это подано через образ «научно-технического» колдуна Сарумана), помогли создать вполне адекватную киноверсию «Властелина колец».

* * *

Эпос Толкиена создатели фильма разбили натри части. Снимались они одновременно и стоили около 300 миллионов долларов. Для натуры была выбрана Новая Зеландия, к ландшафту которой с помощью современных цифровых технологий были добавлены невысокие скалистые горы. Для съемок фильма было организовано шесть основных подразделений специалистов: по созданию сказочных персонажей, по спецэффектам, по гриму и муляжам, по доспехам и оружию, по макетам и моделированию эффектов.

Было снято беспрецедентное количество макетных декораций - 64, некоторые из которых считают непревзойденными по сложности (например, лесной город эльфов Лотлориэн и земля гномов Казаддум). Для создания Хоббитона подразделение по озеленению высадило пять тысяч кубических метров огородов и цветников.

В дополнение к стандартной съемочной группе к работе были привлечены специалисты кузнечного и кожевенного дела, скульпторы, эксперты по средневековым доспехам. Было создано более 900 комплектов доспехов ручной работы; более 2000 единиц резинового оружия; более 100 единиц специального оружия ручной работы; более 20 тысяч предметов домашнего обихода и утвари; более 1600 пар индивидуально подогнанных накладных ушей и ног. Печь по производству латексной пены, из которой впоследствии изготавливали ноги и уши хоббитов, руки и ноги урукхаев и другой муляж, работала без остановки: 24 часа в сутки, семь дней в неделю.

Каждая из двухсот голов орков, изготовленных для фильма, была единственной в своем роде: в индивидуально слепленную маску «вживляли» шерсть яка, из которой позже стилисты создавали различные прически.

Режиссер фильма Питер Джексон сделал фантастически важное дело - пошатнул незыблемый «миф о мифе» - утверждение, что перенести Толкиена на экран физически невозможно. Насколько хорошо или плохо пошатнул - судить зрителю. Первая часть «Властелина колец» сейчас активно шествует по кинотеатрам России. Так что хватит рассуждений и цифр - прочитайте книгу и сходите в кино. В конце концов, нет ничего лучше собственного мнения. Глупо спорить, насколько точно фильм Джексона следует букве Толкиена. Главное, что он дает возможность увидеть первый «лист работы Мелкина», остальной пейзаж любознательные дорисуют сами. С помощью гения «безрассудного смельчака» Джона Роналда Рейела Толкиена.

29 июня 1954 года вышла первая книга трилогии «Властелин колец» Джона Рональда Руэла Толкина. Его предыстория – «Хоббит» – была выпущена на несколько лет раньше, но настоящий успех автору принес именно «Властелин колец». «Хоббит» рассказывает о том, как Бильбо Бэггинс отправился путешествовать с гномами и нашел Кольцо Всевластия, а «Властелин колец» является его логическим продолжением.

Сейчас «Властелин колец» – самое известное произведение в жанре фэнтези. Практически невозможно представить фэнтези без «Властелина колец», а ведь поначалу роман даже не хотели печатать. В 1950 году издательство Allen & Unwin отказалось от романа, но в 1952 году согласилось напечатать книгу. Поначалу «Властелин колец» представлял собой одну большую книгу, но из-за объема роман пришлось разделить на три части.

Отзывы критиков были самыми разнообразными. Некоторые говорили, что книга слишком консервативна и отмечали недостаточную глубину характеров. Критик Эдмунд Уилсон писал, что «Властелин колец» больше подходит для детской аудитории, чем для взрослой. Однако в целом отзывы были положительными. Роман попал в благодатную почву шестидесятых, когда в мире процветали идеи равенства, мира и свободы. Хиппи видели в Толкине сторонника и единомышленника.

Помимо «Властелина колец» и менее эпичного «Хоббита» Толкин также написал учебник истории Арды «Сильмариллион», охватывающий полную историю мира, где живут эльфы, хоббиты, орки и люди. С самого начала времен и до самого конца эпохи эльфов.

Книга эта во многих вещах спорная, потому что внутри есть нестыковки по хронологии или географическим названиям. Главы написаны разным языком, персонажи имеют разную проработку. Да и как вместить историю целого мира в 300 страниц? Тем не менее, поклонники продираются сквозь обилие имен, дат и названий и читают «Сильмариллион», а известность Средиземья с годами только растет.

Экранизации “Властелин Колец” и “Хоббит”

В конце 2001 года трилогия «Властелин колец» стала еще более популярной благодаря фильму австралийского режиссера Питера Джексона, который до этого снимал малобюджетные ужастики.

Экранизация понравилась не только не знакомым с книгой людям, но даже фанатам, что происходит не так уж часто. Благодаря фильму в фандом влилось много новых людей. Поклонники продолжают прибывать и по сей день.

Поскольку фандом живет и здравствует уже много лет, по миру Джона Рональда Руэла Толкина, которого в узких кругах принято называть Профессором, можно найти очень-очень много фан-творчества. Средиземье находится среди таких титанов, как «Гарри Поттер», «Стар трек» и «Звездные войны». Толкинисты рисуют фанарт, играют в ролевые игры, пишут фанфики разных жанров и категорий.

Думаю, все видели обе части фильма, которые вышел на экраны в 2012 и 2013 годах. Надо признать, что многое в фильме придумал сам Питер Джексон. Но Совет Галадриэли, Гэндальфа, Сарумана и Элронда, а также возрождение Саурона действительно имели место в каноне.

После экранизации фанатов у Профессора стало еще больше, гномы стали new sexy, а Питер Джексон заработал своим детям на безбедную старость.

В фильм вернулись многие актеры из ВК. Йен МакКеллен (Гэндальф), Кристофер Ли (Саруман), Кейт Бланшетт (Галадриэль), Хьюго Уивинг (Элронд). Во второй части фильма появился Орландо Блум в образе Леголаса.

Немного о фанфикшне в мире Средиземья

Современный писатель-фантаст Ник Перумов написал целую трилогию «Кольцо тьмы», которое рассказывает о мире Средиземья. Скажу честно, что не осилила второй и третий тома, а первый прочитала только по диагонали. Википедия говорит, что книга рассказывает о начале Четвертой Эпохи в Средиземье. Для справки – действие «Властелина колец» разворачивается в конце Третьей Эпохи, а после уничтожения Кольца Власти как раз наступает Четвертая. То есть Ник Перумов, фактически, написал продолжение.

Герои книги – брутальные гномы и не менее брутальный хоббит Фолко Брэндибэк (потомок Мериадока из «Властелина колец»).

Другой знаменитый фанфикшн (да-да, именно так я его называю) – «Черная книга Арды» – рассказывает историю Арды с другой стороны. То есть, показывает Мелькора и Саурона, главных злодеев Средиземья, не ужасающими черными властелинами, а многогранными и романтическими мятежными духами, стремящимися к свободе. Говорят, Мелькор в этой книге даже играл в снежки. Просто прелесть, вы не находите?

Завершая тему фанфикшна, хочу задать вам вопрос. Знали ли вы, что первый фанфик, после которого рунет начал погрязать в слэше, был написан именно по «Властелину колец»? Назывался он «Ночи Мордора», имел рейтинг NC-17 и рассказывал о человеко-эльфийской половой связи. Конечно, все началось с принуждения, ведь тонкие-звонкие эльфы не приемлют плотские утехи. Фанфик появился в начале нулевых, когда интернет только начинал набирать обороты. Юные девы читали «Ночи Мордора», краснели, убегали от монитора в мучительных попытках перестать читать ЭТО, но все же возвращались и дочитывали, а потом снова убегали. И снова прибегали. Уж больно хорошо фанфик был написан.

Переводы Властелина Колец

(тема, которую все ждали)

Но и до выхода фильма было много поводов для обсуждения. Например, переводы. Даже самый знаменитый перевод – Муравьева и Кистяковского – имеет недочеты. Например, переводчики меняли имена героев, как хотели. Именно в этом переводе Кольцо Власти стало Кольцом Всевластия. С тех пор оно таким и осталось. Опрос ВКонтакте показывает, что лучшим люди считают именно перевод Муравьева-Кистяковского. Говорят, этот перевод выполнен под славянскую старину и стилем не слишком похоже на оригинал.

На втором месте стоит перевод Григорьевой и Грушецкого. Их перевод довольно красив, да и оригинальный текст практически не пострадал. Считается, что в этом переводе очень хорошие стихи.

Были такие переводчики, которые вырезали куски и даже сочиняли сами. Некая З.Бабырь выкинула половину книги и вставила несколько своих сюжетных линий. Она изобрела Серебряный венец, который способен испепелить того, кто его недостоин (что?).

Много было трений между любителями разных переводов. Раздол или Дольн? Горлум или Голлум? Лучиэнь, Лучиэль или Лютиэн? Бэггинс, Сумникс или Торбинс? О, каждый считал себя самым лучшим знатоком языка и канона. Споры не утихают по сей день. А уж сколько новых переводов появилось за эти годы…

Т олкинизм

Толкинисты находили самоучебники и учили квенью или синдарин, махались на деревянных (реже дюралевых) мечах, шили плащи из занавесок. Несколько лет назад среди фанатов активно ходила байка об английском (или не английском) толкинисте, который возвращался домой с тусовки, и на него решил напасть вор. Толкинист был правильный – с мечом и в кольчуге, и дал вору достойный отпор. Увидев меч, вор упал на колени и возопил: «Не убивай меня, Дункан МакЛауд!»

Задолго до экранизации в молодежных театрах толкинисты ставили спектакли «Властелин колец». В Москве сняли пародию «Суета вокруг колец», Хелависа из «Мельницы» пела песни по мотивам ВК.

А уж сколько пародий было написано. Самыми популярными стали «Пластилин колец» (читать надо в правильном переводе) и «Звирьмариллион».

После выхода фильма в 2002 году (в России он вышел в феврале) началась новая эра «Властелина колец». Многие начали мнить себя толкинистами и знатоками канона.

– Привет, меня зовут Леголас.

– А тебе больше нравится фильм или книга?

– А что, есть такая книга?

Такие диалоги встречались и в интернете, и в реале. По крайней мере, среди школоты, к которой я тогда относилась. А уж сколько появилось анекдотов.

– Самая красивая девушка «Властелина колец» это Орландо Блум.

– Не, Элайджа Вуд тоже ничего.

Не знаю, как сейчас, но десять лет назад это было смешно. Экранизации Поттера и ВК вышли примерно в одно время, и юные поклонники разделились на два непримиримых лагеря.

Так с чего же все началось? Конечно, с «Хоббита». Со сказки, которую Профессор написал для своих детей.

Хоббит

Старый, мудрый, но веселый волшебник Гэндальф отправляет полурослика Бильбо Бэггинса с шайкой гномов в поход против дракона. Сюжет прост и незамысловат, но уже в «Хоббите» виден серьезный мифологический пласт. И это немудрено, ведь Толкин профессионально изучал скандинавскую мифологию.

Хоббит Бильбо Бэггинс выступает в роли проводника в мир волшебства, эльфов и драконов. Он, как и читатель, ничего не знает о Средиземье, ведь он хоббит, а значит, не любит высовывать нос за пределы собственного дома.

Хоббиты – народ простой. Место их обитания – страна Шир, что находится в королевстве Арнор. Хоббиты живут в добротных норах и не любят приключения и чужаков. При этом они легконоги и бесшумны, как эльфы.

Бильбо Бэггинс, уважаемый хоббит, живет в этом простом мире и не хочет участвовать в каких-то там приключениях. Но его матерью была Белладонна Бэггинс, урожденная Тук, а все Туки склонны к разным авантюрам. Однако эти склонности до поры до времени Бильбо хорошо скрывал даже от самого себя.

И вдруг появляется Гэндальф и все заверте… Бильбо отправляется в путешествие, которое меняется всю его жизнь. Именно в походе к Эребору он находит Кольцо Всевластия.

Удивительный народ эти хоббиты. Ни эльфы, ни гномы, ни люди не воспринимали полуросликов серьезно. А зря. Горлум, который когда-то был хоббитом, целых пятьсот лет был во власти Кольца, но моральный облик потерял не до конца. Бильбо около двадцати лет держал Кольцо в своем сундуке и лишь изредка доставал его, а потом покинул Шир, оставив Кольцо своему племяннику Фродо.

Сам Гэндальф говорил: «Бывает, сильные опускают руки, и тогда на помощь приходят слабые». Мудрый волшебник сказал эти слова до того, как узнал, где находится Кольцо. В тот момент оно было скрыто Горлумом. Затем Бильбо нашел Кольцо, отдал его Фродо, а Фродо пришлось отправиться на Восток, в Мордор, чтобы скинуть Кольцо в Ородруин, где оно было выковано. Но об этом позже.

История Средиземья заканчивается Войной Кольца, но начинается все с «Сильмариллиона».

Сильмариллион

Профессор начал работу над «Сильмариллионом» в 1914 году, когда лежал в госпитале, вернувшись с Первой мировой войны. Это должна была быть книга по мифологии, объясняющая происхождение английской культуры. Произведение включало в себя несколько легенд и называлось «Книгой утраченных сказаний». Многие из этих историй не попали в «Сильмариллион».

Книга рассказывала о мореходе Эриоле (в более поздних версиях его имя – Эльвин), который обнаружил остров Тол Эрессеа. На острове жили эльфы, которые поведали моряку свою историю.

В 1937 году Толкин, вдохновленный успехом «Хоббита», отправил «Сильмариллион» своему издателю, однако работа была отклонена. Издательство решило, что книга может оказаться непонятной для читателя. Вместо этого издатель попросил написать продолжение «Хоббита». Так свет увидел «Властелина колец», а «Сильмариллион» так и не был подправлен.

Книгу издали уже после смерти автора. Сын Профессора, Кристофер Толкин, скомпоновал неоконченные истории отца и свел их воедино. Он пытался добиться непротиворечивости историй друг другу, и для этого ему пришлось изучить черновики и заметки отца. Это был громадный труд, поскольку Толкин-старший оставил после себя много материалов для изучения. У одной истории могло быть несколько вариантов, а имена и географические названия вообще все время менялись. Но Кристофер Толкин справился с задачей. Окончательный вариант «Сильмариллиона» был опубликован в 1977 году.

Считается, что «Сильмариллион» в нашем мире является переложением трехтомника «Переводы с эльфийского» авторства Бильбо Бэггинса. Мистер Бэггинс написал этот труд, читая историю Арды, пребывая в Ривенделле.

Очевидно, это случилось после того, как он покинул родной Шир и оставил Кольцо своему племяннику Фродо. В фильме Фродо отправился с Кольцом в Ривенделл сразу после того памятного дня рождения, когда Бильбо исчез на глазах у всего честного народа. Но по книге прошло около двадцати лет. Так что Бильбо успел перевести с эльфийского целых три тома истории Средиземья.

Помимо «Сильмариллиона» есть книга, которая называется «Неоконченные сказания Нуменора и Средиземья». Ее тоже свел воедино Кристофер Толкин.

Между «Сильмариллионом» и «Неоконченными сказаниями» существуют два главных отличия. Во-первых, в «Сильмариллионе» Кристофер Толкиен менял и сводил данные, чтобы избежать неточностей и нестыковок в повествовании, тогда как «Неоконченные сказания» представлены в своем первозданном виде. Во-вторых, «Неоконченные сказания» значительно больше, а легенды сопровождаются комментариями. Книга содержит несколько историй, которых нет в «Сильмариллионе».

История Средиземья

Но и это еще не все. Для самых преданных фанатов Кристофер Толкиен скомпилировал материал под названием «История Средиземья», который охватывает 12 (!) томов. «История Средиземья» не для слабаков.

Любителям больших фэнтези-серий двенадцать книг могут показаться не такой уж страшной цифрой. «История Средиземья» содержит самые ранние версии текстов, и можно проследить, как эволюционировал мир Средиземья. «Книга утерянных сказаний», та самая, которую автор начал писать в госпитале в 1914 году, стала первыми двумя томами этого издания.

Но все же основной интерес для фанатов представляет именно «Сильмариллион». Именно эта книга является библией толкинистов. В ней описывается ранняя история Средиземья. Так что же было в начале этой истории?

Вначале был Эру Единый, которого на Арде называли Илуватаром. Он создал все сущее в мире.

Эру создал Айнуров (в некоторых переводах слово Айнур не склоняется). Они обитали в Чертогах Безвременья и пели. Айнуры были первыми творениями Эру. Каждый из них мог понять лишь небольшую часть замысла создателя, но вместе они пели, и музыка их была прекрасна. Один из сильнейших и прекраснейших Айнуров – Мелькор – жаждал власти и знаний. Он много путешествовал в пустоте, в Ничто, чтобы стать таким же мудрым, как Илуватар. Но все же он был простым Айнуром, вписанным в четкую иерархию мироздания Эру, и не мог выйти за рамки своей программы.

Айнуры пели по одиночке, но однажды Илуватар велел им петь вместе. Так родилась Первая тема, в которой была задумана Арда (мир). То был миг гармонии, но Мелькор запел свою мелодию, которая не вписывалась в общую музыку. Так появился хаос, и в Арду было вписано зло.

Эру поднял руку и начал Вторую тему, где исправил отклонения Мелькора, но мятежный Айнур вновь запел по-своему. Во Второй теме были созданы очертания мира, и вновь их первозданный вид был нарушен Мелькором. Эру разгневался и велел им молчать.

Началась Третья тема. В ней не участвовали Айнуры, пел один только Эру Илуватар. Именно в Третьей теме были задуманы Дети Илуватара – эльфы и люди. Перворожденные и Пришедшие следом.

Защитники Мелькора говорят, что он был прав, когда начал петь по-своему. Но факт в том, что Мелькор знал только «три-четыре ноты», и получалось у него так себе. Мелькора сравнивают с мятежным ангелом Люцифером. Оба были сильны и прекрасны, но оба не подчинились замыслам высших сил.

Пока играла музыка, и Айнуры пели, перед ними возникло Видение Эа – нового мира, который воплотился в ней. Из звука родился свет. Каждый из Айнуров выполнял свою роль в хоре Илуватара, а вместе получалась гармония, из которой рождался мир – Эа.

Видение исчезло, но Илуватар вложил искру Негасимого Пламени в Ничто, и стала она Сердцем мира. Так появился Эа (Мир Сущий) и Арда (планета и небесные тела вокруг нее). Некоторые Айнуры так полюбили этот мир, что спустились из чертогов Илуватара, чтобы отныне жить там.

Их стали называть Валарами – Стихиями Мира. Мелькору тоже понравился только что созданный мир, и мятежный Айнур захотел править Ардой. Но его брат Манве призвал в Арду множество духов, которые должны были защищать мир от посягательств. По замыслу Эру, мир должен был принадлежать всем в равной степени.

Отныне Валары создавали, а Мелькор разрушал. Они приняли зримые формы, но облик Мелькора оказался «мрачен и ужасен». Он обрушился на Арду, и началась Первая битва между Валарами и Мелькором. Из-за Мелькора ни одному замыслу Валаров не удалось воплотиться так, как было в Видении.

Валары

Эльфы называли Валаров Стихиями Арды, а люди называли их Богами. Семь владык и семь владычиц было в мире. Мелькор был сильнейшим из них, но не назывался Валаром, и имя его было запрещено произносить в мире.

Манве , брат Мелькора, стал Верховным Владыкой Арды. Ему покорялись ветры и быстрокрылые птицы. Орлы, которые спасли Бильбо с компанией от орков в «Хоббите» и Фродо с Сэмом в третьей части «Властелина колец», были орлами Манве.

Рядом с Манве всегда находится Варда , которую эльфы называют Элберет и посвящают ей многие стихи и песни. Для эльфов она самый почитаемый Валар. Варда – создательница и Владычица Звезд. Она видит все, что творится в мире.

Ульмо , Владыка Вод, редко посещает других Валаров. Он не любит принимать зримый облик и путешествует по всему миру. Ульмо очень любит Детей Илуватара, людей и эльфов, и никогда не отворачивается от них. Дух Ульмо течет во всех жилах мира, вода приносит ему вести.

Аулэ владеет телом Земли. Будучи кузнецом и мастером ремесел, он создал лик Арды. Он любил создавать, но никогда не противоречил замыслам Эру. Кроме одного-единственного раза. Но об этом немного позже.

Йаванна , спутница Аулэ, Мать Изобилия. Она владеет лесами и всем, что растет на Земле. Эльфы зовут ее Кементари, Королевой Земли.

Намо , которого чаще называют Мандосом, живет на западе Валинора. Он – хранитель Царства мертвых. В его чертоги приходят души погибших эльфов. Мандос предвидит будущее.

Вайра , подруга Мандоса, прядет Полотно Мира. Все, что происходило в Мире на протяжении веков и тысячелетий, запечатлено на гобеленах в Чертогах Мандоса.

Ирмо , младший брат Мандоса, хозяин видений и снов. Его называют Лориеном в честь того места, где он живет. Не следует путать Лориен, где жили Валары, и тем Лориеном, которым правила Галадриэль. Это два разных места.

Эстэ , его спутница, исцеляет, дарит покой и здоровье.

Сестра Мандоса и Лориена, Ниэнна , живет одна. Ее называют Скорбящей. Ее песнь обратилась плачем еще в то время, когда играла Музыка Айнур. Она дарует силу духа и в мудрость обращает скорбь.

Тулкас , самый сильный и веселый из всех Валаров. Он любит бороться и мериться силой. В Арду он прибыл для того, чтобы помочь остальным Валарам в борьбе с Мелькором. Он никогда не устает и почти все время смеется.

Его подруга, быстроногая Нэсса , беззаботно бродит по полям и лесам Арды в окружении оленей.

Оромэ , брат Нэссы, лучший во всей Арде охотник. Он ездит на гигантском коне по имени Нахар, и их боятся чудища и твари, порожденные Мелькором. Он очень любит Средиземье.

Его подругу зовут Вана , Вечноюная. Она младшая сестра Йаванны. По ее следам вырастают цветы, а птицы приветствуют ее своими песнями.

Восемь из Валаров назывались Аратарами, Вычайшими. Манвэ – главный среди них, он правит именем Эру. Остальные: Варда, Ульмо, Аулэ и Йаванна, Мандос, Ниэнна и Оромэ. Манве и Мелькор были братьями.

Ильмарэ была ближайшей помощницей Варды.

Оссэ и Уинен помогали Ульмо в управлении морями. Говорят, что в самом начале Арды Мелькор переманил Оссэ на свою сторону, но Уинен образумила его и призвала обратно. Оссэ был прощен и с тех пор верно служил Валарам.

Майа Мелиан помогала Ване и Эсте. Она долго жила в Валиноре, но потом ушла в Средиземье, где и осталась. Она вышла замуж за эльфа, и у них родилась прекрасная Лютиэн. Но это было намного-намного позже.

Напоследок будет спойлер про Олорина . Он же Митрандир, он же Гэндальф. Любимый всеми волшебник тоже Майа.

Мелькор и его команда

Мелькор , которого эльфы называли Морготом, стоит последним в ряду Айнур. Он обернул свою силу и знания во зло. Он жаждал Света, но понял, что не может управлять им единолично. Тогда он обратился к Тьме и призвал на свою сторону многих из Майа. Они стали Балрогами , огненными демонами.

Но самым сильным из союзников Мелькора, был Майа по имени Саурон . Когда-то он служил Аулэ, но не устоял перед величием Моргота и перешел на Темную сторону. Именно он в конце Второй эпохи выковал двадцать Колец.

ПРЕДНАЧАЛЬНАЯ ЭПОХА

Теперь, когда мы знакомы с основными героями Начала мира, можно переходить к истории Арды. Начало летоисчисления пошло с создания Вардой первых звезд. Именно тогда Валары завершили формирование лика Арды. Именно тогда пришел Мелькор, и началась Первая война.

Через тысячу пятьсот лет в Эа прибыл Тулкас и прогнал Мелькора. Мелькор покинул Арду, и долгие годы о нем ничего не было слышно. После этой войны Арда изменилась, и Валарам пришлось создавать ее лик заново.

Светильники

В 1900 году от сотворения первых звезд были созданы Великие Светильники (Светочи) – Иллуин на севере и Ормал на юге. Создал их мастер и кузнец Аулэ. Горы, на которых были Светочи, назывались Столпами Света. Ныне нет во всем мире более высоких гор. Настал вечный день. Валары непрестанно трудились, творя новый лик Арды. Тогда они жили на острове в центре Средиземья. Это было первое их жилище в Арде.

Валары разыскивали Утумно, но безуспешно. Спустя пятьдесят лет Мелькор набрался сил и смог сбросить Светочи в море. Но, когда пали Столпы Света, а Светильники были разбиты, моря вышли из берегов, и весь облик Арды изменился. Тогда из вод поднялся Одинокий остров – Тол Эрессеа . Равновесие земель и вод было нарушено и с тех пор уже никогда не было первоначальной гармонии, которая звучала в Музыке Айнуров.

Тогда Валары ушли из Средиземья на запад, в Аман , на край мира. Чтобы защититься от Мелькора, они воздвигли Пелоры , величайшие горы в мире.

Манвэ и Варда поселились в Ойолоссэ , на вершине самой высокой горы во всей Арде. Название горы было Таникветил. Мелькор скрылся и вновь затаился в своей тайной крепости Утумно. Под защитой высоких гор Пелоров было воздвигнуто новое жилище Валаров. Название ему было Валинор . Вскоре под бережным покровительством Валаров Валинор стал еще прекраснее, чем Средиземье в дни Весны Арды. Ничто не увядало и не старилось в Благословенном краю.

Валары почти забыли о Средиземье, а Мелькор тем временем копил свои силы и отравлял те земли своей злобой, порождая страшных чудищ. Только охотник Оромэ и Йаванна выражали обеспокоенность по поводу действий Мелькора в Средиземье.

Древа Валинора

Внутри кольца гор Пелоров был создан город Валмар. Йаванна Вечнозеленая благословила его и пела там свою песнь, а вечноскорбящая Ниэнна плакала, слушая ее. Все Валары собрались вокруг. И тогда на вершине кургана пробились из земли два ростка. Йаванна пела, а ростки поднимались все выше. Вскоре они превратились в деревья и зацвели. Листья одного из Древ были темно-зелеными сверху, а снизу сияли серебром. Его нарекли Телперионом . Листья другого были темно-зелеными, но каждый был обрамлен золотой каймой. Оно называлось Лаурелин .

Два Древа долгие годы цвели на радость Валарам.

Создание гномов

Близилось уже время прихода Детей Илуватара – эльфов (Квенди) и людей (Атани). Кузнец Аулэ не мог дождаться прихода людей и в своем подгорном чертоге создал он гномов . И тогда явился Илуватар, потому что это противоречило его замыслу. Аулэ не хотел навлекать на себя гнев Эру и был готов уничтожить свои творения.

Увидев это, Эру сжалился и остановил Аулэ. Однако гномы должны были спать до того момента, как проснутся первые Дети Эру.

Аулэ знал, что гномам для их нужд потребуется дерево, и рассказал об этом Йаванне. На это она попросила у Эру создать хранителей деревьев, которые могли бы защищать леса. Конечно, речь идет об энтах – ходячих и мыслящих деревьях.

Звезды

Незадолго до наступления Первой Эпохи Варда начала собирать свет с Двух Древ. Из этого света она создала звезды, которые должны были освещать мир для Детей Илуватара. Варда поместила Валакирку (аналог Малой Медведицы) на севере, над второй крепостью Мелькора – Ангбандом , чтобы изгнанный Валар не забывал о силе своих собратьев.

P.S. На этом Предначальная эпоха Средиземья заканчиваются, и начинается Первая, когда должны были появиться на свет эльфы и люди. Но это уже совсем другая история.

Средиземье (Middle-earth , буквально Срединная земля , также существует вариант Среднеземье ) - континент в Арде, мире, придуманном Дж. Р. Р. Толкином.
Проблематика наименования и перевода
Middle-earth - буквальный перевод на современный язык среднеанглийского middel-erde , произошедшего от староанглийского слова middangeard , которым назывался реальный обитаемый людьми мир, находящийся посредине между небесами и преисподней.

На языке квенья Средиземье называлось Эндор , «срединная земля», на синдарине это же название звучало как Эннор . В различные эпохи именовалось также Покинутыми Землями, Внешними Землями, Великими Землями.

История Средиземья, описанная Толкином, делится на четыре эпохи (Ages). В книгах Хоббит, или Туда и обратно и в основном повествовании «Властелина колец» речь идёт исключительно о событиях, завершающих Третью эпоху и знаменующих начало Четвёртой. В «Сильмариллион е» излагается, в основном, история Первой эпохи.

Толкин создал карту Средиземья, которой со временем стали пользоваться и другие писатели.
География
Средиземье представляет собой обширный континент с продолжеитльной береговоя линией на западе, постепенно уходящей к юго-востоку. Берега Средиземья омываются Великим Морем. На севере воды моря образовывают замерзающий залив Форошель, огражденный цепями Голубых гор, на юге - Белфалас, на берегах которого находится гондорский порт Пеларгир, еще дальше к югу - Умбар, цитадель корсаров. В бухте на Великом море стоит эльфийский город-порт Серые Гавани, единственный, откуда корабли отправляются в Валинор.В Великое море впадают реки Исена, Бредивин и Андуин.

Континент рассечен надвое хребтом под названием Туманные горы, на севере которых находится Ангмар. У западного подножия гор стоит Ривенделл. К западу от хребта расположены лесистые равнины Арнора и Эриадора, ск оторыми на юге граничит Шир. К востоку от хребта лежат торговые города Дэйл и Эсгарот на берегах Долгого озера, а также гномье королевство Эребор, Одинокая Гора. В южных отрогах Туманных гор находится лес Фангорн, к северу от него - Лотлориен, а к юго-западу - Исенгард, цитадель Сарумана.

Из Долгого озера истекает река Андуин, протекающая через степи Рохана. Далее река тянется через Анориэн и Итилиэн, разделяя Гондор и Мордор, и впадает в Великое Море в районе Белфаласа. На ее правом берегу лежит королевство Гондор со столицей в городе Минас-Тирит, прямо на реке стоит гондорская крепость Осгилиат. На левом берегу, к востоку от реки тянется цепочка Пепельных гор, отрезающих от всего мира Мордор, страну орков и темного властелина Саурона. К югу от Гондора и Мордора лежит жаркая, пустыная страна Харад.

Восток Средиземья малоизучен и населен в основном кочевыми племенами истерлингов, обитающих в степях к востоку от Рохана и юго-востоку Долгого озера, на берегах внутреннего моря Рун.
Народы
Люди Средиземья . Большая часть Средиземья населена людьми, которы, в свою очередь, достаточно неоднородны. Народы Арнора и Гондора составляют дунаданы, потомки последних верных нуменорцев. Население Рохана - светловолосые, высокие люди, занимающиеся в основном коневодством. Рохирримы - оседлый народ, в отличие от своих соседей, кочевников-истерлингов, живущих в степях Востока. Наконец, люди Юга - смуглые, темнокожие харадримы, о которых мало известно.
Эльфы Средиземья - бессмертные существа, владеющие врожденным волшебством и острым зрением. Они делятся на народы нолдор, синдар, ваниар, авари и телери. Они обитают в лесах Лихолесья, Лотлориэна, в Ривенделле и на побережье Великого Моря, в Серых Гаванях. Где-то далеко на Востоке, у Вод Пробуждения, древней прародины эльфов, живут последние из авари - эльфов, отказавшихся покинуть Средиземье и отправиться в Валинор.
Гномы Средиземья - низкорослый бородатый народ, сотворенный не демиургом Эру Илуватаром, а его учеником Ауле. Гномы обитают в подземельях Мории, Эребора, Голубых гор и Геллийских гор, добывая драгоценные камни и золото и славясь как лучшие ювелиры. После Войны Кольца, гномы также заняли Сияющие Пещеры Агларонда в Рохане. Мало кто видел гномьих женщин, те же кто видел, не всегда могли отличить их от молодых мужчин.
Хоббиты - маленький народ ростом чуть больше метра, населяющий Шир, страну на левом берегу Брендивина. Это маленький миролюбивый народец земледельцев, живущий патриархальным республиканским строем. Внешне хоббиты похожи на вдвое уменьшенных людей (за что их прозвали полуросликами) с большими ступнями, поросшими густым мехом. Хоббиты состоят в отдаленном родстве с людьми. Их государство является аллюзией на «старую добрую Англию», дорогую Толкиену[Источник ].
Орки или гоблины - жестокий народ, созданный темным властелином Мелькором с помощью магических экспериментов над пленными эльфами. Это страшные, чернокожие, клыкастые существа, склонные к немотивированной жестокости и каннибализму. Поскольку они боятся яркого света, то обитают преимущественно в подземных пещерах, где часто воюют с гномами. Саруманом был выведен особый вид орков, Урук-хай - более высокие, сильные и не боящиеся света, более разумные и похожие на людей. Основные места их обитания - Мордор, Исенгард, Мория и горы в районе Гундабада.
Тролли - гигантские существа, сотворенные Властелином Тьмы из камня в насмешку над Энтами. Они жестоки и глупы, и не способны даже создать собственное государство. Он также боятся солнца, некоторые их виды превращаются в камень от его лучей.
Энты - народ гигантских людей-деревьев, стражей леса, населяющих лес Фангорн, аналог русских леших. Предводитель энтов - Древобород. В древности энты-мужчины расстались со своими женами, и с тех пор много тысячелетий ищут их. Энты медлительны, миролюбивы и фанатично преданны природе.

Средиземье и Земля
С запада Средиземье (континент) омывалось Великим Морем. К югу от Средиземья находилась Тёмная Земля, а к востоку - Земля Солнца.

Джон Р. Р. Толкин заявлял, что Арда соответствует нашему реальному миру в некий вымышленный период в прошлом (примерно 6 тысяч лет назад), так что мы можем рассматривать запад Средиземья как Европу, Тёмную Землю - как Африку, а Землю Солнца - как Азию и Восток вообще, возможно как Японию (японское, Nihon - источник Солнца).
Книги Толкина, события которых происходят в Средиземье:
Дж. Р. Р. Толкин: «Хоббит, или Туда и Обратно» (1939)
«Властелин колец» «Братство кольца»
Две крепости
Возвращение короля

«Сильмариллион» (под редакцией Кристофера Толкина)

Книги - спин-оффы вселенной Толкина
Основная статья: Фанфики о Средиземье. Ник Перумов - «Кольцо Тьмы»
Кирилл Еськов - «Последний кольценосец»
Элхэ Ниэннах (Наталья Васильева) и Иллет (Наталья Некрасова) - «Чёрная книга Арды»
Берен Белгарион (Ольга Брилева) - «По ту сторону рассвета»
и другие

Ссылки:
Карты Средиземья
Карта на русском языке
Арда-на-Куличках
Джон Толкиен, Сильмариллион. Часть 3. О приходе эльфов и о пленении Мелькора
Джон Толкиен, Сильмариллион. Часть 11. О Солнце и Луне и о том, как скрылся Валинор
Джон Толкиен. Приложение A. Аналы Королей и Правителей. III. Народ Дьюрина
Джон Толкиен. Властелин Колец: Две Крепости

Профессор Джон Р. Р. Толкин остро переживал отсутствие у англосаксов своего эпоса, способного встать в один ряд с греческим, индийским или скандинавским. Валлийские легенды о короле Артуре он за таковой не считал - всё-таки англичане не кельты. А раз эпоса нет, почему бы его не создать?

Причём себе Толкин отводил роль не столько творца, сколько исследователя уже существующей легенды. К примеру, когда будущего профессора однажды спросили, о чём же на самом деле его стихи про Эарендела, он ответил: «Не знаю. Это ещё надо выяснить». Выяснение привело к появлению проработанного мира с собственной культурой, историей, письменностью.

Средиземье создавалось на основе древних языков и мифов, шлифовалось и перестраивалось несколько десятилетий. То, что в итоге получилось, - нечто большее, чем ряд заимствований из культурного наследия Британии и Скандинавии. Это совершенно новый мир и миф, литературная игра, полная намёков. Попробуем разобраться, откуда пошла главная фэнтезийная сага всех времён и народов.

«Хоббит» и «Эдда»

Тот, кто начнёт копать корни толкиновского мифа, первым делом наткнётся на Старшую и Младшую Эдды. Вот, к примеру, земли людей, карликов и троллей, окружённые морем, за которым лежат пространства, где властвуют иные силы. Есть Мировая Бездна, куда светлые силы изгнали тёмные. Есть срединный мир - Мидгард, по сути, Middle-earth.

Именно в скандинавском эпосе кроются корни таких средиземских народов, как эльфы и гномы, которые там звались альвами и цвергами. Гномов особенно выдают имена. Достаточно открыть «Прорицание Вёльвы», где перечисляются имена карликов, и сразу наткнёшься на компанию знакомых из «Хоббита»: Бифур, Бофур, Фили, Кили… весь отряд Торина, включая даже Гэндальфа. Имя второго из цвергов, Дарина (Дьюрина) получил прародитель гномов, а имена Траин, Даин и Трор достались родне Торина.

Сверху - иллюстрация к «Пророчеству Вёльвы». Кто-то из этих коротышек - Двалин, кто-то Торин, а кто-то даже Гэндальф


И цверги, и гномы живут под землёй, и те и другие - мастера-кузнецы, создающие магические вещи. Однако цверги не были воинами. Они предпочитали торговать, их было нетрудно шантажировать, ловить на слове или обманом вынуждать работать на богов-асов.

В отличие от гномов, цверги не могли разгуливать по поверхности - под солнечными лучами они обращались в камень, в точности как тролли из «Хоббита». Сцена, где Гэндальф одурачивает троицу троллей, позаимствована из «Речей Альвиса». В этой истории мудрый цверг Альвис дерзнул посвататься к дочери Тора. Бог грома заявил, что хочет проверить мудрость жениха, и задавал всё новые и новые вопросы, чтобы продержать его в доме до восхода. С первыми лучами солнца Альвис окаменел.




Эльфы и альвы

Черты же асов приобрели средиземские эльфы. И те, и другие видели мир с самого его сотворения, без них не обходилось ни одно важное событие, и они знали, что рано или поздно придётся уйти. С ними в новорождённый мир пришли войны, предательства, убийства, зависть и ложь, подобно тому, как каждое действие асов становилось очередным шагом к Рагнарёку.

Самые могущественные магические предметы Толкин отдал перворождённым. Асы тоже накапливали волшебную утварь, с той разницей, что им приходилось привлекать мастеров-цвергов. А средиземские эльфы сами справлялись и с кузнечными работами, и с чарами не хуже гномов.

Но, конечно, эльфы Толкина ближе не к богам, а к светлым альвам. Это племя, как описано в «Эддах», «обликом своим прекраснее солнца», обитает в небесных чертогах Альвхейма и отвечает за растительное изобилие и разнообразие. Дивный народ Средиземья получил всё те же качества, кроме небесной резиденции. Всё-таки Заокраинный Запад куда романтичнее.

Гибель Боромира напоминает сцену из «Песни о Роланде».

В «плавильном котле» профессора мирно соединились предания скандинавов и кельтов. Эльфы наделены чертами народа холмов из ирландских сказаний, что для середины XX века было революционной точкой зрения. Крошечные феи с крылышками, порхающие среди цветочков, уступили место мудрецам и воинам, бессмертным и непостижимым. Такую трактовку эльфов предлагал ещё Редьярд Киплинг в «Сказках Старой Англии», но только Толкину удалось популяризовать её.

«Властелин колец» и король Артур

При создании дивного нового мира никак не могло обойтись без рыцарского романа. А именно - цикла легенд о короле Артуре и его рыцарской братии. Тихая, светлая печаль, пронизывающая истории о легендарном правителе, идеально ложилась на канву истории Средиземья.

Можно смело проводить параллели между Артуром и Арагорном. И тот, и другой должны были доказать своё право на трон, и тому, и другому пришлось восстанавливать королевство из руин, и тот, и другой служили Прекрасной Даме. Вторая очевидная параллель - королевский меч. Клинок, по которому подданные могут признать истинного владыку, впервые оформился именно в артуровском мифе. Толкин добавил пафоса, сломав меч и вернув его Арагорну перекованным как раз перед возвращением на царство.

Законный наследник и его наставник-чародей

Параллели между другими героями не так очевидны. В частности, судьба Артура, уплывшего на Авалон, прослеживается и в образе Фродо, который исцелён от старых ран только на Западе. Черты увечного Короля-Рыбака можно увидеть в наместнике Гондора, потерявшем одного сына и отказавшемся от другого. Арагорн становится не только королём, но и наследником Денэтора. В этом видны мотивы гораздо более древних кельтских легенд.

Нельзя не отметить и образ девы-воительницы, воплощённой Толкином в Эовин. Любовь без взаимности, тяга к смерти, подвиг - эти признаки роднят дочь роханского владыки и с валькириями, и с богиней войны Морриган, царившей на полях битв в ирландских сказаниях, и отчасти с сестрой Артура Морганой. Только Профессор оказался добрее к своей героине. Он позволил ей выжить и обрести счастье.

Кстати, Прекрасной Даме во «Властелине Колец» служат двое. И у второй пары, Гимли и Галадриэль, всё гораздо трагичнее. Здесь речь идет о настоящей куртуазной любви, без надежды на взаимность, а уж тем более на что-то плотское.


Гэндальф и Один

Ну а как же Гэндальф, неужели и он?… Да, да и ещё раз да.

Впервые старец в широкополой шляпе, при посохе и бороде отправился в путь из Асгарда. Только у него ещё недоставало одного глаза. В таком виде верховный бог Один пускался в странствия по Мидгарду, чтобы испытывать достойных людей и карать негодяев. От этого поверья и пошли скандинавские традиции гостеприимства. Неровен час, выставишь отца богов за порог зимней ночью, а он обидится…

Слева Один, а справа Гэндальф. Или наоборот?

Образ Гэндальфа навеян Толкину швейцарской открыткой «Горный дух».

Второй кандидат на отцовство, конечно же, Мерлин - их роли в истории весьма похожи. Наставник короля Артура поделился умениями со всеми тремя магами «Властелина Колец». Радагасту отошли навыки друида, Саруману - книжная учёность, а Гэндальфу досталось прикладное волшебство. Мерлин щедрый, его на всех хватит.

Имя «Гандальв» позаимствовано из «Старшей Эдды», у одного из цвергов. Почему вдруг у чародея гномье имя? Потому что первоначально Толкин собирался назвать Гэндальфом короля гномов, которого мы знаем как Торина. Волшебника должны были звать Бладотрином, но в итоге Профессор решил, что это звучит несолидно.

Расшифровывается имя так: gandr - жезл, alfr - альв. Менее очевидна языковая игра с эльфийским прозвищем «Митрандир». «Мотроднир», «блуждающий по кочкам» - это поэтическое сравнение (кённинг), которое встречается в «Эддах» и расшифровывается как «олень».

Хоббиты и…

Многие считают, что до Толкина и слова такого, «хоббиты», не существовало. И что якобы он его придумал, скрестив «homo» и «rabbit», то есть кролик. На самом деле ни о каких кроликах Профессор не думал, а hobbit - производное от hob, так называли одну из разновидностей фей. И почерпнул это Толкин, конечно, из старых книг. К примеру, Майкл Дэнхем, автор «Дэнхемских списков», даёт такой перечень сверхъестественных существ: «… двойники, боуги, портуны, гранты, хоббиты, хобгоблины, данни…»

Кроме того, внешним видом жизнерадостные селяне-полурослики напоминают норвежских проказников ниссе и кельтских брауни. Эти существа тоже любят яркие одежды: красный колпак, синий жилет, кафтан - жёлтый, штанишки длиной доходят до коленок и обычно зелёные, чулки - в полоску, а обувь - деревянные башмачки.

Ниссе, художник Нильс Бергслейн

Но поставить знак равенства между хоббитами и каким-либо из этих народцев не выйдет. Самое большее - это некоторые фольклорные элементы, добавленные к сельским типажам старой доброй Англии, столь любимым Толкином. Хоббиты в привычном нам виде - изобретение Профессора. Они уже и сами стали источником для заимствований. Достаточно вспомнить низушков Сапковского, халфингов Dungeons & Dragons или кендеров.

Кольцо и «Песнь о Нибелунгах»

В фэнтези второй половины XX века только ленивый не позаимствовал у Толкина сюжетный ход про могущественный артефакт не в тех руках. А откуда сам Профессор взял любимое украшение Чёрного Властелина?

Первое, о чем обычно вспоминают, говоря о Кольце, - это проклятое сокровище карлика Андвари, родом из «Младшей Эдды» и «Песни о Нибелунгах». Изначально оно приумножало богатство владельца, только и всего. Но когда Локи отобрал кольцо у Андвари, тот наложил на него проклятие. Теперь «сокровище» будет приносить только раздоры и смерть. Так и вышло, причём с первого же счастливого обладателя.

«Моя прелесссть!» Фафнир убил друга ради кольца Нибелунгов и превратился... нет, не в Голлума, а в дракона

О власти и могуществе в легенде речи не шло. Этот мотив появился у композитора Рихарда Вагнера, а именно в оперной тетралогии «Кольцо Нибелунга». Кольцо даёт власть, если хозяин найдёт в себе силы отказаться от любви и человечности. Поэтому богу Вотану (Одину) не под силу добыть кольцо, оно даётся только человеку, свободному от пороков и страха, - герою Зигфриду. И кольцо же, олицетворяющее власть, становится причиной его гибели и наступления сумерек богов.

Сам Толкин шутил, что общего между его Кольцом Всевластия и кольцом Нибелунгов - только то, что оба круглые. Но оправдываться ему пришлось потому, что сходство всё же есть. Кольцо Всевластия - слишком тяжкая ноша и для рыцаря, и для эльфийской королевы, и для могущественного мага; хранить и уничтожить его под силу только слабому хоббиту. В противоположность Вагнеру, закончившему историю гибелью прекрасной эпохи, у Толкина уничтожение Кольца становится началом Эры людей.

История обретения Кольца имеет параллель с «Республикой» Платона. Там, в частности, есть история о пастухе Гиге, нашедшем в пещере кольцо (привет, Бильбо!). Оно делало своего обладателя невидимым, наделяя той мелкой, «голлумовской» властью, о которой говорил Гэндальф. По мнению античного философа, только тот, кто опирается на духовные ценности, а не материальные блага, мог бы противостоять ядовитому влиянию кольца-невидимки.

Правда, Гиг отправился не обчищать сокровищницы, а подглядывать за голыми красотками

«А как же волшебные сказки? - спросит читатель. - В них тоже есть магические предметы, в том числе и кольца». Так и есть, только от всемогущих артефактов из волшебных сказок Кольцо Всевластья отличает расплата за использование. Платить приходится душой, жизнью, свободой мыслить, платить необходимостью ежеминутно противостоять искушению. Сказочный же предмет безопасен и прост в использовании.

Источники «Сильмариллиона»

Плетя сюжеты «Властелина Колец» и «Сильмариллиона», Толкин сумел связать воедино культурные слои разных стран и эпох, от древних легенд до литературы нового времени. Отголоски истории Фауста, к примеру, видны в судьбе Сарумана и Денэтора. Оба они уединяются в башнях со зловещими шарами-палантирами. Оба они, сознательно или нет, продают за знания душу Чёрному Властелину Саурону. Оба получают искажённые знания и теряют себя, оказываются порабощёнными. То есть в обоих случаях это сделка с дьявольским подвохом. Образ колдуна-чернокнижника оказался слишком притягательным, чтобы Толкин мог пройти мимо.

Чудовищный волк, отгрызающий герою руку… Берен и Кархорот? Не только. Скандинавский бог Тюр также пожертвовал рукой, чтобы усмирить волка Фенрира, порождение Локи. Далее сюжет «Сильмариллиона» из эддического плавно перешел к валлийскому. Охота на Кархорота явно вдохновлена охотой на Турх Труйта, исполинского кабана, в гриве которого скрывался очень нужный королю Артуру и его племяннику предмет.

Тюр, в отличие от Берена, вложил руку в пасть волку добровольно

С англосаксонской поэмой «Беовульф» есть и сюжетные параллели, и даже сходство в мелочах. Так, драконы пробуждаются после того, как ловкий вор похищает драгоценную чашу. А когда Беовульф отрубает голову матери Гренделя, его меч истаивает в руках как кусок льда. Во «Властелине Колец» этот эпизод обыгран дважды: клинок назгула истлевает в руках Арагорна, и дымится кинжал, которым Мерри заколол предводителя чёрных всадников на Пеленнорской равнине. Но главное сходство - в этической позиции. В обоих случаях автор вносит христианские нотки в восприятие событий, которые происходят с далёкими от христианства героями.

Слово «орк» Толкин позаимствовал из поэмы «Беовульф» (кадр из одноимённого мультфильма Роберта Земекиса)

История Турина, по незнанию сошедшегося с собственной сестрой, имеет аналоги во многих эпосах. Не обязательно речь идёт о сестре героя, это может быть и мать, и дочь. Но именно такое развитие событий наблюдается в «Калевале», в истории могучего Куллерво.

Влияние финского эпоса на Средиземье трудно переоценить. Именно поэтика финского языка изначально вдохновила Толкина, именно она легла в основу синдарина и квэнья. Возможно, именно из «Калевалы» с её песнями творения вырос образ Музыки айнур.

Несчастный Куллерво, художник Аксели Галлен-Каллела

И наконец, Библия

Конечно же, католик Толкин не мог обойти вниманием Библию. Правда, в большей степени это сказалось на «Сильмариллионе». К примеру, потерянный рай представлен сразу в двух ипостасях - утраченное людьми королевство Нуменор и Неувядающие Земли эльфов, в которые они надеются однажды вернуться. В истории о Нуменоре можно заметить и историю грехопадения, и Потоп, ставший карой за гордыню и грехи людей. Методы высших сил, будь то ветхозаветный бог или валары, не отличаются разнообразием.

Бунтов высшие силы тоже не любят, отсюда классическая история падшего ангела. В мире Арды она применима к нескольким персонажам. В первую очередь, конечно, к Мелькору. Всё как по нотам: сначала первый среди равных, потом возникает зависть к всемогуществу Эру, потом заговоры и мятеж - с предсказуемо печальным финалом. На фоне Мелькора с его послужным списком другие «падшие ангелы», Саурон и Саруман, несколько бледнеют.

Я построю свой Валинор! С сильмариллом и орками! Иллюстрация Густава Доре к «Потерянному раю» Мильтона

Искушение и борьба с ним, ещё один библейский мотив, представлены в двух вариантах. Почти все герои «Властелина Колец» так или иначе проходят через испытание властью и знанием. Кольцом и палантирами, если говорить предметно. Те, кто оказывается слишком слаб, погибают. Те, кто сильнее, находят в себе силы отказаться. И только Фродо, совсем не героический персонаж, способен стать Искупителем. Это роднит его с образом Христа. Уничтожая Кольцо, Фродо освобождает народы Средиземья от его проклятия.

Черты Христа можно усмотреть и в воскресении Гэндальфа после Мории (посещения Преисподней) в новом качестве - Гэндальфом Белым. У Арагорна тоже прослеживаются черты мессии. Он, как и Иисус, наследник древнего, утратившего власть королевского рода, чьё возвращение предсказано в пророчестве. И он тоже способен исцелять смертельно раненых.

Средиземье - для тех, кто хочет бежать не от жизни, а от современности и созданных человеческими руками уродств. Своими книгами Профессор вырыл подкоп в темнице обыденности и рутины. Осталось только дать волю фантазии, а ворошить пласты мифов и легенд, которые нашли новое воплощение в его творениях, можно бесконечно.