Детские скороговорки для детей 6 лет. Развитие речи при помощи скороговорок: основные моменты

Скороговорка относится к фольклору, и является фразой, при произношении которой возникают определенные артикуляционные сложности. Скороговорки предназначены не только для развития речи детей, но и для совершенствования речи взрослых. Благодаря звукам, которые в этих простых стишках подобраны специальным образом, речь становится более четкой и красивой.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Скороговорки для детей играют важную роль в формировании красивого и четкого произношения определенных звуков. При произношении важна скорость - именно от скорости произношения зависит успех коррекции речи.

Скороговорки для детей выполняют следующие функции:

  • развитие памяти и внимания;
  • знакомство с народным творчеством, каким и являются скороговорки;
  • развитие дикции, коррекция произношения трудных звуков;
  • пополнение словарного запаса;
  • развитие фонематического слуха.

Скороговорки для детей можно поделить на сложные и простые скороговорки, на современные и старорусские, а также на произношение определенных звуков. Часто в скороговорках встречаются не знакомые слова, значение которых не всем детям будет понятно. Перед началом работы с ребенком необходимо объяснить будет значение каждого незнакомого слова.

В данной статье можно найти как скороговорки для детского сада, так и для домашних занятий. Детям 4, 5, 6, 7 лет будут интересны более сложные скороговорки, на проблемные звуки, а также скороговорка про китайцев (японцев) в оригинале.

Скороговорки для детей на звук Р

Прежде, чем начинать работу со скороговорками на звук Р, важно выяснить, имеются ли проблемы у ребенка вообще с выговариванием этой буквы. Когда ребенок начинает говорить букву Р? Однозначного ответа логопеды не дают, все зависит от развития конкретного ребенка. Так, например, двухлетний малыш, который ходит в детский сад и имеет старших брата или сестру, с легкостью может "тарабанить барабан". А карапуз на домашнем воспитании может не выговаривать этот сложный звук и до 4-5 лет.

Однако, 5 лет - предел и если ребенок не выговаривает звук Р до этого возраста, значит, у него имеются какие-то проблемы. Следовательно, к логопеду ребенка сводить стоит. Логопед подберет не только артикуляционную гимнастику, но и скороговорки на звук Р. Обычно скороговорки для детей 5 лет на звук Р - это простые фразы из 1-2 предложений.

Скороговорки для детей с шипящими звуками Ш-Щ

Скороговорки для детей со звуками Ч-Ц

Скороговорки для детей со звуками З-С

Скороговорки для детей с согласными Б-П

Скороговорки на Руси назывались в свое время чистоговорками, так как главной целью было чистое и четкое проговаривание, а не скорость. Но все же, смысл скороговорки в том, чтобы произнести фразу и быстро, и правильно. Важно, чтобы скороговорки для детей не вызывали у них негативных эмоций, если что-то не получается. Эту проблему можно решить, если тренироваться вместе с ребенком, веселиться и шутить над своими и его ошибками. Тогда малыш будет знать, что взрослые тоже могут ошибиться.

Скороговорки для детей с согласными М-Л-Н

Скороговорка про японцев (китайцев)

Эта скороговорка довольно популярная, но сложная для произношения. К тому же, версий ее достаточно много. Скороговорка про японцев выглядит так:

Жили-были три японца: Як, Як-Цин-Драк, Як-Цин-Драк-Циндрони.
Жили-были три японки: Циби, Циби-Дриби, Циби-Дриби-Дримпомпони.
Вот женился Як на Циби, Як-Цин-Драк на Циби-Дриби, Як-Цин-Драк-Циндрони - на Циби-Дриби-Дримпомпони.
Родились у них дети: Шах у Циби, Шах-Шарах у Циби-Дриби, Шах-Шарах-Шарони у Циби-Дриби-Дримпомпони.

А вот скороговорка про трех китайцев:

Жили-были три китайца - Як, Як-Ци-Драк, Як-Ци-Драк-Цидрон-Цидрони,
И еще три китаянки - Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони.
Поженились Як на Цыпе, Як-Ци-Драк на Цыпе-Дрипе,
Як-Ци-Драк-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони.
Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой - Шах,
у Як-Ци-Драка с Цыпой-Дрыпой - Шах-Шарах,
у Як-Ци-Драк-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони - Шах-Шарах-Шарони.

В принципе, скороговорка про 3 китайцев мало чем отличается от японской.

Маланья-болтунья
Молоко болтала,
Болтала, болтала,
Выбалтывала, выбалтывала,
Да не выболтала.

Продал Павел
Пол четверти четверика
Овса и пшеницы,
Да полколпака -
Гороха и чечевицы.

Козёл-мукомол,
Кому муку молол?
А кому не молол?
- От того, кому молол,
Получал пироги:
От того, кому не молол,
Получал тумаки!

Пошёл Ипат
Лопаты покупать.
Купил Ипат
Пять лопат.
Шёл через пруд,
Зацепился за прут.
Упал в пруд Ипат,
Пропали пять лопат.

Вот так Ермак:
Посеял мак.
Расцвёл мак.
Вот так Ермак:
Пожал мак,
Смолотил мак,
Продал мак
Вот так Ермак!

На дворе дрова,
За двором дрова,
Дрова вширь двора.
Не вместит дров двор.
Выходи, дроворуб Дрон.
Надо дрова выдворить,
На дровяной двор выставить.

Шли три Назара,
Встали у базара
Да заговорили:
Про Прокопа,
Про Прокопиху
И про маленьких
Прокопиных
Прокопенят.


Два дровокола отточили топоры.
Топоры остры-то до поры,
До поры остры топоры, до времени.
Два дровосека, два дроворуба,
Два дровокола лес топором рубили,
Лес в дровишки превратили.

Пётр Петрович
По имени Перепелович
Пошёл погулять,
Поймал перепёлку,
Пошёл продавать.
Понёс по рынку,
Просил полтинку,
Подали пятак,
Он продал и так!

Косарь косил,
Косу носил.
Коси, коса,
Пока роса,
Роса долой -
Косец домой.
Коса косит гладко,
Коса любит лопатку,
Лопатка песочек,
Косец - пирожочек.

Вёз Анос
Сеять овёс.
Посеял овёс.
Уродился овёс
Пришёл Анос,
Скосил овёс,
Повязал овёс,
Смолотил овёс,
Повеял овёс,
До зерна Анос
Повыбрал овёс,
Увёз овса воз.

На горе Арарат зреет красный виноград.
(из песни группы «Дюна»)

Белые бараны били в барабаны.

Дом у дуба, дуб у дома.

До города дорога в гору,
От города - с горы.

Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спозаранку.

Щуку я тащу, тащу,
Щуку я не упущу.

Дятел дуб долбил, да недодолбил.

Летели лебеди с лебедятами.

Купила бабуся бусы Марусе.

На иве галка, на берегу галька.

У ёлки иголки колки.

Сеня вёз воз сена.

Хорош пирожок, внутри творожок.

На горе Арарат рвала Варвара виноград.

В семеро саней
Семеро Семёнов
С усами уселись
В сани сами.

Везёт Сенька с Санькой Соньку на санках.

Гомоморфный образ группы, будь во славу коммунизма,
Изоморфен фактор-группе по ядру гомоморфизма.

Мартышка с мартыном на рынок ходили.
Всё утро мартышки по рынку бродили.
Мартышка с мартыном сынишке мартынке
Купили на рынке четыре картинки.

На первой картинке – четыре старушки
Развесили сорок перин для просушки.
Ведь нету заботы важней у старушек,
Чем сушка перин, одеял и подушек.

Вторая картинка. На этой картинке
Четыре мышонка в огромном ботинке
Кусок рафинада грызут втихаря,
Ведь сахар стократно вкусней сухаря.

На третьей картинке – на старой кадушке
Расселись четыре лягушки-квакушки.
Лягушки-квакушки с кадушки-эстрады
Квартетом, горланя, выводят рулады.

А вот на четвёртой картинке, с ромашками,
Четыре улитки ползут вверх тормашками.
Ползти вверх тормашками могут улитки,
Поскольку они удивительно липки.

А ну-ка, дружок, повтори без запинки,
Кто был нарисован на каждой картинке,
Которые утром купили на рынке
Мартын и мартышка сынишке мартынке.

Мама мыла Милу мылом,
Мила мыло не любила.

» мы писали о том, что чистоговорки, в которых повторяется один и тот же звук, могут помочь вашему малышу отработать произношение этого звука. Учат правильно произносить слова и скороговорки. Скороговорки для развития речи можно предлагать малышу, когда он еще только учится говорить. Но чтобы не отпугнуть малыша излишней сложностью, подбирать скороговорки нужно исходя из возраста малыша, его речевых навыков и звуков, произношение которых вы хотите отработать. Давайте посмотрим, как подобрать малышу скороговорки так, чтобы и ему было интересно, и польза была.

Немножко истории

Скороговорки, так же как пословицы и поговорки, — это жанр устного народного творчества. Придумывались они народом, чтобы научить ребенка говорить, правильно произносить слова, поэтому их сюжеты часто вызывают улыбку, иногда даже кажутся нелепыми:

Кукушка кукушонку купила капюшон,
Hадел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне кукушонок смешон.

Скороговорки – это специально придуманные фразы с труднопроизносимыми или трудносочетаемыми звуками и словами, произносить которые надо быстро, четко и без запинок. На Руси скороговорки также называли частоговорками, языковёртками, потому что порой их было не легко не только произнести быстро, но даже и просто выговорить:

Выковали колокол,
Да не по-колокольски.
Надо бы колокол перековать,
Да перевыколоковать.

Начинать делать упражнения со скороговорками можно, когда малыш еще только учится говорить (с 1 — 1,5 лет). В это возрасте малышам бывает трудно выговаривать отдельные звуки, поэтому им подойдут простые скороговорки, в которых просто повторяется какой-то один трудный для малыша звук, например [с]:

Слоны умны, слоны смирны,
Слоны спокойны и умны.

Будет расти малыш, будут «расти» вместе с ним и скороговорки: постепенно будут добавляться скороговорки на новые звуки. Когда малыш освоит произношение большинства звуков (обычно это происходит в возрасте 5 — 6 лет), можно будет добавить скороговорки с труднопроизносимыми сочетаниями звуков:

Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.

Мы сделали для вас подборку скороговорок для малышей разного возраста с учетом освоения среднестатистическим малышом звуков родного языка. (Использовалась книга Инны Светловой «Домашний логопед» и книги, посвященные русскому устному народному творчеству.)

Скороговорки для 1 — 2 лет

В возрасте после года малыш осваивает звуки «г», «д», «с», «з». Иногда малыши заменяют эти твердые звуки мягкими. Чтобы помочь малышу начать различать на слух твердые и мягкие звуки и правильно произносить их, попробуйте использовать вот эти скороговорки на отработку этих звуков:

Скороговорки на отработку звуков [с] и [с’]:

Коси, коса, пока роса.
Роса долой, и мы – домой.

Ест киска суп из миски.
Сыта киска, пуста миска.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Везет Сенька Саньку
С Сонькой на санках.
Санки – скок, Сеньку – с ног,
Саньку в бок, Соньку в лоб.

Скороговорки на отработку звуков [з] и [з’]:

Зоиного зайку зовут Зазнайка.

Все озера – зеркала из зеленого стекла.

Пошел спозаранку
Назар на базар.
Купил там козу
И корзинку Назар.

Скороговорки на отработку звуков [г] и [г’]:

На горе гогочут гуси,
Под горой огонь горит.

Га-га-га –
Гогочет гусь, –
Я семьей своей горжусь!
На гусят и на гусыню
Все гляжу –
Не нагляжусь.

Галка села на забор,
Грач завел с ней разговор.

Скороговорки на отработку звуков [д] и [д’]:

Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.

Дом - у дуба, дуб - у дома.

Скороговорки для 2 – 3 лет

После 2 -х лет малыш осваивает звуки «п» и «б», «ф» и «в», «т», «к», «х», сонорные звуки «м» и «н». В помощь вам и малышу подходящие скороговорки.

Скороговорки на отработку звуков [п] и [п’]:

Пекарь пек пироги в печи.

— Расскажите про покупки.
— Про какие про покупки?
— Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.

Пришел Прокоп – кипит укроп,
Ушел Прокоп – кипит укроп.
И при Прокопе кипит укроп,
И без Прокопа кипит укроп.

Говорит попугай попугаю:
«Я тебя, попугай, попугаю».
Отвечает ему попугай: «Попугай меня, попугай!»

Скороговорки на отработку звуков [б] и [б’]:

Белые бараны били в барабаны.

Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.

Скороговорки на отработку звуков [ф] и [ф’]:

В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.

У Фани — фуфайка,
У Феди — туфли.

Скороговорки на отработку звуков [в] и [в’]:

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

Водовоз вез воду из водопровода.

Скороговорки на отработку звуков [т] и [т’]:

От топота копыт пыль по полю летит.

Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревами на ветке.

Ткет ткач ткани на платки Тане.

Скороговорки на отработку звуков [к] и [к’]:

Котик ниток клубок
Укатил в уголок.
Укатил в уголок
Котик ниток клубок.

Кошка Крошка на окошке
Кашку кушала по крошке.

Клала Клава лук на полку,
Кликнула к себе Николку.

Скороговорки на отработку звуков [х] и [х’]:

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали:
– Ха! ха! ха! ха! ха!

Прохор и Пахом ехали верхом.

Вкусная халва – мастеру хвала.

Хохотушка буква Х рассмеялась:
Ха-ха-ха!

Муха–горюха села на ухо.

Был в саду переполох –
Там расцвел чертополох.
Чтобы сад твой не заглох,
Прополи чертополох.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Скороговорки для 3 – 4 лет

В возрасте 3 – 4 лет малыш постепенно осваивает шипящие (ж, ш, ч, щ) и свистящие звуки (з, ц). Для отработки произношения этих звуков можно также использовать скороговорки.

Скороговорки на отработку звука [ж]:

Жужжит жужелица, жужжит, кружится.

У ежа ежата, у ужа — ужата.

Не живут ужи, где живут ежи.

Испугались межвежонка
Еж с ежихой и с ежонком,
Чиж с чижихой и с чижонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.

Скороговорки на отработку звука [ш]:

Маша дала Ромаше сыворотку из-под простокваши.

На окошке крошку мошку ловко лапкой ловит кошка.

В шалаше шесть шалунов.

Парус наш на совесть сшит,
Нас и шторм не устрашит.

Скороговорки на отработку звука [ч]:

Ой, качи-качи-качи.
Мы грачата, мы грачи.

Ученик учил уроки,
У него в чернилах щеки.

Анечке купили чешки, перчатки, башмачки и маечку.

В четверг четвертого числа
В четыре с четвертью часа
Четыре черненьких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.

Скороговорки на отработку звука [щ]:

Волки рыщут, пищу ищут.

Мой руки чище и чаще.

Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.

Маша, ты нас не ищи:
Щиплем щавель мы на щи.

Скороговорки на отработку звука [ц]:

В цветнике цветут цветы.

Цыпленок цапли цепко цепляется за цепь.

Бегают две курицы прямо по улице.

Летит скворец зиме конец.

Скороговорки для 4 – 5 лет

Ближе к пяти годам речевой аппарат малыша постепенно созревает для произнесения сонорных звуков [р] и [л]. В упражнениях со скороговорками также можно сделать упор на произношение этих звуков.

Скороговорки на отработку звука [р] и [р’]:

На горе Арарат растет крупный виноград.

Пророворонила ворона вороненка.

У мыши в норке сыра корка.

Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.

Во мраке раки шумя в драке.

Трое трубачей трубили в трубы.

Скороговорки на отработку звуков [л] и [л’]:

Коля колья колет,
Поля поле полет.

Наш Полкан попал в капкан.

Рыбу ловит рыболов,
Весь в реку уплыл улов.

Маленькая болтунья
Молоко болтала-болтала,
Не выболтала.

Скороговорки на труднопроизносимые сочетания звуков

В 5 – 6 лет, когда малыш овладеет произношением всех звуков, ему уже можно предлагать скороговорки с труднопроизносимыми сочетаниями звуков:

На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора!

Подарили Вареньке – валенки, Валеньке — варежки.

Все бобры добры для своих бобрят.

У быка тупы губы, бык тупогуб.

Как учить

  1. Сначала нужно выучить скороговорку. Проговорите ее малышу сначала очень медленно, как будто по слогам. Пусть малыш повторит ее. Если скороговорка длинная, разбейте ее на части. Следите чтобы малыш не глотал согласные звуки и правильно, как написано, произносил гласные (не «на двА-ре», а «на двО-ре»). Можно говорить напевно, растягивая гласные звуки.
  2. Когда малыш хорошо запомнит скороговорку, попросите его произнести ее чуть быстрее, потом еще быстрее.
  3. Для разнообразия можно произносить скороговорку громким и тихим голосом или почти шепотом. Можно петь или, наоборот, говорить отрывисто, как робот. Предложите малышу произнести скороговорку весело или грустно, дрожа от страха или прыгая на месте от радости и т.д.

Как заинтересовать

Чтобы от скороговорок была реальная польза, обращайте внимание на правильность произнесения звуков малышом. Если малышу трудно произносить такой длинный текст, предложите ему его спеть. Обычно петь малышам легче, чем говорить.

Малыш будет с большим энтузиазмом повторять за вами скороговорку, если вам удастся облечь это в игру и заинтересовать малыша.

Сопровождайте скороговорки красочными картинками. Вы можете нарисовать картинку сами, вырезать подходящую из журнала или использовать книги. Книг со скороговорками сейчас выпускается очень много: от самых простых книжечек в несколько страниц до таких шедевров как книга« Попробуй, повтори! Русские скороговорки» с очень красивыми иллюстрациями.

С совсем маленькими детьми лучше учить скороговорки в стихах. Читая малышу детские стихи и, особенно, азбуку в стихах, обращайте внимание на повтор звуков с рядом стоящих словах. Очень часто попадаются фразы, которые ничем не хуже скороговорок:

[д]
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом. (С. Маршак)

[с]
Спит спокойно старый слон,
Стоя спать умеет он. (С. Маршак)

[ч]
Моем, моем трубочиста чисто-чисто, чисто-чисто.
Будет, будет трубочист чист-чист, чист-чист! (К. Чуковский)

Скороговорки для детей 5 лет. Ребенку 5 лет

Развитие речи ребенка. Чистоговорки, скороговорки

14 41 695 2013-11-10 21:18:12

К 3-м годам у ребенка накапливается большой словарный запас и формируется фразовая речь, но большинство детей говорят еще не четко и невнятно. Как правило дети еще не выговаривают звук Р и шипящие звуки. Для формирования у детей четкой и правильной речи мы предлагаем вашему вниманию ряд упражнений.

Упражнения направлены на выработку четкого и внятного произнесения слов и фраз, на развитие слухового внимания, речевого слуха, голосового аппарата. Для подготовки ребенка к данным занятиям необходимо провести с ребенком несколько занятий на развитие продолжительного и плавного выдоха.

Для этого можно использовать мыльные пузыри. Поиграть с ребенком в игру «Надуй самый большой пузырь» или повыдувать воздух через трубочку в стакан с водой.

Закреплению правильного произношения способствует повторение чистоговорок, заучивание загадок, потешек, считалок и стихотворений, насыщенных определенными звуками.

Упражнение: Опиши картинку

Показываем ребенку картинки с героями сказок или животными и просим ребенка рассказать кого он видит, описать какой этот персонаж. Например: зайка - серый, мягкий и пушистый. Если у ребенка возникли трудности с описанием, помогите ему. Для детей постарше (4-5 лет) можно усложнить задание: пусть составят рассказ не отдельными словами, а целыми предложениями. Например: вот зайка. Он живет в лесу. Он серый и пушистый. Данное упражнение расширяет словарный запас ребенка и способствует развитию мышления.

Чистоговорки

1. Ом-ом-ом-ом-мы построим новый дом.
2. Уп-уп-уп-уп - я готовлю папе суп.
3. Бы-бы-бы-бы в лесу растут грибы.
4. Мама Милу в ванне мыла.
5. Петя пилил пилой пень.
6. Любят бананы все обезьяны.

1. Та-та-та, та-та-та - хвост пушистый у кота.
2. Ду-ду-ду, ду-ду-ду - дети бегают в саду.
3. Но-но-но, но-но-но - в нашей комнате темно.
4. Собака Том сторожит дом.
5. Дарья дарит Дине дыни.
6. Няня нянчит Надю с Ниной.

1. Ко-ко-ко - кошка любит молоко.
2. Га-га-га у козы рога.
3. Ха-ха-ха - не поймать нам петуха.
4. Ой-ой-ой - зайке холодно зимой.
5. На горе гогочут гуси.
6. Хомячку на ухо села муха.

1. Аф-аф-аф - мы постовим в угол шкаф.
2. Ву-ву-ву - в лесу видели сову.
3. У Фани фуфайка, а у Феди туфли.
4. Наш Филат не бывает виноват.

1. У Сони сани с горки едут сами.
2. Сеня в лесу встретил лису.
3. У нас газ погас.
4. Су-су-су-су - тихо осенью в лесу.
5. Носит Сеня сено в Сени, спать на сене будет Сеня.

1. Зу-зу-зу-зайку моем мы в тазу.
2. У Зины козлик в корзине.
3. Лиза купила Зине корзину в магазине.
4. У магазина пьют сок Зоя и Зина.
5. У Зины звонок звенит звонко.
6. У маленькой Зины зайка спит в корзине.

1. Цы-цы-цы - есть хотят птенцы.
2. Из колодца вода льется.
3. Не велика птица синица, да умница.
4. Цу-цу-цу - дали нам по огурцу.
5. Цыпленок пьет из блюдца воду.
6. Слава поставил цветы на подоконник.
7. Цы-цы-цы - мы помыли огурцы.
8. Нет конца у моего кольца.

1. Нашей Маше дали мало каши.

1. Жа-жа-жа убежали два ежа.
2. Жу-жу-жу - ежу кофточку вяжу.
3. Хорош пирожок, внутри творожок.

1. Ча-ча-ча - сидит зайчик у врача.
2. Чу-чу-чу - врач идет к грачу.
3. Шубка овечки греет лучше печки.
4. У четырех черепах по четыре черепашонка.

1. Ща-ща-ща - Коля ходит без плаща.
2. Щи-щи-щи - ищем мы щавель на щи.
3. Для ухи нужны лещи, а щавель - на щи.

1. Лу-лу-лу - наточил Толя пилу
2. Ли-ли-ли суп соленый, не соли!
3. Дед Данила делил дыню.
4. Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала.

1. Говорила сорока сороке: я, как рыба, молчу на уроке.
2. Под кустом ореха норка. В норке проживает норка.
3. У меня на кармашке маки и ромашки.

Упражнения на смешанные звуки

  • Стоит воз овса, возле воза овца.
  • Собака сидит на цепи.
  • Заглянет солнце и к нам в оконце.
  • На круше у Шура жил журавль.
  • Кошка спит, а мышку видит.
  • Ежик лежит под ёлкой.
  • Лёжа хлеба не добудешь.
  • Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.
  • Мальчик чистит лошадку щеткой.
  • Щенок играет с мячом.
  • Са-ша-ша - Соня моет малыша.
  • Ас-аш-аш - под сосной стоит шалаш.
  • Шесть мышат в шалаше шуршат.
  • Саша любит сушки, а Соня ватрушки.
  • Вымыли мышки миски для мишки.
  • Ча-ца-ца - стоит мальчик у крыльца.
  • Ца-ча-ча растет птенчик у грача.
  • У волчицы волчата, у курицы и цапли - цыплята.
  • Девочка пьет чай из чашки.
  • Ща-са-са - под кустом сидит лиса.
  • У гусыни усов ищи-не ищи - не сыщешь.
  • Щи да каша - пищи наша. Всякой вещи свое место.
  • Рыбу ловит рыболов.
  • Весь в реку ушел улов.
  • Вкусная халва, мастеру хвала.
  • Римма и Тима шли мимо тира.
Можно и самому придумать шутливые фразы, типа:
  • «да-да-да - в огороде лебеда»,
  • «ду-ду-ду - растут яблоки в саду»,
  • «ша-ша-ша - принесли домой ерша»,
  • «ту-ту-ту - мы поедем в Воркуту»,
  • «жа-жа-жа - есть иголки у ежа»,
  • «чи-чи-чи - прилетели к нам грачи»,
  • «жу-жу-жу - я на солнышке лежу». и так далее.

Скороговорки

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Ехал Грека через реку,
видит Грека - в реке рак,
сунул Грека руку в реку,
рак за руку греку - цап.

Карл украл у Клары коралы,
Клара у Карла украла кларнет.

На дворе трава,
На траве дрова,
На дровах детвора.

Кукушка кукушонку купила капюшон,
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон.

По материалам книги А. И. Максакова «Правильно ли говорит ваш ребенок»

Оказывается, научиться правильно говорить – не такая уж легкая задачка для малыша. Довольно редко встречаются дети, у которых в этом плане совсем нет проблем. Неверное произношение буквы «р», шипящих и носовых согласных, «глотание» окончаний, а то и целых слов невольно вызывает у взрослых улыбку.

Но, в пяти-шестилетнем возрасте дефекты речи становятся большой проблемой, в первую очередь для самого ребенка. Насмешки сверстников, замечания воспитателей в детском саду и учителей в начальной школе – серьезная травма для неокрепшей психики. Конечно, в особых случаях может потребоваться помощь логопеда. Но, есть прекрасный и веселый способ для развития речи. Это скороговорки. Их народ придумал тысячи и продолжает придумывать до сих пор.

Разучите их вместе с ребенком, проговаривая их сначала медленно, а затем ускоряя темп. Используйте их во время игры, добиваясь от малыша четкого произношения каждого звука. Можно отбивать такт ладошами, так ребенку будет проще запомнить текст скороговорки. Устройте конкурс на правильную и самую быструю декламацию скороговорки.

Хотя смысл скороговорок довольно примитивен, объясните ребенку, о чем идет речь. Ведь заучивать непонятную «тарабарщину» трудно даже взрослому. Для малышей до 4 лет выбирайте короткие скороговорки, для детей постарше подойдут скороговорки-стихи, словосочетания, которые сложно произнести верно с первого раза. Очень важно самим правильно произносить все звуки, тогда со временем и малыш научится этому.

Если занятия будут регулярными, то прогресс не заставит себя ждать. Ненавязчивый игровой метод поможет откорректировать речь ребенка дошкольного возраста. Кстати, полезно это и взрослым!

Скороговорки для развития речи детей

Разбудили три сороки злого Рекса в конуре.

Грозно «сторож» зарычал,

Со двора сорок прогнал.

Боря улыбается: роза Розе нравится!

Для братьев трех скороговорку придумал старший брат Егорка.

Свинка рылом землю рыла,

Мыли рыло свинке мылом.

Желтокрылый жук Женя женился на жужелице Жуже.

Жена Жужа жужжит не хуже мужа.

У Сашки шапка, у Пашки фуражка,

Фуражку Пашка отдал Сашке, Сашка шапку отдал Пашке.

Сидел Венька в гостях у Сеньки. Пришел Санька, за ним Танька.

Потом Витька, за ним Митька, после Влас, за ним и весь класс.

Пек Пров пирог с опятами.

Не по правилам правил Павел,

В трясину машину Павел направил.

Играла Клара на рояле, Мишутка с Таней танцевали.

Танец за танцем, за танцем танец.

У Тани с Мишуткой на щечках румянец.

Редьку редко ели детки – горьковата деткам редька.

В стружке шуршит мышка-норушка.

Жестко спать мышке на стружке.

Медведь Потап купил тапки для лап.

Малы тапки, не лезут лапки.

Сидели, сидели, едва не поседели.

Ничего не высидели. Еще посидеть, чтобы поседеть?

Вбил Клим кленовый клин.

Заклинило клин, клином не выклинишь.

В слове «початки» нашли опечатки.

А какие же початки с опечатками?

Молоточком точно в точку заколачивать гвоздочки учится чумазый Чук.

Маленький карасик попал на удочку Тарасика.

Пожалел Тарасик, отпустил карасика.

Скороговорки для детей

На дворе - трава,
На траве - дрова,
Не руби дрова:
На траве двора.

***
Три свиристели еле свистели на ели.

***
Купили каракатице кружевное платьице
Ходит каракaтицa, хвастается платьицем.

***
Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
Матросы две недели карамель на мели ели.

***
Парус наш на совесть сшит,
Нас и шторм не устрашит.

***
Летел на болото носатый удод.
Глядел на удода усатый Федот.
Покуда не сел на болото удод,
Стоял и глядел на удода Федот.

***
Собирал Олег орешки, а Алёша сыроежки.

***
Дружно в оркестре играли дети:
Карл играл на черном кларнете,
Кирилл - на валторне,
На арфе - Алла,
А на рояле Лара играла.

***
Из соседнего колодца целый день водица льется.

***
На гармошке громко
Заиграл Ерёмка.

***
Тащил Авдей мешок гвоздей,
Тащил Гордей мешок груздей.
Авдей Гордею дал гвоздей,
Гордей Авдею дал груздей.

***
Дубовый стол стоит столбом,
В него баран уперся лбом.
Хотя не жаль барану лба,
Но лбом не сбить ему столба.

***
В сарае у Нюры разные куры:
Три черных – Чернушки,
Две пестрых - Пеструшки.

***
Продаются на рынке рыжики в корзинке.
Грузди, сыроежки продаются в тележке.

***
Корова Буренка ругает теленка:
«Зачем за овражком бодался с барашком?»

***
Ежик в бане вымыл ушки,
Шею, кожицу на брюшке.
И сказал еноту еж:
Ты мне спинку не потрешь?
***
Стеша спешила, рубашку шила,
Да поспешила - рукав не пришила.

***
Из яслей вернулась Лена
Лена маме по колено.
***
Повтори без запинки:
«На осинке росинки
Засверкали утром
Перламутром»

***
Метил в лукошко,
Попал в окошко.

***
Тары-бары-растабары
У Варвары куры стары.

***
Ходит Люба возле дуба
Нам глядеть на Любу любо.

***
Пингвин, поплавав в море,
Сидел на пляже снежном
И думал: «Как прекрасно
На южном побережье!»

***
Стать скрипачом собрался слон,
Но слышит смех со всех сторон:
«Возьми не скрипку – контрабас,
Тебе он будет в самый раз».

***
Филин расфрантился,
Во фрак принарядился.
Филину охота
Красивым быть на фото.
***
Хоть куда у хрюшек хор!
В нем Хавронья – дирижёр.
А в хорошую погоду
Хрюшки водят хороводы.

***
Испугался грома Рома.
Заревел он громче грома.
От такого рева гром
Притаился за бугром.

Скороговорки на все буквы алфавита.

(Для перехода на скороговорки кликни на нужную букву)

Ротару:В 70 лет выгляжу на 45 благодаря простой методике...
Почему все аптеки молчат? Грибок ногтя боится как огня дешевого...
Алкоголику вместо кодирования подсыпьте незаметно 3-4 капли обычной…
Соломія Вітвіцька: живіт втягнувся за добу, вийшло 22 кг жиру! Їла це...
Заросли папиллом на шее и в подмышках - признак наличия у вас...

Игровой подход к развитию позволяет ребенку быстрее раскрыться и усвоить обучающий материал. Для детей 5-6 лет скороговорки - это эффективный метод тренировки произношения звуков и коррекции дефектов речи. Забавные и смешные короткие стишки превращают обычный урок в увлекательное занятие.

Что такое логопедические стихи и скороговорки

По своей сути чтение стихотворений – это отличный стимулятор понимания и развития речевого навыка. Все дети любят не только слушать, но и запоминать и повторять короткие ритмичные тексты. Стихи как нельзя лучше подходят для тренировки правильного произношения слов.

Скороговорки – игровая форма развития речи для детей 5-6 лет

Регулярные логопедические занятия с ребенком способствуют:

  • вырабатыванию навыков правильного произношения и артикуляции;
  • исправлению дефектов речи и косноязычия;
  • развитию фонетического слуха.

Чем раньше родители познакомят ребенка со скороговорками, тем скорее он научится повторять и произносить различные словосочетания.

Пример логопедического стишка:«На чайничке крышечка,на крышечке шишечка.Берем ручкой за шишечку.Поднимаем крышечку»

Важным моментом в организации обучения ребенка правильному произношению является грамотный подбор скороговорок. Как правило, детям на 5–6 году жизни рекомендуется заучивать скороговорки, помогающие скорректировать произношение звуков «Р» и «Л».

Развитие речи при помощи скороговорок: основные моменты

Перед началом обучения ребенка скороговоркам родителям необходимо запастись терпением и настойчивостью. Стишки можно не только выразительно читать, но и напевать или произносить шепотом. Произносить слова следует медленно, как бы пробуя их на вкус – это поможет лучше прочувствовать и запомнить звуковые сочетания.

Важные моменты обучения:

  • продолжительность одного занятия не должна превышать 10–15 мин.;
  • перед началом урока необходимо произвести логопедическую разминку, она отлично разогреет голосовые связки и мышцы лица;
  • для начала рекомендуется подобрать учебный материал, не отягощенный труднопроизносимыми словами и звуками;
  • не следует торопить малыша и ждать, что он с первого раза заучит стишок;
  • по мере заучивания нужно постепенно увеличивать скорость произношения.

Необходимо, чтобы ребенок понял правила игры и что от него требуется. Не стоит превращать обучение в обязательный и скучный процесс. Заниматься с ребенком можно не только дома, но и на прогулке в парке или по дороге домой из детского сада.