Сильви Веред: «Мне всегда казалось, что я каким-то образом знала, что значит быть шлюхой. Любовь к себе

Показаться), кому-чему кем-чем . Иметь какой-нибудь вид, производить впечатление кого-чего-нибудь. «Небо, опрокинутое над степью, кажется страшно глубоким и прозрачным.» Чехов . «Я стараюсь казаться оригиналом.» Л.Толстой . Казаться старше своих лет.

3. в знач. вводного слова кажется, казалось. Как будто, словно, по-видимому (разг.). «Казалось, Карла приводил желанный бой в недоуменье.» Пушкин . Вы, кажется, из Москвы? Вот-вот, казалось, дождь польет.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Смотреть что такое "КАЗАТЬСЯ" в других словарях:

    Показываться, появляться, виднеться, красоваться, видеться, представляться, рисоваться, представлять (являть) собой, представлять из себя, иметь вид чего, напоминать что, дышать, отзываться, пахнуть чем, глядеть, смотреть кем. Не слыть, а быть.… … Словарь синонимов

    КАЗАТЬСЯ, кажусь, кажешься; казался, казалась; кажись; кажущийся; несовер. 1. кем (чем). Иметь тот или иной вид, производить то или иное впечатление. К. умным. К. старше своих лет. 2. безл. То же, что представляться (в 3 знач.). Мне казалось, что … Толковый словарь Ожегова

    казаться - КАЗАТЬСЯ, кажусь, кажешься; несов., куда, к кому. Ирон. Приходить; наве щать кого л. Что то ты на работу и не кажешься. Имитируется прост … Словарь русского арго

    казаться - 1 выглядеться, казаться Стр. 0198 Стр. 0199 Стр. 0200 Стр. 0201 Стр. 0202 2 казаться, сдаваться, представляться, думаться Стр. 0456 Стр. 0457 Стр. 0458 Стр. 0459 Стр. 0460 Ст … Новый объяснительный словарь синонимов русского языка

    казаться - кажу/сь, ка/жешься; ка/жущийся; нсв. (св. показа/ться) см. тж. казалось, кажется 1) а) Иметь какой л. вид, производить впечатление. Она казалась лет двадцати. Каза/ться моложе … Словарь многих выражений

    I несов. неперех. 1. Иметь какой либо вид, производить какое либо впечатление. 2. Восприниматься, осознаваться кем либо, каким либо образом. II несов. неперех.; безл. 1. Представляться в воображении; мерещиться, чудиться. 2. Представляться в… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Казаться, кажусь, кажемся, кажешься, кажетесь, кажется, кажутся, кажась, казался, казалась, казалось, казались, кажись, кажитесь, кажущийся, кажущаяся, кажущееся, кажущиеся, кажущегося, кажущейся, кажущегося, кажущихся, кажущемуся, кажущейся,… … Формы слов

    Глаг., нсв., употр. сравн. часто Морфология: я кажусь, ты кажешься, он/она/оно кажется, мы кажемся, вы кажетесь, они кажутся, казался, казалась, казалось, казались, кажущийся, казавшийся; св. показаться 1. Если кто либо или что либо кажется каким … Толковый словарь Дмитриева

    Мало не кажется (не покажется). Разг. Сильно, очень. Елистратов 1994, 182 … Большой словарь русских поговорок

    казаться - Искон. Возвратн. форма к общеслав. казать «показывать, говорить». См. сказать … Этимологический словарь русского языка

Книги

  • Быть, а не казаться. Размышления об истинном успехе , Кови Стивен Р.. О книге Неопубликованные ранее мысли и идеи Стивена Кови, автора легендарной книги "7 навыков высокоэффективных людей" . Сколь многие из нас предпочитают выдвигать на первый план то, что на…
  • Быть или казаться. Истоки современного театра и психотехника актера , Н. В. Рождественская. В учебном пособии "Быть или казаться" речь идет о двух разных способах сценического существования, лежащих в основе психологического (Станиславский) и игрового (Мейерхольд) театра. Предметом…

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1) В древности и Средневековье путешественники нечасто предпринимали дальние морские и сухопутные экспедиции. (2)Дошедшие до наших дней свидетельства их маршрутов и впечатлений часто неточны и непоследовательны. (З)Однако значение их открытий неизвестных ранее земель и народов, _____, велико и бесценно.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Свидетельства маршрутов и впечатлений путешественников древности и Средневековья часто неточны и непоследовательны.

2. Несмотря на то, что свидетельства путешественников древности и Средневековья часто неточны и непоследовательны, значение их открытий велико и бесценно.

3. В древности и Средневековье путешественники нечасто предпринимали дальние морские и сухопутные экспедиции.

4. Значение открытий путешественников древности и Средневековья неизвестных ранее земель и народов велико и бесценно.

5. Значение открытий путешественников древности и Средневековья, несмотря на их неточность и непоследовательность, велико и бесценно.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. возможно

2. к счастью

3. как правило

4. безусловно

5. впрочем

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СВИДЕТЕЛЬСТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СВИДЕ ТЕЛЬСТВО, -а, ср.

1. Показание свидетеля. С. очевидцев.

2. То, что подтверждает, удостоверяет какое-н. событие. Исторические свидетельства.

3. Документ, удостоверяющий что-н. Брачное с. С. о рождении.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

опОшлить

прИнятый

мЕстностей

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Мой друг довольно ДИПЛОМАТИЧНЫЙ человек.

2. Каждый шаг причинял Мересьеву НЕСТЕРПИМУЮ боль.

3. Глава города поздравил актёров драматического театра, отметив их великолепное ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ мастерство.

4. Присущую Карельскому перешейку редкую красоту создают ЦАРСТВЕННЫЕ леса, возвышающиеся над живописными водоёмами.

5. После посева и в период интенсивного роста всходов проводят КОРНЕВЫЕ подкормки для поддержания активной жизнедеятельности растений.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

для КУХОНЬ

пара ЧУЛОК

СЕМЬЮСТАМИ рублями

быстро ВЫЗДОРОВИТ

СЛАЩЕ мёда

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм 1) Голубой горький дымок стелется вниз по течению реки, шелестит листва старых тополей.
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами 2) Более восьми минут необходимы, чтобы солнечный свет дошёл до Земли.
В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 3) Старик подбросил в костёр свежих щепок и ведёт пальцем по острию топора.
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 4) На последних соревнованиях автомобиль «Жигули» пришёл первым.
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 5) В журнале «Смене» сообщается о самых ярких литературных открытиях года.
6) Дети редко прислушиваются и выполняют советы родителей.
7) Повесть «Последний поклон» Виктор Астафьев называет своей лучшей книгой.
8) Общество обеспокоено проблемой вымирания крупных животных: слонов, тигров и других.
9) Согласно утверждений учёных, сейчас на Земле около шестисот действующих вулканов.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

заг...рается

предв....щать

укр...титель

к...ндитер

опр...вдать

9

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

с...ёмка, в...южный

пр...тензия, пр...ставка

от...гнать, пр...дедушка

раз...грать, от...скать

ра...колоть, ра...бить

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква О.

смущ...нный

холщ...вый

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

слыш...мый

выдерж...шь

провер...вший

расстав...шь

навева...мый

12

Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.

Я н(1)как н(2) могу понять, как можно н(3) восторгаться, н(4) любить, а то и просто н(5) знать истории родной страны.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. (ПО)ВСЮДУ лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы; мне (НА)ВСТРЕЧУ пронеслись звуки колокола.

2. Егор очнулся (ОТ)ТОГО, что КТО(ТО) пытался вывернуть ему руку.

3. ЧТО(БЫ) жить хорошо, (ПО)ЧЕЛОВЕЧЕСКИ, надо хорошо работать.

4. Он хотел было выехать со мною к тебе (НА)ВСТРЕЧУ, да ПОЧЕМУ(ТО) раздумал.

5. (ПО)ТОМУ, как человек ведёт спор, можно определить его характер, а ТАК (ЖЕ) его намерения.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Впоследствии я разыскал в кладовке какие-то необыкнове(1)ые рукописи, переплете(2)ые в тома и писа(3)ые по-латыни.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Самый древний гербарий был собран в начале XVI столетия и хранится сейчас в Риме.

2. Зимой я ходил на охоту или рыбалку или катался на лыжах.

3. Для наблюдательного человека в тайге много интересного как летом так и зимой.

4. Разошлись внуки и правнуки лоцманами и матросами по всей реке.

5. Глаз не устаёт любоваться полями и рощами и сердце полно ощущения гармонии с природой

16

Мелодия замерла на головокружительной высоте (1) будто в последний раз озирая небесную округу (2) сорвалась и помчалась (3) ускоряя и ускоряя темп (4) вздрогнула освобождённо и затихла (5) в изнеможении повиснув где-то на задворках небес.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Иными словами (1) романтизм (2) по выражению В. Г. Белинского (3) - это «исключительный характер в исключительных обстоятельствах». Впрочем (4) для многих это и так (5) очевидно.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мне казалось (1) что я каким-то чудом попал из двадцатого века во времена Ивана Калиты (2) и что (3) если сойти с парохода (4) то тут же пропадёшь.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В почтовом ящике оказалось сразу несколько писем (1) и (2) если бы не строгий запрет командира (3) то вряд ли кто-нибудь из отряда удержался бы от искушения проверить (4) нет ли весточки из дома.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

С этого возраста у цыплёнка начинают выпадать его первоначальные маховые перья, заменяясь новыми, которые несколько отличаются от прежних по своей формулировке: новые, настоящие маховые перья имеют закруглённые концы.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек. (2)Он работал в кузнице при большой московской дороге. (З)Звали его Ефимом, но все люди называли его Юшкой. (4)Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы.

(5)Юшка чаю не пил и сахару не покупал, он пил воду, а одежду носил долгие годы одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, черных и закопченных от работы, прожжённых искрами насквозь, так что в нескольких местах видно было его белое тело, и босой, зимою же он надевал поверх блузы еще полушубок, доставшийся ему от умершего отца, а ноги обувал в валенки, которые он подшивал с осени, и носил всякую зиму всю жизнь одну и ту же пару.

(6)Когда Юшка рано утром шел по улице в кузницу, то старики и старухи подымались и говорили, что вон Юшка уж работать пошел, пора вставать, и будили молодых. (7)А вечером, когда Юшка проходил на ночлег, то люди говорили, что пора ужинать и спать ложиться - вон и Юшка уж спать пошел.

(8)А малые дети и даже те, которые стали подростками, они, увидя тихо бредущего старого Юшку, переставали играть на улице, бежали за Юшкой и кричали:

(9)- Вон Юшка идет! (10)Вон Юшка!

(11)Дети поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор горстями и бросали в Юшку.

(12)- Юшка! - кричали дети. (13)- Ты правда Юшка?

(14)Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них; он шёл тихо и не закрывал своего лица, в которое попадали камешки и земляной сор.

(15)По этой своей болезни Юшка каждое лето уходил от хозяина на месяц. (16)Он уходил пешим в глухую дальнюю деревню, где у него жили, должно быть, родственники. (17)Никто не знал, кем они ему приходились. (18)В пути он дышал благоуханием трав и лесов, смотрел на белые облака, рождающиеся в небе, плывущие и умирающие в светлой воздушной теплоте, слушал голос рек, бормочущих на каменных перекатах, и больная грудь Юшки отдыхала, он более не чувствовал своего недуга - чахотки. (19)Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. (20)Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим. (21)Но живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работящие кузнечики издавали в траве веселые звуки, и поэтому на душе у Юшки было легко, в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущих влагой и солнечным светом.

(22)По дороге Юшка отдыхал: он садился в тень подорожного дерева и дремал в покое и тепле. (23)Отдохнув, отдышавшись в поле, он не помнил более о болезни и шел весело дальше, как здоровый человек. (24)Юшке было сорок лет от роду, но болезнь давно уже мучила его и состарила прежде времени, так что он всем казался ветхим.

(25)И так каждый год уходил Юшка через поля, леса и реки в дальнюю деревню или в Москву, где его ожидал кто-то или никто не ждал, - об этом никому в городе не было известно.

(26)Через месяц Юшка обыкновенно возвращался обратно в город и опять работал с утра до вечера в кузнице. (27)Он снова начинал жить по-прежнему, и опять дети и взрослые, жители улицы, потешались над Юшкой, упрекали его за безответную глупость и терзали его.

(28)Юшка смирно жил до лета будущего года, а среди лета надевал котомку за плечи, складывал в отдельный мешочек деньги, что заработал и накопил за год, всего рублей сто, вешал тот мешочек себе за пазуху на грудь и уходил неизвестно куда и неизвестно к кому.

(29)Но год от году Юшка все более слабел, потому шло и проходило время его жизни и грудная болезнь мучила его тела и истощала его, из-за неё он и умер.

(30)Снова вспомнили про Юшку лишь глубокой осенью. (31)В один темный непогожий день в кузницу пришла юная девушка и спросила у хозяина-кузнеца: где ей найти Ефима Дмитриевича?

(32)- Какого Ефима Дмитриевича? - удивился кузнец. (ЗЗ) - У нас такого сроду тут и не было.

(34)Девушка, выслушав, не ушла, однако, и молча ожидала чего-то. (35)Кузнец поглядел на нее: что за гостью ему принесла непогода. (36)Девушка на вид была тщедушна и невелика ростом, но мягкое чистое лицо её было столь нежно и кротко, а большие серые глаза глядели так грустно, словно они готовы были вот-вот наполниться слезами, что кузнец подобрел сердцем, глядя на гостью, и вдруг догадался.

Утрата осознавания эмоционального резонанса переживается пациентами как утрата способности осознавать свои эмоциональные отклики на происходящее вокруг, потеря чувства эмпатии. При этом возникает тягостное чувство разобщения с людьми и окружающим миром. Данное нарушение является в сущности лишь одним из вариантов утраты актов осознавания собственных эмоций и чувств. Тем не менее своеобразие расстройства и та частота, с какой оно встречается, позволяют рассматривать его отдельно.

Вот типичные высказывания пациентов на этот счет: «Чувствую себя одиноко, хоть и знаю, что все остаются со мной... Мир там, а я тут, отдельно от него... Я оказалась как бы в стороне от других людей, не с ними, меня с ними что-то разделяет... Все видится как-то мутно, все люди там, а я здесь, одна. Я по ту сторону света, отдельно от всех. И кажется, что меня никто не видит... Я чувствую себя сторонним наблюдателем за тем, что происходит: жизнь идет сама по себе, люди радуются, страдают, а я будто бы выпал из жизни, нахожусь где-то поодаль. Я все слышу, вижу, понимаю, но при этом не сопереживаю, словно ничто меня не трогает, не касается... Меня нет в том мире, что есть вокруг меня, я существую раздельно с ним, такое ощущение, словно я нахожусь в каком-то другом измерении... Нахожусь точно в другом мире и все воспринимаю как бы издалека, откуда-то сверху... Жизнь идет мимо меня, я не участвую в ней. Мне кажется, будто я стою на обочине дороги или на берегу реки и только смотрю, как все проходит мимо меня... Я нахожусь точно под каким-то прозрачным колпаком или в прозрачном шаре, что-то отделяет меня от происходящего... Я все воспринимаю как бы изнутри себя, как из щели в танке, я отделился от всего... Между мной и окружающим находится какая-то невидимая перегородка, она мешает мне соединиться с происходящим вокруг... Мне кажется, что я нахожусь в прозрачной воде и оттуда наблюдаю за всем... У меня исчезло чувство слитности с миром, я ощущаю себя в какой-то пустоте, оторванно от всего... Я нахожусь как в оболочке, отделилась от людей, вижу их как в телевизоре, меня не касается то, что они делают... Такое ощущение, будто нити, связавшие меня с людьми и миром, оборвались одна за другой, и я оказалась в полной изоляции... Вот я говорю сейчас с вами, все будто понимаю, отвечаю на вопросы, но при этом я чувствую, что меня нет там, где находитесь вы, хотя, конечно же, мы с вами рядом, в одной комнате... Нахожусь в какой-то прострации, я чувствую себя отдельно от мира... После сотрясения головы я сутки не могла говорить, не было голоса, на вопросы я отвечала письменно, слез не было. Не было и никаких чувств, я за всем наблюдала как бы со стороны... Как-то вокруг все изменилось, я оказалась будто в ауре или за аурой. Все знакомое, но как будто не мое, чужое, я вроде давно тут не была. Смотрю на все со стороны, будто издалека, вроде бы я нахожусь за какой-то чертой... Снилось, что я на работе, дома, в транспорте. Вначале мне казалось, что все происходило как на самом деле, затем я продолжала на это смотреть как в кино, будто меня это совершенно не касается, я смотрела на события сна со стороны, без всяких эмоций и понимала, что это сон... три года назад я почувствовал себя в прозрачном шаре. Это была для меня как защита. Я чувствовал себя отдельно от всех и всего и с людьми общался без малейшего страха».

Пациенты, по-разному описывая данное нарушение, обычно единодушны в том, что они чувствуют абсолютную отстраненность себя от внешнего мира, представленного им в текущих наглядных и мысленных образах. Чаще всего, хотя и не всегда, эта оторванность переживается как гнетущая или даже мучительная, во всяком случае, на первых порах. В этом смысле было бы, с одной стороны, вполне логично рассматривать нарушение в рамках расщепления Я на Я-внешнее, аллопсихическое и другое Я, аутопсихическое. С другой стороны, утрата сознания эмоционального резонанса, поскольку она порождает чувство отчуждения аффективно значимых для пациента обстановки, людей и ситуаций, может быть расценена и как одно из проявлений деперсонализации, поскольку утрата сознания собственных эмоций сама по себе не влечет переживания чуждости происходящего. Если это действительно так, то утрата эмоционального резонанса является как бы прелюдией к последующему развитию деперсонализации.

Дереализация - переживание нереальности происходящего как вне, так и (или) внутри себя, с собою, утрата осознавания чувства реальности.

Это переживание может касаться не только текущих впечатлений, но и воспоминаний о том, что было ранее: «После наркоза я отходила двое суток. Душе было неуютно в моем теле, я была как не в себе. Мне хотелось выпрыгнуть из себя. А потом долго еще все кругом было как ненастоящее, как происходившее во сне, как какая-то декорация. Какое-то все хрупкое, точно карточный домик. И было еще чувство, что все вмиг может исчезнуть, как видение... Окружающее мне будто снится, а не существует в действительности... Все окружающее, все то, что происходит на самом деле, мне кажется как не настоящее, оно вроде бы грезится мне или снится... У меня такое чувство, будто я и не жил до этого, мое прошлое мне словно снится... Не могу понять, есть я на самом деле или мне только кажется. что я существую... Все стало каким-то призрачным, чем-то похожим на мираж. Кажется, я отойду немного в сторону и все исчезнет... Все вокруг будто нарисовано как на школьной доске, подойди, махни мокрой тряпкой, и ничего более не останется... Все покрыто какой-то дымкой и колышется, точно мираж или фантом... Мне кажется, что все вокруг - это вовсе не действительность, а только ее тень, отзвук... После того как машина сбила невестку и внучку, я три месяца жила как в нереальном мире. Ощущение себя было реальным... У меня исчезло чувство реальности, ощущение того, что мир материален, мне кажется, что он есть нечто невещественное, эфирное и уж вовсе не есть то, как я себе представлял его прежде... Все плывет передо мною, будто это наваждение какое или что-то несуществующее. Мне кажется, что протри я сейчас свои глаза и все разом исчезнет, как дым или туман... Наблюдаю за собой так, будто бы я себе снюсь, а не есть на самом деле... Все, мне кажется, куда-то уплывает, как будто все не настоящее, а как призрак, какой-то туман. Я стараюсь, как могу, заставить себя почувствовать, что нахожусь в действительности, иногда это получается, и тогда на какое-то время я возвращаюсь в реальность. Но стоит мне отвлечься, задуматься, и я потом не могу сразу понять, где нахожусь и что происходит вокруг, я не могу даже узнать знакомую обстановку».

Дереализация, таким образом, есть такое нарушение осознавания действительности, когда она воспринимается как нечто эфирное, нематериальное, субъективное, воображаемое, как факт сознания, а не что-то реальное, противостоящее индивиду и от него совершенно независимое.

Иногда, указывает И.С.Сумбаев, переживается чувство нереальности времени, как актуального, так и прошлого, а также будущего. Пациенты говорят о том, что нет прошлого, оно как бы затерялось в памяти; исчезло настоящее, пропало будущее или что время остановилось и не сдвигается с места. Одна из его больных сообщает, что испытывает чувство, словно будущее исчезло совершенно и она живет только настоящим днем, который обрывается, не переходя в следующий. Она живет как бы в пределах той обстановки, которую воспринимает, дальше нет ничего, одна пустота.

Ей не верится, что она сделала попытку отравиться и кажется, что такого происшествия не было совсем и что она вообще никогда не была и не работала. О «потере чувства времени» рассказывает другой пациент, упоминая при этом о впечатлениях, которые «теснятся друг на друга». «Передо мною, - говорит он, - только настоящее, в котором бесследно утонули и идея пространства, и идея времени. Моя мысль как бы замкнута только в пределах палаты и никаких других горизонтов у нее уже нет. Но... даже эти скудные чувства настоящего становятся не под силу; ни стен, ни окон, ничего более не существует, остается только безгранично тянущаяся и светящаяся пустота. И, наконец, наступает то странное сковывающее состояние, когда как бы прекращается само существование, когда ни мысли, ни чувства не могут отыскать для себя ясного выражения».

Еще одна больная (с явлениями деперсонализации и дереализации) говорит, будто ей кажется, что утро текущего дня было год тому назад, что время от нее отделяется, а затем исчезает совершенно. Воспоминания ей кажутся тусклыми, наподобие призраков, она ничего не может представить живо и отчетливо. Она как бы потеряла свое прошлое, и хотя она верно оценивает продолжительность прошедшего промежутка времени, но не чувствует его.

Часто пациенты говорят об ощущении замедления актуального времени, особенно если последнее заполнено страданием, предвкушением чего-то приятного и радостного или тягостным переживанием ожидания: «В голове все время вертится мысль, что сейчас наступит припадок, а его все нет и нет. Такое чувство, что случится что-то скверное, произойдет какая-то катастрофа. Время тянется очень медленно, никак не могу дождаться обеда, хотя есть не хочется... Когда мне все противно, когда я сам себе противен, то время как будто стоит, превращается в вечность».

Чувство времени, если оно действительно существует, является сложным феноменом, в том числе и ментальным. Поэтому нарушение восприятия этого чувства бывает связано не только с психологическими факторами, как у двух последних пациентов. Здоровые люди также часто говорят, к примеру, что «и десять минут - это целая жизнь» или «сначала годы идут, потом бегут, а затем летят». Но нередко встречаются пациенты, отмечающие нарушение как бы чувственного компонента восприятия времени. Нередко, например, они почти не замечают, как проходит время: «Ночь пролетает в одно мгновение, кажется, и не спал я вовсе... Кажется, что я только что закрыл глаза и вот уже утро... Такое ощущение, что я ночью несколько раз открывала и закрывала глаза и вот оно, утро... Кажется, я и глаз не закрывала, а ночь прошла... Прошло, кажется, несколько минут, а на самом деле я спал часов восемь». В подобных случаях время не воспринимается вообще, как если бы выпало осознание чувства времени. Это нарушение отличается от утраты чувства сна, когда пациенты не осознают, что они спали, даже если видели сны; обычно о времени они не говорят либо отмечают, что бессонная будто бы ночь тянулась очень долго.

Пациенты с потерей чувства времени сна как бы указывают на то, что исчезают некие связанные со сном ощущения.

У других пациентов с депрессией иногда встречается нарушение в виде ощущения ускоренного течения актуального времени: «Время идет быстрее, я не поспеваю за ним... День проходит быстро, ночь пролетает в один миг. Только закрою глаза и тут же их открываю... Я не дружу со временем. Оно летит быстро, не успеваешь оглянуться, а уже весна или Новый год. Я всегда боюсь не успеть что-нибудь сделать, я постоянно подгоняю себя, мне почему-то все надо быстрее и быстрее. Часто бывает так, что в спешке я не могу что-то найти. Я как бы лихорадочно роюсь, например, в своей сумочке и не могу найти там документ или деньги. Я и так медлительная, но если на меня кто-то смотрит или я думаю, что смотрит, наступает скованность, я делаюсь еще более заторможенной. А вот в детстве время тянулось, кажется, долго, его было более чем достаточно, я насладилась своим детством вполне... Я все время куда-то спешу и постоянно опаздываю, всегда куда-то не поспеваю. И я хочу, чтобы вокруг меня все остановилось бы на время, пока я не догоню его». Течение прошлого времени воспринимается некоторыми депрессивными пациентами как ускоренное.

Р.Х.Газин, И.Ф.Механикова (1958) различают разные варианты дереализации: «с впечатлением нереальности внешнего мира», «с впечатлением чуждости окружающего» и «с впечатлением измененности окружающего». Это показывает, что бывает трудно, подчас невозможно, а иногда и бессмысленно проводить разграничения между дереализацией и некоторыми другими выпадениями актов самовосприятия. Чувство нереальности окружающего и самого себя пациенты, как показывают их самоотчеты, может быть как бы вторичным, то есть связанным с другими нарушениями, такими как сенсорная гипестезия, утрата ясности осознавания своего сознания, утрата чувства эмоционального резонанса и др. Развитие дереализации, тем не менее, определенно доказывает фундаментальный факт существования у человека развитого чувства реальности. Когда это чувство есть, то индивид уверенно и утвердительно отвечает на два вопроса, касающиеся повседневности:

«Реально ли происходящее сейчас?» и «Реально ли то, что было ранее?». Сложные и в чем-то сходные отношения с действительностью складываются у пациентов и с иными нарушениями. Особенно это касается психастеников, аутичных больных и пациентов в остром периоде реакции на стресс. Психастеникам, указывают П.Жане и П.Б.Ганнушкин, свойственна не утрата самого чувства реальности как такового, а чувство беспомощности, связанное с незнанием практических аспектов жизни и вытекающей из этого неспособностью принимать решения в конкретной жизненной ситуации.

Аутичным пациентам присуща неспособность разграничивать реальное и нереальное (т. е. воображаемое, желаемое и возможное) самым непосредственным образом, отчего они легко переходят из реального мира в воображаемый и обратно. Для них одинаково реальными могут быть и то, что происходит в действительности, и то, что разыгрывается в их воображении. Что касается пациентов, остро переживающих стрессовую ситуацию, то у части из них наблюдается эмоциональный паралич Бельца (1901) или «острая деперсонализация» в виде неспособности принять актуальное психотравмирующее событие, отчего оно кажется нереальным, не случившимся в действительности.

Эта реакция отрицания (Кекелидзе, 1992) является, возможно, защитной, помогающей в полной мере осознать происшедшее позднее, когда индивид найдет в себе силы с ним смириться. Отметим тем не менее, что ощущения чуждости, измененности, неестественности, искусственности воспринимаемого в данный момент с большой долей вероятности могут указывать на развивающуюся симптоматику деперсонализации.

По мнению А.В.Снежневского, дереализация является финальным аккордом, эпилогом процесса нарушения самовосприятия. Автор описывает шесть градаций тяжести синдрома деперсонализации - дереализации, указывая при этом, что деперсонализация есть нарушение, которое покрывает собой все проявления расстройства самосознания. Упомянутые градации и, следовательно, этапы развития расстройства , по А.В.Снежневскому, таковы:

  • На первых порах возникает чувство внутренней измененности. Пациент чувствует, что его мысли, чувства, идеи «как будто изменились», стали не похожими на прежние, изменилось и Я, пациент воспринимает себя как бы «другим человеком».
  • Далее пациент ощущает, что все его чувства утрачены, у него нет более переживаний ни радости, ни горя, нет уже ни боли, ни аппетита, ни ощущения сна.
  • С усилением расстройства теряется сознание собственного Я - это чувство утраты сознания своего Я.
  • На очередном этапе развития расстройства преобладают явления отчуждения, то есть различные проявления собственного Я воспринимаются пациентом как посторонние, ему не принадлежащие.
  • На этой стадии доминируют феномены расщепления Я, собственное и прежде единое, целостное Я становится в глазах пациента «двойным», когда одно Я думает, действует и воспринимает так, а другое - по иному.
  • И, наконец, развивается собственно дереализация, когда все окружающее теряет в глазах пациента смысл действительности, наступает утрата сознания действительности окружающего мира, а это часто сопровождается утратой действительности своего самосознания.
403. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Я выходил ночью на палубу (1) и мне

казалось (2) что я каким-то чудом попал из двадцатого века во времена Ивана Калиты (3) и что(" если сойти с парохода, то тут же затеряешься. 1) 1,2,3 2) 1,2,3,4 3) 1,2 4) 2,4 404. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? На ранней заре (1) когда ещё кричат петухи (2) и по-чёрному дымятся избы (3) распахнёшь, бывало, окно в прохладный сад (4) и утерпишь - побежишь умываться на пруд. 1) 1,2,3,4 2) 1,2,3 3) 1,3 4) 1, 3,4 405. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на мест которых в предложении должны стоять запятые? За огородом следовали крестьянские избы (1) которые (2) хотя был! выстроены врассыпную (3) и не заключены в правильные улицы (4) но показывали довольство обитателей. 1) 1,3,4 2) 1,2,3,4 3) 1,2,4 4) 1,4 406. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на мест которых в предложении должны стоять запятые? Поздней ночью (1) когда на деревне погаснут огни (2) и в небе уже высоко блещет семизвездие Стожар (3) ещё раз пробежишь в сад (4) и доберёшься до шалаша. 1) 1,2,3 2) 1,3 3) 1,3,4 4) 1,2,3,4 407. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на мест которых в предложении должны стоять запятые? Мы молчали, но для нас обоих было ясно (1) что эта весна, эти соловьи, этот аромат были созданы только для нас обоих (2) и что (3) на будь их (4) не произошло бы того, что произошло. 1) 1,2,4 2) 1,4 3) 1,3,4 4) 1,2,3,4 408. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Чтобы идти вперёд (1) чаще оглядывайтесь назад (2) ибо иначе вы забудете (3) откуда вы пришли (4) и куда вам надо идти. 1) 1,2,3,4 2) 1,3 3) 1,3,4 4) 1,2,3 409. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте, которых в предложении должны стоять запятые? Кто в молодости не связал себя прочными связями с великим (1) и прекрасным делом (2) или с простым, но честным и полезным трудом (3) тот может считать свою молодость бесследно потерянною, как бы весе-(0 она ни прошла (4) и сколько бы приятных воспоминаний она ни оставила. 1) 1,2,3 2) 3 3) 3,4 4)2,3,4 110. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Чем дальше уезжал Оленин от центра России (1) тем дальше каза¬лись от него все его воспоминания(2) и (3) чем ближе подъезжал к Кавказу (4) тем отраднее становилось у него на душе. 1) 1,2,4 2) 1,2,3,4 3) 1,4 4) 1,3,4 411. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Дорога становилась всё хуже (1) и мы решительно не знали (2) где мы (3) и куда ехать. 1) 1,2,3 2) 1 3) 1,2 4) 2,3 412. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запя¬тых в предложении? Только к рассвету (1) когда озеро покрылось редкими хлопьями чаек (2) и показались рыбачьи паруса (3) он уснул (4) и ему снились Альпы. 1) 1,3,4 2) 1,2,3,4 3) 1,2,3 4) 1,4 413. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Из страшной глубины пропасти карабкались ввысь буковые и сосно¬вые леса (1) и (2) если вековые деревья не срывались поминутно с отвесных круч (3) то (4) должно быть (5) потому (6) что густой и мудрый плющ, вцепившись одной рукой в скалы, другой держал их за ветки и стволы. 1) 1,2,3,6 2) 1,3,4, 5,6 3) 3,6 4) 1,2,3,4,5,6 414. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Сумерки в Средней России - лучший час суток (1) когда ложатся в нежнейшем воздухе едва заметные тени от ветвей (2) и вот-вот над краем леса неожиданно (3) как всегда (4) возникнет серп месяца. 1)1,2 2) 1,3,4 3) 1,2,4 4) 1,2,3,4 415. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Глядя на сыплющийся снег (1) он говорил (2) что сейчас на юге весна (3) что можно мысленно охватить взглядом огромные пространства (4) что литература призвана делать это во времени и пространств и (6) что нет в мире ничего более покоряющего, чем литература. 1) 1,2,3,4,5 2) 1,2,3,4,5,6 3)2,3,4,5 4) 1,2,3,4 416. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на м которых в предложении должны стоять запятые? Когда затихает дом (1) и внизу ни на чём не играют (2) я слышу как сквозь вьюгу прорывается и тоскливая (4) и злобная гармоника и к гармонике присоединяются и сердитые (6) и печальные голоса. 1)2,3 2) 1,2,3 3) 2,3,5 4) 2,3,4,5,6

1.В каком перечне на месте всех пропуск1.В каком перечне на месте всех пропусков пишется -ющ?

1)бре..ий,ре..ий,пада...ий,кол..ий
2)дремл..ий,стел..ий,ве..ий,гляд..ий
3)гре..ий,но..ий,пиш..ий,дыш..ий

2).Где хотя бы в одном случае из всего перечня есть ошибка в согласовании слов?
1)красивая тюль,эффективный шампунь,жёлтое такси
2)больной мозоль,серый кенгуру,тёмная вуаль
3)крепкий кофе,белоснежный лебедь,вкусное какао
3)
В Каком ряду во всех словах на месте пропуска ъ пишется?
1)съеш..те,противник сдаст..ся,в..южный
2)п..яняющий,кон..юнктура,возмущаеш..ся
3)отмет..те карандашом,в..ётся,согласит..ся

4)В каком предложении оба слова пишутся слитно?
1)(Во)время моей работы в театре я встречался с (по)истене выдадающимися людьми.
2)(В)последствии,вспоминания слова,взгляды,восклицания,которые казались (мало)значительными,я расшифровывал их и понимал настоящий смысл.
3)Аист выходил,клялся механически и,как мне казалось, тот(час) же забывал об окружающем и (на)виду публики беседовал с тем или другим оркестрантом

5)В каком предложений нужно одну запятую (знаки препинания не расставлены)?
1)Основой для хатки бобра служат старый пень или кочка или кустарник у кромки воды.
2)Василий Петрович неохотно и почти неучтиво слушал пожилую посетительницу и даже высказал нетерпение.
3)Особые восковые краски применяли как Южной Америке так и в Древнем Египте

(1) Они пошли в сад и сели там на скамью под старым клёном, как четыре года назад. (2) Были темно. (3) - Как же вы поживаете? спросила

Екатерина Ивановна.

(4) - Ничего, живем понемножку, - ответил Старцев.

(5) И я ничего не мог больше придумать. (6) Помолчали.

(7) Я волнуюсь, - сказала Екатерина Ивановна и закрыла руками лицо, - но вы не обращайте внимания. (8) Мне так хорошо дома, я так рада видеть всех и не могу привыкнуть. (9) Сколько воспоминаний! (10) Мне казалось, что мы будем говорить с вами без умолку, до утра.

(11) Теперь он видел близко её лицо, блестящие глаза, и здесь, в темноте, она казалась моложе, чем в комнате, и даже как будто вернулось к ней ее прежнее детское выражение. (12) И в самом деле, она с наивным любопытством смотрела на него, точно хотела поближе разглядеть и понять человека, который когда то любил её так пламенно, с такой нежностью и так несчастливо; её глаза благодарили его за эту любовь. (13) И он вспомнил всё, что было, все малейшие подробности, как он бродил по кладбищу, как потом под утро, утомлённый, возвращался к себе домой, и ему вдркг стало грустно и жаль прошлого. (14) В душе затеплился огонек. (15) - А помните, как я провожал вас на вечер в клуб? - сказал он. (16) - Тогда шёл дождь, было темно...

(17) Огонёк все разгарался в душе, и уже хотелось говорить, жаловаться на жизнь...

(18) - Эх! - сказал он со вздохом. (19) - вы вот спрашиваете, как я поживаю. (20) Как мы поживаем тут? (21) Да никак. (22) Старимся, полнеем, опускаемся. (23) День да ночь - сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей... (24) Днём нажива, а вечером клуб, общество картёжников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. (25) Что хорошего?

(26) - Но у вас работа, благородная цель в жизни. (27) Вы так любили говорить о своей больнице. (28) Я тогда была какая-то странная, воображала себя великой пианисткой. (29) Теперьвсе барышни играют на рояле, и я тоже играла, как все, и ничего во мне не было особенного; я такая же пианистка, как мама писательница. (30) И конечно, я вас не понимала тогда, но потом, в Москве, я часто думала о вас. (31) Я только о вас и думала. (32) Какое это счастье быть земским врачом, помогать страдальцам, служить народу. (33) Какое счастье! - повторила екатерина Ивановна с увлечением. (34) - Когда я думала о вас в Москве, вы представлялись мне таким идеальным, возвышенным...

(35) Старцев вспомнил про денежные купюры, которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием, и огонёк в душе погас.

(36) Он встал, что бы идти к дому. (37) - Вы лучший из людей, которых я знала в своей жизни, - продолжала она. (39) - Мы будем видеться, говорить, не правда ли? (40) Обещайте мне. (41) Я не пианистка, на свой счет я уже не заблуждаюсь и не буду при вас ни играть ни говорить о музыке.

(42) Когда вошли в дом и Старцев увидел при вечернем освещении её лицо и грустные, благодарные, испытующие глаза, обращённые на него, то почувствовал беспокойство и подумал опять: "А хорошо, что я тогда не женился".

(43) Он стал прощаться

(По А. П. Чехову*)

А28 Помогите,пожалуйста,найти проблему и аргументы! Затрудняюсь! После уроков нас, детдомовцев, приводили на завод и ставили за станки. Мы д

елали шины для раненых. Каждый день по четыре часа. Однажды мастер сказал весело: - Вот вам первая получка! Талон на рабочий завтрак. Только один. Кто хочет первый? Нас было семь человек, мы стали ссориться. Мастер утешил: - Талоны будут каждый день. Все по очереди сходите. Только учтите, рабочий день начинается рано, и порции по этому талону выдаются до шести утра, Жребий идти первому пал на меня. Черным утром, которое ничем не отличалось от ночи, нянечка разбудила меня: - Эй, вставай! Рабочую порцию проспишь! Зажав в кулаке талон, я шел по дороге. Меня пробирал холод. Из калиток, из проулков и вообще откуда-то из серой мглы появлялись люди. Они заполняли дорогу впереди и позади меня. Я еще никогда не видел на этой дороге так много людей. И мне хотелось все узнать, рабочие ли они и куда они идут. И еще похвалиться: а у меня настоящий рабочий талон! В большой столовой толкался народ. Люди подходили, отдавали талоны, и им сыпали горячую картошку с мясом. И я подошел. Какая-то женщина торопливо сказала:- Мальчик, здесь по рабочим карточкам! Не мешайся! Я протянул талон. Женщина поглядела на меня с уважением: - Ты гляди... Рабочий уже! И она насыпала мне полную тарелку горячей картошки с мясом. Я даже задохнулся от волнения. Целая рабочая порция! Потом я шел домой. И мне казалось, что я стал теперь шире в плечах и выше немного... А навстречу шли и шли по дороге люди. Они тоже были большие и сильные. И я теперь понимал хорошо: это идут те, у кого в карманах есть талоны на рабочие порции.

21. 1. Правильная или неправильная расстановка знаков препинания. Отметьте предложения с пунктуационными

ошибками.

21. 1. Звенит, колдовски бормочет родниковая струя стекая в реку.

2. Врач не волшебник.

3. Орел, острокрылая гордая птица, садится на черный валун.

4. Француз стоял, как вкопанный.

5. Дело не в трусости, а в том, что я знаю что говорю.

22.

23.

4. Что я вчера видел! ...

24.

25.

26.

27. 1. Дверь в палату распахнулась, словно под порывом ветра, и кто-то ворвался внутрь

22. 1. Небо ли такое белое или солью выцвела вода?

2. Йогурт – замечательный завтрак для всей семьи.

3. Спустя два года, в 1612 году, он покинул страну.

4. Одним словом дом, где жил Петя, во всех отношениях был превосходный.

5. Он воспринял звонок о старом долге, как жалкую уловку с моей стороны.

23. 1. За теми деревьями леса, леса, леса.

2. К тишине ожидания примешивался, не столько слышимый, сколько угадываемый шум движения поезда.

3. Спустя мгновение раздался гром.

4. Что я вчера видел! ...

5. Это была улыбка необыкновенно добрая, широкая и мягкая как у разбуженного ребенка.

24. 1. Там где ветры слизали снег, земля по ночам гулко лопается.

2. С утра до поздней ночи Федор работал не покладая рук.

3. Уже более недели приезжий господин жил в городе, разъезжая по вечеринкам и обедам и таким образом проводя как говорится очень приятно время.

4. Пьер был одним из тех людей, которые, несмотря на внешнюю слабость характера, не ищут поверенного для своего горя.

5. Мне вспомнилось чье-то изречение: «Храбрым человек становится тогда, когда трусом оставаться значительно опаснее».

25. 1. Гроза рычала все ближе, и земля поглощала ее картавые, глухие, полные недовольства звуки, а я все глядел на красноватые бледные в ярости солнца огни костра.

2. Вслушиваюсь в шорохи, в крики, встречающие весну, – сердце радуется.

3. Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика: то раздолье удалое, то сердечная тоска.

4. Мы проходили такими чудными лужайками, где голубели цветы и медовый одуванчик потряхивал золотой головкой.

5. Там, внизу море увлажняет воздух и делает его мягким, отзывчивым и нежным.

26. 1. Как хорошо ты, о море ночное!

2. Вокруг по-прежнему было тихо, спокойно.

3. Повсюду статные силуэты тополей; высокие, стройные они словно свернутые знамена.

4. «Я сторонник конкретных дел, а не разговоров» - сказал губернатор.

5. Жестикулируя, он опрокинул рукавом соусник, и на скатерти образовалась большая лужа, но, кроме меня, казалось, никто не заметил этого.

27. 1. Дверь в палату распахнулась, словно под порывом ветра, и кто-то ворвался внутрь.

2. У Юрия Андреевича захватило дыхание, и громко забилось сердце, когда, сойдя с пролетки, он подошел к парадному и позвонил в него.

3. Поезд стоит как заколдованный: никто не выходит, никто не садится, да и вокзал кажется каким-то сказочным замком, вдруг выросшим из мрака.

4. Врач объяснил, что если пожилой человек, больной гипертонией, становится раздражительным, не стоит пытаться переделать его.

5. «Кому это нужно?» – «Я не знаю кому».

  • КАЗА́ТЬСЯ , кажу́сь , ка́жешься ; прич. наст. ка́жущийся ; несов.

    1. (сов. показаться). Иметь какой-л. вид, производить какое-л. впечатление. На вид она казалась лет двадцати двух или двадцати трех. Тургенев, Яков Пасынков. [Дочь] была вся в черном. Талия ее, очень тонкая, казалась еще тоньше. Л. Толстой, Смерть Ивана Ильича. Безлюдным казался каменистый берег. Катаев, Флаг. | в безл. употр. Окна во всех корпусах были ярко освещены, и оттого на громадном дворе казалось очень темно. Чехов, Бабье царство. || чем. Вызывать, внушать мысли о чем-л. Смерть начинает казаться избавлением, но я еще цепляюсь за жизнь. Нагибин, Переулки моего детства.

    2. (сов. показаться) безл., кому. Представляться воображению, мысли. - Мне иногда кажется, что я люблю Алексея Абрамовича, Глафиру Львовну, Мишу, сестру, - но я себя обманываю. Герцен, Кто виноват? [Сизокрылову] казалось, что он улавливает отдаленный гул, подобный далекому рокоту прибоя. Казакевич, Весна на Одере. | в знач. вводн. сл. каза́лось . Казалось, его энергии хватит для того, чтобы разбудить тундру и расплавить вечную мерзлоту Заполярья. А. Н. Толстой, Нельзя убить будущее. || обычно безл. Чудиться, мерещиться. Силки, да коршуны, да громы только мне Казаться будут и во сне. И. Крылов, Два Голубя. Ей казалось теперь, что и на юбке, и на чулках, и на ботинках черные пятна крови. Горбатов, Непокоренные.

    3. в знач. вводн. сл. ка́жется . Как будто, по-видимому. Онегин, я тогда моложе, Я лучше, кажется, была. Пушкин, Евгений Онегин. Народ лежал вповалку и, кажется, не спал, так как все как будто шевелилось. Гл. Успенский, Очерки переходного времени.

    4. Прост. Появляться перед кем-л., показываться кому-л. [Кочетов:] А что ж твоя красавица Наталья Не кажется гостям? А. Островский, Комик XVII столетия.

    Не казаться на глаза (прост. ) - не появляться где-л., у кого-л.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия):