Терские казаки и чеченцы. Как усмиряли чеченов, наша история

Одной из основных целей моего нынешнего путешествия было общение с русскими, пережившими войну и оставшимися в Чечне. Случай свел меня с Александром Лысовым, казачьим атаманом легендарных Шелковской и Гребенской станиц. Мы сидели поздним вечером на подстанции, Александр хозяйскими жестами показывал на кнопки, приговаривая: "Если на эту нажать - вырубится свет во всей станице". Чеченец, который меня подвез, тактично вышел, и мы с атаманом побеседовали о том, как ему удалось выжить в Чечне и что представляет собой местное казачество.

- Как сейчас живут чеченские казаки?
- Внутри дух есть, а внешне – тихие, спокойные. Мне их образ жизни не нравится. Казаки должны быть дружнее, сплоченней. Есть небольшая церковь. Батюшка Амбросий приезжает. Попал сюда молодым, это его первое место службы. Молодец, его и чеченцы хвалят. Грамотный, интересный. Сам по происхождению казак, со Ставропольского края. Но, в основном, молиться старушки приходят.
- В чем отличие казаков от других русских?
- Вера почти одинаковая, но есть нюансы. Например, целовать священнику руку у нас не принято. Я лучше рясу поцелую, поскольку уважаю его сан. А рука… Один батюшка говорил: “Я на работе – священник, а потом – простой человек, которому ничто не чуждо”. Как такому руку целовать? Казацкие традиции есть, но отходят. Самая лучшая – посвящение в атаманы. На моем были атаманы Кизляра и всей Чечни. Заломили меня, и нагайкой три раза по спине – чтобы знал, каково это, прежде чем сам буду наказывать казаков. Но только бить никого не приходится, да и меня стукнули мягко. Еще мы отмечаем престольные праздники, День казачки, День Толстого. В Науре часто встречаемся, в Кизляре бывает казачий бал, очень красивый. На нем даже ногайцы-казаки бывают. Там и простые танцы, и лезгинка. Мы ведь тоже кавказцы.
- А повесть “Казаки” все читали?
- Нет, мало кто ее знает. Даже я не осилил. Мне скорее нравится песенка Павла Коровина про Толстого, на казачий манер.
- Что здесь происходило во время войны?
- Я тут с 1973 года живу. Как началась война, мог уехать, но решил – здесь моя мамка лежит, значит, и я останусь. Только дочек отправил – на всякий случай. Теперь одна на Кубани, другая – в Германии. В те времена страдали все, у кого нет защиты. Родственники есть – значит, все в порядке. У меня были друзья. К тому же, я здесь немножко известный. Ходил во время войны спокойно в любое время суток. Даже иногда в комендантский час. Всякое бывало, но обошлось. Может, Всевышний помог. Может, друзья.
- Почему тогда большинство русских покинуло Чечню?
- Во-первых, надо уметь дружить. Во-вторых, если хороший дом, понравился кому-то, могли прийти, напугать. Были даже убийства… А я слишком богато никогда не жил.
- Много здесь осталось русских?
- Теперь ни одной станицы нет, чтобы хоть четверть была. Разве что Червленая. Есть такие, где одна-две семьи. Больше старики.
- Проблемы с чеченцами бывают?
- Так, на бытовом уровне. Но в целом здесь лучше, чем в России. Можно спокойно машину на улице оставить, никто ее не тронет. Когда беда, люди всегда помогут. Бывают, конечно, и недовольные. Недавно чеченцы на христианском кладбище убирались, так среди русских крик поднялся – мол, дерево срубили. Нет чтобы самим сделать, зато как жаловаться на работу других – так первые. Еще тут бывает кровная месть. Даже если отсидел, все равно потом пристрелить могут. Недавно целая семья квартала три ползла по гравийке к дому родственников убитого. Простили. Многие до сих пор страшатся сюда приезжать, даже те, кто в Моздоке живет. Видимо, слухи ходят. А я не боюсь, что придут и мне по башке дадут. Смотреть надо не на национальность, а на то, как человек живет. Если достойно – отдай ему душу. На форумах я первое время вмешивался в споры о Чечне, потом перестал. Все равно там чистым не останешься. Что бы ни писал, не поверят. Им по фигу, что я, в отличие от них, здесь живу. У меня есть друг, вместе в детский сад ходили. Мечтали захватить на Каспии корабль и стать пиратами. Сейчас служит в Литве. Даже он мне не доверяет. Мол, все уехали, а ты остался. Как это может быть? Про меня всякие слухи ходили – и что я ваххабист, и что мусульманство принял…
- Здешний язык освоили?
- Чеченский я не понимаю. Так, чуть-чуть. Хотя многие говорят, что я только делаю вид. У знакомого жена и ее сестры даже между собой по-чеченски разговаривают. Моя дочка, которая в Германии, тоже его знает.
- Форма казацкая есть?
- Благодаря Рамзану Ахмадовичу (хитро улыбается), мы купили форму. Двадцать с лишним мундиров на два района.
- Стало быть, государство помогает?
- Не очень. Разве что с транспортом – на праздники ездить. С начальством у меня отношения не сложились. Ему надо, чтобы подлизывались, а я спорю. У нас здесь два казачества – реестровые, которые состоят на государственной службе, и общественные. Вдвоем мирно жить не получается.
- А разве реестровые сейчас существуют?
- Мы реестровые. Но как таковой службы у нас нет. Посчитали как баранов – и все.

Чечня в третий раз собрала казаков на межрегиональную конференцию «От Терека до Дона». В этот раз она прошла скромно, представителей Дона и Кубани не было.

Тем не менее казаки Терека благодарны, что республиканские власти, несмотря на финансовые сложности, изыскали возможность организовать мероприятие и вникнуть в проблемы казачества. Вот только сожалели, что воспринимают их как национальное меньшинство.

Как укрепить Терское войско в Чечне?

Казачья конференция в Грозном, организованная республиканскими властями, ‒ событие важное с точки зрения не столько содержания, сколько самого факта ее проведения.

Ведь еще лет десять назад трудно было себе представить, чтобы чеченцы были озабочены казачьими проблемами.

Сейчас это становится в порядке вещей, и уже третий раз столица Чеченской Республики, основанная когда-то генералом Алексеем Ермоловым как крепость Грозная, принимает казачьи делегации для участия в конференции «От Терека до Дона».

В этот раз из-за экономического кризиса, по словам заместителя атамана Терского войскового казачьего общества (ТВКО) Валерия Салищева, мероприятие было менее представительным, чем в прошлом году. Донских и кубанских казаков .

Но зато Терское войско было представлено и ставропольскими, и владикавказскими, и кизлярскими казаками.

«Я выступал на пленарном заседании с докладом, в котором прозвучали достижения и проблемы, которые мы имеем к 26-летию лет возрождения Терского казачьего войска, ‒ рассказал Валерий Алексеевич. ‒ К достижениям мы относим формирование реестрового Терского казачьего войска, расположенного в шести субъектах РФ.

Наше войско охватывает наибольшее количество субъектов из всех 11 казачьих войск России.

Как достижение мы рассматриваем недавнее в состав Терского войска казаков Республики Ингушетия, потому что это было проблематично ‒ признание казаков государством и разработка государственных нормативно-правовых документов.

Но есть и проблемы ‒ такие, как создание параллельных казачьих обществ, неэффективность казачьей экономики».

На заседании круглого стола в рамках конференции Валерий Салищев внес несколько предложений, которые могут дать новый стимул укреплению казачества в Чечне.

Также он просил рассмотреть возможность введения атамана казачьего общества республики Георгия Реунова в состав органов исполнительной власти Чеченской Республики и разработки региональной программы поддержки реестрового казачества.

Заместитель председателя парламента республики Шаид Жамалдаев обещал проработать эти вопросы.

Заместитель председателя парламента Чечни Шаид Жамалдаев. Фото: minnac-chr.ru

«Мы сейчас прекрасно отдаем себе отчет, что из-за мирового кризиса, вызванного падением цен на энергоносители, из-за санкций, введенных против нашего государства, сложная экономическая ситуация, поэтому мы не требуем от государства, и в частности региональных лидеров, сиюминутного принятия решений.

Но они должны знать и понимать наши проблемы и по мере появления дополнительных источников финансирования, улучшения экономической ситуации, разрешать их», ‒ отметил заматамана Терского реестрового войска.

Участники конференции «От Терека до Дона» в Грозном

Казаков меньше тысячи

Долгое время казачество в Чечне носило статус окружного общества. Но при этом оно не было внесено в государственный реестр.

Новый атаман Георгий Реунов этот недочет исправил, хотя и пришлось пожертвовать окружным статусом: не набралось в республике тысячи человек для пополнения казачьих рядов.

«Меня избрали атаманом в июне этого года, и за это время мы зарегистрировались как районное казачье общество, поскольку для него достаточно численности в 300 человек, ‒ объяснил КАВПОЛИТу Георгий Реунов. ‒ В конце августа я подал в Минюст бумаги о включении нас в реестр, и 26 сентября это событие свершилось. Мы теперь юридическое лицо».

По его словам, на конференции обсуждали общие проблемы казачества на Севеном Кавказе, ведь конференция носила межрегиональный характер.

Где-то остро стоят проблемы наделения казаков землей, где-то в приоритет ставят взаимодействие с военкоматами и подготовку призывников в армию, где-то нужно помочь казакам с трудоустройством.

Сам Георгий Реунов, как человек в казачьем движении относительно новый, не выступал на конференции.

От лица казачьего населения о том, что жителям республики разных национальностей нужно жить дружно, стоять плечом к плечу, говорил глава Наурского района, Дмитрий Кашлюнов.

Чечня для всех

Атаман Центрального районного казачьего общества Ставропольского округа Терского войска Александр Печников родился и вырос на терско-сунженской земле, поэтому старается не пропускать казачьи мероприятия на его малой родине.

Он был на конференции от «Терека до Дона» в Грозном прошлым летом, а в этот раз поинтересовался, сдвинулось ли что-нибудь в отношении казачьего населения за минувший год.

Александр Печников. Фото: sevkavportal.ru

«Мне ответили, что за это время троих священников обеспечили жильем, дали им автомобили, а также переселили и трудоустроили в Наурском районе одну семью из Ставропольского края, которая ранее проживала в Чеченской Республике, ‒ рассказал Александр Борисович. ‒ Казаков призвали выступать с инициативами.

Я на это заметил, что казаки находятся в Чеченской Республике в таком положении, что даже проявить инициативу сложно для них».

Стесненное положение казаков прослеживалось и в других выступлениях.

Например, настоятель храма Рождества Христова станицы Наурской отец Амвросий с удовлетворением отметил, что обстановка в республике стабилизируется, но режет слух, когда казаков называют малым народом, проблемы которого надо обсуждать на таких мероприятиях.

Впрочем, острых тем на конференции не поднимали.

Как заявила заведующая сектором этнографии Академии наук Чечни Залпа Берсанова, недопонимание и даже вооруженные столкновения между казаками и чеченцами остались в прошлом. Сейчас стоит задача «строить общий дом».

«Чеченское общество (а оно включает в себя всех жителей Чеченской Республики ‒ и русских, и казаков, и представителей других национальностей, которых на территории региона проживает более 40) должно развиваться дальше ‒ и, учитывая уроки прошлого, не допускать конфронтации, ‒ изложил суть речи Залпы Берсановой Валерий Салищев. ‒ Нужно сделать Чечню местом, комфортным для проживания любой нации, независимо от вероисповедания.

Заведующая сектором этнографии Академии наук Чечни Залпа Берсанова (справа). Фото: t-chagaeva.livejournal.com

Мне понравилось это выступление. В нем не было лакировки действительности, указывалось на ошибки, о которых надо помнить, чтобы они не повторялись».

1

В казачество вступали представители многих народов. Но самое удивительное, что казаками становились те, с кем российские подданные вынуждены были вести непримиримую войну – чеченцы.

Обоюдное влияние

Быт казачества, заселявшего левый берег Терека с XVI века, во многом складывался под влиянием соседних горских народов – чеченцев, ингушей, кабардинцев. Например, казачьи избы мало чем отличались от горской сакли, особенно внутренним устройством и убранством. Живший в молодые годы в Чечне Лев Толстой писал, что гребенские (терские) казаки «устраивают свои жилища по чеченскому обычаю».

Горская одежда максимально приспособленная к местным условиям охотно была принята и освоена казаками. Обыденными для казака стали кавказская бурка, бешмет, папаха, башлык и черкеска. Они также с удовольствием украшали себя кавказским поясом, кинжалом и газырями с металлическими или серебряными наконечниками.

Российский писатель чеченского происхождения Герман Садулаев считает, что процесс взаимопроникновения казацкой и горской культур был взаимным. Так, по его мнению, спустившиеся с гор вайнахи именно у казаков научились ватажничеству, разбойным операциям и лихому молодечеству.

Породнились

Терские казаки уже с середины XVI столетия устанавливают добрососедские отношения с чеченцами. Живя бок о бок друг с другом иначе поступить было нельзя. Особенно близким для казаков оказался чеченский тейп варандой, часто принимавший крестьян, бежавших от крепостной зависимости. По свидетельству очевидцев, почти вся артиллерия имама Шамиля обслуживалась беглецами. Неслучайно и сегодня варандой называют «русским тейпом».

Но был и обратный процесс. Чеченцы, пытавшиеся скрыться от исламской экспансии, переправлялись через Терек и оказывались в казачьих селениях. Многие из них обосновались в станице Червленная (сегодня Шелковский район Чечни).

Терские казаки часто являлись кунаками чеченцев, они гордились такой дружбой и передавали ее из поколения в поколение. Толстой писал, что вплоть до второй половины XIX столетия «казацкие роды считались родством с чеченцами, у кого бабка, у кого тетка чеченка была».

Особенно тесно ассимилировались с казаками представители чеченского тейпа гуной, между ними традиционно был высокий процент смешанных браков. «Среди терских казаков даже в типе их наружности проглядывают черты, общие с горцами; особенно характерны эти черты у казачек: наряду с лицом великорусской красавицы, круглым, румяным, мы встречаем продолговато-бледное, овальное личико с чеченской кровью», – писал один из современников Толстого.

Интересное наблюдение о смеси русской и чеченской крови оставил в 1915 году краевед Ф. С. Гребенец. Он так описывал женщину станицы Новогладковской: «Она приобрела легкий стан от кавказского горца, а от казака заимствовала рост, мускульную силу и трезвый характер русской женщины». По мнению этнографов, в начале XX века практически в каждой новогладковской женщине текла чеченская кровь.

«Свиноеды»

С XVII столетия началась активной исламизации Чечни. Источники отмечают, что процесс этот проходил чрезвычайно болезненно. Нередко дагестанские мюриды приказывали целыми селениями вырезать тех, кто противился воле Аллаха.

Многие чеченцы, не пожелавшие принимать новую веру, стали постепенно заселять свободные левобережные территории и окрестности терских поселений. Некоторые из них в итоге оказались основателями будущих казачьих станиц. Так, основателем станицы Дубовской считается чеченец из тейпа садой по имени Дуба. Со временем многие левобережные села и пастбища сохранили древние чеченские названия.

Утихающие и вновь возобновляющиеся волны переселения продолжались вплоть до эпохи Петра I. К этому времени чеченцы вошли в тесное соприкосновение не только с бытом казаков, но и с обычаями христиан-староверов, с которыми были вынуждены покидать обжитые места правобережья Терека.

В начале XIX века уже непосредственно мусульманские старейшины способствовали выселению за Терек чеченцев, не желающих исполнять предписаний ислама. Находясь в положении мусульманских протестантов, они были чужими и среди христиан, и среди магометан. Единственным местом, где их прияли оказались казачьи станицы.

Одной из причин непринятия чеченцами ислама стали традиции свиноводства, от которых многие не захотели отказываться. «Да, мы русские», говорили они, – «мы едим свинью». Термины «русский», «христианин» и «свиноед» в те времена для чеченцев звучали как синонимы. Исследователь Александр Гапаев отмечает, что деление чеченцев на мусульман и немусульман было исключительно по признаку «свиноедения».

Точно установлено, чеченцы целыми семьями и даже родами принимали христианство – так они более органично вписывались в терский казачий этнос, а их потомки стали уже полноценными казаками. Хотя история знает и обратный пример, когда уже терцы обращались в ислам.

Об исламизации терских казаков, в частности, говорит историк Виталий Виноградов, который на научных конференциях и в печати неоднократно заявлял, что равнинная часть чеченской земли до «черных» гор исконно принадлежала русским. В доказательство он приводил то, что в селении Гуни проживают потомки терских казаков, которые в свое время приняли ислам и «очеченились».

Устойчивый этнос

Чеченский писатель Халид Ошаев вспоминал, как он в 20-х годах в качестве командующего для ликвидации «казачьих банд» был направлен на Левобережье Терека. Он тогда одним из первых обратил внимание на то, что пожилые казаки по-чеченски называют почти все местные старые топонимы.

Увлеченный Ошаев докопался до некоторых казачьих фамилий чеченского происхождения и через них добился свидания с лидерами «казачьих банд». На встрече советский командир объяснил, что среди казаков много его родственников и что ему не хочется проливать их кровь. В результате дискуссии «банда» оказалась расформирована. Тогда в ЧК возмущенные братанием Ошаева с «белоказачьими» бандами едва не расстреляли будущего писателя. Однако судьба оказалась благосклонна к нему.

Впоследствии став директором Чечено-Ингушского научно-исследовательского института истории, языка и литературы Ошаев продолжал удивляться тому, что тюркские и русские названия полностью не вытеснили левобережные чеченские топонимы. Он, к примеру, заметил, что местечко Гунашка, многие казаки называли и по-ногайски – Карногай, и на русский лад – Черногай.

Объяснение этому может быть следующее. Оказаченные чеченцы были более адаптированы к местному климату, чем переселенцы из глубин России, среди которых фиксировался большой процент заболеваемости и смертности.

Отмечались случаи, когда почти все русское население, к примеру, Каргалинска, Кизляра, Святого Креста покидало уже обжитые места, спасаясь от болезней. А некоторые станицы, в их числе, Святой Крест, неоднократно подвергались полному опустошению. Это и способствовало устойчивости как нахской антропологии, так и преобладанию чеченской топонимики.

Не отличить

Казаки-гунойцы всегда хорошо знали свою родословную, и, приезжая в село Гуной, безошибочно показывали дома своих предков. Жители Гуноя расскажут туристам легенду о том, как исламскийпроповедник шейх Берса сбросил с горы гунойский котел со свининой (и покажут это место), после чего значительное количество представителей этого тейпа выселилось на Левобережье.

Сегодня родословные связи с казаками больше частью сохранили тейпы гуной и варандой. Только в одной станице Червленной в середине XX столетия проживало несколько десятков фамилий казаков гунойского происхождения, среди которых Гришины, Асташкины, Гулаевы, Денискины, Велик, Тилик, Полушкины, Тихоновы, Метрошкины, Рогожины.

Совместно с группой экспертов антропологом Л. П. Шерашидзе и этнографом И. М. Саидовым были обследованы терские казаки, расселившиеся от Алпатова до Кизляра. Ученые подтвердили их этнографическую и антропологическую близость чеченцам. Любопытно, что порой внешнее сходство представителей обоих этносов было настолько сильным, что исследователи не могли отличить чеченских детей от казачьих.

Слово «казаки» появилось в конце XV столетия. Так называли вольных людей, которые работали по найму или несли военную службу на пограничных окраинах России. На Северном Кавказе казаки впервые появились в 1578-1579 годах, когда по требованию Турции была снесена русская крепость на реке Сунже. Чтобы «мониторить» ситуацию в регионе, российские власти послали сюда казачьи отряды с Волги.

Прибывших казаков взял под свое покровительство чеченский князь Ших-Мурза Окоцкий (Аккинский), находившийся в союзе с Москвой. Всего их первоначально насчитывалось не более 300-500 человек. Поскольку они состояли на временной службе, то прибыли без семей и не заводили хозяйство.

Сначала чеченских казаков называли гребенскими от старого казачьего слова «гребень» – «гора»), а позднее переименовали в терских (по названию реки Терек, протекающей в этих краях). К середине XVII века местное казацкое население стало оседлым.

Казачья община звалась «войском» и управлялась выборным атаманом и войсковым кругом. В казачьи городки на Тереке постепенно стекались беглые крепостные крестьяне и посадские люди из Центральной России, Поволжья, Украины. Были среди пришлых и черкесы, кабардинцы, чеченцы, кумыки, грузины, армяне, которые по тем или иным причинам вынуждены были покинуть родные места.

Среди них было много и христиан, так как до принятия ислама горские народы активно исповедовали языческие и христианские культы.

Многонациональный состав казачьих станиц, а также их соседство с горскими аулами способствовали заимствованию многих обычаев и культурно-бытовых традиций.

Как и горцы, в частности, их ближайшие соседи чеченцы, казаки занимались земледелием и скотоводством. Также вместе с чеченцами и ингушами они охраняли рубежи русского государства и строили военные укрепления. Казаки, подобно чеченцам, проводили состязания по джигитовке, во время которых упражнялись в смелости, находчивости и искусстве верховой езды. А женщины-казачки, как и чеченки, занимались уходом за конями.

Домашний быт терских казаков складывался под влиянием соседей-горцев. Так, они часто строили сакли по типу чеченских. Внутреннее устройство казачьих жилищ мало отличалось от горских. И те, и другие делились на две части. Схожим было и убранство комнат. Лев Толстой, в молодости живший в этих краях, писал, что гребенские казаки «устраивают свои жилища по чеченскому обычаю».

Традиционно в каждом казачьем жилище, как и в горском, имелся целый оружейный арсенал. Обычно под него отводилась одна из стен. На ней висели кобура для пистолета, револьвер, берданка или двустволка, несколько кинжалов, в том числе в кожаной или серебряной оправе, а также шашка с серебряными бляхами.

Заказывали казаки все это, как правило, у чеченских мастеров-оружейников. В старинных казачьих песнях даже говорится о знаменитых атагинских клинках.

Казачья одежда также мало отличалась от чеченской. Мужчины носили кавказские бурки, бешметы, папахи, башлыки, черкески. Непременно надевали кавказский пояс, а у поясов носили кинжалы и газыри (ружейные заряды) с наконечниками из серебра или другого металла. На ноги надевали сапоги, ноговицы, чувяки с обшитыми галуном или бархатом чулками. Одежда, как и у чеченцев, делилась на простую и праздничную.

Конечно, не обошлось и без кулинарных заимствований. И сегодня в кухне терских казаков присутствуют чеченские национальные блюда - лепешки с начинкой из сыра и овощей, пресный хлеб–паста, дат-кодар – смесь творога с топленым маслом.

Музыка и танцы

Довольно быстро в жизнь терских казаков вошли горские музыкальные инструменты – зурна, свирель, пондур. А наурская лезгинка превратилась в казацкий национальный танец.

Неизбежны были и языковые заимствования. Многие бытовые термины, употребляемые чеченцами, например, касавшиеся одежды и оружия, вошли в словарный запас казаков. В переговорах между русскими и коренными жителями Кавказа терские казаки обычно выполняли роль переводчиков.

Общие гены

Разумеется, и казаки, и горцы нередко роднились между собой. Тем более казаки часто становились кунаками (побратимами) своих соседей. Казак мог взять в жены чеченку – сестру своего кунака.

О Северо-Кавказском казачестве написано немало. В основном это труды прославляющие преданность качества \"царю и отечеству\". Мало уделено внимание генеалогии казачьих родов или фамилий. Советский профессор Н.П. Гриценко упоминал о родстве Терских казаков с чеченцами-гунойцами. С.Ц. Умаров доказал о происхождении Кизлярских казаков от чеченцев-ококов. О родстве Терских казаков с гунойцами и ококами можно было узнать из литературы и архивных материалов. Этнограф Б.А. Калоев доказал родство многих моздокских казаков в основном с осетинами. Антрополог Л.П. Шерашидзе и этнограф И.М. Саидов совместно с группой экспертов обследовали Терских казаков и пришли к выводу, что Терские казаки от Алпатова до Кизляра, как упоминалось это и Толстым Л.Н., этнографически и антропологически близки именно чеченцам. Антрополог Лейла Павловна Шерашидзе даже путала, не могла различить, чеченских и казачьих детей. У местных казаков оказался значительным и процент монголоидности, что было для всех неожиданным. Царизм всячески тормозил сближение казачества не только с горской бедностью, но и русским крестьянством. Боясь консолидации казачества с русскими простолюдинами, казакам прививали презрение к русскому рабочему классу и крестьянству. Известно, что казакам приходилось в определенный период под давлением начальства скрывать свои родственные и дружеские (кунацкие) связи с чеченцами и осетинами. Особенно жестоко карал за это генерал Слепцов. Он лично сочинял анекдоты и песни с враждебным к горцам содержанием.

Постепенно некоторые казаки стали считать непрестижным свое родство с \"горцами\" - чеченцами и осетинами (Б.А. Калоев). Но у многих казаков на сей счет традиционно было свое мнение. Л.Н. Толстой в повести \"Казаки\" отразил отношение казаков к своим родичам. Лев Николаевич заметил, что казак менее ненавидит джигита-горца, который в оборонительной войне против царизма убил своего брата, вынужденный биться с ним, чем солдата царского, которого поместили у него, чтобы \"защитить его станицу\" и который закурил всю его хату, - иронически пишет он. Пишет потому, что знал, что до прихода чуждого, завоевательного элемента казаки жили дружно и роднились с чеченцами. Л.Н. Толстой и далее намекает на сказанное: \"Он уважает врага-горца, но презирает чужого для него угнетателя-солдата\". Каждый школьник может понять, что слово \"враг\", сказанное в отношении горцев, можно здесь взять в кавычки. Известно, что великий писатель писал (1) в годы войны царизма с горцами и (2) для книга, которую нужно было опубликовать в царской России. Ведь (З) царская цензура так и не посмела опубликовать полностью протесты великого писателя против жестокости в отношении кавказских народов. Полностью эти сведения опубликованы только в США. Если сделать скидку на данный факт, то становится понятной мысль писателя о близких отношениях между собой казаков и чеченцев того времени. Л.Н. Толстой писал еще более контрастно следующее: \"Русский мужик для казака есть какое-то чуждое, дикое и презрительное существо...\" Здесь также по цензурным соображениям Л.Н. Толстой вынужден не договаривать. Сказать, что казаки воспитались в презрительном духе к русскому простолюдину, ненавидящему царизм и его порядки, Толстой, конечно, не мог. \"Не чуждые\" отношения казаков к чеченцам не случайны. Они объясняются знанием писателя истоков исторических корней Терского казачества.

Само слово \"казак\" ученые пытаются перевести как \"беглец\" (от тюркского корня). Есть объяснение этому слову и в чеченском языке как: каз-ак (стражник-аккинец) кази и аккинцы (от \"ак\") - древнее военное сословие нахов. Термин \"казак\" все же тюрко-иранского происхождения. Казаками назывались народы, взявшие на себя стражничество или охрану границ. Так, по-видимому, произошли и азиатские казахи (само название - \"казак\"). Известно, что первые русские беглецы-раскольники попали к орстхойцам (гребенцам), жившим на обеих берегах р.Терека и на Сунженском хребте. Не имея земель, они вначале кормились за счет охраны многотысячных чеченских овечьих отар на зимних и летних пастбищах. Это соответствует и народному преданию и указаниям историков о том, что в начале казаки не занимались хлебоводством.

Позволим себе небольшой экскурс в историю. Согласно сведениям, опубликованным в XIX в., председатель Мехк-кхела Тини Вюса освободил территорию чеченцев от калмыков по договору о вечном мире и братстве, при этом правители калмыков и чеченцев, согласно древнекалмыцкому и монгольскому обычаю, обменялись жёнами. Поскольку чеченский обычай не позволяет меняться женами, Тини Вюса, вместо жены послал служанку, согласившуюся стать царицей калмыков. Предание говорит, что при этом были восстановлены чеченские поселения, существовавшие между рр. Кумой и Тереком до прихода калмыков на Северный Кавказ. Среди восстановленных сел были Г1умхе (Кумск), Мехашка (у устья кумы), Боккхачу 1оме, 1аларой, Боккхачу барзе, Уьшалйисте, Тумхой, Пешхой или пшахой, сада, гуной к1отар, шовдане, Оьрза-Юрт, хутора или кутаны (матт); Хьачмат, 1аьнда, Г1ушка, Оьрзе, Вахимат, Салоймат, Пешхоймат, Чоьхьар1ала, Макане (из местечка Баже), Невре (Наур), Дехьар Макане (Мекенская), Галане (Галинская), и др. Генерал Ермолов в своих донесениях также сообщает, что к его приходу здесь продолжали трудиться чеченцы-скотоводы, у которых он отнял один миллион овец. В период распространения ислама чеченцы \"не захотевшие отказаться от свиноводства\", т.е. принять мусульманство, также поселились в основном в левобережные терские села. Переселение за Терек чеченцев, недовольных решением совета страны (Мехк кхел), происходило несколько раз. При втором или третьем переселении недовольных распространением мусульманства чеченцев присутствовало и небольшое число русских раскольников, которые, пользуясь, случаем распространяли здесь христианство. Последние христиане и не принявшие ислам чеченцы переселились за Терек при Петре I. Среди них было и небольшое число орстхойцев (гребенцев). Чеченцы - \"свиноеды\" говорили, что мы \"русские\" - \"мы едим свинью\". Слова \"русский\", \"свиноед\" и \"христианин\" по мнению многих чеченцев, означало одно и тоже. Это видно из опубликованных сведений и из этнографического материала. Здесь уместно отметить, что тхамада Мехк-кхела Бейбулат Таймиев в начале XIX века также попытался в соответствии с традицией местных мусульманских руководителей, переселить чеченцев, не подчиняющихся решению Совета страны, за Терек. Они были мусульманскими сектантами, напоминающими христианских баптистов. Их не приняли за Тереком, где укрепилось христианство, и они подселились к правобережным чеченцам. В основном они были выходцы из с. Чечен-Аул. Их называли мирными чеченцами. После подселения к левобережным чеченцам дополнительно еще раскольников, староверов и прочего люда, даже после образования здесь \"военно-казачьей линии\", левобережные села и пастбища сохранили древние чеченские названия.

Мы видим также, что некоторые горные чеченские названия сел повторяются и в районе между рр. Кумой и Терек. Это закономерно. С. Эсадзе, А, Берже, Н.Дубровин, Б. Калоев, Д. Шерипов, А. Саламов, И.Саидов и др. давно замечали повторяемость названий чеченских горных сел на плоскости и на гребнях и делали соответствующие выводы. Х.Д. Ошаев, направленный в 20-х годах на Левобережье Терека в качестве командующего при ликвидации \"казачьих банд\", впервые из советских ученых обратил внимание на то, что пожилые казаки называют по-чеченски почти все местные старые топонимы. Увлеченный ими Ошаев докопался до некоторых казачьих фамилий чеченского происхождения и через них добился свидания с руководством \"казачьих банд”. Ошаев пошел к ним без оружия. Удивленным офицерам \"банд\" он объяснил, что среди казаков много его родственников и что ему не хочется проливать их кровь. В результате дискуссии \"банда\" была распущена. Но позже ЧК вспомнил об этом случае и чуть не расстрелял Ошаева за братание с \"белоказачьими бандами\". Рассказывая об этом, зам. директора Чечено-Ингушского научно-исследовательского института истории, языка и литературы Х.Д. Ошаев продолжал удивляться тому, что тюркские (кумыкский, ногайский) и русские названия не вытеснили полностью левобережные чеченские названия, но он заметил, что местечко Г1унашка, например, многие молодые казаки уже называли по-ногайски - Карногай или на русский лад - Черногай. некоторые места назывались по фамилиям тех, кто на них жил. Талантливому осетинскому этнографу Б.А. Калоеву, доказавшему, что моздокские казаки в основном осетинского происхождения было трудно, так как осетинских топонимов здесь не было, письменных источников у него также было значительно меньше, чем у нас. Ему помогли замечательное исследовательское чутье и косвенные данные. Нам значительно проще, у нас возможно меньше таланта, но больше этнографических данных. Автор данной статьи сам из тайпа гуной, а гуной, согласно преданиям, жили на левобережье задолго до прихода туда калмыков, ногайцев, казаков (староверов и прочих). Гуной, как \"заядлые свиноеды\" участвовали и во всех последующих подселениях к левобережному населению. Когда миссионер шейх Берса сбросил с горы котел гунойцев со свининой (Это местечко до сих пор показывают туристам жители селения Гуной) снова значительное количество гунойцев выселилось на левобережье (в то время чеченцы делились на мусульман и немусульман только по признаку свиноедства, а молиться не умели). Выходцы из чеченских тайп легче привыкали к местному климату в то время как переселенцы из России в большом количестве заболевали и умирали. Были случаи когда почти все русское население Каргалинска, Кизляра, Святого Креста и т.д. уезжало спасаясь от болезней. А некоторые станицы, как например. Святой крест, несколько раз полностью опустошались. Поэтому, наверно Нахская (кавкасионская) антропология у терских казаков значительно преобладает.

Казаки-Гунойцы хорошо знали свою генеалогию и, приезжали в чеченское село Гуной, показывали свои бывшие усадьбы и называли свой тайп и даже гар (фамилию). Среди казаков есть выходцы из всех основных тайпов, в т.ч. от голубоглазых дышнинцев и от шатойских тайпов. Тяжелое прошлое ослабило связь между родичами. Сейчас родственные связи с казаками сохранили в основном только Гуной и варандой. Назову фамилии некоторых казаков гунойского происхождения только из одной станицы. В с. Червленной: Гришины, Асташкины, Гулаевы, Денискины, Велик, Тилик, Полушкины, Педюшкины, Филипченкины, Порамеревы, Кузины, Пронькины, Алешечкины, Тихоновы, Метрошкины, Мищутишкины, Митюшкины, Хановы, Андрюшкины, Курносовы, Рогожины (порядок расположения фамилий такой как сообщил информатор кузин Николай, 1947г.). Основателем станицы Дубовской был чеченец из тайпы садой по имени Дуба... Представляется интерес и такой исторический факт: восставшие горцы под предводительством Мансура подошли к Кизляру и осадили его (1785-86 гг.), основным населением которого с момента основания были \"чеченцы - немусульмане\", из тайпы ококов, занимавшие весь центр и восточную часть города. Немногочисленные армяне и русские объявили нейтралитет. Но попытки вождя восставших мусульман призвать ококов (\"свиноедов\") к национальному самосознанию не увенчались успехом и дошедшие до центра города чеченцы после упорного боя вынуждены были отступить. Их вынудили отступить соплеменники. Но история конфликта между правобережными и левобережными чеченцами началась ни с данного факта, но с того момента, когда по требованию Апраксина (при Петре I) калмыки неожиданно напали на мирные чеченские села, а казаки пропустили их через свои земли. Дальнейшая история хорошо известна.
Хочется сказать о гунойском тайпе и следующее.

По крайней мере часть гунойцев входила в состав стражников-орстхой. Из исторической хроники чеченцев-гунойцев известно, что на протяжении, по крайней мере 1000 лет их предки охраняли торговую дорогу от г. Дербента до Черного моря (таких стражников Персии называли кази, казаки). Это дорога еще называлась \"дорогой гунов\". На пути этом создавались укрепленные поселения, в которых, в основном, жили гуной. В 15 в. (по арабоязычной хронике, хранящейся у жителя с. Автуры Алимхаджиева Юсуп-Хаджи) гуной пришли на помощь жителям Дербента, чтобы помочь отстоять город от персов и ныне их потомки живут там в четырех селах.
Автор сожалеет, что страницы, отведенные ему были недостаточны для изложения и других интересных сведений о гунойцах.