Развитие единой системы оценки качества образования: опыт и перспективы. Межрегиональная научно-практическая конференция

Материалы участников Межрегиональной конференции "Управление качеством образования":

Пленарная часть:

Ковалева Галина Сергеевна, заведующий Центром оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования, г. Москва

Лямова Татьяна Викторовна, заместитель директора Департамента образования и молодежной политики Администрации города Нефтеюганска

Мишуринская Наталия Анатольевна, председатель комиссии по повышению качества образования муниципального общественного совета по развитию общего и дополнительного образования в городе Ханты-Мансийске

Семинар «Развитие региональной системы оценки качества образования»:

Карлов Алексей Иванович, директор бюджетного учреждения Орловской области «Региональный центр оценки качества образования», г. Орел

Иликпаева Татьяна Петровна,заместитель директора Департамента образования и науки Курганской области, г. Курган

Леонтьева Елена Геннадьевна, заместитель директора муниципального автономного общеобразовательного учреждения Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Белоярский»

Концова Валентина Викторовна,начальник управления общего образования Департамента образования и молодежной политики администрации города Лангепаса

Стендовая презентация «Инновационные модели внутришкольных мониторингов оценки качества образования»:

Райш Ольга Викторовна,директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №2–многопрофильная имени заслуженного строителя Российской Федерации Е.И. Куропаткина», г. Нижневартовск

Озерова Елена Владимировна, директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №10 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Сургут

Котенёва Ольга Ильинична, директор государственного казённого учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Региональный центр оценки качества образования», г. Салехард

В рамках II Съезда педагогических работников Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 2017года «Эффективное управление как основа повышения качества образования» пройдет Межрегиональная конференция «Управление качеством образования»

Уважаемые коллеги!

Обращаем ваше внимание, что на странице () размещена Концепция Межрегиональной конференции «Управление качеством образования».

В разделе «Межрегиональная конференция «Управление качеством образования» на главной странице () размещена примерная программа Конференции. В рамках Межрегиональной конференции запланировано пленарное заседание, семинар по теме «Развитие региональной системы оценки качества образования» и стендовая презентация «Инновационные модели внутришкольных мониторингов оценки качества образования».

В Межрегиональной конференции примут участие эксперты в сфере оценки качества образования:

  • Ковалева Галина Сергеевна , руководитель Центра оценки качества образования «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», г. Москва
  • Карлов Алексей Иванович , директор Регионального центра оценки качества образования Орловской области, г.Орел
  • Котенёва Ольга Ильинична , директор ГКУ ЯНАО «Региональный центр оценки качества образования», г.Салехард
  • Иликпаева Татьяна Петровна , начальник отдела оценки качества образования Департамента образования и науки Курганской области, г.Курган

Актуальные задачи в сфере оценки качества образования в России стали предметом обсуждения участников межрегиональной конференции «Развитие единой системы оценки качества образования: опыт и перспективы», организованной Рособрнадзором.

Открывая конференцию, министр образования и науки РФ Ольга Васильева подвела итоги экзаменационной кампании 2017 года. «Экзамены в форме ЕГЭ прошли максимально объективно», - отметила министр. В то же время, по ее словам, проблемы с объективностью проведения экзаменационных процедур в 9 классах остаются.

Глава Минобрнауки России уделила особенное внимание теме правильного использования результатов Всероссийских проверочных работ. «Нам нужно вести себя очень вдумчиво и корректно и, принимая управленческие решения, четко осознавать, что мы должны на основании проверочных работ помогать тем школам, которые показали более слабые результаты. Нам нужно заниматься разработкой и реализацией новых программ повышения квалификации учителей. Результаты Всероссийских проверочных работ обязательно должны использоваться в работе региональных институтов повышения квалификации и методических служб», - подчеркнула министр.

Ольга Васильева рассказала также о новой модели контрольно-надзорной деятельности в отношении школ. По ее словам, нет необходимости постоянно проверять школы, которые объективно показывают высокие результаты своей работы. В рамках инспекции целесообразно сделать акцент на тех школах, которые явно необъективны или показывают очень низкие результаты обучения.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов поблагодарил всех, кто был задействован в организации ЕГЭ в этом году, за качественную работу, обеспечившую спокойное, прозрачное и объективное проведение экзаменов. «Для нас важно сохранить этот уровень», - сказал он.

Он констатировал, что за четыре последних года была проделана значительная работа по обеспечению объективности результатов ЕГЭ. Теперь, по его словам, важно обеспечить объективность оценочных процедур и на других уровнях системы образования. «В системе образования мы без объективной оценки ни управлять, ни развивать, ни принимать решения, ни обеспечивать качество образования не сможем», - подчеркнул глава Рособрнадзора.

По его словам, главный результат объективного проведения ЕГЭ в последние четыре года – резкое сокращение количества участников экзаменов, которые не смогли преодолеть минимальные пороги по предметам. «Дети стали учиться», - отметил он.

Сергей Кравцов рассказал, что использовавшиеся в этом году в половине пунктов проведения экзаменов (ППЭ) технологии печати контрольных измерительных материалов и сканирования работ участников хорошо себя зарекомендовали. В следующем году при проведении ЕГЭ планируется их использовать повсеместно.

Он напомнил, что разработана модель устного экзамена по русскому языку в 9 классах, которая пройдет широкую апробацию осенью этого года. По словам главы Рособрнадзора, устное собеседование может стать допуском к экзаменам для участников ГИА-9. Данный вопрос еще предстоит обсудить на различных площадках.

Сергей Кравцов рассказал, как ведется подготовка к введению обязательного экзамена по иностранным языкам для выпускников 9 классов в 2020 году и выпускников 11 классов в 2022 году. По его словам, уровень знаний учащихся и методической подготовки учителей вызывают определенную обеспокоенность, поэтому Минобрнауки разрабатывается специальная программа, призванная решить имеющиеся проблемы.

Развитие оценки качества образования в России и использование результатов оценочных процедур обсудили на конференции Рособрнадзора

Актуальные задачи в сфере оценки качества образования в России стали предметом обсуждения участников межрегиональной конференции «Развитие единой системы оценки качества образования: опыт и перспективы», организованной Рособрнадзором.

Открывая конференцию, министр образования и науки РФ Ольга Васильева подвела итоги экзаменационной кампании 2017 года. «Экзамены в форме ЕГЭ прошли максимально объективно», - отметила министр. В то же время, по ее словам, проблемы с объективностью проведения экзаменационных процедур в 9 классах остаются.

Глава Минобрнауки России уделила особенное внимание теме правильного использования результатов Всероссийских проверочных работ. «Нам нужно вести себя очень вдумчиво и корректно и, принимая управленческие решения, четко осознавать, что мы должны на основании проверочных работ помогать тем школам, которые показали более слабые результаты. Нам нужно заниматься разработкой и реализацией новых программ повышения квалификации учителей. Результаты Всероссийских проверочных работ обязательно должны использоваться в работе региональных институтов повышения квалификации и методических служб», - подчеркнула министр.

Ольга Васильева рассказала также о новой модели контрольно-надзорной деятельности в отношении школ. По ее словам, нет необходимости постоянно проверять школы, которые объективно показывают высокие результаты своей работы. В рамках инспекции целесообразно сделать акцент на тех школах, которые явно необъективны или показывают очень низкие результаты обучения.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов поблагодарил всех, кто был задействован в организации ЕГЭ в этом году, за качественную работу, обеспечившую спокойное, прозрачное и объективное проведение экзаменов. «Для нас важно сохранить этот уровень», - сказал он.

Он констатировал, что за четыре последних года была проделана значительная работа по обеспечению объективности результатов ЕГЭ. Теперь, по его словам, важно обеспечить объективность оценочных процедур и на других уровнях системы образования. «В системе образования мы без объективной оценки ни управлять, ни развивать, ни принимать решения, ни обеспечивать качество образования не сможем», - подчеркнул глава Рособрнадзора.

По его словам, главный результат объективного проведения ЕГЭ в последние четыре года – резкое сокращение количества участников экзаменов, которые не смогли преодолеть минимальные пороги по предметам. «Дети стали учиться», - отметил он.

Сергей Кравцов рассказал, что использовавшиеся в этом году в половине пунктов проведения экзаменов (ППЭ) технологии печати контрольных измерительных материалов и сканирования работ участников хорошо себя зарекомендовали. В следующем году при проведении ЕГЭ планируется их использовать повсеместно.

Результаты ЕГЭ в России в этом году лучше, чем в прошлом, было заявлено на конференции. Поэтому особых изменений в системе оценки знаний не будет. Аттестация этого года показала: ученики обладают хорошим багажом знаний.

«В два раза меньше количество не преодолевших минимальные границы практически по каждому предмету, что очень важно, по русскому языку, математике, истории. Также мы видим небольшой рост числа высокобалльников. Мы все эти работы перепроверили», - заявил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов.

Что касается поставленных задач по повышению качества образования, то основных направлений два. Во-первых, в стране вновь вводится система проверочных работ. По мнению министра образования РФ Ольги Васильевой, это зря забытая советская система среза знаний, которая позволяла получить данные не столько о знаниях учеников, сколько об уровне преподавания в школах.

«Мы должны прежде всего в плане проверочных работ не заниматься жесткой дрессурой, а помогать изо всех сил тем школам, которые оказались слабее. Самый главный посыл такой: все проверочные работы - это не для оценки, а для того, чтобы мы поняли, кому как помочь и по какой траектории каждому педагогу повышать свою квалификацию», - выступила на конференции министр образования и науки РФ Ольга Васильева.

Что касается квалификации педагогов, тут тоже грядут изменения. Уровень молодых педагогов постепенно ухудшается. Поэтому до 2022 года в России постепенно будет внедрена национальная система учительского роста. Она подразумевает в том числе и возрождение преемственности: уже состоявшиеся педагоги будут делиться своими наработками с молодыми коллегами.

Была затронута на конференции тема учебников. Сегодня школьники учатся по 1377 учебникам, но часть из них из образовательного процесса выведут. Зато после разработки образовательного стандарта появятся и новые, в основном это касается истории и литературы.

Все нововведения должны улучшить уровень знаний выпускников, считают в министерстве.

Что касается Краснодарского края, то регион назвали локомотивом по внедрению инновационных разработок в систему образования. Это касается и ЕГЭ. Впервые в этом году практически все школы края применили электронную обработку билетов. Это ускорило почти на неделю получение школьниками аттестатов.

«Мы идем в ногу с Министерством образования и науки РФ, с Рособрнадзором, делаем прозрачнее процедуру экзамена, участвуем во всех пилотных проектах. 50% пунктов проведения экзамена печатали контрольно-измерительные материалы в аудиториях, в перспективе переход на все 100%. Онлайн наблюдение у нас уже 100%, сканирование материалов 100% и будем двигаться к совершенству», - прокомментировала и.о. министра образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Ольга Медведева.

Конференция в Сочи продолжится завтра. Возможно, участники форума в ходе дискуссий придут к другим интересным решениям для повышения качества образования в стране.

Директор Московского центра качества образования Павел Кузьмин выступил на Межрегиональной конференции «Развитие единой системы оценки качества образования – опыт и перспективы», которая проходила с 4 по 5 июля.

Павел Кузьмин представил московскую инфраструктуру независимой оценки и объяснил важность ее интеграции с внутренней системой оценки качества образования. Он подробно рассказал о Центре независимой диагностики, где у школьников есть возможность проверить свои знания по каждому предмету в условиях, максимально приближенных к экзаменационным, и получить независимую оценку своих знаний.

«В Центре независимой диагностики будущие выпускники могут оценить свои знания и примерные результаты перед сдачей единого государственного экзамена, а также школьники любых классов могут проверить свои возможности по разным предметам. Это дает гарантию объективной оценки результатов и предусматривает выявление индивидуальной динамики усвоения ими определенных знаний и умений», – рассказал Павел Кузьмин.

Другим важным направлением, реализованным в Москве, стал электронный ресурс «Мои достижения» для дистанционной самоподготовки. Данный сервис представляет собой единую онлайн-систему, где публикуются проверочные работы по всем школьным предметам, задания в формате ЕГЭ и ОГЭ и международные тесты. На портале myskills.ru также представлены метапредметные диагностики и задания предпрофессиональной направленности, которые актуальны для учащихся инженерных, кадетских и медицинских классов.

«Сервис «Мои достижения» позволяет учащемуся самостоятельно проверить свой уровень знаний в любом месте и в удобное ему время. Благодаря данному порталу возможно провести оценку текущего уровня знаний каждого школьника, выявить и устранить затруднения», – отметил Павел Кузьмин.

В этом году в сервисе появилась возможность потренироваться в заполнении бланков государственной итоговой аттестации. Онлайн-тренажер указывает школьнику на имеющиеся недочеты, обучает самоконтролю и позволяет сократить время на заполнение бланка на реальном экзамене.

Особое внимание участников конференции привлек опыт Москвы по использованию системы видеоконференцсвязи при апелляциях. Павел Кузьмин отметил, что в дистанционном режиме можно наиболее объективно и чётко провести любую апелляцию и обеспечить непосредственную доступность в любом месте для выпускников.

«Апелляция в дистанционном режиме значительно экономит время, которое не тратится на дорогу туда и обратно и так важно в период подготовки к следующим экзаменам. К тому же четкое следование инструкции позволяет максимально исключить «человеческий фактор» при рассмотрении апелляции», – пояснил Павел Кузьмин.

Уже в этом году система дистанционных апелляций стала доступной в разных районах Москвы. На связи с пунктами проведения экзаменов работали члены конфликтных комиссий. Большинство выпускников, которые воспользовались данной системой, оценили ее положительно. В следующем году количество точек для дистанционной апелляции будет увеличено.

Проекты, презентованные столицей, вызвали живой интерес у участников конференции: представители разных регионов выразили желание посетить Москву для детального изучения передового опыта. Павел Кузьмин отметил, что Москва открыта для всех регионов и готова обмениваться опытом со всеми заинтересованными коллегами.