Установление дипломатических отношений между ссср и румынией. Российско-французские отношения


Из всех западных стран, именно с Францией Россия связана с давними и прочными отношениями. Пожалуй, нет в Европе более длительных политических, экономических, культурных и идейных связей, чем связи между Францией и Россией. Российская империя, затем Советская Россия всегда были заинтересованы в дружественных политических и торговых отношениях с Францией на основе взаимного уважения суверенитета обоих государств. История этих отношений освещалась, как в российской, так и в советской историографии. Однако советская историография отличалась большим своеобразием: история международных отношений зачастую трактовалась предвзято, идеологизировано и не вполне адекватно.

В связи с этим представляется важным подробнее рассмотреть именно советскую историографию отношений между СССР и Францией.

Поворот в советско-французских отношениях в первой половине 20-х годов подробно рассматривается в работах И. И. Минца, А. М. Панкратовой и уже в послевоенный период изучен такими исследователями, как, Ю. В. Борисов, З. С. Белоусова и др.

Авторы "Истории дипломатии" называют внешнюю политику Франции по отношению к СССР "агрессивной", показывая это на примере Генуэзской и Гаагской конференций. Этот термин подходил к определению французской внешней политики в условиях "холодной войны", когда писалась "История дипломатии". С позиций нашего времени, когда рассекречены многие архивы, нам кажется, что все было гораздо сложнее. С одной стороны, Советское правительство отказалось выплачивать долги царской России, с другой, надо учитывать расходы и убытки, нанесенные иностранными интервентами. Что касается французской стороны, то Франция хотела втянуть в первую мировую войну Россию, тем самым вывести своего соперника с мировой арены. После государственного переворота большевиков в 1917 г. Франция стала самым непримиримым врагом СССР.

В начале 1922 г. во Франции обострился "русский вопрос". Даже среди буржуазии выявлялось все больше сторонников изменения русской политики. Причины, в основном, экономического характера. Это побудило Бриана принять участие в обсуждении условий созыва Генуэзской конференции, что и привело к падению его кабинета.

Авторы "Истории Франции" считают, что Р. Пуанкарэ (новый премьер-министр) заявил, что готов признать СССР при условии признания долгов царского и Временного правительства и возвращения национализированной собственности иностранцам с целью сорвать Генуэзскую конференцию. В результате конференция была сорвана, но это не привело к сплочению европейских стран под эгидой Франции, а лишь усугубило ее политическую изоляцию и усилило экономические трудности.

На сближение с СССР Францию толкали многочисленные внешние и внутренние обстоятельства. Во-первых, французско-советское сближение отвечало национальным французским интересам. Во-вторых, внешнеполитические интересы Франции следует понимать, как установление торгово-экономических связей из-за проблем рынков сбыта и сырья. Отсутствие нормальных торговых отношений вынуждало французских предпринимателей налаживать контакты с русскими, не дожидаясь официального акта признания. Под вторым пунктом подразумевается международное положение Франции в начале 20-х годов: ухудшение отношений с Германией, Италией, Англией из-за военной оккупации Рура. Крах рурской авантюры похоронил претензии Франции на господство в Европе и сделал реальной угрозу изоляции страны. Сюда относятся также признания СССР Англией и Италией в начале 1924 г. и улучшение советско-германских отношений.

Наконец, третий фактор - это новая политическая обстановка во Франции после парламентских выборов 1924 г. и приход к власти "Левого блока" во главе с Э. Эррио. В "Истории Франции" упоминается также надежда Э. Эррио на "эволюцию" советской системы. Он, вероятно, проводил аналогию с Францией после революции XVIII в. Э. Эррио думал, что НЭП приведет к развитию частной собственности крестьян на землю. Однако, оказавшись у власти, Э. Эррио не торопился выполнять свои обещания. Поэтому советско-французские отношения никогда не развивались по прямой, всегда были спады и подъемы.

Первые годы сотрудничества являются самыми трудными. Советско-французские отношения это подтверждают.

В числе первых проблем упоминают долговой вопрос, возвращение русского военного флота в Бизерте и кораблей российского общества пароходства и торговли (РОПИТ), расширения прямых торговых связей, прекращение деятельности миссий Чхенкнели и ему подобных. Все эти вопросы рассматривались французским правительством очень долго, а многие из них так и не были решены.

Позиция советского правительства по вопросу о долгах была следующей: СССР готов признать только довоенные долги, должны учитываться потери России от интервенции, блокады и гражданской войны, наконец, решение долговой проблемы связано с предоставлением кредитов, т.е. подобные предположения высказывались советской делегацией в Генуе. Французы, в свою очередь, уклонялись от решения кредитного вопроса и выступали против монополии внешней торговли в СССР.

К лету 1926 г. основные разногласия были разрешены. Доказательством может служить согласие Бриана на переговоры о пакте о ненападении еще 12 июля 1926 г.

Но санкционирование Францией аннексии Бессарабии ухудшило советско-французские отношения, в результате чего в июле 1926 г. были приостановлены переговоры. Основная причина, по мнению историков - приход к власти Пуанкаре и блока "Национальное единение", в состав которого входили крайне правые буржуазные партии.

Переговоры, возобновившиеся в марте 1927 г., многочисленные уступки СССР не дали никаких результатов, несмотря на выгодность советских предложений.

Период 1928-1930 характеризуется многими историками как период ухудшения франко-советских отношений: пакт Бриана-Келлота 1928, Гаагская конференция 1929-1930, план Юнга. На вопрос, почему Франция встала во главе антисоветской компании, историки отвечают: "Парламентские выборы, состоявшиеся в мае 1928 г., укрепили "Национальное единение". Радикалы и социалисты объединились с правыми партиями. Свою экономическую консолидацию крупная буржуазия немедленно использовала для наступления на рабочий класс и ФКП…".

В итоге, как считают исследователи, Франция проиграла и в Локарно, и на Дальнем Востоке, и в проекте "пан-Европа".

Все эти авантюры привели к кризису в отношениях России и Франции. Последняя включилась в экономический бойкот против советских товаров, на что СССР ответил сокращением ввода необходимого для Франции сырья, прекратил закупки во Франции, и все это в условиях мирового экономического кризиса. В результате французское правительство вынуждено было признать несостоятельность антисоветской политики. Итак, советские историки считали, что непрерывный рост политического престижа Советского Союза привел к провалу всех агрессивных планов французской реакции и правящие круги Франции вынуждены были пойти на франко-советское сближение. С позиций нашего времени это слишком прямолинейный вывод. Такая позиция объясняется тем, что советские историки испытывали на себе давление идеологии. На самом деле во Франции были тенденции к сближению с СССР по геополитическим мотивам.

Прежде чем рассказать о подписании пакта о ненападении 1932 г. и договора о взаимопомощи 1935 г., необходимо в общих чертах описать ситуацию накануне, сформулировав ее в 4-х пунктах:

1. Усиление власти нацисткой партии в Германии.

2. Усилилась критика в адрес Э. Эррио.

3. Бессилие Лиги Наций перед японской агрессией.

4. Значительно обесценились союзы Франции с восточно-европейскими странами.

Период 30-х гг. в советско-французских отношениях также рассмотрен в специальных исследованиях Белоусовой З. С. Манфреда А. З., Белоголовского Е. С., Нарочницкого А. Л.

Показывая историю борьбы СССР за создание системы коллективной безопасности в Европе в 30-е годы, авторы определяют значение указанных соглашений для Франции, оказавшейся перед опасностью международной изоляции и германской агрессией. Однако исследователи отмечают серьезное противодействие сближению и союзу с СССР со стороны монополистической буржуазии Франции.

Основной вопрос, на который отвечают историки, - чем основан резкий поворот во внешней политике Франции. Авторы указывают на следующие причины:

1. Затяжной экономический кризис во Франции, результатом которого стала отмена ограничений для советского импорта, и в 1931 г. были начаты переговоры по торговому вопросу.

2. Усиление экономической, политической и военной мощи СССР.

3. Рост милитаризма и реваншизма в Германии.

4. Усиление противоречий между Францией, с одной стороны, и Англией, Италией, США, с другой.

5. Неэффективность системы союзов с малой Атлантой.

6. Причина спешки - приближение президентских выборов, после которых переговоры стали затягиваться.

В подобных обстоятельствах кабинет Эррио предпринял чрезвычайно важный шаг: французско-советский договор о ненападении. Он включал в себя обязательства о невмешательстве во внутренние дела и отказ от поощрения какой-либо агитации, пропаганды или попытки интервенции.

По мнению историков, этот документ мог стать отправной точкой как для смягчения внешних разногласий среди левых партий Франции, так и для выработки конструктивного курса на международной арене, который состоял в борьбе за мир и обеспечение национальных интересов и безопасности перед лицом германской угрозы. Однако, к сожалению, условий для подобного коренного переворота во внешней и внутренней политике Франции еще не созрело.

В целом, все-таки произошел небольшой пересмотр французских политических концепций, переход к политике сотрудничества с СССР.

Как отмечают историки сближение Франции и Советской России снова вышло на первый план. Разумеется, были как сторонники, так и противники наметившейся тенденции. Многие авторы уделяют значительное место роли Л. Барту в сотрудничестве с СССР. Выражая интересы части буржуазии, не связанной с германским капиталом, Л. Барту считал проблему безопасности наиважнейшей. Поэтому он стал одним из авторов франко-советского договора о взаимопомощи. Е. С. Белоголовский пишет, что политика Л. Барту носила патриотический характер.

Противники соглашения - группировки монополистического капитала, политические круги, связанные с тяжелой индустрией, Генеральным штабом, были настроены профашистски. Влияние этой группировки обусловило участие Франции в проекте "пакта четырех". Следует отметить, что этот "пакт четырех" ослаблял позиции Франции в Европе, зато значительно повышал престиж фашистских стран.

Положение Франции усугублялось неэффективностью в военном отношении системы союзов с малыми странами. Приход в Германии к власти Гитлера в 1933 году и установление в стране террористического режима повлияли на позицию французского правительства. Поэтому, анализируя обстановку, французская дипломатия приходила к выводу, что единственным надежным союзником против германской агрессии является СССР.

Еще в конце октября 1933 г. министр иностранных дел Франции Ж. Поль-Бонкур предложил СССР заключить соглашение о взаимопомощи, затем выдвинул идею заключения коллективного пакта о взаимопомощи. К апрелю 1934 г. французский МИД разработал план Восточно-европейского пакта о взаимопомощи при участии СССР, Германии, Польши, Чехословакии, Прибалтики при одновременном подписании пакта о взаимопомощи между СССР и Францией. Но в сентябре 1934 г. Германия и Польша отклонили проект Восточного пакта. 9 октября 1934 г. был убит Л. Барту, министр иностранных дел, сторонник франко-советского пакта о взаимопомощи. Новый глава МИД П. Лаваль симпатизировал фашистам, что означало постепенный отход от союза с СССР. Говоря о причинах, по которым Лаваль открыто не отказался от линии Барту, следует упомянуть о 3-х причинах:

1. Лаваль боялся реакции общественности.

2. Он хотел использовать этот договор как средство для того, чтобы вызвать беспокойство у германского правительства и подвести его к французско-германским переговорам.

3. Лаваль выставил свою кандидатуру на предстоящих муниципальных выборах.

В целом, авторы положительно оценивают значение договора о взаимопомощи 1935 г. Это, по их мнению, был первый акт о взаимопомощи между социалистическим государством и одной из ведущих капиталистических держав. Период с 1931 по 1935 гг., в целом, характеризуется как переориентация всей внешней политики Франции.

Однако здесь уместно напомнить о том, что если бы франко-советский пакт о взаимопомощи сохранил свою действенную силу, если бы была подписана военная конвенция между двумя странами, вся европейская история могла бы сложиться иначе.

Внешнюю политику Франции в 1936-1939 гг. можно охарактеризовать, перечислив наиболее важные события: рейнский кризис 1936 г., "политика невмешательства" в испанском вопросе, Мюнхен 1938, срыв военных переговоров 1939 г.

Итак, в заключении можно выделить несколько черт, характерных для советско-французских отношений, которые наблюдались на историческом промежутке 1920-1930 годов.

Советско-французские отношения носили непостоянный характер. Внутренняя политика во многом определяет внешнюю. Когда премьер-министром и министром иностранных дел были представители "Национального блока" или профашистски настроенные политики, Франция становилась крайне агрессивной по отношению к СССР (например, Р. Пуанкаре, П. Лаваль, Э. Даладье и др.). Тогда как при Э. Эррио, Л. Барту, Ж. Поль-Бонкуре советско-французские отношения налаживались и укреплялись. Значительная роль в урегулировании отношений принадлежит торговле и экономике. Французские промышленники сближались с советскими внешнеторговыми организациями без официальных разрешений, они также были сторонниками признания Советской России De ure.

Позицию антисоветски настроенной группы крупной буржуазии можно объяснить страхом перед мировой пролетарской революцией, которой Советское правительство добивалось поначалу открыто, примером того был Коминтерн (его деятельность стала предметом раздора между СССР и Францией). Затем СССР несколько смирил свой пыл в распространении коммунизма по всему миру. В 30-х годах Франция постепенно теряет свою самостоятельность во внешнеполитических делах и все больше и больше начинает зависеть от Англии. На мой взгляд, это одна из многочисленных причин поражения в 1940 г.

Однако в конце концов Франция все-таки пришла к выводу о необходимости дружественных отношений с СССР.



Я давно уже думала о том, чтобы написать краткую исторю любви отношений России и Франции, но я нисколько не историк, и вот некоторые меня в этом опередили. В "Ъ" вышла недавно забавная статья на эту тему. Здесь я привожу краткий вариант с картинками и фотографиями.
История написана до 1990 года. Так что жду ваших предложений!)))

Все началось 1000 лет назад.
Дочь Ярослава Мудрого Анна в 1051 вышла замуж за Генриха I. Стала известна как Анна Русская. Во Францию она привезла Евангелие, на котором все французские короли приносят присягу (по легенде). В городе Санлис ей установлен памятник.

В 1573 году за польский трон боролись Иван Грозный и принц Генрих Анжуйский. Франция победила. Но Генрих и сын Грозного Федор Иоаннович состояли в переписке.

В 1600 году Годунов назначил капитаном наемников Жака Маржерета. Француз оставил после себя ценный труд «Состояние Российской державы и Великого княжества Московского».
В XVII веке русские послы на французских приемах требовали, чтобы король вставал с трона, спрашивая о здоровье русского царя. В то время как он оправдывал себя тем, что хотя бы снимает шляпу каждый раз при упоминании монарха.
Петр I эту несправедливость устранил. В 1717 году он посетил Францию лично. Великан просто покорил французов. Сен-Симон назвал его «великим» и «прославленным». Модники даже придумали костюм «а-ля царь».

Карета, которую Петр заказал в Париже.
В России страсть ко всему французскому проснулась при Елизавете Петровне. Говорят, что ее агенты рыскали по парижским модным лавкам, охотясь за шляпками и перчатками. В то же время появился карикатурный щеголь «Петиметр», сыплющий галлицизмами, и читатель французских философов, уважаемый в обществе человек. Царица дружила с Вольтером, Дидро, д’Аламбером, обычно это все знают из курса школьной истории.

Накануне революции императрица предложила печатать крамольную «Энциклопедию» революционеров, но потом сама же хлопотала о создании антифранцузской коалиции. А русские писатели все также ездили в Париж. Н.Карамзин писал: "Веселюсь и радуюсь живою картиною величайшего, славнейшего города в свете, чудного, единственного по разнообразию своих явлений".

Памятник Н.Карамзину
Спустя сто лет в Париж во главе победоносной армии вошел Александр I. Говорят, что с тех пор Россия перестала относиться к Франции как провинциалка, хотя французское глубоко проникло в русскую почву, но кроме Франции стали важны еще и английские книжки, да немецкие философы.

Французская литература до конца XIX века представляла страну на русском поле. Жорж Санд Стендаль, Бальзак, Гюго, Флобер, Золя, Гонкуры. А русской литературой во Франции занимался в основном Тургенев. Он дружил и с Мериме, и с Мопассаном.

Однако как-то раз в послании Наполеону III Николай I употребил в письме пренебрежительную форму «Господин друг мой» вместо принятого «Господин брат мой», что вылилось в Крымскую войну.
Страны снова сблизились, когда в 1891 году Александр III принял в Кронштадте французскую эскадру и стоя прослушал «Марсельезу».

В начале 1900-х российские коллекционеры начинают интересоваться импрессионизмом и постимпрессионизмом. В 1908 году журнал «Золотое руно» устраивает их выставку.
С 1906 года начинается эпоха Дягилева и «Русских сезонов» в Париже.

После революции Париж становится городом мечты и местом жительства русской эмиграции. Мережковский с Гиппиус, Бальмонт, Бунин, Борис Зайцев, Иван Шмелев, Георгий Иванов с Ириной Одоевцевой живут здесь.

Мережковский и Гиппиус в Париже
Французскую литературу в России по-прежнему любят, а вот интерес к эмигрантам не поощряют. Постепенно в СССР вспоминают и о коммунистах. Пабло Пикассо вступил в партию в 1944-м, а в 1956 году в Ленинграде открылась его выставка. На ее открытии писатель и журналист И.Эренбург произносит фразу, ставшую крылатой: «Товарищи, вы ждали этой выставки двадцать пять лет, потерпите теперь двадцать пять минут».

Пабло и Ольга
В 60-х французская культура становится все более массовым нарицательным. Фильмы с Жераром Филиппом, Ивом Монтаном и Жаном Маре, пластинки с песнями Эдит Пиаф, Жака Бреля, Шарля Азнавура, Джо Дассена знают в каждой приличной семье.

// Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. - СПб. , 1907-1909.

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • Соловьёв, Сергей Михайлович , История России с древнейших времён , т. 10, гл. 4 Продолжение царствования Алексея Михайловича: «Перед началом польской войны государь счел нужным известить об ней и французского короля. В конце 1653 года отправился с этим извещением гонец Мачехин. В Гавре Мачехину в корме и подводах отказали, и он поехал в Париж на своих проторях, жил в Сен-Дени 8 дней и только 24 октября 1654 года въехал в Париж в королевской карете. В Париже отвели ему двор и дали корм, но приставы объявили, что, прежде чем допустят его к королю, он должен быть у королевы и у графа де-Бриена, потому что король в молодых летах и всякие дела ведает и слушает королева, а посольские дела приказаны графу де-Бриену, который, досмотря грамоты и подписи, сполна ли королевского величества именованье и титло написано, докладывает королю. Мачехин никак не согласился быть прежде у де-Бриена и 30 октября представлялся прямо королю Людовику XIV, который при его входе в палату встал и шляпу снял, потом сел и спросил о здоровье царя; Мачехин заметил, что про здоровье великого государя спрашивают вставши; Людовик отвечал: „Про государево здоровье я спрашивал, шляпу снявши, а того у нас не ведется, что стоя спрашивать“, но, сказавши это, встал и переспросил о здоровье. „Кроме грамоты, - спросил король Мачехина, - есть ли с тобою царского величества приказ о каком-нибудь деле?“ Мачехин отвечал: „Присланы со мною для подлинного ведома польские печатные книги, которые покажу в то время, когда королевское величество царскую грамоту выразумеет“. Король обещал грамоту выслушать и книги велел досмотреть своим думным людям. Когда Мачехин выходил из палаты, королевские дворяне сказали ему, что он должен идти теперь к королевской матери. „За каким делом?“ - спросил Мачехин. „Королева царскому величеству обрадовалась и велела быть к себе“, - отвечали дворяне. Мачехин пошел к королеве Анне. „С каким делом ты прислан к королю?“ - спросила Анна. „Прислан я от царского величества к королевскому величеству с любительною грамотою об их государских великих делах и грамоту подал королю“, - отвечал Мачехин. Королева сказала, что рада присылке грамоты, и Мачехин, поклонясь, вышел из палаты. Король велел сказать Мачехину чрез графа де-Бриена: „Я царского величества грамоту прочел сам, любительной грамоте этой обрадовался и рад быть с великим государем в братстве и дружбе вечно; хочу также, чтоб царское величество с польским королём был в мире, потому что у них государства смежны“. С этим Мачехин и был отпущен. »
  • Амстердамский договор 1717 // Дипломатический словарь. - М.: Государственное издательство политической литературы. А. Я. Вышинский, С. А. Лозовский. 1948.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • См. также
  • Посол СССР в Великобритании И. М. Майский и посланник императорского правительства Абиссинии в Великобритании Белата Айела Габрэ от имени своих правительств обменялись нотами об установлении дипломатических отношений между обеими странами. Ноты предусматривают также обмен посланниками.

    Ситуация в Египте

    Партия Вафд об англо-египетских отношениях

    Обращение было принято на совместной конференции 31 марта – 1 апреля 1940 г. руководства партии Вафд и парламентской фракции вафдистов. В этом обращении нашли свое отражение требования народа Египта, стремящегося к полному освобождению страны от английского колониализма. В условиях угрозы фашистской агрессии не ставился вопрос о немедленном осуществлении всех требований, предъявленных в обращении. Требовалось только принципиальное согласие на удовлетворение первых трех пунктов.

    В обмен руководство Вафд обещало содействовать исполнению союзных обязательств Египта согласно договору 1936 г. во время войны. Однако английские круги воспротивились осуществлению новых предложений Вафда. Англия не ответила на обращение, а неофициальным порядком английский посол в Египте указал лидеру Вафда Нахас-паше на несвоевременность такого выступления.

    1. Аль-Вафд аль-мысри и вафдистская фракция парламента требуют от имени египетского народа, чтобы союзное британское правительство объявило теперь, что оно, после того как окончится война и будет заключен мир между воюющими странами, выведет с египетских территорий все английские войска... и что их места займут египетские военные силы, с тем чтобы во всех остальных вопросах остался союз между сторонами...

    2. При окончательном урегулировании (последствий войны. - Ред.) необходимо, чтобы Египет был участником в нем и чтобы он активно участвовал в мирных переговорах с целью защиты своих интересов и осуществления своих чаяний...

    3. После окончания мирных переговоров Англия и Египет должны вступить в переговоры, в которых будут признаны полные права Египта в Судане в интересах всех жителей долины Нила.

    4. Что касается чрезвычайного положения, объявленного теперь в Египте на основе требования союзника.., то мы требуем от союзника полного отказа от него и извещения египетского правительства об этом отказе. Известно, что оставление этого положения предоставляет теперешнему правительству возможность использовать его против желания народа...

    5. Внутренние дела быстро эволюционируют к кризису общественных и частных финансов, национальное богатство без конца падает. Этому способствуют... военные расходы и гигантские военные потребности. Мы рассматриваем препятствия вывозу хлопка и сбыту других сельскохозяйственных продуктов за границу причиной спада цен на египетский хлопок в лучшем случае до 20 риалов, в то время как он продается на иностранных рынках, например в Швейцарии, по цене не менее 35 риалов за кантар...

    Достойно сожаления, что в Египте существуют препятствия для вывоза достаточного количества хлопка в нейтральные страны, так что не разрешен вывоз хлопка в них.., кроме количества, которое было вывезено в прошлом году...

    Установление дипломатических отношений между СССР и Египтом

    В течение последнего времени заместитель народного комиссара иностранных дел И. М. Майский и премьер-министр и министр иностранных дел Египта Мустафа Нахас-паша от имени своих правительств обменялись сообщениями, в результате которых начиная с 26 августа 1943 года между обеими странами установлены дипломатические отношения.

    Достигнутое соглашение предусматривает обмен посланниками в ближайшем будущем.

    Ситуация в Сирии и Ливане

    Планы Франции в отношении Сирии и Ливана

    (Шарль де Голль, «Военные мемуары»)

    В связи с подготавливавшимся вступлением войск Англии и Свободной Франции в Сирию и Ливан в начале 1941 г. руководители движения Свободной Франции обратились к виднейшим колониальным деятелям Франции с запросом о будущем Сирин и Ливана. Ниже печатается текст запроса и ответ адмирала Мюзелье.

    Докладная записка секретаря Совета обороны империи Рене Кассена генералу Катру, в Каир; вице-адмиралу Мюзелье, в Лондон... 3 марта 1941 года

    Генерал де Голль хотел бы знать мнение членов Совета обороны относительно того, какую позицию должна занять Свободная Франция в целях обеспечения безопасности своих коммуникаций, необходимых для ведения военных действий против Германии, в случае если Англия и Турция будут вынуждены оккупировать целиком или частично территорию стран Леванта, находящихся под французским мандатом.

    Должны ли мы в подобном случае заявить протест против такого рода действий?

    Должны ли мы будем не препятствовать этому, ограничившись письменным заявлением, резервирующим права Франции на эти территории?

    Не должны ли мы, скорее всего, от имени Франции присоединиться к выступлению, перед которым, с нашей точки зрения, будут стоять три задачи:

    Во-первых, создать в одной из частей Французской империи необходимые условия для возобновления военных действий против общего врага.

    В-третьих, помочь нашим союзникам...

    Если... англичане решили бы в настоящее время оккупировать эти территории без предварительного согласия Свободной Франции, нужно будет немедленно потребовать, чтобы управление этими территориями осуществлялось Свободной Францией в ожидании, пока победа даст возможность этим странам вновь установить прочные связи с новой Францией, что находится в соответствии с обещаниями англичан в отношении целостности французских владений.

    Во всяком случае, уже сейчас желательно выработать план оккупации Сирии в сотрудничестве с англичанами. Эта операция должна автоматически закончиться установлением временного правительства, подчиняющегося главе Свободной Франции и возглавляемого одним из его представителей.

    Прежде чем приступить к оккупации, Свободная Франция должна выступить с заявлением о будущем политическом устройстве этих стран. Это заявление должно, с одной стороны, максимально учитывать законные притязания различных народностей Сирии и, с другой - энергично защищать наши права...

    В соответствии с торжественным обещанием мандат должен быть упразднен и заменен договором о союзе, который ограничит нашу прямую ответственность за управление страной и предоставит нам право разместить сухопутные, военно-морские и военно-воздушные силы в пунктах, откуда мы сможем осуществлять эффективный контроль над территорией всей страны...

    Вся Сирия включается в единый таможенный союз, который обеспечит каждому государству справедливое участие в доходах.

    Соглашение о сотрудничестве Великобритании и Свободной Франции

    На Среднем Востоке

    Предлагается текст англо-французского соглашения, которое оформляло признание Англией «особых» политических прав Франции по отношению к Сирии и Ливану. Однако и Франция вынуждена была признать за Англией некоторые права в области ведомства безопасности, а также верховное командование над французскими частями, расположенными в Сирии и Ливане. Это соглашение послужило основой для вмешательства Англии в дела Сирии и Ливана.

    Статья 1. Средний Восток представляет собой единый театр военных действий. Наступательные и оборонительные операции союзников на этом театре военных действий должны быть согласованы.

    С другой стороны, принимая во внимание особые обязанности Франции по отношению к территории государств Леванта, Свободная Франция решила в данной обстановке использовать французские вооруженные силы Востока, а также сирийские и ливанские части в первую очередь для обороны территории этих государств.

    Статья 2. Любой план военных операций, предусматривающий использование французских вооруженных сил совместно с английскими или непосредственно затрагивающий территории государств Леванта, должен вырабатываться совместно английским и французским командованием.

    Принимая во внимание, что в настоящее время английские вооруженные силы на Востоке преобладают над французскими вооруженными силами, разработка военных планов и определение задач французских вооруженных сил в общих операциях на Востоке возлагается на английское командование. Английское командование ставит эти задачи свободным французским войскам по уполномочию генерала де Голля. Подобное же уполномочие предоставляется командиру любого соединения, подчиненному командующему английскими войсками на Востоке, если командующий возложит на этого командира руководство проведением операций на территории государств Леванта или если в операции будут использованы свободные французские вооруженные силы...

    Статья 3. Английскими и французскими вооруженными силами, действующими в одной зоне военных действий, командует, как правило, английский и французский офицер, в зависимости от того, каких войск больше в данной зоне...

    Статья 4. Каковы бы ни были пропорциональные размеры и задания английских и французских вооруженных сил, территориальная администрация (руководство или контроль военных властей над общественными учреждениями, государственная безопасность, жандармерия, полиция, использование местных ресурсов и т. д.) осуществляется в Сирии и Ливане французскими властями...

    На неприятельской территории функции территориальной администрации распределяются между английскими и французскими властями пропорционально количеству английских и французских вооруженных сил на различных участках данной территории.