Возникновение древнерусского государства. Владимир и Ярослав Мудрый

Объединение восточнославянских племен послужило формированию единого Древнерусского государства, которое стало своеобразной федерацией племен. Древнерусское государство возникло в IX в. на территории восточных славян вокруг следующих нескольких политических центров:

1) Куябы (южной группы славян, центром которых был г. Киев);

2) Славии (северной группы славянских племен с центром в г. Новгороде);

3) Артании (юго-восточной группы славян – г. Рязани). После объединения восточнославянских племен центром Древнерусского государства стал г. Киев, в котором правили Кий, Дир и Аскольд.

Особенностями возникновения Древнерусского государства являются:

1) географические и климатические условия, затрудняющие координацию земель и проведение единой государственной политики (большие слабозаселенные территории, большое количество водоемов, препятствующие сообщению между отдельными землями);

2) многонациональность государства (проживание на территории Древнерусского государства различных по этническому составу племен, но схожих по этнической общности и языческим верованиям);

3) взаимоотношения с соседними народами и государствами.

Факторы, способствующие образованию Древнерусского государства:

1) развитие ремесел, техники обработки земель, торговых отношений;

2) укрепление связей между существовавшими государственными образованиями славянских племен;

3) внешняя торговля;

4) сложные политические отношения с Византией;

5) необходимость борьбы с половцами, хазарами и другими кочевыми племенами, которые нападали на восточных славян.

Для Древнерусского государства характерно:

1) разложение первобытно-общинного строя;

2) формирование феодальных общественных отношений;

3) становление государственного и общественного строя Древнерусского государства с характерными чертами раннефеодального государства;

4) возникновение и развитие ранних государственно-правовых институтов;

5) принятие нормативных актов, которые касались основных сторон жизни государства и общества;

6) укрепление внешнеполитических связей;

7) принятие христианства.

Во второй половине XI – начале XII вв. на территории Древнерусского государства – Киевской Руси – стали образовываться Киевское, Черниговское и Переяславское княжества, которые на тот момент были достаточно устойчивыми полугосударствами.

Основными теориями происхождения Древнерусского государства признают следующие:

1) «норманнскую теорию», создателями которой считают немецких ученых Г.З. Байера, Г.Ф. Миллера, А.П. Шлецера. Основанием для возникновения «норманнской теории», по мнению представителей данной теории, является древнерусская летопись XII в. «Повесть временных лет», в которой говорилось о призвание на землю Русскую трех братьев – варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора. По мнению сторонников этой теории, братья-варяги основали Древнерусское государство и дали ему название «Русь»;

2) «антинорманнскую теорию», представителями которой являются М.В. Ломоносов, В.Г. Белинский, Н.И. Костомаров и др. Сторонники данной теории считают, что Древнерусское государство не было создано братьями, выходцами из Скандинавии, а явилось следствием эволюционных исторических процессов. Такими историческими процессами считают разложение первобытно-общинного строя и развитие феодальных отношений. Представители «антинорманнской теории» доказали, что название Древнерусского государства «Русь» произошло от названия одного из племени восточных славян «рось», которые существовало задолго до появления варяжских князей.

Возникновение Древнерусского государства

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Возникновение Древнерусского государства
Рубрика (тематическая категория) Государство

Момент возникновения Древнерусского государства нельзя датироватоь с достаточной точностью. Очевидно, имело место постепенное перерастание тех политических образований, о которых говорилось выше, в феодальное государство восточных славян- Древнерусское Киевское государство Большинство историков сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в.

В IX в. восточнославянские государства, в первую очередь Киевское и Новгородское (эти названия уже вытесняют старые Куявию и Славию), всœе(более интенсивно втягиваются в международную торговлю, проходившую по водному пути "из варяг в греки". Этот путь, пролегавший по землям нескольких восточнославянских народов, способствовал их сближению.

Как зарождалась древнерусская государственность? "Повесть временных лет" сообщает, что поначалу южные славянские племена платили дань хазарам а северные- варягам, что последние прогнали варягов, но потом передумали и призвали варяжских князей. Такое решение было вызвано тем, что славяне передрались между собой и решили для установления мира и порядка обратиться к иноземным князьям, видя в них арбитров для улаживания возникших споров. Тут-то летописец и "произнес знаменитую фразу: "Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидете княжит и володети нами" (Повести Древней Руси. Л., 1983. С. 31). Варяжские князья якобы сначала не соглашались, по потом приняли приглашение. Три варяжских князя пришли на Русь и в 862 ᴦ. сели на престолы: Рюрик - в Новгороде, Трувор - в Изборске (недалеко от Пскова), Синœеус - в Белоозере. Это событие и принято считать отправным в истории отечественной государственности.

Сами по себе свидетельства летописного свода не вызывают возражений, но в XVIII в. немецкие историки, работавшие в Российской.Академии наук, истолковали их таким образом, чтобы доказать законность господства немецкого дворянства при тогдашнем российском императорском дворе, более того -обосновать неспособность русского народа к созидательной государственной жизни как в прошлом, так и в настоящем, его "хроническую" политическую и культурную отсталость.

В России против норманнской теории происхождения отечественной государственности всœегда, начиная с ее появления, выступали патриотические силы. Первым ее критиком был М.В.Ломоносов. Впоследствии к нему присоединились не только многие русские ученые, но и историки других славянских стран. Главным опровержением норманнской теории, указывали они, является достаточно высокий уровень социального и политического развития восточного славянства в IX в. По уровню своего развития славяне стояли выше варягов, в связи с этим позаимствовать опыт государственного строительства у них они не могли. Государство не может организовать один человек (в данном случае Рюрик) или несколько даже самых выдающихся мужей. Государство есть продукт сложного и долгого развития социальной структуры общества. Вместе с тем, известно, что русские княжества по разным причинам и в разное время приглашали дружины не только варягов, но и своих степных сосœедей - печенегов, каракалпаков, торков. Мы не знаем точно, когда и как возникли первые русские княжества, но по крайней мере они уже существовали до 862 ᴦ., до пресловутого "призвания варягов". (В некоторых германских хрониках уже с 839 ᴦ. русские князья именуются хаканами, ᴛ.ᴇ. царями). Это означает, что не варяжские военные предводители организовали Древнерусское государство, а уже существовавшее государство дало им соответствующие государственные посты. Кстати, следов варяжского влияния в отечественной истории практически не осталось. Исследователи, к примеру, подсчитали, что на 10 тыс. кв. км территории Руси можно обнаружить лишь 5 скандинавских географических наименований, в то время как в Англии, подвергшейся норманнскому нашествию, это число доходит до 150.

В Древнерусское Киевское государство вошли кроме славян некоторые сосœедние финские и балтийские племена. Это государство, таким образом, с самого начала было этнически неоднородным - напротив, многонациональным, полиэтническим, но основу его составляла Древнерусская народность, являющаяся колыбелью трех славянских народов - русских (великороссов), украинцев и белорусов. Она не должна быть отождествлена ни с одним из этих народов в отдельности. При этом украинские националистические историки еще в начале XX в. пытались изобразить Древнерусское государство украинским. Эта идея была подхвачена после распада СССР в некоторых украинских националистических кругах с той целью, чтобы поссорить три братских славянских народа, "исторически" обосновать самостийность Украины, ее "историческое превосходство" над Россией, хотя, как известно, Древнерусское государство ни по территории, ни по составу населœения с современной Украиной не совпадало. В IX и даже в XII в. еще нельзя говорить о специфически украинской культуре, языке и пр.
Размещено на реф.рф
Все это появилось позже, когда в силу объективных исторических процессов древнерусская народность распалась на три самостоятельные ветви.

Возникновение Древнерусского государства - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Возникновение Древнерусского государства" 2017, 2018.

  • - Возникновение древнерусского государства. Вопрос о возникновении Руси.

    Один из дошедших до нас сводов – ПВЛ (тема лежит в названии). Русское государство – по некоторым сведениям основание датируется 862 г.. Сумь (часть юго-восточных финских племен) , весь (вепсы, тер-рия Ленинграда) и емь (часть юго-восточных финских племен, родственных эстам) –... .


  • - Возникновение древнерусского государства. Русь в 9-11 веках.

    Возникновение Древнерусского государства традиционно связывают с объединением Приильменья и Приднепровья в результате похода на Киев новгородского князя Олега в 882 г. Убив княживших в Киеве Аскольда и Дира, Олег стал править от имени малолетнего сына князя Рюрика -... .


  • - Возникновение древнерусского государства (VIII-IX вв.)

    История. Ответы на вопросы к экзамену. Восточные славяне, условия становления их цивилизации (VI-VIII вв.) Славяне входили в древнее индоевропейское единство, включавшее в себя предков германцев, балтов, славян и индоиранцев. С течением времени из массы... .


  • тех самых, кто себя, то есть свой народ называли Рос, которых их король, прозванием каган, отправил ранее ради того, чтобы они объявили о дружбе к нему, прося посредством упомянутого письма, поскольку они могли [это] получить благосклонностью императора, возможность вернуться, а также помощь через всю его власть. Он не захотел, чтобы они возвращались теми [путями] и попали бы в сильную опасность, потому что пути, по которым они шли к нему в Константинополь, они проделывали среди варваров очень жестоких и страшных народов.

    Очень тщательно исследовав причину их прихода, император узнал, что они из народа свеонов [шведов], как считается, скорее разведчики, чем просители дружбы того королевства и нашего, он приказал удерживать их у себя до тех пор, пока смог бы это истинно открыть…

    Буквально германский летописец указывает на Рос как на самоназвание народа, но неизвестно, имел он эти сведения от самих росов или так ему передали через византийцев. Таким образом, неких шведов (в IX веке из шведов путешествовали только викинги) византийцы назвали народом Рос , но западные франки признали шведами, и более того, сразу насторожились, потому что уже начали опасаться набегов викингов. Произошло это ещё до образования древнерусского государства, когда варяги никак не ассоциировались со славянами. Название короля русов - каган - возможно является переводом шведского конунг в более близкое и понятное византийцам тюркское хакан , но также может свидетельствовать о существовании государственного образования на землях восточных славян до прихода Рюрика , так называемого Русского каганата .

    О том, что именно византийцы прозвали варягов росами , свидетельствует Лиутпранд Кремонский , посол итальянского короля Беренгария в Византию в 949 году :

    XV. В северных краях есть некий народ, который греки по его внешнему виду называют Rousios, мы же по их месту жительства зовём «норманнами». Ведь на тевтонском языке «норд» означает «север», а «ман» - «человек»; отсюда - «норманны», то есть «северные люди». Королём этого народа был [тогда] Ингер [ Игорь Рюрикович ]…

    С другой стороны, сложно объяснить, как византийское название русов было заимствовано последними как самоназвание. К тому же данная версия названия русов по красноте лиц исходит не от самих византийцев, а от внешних наблюдателей.

    Смешение названия русов и красного цвета на греческом языке иллюстрируется характерным примером, когда в переводе с греческого «Хронографии» Феофана современный русскоязычный переводчик пишет о походе византийцев в 774 году : «Константин двинул флот из двух тысяч судов состоящий, против Болгарии, и сам сев на русские суда, намеревался плыть к реке Дунаю ». На самом деле имелись в виду императорские суда, украшенные пурпуром. Латинский переводчик римского папы , библиотекарь Анастасий, который переводил «Хронографию» Феофана в конце IX века , именно так и перевёл греческое слово ρουσια в rubea (красные).

    Североиранская версия

    Североиранская версия настаивает на том, что этноним «рос» имеет иное, чем «рус», происхождение, являясь значительно более древним. Сторонники этого мнения, также берущего начало от М. В. Ломоносова , отмечают, что фантастический народ «рос» (буквально на сирийском звучит как ерос или хрос ) впервые упомянут ещё в VI веке в «Церковной истории» Захарием Ритором , где он помещается в Северном Причерноморье. С этой точки зрения его возводят к ирано-язычным (сарматским) племенам роксаланов или росомонов , упоминаемых античными авторами.

    Вариант этой теории, наиболее полно обоснованной О. Н. Трубачёвым (*ruksi «светлый» > *rutsi > *russi > русь), разрабатывал Г. В. Вернадский , который помещал первоначальную территорию русов в дельте Кубани и полагал, что своё имя они усвоили от роксаланов («светлых аланов»), которые, по его мнению, были частью антов . При этом он считал правящий слой русов этническими скандинавами.

    В 60-е годы XX века украинский археолог Д. Т. Березовец предложил отождествить с русами аланское население Подонья. В настоящее время эта гипотеза разрабатывается Е. С. Галкиной . В осетинском языке , являющемся современным наследником сармато-аланского языка , сохранились слова ruhs (иронский диалект) и rohs (дигорский диалект), что означает «светлый».

    Лингвистическая финская версия

    Сама структура слова русь позволяет сделать вывод о названии неславянского племени, подобно названиям чудь, весь, водь, пермь, сумь и др.

    Среди западных историков существует версия, что под Русией подразумевалось свеаландское побережье Балтийского моря - район Руслаген к северу от Стокгольма и Упсалы. Считается обоснованной версия о том, что Швеция называлась финнами Ruotsi именно из-за жителей Рослагена, часто посещавших их. Но существовало зафиксированное в XIX веке (1832 год) самоназвание шведских саамов - Ruothi и Ruotteladz, которые самих шведов звали Taro и Tarolats («торговцы»), в связи с чем Гедеонов С. А. высказывал мнение, что финское название Швеции (Ruotsi), восходит к самоназванию дошведского населения - саамов . О широком распространении древних саамов, именующих себя Ruothi, возможно свидетельствует то, что коми называют русских словом «Роч»(rot᾽śε). Кроме того, Руслагена в -XII веках просто не существовало, так как он находился тогда под водой, на глубине 6-7 метров, а само название в форме Roslagen (Rodzlagen) впервые появляется только в 1493 году .

    В русско-византийском договоре 912 года варяги со скандинавскими именами называют себя «от рода русского ». Однако текст договора является переводом с греческого на славянский, и не отражает исходной формы самоназвания варягов Вещего Олега . То есть в текст договора изначально было записано название русов на греческом, которое, возможно, отличалось от их самоназвания, но сохранилось в обратном переводе на славянский.

    Топонимическая этимология

    • Южнорусская или среднеднепровская этимология слова Русь распространена среди русских и советских историков, привязывающих слово к ряду топонимов Среднего Днепра и исторических этнонимов.

    Название Русь предлагалось выводить из гидронима Рось (др.-рус. Ръсь), названия правого притока Днепра южнее Киева. Археологи не обнаружили в непосредственно районе реки Рось сколько-нибудь значительных памятников древнерусской эпохи, чтобы рассматривать название этой реки как образующий фактор для названия народа. Кроме того, лингвисты сомневаются в возможности перехода изначального названия Ръсь (затем, после падения редуцированных гласных - с беглым о, косвенные падежи - Рси и т. п.) в Русь, а именно с у в корне известен в славянской среде этноним Русь. То есть если бы даже народ прозвали не по-славянски росскими , то это слово не могло по правилам славянского словообразования перейти в русские . Жившее по реке Рось население в летописи именуется поршане (от наименования местности по реке «по Рси», с беглым о).

    Топонимы

    Другие исторические названия, такие, как Белая , Чёрная , Красная (или Червоная) Русь , существует две версии:

    Примечания

    1. Бертинские анналы. Год 839. - Анналы Сен-Бертенского монастыря
    2. Лиутпранд Кремонский, Книга воздаяния («Антаподосис»), кн.5, XV
    3. Т. М. Калинина, Арабские учёные о нашествии норманнов на Севилью в 844 году - в статье приведена выдержка из сочинений Абуль-Хасана Али ибн-Хуссейна, известного под прозванием Аль-Масуди
    4. Ибн-Фадлан. «Записка» о путешествии на Волгу
    5. Захарий Ритор : «Соседний с ними народ ерос, мужчины с огромными конечностями, у которых нет оружия и которых не могут носить кони из-за их конечностей. »
    6. О. Н. Трубачёв. К истокам Руси
    7. Г. В. Вернадский «Древняя Русь» Гл. 6 п.8
    8. Галкина Е. С. Тайны русского каганата. М., 2005
    9. При этом упускают из виду этнонимы корсь, голядь, жмудь , также социальные термины знать, чернь и т. п. Многие этнонимы также заканчиваются на «а»: мордва, мурома, корела, литва, мещера и др.
    10. Комментарии о происхождении слова Русь , статья на hrono.ru
    11. Татищев В. Н., История Российская, Ч.1, гл.31. - Варяги, какой народ и где был
    12. Гедеонов C. А. Варяги и Русь. М., 2005, с. 300-301
    13. Происхождение Руси, а не происхождение имени Руси
    14. Сборник. Россия XV-XVII вв.глазами иностранцев. Л.1986. - с.34
    15. В. Н. Татищев «Избранные труды по географии России». М.1950.с.-144 и 180.
    16. Рыбаков Б. А. «Рождение Руси». М.: «АиФ Принт», 2003
    17. Киевские летописцы терминами «Русская земля», «вся Русская земля» иногда обозначают только Киевскую землю. Так, например, в 1193 году князь Святослав обращается к князю Рюрику: «Брате и сватоу! Ажь ты идешь изо отчины своея на свое ороудье, а язъ паки идоу за ДнЂпръ [в Черниговскую землю] своихъ дЂля ороудЂи, а в Роускои землЂ кто ны ся останеть?». См. также Іпат. летопись под 1146, 1149, 1154, 1189, 1193.
    18. Согласно анализу А.Б. Рыбакова, Южная Русь как «Русская земля» (или «Русь») упоминается в летописях: Ипат.: 1140, 1141, 1144, 1148, 1149, 1150, 1152, 1154, 1155, 1174, 1175, 1177, 1180, 1187, 1190, 1195; Лавр.: 1139, 1204, 1205, 1249; Новг. I: 1142, 1218, 1257 (см. у Рыбакова Б. А. «Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв.», с. 64).
    19. С XII века, после распада Киевского государства, летописные термины «Русь», «Русская земля» не утратили своего значения как совокупности земель (со второй половины XIII века - и как обособленных земель), подвластных князьям династии Рюриковичей. Так в 1178 году киевский летописец выражает почтение новгородскому князю Мстиславу Ростиславичу: «Не бЂ бо тоЂ землЂ в Роуси, которая же его не хотяшеть» (Ипат. летопись). Один из авторов Галицко-волыской летописи рассказывает о желании князя Даниила принять участие в походе на Чешскую землю в связи с договоренностями с венгерским королем Белой IV и «во славы хотя»: «Данилови же князю хотящоу во короля ради, во славы хотя: не бЂ бо в землЂ РоусцЂи первее иже бЂ воевалъ землю Чьшьскоу ни Стославъ хоробры, ни Володимеръ стыи» (Ипат. летопись). В 1327 году новгородский летописец пишет про погром Ордой Тверского княжества: «На ту же зиму приде рать татарьская множество много, и взяша ТфЂрь и Кашинъ и Новоторжьскую волость, и просто рещи всю землю Русскую положиша пусту, толко Новъгород ублюде богь и святая Софья» (Новг. I летопись).
    20. Напр., см. Лавр. летопись под 1293.
    21. Флоря Б. Н. О некоторых особенностях развития этнического самосознания восточных славян в эпоху средневековья - раннего нового времени.
    22. Г. В. Вернадский, «Россия в средние века»
    23. Духовная грамота великого князя Дмитрия Ивановича. Около 1375 года.
    24. Маржерет Ж. Состояние Российской империи и великого княжества Московии. Предуведомление читателю // Россия начала XVII в. Записки капитана Маржерета. - М.: Институт истории РАН, 1982. - С. 141-142.
    25. Стороженко А. В. Малая Россия или Украина // Труды подготовительной по национальным делам комиссии, малорусский отдел . - Одесса, 1919. - В. I. - С. 52-54.
    26. , с. 481
    27. Дворецкий И.Х. μεγαλ-
    28. Дворецкий И.Х. μίκρ- // Древнегреческо-русский словарь / под ред. С.И.Соболевского. - М ., 1958.
    29. , с. 86