Как объяснить детям что такое вода. Рассказываем детям о воде

Начните разговор с ребенком издалека. Мол, вода – это природная жидкость, дающая жизнь всему живому. Мы все существуем только за счет воды. Она составляет минимум 60 % тела человека и покрывает 2/3 земного шара. Без воды организм проживет не более трех дней. В общем, вода – это очень важно. Свойства воды: она может быть в жидком, газообразном и твердом состоянии. Сегодня мы исследуем свойства воды в самом привычном состоянии – жидком. Кстати, этот опыт ребенок от 5 лет способен провести самостоятельно от начала до конца. Тем, кто помладше, понадобится помощь мамы на начальном этапе. Но все равно лавры первооткрывателя достанутся, конечно же, малышу независимо от возраста. Итак, что нам надо: пластиковый стаканчик, вода, белая бумажная салфетка, цветные фломастеры, ножницы.

Опыт для детей

1. Наливаем в стаканчик воду – примерно на 1/3. Вырезаем из салфетки полоску длиной примерно 10–12 см и шириной 2–3 см. С ней и будем работать дальше.

2. Наносим на бумажную полоску разноцветные широкие штрихи в ряд, плотно друг к другу – красный, оранжевый, синий, зеленый, желтый… Можно в любом порядке, конечно.

3. Опускаем бумажную полоску в стакан так, чтобы она немного касалась поверхности воды.

4. Вода моментально начнет подниматься по салфетке, смачивая ее. И по полоске вверх начнет растекаться, как бы растягиваясь, радужный след. Очень красиво!

Объяснение эксперимента для детей

Сначала происходит смачивание бумаги – явление взаимодействия жидкости с поверхностью твердого тела. Притяжение между молекулами воды слабее, чем их притяжение к молекулам твердого тела. Жидкость стремится увеличить площадь соприкосновения и в итоге прижимается к поверхности твердого тела (в данном случае бумаги), растекаясь по ней. Салфетка имеет пористую структуру и состоит преимущественно из целлюлозы, которая, в свою очередь, имеет волокнистое строение. Таким образом, воде не составляет труда найти себе пути-капилляры (как у растений) для движения вверх.

Наталья Коровина
Конспект НОД «Что мы знаем о воде» для детей среднего дошкольного возраста

Конспект НОД «Что мы знаем о воде"

Участники: дети среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет, воспитатели

Место проведения: группа

Цель: Поддерживать у детей интерес к экспериментированию. Развивать познавательную активность, речь дошкольников посредством экспериментирования.

Образовательные:

Продолжать знакомить детей со свойствами воды;

Дать представление о роли воды в жизни человека, растений и животных;

Закрепить умение делать выводы по итогам экспериментирования;

Активизировать словарь детей; существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

Закреплять правила безопасного поведения во время экспериментов.

Развивающие:

Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования, способность делать выводы.

Воспитательные:

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;

Желание работать в коллективе;

Бережное отношение к воде.

Методы и приемы: игровой, словесно-логический, практический (опыты, рассказ, пояснения, поощрение, физминутка, самостоятельная деятельность детей, отгадывание загадок.

Оборудование: прозрачные пластиковые стаканчики, чайные ложки, ёмкости разной формы, пипетка, воронка, салфетки, коктейльные трубочки, вода, сахар, соль, картинка «Круговорот воды», аудиозапись «Шум воды ручейка», проектор, экран, слайд-шоу: «Вода бывает разной…».

Предварительная работа: Анализ и обобщение литературы, разработка перспективного планирования, подборка опытов с описанием проведения. Разучивание с детьми пословиц, поговорок и стихотворений о воде; чтение рассказов, сказок познавательного характера; рассматривание иллюстраций по теме; беседы на тему: «Где можно встретить воду?», «Кто живёт в воде?», «Кому нужна вода»; наблюдения в природе в разное время года; дидактические и развивающие игры; игры с водой, наблюдение на прогулке за лужами (отражение предметов, опыты с водой (течет, разливается, не имеет формы).

Дети к нам сегодня пришло много гостей, давайте поздороваемся с гостями. (Здороваются)

Сегодня я принесла баночку с необыкновенным веществом. Что в ней, какое вещество, узнаете, отгадав загадку:

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли -

Жить нельзя нам без. (Воды)

На экране появляются слайды с изображением моря, реки, озера и ручья. Звучит запись журчания ручейка.

Что вы видите на экране? (ответы).

Как всё это можно назвать одним словом? (Вода)

Правильно, вода. Все реки, моря, озёра состоят из воды.

А вот и наша планета. Этот снимок сделан из космоса. Земля – голубая планета.

Почему её так называют? (Потому что на ней много воды).

Ребята, как вы думаете, кому нужна вода? (Ответы детей.) Правильно, вода нужна и людям, и растениям, и животным, и птицам.

Речевая игра «Закончи предложение»: «Вода нужна людям (животным, птицам, растениям) для того, чтобы…».(Ответы детей)

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

Без нее вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Вода состоит из множества маленьких капель. Посмотрите на экран, это капля воды.

А теперь мои ребятки

Отгадайте-ка загадки.

На весёлую загадку

Вы увидите отгадку.

Если плачу – не беда,

Вместо слёз течёт вода.

Я такой плакучий

Из-за серой тучи. (дождь)

Пушистая вата плывет куда-то,

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (туча, облака)

Пусть мала я, ну так что ж!

Ты меня перешагнешь.

Но, как дождика дождусь,

На весь двор я разольюсь! (лужа)

Бегу я как по лесенке по камешкам звеня,

Издалека по песенке узнаете меня! (ручей)

Направо вода и налево вода,

Плывут здесь суда и туда и сюда

Но если захочешь напиться, дружок,

Соленым окажется каждый глоток. (море)

Состоит он из морей.

Ну, давай, ответь скорей.

Это – не воды стакан,

А, огромный (океан)

Необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

Запомните пословицу: закрывай по крепче кран, чтоб не вытек океан.

Воспитатель: Давайте вместе повторим её.

Посмотрите на рисунок: когда солнце нагревается поверхность водоёма превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, и образуются облака и тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом в виде дождя, зимой в виде снега. Капельки воды в природе ходят и движутся по кругу.

Я буду мама Тучка, а вы капельки. Делайте всё, что я скажу.

Капелькам пора отправляться в путь.

Полетели капельки на землю, попрыгаем. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли весёлыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнца и вернулись к маме Тучке. Молодцы капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались.

Итак, мы узнали, что вода может быть разной: морем, рекой, и т. д.

И некоторые её свойства мы сейчас с вами проверим. (Педагог приглашает детей пройти к столикам для эксперимента).

Опыт 1 "Вода - это жидкость".

Вода - это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуды в другой.

предлагаю попробовать перелить воду из одного стакана в другой.

Опыт 2 "Вода не имеет запаха".

А теперь, я предлагаю тебе понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

Вывод: вода ничем не пахнет, у неё нет запаха.

Опыт 3 "Вода прозрачна. ".

Ребята, а как ты считаешь, какого цвета вода? (Ответ ребёнка). Сейчас мы это проверим

Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы ребёнка). Опустить в стакан с молоком мелкую игрушку видна она или нет. Затем в стакан с водой.

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная

А я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом?

Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зелёнку). Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответ).

Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

А теперь, я предлагаю тебе, попробовать воду на вкус (ребёнку предлагается кипячёная вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.

Давайте проведём с тобой небольшой опыт. Положи в стаканчик с водой вещество, которое находится у тебя на столе (взрослый демонстрирует). Размешай, а теперь попробуй воду. Какая она стала на вкус? (Ответ). Как ты думаешь, что вы добавили в воду? (Ответ).

Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.

А сейчас мы с вами проведём эксперимент. Перед вами 2 стакана с водой. Вода в них одинаковая?

Дети: Нет чистая и грязная.

Воспитатель: А вы хотели бы выпить эту воду? Почему? А эту? Почему? Давайте вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмём воронку, вложим в неё марлю и начнём пропускать грязную воду через эту воронку. Посмотрим, что у нас получится?

Эксперимент мы проведём,

Воду чистую найдём.

Воспитатель: Что ребята получилось?

Дети: Вода стала чистой.

Воспитатель: А что стало с нашей марлей?

Дети: Она стала грязной.

Воспитатель: Да, без чистой воды мы не сможем прожить. Нам нужна только чистая вода.

«Можно ли склеить бумагу водой?»

Берем два листа бумаги, двигаем их один в одну другой в другую сторону. Смачиваем листы водой, слегка прижимаем, выдавливаем лишнюю воду, пробуем сдвигать листы - не двигаются.

Вывод: Вода обладает склеивающим действием

Воздух легче воды - пузырьки

Вода способна удерживать на поверхности предметы.

Вы мне недавно задали вопрос: как растения пьют воду?

Опыт 10 «Как растения пьют воду».

Дети, как вы думаете, как растения пьют воду? (С помощью корней).

Помещаем в сосуд с водой «ствол» вырезанного из промокательной бумаги дерева и наблюдаем, как вода поднимается к «веточкам».

Вывод: так и в природе растения получают воду из почвы, поэтому их необходимо поливать.

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня с вами занимались? Что нового вы узнали о воде? Понравилось ли вам заниматься в лаборатории? Что показалось самым интересным? (Ответы детей.)

Воспитатель благодарит детей за участие в опытно-экспериментальной деятельности и вручает им значки «Юный исследователь».

Галина Анохина
«Что мы знаем о воде»

Конспект

Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по познавательно-исследовательской деятельности.

«Что мы знаем о воде»

Проводила: воспитатель Анохина Г. П. ГДОУ №93

1. Образовательная:

Вода не имеет цвета;

Не имеет формы;

Не имеет запаха;

Прозрачна;

Может растворять другие вещества;

Развивать навыки проведения лабораторных опытов:

Закрепить умение работать со стеклянной посудой.

Закрепить умение работать с растворителями, соблюдая необходимые меры безопасности.

2. Воспитательная:

Развивать социальные навыки:

Умение работать в группе

Учитывать мнение партнера

Отстаивать собственное мнение

Прививать бережное отношение к воде.

3. Развивающая:

Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Предварительная работа.

1. Беседы о воде, ее роли в жизни человека, животных и растений.

2. Проведение экспериментов с водой.

3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

4. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Разрезные картинки» и др.

5. Чтение художественной литературы, разучивание стихов, отгадывание загадок.

6. Использование мнемотаблиц, графических изображений и символов по данной теме.

7. Наблюдение за водой во время прогулок, экспериментирование с водой и песком.

Материал для экспериментов.

Прозрачная, стеклянная посуда разной формы.

Вещества, которые мы будем растворять в воде сахар, соль, краски и др.

Предметы круглой и квадратной формы на каждого ребенка.

Иллюстрации с изображением водоемов, водяных мельниц, водохранилищ.

Вос-ль: Сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Гости хотят посмотреть, как мы с вами умеем работать вместе. Я приглашаю вас в нашу детскую лабораторию. Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория? Кто там работает?

(Высказывания детей)

Вос-ль: Верно. В лаборатории работают люди, которые занимаются наукой, делают какие-то открытия…

Давайте сегодня и мы поработаем учеными, а я буду вам помогать. (надеваем халаты)

Появляется Лунтик. «Здравствуйте ребята, я прилетел к вам, что бы посмотреть, какие опыты вы здесь проводите. Вы мне их покажете?

Дети: Да, пожалуйста. Присаживайся и смотри.

Лунтик: Вот здорово! Спасибо!

Вос-ль: Послушайте стихотворение загадку:

Чтобы лился дождик с неба

Чтоб росли колосья хлеба

Чтобы плыли корабли

Чтоб варились кисели

Чтобы не было беды

Жить нельзя нам без … (воды)

Вос-ль: Вода - самое чудесное и удивительное вещество в природе.

Вот сегодня мы и продолжим исследовать свойства воды.

Я приглашаю вас к столу, на котором много разной посуды. Какая она?

Дети: Стеклянная.

Вос-ль: Как нужно обращаться со стеклянной посудой?

Дети: Бережно, не стучать, не бросать, так - как она легко бьется.

Вос-ль: Вот поэтому у нас здесь и висит предупреждающий знак.

Теперь вы можете разделиться на группы по два человека, вспомнить какие опыты мы уже проводили и повторить их самостоятельно.

1. Стаканы с водой, разноцветные полоски.

2. Стаканы с водой, стаканы с молоком и монетки.

3. Стаканы с водой, краски и кисточки.

Самостоятельная работа детей.

Вос-ль: Теперь, расскажите, пожалуйста, о каких свойствах воды вы узнали из опыта. А ты, Лунтик, слушай внимательно.

Дети: Вода не имеет цвета, она бесцветная.

Вос-ль: Это свойство воды мы обозначим такой схемой; (выставить на доске).

Вос-ль: Какой опыт проводили вы и что вы доказали?

Дети: Мы доказали, что вода прозрачная.

Вос-ль: Молодцы, это свойство воды мы обозначим вот такой схемой.

Вос-ль: А ваш опыт говорит о каком свойстве воды?

Дети: Вода может менять свой цвет.

Вос-ль: На доске выставляем схему.

Вос-ль: Мы с вами хорошо поработали, давайте поиграем.

Игра: «Дождик» (координация речи с движением)

Вдруг закрыли небо тучи (руки скрестить над головой)

Начал капать дождь колючий (движение кистями сверху вниз)

Долго дождик будет капать (прыжки на носках, руки на поясе)

Разведет повсюду слякоть (руки развести вперед и в стороны)

Грязь и лужи на дороге (присесть)

Поднимай повыше ноги (идут по кругу, высоко поднимая колени)

Вос-ль: Я опять приглашаю вас в нашу лабораторию, чтобы показать Лунтику другие свойства воды.

Возьмите стаканчики, зачерпните воду и вылейте ее на блюдце. Только лить надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет, растекается по блюдцу.

Почему вы смогли вылить воду из стакана?

Почему вода растеклась по блюдцу?

Дети: Вода выливается из стакана потому, что она жидкая.

Вос-ль: Верно. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в ручейках, реках, не текла бы из крана. Вода может течь, поэтому ее называют жидкостью. А еще вода может издавать звуки, давайте послушаем музыку воды.

Прослушивание аудиозаписи «Звуки воды»

Вос-ль: Что представили вы себе, когда слушали музыку? Какие звуки воды смогли услышать?

Ответы детей: Вода льется, плещется, журчит, течет, переливается.

Вос-ль: Продолжим нашу работу. Принесите, пожалуйста, тот поднос. Посмотрите, что на нем лежит?

Дети: Кубики и шарики.

Вос-ль: Какую они имеют форму?

Дети: Кубик квадратный, а шарик круглый.

Вос-ль: Изменят ли они свою форму, если опустить их в стакан, положить на блюдечко или на стол?

Дети: Нет, они не изменят форму.

Вос-ль: А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос проведем опыт, будем наливать воду в разные емкости (баночки, блюдца, бутылочки).

Самостоятельная работа детей.

Вос-ль: Какую форму приняла вода, когда ее налили в баночку, чашку, бутылочку?

Дети: Вода приняла форму этих предметов.

Вос-ль: Что-же показал нам опыт? Имеет ли вода свою форму?

Ответы детей: …

Вос-ль: Верно, вода не имеет своей формы, она принимает форму предметов, в которые ее налили.

Вос-ль: А теперь мы с вами поиграем в игру «Внимательные глазки»

Посмотрите вокруг и постарайтесь отыскать три бутылочки, которые я спрятала. Это необычные бутылочки. Каждая из них хранит свой запах.

А теперь посмотрите, на каждой бутылочке стоит свой номер 1,2,3.

Давайте попробуем по запаху определить, что растворено в этих бутылочках?

(1 бутылочка - просто вода, 2 бутылочка – лимон,3 – валерьянка)

(Дети поочерёдно нюхают все бутылочки).

Вос-ль: Бутылочки пахнут одинаково или отличаются по запаху?

Кто может сказать, какой запах у второй бутылочки? У третьей?

А чем же пахнет первая бутылочка?

Дети: Ничем не пахнет.

Вос-ть: Как вы думаете, что находиться в первой бутылочке?

(Дети предполагают, что там вода)

Вос-ль: Значит, мы можем сделать вывод, что вода не имеет запаха.

Ставим схему на мольберт

Лунтик: Ребята, вы молодцы. Много свойств воды знаете.

А теперь попробуйте отгадать мои загадки, а отгадки лежат у вас на столе, под салфетками.

«Белый камень в воде тает» (сахар)

«В воде родится - воды боится»

Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали загадку.

Под третьей салфеткой стаканы с чистой кипяченой водой.

Вос-ль: Попробуйте воду на вкус.

Дети: Вода не имеет вкуса.

Вос-ль: Давайте посмотрим, что будет с солью и сахаром, если их положить в воду.

Опустите в первый стаканчик сахар и размешайте его. Что случилось с ним?

Дети: Сахар исчез.

Вос-ль: Почему? Куда он делся?

Дети: Сахар растворился в воде.

Вос-ль: Попробуйте воду, какой она стала?

Дети: Она стала сладкой.

Вос-ль: Возьмите другой стаканчик и насыпьте в него ложечку соли, размешайте и попробуйте воду. Что с ней произошло?

Дети: Вода стала соленой.

Вывод: Вода растворяет другие вещества.

Выставляем на доску соответствующую схему.

Вос-ль: Вот как много опытов мы провели и много свойств воды узнали.

Вос-ль: А кто хочет рассказать Лунтику обо всех свойствах воды? Вот эти схемы помогут вам. Только не забывайте, что говорить надо громко, четко произносить звуки, правильно строить фразы. (Рассказ можно начать воспитателю)

Рассказы детей.

Вос-ль: Вода добрый друг и помощник человека. Давайте вспомним стихотворение о воде.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

Вы в пруду ее найдете,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Смею вам я доложить

Без нее нам не прожить.

Вос-ль: А еще вода успокаивает, морская вода лечит болезни кожи и горла, минеральная вода тоже лечит болезни. Поэтому воду надо беречь и охранять. Не засорять пруды и речки, всегда выключать кран.

Благодаря воде, свету и теплу на нашей планете есть жизнь.

Лунтик: Спасибо, ребята. Вы очень интересно рассказали мне о свойствах воды, а я подарю вам мыльные пузыри, чтобы вы могли изучать и другие свойства воды.

Вода является основой жизни на нашей планете. Однако что мы знаем о ней? Эту субстанцию с простой химической формулой изучать можно до бесконечности. Во всей многовековой истории существования человечества вода занимала главенствующее место. Именно поэтому, устремляясь в просторы Вселенной, ученые пытаются отыскать на других планетах источники воды, которые стали бы свидетельством биологической жизни. К сожалению, такие попытки до сих пор остаются тщетными. Несмотря на многочисленные исследования и открытия, мы так и не доказали существования других цивилизаций, которые возможно во много раз превосходят нас в своем развитии.

Вода - основа нашего существования

Редко кто из нас задается вопросом: «Что такое вода?» А ведь без нее жизнь человека просто невозможна. Наука утверждает, что шестимесячный человеческий эмбрион на 97% состоит из воды, при рождении ее количество снижается до 92%, организм

подростка содержит 80% этого вещества, во взрослом возрасте эти показатели составляют 70%, а в пожилом - всего 60%. В этом просматривается некая закономерность, которая позволяет нам приходить в этот мир молодыми и полными сил и уходить из него, дожив до глубокой старости. Можно придерживаться всевозможных диет, полностью отказаться от мяса, хлеба и молочных продуктов, но исключить из рациона воду невозможно. При сильной жажде объем воды в организме снижается на 5-8%, при этом у человека наблюдаются галлюцинации, нарушается функция глотания, расстраивается зрение и слух, наступает обморок. Более серьезный недостаток жидкости может стоить здоровья и даже жизни. Значение воды для человека настолько велико, что мы уже не представляем своей жизни без этой многофункциональной субстанции. И многие из нас воспринимают ее наличие как должное, забывая при этом бережно относиться к этому живительному и целебному источнику. Вода - это универсальный растворитель для всех питательных и минеральных веществ, а также аминокислот и витаминов. Она способна регулировать температуру нашего тела, выводить из организма продукты жизнедеятельности и различные токсические компоненты. Именно с помощью воды наши мышцы выполняют свою основную функцию - сократительную. Не зря диета спортсменов всегда содержит повышенное количество жидкости. Что такое вода в нашей обыденной жизни? Это один из основных и незаменимых продуктов питания. Каждое утро у нас начинается с чашечки ароматного кофе или свежезаваренного чая, которые без воды приготовить просто невозможно, как и большинство любимых блюд. Ученые доказали, что для сохранения здоровья человек должен в сутки потреблять до 2,5 литров жидкости - это обеспечит ему хорошее самочувствие, активизирует умственную деятельность и придаст сил.

Откуда берется вода?

Наша планета содержит около 1500 млн км 3 воды, из которых только 10% составляет пресная вода. Множество источников располагается под земной корой на различной глубине - это позволяет разделить их на подземные и

В недрах земли такие бассейны имеют форму своеобразных сосудов, которые окружены твердыми породами и содержат воду под высоким давлением. Резервуары, расположенные на глубине в несколько метров, широко используются в качестве основы для колодцев. Однако такая вода постоянно контактирует с верхним рыхлым слоем почвы, что делает ее загрязненной и не всегда пригодной для хозяйственных нужд. Ледники Антарктиды, находящиеся в Гренландии, являются огромными источниками пресной воды. Кроме этого, большую роль в нашей жизни играют атмосферные осадки, которые образовываются благодаря испарениям естественных источников. А сколько мы ежегодно получаем пресной воды из Мирового океана с помощью различных физических и химических методов? Следует отметить, что чаще всего для своих нужд человек использует воду из озер и рек. Один только Байкал чего стоит! Ведь это самое чистое и крупное природное водохранилище, расположенное на просторах России. Такие резервуары не имеют ценности и являются настойщим чудом света. Более 6000 км 3 воды находится в живых организмах, в том числе и в растениях. Таким образом, природные ресурсы воды распределяются по всей нашей планете. Человек постоянно обменивается жидкостью с природой: через пот, мочу и выделение капелек жидкости с дыханием. Однако мало кто задается вопросом: «А что будет, если такой взаимный обмен прекратится?» В этом случае наступит дегидратация - процесс Мы начнем ощущать слабость, у нас участится сердцебиение, появится одышка и головокружение. В результате этого могут наступить необратимые процессы в нервной и сердечно-сосудистой системах, которые приведут к гибели нашего организма.

Если взглянуть на Землю из космоса, можно поразиться тому, как необоснованно назвали это небесное тело. Наиболее подходящее для него название - Вода. Ведь не просто так астронавты сравнили планету с голубым шариком, так как ультрамарин способен подавлять все цвета, которые присущи земной поверхности.

Океан является праматерью всех живых организмов, и многие ученые настаивают на том, что первая жизнь могла зародиться именно в водной среде. В сравнительно небольшом и замкнутом водоеме могли накапливаться определенные органические вещества, которые попадали туда с помощью впадающих вод. Затем такие соединения концентрировались на внутренней поверхности слоистого минерала, который мог выступать катализатором реакций. Впоследствии зарождалась новая неизведанная жизнь, которую людям еще предстояло изучить. На сегодняшний день вода в природе считается наиболее распространенным веществом, поскольку более 70% общей площади земной поверхности занято естественными водоемами и только около 30% составляет суша. Вода настолько многофункциональна, что люди научились использовать ее практически во всех областях своей жизни. Все мы любим понежиться на теплом песочке возле моря и с нетерпением ждем должгожданный отпуск, чтобы снова вернуться в нежные объятия игривых и ласковых морских волн.

Классы природной воды

Вода бывает:

Пресной - 2,5%;

Соленой - 97,5%;

В виде рассолов.

Учитывая то, что примерно 75% воды находится в замороженном состоянии на полярных шапках и ледниках, под землей находится около 24% грунтовых вод, а в почве рассредоточено 0,5% влаги, получается, что самым дешевым и доступным источником воды для нас являются озера, реки и другие наземные водоемы. Страшно подумать, что они составляют только около 0,01% от мировых водных запасов. Поэтому на вопрос «что такое вода?» можно смело отвечать - это самое драгоценное сокровище нашей планеты.

Особенности воды

Химическая формула воды достаточно проста - это соединение атома кислорода с двумя Казалось бы, что может быть проще, однако нет субстанции более загадочной. Вода является единственным веществом, которое способно в природе существовать в трех агрегатных состояниях: газообразном, твердом и жидком, в зависимости от давления и температуры. Данная жидкость имеет огромное значение для возникновения и поддержания жизненных процессов на Земле, а также для формирования климата и рельефа.

Вода является самым подвижным веществом после воздуха. Она постоянно движется, совершая перемещения на очень большие расстояния. При воздействии солнечного тепла происходит с поверхности растений, почвы, рек, водоемов и морей. При этом образуется водяной пар, который собирается в облака и переносится ветром, после чего выпадает над различными материками в виде снега или дождя. Следует отметить, что вода способна отдавать тепло без заметного понижения своей температуры, тем самым регулируя климат. Молекулярная формула воды указывает, что это вещество имеет простую структуру, однако до сих пор оно считается малоисследованным, поскольку существует еще много неизученных странностей данной субстанции, которые, возможно, и способствуют поддержанию жизни на Земле.

Физические свойства воды

Вода, или является химическим веществом, имеет вид бесцветной жидкости, которая не обладает ни запахом, ни вкусом. В нормальных условиях H2O (вода) сохраняется в жидком агрегатном состоянии, в то время как аналогичные соединения водорода являются газами. Все это можно объяснить особыми характеристиками атомов, слагающих молекулы, и присутствием между ними связей.

Капля воды состоит из молекул, которые притягиваются противоположными полюсами, образуя тем самым полярные связи, разорвать которые без усилий невозможно. Каждая молекула в своем составе содержит ион водорода, который настолько мал, что может проникать сквозь оболочку отрицательного атома кислорода, находящегося в соседней молекуле. В результате этого образуется водородная связь. Схема воды показывает, что каждая молекула имеет прочную связь с четырьмя соседними молекулами, две из которых образуются атомами кислорода, а другие две - атомами водорода. Кроме этого, вода имеет высокое в этом свойстве она уступает лишь ртути. Относительная вязкость H2О обуславливается тем, что соединения водородов не дают возможности молекулам двигаться с различными скоростями. По этим же причинам вода считается отличным растворителем, поскольку каждую молекулу растворяемого вещества сразу же окружают молекулы воды, причем в большом количестве. При этом положительно заряженные молекулярные участки полярного вещества притягивают кислородные атомы, а отрицательно заряженные - водородные.

С чем вода вступает в реакцию?

Это следующие вещества:

Активные металлы (кальций, калий, натрий, барий и многое другое);

Галогены (хлор, фтор) и межгалоидные соединения;

Ангидриды неорганических и карбоновых кислот;

Активные металлорганические соединения;

Карбиды, нитриды, фосфиды, силициды, гидриды активных металлов;

Силаны, бораны;

Недокись углерода;

Фториды благородных газов.

Что происходит при нагревании?

Вода реагирует:

С магнием, железом;

С метаном, углем;

С алкилгалогенидами.

Что происходит в присутствии катализатора?

Вода реагирует:

С алкенами;

С ацетиленом;

С нитрилами;

С амидами;

С эфирами карбоновых кислот.

Плотность воды

Формула плотности воды напоминает параболу с конкретной вершиной при температуре 3,98 градусов. При таких показателях плотность этого химического вещества равна 1000 кг/м 3 . В водоеме на плотность воды влияют такие факторы, как температура, минерализация, наличие солей и давление верхних слоев. Наукой доказано, что чем выше температура, тем больше объем вещества и ниже его плотность. Таким же свойством обладает вода, однако в интервале от 0 о С до 4 о С оно не выполняется, поскольку с повышением температуры объем начинает сокращаться. Если в воде отсутствуют растворенные газы, ее возможно охладить до температуры -70 о С, при этом она не преобразуется в лед. Таким же образом можно довести эту субстанцию до температуры 150 о С и она не закипит. Несмотря на то что формула воды очень незатейлива, ее свойства уже многие тысячелетия заставляют людей преклоняться перед этой могущественной стихией.

Польза воды для здоровья

Из воды состоят все ткани человеческого организма: мышцы, кости, легкие, сердце,

почки, печень, кожа и жировая ткань. Больше всего жидкости, а именно 99%, содержит стекловидное глазное тело, а меньше всего, примерно 0,2%, зубная эмаль. Богат на содержание воды и головной мозг, поскольку без этой субстанции мы не сможем мыслить и формировать информацию. Любые биохимические реакции, происходящие в организме, могут оптимально протекать только при достаточном поступлении воды, в противном же случае в тканях и клетках будут скапливаться конечные продукты обмена веществ, которые приведут к развитию многих серьезных заболеваний. Чтобы этого избежать, необходимо соблюдать правильное потребление воды.

Роль воды в организме

Вода способствует:

Транспортировке в различные органы и ткани полезных веществ, микроэлементов и кислорода;

Выведению шлаков, токсинов и солей;

Нормализации теплообмена;

Регуляции кроветворения и артериального давления;

Смазыванию суставов и мышц.

Симптомы обезвоживания

При обезвоживании наблюдаются такие явления:

Сонливость, слабость;

Сухость во рту, одышка;

Повышение температуры, головная боль;

Нарушение логического мышления, обмороки;

Спазмы мышц;

Галлюцинации;

Притупление зрения и слуха;

Образование холестериновых бляшек, ухудшение кровотока;

Боль в суставах.

Возможные заболевания при обезвоживании и норма воды

Могут развиться следующие болезни:

Изжога, гастрит, запоры;

Образование камней в желчном пузыре;

Ожирение.

Ежедневно рекомендуется выпивать до 2,5 литров жидкости, в том числе содержащейся в жидкой пище. Если человек курит, ест мясо, употребляет алкоголь и кофе, ему следует увеличить суточную норму воды, поскольку эти наклонности способствуют усилению дегидратации. После хорошего ночного отдыха все жизненные процессы в нашем теле набирают силу, именно поэтому следует поддержать свой организм и создать для него дополнительный водный резерв. Днем, когда у нас наблюдается пик активности, принимать жидкость лучше небольшими порциями, чтобы не перегрузить внутренние системы и органы. Вечером же стоит снять все ограничения и пить столько, сколько хочется, естественно, если отсутствуют проблемы со здоровьем.

Стоит ли запивать пищу?

Суточная норма воды должна распределяться равномерно, особенно полезно выпивать немного жидкости перед едой, чтобы нормализовать обменно-очистительные процессы, а также понизить концентрацию крови и уровень холестерина. Врачи не рекомендуют запивать пищу, поскольку в этом случае желудочный сок разбавляется, и процесс переваривания пищи замедляется. Недостаток воды в организме может привести к стрессу, в результате чего в мозг будут поступать сигналы голода, хотя человек недавно ел. Вследствие этого, он будет снова кушать вместо того, чтобы пополнить запасы жидкости. В этот момент лишние питательные вещества станут откладываться в виде жира, что в будущем может негативно сказаться на общем состоянии. Выпивая ежедневно достаточное количество воды, можно подавить чувство голода и уменьшить количество потребляемых продуктов, особенно жирных. Следует отметить, что соки и чай не могут в полной мере заменить чистую воду, поскольку в них содержатся активные вещества, способные нарушить химический состав нашего организма. Газированные же напитки, состоящие из вредных химических соединений, могут спровоцировать дополнительное обезвоживание.

1. В организме животных и растениях среднее количество воды составляет более 50%.

2. В составе земной мантии содержится в 10 раз больше воды, чем в Мировом океане.

3. Средняя глубина Мирового океана составляет 3,6 км, он покрывает до 71% всей поверхности Земли и содержит около 97,6% свободных запасов воды.

4. При отсутствии на Земле выпуклостей и впадин поверхность воды поднялась бы над сушей на 3 километра.

5. Если бы растаяли все ледники, водный уровень повысился бы на 64 м, в результате чего 1/8 суши была бы затоплена.

6. имеет в среднем 35% солености, что позволяет ей замерзать при температуре -1,91 о С.

7. В некоторых случаях вода может замерзнуть при плюсовой температуре.

8. Внутри нанотрубок формула воды изменяется, ее молекулы принимают новое состояние, которое позволяет жидкости растекаться даже при нулевой температуре.

9. Вода способна отражать до 5% лучей солнца, а снег - более 85%, однако под лед может проникать только 2% дневного света.

10. Чистая океаническая вода имеет синий цвет, что объясняется избирательным его поглощением и рассеиванием.

11. С помощью водных капель, которые капают из крана, можно воспроизвести напряжение около 10 киловольт.

12. Вода является одним из немногих природных веществ, которые могут расширяться при переходе из жидкого состояния в твердое.

13. и вода могут гореть в сочетании с фтором, такие смеси в больших концентрациях становятся взрывоопасными.

В заключение

Что такое вода? Это многообразное, хотя и простейшее соединение, которое является основным строительным материалом нашей планеты. Ни один живой организм не может прожить без воды. Она источник энергии, носитель информации и настоящий кладезь здоровья. Еще наши далекие предки верили в чудодейственную силу воды и применяли ее целебные качества в лечении многих недугов. Задачей нашего поколения является сохранение этой прекрасной стихии в ее первозданном состоянии. Мы многое можем сделать, чтобы наши потомки чувствовали себя в относительной безопасности. Сохранив воду, мы сохраним жизнь на нашей чудесной и теплой планете. Люди, берегите воду! Ее не заменить даже всеми сокровищами мира. Вода - это отражение состояния нашей планеты, ее сердце и живительная сила.

Воспитание детей - дело чрезвычайно сложное и ответственное, и помимо прочего, надо рассказать им о том, почему так важно экономить потребляемые ресурсы, особенно воду. Чем раньше вы это сделаете, тем лучше. Вам в помощь - веселые эксперименты и игры с водой, которые принесут ребенку радость и удовольствие.

Для самых маленьких. С первых месяцев жизни дети окружены разнообразными игрушками, часть которых используется в ванной. Например, желтые резиновые уточки - незаменимые друзья вашего чада время вечерних водных процедур. Забавы, связанные с купанием, помогают развивать образное мышление, успокаивают, обучают. Малыш постепенно знакомится со свойствами воды, и в этом ему могут помочь такие девайсы, как «Волшебный кран». Вода в него поступает из уже наполненной ванны, поэтому на интересные опыты по переливанию в формочки не будет потрачено ни одной лишней капли.

Чтобы минимизировать так называемый экологический след вашей семьи, покупайте игрушки с эко-маркировками, гарантирующими контроль безопасности производства и продукции. Следующий критерий экологичности игрушки - максимальный срок службы и пригодность для вторичной переработки. Важно, из чего игрушка сделана. Изготовление всех видов пластмассы и искусственных материалов требует громадного количества воды. Например, на то, чтобы сделать литровую пластиковую бутылку, уходит целых 7 литров драгоценной влаги! Поэтому самые «экологичные» игрушки сделаны из дерева, натурального каучука, льна, шерсти, хлопка.

Кстати, существуют и эко-альтернативы конкретным игрушкам, без которых современные дети уже не хотят обходиться, например, деревянные конструкторы типа Lego. Они приятнее на ощупь и гипоаллергенны. Кстати, фирма Lego и сама задумывается о том, как снизить свое негативное влияние на окружающую среду. В этом году бренд инвестировал 1 млн. долларов в разработки нового, более экологичного материала для производства деталей.

Для ребят постарше. Конечно, нужно объяснять детям, почему и как нужно экономить воду, но наглядный пример гораздо эффективнее слов. Например, чтобы показать, сколько воды утекает зря во время чистки зубов, подставляйте под открытый кран ведерко. Тогда ребенок сам убедится в том, что за полторы минуты в канализацию утекает до 10 литров. Приучите дочку или сына не только вовремя выключать воду, но и пользоваться стаканчиком для полоскания рта. Эта емкость может быть любого цвета и формы - постарайтесь выбрать что-нибудь повеселее.

Поиграйте с детьми в детективов: попробуйте вместе с ними обнаружить протечки в ванной. Чтобы выяснить, не течет ли сливной бачок унитаза, добавьте в воду пищевой краситель. Расскажите, почему нужно следить за состоянием сантехники.

Также старайтесь свести к минимуму потребление вещей. Кукол, машинки, кубики, с которыми больше никто не играет, и старую одежду передавайте знакомым, приютам, сэконд-хэндам. Объясните, что если этого не сделать, то пластиковые пупсы, формочки и другие игрушки превратятся в опасный мусор, загрязняющий водоемы.

Не стоит думать, что аквариумные рыбки или черепашки - существа в хозяйстве бесполезные, как выразилась бы героиня мультфильма про Простоквашино. Во-первых, для ребенка любое домашнее животное сродни все понимающему волшебному другу. А во-вторых, с помощью аквариума детей можно приучить заботиться о природе, сохранять ее в чистоте, а также наглядно продемонстрировать круговорот веществ в природе и работу биологических механизмов, ведь остатки жизнедеятельности рыб съедаются улитками.

Чтобы показать, как важна вода в нашей жизни, дома можно устроить мини-ферму с системой выращивания зелени - на гидропонной основе (без использования земли) или традиционным методом. Кстати, в продаже есть устройство под названием Aqua Farm, которое совмещает аквакультуру (выращивание рыб в резервуарах) и гидропонику. Рыбка поставляет растениям удобрения, а те очищают воду.

При помощи подручных средств можно объяснить, что вода - не только средство для утоления жажды и для гигиены. Например, из бутылки с водой можно сделать лампочку в хижине или в палатке. Именно так желают нуждающиеся в электричестве жители бедных стран.

Для школьников. В наши дни о бережном отношении к природе можно узнать и при помощи компьютерных и приложений. Следите за тем, какие передачи ваши дети смотрят, какие книжки листают, что загружают из Сети, и предлагайте попробовать новое. Есть и занятия для всей семьи, такие как придуманная в Петербурге настольная игра EcoLogic - этакая «Монополия», но с экологическим подтекстом: выигрыш в ней предполагается только в случае правильного баланса, за которым нужно следить постоянно. Таким образом, сам принцип игры доказывает, что сохранять окружающую среду - выгодно для всех, в первую очередь для нас самих.

Во многих школах ученикам рассказывают об экологии и экономии воды, однако такие уроки лучше дополнять интерактивом и яркими впечатлениями. В Петербурге непременно стоит отвести ребенка в , где его ждут занимательные опыты с водой, рассказ об обитателях Балтийского моря, викторины и познавательные фильмы. А еще - смотрите вместе мультипликационные ролики, в которых рассказывает все, что нужно знать о воде в природе и в быту.