Рабочая программа в доу 1 младшая группа. Подъем, воздушные и водные процедуры игры

Изменения в Российском образовании побуждают педагогов искать новые подходы к реализации задач дошкольного образования. Изменения коснулись не только программных документов, но и, главным образом, деятельности педагогов с детьми. Известно, что первым шагом к деятельности должно стать планирование. От того, насколько качественно планирование, в большой мере зависит эффективность педагогического процесса.

Существуют готовые перспективные и календарные планы к некоторым примерным программам дошкольного образования. Однако, стоит обратить внимание на тот факт, что такие планы иногда не учитывают ряд важных моментов: актуальную ситуацию развития детей, особенности группы детей, реализуемые технологии, региональный компонент, вариативную часть образовательной программы, а также не всегда позволяют реализовать такие требования ФГОС ДО, как учет интересов ребенка, поддержку его инициативы и становление ребенка как субъекта своего образования. Наши конспекты по планированию соответствуют ФГОС ДО, но:

готовые планы лишь частично могут быть использованы для разработки собственных планов педагогов. Скачивая план, стоит подробно прочитать его и изменить в соответствии со своими детками, их интересами и способностями.

От того, насколько продуманно, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность реализации образовательных областей в целом.

Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательного процесса на учебный год с определением задач и содержания на каждый месяц. Основой его является основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения. Перспективный план составляется педагогами каждой возрастной группы на месяц, квартал, полгода или год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида).

Перспективный план разрабатывается воспитателями и специалистами самостоятельно на один учебный год и осуществляется на основе учебного плана, утвержденного заведующим. Перспективное планирование непосредственной образовательной деятельности (НОД) составляется для каждой возрастной группы с учетом комплексно-тематического планирования .

Перспективный план включает (в зависимости от программы ДОУ):

Сроки реализации;
образовательные области (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие; физическое развитие);
цели и задачи (на месяц);
виды детской деятельности,
используемую литературу и методические пособия,
работа с родителями на учебный год (родительские собрания и консультации);
на начало каждого месяца определяется: комплексы утренней гимнастики, комплекс гимнастики после сна, работа с родителями и детьми на месяц (индивидуальные и групповые консультации, групповые и общесадовые родительские собрания, информационные стенды, папки-передвижки, памятки, конкурсы, выставки, семинары, музыкальные и спортивные мероприятия, дни открытых дверей, и т.д.).

Срок хранения календарно-тематического и перспективного плана 5 лет.

Конспекты перспективных планов на год

1.

Конспект включает в себя:

  • Режим и режимные процессы (адаптация ребенка, физкультурно-оздоровительные работы, организация дневного сна)
  • Занятия
  • Самостоятельная игровая деятельность
  • Работа с родителями, темы консультаций и бесед.
  • Комплекс утренней гимнастики на каждый месяц.
  • Игры-занятия по дням.

2.

Автор Лямина Алевтина Ивановна. Методическая работа и перспективное планирование в 1 младшей группе на учебный год.docx>>

3.

Конспекты перспективного планирования занятий на год по месяцам

Одна неделя - одна общая тема. В каждой неделе выделены занятия по сферам: познание, коммуникация, художественная литература, рисование, лепка, конструирование.

Планирование по программе "От рождения до школы"

Разработки по программе "От рождения до школы" Н. Е. Вераксы, Васильевой М. А., Комаровой Т. С. для 1-ой младшей группы на весь учебный год, разбит по неделям, дана тема, задачи, познавательная, художественная, игровая, трудовая и другие деятельности. Автор Костикова Наталия Петровна. Перспективное планирование в первой младшей группе на учебный год (pdf файл)>>

Еще один конспект планирования по программе "От рождения до школы". Рабочая программа составлена по образовательным областям: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (ФГОС ДО). Воспитатель Сухих Наталья Сергеевна. Скачать конспект >>

Перспективное планирование в 1 младшей группе по программе "Радуга"

Воспитатель Осовская Наталья Александровна. Скачать планы по "Радуге" >>

Перспективное планирование первой младшей группы на основе примерной образовательной программы по ФГОС "Детство"

Конспект 5 недель

Планирование занятий и режимных моментов для первой младшей группы по 5-ти недельным циклам в соответствии с 5 образовательными областями. Это социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое. Конспекты с середины сентября по середину октября.

Настоящая рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой). Данная рабочая программа разработана в связи с внедрением ФГОС в образовательный процесс ДОУ.

Срок реализации Программы - 1 год (2015-2016 учебный год).

Задачи рабочей программы:

1. Способствовать адаптации детей.

2. Способствовать укреплению их здоровья.

3. Создать условия для психологического благополучия, физической готовности, здоровья воспитанников путём внедрения здоровьесберегающих технологий и проектного метода обучения.

Методики проведения непосредственной образовательной деятельности по разным видам построены таким образом, что программные задачи могут быть реализованы на различном материале. Знания, умения и навыки, полученные детьми, рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности ребенка.

Форма организации НОД как групповые, так и по подгруппам. При организации педагогического процесса осуществляется оптимальный отбор методов, средств, форм обучения. В практической деятельности применяются исследовательские и опытно-экспериментальные методы, позволяющие анализировать и прогнозировать педагогический процесс.

Работа с детьми организуется в следующих формах:

  • Непосредственно образовательная деятельность. Специально организованная образовательная деятельность педагога с детьми.
  • Совместная деятельность. Деятельность педагога с детьми, включающие совместные игры, творческие, спортивные мероприятия на территории дошкольного учреждения.
  • Самостоятельная деятельность дошкольников. Педагоги создают условия для игровой, художественно-эстетической и физкультурной еще деятельности по интересам и желанию детей.

Во все виды НОД включаются пальчиковые упражнения с целью развития мелкой моторики пальцев рук, игры на развитие психических процессов, ориентировки в пространстве, эмоционально-волевой сферы. Физкультурные минутки проводятся с целью смены деятельности физической нагрузки на группы мышц с музыкальным сопровождением и без него.

Рабочая программа 1 младшей группы ДОУ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Липка» села Ильино Липецкого муниципального района

ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:

на заседании Заведующий МБДОУ

Педагогического совета МБДОУ _________ Т.Н. Коротаева

Протокол № _________ (подпись)

от «___» __________20 ____г. от «___»__________ 20____г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА «ЛИПКА» СЕЛА ИЛЬИНО ЛИПЕЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

Воспитатели:

Королькова Н.Д.

Стюфляева Е.В.


Структура образовательной программы:

I. Целевой раздел образовательной Программы.

1. Пояснительная записка. …………………………………………………………………………….4 стр.

1.1.Цели реализации Программы………………………………………………………….…….5 стр.

1.2.Принципы и подходы к формированию Программы……………………………………………………………….6 стр.

1.3.Значимые для разработки и реализации Программы характеристики…………………………………………………………..…8 стр.

1.3.2.Особенности развития детей (возрастные особенности детей)……………………………………………………………………..…8 стр.

2. Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками

Программы…………………………………….…………………… 9 стр.

2.1. Планируемые результаты освоения Программы (обязательная часть)………………………………………………………………………….. 9 стр.

2.2. Планируемые результаты освоения Программы (часть, формируемая

участниками образовательных отношений). …………………………………………………………………………. 11 стр.

II . Содержательный раздел.

1. Образовательная деятельность в соответствии с направлением развития ребенка…………………………………………………………………………13 стр.

1.1.Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие»…………………………………………………………..…………..16 стр.

1.2.Образовательная область «Познавательное развитие»………………………………………………………… ………….19 стр.

1.3.Образовательная область «Речевое развитие»……………………………………………………………………...22 стр.

1.4.Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»……………………………………………………………………...25 стр.

1.5.Образовательная область «Физическое развитие»………………………………………………………………………31 стр.

2. Описание познавательных форм, способов, методов и средств реализации

Программы……………………………………………………………....36 стр.

2.1.Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик………………………………………………………………………..43 стр.

2.2.Способы и направления поддержки детской инициативы…………………………………………………………………49 стр.

2.3.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями

воспитанников…………………………………………………………51 стр.

3.Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития детей)…………………………………………………………………………55 стр.

4.Часть, формируемая участниками образовательных отношений…………………………………………………………….……..58 стр.

III . Организационный раздел

5.Организация режима пребывания детей в ДОУ………………………………………………………………………...61 стр.

6.Режим непосредственно образовательной деятельности воспитанников……………………………………………………..………62 стр.

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1. Пояснительная записка

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Липка» села Ильино Липецкого муниципального района (далее- Программа), разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155), с учетом проекта примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой и др. (на переходный период до утверждения Примерной основной образовательной программы дошкольного образования) и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

При разработке Программы учитывались следующие нормативные документы:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»

4. «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от 30 июля 2013 года);

Программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и образования детей (далее – образовательные области):

1. Социально - коммуникативное развитие

2. Познавательное развитие.

3. Речевое развитие.

4. Художественно – эстетическое развитие.

5. Физическое развитие.

Игровая деятельность (включая сюжетно- ролевую игру, как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры);

Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

Познавательно – исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними; восприятие художественной литературы и фольклора);

Трудовая (в помещении и на улице);

Конструктивная (конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал);

Изобразительная (рисование, лепка, аппликация);

Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально – ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);

Двигательная (овладение основными движениями) активность ребенка.

1.1.Цели и задачи Программы

Цель реализации Программы – создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, социального статуса, психофизиологических и других способностей (в том числе, ограниченных возможностей здоровья);

Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы и организационных форм дошкольного образования с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

Программа сформирована на основе требований ФГОС ДО, предъявляемых к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему и определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.

Программа сформирована как программа психолого педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

Содержание Программы выстроено в соответствии с актуальными интересами современных дошкольников и направлено на их взаимодействие с разными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой родным языком миром природы, предметным и социальным миром, игровой, гигиенической, бытовой и двигательной культурой. Такое широкое культурно-образовательное содержание становится основой для развития познавательных и творческих способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов детей на разных степенях дошкольного детства.

Основными принципами формирования Программы являются:

принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка;

принцип научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);

принцип полноты необходимости и достаточности (поставленные цели и задачи решаются только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному минимуму);

принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

При разработке программы учитывались следующие основные принципы (ФГОС ДО п.1.2.) :

Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

Личностно-развивающей и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей;

Уважение личности ребенка;

Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Основные принципы дошкольного образования (ФГОС ДО п.1.4.):

Полноценное проживание ребенка всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования;

Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

Сотрудничество ДОУ с семьей;

Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

Учет этнокультурной ситуации развития детей.

Базовые идеи Программы:

Идея о развитии ребенка как субъекта детской деятельности;

Идея о феноменологии современного дошкольного детства;

Идея о целостности развития ребенка в условиях эмоционально насыщенного, интересного, познавательного, дающего возможность активно действовать и творить, образовательным процессом;

Идея о педагогическом сопровождении ребенка как совокупности условий, ситуаций выбора, стимулирующих развитие детской субъективности и ее проявлений – инициатив, творчества, интересов, самостоятельной деятельности.

Реализация Программы осуществляется на русском языке – государственном языке Российской Федерации.

1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

1.3.2 Особенности развития детей (возрастные особенности детей)

Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяет ход её развития на последующих этапах жизненного пути человека.

Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации осуществления образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы).

2.Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками Программы.

2.1Планируемые результаты освоения Программы (обязательная часть)

Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья).

Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Настоящие требования являются ориентирами для:

а) построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации;

б) решения задач: формирования программы; анализа профессиональной деятельности; взаимодействия с семьями;

в) изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:

ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства; у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

2.2. Планируемые результаты освоения Программы

(часть, формируемая участниками образовательных отношений)

а) - ребенок проявляет положительное эмоциональное отношение к миру природы, который выражается в любви к родной природе, умении видеть ее красоту и своеобразие, интересе к ее познанию, ориентировке в живой и неживой природе региона, местных экологических проблемах, гуманном отношении к ее объектам, желании заботиться о них;

Ребенок должен знать о важности занятий гимнастикой и физкультурой; о пользе закаливания; о ценности своего здоровья; об основных функциях организма; об основных витаминах в продуктах питания; о некоторых внешних признаках здоровья и болезни, о путях передачи инфекций;

Уметь выбирать полезные продукты, богатые витаминами; проводить закаливающие процедуры (старший дошкольный возраст); правильно пользоваться личными вещами; вовремя и правильно мыть руки;

пользоваться телефоном при вызове скорой помощи, полиции, пожарной машины (старший дошкольный возраст),

Развит интерес к различным видам спорта; - осознанное отношение к здоровому образу жизни. б) - практическое овладение нормами речи, формирование словаря; - правильное употребление слова в точном соответствии со смыслом; - интонационно выразительная речь, грамматически правильный строй речи, связная речь; - умеет поддерживать беседу; - правильная диалогическая форма речи; -развита монологическая форма речи. - умеет связно, последовательно и выразительно пересказать небольшие сказки, рассказы.

Региональный компонент

Ребенок имеет первичные представления о своей семье, родном городе Липецке (ближайшем социуме), природе Липецкой области, истории родного края, о людях, прославивших Липецкую землю. Может рассказать о своем родном селе (деревне), назвать его, знает государственную символику Липецкого района, Липецкой области. Имеет представление о карте родного края.

Проявляет интерес к народному творчеству, узнает и называет изделия народного промысла Липецкой области.

Знает представителей растительного и животного мира Липецкой области, имеющиеся на территории заповедники.

Имеет первичные представления о правилах поведения дома, на улице, в транспорте, знает правила обращения с опасными предметами, элементарные правила поведения на дороге, в лесу, парке.

II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

1.Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребёнка.

Содержание Программы выстроено в соответствии с актуальными интересами современных дошкольников и направлено на их взаимодействие с разными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, миром природы, предметным и социальным миром, игровой, гигиенической, бытовой и двигательной культурой. Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее- образовательные области):

- социально- коммуникативное развитие

- познавательное развитие

- речевое развитие

- художественно – эстетическое развитие

- физическое развитие

Конкретное содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка (ФГОС ДО п.2.7.)

1.1.Образовательная область

«Социально-коммуникативное развитие».

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Основные направления реализации образовательной области:\

1. Развитие игровой деятельности.

2. Трудовое воспитание.

3. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

4. Патриотическое воспитание детей.

При построении педагогического процесса основное образовательное содержание Программы педагоги осуществляют в повседневной жизни, в совместной с детьми деятельности, путем интеграции естественных для дошкольников видов деятельности, главным из которых является игра. Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками.

ОПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Развитие игровой деятельности

1 младшая группа (2-3 года)

Сюжетно- отобразительные и сюжетно- ролевые игры. Режиссерские игры. Дидактические игры.

Задачи работы с детьми.

Создавать условия и помогать организовывать игровую деятельность на основе целеноправленного игрового действия с игрушками и воспитателем.

Подводить детей к пониманию роли в игре.

Формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью.

Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием.

Побуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем (кукла).

Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре персонажами_ игрушками.

Обогащать в играх с дидактическим материалом чувственный опыт детей.

Проводить дидактические игры на развитие психических процессов у ребенка.

Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками в игре и в общении.

Задачи развития игровой деятельности.

Развивать все компоненты детской игры (обогащать тематику и виды игр, игровые действия, сюжеты, умения устанавливать ролевые отношения, создавать игровую обстановку, используя для этого реальные предметы и их заменители, действовать в реальной и воображаемой игровых ситуациях).

Формировать умение следовать игровым правилам в дидактических, подвижных, развивающих играх.

Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, обогащать способы их игрового взаимодействия

Трудовое воспитание.

Патриотическое воспитание детей.

1 младшая группа (2-3 года)

1.Способствовать благоприятной адаптации детей в детском саду, поддерживать эмоционально-положительное состояние детей.

2.Развивать игровой опыт каждого ребенка, помогая детям отражать в игре представления об окружающей действительности.

3.Поддерживать доброжелательные взаимоотношения детей, развивать эмоциональную отзывчивость, привл

екать к конкретным действиям помощи, заботы, участия (пожалеть, помочь, ласково обратиться).

4.Формировать элементарные представления о людях (взрослые, дети), об их внешнем виде, действиях, одежде, о некоторых ярко выраженных эмоциональных состояниях (радость, веселье, слезы), о семье и детском саде.

5.Способствовать становлению первичных представлений ребенка о себе, о своем

возрасте, поле, о родителях и членах семьи. Развивать самостоятельность, уверенность,

ориентацию на одобряемое взрослым поведение

Люди (взрослые и дети).

Узнавание имен мальчиков и девочек в группе. Определение детьми особенностей внешнего вида мальчиков и девочек, их одежду, прически, предпочитаемые игрушки. Отличие взрослых и детей в жизни и на картинках. Показ и называние основных частей тела и лица человека, его действия. Различение и называние

действий взрослых.

Определение ярко выраженных эмоциональных состояний, которые воспитатель

называет словом и подчеркнуто демонстрирует мимикой, жестами, интонацией голоса.

Повторение за воспитателем слов, обозначающих эмоциональное состояние, узнавание на

картинках. Семья. Рассматривание картинок, изображающих семью -детей и родителей.

Узнавание членов семьи, название их, понимание заботы родителей о детях

Детский сад.

Узнавание своей группы, воспитателей. Ориентация в помещении группы. Понимание правила «можно», «нельзя». По показу и напоминанию взрослого здороваются, прощаются, говорят «спасибо», «пожалуйста». Проявление внимание к словам и указаниям воспитателя, действуют по его примеру и пока

зу. Участие вместе с воспитателем и детьми в общих подвижных, музыкальных, сюжетных и хороводных

Труд.

Представление о простых предметах своей одежды (названия), назначении их, способах надевания (колготок, маечек, футболок, штанишек).

Наблюдение за процессами труда взрослых по обслуживанию детей, что расширяет их

кругозор. Называние определенных действий, которые взрослый помогает ребенку выстроить в определенной последовательности.

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Задачи образовательной деятельности.

1. Формировать представлений детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе и способах безопасного поведения; о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

2. Формировать умения самостоятельного безопасного поведения в повседневной жизни на основе правил безопасного поведения.

Обогащение представлений о разнообразии источников и причин опасности в быту, на улице, в природе, о типичных ошибках, в ситуациях опасных для жизни и здоровья (пожар, мороз, гроза, жаркое солнце, купание в незнакомом водоеме, переход по льду, контакты с бездомными животными и пр.). Представления о последствиях неосторожных действий (ушиб, обморожение, ожог, укус и пр.). Освоение правил поведения на улице, при переходе проезжей части дороги. Знание сигналов светофора, указателей перехода

улицы, остановок транспорта. Правила поведения с незнакомыми людьми: вступать в

общение только в присутствии и разрешении родителей, не принимать угощения, подарки от незнакомых людей без согласия родителей, не открывать дверь чужим людям и пр.

«Социально-коммуникативное развитие».

СЕНТЯБРЬ

«Я в детском саду».


«Веселые зайчата».



«Мишка топтыжка».



«Мишка знакомится с ребятами».





«Мне хорошо в кругу своих друзей».

Т.И.Бабаева,Т.А.Березина, Л.С.Римашевская. «Социализация».


«Наш веселый поезд».



«Мишка приносит подарки».







«Мальчики и девочки».

Т.И.Бабаева,Т.А.Березина, Л.С.Римашевская. «Социализация».


«Мы друзья».



«Что случилось».



«Мы помошники».





«Мы все делаем вместе».

Т.И.Бабаева,Т.А.Березина, Л.С.Римашевская. «Социализация».


«Образы зверей и птиц».



«Состояние природы».



«Мы гуляем с игрушками».





«Какой я?»

Т.И.Бабаева,Т.А.Березина, Л.С.Римашевская. «Социализация».


«Какие мы?»



«Кто быстрее себя найдет».





«Мы все делаем вместе».

Т.И.Бабаева,Т.А.Березина, Л.С.Римашевская. «Социализация».






«Мой детский сад».





«Мы проявляем заботу и внимание».

Т.И.Бабаева,Т.А.Березина, Л.С.Римашевская. «Социализация».


«Моя семья».



«Дети и взрослые».



«Эмоциональные состояния».





«Мы учимся понимать друг друга».

Т.И.Бабаева,Т.А.Березина, Л.С.Римашевская. «Социализация».


«Моя семья».



«Мальчики и девочки».



«Мне хорошо в кругу друзей».





«Дети и взрослые».

Т.И.Бабаева,Т.А.Березина, Л.С.Римашевская. «Социализация».


«Мы приходим на помощь».



«Кукла Маша пришла в гости».



«Детский сад».


Акулова О.В., Солнцева О.В. Образовательная область «Социализация. Игра».

Методический комплект программы «Детство». –СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.

Бабаева Т.И.. Березина Т.А., Римашевская Л.С. Образовательная область

«Социализация». Методический комплект программы «Детство». –СПб: ДЕТСТВО-

ПРЕСС, 2012.

Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. «Азбука общения». –

СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.

Крулехт М.В., Крулехт А.А. Образовательная область «Труд». Методический

комплект программы «Детство». –СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.

Гарнышева Т.П. Как научить детей ПДД? -СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010

Данилова Т.И. «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам

дорожного движения. –СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009

Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребёнка-дошкольника: пособие для

педагогов дошкольных учреждений. –М.: ВЛАДОС, 2004

Хабибуллина Е.Я. «Дорожная азбука в детском саду» СПб.ДЕТСТВО-ПРЕСС 2011г.

Шаламова Е.И. Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления

детей старшего дошкольного возраста с профессиями.-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013

1.2. Образовательная область

«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Сенсорное развитие;

Развитие познавательно исследовательской деятельности;

Формирование элементарных математических представлений;

Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве,

представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках;

Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов

СЕНТЯБРЬ

ТЕМА

« В гости к детям»

Н.А.Карпухина

«Праздник у ребят»

Н.А.Карпухина

«Ладушки ладушки»

Н.А.Карпухина

«Кукла гуляет»

Н.А.Карпухина

ОКТЯБРЬ

«Дорожка к зайкиной избушке»

Н.А.Карпухина

«Птички хотят пить»

Н.А.Карпухина

«Петушок – петушок»

Н.А.Карпухина

«Чудесный мешочек»

Н.А.Карпухина

НОЯБРЬ

«Кто в домике живет»

Н.А.Карпухина

«Моя улица»

Н.А.Карпухина

«Комната для Кати»

Н.А.Карпухина

«Большая и маленькая»

Н.А.Карпухина

ДЕКАБРЬ

«Моя мама»

Н.А.Карпухина

«Белоснежные комочки»

Н.А.Карпухина

«Игрушки по местам»

Н.А.Карпухина

«Игрушки для Мишутки»

Н.А.Карпухина

ЯНВАРЬ

«Где мы живем»

Н.А.Карпухина

«Летят снежинки»

Н.А.Карпухина

«Маленькая елочка»

Н.А.Карпухина

ФЕВРАЛЬ

«Кто нас лечит»

Н.А.Карпухина

«Куколке холодно»

Н.А.Карпухина

«Где живут звери»

Н.А.Карпухина

«На чем поедешь»

Н.А.Крпухина

МАРТ

«Мамин праздник»

Н.А.Карпухина

«Почему снег тает»

Н.А.Карпухина

«Что весна нам принесла»

Н.А.Карпухина

«Где моя мама»

Н.А.Карпухина

АПРЕЛЬ

«Наш любимый детский сад»

Н.А.Карпухина

«Смотрит солнышко в окошко»

Н.А.Карпухина

«Желтые пушистые»

Н.А.Карпухина

МАЙ

Проводим занятия на закрепление знаний детей.

Методическое обеспечение образовательной области.

Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей

дошкольного возраста/ Л.Н. Коротовских.-СПб, Детство-Пресс, 2013

Логика и математика для дошкольников / Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая –СПб, Детство-Пресс, 2002

Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» Перспективный план работы по

формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. СПб.: ДЕТСТВО

ПРЕСС, 2012

Михайлова З.А., Полякова М.Н. Образовательная область «Познание» СПб.: ДЕТСТВО-

ПРЕСС. 2013

Математика от трех до семи/ З.А. Михайлова, Э.Н Иоффе. –СПб., Детство-Пресс, 2000.

Михайлова З.А. Математика от трех до семи. СПб, «Детство-Пресс», 2001

Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н. Математика –это интересно. СПб, «Детство-Пресс», 2011

Дыбина О.Б. Из чего сделаны предметы -М., ТЦ Сфера, 2010.

Дыбина О.Б. Что было до... Игры-путешествия в прошлое предметов. -М., 2010.

Дыбина О.Б. неизведанное рядом. -М., 2010.

Петрова И.М. «Театр на столе» (ручной труд) С.П. «ДетствоПресс» 2003

Михайлова З.Л. Игровые задачи для дошкольников–СПб.: Детство-Пресс, 2000.

Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство» / Т.И.

Бабаева, М.В. Крулехт, З.А. Михайлова. –СПб.: Детство-

Пресс, 2008.

Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Программа и конспекты

занятий. М.,200

Е.Н. Лебеденко «Формирование представлений о времени у дошкольников» С-Пб., «Детство», 2003 г.

А.А. Смоленцева «Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей» С-

Пб., Детство-Пресс,2004

Педагогика нового времени.Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада Н.А.Карпухина. Ворнеж 2007

1.3. Образовательная область «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

надостижение целей овладения конструктивными способами и средствами

взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи

Диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Основные направления работы по речевому развитию детей

Развитие словаря

Воспитание звуковой культуры речи.

Формирование грамматического строя речи

Развитие связной речи

Формирование элементарного осознания явлений языка и речи.

Воспитание любви и интереса к художественному слову.

1 младшая группа (2-3 года)

Задачи образовательной деятельности.

1.Воспитывать у детей интерес к общению со взрослыми и сверстниками.

2. Обучать детей вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства и элементарные этикетные формулы общения.

3. Развивать желание детей активно включаться в речевого взаимодействие, направленное на развитие умения понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.

4. Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов-названий предметов, объектов,

их действий или действий с ними, некоторых ярко выраженных частей, свойств предмета (цвет, форма, размер, характер поверхности).

Связная речь .

Понимание обращенной речи, сначала с опорой на наглядность, а постепенно и без нее. Реагирование на обращение, используя доступные речевые средства, ответы на вопросы воспитателя используя фразовую речь или форму простого предложения. Отнесение к себе речивзрослого, обращенной к группе детей, понимать ее содержания. Инициативная связная разговорная речь как средство общения и познания окружающего мира. Переход ребенка от однословной, фразовой речи к использованию в речи

предложений разных типов, отражающих связи и зависимости объектов.

В словарь входят:

Названия предметов и действий с предметами, некоторых особенностей предметов;

Названия некоторых трудовых действий и собственных действий;

Имена близких людей, имена детей группы;

Обозначения личностных качеств, особенностей внешности окружающих ребенка взрослых и сверстников.

Грамматическая правильность речи.

Освоение большинства основных грамматических категорий: окончаний слов; уменьшительно

Ласкательных суффиксов; явление словотворчества. Проявление способности выражать свои мысли посредством трех-четырехсловных предложений. Самостоятельная речь детей.

Звуковая культура речи .

Развитие звуковой культуры речи включает в себя три основных раздела:

В звукопроизношении для детей характерна общая смягченность речи.

В двухлетнем возрасте такое несовершенство произношения еще не требует специальной коррекции.

Для его успешного преодоления и предупреждения возможного нарушения звукопроизношения требуется активная профилактическая работа по укреплению мышц органов артикуляционного аппарата: губ, языка, щек.

В словопроизношение ребенок пытается произнести все слова, которые необходимы для

выражения его мысли. В использовании разных по сложности слов наблюдается устойчивое воспроизведение ритма слова.Преодоление явления пропуска слогов в словах по образцу взрослого.

Выразительность речи через сопровождение жестами, мимикой, пантомимикой (движениями). Выражение своего отношения к предмету разговора при помощи разнообразных вербальных средств.

Проявление эмоциональной непроизвольной выразительности речи ребенка.

МКДОУ д/с «Гармония» СП дс №1 Составитель: Воспитатель 1 кв. к. Манасян А. В. Нижний Тагил 2015

Пояснительная записка

Рабочая программа 1 младшей группы разработана в соответствии с Основной образовательной программой Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Гармония» структурного подразделения детского сада № 1 г. Нижний Тагил: инвариантная часть учебного плана воспитательно-образовательной работы составлена в соответствии с примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т С. Комаровой, М.А. Васильевой 2010-2011 года и обеспечивает обязательный объем знаний, умений, навыков детей дошкольного возраста. Парциальная программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под редакцией Авдеевой Н.Н., Князевой Н.Л., Стеркиной Р.Б.

Рабочая программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и образовательных потребностей и запросов воспитанников и их родителей (законных представителей) . Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса в ДОУ.

Рабочая программа разработана в соответствии:

С международными правовыми актами:

Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20. 11. 1989, вступила в силу для СССР от 15. 09. 1990) ;

Декларация прав ребенка (провозглашена резолюцией 1286 Генеральной Ассамблеи ООН от 20. 11. 1959)

Законами РФ и документами Правительства РФ:

Конституция РФ ст. 7, 14, 17, 26, 38, 43, 68

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29. 12. 2012;

«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24. 07. 1998 (с изм. и доп.) ;

«Национальная доктрина образования» (одобрена постановлением Правительства РФ от 30. 06. 2000 г.) ;

Документами Федеральных служб:

«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4. 1. 3049-13» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013 № 26) ;

Нормативно-правовыми документами Минобразования России:

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30. 08. 2013 г. № 1014

«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» ;

Приказ Минобрнауки России от 17. 10. 2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Цель Программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии, обеспечение равных стартовых возможностей для детей с ограниченными возможностями здоровья, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства.

Приобщить детей к нормам, традициям семьи, общества, государства.

Формировать общую культуру личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развивать их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества, инициативность, самостоятельность и ответственность ребенка, формировать предпосылки учебной деятельности.

Объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и ценностей принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослым миром.

Формировать познавательные интересы и действие ребенка в различных видах деятельности.

Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании дошкольного периода детства. Приоритетной деятельностью ДОУ в группах для детей раннего возраста является обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в учреждениях начального общего образования (Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования) .

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. При разработке Программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.) .

Возрастные особенности детей первой младшей группы (от 2 до 3 лет)

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с условием культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребёнка.

В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребёнку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трём годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре с взрослыми используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1 000 – 1 500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближёнными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребёнок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от неё линий.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенное. Её особенность заключается в том, что возникающее в жизни ребёнка проблемные ситуации разрешаются путём реального действия с предметами.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи.

У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

Особенности развития детей раннего возраста: