Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
В соответствии с частью 6 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4257, ст. 4263), подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776) и пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 3, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5096), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - Стандарт).
2. Установить, что:
Стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года; обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2016 г. для обучения по адаптированным образовательным программам, осуществляется по ним до завершения обучения.
Д.В. Ливанов |
Установлен федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Стандарт содержит требования к структуре адаптированной общеобразовательной программы, условиям ее реализации и результатам освоения.
Стандарт предусматривает возможность создания дифференцированных образовательных программ с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся. На основе стандарта могут разрабатываться до 4 вариантов образовательных программ исходя из степени выраженности нарушений в развитии. Предусмотрена возможность перехода школьника с ограниченными возможностями здоровья с одного варианта на другой.
Учебный план включает обязательные предметные области и коррекционно-развивающую область.
Срок освоения общеобразовательной программы составляет от 4 до 6 лет.
Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья возможно как с другими учащимися, так и в отдельных классах, группах или организациях. Допускается использование сетевой формы.
Стандарт содержит дифференцированные требования к кадровому и материально-техническому обеспечению обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Уважаемые родители!
С 01.09.2016 года вступают в силу федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее по тексту ФГОС ОВЗ и УО).
ФГОС ОВЗ и УО представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее - АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
ФГОС ОВЗ и УО применяется только в отношении учащихся, зачисленных на обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам (далее по тексту АООП) после 1 сентября 2016 года. Остальные учащиеся, перешедшие на обучение по АООП до 1 сентября 2016 года продолжают обучение по ним до завершения обучения.
ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ,
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Основные цели введения стандартов:
Введение в образовательное пространство всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем;
Оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучатся в условиях массовой школы;
Развитие жизненного опыта, выделение взаимодополняющих компонентов: «академический» и «жизненной компетенции».
Основополагающие документы и методические рекомендации по введению ФГОС ОВЗ:
В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, не зависимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития), способности к освоению образовательных программ имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям.
Детям с ограниченными возможностями здоровья их временные (или постоянные) отклонения в физическом и (или) психическом развитии препятствуют освоению образовательных программ, поэтому эта категория обучающихся нуждается в создании специальных условий обучения и воспитания.
Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения: так, немота является следствием глухоты лишь при отсутствии специального обучения, а нарушение пространственной ориентировки, искаженные представления о мире - вероятным, но вовсе не обязательным следствием слепоты. Поэтому уровень психического развития обучающегося с ОВЗ зависит не только от времени возникновения, характера и даже степени выраженности первичного (биологического по своей природе) нарушения развития, но и от качества предшествующего (дошкольного) обучения и воспитания. Дети с инвалидностью и ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития. Доступ к образованию для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, закрепленный в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), обеспечивается созданием в образовательных организациях специальных условий обучения, учитывающих особые образовательные потребности и индивидуальные возможности таких обучающихся.
С 1 сентября 2016 года вступают в силу Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
ФГОС ОВЗ и УО представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
ФГОС ОВЗ и УО применяется только в отношении учащихся, зачисленных на обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам (далее по тексту АООП) после 1 сентября 2016 года. Остальные учащиеся, перешедшие на обучение по АООП до 1 сентября 2016, года продолжают обучение по ним до завершения обучения.
Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня.
В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования (ч.6 ст.11 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Федеральный уровень:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». (Скачать)
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». (Скачать)
3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 июня 2013 года № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей». (Скачать)
4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2014 года № ВК-1748/07 «О государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, адаптированным для обучения лиц с умственной отсталостью». (Скачать)
5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 февраля 2015 года № ВК-233/07 «Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ». (Скачать)
6. Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года № 26 «Об утверждении СаНПиН2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». (Скачать)
Региональный уровень:
1. Приказ департамента образования Белгородской области от 17 марта 2015 года № 1087 «О создании рабочей группы по внедрению ФГОС ОВЗ в Белгородской области». (Скачать)
2. Приказ департамента образования Белгородской области от 25 ноября 2015 года № 4755 «О внесении изменений в приказ департамента области от 17 марта 2015 года № 1087». (Скачать)
3. Приказ департамента образования Белгородской области от 27 января 2016 года № 181 «Об организации работы по введению ФГОС ОВЗ на территории Белгородской области в 2016 году». (Скачать)
Муниципальный уровень:
1. Приказ управления образования администрации Старооскольского городского округа от 24 августа 2015 года № 1045 «Об утверждении Плана действий по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее — ФГОС ОВЗ) в общеобразовательных учреждениях Старооскольского городского округа». (Скачать)
2. Приказ управления образования администрации Старооскольского городского округа от 24 августа 2015 года № 1046 «О создании рабочей группы по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее — ФГОС ОВЗ) в общеобразовательных учреждениях Старооскольского городского округа». (Скачать)
3. Приказ управления образования администрации Старооскольского городского округа от 14 января 2016 года № 20 «О внесении изменений в приказ управления образования администрации Старооскольского городского округа № 1045 от 24.08.2015 года «Об утверждении Плана действий по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее — ФГОС ОВЗ) в общеобразовательных учреждениях Старооскольского городского округа». (
Электронный учебно-методический ресурс «Тренировочные сборники для подготовки к ГИА обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» , разработанный ФГБНУ ФИПИ
Ресурс разработан в целях методической поддержки педагогов при подготовке обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к ГИА в форме государственного выпускного экзамена.
ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья с 1 сентября 2016 г.
В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, не зависимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития), способности к освоению образовательных программ имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям.
Детям с ограниченными возможностями здоровья их временные (или постоянные) отклонения в физическом и (или) психическом развитии препятствуют освоению образовательных программ, поэтому эта категория обучающихся нуждается в создании специальных условий обучения и воспитания.
Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения: так, немота является следствием глухоты лишь при отсутствии специального обучения, а нарушение пространственной ориентировки, искаженные представления о мире - вероятным, но вовсе не обязательным следствием слепоты.
Поэтому уровень психического развития обучающегося с ОВЗ зависит не только от времени возникновения, характера и даже степени выраженности первичного (биологического по своей природе) нарушения развития, но и от качества предшествующего (дошкольного) обучения и воспитания.
Дети с инвалидностью и ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.
Доступ к образованию для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, закрепленный в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), обеспечивается созданием в образовательных организациях специальных условий обучения, учитывающих особые образовательные потребности и индивидуальные возможности таких обучающихся. (см. ст.41,42,79 ЗАКОНА РФ об Образовании).
Уважаемые родители!
С 01.09.2016 года вступают в силу федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее по тексту ФГОС ОВЗ и УО).
ФГОС ОВЗ и УО представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее - АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
ФГОС ОВЗ и УО применяется только в отношении учащихся, зачисленных на обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам (далее по тексту АООП) после 1 сентября 2016 года. Остальные учащиеся, перешедшие на обучение по АООП до 1 сентября 2016 года продолжают обучение по ним до завершения обучения.
В образовательных учреждениях будут созданы условия для получения учащимися с ограниченными возможностями здоровья образовательных и личностных результатов, соответствующих требованиям нового стандарта. Информация о ходе реализации и результатах введения ФГОС ОВЗ и УО будет опубликована на сайте.
- Мониторинг готовности общеобразовательной организации по обеспечению введения ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ) и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФГОС О УО).
Условия доступности
- План мероприятий («дорожная карта») МОУ «СОШ №9» по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования
Наличие пандуса для беспрепятственного входа в здание школы
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
- Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2017 годы 25 июля 2016
- Федеральный перечень отдельных общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включенных в реализацию мероприятия «Создание условий для обучения детей-инвалидов в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам), в том числе создание архитектурной доступности и оснащение оборудованием» государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы 22 апреля 2016
- Межведомственный комплексный план мероприятий по вопросу развития системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2020 гг. 1 апреля 2016
- Федеральный перечень отдельных общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включенных в реализацию мероприятия «Создание условий для обучения детей-инвалидов в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам), в том числе создание архитектурной доступности и оснащение оборудованием» государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы 1 марта 2016
Организация ГИА для участников с ограниченными возможностями здоровья
«Рособрнадзор постоянно ведет работу по созданию комфортных условий прохождения итоговой аттестации для выпускников с ограниченными возможностями здоровья.Для многих из них учеба становится хорошим стимулом к жизни, позволяет заполнить ее чем-то интересным, поиском знаний, изучением окружающего мира.
Нам важно, чтобы такие ребята чувствовали себя полноправными членами общества и имели такие же возможности учиться и сдавать экзамены, как и их здоровые сверстники», - заявил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов. Видеоролик рассказывает, какие условия создаются при сдаче ЕГЭ для лиц с нарушениями зрения, слуха, инвалидов-колясочников и других категорий обучающихся с ОВЗ, какие дополнительные права они имеют, как подать заявление на участие в ЕГЭ, если у выпускника имеются проблемы со здоровьем, как должен быть оборудован экзаменационный пункт и что можно взять с собой на экзамен.
Примерные адаптированные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС ОУО
Название программы |
Статус программы |
Одобрена решением от 22.12.2015 г. Протокол №4/15 |
|
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) |
Одобрена решением от 22.12.2015 г. Протокол №4/15 |
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи | |
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата |
Одобрена решением от 22.12.2015 г. Протокол №4/15 |
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития |
Одобрена решением от 22.12.2015 г. Протокол №4/15 |
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слабовидящих обучающихся | |
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования глухих обучающихся | |
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования | |
ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ | |
ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ | |
Примерная основная образовательная программа начального общего образования |
Box" data-url="/api/sort/SectionItem/list_order">
При инклюзивном обучении в процесс получения знаний вовлечены все дети, независимо от их психических, интеллектуальных и физических особенностей. Такие дети имеют возможность посещать по месту жительства общеобразовательные школы вместе со своими здоровыми сверстниками. При этом, учитывая их особые потребности в образовании, им оказывается специальная поддержка. Все участники процесса придерживаются равного отношения ко всем детям, поэтому исключается любая дискриминация, но с обязательным обеспечением особых условий для детей с ОВЗ.
Предназначение ФГОС для детей с ОВЗ
Введение детей с ОВЗ в сообщество - главная задача системы коррекционной помощи. Программно-методическое пособие, сопровождающее внедрение инклюзивного обучения в общеобразовательные организации призвано решать вопросы, связанные с обучением и воспитанием детей, которые имеют иные, особые потребности совместно с обычными. Во ФГОСе общего образования сделана пометка в программе коррекционной работы: она разрабатывается при наличии в учебной организации детей с ОВЗ.
Таким образом, ФГОС ОВЗ с исправлениями последняя версия 2016 направлена, прежде всего, на коррекцию отрицательных моментов в психологическом или физическом развитии детей и указывает на пути решения проблем в освоении основной учебной программы. В ней содержатся рекомендации для оказания помощи и поддержки детей данной категории.
Предназначение программы:
- Выявить и удовлетворить все потребности учеников с ОВЗ при усваивании ими ООП.
- Интегрировать их в образовательный процесс.
- Реализовать комплексное и индивидуально-ориентированное психолого-педагогическое сопровождение обучения, учитывая состояние здоровья детей с ОВЗ.
- Создать специальные условия воспитания и развития.
- Создать благоприятные условия общения и учебной деятельности.
Трудности при внедрении инклюзивного образования, описанные в стандарте ФГОС ОВЗ
В нашем обществе абсолютное большинство по-прежнему воспринимает людей с ОВЗ как нечто нестандартное, инородное, и дети с ОВЗ часто признаются как необучаемые. Руководство школ и преподаватели недостаточно осведомлены о проблемах таких детей и не подготовлены к их включению в процесс освоения знаний в обычных классах. Родители не знают и не отстаивают права своих детей-инвалидов, обозначенные во ФГОС для детей с ОВЗ 2016, скачать изучить которые можно на специальных сайтах.
Ведь инклюзивное обучение - это не только физическое присутствие детей с ОВЗ на занятиях с другими детьми, но и изменение самой школы, изменение отношений между преподавателями и учениками, участвующими в образовательном процессе. Должно быть налажено тесное сотрудничество между родителями и преподавателями, вовлечение родителей в процесс обучения.
Стандарт ФГОС для детей с ОВЗ
В Федеральном законе (п. 6, ст. 11) обеспечиваются права на получение в обязательном порядке образования детей с ОВЗ и в специальные образовательные стандарты включены требования к процессу обучения.
Предложены такие варианты образовательных программ:
- Программа предполагается для детей с диагностированными нарушениями слуха, зрения и без нарушений в работе интеллекта, которые полностью включены в образовательный поток. Основная образовательная программа учащимися с ОВЗ осваивается в рамках коррекционной работы (инклюзия). Возможен индивидуальный учебный план.
- Программа предназначена для детей с задержкой в психическом развитии, нарушениями зрения, слуха, или с нарушениями речи разной степени тяжести. Дети с ОВЗ получают образование совместно со здоровыми сверстниками. Осуществляется процесс в иные календарные сроки, определённые стандартом ФГОС для детей с ОВЗ в 2016 г. Обучение может проходить также в отдельных классах или организациях.
- Программа предназначена для детей, у которых диагностирована умственная отсталость. Образование, получаемое такими детьми, не сопоставимо с образованием сверстников. Рекомендуется создание нескольких учебных планов и индивидуализация положений программы.
- Программа предназначена для детей с ОВЗ, у которых имеются сложные или многочисленные отклонения в развитии. Обучение происходит по адаптированной программе, в основу которой положен индивидуальный учебный план.
В процессе обучения по стандарту ФГОС ОВЗ должны быть использованы специальные образовательные программы, специальные учебные программы, специальные учебные и дидактические пособия. Должны быть соблюдены допустимые уровни нагрузок, которые определяются с помощью медицинских работников.