Как писать рецензию на адаптированную программу. Как должна выглядеть рецензия на программу? дисциплины и профессионального модуля

(Купинский Дом детского творчества)

В программе четко определена цель и задачи обучения на конкретных этапах единого цикла, описаны способы условия, формы организаций деятельности педагога и детей в процессе освоения изучаемого курса по годам обучения. Описаны приемы и методы формирования различных умений и навыков для овладения обучающимися предметной областью «искусство». Приемы и методы, используемые при реализации программы, способствуют формированию нравственных качеств личности, осуществлению умственного эстетического, художественного развития детей .

Программа предлагает детям свободный выбор развития, ее

самоорганизации, самовоспитания, самообразования в духе продуктивной творческой деятельности.

Используемые педагогические методики, технологии соответствуют целям и задачам программы.

Авторская образовательная программа составлена с учетом возрастных особенностей детей, способствует формированию активной, познавательной, творческой деятельности, приобретению навыков реалистического изображения действительности.

Атмосфера фантазии, эмоционального комфорта, поиска и мини ­открытий, создаваемые педагогом на занятиях, позволяют каждому обучающемуся реализовать свое творческое «Я», развивают умственные способности, удовлетворяют естественные потребности к изобразительной деятельности.

Совместная поисковая деятельность педагога и детей помогает формированию товарищеских взаимоотношений , формирует уверенность в себе.

Целесообразность выбранного режима работы обеспечивает психолого­эмоциональный комфорт общения, деятельности педагога, детей и всего коллектива .

Председатель экспертного совета

по экспертизе образовательных программ информационно-методического Центра И. B. Гейнрих

Пояснительная записка

Изобразительное искусство - наиболее применяемая область эмоциональной сферы ребенка. Он исследует, экспериментирует с изобразительными материалами, знакомится с мировой культурой. Свободное владение художественными различными средствами позволяет ребенку самовыразиться.

Художественное воспитание в состоянии решать настолько важные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенным.

Художественная деятельность, Т. е. создание графики, живописи связана с

процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственна ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение особенности его интеллекта и характера.

Уже, в самой сути маленького человека заложено стремление, узнавать и создавать.

Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше и целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

Художественный вкус - это вкус, относящийся К искусству, К деятельности в области искусства. Искусство учит нас и наших детей видеть и чувствовать глубже и тоньше.

Чудодейственная сила искусства в том, что она влияет на чувства, через них прокладывает путь к разуму, пониманию, выводам. Надо воспитывать чувства, развивать данную человеку природой драгоценную способность воспринимать «прекрасное».

Бесспорно, учиться создавать прекрасное - отличная форма приобщения детей к искусству, эта школа воспитания художественных вкусов.

рассказывал: «Знаете, почему родилось искусство? Потому, что человек не может воспринимать мир одним лишь умом, ему необходимо воспринимать его сердцем, чувствами».

Все дети без исключения - художники, поэты. Их восприятие - образное, яркое.

Дети искренни и непосредственны, их души - благодатная нива для сеяния добра. И надо стараться сеять это добро, делая все, чтобы мир чувств ребенка бьш наполнен красками, радостью и светом, чтобы с раннего возраста он учился отличать прекрасное от уродливого и безоговорочно стал на сторону добра и красоты. Развивать познавательную и творческую активность следует с детского возраста.

Понимать художественную деятельность нужно достаточно широко - она включает в себя: занятия детей каким-либо видом искусства и познание про из ведений художников; и созерцание красоты природы; и эстетическую оценку человеческих отношений. Все эти способы познания эстетического в школьном возрасте взаимосвязаны, переплетены.

Можно с уверенностью сказать, что те знания и переживания, которые ребенок «пропустиш> через активное действие закрепляются в его сознании намного надежнее и глубже, чем те, которые он получил чисто умозрительно, в виде словесных формулировок, требующих лишь запоминания.

В большей или меньшей степени каждый ребенок способен к творчеству, которое является естественным постоянным спутником формирования личности.

Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими.

В младшем школьном возрасте отмечается дальнейшее формирование анатомической структуры головного мозга. Стимул его функциональному развитию дает обучение. Так создаются условия для постоянного перехода предметно-образного к абстрактному, словесно-логическому мышлению.

Младший школьник всюду ищет опору на чувственный личный опыт, собственные впечатления, знания близкие к жизни. Поэтому крайне важно отбирать объекты непосредственного восприятия, чтобы проводить мысль ребенка к постижению

закономерных связей, вещей и явлений.

Дети, особенно в начале младшего школьного возраста, еще легко отвлекаюп,;я UT неинтересной для него работы, им трудно сосредоточиться на материале, лишенном непосредственной эмоциональной nривлекательности. Учитывая это обстоятельство, нельзя в тоже время все обучения строить на одном интересе, на переживании «приятного». Устойчивость внимания, способность к регулированию у детей своих действий в учебной деятельности придут к ним тем раньше, чем быстрее они поймут и почувствуют, что учение - это труд, требующий серьезного волевого напряжения.

Младшему школьнику свойственна интенсивная двигательная активность, которая в сочетании с недостаточным умением управлять своим поведением нередко порождает импульсивность. Нельзя просто запретить ребенку отвлекаться. Надо организовать детскую подвижность, моторику в правильных формах, дать ей разумный выход.

Младший школьник не имеет сколько-нибудь значительного опыта коллективной работы. Отсюда жалобы, жадность, неумение подчинять свои желания общему делу. Совместный труд, совместные игры, развлечения, занятия постепенно формируют у детей навыки общественного поведения.

В младшем школьном возрасте происходит перестройка всех познавательных процессов, приобретаются качества свойственные взрослым людям. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка становятся их произвольность, продуктивность И устойчивость.

Внимание в младшем школьном возрасте становится произвольным. Свои наиболее совершенные черты внимания у детей обнаруживаются лишь тогда, когда предмет или явление, особенно интересны для ребенка.

Память детей младшего школьного возраста является достаточно хорошей и это в первую очередь касается механической памяти.

Учение здесь только начинается и совершенствуется в течение долгих лет жизни.

Основные составляющие этой деятельности: контроль и само регуляция.

Трудовая деятельность способствует закреплению теоретических знаний, воспитанию трудолюбия.

Общение с окружающими людьми, особенно со взрослыми, которые служат образцами для подражания и основным источником разнообразных знаний, имеют большое значение для развития младшего школьника.

Важным мотивом в развитии личности младшего школьника является сознательная постановка цели достижения успехов и волевая регуляция поведения, позволяющая ребенку добиться ее. Особенно отчетливо это выступает в тех случаях, когда дети играют или делают что-то своими руками.

В младшем школьном возрасте на базе уже полученного опыта учебной, игровой и трудовой деятельности складьrnаются предпосылки для оформления мотивации достижения успехов. Параллельно с мотивацией достижения успехов и под ее влиянием в младшем школьном возрасте совершенствуются два других личностных качества: трудолюбие и самостоятельность.

Трудолюбие возникает как следствие неоднократно повторяющихся успехов при приложении достаточных усилий и получении ребенком поощрений за это.

Самостоятельность детей младшего школьного возраста сочетается с их

зависимостью от взрослых. Необходимо сделать так, чтобы воспитание

самостоятельности и зависимости бьшо взаимно уравновешенным.

С переходом из младших классов в средние и далее в старшие изменяется положение детей в системе деловых и личных взаимоотношений с окружающими людьми. Все больше времени в их жизни начинают занимать серьезные дела. В подростковом и юношеском возрасте активно идет процесс познавательного развития. Особенно заметным в эти годы становится рост сознания и самосознания детей, представляющий собой существенное расширение сферы осознаваемого и углубление знаний о себе, о людях, об окружающем мире. Развитие самосознания ребенка находит свое" выражение в изменении

мотивации основных видов деятельности: учения, общения, труда, приводящие к переосмыслению содержания, целей и задач деятельности.

)(арактерной особенностыо подросткового возраста является готовность и способность по многим различным видам обучения, причем как в практическом плане (трудовое изменение и навыки), так в теоретическом (умение мыслить, рассуждать, пользоваться понятиями).

Подростковый возраст отличается повышенной интеллектуальной активностью, которая стимулируется желанием развить, продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны.

Сфера познавательных интересов подростков выходит за пределы школы и приобретает форму познавательной самодеятельности - стремления к поиску и приобретению знаний, к формированию полезных умений и навыков.

В общении формируются и развиваются коммуникативные способности

обучающихся, включающие умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания , достигать поставленных целей.

Однако к переходному возрасту (11-15 лет) активность в изобразительной деятельности нередко снижается. В переходном возрасте у подростков чрезвычайно сильно стремление к анализу. Суммарное изображение начинает не удовлетворять. Они хотят получить знания и навыки реалистического изображения действительности. Данная про грамма построена так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью, с опорой на жизненный опыт детей, живые примеры из окружающей действительности.

Концепция программы з~ключается в строгой последовательности изучения традиционных композиционных базовых законов и правил, приобретении навыков и умений в освоении обучающимися новых принципов композиционного анализа, таких как: составление тонально-колористического паспорта, формирование у детей навыков самостоятельной работы в различных жанрах композиции.

Необходимо постоянно учитывать два главных условия. Одно из них - то, что существуют развитые в традициях искусства средства и способы художественной деятельности. Другое - то, что ребенок обладает индивидуальным опытом переживаниЙ. Только при естественном слиянии этих двух условий и возможно полноценное эстетическое воспитание.

С рисунка начинается всякое изображение формы и плоскости. Великий художник эпохи Возрождения - Микеланджело писал, что рисунок есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры: рисунок является источником и душой всех видов живописи. Рисунок является основной дисциплиной в системе художественно­педагогического образования, имеет неограниченные возможности для развития творческих способностей обучающихся, для при обретения специальных умений и навыков реального изображения действительности. Приобщение к изобразительному искусству должно начинаться с рисунка. С него начинали обучение художники и Древ­него Египта, и Древней Греции, и эпохи Возрождения. Умение рисовать является весьма полезным в жизни каждого человека, способствует лучшему овладению множеством профессиЙ. Обучение рисунку в объединении решает целый ряд важнейших задач обучения, художественно-эстетического воспитания и развития обучающихся.

В живописи художник создает хУ.,дожественные образы красками, при этом он должен различать цвета, их тон и насыщенность. Эти умения необходимы людям почти всех профессиЙ. Так, например: маляр должен уметь подобрать нужный колер; полярный летчик по цвету льда угадывает его толщину и определяет возможность посадки и Т. д. Обучаясь живописи, ребенок учится правильно видеть и передавать цвет предметов и цветовые отношения (локальный цвет предмета в световоздушной среде), получает необходимые знания, навыки на практических занятиях изобразительным ис­кусством. Постоянная работа красками помогает развивать у детей цветоощущение, что позволит им обогатить свое восприятие окружающего - мира.

Композиция в переводе с латинского языка обозначает «сочинение, составление, 5

расположение». Обучение воспитанников основам композиции в изобразительном искусстве, способствует развитию их творческих способностей, повышению познавательной активности в области изобразительного искусства.

Теоретическая часть предлагает знакомство с теорией композиции, включает в себя раздел аналитической работы с иллюстративным материалом и последующее закрепление на практике полученных знаний. Практические занятия состоят из работы непосредственно над композицией и упражнений, которые рассчитаны на изучение и применение основных законов композиции, на исследование возможностей тона и цвета, на знакомство с материалами и способами работы с ними.

Композиция в данной программе понимается широко: не только как выполнение сюжетно-тематического произведения, но и как сознательная деятельность по организации всех элементов изображения для реализации определенного замысла.

В течение всех лет обучения по данной программе обучающиеся осваивают и развивают умение раскрывать тему композиции средствами различных жанров живописи и графики: натюрморт, пейзаж, интерьер. Это должно помочь в работе над сюжетно тематической композицией.

Изучение истории искусства дает возможность обучающимся прикоснуться к шедеврам мировой и отечественной культуры, почувствовать свою сопричастность с историей человечества, эмоционально откликаться на произведения изобразительного искусства.

Необходимо добиваться того, чтобы каждое явление искусства рассматривалось обучающимися на широком культурно-историческом фоне, но важно, чтобы это не уводило от главного, а наоборот, способствовало раскрытию художественного образа произведения.

Идея программы_ - развитие творческой личности на основе мотивации к творчеству на занятиях по основам изобразительного искусства.

Цель программы:

Создание условий для самореализации личности. Приобщение детей к истокам мировой и национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о «прекрасном», воспитание умения видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное, проявляя самостоятельность и творческую активность. Вырастить из воспитанника Зрителя, Мастера, Художника.

Задачи:

· формирование у детей духовной культуры и потребности постоянно общаться с изобразительным искусством, воспитание уважительного отношения к труду художника;

· обучение основам образного языка рисования с натуры, по памяти и по воображению, обращая особое внимание на изучение и передачу в рисунках формы, пропорций, объема, перспективы, светотени, композици и;

· формирование нравственно- эмоциональной отзывчивости на прекрасное и безобразное в окружающей действительности, в произведениях изобразительного искусства;

· развитие у обучающихся эстетического восприятия мира, художественного вкуса, расширение представления о культуре прошлого и настоящего;

· ознакомление обучающихся с наследием выдающихся художников прошлого и настоящего в области изобразительного и декоративно - прикладного искусства, архитектуры, ролью искусства в жизни людей;

· учить дарить радость творчества, быть счастливыми от человеческого общения, взаимопонимания, творческого труда.

Программа обучения ориентирует на одновременное решение задач худо­жественного образования и эстетического воспитания, т. е. рассматривает обучение и воспитание как единое целое. Программа раскрывает характер обучения изобразительному искусству, как комплексный процесс формирования у обучающихся

духовной культуры, овладения ими основами художественной культуры.

Занятия строятся с учетом возрастных особенностей детей и, в первую очередь, с учетом особенностей их пространственного мышления. В каждом из разделов программы присутствуют взаимопроникающие элементы: в заданиях по рисунку живописи и композиции.

Художественно-творческое развитие обучающихся осуществляется по мере овладения навыками изобразительной грамоты.

Таким образом, данная программа должна послужить базой, крепкой основой для дальнейшего творческого развития детей, дать возможность успешно перейти к следующему этапу художественного обучения.

Про грамм а, кроме регулярного знакомства с произведениями искусства в ходе занятий, предусматривает беседы об искусстве и их показ (репродукции, слайды), закрепляя знания через уроки-соревнования «Знатоки искусства».

Художественная деятельность на занятиях очень разнообразна: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); эксперименты с красками; игры с целью изучения и закрепления теоретического материала, рассчитанные как на активизацию у обучающихся познавательного процесса, так и на развитие у них интереса к учебному заданию, объекту изображения, знакомство с произведениями искусства (демонстрация слайдов, репродукций, фотографий, иллюстраций); наблюдение за различными явлениями природы, поведением людей и животных в различных ситуациях, обсуждение и анализ работ товарищей, результатов собственного и коллективного творчества. Все виды занятий в процессе обучения взаимосвязаны.

Срок реализации программы - 5 лет, возраст обучающихся (8-17 лет).

Режим работы:

· группа 1 года обучения - 4 час. в неделю (144 час. в год);

· группа 2 года обучения - 6час. в неделю (216 час. в год);

· группа 3года обучения - 9 час. в неделю (324 час. в год);

· группа 4 года обучения - 9 час. в неделю (324 час. в год);

· группа 5 года обучения - 9 час. в неделю (324 час. в год).

Характеристика программы:

По виду деятельности - изобразительная деятельность ~ По образовательным областям - искусство.

По форме реализации - групповая, индивидуальная. ~ По способу реализации - эвристическая

По широте охвата содержания деятельности - профильная. ~ По возрасту детей - средний и старший возраст.

По половому признаку - для мальчиков, девочек.

По функциональному назначению - образовательная.

По уровню освоения - профессионально-ориентированный

Модель выпускника

Обучающийся должен Знать:

Рисунок как - основу всех видов изобразительного искусства; основные законы, правила, приемы и средства композиции; порядок и метод работы над композицией.

применять навыки рисунка и живописи в композиции; самостоятельно выбирать сюжет композиции;

применять знания, полученные по истории искусства, для анализа своей работы;

применять на практике основные законы и правила композиции;

отбирать существенное, важное; эстетически оценивать, находить образное выражение действительности;

владеть различными материалами и применять их в соответствии с замыслом;

решать форму, объем предметов в пространственной среде с учетом особенностей цветовых отношений и взаимовлияний;

добиваться цельности и единства цветового строя в работе, колористического решения, разбираться в цветовых и тональных отношениях;

передавать форму, глубину, освещенность;

показать в работе освоение ремесленной стороны искусства - умение смешивать краски (добиться сложных цветов, тонких отношений, а также цветов активных, насыщенных) и их сочетать;

грамотно пользоваться художественными материалами.

Качества личности выпускника

После прохождения программы обучающиеся обладают качествами: культурного общения между собой и уважения к собеседнику (культура языка);

любви и уважения к национальному искусству, бережному сохранению и продолжению традиций своего народа;

самостоятельности мышления, принятия собственного решения и отстаивания своего мнения;

заниматься самообразованием;

умением общаться с друзьями и родителями на уровне приобретенного опыта; оценивать свои творческие возможности, быть самокритичным;

оценивать свои профессиональные способности.

Наименование базовых

обучения

обучения

обучения

обучения

обучения

Введение в

образовательнYJQ

программу.

Живопись.

Привет, дорогие мои читатели, друзья и случайные гости блога! Татьяна Сухих всегда рада виртуальной встрече с вами, хотя я вас не вижу, но чувствую, как между нами происходит обмен энергетикой. Хотелось бы, чтобы мои статьи приносили пользу, поэтому часто я затрагиваю сложные для меня самой темы. Сегодня предлагаю узнать, что такое рецензия на программу для дошкольного учреждения.

Тема статьи выбрана неслучайно. Оказывается, я не знала об этом, если я решила написать авторскую или экспериментальную программу для работы с детьми дошкольного возраста и рассчитываю опубликовать ее и защитить свое авторство, то обязательно нужно, чтобы была написана рецензия.

Для внутреннего использования в садике, если я не мечу на всероссийское признание в научных кругах, достаточно рецензии от заведующей или методиста. А вот для публикаций или, к примеру, хочу на конкурс представить авторскую программу, то нужно получить объективное мнение о программе от независимого эксперта.

Чтобы было понятнее, что из себя вообще представляют программы, составлю для вас классификацию программ. Итак, по философско-концептуальным основам, то есть, взгляду на ребенка как объект воспитания, закономерности его развития, создания условий для становления личности, программы бывают:

  • Вариативные;
  • Альтернативные.

Альтернативные представляют собой инновационные, часто идущие вразрез с общепринятыми системами воспитания и образования. Такие программы редко применяются в государственных учреждениях из-за их спорной целесообразности для общей массы детей.

Вариативные программы строятся по принципу личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми. Существует комплекс вариативных программ в нашем дошкольном образовании, который рекомендован Министерством. Каждое ДОУ имеет право выбирать из комплекса любые вариативные программы, адаптировать их «под себя» или писать авторские программы для своего учреждения.

Вариативные программы делятся на:

  • Основные: есть утвержденные программы, которые отвечают всем современным требованиям развития и воспитания детей, содействуют всестороннему развитию, а также образованию в рамках дошкольного учреждения. Они утверждены Министерством. К основным также относятся специализированные и коррекционные программы.
  • Дополнительные: по желанию ДОУ или родителей в садике вводятся программы по иностранным языкам, прикладному искусству, танцам и т.п. Могут быть платными и бесплатными. Дополнительную программу по конкретному направлению утверждает руководство садика.


Еще есть такая разновидность, как примерные программы. Они не являются документом, но прописывают основные обязательные моменты, которые должны быть учтены при составлении авторских программ. Это как конструктор, из блоков которого каждый может возвести свое здание.

Хотите составить программу – «УчМаг» поможет!

Если вам нужно составить рабочую программу, советую воспользоваться специальными предложениями от Интернет-магазина «УчМаг»:

  • Компакт-диск «Разработка программы развития образовательной организации» – это своеобразный бизнес-план для детского садика. Здесь даны практические рекомендации, как составить программу развития дошкольного учреждения, чтобы она отвечала всем современным требованиям системы образования. Есть также шаблон-образец, который можно взять за основу для своей программы.
  • Возможность принять участие в офлайн-семинаре на тему «ФГОС НОО: разработка программ дополнительного образования» и офлайн-мастер-классе на тему «Рабочая программа воспитателя в соответствии с ФГОС ДО» . Чем хороши такие семинары? Они дают возможность получить доступ к тематическим материалам, которые разработаны строго по ФГОС, а также вам пришлют сертификат, что очень украсит ваше портфолио.

Скажу откровенно, написать сегодня авторскую программу проблематично, ведь все давным-давно придумано до нас. Кроме того, чтобы получить разрешение на внедрение разработки, нужно пройти очень сложные и длительные процедуры. Самое главное – программа должна пройти экспертизу Федерального экспертного совета.

В нормативных документах все так запутанно, что я не поняла, в каких случаях можно использовать в садике авторские разработки без присвоения специального грифа «Рекомендовано». С одной стороны, руководство учреждения свободно в выборе программ из списка утвержденных, может вносить изменения и внедрять собственные программы.

С другой стороны – запрещено применять программы, которые не прошли экспертизу на федеральном или городском уровне.

Да, в ДОУ мы имеем право варьировать программы, выбирать на усмотрение руководства садика из утвержденного перечня. Но на практике, чтобы решиться ввести в работу учреждения авторскую разработку, сто раз подумаешь, стоит ли оно того. Проще из списка рекомендованных программ выбрать профессиональную, одобренную и проверенную.

Органы управления образованием составляют примерные программы, качество которых контролируется Министерством. Это комплексные программы: «Истоки», «Радуга», «Развитие», «Детство», «Кроха».

Как должна выглядеть рецензия на программу?

Думаю, что проще всего написать авторскую дополнительную общеобразовательную программу, хотя существует утвержденный перечень и парциальных, то есть, дополнительных программ. Но речь не о них, сейчас я, наконец, отвечу на главный вопрос моей статьи: что такое рецензия на воспитательную программу и как она выглядит?


Итак, вы разработали дополнительную образовательную программу и хотите ее внедрить. Советуют специалисты приложить к авторской разработке две рецензии: так называемую, внутреннюю и внешнюю.

Первая – это отзыв вашего руководства о разработке, методике, программе обучения и развития детей. Обычно ее пишет методист детского сада, поскольку он непосредственно курирует дополнительное образование.

Внешняя рецензия пишется независимым экспертом. Где его искать? Оказывается, это сегодня не проблема: в Интернете свои услуги по написанию рецензии предлагают научно-издательские центры, которые имеют соответствующие лицензии. Не нужно никуда ехать, пересылаем на адрес специалиста свою разработку и ждем ответа.

На авторитетных сайтах предоставляют документы, подтверждающие наличие ученой степени человека, который будет рецензировать работу, дают гарантию, что рецензент является членом Гильдии экспертов в сфере образования.

Специалисты оценивают работу по утвержденным критериям системы нашего образования, по желанию заказчика могут дать рекомендации по улучшению и усовершенствованию работы, если она не дотягивает до отличной оценки, условной, конечно.

Вы можете предварительно почитать требования к содержанию и оформлению программ дополнительного образования, которые есть в нормативных документах образовательного учреждения. Думаю, на сайте рецензентов есть образцы их работы, и вы сможете сверить с министерскими требованиями.

Что включает в себя рецензия?

Рецензия обычно оформляется как машинописный документ, заверенный мокрой печатью рецензирующего органа.

Чтобы примерно знать, правильно ли написана рецензия, предлагаю изучить ее составляющие:

  • Заголовок звучит примерно так: рецензия на программу (указываем название программы, полное) такого-то автора (пишутся фамилия, имя и отчество, а также занимаемая должность и если есть – категория) такого-то учреждения (полное наименование садика).
  • Глубокая характеристика разработки: указывается учебная область применения, определяется вид детского объединения, где планируется применение программы. Также пишется возраст детей, к которым применима разработка, срок реализации программы, указывается уникальность или схожесть с другими программами данного вида.

Здесь же подтверждается статус программы как дополнительной образовательной программы и анализируется стиль изложения, а также уровень подачи материала.

  • Новизна и актуальность работы – в этом пункте проявляется уровень профессионализма рецензента. Можно написать все, но ни о чем, либо четко и аргументировано доказать нужность и уникальность работы. Чтобы определить ценность программы по этим критериям, нужно хорошо знать всю систему дошкольного образования;
  • Характеристика структуры программы: перечисляются разделы, и каждый анализируется на предмет полноты раскрывания темы, логики изложения, глубины предмета исследования и т.п.;
  • Описание и анализ полноты изложенного материала соответственно списку разделов;
  • Акцент на целостности работы, последовательности и ее предполагаемого места среди подобных разработок;
  • Определение главной идеи программы, описание ее сути, новизны, актуальности и пригодности для реальных дошкольных учреждений, соответствия ее требованиям Министерства образования;
  • Характеристика приложений к разработке: наглядных материалов, видео и т.п.;
  • Как заключение – выводы о профессионализме автора программы, общая оценка, положительные и отрицательные стороны работы.

Еще немного информации…

Современную дошкольную образовательную программу принято рассматривать как инструмент для достижения таких целей:

  • Развитие любознательности – главного показателя познавательной активности ребенка, развитие способностей, воображения, коммуникативности;
  • Обеспечение укрепления и сохранение здоровья малышей – психического и физического в равной мере, создание условий эмоционального благополучия для каждого дошкольника, для интеллектуального и творческого развития, приобщение к общечеловеческим ценностям;
  • Соблюдение трех форм организации жизнедеятельности детей в условиях ДОУ: занятия как форма обучения, нерегламентированные виды деятельности и свободное время в течение дня;
  • Использование игры как основного вида деятельности дошкольников;
  • Реализация дифференцированного и личностного подхода в работе с дошкольниками.

Так вот, если вы решили написать программу, можно себя проверить, прежде чем представить ее на суд специальной экспертной комиссии, отвечает ли ваша работа вышеперечисленным задачам дошкольных образовательных программ.

Министерство образования и науки российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского

(ПЕРВЫЙ КАЗАЧИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

Сибирский казачий институт технологий и управления (филиал)

Рассмотрено

на заседании ПЦК

общеобразовательных дисциплин

Протокол № ___ от ________20_____ г.

Председатель ПЦК _______ Т.В.Бекетова

по составлению рецензий на рабочую программу ,

учебно-методический комплекс

дисциплины и профессионального модуля

Методические рекомендации по составлению рецензий на рабочую программу учебной дисциплины (профессионального модуля), учебно-методический комплекс дисциплины и профессионального модуля/ АвторМаркова С. В., преподаватель высшей категории – Омск: СКИТУ (филиал) ФГБОУ ВПО «МГУТУ имени К.Г.Разумовского (ПКУ)», 2016. – 32 с.

Методические рекомендации предназначены для всех предметно-цикловых комиссий СКИТУ (филиал) ФГБОУ ВПО «МГУТУ имени К.Г.Разумовского (ПКУ)». Разработаны с целью оценки качества методического оснащения учебной дисциплины, профессионального модуля.

1 Общие понятия 4

2 Общая характеристика рецензии на учебно-методический комплекс дисциплины 4

3 Структура рецензии 6

3.1 Повествовательно-аналитическая часть рецензии 7

3.2 Заключительно-оценочная часть рецензии 8

4 Полезные советы рецензенту 9

Приложение 1 10

Приложение 2 12

5 Общая характеристика рецензии нарабочую программу учебной дисциплины и профессиональных модулей 15

6 Структура рецензии 16

6.1 Повествовательно-аналитическая часть рецензии 17

6.2 Заключительно-оценочная часть рецензии 18

Приложение 1 (образец оформления рецензии) 19-31 Литература 32 8

1 Общие понятия

Рецензия (от латинского recensio «рассмотрение») – отзыв, разбор и оценка нового художественного, научного или научно-популярного произведения.

Учебно-методический комплекс (далее по тексту УМК) совокупность документов, определяющих образовательный процесс по дисциплине, профессиональному модулю, предусмотренных для изучения студентом учебной дисциплины и профессионального модуля в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности.

Учебно-методический комплекс (далее - УМК) – это совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному усвоению и реализации обучающимися материала дисциплины, входящей в основную профессиональную образовательную программу по специальности или профессии.

2 Общая характеристика рецензии на учебно-методический комплекс дисциплины

Для рецензии характерен небольшой объём и краткость изложения. По своей сути рецензия – это выражение своего отношения к прочитанному на основе аргументированного анализа.

Учебно-методический комплекс дисциплины специального блока, профессионального модуля предполагает три рецензии: внутреннюю, внешнюю (из другого образовательного учреждения) и третью – от работодателя. Для остальных УМК две рецензии – внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя рецензия – это рецензия, данная Вашему учебно-методическому комплексу преподавателем того учебного заведения, в котором Вы преподаёте данную дисциплину, профессиональный модуль. Однако, необходимо обратить внимание на то, что квалификация рецензента не может быть ниже квалификации рецензируемого. К примеру, преподаватель, имеющий высшую квалификационную категорию, может давать рецензию на материалы преподавателю имеющего высшую или первую квалификационную категорию. Но, обратный вариант невозможен.

Внешняя рецензия – это рецензия, данная Вашему учебно-методическому комплексу преподавателем другого учебного заведения. Аналогично, квалификация рецензента не может быть ниже квалификации рецензируемого. Рецензент должен быть специалистом в той области знания, к которой относится Ваша дисциплина. Желательно к написанию внешней рецензии привлекать специалистов, имеющих научную степень.

В качестве третьего рецензента может выступать практикующий специалист или работодатель по специальности среднего профессионального образования.

Следовательно, внешняя и внутренняя рецензия имеют много общего, но различаются в осведомлённости каждого из рецензентов, относительно существования стандартов учебного заведения, определяющих состав и структуру учебно-методического комплекса, его отдельных элементов.

3 Структура рецензии

Повествовательно-аналитическая часть содержит информацию о том, какая дисциплина или профессиональный модель представлен данным УМК, для кого предназначена; какие материалы представлены (календарно-тематический план, рабочая программа учебной дисциплины, методические материалы по практическим занятиям, методические материалы по самостоятельной работе и т.д.), их краткую характеристику.

Заключительно-оценочная часть – это вывод о том, насколько представленный учебно-методический комплекс дисциплины способствует качественной подготовке будущего специалиста.

3.1 Повествовательно-аналитическая часть рецензии

Рецензия (как внутренняя так и внешняя) начинается с определения того, какая дисциплина или профессиональный модуль представлены, по какой специальности (указывается соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования).

Структура УМК включает в себя нормативно-правовой

и учебно - методический блоки.
Нормативно-правовой блок состоит из:

    выписки из учебного плана содержащей данную дисциплину,

    примерная программа по дисциплине,

    паспорт дисциплины,

    положения об организации самостоятельной работе обучающихся, положение об организации и проведении лабораторно-практических работ (если предусмотрены) и другие внешние и внутренние нормативные акты.

В состав УМК в обязательном порядке входят следующие документы:

    утверждённая рабочая программа;

    календарно-тематический план;

    контрольно-измерительные материалы (вопросы, тестовые задания, контрольные работы, экзаменационные билеты);

    методические указания к семинарским занятиям;

    дидактические материалы по дисциплине, профессиональному модулю (карточки, раздаточный материал, схемы, слайды);

    методические указания по выполнению контрольных работ, их тематика для студентов очно -заочной, заочной форм обучения.

Задача рецензента указать (перечислить) имеющиеся в наличии элементы учебно-методического комплекса. После перечисления элементов, присутствующих в учебно-методическом комплексе необходимо дать краткую характеристику каждого.

3.2 Заключительно-оценочная часть рецензии

В заключение рецензии необходимо дать общую оценку учебно-методическому комплексу, сделать вывод о том насколько представленное УМК способствует качественной подготовке специалиста, обеспечивает выполнение Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности.

По завершении рецензии необходимо указать фамилию и инициалы рецензента, научное звание (если есть), должность, полное наименование учебного заведения (организации/предприятия). Заверяется рецензия гербовой печатью того учебного заведения (организации/предприятия), в котором работает рецензент и его личной подписью.

4 Полезные советы рецензенту

    Рецензия – это выражение своего отношения к прочитанному, изученному, рассмотренному.

    Рецензент должен обосновать своё мнение аргументированным анализом.

    Качество рецензии зависит от теоретической и профессиональной подготовки рецензента, от глубины понимания предмета рассмотрения, от способности объективного анализа, от ответственности и работоспособности.

    Подмена анализа материала простым перечислением имеющегося недопустима.

    Язык рецензии должен быть грамотным, доступным, профессиональным, последовательным.

    Замечания делайте по существу. И не забывайте обязательно отмечать достоинства представленных материалов.

    В завершении рецензии дайте общую оценку всего учебно-методического комплекса.

Приложение 1

РЕЦЕНЗИЯ

«Документационное обеспечение управления»

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Документационное обеспечение управления» разработан для обеспечения выполнений требований федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 080110.51 «Банковское дело».

    календарно-тематический план;

    тестовые задания по дисциплине;

    методические указания к практическим занятиям;

    методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов;

    слайд-сопровождение лекционного материала.

Рабочая программа составлена логично; последовательность тем, предлагаемых к изучению, направлена на качественное усвоение учебного материала. Календарно-тематический план соответствует по своему содержанию рабочей программе по дисциплине. Тестовые задания разнообразны, позволяют адекватно оценивать уровень знаний студентов по дисциплине. Методические рекомендации по практическим занятиям обеспечивают формирование базовых умений для выполнения исследований в процессе научного познания и теоретического обоснования профессиональных задач. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы направлены на закрепление умения поиска, накопления и обработки научной информации. Слайд-сопровождение лекционного материала отличается точностью и конкретностью, способствует лучшему усвоению дисциплины.

Представленный учебно-методический комплекс дисциплины «Документационное обеспечение управления» содержателен, имеет практическую направленность, включает достаточное количество разнообразных элементов, направленных на развитие умственных, творческих способностей студента.

В целом, учебно-методический комплекс дисциплины «Документационное обеспечение управления» способствует качественному освоению студентом общих и профессиональных компетенций.

Приложение 2

РЕЦЕНЗИЯ

на учебно-методический комплекс дисциплины

«Математика»

специальности 080110.51 «Банковское дело»

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Математика» разработан для обеспечения выполнений требований федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 080110.51 «Банковское дело».

Учебно-методический комплекс включает в себя следующие элементы:

    рабочую программу учебной дисциплины;

    календарно-тематический план;

    задания для текущего контроля знаний студентов;

    экзаменационные билеты для промежуточной аттестации;

    методические указания к практическим занятиям;

    методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов;

    методические указания по выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения;

    слайд-сопровождение учебных занятий.

Рабочая программа соответствует ФГОС СПО и стандарту учреждения, разработанному в Челябинском юридическом колледже. В тематическом плане рабочей программы раскрывается последовательность изучения разделов и тем дисциплины «Математика», в содержании указаны дидактические единицы, соответствующие федеральному государственному образовательному стандарту по специальности. Календарно-тематический план соотносится с тематическим планом рабочей программы дисциплины. Задания для текущего контроля знаний студентов представлены по всем темам, содержат значительное число вариантов для обеспечения объективности контроля. Экзаменационные билеты для промежуточной аттестации охватывают весь материал, изучаемый студентами. Методические указания к практическим занятиям обеспечивают формирование необходимых умений по дисциплине. Методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов направлены на закрепление изучаемого на занятиях материала. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения отличаются логичностью и последовательностью, способствуют качественному усвоению материала. Весь учебный материал по дисциплине «Математика» оснащён слайд-сопровождением.

Представленный учебно-методический комплекс дисциплины «Математика» способствует формированию и совершенствованию общих компетенций студентов.

5 Рецензирование рабочих программ

(Рассмотрено на Ученом совете Университета (ФГБОУ ВО «МГУТУ имени К.Г.Разумовского» ПКУ) Протокол № 7 от 29.01.2015 г. УТВЕРЖДАЮ: Ректор Университета В.Н. Иванова 30.01.2015 г. ПОЛОЖЕНИЕ «О разработке рабочих программ общеобразовательных учебных дисциплин по специальностям СПО»)

Рецензирование рабочих программ осуществляется по факту их разработки или пересмотра в новой редакции.

В качестве внешнего рецензента рекомендуется привлекать преподавателя по данной общеобразовательной дисциплине высшей и/или первой квалификационной категории из другого образовательного учреждения, реализующего подготовку специалистов по аналогичным специальностям.

Представление рабочей программы на заседании Предметно-цикловой комиссии соответствующего направления, обсуждение и утверждение с занесением в протокол заседания ПЦК, считается равносильным внутреннему (внутри образовательного учреждения) рецензированию.

Рецензия должна отразить:

Соответствие содержания программы требованиям ФГОС СПО, ФКГС (Федеральный компонент государственного стандарта общего образования),

Примерной программе: - уровень оптимальности содержания разделов/тем, целесообразности распределения по видам занятий и трудоёмкости в часах.

Рецензент, члены ПЦК при необходимости вносят предложения по улучшению рабочей программы и дают заключение о возможности использования её в учебном процессе.

Подписывая свой отзыв, рецензент указывает Ф.И.О., преподавателем каких дисциплин, какого образовательного учреждения является (если является сотрудником организации - занимаемую должность, полное наименование организации).

Проект программы должен быть рассмотрен на заседании предметной (цикловой) комиссии, где заслушивается сообщение составителя (автора) программ, зачитывается отзыв внешнего рецензента.

После одобрения программы и занесения соответствующей записи в протокол заседания предметной (цикловой) комиссии программа утверждается заместителем директора по учебно-методической работе.

6 Структура рецензии на рабочую программу

Рецензия на рабочую программу должна содержать:

    Заголовок, в котором отражается: наименование рабочей программы и сведения об авторах рабочей программы;

    Назначение рабочей программы (необходимо указать для студентов каких специальностей разработана рабочая программа);

    Соответствие содержания рабочей программы Федеральному государственному образовательному стандарту по специальностям;

    Оценка структуры рабочей программы;

    Соответствие содержания рабочей программы современному уровню развития науки, техники и производства;

    Соответствие распределения учебных часов учебному плану по специальности;

    Соответствие последовательности изложения учебного материала Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности;

    Соответствие тематики и количества практических и лабораторных работ Федеральному государственному образовательному стандарту, учебному плану по специальности и содержанию рабочей программы;

    Соответствие тематики курсовых работ Федеральному государственному образовательному стандарту и современному уровню развития науки, техники и производства.

Примечание: на рабочую программу составляется две рецензии:

    внутренняя (может быть дана председателем цикловой комиссии, преподавателями учебного заведения);

    внешняя (может быть дана председателем областного методического объединения, преподавателями ВУЗов и средних специальных учебных заведений города и области, работодателями), подпись внешнего рецензента необходимо заверять в отделе кадров по месту работы.

Рецензия включает в себя две части: повествовательно-аналитическую и заключительно-оценочную.

6.1 Повествовательно-аналитическая часть рецензии

Рецензия (как внутренняя, так и внешняя) начинается с определения того, какая дисциплина или профессиональный модуль представлены на рецензию, по какой специальности (указывается ------соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования).

Количество часов отведенных на изучение дисциплины (профессионального модуля);

Соответствие программы регламентируемому макету по ФГОС;

(внутренняя рецензия)

Количество разделов и логичность их разделения;

 достаточность охвата соответствующих компетенций;

 рациональность и достаточность деления содержания на теоретическую и практическую части;

Актуальность тематики самостоятельной работы;

 соответствие целей и задач, изложенных в паспорте дисциплины ее содержанию и оценке результатов освоения;

Соответствие форм и методов контроля современной педагогике;

 соответствие условий реализации современным условиямпрофессиональной деятельности выпускника (внешняя рецензия);

6.2 Заключительно - оценочная часть рецензии

В заключение рецензии необходимо дать общую оценку программе, сделать вывод о том насколько реализация данной программы способствует качественной подготовке специалиста, обеспечивает выполнение Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

По завершении рецензии необходимо указать должность, полное наименование учебного заведения (организации/предприятия), научное звание (если есть), фамилию и инициалы рецензента.

Заверяется рецензия печатью того учебного заведения (организации/предприятия), в котором работает рецензент и его личной подписью. Внутреннюю рецензию можно не заверять печатью.

Приложение 1

Образец оформления внешней рецензии

РЕЦЕНЗИЯ

на рабочую программу дисциплины (модуля) ХХ.ХХ «______________»

по специальности ___________________

(_____________ уровень подготовки)

Рецензент: ______________________________________________

(ФИО, должность, звание, место работы)

1. Цель рецензирования:

    Установить соответствие требований к знаниям, умениям, практическому опыту, общим и профессиональным компетенциям по дисциплине (модулю) требованиям ФГОС СПО по специальности.

    Сформировать заключение о возможности использования рабочей программы дисциплины (модуля) в учебном заведении СПО.

Соответствие содержания дисциплины требованиям к знаниям, умениям, практическому опыту по дисциплине (модулю) согласно ОПОП по специальности;

Соответствие содержания дисциплины (модуля) формируемым компетенциям согласно ФГОС СПО;

Соответствие требований к знаниям, умениям и практическому опыту по дисциплине (модулю) перечню и содержанию лабораторных работ и практических занятий и видам самостоятельной работы;

Соответствие форм и методов контроля и оценки результатам обучения, в т.ч. указанным компетенциям.

3. Заключение:

Предложения по совершенствованию содержания учебного материала по дисциплине вносятся в виде готовых формулировок с учетом запросов работодателей, региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий в рамках, установленных ФГОС СПО.

Предложения по использованию инновационных образовательных технологий, как для проведения занятий, так и внеаудиторной работы с целью формирования и оценки указанных знаний, умений, практического опыта и компетенций.

20___г. ____________________

Должность Дата Подпись

Приложение 2

Образец оформления внешней рецензии

РЕЦЕНЗИЯ

На рабочую программу дисциплины (модуля, практики)

______________________________________________________

для студентов ----- курса, специальность ---- «--------», форма

обучения очная.

Программа подготовлена (полное название учебного заведения) (автор)______________________________________

Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку с определением цели и задач дисциплины (модуля, практики) ; место дисциплины в структуре основной образовательной программы; общую трудоемкость дисциплины; результаты обучения представлены формируемыми компетенциями; образовательные технологии; формы промежуточной аттестации; содержание дисциплины и учебно-тематический план; перечень практических навыков; учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля, практики).

В рабочей программе дисциплины (модуля, практики)______________

указаны примеры оценочных средств для контроля уровня сформированности компетенций; критерии оценки текущего и рубежного контроля.

В тематическом плане дисциплины (модуля, практики) выделены внутридисциплинарные модули______________________________________ , что отвечает требованию современного ФГОС ВПО.

Образовательные технологии обучения характеризуются не только общепринятыми формами (лекции, практическое занятие, клиническое практическое занятие), но и интерактивными формами, такими как - ролевые учебные игры, просмотр видеофильмов и создание мультимедийных презентаций, тренинги на фантомах, участие в научно-практических конференциях, создание информационных бюллетеней, подготовка бесед с населением, подготовка и защита рефератов, проведение предметных олимпиад, работа в «фокус- группах» и т.д.(указать Ваши интерактивные образовательные технологии).

Таким образом, рабочая программа дисциплины (модуля, практики) полностью соответствует ФГОС ВПО (СПО) по специальности _______________(______), программе дисциплины _____________и может быть использована в учебном процессе (полное название учебного заведения).

Должность, ученое звание,

учёная степень

рецензента

(подпись)

(Подпись рецензента заверяется

по месту его работы)

Приложение 3

Образец оформления внешней рецензии

РЕЦЕНЗИЯ

На рабочую программу дисциплины (модуля)

по дисциплине (модулю) _______________________________ _________________________

полное название учебной дисциплины (модуля)

направлению подготовки _______________________________________________________

профилю подготовки ____________________________________________________, выполненный преподавателем (ми) _________________________________________________

Фамилия И.О., ученая степень, ученое звание

кафедры_____________________________________________________

(полное название кафедры)

_______________________________________________________

(полное название учебного заведения)

В программе отражены:

    Цели освоения дисциплины, соотнесенные с общими целями ООП ВПО (СПО).

    Место дисциплины в структуре ООП. Дано описание логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями ООП (дисциплинами, модулями, практиками). Указаны требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимые при освоении данной дисциплины и приобретенные в результате освоения предшествующих дисциплин (модулей). Также указаны теоретические дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее.

    Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) по ФГОС ВПО (СПО). Указан перечень и описание компетенций, а также требования к знаниям, умениям и навыкам, полученным в ходе изучения дисциплины.

    Структура и содержание дисциплины (модуля):

    • Общая трудоемкость дисциплины в зачетных единицах и часах;

      Формы контроля по учебному плану (зачет, экзамен, курсовая работа (проект) с указанием семестра);

      Тематический план изучения учебной дисциплины;

      Программы лекционных, семинарских (практических) занятий, самостоятельной работы содержат тематические планы, перечни основных понятий и категорий, списки литературы.

    Образовательные технологии,указанные по видам учебной работы (аудиторной, внеаудиторной).

    Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение.

Указаны темы эссе, рефератов, курсовых работ и др. Приводятся контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, а также для контроля самостоятельной работы обучающегося по отдельным разделам дисциплины.

    Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) содержит перечень основной литературы, дополнительной литературы, программного обеспечения и Интернет-ресурсы.

    Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).Указаны фактические специализированные лаборатории и кабинеты с перечнем оборудования и технических средств обучения, обеспечивающих проведение всех видов учебной работы.

Необходимо также отметить достоинства рабочей программы, авторские разработки.

Заключение (варианты):

    Проект программы может быть использован для обеспечения основной образовательной программы по направлению подготовки __________ дисциплине (модулю) _________ как базовый вариант.

    ……может быть использован при устранении отмеченных недостатков….

    … не может быть использован, так как не соответствует требованиям ФГОС ВПО, примерной основной образовательной программы и др.

Рецензент _______________________________________________________

(Фамилия И.О., место работы, должность, ученая степень, ученое звание)

Дата _________________________

личная подпись М.П.

Приложение 4

Образец оформления внешней рецензии

РЕЦЕНЗИЯ

на рабочую программу

,

Марковой С.В.

ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского

(Первый казачий университет) »

Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования» (по отраслям).

Рабочая программа содержит паспорт, структуру и содержание учебной дисциплины, условия реализации рабочей программы, контроль и оценку результатов освоения учебной дисциплины.

В паспорте рабочей программы представлены цели и задачи – требования к результатам освоения дисциплины «Иностранный язык» (немецкий язык).

Программа рассчитана на 117 часов: 78 часов - аудиторные занятия, а также 39 часов для самостоятельной работы студентов (выполнение лексико-грамматических упражнений, тестовых заданий; чтение и перевод текстов страноведческого, социокультурного и общенаучного характера (со словарём); составление монологического (диалогического) высказывания на основе темы, ситуации, ключевых слов (с учётом определённой коммуникативной задачи); выпуск газет и подготовка мультимедийных презентаций социокультурной и общенаучной направленности). Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта.

Темы лексико-грамматического материала программы и требования к их овладению составлены в соответствии с целью обучения студентов различным видам чтения текстов социокультурного, общенаучного и профессионально – ориентированного характера, а также обучения студентов элементарным основам общения на бытовые и профессионально – ориентированные темы.

Наличие «Вводно – коррективного» раздела позволяет подвести студентов разного уровня подготовленности к работе над «Профессионально-ориентированным» разделом программы.

Разработанная программа обеспечивает реализацию образовательного процесса в соответствии с требованиями Федеральных образовательных стандартов третьего поколения.

Рецензент:

к. филол. н., доцент

«Иностранные

языки» ОмГТУ Т.Н.Шарапова

Приложение 5

Образец оформления внутренней рецензии

РЕЦЕНЗИЯ

на рабочую программу

по дисциплине: «Иностранный язык» (немецкий язык) ,

разработанную преподавателем высшей категории

Марковой С.В.

Сибирского казачьего института технологий и управления

ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского»

(Первый казачий университет)

Рабочая программа учебной дисциплины «Иностранный язык (немецкий язык)» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и предназначена для реализации общеобразовательной подготовки в рамках основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности среднего профессионального образования 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).

Рабочая программа содержит следующие структурные элементы:

    Титульный лист;

    Паспорт программы учебной дисциплины;

    Структура и содержание учебной дисциплины;

    Условия реализации программы;

    Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.

Титульный лист содержит сведения о разработчике программы и дате её утверждения.

В паспорте программы учебной дисциплины указаны область применения программы, место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы, цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины, количество часов на освоение программы учебной дисциплины.

В разделе «Структура и содержание учебной дисциплины» приводятся объем учебной дисциплины и виды учебной работы, включая максимальную, аудиторную нагрузку студентов, в том числе на контрольные работы и практические занятия, указываются виды самостоятельной работы, а также вид итоговой аттестации студентов.

В разделе «Тематический план и содержание учебной дисциплины» раскрывается рекомендуемая последовательность изучения разделов и тем программы с указанием запланированного уровня их усвоения, показывается распределение учебных часов по разделам и темам, а также указываются виды работы, в том числе: практические занятия; предусмотренные программой виды самостоятельной работы.

Программа рассчитана на 249 часов: 177 часов - аудиторные занятия, а также 72 часа для самостоятельной работы студентов (анализ лексико – грамматических соответствий (расхождений) русского и иноязычного сегментов; выполнение лексико-грамматических упражнений, тестовых заданий; чтение и перевод текстов страноведческого, социокультурного и общенаучного характера (со словарём); составление монологического (диалогического) высказывания на основе темы, ситуации, ключевых слов (с учётом определённой коммуникативной задачи); выпуск газет и подготовка мультимедийных презентаций социокультурной, общенаучной направленности и по специальности). Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта.

В программе ставится задача завершить формирование основ владения немецким языком, начатое в основной школе и обеспечить элементарные практические навыки владения языком в сфере бытового общения, элементарные профессиональные знания и умения для освоения специальности.

В грамматическом материале сделан акцент на овладение грамматическими конструкциями, необходимыми для перевода общенаучных, профессионально – ориентированных текстов на русский язык.

В разделе «Условия реализации учебной дисциплины» перечислены требования к материально-техническому и информационному обеспечению дисциплины. Раздел включает в себя: рекомендуемую литературу и средства обучения - указывается основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература, перечень рекомендуемых средств обучения, включая аудиовизуальные, компьютерные.

Раздел «Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины» включает показатели результатов обучения, показатели и критерии их оценки, а также формы и методы контроля.

Данная рабочая программа учебной дисциплины «Иностранный язык (немецкий язык)» соответствует содержанию Федерального государственного образовательного стандарта и может использоваться для изучения иностранного языка на базовом уровне в реализации образовательного процесса при подготовке квалифицированных специалистов по специальности 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Рецензент:

преподаватель высшей категории

ПЦК общеобразовательных дисциплин

СКИТУ (филиал) ФГБОУ ВО

«МГУТУ им. К.Г. Разумовского» МП ФИО

20___г. ____________________

Приложение 6

Образец оформления внутренней рецензии

РЕЦЕНЗИЯ

на рабочую программу по дисциплине

Электротехника и электроника

Специальность 190631 «Техническое обслуживание и ремонт

автомобильного транспорта» (Базовый)

1. Оценка соответствия материала требованиям ФГОС, рабочему учебному плану и примерной программе, а также его новизне и оригинальности

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями _ к уровню подготовки выпускников по данной специальности. Программа предусматривается вариативной частью учебного плана ГБОУ СПО МТК, в которой указаны дополнительные профессиональные компетенции, рекомендованные работодателями и социальными партнерами. Данная программа тесно связана с другими дисциплинами (механика, материаловедение, математика и др). Программа содержит все необходимые разделы: паспорт рабочей программы, умения, знания, цели и задачи учебной дисциплины; структуру учебной дисциплины и условия ее реализации; тематический план и содержание с указанием уровней освоения. Материал программы имеет практическую направленность и ориентирован на специальность.

2. Краткая оценка содержания материала с указанием ошибок и недостатков

Рабочая программа рассчитана на 102 часа аудиторных занятий и 51 час - самостоятельной работы. В рабочей программе отражены цели и задачи дисциплины, в тематическом планировании представлены основные разделы дисциплины, практические и лабораторные работы,приведена тематика внеаудиторных самостоятельных работ. В программе представлены 15 лабораторных работ по основным разделам дисциплины и 12 практических работ по отработке методов расчета электрических цепей постоянного и переменного токов. Рабочая программа предусматривает широкое применение информационных технологий.

3. Оценка материала по объему и предложения по расширению или сокращению этого объёма

Данная рабочая программа вполне достаточна по объему, включает в себя все_основные_дидактические единицы дисциплины. Содержание тем_изложено_ подробно,_лаконично__и__ясно.

4. Заключение по материалу в целом с обоснованием причин позитивного или негативного отзыва.

Рецензент__________________ «…..»________________20__г.

Литература

1 http:// umk –spo.biz

2 http:// sam seberepet.ucoz.ru

3 http://www.zavuch.ru/

Рецензия

Представленная программа содержит все структурные компоненты, содержание которых полностью раскрыты. Пояснительная записка раскрывает новизну программы, которая заключается и использовании авторской системы самостоятельной работы обучающихся. Педагогическая целесообразность объясняется в формировании у детей навыков самоконтроля посредством ведения индивидуальных дневников. Все обучение построено на принципах систематичности и последовательности; дифференцированного подхода; создание ситуации успеха. Образовательный процесс строится с учетом возрастных особенностей детей и подростков, разновозрастный состав учебной группы объясняется наличием у обучающихся базовой подготовки. Сроки реализации программы распределены на этапы, каждый этап программы предполагает получение обучающимися спортивного разряда согласно Российской единой спортивной классификации. В пояснительной записке представлены методы и формы работы, а также методы контроля и управления образовательным процессом. Ожидаемые результаты образовательной программы основываются на результатах прохождения индивидуального образовательного маршрута обучающихся. Образовательные цели и задачи представлены по этапам обучения, что определяет высокую технологичность данной программы.

Методическое обеспечение программы определяется перечнем необходимых условий и пособий для успешной реализации содержания программы. Наличествующая методическая база позволяет полностью реализовать данную образовательную программу, что подтверждается высокими результатами воспитанников данного объединения.

Список литературы состоит из 3-х разделов: основная литература, дополнительная литература и литература для обучающихся.

Вывод : дополнительная образовательная программа «Добро пожаловать в шахматное королевство» педагога дополнительного образования Мололкина Виктора Александровича составлена на высоком профессиональном уровне, прошла многолетнюю апробацию и подтверждена высокими результатами обучающихся. Данная программа может быть рекомендована для реализации в учреждениях дополнительного образования детей, в шахматных клубах.

Методист МОУ ДОД «Леинский ДЮЦ»______________И.Г.Паршева

Подпись методиста

Паршевой И.Г. заверяю _______________А.М.Захарова, директор МОУ ДОД

«Ленинский ДЮЦ»

Предварительный просмотр:

Рецензия

На программу дополнительного образования детей

«Добро пожаловать в шахматное королевство»

муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Ленинский детско-юношеский центр»

Ленинского района Волгоградской области.

педагог дополнительного образования детей

высшей квалификационной категории

В программе рассматриваются рассматриваются основные этапы шахматной игры: дебют, миттельшпиль, эндшпиль. Педагог решает сложные аспекты подготовки спортсменов по тактике и стратегии шахматной игры. Программа, рассчитанная на 4-х летний курс обучения, представляет несомненный интерес.

Данная программа актуальна, так как помогает в короткие сроки подготовить шахматистов-разрядников.

Мололкин В.А. использовал современные научно-методические разработки теоретиков шахмат, собственный многолетний опыт, советовался с ведущими специалистами города, области, страны.

Автором предложен ряд оригинальных собственных решений в преподавании шахмат: комплектование групп на основе спортивной подготовки, а не возрастного критерия; углубленное изучение дебютных схем с помощью специальной картотеки, удачное применение концентрического метода в преподавании сложных разделов тактики и стратегии шахмат.

Основой своей авторской программы является система самостоятельной работы в изучении шахмат. Тренер, используя собственные приемы, решает свою главную задачу – привитие любви к шахматам и самостоятельной работе над ними.

Благодаря изучению полного курса программы достигнуты высокие результаты- воспитанники Мололкина В.А. успешно выступают на первенство области и страны.

Председатель областной

Шахматной федерации / А.Худяков/

Предварительный просмотр:

Рецензия

На программу дополнительного образования детей

«Добро пожаловать в шахматное королевство»

муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Ленинский детско-юношеский центр»

Ленинского района Волгоградской области.

педагог дополнительного образования детей

высшей квалификационной категории

Программа рассчитана на 4 года. При ее подготовке автор консультировался с ведущими тренерами города Волгограда и области. Пояснительная записка раскрывает новизну данной программы, которая заключается с использовании созданной автором системы самостоятельной работы обучающимися. Авторский метод преподавания прослеживается в использовании специальных дебютных картотек, с помощью которых подбирается и отрабатывается дебютный репертуар каждого юного шахматиста. В программе большое внимание уделено самостоятельной работе ребят с шахматной литературой, анализу сыгранных партий. Выделены типичные ошибки при анализе партий и даны рекомендации по их преодолению.

Данная программа предполагает прохождение обучающимися индивидуального образовательного маршрута согласно его возможностям и базовому уровню подготовки.

Большое внимание уделяется развитию творчества и самостоятельности обучающихся, что имеет не только учебное, но и воспитательное значение.

Необходимо отметить высокий профессиональный уровень, последовательность и глубину образовательной программы. Автором предложен ряд оригинальных собственных решений в изучении таких сложных разделов, как «Стратегия» и «Эндшпиль».

Вывод: настоящая программа одна из лучших в Волгоградской области, в ней собраны все новейшие рекомендации за последние десятилетия. Программа опробована автором и позволила на практике достичь воспитанниками Мололкина В.А. высоких результатов.

Директор МОУ ДЮСШ № 20

г. Волгограда Н.П. Яхтенфельд