Приемы создания творческих образов в процессе воображения. Приемы создания образов воображения

Создание образов воображения связано с применением ряда приемов. Одним из них является комбинирование, сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее необычных комбинациях. Им пользуются художники, писатели, ученые, изобретатели.

Комбинирование – это не простое перемещение или перегруппировка элементов, не механическое сочетание сторон разных предметов, а результат сложной аналитико-синтетической деятельности, в процессе которой существенно преобразуются и сами элементы, из которых строится новый образ. В результате комбинирования получается не просто новое сочетание или комбинация неизменно взятых элементов, а новый образ, в котором отдельные элементы не просто суммированы, а преобразованы и обобщены. Писатели, художники, ученые, изобретатели целенаправленно подбирают элементы и преобразуют их, руководствуясь конкретной идеей, замыслом, общей композицией.

Частным случаем комбинирования является агглютинация - создание новых образов на основе «склеивания», объединения отдельных представлений в единое целое. На ее основе были созданы многие сказочные образы, которые представляют собой соединение частей тела человека и какого-либо животного или птицы – русалка, избушка на курьих ножках, сфинкс и т.п. Агглютинация проявляется не только в искусстве, но и в технике. Примером может служить создание троллейбуса (автобус и трамвай), аэросаней (самолет и сани) и пр.

Другим приемом воображения является акцентирование, подчеркивание тех или иных черт. Это достигается на основе выделения, абстрагирования и преобразования отдельных черт. При этом одни из них вовсе опускаются, иные упрощаются, освобождаются от ряда частностей, деталей. В результате преобразуется весь образ.

Один из видов акцентирования - заострение, подчеркивание каких-либо признаков. Этим приемом часто пользуются в карикатуре. Другой вид акцентирования уменьшение или увеличение всех особенностей изображаемого персонажа (гипербола). Примером чрезмерного преувеличения может служить изображение в сказках и былинах богатырей-великанов небывалых размеров и невиданной силы. Примером уменьшения размеров может служить сказочный «мальчик-с-пальчик».

В научном и техническом творчестве большое значение имеют такие приемы создания образов воображения, как схематизация. При схематизации отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства четко выступают. Синтез отдельных представлений в воображении может быть произведен при помощи типизации. Для типизации характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе. Этот прием широко применяется в художественной литературе.



Виды воображения

При классификации воображения могут быть использованы различные критерии. Различие видов воображения может быть связано с тем, насколько сознательно и активно отношение человека к процессу создания новых образов. По данному критерию различают пассивное и активное воображение.

Пассивное воображение протекает у человека как бы само собой, без заранее поставленной цели. Оно может проявляться в сновидениях, грезах и некоторых иллюзиях.

Активное воображение, наоборот, отличается целенаправленностью и обязательно сопровождается волевыми усилиями. Оно проявляется в виде воссоздающего (репродуктивного, воспроизводящего) и творческого воображения, а также мечты.

В основе деления воображения на творческое и воссоздающее положен критерий новизны и «самостоятельности» создаваемых образов.

Воссоздающее – вид воображения, в ходе которого у человека возникают новые образы на основе описаний, схем, чертежей, мысленных и материальных моделей.

Творческое – такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи. При создании таких образов личность проявляет максимум самостоятельности.

Всякий творческий процесс слагается из следующих основных этапов:

1. Постановка задачи (творческий замысел), т.е. уяснение и определение того, чего человек хочет достичь в результате своего творчества.

2. Работа над реализацией задачи. Это самый трудный «черновой» этап. На этом этапе изучается все, что было сделано в данной области ранее. Уточняется план, предпринимаются предварительные попытки практического решения.



3. Решение задачи, т.е. практическое выполнение в соответствии с творческим замыслом.

Процесс творчества часто продолжается годы, а иногда и десятилетия.

Особой формой творческого воображения является мечта. В отличие от других его видов мечта – создание образов желаемого будущего.

Виды воображения можно различать по соотношению образов с действительностью. Здесь выделяют реалистическое и фантастическое воображение.

Реалистическое воображение наиболее полно и глубоко отражает действительность, предвосхищает развитие событий и в максимальной степени воплощает в себе основные функциональные его возможности. Типичными продуктами такого вида воображения являются художественные произведения реалистического искусства.

Фантастическое воображение значительно «отлетает» от действительности, создает неправдоподобные образы, элементы которых в жизни несовместимы. Яркими примерами такого воображения являются мифические образы.

К фантастическому, нереалистическому воображению относится и такое, образы которого слабо связаны с жизнью. Сюда относится нелепое «фантазерство», пустая мечта, грезы, «маниловщина».

Воображение одного человека отличается от воображения другого по ряду качеств. Среди них следует отметить такие, как:

Сила, которая характеризуется степенью яркости возникающих образов;

Широта, определяющаяся количеством образов, которые способен создать человек;

Критичность, которая определяется тем, в какой степени фантастические образы создаваемые человеком, сближаются с реальной действительностью.

Литература

1. Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. М., 1995.

2. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. Т. 2. С. 436-454.

3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1998.

4. Коршунова Л.С., Пружинин Б.Н. Воображение и рациональность. М., 1989. С. 18-39; 83-97; 113-138.

5. Найссер У. Познание и реальность. М., 1981. С. 141-165.

6. Немов Р.С. Психология: В 2 кн. М., 1994. Кн. 1.

7. Розет И.М. Психология фантазии. Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности. Минск, 1977.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 344-360.

9. Никифорова О.И. Исследование по психологии художественного творчества. М., 1972. С. 4-50.

10. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М., 1982.

План-задание для самостоятельной работы

1. Проведите самозачет, определив понятия: агглютинация, воображение, мечта, схематизация, творчество, типизация.

2. Подготовьтесь к устному выступлению на семинаре по теме «Воображение и его роль в познании». Используйте рекомендуемую литературу .

3. Составьте схему видов воображения. Охарактеризуйте каждый вид и покажите его значимость в практической деятельности человека.

4. Определите особенности воссоздающего воображения учащихся вашего класса. С этой целью зачитайте 2-3 отрывка из литературных произведений. Затем предложите проанализировать особенности приведенных текстов и ответить на вопросы: влияет ли текст на характер воссоздания содержания? Если да, то с чем это связано?

Предложите испытуемым рассмотреть чертежи различных предметов, а затем зарисовать:

Затем они должны ответить на вопросы: «Что изображено на плане?», «Что вы изобразили на рисунке?», «Достаточно ли исходного материала для его выполнения?», «Учтены ли в рисунке все детали плана?», «Какой вид воображения проявился в данном случае

Проделанная работа поможет убедиться в том, что воссозданное воображение может развертываться на основе схем, чертежей.

5. Выявите экспериментальным путем некоторые особенности творческого воображения.

” Испытуемые прослушивают начало рассказа, затем им предлагают придумать продолжение и окончание рассказа. Дается время – 10 мин.

” В качестве критериев оценки используются следующие показатели: законченность рассказа, яркость и оригинальность образов, необычность поворота сюжета, неожиданность концовки.

” Испытуемым предлагается, используя слова «ключ», «шляпа», «лодка», «сторона», «кабинет», «дорога», «дождь», составить логически связанный рассказ. Оценку проведите с использованием критериев, указанных в предыдущем задании.

” Предложите начертить в тетради кружок диаметром 2 см, а затем прибавить к нему сколько угодно штрихов и получить осмысленный законченный рисунок предмета:

Далее чертится такой же круг, но справа и слева помещается по черточке. Это будет исходный материал. К нему надо добавить сколько угодно других штрихов и получить изображение предмета. После окончания выполнения всего задания предлагается сравнить, при каком варианте задача решается легче и почему. Данное задание позволит выявить особенности творческого воображения.

6. Определите особенности воображения с помощью несложной методики «Нарисуй дом».

Испытуемым дается инструкция: «Нарисуйте то, что сразу же возникает в вашем воображении при упоминаний слова «дом». Характер рисунка позволит сделать заключение о некоторых особенностях познавательной деятельности, в том числе воображения. Сопоставьте рисунки с приведенными стандартами.

Городской дом

Речь идет о многоэтажном здании. Этот рисунок позволяет судить о чертах сухого, замкнутого человека, склонного сосредоточиваться на своих собственных проблемах, которыми он не делится.

Небольшой низкий дом

Человек, который рисует дом с очень низкой крышей, скорее всего, чувствует себя усталым, утомленным, любит вспоминать о прошлом, хотя и в нем обычно не находит ничего приятного.

Замок

Такой рисунок раскрывает нечто ребяческое в характере, несерьезное, легкомысленное. Он означает преувеличенное воображение человека, который обычно не успевает справляться со своими обязанностями.

Просторный сельский дом

Он означает необходимость расширения своей жилплощади. Если человек, рисующий такой дом, бездетен, одинок, то, возможно в этом выражается его потребность создать семью, растить детей. Если дом окружает железная ограда, то это, скорее всего, говорит о замкнутом характере. Если вокруг дома «живая изгородь», то это означает обратное – доверие к другим. Чем забор (ограда) ниже, тем выше у этого человека склонность к общению. Огромное окно, скорее всего говорит об открытости, радушии, дружелюбии. Одно или несколько небольших окон, окон с решетками, ставнями – показатель скрытности, наличия комплексов, жадности, неумения ни давать, ни принимать что-либо от других.

Двери

Если они расположены посередине фасада, это говорит о приветливости, гостеприимстве. А крыльцо – о еще большем великодушии, чувстве уверенности в себе.

Открытая дверь означает общительность. Закрытая -- замкнутость. Если дверь расположена сбоку, это знак недостаточной общительности. Такой человек не так легко идет на контакт. Если дверь закрывает почти весь фасад, подобное свидетельствует о легкомысленности, непредсказуемости в поступках, но и о великодушии, иногда даже чрезмерном.

Трубы

Отсутствие на рисунке трубы – признак бесчувственности. Труба, из которой не идет дым, означает то же самое, но эта черта характера вызвана, без сомнения, целым рядом разочарований в жизни. Труба с дымом – признак великодушия, а если к тому же на трубе прорисованы даже кирпичики, какие-то мелкие летали, то это свидетельствует о жизненном оптимизме.

Сделайте выводы из проделанной работы.

7. Решите следующие психологические задачи. Определите, какие приемы (агглютинация, гиперболизация, заострение, типизация) использованы для создания образов творческого воображения. По каким признакам это можно установить?

В мифах и легендах древних описываются различные фантастические существа – кентавры (существа с головой человека и телом лошади), сфинксы (существа с головой человека и телом льва), драконы и др.

Какие приемы создания образа воображения использованы изобретателями при конструировании аэросаней, танка-амфибии, дирижабля, экскаватора, троллейбуса и других механизмов?

«... старый старичок

Худой, как зайцы зимние,

Весь бел, и шапка белая,

Высокая, с околышем

Из красного сукна,

Нос клювом, как у ястреба,

Усы седые, длинные

И – разные глаза:

Один, здоровый – светится,

А левый – мутный, пасмурный,

Как оловянный грош!

(Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»)

Мечта - образ желаемого будущего, мотив деятельности, необходимое условие претворения в жизнь творческих сил человека.

Воссоздающим называется то воображение, которое воссоздает образы по описанию, на основе текста, рассказа, на основе ранее воспринимавшихся образов.

При творческом воображении происходит самостоятельное создание новых образов .

По характеру образов воображение может быть конкретным и абстрактным .

Конкретное оперирует единичными, вещными, с деталями образами.

Абстрактное оперирует образами в виде обобщенных схем, символов.

Но эти два вида нельзя противопоставить, т. к. между ними существует множество взаимопереходов.

Ценность человеческой личности во многом зависит от того, какие виды воображения преобладают в ее структуре. Если преобладает творческое воображение, реализуемое в деятельности, то это говорит о высоком уровне развития личности.

Одним из высших видов творческого воображения является мечта.

В этой связи мечта человека - одна из его содержательных характеристик. В мечте отражаются направленность личности и степень ее активности.

Процесс воображения не является чисто произвольным, он имеет свои механизмы. Для создания образов фантазии человек пользуется достаточно ограниченным количеством приемов.

1. Комбинирование - сочетание данных в опыте элементов в новых комбинациях (обычно это не случайный набор, а подбор определенных черт). Этот способ очень распространен и применяется в науке, техническом изобретательстве, искусстве, художественном творчестве. Частным случаем комбинирования является агглютинация - «склеивание» различных деталей, свойств, не соединимых в реальной жизни.

Примерами агглютинации могут служить сказочные и фантастические образы - избушки на курьих ножках, ковра-самолета, русалки, кентавра, человека-амфибии и т. п.

2. Гиперболизация - преувеличёние предмета; изменение количества частей предмета и их смещение - драконы, многорукие богини, Змей-Горыныч и т. п.

3. Акцентуирование - выделение, подчёркивание каких-либо черт и сторон предмета или явления. Акцентирование активно используется писателями-сатириками, художниками при создании дружеских шаржей, выразительных образов.

4. Типизация - специфическое обобщение, для которого характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе. Типизация широко используется в искусстве, художественной литературе. К примеру, образ «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтов создавал, объединив типичные черты современников, образ Наташи Ростовой, по воспоминаниям Л.Н. Толстого, включает типичные черты его собственного идеала женщины.


Помимо указанных приемов воображение пользуется и другими преобразованиями:

иносказаниями (аллегория, метафора и т. д.)

символами , в которых происходит слияние образа и значения.

// Прокомментируйте следующий пример с позиций психологии воображения.

Ученик так выразил свое понимание стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утес»: «Тучка - это мимолетная радость, посетившая человека. Она согрела его, оставила хорошее воспоминание и улетела. И этот человек после мимолетной радости еще острее чувствует свое одиночество...»

Назовите приемы создания образов воображения в, следующих примерах:

«... за столом сидят чудовища кругом: один в рогах с собачьей мордой, другой с петушьей головой. Злая ведьма с козьей бородой, тут остов чопорный я гордый, там карла с хвостиком, а вот полужуравль и полукот» (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: сон Татьяны).

«... старый старичок: худой как зайцы зимние. Весь бел и шапка белая, высокая с околышем из красного сукна. Нос клювом как у ястреба, усы седые, длинные. И разные глаза...» (Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»).

«Еще страшней, еще чуднее: вот рак верхом на пауке, вот череп на гусиной шее, вертится в красном колпаке, вот мельница вприсядку пляшет и крыльями трещит и машет» (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: сон Татьяны).

«А то свищет соловей, да по-соловьиному. Он кричит - злодей, разбойник - по-звериному. И от его ли-то от посвисту соловьего. И от его ли-то от покрику звериного. То все травушки-муравушки уплетаются, Все лазоревы цветочки осыпаются»... (былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»).

Создание человеком образов новых объектов обусловлено нуждами его жизни и деятельности. В зависимости от заданий, которые возникают перед ним, активизируются некоторые следы предыдущих впечатлений и образуются новые комбинации ассоциативных связей. Этот процесс бывает разной сложности в зависимости от цели, содержания и предыдущего опыта человека.

Самой элементарной формой синтезирования новых образов является аглютинация (от лат. аglutinare - склеивание) . Это создание образов путем соединения качеств, особенностей или частей, взятых с разных объектов. Например, такими являются сказочные образы русалки - полуженщины, полурыбы, кентавра - получеловека, полуконя, в техническом творчестве - троллейбуса - соединение особенностей трамвая и автомобиля.

Приемом создания новых образов является аналогия. Суть этого приема лежит в том, чтобы создаваемый новый образ похож на реально существующий объект, но в нем проектируется принципиально новая модель явления или факта. На принципе аналогии базируется новая отрасль инженерного дела - бионика. Бионика выделяет некоторые особенности живых организмов, которые становятся основными по поводу конструирования новых технических систем. Так было создано много разных приборов - локатор, «электронный глаз» и др.

Новые образы могут создаваться при помощи подчеркивания. Этот прием лежит в специальном усилении в объекте некоторых признаков, которые оказываются доминирующими на фоне других. Рисуя дружеский шарж или карикатуру, художник находит в характере или внешности человека что-то неповторимое, присуще только ей и отмечает на этом художественными средствами.

Создать новые образы можно путем преувеличения (или уменьшения) характеристик объекта. Этот прием широко используется в сказках, народном творчестве, когда герои наделяются сверхъестественной силой (Добрыня Никитич, Змей Горыныч и т.д.) и осуществляют подвиги.

Самым сложным способом создания образов воображения является создание типичных образов. Этот способ нуждается в длительной творческой работе. Художник создает предыдущие эскизы, писатель - варианты произведения. Так, при создании картины «Явление Христа народу» художник О.Иванов сделал около 200 эскизов.

Воображение, которое присутствует в художественном творчестве, можно проиллюстрировать выражением К. Паустовского: « Каждая минута, каждое брошенное невзначай слово и взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждое незаметное движение человеческого сердца, так же как и летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже, ? все это крупинки золотой пыли.

Мы, литераторы, извлекаем их десятилетиями, эти миллионы песчинок, собираем незаметно для самих себя, превращаем в сплав и потом выковываем из этого сплава свою «золотую розу» ? повесть, роман или поэму.» Течение творческого процесса связано с возникновением многих ассоциаций. Их актуализация подчиняется цели, нуждам и мотивам, которые доминируют в актах творчества. Большую роль в создании образов воображения играет практическая деятельность. Пока созданный образ существует только «в голове», он не всегда понятен до конца. Воплощая этот образ в рисунке или модели, человек проверяет его реальность.

Основой по поводу создания образов воображения является взаимодействие двух сигнальных систем. Соотношение чувственного и языкового, образа и слова набирает разного характера в разных видах воображения в зависимости от конкретного содержания деятельности, в которую включается создание образов.

Воображение – это процесс, в котором человек мысленно создает образы материальных вещей, представляет свое будущее и фантазирует на тему, что могло с ним быть, если бы он поступил по-другому в прошлом.

Благодаря ему создаются новые модели одежды, приборов, машин, пишутся картины, стихи, пьесы, песни и проектируются здания – это показатель работы .

А вот пассивное позволяет нам только создавать воображаемый мир, который не материализуется, мы представляем себя в какой-то другой роли или живущими в другой стране, моделируем ту или иную ситуацию, мысленно одеваем созданную нами же одежду, но в реальной жизни этого не воплощаем.

Процесс создания образов воображения

Наше сознание не может создавать что-либо без каких-либо знаний и опыта. Только владея определенной информацией мы можем нарисовать мысленно новый объект. Процессы воображения работают поэтапно. Сначала мы представляем уже знакомый нам объект материального мира, который видели вживую или на картинках, а потом наделяем его новыми свойствами и функциями, придумываем, как его можно использовать не по назначению, также не редко совмещаются несколько объектов в одном.

Например, телефоны наделяются новыми функциями – фотоаппаратами и видеокамерами, средствами выхода в интернет, а некоторые продукты питания используются в косметических целях – овсяные хлопья используются в качестве скраба для лица и тела, а ягоды выступают в роли питающей маски. По такому же принципу пишутся картины, придумываются сказки и создаются скульптуры.

Процесс создания воображения, исходя из предшествующего опыта, у всех протекает по-разному, его можно развивать с помощью различных методик и игр.

Но нужно понимать, что не одна методика не поможет даже мысленно создать картинку слепому от рождения человеку, а глухой с раннего возраста не в состоянии придумать мелодичную музыку, похожую на песню соловья. Только основываясь на полученные ощущения и впечатления можно творить новое, именно поэтому творческие люди так часто пробуют свое мастерство в различных направлениях, много путешествуют и читают.

Презентация: "Воображение"

Методики создания образов воображения

Наше мышление создает новые предметы, используя различные методики обработки имеющихся знаний и впечатлений – это приемы воображения, их несколько.

Наиболее распространенные из них:

  • комбинирование – объединение нескольких частей различных объектов, например, телефон с фотокамерой, многофункциональные инструменты, сказочные герои – русалочка, кентавр, избушка на курьих ножках;
  • аналогия – это методика создания объектов схожих по своим функциям с чем-то уже существующим, по такому принципу были созданы самолеты, прототип которых птицы, фото и видеокамеры устроены также как наши глаза;
  • гиперболизация – когда объект наделяется свойствами чрезмерного увеличения или уменьшения каких-либо его частей и свойств, по такой методике придуманы Гулливер, Дюймовочка, созданы корабли в бутылках и фигуры в ушках иглы;
  • акцентирование – подобные приемы воображения основаны на усиление имеющихся качеств, так например авторы многих книг создают положительного героя и постоянно подчеркивают это в контексте текста;
  • типизация – выделяет основные черты у группы схожих объектов, так создается обобщенное мнение о национальных костюмах разных народов, их внешности и обычаях;
  • придача – это методика наделяет объекты не свойственными им функциями, в сказках такими являются сапоги-скороходы и ковер-самолет;
  • перемещение – прием, который субъективно перемещает объект в не свойственные ему условия, так создаются новые сорта растений и по этому принципу были созданы зоопарки.

Презентация: "Развитие воображения младших школьников"


Приемы воображении, как правило, работают в комплексе. Ярким примером является создание современного смартфона, который совмещает в себе возможности телефона, компьютера, Wi-Fi роутера и фото и видеокамеры, которая создана по принципу работы наших глаз, но, несмотря, на равнозначную работу этих функций, акцент ставиться, все же, именно на то, что это телефон.

На что способно наше воображение

Многие считают его чем-то второстепенным и не важным, но сила воображения способна на многое. Мечтая мы наделяем привычные нам вещи новыми свойствами, которые впоследствии воплощаются в жизнь ведущими компаниями-разработчиками. Также создаются сценарии пьес и фильмов, собирающие целые залы. Но техника и искусство не придел способностей нашей фантазии.

Сила воображения действует на все наши клетки, поскольку мозг не различает видим или чувствуем мы что-то определенное в реальной жизни или просто представляем.

Так для примера, представьте, что вы жуете дольку лимона. Чувствуете, как увеличилось слюновыделение? Так происходит со всеми нашими мыслями.

Существует масса методик, которые с помощью воображения позволяют не только достигать поставленных целей, но справляться с болезнями. Суть их состоит в том, чтобы человек думал только о позитивных вещах, максимально точно моделировал свое ближайшее будущее и то, что с ним будет через 5-10 лет. Это по-настоящему работает, только заниматься этим нужно периодически, а постоянно.


Создавая мысленно позитивные картины своего будущего и настоящего, формируется не только хорошее настроение, которое помогает справляться со всеми текущими проблемами и болезнями, но и формирует планы, цели и методики их достижения. Сила воображения может использоваться и для формирования негативных образов, в этом случае мы даем отрицательный настрой всему организму и избежать заболеваний в этом случае очень нелегко.

Старайтесь думать только о позитивном, и оно к вам притянется.

Дубровина И.В. Психологические механизмы или приемы создания образов воображения // Практическая психология и логопедия. - №4 (33). – 2008. – С.46-49

В образах воображения всегда есть черты различных образов, известных чело­веку. Но в новом образе они преображены, изменены, соединены в необычных сочетаниях. Сущность воображения заключается в способности подмечать и выделять в предметах и явлениях специфические признаки и свойства и переносить их на другие предметы. Выделяют несколько психологических механизмов или приемов создания образов воображения.

Комбинирование - сочета­ние отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее необычных комбинациях.

Но комбинирование - это творческий синтез, а не простая сумма уже известных частей, это процесс существенного преобразования элементов, из которых строится новый образ. Например, у А. С. Пушкина:

У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том, И днем и ночью кот ученый. Все ходит по цепи кругом. Идет направо - песнь заводит, Налево - сказку говорит... Там чудеса, там леший бродит, Русалка на ветвях сидит...

Частный случай комбинирования - агглютинация (от лат. аggluttnare - приклеивать). Это способ создания нового образа путем соединения, склеивания совершенно разных объектов или их свойств, например кентавр, дракон, сфинкс или ковер-самолет: способность птиц летать перенесли на другой предмет. Это сказочный образ - не учитываются условия, при которых ковер мог бы летать. Но само воображаемое перенесение способности птиц к полету на другие тела оправданно. Потом изучили условия полета и осуществили мечту - изобрели самолет. В технике это аэросани, танк-амфибия и т. д.

С помощью комбинирования свойства одного предмета переносятся на другой. Детали, которые сочетаются в новый образ, могут быть даны и в словах. Этим приемом воспользовался известный итальянский сказочник Дж. Родари, который придумал особый «бином фантазии». С помощью этого бинома можно научиться придумывать разные истории и сказки.

«Бином» - значит «состоящий из двух частей». Для бинома берутся два слова. Но это не должны быть любые слова. Это должны быть слова, соседство которых было бы необычным. Вот как об этом пишет Дж. Родари: «Надо, чтобы два слова разделяла известная дистанция, чтобы одно было достаточно чуждым другому чтобы соседство их было необычным, - только тогда воображение будет вынуждено активизироваться, стремясь установить между указанными словами родство, создать единое, в данном случае фантастическое целое...».

Дж. Родари сравнивает сочетания «конь - пес» и «шкаф - пес». В первом, с его точки зрения, «воображение остается безразличным». Совсем другое дело - вто­рое сочетание. «Это, - пишет Дж. Родари, - открытие, изобретение, стимул». Это и есть «бином фантазии».

Акцентирование - подчеркивание отдельных черт того или иного человека, существа, предмета. Этим приемом часто поль­зуются при рисовании карикатур и дружеских шаржей, преувели­чивая, заостряя отдельные черты персонажей.

Акцентирование проявляется в нескольких специфических действиях:

а) утрирование - намеренное подчеркивание особенностей внешнего облика человека, качеств предмета;

б) гиперболизация - преувеличение или миниатюризация - преуменьшение (мальчик с пальчик, великан, Дюймовочка, семиглавый Змей Горыныч).

Преувеличение и утрирова­ние отдельных черт часто используются в сказках, художественных произведениях. Например, у любопытного Буратино длинный нос. Очень большой нос и у героя пьесы Э. Ростана «Сирано де Бержерак». Этот нос во многом определяет характер героя. Вот что по этому по­воду говорит один из персонажей:

«А нос! Не только он велик,

Он прямо ненормален!..

Натура Сирано недаром так горда,

И нос с гасконской гордо­стью он носит;

Но каждый, увидав тот нос, невольно спросит:

«Когда ж его он снимает?» Господа!

Его он не снимает никогда».

Эти приемы очень широко используются в самых разных видах деятельности человека. Напри­мер, в технике с помощью миниатюризации создали микросхемы, без которых невозможны были бы многие современные приборы.

Противопоставление - это наделение предмета, существа признаками, свойствами, противоположными известным. У изобретателей этот прием называется «сделай наоборот». Например, сделать неподвижное подвижным. Как в сказке «По щучьему веле­нию» - печка начинает ездить. Можно сделать вредное полезным. При ангине, например, нельзя есть ничего холодного. Но иногда больным ангиной специально дают мороженое. Можно превратить постоянные признаки предмета во временные и наоборот.

Существует знаменитая задача, которую психологи предлагали многим людям. Придумал ее психолог К. Дункер. Человеку дают весы с двумя чашами (на одну чашу кладется предмет, а на другую - гирьки), набор разных мелких предметов, среди них коробок спичек и свеча. Предлагается установить свечу и остальные предметы на весах так, чтобы сначала чаши оказались в равном положении, а через некоторое время это равновесие само собой нарушилось.

Лишь немногие из тех, кому предлагалась эта задача, смогли ее решить, да и то только после подсказки экспериментатора.

В чем трудность этой задачи? Обычно на одну чашу весов сразу ставят предмет, который надо взве­сить, и больше его не трогают, а все внимание сосредоточивается на другой чаше весов, куда кладут разные предметы - их называют разновесы - для того, чтобы чашки весов выровнялись. Эти разно­весы добавляют, убирают, меняют. Так и действовали большинство из тех, кто участвовал в этих опытах. И мало кто догадался," что здесь требуется «действие наоборот» - совершить действие над предметом, который взвешивается. Проще говоря, зажечь свечу, которая будет сгорать, и ее вес уменьшится.

Прием «все наоборот» использован в пылесосе. Обычно пылесос всасывает воздух, а вместе с ним и пыль. Но в некоторых моделях предусмотрена операция, которая позволяет пылесосу, наоборот, выдувать воздух. Такие пылесосы используют для окраски стен и потолков.

Типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных образах.

Этот механизм часто используется при создании литературных образов - на первый план выходят такие черты персонажа, которые характеризуют многих людей. Типизация самый сложный путь создания образа творческого воображения, это обобщение и эмоциональная насыщенность образа. М. Горький писал, что талантливыми можно считать тех литераторов, которые хорошо владеют приемами наблюдения, сравнения, отбора наиболее характерных особенностей людей и включения «воображения» этих особенностей в одно лицо.

Знание этих приемов дало возможность управлять созданием образов. Оно позволило научить людей тренировать свое творческое воображение, придумывать новое.


Похожая информация.