Проблемы послевоенного мирного урегулирования. Вопросы и задания


Послевоенное мирное урегулирование в Европе.

Последствия Второй Мировой войны

Вторая мировая война была самой тяжелой и кровавой войной в истории человечества. Во время войны погибло не менее 60 миллионов человек , в том числе около 27 миллионов граждан Советского Союза . Десятки миллионов людей были ранены стали инвалидами. Война опустошила целые страны, обратила в развалины города и села, превратила в беженцев миллионы людей. Только в Европе число так называемых перемещенных лиц, вынужденных покинуть свое место жительства превысило 11 млн. человек. Людские потери во второй мировой войне были почти в шесть раз больше, чем в первой мировой войне, а материальный ущерб - в 12 раз больше. Из 4,5 млн. советских военнослужащих, захваченных в плен Германией, вернулось домой только 1,8 млн человек. В специально созданных немецких лагерях смерти гитлеровцы уничтожили более 11 миллионов человек , в том числе 6 миллионов евреев.

В результате второй мировой войны резко изменилось соотношение сил на мировой арене. Германия, Италия, Япония которые до войны принадлежали к числу великих держав, потерпев поражение, на время превратились в зависимые страны, оккупированные иностранными войсками Их экономика была разрушена войной, и они в течение ряда лет не могли соперничать со своими прежними конкурентами. Франция разгромленная Германией в 1940 г и в течение четырех лет - с 1940 по 1944 г - оккупированная немецко-фашистскими войсками, временно утратила положение великой державы. Великобритания успешно завершила войну в качестве одной из трех великих держав-победительниц, однако ее позиции оказались ослабленными. В экономическом и военном отношении она далеко отстала от США и находилась в зависимости от американской помощи. Только Соединенные Штаты Америки вышли из войны значительно усилившимися. Не ведя военных действий на своей территории, избежав военных разрушений и крупных людских потерь, они далеко обогнали все остальные страны в экономическом и военном отношении. Только Соединенные Штаты имели атомное оружие; их флот и авиация были сильнейшими в мире, объем их промышленного производства был больше, чем во всех остальных странах, вместе взятых. США превратились в гигантскую «сверхдержаву» лидера капиталистического мира претендующего на мировую гегемонию.
Второй «сверхдержавой» стал Советский Союз . Одержав победу, несмотря на колоссальные жертвы и разрушения, внеся решающий вклад в разгром гитлеровской Германии, Советский Союз в небывалой степени увеличил свою мощь, влияние и престиж. К концу войны Советский Союз располагал самой крупной в мире сухопутной армией и огромным промышленным потенциалом, превосходящим потенциал любой другой страны, за исключением США. Вооруженные силы СССР находились во многих странах Центральной и Восточной Европы, в Восточной Германии, в Северной Корее Советский Союз контролировал положение в странах Народной демократии и пользовался их полной поддержкой, а также поддержкой Северной Кореи и Китая - самой многонаселенной страны мира.

Оккупационные режимы Германии, Австрии и Японии.

На Ялтинской и Потсдамской конференциях СССР, США и Великобритания договорились о том, что после капитуляции Германия будет подвергнута длительной оккупации. Целями оккупации являлись разоружение, демилитаризация и денацификация Германии, в том числе полное упразднение ее вооруженных сил, уничтожение фашистской партии и всех других фашистских организаций, подготовка к реконструкции германской политической жизни на демократической основе.
Территорию Германии разделили на четыре зоны оккупации советскую - на востоке, английскую - на северо-западе, французскую - на западе и американскую - на юго-западе Столица Германии Берлин, находившаяся на территории советской зоны, также делилась на четыре сектора оккупации советский английский, французский и американский Верховную власть в Германии временно осуществляли главнокомандующие союзными войсками, каждый в своей зоне оккупации. Координацию действий четырех держав по всем вопросам затрагивающим Германию, осуществлял Контрольный совет, состоявший из командующих оккупационными войсками Общее управление Берлином возлагалось на четырехстороннюю межсоюзническую комендатуру. Контрольный совет и межсоюзническая комендатура действовали по принципу единогласия.

Поскольку Австрия в 1938-1945 гг. входила в состав Германии, она также подверглась оккупации. Подобно Германии Австрия была разделена на четыре зоны оккупации : советскую, английскую, американскую и французскую. Верховную власть в Австрии временно осуществлял Союзнический совет, состоявший из представителей СССР, США, Великобритании и Франции. В октябре 1945 г в Австрии были проведены выборы и сформировано правительство, но оккупационный режим сохранился, потому что Советский Союз отказывался заключать мирный договор с Австрией, пока не будет подписан мирный договор с Германией.

В Японии, в отличие от Германии и Австрии, не существовало различных зон оккупации. Оккупацию территории Японских островов, а также территории Каролинских, Маршалловых и Марианских островов в Тихом океане, находившихся до второй мировой войны под властью Японии осуществляли только американские войска. Созданные по соглашению между СССР, США и Великобританией Союзный совет и Дальневосточная комиссия для Японии, состоявшие из представителей США, СССР, Китая и Великобритании, не располагали реальной властью и могли лишь давать не обязательные для выполнения рекомендации главнокомандующему американскими оккупационными войсками. Фактически американские оккупационные власти единолично контролировали всю деятельность японского правительства.

На конференции в Ялте было достигнуто соглашение о разделительной линии между советскими и англо-американскими войсками, действующими в Европе. Она проходила с севера на юг от Балтийского моря через Германию и Австрию, по границе Югославии с Италией вплоть до Адриатического моря. Территории к востоку от этой линии, за исключением Греции освобождались советскими войсками, к западу от нее – англо-американскими. Аналогичная разделительная линия была намечена в Корее. В зону американской оккупации вошла и Южная Корея (до 38-й параллели), тогда как Северная Корея (где впоследствии образовалась Корейская Народно-Демократическая Республика) была занята советскими войсками

Образование ООН

Важным событием международной жизни первых послевоенных лет было создание Организации Объединенных Наций (ООН), главной задачей которой являлось поддержание международного мира и безопасности, развитие сотрудничества между народами и государствами.
По предварительной договоренности между СССР, США и Великобританией, достигнутой на конференции глав трех великих держав в Ялте, Учредительная конференция ООН открылась в апреле 1945 г в Сан-Франциско (США). На нее были приглашены государства объявившие войну Германии и другим странам фашистского блока. Конференция приняла Устав ООН, зафиксировавший важнейшие принципы международного права развитие дружественных отношений между нациями на основе равноправия и самоопределения народов, невмешательство во внутренние дела других государств, разрешение международных споров мирными средствами, воздержание от угрозы применения силы. В Уставе указывалось, что международное сотрудничество должно осуществляться в духе «уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии».
Согласно Уставу, руководящими органами ООН являются Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности . Генеральная Ассамблея, т.е. собрание всех членов ООН, где каждая страна имеет один голос, периодически собирается на сессии, которые рассматривают общие принципы международного сотрудничества и проблемы, связанные с поддержанием международного мира и безопасности Решения Генеральной Ассамблеи носят не обязательный, а рекомендательный характер, но обладают высоким международным авторитетом. Совет Безопасности, на который возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности, принимает решения, обязательные для членов ООН Совет Безопасности состоит из постоянных и непостоянных членов. Постоянными членами являются пять великих держав: СССР, США, Великобритания, Китай, Франция. Непостоянные члены, в число которых первоначально входило шесть стран, избираются Генеральной Ассамблеей сроком на два года. Решения Совета Безопасности действительны лишь при условии единогласия всех его постоянных членов.
В ООН действуют Экономический и Социальный совет. Совет по опеке, Международный суд и Секретариат во главе с Генеральным секретарем, избираемым Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с правом переизбрания еще на один срок. Кроме того при ООН существует ряд международных специализированных организаций, в том числе завоевавшая большой авторитет Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) День вступления в силу Устава ООН - 24 октября 1945 г. - ежегодно отмечается как день ООН.


В 1945 г членами ООН стало 51 государство - участники конференции в Сан- Франциско. Страны фашистского блока - Германия, Япония. Италия и их союзники - сначала не допускались в ООН. Затем количество членов ООН значительно увеличилось и к концу 50-х годов достигло 83. Постепенно ООН стала наиболее авторитетной международной организацией, играющей крупную роль в деле сохранения мира, предотвращения ядерной войны, борьбы против колониализма, защиты прав человека

Процессы нал главными военными преступниками.

В соответствии с соглашениями военного времени СССР, США, Англия и Франция учредили Международный военный трибунал для суда над главными военными преступниками. Заседания трибунала открылись 20 ноября 1945 г. в городе Нюрнберге, где раньше проходили съезды фашистской партии. Суду были преданы 24 оставшихся в живых главных нацистских военных преступника, в том числе заместители Гитлера Геринг и Гесс, адмирал Дениц, сменивший Гитлера на посту главы правительства бывший канцлер Папен, министр иностранных дел Риббентроп руководители военного командования Кейтель и Йодль, банкир Шахт. Им было предъявлено обвинение в заговоре против мира путем подготовки и ведения агрессивных войн, в военных преступлениях и в преступлениях против человечности, заключавшихся в частности, в обращении в рабство и массовом истреблении мирного населения по политическим, расовым или религиозным мотивам.
1 октября 1946 г трибунал приговорил 12 обвиняемых к смертной казни через повешение, остальных - к различным срокам тюремного заключения. Трибунал признал преступными организациями руководство нацистской партии, охранные и штурмовые отряды (СС, СД и гестапо). Вопреки особому мнению члена трибунала от СССР, трибунал счел возможным не применять смертную казнь к Гессу, осудив его на пожизненное заключение, оправдан Шахт и Папена, не признал преступными организациями правительство, генеральный штаб и высшее военное командование Германии.
Главные японские военные преступники также были преданы суду Международного военного трибунала, заседания которого проходили в столице Японии Токио с 3 мая 1946 г по 12 ноября 1948 г. Обвинения в подготовке и развязывании агрессивных войн, нарушении международных договоров, правил и обычаев ведения войны (в частности, убийств военнопленных) были предъявлены 28 бывшим руководящим деятелям Японии. В их числе находились 4 бывших премьер- министра, 11 министров командующие армией и флотом, 7 обвиняемых, в том числе бывшие премьер-министры Тодзио и Хирота были повешены, остальные осуждены на различные сроки тюремного заключения.
Нюрнбергский и Токийский процессы над главными военными преступниками были первыми в истории судебными процессами над организаторами агрессивных войн и других преступлений против мира и человечности. Их приговоры осуждающие агрессию, военные преступления, террор против мирного населения не только покарали главных военных преступников, но и стали важным источником международного права

  1. Составьте план рассказа: основные экономические, социальные, политические последствия второй мировой войны для стран - основных ее участниц.
  2. Что означают термины «железный занавес», «холодная война», доктрина «сдерживания», план «Маршалла».
  3. В чем заключалась суть плана «Маршалла». Почему СССР требовал от стран Восточной Европы не принимать участие в этом плане?
  4. Сопоставьте содержание фрагментов двух договоров (документы в колонке справа)- о создании Северо-Атлантического союза и Варшавского. Какие общие и различающиеся положения вы можете отметить? О чем говорят даты заключения этих договоров
  5. Охарактеризуйте ООН. С какой целью создавалась? Какую структуру имеет?

Файл с выполненными заданиями и ответами на вопросы присылайте по адресу:[email protected]

Реферат по истории

Послевоенное урегулирование и революционные события в Европе.

Выполнила:

Янина А.О.

Проверил:

Залиняев В.Е.

Москва 2003

Начало мирного урегулирования.

В ходе Первой мировой войны погибли 8 млн. человек. Столько же на всю жизнь остались инвалидами. Окончание войны не принесло народам мира долгожданного спокойствия. Еще несколько лет в Европе и других частях света возникали очаги конфликтов, вспыхивали революции и восстания. Завершение войны не означало и разрешения политический конфликтов. Ослабленная длительной войной Европа перестала быть главным центром мировой политики. Представители западноевропейских держав не выступили с какими-либо мирными инициативами – их выдвинули Соединенные Штаты Америки и Советская Россия.

Вскоре после завершения боевых действий начался процесс послевоенного урегулирования. Была созвана мирная конференция, в работе которой участвовали страны Антанты и их союзники. Она открылась 18 января 1919г. в зеркальном зале Версальского дворца, в тот же день и в том же месте, где в 1871 г. после поражения Франции во франко-прусской войне было провозглашено создание Германской империи. Это стало еще одним унижением для германской делегации, представлявшей потерпевшую поражение сторону. На конференции председательствовал ярый противник Германии премьер-министр Франции Ж. Клеменсо. Он и другие представители держав-победительниц – президент США В. Вильсон, премьер-министры Великобритании Д. Ллойд Джордж и Италии В Орландо – решали все важнейшие вопросы. Однако военная слабость Италии, проявившаяся во время войны, снизила ее международный авторитет. В ходе конференции представители США, Великобритании и Франции мало считались с интересами этой стран и принимали решения в еще более узком кругу.

Америка, вступившая в войну позже остальных великих держав, сумела не только сохранить свой военный и экономический потенциал, но и получила от войны огромные прибыли. Вплоть до 1917г., когда США присоединилась к Антанте, они успешно торговали со всеми воюющими сторонами и превратились в крупнейшего международного кредитора. Желая закрепить внешнеполитические успехи своей страны, президент В. Вильсон выдвинул программу мирного урегулирования, которую американская дипломатия упорно отстаивали в ходе мирных переговоров. Подобная активность была сама по себе необычной, так как прежде американцы придерживались политики изоляционизма. Она заключалась в стремление избегать участия в делах «старого континента» - Европы. США дистанционировались от колониальной политике европейских держав, от их коалиций и конфликтов. Эта позиция да вала возможность американцам выглядеть в глазах жителей многих стран сторонниками свободы и противниками колониализма. Благодаря всему этому американский президент смог стать инициатором заключения перемирия между Германией и ее союзниками и Антантой.

Мирная конференция в Версале свелась в основном к выработке странами-победительницами условий для заключения мира с Германией. Французы настойчиво требовали наказать поверженного врага. Англичане также желали предотвратить восстановление германской военной мощи. Европейские державы и Япония рассчитывали поделить колонии побежденной Германии. Эти планы не находили поддержки у американской делегации, считавшей, что чрезмерное ослабление и унижение Германии могут привести к новым конфликтам в Европе. Американцы настаивали также на предоставлении колониям европейских держав большей самостоятельности, рассматривая их как потенциальные рынки сбыта промышленной продукции. Инструментом сохранения мира американцы предлагал сделать новую международную организацию – Лигу Наций, устав которой должен был, по их мнению, войти в текст мирного договора.

Заключение мирных договоров.

Несмотря на возникшие между победителями противоречия, им удалось согласовать текст мирного договора. Германская делегация не участвовала в этой работе. Ей сообщили о содержании документа перед его подписанием, произошедшим в Версале 28 июня 1919 года. Побежденным были навязаны тяжелые и унизительные условия. Согласно Версальскому договору, Германия возвращала Франции Эльзас и Лотарингию; богатая углем Саарская область передавалась по управление комиссии Лиги Наций сроком на 15 лет; левый берег реки Рейна оккупировался союзными войсками на 15 лет; Германия передавала восстановленной Польше Познань, а также отдельные районы Померании, Западной и Восточной Пруссии (при этом большинство западных польских земель сохранялось за Германией); Данциг (Гданьск) был объявлен «вольным городом» и передан под управление Лигой Наций. Германия теряла все свои колонии. До 1921г. немцы должны были выплатить репарации-20 млрд. марок золотом.

Проблемы послевоенного мирного урегулирования

С завершением войны в Европе на первое место во внешней политике встали вопросы мирного урегулирования, начиная с определения границ и налаживания взаимоотношений и кончая решением социальных и экономических задач.

За две недели до конца войны в Сан-Франциско решались воп-росы безопасности народов в послевоенный период. Там проходи-ла конференция по созданию Организации Объединенных Наций и выработке ее Устава. На нее прибыли делегации 50 стран, воз-главляемые министрами иностранных дел. Среди участников кон-ференции были представители Украинской и Белорусской республик. Вопрос об этом был решен еще в Крыму. Польша не была приглашена в Сан-Франциско, так как Англия и США не призна-ли правительство, созданное в ходе борьбы с фашистской Герма-нией. В связи с тем что в Лондоне находилось другое, эмигрантс-кое, правительство Польши, было принято решение о том, что после решения вопроса о польском правительстве этой стране бу-дет предоставлено место в ООН.

Конференцию открыл президент США Г. Трумэн. В результате острых дискуссий Устав ООН был согласован, и 26 июня 1945 г. в торжественной обстановке состоялось его подписание. Он форму-лировал задачи новой организации и методы их осуществления. Устав обязывал членов ООН «принимать эффективные коллек-тивные меры» для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии, а также разрешать международные споры «мирными средствами, в согласии с принципами справед-ливости и международного права».

В Уставе впервые был закреплен в качестве основного начала международных отношений принцип равноправия и самоопреде-ления народов. В п. 7 ст. 2 специально оговорено, что Устав «ни в коей мере не дает Организации Объединенных Наций права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю ком-петенцию любого государства», если эти «внутренние дела» не уг-рожают другим странам агрессией и войной.

Согласно Уставу, цели ООН состоят в том, чтобы;

 во-первых, принимать эффективные совместные меры для поддержания международного мира и справедливого раз-решения международных споров;

 во-вторых, развивать дружественные отношения между го-сударствами, основанные на уважении принципа равенства и самоопределения народов;

 в-третьих, осуществлять международное экономическое и культурное сотрудничество, а также поощрять и развивать уважение к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии;

 в-четвертых, служить центром, координирующим согласо-ванные действия государств, направленные к достижению этих общих целей.

Важнейшими принципами ООН являются равенство всех членов организации, добросовестное выполнение ими принятых на себя обязательств, разрешение спорных вопросов мирными средствами, воздержание от угрозы или применения силы против любого госу-дарства и невмешательство во внутренние дела любого государства.

Членами Организации Объединенных Наций могут стать все миро-любивые государства, которые принимают на себя содержащиеся в Уставе обязательства и могут, по мнению Организации, их выполнять.

Организация Объединенных Наций имеет шесть главных орга-нов – Генеральную Ассамблею, Совет Безопасности, Экономи-ческий и Социальный совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат. Их полномочия, функции и деятельность по-зволяют охватить всю совокупность вопросов, входящих в компе-тенцию международной организации.

Главным совещательным органом ООН является Генеральная Ассамблея, в работе которой участвуют представители всех стран-членов организации. Это не законодательный орган, а междуна-родное собрание представителей суверенных государств. Каждый член ООН имеет в Генеральной Ассамблее только один голос. Ее решения по важнейшим вопросам принимаются большинством в 2 / 3 присутствующих и участвующих в голосовании членов, а по другим вопросам – простым большинством. На каждой сессии Генеральной Ассамблеи избирается ее председатель и заместитель председателя. Как правило, вопросы, стоящие на повестке дня оче-редной сессии, обсуждаются сначала в комитетах.

Главным политическим органом ООН, на который возложена основная ответственность за поддержание международного мира и безопасности, является Совет Безопасности, который состоит из постоянных членов (СССР, США, Англия, Франция и Китай) и избираемых Генеральной Ассамблеей на двухгодичный срок непо-стоянных членов. Председательствуют в Совете помесячно пред-ставители всех его членов по очереди.

Генеральный секретарь ООН назначается Генеральной Ассам-блеейна пять лет по рекомендации Совета Безопасности.

Для работы над конкретными международными проблемами при ООН имеются межправительственные специализированные учреждения. Среди них – Международная организация труда, Про-довольственная и сельскохозяйственная организация. Просвети-тельная, научная и культурная организация (ЮНЕСКО), Между-народный банк реконструкции и развития, Международный ва-лютный фонд и др.

Устав ООН, появившийся в результате соглашения многих госу-дарств, призван служить благородным целям поддержания мира, безопасности народов и развитию нормальных, дружественных от-ношений между государствами. Сама ООН и ее Устав не гарантиру-ют мира. Для обеспечения мира необходимы единство и согласован-ные действия всех членов организации. Через день после подписания Устава ООН, 28 июня 1945 г., английская газета «Таймс» писала: «Надежда человечества на длительный мир возлагается не на текст Устава, разработанного в Сан-Франциско, а на прочный союз, од-ним и только одним из проявлений которого является этот Устав». К сожалению, деятельность ООН не всегда отвечала высоким це-лям, ради которых создавалась эта организация.

В июне 1945 г. была обнародована Декларация СССР, США, Англии и Франции «О поражении Германии». Всю власть в отно-шении Германии эти страны взяли на себя.

Политические принципы обращения с Германией, разработан-ные советской стороной, были сформулированы в проекте деклара-ции «О политическом режиме в Германии», подготовленном в июле 1945 г. Основные положения декларации сводились к двум моментам:

 нельзя отождествлять германский народ с гитлеровской кликой и проводить по отношению к нему политику мести, национального унижения и гнета;

 необходимо обеспечить условия для развития Германии как единого, миролюбивого государства.

Все основные принципы послевоенного урегулирования и ре-шения вопроса о Германии были приняты на Потсдамской (Бер-линской) конференции глав правительств СССР, США и Англии. Она проходила с 17 июля по 2 августа 1945 г. с двухдневным переры-вом на время парламентских выборов в Англии. Делегации возглав-лялись: советская – И. В. Сталиным, американская – Г. Трумэном, английская – У. Черчиллем, а его заместителем был К. Эттли.

На парламентских выборах в Англии консерваторы потерпели поражение. Лейбористы, собравшие 48,5% голосов, получили в палате общин 389 мест, что составляло 62% всех мандатов. В резуль-тате К. Эттли, став премьером, вернулся в Потсдам главой делега-ции Англии.

Несмотря на расхождения в подходах к решению ряда вопро-сов послевоенного урегулирования в Германии, на конференции удалось договориться и подписать соглашения. Были определены цели и задачи Контрольного совета, являвшегося верховным орга-ном власти на германской территории, принципы отношений с Германией в политической и экономической областях. Главными направлениями в осуществлении этих принципов являлись деми-литаризация, денацификация и демократизация.

Державы-победительницы в Потсдаме достигли договореннос-ти об искоренении германского милитаризма. Было предусмотре-но полное разоружение и ликвидация всей промышленности Гер-мании, которую можно было бы использовать для производства вооружений. Запрещалась милитаристская и нацистская пропаган-да. Все нацистские законы отменялись.

Три страны заявили о том, что военные преступники должны быть наказаны. Было решено предать их «скорому и справедливому суду» и к 1 сентября 1945 г. опубликовать первый список нацистских преступников. Позднее в мирные договоры со странами, участвовав-шими в войне на стороне Германии, были включены положения о необходимости задержания и выдачи военных преступников.

Для определения конкретной виновности лиц, развязавших вто-рую мировую войну, союзные государства – СССР, США, Анг-лия и Франция – создали Международный военный трибунал. Он начал работу в Нюрнберге 20 ноября 1945 г. и закончил ее 1 октяб-ря 1946 г. вынесением смертного приговора 12 главным военным преступникам: Герингу, Риббентропу, Кейтелю, Кальтенбруннеру, Розенбергу, Франку, Фрику, Штрейхеру, Зукелю, Йодлю, Зейсс-Инкварту, Борману (заочно); к пожизненному заключению были приговорены Гесс, Функ, Редер, к 20 годам лишения свобо-ды – Шпреер и Ширах; к 15 годам – Нойрат; к 10 годам – Дениц.

СССР, США и Англия договорились о репарациях Германии. Советский Союз получал в счет репараций промышленное обо-рудование из своей зоны оккупации, а также 25% промышленно-го капитального оборудования из западных зон. США, Англия и другие страны свои репарационные претензии осуществляли за счет западных зон оккупации и германских активов за границей. Союзники договорились, что после удовлетворения репарацион-ных претензий должно быть оставлено ресурсов столько, сколько необходимо Германии для дальнейшего существования без помо-щи извне.

Германский военно-морской и торговый флот был разделен поровну между тремя державами. Англия настояла на том,чтобыбольшая часть подводных лодок Германии была потоплена.

Что касается территориальных вопросов, то город Кенигсберг с прилегающим к нему районом передавался СССР (в июле 1946 г. он был переименован в Калининград), граница между Польшей и Германией устанавливалась по линии рек Одер и Западная Нейсе, часть Восточной Пруссии и город Данциг отходили к Польше.

Союзники приняли решение о перемещении части немецкого населения из Польши, Чехословакии и Венгрии в Германию. При этом обращалось внимание на то, чтобы Контрольный совет сле-дил за гуманным отношением к нему.

Был также решен вопрос о заключении мирных договоров с Италией, Финляндией, Румынией, Болгарией и Венгрией. Для подготовки этих договоров учреждался Совет министров иност-ранных дел (СМИД), который должен был также заняться про-блемой бывших итальянских колоний.

Решения Потсдамской конференции имели большое значение для отношений с Германией и развития международных отноше-ний в Европе, хотя США, Англия и Франция вскоре начали по-степенный отход от согласованной линии.

9 августа 1945 г., как и было предусмотрено Крымской конфе-ренцией, Советский Союз вступил в войну с Японией. Накануне, 6 августа, американцы сбросили атомную бомбу на японский го-род Хиросима, а 9 августа – на город Нагасаки. Так мир узнал о рождении нового оружия, опасного не только своей огромной разрушительной силой, но и радиацией. Бомбардировка двух япон-ских городов не вызывалась никакой военной необходимостью. Япония не могла избежать разгрома, а вступление СССР в войну на Дальнем Востоке ускорило крах ее милитаристского режима. В своих мемуарах о второй мировой войне У. Черчилль признал ошибочным предположение, «что судьба Японии была решена атомной бомбой». Ее поражение, писал он, «стало определенным до того, как первая атомная бомба была сброшена».

Применение ядерного оружия в войне против Японии имело не военное, а чисто политическое значение. Оно было призвано показать всему миру силу США, единственной страны, обладав-шей сверхмощным оружием. Проведение ядерной бомбардировки двух городов за три дня до и в день вступления СССР в войну было затем использовано и для того, чтобы показать миру, что победы над Японией добились Соединенные Штаты, принизить роль в ней Советского Союза, разгромившего миллионную Квантунскую армию в течение трех недель.

2 сентября 1945 г. был подписан Акт о безоговорочной капиту-ляции Японии. В результате победы над Японией Советский Союз вернул Южный Сахалин и Курильские острова.

Таким образом, две агрессивные державы – Япония на Даль-нем Востоке и Германия вместе со своими союзниками в Европе – потерпели полный крах.

К подготовке мирных договоров с пятью побежденными стра-нами (Италией, Финляндией, Румынией, Болгарией и Венгри-ей) Совет министров иностранных дел приступил 6 сентября 1945 г. И сразу же возникли разногласия по ряду принципиальных вопро-сов. Обсуждение текстов мирных договоров проходило в трудных дискуссиях и продолжалось по декабрь 1946 г. Советские предста-вители добивались того, чтобы сохранить суверенитет побежден-ных стран и экономическими статьями не нанести удар по жиз-ненному уровню их народов. В то же время СССР настаивал на том, чтобы в этих странах был искоренен нацизм, а военные контингенты достигали лишь такой численности, которая необходи-ма для охраны границ и поддержания внутреннего порядка.

Советские представители выступили против попыток США ограничить суверенитет пяти побежденных стран. Так, предлага-лось для Италии создать так называемую договорную комиссию, которая должна была обладать широкими правами для наблюде-ния и обеспечения выполнения условий мирного договора.

При подготовке мирных договоров важным был вопрос о гра-ницах. Границы европейских стран были определены еще при зак-лючении перемирий, а затем и одобрены Советом министров ино-странных дел. Тем не менее на мирной конференции в Париже делегации Соединенных Штатов и Англии поддержали претензии Греции к Болгарии и выступили за пересмотр уже принятых реше-ний о границах Финляндии с СССР и Венгрии с Румынией.

Острую дискуссию вызвали вопросы, связанные с границей между Италией и Югославией, в том числе о судьбе Триеста. Со-единенные Штаты, поддержанные другими западными странами, при выработке статуса Триеста пытались превратить этот среди-земноморский порт в свою военно-морскую базу. В конце концов был достигнут компромисс, по которому Триест с прилегающи-ми территориями получил статус свободной территории. Триест передавался под контроль ООН, а иностранные войска выводи-лись из него. Принятые по Триесту решения нашли отражение в мирном договоре с Италией.

В последующие годы разногласия между СССР и западными державами привели к тому, что в 1954 г. территория Триеста была разделена между Югославией и Италией.

На протяжении подготовки и принятия мирных договоров со странами, воевавшими на стороне гитлеровской Германии, не менее острые дискуссии шли по политическим постановлениям. Так, представители западных стран выступили против включения в договоры с Италией статей о роспуске всех фашистских орга-низаций и запрещении партий нацистского толка. Французские пред-ставители вообще заявляли, что слово «фашизм» им не известно. Однако положение об искоренении фашизма было включено в мир-ные договоры. Окончательный их текст носил демократический ха-рактер и открывал путь для свободного демократического развития.

Экономические статьи мирных договоров также вызвали споры, которые в основном касались разрешения проблем репараций и прин-ципа равных возможностей. Например, Италии, как, впрочем, и другим странам, представители США, Англии и Франции пытались навязать такие условия, которые наложили бы на их народы непо-сильное экономическое бремя, а так называемые равные возможно-сти позволили бы сильным западным державам легко проникать на рынки этих стран и оказывать влияние на их экономику.

Западные державы, добиваясь получения для себя больших ре-параций, в то же время предпринимали энергичные действия, что-бы урезать репарации, предназначаемые Советскому Союзу. В ка-честве примера рассмотрим вопрос о репарациях с Италии.

Советское правительство с самого начала предложило опреде-лить репарации с Италии в сумме 100 млн долларов, что составля-ло 1 / 25 часть ущерба, нанесенного Советскому Союзу войсками этой страны. Эта сумма, по общей оценке мировой печати, была сим-волической. СССР считал, что Италия, должна частично возмес-тить убытки и другим странам, включая США и Англию, в разме-ре от 1 / 5 до 1 / 25 части причиненного ею ущерба. Английский ми-нистр иностранных дел Э. Бевин и государственный секретарь США Бирнс на сессии СМИД тормозили принятие решений, требуя с Италии репараций гораздо больших. Так, Англия настаивала на сумме в 2880 млн фунтов стерлингов, что превышало репарации СССР в 110 раз, хотя на территорию Англии итальянские войска не вступали. Явно завышенные претензии со стороны западных держав предъявлялись и к другим странам, участвовавшим в войне на стороне Германии. Принять согласованное решение на парижс-кой сессии СМИД удалось с большим трудом и советские претен-зии по репарациям были в итоге удовлетворены.

Мирная конференция, работа которой проходила в Париже с 29 июля по 15 октября 1946 г., выступила против попыток сорвать ряд решений, принятых сессиями СМИД. После обсуждения на ней мирных договоров они были переданы на рассмотрение сессии СМИД, проходившей в конце 1946 г. в Нью-Йорке. 10 февраля 1947 г. в Париже были подписаны мирные договоры с Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией. 15 сентября 1947 г. после их ратификации Советским Союзом, Соединенными Шта-тами Америки, Великобританией и Францией они вступили в силу.

Мирные договоры с пятью странами отвечали интересам на-родов этих стран и позволяли им развиваться по демократическо-му пути. В то же время нельзя не отметить, что существуют различ-ные оценки работы СМИД и Парижской мирной конференции. На Западе критиковалась и позиция Советского Союза, напри-мер, в вышедшей еще в 1954 г. в США книге «Европейские мир-ные договоры после второй мировой войны», являвшейся прило-жением к серии документов американской внешней политики.

Но какие бы разные оценки ни давались, все же совместные решения, принятые в годы войны и после ее окончания, в том числе на Потсдамской конференции и на сессиях СМИД, являлись хорошей основой для мирного развития стран Европы, и не только Европы. Если бы они выполнялись всеми подписавшими их государствами, то мир, возможно, избежал бы многих коллизий, напряжений, конфликтов и военных столкновений.

Потсдамская конференция и заключение пяти мирных догово-ров были, пожалуй, последними совместными акциями членов антигитлеровской коалиции. В последующие годы развитие пошло совершенно иным путем. Наши бывшие союзники вскоре стали рвать связи, соединявшие главных участников войны против аг-рессивных стран. Началось противодействие, в котором главная ставка была сделана на накопление атомного оружия.

Глава 2

Проблема разоружения. Атомная проблема

Одной из главных, если не самой главной проблемой между-народных отношений послевоенной эпохи была и остается про-блема разоружения. Мы попытаемся с позиций сегодняшней дей-ствительности изложить основные вопросы разоружения, встав-шие во второй половины 40-х – начале 50-х годов, и поиска путей к их решению в те годы.

С окончанием войны потребовалось сократить огромные армии и ликвидировать тысячи единиц самого различного вооружения. Именно в те годы стали разрабатываться программы конверсии, перевода многочисленных предприятий с выпуска военной техни-ки и снаряжения на выпуск мирной продукции. Это было жизнен-но необходимо для всех без исключения государств, участвовав-ших в войне. История развивалась так, что наряду с этим возникла проблема сокращения и даже ликвидации новых видов оружия, производство которых ускоренным темпом началось или готови-лось в ряде стран.

Как могло случиться, что после такой страшной войны, сто-ящей человечеству неимоверных усилий, гибели десятков милли-онов людей, потери громадных материальных и культурных цен-ностей, проблема разоружения почти с первых мирных дней не сходила с повестки дня, но не находила решения? Причины этого надо искать как в идеологических и политических взаимоотноше-ниях между различными странами, прежде всего СССР и США, так и в величайшем техническом прогрессе, как это ни парадок-сально звучит. И то и другое оказало решающее влияние на весь ход послевоенного исторического развития.

Если взять идеологические предпосылки развития последую-щих событий, то надо учитывать, с одной стороны, изменения в американской внешнеполитической ориентации, выразившиеся в отходе от ряда принятых во время войны договорных обязательств и переходе к конфронтационной тактике в отношении СССР, а с другой стороны, идеологизацию советской внешней политики, рост недоверия к политике США, стремление противостоять капита-листическому миру, укрепить советское влияние. Противоречия между недавними союзниками по антигитлеровской коалиции, проявившиеся на заключительном этапе второй мировой войны, после ее окончания продолжали нарастать и привели в конце кон-цов к долголетней конфронтации, принимавшей в отдельные мо-менты опасный оборот. По обе стороны создавался образ врага.

Обоюдное недоверие сторон, их ошибки усугубляли положение, доводя гонку ядерных вооружений до угрожающих размеров. Перего-воры о разоружении, проходившие в ООН и вне ее на многосторон-ней и двухсторонней основе, «мирно» сосуществовали с гонкой во-оружений. Изучение хода этих переговоров, их сопоставление с со-бытиями в отдельных странах и в целом в мире наводят на мысль о том, что велись они зачастую по инерции, больше по политическим соображениям, чем для достижения практических целей.

Одной из самых главных причин роста подозрительности, пе-решедшей очень скоро в открытую конфронтацию между бывши-ми союзниками, явилось изобретение атомного оружия. Важней-шее значение для начала и развития этого негативного процесса имело сокрытие от Советского Союза Соединенными Штатами и Англией работ над ядерными проектами. Этого взгляда придержи-вается ряд исследователей в нашей стране и за рубежом.

С позиций сегодняшнего дня представляется, что человечество не сразу и не полностью осознало страшные последствия приме-нения атомного оружия, так же как и с запозданием увидело не-обходимость чрезвычайно осторожного обращения с ядерным топ-ливом, используемым в мирных целях. Это пришло позднее и окон-чательно стало ясно после катастрофы в Чернобыле, хотя и чернобыльская трагедия была осмыслена не сразу.

То, что доходило до сознания людей годами, сразу поняли выдающиеся ученые-физики, участвовавшие в «Манхэттенском проекте» (кодовое название работ по созданию атомной бомбы в США). Одним из первых встревожился возможностью использова-ния атомной энергии в военных целях датский физик Нильс Бор. Он проявил большую активность, пытаясь убедить руководителей Англии и США в том, что установление монопольного владения атомным оружием будет иметь тяжелейшие последствия. Такое же беспокойство проявили и другие ученые. В апреле и мае 1944 г. Бор был принят Ф. Рузвельтом и У. Черчиллем.

****** См.: Кларк Р. Рождение бомбы. – М., 1962. – С. 153-154, 161.

Примечательно и мнение ряда других ученых-физиков. Науч-ный руководитель «Манхэттенского проекта» Р. Оппенгеймер пос-ле награждения лаборатории Лос-Аламос заявил: «Сегодня наша гордость не может не быть омрачена глубоким беспокойством. Если атомным бомбам будет суждено пополнить арсенал средств унич-тожения, то неминуемо наступит время, когда человечество про-клянет слова "Лос-Аламос" и "Хиросима"».

(1975-1991 гг.). - М., 2006. История международных отношений и внешней политики России (1648 -2000 ). Учебник для вузов...

  • Внешняя политика России (СССР) в XX в

    Программа дисциплины

    ... История России . (1917 – 2004). - М., 2008. Протопопов А.С., Козьменко В.М. Елманова Н.С. История международных отношений и внешней политики России . 1648 -2004. – М., 2006. Дополнительная: История международных отношений ... . – М., 2000 . 12. Безыменский...

  • «Холодная война».
    В результате Второй мировой войны человечество испытало невиданные потрясения и понесло колоссальные жертвы. Более 60 млн.человек погибли - в 6 раз больше, чем в Первой мировой войне. Более 12 млн. человек оказались перемешенными лицами, утратившими связь с родиной.
    Царила экономическая разруха, а в целом ряде стран население испытывало голод. Очень тяжелыми были моральные потрясения человечества, когда стали известны преступления фашизма: массовое истребление мирных жителей, издевательства над заключенными, надругательство над демократическими принципами и правами человека. Был введен новый юридический термин - преступления против человечности.
    Таким образом, помимо восстановления экономики, первоочередными задачами были искоренение нацизма, фашизма, наказание виновных, утверждение демократических принципов в освободившихся странах, обеспечение гарантий мирного международного сотрудничества. На решение послевоенных проблем оказала влияние изменившаяся расстановка сил на международной арене.
    С конца войны утвердилась решающая роль двух сверхдержав - СССР и США. Противоречия между этими странами были вызваны идеологическими разногласиями. Жестко ставился вопрос: коммунизм или капитализм, тоталитаризм или демократия? Вопрос искоренения фашизма и нацизма был решен едино. А вот при решении ряда территориальных вопросов возникли существенные разногласия.
    Наиболее важные договоренности были достигнуты на Крымской (1945г) и Берлинской (июль-август 1945г.) конференциях руководителей СССР, США и Великобритании. Были определены основные линии в отношении Германии, а также вопросы подготовки и заключения мирных договоров с ее союзниками - Италией, Австрией, Болгарией, Венгрией, Румынией и Финляндией. Для подготовительной работы был создан Совет министров иностранных дел (СМИД). Мирные договоры вступили в силу с 1947г. Договор с Австрией был заключен позднее, в 1955г.
    Территория германии была разделена на оккупационные зоны: восточная зона контролировалась военной администрацией СССР, а три западные зоны соответственно США, Великобританией и Францией, на четыре зоны был разбит и Берлин. Главнокомандующие вооруженными силами четырех держав стали членами Контрольного Совета. Были сформулированы основные политические и экономические цели оккупации Германии: полное разоружение и демилитаризация Германии, ликвидация ее военного производства, искоренение Национал-социалистической партии, всех нацистских учреждений, нацистский пропаганды, суд над военными преступниками. А также арест нацистских лидеров и руководящего состава нацистских учреждений и суд над ними, удаление с общественных должностей и с постов в важных предприятиях членов нацистской партии.
    Союзники договорились также о децентрализации германской экономики с целью уничтожения концентрации экономической силы в форме картелей, синдикатов.
    Предполагалось, что оккупационные власти создадут условия для демократического развития Германии как единого целого. Однако раскол Германии на восточную и западную зоны, между которыми пролегала граница двух противоборствующих систем, растянулся на многие десятилетия. В 1949г. на ее территории возникло два государства: в западных зонах Федеративная Республика Германии и в восточной Германская Демократическая Республика.
    Таким образом, мирный договор с Германией не был заключен и противостояние двух сверхдержав, а затем и военно-политических блоков во главе с США и СССР проходило географически по границе между двумя германскими республиками. Лишь в 1990г. в связи с объединением Германии прекратили свое действие, как оккупация, так и четырехсторонние договоренности относительно и Берлина.
    Затянулось заключение мирного договора с Австрией. СССР добивался, чтобы Австрия сохраняла нейтралитет и приняла обязательство не вступать в военно-политические блоки. Только в 1955г. конфликт завершился подписанием мирного договора.
    Важной проблемой международных отношений было мирное урегулирование на Дальнем Востоке. После капитуляции Японии 2 сентября 1945г. страна была занята американскими войсками. Лишь в конце года были созданы Дальневосточная комиссия из представителей 11 государств и Союзный совет, в состав которого вошли представители от СССР, США, Великобритании и Китая.
    Противоречия между СССР и США по вопросу послевоенного устройства Японии оказались весьма острыми. США стали на путь подготовки сепаративного мирного договоров без участия СССР и ряда других заинтересованных стран, в том числе и КНР, которая образовалась в октябре 1949г.
    В сентябре 1951г. состоялась конференция по заключению мирного договора с Японией. СССР, Польша и Чехословакия отказались присоединиться к договору, так как их поправки и дополнения не брались в расчет.
    Неотъемлемой частью мирного послевоенного урегулирования стало создание Организации Объединенных Наций. Он был образован 25-26 июня, но вступил в силу 24 октября. Цели этой организации: поддержание международного мира и безопасности, подавление актов агрессии, развитие дружественных отношений между нациями, осуществление международного сотрудничества в разрешении проблем экономического, социального и гуманитарного характера и др. Главным органом ООН являются Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности, Международный суд, ряд специализированных советов и других межправительственных организаций. Были созданы Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития.
    «Холодная война».
    После Второй мировой войны две великие державы СССР и США, оказались самыми сильными в военном и экономическом отношении приобрели наибольшее влияние в мире. Раскол мира на две системы и полярность политического курса не могли не отразиться на международных отношениях. Две великие державы стали на путь жесткого противостояния. Этому явления было дано название - «холодная война». В первую очередь это проявилось в урегулировании вопроса по разделу Польши.
    Гонка вооружений была сферой противостояния и потенциального конфликта двух держав и их союзников. Существует мнение, что гонка вооружений началась в тот момент, когда на Хиросиму была сброшена американская атомная бомбв. СССР стал форсировать создание своей атомной бомбы и в 1949г. получил ее. СССР испытывал водородную бомбу в 1953г, а США - спустя год. В США появились стратегические бомбардировщики, а в СССР - межконтинентальные ракеты.
    Наиболее опасным конфликтом стала проходившая в близости от границ СССР корейская война (1950-1953гг.), которая началась с вторжения КНДР в Южную Корею, а затем в конфликт оказались вовлечены добровольцы КНР, войска США и ряда членов ООН.
    Создание военно-политических блоков также стало областью соревнования двух великих держав. США проводила пропагандистские компании против тоталитарного режима, СССР, в свою очередь, - американский империализм. Когда ФРГ присоединилась к НАТО в 1955г. антисоветская направленность блока оказалась очевидной. В 1955г. появился военно-политический союз под руководством СССР - Организация Варшавского договора (ОВД). Таким образом, противостояние двух держав стало противостоянием двух военно-политических блоков.
    Другой важный признак «холодной войны» - раскол мира и Европы. Это началось с разделения Германии по линии западных и восточных оккупационных зон. Раскол мира постепенно становился всеобщим. Противостояние двух сверхдержав, двух блоков, двух мировых систем отражалось на важнейших проблемах мирового развития. Такой мир получил название двухполюсный или биполярный.

    Глава XII. Послевоенное мирное урегулирование.

    Начало «холодной войны»

    § 32. Последствия войны. Послевоенное мирное урегулирование

    Последствия войны. Вторая мировая война нало­жила печать на всю историю мира второй половины ХХв.

    В отличие от Первой во Второй мировой войне боль­шинство людских потерь пришлось на гражданское на­селение. Только в СССР погибшие составили не менее 27 млн человек. В Германии в концентрационных ла­герях было уничтожено 16 млн человек. Жертвами вой­ны и репрессий в западноевропейских странах стало 5 млн человек. На каждого убитого в военных действи­ях приходилось два раненых или попавших в плен. К этим60 млн погубленных жизней в Европе следует добавить многие миллионы людей, погибших на Тихо океанском и других театрах Второй мировой войны.

    За годы войны десятки миллионов человек покинули прежние места проживания. В Германию из разных стран Европы в качестве рабочей силы было согнано 8 млн чело­век. После захвата Польши Германией свыше 1,5 млн по­ляков было выселено с так называемых.исконно не­мецких. территорий. Десятки тысяч французов были изгнаны из Эльзас-Лотарингии. Из зон военных действий бежали миллионы людей. После окончания войны нача­лось перемещение огромных масс населения в обратном направлении: немцев выселили из Польши и Чехослова­кии, из бывшей Пруссии и т. д. В послевоенные годы мил­лионы людей стали беженцами. В 1945 г. по меньшей ме­ре 12 млн европейцев были признаны « перемещенными лицами», потерявшими связи с родными местами. Еще большее число людей оказались выбитыми из привычных условий жизни, лишились имущества, утратили гражданство, профессию.

    Огромны материальные потери периода войны. На Европейском континенте в руины были превращены тысячи городов и селений, разрушены заводы, фабрики, мосты, дороги, утрачена значительная часть транспортных средств. Особенно сильно пострадало от войны сельское хозяйство. Огромные площади сельскохозяйственных земель были заброшены, более чем наполовину сократилось поголовье скота. В первые послевоенные годы к тяготам войны доба­вился голод в целом ряде стран. Многие экономисты и ученые, политические деятели тогда считали, что Европе не по силам восстановиться за сколь-нибудь короткий срок, на это потребуются десятилетия.

    Одновременно с экономическими, демографическими и социальными проблемам и в освобожденных от нацист­ского господства странах вставали политические проблемы возрождения Европы. Предстояло преодолеть политиче­ские, социальные и моральные последствия тоталитарных режимов, осуществить восстановление государственно­сти, демократических институтов, политических партий, создать новые конституционные нормы и пр. Первоочеред­ной задачей было искоренение нацизма, фашизма, нака­зание виновников самой кровавой в истории цивилиза­ции войны.

    Ситуация в послевоенной Европе и в мире в целом осложнялась тем, что на смену совместным коллективным действиям стран антигитлеровской коалиции пришел рас­кол мира на две системы, началось противоборство СССР и США, двух самых сильных держав. Конфликтные от­ношения двух великих держав-победительниц в общей борьбе против гитлеровской Германии определялись идеологическими разногласиями, различным подходом к решению текущих проблем, к перспективам мирного раз­вития. Жестко ставился вопрос - коммунизм или капи­тализм, тоталитаризм или демократия. Однако в пер­вые Послевоенные годы великие державы действовали в рамках договоренностей о послевоенном мире, опреде­ляемых решениями, принятыми ими на заключительной фазе Второй мировой войны.

    Послевоенное мирное урегулирование. Наиболее важ­ные договоренности о послевоенных проблемах были дос­тигнуты на Крымской (февраль 1945 г.) и Потсдамской (июль-август 1945 г.) конференциях руководителей СССР, США и Великобритании. На этих конференцияхбыли определены основные линии политики держав- победительниц в отношении Германии, включая территориальные вопросы, касающиеся Польши, а также вопросы подготовки и заключения мирных договоров с союзниками Германии - Италией, Австрией, Болгарией, Венгри­ей, Румынией и Финляндией. Для осуществления подготовительной работы по мирному урегулированию былсоздан Совет министров иностранных дел (СМИД), представляющий главные державы. Мирные договоры, под готов ленные для Парижской мирной конференции, всту­пили в силу с 1947 r. (договор с Австрией был заключенПозднее, в 1955 г).

    Урегулирование в отношении Германии. Решения союзников в отношении Германии предусматривали ее длительную оккупацию и СОЮЗНЫЙ контроль, целью которого являлось: «Германский милитаризм и нацизм будут искоренены, и Союзники, в Согласии друг с другом, сейчас и в будущем, примут и другие меры, необходимые для того, чтобы Германия никогда больше не угро­жала Своим соседям или сохранению мира во всем мире».

    Территория Германии была разделена на оккупаци­онные зоны: восточная зона контролировалась военной администрацией СССР, а три западные зоны соответственно оккупационными властями США, Великобрита­нии и Франции. На четыре зоны был разделен и Бер­лин.

    Главнокомандующие вооруженными силами четырех держав стали членами контрольного совета, который должен был руководствоваться основными политиче­скими и экономическими принципами в осуществлении целей оккупации Германии: полное разоружение и деми­литаризация Германии, ликвидация ее военного произ­водства, уничтожение Национал-социалистской партии и всех нацистских учреждений и всякой нацистской пропа­ганды; военные преступники должны были быть аресто­ваны и преданы суду, нацистские лидеры и руководящий состав нацистских учреждений должны быть арестованные интернированы, члены нацистской партии должны быть удалены с общественных и полуобщественных долж­ностей и с соответствующих постов в важных частных предприятиях. Союзники договорились также о децентра­лизации германской экономики с целью уничтожения чрезмерной концентрации экономической силы в форме картелей, синдикатов, трестов. С учетом «необходимости поддерживания военной безопасности. будет разрешаться свобода слова, печати и религии, создание свободных профсоюзов.

    Таким образом, политика держав в отношении Герма­нии предусматривала денацификацию, демократизацию и декартелизацию.

    Предполагалось, что оккупационные власти создадут условия для демократического развития Германии как единого целого. Однако раскол Германии на восточную и западную зоны, между которыми пролегла граница двух противоборствующих систем, растянулся на многие деся­тилетия.



    В 1949г. на ее территории возникло два государства: в западных зонах Федеративная Республика Германии и в восточной зоне Германская Демократическая Респуб­лика. Таким образом, мирный договор с Германией не был заключен и конфликты двух систем прошли по границе между двумя германскими государствами. Лишь в 1990 г. в связи с объединением Германии прекратили свое дейст­вие как оккупация, так и четырехсторонние договоренно­сти относительно Германии.

    Вопрос о мирном договоре с Австрией. Затянулся так­же вопрос о мирном договоре с Австрией. Причиной было противоборство двух мировых держав. СССР добивался, чтобы Австрия сохраняла нейтралитет и обязательство не вступать в военно-политические блоки. Такая договоренность, а также статья о недопустимости аншлюса, то есть поглощения Германией Австрии, подобно тому как это имело место накануне Второй мировой войны, были запи­саны в мирный договор и австрийскую конституцию. В 1955 г. это позволило завершить конфликт подписанием мирного договора

    Вопрос о мирном договоре с Японией. Важной частью новой послевоенной структуры международных отно­шений было мирное урегулирование на Дальнем Восто­ке. После капитуляции Японии 2 сентября 1945 г. страна была оккупирована американскими войсками, и главно­командующий этими войсками генерал Макартур осуще­ствлял фактически единоличное управление оккупацион­ной администрацией. Лишь в конце года были созданы Дальневосточная комиссия из представителей 11 госу­дарств и Союзный совет из представителей СССР, США, Великобритании и Китая.

    Противоречия между СССР и США по вопросу послево­енного устройства Японии оказались весьма острыми. США стали на путь подготовки сепаратного мирного договора без участия СССР и ряда других заинтересо­ванных стран, в том числе и Китайской Народной Рес­публики, которая образовалась в октябре 1949 г. в резуль­тате победы революции.

    В сентябре 1951 г. в Сан-Франциско состоялась кон­ференция по заключению мирного договора с Японией. Организаторы конференции не прислушались к поправ­кам и дополнениям, внесенным делегацией СССР и ряда других участников СССР добивался четких формули­ровок по вопросам территориального урегулирования, принятия статьи о выводе из Японии иностранных войск, запрещения Японии вступать в" военные союзы и пр. Од­нако поправки и дополнения делегации СССР и других участников конференции не были учтены. СССР, Поль­ша и Чехословакия отказались присоединиться к дого­вору.

    Вопрос о мирном договоре СССР с Японией так и остался нерешенным.

    Создание ООН. Неотъемлемой частью мирного послевоенного урегулирования стало создание Организации Объединенных Наций. ООН была создана на заключи­тельном этапе Второй мировой войны на конференции в Сан-Франциско (25 апреля"- 26 июня 1945 г.). В ее соз­дании первоначально участвовало 51 государство, все уча­стники антигитлеровской коалиции. Устав ООН вступил в силу 24 октября 1945 г. Эта дата отмечается как День OOH.

    В Уставе ООН записаны ее цели: поддержание между­народного мира и безопасности, подавление актов агрес­сии, разрешение мирными средствами международных споров, развитие дружественных отношений между на­циями, осуществление международного сотрудничества в разрешении проблем экономического, социального и гу­манитарного характера, поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Главными органами ООН являются Генеральная Ас­самблея и Совет Безопасности, Международный суд, ряд специализированных советов и других межправительст­венных организаций. Генеральная Ассамблея собирается ежегодно, а Совет Безопасности является постоянно дей­ствующим органом, на который возложена обязанность по поддержанию мира. Совет Безопасности включает 5 по­стоянных членов (США, Россия, Великобритания, Фран­ция, Китай) и 6 непостоянных членов, сменяемых каждые два года. Важным принципом в деятельности Совета, позволившим сохранить эту организацию в условиях по­слевоенного противоборства великих держав, был прин­цип единогласия пяти постоянных членов при принятии решений по пресечению агрессии "и поддержанию ми­ра (так называемое право вето, то есть право отклонить любое решение, с которым не согласен один из членов пя­ терки). Под эгидой ООН также были созданы важные ин­ституты экономической стабилизации: Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции развития. Таким образом, в конце войны и вскоре после ее окон­чания был заложен фундамент для продолжения сотрудничества Стран антигитлеровской коалиции в послевоен­ные годы. При всех острых столкновениях интересов СССР и США, в первые послевоенные годы им приходи­лось вести борьбу в рамках созданных международных ор­ганизаций и согласованных решений. Нюрнбергский процесс. Среди послевоенных проб­лем урегулирования особое место занимали Процессы над главными военными преступниками. На Нюрнберг­ском процессе главным нацистским военным преступникам было предъявлено обвинение в заговоре против мира путем подготовки и ведения агрессивных Войн, в военных преступлениях и преступлениях Против человечности. Трибунал приговорил 12 обвиняемых к смертной каз­ни, а остальных к различным Срокам тюремного заклю­чения. Этот процесс явился не только наказанием для главных военных и нацистских преступников. Он стал осуждением Фашизма и нацизма,мировым сообществом. Это было началом Процесса очищения Европы от фа­шизма. В Германии в первые послевоенные годы прошло свы­ше 2 млн процессов Над военными и нацистскими пре­ступниками, от них был Очищен административный аппа­рат, судебная система и система образования.

    В маленькой Бельгии после освобождения было от­крыто к рассмотрению свыше 600 тыс. дел о сотрудни­честве с оккупантами и вынесено около 80 тыс. приго­воров.

    Во Франции приняты более радикальные меры: было вынесено 120 тыс. приговоров коллаборационистам, из них около тысячи - смертных. Главарь фашистского режима Лаваль был казнен, а Петэн приговорен к пожиз­ненному заключению.

    В Голландии было рассмотрено свыше 150 тыс. дел аре­стованных по обвинению в сотрудничестве с немцами.

    Однако чистки в разных странах были не всегда после­довательными. Тысячи нацистов, коллаборационистов не только избежали наказания, но и остались на своих по­стах в администрации, судах, системе образования.

    Немало военных преступников укрылось в странах Ла­тинской Америки. Однако при всем этом в Европе начал­ся процесс покаяния и очищения от скверны фашизма.

    Начало «холодной войны» После Второй мировой вой­ны две великие державы, СССР и США, оказались самы­ми сильными в военном и экономическом отношении и приобрели наибольшее влияние в мире. Раскол мира на две системы и полярность политического курса двух вели­ких держав не могли не отразиться на международных отношениях этого периода. Разделяющее эти две держа­вы идеологическое противостояние породило атмосферу враждебности на мировой арене, а во внутренней жизни этих стран - поиски врага. Инакомыслие в обеих странах рассматривалось как проявление подрывной деятельно­сти. В результате в США появилось такое уродливое яв­ление, как «маккартизм. - преследование граждан по подозрению в антиамериканской деятельности. В СССР такая атмосфера была одной из черт тоталитарного ре­жима. Две великие державы приняли на вооружение кон­цепции двух полюсного мира и жесткой конфронтации.

    Влиятельный американский журналист назвал тогда эти конфликты «холодной войной. Пресса подхватила это словосочетание, и оно стало обозначением всего периода международной политики вплоть до конца 80-х гг. Выступление Черчилля в США. Обычно в истори­ческих работах исходной датой поворота внешнеполитического курса США и стран Запада принято счи­тать речь бывшего премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля, которую он произнес в присут­ствии американского президента г. Трумэна 5 марта1946г. в. университетском городке Фултон. Присутст­вие Г. Трумэна должно было подчеркнуть особое значениеэтого события. Иначе зачем было лететь президенту в са­мый центр США, в заштатный городок слушать речь, с со­держанием которой он был заранее ознакомлен? Не былослучайным и то, что в это время в Канаде уже начался поддавлением США процесс против советских агентов. Вы­ступление У. Черчилля в Фултоне считают началом «хо­лодной войны».Черчилль заявил, что «железный занавес» отделилВосточную Европу от европейской цивилизации и англо­саксонскому миру следует объединиться перед лицомкоммунистической угрозы.

    Противоположность интересов двух великих держав выявилась при практическом осуществлении решений со­юзников по послевоенным проблемам, особенно по вопро­сам польских границ, о составе польского правительства, в германском урегулировании и др. Утверждение у власти коммунистических партий в странах Восточной Европы в 1947-1948 гг., партизанское движение в Греции и другие внешнеполитические события рассматривались в США как коммунистическая экспансия. Отсюда и появились внешнеполитические доктрины США «сдерживания» и «отбрасывания» коммунизма. Советская пропаганда не оставалась в долгу и клеймила экспансию американского империализма.

    Гонка вооружений была важнейшей сферой противо­стояния и потенциального конфликта двух великих дер­жав и их союзников. Существует мнение, что атомная бомба, сброшенная на Хиросиму в августе 1945 г., была не только последним актом Второй мировой войны, но и пер­вым актом «холодной войны», после которого началась гонка Вооружений по принципу «вызов-ответ», «щит и меч».

    В СССР стало форсироваться создание своей атомной бомбы. Ее первое Испытание успешно прошло уже в 1949 г. США испытали водородную бомбу в 1952 г., а СССР - спустя год. США создали стратегические бом­бардировщики, а СССР - межконтинентальные ракеты. Совершенствовались средства зенитной обороны и проти­воракетные комплексы. Соревнование двух систем в раз­личных сферах военного производства продолжалось до того момента, когда самим лидерам этих стран стало по­нятно, что численность боезарядов превысила уровень оборонительной достаточности. Накопленным количест­вом бомб можно было бы уничтожить земной шар не­сколько раз.

    Создание военно-политических блоков также стало областью «соревнования. двух великих держав. Началось с военно-материальной помощи США Греции и Турции в начале 1947 г., которым угрожало «коммунистическое давление».

    «План Маршалла. об оказании многомиллиардной по­мощи странам Западной Европы имел целью укрепить ус­ тои капитализма в Европе. СССР и социалистические страны отказались от этой помощи, опасаясь угрозы зака­баления американским империализмом.

    В 1949 г. создана Организация Североатлантического договора (НАТО), которая первоначально провозглашала обеспечение безопасности западных держав от возможно­го возрождения Германии. ФРГ присоединилась к НАТО в 1955 г. В 1955 г. был создан военно-политический союз под руководством СССР - Организация Варшавского Договора (ОВД)

    Таким образом, противостояние двух великих держав стало противостоянием двух военно-политических бло­ков. Логика противостояния уводила мир все дальше в трясину растущей угрозы ядерной войны.

    Другой важный признак «холодной войны» - это раскол мира и Европы. Со становлением к началу 1948 г. в странах Центральной и Юго-Восточной Европы комму­нистических режимов, с победой китайской революции и образованием КНР в октябре 1949 г. в основном за­вершилось формирование «мирового социалистического лагеря». Граница между двумя «лагерями», как тогда называли раскол мира на две непримиримые социально­ экономические системы, проходила в Европе через терри­торию Германии по линии западных и восточной оккупа­ционных зон, на Дальнем Востоке по 38-й параллели в Корее и в Юго-Восточной Азии во Вьетнаме, где с 1946 г. французские войска вели войну против Демократической Республики Вьетнам, освободившейся своими силами от японских оккупантов.

    Хотя двум великим державам удалось избежать прямо­го военного столкновения (удерживала угроза взаимного ядерного уничтожения), все же военные конфликты име­ли место, и главным среди них и наиболее опасным пере­растанием «холодной войны» В «горячую» была корей­ская война (1950-1953).

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

    1. Расскажите о последствиях войны, сравните с последствиями Первой мировой войны.

    2. Каковы основные черты Ялтин­ско-Потсдамской системы? Каковы причины распада антигитлеровской коа­лиции?

    3. Как было организовано послевоенное мирное урегулирование?

    4. Каково отличие созданной после Второй мировой войны Организации Объ­единенных Наций от предвоенной Лиги Наций?

    5. Каково значение Нюрн­бергского процесса над главными военными преступниками и процессами над нацистами и коллаборационистами в других странах?

    6. Каковы причины и сущность так называемой «холодной войны»?

    7. Какие противоречия раз­деляли две великие державы - СССР и США?

    8. Какие политические блоки образовались после Второй мировой войны?