Как разобраться в себе и своих мыслях: советы психолога. Как разбираться в компьютерах: операционная система

За 12 лет YouTube превратился из видеосервиса в главного учителя. Здесь можно найти все: анимированную историю мира, уроки владения средневековым мечом, даже целый гид о том, как втянуться в "Игру престолов". Более 400 часов контента загружается на YouTube ежеминутно и более одного миллиарда часов просматривается ежедневно. В этом безграничном океане особой нишей стали видеоуроки (туториалы). Целые каналы, посвященные обучению, – как починить компьютер, приготовить стейк, отличить настоящую одежду от "фейка", научиться кататься на скейтборде и так далее. Редакция Buro 24/7 подобрала самых доступных, полезных и талантливых учителей, которые научат всему: от гитары до кино.

Гитара

Marty Music и GuitarJamz

Марти Шварц – профессиональный гитарист и один из самых популярных учителей на YouTube. Его подход к обучению отличается простотой и открытостью. В прошлом году он выпустил серию исчерпывающих уроков для начинающих. В них подробно описывается каждый шаг на пути к гитаре. После получаса просмотра и недолгой практики можно смело начать отыгрывать несколько аккордов. А уже далее смело искать уроки любимых песен с меткой Beginner в названии. GuitarJamz – старый канал Марти (где хранится множество уроков), на данный момент активным является только Marty Music.

JustinGuitar

Если канал Марти направлен на изучение конкретных песен, то Джастин фокусируется на разных стилях и техниках. Основы джаза, блюза, фанк-гитары, все это разбито на мультсерийные уроки. Подобная специфика требует определенного уровня. Поэтому JustinGuitar – отличный вариант для развития мастерства от посредственных трех аккордов.

Готовка

Food Tube

Food Tube – YouTube проект одного из самых известных британских шеф-поваров – Джейми Оливера. Главное отличие интернет-формата от телевизора – эфирное время. Каждый рецепт занимает не больше 10 минут. Каждую неделю появляется три/четыре новых рецепта от Джейми и его Food Tube-команды. Специфика интернета позволяет привлекать людей из самых разных точек Земли и изучать вкусы Мексики, Карибов, Италии, Греции, Англии и множества других стран. Food Tube учит не просто готовить, а разбираться и интересоваться культурой еды.

Gordon Ramsay

Гордон прославился своими кулинарными способностями, взрывным характером и острым языком. Его рестораны получили более 16 звезд Мишлен, а кулинарные шоу – одни из самых просматриваемых в мире. Официальный YouTube-канал шефа – это самые интересные вырезки из его шоу, скандалы и бесконечное количество изысканных рецептов. Видео Гордона – пример лаконичности: даже самые сложные рецепты укладываются в пару минут и несколько ключевых слов.

Кино

Every Frame a Painting

Тони – кинорежиссер и монтажер-фрилансер. Его канал целиком и полностью посвящен изучению кино – композиции, звуку, монтажу и анализу. "Если вы думаете о фильме как о языке, то это вокабулярий и грамматика", – так автор описывает свой канал. Тони наглядно показывает, как используется система квадрантов (деление кадра на равные части), что такое долгий кадр и почему хороший стул имеет большое значение в контексте фильма.

Lessons from the Screenplay

Если Every Frame a Painting сфокусирован на кадре и звуке, то Lessons from the Screenplay – на сюжете, сценарии и построении истории. В каждом новом видео приводится подробный, детальный сценарный анализ. Это попытка понять, как работает история в хорошем кино и почему у них это так здорово получается. Главная цель проекта – помочь каждому понять свои любимые фильмы и стать лучшим рассказчиком.

Музыка

theneedledrop

Энтони Фантано – одна из самых популярных музыкальных YouTube-персон. Он называет себя "самым занятым музыкальным задротом интернета". За 8 лет его канал theneedledrop набрал более одного миллиона подписчиков. Энтони, будучи музыкальным фанатом, посвятил свой канал рецензиям. Каждый обзор отличается глубоким, подробным разбором и анализом нового альбома. Фантано расскажет, почему последний альбом Кендрика хуже предыдущего, а последняя работа Linkin Park вообще не заслуживает внимания.

В 2009 году Genius стартовал как небольшая платформа, которая собирала тексты исполнителей хип-хопа. На сегодняшний день это более чем 2 миллиона контрибьюторов, включая профессиональных редакторов и самих музыкантов (которые зачастую собственноручно поясняют смысл своих текстов). Последний год Genius активно развивают свой YouTube-канал. Они создали несколько специальных рубрик, например, Check The Rhyme, где наглядно демонстрируется конструкция рифм в песнях. Помимо анализа Genius также разбирают сэмплы, использованные в альбомах, открывают новые таланты и проводят интервью с популярными артистами.

Вопрос: Если в школе, семье и университете, да и окружение как-то не повлияли на появление интереса к литературе, а появлилось оно недавно из-за внезапного стремления к самообразованию, то с чего следует начать? Как разобраться во всем этом культурном пласте мировой и российской литературы? Имеет ли смысл читать в хронологическом порядке, искать какие-то подборки «базовой» литературы? Сложно отталкиваться от «читай, что нравится», потому что хочется читать не только для удовольствия, но и в контексте со временем, культурой, когда эти книги написаны? Как ориентироваться новичку во всем этом объёме? Заранее большое спасибо за ответ.

Ответ: Ужасно радостно, что есть люди, которые сознательно хотят полюбить читать, и, одновременно, ужасно грустно, что школа каждому второму отбивает к этому желание. Но, как ни странно, отвечая на ваш вопрос, я первым делом отошлю вас как раз к школьной программе. Не нужно заново читать то, что уже в ней есть и что вряд ли вам, судя по всему, понравилось (тут, конечно, больше вопросов к учителям и министерству образования, чем к детям). Зато можно составить список входящих в нее авторов и прочитать по паре их произведений, которых в программе нет. Ну, например, у Достоевского не «Преступление и наказание», а «Братьев Карамазовых», у Толстого – не «Войну и мир», а «Анну Каренину» и «Смерть Ивана Ильича».

Начинать, на мой взгляд, нужно с того, что попроще (проще – не значит хуже, разумеется): с Тургенева (у него взять, например, «Дым» или «Рудина»), с Лескова («Леди Макбет Мценского уезда», «Соборяне»), Гончарова («Обрыв»). Что касается зарубежной литературы, то тут можно зайти на сайт какого-нибудь гуманитарного факультета и просто скачать программу. Лучше, впрочем, ориентироваться на журфаки, потому что у филологов все менее очевидно и более сложно.

Строго соблюдать хронологию, на мой взгляд, необязательно: от «Слова о полку Игореве» и «Хожения за три моря» вкус к чтению явно не проснется. «Илиаду» или «Метаморфозы» новичок тоже едва ли с удовольствием осилит. Ваш литературный период на первое время – XIX-XX века. Причем в XX лучше не залезать совсем уж в постмодерн. Спискам вроде «100 лучших книг всех времен» я бы на вашем месте не доверяла, потому что туда попадает обычно очень разношерстная литература: от философских трактатов до фантастики. Они скорее запутывают, чем дают представление о развитии литературного процесса. С другой стороны, Republic сделали отличные проект «Главные книги XXI века»: оттуда можно брать буквально любой роман, но лучше, на мой взгляд, после того, как будет освоена базовая классика. Одним словом: да – рекомендациям профессиональных критиков, нет – рейтингам Эдми.

Предложенная еще Гиппократом, основанная на преобладающем виде жидкости, из тех четырех, что текут в теле человека: сангвиники, флегматики, холерики и меланхолики. Эта классификация была научно подтверждена И.Павловым, русским физиологом. Он подтвердил, сто сангвинический имеет сильный , подвижный ; флегматичный – сильный, уравновешенный, но инертный. Холериков отличает сильный и неуравновешенный темперамент, а – слабый.

Эти свойства темперамента закладываются не генетическом уровне и практически не поддаются изменению. Ни к одному такому типу не применимо понятие «плохой» или «хороший». Свои достоинства и недостатки имеет каждый. Если темперамент – врожденный, то характер является приобретенным свойств, которые формируются под влиянием различных социальных групп – семьи, школы, трудовых коллективов.

Кроме того, по утверждению К.Юнга, существуют различные исходные предпосылки к построению разных психологических типологий. Так, например, люди также делятся на экстравертов и . Эти два типа воплощают в себе два способа мировосприятия и отношения к окружающей действительности. Экстраверт концентрирует внимание на событиях, предметах и людях , которые его окружают. Свои решения он принимает с учетом требований и правил окружающего его социума. Интроверт живет в своем субъективном мире и не очень комфортно чувствует себя в социуме, от взаимодействия с ним он теряет энергию, которую восполняет в уединении.

Юнг также утверждал, что каждый человек, обладая основными четырьмя психологическими : мышлением, чувствованием, ощущением и интуицией, имеет одну из них в качестве преобладающей. Согласно Юнгу, у преобладают мышление и ощущение, – интуиция и чувствование.

Зная особенности поведения и восприятия каждого психологического типа, вы сможете не только разбираться в людях , но и найти свой жизненный смысл и выбрать те дела и жизненные пути, которые соответствуют вашей природе.

Обратите внимание

Разбираться в людях - легко. Очень, очень легко. Вся информация о том, как данный конкретный человек поступит с вами в будущем, всегда лежит на поверхности и доступна буквально по щелчку пальцев. Все случаи, казавшиеся исключениями, на проверку оказывались просто более сложными случаями применения тех же законов. Это очень лестно и приятно - предполагать, что вы весь из себя такой прекрасный, и с вами у этого человека все будет совершенно иначе.

Полезный совет

Потребность научиться разбираться в людях возникает чаще всего после того, как человек несколько раз обманывается насчет окружающих. Те, кто кажутся с первого взгляда надежными, ответственными людьми, могут неожиданно подвести, тот, кого мы считаем добрым и заботливым, причиняет нам боль, а кто-то, в ком вы не подозревали высоких душевных качеств, на поверку оказывается настоящим другом и прекрасным человеком.

КАК РАЗОБРАТЬСЯ ВО ВСЕМ МНОГООБРАЗИИ ДУХОВНЫХ ТРАДИЦИЙ?

Мы живем сейчас в эпоху, Кали Юги, тогда, когда на бензоколонке в Подмосковье можно купить японские суши, в игровом автомате, стоящем в продуктовом магазине в пригороде Санкт-Петербурга, наигрывается мелодия лунной сонаты и хава-нагила попеременно, а лучшими пирогами в Питере торгует немецкая фирам «Штолле».

Естественно в отношении духовных вопросов существует еще большая путаница и хаос. В 60х, 70х, 80х годах ХХ века на Западе стало популярным и набрало силу так называемое движение Нью-Эйдж, которое объединило под одну крышу – космическую музыку, гадание на таро, астрологические консультации, разнообразные тренинги личностного роста, возрождающиеся духовные традиции и многое другое.

С упадком христианства и ростом интереса к восточным традициям многие жители Запада увлеклись непрерывным и не редко кажущимся бесконечным исследованием духовных путей и практик. Именно это и сделало движение нью-эйдж таким популярным.

Во времена российской перестройки множество духовных школ, религиозных традиций, направлений личностного роста хлынуло в «голодную» тогда Россию. До сих пор этот поток, хоть и не полноводно, но все же струится сюда, как с Востока, так и с Запада.

Благодаря этому мы узнали, что такое НЛП, Ребефинг, Холотропное Дыхание, Дзен, Таро, Трансформационная Игра, Гештальт, Рейки, Йога и многое, многое другое. Те или иные формы этих движений прижились на российской почве, некоторые исказились до неузнаваемости, некоторые сохранили себя полностью.

Сейчас, бурное когда-то движение Нью-Эйдж распалось на множество движений, школ, групп и группочек, разобраться в которых порою трудно даже специалисту.

Особенно не просто бывает новичку, который уже дозрел до того, чтобы начать заниматься собой – но вот куда пойти? Как не потерять себя еще больше, в этой куче предложений – курсов, тренингов, консультаций?

Для того, чтобы помочь ищущему человеку разобраться в огромном спектре существующих предложений, мы попробуем здесь представить картографию различных школ и течений.

Для этого давайте сконцентрируемся на вопросе – какие основные цели бывают у рассматриваемых нами духовных сообществ?

И различим три основных категории целей или мотиваций:
Здоровье (исцелить болезнь, улучшить самочувствие, сделать свое тело более сильным, энергичным, гибким….),
Благополучие (почувствовать полноту жизни, радость, удовлетворение, уверенность в себе…)
Совершенство (стремление познать себя, смысл своей жизни, осознать свою миссию…)

Группы, школы и направления можно разделить по этому признаку, различив то, что является максимальной ценностью в той или иной группе, к чему ведут занятия и как они проводятся. Несколько экспертов из нашего ИИИ клуба провели классификационную работу. Мы выделили основные характеристики, которые присущи группам, устремленным к здоровью, к благополучию и к совершенству. По этим характеристикам и на базе личного опыта экспертов мы произвели оценку и отнесли разные группы и традиции к одному из трех направлений. Результаты нашей работы вы можете увидеть в таблице:

Мотивация, Высшая ценность Характеристики Группы Примеры

Совершенство
1. работа с сознанием Дзог-чен,
2. концентрация на понимании смысла Дзен,
3. непривязанность к форме и к состоянию Буддизм
4. демиургия Школа 4го Пути (Гурджиев)
5. «вижу правильным»


Благополучие
1. работа с энергией и/или психикой Ошо
2. концентрация на состояниях ЭСТ, Лайфспринг,
3. вторичность формы Христианство, рейки, гештальт,
4. «хочу…» ци-гун, ребефинг, сай-Баба, нью-эйдж,
фиолетовые, симорон, шаг в будущее…..

Здоровье 1. работа с телом Ай-ки-до, йога,
2. концентрация на формах таеквон-до, массаж,
3. прагматичность голодание, уринотерапия,
4. ведущие глаголы – «должно» шейпинг……ЛФК

Теперь более подробно рассмотрим эту таблицу:

1. Итак – Здоровье. Классические направления, стремящиеся культивировать здоровье – это шейпинг, аэробика, тренажерные залы, физкультура, и любительский спорт, а также все виды нетрадиционной медицины, например – лечебное голодание, уринотерапия, массажи… Думаю, читатель легко может продолжить этот список. Слегка поколебавшись, мы отнесли сюда же и боевые искусства, и йогу. В этих школах здоровье не всегда провозглашается, как ведущая ценность, но по факту, здоровье – это основное, к чему эти школы ведут. Как правило, школы направленные на здоровье работают с телом и очень большое значение предают формам. Т.е. сидеть (стоять, стоять, лежать, есть) именно так, и никак иначе. Во многих школах существуют выверенные годами, столетиями правила – как делать то или иное упражнение – и именно это считается главным. На этом учат концентрироваться. Консерватизм, «так называемая надежность», авторитет, за которым часто прячется неуверенность в себе и личная слабость, тоже часто являются признаками этих школ.
2. Теперь поговорим о Благополучии , под этим подразумевается – состояние, удовольствие, радость….. Такие группы, как правило, уже не ставят форму (упражнение, последовательность поз, слов, движений) во главу угла, они учат концентрировать внимание на состоянии, хотя часто для этого и используются те или иные формы. Например – ошевские медитации, множество тренингов личностного роста, направления гуманистической психологии и психотерапии, такие как гештальт, психодрама, дыхательные техники…. Образцом продукта такой школы является человек спонтанный, занимающийся удовлетворением своих желаний, устроенный в социуме, излучающий благополучие и радость на других….

Именно эти школы концентрируются на настоящем…решении задач настоящего с тем, чтобы здесь и сейчас жилось лучше… Именно поэтому они столь популярны в социуме и нашли большое распространение.
3. И, наконец, третий и предельный (пока) вид школ и традиций – это настоящие школы духовного пути . Школы, где формам, да подчас и состояниям предается второстепенное значение, практики могут создаваться из «здесь и сейчас» для каждого адепта или группы людей, где смыслу происходящего придается большое значение, и создается среда, в которой человек может найти себя, найти то, что именно для него, именно сейчас – правильно. Эти школы часто бывают менее популярны… и более сложны. Ценности совершенства и осмысленной жизни в нашем социуме особенно не поддерживаются, скорее наоборот, общество потребления воспитывает винтиков, которые направлены в первую очередь на потребление. Если человек задумается о смысле жизни, то он может быть потерян, как член общества. Именно поэтому эти группы могут быть очень малочисленны. Признаками такой школы являются - синтез знания и опыта, поиск правильной формы, правильного действия – здесь и сейчас, гибкое оперирование формами и состояниями, а также постоянный поиск смысла.

Конечно, есть много исключений. Т.е. многие школы провозглашаются именно как школы, ведущие к совершенству, но мало кто соответствует необходимым для этого критериям и параметрам. Большинство таких вариантов, как правило, скатывается вниз. Примером этого является ребефинг, специалистом по которому я являюсь, занимаясь ребефингом более десяти лет и при этом будучи лично знакомой с большинством мировых лидеров этого направления. Изначально ребёфинг был создан именно для самосовершенствования, но сейчас большинство ведущих ребефинга предлагает его, как терапевтическую практику. Иногда даже сваливаясь к здоровью и к лечению болезней. То же можно сказать и про холотропное дыхание, вайвейшн и многие другие дыхательные техники.

Также примерами этого является дианетика. Возможно, когда был жив Хаббард эта система и соответствовала школе развития сознания и совершенства. Но сейчас она являет из себе некую «путанку», которая заявляет цели развития сознания, при этом в-основном направлена на психику, освобождая ее от инграмм и при этом c ильнейшим образом привязана к той форме, которую когда-то создал Хаббард и которая уже и устарела, и подчас плохо приживается в том или иной обществе, но транслируется без искажений и изменений. Форма – первична в этой структуре. Она важнее смысла! И люди не учатся делать свой «правильный выбор» а скорее ими манипулируют и используют в целях системы.

Как еще один пример такого уродца я бы привела Школу Випасаны, которая вырвала одну технику из классического буддизма, и занимается трансляцией именно этой техники, провозглашая ее самой ценной. Не важно где проходит семинар и в какое время года – подъем будет в 4ре утра, отбой в 21, (кого волнует, что на Востоке – солнце встает в четыре, а у нас в 4ре темно и холодно…?) – так завещал учитель…..

Випасана, несмотря на то, что провозглашает развитие сознания по сути занимается только трансляцией формы.

Подводя итоги можно посоветовать читателю – Будьте внимательны и осознаны. Лучше отмерьте семь раз, а уж потом без сомнений идите вперед и вверх – ведь там нет давки!

Буду рада любым отзывам – пишите на [email protected]
Татьяна Гинзбург,
игратехник Школы Игратехников,
инструктор по западным дыхательным психотехникам Санкт-Петербургской Школы Дыхания,
кандидат психологичсеких наук.

А также приглашаю вас в наше живое дискуссионное пространство, где обсуждаются подобные модели и проблемы - ИИИ.клуб.

Я в этой статье и наша школа, как группа людей, занимаемся именно этим. Мы ищем себя и для этого пытаемся разобраться во всем спектре имеющегося предложения. За те почти 12 лет, которые я потратила на эти занятия – я прошла около сотни различных тренингов и семинаров и несколько школ прошла от начала до конца – Международная Ассоциация Свободного Дыхания и их профессиональные тренинги «Древо Жизни», Трансформационная Игра из Финдхорна, Шаг в Будущее……

Это всего лишь небольшие ориентиры, для того, чтобы вы смогли чуть более квалифицированно ориентироваться в поле духовных школ. Конечно, самым лучшим инструментом является хорошо осмысленный личный опыт.

Для того, чтобы осмыслять свой опыт мы создаём пространство под названием – Интелл- Клуб. Приглашаем желающих для продолжения этой темы.

Все это пространство – есть …….
И ваш выбор читатель – откуда зайти или как и куда продвинуться на этой модели.