«Листопад», анализ стихотворения Бунина. Природа в стихах И. А. Бунина: анализ стихотворения "Листопад"

УРОК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Тема: И.А.Бунин «Листопад».

Цель: Познакомить уч-ся с новым произведением И.А.Бунина.

Учебные задачи:

- учить детей наблюдать за ритмом, построением стихотворной строки, строфы, видами рифм, познакомить с новым понятием «охватная» рифма;

Закреплять понятия «эпитет», «сравнение», «олицетворение;

Учить понимать чувства поэта и выражать свои;

Планируемые результаты:

предметные : уметь видеть и передавать красоту осенней природы и

настроение автора;

личностные: эстетические ценности и чувства, этичность, чувство гордости

за Родину с её необыкновенной природой.

Оборудование: портрет И.А.Бунина, портреты поэтов А.С. Пушкина, К.Д. Бальмонта, А.Н. Майкова, картины художников (Левитан «Золотая осень» и др .), рисунки детей и родителей на тему осени, муз. произведение

П.И. Чайковского «Времена года» и Г. Свиридова «Октябрь».

Ход урока.

    Организация класса .

    Проверка домашнего задания (на доске записано число, висит портрет И.А. Бунина и подписаны инициалы).

а) чтение наизусть стихотворения И.А. Бунина «Гаснет вечер, даль синеет…»;

б) чтение наизусть стихотворения И.А. Бунина «Детство».

Какие авторы назвали свои произведения таким же заголовком?

в) чтение наизусть стихотворения И.А. Бунина «Шире, грудь, распахнись для принятия…»

Назовите основные темы стихотворений Ивана Алексеевича Бунина

(дети отвечают)

Молодцы, вы совершенно правы, И.А. Бунин писал о природе, Родине и

(решаемая проблема: актуализация знаний обучающихся ).

3. Работа над новым материалом .

а) вводная беседа

Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением И.А. Бунина, а вот о чём пойдёт речь в этом произведении, вы должны мне сказать сами, посмотрев на рисунки, которые вы нарисовали вместе со своими родителями (на доске оформлена выставка детских рисунков).

(Дети называют тему урока).

Действительно, сегодня мы будем говорить о самом прекрасном времени

года. Именно осень воодушевляла на творчество поэтов, композиторов,

художников, музыкантов.

А скажите, произведения, каких поэтов об осени, мы учили? (1 слайд ) - чтение стихотворений детьми наизусть (показ портретов авторов ):

(читают призёры конкурса чтецов на тему: «Осенняя пора! Очей

очарованье…»)

А.С. Пушкин «Осень». (2 слайд)

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

А.Н. Майков «Осень». (3 слайд)

Кроет уж лист золотой Мох не приподнят, не взрыт

Влажную землю в лесу… Грудой кудрявых груздей;

Смело топчу я ногой Около пня не висит

Вешнюю леса красу. Пурпур брусничных кистей.

С холоду щёки горят: Долго на листьях лежит

Любо в лесу мне бежать, Ночи мороз, и сквозь лес

Слышать, как сучья трещат, Холодно как-то глядит

Листья ногой загребать. Ясность прозрачных небес…

Нет мне здесь прежних утех!

Лес с себя тайну совлёк:

Сорван последний орех,

Свянул последний цветок.

К.Д. Бальмонт «Осень». (4 слайд)

Поспевает брусника, Все деревья блистают

Стали дни холоднее. В разноцветном уборе.

И от птичьего крика Солнце реже смеётся,

В сердце только грустнее. Нет в цветах благовонья.

Стаи птиц улетают Скоро Осень проснётся

Прочь, за синее море. И заплачет спросонья.

(решаемые проблемы:

1. настроить детей на восприятие нового произведения;

2. выражать при чтении своё отношение к различным состояниям

природы);

б) знакомство с произведением И.А. Бунина «Листопад».

Мы прослушали сейчас несколько произведений об осени и вы, конечно, не раз видели осенний лес, когда деревья стоят в своём прощальном уборе. Какие краски должен взять художник, чтобы написать на полотне картину и назвать её «Осенний лес»?

Сейчас мы услышали в стихотворении А.С.Пушкина такие слова: «Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса». Подберите синонимы к слову «багрец». (Багрянец, багряный, багровый). Этими словами называют густой, тёмный оттенок красного.

А вы видели багряные листья?

Художники и поэты не только более наблюдательны, чем мы с вами, они умеют изображать окружающий мир в своих произведениях, делятся с читателями своими наблюдениями и чувствами, учат нас видеть красоту природы. (5 слайд : картина Левитана «Золотая осень »).

Сегодня мы познакомимся с прекрасным произведением И.А. Бунина об этом времени года, которое называется «Листопад» и обратим внимание на то, какие краски использует поэт. (6 слайд).

Давайте сразу начнём оформлять титульный лист, что мы уже сможем расположить на нём? А вот жанр и тему вы назовёте после того, как прозвучит это произведение. (7 слайд ).

1 ученик:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой.

2 ученик:

Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора,

Воздушной паутины ткани

Блестят как сеть из серебра.

Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылёк

И, точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом;

Сегодня так светло кругом,

Такое мёртвое молчанье

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листиков шуршанье.

Учитель:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Заворожённый тишиной;

Заквохчет дрозд, перелетая

Среди подседа, где густая

Листва янтарный отблеск льёт;

Играя, в небе промелькнёт

Скворцов рассыпанная стая –

И снова всё кругом замрёт.

Назовите жанр этого произведения

Какова его тема?

(решаемые проблемы:

1. образец выразительного чтения;

2. умение видеть и передавать красоту осенней природы и настроение

автора при чтении поэтического произведения;

3. развитие поэтического восприятия окружающего мира;

4. пробуждение чувства ритма;

5. формирование специальных умений: называть фамилию автора, заго-

ловок, определять жанр и тему услышанного произведения);

в) первичное восприятие работа над содержанием

Понравилось ли вам это стихотворение?

Что понравилось?

Что не понравилось?

(решаемая проблема: умение высказывать своё мнение об услышанном

произведении);

г) работа с содержанием произведения

Какие чувства вы испытали, прослушав стихотворение?

Какие слова были непонятны? (подсед – молодой ярус деревьев ).

Какие цвета, краски называет поэт, чтобы передать своё восхищение красотой осеннего леса?

Какие цвета неизвестны вам и вы не можете их представить?

(Багровый, переходит в фиолетовый).

Чтобы ярче показать тот или иной предмет, какой поэтический приём использует Бунин?

Что такое эпитет? Найдите их в тексте. (8 слайд).

Что напомнил осенний лес поэту? С чем сравнивает он его?

Видели ли вы хотя бы на картине терем? Чем терем отличается от современного дома?

Терема строились в Древней Руси. Кто жил в этих теремах? (9 слайд).

Все терема были украшены резьбой, вот осенний лес и напомнил поэту такие терема.

Листья какого дерева, по мнению поэта, похожи на резьбу, украшавшую терема? (Листья берёзы ).

Какие деревья напомнили поэту вышки?

Что напомнило поэту оконца русских теремов? (Просветы между клёнами ).

А чем пахнет в этом тереме?

Какое выразительное средство помогло донести до нашего сознания красоту осеннего леса? (Сравнения ). (10 слайд).

Что такое сравнение?

Найдите их в стихотворении.

Как вы представляете такую картину: «И Осень тихою вдовой вступает в пёстрый терем свой»?

Какой поэтический приём использует поэт, чтобы рассказать об осени?

(11 слайд).

(По мере ответов детей, на доске появляются определения:

Эпитет – яркое, образное описание предмета.

В толковом словаре Ожегова лексическое значение этого слова звучит

Эпитет – определение, прибавляемое к названию предмета для большей

изобразительности.

Сравнение – слово или выражение, содержащее уподобление одного

предмета другому.

Олицетворение – перенесение свойств одушевлённых предметов на

неодушевлённые.

Олицетворение – воплощение чего-нибудь в образеживого существа.

С.И. Ожегов.).

Какова осень в представлении поэта – весёлая или грустная?

Как вы догадались?

Кого называют вдовой?

А о чём грустит осень?

Как можно догадаться, что осенняя красота леса – последняя,

недолговечная? (Играет последний мотылёк, молчание мёртвое ).

Что нарушает тишину?

Как поэт описал это шуршание, что помогло ему? (Звукопись,

шипящие звуки ).

В каком произведении мы уже слышали такой приём?

(Бальмонт «Камыши»).

Давайте повторим, какие выразительные средства необходимы для

выразительного чтения любого поэтического произведения? (12 слайд)

- своеобразием этого стихотворения является то, что в нём строфы имеют разное количество строк. Поэтому автор использует разные виды рифм.

(решаемые проблемы:

1. развитие умения обобщать, сравнивать и делать выводы;

2. обогащение речи учащихся:

3. повторение изученного материала и умение применять знания при изучении нового произведения);

д) работа над выразительными средствами

- чтение стихотворения и выделение рифм (у каждого ребёнка на столе напечатанное стихотворение );

работа в группах:

1 группа – 1 часть стихотворения;

2 группа - 2 часть;

3 группа - 3 часть.

(применение коммуникативных технологий )

в первой строфе рифма перекрёстная (на доске схема 1-3 строки,

2-4 строки);

во второй – парная (1-2 строки, 3-4 строки);

Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылёк

И, точно белый лепесток,

На паутине замирает…

Рифмуются 1-4 строки, 2-3 строки.

Проблема: как называется такая рифма?

Такая рифма называется охватной. (новое понятие).

Запомните, ребята, меняется ритм – меняется и рифма. Помните об этом при чтении.

Проверка по тексту (слайды 13, 14, 15 ).

(решаемая проблема: умение работать в группах);

г) отработка выразительного чтения

Чтение стихотворения детьми с соблюдением логических пауз и логического ударения.

д) выполнение заданий в рабочей тетради

4. Закрепление и повторение изученного.

А сейчас мы отправимся в картинную галерею и познакомимся с выдающими произведениями художников (дети смотрят, а учитель читает стихотворение Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»).

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора

Весь лес стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё – простор везде, -

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь –

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле.

(решаемая проблема: умение передавать свои чувства при чтении поэтического произведения ).

5. Итог урока.

Скажите, ребята, что нового вы узнали на уроке?

Понравилось ли вам новое произведение и чем?

Какое у вас было настроение на этом уроке? (слайд 17).

6. Домашнее задание.

Задание по выбору: можно выучить всё стихотворение, а можно найти это произведение в полном объёме и прочитать его выразительно.

Стихотворение «Листопад» относится к раннему периоду творчества И. Бунина. 30-летний поэт написал его в августе 1900 года, а в октябре стихотворение с посвящением М. Горькому и подзаголовком «Осенняя поэма» было опубликовано в петербургском журнале «Жизнь». Произведение дало название поэтическому сборнику 1901 года, удостоенному в 1903 году Пушкинской премии. Сам поэт дорожил стихотворением до конца жизни.

«Листопад» - произведение пейзажной лирики, посвященное описанию осенней природы. Наблюдая за изменяющейся картиной природы, автор размышляет о течении человеческой жизни, внося в стихотворение философские мотивы.

«Листопад» отличает необычное, своеобразное построение: по рифмовке стихотворение состоит из семи четверостиший и двух двустиший, написанных четырехстопным ямбом. Первая, третья и пятая строфы произведения имеют перекрестную рифмовку с чередованием женской и мужской рифм. Шестая, восьмая и девятая строфы написаны кольцевой рифмой, а вторая, четвертая и седьмая строфы – смежными рифмами. Особенность стихотворения – его напевность и близость к фольклору.

На протяжении всего повествования Бунин расширяет его временные и пространственные границы. В начале поэмы время кратко - один день, «сегодня» , а действие ограничено поляной, что позволяет уловить последние мгновения счастья – заметить последнего мотылька, почувствовать прощальное солнечное тепло, услышать квохчущего дрозда. Постепенно время расширяется до месяца («Сентябрь, кружась по чащам бора…» ), а пространство охватывает целый лес и все небо. В конце поэмы время и пространство приобретают всепланетные масштабы.

Осень в стихотворении выступает как собирательное понятие: это и время года, и Осень – самостоятельное существо, «тихая вдова» , хозяйка леса. Художник через очеловеченный образ Осени приоткрывает мир внутренней жизни природы, наполненный радостью, страданием и болью.

Смену состояний природы поэт изображает при помощи различных художественных средств и приемов, одновременно, не отделяя природу от человека, удивительно тонко передавая смену настроения лирического героя. Проводя идею вечной жизни и цикличности всех процессов мироздания, Бунин создает в поэме кольцо, идя от красоты золотой осени через красоту увядания и страдания природы к новой красоте – зимней, холодной и прекрасной.

В первой части стихотворения Бунин создает великолепный образ осеннего леса , используя разнообразные краски и контрасты (лиловый терем, серебро паутины, янтарный отблеск листвы, светлая, солнечная поляна ). Рисуя осеннюю сказку, поэт прибегает к сказочной лексике, сравнивая поляну с широким двором, лес с резным теремом, а просветы в листве – с оконцами.

Бодрое, светлое восприятие картины осеннего леса сменяется минорным настроением, связанным с появлением в поэме образа «тихой вдовы» Осени и мотива смерти . Поэт рисует картину безмолвного оцепенения леса в преддверии скорого умирания.

Урок литературного чтения в 4 – Б классе

Учитель: Турянская С.Э.

Тема: И. А. Бунин «Листопад»

Цель урока : знакомить учащихся с творчеством И. А Бунина; учить осознанному и выразительному чтению, пониманию глубины произведения; пополнять словарный запас; формировать у учащихся умения выделять языковые средства: сравнения, олицетворения и эпитеты; развивать мышление, речь, воображение; воспитывать любовь к своей Родине.

Задачи урока:

    Познакомить учащихся с новыми произведениями, научить читать их выразительно через анализ языковых средств.

    Развивать умение учащихся сравнивать, рассуждать, развивать их познавательную активность.

    Воспитывать у учащихся любовь Родине .

Планируемый результат: предметные: учащиеся научатся выразительно читать стихотворение; находить в тексте художественные средства языка; получат возможность рассмотреть и проанализировать иллюстрации; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; извлекать из текста нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

Метапредметные : регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, познавательные - овладеть логическими действиями сравнения, обобщения; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные: формирование целостного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

    Организационный момент.

Ну-ка, проверь дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Пожелаем всем удачи. За работу, в добрый час!

    Проверка домашнего задания

Сегодня мы продолжаем тему «Поэтическая тетрадь». И сейчас проверим, как хорошо вы усвоили изученные произведения.

Продолжи стихотворение, назови автора и название

1. Как неожиданно и ярко,

На влажной неба синеве,

Воздушная воздвиглась арка

В своем минутном торжестве!

2. Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я легкий опустилась

И вот – дышу.

3. Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

4.. В синем небе плывут над полями

Облака с золотыми краями;

Чуть заметен над лесом туман,

Теплый вечер прозрачно - румян.

    Мотивация.

    Загадка. (записана на доске)

Вот и осень наступила
Вслед за летом, точно в срок,
И в садах позолотила
Каждый маленький листок.
Листья стайками летят
В нашем парке … (листопад) .

Уже прошла золотая пора осени. Деревья стоят голые. Но мы с вами сегодня на уроке постараемся вернуть ненадолго это чудесное время года.

2. Речевая разминка. (по загадке)

С радостным настроением.

    Постановка цели.

Прочитайте только русские буквы, и вы узнаете фамилию поэта, лауреата Нобелевской премии, чьё стихотворение мы сегодня будем читать.

N Б R У Н W И Н (БУНИН)

    Работа над темой урока

А) Слово учителя о поэте:

Я хочу немного рассказать о поэте, чьё стихотворение мы будем читать сегодня.

Иван Алексеевич Бунин родился 10 октября 1870 года в Воронеже. Отец Бунина жил широко, беззаботно, и разорившись, семья Буниных переехала в имение Орловской губернии. Бунин детство провёл в этом месте, среди природной красоты полей.
Начальное образование в жизни Бунина было получено дома. Первые стихи Бунина написаны в семилетнем возрасте.

В 10 лет его зачислили в Елецкую мужскую гимназию. Однако он не закончил её, вернувшись домой, потому что за обучение платить было нечем.
Дальнейшее образование в биографии Ивана Бунина было получено благодаря старшему брату Юлию. Первое стихотворение было напечатано, когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил.

Литературная судьба складывалась удачно. Он много писал, и его произведения сразу же получили известность.
В 1933 году он первым из русских писателей был удостоен Нобелевской премии.

В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже.

В Ельце в 1988 г. открыт дом-музей И. А. Бунина.

Что вы узнали об Иване Алексеевиче?

Словарно – лексическая работа.

Ребята, в стихотворении вам встретятся слова, давайте разберём их значение. (На доске записаны слова: терем, резьба, вдова, завороженный, замирает, лиловый, багряный, лазурь).

Объясните слово терем.

Объясните слово резьба

Давайте за помощью обратимся к словарю Ожегова (рисунок, вырезанный из дерева или кости.)

Подберите синонимы к словам: завороженный – очарованный, околдованный.

Лазурь-синева

Подберите антонимы к слову замирает – возрождается, оживает.

Прикрепите к слову рисунок с изображением листьев соответствующего цвета (лиловый, багряный)

Первичное знакомство со стихотворением

Ребята, а сейчас мы отправимся в замечательный мир поэзии, постараемся увидеть некоторые картины осеннего леса глазами И. А. Бунина, разобраться в его чувствах и настроениях, и поможет нам в этом музыка Чайковского из сборника «Времена года». (аудиозапись; электронное приложение к учебнику)

Проверка первичного восприятия стихотворения:

Понравилось ли вам это стихотворение?

Что вы представили, когда слушали стихотворение?

Какое время года описывает поэт? Докажите.

Какие чувства вызвало стихотворение? (печаль, восхищение, радость )

Работа со словарем настроений.

Физминутка.

На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А над нами весело шелестит листва.

Опускаем руки мы по команде «два».

Соберём в корзинки ягоды, грибы-

Дружно наклоняемся по команде «три».

На «четыре» и на «пять»

Будем дружно мы скакать.

Ну, а по команде «шесть»

Всем за парты тихо сесть!

Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

Прочитайте стихотворение самостоятельно и скажите, что напомнил осенний лес И.А. Бунину? (Терем расписной).

Работа над анализом стихотворения.

Бунин, как художник, пишет картину словами – мазками. Его палитра богата цветами.

Какие цвета – краски называет поэт, чтобы передать своё восхищение красотой осеннего леса?

(Лиловый – сиреневый; золотой; багряный; жёлтый; голубой – о лазури; синий – просветы неба, вышина; серебро – о паутине; белый – лепесток).

Как вы думаете, почему Бунин сравнивает лес с теремом? (Он, как терем, нарядный и пёстрый).

Терема были богато украшены резьбой. Вот осенний лес и напомнил поэту такие терема.

Листья какого дерева, по мнению поэта, похожи на резьбу, украшавшую терема ?

(Листья берёзы).

Какие деревья напомнили ему вышки ? (Ёлочки).

Верно, они очень стройные и похожи на вышки.

Что напоминает поэту небольшие оконца русских теремов? (Просветы в небо между клёнами).

Что поэт сравнивает с серебряными нитями?

(Воздушной паутины ткани

Блестят как сеть из серебра)

Что напоминает белый лепесток? Прочитайте.

(Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылёк

И точно белый лепесток,

На паутине замирает…)

Смотрите, какое богатство красок – слов у поэта – художника.

С помощью чего создаются эти картины?

(с помощью художественных средств)

Какими художественными средствами пользуется Бунин в своём стихотворении?

(эпитетами, сравнением, олицетворением)

Давайте вспомним, что такое эпитеты, сравнения, олицетворения.

(на доске определения, дети читают)

Сравнение – изображение явления путём сопоставления его с другим.

Олицетворение - изображение неодушевлённых предметов в виде живых существ, способных говорить, чувствовать. Эпитет – художественное определение предмета, помогающее нарисовать его существенные признаки.

Поработаем в группах.

1 группа - ищут эпитеты,

2– олицетворения,

3 – сравнения.

Проверка
- Назовите сравнения, которые помогают нарисовать образ леса – терема.

Лес – терем расписной.
Елочки темнеют – как вышки.
Синеют просветы в небо, что оконца.
Паутина – как сеть из серебра.
Мотылек – точно белый лепесток.

Какие эпитеты использует автор? -

Весёлой стеной», «воздушной паутины ткани», «мёртвое молчанье», , «сонная поляна». Лес стоит стеной. .)

Есть ли в стихотворении олицетворения? («лес заворожённый»,)

Почему слово Осень написано с большой буквы?

Какой поэтический прием использует автор? (Олицетворение)

С кем сравнивает он осень? (С вдовой – женщиной)

Кто такая вдова и почему она тихая? (она уже успокоилась, все позади)

Бунин не только краски использует при описании осени, он обращается к нашей памяти запахов.

Поэту кажется, что в лесу пахнет так же, как в деревянном тереме. Чем там пахнет? Найдите ответ в тексте .

(Лес пахнет дубом и сосной, за лето высох он от солнца).

Можно ли услышать тишину?

Прочитайте строки, в которых рассказывается о звуках в лесу.

Какие звуки повторяются?

Для чего поэт использует эти звуки, что они помогают услышать?

Какие слова в стихотворении повторяются? (« Сегодня на пустой поляне», « Сегодня так светло кругом).

Почему поэт повторяет их? Что он хотел сказать? (Он хотел подчеркнуть, что очень было светло и очень тихо). Какое слово поэт повторяет несколько раз? Почему?

(Поэт пытается подчеркнуть ценность, неповторимость каждого дня. Именно сегодня надо успеть увидеть самое ценное, насладиться красотой сегодняшнего дня, завтра она может быть уже другой. Каждый день нужно уметь замечать прекрасные мгновения жизни и ценить их). 

Бунин нашёл такие ёмкие и точные слова, которые позволили нам увидеть и цветовую палитру леса, и вслушаться в звуки леса, и представить его образы.

Кто же является главным героем стихотворения?

Верно, лес.

А ведь мы, ребята, сейчас совершили открытие: именно лес является лирическим героем произведения. Он любуется красотой осенней природы, ценя неповторимость каждого дня.

А теперь, давайте попытаемся прочесть стихотворение выразительно, передавая настроение автора, выражая собственные чувства.

Подготовка к выразительному чтению.

Работа в тройках (у каждой тройки карточка с отрывком стихотворения). ( Расстановка логических ударений и пауз . (Лес, берёзы, клёны, ёлочки, оконца, поляна, паутина, мотылёк).

Выразительное чтение по частям

Чьё чтение вам особенно понравилось? Почему?

Домашнее задание: чтение наизусть отрывка.

Итог урока.

Какие чувства выразил поэт в стихотворении? (восхищение, грусть).

В стихотворении мы видим не только изображение поэтом картины природы, но и самого поэта. Такие стихи мог написать человек, который любил родную землю, её необозримые просторы. Мы вместе с ним восхищаемся этой красотой. Поэта можно понять только по хорошим, настоящим стихам, когда их читаешь, будто слышишь голос самого поэта.

Рефлексия.

У вас на парте лежит по два осенних листочка – красный и зеленый.

Прикрепите к нашему дереву жёлтый листик, если на уроке вам все было понятно, и работа была интересной. И зеленый, если не все понятно, и вы испытывали затруднения.

Вспомните самые интересные фрагменты урока и ваши ощущения.

Что тебе понравилось в себе на этом уроке?

Мне тоже очень понравилась ваша работа на уроке. Спасибо за урок!