Сквозь каменное выражение лица на секунду промелькнула. КС РФ разъяснил порядок организации встреч депутатов с избирателями 

Моя мама купила попугая. Зовут Иннокентием. Сидит в клетке. В общем, стандартная история из жизни попугаев. Значительную часть времени Кеша проводит в страстном выяснении отношений со своим изображением в зеркальце — от драк до поцелуев. Похоже, что он не делает разницы между изображением и настоящей птицей. Так устроено Кешино мышление.

А что я знаю про мир, в котором живу? Может, большинство объектов, которыми оперирует мой мозг, тоже зеркальные обманки? А я выстраиваю свою жизнь и растрачиваю драгоценные энергию и время, оперируя ложными руководствами неразвитого мозга? Какой же рывок мы могли бы сделать, если бы удалось перекинуть мост через эту пропасть пустопорожней суеты и самообмана.

Когда я встречалась с художниками — выходцами из студии Элия Белютина, меня поразила их общая черта: я имела дело со счастливыми людьми. Свой восторг от общения с мастером они сохранили спустя десятилетия. Художники описывали свою жизнь в те студийные времена как чистый, ничем не омраченный кайф.

В чем кайф, спрашивала я? В самореализации. Белютин давал гораздо больше, чем слава и деньги — благодаря ему они устанавливали эмоционально-духовный контакт с собой. Потому их картины до сих пор так электризуют зрителя. Они излучают свет, источник которого непостижим для обывателя: свет реализовавшейся личности. Увидев это, я поняла, что где-то здесь кроется решение проблемы, над которой мне приходится биться каждый день, общаясь с разными людьми, — проблемы, которая гораздо шире, чем деловые интересы одного инвестиционного холдинга, который я возглавляю.

Самая страшная человеческая мука — не нищета, не болезнь и даже не несчастная любовь. Самое страшное проклятие — ужас нереализованности. Пустая жизнь, проведенная ради потребления, оборачивается мукой безвозвратно ушедшего времени и возможностей. Занимаясь уже 20 лет инновационными проектами, я уверена, что ключевой вопрос бизнеса — не где взять деньги на предприятие, а где взять идею для предприятия. И здесь все равно, чем вы занимаетесь: рисуете картину, пишите программы или проектируете дома — ваш мозг должен самостоятельно и оригинально работать.

А вокруг куча причин, почему сегодня никак нельзя: погода, природа, международное положение, гормональный приход, гормональное опустошение и т. п. Может быть, завтра или на следующей неделе? И так изо дня в день, пока перед усталыми глазами не мелькнет: КОНЕЦ.

Как толстый человек отворачивается от зеркала, проходя мимо, так же и большинство из нас прищуривается, подводя профессиональные итоги. Идут в ход удобные цитаты из буддистских, православных и прочих учений о пользе нежелания, смирения и недеяния. Лень и хитрость как замена инновационного мышления.

Все эти размышления пришли в удивительный унисон с моей профессиональной деятельностью. Мы много занимаемся искусственным интеллектом. В составе нашего холдинга Cognitive Technologies — лаборатория системного анализа, которая занимается кибернетическим моделированием работы мозга. Мы курируем кафедры в Физтехе и МИСИС. Тут-то и оказалось, что многое в белютинской «Теории всеобщей контактности» (и едва ли не в большей степени в зубаревской «Темпоральной реальности») напрямую соприкасается с нашими работами по инициализации определенных областей мозга. Почему бы не попытаться интегрировать все эти находки и наработки в один проект?

Все это и привело меня и мою команду к созданию проекта «Новая реальность 2.0». В нем можно выделить три основных аспекта.

Первый аспект — исторический и искусствоведческий. Я верю, что наш долг — вернуть Элию Белютину и его ученикам их законное место в истории российского и мирового искусства. Они стали основоположниками нового направления, и в этом качестве должны стать известны городу и миру. Первые шаги в этом направлении — серия выставок, которые мы планируем провести начиная с осени 2014 года, а также, возможно, постоянная экспозиция в открытых для посещения публики галереях.

Во-вторых, идеологический аспект. По нашему мнению, теория Белютина (равно как и то направление, в котором мы планируем ее развивать) — идеологический продукт. На случай, если кто-то из читателей испугался этого страшного слова, мне придется пояснить, что я имею в виду.

В развитых странах мира и в определенных слоях общества базовые потребности человека удовлетворены. Людям стало скучно: все вроде хорошо, но как-то тухло. Хочется как-то привести себя в бодрое состояние. Стимуляция происходит, например, с помощью наркотиков, столь распространенных в некоторых интеллектуальных кругах. Но это все суета вокруг пустого пространства. Пустое пространство на сегодня является идеологией, и ни в одной стране мира еще не предложили, чем бы его наполнить. Это чисто экономический и технологический феномен: когда-то мы тратили много времени на быт, а теперь это время освободилось, и нам не на что его тратить.

Развитие себя, своего мышления по новой методике — это заполнение пустоты. Поверьте, это лучше, чем наркотики.

Наконец, в-третьих — практика. А именно, применение теоретической базы в сфере инновационной деятельности. Мы не можем продать картины белютинской школы, это наш золотой фонд — но мы можем адаптировать его методику для нужд сегодняшнего бизнес-сообщества. Методы, которые некогда использовались для воспитания художников, мы используем для инициализации творческих потенций вообще.

Мы составили практикум, взяв за основу проект «Новая реальность» и соединив его с современными наработками в области нейролингвистического программирования. Занятия первого года дали феноменальные результаты: из 12 человек, проходивших практику, трое возглавили креативные направления в производственной структуре холдинга (а их возраст 23-25 лет).

Нейробиологи объясняют результативность методик, аналогичных теории всеобщей контактности Белютина, тем, что они оказывают непосредственное воздействие на лимбическую систему мозга, отвечающую за эмоции, чувства, а также за поведение человека и процесс интуитивного принятия решений. Этот путь отличается от традиционного (логического) поиска решения, в котором задействован неокортекс, отвечающий за рациональное, аналитическое мышление и язык. По мнению профессора Американского университета Бейрута Арне Дитриха, такой принцип творческой активности (его еще называют творчество «снизу вверх»), представляет собой классический пример озарения.

Аналогичные объяснения дает и теория всеобщей контактности Белютина. В самый неожиданный момент подсознание связывает разрозненные элементы знаний и выдает оригинальную идею (естественно, не «из воздуха» и не на пустом месте).

Второй тип творчества, который выделяет Арне Дитрих, гораздо более «преднамеренный» — он называет его творчеством «сверху вниз». Эта творческая активность базируется на более логическом подходе к вопросам. В отличие от первого вида творческой работы, который подразумевает приход идеи на уровне подсознания, без обсуждения, здесь идеи идут действительно сверху вниз: образно говоря, вы думаете о том, что вам уже давно известно, оценивая жизнеспособность каждой идеи. Это более устойчивый подход, он эффективен, если надо решить проблему сознательно. Данный тип творчества характерен для методик мозгового штурма и их модификаций.

Все эти идеи и применяются в нашем практикуме. Поверхностному наблюдателю может показаться, что собравшиеся люди забавляются — сидят и рисуют странные абстрактные картинки. Но о том, что на самом деле происходит на тренинге, лучше всего свидетельствуют перемены в их сознании и жизни.

Недавно я говорила по скайпу с одним своим приятелем, эмигрировавшим в США около 15 лет назад. Он в красках рассказывал, как его сын испытывает восторг от курсов по развитию креативного сознания, которые он проходит в Harvard University. Мой друг уверен, что эти технологии становятся ни много ни мало новым видом оружия в современном мире. Если в стране с каждым годом становится все больше и больше людей, способных к ярким, дерзким идеям, которые позволяют решать задачи гораздо быстрее и эффективнее, и эти люди уже составляют заметную долю общества, то чем это не оружие?


Американский проект Project Zero, который реализуется в Harvard University, основывается на теории множественных интеллектов (The Theory of Multiple Intelligences). Создал ее один из самых известных американских мыслителей в сфере образования Ховард Гарднер. И если вынести за скобки различия между суховатым систематическим подходом Гарднера и артистическим фейерверком идей Белютина, в этой теории можно найти множество параллелей «Теории всеобщей контактности». Обе теории опираются на практически одни и те же принципы приоритетности искусства в развитии креативного мышления.

Возможно, не случайно Project Zero и белютинская «Новая реальность» (из которой выросла наша «Новая реальность 2.0») возникли практически одновременно в середине 60-х годов. Кажется, в двух ведущих странах мира одновременно сложились одинаковые предпосылки для рождения этих проектов. 60-е годы — период крайнего обострения противостояния между СССР и США во всех сферах. Карибский кризис. Начало космической гонки. Развитие ядерной программы. Не исключено, что и интеллектуальная сфера еще тогда также стала ареной для противодействия двух держав.

С другой стороны, в 1960-е в Америке происходит оживление общественных движений, а в России наступает период хрущевской оттепели. Ощущение свободы, перспективы наступления позитивных перемен в жизни страны спровоцировали в обществе появление множества творческих идей и инициатив. В том числе и революционных методик развития скрытых потенций мозга.

Американский Project Zero и поныне дает эффектные результаты в подготовке топ-менеджмента и, в отличие от идей Белютина, никогда не подвергался опасности забвения. Но, на мой взгляд, у русского проекта было грандиозное преимущество: деньги и вообще весь материальный аспект был полностью выведен из уравнения. Поэтому наш результат просто обязан быть сильнее, чище и талантливее. Сегодня я убеждена, что мы первые и лучшие. И я уверена, что, собрав адекватную команду, мы докажем всему миру, что Россия — родина слонов.

И первым делом я намерена доказать это участникам проекта «Сноб». Именно для них мы собираемся провести пробный практикум «Новая реальность 2.0» — показ картин и мастер-класс по методике Белютина. О месте и времени этой встречи мы оповестим уважаемых членов сообщества дополнительно.

Депутаты сельских поселений… От них зависит то, насколько оперативно решаются те или иные проблемы в селе, а в целом, от их верных решений — благополучие местных жителей.

Недаром народ на выборах оказывает доверие самым достойным. В их числе — Александр Юрьевич Кулаков, который уже третий созыв является депутатом Совета депутатов Калманского сельсовета. Сейчас на него возложены обязанности председателя местного депутатского корпуса.

О таких людях, как Александр, можно сказать: где родился, там и сгодился. Выпускник Калманской средней школы армейскую службу нес в «горячей » точке. После окончания политехнического университета, получив профессию инженера-механика, вернулся в родное село и семь лет был главным инженером в совхозе «Центральный ». После ликвидации хозяйства занялся предпринимательской деятельностью.

Александр — человек активной жизненной позиции. Если в районе спортивные состязания — он на беговой дорожке бьет рекорды, или на лыжне вместе со своей семьей — женой Марией и двумя сыновьями. Молодой специалист положительно зарекомендовал себя в деле. На любое происходящее событие имеет свою точку зрения.

В 2005 году по настоятельной рекомендации тогдашнего главы сельсовета Г.Н. Губасова Александр стал кандидатом в местные депутаты, а затем вошел в состав совета депутатов. Тогда только был принят 131 Закон РФ «О местном самоуправлении» и нужно было осваивать полномочия, данные Законом. Затем был второй созыв и вновь оказано доверие молодому депутату. А вот на третий созыв, как признается Александр Юрьевич, пошел совершенно осознанно. «Из 11 сегодняшних депутатов пятеро — с прошлого созыва. А это значит, население нашу работу оценило положительно», — говорит Александр.

Да, заботы сельского депутата — это дополнительная нагрузка, которая требует усилий и времени. Но дело еще в моральной ответственности, которая не каждому по плечу. Неравнодушие, участие, сопереживание побуждают Александра Юрьевича решать проблемы своих односельчан, которые знает не понаслышке, а изнутри.

Сельский депутат — это первое звено власти, к нему граждане идут со своими бедами, неурядицами, спорами и конфликтами. И с каждым таким обращением необходимо разобраться.

Знать о том, что поселку угрожает выход из строя водонапорной башни и люди останутся без воды, или, скажем, о том, что после снегопада дороги непроезжие, это, конечно, достаточно лишь для простого обывателя. А для депутата местного совета это еще и призыв к действию. Вопрос о ремонте водонапорной башни надо поднять на сессии, а на занесенные снегом улицы села выехать на технике.

Самые разные вопросы приходится решать депутатам, но по-прежнему главной и основной задачей, по мнению Александра, является забота о своих односельчанам.

Важное место в работе Калманского Совета депутатов занимают вопросы по утверждению бюджета поселения, контролю за его исполнением, реализации социально значимых мероприятий. Например, край выделяет целевые средства на ремонт внутрипоселковых дорог. В этом году Калманскому сельсовету причитается 2 миллиона рублей на эти цели. Как их потратить рационально, с умом? Ремонта требуют практически все дороги на территории поселения, но необходимо определить участки, которые ремонтировать надо в первую очередь. К ним, по мнению депутата, относятся улицы Чаузова, Победы.

Или вот другая задача — строительство остановочных павильонов по маршруту школьного автобуса. И вновь к решению вопроса нужно подойти по-хозяйски.

«В депутатском корпусе люди неравнодушные, пришли с благими намерениями, болеют за село искренне, — говорит Александр Юрьевич. — Не первый созыв работают С.А. Овсянкин, А.Н. Бистерфельд, А.Н. Ольховатский, О.Г. Шестакова, Е.И. Шелухина. Активны и деятельны С.Г. Боровая, И.А. Колупаева, Е.Г. Здерева, А.Д. Цветков, Н.П. Грачев. Бывает, спорим, мнения расходятся, но все разногласия решаем в рабочем порядке. Лояльности в работе нет. Над нашими решениями прокурорский контроль. Так что ответственность очевидна и, в первую очередь, перед своими избирателями».

Таковая позиция сельского депутата — работать на благо своих земляков.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Анабас, или ползун, живёт в медленных реках и болотах Вьетнама. (2) Из-за того, что вода в таких водоёмах бедна кислородом, ползун обзавёлся дополнительным органом дыхания, помогающим жабрам. (3)_____ ему приходится постоянно подниматься к поверхности и заглатывать воздух.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Вода в медленных реках и болотах Вьетнама бедна кислородом.

2. Анабас, живущий в бедных кислородом водоёмах, имеет дополнительный орган дыхания, из-за которого он должен подниматься к поверхности и заглатывать воздух.

3. Анабас, или ползун, обзавёлся дополнительным органом дыхания, помогающим жабрам.

4. Анабасу, или ползуну, приходится постоянно подниматься к поверхности и заглатывать воздух.

5. Из-за дополнительного органа дыхания, который помогает выжить в бедных кислородом водоёмах, анабас должен подниматься к поверхности и заглатывать воздух.

2

Какое из приведённых ниже слов должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

2. Возможно,

3. Вряд ли

4. К счастью,

5. Поэтому

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОРГАН. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

О РГАН, -а, м.

1. Часть организма, имеющая определённое строение и специальное назначение. О. слуха. О. зрения. Внутренние органы. Органы растении.

2. чего. Орудие, средство. Печать - активный о. пропаганды.

3. Государственное или общественное учреждение, организация. Местные органы. Органы здравоохранения. Судебные органы.

4. мн. Учреждения министерства внутренних дел, государственной безопасности (разг.). Работать в органах.

5. Печатное издание, принадлежащее какой-н. партии, организации, учреждению. Академический о.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

ворвалАсь

пОчестей

осУжденный

накренИтся

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Сквозь КАМЕННОЕ выражение лица на секунду промелькнула робкая улыбка, и Евгений Иванович вопросительно посмотрел на Машеньку.

2. ИНФОРМИРОВАННОСТЬ депутата в вопросах сельского хозяйства помогла достаточно быстро и квалифицированно решить многие проблемы.

3. На тёмной листве блестели ДОЖДЕВЫЕ капли.

4. ВЕЧНАЯ пыль покрывала всю мебель, и помещение произвело на нас удручающее впечатление.

5. Он стал ЗАЧИНАТЕЛЕМ нового анимационного жанра.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

береговые КАТЕРА

скоро ВЫЗДОРОВЕЕТ

ТРОЕ братьев

все ДИРЕКТОРА гимназий

у новых ТУФЛЕЙ

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение построения предложения с причастным оборотом 1) Всем, кто принимал участие в новогоднем представлении, объявили благодарность.
Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 2) В природе еноты-полоскуны не только добывают пищу по берегам водоёмов, но и прямо в воде.
В) ошибка в построении предложения с однородными членами 3) Неумелое или злонамеренное действие гипнотизёра могут вызывать необратимые изменения психики.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4) Собеседник откашлялся, глядя на реку, стал говорить задумчиво, не торопясь.
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 5) Учащиеся школы участвовали в соревновании и выиграли его.
6) Поверье гласит: бегущие крысы с корабля предрекают его гибель.
7) Освободившись с японского плена, русский мореплаватель отправился в Санкт-Петербург.
8) Воспользовавшись морскими картами, плавание прошло успешно.
9) Дорога вилась по влажным косогорам, густо заросшим берёзой и клёном.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

дост...жение

предл...гать

г...потеза

фл...минго

заб...левание

9

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..говор, пр..долгий

от..гнуть, з..месить

по..стегнул, о..бил

пр..звонкий, пр..жать

от..езд, из..являть

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

продл...вая

услужл...вый

ненавид...л

магни...вый

затм...вать

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква У(Ю).

тревож....щийся

чита...щий

люди слыш...т

стро...щийся

12

Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Н(1)смотря на сгущавшиеся тучи, н(2)кто н(3)какой тревоги н(4) ощущал.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. Рита ТО(ЖЕ) была не из бойких и скорее согласилась бы про- валиться сквозь все этажи до подвала, чем первой заговорить с КЕМ(ЛИБО) из гостей.

2. Директор школы вышел нам (НА)ВСТРЕЧУ, едва мы ступили под широкую сень парка, ЧТО(БЫ) проводить в зал.

3. В данной истории пираты взорвали не КАКУЮ(ТО) посудину, а корабль турецкого флота, (ВО)ВРЕМЯ сиганули в воду, потом выбрались на косу.

4. В этот тёплый вечер он пел ТАК(ЖЕ), как (ЗА)ЧАСТУЮ поют итальянские уличные певцы, о любви.

5. Если случится КОМУ(ЛИБО) из вас побывать (ЗА)ГРАНИЦЕЙ, попробуйте французский батон, который не черствеет три дня.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Со всех сторон неприступные скалы, обвеша(1)ые зелёным плющом, жёлтые обрывы, исчерче(2)ые промоинами, а внизу Арагва, обнявшись с другой безымя(3)ой речкой, тянется серебря(4)ою нитью и сверкает.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Я видал только верхушки лозняка и извилистый край противоположного берега.

2. Порывами налетал дождь бил твёрдыми каплями в оконные стёкла смывал с них известку.

3. Губы то ли от черники то ли от холода черны.

4. Несложная но трудоёмкая работа потребует немало времени для своего выполнения и устранения неполадок.

5. В горах от ничтожного звука или от выстрела из охотничьего ружья начинает сыпаться по крутому склону снег.

16

Старые пароходы (1) приходившие из разных стран (2) дремали у деревянных пристаней (3) тихонько посапывая паром.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Нынешние художники-профессионалы (1) как правило (2) к «писательской живописи» относятся снисходительно.

При выполнении домашнего задания необходимо было выучить (3) как правило (4) так и исключения из него.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Когда же в четвёртый раз Гоголь пришёл вопрошать старца (1) тот едва не прогнал его в раздражении (2) и пригрозил (3) что (4) впредь откажется его принимать.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мы вступаем в открытое море (1) но (2) если хорошо приглядеться (3) то на горизонте (4) уже виднеется синяя полоса берега.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Специальные наборы инструментов позволяли учителям оценивать осанку школяров, десятки округов участвовали в программах исправления осанки детей.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(5)- Это - удивительное слово, и в нём непоколебимая сила русская.

(6)- После боя под Хайченом я шёл пешком среди отступающих солдат, - рассказывает он. (7)- Жара - 53 градуса, воды ни капли целый день (8)Солдаты едва передвигают ноги, томясь от жажды под жгучими лучами, а шутки между ними не прекращаются. (9)- Устали? - спрашиваю я то там, то тут, желая их ободрить.

(10)- Ничего! - отвечают они, ласково улыбаясь, и продолжают идти.

(11)Перегоняю раненого. (12)На одной ноге сапог, на другой - окровавленная тряпка. (13)Он опирается на палку и ковыляет. (14)На плече - винтовка.

(15)- Что? (16)Ранен?

Пуля сквозь...

(20)- Ничего!

(21)И тащится, едва передвигаясь.

(22)На носилках, под Хайченом, несут раненого. (23)Он - землисто-чёрный. (24)Глаза затуманены. (25)С ним рядом винтовка, - он её держит. (26)Надо сказать, что и раненые солдаты, как я наблюдал, никогда не расстаются с ружьём. (27)Носилки остановились. (28)Я подошёл к нему, спрашиваю о здоровье и получаю в ответ шёпотом одно слово:

(29)- Ничего.

(30)А у него страшная рана осколком гранаты в ноги и в живот.

(31)Мне рассказывали нёсшие его санитары, что он не хотел выпустить из рук винтовки, а всё просил только доставить ему сапоги, которые остались на позиции.

(32)И всюду, везде я слышал это удивительное русское слово:

(33)- Ничего!

(34)- Вот и ваш В. И. Немирович-Данченко, в китайском сером шёлковом костюме, в белой английской шляпе, всегда везде впереди стоит на вершине сопки, делает заметки в свою книжку, а кругом рвутся гранаты, жужжат пули. (35)Ему кричат снизу: (36)«Василий Иванович, опасно, уходите!», - а он продолжает писать, отмахнётся рукой и отвечает:

(37)- Ничего!..

(38)Когда японцы наступали к Ляояну, я в разговоре с одним из крупных генералов, волнуясь, говорил:

(39)- Ведь Ляоян, пожалуй, японцы возьмут. (40)Ведь это очень нехорошо для нас.

(41)И получил, с милой, спокойной улыбкой, знакомый ответ:

(42)- Ничего!

(43)И теперь, когда Ляоян взят и это нисколько не повредило плану кампании, я понял смысл ответа генерала, его покойную улыбку и это удивительное:

(44)- Ничего!

(45)Да, это великое слово, в нём неколебимость России, в нём могучая сила русского народа, испытавшего и вынесшего больше, чем всякий другой народ. (46)Просмотрите историю, начиная с татарского ига, припомните, что вынесла Россия, что вытерпел народ русский, - и чем больше было испытаний, тем более крепла и развивалась страна. (47)Только могучему организму - всё нипочём! (48)- Ничего!

Вариант № 5.

Часть 1

Ответами к заданиям 1-24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

((1)Генная инженерия - это направление современной науки, которое основано на переносе нужных генов от живых организмов одного вида
в организмы другого вида, часто очень далёкого по своему происхождению. (2)Так, <…> удалось встроить в генотип бактериальной клетки гены, кодирующие такой важный белок, как интерферон. (3)Интерферон образуется в лейкоцитах крови человека в ответ на вирусную инфекцию и обеспечивает защиту организма человека от вирусов.

С помощью генной инженерии, основанной на переносе нужных генов от одного вида живых организмов в другой, учёным удалось встроить в генотип бактериальной клетки гены, кодирующие интерферон, который обеспечивает защиту организма человека от вирусов.

Учёным-генетикам удалось исключить из генотипа клетки интерферон, тем самым обеспечив защиту человека от простудных заболеваний.

Гены, которые кодируют интерферон - важный белок, защищающий человеческий организм от вирусов, учёным-генетикам удалось встроить в генотип бактериальной клетки, что стало возможным благодаря современным достижениям в области генной инженерии.

С помощью генной инженерии, в основе которой лежит клеточная селекция, учёным удалось получить такой важный белок, как интерферон, который снижает количество лейкоцитов в крови.

Генная инженерия - это направление современной науки, которое основано на искусственном выведении генов.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

несмотря на это,

например,

во-вторых,

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБЕСПЕЧИТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОБЕСПЕЧИТЬ , -чу, -чишь; -ченный; сов.

Ответ: ___________________________.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

облилАсь

дозвонЯтся

нАживший

Ответ: ___________________________.

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Сквозь КАМЕННОЕ выражение лица на секунду промелькнула робкая улыбка, и Евгений Иванович вопросительно посмотрел на Машеньку.

ИНФОРМИРОВАННОСТЬ депутата в вопросах сельского хозяйства помогла достаточно быстро и квалифицированно решить многие проблемы.

На тёмной листве блестели ДОЖДЕВЫЕ капли.

ВЕЧНАЯ пыль покрывала всю мебель, и помещение произвело на нас удручающее впечатление.

Он стал ЗАЧИНАТЕЛЕМ нового анимационного жанра.

Ответ: ___________________________.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку изапишите слово правильно.

поднялся более ВЫШЕ

ПОЕЗЖАЙ вперёд

ЧЕТВЕРО саней

ПОПРОБУЕМ решить

нет ВРЕМЕНИ

Ответ: ___________________________.

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и

предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого

столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ

А) нарушение в построении

предложения с причастным

оборотом

Б) ошибка в построении

сложного предложения

В) нарушение в построении

предложения с несогласованным

приложением

Г) нарушение связи между

подлежащим и сказуемым

Д) ошибка в построении предложения с однородными членами

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Мне захотелось узнать, как разводить первоцветы и ухаживать за ними.

Каждый программист закреплён за определённым компьютером, следящего за его состоянием.

Согласно плану в качестве итоговой работы мы писали рецензию на недавно прочитанную книгу.

В энциклопедии «Жизни замечательных людей» много интересных биографий.

В марте те, кто достиг 18 лет, участвовал в выборах Президента Российской Федерации.

Комната мне нравится, потому что в ней светло, большая, чистая.

Мне была поручена главная роль в школьном спектакле «Дон Кихот».

Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи.

Изучая фольклор, композитор создал прекрасные лирические произведения.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

созн..вать

разг..реться

мен..джмент

выст..лить

оп..раясь

Ответ: ___________________________.

9 . Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

в..плеск, ра..двинуть

пр..людный, пр..чёска

от..гнул, поз..крывал

с..грал, дез..нфекция

пре..сказал, о..давал

Ответ: ___________________________.

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

Луков…ца

Расстра…ваться

Звоноч…к

Ответ: ___________________________.

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е

бор..шься

слыш..мый

знач..мый

Ответ: ___________________________.

12 . Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО .

Раскройте скобки и выпишите это слово.

Мы так и остались в (НЕ)ДОУМЕНИИ, когда странный гость внезапно удалился.

Невозможно овладеть высшей математикой, (НЕ)ЗНАЯ элементарных математических понятий.

Нельзя допустить ничем (НЕ)ОПРАВДАННОЕ отрицание нового в науке.

Героине (НЕ)СУЖДЕНО было связать свою жизнь с жизнью любимого человека.

Когда Артур выбрался на противоположный берег, то оказался у ранее (НЕ)ЗАМЕЧЕННОГО им загона для овец.

Ответ: ___________________________.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся

СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

В ответ на веские доводы доктор согласился быть моим секундантом; я дал ему ТАК(ЖЕ) несколько наставлений (НА) СЧЁТ условий поединка.

(В) ТЕЧЕНИЕ суток М.В. Ломоносов наблюдал прохождение Венеры по солнечному диску и (В) ПОСЛЕДСТВИИ опубликовал свои выводы в специальной работе.

(В) СЛЕДСТВИЕ того что работа электрических потенциальных сил не зависит от формы пути единичного заряда, на каждом из параллельно соединённых проводников возникает одно и ТО(ЖЕ) напряжение.

Нет возможности рассмотреть на картине фигуру блудного сына, лица его почти не видно, но (В) СЛЕД за ним мы мысленно падаем на колени и ТАК(ЖЕ) переживаем встречу с отцом, как и вернувшийся сын.

(В) ТЕЧЕНИЕ всего июня собирают землянику, а (ПО) ПОЗЖЕ, в июле, - малину.

Ответ: ___________________________.

14. пишется Н.

На письме(1)ом столе - рукопись рассказа «Старуха», кожа(2)ая папка для бумаг, серебря(3)ый бювар с монограммой «И.Б.», тяжёлая стекля(4)ая чернильница с медной крышечкой.

Ответ: ___________________________.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужнопоставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1)В 1856 году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание поэмы «Демон» бывшего поручика Тенгинского полка М.Ю. Лермонтова и в том же году в Омске в семье штабс-капитана того же Тенгинского пехотного полка А.М. Врубеля родился сын - будущий художник Михаил Врубель.

2) Многие полотна И.К. Айвазовского воспринимаются как музыкальные или стихотворные импровизации.

3) Повесть Е.И. Замятина «На куличках» полна любви и сострадания к соотечественникам и выражает протест против общественных условий.

4) С поэтами-декабристами композитора А.А. Алябьева связывали как общие взгляды так и многие обстоятельства жизни и тяжёлой личной судьбы.

5) Здесь заповедными стали истоки рек и родники и рощи и дубравы.

16 . Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

Молодой сокол (1) неожиданно высоко (2) взлетев над равниной (3) исчез с летнего неба (4) очертив пространство над горизонтом.

Ответ: ___________________________.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

В природе (1) бесспорно (2) нет ничего музыкальнее наступающего раннего утра. Ещё спят в каменных домах люди, а лес (3) напротив (4) полнится жизнью: начинают радостно петь птицы, шелестит листва, трепещут бабочки.

Ответ: ___________________________.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

Ударил гром (1) раскаты (2) которого напоминали мне (3) звук страшного землетрясения.

Ответ: ___________________________.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

Хаджи-Мурат сидел рядом в комнате (1) и (2) хотя не понимал разговора (3) чувствовал (4) что спорили о нём.

Ответ: ___________________________.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)Нежность - самый кроткий, робкий, божественный лик любви. (2)Любовь-страсть - всегда с оглядкой на себя. (3)Она хочет покорить, обольстить, она хочет нравиться, она охорашивается, подбоченивается, мерит, всё время боится упустить потерянное. (4)Любовь-нежность всё отдаёт, и нет ей предела. (5)И никогда она на себя не оглянется, потому что «не ищет своего». (6)Только она одна и не ищет. (7)Но не надо думать, что чувство нежности принижает человека. (8)Наоборот. (9)Нежность идёт сверху, она заботится о любимом, охраняет, опекает его. (10)А ведь опекать и охранять можно только существо беззащитное, нуждающееся в опеке, поэтому слова нежности - слова уменьшительные, идущие от сильного
к слабому.

(11)Нежность встречается редко и всё реже. (12)Современная жизнь трудна и сложна. (13)Современный человек и в любви стремится прежде всего утвердить свою личность. (14)Любовь - единоборство.

- (15)Ага! (16)Любить? (17)Ну ладно же. (18)Засучили рукава, расправили плечи - ну-ка, кто кого?

(19)До нежности ли тут? (20)И кого беречь, кого жалеть - все молодцы и герои. (21)Кто познал нежность - тот отмечен.

(22)В представлении многих нежность рисуется непременно в виде кроткой женщины, склонившейся к изголовью. (23)Нет, не там нужно искать нежность. (24)Я видела её иначе: в обликах совсем не поэтических, в простых, даже забавных.

(25)Мы жили в санатории под Парижем. (26)Гуляли, ели, слушали радио, играли в бридж, сплетничали. (27)Настоящий больной был только один - злющий старик, поправлявшийся от тифа.

(28)Старик часто сидел на террасе в шезлонге, обложенный подушками, укутанный пледами, бледный, бородатый, всегда молчал и, если кто проходил мимо, отворачивался и закрывал глаза. (29)Вокруг старика, как трепетная птица, вилась его жена. (30)Женщина немолодая, сухая, лёгкая, с увядшим лицом и тревожно-счастливыми глазами. (31)И никогда она не сидела спокойно. (32)Всё что-то поправляла около своего больного. (33)То переворачивала газету, то взбивала подушку, то подтыкала плед, то бежала греть молоко, то капала лекарство. (34)Все эти услуги старик принимал с явным отвращением. (35)Каждое утро с газетой в руках она носилась от столика к столику, приветливо со всеми беседовала и спрашивала:

Вот, может быть, вы мне поможете? (36)Вот здесь кроссворд: «Что бывает в жилом доме?». (37)Четыре буквы. (38)Я записываю на бумажке, чтобы помочь Сергею Сергеевичу. (39)Он всегда решает кроссворды, и, если затрудняется, я ему прихожу на помощь. (40)Ведь это единственное его развлечение. (41)Больные ведь как дети. (42)Я так рада, что хоть это его забавляет.

(43)Её жалели и относились к ней с большой симпатией.

(44)И вот как-то он выполз на террасу раньше обычного. (45)Она долго усаживала его, укрывала пледами, подкладывала подушки. (46)Он морщился и сердито отталкивал её руку, если она не сразу угадывала его желания. (47)Она, радостно поёживаясь, схватила газету.

- (48)Вот, Серёженька, сегодня, кажется, очень интересный кроссворд.

(49)Он вдруг приподнял голову, выкатил злые жёлтые глаза и весь затрясся.

- (50)Убирайся ты наконец к чёрту со своими идиотскими кроссвордами! - бешено зашипел он.

(51)Она побледнела и вся как-то опустилась.

- (52)Но ведь ты же... - растерянно лепетала она. - (53)Ведь ты же всегда интересовался...

- (54)Никогда я не интересовался! - всё трясся и шипел он, со звериным наслаждением глядя на её бледное, отчаянное лицо. - (55)Никогда! (56)Это ты лезла с упорством дегенератки, каковая ты и есть!

(57)Она ничего не ответила. (58)Она только с трудом проглотила воздух, крепко прижала руки к груди и огляделась кругом с такой болью и с таким отчаянием, точно искала помощи. (59)Но кто же может отнестись серьёзно к такому смешному и глупому горю? (60)Только маленький мальчик, сидевший за соседним столиком и видевший эту сцену, вдруг зажмурился и горько-горько заплакал.

(По Н.А. Тэффи*)

* Надежда Александровна Тэффи (1872-1952) - русская писательница, поэтесса, мемуарист и переводчик.

20 . Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

Ответ: ___________________________.

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Ответ: ___________________________.

22. Из предложений 5-10 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Ответ: ___________________________.

23. Среди предложений 28-34 найдите такое, которое связано с предыдущим
с помощью союза и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24. «В тексте анализируется проблема, волнующая людей на протяжении веков. Чтобы выразить своё понимание любви и нежности, автор использует приём - (А)__________ (предложения 2, 3 - 4, 5) и синтаксическое средство - (Б)__________ (в предложениях 1, 9). Создать образ нежной жены писательнице помогает троп - (В)__________ («тревожно-счастливыми глазами» в предложении 30) и синтаксическое средство - (Г)__________ («как трепетная птица» в предложении 29)».

Список терминов:

сравнительный оборот

разговорные слова

ряды однородных членов предложения

противопоставление

фразеологизмы

парцелляция

риторические вопросы

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Конец формы

Часть 2

Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

например

наживший

выше или более высокий

сознавать

прилюдныйпричёска

звоночек

борешься

недоумение

такженасчёт

сильногослабому

Изучить поправки к Федеральному закону «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», вступившие в силу летом нынешнего года, судей попросила группа депутатов Государственной Думы . Они посчитали, что требование проводить встречи с избирателями в соответствии с законодательством РФ о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях создают ограничения «для депутатов всех уровней своих обязанностей по проведению встреч с избирателями». Кроме того, необходимость ставить органы исполнительной власти в известность о будущих встречах нарушает конституционный принцип самостоятельности власти - законодательная власть должна подчиняться решению, то есть разрешению исполнительной. Тем самым оказываются нарушены сразу более десятка положений Конституции РФ, в том числе статья 31 о гарантиях права граждан собираться миро и без оружия.

Однако, по мнению представителей органов власти, принявших и подписавших оспариваемый нормативный акт, в оспоренных требованиях нет нарушений Основного закона страны. Уведомительный порядок проведения встречи депутатов с избирателями всего лишь позволяет обеспечить безопасность - как участников мероприятия, так и незадействованных граждан, ведь отказать в проведении встречи чиновники не могут. А депутаты не могут пренебрегать требованиями, установленными для гармонизации публичных и частных интересов. Что касается стихийных встреч депутатов с избирателями, то они вообще не подпадают под действие данного закона, указал в ходе публичных слуше6ния представитель правительства РФ Михаил Барщевский .

Конституционный суд фактически согласился с этими доводами. Положения 107-ФЗ от 7 июня 2017 года признаны не противоречащими Конституции РФ, однако нуждаются в разъяснениях, посчитали судьи. При этом, как пояснил судья Николай Бондарь , толкования даны в порядке абстрактного нормоконтроля, так как исчерпывающему толкованию пока мешает отсутствие правоприменительной практики.

Наиболее простой вопрос - о разграничении власти. КС указал, что встречи депутатов с избирателями проводятся в уведомительном порядке. Регулировать можно лишь время и место такой встречи, и то при наличии серьезных аргументов. «Только альтернативные варианты, но никаких запретов», - пояснил Бондарь. При этом место для проведения встреч предоставляется депутатам всех уровней без внимания платы в порядке очереди, то есть без учета уровня депутата и принадлежности к той или иной партии. Это указание должно обеспечить «соблюдение конституционно обоснованных прав оппозиции».

Также КС указал, что Конституция РФ прямо не регулирует порядок проведения встреч депутатов с избирателями, что дает федеральному законодателю широкие полномочия по установлению такого порядка. В рамках этих полномочий определено несколько видов публичных мероприятий, которые различаются условиями проведения. Например, собрание, которое есть «присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов», предварительного уведомления не требует.

Законодательство о публичных мероприятиях распространяется не на все встречи депутатов с избирателями, а только на те, которые проводятся в форме митингов, - пояснил Николай Бондарь. - Если депутат считает целесообразным провести встречу в такой форме, то на него как на организатора митинга распространяются общие требования.

Наиболее сложный момент в таких случаях - разграничить формы. Закон определяет митинг как «массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера». И если собрание перерастет в митинг, то теоретически депутат обязан ее приостановить, подать уведомление и возобновить после исполнения всех требований закона. А как это будет в действительности, покажет будущее. По мнению Николая Бондаря, переквалификация депутатских встреч возможна даже в судебном порядке.

На основании этой практики в перспективе законодательство о проведении встреч депутатов с избирателями может меняться и впредь. В решении КС РФ прямо указано, что «законодатель вправе дальше совершенствовать порядок проведения встреч депутатов с избирателями, в том числе с точки зрения пределов распространения на такие встречи законодательства о публичных мероприятиях».