Библиотека будущего - эссе. Эссе: "Какой я вижу библиотеку будущего"

МОУ УСТЬ – ЛАМЕНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

Проект: «Библиотека будущего!».

Александрова ЛарисаВикторовна

  1. ученица девятого класса МОУ

Усть-Ламенской средней школы.

2010– 2011 учебный год

Библиотека будущего!

1. Цель: Создать школьную библиотеку, отвечающую современным требованиям школьного и санитарного стандарта.

2. Задачи:

  1. Оборудовать уютную, красивую библиотеку.
  2. Привлечь читателя в библиотеку.
  3. Привить интерес к чтению.
  4. Повысить успеваемость в школе и роль самообразования.

3. Действия:

Я бы для библиотеки отвела две комнаты. В одной – поставила шкафы со стеллажами. В них расположила книги по алфавиту и по темам. По средине поставила стол с компьютером. Здесь библиотекарь будет фиксировать поступление книг, вести учет книг, отслеживать спрос читателя. Для уюта на подоконниках расположить комнатные растения, на окнах жалюзи постельных тонов. Схема первой комнаты.

№1. Шкафы со стеллажами для книг.

№2. Окна с жалюзи.

№3. Стол компьютерный с компьютером для библиотекаря.

№4 – Офисный стул.

В другой комнате поместила бы небольшие столики. Один ряд: компьютерные столы с компьютерами и настольными лампами, рядом офисные стулья для работы. Другой ряд: школьные столы с настольными лампами, рядом удобные стулья для работы. В читальном зале дети будут читать книги, искать информацию, работать по оформлению проектов и рефератов. Школьники смогут общаться, искать нужную информацию через интернет. В этой комнате будет стоять столик с видеодвойкой и карооке. Здесь можно слушать и смотреть художественные и документальные фильмы по произведениям русских и зарубежных авторов, а так же проводить коллективные творческие дела: часы чтения, дискуссии, викторины, игры и так далее.

Схема второй комнаты.

№ 1 – компьютерные столы с компьютерами и настольными лампами для учащихся, рядом офисные стулья.

№ 2 – окна с жалюзи.

№ 3 – компьютерный стол с компьютером и настольной лампой для библиотекаря.

№ 4 –офисный стул.

№ 5 – школьные столы с настольными лампами и со стульями для учащихся.

5. Оборудование:

Компьютерные столы с компьютерами, настольные лампы, офисные стулья, жалюзи, школьные столы, стулья, шкафы со стеллажами для книг, цветочные горшки, комнатные растения.

  1. Финансовое обоснование:

Материал.

Цена.

Количество.

Всего:

Шкафы со стеллажами

2.000 руб.

40.000 руб.

Компьютерные столы

1.300 руб.

14.300 руб.

Компьютерные

стулья

500 руб.

6.000 руб.

Простые стулья.

200 руб.

2.200 руб.

Школьные столы

1.000 руб.

10.000 руб.

Видеодвойка.

15.000 руб.

15.000 руб.

Музыкальный центр.

10.500 руб.

10.500 руб.

Компьютер.

24.000 руб.

264.000 руб.

Настольная лампа.

300 руб.

6.300 руб.

Жалюзи постельных тонов.

700 руб.

8.400 руб.

Цветочные горшки

45 руб.

545 руб.

Итого: 377.245 руб.

7. Необходимая помощь.

Нужны спонсоры, которые помогут приобрести оборудование для реализации проекта: «Библиотека будущего».

8. Результат: Я думаю, что школьники смогут после уроков с пользой провести время в школьной библиотеке:

  1. отдохнуть,
  2. почитать,
  3. если не поняли материал, то дополнительно изучить;
  4. если материал, изученный на уроке, заинтересовал школьника, то поработать в ИНТЕРНЕТЕ;
  5. приготовить домашние задания по предметам: рефераты, проекты и другие.

9. Вывод: В результате реализации проекта «Библиотека будущего» успеваемость и качество образования повысятся, станет больше детей, само реализующихся через раскрытие своих способностей и одаренности.

Если хочешь ты получить «пять»

Приходи в «Библиотеку – будущего» опять.

Здесь ты сможешь с пользой отдохнуть,

Реферат или проект создать.

К вашим услугам современные ТСО

Музыкальный центр, INTERNET и видео!


«Библиотека будущего!»
Эссе
Наш девиз:
«Читать – это модно! Читать – это мудро!

Читайте свободно! Читайте повсюду!»
Я твердо верю, исходя из своего профессионального опыта, что книга всегда являлась, и будет являться основой духовного единства и взаимопонимания. И, кроме того, надо понимать, что без чтения – нет культуры и нет духовного развития человека.
Наше село не живет без библиотеки… В мороз ли, в стужу, спешат от мала до велика в храм знаний выбрать ту или иную книгу, посидеть в тишине, полистать новые журналы, посмотреть мероприятие, подготовленное библиотекарями или просто пообщаться, «излить душу», как в народе говорят, а для этого в библиотеке работает два клуба - «Клуб интересных встреч» и клуб «Хозяюшка».
В 2015 году нашей библиотеке исполняется 85 лет, из них ровно 39 лет библиотеку возглавляю я – Филиппова Вера Михайловна. Я – библиотекарь. И говорю это с гордостью, всегда, везде, всем!!! Потому, что очень люблю свою профессию. Я просто живу в ней, растворяюсь в ней. Я думаю о ней день и ночь, но не о профессии конечно, а о своей работе. Я думаю, как завтра проведу мероприятие, как встречу своих читателей, о чем буду говорить с ними. Перед большим ответственным мероприятием мне всегда снились «страшные» сны: то я теряю сценарий, то забыла дома свои очки, то не вижу в библиотеке своих читателей, то не появились мои ведущие... Все эти сны, остались конечно, в далеком прошлом, а теперь я твердо стою на ногах и мне уже ничего не страшно. Потому что я профессионал своего дела… За 85 лет существования наша библиотека превратилась из скромной сельской «избы – читальни» в современное учреждение культуры, которое эффективно выполняет информационную, образовательную и просветительскую функции, радует читателей своей красотой, новизной, новинками любимой литературы, новыми формами работы и теплотой творческих встреч. Теперь библиотека креативна, она технически оснащена, имеет доступ в Интернет. А разве мы могли об этом мечтать лет 39 тому назад? Я помню свою библиотеку, когда впервые переступила ее пород…
Библиотека находилась в удручающем состоянии – непонятные столы, сто раз перекрашенные разными красками, металлические стеллажи, будто из под бомбежки, а один стеллаж – деревянный, видимо со времен 30-х годов, до самого потолка, что ни на какой лестнице невозможно было добраться до верхней полки. Бросился в глаза очень ветхий книжный фонд, попадались даже книги 20-х годов выпуска, такие книги читатели не хотят брать в руки и единственная книжная выставка, написанная черной тушью, прославляющая нашу великую Коммунистическую партию…Конечно в такой библиотеке плодотворно работать было невозможно. Засучив рукава, стала перебирать книжный фонд, горы книг сложила на списание, столы ушли на свалку, стала менять стеллажи. Трудно было конечно первое время, нужно было утвердить свое я, и, доказать всем, что приехала сюда работать надолго, а не на время. Очень хотелось, чтобы библиотека стала красивой, помолодевшей, чтобы захотели придти сюда читатели и выбрать для себя понравившуюся книгу, сменила стереотип – красный и черный на более яркие цвета, чтобы книжные выставки выглядели нарядными и красивыми… Библиотека стала преображаться. Закупила столы, появилась новая кафедра, деревянные стеллажи, познакомилась со школой, техникумом. С учителями и преподавателями стали проводить мероприятия, привлекая тем самым читателей в библиотеку. И через два года моей работы мы стали первыми в районе. И с тех пор, на протяжении 39 лет наша библиотека – одна из лучших не только в районе, но и в области.
Кто мог подумать, что когда- нибудь, у нас в библиотеке будет компьютер? (А теперь их у нас четыре). Машинки-то печатной не было, все писалось от руки, и сценарии, и отчеты, и планы, подсчитывали свои показатели работы на простых счетах, а не на калькуляторе. А теперь мы всей этой техникой владеем в совершенстве. В библиотеке есть множительная техника, чудесная, фантастическая машина, мечта всей моей жизни, всегда хотела выпускать свою газету, теперь имею эту возможность Один раз в месяц, у нас выходит «Библиотечная газета», на страницах которой мы публикуем все новости нашей библиотеки. Читателям полюбилась новая газета, и они с удовольствием ее разбирают. А сколько в год мы выпускаем печатной библиотечной продукции… буклеты, листовки, рекомендательные списки литературы, рекомендательные пособия…, не перечесть… Когда бы мы об этом мечтали? А теперь все это есть в библиотеке.
А Интернет? Он уже совершил чудеса! Мы имеем возможность организовать свой сайт, блог, открыть другие страницы в социальных сетях и рассказать о своей работе, показать библиотеку в фотографиях, в видеороликах… Мы разве мечтали когда-то об этом? А теперь сами фильмы снимаем и выкладываем в интернет! Для кого-то может быть это будущее, а для нас уже реальность!
Интернет предоставил многие возможности работы с читателями. В нашей библиотеке «прижилась» интересная форма работы, как «Праздник чтения», который мы проводим вот уже несколько лет. Он может включать множество разных мероприятий для разных групп населения, для детей разного возраста. Своим читателям посылаем на электронную почту отрывки из наиболее популярных книг. После таких писем, читатели с удовольствием, посещают наши мероприятия, и берут книгу на дом – ведь ее нужно дочитать! Только благодаря интернету мы собираем с ребятишками пазлы в онлайне, составляем и отгадываем онлайн-ребусы. После таких игр детям хочется почитать книгу. Освоили новый сервер по составлению интерактивных плакатов, выпускаем буктрейлеры, плейкасты. Для многих сельских библиотек– это еще на грани фантастики, но для нас это уже реальность.
По мнению известного специалиста в области библиотековедения А.В.Соколова» «Библиотека сегодня – основа образования, культуры, науки, социального благополучия, гарантия экономического подъема, гарантия стабильности государства». С этим утверждением нельзя не согласиться. Библиотека каждой страны, каждого народа является культурным достоянием нации.
Библиотека – это храм знаний, это очаг, и если удается поддерживать огонь в этом очаге, значит, нация не обречена на забвение, значит, будет прогресс и процветание. А роль сельской библиотеки на селе огромна. Она является связующим звеном с системой библиотек района, области, страны и, наконец, всего мира. Хвала тем правителям, которые понимают это. И как бы мы не мечтали о лучшей и красивой доле библиотеки, от нас, библиотекарей мало что зависит, если нам в этом не поможет наша власть. Слава Богу, нас поняли, оценили и помогли превратить нашу библиотеку в прекрасный мир, где хранится книга, так нужная нашему читателю. Библиотека у нас небольшая, но огромная по содержанию работы. Все о чем я говорила выше, это только большое подспорье в работе библиотеки, но никакие гаджеты, никакие электронные книги, никакие библиороботы никогда не заменят нам книгу, которую можно держать в руках, ощущать ее, слышать шелест ее страниц и скромного труженика – библиотекаря, который добросовестно, со знанием дела выполняет свою простую и такую нужную нам всем работу – доводит до каждого читателя книгу. И от того, каков он, этот человек, зависит немало. Если он внимателен, отзывчив, заинтересован, доброжелателен, значит, он станет настоящим другом для своих читателей. И приходить в библиотеку для каждого станет потребностью. И каждый читатель навсегда подружится с книгой.
В 2014 году я подготовила ребенка, Никитина Мишу, ученика 2 класса, и мы поучаствовали во Всероссийском конкурсе «Какая мне нужна библиотека», за что и получили Диплом. Миша пишет: «…Библиотека у нас такая красивая, светлая, стильная, правда, не очень большая. Вот это плохо. Библиотека должна быть большой, чтобы там было много места для всех. В библиотеке есть и wi-fi. Это должно быть в каждой библиотеке, потому, что они должны быть современными, чтобы было много красивых, нужных, новых книг. Старые книги не очень хочется читать, они же уже старые и повидали огромное количество читателей, а с другой стороны их можно оставлять на память, например в музее. А еще в библиотеке должны работать очень добрые библиотекари, они должны быть умными, должны все знать, должны улыбаться своим читателям, быть приветливыми. Тогда приятно будет приходить в библиотеку…Я мечтаю, чтобы у нас был большой читальный зал, чтобы там было светло, тепло, уютно, чтобы росли цветы, а еще лучше, чтобы попугайчики были, дети бы с ними играли. Чтобы было много столов, а за столами будут сидеть читатели, любые, и дети, и взрослые!!! И всем будет хорошо..!» Наши мечты совпали… И еще хочется обратиться к нашим правителям, чтобы они выделяли достаточно средств на развитие библиотек и культуры в целом. Мы не должны ходить в администрацию с протянутой рукой и просить денег на приобретение книг, основного средства работы с читателями. Вот тогда у наших библиотек будет прекрасное будущее, вот тогда у нас будет процветающая страна, а народ наш будет духовно развит.

Село Волковское Богдановичского района

Свердловской области

Эссе на тему:

«Какой я вижу библиотеку будущего»

Подготовила:

Глазунова Виктория Николаевна,

Учитель начальных классов

с. Волковское 2014 г.

Эссе «Какой я вижу библиотеку будущего»

Известно, что библиотеки на Руси существовали ещё в далёкой древности. И хранилищем тех «давних» книг были церкви. Тогда и сбылось на Руси пророчество, гласившее: «В те дни услышат глухие слова книжные и ясен будет язык гугнивых». Библиотеки в те времена существовали только в стенах церквей, библиотекарями, они же и учителями, были священники.

Многое изменилось с тех пор: появилась техника, развиваются технологии, человечество взошло на новую ступень развития с новыми ценностями, новой культурой. Всё это стало возможным лишь благодаря накоплению знаний и умений, которые передавались из поколения в поколение, от отца к сыну, от учителя к ученику.

Современная библиотека – место, где люди не только получают знания, но и непрерывно общаются, учатся слушать и понимать друг друга. Поэтому с уверенностью можно сказать, что библиотека – это дом, в котором человек познаёт себя, окружающий мир и бесконечные просторы в областях различных наук, а также поддаётся пристрастиям воображения, попадая при чтении книги, например, в неизвестные миры.

Какой же я вижу библиотеку будущего? Чего в ней должно быть, а чего не должно.

Внешнее устройство библиотеки

Без сомнения это тема, на которую легче всего фантазировать. Единственное на чём я хотела бы остановиться, это на следующей мысли, каких читателей мы с вами хотим взрастить в библиотеке, такова и должна быть архитектура здания и планировка территории, и дизайн читательских залов с ячейками для книг.

Библиотека удовольствия

В библиотеках не хватает творчества. Читателей в основном натаскивают на интерес. А где же подача идей из головы читателя? Собственный интерес и предпочтение? Я думаю читать нужно не для того чтоб занять своё лишнее время чем-то, а просто так, ради удовольствия. Буквально: библиотека нужна для радости читателям!

Миссия «библиотеки будущего» должна заключаться не в том, чтобы напичкать читателей информацией, а в том, чтобы подготовить человека к жизни, максимально содействовать самовыражению личности, адекватности в трате возможного времени.

Библиотека в море информации

Сейчас повсюду говорят о несовершенстве библиотек, о необходимости переходить на новые формы работы. Выходом из ситуации может стать появление квалифицированных библиотекарей – не тех, кто просто выдаёт книжки, а библиотекарей – педагогов, библиотекарей – психологов, которые помогут читателю выбрать то, что ему будет полезнее, интереснее.

Вопрос техники

Конечно, одним из важных условий создания «библиотеки будущего» станет использование информационных технологий, отвечающих веяниям времени. Будут реализовываться многие идеи, например, читатель прочитал какой – либо рассказ или книгу и написал отзыв о прочитанном. И если выложить этот отзыв, на какой – либо сайт, то многие другие читатели и библиотекари смогут его оценить.

Хорошо оборудованный читательский зал – с мультимедиа – проектором, большим экраном, выходом в интернет – есть далеко не в каждой библиотеке. Но там, где он есть, перед библиотекарем и читателем открываются широчайшие возможности.

Роль библиотекаря

Я думаю, что роль библиотекаря при увеличении доступа к информации не падает, а, наоборот, возрастает. Я верю, что в библиотеке будущего будет востребован библиотекарь творчества , который в каждой определённой области будет заниматься не рутинным чтением, а творчеством, что не подвластно искусственному интеллекту.

И в заключении, если попытаться вывести чёткую математическую формулу библиотеки моей мечты, то, по моему мнению, она была бы следующей – «Идеальная средняя (сельская) библиотека» = дети + (здание + оборудованные читательские залы + средства чтения) + кадры х (квалификация + стремление) + мудрое руководство + атмосфера единства всех читателей.

Библиотека моей мечты – это библиотека, в которой читатели и библиотекари объединены общим процессом – читательским развитием.

МОСКВА, 19 апр - РИА Новости. Институт библиотеки, насчитывающий уже не одну тысячу лет, сегодня быстро меняется под влиянием цифровых технологий. Корреспонденты РИА Новости попытались сформулировать главные тренды, которые будут определять трансформацию идеи хранилища знаний в ближайшие годы.

Для многих людей понятие библиотеки уже сейчас ассоциировано не с учреждениями, выдающими книги напрокат, а с онлайновыми базами данных, содержащими электронные тексты. Этот тренд очевиден и неминуем, а некоторые радикально настроенные "прогрессисты" считают, что места для "офлайновых" библиотек в будущем и вовсе не останется.

Большинство экспертов, тем не менее, полагает, что традиционные библиотеки сохранятся как класс, хотя и претерпят существенные изменения.

Чтобы отразить все стороны процесса, мы разделили десять трендов на две равные группы: тенденции развития виртуальных электронных библиотек и перспективные новации для библиотек традиционного формата. В основу статьи легли как мнения российских экспертов - писателей и практиков библиотечного дела, так и материалы ряда зарубежных футурологических исследований.

1. Информация в "облаке"

Проекты оцифровки и систематизации библиотечного контента быстро развиваются во всем мире, несмотря на заметное сопротивление со стороны книгоиздателей. Темпы этого процесса позволяют надеяться, что в обозримом промежутке времени в интернете появятся высокоцентрализованные хранилища информации, содержащие, например, практически весь мировой библиотечный фонд.

Если удастся решить проблемы копирайта, то подобной "облачной" онлайн-библиотекой можно будет воспользоваться с любого устройства, имеющего доступ в интернет и экран, подходящий для чтения.

"Для меня библиотека будущего - это электронная библиотека на моем коммуникаторе - с поиском, каталогом, рубрикатором, - говорит основатель электронной библиотеки Lib.ru Максим Мошков. - Пожалуй, единственное отличие футуристической библиотеки от уже существующих - там должны быть все книги, а не жалкие проценты, как сейчас".

2. Всеохватывающая система поиска

Сегодня, чтобы найти подходящую книгу или статью в электронном формате, зачастую нужно перерыть множество сайтов (в том числе сомнительного содержания). И даже при этом нет гарантии успеха. Между тем, быть может, вовсе не обязательно концентрировать весь мировой книжный фонд в едином цифровом хранилище. Информация вполне может храниться на множестве библиотечных серверов, разбросанных по всему земному шару, но при этом индексироваться единой общедоступной поисковой системой, способной выдать нужные данные на первой же странице. Поисковые системы общего назначения вроде Google уверенно движутся в этом направлении, хотя и далеки пока от идеала.

3. Автоматизированный перевод и интерпретация

Доступ ко всем знаниям мира - еще не все. Иметь доступ к информации и возможность ее потреблять - не одно и то же. Барьерами здесь могут стать как незнание языков, так и непонимание читателем специализированных текстов, например, насыщенных профессиональными терминами.

Современные сервисы онлайн-переводов пока не годятся для художественных произведений, да и "технический" смысловой перевод хорошо работает не для всех языковых пар. Впрочем, прогресс технологий позволяет надеяться, что уже в ближайшем будущем любой из нас сможет наслаждаться как стихами на суахили, так и медицинскими трактатами на древнегреческом.

4. Мультиформатная медиасреда

Говоря о библиотеке, мы традиционно подразумеваем хранилище прежде всего текстов. Между тем, в современном мире накапливается все больше мультимедийной информации - изображений, аудио- и видеозаписей. Логично предположить, что в библиотеке будущего данные в разных форматах будут органично увязаны.

К примеру, пользователю, ищущему "Код да Винчи" будет предложен не только текст книги в электронном формате, но и иллюстрированный путеводитель к ней, одноименный фильм, аудиокнига, форумы фан-клуба читателей и т.д. А если какое-то произведение еще не было переведено в формат аудиокниги профессиональными актерами, то автоматизированная система (в "облаке" или на персональном ридере) сделает это, причем не обескураживая монотонностью "машинной озвучки".

5. Персональное устройство чтения

Сегодня мы читаем электронные книги на множестве разных экранов: персонального компьютера, ридера, смартфона, планшета. Однако со временем эти устройства становятся все более похожи друг на друга.

Продвинутые специализированные "читалки" уже малоотличимы от планшетов: тот же цветной экран с поддержкой видео, мощный процессор, беспроводные интерфейсы, возможность установки дополнительных приложений... Границу между смартфоном и планшетом для устройств с диагональю экрана в 5-6 дюймов провести еще труднее. А действительно "персональным" компьютером для многих людей постепенно становится планшет, заменяя традиционные десктопы и ноутбуки.

Вероятно, в ближайшем будущем роль книги для большинства людей станет выполнять некий универсальный персональный коммуникатор, совмещающий также "профессии" компьютера, телефона, навигатора, электронного кошелька, связки ключей, персонального врача и т.п.

6. Библиотека-музей

В эру гаджетов и электронных носителей информации бумажные экземпляры книг, вероятно, останутся только в немногочисленных офлайн-библиотеках. А сами библиотеки эволюционируют в некое подобие музеев, где можно познакомиться с "настоящими бумажными книгами", прикоснуться к ним, ощутить особый "библиотечный" запах и атмосферу.

Писатель Павел Крусанов, например, считает, что традиционный формат сохранят только библиотеки государственного значения, где будут храниться редчайшие издания, а книга станет особо ценным объектом, документом эпохи.

7. Мультимедийный центр

Высокотехнологичные средства визуализации - например, сферические проекционные экраны, продвинутые системы дополненной реальности, голографические проекторы - пока слишком сложны и вряд ли станут повседневными предметами обихода в ближайшие годы. Но то, что чересчур дорого для частного применения, может оказаться вполне приемлемым для публичных учреждений, в том числе библиотек.

Изощренные технологии визуализации могут быть полезны для отображения разнообразного мультимедийного контента - от интерактивных объемных карт Земли или космического пространства до 3D-моделей знаменитых архитектурных сооружений.

8. Хранилище ощущений

Это, по сути, развитие идеи мультимедийной библиотеки, где информацию можно воспринимать не только зрительно или на слух, но и посредством всех пяти органов чувств. Так, например, рестораторы смогут приходить в такую "супербиблиотеку" за идеями новых блюд (чтобы продегустировать коллекцию эталонных вкусов, не потребуется долго корпеть с нужными ингредиентами), а парфюмеры - за каталогом запахов.

9. Клуб живого общения

Подобный формат уже получает распространение в мире. Из места, куда люди приходили за информацией, библиотеки постепенно превращаются в места "встреч по интересам". Уютные залы с книжными стеллажами, мягкими креслами, где можно отдохнуть от городской суеты, выпить кофе, пообщаться с друзьями, и найти новых знакомых постепенно привлекают все больше людей, уставших от обезличенного общения в интернете.

10. Центр сохранения локальной культуры

В эпоху глобализации вопросы самобытности и поддержки местной культуры становятся особенно актуальными. Каждый год в мире "умирают" несколько языков и множество исследователей предлагают свои решения, как переломить эту печальную статистику. Библиотеки могут взять на себя роль "хранилища" национального языка и локальной культуры конкретного района, не говоря уже об образовательных функциях.

"Думаю, что в российской глубинке еще долго сохранятся именно те традиционные библиотеки, к которым мы привыкли, - считает писатель Михаил Елизаров. - Мне кажется, в этом есть некий эстетизм".