Библиотека будущего и ее образовательные возможности. Клуб живого общения

Библиотека будущего – какая она? Пять специалистов из Германии рассказывают о том, какими они видят в перспективе цели, задачи и сложности своей работы.

«Вариант первый: библиотека – это реальное и виртуальное демократическое пространство, обеспечивающее беспрепятственный доступ к информации, которая имеет как физический, так и электронный вид. При этом реальное пространство – это место, где человеку приятно находиться, место для самообразования, не привязанного к тому или иному образовательному учреждению, место для встреч. Библиотека как виртуальное пространство – это для читателя тот же самый уникальный информационный центр, с которым он связывается, находясь дома или в пути.

Вариант второй: мир делится на тех, кто в финансовом плане может позволить себе любую информацию и доступ к ней, и тех, кому приходиться довольствоваться музейного вида бумажными книгами.

Я верю и надеюсь, что первый вариант поможет нам избежать электронного раскола общества. Библиотека будет жить!»

Клаус-Петер Бёттгер, директор городской библиотеки Эссена и председатель Европейского бюро библиотечных, информационных и документационных ассоциаций (EBLIDA) .

Библиотека как точка пересечения

«Библиотека станет местом, где пересекаются реальный мир – то есть, люди с их потребностями в образовании, информации, отдыхе – и мир электронный. Кроме библиотеки, какое учреждение может, например, предоставить ищущим информацию людям такие фантастические информационные богатства, как ресурсы Немецкой электронной библиотеки или библиотеки Europeana? Для этого нужны физически существующие места и в первую очередь квалифицированные библиотекари.

Я представляю себе библиотеку как место с превосходно оборудованными помещениями, которые отвечают самым разным потребностям: здесь можно спокойно посидеть, послушать музыку, посмотреть фильмы, полистать газеты и журналы, погрузиться в виртуальные миры, встретиться и побеседовать с другими людьми, посетить мероприятия и семинары. В будущем библиотека станет местом, пробуждающим у человека интерес к самообразованию и черпанию знаний из самых разных информационных источников».

Моника Циллер, директор городской библиотеки Хайльбронна и бывший председатель Союза немецких библиотек .

Библиотека как место для public learning

«Библиотека станет местом внешкольного образования, где будут собираться люди, которым нужно уютное общественное пространство для общения и развития творческих способностей. Библиотека станет местом коммуникации иpublic learning (общедоступного образования), где люди смогут самоорганизовываться, собираться в группы. Для саморазвития пользователю библиотеки предоставляются любые базы данных и любые медиа.

Наряду с этим библиотека подвергнется дальнейшей очень сильной виртуализации. В настоящее время интернет-версии крупных газет в значительной степени коммерциализируются. Многое из того, что в наше время все еще можно получить бесплатно, будет предоставляться за плату. Библиотеки должны по-прежнему, в соответствии со статьей 5 нашей Конституции, предоставлять доступ к информации людям, которые без участия библиотеки не могут себе позволить или не умеют добывать эту информацию».

Барбара Лизон, директор городской библиотеки Бремена и член правления Международной Федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА) .

Библиотека как место, открытое для всех

«Библиотека будущего находится в великолепном здании и оборудована по последнему слову техники. Первоклассная архитектура подчеркивает символическое значение библиотеки как места культуры и науки, умственной и образовательной деятельности, досуга. Она притягивает всех людей: одним нужно оживленное место встреч, другим – насыщенная тишина читальных залов.

В дополнение к физически существующему зданию библиотека будущего будет располагать мощной культурной сетью, построенной по принципу облака связанных открытых данных на основе надежной, стабильной, пригодной для цитирования нейтральной информации. Опубликованная в интернете письменная информация становится все более динамичной, интерактивной, она постоянно изменяется, а это значит, что библиотека будущего должна олицетворять собой открытость, сотворчество, функциональную совместимость и гибкость».

Элизабет Ниггеманн, генеральный директор Немецкой национальной библиотеки .

Библиотека как пространство для взаимодействия

«В научной библиотеке будущего книга лишится статуса главного средства информации. В этом качестве ее полностью или преимущественно заменят электронные ресурсы, функционирующие абсолютно не по книжному принципу и вступающие в совершенно другие отношения с научным дискурсом. Библиотека перестанет быть местом, где хранятся контейнеры с информацией. Библиотекарям научных библиотек придется управлять ресурсами совершенно иначе, чем раньше. Они должны будут осуществить культурный переход от управления контейнерами к управлению контентом.

Село Волковское Богдановичского района

Свердловской области

Эссе на тему:

«Какой я вижу библиотеку будущего»

Подготовила:

Глазунова Виктория Николаевна,

Учитель начальных классов

с. Волковское 2014 г.

Эссе «Какой я вижу библиотеку будущего»

Известно, что библиотеки на Руси существовали ещё в далёкой древности. И хранилищем тех «давних» книг были церкви. Тогда и сбылось на Руси пророчество, гласившее: «В те дни услышат глухие слова книжные и ясен будет язык гугнивых». Библиотеки в те времена существовали только в стенах церквей, библиотекарями, они же и учителями, были священники.

Многое изменилось с тех пор: появилась техника, развиваются технологии, человечество взошло на новую ступень развития с новыми ценностями, новой культурой. Всё это стало возможным лишь благодаря накоплению знаний и умений, которые передавались из поколения в поколение, от отца к сыну, от учителя к ученику.

Современная библиотека – место, где люди не только получают знания, но и непрерывно общаются, учатся слушать и понимать друг друга. Поэтому с уверенностью можно сказать, что библиотека – это дом, в котором человек познаёт себя, окружающий мир и бесконечные просторы в областях различных наук, а также поддаётся пристрастиям воображения, попадая при чтении книги, например, в неизвестные миры.

Какой же я вижу библиотеку будущего? Чего в ней должно быть, а чего не должно.

Внешнее устройство библиотеки

Без сомнения это тема, на которую легче всего фантазировать. Единственное на чём я хотела бы остановиться, это на следующей мысли, каких читателей мы с вами хотим взрастить в библиотеке, такова и должна быть архитектура здания и планировка территории, и дизайн читательских залов с ячейками для книг.

Библиотека удовольствия

В библиотеках не хватает творчества. Читателей в основном натаскивают на интерес. А где же подача идей из головы читателя? Собственный интерес и предпочтение? Я думаю читать нужно не для того чтоб занять своё лишнее время чем-то, а просто так, ради удовольствия. Буквально: библиотека нужна для радости читателям!

Миссия «библиотеки будущего» должна заключаться не в том, чтобы напичкать читателей информацией, а в том, чтобы подготовить человека к жизни, максимально содействовать самовыражению личности, адекватности в трате возможного времени.

Библиотека в море информации

Сейчас повсюду говорят о несовершенстве библиотек, о необходимости переходить на новые формы работы. Выходом из ситуации может стать появление квалифицированных библиотекарей – не тех, кто просто выдаёт книжки, а библиотекарей – педагогов, библиотекарей – психологов, которые помогут читателю выбрать то, что ему будет полезнее, интереснее.

Вопрос техники

Конечно, одним из важных условий создания «библиотеки будущего» станет использование информационных технологий, отвечающих веяниям времени. Будут реализовываться многие идеи, например, читатель прочитал какой – либо рассказ или книгу и написал отзыв о прочитанном. И если выложить этот отзыв, на какой – либо сайт, то многие другие читатели и библиотекари смогут его оценить.

Хорошо оборудованный читательский зал – с мультимедиа – проектором, большим экраном, выходом в интернет – есть далеко не в каждой библиотеке. Но там, где он есть, перед библиотекарем и читателем открываются широчайшие возможности.

Роль библиотекаря

Я думаю, что роль библиотекаря при увеличении доступа к информации не падает, а, наоборот, возрастает. Я верю, что в библиотеке будущего будет востребован библиотекарь творчества , который в каждой определённой области будет заниматься не рутинным чтением, а творчеством, что не подвластно искусственному интеллекту.

И в заключении, если попытаться вывести чёткую математическую формулу библиотеки моей мечты, то, по моему мнению, она была бы следующей – «Идеальная средняя (сельская) библиотека» = дети + (здание + оборудованные читательские залы + средства чтения) + кадры х (квалификация + стремление) + мудрое руководство + атмосфера единства всех читателей.

Библиотека моей мечты – это библиотека, в которой читатели и библиотекари объединены общим процессом – читательским развитием.

ИТОГИ ТВОРЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА

"Библиотека моего детства. Читатели - о библиотеках Новосибирской области»

СЕМЕЙНОЕ БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ: РАССЛЕДОВАНИЯ И МАТЕРИАЛЫ

(январь – сентябрь 2011 г.)

«В чудесный мир открыта дверь…»

Машкин Артур, 4 класс, г. Каргат

Завершился первый, главный этап творческого исследовательского проекта «Семейное библиотековедение: расследования и материалы». Проект стал частью работы, которую можно определить как «дети – исследователи детского чтения», логическим продолжением предыдущих исследований: «Журналистское расследование «Машина времени» (областной конкурс, 2009 г.), «Моя домашняя библиотека» (пилотный проект, 2010 г.). Эти исследования вызвали большой интерес у детей и их руководителей, и тема (детское чтение), и форма проведения (журналистское расследование) оказались удачными. Однако проект этого года нам, организаторам, представлялся более сложным по нескольким причинам. Во-первых, в обществе сложилось стойкое убеждение, что дети практически перестали посещать библиотеки, а значит, эта тема могла просто не заинтересовать юных авторов. Во-вторых, в этой творческой работе «журналистам» нужно было не только использовать семейные воспоминания и личные впечатления, но и изучить историю своей детской библиотеки (сельской, районной, школьной и т.д.), а поскольку в большинстве случаев она не написана, то искать разные способы получения информации.

Кстати, мы ожидали, что само слово «библиотековедение» в названии проекта может слегка напугать «исследователей». Уж очень серьёзно, «научно» оно звучит. Поэтому в «Информации для участников проекта» объяснили, что эта наука изучает то, что делает собрание книг Библиотекой, - читателей, библиотекарей, ну и, конечно же, книги. Идея стать библиотековедами показалась детям интересной; в проекте участвовали 115 детей 9-13 лет (3-6-е классы) из 16 районов и 5 городов Новосибирской области. И активность участников, и, что самое главное, очень высокий уровень работ позволяет говорить о том, что проект прошёл удачно.

А со «страшным» словом «библиотековедение» один из участников обошёлся очень решительно, переделав его в «библиотековИдение». Хочется думать, что это не опечатка, а креативное обозначение особого, индивидуального видения роли библиотеки в жизни общества. А может быть, взгляда на мир через библиотеку… В общем, получилось интересное, многозначное понятие.

Участники проекта занимались не простым библиотековедением, а семейным. Тему их работы можно определить так: «Детские библиотеки в прошлом, настоящем и будущем». При этом необходимо было не просто написать общие слова о пользе чтения и библиотек, а обязательно узнать, изучить, какую же роль играли и играют детские библиотеки в жизни их семьи. Очень многие работы одновременно и страницы из истории семьи, и ценный краеведческий материал, рассказывающий историю библиотек. Для их создания использовались семейные фотоальбомы, библиотечные архивы. Чтобы сохранить этот уникальный материал, мы планируем издать электронный сборник творческих работ.

Детской мы условились считать все библиотеки, которые посещали в дошкольном и школьном возрасте герои журналистской статьи, т.е. авторы и те старшие родственники, кого они выбрали в качестве «звезды». Чаще всего авторы и респонденты вспоминали о районных городских и сельских библиотеках (137 упоминаний), а также школьных (82 упоминания), единичные воспоминания – о библиотеках в пионерском лагере, санатории, Доме пионеров, Доме культуры, а также в военных гарнизонах и даже на пограничной заставе. До начала проекта мы предполагали, что он мог бы носить и другое название – «Детские библиотеки Новосибирской области глазами детей», но оказалось, что его география гораздо шире. Респонденты вспомнили о библиотеках не только Сибири (Омской области, Алтайского края и т.д.), но и Мордовии, и Чечни, и даже ближнего зарубежья – Таджикистана, Казахстана, Латвии. Это вызвало необходимость составить список «Библиотечная география», в который занесены все библиотеки, упоминавшиеся в творческих работах.

Возможно, возникает вопрос, а стоит ли говорить о библиотеках, просто упомянутых в работах? Думаем, стоит. Ведь если респонденты (родители, бабушки и дедушки, прабабушки) спустя много лет помнят, какую библиотеку они посещали в детстве, видимо, эти воспоминания ценны для них. Вообще стоит отметить, что респонденты охотно отвечали на вопросы, с удовольствием вспоминали детство. У некоторых авторов это даже вызвало удивление, они не ожидали, что смогут узнать от своих старших родственников так много, что те помнят, как выглядела библиотека, как звали библиотекаря, какой была первая книга, прочитанная самостоятельно… Во многих работах дети с гордостью пишут о своих близких как о настоящих читателях. Например, читательский стаж нескольких респондентов – более 50 лет, и они продолжают брать книги в библиотеке! Другие в детстве начали читать в маленькой сельской библиотеке, а потом всю жизнь увлечённо собирали книги, стали настоящими библиофилами. Дети гордятся и тем, что в детские годы их родственники участвовали в библиотечных мероприятиях, получали дипломы и благодарности, и тем, что их семьи по итогам конкурсов признаются «Самыми читающими»… Кстати, много новой информации о своей семье дети получили, проведя «журналистское расследование». Но это не единственный положительный эффект от проекта. Дети часто слышат назидания от взрослых, что читать полезно, что тот, кто берёт в библиотеке книги, станет образованным человеком, и… пропускают это мимо ушей. Участники проекта, расспрашивая своих старших, убедились, что чтение - это удовольствие, что посещение библиотеки может быть не менее увлекательным, чем, скажем, поход в кино, а быть читателем библиотеки должен каждый уважающий себя ребёнок.

Авторы должны были не только расспросить старших, но и рассказать о себе как о читателе библиотеки. Такой самоанализ привёл некоторых «журналистов» к мысли, что им надо бы побольше читать, в том числе и для того, чтобы не отставать от своих «звёзд». Ведь некоторые из них, по выражению одного автора, настоящие «суперчитатели». В целом нельзя однозначно утверждать, что современные дети читают значительно меньше, чем предыдущие поколения. Действительно, многие читают только в рамках школьной программы. (Кстати, участниками проекта стали не только заядлые читатели, что можно только приветствовать. Значит, и их тема проекта чем-то заинтересовала.)

Но есть и такие «журналисты», которых можно назвать главными читателями в семье. Они читают намного больше, чем их старшие родственники в таком же возрасте. Причины «исследователи» называют разные:

Книги стали доступнее, не надо ждать очереди в библиотеке, а можно прочитать в Интернете или купить;
- современные книги привлекательнее внешне (яркие обложки, обилие иллюстраций, крупный шрифт; это оказалось важным не только для учеников начальных классов, но и для шестиклассников. «Гламурный» вид книг в некоторых случаях оказывается решающим условием чтения);
- по сравнению с прошлым стало издаваться гораздо больше приключенческой литературы, появились такие жанры, как детский детектив, фэнтези, серии типа «Любимые книги девочек» (любовные романы для детей);
- некоторые «журналисты» признаются, что не читают художественную литературу, зато увлекаются энциклопедиями, которых сейчас выпускается очень много;
- чтение становится занятием элитарным, «не для всех», а потому престижным. Среди наших «журналистов» есть интеллектуалы, которые читают классику для взрослых (например, Гёте), или литературу в подлиннике, на английском языке.

Насколько отличается чтение детей XX и XXI веков, т.е. авторов статей и их «звёзд»? Изучение этого вопроса не было целью проекта, однако, если респонденты вспоминают книги своего уже далёкого детства, значит, это действительно «незабываемые книги». Именно так мы назвали список, первая часть которого – «Выбор детей XX века», вторая - «Выбор детей XXI века». В этих списках много совпадений, поэтому третья часть – «Книги, которые читают все». Оказывается, современные дети в начальной школе по-прежнему увлекаются книгами В. Драгунского и Н. Носова, В. Бианки и Е. Ильиной («Четвёртая высота»), М. Твена и С. Лагерлеф. Больше отличий становится с наступлением подросткового возраста; писателей, которые были сверхпопулярны раньше (А. Дюма, Ж. Верн, Ф. Купер и т.д.), современные дети почти не знают.

Проводя расследование, журналисты многое узнали… о себе. Например, в каком возрасте они научились читать (сами этого, конечно, уже не помнят). По сравнению со старшими, современные дети раньше обучаются грамоте (в 3-5 лет), но применять свои умения – т.е. читать книги – не спешат. Читателями библиотек они становятся ещё в 2-3 года (конечно, их записывают родители). Их старшие родственники в основном начинали читать в первом классе или незадолго перед школой, причём сразу книги, тогда же записывались в библиотеку, чаще всего по собственной инициативе. Это давало повод для гордости, - какие они взрослые и умные, раз их записали в настоящую библиотеку! Не без оснований один из наших исследователей отмечает: «Сравнивая детство бабушек, дедушек и своё, я отметила, что дети сейчас менее самостоятельные, но больше загружены уроками, кружками, изучением иностранных языков» (Кривенко Вероника, Гимназия № 13 г. Новосибирска).

У разных поколений есть ещё один объединяющий момент. В нескольких работах встречается рассказ о том, как ребёнок (как правило, мальчик 10-12 лет), не очень любящий читать, вдруг встретил книгу, которая превратила его в настоящего заядлого читателя. У старшего поколения это могло быть произведение А. Беляева или книги о войне, у младшего – эпопея о Гарри Поттере, главное, что встреча состоялась, за что «журналисты» и их «звёзды» благодарны своим библиотекарям.

Что объединяет всех авторов, так это интерес к тому, что в профессиональной литературе и отчётах называется очень скучно: «массовые мероприятия». Во многих работах выражается пожелание, чтобы библиотечных уроков, литературных часов, игр и викторин проводилось ещё больше. Более того, дети очень любят активно участвовать в библиотечных праздниках и постановках, выступать в роли актёров, ведущих, соавторов сценария и т.д. Что же касается интереса детей к творческой и исследовательской работе, которую организуют библиотеки, то он очевиден, и нынешний проект – ещё одно его доказательство. Именно это направление деятельности детских библиотек – воспитание, организация досуга, создание условий для творчества и общения - наиболее востребовано самими юными «пользователями», и в этом плане библиотеки, видимо, вне конкуренции.

Несколько «журналистов» участвуют в наших расследованиях уже второй раз. И что особенно приятно, уровень их работ стал ещё выше (хотя и полтора года назад они написали интересные статьи, а два участника даже были лауреатами конкурса). Работы 4 авторов помещены на нашем сайте в рубрике «Мастер-класс». У них действительно есть чему поучиться, - основательности в исследовании, оригинальности изложения и оформления материала. Главное – статьи интересно читать, при этом работы совершенно разные:

Крекнин Александр (МБОУ СОШ № 198 г. Новосибирска) проявил недюжинные исследовательские таланты. Чтобы рассказать о детстве отца, который несколько лет жил на Чукотке, Саша уточнил информацию о его библиотеке в Интернете, нашёл посёлок на карте. Не просто сообщил, что сам читает в библиотеке им. Ю. Магалифа, но и взял интервью у художницы Л. Лазаревой, иллюстрировавшей книги писателя и лично с ним знакомой;
- Лакина Дарья (Венгеровский район, с. Урез) украсила свою работу фоторепортажем;
- Шкуропатов Антон (Гимназия № 7 «Сибирская», г. Новосибирск) изложил свои размышления о будущем библиотек в виде фантастического рассказа. Его статья выделяется отличным литературным стилем;
- Фрибус Светлана (Купинский район, Медяковская СОШ) показала себя настоящим краеведом. Она рассказала о неофициальной школьной «библиотечке», которой уже не существует. Но когда-то она помогла детям, в том числе Светиной маме, научиться читать с интересом. Написала Света и о библиотекаре школы, в которой училась мама, даже нашла её фотографию. А ещё попросила своих ровесников нарисовать, какой они видят библиотеку будущего.

В некоторых работах (авторы - Панов Егор, Ордынский район, с. Красный Яр, Мельникова Марина, Краснозёрский район, с. Мохнатый Лог, Черкасов Тимофей, СОШ № 163 г. Новосибирска, и другие) рассказывается история библиотеки за несколько десятилетий, иногда даже с её основания. И часто потому, что среди «звёзд» есть и библиотекари, а значит, жизнь этой семьи особенно тесно связана с детскими библиотеками. Авторы многих статей с гордостью рассказывают о своих бабушках, мамах, тётях, работающих или работавших в библиотеках (Некрасова Валерия, р.п. Краснозёрское, Сенашов Егор, г. Барабинск, Кондратьев Никита, Куйбышевский район, Октябрьская СОШ, Прохоренко Максим, г. Чулым и другие). А Логиновская Ксения (р.п. Краснозёрское) – представитель настоящей библиотечной династии (бабушка, двоюродная бабушка, мама – библиотекари). Конечно, и детство у таких «журналистов» особенное – «библиотечное». Библиотека для них действительно родной дом, а они сами – главные помощники во всех делах.

Статьи участников проекта – это неофициальная история библиотек. Ведь детям нет дела до «читаемости – посещаемости – обращаемости фонда», у них свои «критерии качества библиотечного обслуживания». Спустя десятилетия взрослые вспоминают, какой была атмосфера библиотеки: дружественной, в то же время обилие книг внушало уважение и настраивало на серьёзный, даже торжественный лад. Рассказывает Колобухова Л. Н.: «В те годы библиотека считалась святым местом. Мы, дети, ходили в неё, как в храм… Мы погружались в какой-то таинственный мир. Библиотекари были очень красивыми (одежда, прическа), очень добрыми, внимательными к нам. Казалось, что они знают обо всем на свете, как феи» (Колобухова Эрика, г. Чулым). И современные дети могут простить, что «фонды недостаточно часто пополняются новой литературой», если им нравится общаться с библиотекарями, если они чувствуют, что им не просто рады, но и относятся с уважением. И тогда каждый поход в библиотеку (у некоторых даже ежедневный) становится радостным событием.

Читая творческие работы, с удовольствием отмечаешь, как много замечательных, а главное, любимых детьми библиотекарей работает в Новосибирске и области. Чтобы о них узнали не только их читатели, мы создали «Книгу почёта», в которую внесены имена всех библиотекарей, о которых рассказали «журналисты» и их «звёзды». Конечно, эта Книга неофициальная, зато точно самая почётная! И это яркое свидетельство престижности профессии библиотекаря у юных читателей. А насколько творческие и неравнодушные люди работают в библиотеках, видно по тому, что часто именно они выступали руководителями исследовательских работ, щедро делясь информацией, подсказывая идеи, помогая оформить статьи.

Мрачные перспективы, ожидающие библиотеки в эпоху интернета и в целом новых информационных технологий, — одна из самых обсуждаемых тем в профессиональной библиотечной сфере последнего десятилетия. Библиотека будущего - какая она? Три специалиста рассказали нам о том, как они видят перспективы развития библиотек и книжной культуры в XXI веке.

По мнению Светланы Викторовны Анищенко, которая уже 12 лет возглавляет Централизованную библиотечную систему Челябинска, библиотекам ничего не угрожает. Мы спросили Светлану Викторовну, откуда у нее такая уверенность, и как челябинские библиотекари планируют конкурировать с интернетом .


- Как давно вы работаете в сфере библиотечного дела?

34 года. После окончания Алтайского государственного института культуры в 1980 году была принята на работу в Центральную библиотеку им. А.С.Пушкина.

- Чтобы выбрать эту профессию, нужно, наверное, очень любить читать. Любовь к книгам у вас с детства?

В моём детстве первоклассников, научившихся читать лучше и быстрее всех, награждали походом в школьную библиотеку и позволяли взять домойпонравившуюся книгу. Это произвело на меня сильное впечатление. С тех пор читала я всегда,много и разное.

Профессию библиотекаря я выбрала по совету своего классного руководителя. Определяющим при выборе, кроме любви к чтению было и желание живого общения с людьми, возможность постоянного творческого роста. Профессиябиблиотекаря разноплановая и творческая.

- Какая книга оказала на вассамое сильное влияние, возможно перевернула ваше мировоззрение?

Меня просто ошеломила книга В. Гюго «Человек, который смеётся».

Если говорить о книге, впечатление о которой я пронеслачерез всю жизнь,то это «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. Перечитывала её не раз и каждый раз открывала для себя что-то новое.

- Как вам кажется, сейчас, в век информационных технологий, библиотеки не теряют своей актуальности?

Ежегодно услугами только 48 муниципальных библиотек города пользуется более 200 тысяч жителей, среди них 37% дети в возрасте до 14 лет.

Да, действительно, есть Интернет. В Интернете есть много информации, но она не структурирована, и ее приходится выбирать. Но только еслиу вас есть время и знаете как вести поиск. В библиотеке же работают консультанты, которые помогут осуществить быстрый поиск. Действительно есть книжные магазины, где можно купить книги. Но многие ли могут позволитьсебепокупать книги по все возрастающей цене? Хорошо, если это новинки. А если Вам нужна книга, изданная 10 лет назад, особенно узкой тематики. Ко мне недавно обратился директор крупного книжного магазина с просьбой найти нужную литературу, потому что не смогли найти в Интернете и купить в магазине - и это не единственный случай.

- Можете примерно сказать, сколько у вас появилось новых читателей за последнее время?

На этот вопрос ответить однозначно сложно. Если говорить о регистрационной картотеке читателей, то только в Центральную библиотеку им. А.С.Пушкина с начала года записалось более 1,5 тысяч новых читателей.

Еще осуществляется информационно-библиографическое обслуживание удалённых пользователей по телефону или электронной почте. А пользователи сайта библиотеки, так называемые виртуальные читатели? Сколько из них новые, мы не можем ответить. А читатели «Мобильной библиотеки», которая работала на Кировке с мая по октябрь?

- Вы сказали о «Мобильной библиотеке». Все-таки это нетрадиционный подход к библиотечному делу. Боитесь ли вы наступления электронной книги на бумажную?

Нет. Электронные книги - новый носитель информации. И они не заменят бумажные книги.

Традиционная книга живёт своей жизнью, электронная - своей. У каждого есть право выбора, на каком носителе, традиционном или электронном, читать. У каждой книги, электронной и бумажной, есть свои преимущества и недостатки. Печатные тексты легче запоминаются, развивают грамотность написания. Ратовать за цифровые технологии и отказываться от печатных книг - это всё равно, что рубить сук, на котором сидишь.

- Что вам кажется, будет с бумажной книгойлет через 20?

Слухи о скорой кончине бумажных книг сильно преувеличены. Традиционные книги, конечно, сохранятся, особенно детские.

Опыт зарубежных библиотек, в которых электронные технологии стали развиваться много раньше, свидетельствует о том, что в составе фондов библиотек только 20-30% книг на электронных носителях, остальные - бумажные.

И ещё. Для людей важно тактильное общение с книгой. Поэтому в этом смысле за будущее бумажной книги бояться не надо.

- Как вам кажется, как меняется роль библиотеки с изменением книги?

Библиотека превращаетсяв многофункциональный социокультурный центр. Читатель приходит сегодня в библиотеку не только за книгой, но и за общением,удовлетворением и реализациейсвоих способностей, талантов, общественных амбиций, за интеллектуальнымдосугом и информацией!

В этом, на мой взгляд, основное изменение и предназначение библиотеки на современном этапе.

- Расскажите о новых формах взаимодействия с читателями

Образ современной библиотеки - это образ меняющейся и мобильной библиотеки, способной удивлять посетителя. Это качество - удивлять, вызывать интерес, любопытство - становится основным мотивом нашей деятельности.

Приметой последнего времени стало использование нетипичных для насформатов работы, которые находят позитивный общественный резонанс. Читатели всё чаще становятся инициаторами и активными участниками новых библиотечных проектов.Это книжные фримаркеты (свободный, бесплатный обмен книгами) и фестиваль экологической культуры, «Библионочь» и летний читальный зал в парке, буккросинг и мастер-классы по изготовлению кукол, эко-сумок, Маяковские чтения и Пушкинские сезоны, молодежные квартирники.

- В вашей библиотеке работают клубы, реализуются тематические проекты, расскажите о них поподробнее.

Библиотека стремится позиционировать себя в городскомпространстве с помощью самых различных проектов. Один из известных культурно-просветительских проектов библиотеки - фестиваль книги и чтения«Челябинск Читающий», который проходит в нашем городе уже 9 лет, при активном участии областных библиотек, челябинского отделения Союза писателей,книгоиздателей и партнеров библиотек.Большой интерес у молодежи летом 2014 года вызвал проект «Мобильная библиотека» на Кировке, реализованный совместно с МТС при поддержке Управления культуры администрации города Челябинска. Более 3-х лет мы реализуем популярный социальный проект«Мир новых возможностей» по обучениюлюдей старшего поколения компьютерной грамотности.

В преддверии 2015 Года литературы планируем еще несколько тематических проектов. Один из них начали совсем недавно. Проект называется «Вернем поэзию в библиотеки» - по продвижению книг и творчества поэтов уральской поэтической школы совместно с издательством М. Волковой.

Что касается клубов, количество любительскихклубов и объединений по интересам в библиотеках сегодня растет. И это не удивительно. Реализация творческих способностей, общение, комфортная и уютная обстановка - это то, чего сегодня не хватает многим людям и то, что могут предоставить наши библиотеки.

Всего не сегодняшний день в библиотеках 58 клубов, в т.ч.в Центральной библиотеке им.А. С. Пушкина - 13.

Центральная библиотека стала концертной площадкой для клуба любителей романса «Лира» и клуба авторской песни «Паруса надежды», поэтической площадкой для начинающих поэтов молодежного квартирника, любителей поэзии и профессиональных поэтов в рамках клуба «Поэтическая среда», выставочной площадкой и местом встречи клубов декоративно-прикладного творчества «Берегиня». Клуб «Берегиня» в этом году отпраздновал своё 15-летие.

- Как вы видите будущее библиотеки?

Библиотека будущего -это реальное и виртуальное пространство, обеспечивающее беспрепятственный доступ к информации. При этом реальное пространство библиотекиэто место, где человеку приятно находиться, местодля самообразования, место для встреч и досуга. Библиотека как виртуальное пространство - это своего родауникальный информационный центр, предоставляющий пользователю необходимые базы данных и медиа-продукты.

Хотелось, чтобы именно библиотека стала таким гармоничным местом или точкой пересечения реального и виртуального.

Также мы решили побеседовать с руководителем крупнейшей в городе библиотеки. Директор Челябинской областной научной библиотеки Наталья Ивановна Диская ответила на наши вопросы.

- В сфере культуры библиотечное дело занимает совершенно особое место. Как давно вы работаете на этом поприще?

Директором ЧОУНБ я работаю с апреля 2014 года. До этого по роду прежней деятельности курировала областные и муниципальные библиотеки.

- И какие первоочередные задачи вы ставили для себя, когда начинали свою работу в качестве руководителя?

С большим уважением отношусь к своему коллективу. Это профессионалы своего дела, большинство из которых не один год работает в библиотеке.Моя задача - создать условия для их деятельности. Сегодня очень важно завершить ремонт основного здания, начать работу по приведению в порядок помещения отдела иностранной литературы.Кроме того, депозитарий находится в аварийном здании. Как видите, проблем много, и многие из них смог бы решить второй корпус, строительство которого нам пообещалГубернатор Челябинской области Б.А.Дубровский в августе этого года.

- Сейчас становится заметна тенденция к сближению различных видов культурной деятельности, размываются профессиональные стандарты, связанныес давно сформировавшимися отраслями, такими как музейное дело, библиотечное дело, клубное дело и так далее. В чемже, все-таки существенное отличие библиотеки от других культурных институций?

Хотим мы или не хотим, библиотеки относятся к сфере обслуживания. Главная библиотечная услуга - удовлетворение информационных потребностей пользователей. Но сегодня мы оказываем не только информационные, но и образовательные, культурные и досуговые услуги. Хотя для библиотеки, прежде всего, важно помочь читателю найти необходимую ему информацию, тот или иной документ. Именно в этом отличие библиотеки от других учреждений культуры.

- Как вы относитесь к платным услугам в библиотеках?

Библиотека - одно из общедоступных учреждений культуры.Большинство услуг,которые мы оказываем - бесплатны. Сегодня вход в наш выставочный зал открыт для всех, кто хочет увидеть экспозицию. Каждый желающий может свободно прийти навстречу, презентацию. У людей должна быть возможность не только выбора, но и возможность этим выбором воспользоваться. Но оставаясь доступной, библиотека все- таки должна определенные средства зарабатывать сама.

- Расскажите поподробнее о выставках в библиотеке.

Наша библиотека сегодня - крупный информационный, образовательный центр. «Выставочный зал Публички» -один из интересных проектов, привлекающих внимание посетителей библиотеки. Темы выставок разнообразны. В июле мы открыли первую выставку «Право на образование». Это была выставка работ-победителейМеждународного конкурса плакатов, участникам которого стали художники из 80 стран мира. Выставку «Мысли на ночь глядя» мы посвятили дню рождения Челябинска. Этоарт-проект подготовил замечательный художник, фотограф Владимир Витлиф.Большое внимание посетителей библиотеки привлекла историко-документальная выставка«Атомный проект СССР». В общей сложностиее посетили около 1500 человек. А сейчас мы готовим новый проект Рождественскую народную выставку

- Недавно начальник столичного департамента культуры Сергей Капков заявил, что в библиотеки никто не записывается, потому что они не нужны - есть интернет и книжные магазины. Это правда?

Для меня лучший аргумент - это цифры. За последние 10 месяцев мы зарегистрировали больше пяти тысяч новых читателей. Сегодня к нам приходят семьями, студенческими группами, классами. В библиотеку дверь почти никогда не закрывается. Это лучшее подтверждение того, что библиотека абсолютно востребована.

- Зачем вообще нужны библиотеки в XXI веке, в век информационных технологий, принципиально новых средств хранения и передачи информации?

Библиотека участвует в воспитании человека, в его социализации. Она помогает человеку, особенно молодому, выбрать правильный путь. Всегда полезно читать хорошие книги, общаться с умными знающими людьми.

- Бытует мнение, что молодые люди чаще обращаются к электронным книгам, чем к бумажным. Будет ли в будущем существовать формат бумажной книги?

Бумажная книга будет существовать, потому что книгу в ее традиционном исполнении заменить нельзя. Она обладает особой магией. Другое дело, как она должна выглядеть. Приятно читать книгу, напечатанную на качественной бумаге, с хорошей полиграфией. К сожалению, сейчас рынок наводнен разной по исполнениюи содержанию книжнойпродукцией, но я думаю, что читатель уже понял, на что стоит обращать внимание.Никакой электронный ресурс не сможет заменить книгу в полном объеме. У человека должна быть возможность держать книгу в руках, возвращаться к строкам, которые ему запомнились, к мыслям, которые его зацепили, к биографиям, которые не оставили его равнодушным. Электронный ресурс порой не дает такой возможности, но он, безусловно, должен быть.

- Но сейчас даже библиотеки пропагандируют электронные носители, примером тому может служить проект «Мобильные библиотеки», который был реализован в Челябинске.

Библиотеки пропагандируют не электронные книги, а прививают любовь к чтению,Конечно, мы используем этот вариант работы. У любого читателя должен быть доступ к авторам, к изданиям, на любых носителях. Но это не умаляет достоинства книги в ее традиционном понимании.

- Раз мы уже коснулись темы книжности и технического прогресса, расскажите, как современные технологии коснулись библиотечного обслуживания?

Да, действительно компьютерные технологии медленно, но верно, меняют формат взаимодействия читателя и библиотекаря. Это замечательно, что современные технологии стали частью библиотечного процесса. И электронный каталог, и онлайн бронирование, и электронные ресурсы - все это упрощает систему и экономит читателю и библиотекарю время. Чем дальше мы работаем с этими технологиями, тем отчетливее понимаем безусловную пользу этой тенденции.

- Чаще пользуются электронными каталогами или традиционной картотекой?

В основном, электронным. Но у нас есть и электронный каталог, и обычный - алфавитный и предметный. Пользуются ими студенты, которые приходят, научные сотрудники, которые занимаются предметными темами. Такие способы поиска дополняют друг друга.

- Как вы можете описать современных читателей, их запросы?

Все наши читатели - разные, но все они очень интересные, активные, любознательные. Каждый из них приходит в библиотеку с определенной целью. Один - чтобы просто написать курсовую работу, второй - чтобы готовить себя к дипломной работе, кто-то приходит посмотреть выставку, кто-то - пообщаться. Мы говорим с каждым из наших читателей в разных форматах, в зависимости от их запросов. Глядя на них, мы сверяем свой шаг. Мы понимаем, что для читателя важно, сколько времени он затратит на поиск книги - значит, мы работаем над этим, для него важно, какую книгу он получит - мы работаем над пополнением фондов, мы создаем комфортную среду, чтобы читателям было приятно у нас находиться.

- Расскажите о том, как вы планируете организовать сотрудничество библиотек и литераторов в Год литературы.

Для авторов Публичная библиотека является прекрасной площадкой презентации их изданий. Мы всегда собираем интересную аудиторию. Кроме того, мы ежегодно организуем конкурс среди южноуральских изданий. В будущем год планируем провести этот конкурс в рамках Книжной ярмарки. Это тоже повод поговорить о том, что сейчас происходит в литературном процессе.

Обсуждая будущее библиотек, нельзя забывать об их главном «контенте» - книгах. Чтобы выяснить, будет ли существовать в XXI веке книга, и что станет с культурой чтения, мы обратились к профессионалу в области книжного производства - директору издательства «Взгляд» Евгению Владимировичу Дрибинскому.


- В девяностые был популярен лозунг «россияне - самая читающая в мире нация». Соответствует ли это истине?

У нас очень глубокие и качественные литературные традиции, и читать у нас любят. Другое дело, что активное развитие информационных технологий не могло не повлиять на читательское поведение. Мы стали потреблять тексты совсем иного рода, изменилось качество чтения. Сегодня взрослый человек воспринимает огромное количество информации, читая новостные ленты в Интернете, деловую и прикладную литературу, рекламные объявления и даже поток различных СМС-сообщений; мы постоянно погружены в процесс чтения. Возможно, мы стали меньше читать литературные тексты, но вообще читать мы стали гораздо больше. Я думаю, что это относится не только к России, но и к общемировым тенденциям.

- И библиотека, и издатель работают для читателя и меняются вместе с ним. Поэтому логично начать наш диалог с оценки предпочтений, литературных пристрастий и запросов современного читателя.

Я не психолог, мне трудно рассуждать о потребностях современного читателя. Что движет человеком, когда он делает выбор в пользу той или иной книги? У всех свои мотивы. Книга служит развлечением, расширяет кругозор, дает энциклопедические знания, выполняет воспитательную функцию, помогая установить читателю нравственные ориентиры. Но мне нравится и то, что книга развивает наше воображение, помогает сделать картину нашего мира цветной. Это очень важная ее функция.

- Должны ли библиотеки и издательства идти за читателем, за его предпочтениями, или все-таки её долг - формировать читательский вкус?

Если говорить об издателях, то, с одной стороны, мы относимся к той профессии, на которой лежит ответственность за формирование вкусов. От того, какую книгу и в каком исполнении ребенок или взрослый возьмет в руки - с каким содержанием и иллюстрациями, на какой бумаге и в каком переплете - во многом зависит, захочет ли он это сделать во второй раз или мы отобьем напрочь это желание. Даст ли эта книга культурное, эстетическое развитие или она удовлетворит исключительно потребность в развлечении?

С другой стороны, мы включены в рыночные отношения, а рынок диктует свои запросы, поэтому многое зависит от личности конкретного редактора, от политики определенного издательства. Но я бы не рискнул заниматься книгой, в которую бы не верил.

- Сейчас много говорят о том, что существование библиотек становится неактуальным - все теперь можно скачать в ридер, планшет и на компьютер. Нужны ли сейчас библиотеки?

Роль библиотеки как хранилища уходит, и недалек тот день, когда библиотека в традиционном смысле уйдет совсем. Ей трудно конкурировать с Интернетом. Доступность книги все время растет. Если 30 лет назад мы шли в библиотеку просто потому, что книгу сложно было достать в другом месте, то сейчас такой проблемы нет. Можно найти практически любое произведение и прочитать.

С другой стороны, среди людей накапливается колоссальный дефицит общения (отсюда и огромный успех социальных сетей). И если библиотека почувствует запрос общества, то сможет стать тем звеном, которая объединит по интересам не только читателей, но и просто желающих пообщаться.

- Какой же должна быть библиотека в современных условиях?

На мой взгляд, путь выживания библиотеки - это ее переформатирование из места, предоставляющего услуги хранения и выдачи книг в территорию общения. Двери библиотеки должны быть открыты круглосуточно, человек туда должен приходить как в храм - пообщаться со смотрителем (слово библиотекарь мне не нравится), с другими людьми, познакомиться с молодыми писателями и поэтами, обсудить за чашкой чая их творчество и то, что происходит за окном.

Сеть должна расти, чтобы такие библиотеки были в шаговой доступности. Такую площадку можно организовать практически в каждом дворе. Во-первых, так библиотеке будет проще почувствовать потребности ее посетителя, а во-вторых, она станет истинным клубом для общения, для развития культуры местного сообщества. А у человека будет выбор и в плане досуга, и в плане интеллектуального развития. Образно говоря, если у меня есть свободный вечер, я могу пойти в кино, театр или в библиотеку. Но в последнем случае я должен быть уверен, что с пользой проведу время.

- Как вы считаете, есть ли вообще будущее у бумажных книг в эпоху всевозможных электронных гаджетов?

Статистика демонстрирует, что выпуск книг, и в количественном, и в тиражном выражении, растет. Есть проблема другая, она заключается в том, что не хватает торговых площадей, на которых выставлялись бы книги. К сожалению, при прочих равных условиях, книжным магазинам трудно конкурировать с продуктовыми, скажем.

Может быть, чтение станет более элитарным занятием, например, если издания станут стоить дороже, но книга не исчезнет в своем вещественном воплощении. На мой взгляд, обращение к книге - это действие, без которого современный человек не может обойтись. Нужно предоставлять возможность людям читать, и это работа не только учителей, но издателей и библиотекарей в том числе.

О том, как видят будущее библиотек студенты, которым предстоит работать в этой сфере и участвовать в ее развитии, нам ответили учащиеся кафедры библиотечного дела ЧГАКИ.

Анна, 19 лет: «Для меня библиотека не является каким-то хранилищем книг, и даже местом получения информации. Все книги для личного пользования я обычно нахожу в интернете. И я уверенна, что так делает большинство студентов. Библиотека должна быть скорее местом, куда люди приходят пообщаться, провести время за чтением книги, таким своеобразным клубом. В библиотеках для этого должно быть приятно и уютно находиться».

Дмитрий, 20 лет: «Самое главное в библиотеке - это ее содержание. Важно, чтобы библиотечный фонд был наполнен, соответственно запросам читателей, чтобы в библиотеке можно было найти самые редкие и самые свежие издание, которые даже пираты еще не успели оцифровать и выложить в интернет».

Андрей, 20 лет: «Библиотека должна быть аналогом поисковика, типа Googl а в реальности. Не всегда у обычных читателей есть такие способности, которые позволяют им без труда находить нужные книги по нужной теме, например при написании научной работы. Самое важное в современной библиотеке - это сервисы для уточнения запроса - удобные каталоги, грамотные библиотекари, большая база данных хороших источников».