Был ли Ленин гением? Кто был Ленин - гений или злодей, как Вы считаете.

Ленин (1870—1924)

Жизнь и деятельность Ленина в России конца XX века стала оцениваться совершенно не так, как в советское время. И если прежде преувеличивались его достоинства как мыслителя (в политическом, гении ему не могут отказать даже враги), то затем его еще более несправедливо стали обвинять в злодеяниях, преступлениях и вреде, нанесенном якобы процветавшей Российской империи. Поэтому прежде всего обратимся к бесспорным фактам.

Владимир Ильич Ульянов (взявший псевдоним Ленин) родился в Симбирске в семье инспектора, а позже директора народных училищ Симбирской губернии, мелкого помещика И.Н. Ульянова. Старший брат Владимира — Александр — учился в Петербургском университете, был членом подпольной организации «Народная воля», участвовал в подготовке покушения на царя Александра II и казнен в 1887 году. В том же году Владимир поступил в Казанский университет, но вскоре был исключен за участие в студенческих волнениях. В последующие три года он самостоятельно освоил курс наук и сдал экстерном экзамены на юридическом, факультете Петербургского университета, служил недолго присяжным поверенным в Самаре, но предпочел подпольную революционную деятельность; писал публицистические статьи, участвовал в создании «Союза борьбы за освобождение рабочего класса.

В конце 1895 года он был арестован и заключен в тюрьму, а затем выслан на три года в Восточную Сибирь (село Шушенское). Там писал политические и экономические работы, из которых наиболее основательная «Развитие капитализма в России». В 1900 году эмигрировал и жил преимущественно в Швейцарии, основал революционную газету «Искра», разрабатывал идеологические основы марксистской партии. На II съезде РСДРП (Российской социал-демократической рабочей партии) стал лидером большевистской фракции. С 1912 года активно работал в партийной газете «Правда». Вернувшись в марте 1917 года в Россию, выдвинул тезисы («апрельские») о переходе от буржуазно-демократической революции к социалистической, пролетарской, под лозунгом «Вся власть Советам!».

Ленин иронизировал над теми, кто предупреждал, что стране грозит гражданская война. В работе «Государство и революция» доказывал неизбежность и прогрессивность диктатуры пролетариата (ведомого партией) и последующего построения сначала социалистического, а затем бесклассового общества. Действительно, большевики легко взяли власть, совершив октябрьский (7 ноября 1917 года) вооруженный переворот. Однако удержать власть удалось с большим трудом. Началась кровавая междоусобица и иностранная интервенция. В окончательной победе большевиков и Красной армии немалую роль сыграл политический и организаторский талант Ленина, а также поддержка значительной части народа России. Для подавления оппозиции осуществлялся «красный террор» в ответ на «белый террор» (вообще, с противниками Ленин был нетерпим).

Восстанавливая экономику страны на новых, социалистических основах, он как руководитель Советского правительства столкнулся с огромными трудностями. Пришлось поощрять мелких Частников в рамках «новой экономической политики» (нэп). В 1922 году Ленин тяжело заболел и постепенно отходил от активной государственной деятельности, оставаясь вождем своей партии. Посмертно его образ был мифологизирован коммунистическими идеологами, а все труды и высказывания назывались гениальными. Враги, напротив, придавали и придают ему демонические черты.

Безусловно, он был одной из ключевых политических фигур XX века, хотя крупным или оригинальным философом его назвать нельзя. Он был фанатиком и гением политической борьбы. Только с этих позиций смотрел на все другие проблемы. Религию отрицал как атеист (истово верующий в небытие Бога), науки знал поверхностно. В своих суждениях обычно был резок и категоричен, а в критике слишком часто ограничивался язвительными, а то и грубыми отповедями вместо убедительных доводов. Он утверждал, что отстаивает единственно верное учение Маркса-Энгельса, диалектический и исторический материализм. В действительности его взгляды не всегда были столь определенны и четко высказаны, как это он сам полагал. (Серьезный и подробный анализ его взглядов дан Н.О. Лосским в «Истории русской философии».)

Например, он был убежден, что «дух не существует независимо от тела, что дух есть вторичное, функция мозга, отражение внешнего мира»; «Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи»; «Вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения...». И, наконец, о материи: «Единственное свойство материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания». Получается, что дух есть функция мозга, отражение внешнего мира, а материя обладает (по-видимому, в разной степени) свойством отражения. Значит ли это, что дух в некоторой степени присутствует в материи вообще, а в наибольшей степени проявляется как функция мозга? Откуда бы вдруг снизошел дух на мозговую ткань, если он нигде никогда до этого не присутствовал? Но тогда уже получается нечто подобное панпсихизму или пантеизму.

Он был убежден, будто есть только два противоположных способа устранения дуализма духа и тела: или одно первично, а другое вторично, или наоборот. Третьего не дано! (Кроме, как пишет Ленин, «бестолкового перепутывания материализма и идеализма».) Такая позиция для него характерна. Он, к примеру, перечисляет: «...Борьба идеализма и материализма... Борьба религии и науки... Отрицания объективной истины и признания ее... Борьба сторонников сверхчувственного знания с противниками его...» Словно нет ничего более важного в интеллектуальной жизни, чем идеологическая война на разных уровнях и по различным поводам. Таковы издержки мышления, ориентированного на политическую борьбу.

Для выдающегося политика это качество полезное, но только не для философа или ученого.

Вот как он расправляется с идейными противниками: «За гносеологической схоластикой эмпириокритицизма нельзя не видеть борьбы партий в философии, борьбы, которая в последнем счете выражает тенденции и идеологию враждебных классов современного общества. Новейшая философия так же партийна, как и две тысячи лет назад». Для Ленина философия была не целью, а средством политической борьбы.

Итак, для него были характерны: вера в небытие Бога, в материю, науку и собственные знания. При этом не было стремления изучать суть и свойства материи, особенности научного метода, смысл познания вообще.

Он признавал тезис: практика — критерий истины. Если исходить из этого, то следует признать его философское направление истинным. Он был ярким представителем особого течения мысли — политфилософии. Победа большевиков, установление диктатуры пролетариата, воинствующий атеизм, единая государственная идеология материализма и огромные успехи Советского Союза — все это самым убедительным образом, на деле, доказало верность политической и философской установки Ленина. С одной существенной оговоркой: это была победа партии, сумевшей использовать текущую ситуацию в стране и мире, поднявшейся на гребне народного восстания и обострения классовых противоречий. Для реализации этой цели политфилософия оказалась наиболее целесообразной, как сильное идеологическое оружие.

Однако, как показал опыт последующих десятилетий, победившее марксистско-ленинское учение содержало истину относительную и временную (если опять использовать критерий практики). СССР потерпел поражение в идеологической борьбе. Хотя победила не какая-то высокая истина «открытого общества», персонализма, пантеизма или Всеединства, а самая заурядная, пошлая и проклятая всеми честными людьми идеология мелкого буржуа, стяжателя, барышника, приспособленца, алчного потребителя материальных благ. Как писал Максимилиан Волошин:

И жадный хам, продешевивший дух За радости комфорта и мещанства.

Впрочем, если признавать, вслед за Лениным, первичность материи и вторичность сознания, то погоню за материальными ценностями кто-то может принять за сильное проявление духа в поисках смысла жизни.

Ленину со своими соратниками удалось не просто свершить государственный переворот, но одержать полную победу в Гражданской войне с представителями буржуазной идеологии, которых поддерживала Антанта, иностранные интервенты. Под его руководством было создано первое в мире социалистическое государство, определившее ход мировой истории XX века. Но вот после победы второй буржуазной революции в России в учебном биографическом справочнике издательства «Просвещение» (автор А.Н. Щукин, 1996 год) сказано: «...Л(енин) с помощью многочисленных печатных изданий... и агитаторов разложил русскую армию посулами мира и земли. А Россия выигрывала первую мировую войну: ведь в ноябре 1918 г. Германия и ее союзники сложили оружие на Западном фронте перед Антантой. Л(енин) ради личной выгоды — захвата власти изменил национальным интересам своей страны и отнял у нее заслуженную победу. Большего предательства не знает вся мировая история

Тут утверждается нечто несусветное. Известно, что разложение русской армии началось после предательского указа буржуазного Временного правительства, свергшего Николая II. К ноябрю 1918 года большевики уже целый год были у власти. Более того, они сумели восстановить почти полностью Россию, а затем настолько укрепили ее, что победили во Второй мировой, а для нас — Великой Отечественной войне. Дело Ленина оказалось благотворным для становления державы нового типа с высоким интеллектуальным, духовным и экономическим потенциалом СССР.

22 апреля 1870 года в городе Симбирске (ныне Ульяновске) родился Владимир Ильич Ленин – создатель большевизма как течения общественно-политической мысли, организатор победоносной Коммунистической партии, возглавившей Великую Октябрьскую социалистическую революцию, основатель Советского социалистического государства, вождь и учитель трудящихся всего мира.

С юношеских лет В.И.Ленин стал убежденным марксистом. Совсем молодым В.И.Ленин написал знаменитую книгу «Что такое „друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?», в которой до конца разоблачил истинное лицо народников как фальшивых «друзей народа», идущих на деле против народа. Каждый последующий теоретический труд В.И.Ленина представлял собой целую эпоху в становлении и развитии марксизма в России и во всем мире, будь то гениальная ленинская работа «Что делать?», «Две тактики социал-демократии в демократической революции», «Империализм, как высшая стадия капитализма». В книге «Государство и революция» В. И. Ленин восстановил искаженные оппортунистами взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса на природу государства, развил учение марксизма о государстве и диктатуре пролетариата. Уже одно это выборочное перечисление показывает суть творческой работы Ленина – дать рабочему классу, партии, аргументированные ответы на самые насущные, самые злободневные вопросы, которые ставила перед марксизмом жизнь, историческое развитие.

В своих работах Ленин выдвинул идею революционного союза рабочих и крестьян как главного средства свержения царизма, помещиков, буржуазии, строительства коммунистического общества, обнажил до корней идейные истоки оппортунизма, поднял на высоту значение марксистской революционной теории, показал роль партии как революционизирующей и руководящей силы стихийного рабочего движения, обосновал коренное марксистское положение, что пролетарская партия есть соединение рабочего движения с социализмом, всесторонне развил идею гегемонии пролетариата в буржуазно-демократической революции.

Изучая империализм, В. И. Ленин открыл закон неравномерности экономического и политического развития капитализма. Исходя из этого закона, он пришёл к выводу, что формула К. Маркса и Ф. Энгельса о возможности победы социализма лишь путём одновременной победы пролетарской революции во всех или в большинстве развитых капиталистических стран уже не соответствует новой исторической обстановке. В. И. Ленин доказал, что эта формула должна быть заменена новым выводом о возможности прорыва цепи мирового фронта империализма в её наиболее слабом звене, выводом о возможности победы социализма первоначально в немногих или даже в одной, отдельно взятой, капиталистической стране. Формулировку этого гениального вывода В. И. Ленин дал в статьях «О лозунге Соединенных Штатов Европы» (1915) и «Военная программа пролетарской революции» (1916). Ленинская теория социалистической революции, теория о возможности победы социализма в одной стране обогатила марксизм и двинула его вперёд, раскрыла революционную перспективу пролетариям отдельных стран, развязала инициативу в деле натиска на свою, национальную буржуазию, укрепила их веру в победу пролетарской революции. Важнейшую роль сыграли работы В.И.Ленина: «Критические заметки по национальному вопросу» (1913), «О праве наций на самоопределение» (1914), давшие большевикам научно обоснованную революционную программу решения национального вопроса, обеспечившую после взятия большевиками власти сотрудничество и дружбу народов, их объединение в СССР.

Делом всей жизни В.И.Ленина было создание политической партии рабочего класса нового типа, опирающейся на идейные и организационные принципы большевизма, разработанные и осуществленные Лениным в тяжелейшей борьбе с идейными врагами – «экономистами», отзовистами и прочими оппортунистами. В.И. Ленин создал большевистскую партию, про которую И.В.Сталин справедливо сказал: «Мы, коммунисты, - люди особого склада. Мы скроены из особого материала. Мы – те, которые составляем армию великого пролетарского стратега, армию товарища Ленина. Нет ничего выше, как звание члена партии, основателем и руководителем которой является товарищ Ленин».

В.И.Ленин считал, что важнейшим средством идейного и организационного сплочения социал-демократов должна явиться общерусская марксистская нелегальная газета. Эту роль блестяще выполнила созданная и руководимая Лениным «Искра». На II съезде РСДРП в 1903 году было положено начало боевой, революционной марксистской партии рабочего класса, принципиально отличающейся от реформистских партий 2-го Интернационала. Борьба В. И. Ленина с оппортунистическими элементами на съезде положила водораздел между революционной частью РСДРП - большевиками, и оппортунистической - меньшевиками. Пражская конференция 1912 года, руководимая Лениным, подвела итог всей предшествующей борьбе большевиков за революционную пролетарскую партию. Конференция изгнала из РСДРП меньшевиков-ликвидаторов, положив тем самым начало окончательному оформлению большевиков в самостоятельную партию. Неутомимая борьба В. И. Ленина и объединившихся вокруг ленинского руководящего ядра большевиков за создание партии нового типа увенчалась полной победой.

Февральская революция в считанные дни радикально изменила политическую ситуацию в России. Утром 4 апреля 1917 года В.И.Ленин выступил в Таврическом дворце на собрании большевиков с докладом, в котором были изложены тезисы о задачах революционного пролетариата. Это были знаменитые Апрельские тезисы, в которых он выдвинул гениальный план борьбы партии за переход от буржуазно-демократической революции к революции социалистической, провозгласил лозунг «Вся власть Советам!», сделал великое научное открытие, придя к выводу, что наилучшей политической формой диктатуры пролетариата является республика Советов. Мгновенное схватывание существа политической ситуации, незамедлительное выдвижение адекватного плана действий – вот особенности блестящего ума В.И. Ленина как практического политика.
В середине сентября 1917 года В.И.Ленин пишет исторические письма Центральному Комитету, Петроградскому и Московскому комитетам партии: «Большевики должны взять власть» и «Марксизм и восстание». В них он показал, что создались объективные условия для проведения успешного вооружённого восстания. 10 октября состоялось историческое заседание ЦК партии большевиков, на котором была принята предложенная В. И. Лениным резолюция о вооружённом восстании. В ночь на 25 октября В. И. Ленин прибыл в Смольный для непосредственного руководства восстанием. Разработанный В. И. Лениным план восстания начал осуществляться.

Вечером 25 октября в Смольном открылся 2-й Всероссийский съезд Советов, провозгласивший переход всей власти в центре и на местах в руки Советов. 26 октября В. И. Ленин выступил на съезде с докладом и проектом декрета о мире. Вопрос о мире, говорил он, есть самый жгучий вопрос современности. Вслед за этим В. И. Ленин выступил с докладом и предложил проект декрета о земле. 2-й съезд Советов с огромным энтузиазмом принял ленинские декреты. На съезде Советов впервые в истории человечества было создано рабоче-крестьянское Советское правительство - Совет Народных Комиссаров. Председателем Совнаркома был избран В. И. Ленин.

Встав во главе Советского государства, В. И. Ленин руководил всеми сторонами жизни молодой Советской республики: он являлся инициатором и автором основных декретов Советской власти, которые играли огромную организующую и воспитательную роль. По настоянию В.И.Ленина молодая Советская республика заключила тяжелейший, «позорный» Брестский мир, который, однако, позволил вывести страну из империалистической войны, спасти революцию от разгрома, получить необходимую передышку и создать условия для социалистического строительства. Последующий ход событий полностью подтвердил правоту позиции В.И.Ленина по вопросу о Брестском мире.

Летом 1918 года началась иностранная военная интервенция и гражданская война. В. И. Ленин выдвигает лозунг: «Всё для фронта!», призывает массы напрячь все силы в борьбе против американских, англо-французских и прочих интервентов и белогвардейцев, воодушевляет рабочих и крестьян на героические подвиги на фронте и в тылу. И первый и второй и третий походы Антанты против Советской республики были разгромлены. «Никогда не победят того народа,- говорил В. И. Ленин,- в котором рабочие и крестьяне в большинстве своем узнали, почувствовали и увидели, что они отстаивают свою, Советскую власть - власть трудящихся, что отстаивают то дело, победа которого им и их детям обеспечит возможность пользоваться всеми благами культуры, всеми созданиями человеческого труда».

В январе 1919 года В.И.Ленин обратился к рабочим Европы и Америки с призывом основать 3-й Интернационал. 2 марта 1919 года в Москве открылся I конгресс Коммунистического Интернационала. Конгресс утвердил внесённые В. И. Лениным «Тезисы о буржуазной демократии и диктатуре пролетариата», которые легли в основу программы Коминтерна.

Весной 1920 года В. И. Ленин написал гениальный труд «Детская болезнь „левизны" в коммунизме». В этой работе он раскрыл международное значение Великой Октябрьской социалистической революции, обрисовал главные этапы в истории Коммунистической партии, показал, что партия выросла, окрепла и закалилась в непримиримой борьбе с врагами внутри рабочего движения - открытым оппортунизмом и мелкобуржуазной революционностью. Книга В. И. Ленина является классическим произведением по вопросам стратегии и тактики большевизма.

В марте 1921 года состоялся X съезд РКП(б). На съезде были подведены итоги дискуссии о профсоюзах, навязанной партии Троцким, «левыми коммунистами» и другими оппозиционными группами, пытавшимися подорвать единство рядов партии, разрушить союз рабочих и крестьян и погубить диктатуру пролетариата. Съезд подавляющим большинством голосов одобрил ленинскую платформу о профсоюзах, в которой определяется роль профессиональных союзов как школы управления, школы хозяйничанья, школы коммунизма. Съезд принял ленинскую резолюцию «О единстве партии», которой запрещались фракции и группировки внутри партии. Эта резолюция имела исключительное значение для разгрома антипартийных группировок и укрепления единства Коммунистической партии. Съездом была также принята предложенная В. И. Лениным резолюция «О синдикалистском и анархистском уклоне в нашей партии». В этой резолюции съезд осудил так называемую «рабочую оппозицию» и признал пропаганду её взглядов несовместимой с принадлежностью к Коммунистической партии. X съезд партии принял важнейшее решение о замене продразвёрстки продналогом, о переходе к новой экономической политике. Новая экономическая политика была рассчитана на борьбу социалистических элементов с капиталистическими, на победу социалистических элементов над капиталистическими, на построение фундамента социалистической экономики.

13 ноября 1922 года на IV конгрессе Коммунистического Интернационала В. И. Ленин выступил с докладом «Пять лет российской революции и перспективы мировой революции», в котором заявил, что рабочий класс России в союзе с трудящимся крестьянством построит социалистическое общество. 20 ноября В. И. Ленин выступил на пленуме Московского Совета. Свою речь он закончил выражением твёрдой уверенности, что «из России нэповской будет Россия социалистическая». Это было последнее выступление В. И. Ленина с речью перед страной.

21 января 1924 года в 6 часов 50 минут вечера Владимир Ильич Ленин умер. Смерть В. И. Ленина, вождя и учителя, обрушилась тяжким ударом на партию, на народные массы Советской страны и трудящихся всего мира. С глубокой скорбью трудящиеся прощались со своим учителем, лучшим другом и защитником. На смерть В.И. Ленина рабочий класс Советского Союза ответил ещё большим сплочением своих рядов вокруг Коммунистической партии. За 4 месяца около 250 тысяч рабочих вступило в ряды Коммунистической партии. В партию шли те, кто был готов отдать жизнь за дело Ленина, за социализм. Это был ленинский призыв в партию.

Всю свою жизнь В. И. Ленин отдал делу освобождения рабочих и крестьян от гнёта самодержавия, от гнета капитала, от власти капиталистов и помещиков, делу построения социализма. В. И. Ленин был гением революции, её стратегом, величайшим мастером революционного руководства. В острейших классовых битвах новой эпохи, эпохи империализма и пролетарских революций, В. И. Ленин шёл во главе народных масс, в неисчерпаемые силы которых он безгранично верил. Воспитывая массы, В. И. Ленин в то же время чутко прислушивался к голосу масс, учился у масс, с которыми он был связан тысячами нитей.

В. И. Ленин - вождь и учитель рабочего класса и всех трудящихся, руководитель нового типа - простой и скромный. Свою революционную деятельность В. И. Ленин строил на гранитном базисе марксизма. В. И. Ленин клеймил тех, кто пытался подменить марксистскую теорию буржуазными оппортунистическими идеями, беспощадно разоблачал всех, кто на словах признавал марксизм, а на деле изменял ему. В. И. Ленин защитил и восстановил подлинные взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса по многим вопросам, очистил идеи марксизма от всяческих оппортунистических извращений. Вместе с тем В. И. Ленин решительно выступал против начётнического, догматического подхода к теории, неустанно подчёркивал, что марксизм не догма, а руководство к действию, что марксистскую теорию надо двигать вперёд, развивать её во всех направлениях. В. И. Ленин - великий корифей науки - обогатил марксистскую теорию многими важными положениями и выводами. Имя В.И.Ленина было и является знаменем трудящихся всего мира в борьбе за дело мира, демократии и социализма, за светлое будущее народа.

Мы почти ничего не знаем о Ленине, а то, что знаем, складывается из двух наборов лжи. Первое высокопарное вранье об Ильиче нам вбивали в головы коммунисты, а второе - пришедшие им на смену демократы. Одни обеляли, другие поливали грязью. В итоге в голове у большинства россиян оказалась каша из набора стереотипов. Разрушить их, наверное, не удастся уже никогда. Правда о Ленине, как и его тело, зависла где-то между небом и землей…

Потомок князя Голицына

Ленин - один из немногих политических деятелей, не имеющих автобиографии. В архивах был найден единственный листок, где он пытался начать свое жизнеописание, но продолжения так и не последовало. Эту работу за него сделала его старшая сестра Анна. Она-то впервые и затронула вопрос о еврейском происхождении Ульяновых.

Александр Бланк - дед Ленина по материнской линии - был крещеным евреем. Ему покровительствовал князь Александр Голицын, стараниями которого и состоялось крещение. Анна выяснила, что Бланк был незаконнорожденным сыном Голицына. Благодаря князю дедушке будущего вождя многое удавалось в жизни: получить образование, продвинуться по службе, заключить удачный брак.

Бланк значительно увеличил свое немалое состояние после женитьбы на немке со шведскими корнями Анне Гросскопф. Выйдя в отставку с должности медицинского инспектора госпиталей Государственного оружейного завода в Златоусте, доктор Бланк приписался к казанскому дворянству и приобрел имение Кокушкино, став помещиком средней руки.

Анна Ульянова долгое время пыталась придать огласке найденные факты, но Сталин посчитал, что пролетариату совсем не обязательно знать слишком много о предках вождя.

Любимчик Керенского

Володя, четвертый ребенок в семье, был болезненным мальчиком, ходить начал в три года, в раннем детстве у него случались истерические припадки. Обладая маленьким хрупким телом и слишком большой головой, Володя часто терял равновесие и бился ею обо что ни попадя. Тем не менее он стал первым учеником в гимназии, в которую поступил в 1879 году.

Семья Ульяновых, 1879 г. Стоят (слева направо): Ольга, Александр, Анна. Сидят (слева направо): Мария Александровна c дочерью Марией на руках, Дмитрий, Илья Николаевич, Владимир.

Директор гимназии Федор Керенский, отец будущего главы временного правительства Александра Керенского, высоко оценивал способности Владимира Ульянова. Кстати, это был единственный учитель, поставивший Ульянову в аттестат четверку по логике. Остальные были пятерки.

Владимир Ульянов в гимназические годы, 1887 г.

Все разговоры о дружбе Ульянова с Александром Керенским сильно преувеличены. Они встречались, так как их отцы служили по одному ведомству, но значительная разница в возрасте препятствовала товарищеским отношениям.

Любитель и ценитель пива

Для Ленина периода эмиграции был характерен образ жизни среднего буржуа. Привычка к комфорту без излишеств, удобное отдельное жилье, забота о здоровье и питании. Он много плавал, катался на велосипеде и совершал горные прогулки. Крупская жаловалась, что до революции Ильич пил много.

Ульянов среди членов петербургского “Союза борьбы за освобождение рабочего класса”, 1897 г.

В годы эмиграции без пива за стол не садился. Поход в знаменитую мюнхенскую пивную «Ховбройхаус» называл «заскочить к народовольцам» от аббревиатуры пивной «HB». Пить бросил в 1921 году из-за болезни. Выпив, любил дразнить собак. Крупская в своих записках писала: «...раздавался надрывный вой собаки. Это Володя, возвращаясь домой навеселе, всегда дразнил соседского пса...»

Карточка охранного отделения

Будучи православным и даже венчанным в церкви, Владимир Ульянов священнослужителей не жаловал. Единственное исключение сделал в Лондоне в 1905 году для Гапона. Выпил с ним вина и подарил свою книгу с автографом.

Второй мужчина Надежды Крупской

Многие лениноведы утверждают, что Крупская до Ленина была девственницей. Это неправда. До замужества с Владимиром Ильичом она уже состояла в браке. Детей у революционной четы, как известно, не было. Последняя надежда рухнула в Шушенском.

Надежды на прилет маленькой пташки не оправдались, - пишет Надежда Константиновна своей свекрови из ссылки. Выкидыш был вызван началом у Крупской базедовой болезни.

Ильич - конспиратор

В 1903 году Ленин отправился в первую эмиграцию в Швейцарию. В Женеве он снял квартиру в квартале красных фонарей. Ильич решил, что здесь всегда много случайных людей и будет легче затеряться. Вождю пролетариата тут нравилось. После работы в библиотеке он любил посидеть в хорошей компании за кружкой темного пива.

Надо было видеть, с какой неподдельной радостью, с каким огромным увлечением и заражавшим всех подъемом веселился Владимир Ильич, - вспоминал его товарищ по партии большевиков Бонч-Бруевич.

К сожалению для Ленина, он ошибся в расчетах: полиция регулярно наведывалась в квартал красных фонарей и он постоянно оказывался в поле зрения правоохранительных органов. Пришлось переехать в рабочий квартал - на улицу Давида Дюфура, 3.

Пребывание Ленина в Женеве увековечено. На средневековой башне Молар в центре города с 1921 года имеется барельеф. Женщина на нем тянет руки к мужчине с бородкой клинышком. Экскурсоводы поясняют: «Дама символизирует Женеву, город изгнанников. Мужчина - Ленин, самый знаменитый из них».

Титан мысли

После первого инсульта в мае 1922-го Ульянов несколько месяцев возвращался в рабочее состояние. И уже в октябре приступил к работе. За два с половиной месяца он принял более 170 человек, написал около 200 официальных писем и деловых бумаг, председательствовал на 34 заседаниях и совещаниях и выступал с докладами на сессии ВЦИКа и на IV конгрессе Коминтерна. Случай в медицинской практике невиданный.

Оболганный оратор

Любая кухарка способна управлять государством, - такого Ленин никогда не говорил. Эту фразу ему приписали очернители, взяв из поэмы Владимира Маяковского «Владимир Ильич Ленин».

В действительности он писал так: «Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством...

Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно».

Король компромисса

У Ленина был шикарный автомобиль «роллс-ройс». Как-то на Владимира Ильича, едущего в этой машине, напали бандиты . Ленин тут же отдал им и машину, и бумажник. Бандиты умчались на «роллс-ройсе», но вскоре были пойманы.

Ленин потом приводил этот случай как пример правильного поведения в своей политической статье «О компромиссах».
Позднее «роллс-ройс» был поставлен на гусеничный ход для зимних поездок Ленина в Горки и на охоту.

Гений бранной речи

Бердяев назвал Ленина гением бранной речи. Вот несколько строк из письма Ленина Сталину и Каменеву от 4 февраля 1922 года.: «Всегда успеем взять говно в эксперты. Нельзя подтягивать шваль и сволочь, не желающих представлять отчеты...», «Приучите этих говнюков серьезно отвечать...». На полях статей Розы Люксембург вождь делал пометки «идиотка», «дура».

Но чаще всего Ильич ругал Орджоникидзе. Он писал Серго записки: «С кем сегодня пили и гуляли? Откуда у вас бабы? Ваше поведение мне не нравится. Тем более, на вас все время жалуется Троцкий».

Орджоникидзе был еще тот гулена! Сталин более сдержанно относился к женщинам. Ленин отчитывал Иосифа Виссарионовича за то, что он много пьет, на что Сталин отвечал: «Я же грузин и без вина не могу».

Ильич - пламенный атеист

Ильич просто-таки ненавидел Русскую православную церковь. В день Николая Чудотворца, когда нельзя было работать, Ленин издал приказ от 25 декабря 1919 года: «Мириться с «Николой» глупо, надо поставить на ноги все чека, чтобы расстреливать не явившихся на работу из-за «Николы».

Он писал председателю ВЧК Дзержинскому: «В соответствии с решением ВЦИК и Сов. Нар. Комиссаров необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией. Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше. Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатать и превращать в склады».

В то же время Ленин очень лояльно относился к католичеству, буддизму, иудаизму, мусульманству и даже к сектантам. В начале 1918 года он намеревался запретить православие, заменив его католичеством.

Эффективный менеджер

Ленин был, как сейчас принято говорить, «чрезвычайно эффективным менеджером». Он настаивал на расстрелах за «нерадивость» и «нерасторопность». Например, в конце 1917 года, когда он возглавил правительство, предложил расстреливать каждого десятого тунеядца.

Орденоносец

В 1922 году Ленина наградили орденом Труда Хорезмской Народной Социалистической Республики. Как потом оказалось, это единственная официальная государственная награда, которой был при жизни удостоен вождь всего мирового пролетариата и основатель первого в мире государства рабочих и крестьян.

Ильич - не сифилитик!

По свидетельствам лечащих врачей и комиссии, созданной в 70-м году, а также современных специалистов, у Ленина был атеросклероз мозга. Но протекающий очень нетипично.

Профессор с мировым именем Григорий Россолимо, осмотрев больного Ульянова, записал в дневнике: «Положение крайне серьезное. Надежда на выздоровление явилась бы в том случае, если бы в основе мозгового процесса оказались бы сифилитические изменения сосудов ».

Отсюда и пошла нелепая версия о венерическом заболевании Ленина!

Владимир КАЗАКОВ

Владимир Ленин, чья очередная, неюбилейная дата, отмечается сегодня, по-прежнему человек-символ. Дискуссия, выносить ли тело вождя из Мавзолея, вспыхивает с сезонной периодичностью. Как у любой современной звезды, в интернете у Ильича есть блоги его фанатов. Российские командировочные, оказавшись в незнакомом городе, ищут винно-водочный магазин испытанным способом: встать спиной к памятнику Ленину и пойти туда, куда он указывает. А молодые культурологи создали группу в «Фейсбуке» и с тщательностью ученых пытаются подсчитать, сколько памятников вождю было открыто по всему миру, а сколько снесено. В общем, образ вождя не ушел из общественного сознания. А каким его видят современные историки? Об этом разговор «РГ» с главным научным сотрудником Института российской истории РАН Владимиром Булдаковым.

Фото РИА Новости

Хоронить или нет Ленина? Это действительно ключевой вопрос, который раскалывает нашу память о Революции и мешает примириться?

Владимир Булдаков: Надежды на то, что похоронят Ленина, и все трудные вопросы истории, решатся сами собой, с моей точки зрения, из области магии дурного пошиба. Мы заслужили то прошлое, которое имеем, вместе со всеми его ритуальными нелепостями. Историю надо понимать, а не колдовать по поводу исторических персонажей и событий, которые нам кажутся ключевыми. Надо научиться понимать Ленина и его эпоху. И только на этой основе возможно примирение. Если понимаешь логику другого, то в большей или в меньшей степени прощаешь его. Понимаешь, что он тоже жертва событий или собственного неведения.

А вот Ленфильм предложил свой способ разобраться в событиях и примирить с Революцией весь мир: снять в роли Ленина ДиКаприо. Говорят, он очень похож на молодого Ульянова...

Владимир Булдаков : Смешно... Это опять из области каких-то магически-утопических штучек. Киношными методами, конечно, неврозы истории не лечат. Впрочем, сценических сцен из жизни вождя больше, чем достаточно. Мне лично очень хотелось бы понять, о чем думал Ленин по пути из Финляндии в Петроград. Боялся ареста?

- И почему котелок поменял на ставшую знаменитой кепку?

Владимир Булдаков: "Пролетарскую" кепку он "позаимствовал" у парижских шансонье. Это известный факт. Так он хотел стать "ближе к массам". Довольно наивно!

- Леонард Ди Каприо силен в романтических сценах, помните, на носу "Титаника"?

Владимир Булдаков: Ну сколько можно мусолить "роман" Владимира Ильича, которому вроде бы полагалось думать исключительно о революции? (Как и было в действительности). Нельзя человеку влюбиться в Инессу Арманд - тоже революционерку? Обыкновенный адюльтер, правда, революционный. Если на то пошло, можно обыграть и сюжет с бездетностью супруги Ленина на фоне многодетной Инессы. Ильич действительно детей любил (как и кошек с собаками)! А если серьезно, то страсти по революции вполне сочетаются с сексуальной неуемностью. Но здесь Ленин смотрится, увы, скромно.

Вы как-то сказали, что Ленина назначили виновником революции? А сам он ни при чем? Никаких "Апрельских тезисов" и других руководств к действию не сочинял, расстрельные списки не подписывал?

Владимир Булдаков: Назначили не только Ленина. С таким же успехом "назначали" Николая II. В советское время был такой анекдот: "Николая II следует наградить орденом Октябрьской революции за создание предпосылки этой революции". В этой шутке есть доля истины. Историческая вина лежит не только и не столько на подстрекателе или организаторе смуты, но и на человеке во власти, который ведет себя как фаталист. В России власть не столько свергают, сколько она сама изживает себя, разваливается на глазах. В такую возможность трудно бывает поверить, а потому поиск "виновников" становится неизбежен. К 1917 году народ полностью разуверился во власти. Не без известных подсказок, конечно.

- Кто же, с ваших слов, подсказывал, кто смущал эти толпы в 1917-м?

Владимир Булдаков: Демагоги со всех сторон забрасывали народ самыми разными лозунгами. Но из этого вовсе не следует, что народ действовал по их указке. Ничего подобного. Мужик, а крестьянство составляло основу движения, руководствовался, с одной стороны, своим "интересом", с другой - пребывал во власти неуправляемых эмоций. Массами двигала ненависть - иррациональная, накапливающаяся еще задолго до Первой мировой войны. И как только власть обнаружила свою несостоятельность, она стихийно выплеснулась. Именно поэтому Гражданская война приняла такую многомерность и протяженность. Спровоцировать такое никому не под силу.

- Но вождем "смутьянов" был ведь Ленин?

Владимир Булдаков: Оставьте в покое Ленина. Он не самый большой злодей. У него была масса куда более радикальных предшественников, ему "помогали" всевозможные анархисты и максималисты, готовые резать и вешать "буржуев" без суда и следствия, пребывая в уверенности, что расчищают место для строительства социализма. Ленин пришел на готовое. Впрочем, в отличие от основной массы слишком эмоциональных революционеров, Ленин был более "рационалистичен" и верил в непреложность марксистской теории. Для него марксизм был истиной в последней инстанции. Но при этом он то и дело отступал от марксизма во имя "революционного творчества масс".

По мнению некоторых современных историков, Ленин для символа Октября был слишком буржуазен и сер, не блистал запредельными аналитическими способностями, не оставил за собой шлейфа героических или романтических историй, в нем не было таинственности и злого обаяния. Единственный роман, неудачная карьера адвоката. Словом, не Робеспьер...

Владимир Булдаков: У него были другие, куда более важные для революционера качества. Он обладал способностью своей верой заражать окружение, причем не только товарищей по партии, но и самую разнородную публику. Это кажется парадоксальным, поскольку оратором он был средненьким. Однако убежденность, которая сквозила в каждом его слове, поистине заражала и заряжала людей.

Соратников он то и дело ошарашивал какой-нибудь невероятной, идеей, а потом так или иначе ухитрялся убедить, что ее можно и нужно осуществить. Времена были такие, что полумагические жесты и заклинания были востребованы. Замутненное людское сознание не могло им противиться.

А что за невозможные идеи он подбрасывал? Задумал госпереворот, изложил путь к нему в своих пунктуальных "Апрельских тезисах", и все получилось...

Владимир Булдаков: Когда он произнес эти самые "Апрельские тезисы", все рты разинули: они не соответствовали марксистской теории. По классикам необходим был относительно длительный промежуточный этап между буржуазно-демократической революцией и движением дальше. А он твердил: "Переходим к следующему этапу революции!" Поначалу это вызвало раздражение даже в ближайшем окружении. Но тут случился Апрельский кризис. Его спровоцировал министр иностранных дел Временного правительства Павел Милюков, заверивший союзников по Антанте, что Россия продолжит войну до победы. Это вызвало взрыв негодования среди уставших от войны, прежде всего солдат. Получается, что Ленину помог случай.

Однако в июле все, казалось, готовы были поверить, что большевики - немецкие шпионы, их место в тюрьме. Но когда после бесславного провала наступления русских армий Корнилов захотел навести порядок в стране силой, Ильич вновь оказался на коне. Военной диктатуры испугались все, даже либералы. Вот так сам ход событий помогал Ленину.

- Оставалось только свистнуть и - "Мы идем революционной лавой. Над рядами флаг пожаров ал..."?.

Владимир Булдаков: Совсем не так. Ленину стоило немалого труда убедить товарищей по партии в необходимости подготовки к вооруженному восстанию. Это было сложно: петроградский гарнизон менее всего хотел кому бы то ни было подчиняться. А перед рабочими стояла проблема - как бы работу не потерять. Штурмовать власть мало кому хотелось, несмотря на недовольство ею. Народ, по давней привычке, рассчитывал, что кто-то иной "буржуев скинет". Контрреволюция также пребывала в растерянности. Для свержения правительства оказалось достаточно решительного меньшинства. И не стоит сочинять сказки про "идеально подготовленный заговор". Куда большую роль могли сыграть страхи перед мифической контрреволюцией - недаром Ленин пугал второй корниловщиной. В результате на глазах оторопевших умеренных социалистов большевикам удалось просто отодвинуть в небытие Временное правительство, объявив себя Временным (!) рабоче-крестьянским правительством. Вот и весь "секрет" победы "Великого Октября"!

Владимир Прохорович, вас послушать, где-то вождю повезло, где-то он глупость сказал, но кто-то еще глупее ответил... Этот образ совсем уж не похож на тот, к которому привыкло старшее поколение (младшее Ленина знает в основном из анекдотов). Где правда?

Владимир Булдаков: Человек был выдающийся и мощный. Другое дело, что утопист. Но тогдашняя эпоха сама порождала утопии и соответствующих "пророков". Все это довела до точки кипения мировая война. Безумие и кровопролитие такого масштаба приводят к тому, что химеры воображения становятся действенной силой истории. Отсюда и устремленность к мировой революции.

- Пишут, что Владимир Ильич презирал деятелей Парижской коммуны, потому что не расстреляли полгорода...

Владимир Булдаков: Он, конечно, не был "добрым дедушкой Лениным", о котором нам рассказывали в детском саду. Люди, пережившие опыт мировой войны искренне считали, что уничтожение несколько сот тысяч и даже миллионов человек - вполне соразмерная плата за то, чтобы шагнуть в прекрасное будущее. Это образ мысли того времени. К тому же колоссальный демографический бум по всей Европе и в России сыграл свою разрушительную роль. В России "омоложение" населения - вспомним блоковское: "Юность - это возмездие" - сомкнулось с так называемым аграрным перенаселением в центре страны. Накопившееся ощущение безысходности породило поистине звериную ненависть в оголодавшем народе. В России слишком многое зависит не от теорий и законов, а от спонтанных эмоций. Что касается Ленина, для одних он светлый гений, для других - исчадие ада. Впрочем, со всеми великими людьми происходит нечто подобное. Смущенный человеческий ум требует культов. Ленин с определенными личными качествами оказался востребованным своим временем. Как и большевики, кстати сказать.

- Какая-то особенная кровожадность вождя революции - миф или реальность?

Владимир Булдаков: Человеку нынешнего "мирного" времени очень не нравится "кровожадность" людей прошлого. Увы, история пронизана насилием. Что касается призывов "расстрелять побольше" в ленинские времена? Это "всего лишь" вопрос о цене "светлого будущего" - воображаемого антипода невыносимого настоящего. "Лучше ужасный конец, чем ужас без конца!". И если говорить о жестокости Ленина, то следовало бы учитывать, что одно дело - заявить, что во имя идеи можно и нужно расстреливать, другое дело - отдать конкретный приказ. Одно дело "книжное" насилие, другое - расправа. В революции не столько по приказам расстреливали, сколько "по зову сердца". Готовности убивать - и во имя идеи, и в порядке бытового озверения - было больше чем достаточно. Недаром до сих пор гадают: расстреляли царскую семью по приказу сверху или по почину снизу? Тогда в массе народа этот акт не вызвал ни сожаления, ни содрогания.

- Какой террор был более кровожадным: красный или белый?

Владимир Булдаков: Революционный террор является более массовым по определению. Революционеры, эти "заложники идеи", потерпев неудачу, всегда могут сказать: мы проиграли потому, что мало убивали. Вот такая логика. Но если говорить конкретно о красном терроре, то он был более упорядоченным и "понятным": буржуя надо уничтожить, и точка. А вот белогвардейцы действовали скорее эмоционально. Это были люди, которые потеряли себя в "красной смуте" и не представляли, куда ведет "рок" событий. Поэтому они и подозревали всех и вся. Отголоски этого сказываются и сегодня - отсюда масса конспирологических представлений.

Способны ли мы, спустя почти сто лет, взглянуть на значение революции без гнева и пристрастия? И без частных обид?

Владимир Булдаков: Люди хотят "понятного" прошлого. Мы по-прежнему живем эмоциями, не обузданными разумом. Отсюда и "обиды" на неведомое прошлое. А что касается обид на правителей, повернувших историю в "тупиковом" направлении, то это удел людей, заведомо несвободных, отчужденных или отученных от собственной истории. Отсюда всевозможные болезненные фантазии на предмет "героев и злодеев".

- Спустя почти сто лет уместно говорить о "всемирно-историческом значении" Октябрьской революции"

Владимир Булдаков: Как ответ на Первую мировую войну революция была понята и даже по-своему принята всем миром. Это одна из возможностей естественного разрешения глобального конфликта, считали социалисты II Интернационала. В этом смысле Октябрь был действительно всемирно-историческим событием. И нашел массу подражателей на всех континентах. Беда в том, что человечество до сих пор движется вперед с помощью потрясений. И политики никак не научатся действовать на упреждение.

- Способны ли мы сегодня взглянуть на революцию без гнева и пристрастия? Без частных обид?

Владимир Булдаков: Простые люди тогда не избавились от текущих тягот. Однако были ликвидированы сословия, дан толчок к формированию гражданского общества. Заработали социальные лифты, хотя они работали и в царской России - для тех, кто хотел учиться. После революции крестьянская молодежь рванула не только в комсомол, но и в учебные заведения - за знаниями. Появилась реальная возможность изменить жизнь низов. Хотя революция и выкинула за пределы России многих выдающихся людей, она дала возможность реализовать себя новым талантливым людям. Встряхнула вековые пласты российской жизни - в этом ее безусловный плюс. Конечно, цена таких перемен по обыденным понятиям была слишком велика. Однако история не считается с "благородными" людскими эмоциями - слишком часто они проистекают от гражданской недееспособности.

Досье "РГ"

Последние памятники Ленину появились в России в 2007 году - в Царском селе и Липецке. Но формально самым "свежим" считается памятник мировому вождю пролетариата в канадском Ричмонде, он установлен в январе 2010 года. На голове Ленина - балансирующий Мао Дзе Дун. Композиция выполнена из хромированной стали. Авторы этого памятника китайские братья Гао. Он простоял до января 2012 года. После чего Ленин с Мао Дзе Дуном отправились в Китай.

Как диаметрально ни менялось отношение к Ленину, многие по-прежнему убеждены в его гениальности, только если раньше считали его добрым гением, теперь чаще — злым. Федор Гайда, кандидат исторических наук, доцент МГУ, лауреат первой премии фонда памяти митрополита Макария (Булгакова) в номинации «История России» за 2005 год, в принципе сомневается в его гениальности.

— Еще с советских времен принято считать, что Владимир Ильич Ленин — огромная фигура не только в отечественной, но и в мировой истории. Гений! Потом эта идея в умах русской интеллигенции трансформировалась, но всё равно считается, что он гений, только теперь со знаком минус. Мне с этим сложно согласиться. Не вижу я в нем особой гениальности. Можно, конечно, сказать, что гений и злодейство несовместимы, но дело даже не в этом, а в том, что если посмотреть на современников Ленина, то они не выпячивали как-то гениальность Ильича, их привлекали (или отталкивали) другие его особенности.

Давайте разберемся. Ленин действительно благодаря определенным своим талантам и, в первую очередь, благодаря фанатизму, способности пожертвовать всем ради политической борьбы становится лидером одного из течений российской социал-демократии — большевизма. Никто его лидерство не оспаривал, не противоборствовал ему. Но что это означает?

Да, это одна из партий, которая находилась в общем подполье в России, почти всё время до 1917 года лидеры партии находились в вынужденной эмиграции. Партия эта до Февральской революции не имела никаких шансов на успех в России, это прекрасно понимали все, в том числе и лидеры большевистской партии. У них были определенные надежды во время революции 1905 года, но эти надежды быстро сошли на нет и, как известно, в начале 1917 года (за месяц до Февральской революции!) Ленин, выступая перед швейцарской социал-демократической молодежью, говорил: наше поколение до революции не доживет, мы передаем вам эстафету.

Иногда в интеллигентских кругах говорят, что Николай II был слишком либерален, пощадил Ленина, а если бы устроил спецоперацию, устранил его, всё в России было бы хорошо. Но дело в том, что российская полиция, борясь с революционными кружками, последнее, что бы сделала — это устранила Ленина. Такая задача никогда не ставилась, большевиков всегда воспринимали как силу абсолютно деструктивную в революционном движении. Если все революционеры так или иначе стремились объединиться в борьбе против самодержавия, то большевики были единственной силой, которая старалась всё движение расколоть. И у полиции были инструкции большевиков арестовывать последними, потому что они работают на раскол и тем самым становятся своеобразными союзниками полиции. Фактически они выступают как провокаторы.

Но произошла Февральская революция, и она создала совершенно новую политическую реальность. Революция произошла во время мировой войны, когда социально-экономические условия в стране, естественно, ухудшились. Сама ситуация провоцирует катастрофу, провоцирует усиление социальной конфликтности и толкает большинство населения к наиболее радикальным лозунгам. В результате власть действительно попадает в руки большевиков. Она, как тогда, в 1917 году говорили, лежит на улице, и всякий, кто решится, может взять ее в свои руки.

В той тяжелой ситуации ни одна политическая сила не хотела брать власть, то есть брать ответственность за судьбу страны. Кто смог взять? Те, кому на самом деле на страну было наплевать, для кого власть — не ответственность, Россия — не пространство, которое надо обустроить, а отправная точка, из которой возгорится пожар мировой революции. А для этого нужно было фанатично, невзирая ни на что, идти вперед.

Ленин так и поступал вплоть до 1921 года, до нэпа. Но к концу гражданской войны стало ясно, что мировой революции не получается, а страна, в которой большевики укрепились, настолько обескровлена, что прежняя политика просто невозможна. И для Ленина наступает время рационального политического выбора: что делать в этой ситуации? А в этой ситуации можно делать только одно: закрепиться и дать стране вновь подышать более-менее свободно, освободить крестьян от продразверстки, дать им спокойно работать, пусть чуть-чуть наберут жирку. А дальше будет видно, что делать.

И в 1921 году Ленин выступает за смену политического курса, но не потому, что он прозрел, что военный коммунизм перестал быть его идеалом. Он остался его идеалом, просто сейчас, в данный момент, осуществлять этот идеал нельзя. А далее проблемы ничуть не уменьшились, Ильич оказывается перед такими проблемами, решить которые он сам и не смог бы. Ведь в 1921 году государственный аппарат молодой Советской республики начинает буквально трещать по швам из-за жуткой коррупции. Те, кто в гражданскую войну махал шашками, в государственном аппарате работать не могут, они не умеют делать ничего, кроме того, что делали в гражданскую войну. То есть умеют только махать шашкой и с помощью маузера выбивать из крестьян зерно.

А кто может работать? Бывшие государственные служащие, представители интеллигенции. Но эти люди работать за идею не привыкли. Жалованье у них небольшое, а тут появились нэпманы, которые сколачивают какие-то капиталы. В результате начинается «замечательный» бартер: власть обменивается на деньги. Возникает замечательная почва для коррупции, и в 1921 году ее масштабы растут в геометрической прогрессии. Непонятно, что делать.

Ленин пытается бороться с этим своими традиционными интеллигентскими способами: создается Рабкрин (рабоче-крестьянская инспекция), которая должна осуществлять чистку государственного аппарата, привлекать в этот самый государственный аппарат сознательных рабочих для контроля над советской бюрократией. Ничего не получается, Ленин в тупике. Он больше ничего не может предложить в качестве альтернативы.

Именно в это время на первых ролях появляется Сталин. Кто такой Сталин до 1921-1922 года? Да, один из важных большевиков, еще до революции он был одним из верных ленинцев. Ленин до революции имел двух таких людей, на которых мог опираться. Один из них — Сталин, который организовывал газету «Правда», но в определенный момент оказался в ссылке и на какое-то время выбыл из политической борьбы. Вторым был Роман Малиновский, который выступал с пламенными революционными речами в Государственной Думе. Все эти речи писались в Департаменте полиции, потому что он был агентом охранного отделения. Но Ленин ему доверял стопроцентно, даже в 1917 году долго не хотел верить, что Малиновский агент. А речи писались в полиции, потому что эти речи как раз работали на раскол революционного движения. Они были совершенно не опасны.

Сталин в начале двадцатых годов начинает выдвигаться на новые роли, он, в отличие от многих большевиков, оказывается хорошим администратором. Точнее, он может курировать административную кадровую работу. Реально ее осуществлял не сам Сталин, у него были помощники: Молотов, Каганович, ряд других. Но Сталин понял, что время пламенной революционной деятельности — махания шашками, митингов — ушло. И он начинает создавать совершенно другую систему.

С 1922 года, когда Сталин становится генеральным секретарем ЦК, начинается мощная (секретная, но мощная!) деятельность по изменению облика партии, а потом и государства. Создается система, которую впоследствии назовут номенклатурной, когда с низов берутся люди, верные партии, государству, выдвигаются на определенные посты, и эту работу осуществляет секретариат ЦК и кадровые отделы на местах. Партия просто меняет свой облик. Потом старой большевистской партии вообще не станет, она, как известно, в процессе чисток будет просто уничтожена. И в этом смысле можно сказать, что коммунисты Сталина разделались с большевиками Ленина.

Таким образом, возникает государство. Не некое пространство, на котором готовится мировая революция, а государство с очень жесткой централизованной структурой, которое уже не готовится к мощному внешнему выплеску и хоть и говорит о мировой революции, но мировая революция понимается уже совсем по-другому — как расширение влияния в мире. В этом смысле при всем уголовном подходе к делу Сталин, конечно, государственник. Он, в общем, не революционер, а кадровик, администратор.

Сложно сказать, что было бы с Советской Россией, не появись такой Сталин. Скорее всего, она уже в двадцатые годы и развалилась бы. Развалилась бы из-за коррупции, неустроенности, непрофессионализма администрации. Сталин перестроил ее так, что она просуществовала еще несколько десятилетий. В этом смысле он, конечно, контрреволюционер. Сталинская контрреволюция произошла, и тут Троцкий, конечно, прав: Сталин, будучи верным учеником Ленина, в конечном счете выстроил абсолютно не ленинскую систему. И во многом благодаря этой системе Россия смогла и Вторую мировую войну выдержать. Несмотря на ее, системы, аморальный, кровавый характер.

Федор Гайда

Православие и мир

Подпишитесь на нас