Психолог не несет ответственность.

Профессиональная деятельность психолога-консультанта характеризуется его особой ответственностью перед клиентом за те рекомендации, которые он предлагает клиенту.

Проблема ответственности психолога. В отличие от ответственности обычных людей (неспециалистов), психолог не должен всю ответственность брать на себя. Его задача более сложная - постепенно сформировать чувство и готовность к ответственности у консультируемых клиентов. Сам же консультант отвечает за саму организацию такой помощи, но не за принимаемые решения - это право (и ответственность) принадлежит клиенту как субъекту самоопределения.

В наши дни практическая психология как профессиональная деятельность зарождается в массовом масштабе .

И если, с одной стороны, психологическая практика представляет собой весьма стремительно и хаотично развивающееся пространство, состоящее из самых разнообразных, взрывоподобным образом возникших практик, то, с другой стороны – она начинает характеризоваться новыми, неведомыми для нее по прошлому опыту проблемами. Самые разнообразные аспекты проблемы этики ответственности активно обсуждаются и находят свое отражение в работах многих авторов (В.А.Канке, Г.Йонаса, А.Лэнгле, К.Муздыбаева, Г.С.Абрамовой, К.А.Абульхановой-Славской, Ф.Майленовой, Н.С. Пряжникова, С.В.Быкова и др.). Если говорить о качествах, в которых сущность ответственности находит свое наиболее полное выражение, они могут быть сведены к трем понятиям: тотальность (данные виды ответственности охватывают собой все в целом бытие их объектов, т.е. все их стороны, от голого существования до высших интересов); непрерывность (действие этой ответственности не должно прерываться); будущее (ответственность за жизнь, будь она индивидуальная или общественная, выходит за рамки непосредственного настоящего этой жизни через будущее) . Проспективизм, характерный для этики ответственности, выдвигает время на один из первых планов, направленность не столько в прошлое, сколько в будущее, быть ответственным – это значит эффективно ориентироваться во времени, не только учитывать и оценивать последствия поступков, но и осуществлять их предвидение, а при необходимости и профилактику . Развернутое и многоплановое информационное содержание понятия «ответственность» находит свое отражение в психологической литературе. В социально-психологическом контексте категорию ответственности рассматривают как: «качество» связанное с морально-ценностной ориентацией личности, и характеризующее социальную типичность личности; «позицию внутреннего мира личности», в которой ответственность выступает средством внутреннего контроля (самоконтроля) и внутренней регуляции (саморегуляция) деятельности личности , ; «отношение и меру» исполнения требований всего спектра моральных и правовых норм; «готовность» отвечать за последствия своих действий, поведения, практического отношения к реальным условиям существования ; «условие и способ» реализации объективных требований общечеловеческой и профессиональной морали, ее норм и ценностей; а также объективно существующую взаимосвязь общества, социальных групп и личности . Ответственность предполагает наличие определенного уровня самоорганизации, самоконтроля и самооценки. В качестве составляющих компонентов ответственности выступает целый ряд других качеств и умений личности. Среди них честность, справедливость, принципиальность, готовность отвечать за последствия своих действий. Названные качества не могут реализоваться успешно, если у человека не развиты эмоциональные черты: способность к сопереживанию, чуткость по отношению к другим людям. Исполнение любой обязанности требует проявления волевых качеств: настойчивости, усердия, стойкости, выдержки. Большой круг исследователей рассматривают волевые качества, в том числе ответственность как устойчивую характеристику субъекта, стабильную черту личности. Категории выбора и ответственности принадлежат к числу таких проблем, решение которых имеет не только теоретическое, но и практическое значение, будучи важной как для тех, кто находится в ситуации выбора, так и для тех, кто по долгу службы помогает людям совершать выбор – в частности, практикующим психотерапевтам. Особенностью такого выбора является то, что он осуществляется клиентом совместно с консультантом фактически на всех этапах принятия решения. Как бы ни трактовалась ответственность разными авторами – как подотчетность, наказуемость, обязанность или свойство характера личности, вина, – при системном ее рассмотрении главным в ней становится отношение субъекта и объекта ответственности, его предпосылка и динамика. Ответственность никогда не бывает безличной, она всегда связана с субъектом. Наличие же субъекта ответственности требует указания и ее объекта – того, за что субъект несет ответственность, что возложено на него или принято им для исполнения. Из связи субъекта и объекта ответственности возникает временная перспектива понятия: ответственность за совершенное действие – ретроспективный аспект; ответственность за то, что необходимо совершить, – перспективный аспект . Рассматривая проблему ответственности в сфере медицинской деятельности, необходимо помнить, что наряду с юридической существует и моральная ответственность, которая является мощным регулятором общественных отношений. Существенное отличие юридической и моральной ответственности заключается в характере правил общественного поведения или норм, лежащих в их основе. Практический психолог часто сталкивается с такими явлениями, ситуациями, психическими и иными проявлениями общественной и личной жизни, в которых уровень ответственности за ходом и результатами деятельности, поднимается подчас до высочайшей отметки – самой человеческой жизни, человеческой судьбы , при этом профессиональный долг требует от психолога действия, практическая этика определяет глубину воздействия на другого человека, а профессия диктует принятие ограничений на собственные действия. Вот здесь и начинается практическая этика. Она является тем содержанием, где реальность факта, с которой работает психолог, и реальность теории, в которой он осмысливает его, получают личностно-ценностную окраску, ту «пристрастность», ту эмоциональную, ценностную наполненность, без которой нет жизни человека

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА

С.В. Быков, С.А. Гаврилушкин

Кафедра психологии управления Самарская гуманитарная академия, филиал в г. Тольятти ул. Л. Чайкиной, 87, Тольятти, Россия, 445045

В работе рассмотрена профессиональная ответственность психолога, раскрывается значение морально-нравственной ответственности специалистов, занимающихся психологическим консультированием.

Ключевые слова: профессиональная ответственность, морально-нравственная ответственность, психологическое консультирование, значение ответственности психолога-консультанта.

Цель психологического консультирования состоит в обеспечении человека продуктивным существованием в конкретных обстоятельствах его жизни. Продуктивность связана прежде всего со способностью человека находить возможно большее число вариантов поведения, возможно большее число понятий, мыслей, чувств, поступков, чтобы иметь возможность общаться с максимально большим числом людей и групп внутри собственной культуры. При этом психолог независимо от его теоретических взглядов использует в своей работе такие понятия, как «жизнь», «смысл жизни», «место человека в жизни», «ценности», «индивидуальность». Консультационная и психотерапевтическая работа невозможна без прочной опоры на определенные морально-этические нормы. Психолог-консультант и психотерапевт должны обладать определенными качествами, например, им должно быть присуще хорошо развитое чувство ответственности, поскольку они должны учитывать последствия своей деятельности . Практическому психологу следует максимально снизить степень неопределенности и риска, связанных с консультированием и психотерапевтической помощью, регулярно прослеживая последствия консультирования и психотерапевтической практики, что позволит достигнуть лучшего понимания зависимости от процесса работа и ее результатов .

В ситуации индивидуального психологического консультирования предметом взаимодействия является психологическая информация, а позиции взаимодействующих могут быть, на наш взгляд, описаны в виде следующих схем.

1. Взаимодействие на равных - оптимальный вариант в индивидуальном консультировании, когда проблема ответственности за личные изменения решается в соответствии с ролями, обозначенными профессией психолога-консультанта, который помогает личности расширить ее альтернативы, создает на материале предмета взаимодействия условия для принятия человеком ответственного, осмысленного решения об изменении.

2. Взаимодействие с позиции «сверху» - одна из наиболее распространенных ошибок у практических психологов. Это приводит к тому, что у клиента формируется зависимость от психолога, а сам психолог теряет основу профессиональной рефлексии.

3. Взаимодействие с позиции «снизу» - создает для клиента возможности открыто манипулировать психологом. Увидеть в клиенте манипулятора - профессиональный долг психолога .

Обращаясь ко всем без исключения представителям иных коммуникативных профессий, потребитель: а) знает, чего он хочет; б) осведомлен в той или иной мере о нормах взаимоотношений с представителем данной профессии; в) достаточно хорошо понимает меру ответственности и ограничений своих и профессионала, к которому он обращается. В области психологической помощи существуют вполне определенные трудности, связанные как со спецификой профессии, так и с неопределенностью статуса и прерогатив психолога-консультанта в постсоветском обществе . Психолог-консультант работает не с ситуацией, не с ее трансформацией, а с переживаниями, с системой ценностей, отношений и состояний человека.

Прояснение подлинных мотивов или жизненных смыслов человека в процессе получения соответствующей психологической помощи может вообще сделать излишней саму жизненную ситуацию, коль скоро она является производной от психологических проблем клиента.

Если в остальных профессиях межличностные отношения играют подчас важную, порой даже определяющую роль, а иногда не играют никакой роли, не говоря уже о личностных достоинствах специалиста, то в рассматриваемой нами ситуации именно характер, динамика, своеобразие межличностных отношений, личностные качества психолога-консультанта, предъявляемые и не предъявляемые клиенту, но улавливаемые последним, играют определяющую, главную роль в динамике процесса и в конечном итоге в действенности психологической помощи .

В наши дни практическая психология как профессиональная деятельность зарождается в массовом масштабе. Самые разнообразные аспекты проблемы этики ответственности активно обсуждаются и находят свое отражение в работах многих авторов (В.А. Канке, Г. Йонаса, А. Лэнгле, К. Муздыбаева, Г.С. Абрамовой, К.А. Абульхановой-Славской, Ф. Майленовой, Н.С. Пряжникова, С.В. Быкова и др.). Если говорить о качествах, в которых сущность ответственности находит свое наиболее полное выражение, они могут быть сведены к трем понятиям: тотальность (данные виды ответственности охватывают собой все в целом бытие их объектов, т.е. все их стороны, от элементарного существования до высших интересов); непрерывность (действие этой ответственности не должно прерываться); будущее (ответственность за жизнь, будь она индивидуальная или общественная, выходит за рамки непосредственного настоящего этой жизни через будущее) . Проспективизм, характерный для этики ответственности, выдвигает время на один из первых планов: направленность не столько в прошлое, сколько в будущее. Быть ответственным - значит эффективно ориентироваться во времени, не только учитывать и оценивать последствия поступков, но и осуществлять их предвидение, а при необходимости и профилактику . Развернутое и многоплановое информационное содержание понятия ответственности находит свое отражение в психологической литературе. В социально-психологическом контексте катего-

рию ответственности рассматривают как качество, связанное с морально-ценностной ориентацией личности и характеризующее социальную типичность личности; позицию внутреннего мира личности, в которой ответственность выступает средством внутреннего контроля (самоконтроля) и внутренней регуляции (саморегуляция) деятельности личности ; отношение и меру исполнения требований всего спектра моральных и правовых норм; готовность отвечать за последствия своих действий, поведения, практического отношения к реальным условиям существования ; условие и способ реализации объективных требований общечеловеческой и профессиональной морали, ее норм и ценностей; а также объективно существующую взаимосвязь общества, социальных групп и личности . Ответственность предполагает наличие определенного уровня самоорганизации, самоконтроля и самооценки . В качестве составляющих компонентов ответственности выступает целый ряд других качеств и умений личности, например, честность, справедливость, принципиальность, готовность отвечать за последствия своих действий. Названные качества не могут реализоваться успешно, если у человека не развиты эмоциональные черты: способность к сопереживанию, чуткость по отношению к другим людям. Исполнение любой обязанности требует проявления волевых качеств: настойчивости, усердия, стойкости, выдержки. Большой круг исследователей рассматривают волевые качества, в том числе ответственность, как устойчивую характеристику субъекта, стабильную черту личности. Категории выбора и ответственности принадлежат к числу таких проблем, решение которых имеет важное теоретическое и практическое значение как для тех, кто находится в ситуации выбора, так и для тех, кто по долгу службы помогает людям совершать выбор, в частности для практикующих психотерапевтов. Особенностью такого выбора является то, что он осуществляется клиентом совместно с консультантом фактически на всех этапах принятия решения. При любой трактовке ответственности (подотчетность, наказуемость, обязанность или свойство характера личности, вина) при системном ее рассмотрении главным становится отношение субъекта и объекта ответственности, его предпосылка и динамика. Ответственность никогда не бывает безличной, она всегда связана с субъектом. Наличие же субъекта ответственности требует указания и ее объекта - того, за что субъект несет ответственность, что возложено на него или принято им для исполнения. Из связи субъекта и объекта ответственности возникает временная перспектива понятия: ответственность за совершенное действие - ретроспективный аспект; ответственность за то, что необходимо совершить, - перспективный аспект. Практический психолог часто сталкивается с такими явлениями, ситуациями, психическими и иными проявлениями общественной и личной жизни, в которых уровень ответственности за ход и результаты деятельности поднимается подчас до высочайшей отметки - самой человеческой жизни, человеческой судьбы . При этом профессиональный долг требует от психолога действия, практическая этика определяет глубину воздействия на другого человека, а профессия диктует принятие ограничений на собственные действия. Вот здесь и начинается практическая этика. Она является тем содержанием, где реальность факта, с которой работает психолог, и реальность теории, в которой он осмысливает данный факт, получают личностно ценностную окраску, ту «пристрастность», ту эмоциональную,

ценностную наполненность, без которой нет жизни человека . Этика профессиональной деятельности требует от психолога обязательного осознания своих возможностей как меры воздействия на другого человека, использования в практической работе только многократно апробированных педагогических и психологических средств и достигнутого на данном этапе времени уровня развития психологической науки . Все это порождает не только стремление к формированию и оформлению профессиональных сообществ, но и к внесению и развитию, культивированию в социуме новых структур общественного сознания, в которых бы отражалась, фиксировалась и откристаллизовывалась фигура самого психолога (социопсихотерапевта), его официально регламентированный и тщательно продуманный социальный статус . Сосредоточенные на практике, индивиде или социуме эти основные концепции формируют предельно широкую ориентировочную основу для выбора того базисного, универсального принципа принятия определенного решения или курса, направления поведения, которым может изначально руководствоваться профессионал. Некоторые авторы, анализируя основные причины проблем, с которыми сталкиваются психологи в своей профессиональной деятельности, связывают с известной степенью технологизации психологии, когда психолог-практик не просто действует в новых для себя ролевых контекстах и ролевых взаимодействиях, а начинает осваивать целостные технологии применения, использования психологических знаний . Полноценное профессиональное знание, представленное во всей полноте своей ориентировочной основы, позволяет психологам-практикам произвести адекватное парадигмальное и личностное самоопределение. Повышение профессиональной структурированности личностного сознания психолога-практика способствует практическому решению этических проблем профессиональной деятельности, в частности признанию в качестве основополагающей (в противовес утилитарной и гедонистической) концепции контракта как этической основы психотерапевтической работы . Однако, несмотря на наличие ряда положительных эффектов, напряженные поиски наилучших решений, способствующих развитию психологической практики, породили ряд специфических противоречий, главное из которых проявилось в существенном несоответствии между все большим расширением области профессионального участия психологов в жизни общества, повышением интенсивности практической психологической деятельности, с одной стороны, и фактически полным отсутствием рефлексии, раздумий по поводу морально-этических оснований этой деятельности - с другой .

Анализ современных публикаций, освещающих проблематику профессиональной подготовки психологов-практиков, показывает, что ведущими темами в них выступают две в равной степени взаимосвязанные и взаимонезависимые проблемы: этическая и психотехническая. Работа психолога ведется одновременно в нескольких плоскостях: первая - это собственно работа с той или иной проблемой, с которой приходит клиент, и тут задействованы прежде всего психологические знания, приемы, техники. Однако не менее важна вторая плоскость, которая не сразу замечается клиентами, но имеет самое непосредственное отношение к их жизни в целом, - создание такой обстановки, которая способствовала бы максимальному напряжению всех душевных и нравственных сил, и человек

постепенно, шаг за шагом становился бы все более зрелым, самостоятельным и ответственным. В этих условиях потребность во взвешенной нравственной оценке поступков и этическом обосновании психологической практики является закономерной . Эффективность этого процесса напрямую связана с необходимой инструктивной регламентацией деятельности на основе социально приемлемых норм ее существования; эти нормы появляются как бюрократическая основа определения меры социальной и личностной ответственности профессионала за свои действия . Для практикующего психолога проблема, связанная с этической стороной его профессиональной деятельности, является предельно широкой. Это совокупность задач, мотивов, смыслов и ценностей, мировоззренческая, теоретическая и социокультурная по своему диапазону; это область, которая не просто затрагивает тот или иной способ решения конкретных затруднений или противоречий, но охватывает личностные структуры психолога в целом. Профессия психолога - один из немногих видов социальной активности, где наиболее ясно выражается ориентация на ценность другого человека, а обобщенные идеи о ценности предельно конкретизируются и персонифицируются в его словах и действиях, направленных на другого человека, это не просто взаимодействие с испытуемым, пациентом, клиентом, подозреваемым, и т.д., а особое профессиональное воздействие. Речь идет о вмешательстве в психическую жизнь человека, уникальность и неповторимость которого позволяет рассматривать эти воздействия в самых разных аспектах, в том числе подвергать их этической, моральной оценке . Таким образом, значение этической проблематики в психологической практике нельзя недооценивать, так как она играет ведущую роль в формировании особого менталитета целой профессиональной группы. При этом следует принять во внимание неразработанность правовых норм деятельности практикующих психологов в нашей стране. Однако пока еще сообщество психологов и общество в целом весьма далеки от осознания необходимости правовой регуляции деятельности психологов-психотерапевтов, психологов-консультантов (психологов-практиков). Содержательно направления работы психолога в практических областях можно описать в виде укорененных в культуре образцов взаимодействия между профессионалом и клиентами . Практический психолог выступает как исследователь индивидуальной жизни человека, воздействуя на нее, получая необходимую для этого психологическую информацию, он входит (пусть на время) в жизнь другого человека . В психологическом консультировании психолог несет личную ответственность за точность полученной психологической информации и оказывает непосредственное личное профессиональное воздействие на индивидуальную жизнь человека. Степень ответственности и осознание ее являются для психолога необходимыми моментами его профессиональной рефлексии. Ответственность за целесообразность коррекционной работы психолог несет перед клиентом и перед своими коллегами, с которыми он обязан работать совместно.

В заключение необходимо отметить, что понимание природы и значения ответственности позволяет не только по-новому взглянуть на ее роль в психологической практике, но и существенно повысить правовую защиту как пациентов, клиентов, так и психологов-практиков, что в конечном итоге имеет положительное значение для психического здоровья населения.

ЛИТЕРАТУРА

Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь. Теория и практика: Учеб. пособие. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2000.

Быков С.В. Проблемы психологии ответственности личности: Монография / Под ред. Г.В. Акопова. - Тольятти: ВуиТ, 2004.

Быков С.В. Социально-психологическая регуляция ответственности личности: Авто-реф. дисс. ... д-ра психол. наук. - Казань, 2006.

Йонас Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации / Пер. с нем., предисловие, примечания И.И. Маханькова. - М.: Айрис-пресс, 2004.

Канке В.А. Этика ответственности. Теория морали будущего. - М.: Логос, 2003.

Косарев И.И., Сахно А.В. Нравственная ответственность врача в современном мире. - М.: Знание, 1987.

Лэнгле А. Жизнь, наполненная смыслом. Прикладная логотерапия. - 2-е изд. - М.: Генезис, 2004.

Майленова Ф. Выбор и ответственность в психологическом консультировании. - М.: КСП+, 2002.

Малкина-Пых И.Г. Техники гештальта и когнитивной терапии. - М.: Эксмо, 2004.

Методы практической социальной психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Ю.М. Жукова. - М.: Аспект Пресс, 2004.

МуздыбаевК. Психология ответственности. - Л.: Наука, 1983.

Пряжников Н.С. Этические проблемы психологии. Учебно-методическое пособие. - 2-е изд., стер. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2004.

Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент: Взгляд клинициста / Пер. с англ. А.И. Сотова. - М.: Класс, 2003.

Толстых А.В. Морально-этические проблемы психологической практики. - М.: Знание, 1988.

Франкл В. Психотерапия на практике / Пер. с нем. - СПб., 2000.

Шутц У. Свершенная ясность. Основы жизненной философии / Пер. с англ. - М.: Гуманитарный центр, 2004.

RESPONSIBILITY OF THE PSYCHOLOGICAL PROFESSIONAL ACTIVITY

S.V. Bykov, S.A. Gavrilushkin

The Chair of Management Psychology Togliatti Branch of Samara Humanitarian Academy L. Chaykinoy str., 87, Togliatti, Russia, 445045

The article gives a keen study of the term moral responsibility and shows the importance of this phenomenon for the professional activity of the psychologist.

Key words: professional responsibility, moral responsibility, psychological counseling, importance of responsibility of the counseling psychologist.

Профессиональная ответственность психолога

В чем заключается ответственность психолога по отношению к клиенту и психологическому процессу.

  1. Создать безопасное, стабильное пространство работы в виде постоянного времени и места.
  2. Соблюдать конфиденциальность , условия психологического контракта и этические принципы направления в котором он сертифицирован. Не создавать очевидные нарушения сексуальных границ, но и более тонкие – от двойных отношений с пациентами, до финансовой эксплуатации.
  3. Присутствовать – все внимание психолога направлено на клиента , его чувства и процесс происходящий между ними во время сессии. Быть в контакте с со своими чувствами, телесными ощущениями, замечать чувства и телесные изменения клиента. В процессе работы максимально быть открытым и доступным чувствам клиента и своим собственным.
  4. Осознание несимметричности взаимодействия клиента и психолога . Не злоупотреблять своей ролью: не использовать свою значимость в личных интересах, личный опыт как единственно верный, не реализовывать свои потребности в самоутверждении за счет клиента.
  5. Направлять клиента к тому, чтобы взять ответственность за свою жизнь , помогая ему найти внутри себя свои ответы на вопросы, сделать свои выборы на основе своих чувств и желаний, принимать свои решения и осуществлять изменения. Цель психотерапии – автономность, а не зависимость.
  6. Профессиональная компетентность, личная психотерапия и супервизия.
  7. Принять свое несовершенство и возможность ошибаться , понимать свои возможности и ограничения.
  8. Быть устойчивым. Выдерживать любые темы и чувства клиента , вот для чего нужна личная терапия и супервизия психолога. Личная терапия психолога позволяет ему отличать свои чувства, связанные с личными процессами и чувства клиента, а супервизия дает возможность не сливаться с клиентом, выносить боль и не психологически не разрушаться. Процесс психотерапии — осознавание, важно чтобы клиент осознал, а не только узнал. То есть советы, разговоры и примеры отчасти могут быть поддержкой, но при этом, только личный эмоциональный опыт клиента, пропущенный сквозь себя, переработанный и осознанный будет вести к изменениям. А для этого психотерапевту нужно быть устойчивым.
  9. Видеть человека с его историей жизни, индивидуальность , а не проблему или болезнь, видеть жизнь, а не термины. Психологи лечат душой куда больше, нежели знаниями.
  10. Позволить клиенту Быть . Не торопить, позволить быть паузам, растерянности, темпу работы, выбранным клиентом. Клиент может не работать, если ему это необходимо, делать то, что он хочет: сидеть, молчать, реветь, кричать, злиться – столько, сколько ему необходимо, делать свой выбор, отличный от того, что ему предложил психолог. Быть всей гамме и интенсивности чувств. Позволять быть тому, что происходит, позволяя клиенту по-своему использовать свою свободу во время сеансов психолога.

Психолог несет ответственность за соблюдение интересов обследуемого лица, за обеспечение его психологического комфорта на всех этапах психодиагностического обследования, закрепленную в форме определенных норм и правил профессионального поведения. В основе профессиональной этики - признание права каждого человека на неприкосновенность его психики, его души. Психолог-диагност должен уважать достоинство, права и свободы личности, религиозные и моральные убеждения обследуемого, учитывать их при организации и проведении исследования, подборе методических средств. В психодиагностическом обследовании не допустима дискриминация по признаку социального происхождения, национальной принадлежности, материальной обеспеченности, сексуальной ориентации и т. п.

Соблюдение этических норм психодиагноста обеспечивается требованиями, которые предъявляются к принципам работы психолога, к его личностным и профессиональным качествам и к инструментарию.

основным принципам психолога можно Кибальченко И. А. Психодиагностика / И. А. Кибальченко, Е. В. Голубева. М.: Феникс, 2009. 34 с:

Принцип ответственности;

Компетентности;

Принцип;

Принцип конфиденциальности.

ответственности предполагает психолога-диагноста сохранение психического физического здоровья, -соматического комфорта, благополучия обследуемого процессе диагностики. -диагност отвечает соблюдение интересов на протяжении обследования - от задачи, организации проведения исследования обработки полученных и интерпретации. психодиагностическое обследование каким-либо ущербом и ощущение эмоционально- дискомфорта, например, использования неприятных воздействий, то не должен давление при решения об. К психодиагностическим привлекаются только, кто дал согласие. В несовершеннолетия обследуемого получает согласие его участие обследовании у или опекунов. должен быть спокойно принять обследуемого от в работе любом этапе с уважением к его, мотивам, интимным, чувству собственного. психодиагностика эмоциональный соматический

Психодиагност не свободу обследуемого, может прекратить работу или за консультацией другому психологу иному специалисту. поддерживает у способность самостоятельно решения относительно совместного разрешения и не в действия, другими специалистами. он может продолжать психодиагностические, если они осуществляются другими или коллегами- Забродин Ю. М. Психодиагностика / Ю. М. Забродин, В. Э. Пахальян. М.: Эксмо, 2010. 148 с.

Если ход требует маскировки искажения истинных и задач, психолог должен, что это приведет к и длительному. Необходимость искажения исследования, инструкций быть раскрыта окончания экспериментальной. Психолог-диагност ответственность за и объективность диагноза, за его использования, недопустимость использования сведений во обследуемого. Особая ложится на при написании заключения, нередко решающую роль судьбе обследованного. Письменная характеристика чрезвычайной осторожности сдержанности в и интерпретации результатов. В случае необходимо особенности не научного, но обыденного понимания психологических категорий, таких, как, умственно отсталый, психического развития т. п. психолога-диагноста и на передачи психологических. Результаты и передаются в, понятных заказчику не допускающих трактовок или.

Профессиональный статус определятся не личными особенностями способностями, но квалификацией, отражающей выполнения профессиональных. Принцип компетентности, что психодиагностическое всегда выполняется психологом, имеющим высшее психологическое. Он ориентирует на каждодневную работу в с научными, установленными закономерностями и проявлений и научно личным опытом. психодиагноста определяется, насколько он в современных исследованиях в области и поддерживать на уровне свои знания и Романова Е. С. Психодиагностика / Е. С. Романова. М.: КноРус, 2011. 136 с.

Психолог-диагност постоянно осознавать компетентность и границы. Психодиагност за решение тех задач вопросов, которые в сферу профессиональной компетенции. стремление к и совершенствованию знаний, методической своей работы профессиональная потребность, которая может реализована самыми способами: самостоятельное, участие в, симпозиумах и психологов, участие работе общества, написание монографий, методических пособий руководств и. д.

Психодиагност совершенстве владеет психодиагностической беседы, и тестирования, позволяет ему только эффективно поставленную задачу, и поддерживать обследуемого чувство от общения специалистом.

Профессионализм -диагноста проявляется том, что не позволяет себя в неясную ситуацию, согласиться на исследования с уточненными целями способами использования сведений или организацию экспериментальной, где его или функции неуместными или.

Психодиагност соблюдает осторожность, чтобы обещания не необоснованных ожиданий клиента, осуществить он профессионально способен. Заказчик заранее получить о профессиональных психолога, пределах компетентности и решения поставленных.

Профессиональная компетентность психолога-диагноста нередко рассматривается как компонент диагностического процесса, такой же важный, как научно обоснованный выбор психодиагностических средств. Профессиональная компетентность основывается на владении специфическими психологическими знаниями, позволяющими дать надежное, объективное заключение, в том числе знаниями по общей, возрастной, дифференциальной, социальной и специальной психологии, а также по психопатологии и психиатрии.

компетентность психодиагноста многом основана общенаучных и знаниях, которые широту его. Глубина социального необходима для многих форм человека.

В. . Гайда выделил сфер знаний, психодиагносту Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика / Л. Ф. Бурлачук. М.: Питер, 2011. 84 с:

Знания условиях принятия на исследование;

Условий (фоновых), вызывающих изменения поведении;

Технологические;

Знания о изменениях в под влиянием процесса;

Сравнительные.

В процессе психолог-диагност еще один - принцип безоценочности беспристрастности. Психодиагност свои обязанности от того, субъективное впечатление обследуемый своим видом, умозаключениями, позицией, независимо его индивидуальной жизни и событий. На гипотезу, объективность заключения не влиять сходство свойств, близость, религиозных, культурных социальных установок, процессе диагностики не дает ни высказываниям, стилю работы, состоянию психических. При написании психодиагност избегает выражения «хорошая », «хорошие способности», « характер», «плохой » и т. Носс И. Н. Психодиагностика / И. Н. Носс. М.: Юрайт, 2011. 48 с.

Принцип конфиденциальности важную роль работе психолога. и доверие психологу со обследуемого или определяются прежде тем, насколько в тайне информация. Данный предполагает неразглашение диагностики без согласия на диагностируемого. Материал, психологом в психодиагностического обследования консультирования на доверительных отношений, должен случайно тем более разглашаться. Психодиагност обследуемого, о, какая информация в каком может быть заказчику или в общении другими специалистами. случае необходимости, при разрешении между педагогом учащимися, при профессиональной компетентности члена коллектива, психодиагностического обследования афишироваться таким, чтобы не ни обследуемого, заказчика, ни психолога, ни науку в. Форма передачи объем информации продумываются психологом учетом адресата, особенностей самого я специфики.

Если психодиагностическое проводится по, то психолог согласовывает с круг лиц, доступ к, содержащим психологическую об обследуемых. также ее (письменные характеристики, таблицы, компьютерный), место и хранения.

При результатов психологических психолог обязан фамилии участников или использовать только ему. Однако в психолога-диагноста случаи, когда конфиденциальности может нарушен. Это прежде всего, когда полученные или наблюдаемое указывают на для жизни обследуемого или людей (использование, готовность к самоубийства и. п.) Глуханюк Н. С. Психодиагностика / Н. С. Глуханюк, Д. Е. Щипанова. М.: Академия, 2011. 140 с.

При несовершеннолетних детей принимать во тот факт, родители могут к психологу результатами тестовых своего ребенка. требование может конфликт с правом ребенка, старшего возраста, сохранение в индивидуальных психологических. В данном вопрос заключается столько в, сообщать или сообщать родителям о проблемах, известных психологу, в том, это сделать, причинив вреда. При этом чрезвычайно важно доверие ребенка, разрушить сложившихся взаимоотношений с.

Нередко на консультации клиент ведет себя по отношению к психо­логу, как больной к врачу. Он как специалист должен знать лучше, чем я. Но различий между психологом и врачом гораздо больше, чем сход­ства. Медик работает с физическим телом, то есть на уровне «видимо­го». Он обследует пациента, проводит анализы, ставит диагноз и вы­писывает лекарства для лечения. Отношения врача - это отношения «верхней позиции», так как предполагается, что он про тело знает го­раздо больше, чем больной. Поэтому для успешного лечения пациент должен прежде всего доверять врачу больше, чем себе. Основную от­ветственность за результат лечения несет врач, «он лечит».

Психолог же имеет дело с психическим телом, которое по своей природе невидимо. Он не лечит, не ставит диагноз и не прописывает таблеток для избавления от страданий. Вместо этого он помогает че­ловеку разобраться в себе. Поэтому отношения с клиентом у психо­лога строятся по другому принципу:только сам человек точно знает, что происходит «внутри» его субъективной реальности. Психолог мо­жет лишь догадываться. Работа психолога заключается как раз в том, чтобы человек научился доверять себе по поводу себя.

С процессом консультации можно привести следующую аналогию. Например, происходит спасение человека, заваленного в шахте. Спа­сатель находится наверху и, конечно, может лишь предполагать, что творится там, под землей. При этом есть радиосвязь и он может пере­говариваться с потерпевшим. «Что ты видишь?» - спрашивает спаса­тель. «Я вижу две кнопки разного цвета», - отвечает человек. «Како­го цвета?» - «Красную и черную». - «Нажми на красную кнопку», - говорит спасатель. «Нажал. Заработал какой-то мотор». - «Теперь на­жми на черную». - «Дверь открылась». - «Выходи. Что видишь те­перь?» и т.д. Воссоздавая на основе описания человеком заваленного пространства, спасатель может подсказать правильное решение.

На этом примере можно увидеть, в чем разница ответственности психолога и клиента. Ответственность психолога заключается в созда­нии терапевтических конструкций с учетом всей, пусть даже проти­воречивой информации от клиента. Ответственность клиента в том, чтобы снабдить психолога точной информацией. Если клиент будет что-то утаивать, то психолог может создать ошибочную интерпрета­цию, которая может быть не только бесполезной, но и вредной.

Но ситуация обычно усложняется тем, что до психолога были еще другие, которые пробовали себя в роли спасателя, не имея на то ква­лификации. От их «помощи» человека еще глубже завалило. Поэтому человек перестал доверять, боится, чтобы не было хуже. Прежде чем довериться, он начинает устраивать разные проверки на предмет вы­яснения надежности спасателя. Он не видит, какой из себя спасатель, и путает его с прежними. И если случайно или необдуманно психо­лог-спасатель повторит их ошибки, то доверие может исчезнуть окончательно.

Открытие «третьего» глаза

Сегодня психолог - это уже не экзотическая профессия типа космо­навта. Теперь только в одном нашем городе психологических факуль­тетов больше, чем раньше по всей стране. Но понятно, что успешная сдача зачетов и экзаменов не гарантирует успеха в сфере практичес­кой психологии.

Наверное, у каждого специалиста существует свои критерии «насто­ящего психолога». На мой взгляд, дело не в углубленной информиро­ванности, не в знании изощренных техник воздействия, и даже не в многолетнем опыте. Если человек способен видеть, слышать и ощущать психику как один из уровней реальности, то это - психолог. Для него психическое не какое-то абстрактное понятие, а вполне конкретный предмет изучения. Наличие этой способности можно быстро опреде­лить. Достаточно небольшого разговора и сразу ясно, профессионал он или нет. Виденье этой особой, отличной от физической реальности дает возможность осмысленной помощи в ее изменении. Иначе специалист, несмотря на прекрасные знания, вынужден действовать вслепую.

Соответственно, у психолога должен быть развит особый орган зре­ния, с помощью которого он сможет различать невидимое для физичес­кого зрения. В шутку я его называю «третьим глазом», и мистика здесь совершенно не при чем. Хотя психика невидима, но это не значит, что ее нет или что она - нечто идеальное. Она, несомненно, реальна.

Основной загвоздкой в обучении психологов для меня долгое вре­мя оставался вопрос, как научить их «видеть» психику? Как развивать это «второе» зрение? Нужен какой-то метод, формирующий эту осо­бую установку на восприятие клиента. После долгих поисков у меня возникло ключевое слово - «метафора»! Буквально под метафорой понимается некоторое сравнение, как, например, басня, анекдот, сказка, притча и т.д.

То есть надо слушать то, что рассказывает клиент, не как рассказ о его объективной ситуации, а как метафору о его психической реаль­ности. Да и само воздействие на психику возможно также не напря­мую, а через метафору. То есть общение психолога и клиента всегда метафорическое. На консультации у психолога должна быть четкая установка: «Все, что клиент говорит о себе, это не есть описание его объективной реальности (хотя сам клиент в этом уверен). Его текст надо рассматривать как метафору».

При этом важно помнить, что, по мнению ученых, первоисточник метафоры отчасти укоренен в «табу». Слово было для первобытного человека то же самое, что и вещь, только наименованная. Невротик не может - не только для других, но и для себя - прямо назвать то, что его тревожит. В этом-то и состоит его проблема. В этом смысле все его ошибочные действия и симптомы есть метафорические сообще­ния о скрытом «неприличном» желании.

Метафоры бывают конструктивные и деструктивные, соответ­ственно проблема возникает при описании жизни через деструктив­ную метафору. Найти выход из положения - это поменять эту мета­фору клиента на более конструктивную. У современных практических психологов на сегодня много разнообразных подходов, которые явля­ются не чем иным, как разного рода метафорами, например идея о «бессознательном» или о наличии внутрипсихических «Родителя-Взрослого-Дитя».

Таким образом, специалист-психолог должен уметь, во-первых, расшифровывать метафоры клиента, во-вторых, способен сам исполь­зовать предложенные клиентом метафоры или сочинять новые.

Вот, например, некоторые фразы, которые, если их рассматривать метафорически, приобретают несколько иной смысл:

«Он подходит мне идеально». Здесь речь может идти о соответ­ствии другого своему идеалу «другого», а не о реальных отноше­ниях;

«У моего мужа появилась любовница, а я хочу быть одна». Здесь фразу можно понять и буквально, «хочу быть одна», то есть стремление к одиночеству;

«Ничего из меня не выходит». Очень похоже на анальную пробле­му. Из этой же серии «Сам приготовил, сам и ешь».

«Я вам всем покажу», «Я хочу заниматься собой», «У меня все еще впереди». Здесь затрагивается генитальная эротика.

Правомерность применения способа обучения работе с психичес­ким через метафорическое виденье следующая. Психическое - это тоже реальность (хотя и незримая), накладываемая на физическую ре­альность. Восприятие человеком объективной реальности опосредова­но состоянием его психики. Именно эта «нереальная» реальность и оп­ределяет наше поведение и чувства. Метафора же всегда ино-сказание, дву-смысленность, скрытое сравнение, то есть некоторый второй текст (под-текст).Говорить о психике можно только метафорически.

Этот навык можно потренировать с помощью следующего упражнения:

1) Разделитесь по парам. Пусть один из вас расскажет какое-либо ре­альное событие из жизни, а другой сочинит на это метафору.

2) Поделимся сначала на подгруппы. Каждая группа сочиняет метафо­ру на русскую народную сказку. Затем эта метафора рассказывается осталь­ным, которые должны угадать название этой сказки.

3) Вы рассказываете притчу, историю или сказку, где сами являетесь одним из персонажей. Задача участников вашей группы - определить, под чьей ролью скрывается рассказчик, и обосновать, почему они так решили.