Выплаты по осаго с 1 января. Процесс электронного оформления осаго

Не так давно вступил в силу ФЗ №214 от 23. 06. 2016 года, который возвестил о том, что электронный полис осаго с 1 января 2017 становится обязательным. Причём не для страхователей, а именно для страховщиков, которые должны обеспечить всё необходимое для заключения договора страхования гражданской автоответственности электронным способом. Естественно, новый закон вызывает у многих автолюбителей массу вопросов, на которые мы и ответим максимально подробно.Что такое электронный полис?

Правительство давно задумалось над возможностью дистанционного оформления ОСАГО. Уже в 2015 году некоторые страховые компании предлагали своим клиентам подобную услугу. Правда, делалось это чаще всего немного иначе, чем требует закон об осаго сейчас. Можно было составить заявку на сайте страховщика, который позже присылал бланк по почте.

Наконец, 10 июня 2016 года Госдума одобрила законопроект, согласно которому любая организация, занимающаяся страховой деятельностью в сфере автострахования, обязана оформлять полиса осаго с 2017 года и в режиме онлайн. Для этого на её официальном сайте должна быть предоставлена подобная услуга, которая напоминает покупку товара в любом интернет-магазине. Только вместо приобретения готовой продукции гражданин получает полис обязательного страхования своей ответственности перед другими участниками движения.

Возможность оформления е-ОСАГО связана в первую очередь с появлением общей базы АИС РСА, которая содержит данные о:

  • Всех водителях;
  • Коэффициентах бонус-малус;
  • Всех транспортных средствах;
  • Зафиксированных ДТП и выплатах;
  • Заключённых страховых полисах.

Пользоваться ею имеют право страховщики, ГИБДД, аккредитованные пункты ТО, Налоговая служба и пр. Наличие такой базы и позволило появиться электронному оформлению ОСАГО, которое даёт возможность не выходя из дома посредством интернета, специального сервиса на сайте страховой компании и банковской карты застраховать свою ответственность на случай ДТП.

Безусловно, это удобно. Помимо этого приобретение страховки через интернет занимает совсем немного времени, освобождая автовладельца от поездки к страховщику, ожидания в очереди и пр. Ещё одно преимущество – никто не навязывает доп. услуги, которые зачастую не просто предлагаются, а без разрешения клиента включаются в договор страхования, увеличивая стоимость полиса.

Что предъявлять сотруднику ГИДДД?

Многих водителей справедливо интересует вопрос о том, как быть в ситуации, когда вас останавливает инспектор ГИБДД, например, для проверки документов (в том числе, страховки)? Как можно доказать ему, что вы приобретали электронный полис «автогражданки»? На самом деле всё просто.

4 июля вступил в силу закон, который внес несколько существенных изменений, касающихся ОСАГО (Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 214-ФЗ " "; далее – Закон № 214-ФЗ). Рассмотрим эти нововведения подробнее и разберемся, могут ли у страховщиков и страхователей возникнуть какие-либо сложности в процессе реализации новых требований.

К каким переменам готовиться?

Говоря о вносимых законом изменениях, прежде всего стоит отметить обязанность, которую возложили на всех страховщиков, – начиная со следующего года они должны продавать электронные полисы каждому страхователю, выразившему такое желание (). В настоящий момент, напомним, оформлять страховые полисы ОСАГО в электронном виде – лишь .

Вместе с тем новый закон обязывает страховщиков обеспечивать бесперебойность и непрерывность функционирования их официальных сайтов (). Любой желающий должен иметь возможность зайти на сайт страховщика и оформить электронный полис ОСАГО. Обо всех рисках, которые могут нарушить функционирование сайта, страховщик обязан информировать Банк России.

О том, может ли потерпевший после получения согласованной страховой выплаты требовать от страховщика перечислить ему денежную сумму в большем размере и в каком случае, узнайте в материале "Порядок определения размера убытков, подлежащих возмещению в рамках ОСАГО в случае причинения вреда имуществу потерпевшего. Независимая техническая экспертиза и независимая экспертиза (оценка)" в Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Также был расширен перечень оснований, дающих страховщику право обратиться к страхователю с (). С 1 января 2017 года к их числу будет также относиться предоставление страхователем при заключении договора ОСАГО в электронном виде недостоверных сведений, которые позволили необоснованно снизить размер страховой премии. При этом страховщик помимо предъявления к страхователю регрессных требований в размере произведенной страховой выплаты при наступлении страхового случая также вправе взыскать с него денежные средства в размере неосновательно сбереженной суммы вне зависимости от наступления страхового случая ().

Кроме того, законом изменен порядок осуществления страховых выплат. Результаты самостоятельно организованной потерпевшим независимой технической экспертизы не будут учитываться при определении размера страховой выплаты, если он не представил свой поврежденный автомобиль для осмотра и экспертизы страховщику. В этом случае страховщик вправе вернуть представленное потерпевшим заявление о страховой выплате без рассмотрения ().

Все эти положения вступят в силу в январе следующего года.

Электронный полис и техническая экспертиза: нарушают ли нововведения в законе об ОСАГО права страхователя?

Из предусмотренных нововведений можно выделить два наиболее существенных:

  • обязательное оформление электронного полиса ОСАГО по желанию страхователя;
  • признание результатов самостоятельно проведенной потерпевшим независимой технической экспертизы автомобиля недействительными.

Каждое из этих положений вызывает немало дискуссий со стороны экспертного сообщества.

Так, продажа полисов в электронном виде оценивается как явное преимущество для страхователей. "Стоит вспомнить одни только многодневные очереди за полисами ОСАГО в регионах да еще и с навязанными страховками в придачу", – отмечает управляющий партнер компании "Антистраховщик", руководитель портала "Антистраховщик.рф" Илья Афанасьев . А вот страховщикам, по его мнению, введение такого порядка, напротив, невыгодно: "Так они не смогут поддерживать искусственный дефицит полисов ОСАГО".

Президент Всероссийского союза страховщиков и РСА Игорь Юргенс также существенную проблему, связанную с реализацией данного требования. Но связана она с другим: "Такая обязанность для компании означает, что нужно войти в систему ФМС России для того, чтобы корректно применить региональный коэффициент. А чтобы установить правильный КБМ, надо знать стаж водителя и другую информацию, которой располагает ГИБДД. К их системе тоже должно быть подключение. Нам нужна общая платформа с органами исполнительной власти, а этого нет".

При этом глава экспертного совета по страховому законодательству Госдумы, президент АНО "За справедливые выплаты" убежден, что создать условия для того, чтобы система работала беспроблемно, при желании на то самих страховщиков, вполне возможно, хотя полностью исключить фактор возникновения сбоев вряд ли удастся.

Еще одной проблемой не только для страховщиков, но и для страхователей является повышенный риск мошенничества, связанный с оформлением таких полисов. "За год было продано более 220 тыс. таких полисов. Лидерами по продажам электронных полисов стали Краснодарский край, Ростовская и Волгоградская области, регионы с самым высоким уровнем преступности. Мошенники скупают эти полисы, под различными предлогами заполняют их от имени страхователей, требуя затем передать им права требования", – возмущается Юргенс. Речь идет о лицах, которые сначала обещают помочь в заполнении электронного полиса ОСАГО, а затем настаивают на оформлении по этому договору. По словам эксперта, около 10 млрд руб. в год теряет страховой рынок от действий таких мошенников. С этой проблемой также необходимо будет разобраться до того, как оформление электронных полисов станет обязанностью страховщиков.

Вместе с тем Александр Коваль подчеркивает, что для самого страхователя возможность получить электронный полис – это право, и при желании он может затем получить полис на бланке в офисе у страховщика или по почте.

Что касается недействительности результатов проведенной потерпевшим независимой экспертизы, специалисты связывают появление этого нововведения в первую очередь со злоупотреблениями со стороны автоюристов. "Представителей страховых компаний приглашают на осмотр поврежденной машины телеграммами, и в результате страховщики не успевают приехать или, как они утверждают, приезжают на место, где вообще нет поврежденного автомобиля", – комментирует Илья Афанасьев. Солидарен с ним и Александр Коваль: "Страховщиками неоднократно приводились примеры, когда страховые компании по почте получали пакет документов на выплату, при вскрытии которого выяснялось, что в нем, например, чистые листы. Тем не менее, после факта отправки пакета, у потерпевшего и/или его юриста появлялась законная возможность подать иск в суд, так как закон требует до подачи иска обратиться с требованием о выплате к страховщику". Однако каких-либо доказательств подобных злоупотреблений и статистики, отмечают эксперты, общественности представлено не было.

С одной стороны, Коваль находит предусмотренное новым законом требование объективным – страховщик должен осмотреть поврежденный автомобиль для того, чтобы убедиться в самом факте ДТП, характере повреждений, оценить стоимость ремонта, необходимость замены деталей и т. д. Но с другой стороны, он отмечает, что такое право было у страховщика и до принятия изменений.

МНЕНИЕ

Александр Коваль, глава экспертного совета по страховому законодательству Госдумы, президент АНО "За справедливые выплаты"

"У потерпевшего было право после направления пакета документов на выплату в страховую компания подождать пять дней и самому организовать независимую экспертизу. А затем, уведомив страховщика, через пять дней направить иск в суд. Новые изменения устанавливают совершенно другой порядок, значительно усложняя его для потерпевших в ДТП автомобилистов – теперь в соответствии с принятыми изменениями потерпевшему придется направлять заявления с приложенными документами страховщику и дожидаться от него согласования даты осмотра автомобиля и/или независимой технической экспертизы. И только после этого он может попытаться получить выплату или мотивированный отказ".

В результате эксперт приходит к неутешительному выводу о том, что внесенные законом изменения направлены исключительно на защиту интересов страховщиков. "Без помощи квалифицированных юристов получение страховых выплат становится все сложнее", – заключает он.

Реализация данного требования, по убеждению Афанасьева, приведет лишь к затягиванию : "Согласование времени, места и даты осмотра для страховщиков – дело непростое и весьма ответственное, поэтому даты осмотров, я просто в этом уверен, будут назначаться на самой дальней границе временной "вилки". Тогда, когда это будет удобно страховщикам". Таким образом, ущемление прав водителей в данной ситуации, убежден эксперт, просто очевидно. "Пострадают от этого в первую очередь те водители, которым необходимо как можно скорее отремонтировать автомобиль, который, как это часто бывает, является средством заработка для семьи", – продолжает он.

Таким образом, намерения законодателя вполне можно считать благими – во-первых, представленный закон призван повысить уровень оказания страховых услуг, обеспечив возможность приобретать полисы удаленно в электронном виде, а во-вторых, он стремиться минимизировать злоупотребления со стороны недобросовестных автоюристов при проведении независимой технической экспертизы. Тем не менее успешная реализация этих нововведений зависит от целого ряда обстоятельств, среди которых налаживание взаимодействия между страховщиками и органами исполнительной власти в части создания и усовершенствования базы для выдачи электронных полисов ОСАГО, отслеживание и минимизация случаев мошенничества при оформлении полисов в электронном виде, ускорение процедуры технического осмотра поврежденного автомобиля со стороны страховых компаний и др. Как в итоге будет работать новый закон, не споткнутся ли страхователи и страховщики об обозначенные экспертами подводные камни, мы узнаем уже в следующем году.

28 апреля 2017 года вступают в силу изменения к закону об ОСАГО. Они будут касаться только тех договоров, которые подписаны после указанной даты. Президент уже одобрил изменения, которые предусматривают замену денежной компенсации ремонтом транспортного средства.

До 28 апреля автовладельцы могут требовать денежную компенсацию, как это было и раньше. Если ОСАГО было оформлено до этой даты, то и после нее автовладельцу выплатят денежное возмещение. Так будет до окончания срока договора. После выдачи нового полиса начнут действовать уже обновленные правила. Страховые компании самостоятельно занимаются ремонтом автомобиля, а деньги выплачивают только в крайнем случае.

Через полгода вступают в силу и другие нововведения. Они разрешают получать прямое возмещение даже в том случае, если в ДТП участвовали большее двух автомобилей.

Обязательная денежная компенсация

Возмещение убытков деньгами положено в таких случаях:

  • Восстановление автомобиля невозможно.
  • Установлена обоюдная ответственность участников ДТП.
  • Страховая сумма не покрывает расходы на ремонт.
  • Потерпевший является инвалидом и управляет специальным транспортным средством.
  • Потерпевший в результате ДТП погиб, а родственники отказываются ремонтировать автомобиль.
  • Потерпевшему был причинен средний или тяжелый вред и он отказывается ремонтировать автомобиль.
  • Страховая компания и потерпевший пришли к соглашению относительно денежной компенсации.
  • Пострадавший не желает делать ремонт в автосервисе, не имеющем договора на гарантийное обслуживание с производителем транспортного средства.

Таким образом, просто по желанию получить деньги на руки не выйдет. Если случай не входит в вышеуказанный список, можно разве что попробовать договориться со страховой компанией.

Старые условия

Ранее страховая компания возмещала убытки двумя способами. При первом деньги перечислялись автосервису, который проводил ремонт. Если страховая сумма не покрывала расходы, разницу автовладелец должен был покрывать из своего кармана. При желании можно было отказаться от ремонта и забрать наличные средства.

Проблема второго способа - высокий риск махинаций. Довольно часто недобросовестные водители с помощью таких же юристов получали незаконные компенсации. Для этого устраивали ДТП специально. Компенсации обычно хватало на ремонт с лихвой, остатки же можно было считать прибылью мошенников. Теперь же простор для маневров существенно сузился.

Нововведения

После 28 апреля страховая компания только оплачивает ремонт с учетом износа автомобиля, а не выдает деньги на руки. Это касается всех легковых автомобилей, зарегистрированных на территории РФ и принадлежащих гражданам страны.

Возмещение ущерба

В случае ДТП на место выезжает представитель страховой компании. Проводится экспертиза автомобиля, определяется ущерб. Затем выдается направление на ремонт. Кстати, все устанавливаемые во время ремонта детали должны быть только новыми. Расходы на запчасти определяются с учетом износа автомобиля. Если возмещения будет недостаточно, владельцу ТС придется доплачивать самому.

Ремонт

Направление на ремонт должно быть выдано не позже 20 дней с момента получения заявления о страховом случае. Если ремонт проводится в сервисе, не входящем в список компании, для выдачи направления отводится 1 месяц.

После поступления машины в автосервис все ремонтные работы должны закончиться в течение 30 дней. Сроки продлеваются только в отдельных случаях, если быстрее справиться невозможно. Автовладелец при этом должен быть не против продления ремонта. Если же работы не закончены в указанный срок, страховая компания обязуется выплатить неустойку.

На все кузовные работы предоставляется гарантия на 1 год. На остальной ремонт - 6 месяцев.

Выбор автосервиса

Каждый страховщик заключает договоры с определенными сервисами. Их может быть любое количество. Но автомобиль направляют в сервис, расположенный не дальше 50 км от места проживания автовладельца или места ДТП.

Но если компания готова оплатить транспортировку эвакуатором, то ТС могут отправить в любой сервис, даже если он находится в нескольких сотнях километров от места аварии. Обратная доставка в таком случае тоже осуществляется за счет компании.

Если автомобиль все еще находится на гарантии, компания должна выписать направление в авторизированный автосервис, занимающийся обслуживанием машин определенной марки. Если же в списке страховщика таковых нет, водитель имеет право потребовать денежную компенсацию. Или же можно согласиться на ремонт в другом месте, но это уже не обязательно.

Такое правило действует лишь для автомобилей, возраст которых не превышает 2 лет. По прошествии этого времени, даже если еще продолжает действовать гарантия, страховщик может выбрать для ремонта любой сервис из своего списка и отказать в денежной компенсации. Учитывая то, что гарантия дается на 3-5 лет, это нововведение довольно спорное. Скорее всего, в будущем здесь будут какие-то исправления.

Клиент страховой компании во время оформления полиса может самостоятельно указать тот автосервис, в котором желает ремонтировать свою машину. Подразумевается, что выбирать можно определенный вариант из списка компании. Но разрешается выбрать и другой сервис, если компания согласна на это. Такое согласие должно быть зафиксировано в письменном виде, иначе страховщик будет вправе давать направление в сервис по своему усмотрению.

Если по какой-либо причине ремонт не может быть осуществлен в выбранном сервисе, автовладельцу предоставляется денежная компенсация.

Некачественный ремонт

Если ремонт был выполнен неудовлетворительно или пропущены сроки работ, автовладелец может потребовать денежную компенсацию. В случае отказа необходимо обращаться в суд.

Доплата за ремонт

Согласно методике Центробанка при оценке запчастей принимается во внимание степень износа. Учитывается и ряд других показателей. Страховая компания анализирует данные экспертизы, оценивает состояние автомобиля перед ДТП и устанавливает максимальную сумму, выделяемую на ремонт. Если ее не хватает, покрывать разницу должен автовладелец.

Для экономии можно договориться со страховой компанией об установке бывших в употреблении запчастей. Старые детали вполне реально найти на разборах, авторынках, а то и в собственном гараже. Договоренность должна быть оформлена в письменном виде.

Теперь также можно потребовать доплату с виновника ДТП, и в таком случае износ не учитывается.

Для владельцев действующих полисов

До 28 апреля все условия полисов ОСАГО остаются старыми. Когда нужно будет заключать новый договор, постарайтесь выбирать страховую компанию как можно более тщательно. Раньше можно было просто забрать деньги. Теперь нужно учитывать, с какими сервисами у страховой заключены договоры.

Закон предписывает каждой страховой компании выкладывать список своих автосервисов на официальном сайте. В этом списке можно будет увидеть адреса сервисов, марки ремонтируемых автомобилей, сроки работ. Все это нужно прочитать до подписания договора, чтобы затем избавить себя от неудобств.

Если у вас уже есть надежный проверенный сервис, узнайте, с какими страховыми компаниями он сотрудничает.

На все заменяемые самостоятельно детали нужно сохранять чеки. Они могут понадобиться в суде.

Даже небольшая ошибка может стать поводом для отказа в компенсации. Поэтому следите, чтобы после ДТП все документы были оформлены правильно.

Будущим автовладельцам

При покупке новой машины ознакомьтесь со списком авторизированных автосервисов, с которыми сотрудничает дилер. Затем в списке страховой компании найдите один из этих сервисов и заключайте договор на обслуживание в нем. При обращении в страховую компанию виновника ДТП также требуйте, чтобы ремонт был проведен в выбранном вами сервисе.

При покупке б/у автомобиля постарайтесь получить у владельца документы на все запчасти, которые были недавно заменены. Особенно осторожно следует подходить к приобретению дорогих б/у автомобилей. Страховка при аварии может не покрыть стоимость ремонта, и разницу придется оплачивать самому. Подумайте, сможете ли вы сделать это.

Заключение договора обязательного страхования и получение полиса ОСАГО – непременное условие эксплуатации транспортного средства на дорогах общего пользования. Такая страховка помогает покрывать ущерб, нанесённый другим участникам движения в результате ДТП, совершенного по вине застрахованного лица.

Обо всех правоотношениях, возникающих между страховщиком и страхователем, можно узнать из содержания «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». По мнению представителей страховых компаний, в этом нормативном акте всё ещё остаются серьёзные недоработки, которые и устраняются чиновниками путём внесения тех или иных изменений.

В 2016 году закон менялся уже дважды: с 1 июля были введены новые унифицированные бланки, а с 1 сентября водителей, попавших в аварию, обязали предоставлять для осмотра повреждённые транспортные средства оценщикам страховых компаний. Без такого предварительного осмотра любая последующая независимая экспертиза теперь считается незаконной. С 1 января 2017 года в сфере страхования автогражданской ответственности снова появятся новшества. На этот раз страховщиков обяжут продавать электронные полиса ОСАГО (новая услуга уже получила название – е-ОСАГО).

Покупка электронного полиса ОСАГО онлайн с 1 января 2017 года

Покупка ОСАГО через Интернет стала возможной ещё в 2015 году. Многие страховые компании с целью сделать обслуживание своих клиентов более быстрым и удобным стали продавать электронные документы через собственные интернет-сайты. Возможностью приобрести электронный полис ОСАГО воспользовались десятки тысяч автовладельцев, а уже сегодня этот успешный опыт чиновники решили сделать повсеместным, обязав всех без исключения страховщиков организовать продажу документов в режиме онлайн.

Перед внесением изменений в законопроект была проведена серьёзная аналитическая работа, которая помогла выявить некоторые недостатки существующей практики продаж электронных полисов ОСАГО. Основная претензия клиентов по-прежнему связана с технической стороной вопроса: сайты страховых компаний работают плохо либо вовсе не функционируют. Вторая проблема – невозможность получить оригинальный «зелёный» полис, который бы подтверждал наличие страховки, приобретённой через Интернет.

Обновлённый закон должен решить эти вопросы, поскольку отныне обеспечение нормальной работоспособности сайтов – это обязательство страховых компаний. Тем же, кто не в состоянии организовать работу такого интернет-портала, разрешается реализовывать страховые полисы посредством электронной почты.

Второй вопрос решается следующей нормой: при необходимости страхователь может лично обратиться в офис страховой компании и бесплатно получить там оригинальный бумажный бланк. Второй вариант – заказать такой страховой полис по почте, но в этом случае все расходы, связанные с пересылкой документа, несёт клиент страховщика. Важное уточнение: стоимость услуг почтовой службы не может включаться в стоимость страховки, поэтому должна отражаться на отдельном документе (квитанция, чек).

Информация о водителе при покупке ОСАГО онлайн

Помимо вышеупомянутых нововведений в новой версии Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» появилась ещё одна крайне важная норма. Она касается возможности выставлять регрессное требование (обратное требование о возмещении уплаченной суммы) в отношении застрахованного лица, которое предоставило недостоверные данные при заключении договора обязательного страхования.

Итак, уже в январе 2017 года, когда продажа электронных документов станет повсеместной, в статье 14 Закона появится пункт, который разрешит страховым компаниям, уже возместившим ущерб согласно условиям полиса, ставить регрессное требование вернуть деньги, если при покупке ОСАГО клиент предоставил страховщику недостоверные сведения. Разумеется, это касается только тех случаев, когда такие ошибки – случайные или намеренные – привели к уменьшению величины страховой премии. К примеру, автовладелец может огласить меньший объём двигателя своего авто или сообщить о проживании не в своём регионе (где действуют меньшие коэффициенты).

Таким образом, отныне после наступления страхового случая страховщик неизбежно начнёт проверять данные, содержащиеся в страховом полисе, и при обнаружении ошибок будет иметь право взыскать с клиента:

  • полную стоимость страхового полиса (уже с достоверными данными);
  • сумму, выплаченную потерпевшему в ДТП страховщиком (в полном объёме).

Но если взглянуть на эту проблему с другой стороны, можно прогнозировать рост числа злоупотреблений со стороны самих страховых компаний. Нововведения января 2017 года открывают перед ними заманчивую «перспективу»: если клиенту продать полис (в виде бумажного или электронного документа) с ошибкой, например, с неправильным коэффициентом, то впоследствии такого страхователя удастся заставить самостоятельно оплатить ущерб. А это говорит о том, что с января 2017 года при оформлении полисов ОСАГО надо быть предельно внимательным и перепроверять правильность внесённых в документ данных.

Ещё одним важным нюансом, который также можно считать следствием внесения изменений в действующий Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», вступает проблема разглашения информации. С 2017 года начинает работу единая система межведомственного электронного взаимодействия, куда страховые компании будут дублировать всю информацию, получаемую от своих клиентов. Речь идёт о данных, которые будут почерпнуты из копий тех бумаг, который страхователь предъявит страховщику при покупке полиса. С одной стороны, последний всегда сможет извлечь нужные ему данные, чтобы сравнить с теми, которые используются при переоформлении страховки. С другой стороны, с течением времени доступ к этой базе будет открыт для многих других ведомств и организаций, а значит, информация о владельце полиса ОСАГО, по сути, станет более доступной.

Предъявление повреждений при страховом случае

Отдельного внимания заслуживает норма, вступившая в силу с 1 сентября 2016 года и касающаяся действий страхователя после наступления страхового случая. Отныне заключение договора обязательного страхования предполагает, что сразу после ДТП поврежденная машина должна быть осмотрена представителями страховщика. Главным мотивом такого нововведения стала распространённая и отчасти преступная практика автоюристов, когда те изначально проводили независимую экспертизу, результаты которой зачастую и становились основанием для выплат страховых сумм.

Представители рынка страховых услуг подсчитали, что несут серьёзные убытки, поскольку при несогласии с выводами независимых экспертов им всегда приходилось судиться со своими клиентами. На этот раз чиновники пошли навстречу страховым компаниям и установили норму, согласно которой «право первого голоса» стало принадлежать им.

Дополнительные материалы по теме:

Изменения в ОСАГО с 1 марта 2017 года Штраф за отсутствие страховки ОСАГО в 2018 году Закон об ОСАГО: полный текст с последними изменениями 2018 года

К примеру, для ответственного и аккуратного в вождении водителя при расчете цены полиса применяется максимальная 50%-ная скидка (коэффициент 0,5) за долголетнюю безаварийную эксплуатацию машины. Это совсем не означает, что конечную стоимость страхового полиса ОСАГО снизят на такой коэффициент. Поскольку в настоящее время полис ОСАГО относится к транспортному средству, в случае если водителя, которому положена максимальная скидка, нужно вписать в полис, где вписан владелец другого автомобиля, попавший в ДТП по своей вине, его максимальный коэффициент обязательно снизят.

Как было запланировано, с 1 января будущего 2017 года полис ОСАГО отвяжут от автомобиля и привяжут к конкретному водителю. Говоря другими словами, для всех водителей рассчитают их индивидуальный бонус-малус (КБМ), изменяемый по причине аварийности другого автомобиля и водителя.

2. Классы убыточности водителей (коэффициенты КБМ)

С нового 2017 года Российским союзом автостраховщиков для водителей будут введены 14 индивидуальных классов (класс убыточности «М» и 13 классов).

Например, для класса убыточности «М» применяется коэффициент 2,45. Для водителей, часто попадающих в ДТП из-за нарушения правил дорожного движения, будет присвоен соответствующий класс убыточности с коэффициентом 2,45. Такие водители смогут оформить полис в 2,5 раза дороже.

На данный момент классы убыточности применяют к автомобилю, а к водителям присвоен первый класс. За безаварийную езду водителям начисляется 5%-ная скидка. За год коэффициент бонус-малус может снизится на 0,05 процента. А максимальная скидка за десятилетнюю безаварийную езду составит 50 процентов (отсюда — коэффициент 0,50).

В случае попадания водителя по его вине в ДТП, независимо от предоставленной скидки, на следующий страховой период к нему применяется повышающая надбавка в размере коэффициента 1,55. Возвращение коэффициента бонус-малус до 1,0 возможно при управлении машиной без аварий на протяжении двух лет.

Кроме того, из-за привязанности коэффициента бонус-малус и к автомобилю, и к водителю, при страховании водителем — собственником автомобиля и внесении в полис других водителей для одного водителя могут применяться разные коэффициенты КБМ, зависящие от количества вписанных водителей и КБМ, применяемых к ним и автомобилю.

3. С 01.01.2017 года для всех водителей будет применяться личный КБМ при оформлении полиса ОСАГО, изменяемый ежегодно.

На данный момент коэффициент бонус-малус изменяют после оформления договора страхования на следующий срок. С отвязкой водителей от автомобилей, они получат более справедливый для них коэффициент КБМ. А еще с нового года страховым компаниям запретят самостоятельно производить расчет коэффициента бонус-малус. РСА будет подготовлена электронная онлайн система, рассчитывающая индивидуальный коэффициент КБМ всем водителям и передающая его страховым компаниям при заключении договора страхования.

Таким образом будут предупреждены злоупотребления, допускаемые страховыми компаниями при расчете цены полиса ОСАГО.

4. Вырастет ли скидка на полис ОСАГО с 01.01.2017 года?

Если водителя надо вписать в чужую страховку, рассчитываться будет не средний коэффициент, применяемый к двум страховкам, а намного справедливее. Когда водителю с коэффициентом 0,5 надо вписаться в страховой полис, он не теряет свой коэффициент и ему предстоит минимальный коэфициент.

Согласно данных РСА пятая часть водителей благодаря применению новой методики расчета с 01.01.17 получит скидку на окончательную стоимость полиса ОСАГО в 2-15% процентов.

5. Подорожает ли полис ОСАГО без ограничения количества допущенных к управлению водителей?

Однако, с применением новой системы расчета коэффициента бонус-малус с 01.01.17, отменив привязку стоимости полиса к автомобилю, ощутимо повысится стоимость страхового полиса ОСАГО без ограничения допущенных к управлению водителей. На данный момент при расчете стоимости такого полиса ОСАГО применяется коэффициент КБМ 1,80. Подорожание этого полиса ОСАГО коснется около 13,6% водителей.

6. Предусмотрен ли переходный период с введением новой системы для расчета коэффициента бонус-малус?

Российским союзом автостраховщиков после начала действия нового расчета коэффициента КБМ определены льготы для переходного периода. К примеру, водители, вписанные в несколько полисов ОСАГО, для которых применяется несколько коэффициентов бонус-малус, смогут воспользоваться минимальным КБМ (на данный момент страховыми компаниями в подобном случае применяется средний коэффициент бонус-малус.

7. Подорожает ли стоимость полиса для таксистов и юридических лиц?

Для юридических лиц с 01.01.17 при оформлении полиса ОСАГО будет применяться средний коэффициент по автопарку юридического лица. Естественно, компании с большим автопарком будут вынуждены увеличить расходы на ежегодное страхование.

Особенно некомфортны изменения для крупных таксомоторных парков, машины которых часто попадают в аварии по вине самих водителей. С нового года попадание хотя бы одного водителя в ДТП приведет к значительному подорожанию страховки в следующем календарном периоде.

8. Вырастет ли стоимость полиса ОСАГО при внесении в него водителя, по своей вине ранее попадавшего в ДТП?

Новые правила расчета цены полиса Осаго после 1 января 2017 года при внесении в полис нескольких водителей предусматривают его расчет по водителю с худшим коэффициентом КБМ. В процессе оформления полиса любой автовладелец должен внимательно изучить нововведения и ответственно отнестись к внесению в полис ОСАГО водителя, к которому применяется большой КБМ коэффициент. Из-за аварийности такого водителя значительно увеличится итоговая стоимость страхового полиса ОСАГО.